Реферат по предмету "Психология"


Исследование гендерных стереотипов и моделей поведения в конфликтных ситуациях

Курсовая работа
«Исследование гендерныхстереотипов и моделей поведения в конфликтных ситуациях»

Оглавление
Введение
1 Стереотипы и поведениелюдей в конфликтных и фрустрирующих ситуациях
1.1 Образы мужчин иженщин в массовом сознании
1.2 Поведение мужчин иженщин в конфликтных ситуациях
1.3 Стереотипы и реальноеповедение мужчин и женщин в конфликтных ситуациях
2. Организация и проведениеисследования
2.1 Анализ иинтерпретация результатов

Введение
В современномобществе очень популярна идея равенства полов. Но так ли они равны на самомделе? Или люди до сих пор пользуются веками накопленными стереотипами, которые пустьи не в явной, а скрытой форме, но влияют на поведение и отношение полов друг кдругу? На наш взгляд это очень важные вопросы, которые крайне актуальны, таккак в настоящее время в современной науке большое внимание стало уделятьсяпроблеме гендера (gender — социальный пол) и развития гендерного направлениягуманитарных наук.
Темой даннойработы является исследование реальных гендерных моделей и стереотипов поведениялюдей в конфликтных ситуациях.
Объектомисследования были: модели и стереотипы поведения.
Предметомисследования были: гендерные модели и стереотипы поведения
Целью данногоисследования является выявление типичных моделей и стереотипов поведения вконфликтных ситуациях у мужчин и женщин, а так же тип и характер направленностиреакции.
Для этогоставятся следующие задачи:
1)Датьтеоретический анализ проблемы стереотипов
1)Проанализировать литературу на предмет представленности в ней данной проблемы.
2)Описатьнаиболее ярко выраженные стереотипы, представления полов друг о друге.
3) Описатьполученную в различных исследованиях информацию о реальном поведении полов вконфликтных ситуациях.
4)Исследоватьстереотипы и гендерные модели поведения с помощью методики Розенцвейга.
Мыпредполагаем, что реальные гендерные модели поведения соответствуют принятым вобществе стереотипам.
Дляподтверждения данной гипотезы мы использовали методику исследования фрустрацииРозенцвейга. Этот метод является проективным, т.е. получение информации обиспытуемом основывается на принципе проекции, в соответствии с которымутверждается, что человеку свойственно в ситуации неопределенности приписыватьдругим людям собственные мысли, переживания.
Для обработкиполученных в ходе исследования данных использовался один из методовматематико-статистического анализа — критерий Фишера.
Висследовании приняло участие 34 человека-18 женщин и 16 мужчин.

1. Стереотипыи поведение людей в конфликтных и фрустрирующих ситуациях
 
1.1 Образымужчин и женщин в массовом сознании
Стереотипы –это веками складывающиеся представления об образах окружающего мира, которыепередаются из поколения в поколение и присваиваются ребенком как безусловные правила,законы либо нормы поведения.
Гендерные стереотипы– это один из видов стереотипов, основанный на принятых в обществе представленияхо мускулинном и феминном.
Под социальнымстереотипом обычно понимается стандартизированный, устойчивый, эмоциональнонасыщенный, ценностно-определенный образ. В основе производства социальногостереотипа лежит психологический феномен генерализации, обобщения, схематизацииданных опыта.
Особенностямисоциального стереотипа как регулятора социальных отношений является феноменполяризации качеств человека и жесткая фиксированность такой полярнойдихотомии. Синонимом стереотипа нередко выступают понятия предубеждения,предрассудка или клише. Американский социальный психолог Г. Тэшфелл пришел кследующим выводам относительно социальных стереотипов:
1) Люди слегкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы илисоциальные категории недифференцированными, грубыми, пристрастными признаками.
2) Такаякатегоризация отличается прочной стабильностью в течение очень длительноговремени.
3) Социальныестереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных,политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайнемедленно.
4) Социальныестереотипы становятся более отчетливыми, «произносимыми» и враждебными, когдавозникает социальная напряженность между группами
5) Стереотипыусваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясныхпредставлений о тех группах, к которым они относятся.
6) Социальныйстереотип не представляет большой проблемы, когда не существует явной враждебностив отношении групп, но их очень трудно модифицировать и управлять ими в условияхнапряженности или конфликта. />
Гендерныестереотипы – это сформировавшиеся в культуре обобщенные представления о том,как действительно ведут себя мужчины и женщины. Появление />гендерныхстереотипов обусловлено тем, что модель/> гендерных отношенийисторически выстраивалась таким образом, что половые различия располагались надиндивидуальными, качественными различиями личности мужчины и женщины.
Ю.Леваданазывает стереотипы готовыми шаблонами, «литейными формами, в которыеотливаются потоки общественного мнения. Социальные стереотипы отражают двеособенности общественного мнения:
1. существованиепредельно стандартизированных и упрощенных форм выражения и предзаданность,
2. первичностьэтих форм по отношению к конкретным процессам или актам общения.
Стереотип нетолько выделяет статистически среднее мнение, но и задает норму, упрощенный илиусредненный до предела образец социально одобряемого или социально допустимогоповедения». Шаблоны, в том числе и вербальные, предшествуют самому действию:каждый индивид, вступая в социальный мир, обязан выбирать из готового наборастереотипов. Стереотипы общественного мнения задаются и обновляются средствамии средой самого общения, в том числе средствами массовой информации».Социальные стереотипы, пишет Ю.Левада, действуют в тех ситуациях, когда сложноеявление упрощается до знакомого и привычного образца, взятого из арсеналаисторической памяти, известного чужого примера и пр., вплоть до мифологическихсхем. Опознание (отнесение к известной схеме) в таких процессах, очевидно,заменяет понимание. В то же время стереотип может выступать и в качестверуководства к действию: люди не только опознают привычные образцы, но истараются следовать им, чтобы быть понятыми другими и собой.
Стереотипыимеют следующие функции:
1)обобщающаяфункция, (упорядочивание информации);
2) аффективнаяфункция (противопоставление «своего» и «чужого»);
3)социальнаяфункция (разграничение «внутригруппового» и «внегруппового»), выполнениекоторых приводит к социальной категоризации и образованию структур, на которыелюди ориентируются в обыденной жизни.
Можновыделить множество бинарных оппозиций, стереотипно приписываемых мужчине иженщине:
·         Логичность– интуитивность, абстрактность – конкретность. Прежде всего, мужественностьсоотносится с логичностью и абстрактностью, а женственность – с интуитивностьюи конкретностью.
·         Инструментальность– экспрессивность, сознательность – бессознательность. Бытует стереотипноемнение, что женская чувственность, эмпатичность, эмоциональная экспрессивностьотличают ее от мужчины с его инструментальной размеренностью, ориентированнойна цель и компетентность. Благодаря этим качествам считается, что все женщиныболее гибки, отзывчивы. Мужчины же более тверды и властны.
·         Власть– подчинение. Женскими считались также преданность, жертвенность, терпение,покорность. Мужчину рассматривали как имеющего противоположные качества ипотому мужское и женское начала осмысливались в категориях власть-подчинение.
·         Порядок– хаос. Философский взгляд на гендерную дифференциацию формы и материивыражается в противопоставлении порядка и хаоса. Так, Н.А. Бердяев, говоря омужском и женском началах, отмечает: «Поскольку мужское начало есть началооформления, внесения смысла, Логоса, строя, лада, поскольку мужественный духоформляет, дисциплинирует, организует, постольку оно есть начало порядка».Беспорядок и хаос рассматриваются как проявления женского начала.
·         Независимость,индивидуальность – близость, коллективность. Важный />гендерныйстереотип состоит в том, что женщинам свойственно следить в первую очередь неза объектами и решением каких то задач, а за благополучием людей, составляющихих круг общения.
·         СилаЯ – слабость Я. Также стереотипно считается, что мужчин и женщин отличаютпроявления силы их личности. Женщина считается боле слабой, зависящей от силыличности мужчины.
·         Импульсивность,активность – статичность, пассивность. Во многих мифах женщина представляетсяпассивным началом, а мужчина активным.
·         Непостоянство,неверность, радикализм – постоянство, верность, консерватизм. Также бытуетмнение, что женщин отличает консерватизм, верность всему состоявшемуся, мужчинже – радикализм, непостоянство.
Можноеще отметить несколько основных стереотипов массового сознания:
•«Дело женщины – домашнее хозяйство и воспитание детей»;
•«Принятие решений – мужское дело»;
•«Женщина без мужчины – неполноценный член общества»;
•« Мужчина во всех отношениях сильнее и приспособленнее женщины»
•«Бабы – дуры» и т.п.
Американскиепсихологи Кэй До и Тима Эмсвейлер провели эксперимент. Студентов и студентокпознакомили с весьма успешными результатами, которых добился их коллега(мужчина или женщина) при выполнении сложного задания. После этого испытуемыхпросили высказать собственное мнение о том, что, с их точки зрения, послужилопричиной успеха. Оказалось, что и студенты, и студентки приписывали достижениямужчины почти исключительно его способностям, в то время как на успехи женщины,по оценкам обеих групп, больше повлияла удача.
Можноназвать и множество других стереотипов такого рода. Так, например, стереотипноепредставление о мужчине как лидере в равной степени характерно и для мужчин, идля женщин.
Нижепредставлено стереотипное описание характерных мужских и женских черт,полученное в исследовании американских студентов, проведенном в конце 70-хгодов.
Характерныечерты мужчины:сильный, склонен к занятиям спортом; меньше беспокоится о своей внешности ипочти не боится старости; выполняет роль кормильца семьи; имеет опытсексуальной жизни; неэмоционален, стоек; логичен, рационален, объективен,обладает развитым интеллектом; стремится к власти и лидерству; независим,свободен; активен; стремится к успеху, честолюбив.
Характерныечерты женщины:слабая, не склонна к занятиям спортом; беспокоится о своей внешности и боитсястарости; проявляет привязанность к семье; добродетельна; эмоциональна, нежна;легкомысленна, непоследовательна, обладает тонкой интуицией; уступчива,услужлива; зависима, в большой мере нуждается в защите; пассивна; робкая,застенчивая.
Ильинв своей книге « Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины» приводитряд подобных исследований различных авторов: «И. Броверман с соавторамипопросили юношей и девушек дать характеристику типичному мужчине и типичнойженщине. В результате для тех и других выявился различный набор качеств:
мужчины- агрессивные, предприимчивые, доминирующие, независимые, неэмоциональные, легкопринимают решения, самодостаточны;
женщины– тактичные, нежные, разговорчивые, интересуются собственной внешностью,нуждается в защите, аккуратные, спокойные.
Этоисследование Броверман проводил в 1972 году. В наше время эти качества уже нетак категорично делятся на мужские и женские, хотя общая тенденция сохраняется.
Дж. Мак-Ки иА. Шериффс пришли к выводу, что типично мужской образ- это набор черт,связанный с социально неограничивающим стилем поведения, компетенцией ирациональными способностями, активностью и эффективностью. Типичный женскийобраз напротив включает социальные и коммуникативные умения, теплоту иэмоциональную поддержку.
В целоммужчине приписывается больше положительных качеств, чем женщинам. При этомученые считают, что чрезмерная акцентуация как типично маскулинных, так итипично фимининных черт приобретает уже негативную оценочную окраску: типичноотрицательными качествами мужчины признаются грубость авторитаризм, излишнийрационализм и т.п., женщин — формализм, пассивность, излишняя эмоциональность ит.п.
Приведемпример, иллюстрирующий предрассудок в гендерной сфере. Девушек-студентокпросили познакомиться с научными статьями и оценить их с точки зренияпрофессионализма, компетентности, стиля и т.п. Некоторые студентки получили статьи,подписанные авторами-женщинами, другие — те же статьи, но подписанныеавторами-мужчинами. Оказалось, что студентки значительно выше оценивают статьи,подписанные мужчинами, чем женщинами. Т.е. предрассудки в отношениипредставителей собственной гендерной группы привели к низкой интеллектуальнойоценке труда других женщин.
Наформирование стереотипов сильное влияние оказывает менталитет. Изучением этогофеномена занимались Дж. Уильям и Д. Бест. Они предложили испытуемым из 25 страниспользовать 300 наиболее употребительных прилагательных, описывающиеличностные черты, для характеристики мужчин и женщин. В Нигерии словазаносчивый, грубый, ленивый, шумный были отнесены к женщинам. В Япониихвастливыми, несносными и неорганизованными тоже были женщины.
В однихстранах (Германия, Малайзия) дифференцировка полов была резко выраженной, вдругих (Индия, Шотландия)- слабо выраженной. В ряде стран описание мужчин былоболее отрицательным».
Можносказать, что причисляя определенное качество одному из полов, каждая странасоздает свои гендерные стереотипы.
В России этойпроблемой занималась Т.И. Юферева, Е.В. Каган, И.С. Клецина, В.Г. Горчакова.
Клецина врезультате опроса 70 студенток выявила характеристики, которые приписывалисьмужчинам (математические способности, логическое мышление, агрессивность,стремление руководить, авторитарный стиль общения) и женщинам (забота о детях,боязливость, уступчивость, эмоциональность, тревожность). В целом эти данныеподтверждают уступчивость гендерных стереотипов в сознании женщин.
В.Г.Горчакова выявила, что в стереотипном массовом сознании женщина воспринимаетсякак носитель эстетической функции: красивая, обаятельная, женственная. Об этомзаявили 60% женщин и 68% мужчин. Мужчина в общественном сознании должен бытьмужественным, сильным, надежным. Так считают 69% женщин и 61% мужчин.
Одно изпоследних исследований стереотипов проведенное Котовым М.А. с помощью методасемантического дифференциала метод семантического дифференциала позволяетнаходить усредненные показатели, выделять типы людей, обладающих сходнымвосприятием рассматриваемого объекта. С помощью этого метода возможна жесткаяформализация опроса, что позволяет получить более или менее адекватнуюинформацию о довольно тонких психологических структурах – />гендереи стереотипах.
Используясемантический дифференциал, можно операционально «улавливать» эмоциональнуюсторону смысла, вкладываемого респондентом в рассматриваемые объекты. Как любойспособ такого рода, он опирается на определенную модель, определенную теориюисследователя о том, каким образом изучаемые не поддающиеся непосредственномуизмерению «смыслы» и «значения» могут проявиться во внешнем поведении человека.Это внешнее поведение проявляется в ответах индивида на предложенные емувопросы. Другими словами, так мы получаем невербальную информацию вербальнымиметодами.
Этот методбыл разработан в 1952 году группой американских психологов во главе с Ч.Осгудом. Анализ полученных данных показывает, что />гендерныестереотипы сегодняшних студентов отражают традиционные ценности и идеалы, хотяк ним примешиваются и новые взгляды на предназначение полов.
Как и прежде,считается, что женщина должна быть прежде всего красивой, а мужчина – умным.Исследование показало общность и мужских и женских ассоциаций относительнообъектов «женственность» и «красота». Данные характеристики наиболее тесноассоциируются с женщиной как у мужчин, так и у женщин. Увеличилась значимостьтакого объекта как «ум», сами женщины чаще отождествляют себя с такой характеристикой,как «ум».
У мужчин насегодня «женственность» и «власть» находятся на достаточно близких позициях,что говорит о признании мужчинами того факта, что женщина обладает властью,находится во власти и может стремиться к обладанию властью. Незначительныеизменения во взглядах мужчин о предназначении женщин говорят о переплетении,сочетании традиционных взглядов с современными; о признании женскихвозможностей и мужских слабостей.
Такимобразом,/>/> понятия «гендер» и«стереотип», несмотря на свою устойчивость, не являются неизменными во времени некоторыеиз качеств заменяют друг друга, но в то же время остаются и традиционныекачества, приписываемые мужчинам и женщинам, и сегодня они особенно высоко оцениваются.
При этом вженском самосознании появились новые черты: чтобы быть с мужчиной на равных,женщина должна быть умной, энергичной, предприимчивой, то есть обладатьнекоторыми свойствами, которые традиционно составляли монополию мужчин.
Неоднозначен стали образ мужчины. Раньше ему предназначалось быть сильным, агрессивным, асегодня он должен быть умным, властным, красивым. То есть начинают ценитьсякачества, которые считаются признаками женственности.
В связи сэтим некоторые ученые говорят об угрозе феминизации мужчин и маскулинизацииженщин. Но это не совсем так. Социальные сдвиги, трансформация обществавызывают перемены в гендерных стереотипах, которые сегодня становятся менееотчетливыми и полярными, что идет на пользу как самим мужчинам и женщинам, таки всему обществу.
Хотя, попыткасмены традиционных гендерных ролей приводит к проблеме отсутствия новыхценностных ориентиров для мужчин и женщин.
Например,в обществе Казахстана некоторые новые ценности, такие, как />равноправие,плохо согласуются с патриархатными стереотипами относительно роли мужчины иженщины в обществе.
Влюбом обществе рано или поздно возникает необходимость пересмотра, изменениятрадиционных стереотипов, так как полностью отказаться от них невозможно.
У.Липпман, объяснял это тем, что «любое посягательство на стереотиппредставляется посягательством на основы мироздания». Именно поэтому смена,пересмотр традиционных />гендерных стереотипов должнысопровождаться, как это ни парадоксально звучит, созданием новых стеореотипов.
В чем женегативная роль стереотипов?
По мнениюученых, стереотипы сдерживают развитие не только женщин, но и мужчин. Онислужат источником психической напряженности мужчин и не пригодны для воспитаниямальчиков. Стереотипы вредны, так как люди их не принимающие подвергаютсяобщественному осуждению; те же, кто пытается им следовать, совершают над собойнасилие.
Дж. Плек,например, даже придерживается мнения, что, за исключением агрессивности,мужчины и женщины похожи друг на друга в своем поведении, и их не следуетдифференцировать по характеру социальных ролей.
Стереотипымогут также играть роль увеличительного стекла, еще больше подчеркивая различиямежду полами.
Такжеизвестен факт разной интерпретации и оценки одного и того же события взависимости от того, к какому полу принадлежал участник события.
Эффектгендерных стереотипов проявляется и в том, что из единичного случая делаютсядалеко идущие обобщения. Например, стоит женщине – водителю нарушить правиладорожного движения, как мужчины сразу восклицают: «Я же говорил, что женщины неумеют водить машину!» Здесь проявляется эффект пристрастного отношения к тойгруппе, к которой принадлежит оценивающий.
Вильямс иБест установили, что женщины неизменно демонстрировали по отношению к женщинам,чем-то, которое демонстрировали по отношению к женщинам мужчины, а мужчины всвою очередь также неизменно демонстрировали более позитивное, чем женщины,отношение к мужчинам.
Следующийотрицательный эффект гендерных стереотипов это торможение развития тех качеств,которые не соответствуют данному полоролевому стереотипу.
Считается,например, пишет Обозов, что мужчина должен быть выдержанным, уравновешенным,беспристрастным во взаимоотношениях с другими людьми. Женщина же можетпозволить себе каприз, а когда ее обидят, она может и поплакать. Большаяэмоциональность женщин является одним из устойчивых гендерных стереотипов.
Для лицмужского пола прослезиться значит нарушить норму мужественности. В результате умальчиков может развиться фемифобия, т.е. страх перед проявлением у себяженственности. У взрослых мужчин проявление этого страха может быть обусловленопредставлениями о том, что гомосексуализм присущ мужчинам с чертамиженственности. Поэтому мужчины с выраженным традиционным подходом к мужскойроли могут считать, что раз мужчина не должен быть эмоциональным, то незачемсовершенствовать экспрессивные способности и способность понимать эмоциидругих. В результате природные различая между полами еще больше увеличиваются.
Несомненно,что господствующие иные полоролевые стереотипы причиняют вред обоим полам.Вместе с образом непрактичного и безответственного человека, который мужчинымолчаливо принимают, они безропотно соглашаются и с доминированием женщин вдомашнем быту.
На первыйвзгляд, сверхактивность и сверхзаботливость женщин освобождают мужчин отбеспокойства о семье и от домашней работы. Но если взглянуть глубже, то такоеохранительное поведение женщин воспитывает в характере мужчин свойствозависимости и не дает им почувствовать в себе уверенность, смелость,самоуважение, столь необходимые для того, чтобы противостоять давлениюмогущественных сил в других сферах общественной жизни.
В результатемужчины, которых описанные выше отношения женщин как бы уподобляют детям,оказываются не в состоянии ни сопротивляться неблагоприятным социальнымусловиям, ни работать в полную силу в своей собственной профессии. И вся властьмужчин в обществе на деле оказывается столь же иллюзорной и хрупкой, как и ихвласть и превосходство над женщинами.
Гендерныестереотипы могут изменяться в зависимости от социальных, экономических илиполитических изменений, но этот процесс происходит достаточно медленно.Стереотипы усваиваются очень рано, и используются детьми задолго довозникновения собственных мнений о тех группах, к которым они относятся. Какправило, человек не осознает или не хочет осознавать, что он предубежден, ирассматривает свое отношение к объекту предубеждения как следствие объективнойи самостоятельной оценки каких-то фактов. Предрассудки складываются на основеискаженной или неполной информации.
В настоящеевремя, с одной стороны, многие предрассудки относительно женщин ослабевают, сдругой — появляются новые. Говоря об источниках предрассудков, прежде всего,называют неравный статус: предрассудки помогают оправдывать экономическое исоциальное превосходство тех, у кого в руках богатство и власть. Предрассудки идискриминация находятся в отношениях взаимной поддержки: дискриминацияподдерживает предрассудок, а предрассудок узаконивает дискриминацию.
1.2 Поведениемужчин и женщин в конфликтных ситуациях
Проблемаконфликтных взаимодействий привлекает пристальное внимание ученых и находитотражение в целом ряде работ отечественных и зарубежных психологов (А.Я.Анцупов, М. В. Афонькова, Н.В. Гришина, А.И. Донцов, А.А. Ершов, А.Г.Здравомыслов, Л.А. Петровская, Т.С. Сулимова, К. Боулдинг, Р. Дарендорф, М.Дейч, Л. Козер, К. Левин, Г. Зиммель и др.) Психологические исследованияпоказали, что не существует «чисто» мужской или женской личности. Каждая в тойили иной мере присутствует в индивиде. Зато существует мужское и женскоеповедение, которое с ранних лет взращивают в ребенке.
Достаточномного моделей поведения, если не все, закладываются в раннем детстве. И.Таннен, наблюдая за стилями и формами общения мальчиков и девочек, вывеланесколько интересных закономерностей, которые можно экстраполировать наповедение взрослых мужчин и женщин. Естественно, это не значит, что абсолютновсе мальчики и девочки используют заложенные в детстве программы общения. Различийв стилях общения мальчиков и девочек много. Есть, однако, два основных, изкоторых вытекают все прочие:
1).Девочкисконцентрированы больше на важности общения, а мальчики на статусе общения.
2).Длядевочек важен сам процесс общения, тогда как для мальчиков – его результат. Какследствие, девочки предпочитают избегать тех игр, в которых одна из них можетбыть лучше другой, и склонны выбирать те, в которых они все на равных. Они сбольшим удовольствием играют в маленьких группах или с одной лучшей подругой.Ведь именно при таком «камерном» общении можно наладить близкие дружескиеотношения, поделиться секретами, обменяться впечатлениями. С раннего детствадевочки знают, что если они будут звучать слишком самоуверенно, то не будутпользоваться успехом в своем кругу. Поэтому они учатся говорить таким образом,чтобы сбалансировать собственные интересы с интересами партнеров по общению.
Мальчикиобычно играют в больших группах и не со всеми обращаются как с равными. Ониподчеркивают, а не скрывают свой статус, как девочки. В своих группах ониобязательно выделяют одного или нескольких лидеров. Причем все члены группывоспринимают это как должное и с удовольствием выполняют приказы своего вожака.Бывают, естественно, ситуации, когда в группе появляется неформальный лидер,который включается в борьбу за власть, что тоже нормально воспринимается всемиостальными. Фокусируясь на достижении результата, мальчики учатся говоритьтаким образом, чтобы отстаивать в первую очередь свои интересы. Ожидания же отобщения во взрослой среде уже другие. Так уж получилось, что мир мужчинпринимает «только свою единственно правильную модель поведения», игнорируямодель поведения женщин.
М. Дейч,исследуя менеджеров-мужчин и менеджеров-женщин, установил несколькозакономерностей, как то:
/>- Женщины-менеджеры чаще имеют и демонстрируют реактивные,пассивные и неопределенные типы />конфликтного поведения./>
— Мужчины-руководителиобычно придерживаются активного, реактивного и потенциально активного типов />поведения в />конфликтнойситуации.
При этоммужчины-руководители высшего управленческого уровня при разрешении служебныхконфликтов чаще прибегают к тактике состязательности, низшего управленческогоуровня — к тактике примирения интересов.
Различия вприспособлениях к изменяющимся условиям конфликтной ситуации заключаются в том,что у мужчин-руководителей они менее выраженные, у женщин-руководителей болеесовершенные. Женщины-менеджеры намного глубже мужчин-менеджеров реагируют наслужебные конфликты, сильнее и тяжелее переживают социальные, семейные и личныеконфликты.
Выявлено, чтово всех конфликтных ситуациях, возникающих в семейном и домашнем кругу, женщиныпроявляют больше терпимости и стремления к компромиссному примирению интересов.У мужчин данная тенденция выражена слабо. В конфликтах мужчины чаще прибегают кинвективной лексике, «крепким» выражениям, ругательствам и нецензурной брани, аженщины скорее готовы заплакать. Однако со временем реакция изменяется и унекоторых женщин-руководителей (особенно у более опытных и старших повозрасту), проявляется та же тенденция, что и у мужчин, — к «крепким»выражениям.
Установлено,что эмоционально-ориентированные формы с возрастом утрачивают популярность,сохраняя высокую частоту использования лишь у 10 лиц с ярко выраженнойфемининностыо, а проблемно-ориентированные формы конфликтного поведения,напротив, используются чаще, но их применение сильно зависит от рода проблем, скоторыми сталкивается субъект. Показано, что не только возраст влияет на выбортой или иной формы противостояния конфликтным ситуациям,- не меньшую рольиграет и принадлежность человека к большому и малому социуму — этническойгруппе и социальному слою, принятие им определенной социальной роли, а также приобретенныйсоциальный опыт.
Обнаружено,что женщины ожидают и переживают неприятности, связанные с конфликтнымиситуациями, значительно чаще, чем мужчины; последние предпочитают активноевоздействие на проблемно-конфликтные/> ситуации, тогдакак />женщины — эмоционально-экспрессивные формывоздействия; в/> конфликтных ситуациях женщины среднихлет и более старшего возраста чаще ориентируются на поддержку семьи, а недрузей; последнее более характерно для />мужчин и молодыхженщин. В процессе конфликта женщины чаще вспоминают прошлые обиды, «старыегрехи» и ошибки, допущенные в прошлом. Мужчины же в конфликтной ситуациинечасто вспоминают прошлые промахи, а больше придерживаются проблемы, из-закоторой произошел конфликт.
Показано, чтопри разрешении конфликтов женщины-руководители больше ориентируются на чужоемнение и прислушиваются к нему, что придает большую значимость роли посредникав разрешении конфликта с участием женщин.
Мужчины-руководителивыбирают посредника по его деловым и статусным параметрам без учета внешнихданных, а женщины-руководители придают значение и внешности посредника.
Отмечаютсявзаимосвязи между выбираемыми руководителями и персоналом стратегиями конфликтноговзаимодействия и половыми, гендерными особенностями. Поведениемужчин-руководителей в конфликтах во многом зависит от пола оппонента именяется в зависимости от него. Женщинам при реализации своих первоначальныхзадач свойственна более выраженная установка на активизацию других людей, чеммужчинам, которые в аналогичной ситуации чаще склоняются к более пассивномуповедению. />Мужчины более четко рассматривают иразличают конфликтные ситуации, чем женщины, и дифференцируют свое поведение взависимости от сферы конфликта.
Полученыданные о том, что женщины-менеджеры чаще используют личностно-эмоциональную иделовую сферу разрешения конфликтов, тогда как мужчины-менеджеры — инструментальную и деловую.
Припреодолении конфликтов у мужчин-руководителей более явно в отличие отженщин-руководителей выражены конкуренция и особенно компромиссы. Уженщин-руководителей — сотрудничество и приспособление. Стратегия избегания(уклонения) используется в одинаковой степени часто и мужчинами, и женщинами-руководителями.
Склонностьличности к конфликтным взаимодействиям может быть связана не только свозрастом, определяющим выбор той или иной формы противостояния конфликтнымситуациям, но и профессиональным стажем, характером профессиональнойдеятельности, принадлежностью человека к мужской или женской половой группе, кбольшому или малому социуму — этнической группе и социальному слою, принятию имопределенной социальной роли, а также с социальным опытом в целом.
Р.А. Березовская,И.В. Грошев пишут: «Женщины хуже справляются с эмоциональными проблемами ивозникающими трудностями, сильнее переживают семейные и личные конфликты».
Ильин пишет:«Женщины испытывают подавленность, стремятся думать о возможных причинах своегосостояния. Эта реакция приводит к навязчивому фокусированию на проблеме иувеличивает уязвимость женщины по отношению к стресс-фактору. Мужчины наоборот,пытаются отгородиться от депрессивных эмоций, концентрируюсь на чем-то другом,например, осуществляя физическую активность, чтобы таким способ разрядитьвозникшее негативное напряжение.
И.В. Грошевтоже выявил, что мужчины и женщины по-разному разрешают конфликтные ситуации,возникающие в семейном и домашнем кругу. Женщины проявляют больше терпимости истремления к компромиссному примирению интересов. Мужчины в этой ситуации чащеприбегают к «крепким» выражениям и ругательствам, а женщины скорее готовызаплакать.
М.А. Круглова,изучая стратегии поведения при психологической защите, выявила, что у женщинразрыв между тремя видами стратегии (избегание, агрессия или миролюбие)минимален, в то время как у мужчин наблюдается либо избегание (стремление уйтиот конфликта), либо агрессия. Миролюбие выражено у них значительно меньше чем уженщин.
Чуйкова Ю.М. пишет,что при преодолении конфликтов у мужчины больше выражены, чем у женщин,соперничество и особенно компромиссы, а у женщин — приспособление исотрудничество. Стратегия избегания по ее данным выражена и у мужчин и у женщинодинаково.
Половые различияв производственных конфликтах, по данным Грошева, выражаются в следующем:мужчины больше предрасположены к конфликтам, связанным непосредственно струдовой деятельностью. Для женщин характерна тенденция к большей частотеконфликтов в связи с их личными потребностями.
Мужчины болеечетко рассматривают и различают конфликтные ситуации, чем женщины/>, и дифференцируют свое поведение в зависимости от сферыконфликта.
Приисследовании Юрова И.А. о типах направленности фрустрации в группах мужчин иженщин показало, что в частоте проявления типов реакций (O-D –с фиксацией напрепятствии, N-P –с фиксацией наудовлетворенности потребностей, E-D –с фиксацией на самозащите) особых различий нет, а понаправленности реакций у мужчин несколько чаще встречается вариант Е (внешнеобвинительныереакции) а у женщин- вариант М (Безобвинительные реакции).
В социальнофрустрирующей ситуации женщинам более присуща интропунитивная направленностьреакции, связанная с самообвинением.
Средниезначения типов и направленности фрустрированности мужчин и женщин, процентслучаев (Исследование И.А. Юрова проведенное в 1981 году.)Испытуемые Тип реакции Направленность реакции O-D E-D N-P E I M Мужчины 33,7 45,7 18,7 44,2 22 33,7 Женщины 34 48, 5 17,5 38,5 23 38,5
«Имеютсядостоверные различия между юношами и девушками и по выраженности некоторыхвидов психологической защиты. У девушек более выражен защитный механизм потипам компенсация, реактивное образование, регрессия и проекция, у юношей –вытеснение и отрицание. Поскольку реактивное образование подразумевает подменунегативного импульса или чувства социально одобряемым, то можно полагать, чтодевушки чаще скрывают от самих себя мотив собственного поведения. У юношей этотвид защиты имеет наименьшее значение, в то время как у девушек на последнемместе в качестве способа защиты стоит вытеснение». (Ильин).

1.3Стереотипы и реальное поведение мужчин и женщин в конфликтных ситуациях
Как уже былосказано выше, стереотипы — это обобщенные представления, складывающиеся веками.Часто они действительно отражают объективно существующую реальность,(во многихисследованиях подтверждается гипотеза о большей эмоциональности, подверженностистрессам женщины) но не на 100 процентов. В современном обществепропагандируется одинаковое отношение к обоим полам. И мы можем пронаблюдатьреальное изменение поведения женщины по сравнению с женщиной, которая жила 50,100 лет назад.
Гендерныестереотипы это не просто набор качеств, это цельный образ «типичных» мужчины иженщины. Это также и особенности поведения и отношения к происходящим событиями фрустрирующим ситуациям.
Так, от«типичных» мужчин в конфликтной ситуации ожидают агрессии, поскольку именночерез нее, как считается, они добиваются своей цели.
От женщины женаоборот ожидают отсутствие агрессии, безобвинительной реакции и приспособлениек сложившейся ситуации, эмоциональное отношение к проблеме, манипулированиесвоей слабостью, стремление к безболезненному для участников конфликта решениюситуации.
Мужчинаактивный участник ситуации, он принимает решения, стремится разрешить ситуациюс наибольшей для себя пользой, не заботясь о интересах других.

2. Организацияи проведение исследования
В даннойработе мы воспользовались методикой исследования фрустрации С. Розенцвейга.Этот метод является проективным, т.е. получение информации об испытуемомосновывается на принципе проекции, в соответствии с которым утверждается, чточеловеку свойственно в ситуации неопределенности приписывать другим людямсобственные мысли, переживания.
ТестРозенцвейга состоит из 24 рисунков. Испытуемому давалась следующая инструкция:« На каждом рисунке изображены два говорящих человека. То, что говорит первыйчеловек, написано в квадрате слева. Представьте, пожалуйста, что бы на местеотвечающего сказал человек вашего пола». После того как испытуемый закончилвыполнение задания, даются аналогичные инструкции, только в этот раз отвечающийдолжен представить человека противоположного пола.
Испытуемыми вданном исследовании были 18 женщин, и 16 мужчин старше 18 лет (средний возраст женщин-22года, мужчин 24).
Послевыполнения методики ответы испытуемых анализируются в двух аспектах: по типуреакции и по направленности реакции.
Понаправлению реакции ответы могут быть:
·         внешне-обвинительнаяреакция (Е), если он содержит обвинения, упреки, порицания, или агрессивность внаправлении другого человека или объекта.
·         Самообвинительнаяреакция (I), еслив ответах присутствует чувство собственной вины, угрызения совести, раскаяние,агрессия, направленная на себя.
·         Безобвинительнаяреакция (М), если отсутствует реакция обвинения как самого себя, так иокружающих. Происходящее рассматривается как неизбежное, фатальное.
Например наситуацию №1 (машина проехала мимо испытуемого и облила его грязью) можнопривести следующие примеры направленности реакции:
Е-(внешне-обвинительнаяреакция) Это вы виноваты! Разве можно ездить с такой скоростью в такой дождь!
I-(самообвинительнаяреакция)Я сам виноват! Шел близко к дороге, не видел машину.
М-(безобвинительнаяреакция) Ничего страшного.
По типуреакции ответ может быть:
·         Препятственно-доминантным(OD), если в ответеподчеркивается наличие препятствий, помех или других фрустраторов.
·         Самозащитным(ED), если ответ выражаетактивность человека в форме порицания, осуждения кого-либо, отрицания илипризнания своей вины, уклонения от упрека.
·         Разрешающеготипа (NP), если ответ направлен на разрешение фрустрационной ситуации ипринимает форму требования помощи от каких-то других лиц, или форму принятия насебя обязанности разрешить ситуацию, или человек рассчитывает что время инормальный ход событий позволят разрешить ситуацию.
На ситуацию№1 (машина проехала мимо испытуемого и облила его грязью) можно привестиследующие примеры типа реакции:
OD-(препятственно-доминантным)Какой ужас!? Что теперь делать?
ED- (самозащитным) Смотрикуда едешь!
NP-(разрешающего типа)отвезите тогда хоть домой, мне надо переодеться.
Затемрезультаты мы заносим в сводный протокол, из которого видно какие типы инаправленности реакций реально присутствуют у пола, и какие типы инаправленности приписывают ему противоположный пол, т.е. реальное гендерноеповедение и стереотипы.

2.1 Анализи интерпретация результатов
При обработкерезультатов исследования, выполнении первой части задания: «Ответьте так, какбы ответил представитель вашего пола» мы получили результаты, которые быливнесены в данную таблицу.
Средниезначения реальных типов и направленностей реакций в фрустрирующих ситуациях умужчин и женщин (в процентах случаев).Испытуемые Тип реакции Направленность реакции OD ED NP E I M Мужчины 68,8 6,2 25 25 75 Женщины 66 11,8 22 11,1 88,8
Из таблицывидно, что наиболее часто используемым типом реакции, как у мужчин, так и уженщин является ориентация на препятствие. Причем мужчина в большей степенисклонен к данному типу, чем женщины, но женщины более часто используютсамозащитный тип реакции. Мужчины чаще стремятся разрешить фрустрирующуюситуацию. По направленности реакции большинство мужчин и женщин выбираютбезобвинительную реакцию. Большее количество мужчин склонно обвинять других в случившемся.
В параграфе2.2 уже приводилась подобная таблица с результатами исследования Юрова И.А.проведенное в 1981 году, результаты которой во многом не совпадают спредставленной нами таблицей. В исследовании Юрова большинство мужчин и женщинпользуются самозащитным типом реакции (разница около 40%), возможно это связанос теми экономическими, социальными и культурными условиями которые были в 81году. В современных условиях для успешной деятельности, нужно уметь быстрореагировать на ситуацию и решать ее, поэтому в нашем исследовании болеепредставлен тип фиксации на потребности и фиксации на препятствии.
Так же, внашем исследовании вообще не представлена такая направленность реакции каксамообвинительная, но в отличие от исследования Юрова ведущей являетсябезобвинительная. Это можно объяснить как стремление современной молодежи не кпоиску виновных, но к скорейшему решению проблемной ситуации.
В подобнуютаблицу мы оформили и ожидания мужчины и женщины друг от друга, которые, посути, и есть стереотипы.
Средниезначения ожидаемых типов и направленностей реакции в фрустрирующих ситуациях умужчин и женщин (в процентах случаев).Испытуемые Тип реакции Направленность реакции OD ED NP E I M Женщины о мужчинах 59 17,6 23,5 26 74 Мужчины о женщинах 17,9 25 57 17,9 82
Из даннойтаблицы мы видим что, мужчины считают женщин менее конфликтными, болеесклонными к компромиссу, что подтверждается исследованиями, но противоречитмнениям самих женщин о себе. В остальном же, мнения мужчин и женщин о поведениидруг друга было верным. Женщины отмечают большую агрессивность мужчин, ихнаправленность на конфликтную ситуацию, и безобвинительную реакцию вбольшинстве случаев. В результате исследования 5% женщин и 12,5% мужчинотказались выполнять вторую часть задания (ответить на вопросы так, как быответил на них представитель противоположного пола). Причем женщиныаргументировали свой отказ отсутствием у них представлений о том, как бы на ихместе ответил мужчина, а мужчины тем, что считают, что женщина ответила бы также как они. Отказ женщин мы можем интерпретировать с одной стороны каквозможный недостаток рефлексии поведения противоположного пола, а с другойстороны как принятие того что мужчины отличаются в своем поведении от женщин,даже если последним не совсем понятно в чем же эти отличая заключаются. Отказже мужчин мы можем истолковать как эгоцентризм и не желания понять поведениепротивоположного пола.
Приматематической обработке полученных данных мы пользовались критерием Фишера,для того, что бы определить действительно ли гендерные стереотипы соответствуютреальным моделям поведения. Если, в результате обработки, полученное значениеокажется в зоне значимости, получается, что гендерные стереотипы несоответствуют реальным гендерным моделям поведения. Для этого мы по всем типами направленностям реакции сравнивали между собой:
1) Реальноеповедение мужчины со стереотипами женщин.
2) Реальноеповедение женщин со стереотипами мужчин.
При сравненииреального поведения мужчины со стереотипами женщин по параметру OD- тип реакциинаправленной на препятствия, NP- тип реакции направленной на разрешениеконфликтной ситуации, ED- тип реакции направленной на самозащиту мыполучили результат, что, различая между выборками не значимы, т.е. стереотипыженщин совпадают с реальным поведением мужчин..
При сравненииреального поведения мужчин со стереотипами женщин по параметру Е-внешнеобвинительная направленность реакции, I- реакция направленная насамообвинение, М- реакция необвинения как самого себя, так и окружающих мыполучили результат, что, различая между выборками не значимы, т.е. стереотипыженщин совпадают с реальным поведением мужчин.
При сравненииреального поведения женщин со стереотипами мужчин по параметру OD- тип реакциинаправленной на препятствия, мы получили результат, что, различая междувыборками значимы, т.е. стереотипы мужчин не совпадают с реальным поведениемженщин.
При сравненииреального поведения женщин со стереотипами мужчин по параметру NP- тип реакциинаправленной на разрешение конфликтной ситуации, ED- тип реакциинаправленной на самозащиту мы получили результат, что, различая между выборкамине значимы, т.е. стереотипы мужчин совпадают с реальным поведением женщин.
При сравненииреального поведения женщин со стереотипами мужчин по параметру Е-внешнеобвинительная направленность реакции, I- реакция направленная насамообвинение, М- реакция необвинения как самого себя, так и окружающих мыполучили результат, что, различая между выборками не значимы, т.е. стереотипымужчин совпадают с реальным поведением женщин.
Такимобразом, мы можем сказать, что гипотеза нашего исследования подтвердилась.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Психологические особенности развития коммуникативных способностей у школьника
Реферат Опыт применения мировых стандартов финансовой отчетности МСФО в отдельных странах
Реферат Фарерские Острова
Реферат About The Witch Of Blackbird Pond Essay
Реферат 3. композиция «расстрелянное слово» Учитель
Реферат Чрезвычайные ситуации природного и экологического происхождения
Реферат Логопедическая работа с больными, перенесшими инсульт
Реферат предисловие
Реферат Поняття фінансового інжинірингу
Реферат «Использование информационных технологий в процессе обучения географии – как средства развития познавательного интереса»
Реферат Терапия. Дифференциальный диагноз при кардиомегалиях
Реферат 203  Колектив редакції журналу
Реферат Сайт как информационная система
Реферат Drugs And Achol Abuse Essay Research Paper
Реферат Cher Essay Research Paper Born Cherilyn LaPiere