Реферат по предмету "Психология"


Использование закономерностей и особенностей памяти свидетелей и потерпевших в правоохранительной деятельности

Министерство образования и наукиРоссийской Федерации
 «Саратовская государственнаяакадемия права»
«Юридический ИнститутПредпринимательства и Агробизнеса»
Кафедра Правовой психологии исудебной экспертизы
Учебная дисциплина юридическаяпсихология
Курсовая работа
На тему:
Использование закономерностей иособенностей памяти свидетелей и потерпевших в работе правоохранительныхорганов
Выполнила: Кушмухамбетова Д.Ш
Студентка 2 гр. 4 курса
СГАП ЮИПА
Научный руководитель:
Доцент Кос Н.И
Саратов 2009

Содержание
Введение
1. Память. Понятие и значение памяти
2. Типология памяти
3. Закономерности памяти и ихпроявление в профессиональной правоохранительных органов
4. Анатомо-физиологические основыпамяти потерпевшего и свидетеля
5. Законы памяти
6. Формирование и развитие памяти
7. Приемы активизации памятиучастников уголовного, гражданского судопроизводства
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Фундаментом рациональногомышления выступает чувственное познание и прежде всего память: запоминание,сохранение и последующее воспроизведение потерпевшим и свидетелем информации.Память служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующегоиспользования. Память как основа интеллекта наравне с мышлением и воображениемиграет немаловажную роль в процессе судопроизводства. Однако уровень интеллектане зависит от памяти.
Память — определяющаяхарактеристика психической жизни потерпевшего и свидетеля. Ее роль неограничивается фиксацией того, что было в прошлом. Ведь никакое действие внастоящем немыслимо вне процессов памяти; протекание любого, пусть даже самогоэлементарного психического акта обязательно предполагает удержание каждого егоэлемента для сцепления с последующими.
Особенности памятипотерпевшего и свидетеля лежат в основании того, каким предстает объективноебытие и какой является культура. Их память удерживает информацию.
Память — первичныйпсихический процесс, на котором зиждется сознание. Мышление и чувства — вторичные процессы, ибо они возможны постольку, поскольку наша память способна сохранятьдля нас драгоценные мгновения прошедшей жизни. А они начинаются сразу же — вмиллисекундной зоне. Только память помогает не исчезнуть культуре потерпевших исвидетелей, состояться их мышлению и протекать по их чувствам.

1. Память.Понятие и значение памяти
Память происходит отгреческого «мнить, мнети » — способность помнить, не забывать прошлого;свойство души хранить, помнить сознание о былом. Хранилище памяти — головноймозг. Мозг помнит всю жизнь по секундам, но выдает только то, что необходимо вданный момент для объяснения фактов. Память — один из основных психическихпроцессов, без которого не может быть индивидуального развития, становленияличности. «Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бымертво для будущего. Настоящее, по мере протекания, безвозвратно исчезало бы впрошлом. Не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков. Не было быпсихической жизни, смыкающейся в единстве личного сознания, и невозможен был быфакт по существу непрерывного учения, проходящей через всю нашу жизнь иделающий нас тем, что мы есть».
Память — сложноепсихическое явление, проявляющееся в способности человека запоминать, сохранятьв сознании и в последующем воспроизводить различные обстоятельства, имевшиеместо в прошлом. Память включает в себя ряд процессов: запечатление исохранение, узнавание и воспроизведение, а также забывание. Она проявляет себяв любом психическом процессе. Поскольку в деятельности человека актуализируютсяего прошлый опыт и знания. Память связана с восприятием, мышлением, сориентированием человека во времени и в окружающей среде. Она играет решающуюроль в развитии самосознания личности, обеспечивая ее целостность и единство.
Велика роль памяти впрофессиональной деятельности юриста. Его память должна отличатся достаточнымобъемом, прочностью запоминания, точностью воспроизведения полученнойинформации, высокой мобилизационной готовностью припоминать требуемые сведенияи факты в нужный момент. Важную роль играет память в формировании свидетельскихпоказаний. Умение извлекать из памяти свидетелей, потерпевших, обвиняемыхинформацию, пользуясь знаниями о закономерностях запоминания, сохранения ивоспроизведения, является профессионально важным качеством следователя,дознавателя, прокурора, судьи, адвоката.
Памятью человек пользуетсяпрактически беспрерывно и она принимает участие почти во всех его жизненныхпроцессах и формах поведения.
2. Типологияпамяти
Память человека устроенатаким образом, что для нормальной работы периодически требуется отдых. Вместетем память работает непрерывно, с момента рождения человека до конца его жизни.Множество различных видов памяти, которые в какой — то степени являютсявзаимозаменяемыми, позволяет время от времени переходить с одного вида памяти кдругому, давая необходимый отдых каждому виду памяти.
Но, оказывается это ещене все. Непрерывный поток информации, поступающей к человеку через все егоорганы чувств и нужной человеку для жизни, не может быть воспринят и эффективнопереработан одним или двумя видами памяти. Необходимо, чтобы этот массовыйпаток информации воспринимался и перерабатывался одновременно разнымианализаторами, и поэтому необходима параллельная работа множества различныхвидов памяти. По их числу и разнообразию человек намного превосходит всехдругих живых существ.
Как и во многих другихобластях, в психологии памяти единой классификации ее видов, форм и типов несуществует. В зависимости от выбранных критериев, теоретических традиций илинаучной школы выделяют следующие разновидности памяти:
1. По характерупсихической активности различают:
Образную память. Онаоснована на различных представлениях, зрительных, слуховых, вкусовых и другихобразах. Это наиболее активный вид памяти свидетелей, очевидцев происшествия.Возникающие в памяти представления сопровождаются различными эмоциями, которыеоставляют след в нашем сознании. Особой разновидностью образной памяти являетсядвигательная память.
Двигательная память — этопамять, в основе которой лежат процессы запоминания, сохранения в сознаниидвигательных актов, совокупности движений, передвижения человека впространстве. Иногда свидетели, затрудняясь определить время какого — либособытия, вспоминая характер и очередность своих действий, дают очень важныепоказания о длительности того или иного события, его последовательности и одругих, связанных со своими действиями обстоятельствах.
Эмоциональная памятьсостоит в запечатлении и сохранении в сознании переживаний и чувств. Она тесносвязана с образной памятью. Эмоциональная память является необходимойпредпосылкой в развитии способности к сочувствию и сопереживанию. В этой памятинет какой либо смысловой информации. Ее содержание — различные зрительные извуковые символы. Их восстановление в памяти вызывает у людей переживания. Онапроявляется в закреплении и последующем воспроизведении тех или иныхэмоциональных состояний.
 Вербально — логическаяпамять — это вид памяти, основным содержанием которой являются наши мысли,выраженные в словесной форме. Вербально — логическая память — ведущий видпамяти. Особенно велика ее роль в процессе обучения, в деятельности, например,следователя, расследующее сложное, многоэпизодное дело.
2. По целям деятельностивыделяют:
Непроизвольную память,чаще всего она сопровождает деятельность, которая не преследует цели запоминатьи сохранить сопутствующие ей обстоятельства. Непроизвольное запоминает многое,что встречается в жизни: предметы, явления, события о преступлении, содержаниедокумента. Обычно данный вид памяти проявляет себя у свидетеля, которыйслучайно оказался очевидцем какого — либо происшествия.
Произвольную память,опосредованная целью и задачами запечатлеть, сохранять в сознании, а иногда ивоспроизвести какие — то факты, знания. Это наиболее продуктивный вид памяти.Поэтому следователь должен обладать развитой произвольной памятью и умелоиспользовать ее в своей профессиональной деятельности.
3. По продолжительностизакрепления и сохранения следов раздражителей память подразделяют на:
Кратковременную память.Она характеризуется очень недолгим периодом сохранения следов послеоднократного воздействия раздражителя. Воспроизведение следа с помощьюкратковременной памяти возможно в первые секунды после восприятия. Ее объемравен 7+/ -2 структурных единицы или блока. Время хранения информации в памяти- 20 секунд — срок достаточный для опознания, отбора и кодирования сигналов. Врезультате повторения она постоянно обновляется и может преобразовываться вдолговременную память.
Долговременную память, ейприсуще длительное сохранение полученных знаний, приобретенных навыков. Вдолговременной памяти материал семантически обрабатывается и организуется.Происходит его смысловое структуирование. Это одна из причин того, что мы спомощью ключевых слов, имеющих смысловую связь с заложенным в долговременнуюпамять материалов, извлекаем нужную информацию. В долговременной памятихранится очень большой объем информации. Ее емкость не ограничена. Онаустойчива к чрезвычайным воздействиям и не всегда доступна сознанию.
Теория нейронных цепейутверждает, что различия между кратковременной и долговременной памятьюобусловлены главным образом различной конфигурацией нервных сетей. Для переходаинформации из кратковременной в долговременную память требуется определенноевремя. Этот период, длящийся от 15 минут до часа, называют периодомконсолидации, в это время и происходит закрепление новых знаний или навыков.Нейронные цепи повреждаются при сотрясении, травмах, кровоизлиянии, поэтому,если у человека произойдет, например при сотрясении мозга, то события последнихминут, предшествовавших сотрясению, могут не запомниться. В данном случае будетнаблюдаться амнезия, то есть нарушения памяти на события.
В основе физиологическойтеории памяти лежит учение И, П. Павлова об образовании условных временныхнервных связей.
В отечественнойпсихологии значительное распространение получила деятельностная теория памяти.Деятельность личности в ней рассматривается как фактор, который определяет всепсихические процессы, в том числе и процессы памяти.
Оперативную память,обеспечиваюшая сохранение и воспроизведение той информации, которая необходимадля достижения цели определенного действия, с выполнением которого онаперестает функционировать. Она включает в себя некоторые признаки какдолговременной, так и кратковременной памяти, занимая среди них промежуточноеположение. Существует различные теоретические подходы к объяснению природы,происхождения памяти и ее закономерностей. Одно из объяснений природы памятибыло предпринято в рамках ассоционизма – научного направления психологии.Представители этого направления считают необходимой и достаточной дляобразования связи между двумя впечатлениями одновременность их появление всознании. Они выделили вида ассоциаций — простые и сложные. Простые своюочередь, делятся на виды ассоциаций: а) по смежности (связываются двавпечатления во времени и пространстве); б) по сходству (связываются явления,имеющие сходные черты); в) по контрасту (связываются противоположные явления).Сложные, или смысловые ассоциации связывают часть и целое, род и вид, причины иследствия.
4. По типу восприятиявыделяют: зрительную, слуховую, обонятельную, двигательную и висцеральную.
Кроме того у человекаесть еще два типа памяти — процедурная и декларативная. Процедурная — этознание того, как нужно действовать. Декларативная — это способность дать ясный,связанный отчет о прошлом индивидуальном опыте, чувство близкого знакомство сэтим опытом. В течении жизни человека процедурная память появляется раньшедекларативной. Декларативная память включает эпизодическую и семантическуюпамять, тогда как недекларативная память включает навыки, предварительнуюподготовку, склонности и другие типы воспоминаний.
Развитие одних видовпамяти потерпевшего и свидетеля может оказывать влияние на развитие других видовпамяти. Например, увеличение объема кратковременной памяти обычно ведет кулучшению оперативной памяти, а совершенствование оперативной памяти порождаетулучшение долговременной памяти. Если человек постоянно нагружает свою слуховуюпамять, то от этого может улучшаться и его зрительная память, и наоборот.
3. Закономерностипамяти и их проявления в профессиональной деятельности правоохранительныхорганов
Мнемическая деятельность(от «мнемоника» — искусство запоминания) складывается из следующих процессов:запоминание, воспроизведение, забывание.
Запоминание — это процесспамяти, в результате которого происходит закрепление и сохранение в сознанииновой информации. Запоминание начинается с запечатления различных сенсорныхпризнаков, образов, в процессе которого происходит их отбор, кодирование ивключение в систему уже освоенных знаний.
Объем памяти у людей взависимости от индивидуальных особенностей, возраста различен. Установлено, чтов среднем человек запоминает 7(+ -2) отдельных элементов из десяти. Люди схорошей памятью удерживают 7 -10 элементов, люди с плохой памятью — всего лишь4 -5 изолированных элементов. Существенное влияние на запоминание оказываетсемантическая (смысловая) организация материала, благодаря которой количествоэлементов, которые мы запоминаем, может увеличиваться. В этом проявляетсяположительная роль вербально — логической памяти, которая тесно связана смышлением.
Для следственной,судебной практики могут представлять интерес наглядные (эйдетические) образы.Некоторые люди обладают способностью непроизвольно запечатлевать какой-либообъект настолько хорошо, что для них не составляет никакого труда воспроизвестиего потом во всех мельчайших подробностях, как будто они его потом продолжаютвидеть перед собой. Если такой Способностью обладает свидетель, у следователя,незнакомого с этим явлением, могут возникнуть сомнения в отношении правдивостиего показаний только на том основании, что они отличаются гораздо большимиподробностями, чем показания других лиц. Чаще эйдетические образы возникают вдетском и юношеском возрасте.
Запечатление можетпроисходить и в виде образов — представлений. У каждого человека в памятисодержится большое количество самых различных представлений. Как считализвестный ученый А.Р. Лурия, образы — представления состоят из следов различныхвосприятий(зрительных, осязательных и т.д.).
Образ — представление, посуществу, является свернутым продуктом нашей перцептивной и мнемоническойдеятельности с вычленением в нем его наиболее обобщенных, существенных признаков.Представление о предмете является результатом глубокой переработки хранящегосяв памяти образа. Эта закономерность образной памяти, связанная спродукцированием образов — представлений, должна побуждать следователя, какимибы убедительно они ни казались.
Образы — представлениямогут возникать не только у свидетеля, но и следователя, например во времяосмотра места происшествия. Искаженно трансформируясь в результате интеллектуальнойпереработки следователем, такие представления иной раз могут увести его далеков сторону от истины.
Определенные искаженияпри запоминании события преступления может носить эмоциональная память,связанная с отрицательно окрашенными аффективными переживаниями, в результатекоторых некоторые события могут гиперболизироваться, а иногда, наоборот, вообщевытесняются из сознания. Однако эмоциональная память играет не толькоотрицательную, но и положительную роль, являясь своего рода пусковым механизмомв последующем припоминании событий.
Запоминание всегдасвязано с действиями человека, с той целевой установкой, которой онисопровождались. Этим во многом объясняется избирательный характер мнемоническойдеятельности. Хорошо запоминается то, что включено в целенаправленнуюдеятельность.
В ходе исследованияпамяти было установлено еще одно любопытное явление, имеющее также большоезначение для психологии свидетельских показаний, которое получило название«эффекта Зейгарник» по имени отечественного психолога Б.В. Зейгарник, изучавшийзависимость запоминания от эмоционально — мотивационной сферы. Общий вывод, ккоторому она пришла, в результате своих экспериментов, состоял в том, чтомотивированные, но завершенные, прерванные действия запоминаются почти в двараза чаще, чем законченные. Данная закономерность связана с тем, что эмоциональноокрашенные впечатления, сопровождающие незавершенные действия, вызывает болеестойкие очаги возбуждения в коре головного мозга. Поэтому, опрашивая свидетеля,который затрудняется что-то вспомнить, следует спросить, чем он занимался винтересующий следователя период, помочь ему вспомнить важные для делаобстоятельства, отталкиваясь от его занятий, личных дел.
В тех случаях, когдаприходится допрашивать свидетелей о фактах, расположенных в определенномвременном ряду, мы можем встретиться с так называемым фактором края. Какпоказали опыты, первые и последние элементы в ряду удерживаются в памяти лучше,чем элементы, расположенные в середине. Хуже всего запоминаются элементы,несколько смещенные в центре к концу ряда. Это связано с тормозящим влиянием,которое оказывает элементы друг на друга.
Тормозящее воздействие предшествующихэлементов на последующие называется проактивным («вперед действующим»)торможением. Тормозящее влияние последующих элементов на предыдущее — ретроактивным («назад действующим») торможением. Под воздействием этих видовторможения средние элементы хуже всего сохраняются в памяти. Чтобы их все жевосстановить, следует активизировать вербально — логическую память свидетеля,попытаться найти связи между выпавшими из памяти элементами и теми из них,которые сохранились в сознании.
Если при анализесвидетельских показаний мы чаще имеем дело с непроизвольной памятью, то вработе самого юриста гораздо больший удельный вес занимает произвольная, долговременнаяи оперативная память. Характер профессиональной деятельности юриста диктуетнеобходимость удержания в памяти продолжительное время (определяемое хотя бысроками расследования, рассмотрения дела в суде) различных фактов, событий.Поэтому в ряде случаев прокурор, следователь, судья и т.д. должны пользуясьопределенными приемами, повышать качество запоминания. Перечислим некоторыеприемы, улучшающие запоминание, которые могут использоваться в практическойдеятельности юриста:
-смысловая(семантическая) организация материала с выделением в нем основных опорныхпунктов, слов;
-составление плана, вкотором раздельно отражаются: исходная информация; что необходимо сделать;вопросы, подлежащие выяснению; при запоминании сложного материала смысловаягруппировка материала проводится по различным основаниям: по интересующимследователем лицам, расследуемым эпизодам и т.д.;
-составлениевспомогательных схем и таблиц с графическим отражением связей между различнымиих элементами, с фиксацией временных и пространственных координат исследуемогособытия;
-сравнение сходныхявлений, фактов, например выявление общего и расхождений в показанияхсвидетелей, документов и в других источниках информации;
-классификация,систематизация материала, следственной судебной практики, текущегозаконодательства и других нормативных материалов.
Воспроизведение можноохарактеризовать как процесс памяти, в результате которого актуализируетсяранее усвоенный материал. В психологии изучены два основных видавоспроизведения: узнавание и собственно воспроизведение (припоминание).
Узнавание — этовоспроизведение объекта при повторном его восприятии с опорой на запечатленныйобраз данного объекта. Узнавание может быть непроизвольным (с чем мысталкиваемся постоянно в нашей житейской практике) и произвольным процессом.Типичным примером узнавания является опознание лиц, предметов свидетелями.Узнать объект — это значит включить его в систему ранее усвоенных знаний,идентифицировать его с помощью имеющегося в нашем сознании образа. Узнавание — это соотнесение воспринимаемого в данный момент времени с тем, чтовоспринималось раньше и следы чего до сих пор хранятся в памяти человека.Узнать не значит, что-то вспомнить; это значит лишь иметь ощущение ужеувиденного, знакомого.
Правда в динамикепроцессов памяти узнавание обычно предшествует припоминанию, поэтому узнаваниетакже можно рассматривать как этап припоминания.
Собственновоспроизведение проводится без вторичного предъявления объекта. Оно такжебывает непроизвольным, например, в ходе обычной деятельности, которой занятчеловек, и произвольным, когда свидетелю предлагается рассказать о том, что емуизвестно по делу. В тех случаях, когда воспроизведение затруднено и требуетсяусилия в решении непродуктивной задачи, мы говорим о припоминания.Разновидностью воспроизведения являются воспоминания, связанные с извлечениемиз памяти событий, образов прошлого из жизни человека, общества.
В следственной практике вцелях активизации памяти свидетелей и потерпевших используются возможности иузнавания, и собственно воспроизведение. Например, свидетелю предлагается,осмотрев предъявленные предметы, рассказать, если ли среди них искомый, покаким признакам он его опознает, при каких обстоятельствах он его ранее видел (ст.193УПК). Примером по существу комбинированного вида воспроизведения может служитьпроверка показаний обвиняемого, свидетеля и т.д. на месте, связанном сисследуемым событием (ст.194 УПК).
Особое криминалистическоезначение приобретает особенность воспроизведения, получившая в психологииназвание реминисценции, сущность которой состоит в усилении в памяти новыхсмысловых связей при отсроченном воспроизведении. Проведенные отечественнымпсихологом Б.К. Красильщиковым исследования выявили реминисценцию в 40, 5%опытов. Долее того, в ряде случаев наблюдалось улучшение качества воспроизведенияне только во второй, но третий раз. Данное явление объясняется процессамиторможения в коре головного мозга, которые появляются сразу же после событияпод влиянием сильного раздражителя, каким может быть, в том числе и сам актпреступного посягательства на потерпевшего. И лишь после угасания этих процессов,заторможенные следы начинают восстанавливаться в сознании. Поэтому повторныедопросы свидетелей и потерпевших с интервалом в несколько дней и чаще даютположительные результаты. Объем, последовательность воспроизведения во многомзависит от отношения субъекта к воспринимаемым событиям, его интереса,интеллекта, возраста, жизненного опыта, занятий. Однако, несмотря наиндивидуальные особенности личности, в каждом случае прослеживаются общие тенденцииискажения воспринятой реальности.
Английский психолог Ф.Ч.Бартлетт установил закономерности, влияющие на искажение воспринятых образовпри передаче перцептивной информации людьми друг другу в процессе их общениямежду собой. Каждый опыт с определенным постоянством подтверждал тенденциюопускать испытуемыми побочные детали. В процессе добросовестного воспроизведениявыявлялось большое количество неточностей относительно расположения предметов,происходило их смещения к центру. Наблюдалась большая путаница и забываниекачественной характеристики предметов, особенности их цвета, размера и формы.При воспроизведении фраз отмечалось искажение формулировок. Это позволилосделать вывод, что запоминание с воспроизведением является в большей степениреконструкцией, чем точным повторением. Данная закономерность воспроизведенияявляется одной из причин появления слухов, формирования ошибочных мнений,добросовестных заблуждений свидетелей, иных лиц, возбуждающих исковоепроизводство о признании сделки недействительной, совершенной под влияниемзаблуждения (ст.178 ГК) и т.д.
У некоторых лиц впроцессе воспроизведения может проявляться такое качество, как склонность кфантазированию, т.е. стремление сознательно или даже бессознательно дополнитьзапечатленные в памяти образы элементами вымысла. Это явление чаще наблюдаетсяу несовершеннолетних, особенно у малолетних свидетелей. Отрицательно влияет напроцесс воспроизведения внушаемость, подверженность субъекта чужому воздействиюбез достаточно критического отношения к фактам и событиям, что также можетспособствовать заблуждению такого лица.
Большое влияние накачество воспроизведения оказывает также и объективные факторы: обстановка, вкоторой проходит допрос, формулировка вопросов следователем и некоторые другиеобстоятельства.
Забывание — процесспамяти, обратный запоминанию и сохранению. Забывание тем активнее, чем режеусвоенный материал используется человеком в своей деятельности. На забываниедействует и другие факторы: ослабление интереса к усвоенному материалу, нервно- психическое перенапряжение деятельности, употребление алкоголя илинаркотиков, недостатка сна. Также влияет на забывание проактивное,ретроактивное торможение. Забывание — негативный процесс, так как люди частожалуются на забывание и испытывают трудности в припоминании чего — либо. Этодействительно так, но у забывание есть и своя положительная сторона. Онапроявляется в том, что благодаря забыванию человек освобождает свою память длязапоминания и сохранения новой информации. Кроме того, забывание бываетполезно, если речь идет о вещах, которые человеку нежелательно помнить дляподдержания нормального существования, например о таких событиях, которые егопсихологически травмирует и порождает у него чувство тревоги.
4. Анатомо-физиологическиеосновы памяти потерпевшего и свидетеля
В процессе расследованияпреступлений приходится допрашивать людей с нарушением памяти (амнезия). Чащенаблюдается нарушения памяти на текущие события у людей преклонного возраста.Однако это не является абсолютным правилом. Среди них есть люди, ведущиеактивную, творческую жизнь, которые надолго сохраняют хорошую профессиональнуюпамять.
Серьезное разрушающеевоздействие на память оказывает травмы головного мозга, например приавтомобильных авариях. Вследствие этого события, которые предшествовали травмеи следовали за ней, в памяти полностью или частично утрачиваются. Обычно травмачерепа с потерей сознания вызывает полное забывание того, что ей предшествовало(ретроградная амнезия) и тех событий, которые следовали за ней (антерограднаяамнезия).
В одной из своих работА.Р. Лурия описывает случай с мотоциклистом, попавшим в аварию на 78 км дороги. В результате травмы из его памяти выпали все воспоминания с 64 км пути. Если учесть, что скорость его движения была не менее 60 км в час, то получается, что травма привела к потере следов в памяти, возникших за 10 -15 минут доаварии. На этом основании ученый пришел к важному для следственной практикивыводу — « человеку нужно 10 -15 минут, чтобы следы памяти прочно закрепились,или как принято говорить в психологии, «консолидировались».
В соответствии смолекулярной, или биохимической теорией памяти в основе запоминания, сохраненияи воспроизведения лежат химические изменения, происходящие в нервных клеткахпод влиянием раздражителей.
Подтверждением положенийбиохимической теории памяти могут служить факты, приведенные Ж. Годфруа (1992).В своем учебном пособии «Что такое психология» он дает описание экспериментовпо «переносу молекул памяти». В 60 — годах Мак — Коннел и его сотрудникипроделали подобные опыты на планариях — маленьких плоских червях, у которыхимеется подобие мозга. Исследователи выработали у планарий условную реакцию навключение лампочки. Обученных планарий они растирали в порошок и скармливалинеобученным животным (планарии в природе поедают себе подобных). Выяснилось,что после этого у необученных планарий условные реакции на свет вырабатывалисьгораздо быстрее, чем у их «соплеменниц», которые поедали необученных червей.
Эти процессы выделяются ирассматриваются отдельно, так как они играют разную роль в жизни человека и онивсе без исключения ему необходимы. Эти процессы у одного и того же человека могутбыть развитыми в различной степени. Один человек лучше запоминает, другойдольше сохраняет, третий лучше припоминает информацию. Каждый человек в жизниопирается на тот процесс памяти, который у него работает лучше всего. В своемфункционировании эти процессы подчиняются разным законам. Законы запоминаниясущественно отличаются от законов сохранения информации, а законы узнаванияотличаются от законов забывания. На уровне анатомии и физиологии мозга этипроцессы представлены различными структурами и различными физиологическимиявлениями.
Из всех другихпознавательных процессов память человека представлена в структурах егоголовного мозга наиболее широко. С памятью связана кора головного мозга,подкорка и мозжечок. Существует немало физиологических теорий, объясняющихразличные виды памяти.
Самую длительную повремени сохранения в ней информации память человека, способную хранить ипередавать информацию по наследству, без обучения, называют генетической. Онасвязана со структурами и процессами, которые происходят в генах. Они включают всебя два основных вида молекул, ДНК (дезоксирибонуклеиновую кислоту) и РНК(рибонуклеиновую кислоту). В молекулах РНК закодирована самая прочная инеизменяемая генетическая память человека, определяющая его анатомо-физиологическоеустройство, врожденные виды поведения и врожденные психологические явления. Смолекулами ДНК связана долговременная память человека. Установлено: когдапотерпевший или свидетель запоминает прочно и надолго, в структуре молекул ДНКпроисходят биохимические процессы, с помощью которых эта информация кодируетсяи сохраняется в долговременной памяти потерпевшего и свидетеля. Кодировкаосуществляется последовательностью расположения в молекуле основанийаминокислот.
Еще несколькофизиологических теорий, которые объясняют механизм действия долговременнойпамяти человека, связывают запоминание, сохранение и воспроизведение информациис процессами, происходящими в отдельных биологических клетках, из которыхсостоит живой организм.
Нейронная теория памятисвязывает память с нейронами — клетками, из которых состоит нервная система. Вкаждом нейроне имеются три основные части: тело нейрона, его короткие отростки (дендриты)и самые длинный из отростков, по которому проводятся нервные импульсы от теланейрона к другим нервным клеткам (аксон). Согласно нейронной теории памяти,когда человек что-то надолго запоминает, в теле нейрона образуется новыесложные биохимические соединения, в которых кодируется и сохраняетсязапоминаемая информация.
Важную роль вфизиологическом обеспечении работы памяти играют места контактов нервных клетокдруг с другом в головном мозге. Они называются синапсами. Если проводимостьнервных импульсов через синапсы является достаточно хорошей, то памятьчеловека, включая процессы запоминания и припоминания, работает нормально. Еслипроводимость синапсов плохая, то эти процессы идут с затруднениями.
В свою очередьпроводимость синапсов зависит от многих причин: от молодости организма, тофизического состояния в данный момент времени, от психологического состоянияпотерпевшего и свидетеля.
С помощью механизмасинапсической передачи нервных импульсов можно физиологически объяснитьпроцессы запоминания, трудности припоминания. Если синапсический механизмпередачи нервных импульсов работает хорошо, то, как и припоминание информацииосуществляется легко; если этот механизм работает плохо, то, как запоминаниеинформации, так и припоминание известной информации будут затруднены.
Еще одна интереснаяфизиологическая теория касается механизма, обеспечивающего работу кратковременнойпамяти потерпевшего и свидетеля, то есть памяти, которая способна сохранятьинформацию в течении 20 -30 с. Физиологический процесс, связанный с даннымвидом памяти, представлен в гипотезе так называемых ревербационных кругов. Этогипотеза предполагает, что если человек что-либо для решения задачи с цельюпотом сразу забыть то, что он запомнил, в коре головного мозга образуетсязамкнутые цепи нейронов, по которым в некоторое время в закодированном виде, вформе специфических сочетаний и последовательностей нервных импульсовциркулирует (реверберирует) соответствующая информация.
5. Законыпамяти
Законами памятиназываются общие закономерности, которые характеризуют устройство и работупамяти человека. Если имеется в виду закон запоминания материала, то под нимпонимается определенная последовательность действий, в результате которойсоответствующий материал запоминается человеком. Если речь идет о законезабывания материала, то под ним соответственно, понимается закономерно идущийпроцесс забывания. Законов памяти довольно много, и все они открыты всоответствующих научных исследованиях памяти человека, которые непрерывноведутся психологами разных стран уже более столетия.
Имея представление озаконах памяти, мы можем объяснить, почему у отдельного человека или у многихлюдей память функционирует именно так, а не иначе. Следовательно, знаниезаконов помогает пониманию и объяснению конкретных явлений. Наконец знатьзаконы памяти необходимо, чтобы пользуясь ими, улучшать память человека.
Закон ассоциаций. Этоодин из видов законов памяти, и он формулируется следующим образом: чем дольшеразнообразных связей и ассоциаций будет выявлено между частями сложноустроенного материала в процессе его анализа, а также чем больше связей илиассоциаций будет установлено между запоминаемым и уже известным человекуматериалом, тем быстрее и лучше вновь воспринимаемый материал запомнится,дольше сохранится в памяти и легче припомнится в нужный момент. Для того, чтобылучше запомнить сложный текст нужно его разделить на части и выяснить, какимобразом эти части связаны друг с другом. Или же, если мы что-либо желаемзапомнить прочно и надолго, то, согласно этому закону, необходимо связатьзапоминаемое с тем, что мы уже знаем. Вообще любое размышление, направленное навыявление внутренних или внешних связей запоминаемого материала с другим,известным нам материалом, улучшает запоминание, сохранения в памяти ивоспроизведение данного материала. Слова — синонимы запоминаются лучше, чемдругим слова потому, что между ними существует прямая смысловая связь,соответствующая ассоциации по сходству. Слова — антонимы нами тоже запоминаютсявместе легко по той причине, что между ними образуется связь, соответствующаяассоциации по контрасту. Части любого материла, взаимно дополняющие друг друга,также запоминаются и припоминаются вместе потому, что между ними образуетсятретий тип ассоциаций — ассоциация по дополнению (смежности).
Закон связи памяти смышлением. Суть этого закона заключается в том, что память человека на высшихуровнях ее развития тесным образом связана с мышлением человека. Чем большечеловек размышляет над запоминаемым материалом, тем лучше и быстрее данныйматериал запоминается. Иногда вообще достаточно подумать над материалом, чтобы запомнить,и не требуется прилагать каких-либо дополнительных усилий для запоминания.
Закон связи памяти своображением. Иногда человек старается представить запоминаемое в виде образа,что само по себе способствует запоминанию. В связи с этим суть законазаключается в следующем: образное представление или активное включениевоображения в процесс запоминания материала почти всегда улучшает запоминание иприпоминание соответствующего материала.
Закон связи памяти сэмоциями. Чем более выраженную эмоциональную реакцию у человека вызывает тотили иной материал, тем лучше и прочнее он запоминается. То, что не вызываетникакой эмоциональной реакции, то есть совершенно безразлично для человека, незапоминается или запоминается с трудом по той причине, что это ему ни для чегоне нужно.
Закон связи памяти сречью. Точно так же, как память связана с мышлением, она связана и с речью,поскольку мышление в его высшей форме — это словесно-логическое мышление. Связьпамяти с речью объясняется не только ограничением соединением мышления и речи,но и тем, что в долговременной памяти человека информация хранится в видеобразов и смыслов слов. То есть внутренняя речь человека является формой речи,в которой хранится информация, имеющая определенный смысл. Следовательно,перевод информации с языка органов чувств на тот основной язык, которым вкачестве средства общения и мышления пользуется человек, обеспечивает,соответственно, перевод информации из кратковременной памяти в долговременнуюпамять, способствуя ее запоминанию.
Закон связи памяти смотивацией (потребностями) человека. Чем более запоминаемый материал связан сактуальными потребностями человека, тем лучше он будет запоминаться; чемсильнее соответствующая потребность, тем прочнее запоминание связанного с нейматериала.
Закон забывания. Согласноему, забывание материала начинается сразу же после его запоминания и идетнеравномерно. Время от времени забытый материал может самопроизвольновосстанавливаться в памяти человека, и это явление носит названиереминесценции.
Эффект Зейгарник. Этотзакон показал, что человек по -разному забывает то, что связано с ужезавершенными делами, и то, что касается еще не полностью завершенных дел.Гораздо быстрее им обычно забывается то, что касается полностью завершенныхдел, чем то, что относится к незавершенным делам, причем первое забываетсяпочти в 2 раза быстрее, чем второе.

6. Формированиеи развитие памяти
Условно о формированиипамяти можно говорить, когда потерпевший и свидетель еще не имеет определенноговида памяти или уже имеет его, но данный вид памяти у него относительно слаборазвит.
Направление формируется иразвивается по следующим направлениям:
 - филогенетическоепредставляет собой процесс прогрессивного изменения памяти людей на протяженииистории человечества.
 - онтогенетическоекасается положительных изменений, которые происходят в памяти отдельногочеловека в течении его жизни.
Когда онтогенезчеловеческой памяти рассматривают отдельно, то в нем выделяют процессыформирования и развития отдельных видов памяти, процессы взаимодействия разныхвидов памяти друг с другом в ходе их формирования и развития. Кроме того употерпевшего и свидетеля имеются индивидуальные особенности памяти.
В филогенезе имеется одининтересный процесс преобразования памяти людей. Он касается включения впроцессы памяти с целью их совершенствования других психических функцийчеловека.
Наиболее интересный видпамяти – детство. В это время происходит основные процессы, связанные сизменением памяти людей.
Если человек специальноне упражняет свою природную память и относительно редко обращается к ееиспользованию, то природная память или останавливается в своем развитии, илипостепенно ухудшается с возрастом.

7. Приемыактивизации памяти участников уголовного, гражданского судопроизводств
Потерпевший и свидетель –важнейшие участники криминального события, в памяти которых имеется ценная дляследствия информация, которую надо использовать полностью.
Изучениепсихофизиологических свойств потерпевшего и свидетеля, силы, подвижностинервных процессов, типа высшей нервной деятельности, темперамента помогаетопределить возможности совершения тех или иных действий, а в целом — создатьправильную картину события. Эти качества необходимо учитывать и приустановлении контакта по с потерпевшим, организации следственных действий.
Наконец, особую роль впроцессе восприятия имеет эмоциональное состояние потерпевшего и свидетелей.Эмоциональная реакция, вызванная у них преступлением, неизбежно приковывает кпреступным действиям его внимания, однако острые переживания сужают сознание иснижают полноту и точность отражения. Последствия стрессовой ситуации могутсказаться и позднее, в стадии расследования, большое влияние она оказывает и напроцесс запоминания, сохранения в памяти воспринятого.
При даче показанийпотерпевшие и свидетели воспроизводят воспринятые ими и сохраненные в памятиобстоятельства. Но это не простое копирование обстановки события, а сложныйпсихический процесс, в котором активно участвует мышление, эмоции, проявляетсянаправленность интересов. С одной стороны, они могут положительно влиять напродуктивность восприятия, а с другой — стать источником домыслов и ошибок. Впроцессе воспроизведения могут, проявляется такие особенности, как сознаниесвидетелями значимости своих показаний, отношение к делу и лицам, которые в немучаствуют, сама обстановка допроса. Эта стадия также требует применениянекоторых тактических приемов. Целесообразно, например, чтобы потерпевшие исвидетели изложили все, что относится к делу, в форме свободного рассказа:следователь не должен прерывать его вопросами. Обычно перед началом такогорассказа они осмысливают происшедшее, обдумывают, в какой последовательностиизложить обстоятельства.
Свидетели — очевидцы, какправило, наблюдают со стороны, и испытываемые ими чувства вызваны совершениемпреступления в отношении другого лица. Потерпевшие же, являясь объектомпреступного посягательства, воспринимает картину совершаемого преступления,испытывая на себе его непосредственное воздействие. В отличие от свидетелей, употерпевших при переработке и сохранении запечатленной в момент посягательстваинформации довольно часто более значительная роль переживаний связанных сфизическими, психическими и социальными последствиями преступления.
Специфические переживанияпотерпевших и предопределяют их психические состояния, которые являютсясвоеобразным отражением тех изменений, которые происходят в личности подвоздействием преступления и его последствий. На фоне психических состояний чащевсего проявляется действие других психологических закономерностей, в частностивлияющих на психические процессы (ощущение, восприятие, память, мыслительные.Волевые, эмоциональные процессы) .
Отметим, что преступлениепротив личности, в частности угроза убийством, нанесением тяжких телесныхповреждений или применением физического воздействия, очень часто порождает ужертвы астеническую форму страха, которая проявляется внешне как дрожь,оцепенение. Скованность, нецелесообразные поступки. Являясь пассивно — оборонительном рефлексом, она парализует волю потерпевшего к сопротивлению идовольно часто приводит к неадекватному отражению ситуации, преувеличениюопасности и, в конечном счете, к увеличению силы страха.
Процесс переработкивоспринятого материала может продолжатся у потерпевших и спустя несколькомесяцев после проведенных с их участием следственных действий, что нередковлияет и на их показания в суде. Иной раз может потребоваться несколькодопросов, чтобы в сложных случаях восстановить все существенные обстоятельства,выявить не обнаруженные на первом допросе «сбережения памяти».
В показаниях потерпевшихи свидетелей отмечаются следующие наиболее характерные дефекты:
 1) преувеличенноепредставление о некоторых моментах пережитого события (например, преувеличенноепоказания о числе преступников и о предметах, которые они использовали);
2) обобщенность, особеннов первоначальных объяснениях и показаниях о действиях виновных лиц.
3) пробелы, пропуски приописании некоторых важных элементов происшедшего;
4) заблужденияотносительно последовательности развития события — путаница. Перестановка привоспроизведении его отдельных деталей и действий конкретных участниковпреступления.
Возможны в показанияхпотерпевших также ошибки при определении времени протекания того или иногособытия. Отрицательно окрашенные переживания происшедшего могут привести ксильной переоценке временных интервалов. Так, при совершении разбойногонападения участники преступной группы под видом работников районного жилищногоуправления проникли в квартиру. Угрожая оружием, они связали гражданку,завязали ей глаза затем забрали деньги и скрылись. И хотя материалырасследования было установлено, что преступники в квартире находились не более15 минут, потерпевшая в последствии утверждала, что все происходившее длилосьне менее часа.
Потерпевшие обычно долгосохраняют в памяти то, что они переживали при взаимодействии с преступником — страх. Ужас, стрессовое перенапряжение, отчаяние, физические страдания,коллизии борьбы и т. д. В отдельных случаях возможно проникновение такназываемого следового аффекта. Реактивных состояний. Душевного расстройства. Сдругой стороны, тягостные события преступления как бы отторгаются сознаниеммногих потерпевших, влекут состояние охранительной заторможенности.
Во время преступногособытия после сознания потерпевшего резко сужается, логическое мышлениедеформируется. При грубых физических воздействиях возможно возникновениесостояния оглушенности, шока. Острые кофликтные эмоциональные состояния ведут,как правило, к гиперболизации эмоциогенных воздействий и их генерализации.
Допрашивая свидетелей ипотерпевшего, следователь должен выявить все существенные обстоятельства еговзаимодействия с преступником до совершения и после. Это позволяет лучше понятьмотивы преступления, механизм его совершения. От потерпевшего свидетель, какправило, получает информацию о том, где, когда, каким образом, какими орудиямии средствами совершено преступление, кто его совершил и кто к нему причастен,каковы возможные источники криминалистической информации.

Заключение
Память — сложноепсихическое явление, проявляющееся в способности человека запоминать, сохранятьв сознании и в последующем воспроизводить различные обстоятельства, имевшиеместо в прошлом
Память является важнейшейпознавательной функцией человека. Она лежит в основе развития и обучения. Онарассматривается как важнейшая составляющая интеллекта человека.
В качестве объектовпамяти могут выступать самые различные предметы, явления, мысли, чувства,другие люди, их внешний вид, отношения. Память потерпевшего и свидетеля можетбыть оценена или описана с точки зрения быстроты запоминания, прочностизапоминания и длительности хранения, точности воспроизведения и готовности ксрочной актуализации.
Таким образом, можносделать вывод, что исследование закономерностей и особенностей памятипотерпевшего и свидетелей является очень важной, если ни одной из важнейшихзадач современной юридической психологии. Очень большую роль потерпевший играети в уголовном процессе, так как многое для раскрытия того или иного делазависит от него, от того как потерпевший сотрудничает с правоохранительнымиорганами, как дает показания. Как правило, показания потерпевшего являютсяодним из источников доказательств и занимают самостоятельное место в системедоказательств.

Списокиспользованной литературы:
1.        Хрестоматия пообщей психологии. Психология памяти. М., 1979
2.        П.П. Блонский.Память и мышление, Питер 2001
3.        Васильев В.Л.Юридическая психология: Учебное пособие. Л.,1974
4.        Грановская.Элементы практической психологии.
5.        А.Р. Лурия.Внимание и память. Материалы к курсу лекций по общей психологии. М., 1975
6.        Р.С. Немов. Общаяпсихология: Учеб. Для студ. Учреждений — Мю: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003
7.        Е. И. Рогова.Общая психология, М., 2008
8.        Р.Х Тугушева. Е.И. Гарбера, Общая психология, М., 2007
9.      Чередниченко. Психологияуправления


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Технологические основы производства цветных металлов: меди, алюминия, магния, титана
Реферат Toni MorrisonS The Bluest Eye Essay Research
Реферат Смех и горе Русская ментальность в языке и в тексте
Реферат Система забезпечення психолого-педагогічного супроводу розвитку мовленнєвих здібностей дошкільників у процесі їх мовленнєво-творчої діяльності
Реферат Организация сбытовой деятельности на предприятии на примере ОАО Нефтекамский хлебокомбинат
Реферат Зонна теорія електропровідності напівпровідників
Реферат Origin Essay Research Paper The first
Реферат «Резонанс в электрической цепи переменного тока» Урок физики в 11 классе с применением информационных технологий
Реферат Использование трудовых ресурсов как составной части системы управления
Реферат Изучение теоремы Безу для решения уравнений n-й степени при n2
Реферат Вигодовування і харчування у різні вікові періоди здорових дітей
Реферат Человек как филосовская проблема
Реферат Технология производства водки. Оценка качества ликероводочных изделий
Реферат Кондиционирование воздуха в пассажирских вагонах
Реферат Звуко-слоговая структура и проблемы её коррекции у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи