Оглавление
Введение
Глава 1. Общее представление о мышлении
1.1 Общая характеристика мышления
1.2 Виды мышления
1.3 Творческое /продуктивное/ мышление как один из видов мышления
1.4 Теории мышления в психологии
Глава 2. Инсайтно-креативное мышление
2.1 Структура инсайта
2.2 Инсайтно-креативное мышление в процессе творчества
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность исследования. Исследование мышления открываетбольшие возможности для развития способностей и возможностей человека, так как напрактике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствуетво всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти,речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень егоучастия в этих познавательных процессах определят уровень их развития. С помощьюзнаний о структуре мышления, его функциях, критериях его развития было разработаномножество психологических тестов вопросников, теоретических подходов к диагностикепрактического мышления. Изучение данного вопроса в психологии если не прямо, токосвенно касались многие ученые.
«У здравого смысла прекрасный нюх, но зато старчески тупыезубы» — так охарактеризовал значение мышления один из его наиболее интересныхисследователей К. Дункер [26], очевиднымобразом противопоставляя его здравому смыслу. С.Л. Рубинштейн рассматривал мышлениена основе анализа и синтеза как общих знаменателей всего познавательного процесса.К. Юнг предложил одну из классификаций типов мыслительной деятельности людей попризнакам экстраверсии и интроверсии, доминирования рационального и иррационального,эмоционального и логического в процессах мышления. Э. Блейлер известный исследовательаутистического мышления. Р. Арнхейм вывел теорию о том, что элементы мышления ввосприятии и восприятия в мышлении взаимно дополняют друг друга. Дж. Гилфорд однимиз первых попытался дать ответ на вопрос, что же такое творческое мышление. Он жесоздал трехмерную модель интеллекта.Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон создали теориюо том какие людские качества мешают человеку быть творческой личностью и проявлятьоригинальность мышления. А.Н. Леонтьев предложил концепцию мышления, согласно котороймежду структурами внешней, составляющей поведение, и внутренней составляющей мышление,деятельности существуют отношения аналогии. На базе деятельностной теории А.Н. Леонтьевабыли построены такие теории обучения (их можно рассматривать и как теории развитиямышления), как теория П.Я. Гальперина («концепция планомерного формированияличности»), теория Л.В. Занкова, теория В.В. Давыдова.
Объект исследования. Мышление, процесс творчества.
Предмет исследования. Творческое мышление. Инсайтно-креативноемышление в процессе творчества.
Цель исследования. Рассмотреть мышление, в общем, и какпродукт человеческой деятельности, виды мышления, концепции по изучению мышлениястрессы связанные с напряженностью творческого процесса, процесс творчества и мышлениев нем. Рассмотреть структуру инсайта (озарения) и эмоциональные предпосылки егопоявления.
Задачи исследования. Изучить творческое /продуктивное/мышление, изучить научную литературу затрагивающую данную тему.
Глава 1. Общее представлениео мышлении1.1 Общая характеристика мышления
Прежде всего мышление является высшим познавательным процессом.Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отраженияи преобразования человеком действительности. мышление порождает такой результат,какого ни в самой действительности, ни у субъекта на этот момент времени не существует.Мышление так же можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразованиеимеющихся представлений.
Мышление — это движение идей раскрывающее суть вещей. Его итогомявляется не образ, а некая мысль, идея.
Мышление — это особого рода теоретическая и практическая деятельность,предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского,преобразовательного и познавательного характера. На рисунке расположенном ниже представленыосновные виды мышления.
Мышление в отличие от других процессов отличается определеннойлогикой. Соответственно, в структуре мышления можно выделить следующие логическиеоперации: сравнение, анализ, синтез и обобщение. Сравнение вскрывает тождество иразличие вещей. Результатом сравнения, кроме того, может стать классификация. Нередкоона выступает как первичная форма практического и теоретического познания [17].
Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия ихвнутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощианализа и синтеза. Анализ — это расчленение предмета мысленное и практическое, насоставляющие его элементы для последующего сравнения. Синтез есть построение целогоиз аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляют вместе, способствуютболее глубокому познанию действительности. «Анализ и синтез, — писал С.Л. Рубинштейн,- » общие знаменатели " всего познавательного процесса. Они относятсяне только к отвлеченному мышлению, но и к чувственному познанию и восприятию. Вплане чувственного познания анализ выражается в выделении какого-либо чувства свойстваобъекта, до того должным образом не выделявшегося. Познавательное значение анализасвязано с тем, что оно вычленяет и подчеркивает выделяет существенное " [19]. Теоретический,практический, образный и абстрактный интеллект в своем формировании связан с совершенствованиемопераций мышления, прежде всего анализа, синтеза и обобщения [17].
Абстракция — это выделение какой либо стороны или аспекта явления,которые в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагирование выполняетсядля более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенногоанализа и синтеза. Результатом всех этих операций нередко является формированиепонятий.
Обобщение выступает как соединение существенного (абстрагирование)и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форммысленного обобщения.
Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Онаопределяется например в том, что из общего определения — понятия — выводится суждениео принадлежности единичных вещей и явления определенному классу.
Кроме рассмотренных операций, имеются еще и процессы мышления.К ним относят суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция.Суждение — это высказывание содержащее определенную мысль. Умозаключение представляетсобой серию логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание.Определение понятия рассматривается как система суждений о некотором классе предметов(явлений), выделяющая наиболее общие их признаки. Индукция и дедукция — это способыпроизведения умозаключений, отражающие направленность мысли от частного к общемуили наоборот. Индукция предполагает вывод частных суждений из общего, а дедукциянаоборот — вывод общего суждения из частных. [17]
Хотя логические операции органически входят в состав мышления,оно не всегда выступает как процесс в котором действуют только логика и разум. Впроцесс мышления зачастую ввязываются, меняя его, эмоции. Вот что по этому поводуписал Рубинштейн: «Подчиняясь деспотическому господству слепого чувства, мысльначинает порой регулироваться стремлением к соответствию с субъективным чувствома не с объективной реальностью…, следует „принципу удовольствия“ вопреки»принципу реальности"… эмоциональное мышление с более или менее страстнойпредвзятостью подбирает доводы, говорящие в пользу желанного решения" [20].
Эмоции, однако, способны не только искажать, но и стимулироватьмышление. Известно, что чувство придает мысли большую страстность, напряженность,остроту, целеустремленность и настойчивость. Без возвышенного чувства продуктивнаямысль так же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков. Вопрос тольков том насколько чувство сильно, не переходит ли оно пределы оптимума, обеспечивающегоразумность мышления. В процессах мышления эмоции особенно выражены в моменты нахождениячеловеком трудной задачи, здесь они выполняют эвристическую и регулятивную функции.Эвристическая функция эмоций заключается в выделении (эмоциональной, сигнальнойфиксации) некоторой зоны оптимального поиска, в пределах которой находится искомоерешение задачи. Регулятивная функция в мышлении заключается в том, что они способныактивизировать поиск нужного решения в том случае, если он ведется в правильномнаправлении, и замедляют его, если интуиция подсказывает, что и избранный ход направленияошибочен.
1.2 Виды мышления
/>
Выделяют два основных вида человеческого мышления это теоретическоеи практическое каждое из которых в свою очередь делится еще на два, рассмотрим жеэти виды мышления указанные на таблице находящейся немного выше:
1) теоретическое понятийное мышление — это такое мышление, пользуяськоторым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действияв уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств.Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовымизнаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях,умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретическихисследований.2) Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, чтоматериалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия,суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти,или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы,искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами. В ходе решениязадач мысленные образы преобразуются так, чтобы человек в результате манипулированияими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи.3) Отличительнаяособенность следующего вида мышления — наглядно образного — состоит в том, что мыслительныйпроцесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающейдействительности и без него совершатся не может. Мысля наглядно-образно, человекпривязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представленыв его кратковременной и оперативной памяти.4) Особенность наглядно действенногомышления заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой преобразовательнуюпрактическую деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основнымусловием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующимипредметами. Это вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производительнымтрудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материальногопродукта [17].
Заметим что перечисленные виды мышления выступают одновременнои как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чемпрактическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чемобразное. С одной стороны за такими рассуждениями лежит реальный смысл, так какпонятийное и теоретическое мышление в фило- и онтогенезе появляются позднее, чем,скажем, практическое и образное. Но, с другой стороны, каждый из четырех названныхвидов мышления может развиваться относительно независимо от остальных и достигатьтакой высоты, что заведомо превзойдет филогенетически более позднюю, но онтогенетическименее развитую форму. Например, у высококвалифицированных рабочих наглядно-действенноемышление может быть гораздо более развитым, чем понятийное у размышляющего на теоретическиетемы студента. Наглядно-образное мышление художника может быть более совершенным,чем словесно-логическое у посредственного ученого. Эту мысль хорошо подметил Б.М.Теплов. [17]
Разница между Теоретическим и практическим видами мышления, помнению Б.М. Теплова, состоит лишь в том, что ‘‘они по разномусвязаны с практикой… работа практического мышления в основном направлена на разрешениечастных конкретных задач…, тогда как работа теоретического мышления направлена восновном на нахождение общих закономерностей’’. [23]. И теоретическое и практическое мышлениесвязано в итоге с практикой, но в случае практического мышления эта связь имеетболее прямой, непосредственный характер.
Кроме обычных, нормальных видов мышления, приводящих к правильнымвыводам, есть особые мыслительные процессы, дающие ложное представление о действительности.Они обнаруживаются у больных людей (например, у шизофреников), а так же у тех ктозанимает пограничное положение между нормой и патологией или находится в состояниитак называемого замутненного сознания (галлюцинации, бред, гипнотическое состояние).
Один из необычных видов мышления получил название аутизм. Известныйисследователь этого вида мышления Э. Блейлер писал по поводу его: «шизофреническиймир сновидений имеет на Яву свою форму мышления,… свои особые законы мышления… мынаблюдаем действие этих механизмов… и в обычном сновидении…, в грезах наяву каку истеричных, так и у здоровых людей, в мифологии в народных суевериях и в другихслучаях, где мышление отклоняется от реального мира» [5]. мысли человека при аутистическом мышленииподчиняются не логике и разуму, а аффективным потребностям следующим за ними, отражаютих силу, динамику.
Аутистическое мышление тенденциозно. Цель в нем достигается благодарятому, что для ассоциаций, соответствующих потребностям, открывается свободная, неограниченная рамками строгой логики дорога. Те из ассоциаций которые противоречатактуальным потребностям, тормозятся, другие, соответствующие им, получают простордаже в том случае, если порождают логические несоответствия [17].
Кроме описанных, есть и индивидуально своеобразные типы мышления.Одну из классификаций типов мыслительной деятельности людей по признакам экстраверсиии интроверсии, доминирования рационального и иррационального, эмоционального и логическогопроцессах мышления предложил К. Юнг. Он выделил следующие типы людей по характерумышления:
1. Интуитивный тип. Характеризуется преобладанием эмоций над логикой и доминированиемправого полушария головного мозга над левым.
2. Мыслительный тип. Ему свойственны рациональность и преобладание левого полушариямозга над правым, примат логики над интуицией и чувством.
Критерием истинности для интуитивного типа выступают ощущениеправильности и практика, а критерием правильности для мыслительного типа являютсяэксперимент и логическая безупречность вывода.
Познание у мыслительного типа существенно отличается от познанияинтуитивного типа. Интуитивный тип обычно интересуется познанием как таковым, ищети устанавливает логическую связь между явлениями, в то время как интуитивный типориентирован на прагматику на практически полезное использование знаний в независимостиот их истинности и логической непротиворечивости. Истинно то, что полезно, — вотего жизненное кредо.1.3 Творческое /продуктивное/ мышление как один из видовмышления
Что же такое творческое мышление? Одним из первых попытался датьответ на этот вопрос Дж. Гилфорд. Он считал что «творческость» мышлениясвязана с доминированием в нем четырех особенностей:
А. оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемыхидей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человекпочти везде и всегда старается найти свое собственное, отличное от других решение.
Б. Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект подновым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширить функциональноеприменение на практике.
В. Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменять восприятиеобъекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.
Г. Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцироватьразнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержиториентиров для этих идей. [17]
Впоследствии принимались и другие попытки дать определение творческомумышлению, но они внесли мало в то его понимание, которое было предложено Дж. Гилфордом.
В ходе исследования творческого мышления были выявлены условия,которые способствуют или препятствуют быстрому нахождению решения творческой задачи.Рассмотрим эти условия в обобщенном виде.
1. Если в прошлом определенный способ решения человеком некоторыхзадач оказался достаточно успешным, то это обстоятельство побуждае6т его в дальнейшемпридерживаться данного способа решения. При встрече с новой задачей человек стремитсяприменить его в первую очередь. [17]
2. Чем больше усилий было потрачено на то, чтобы найти и применитьна практике новый способ решения задачи, тем вероятнее обращение к нему в будущем.Психологические затраты на обнаружение некоторого нового способа решения пропорциональныстремлению его использовать как можно чаще на практике.
3. Возникновение стереотипа мышления, который в силу указанныхвыше условий мешает человеку отказаться от прежнего и искать новый, более походящийтип решения задачи. Один из способов преодоления такого сложившегося стереотипасостоит в том, чтобы на некоторое время вообще прекратить попытки решения задачи,а затем вернутся к ней с твердой установкой пробовать только новые пути решения.
4. Интеллектуальные способности человека,как правило, страдают от частых неудач, и боязнью очередной неудачи начинает автоматическивозникать при встрече с новой задачей. Она порождает защитные реакции, которые мешаюттворческому мышлению, обычно связанному с риском для собственного «Я».В итоге человек теряет веру в себя, у него накапливаются отрицательные эмоции, которыемешают ему думать. Чувство успеха для усиления интеллектуальных потенций людей стольже необходимо, как и ощущение правильности какого-либо движения для его усвоения.
5. Максимум эффективности в решении интеллектуальных задач достигаетсяпри оптимальной мотивации и соответствующем уровне эмоционального возбуждения. Этотуровень для каждого человека сугубо индивидуален.
6. Чем больше знаний имеет человек, тем разнообразнее будут подходык решению творческих задач. Однако соответствующие знания должны быть разнонаправленными,так как они обладают способностью ориентировать мышление на различные подходы крешению. [17]
У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелостьмышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения навыки и своеобразные«детские» черты во взглядах на окружающую действительность, в поведениии поступках.
Что же мешает человеку быть творческой личностью и проявлятьоригинальность мышления? Только ли отсутствие развитых творческих способностей,те недостатки, о которых говорилось выше, или так же что-то другое, не имеющее прямогоотношения к творчеству как таковому? На данный вопрос дает ответ Г. Линдсей, К.Халл и Р. Томпсон. Они считают, что серьезным препятствием на пути к творческомумышлению могут выступать не только недостаточно развитые способности, но и, в частности:
1. Склонность к конформизму, выражающаяся в доминирующем надтворчеством стремлении быть похожим на других людей, не отличатся от них в своихсуждениях и поступках.
2. Боязнь оказаться «белой вороной» среди людей, показатьсяглупым или смешным в своих суждениях. [17]
Обе указанные тенденции могут возникнуть у ребенка в раннем детстве,если первые его попытки самостоятельного мышления, первые суждения творческого характеране находят поддержки у окружающих взрослых людей, вызывают у них с мех или осуждение,сопровождаемые наказанием или навязыванием ребенку со стороны взрослого в качествеединственно «правильных» наиболее распространенных, общепринятых мнений.
3. Боязнь показаться слишком экстравагантным, даже агрессивнымв своем непринятии и критике мнений других людей. В условиях нашей культуры довольношироко распространено следующее мнение: критиковать человека — значит быть по отношениюк нему невежественным, проявлять к нему неуважение. Этому мы, к сожалению, учимсвоих детей с детства, совершенно не думая о том, что в данном случае приобретениевежливости, тактичности, корректности и прочих полезных качеств происходит за счетутраты другого, не менее ценного свойства: сметь иметь и уметь отстаивать, открытовысказывать и защищать собственное мнение, не заботясь о том, понравится или непонравится это мнение окружающим. В этом собственно и состоит требование к человекувсегда оставаться честным и откровенным.
4. Боязнь возмездия со стороны другого человека, чью позициюмы критикуем. Подвергая критике человека, мы обычно вызываем с его стороны ответнуюреакцию. Опасение такой реакции нередко выступает в качестве препятствия на путик развитию собственного творческого мышления.
5. Завышенная оценка значимости собственных идей. Иногда то,что мы сами создали или придумали, нравится нам больше, чем мысли высказываемыедругими людьми, причем настолько, что у нас возникает желание свое никому не показывать,ни с кем им не делится и оставить при себе. [17]
6. Высокоразвитая тревожность. Человек, обладающий этим качеством,обычно обладает повышенной неуверенностью в себе, проявляет боязнь открыто высказыватьсвои идеи.
7. Есть два конкурирующих между собой способа мышления: критическийи творческий. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в сужденияхдругих людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания,с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Человек,у которого критическая тенденция слишком выражена, уделяет основное внимание критике,хотя сам бы мог творить, и не плохо. Напротив, тот человек у которого конструктивноемышление доминирует над критическим, часто оказывается неспособным видеть недостаткив собственных суждениях и оценках.
Выход из этого положения в том, чтобы у ребенка развивать с самогодетства как критическое так и творческое мышление, заботясь о том, чтобы они находилисьв равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг друга в любом мыслительномакте. Если человеком высказывается собственная мыслительная идея, то он сам ее долженсразу же критически осмыслить. Если оригинальная, новая мысль высказана кем-то другим,то наряду с ее критикой необходимо обязательно предлагать свою. В жизни большинствалюдей, для того чтобы их творческая отдача была максимальной, необходимо разумноесочетание творческого и критического мышления. [17]
Интеллектуальные способности человека, как оказалось, сильнострадают от частых неудач. Если людям в течении достаточно долгого периода временипредложить решать только трудные, неподвластные их уму задачи, а затем дать болеелегкие, то и с этими последними после долгих неудач они будут справляться плохо.
С понятием творчества неразрывно связано понятие интеллекта.Под ним понимается совокупность самых общих умственных способностей, обеспечивающихчеловеку успех в решении разнообразных задач. Хотя интеллект является одним из самыхизученных психологических понятий, в его понимании имеется много различий. Однисчитают интеллект некоторой общей умственной способностью, другие полагают, чтов этом понятии объединены представления о различных умственных способностях.
Американский психолог Дж. Гилфорд разработал концепцию, согласнокоторой интеллект представляет собой многомерное явление, некоторое сложное свойство,которое можно оценивать по трем измерениям: характеру, продукту и содержанию. Умственнаяоперация, включенная в интеллектуальное действие, может быть следующей по характеру:оценивание, синтез, анализ, запоминание, познание. По продукту интеллектуальнаяоперация может представлять собой единицу, класс, отношение, систему, трансформациюи рассуждение. Наконец по содержанию соответствующая операция может представлятьсобой действие с объектами, символами, преобразование смыслов, поведение. [17]
1.4 Теории мышления в психологии
Рассмотрим наиболее известные теории, объясняющие процесс мышления.Их можно разделить на две большие группы: те которые происходят из гипотезы о наличииу человека природных, не изменяющихся под влиянием жизненного опыта интеллектуальныхспособностей, и те, в основу которых положено представление о том, что умственныеспособности человека в основном формируются и развиваются прижизненно.
Концепции, согласно которым интеллектуальные способности и саминтеллект определяются как совокупность внутренних структур, обеспечивающих восприятиеи переработку информации с целью получения нового знания, составляют одну группутеорий мышления. Считается, что соответствующие интеллектуальные структуры существуюту человека с рождения в потенциально готовом виде, постепенно проявляясь, развиваясьпо мере взросления организма [17].
Эта идея априорно существующих интеллектуальных способностей- задатков — характерна для многих работ в области мышления, выполненных в немецкойшколе психологии. Наиболее отчетливо она представлена в гештальттеории мышления,согласно которой способность формировать и преобразовывать структуры, видеть ихв реальной действительности и есть основа интеллекта.
Другие концепции интеллекта предполагают признание неврожденностиумственных способностей, возможно и необходимость их прижизненного развития. Ониобъясняют мышление, исходя из воздействия внешней среды, из идеи внутреннего развитиясубъекта или взаимодействия того и другого.
Своеобразные концепции мышления представлены в следующих направленияхпсихологических исследований: в эмпирической субъективной психологии, ассоциативнойпо характеру и интроспективной по собственному основному методу; в гештальтпсихологии,которая отличалась от предыдущей только отрицанием элементности психических процессови признанием их доминирования их целостности над составом этих элементов, в томчисле и в мышлении; в бихевиоризме, сторонники которого пытались заменить процессмышления как субъективный феномен на поведение (открытое или скрытое, мыслительное);в психоанализе, который мышление как и все другие процессы подчинил мотивации [17].
Мышление в ассоциативной эмпирической психологии во всех егопроявлениях сводилось к ассоциациям, связям следов прошлого, и впечатлений, полученныхот настоящего опыта. Активность мышления, его творческий характер были его основнойпроблемой, которую (как избирательность восприятия и памяти) не смогла решить даннаятеория. Поэтому ее сторонникам не оставалось ничего другого, как объявить умственныетворческие способности априорными, не зависящими от ассоциаций с врожденными способностямиразума.
В бихевиоризме мышление рассматривалось как процесс формированиясложных связей между стимулами иреакциями, становление практических умений и навыков,связанных с решением задач. В гештальтпсихологии оно понимальсо как интуитивноеусмотрение искомого решения за счет обнаружения нужной для него связи или структуры.
Нельзя сказать, что два последних направления не дали в психологииничего полезного для понимания мышления. Благодаря бихевиоризму в сферу психологическихисследований вошло практическое мышление, а в русле гештальттеории стали обращатьосбое внимание на моменты интуиции и творчества в мышлении.
Определенные заслуги в решении проблем психологии мышления естьи у психоанализа. Они связаны с привлечением внимания к бессознательным формам мышления,а так же к изучению зависимости мышления от потребностей и мотивов у человека. Вкачестве своеобразных форм мышления у человека можно рассматривать уже обсуждавшиесянами защитные механизмы, которые впервые также начали изучаться в психоанализе [17].
В отечественной психологической науке, основанной на учении одеятельностной природе человека, мышление получило новую трактовку. его стали пониматькак особый вид познавательной деятельности. Через введение в психологию мышлениякатегории деятельности было преодолено противопоставление теоретического и практическогоинтеллекта, субъекта и объекта познания. Тем самым для конкретного исследованияоткрылась новая ранее не видимая связь, существующая между деятельностью и мышлением,а так же между видами самого мышления. Впервые появилась возможность ставить и решатьвопросы о генезисе мышления, о его формировании и развитии у детей в результатецеленаправленного обучения. Мышление в теории деятельности стали понимать как прижизненноформирующуюся способность к решению разнообразных задач и целесообразному преобразованиюдеятельности, направленному на то, чтобы открывать скрытые от непосредственногонаблюдения ее стороны.
А.Н. Леонтьев, подчеркивая произвольный характер высших формчеловеческого мышления, их производность от культуры и возможность развития подвлиянием социального опыта, писал, что мышелние человека не существует вне общества,вне языка, вне накопленных человечеством знаний и выработанных им способов мыслительнойдеятельности: логических, математических и т.п. действий и операций… отдельны человекстановится субъектом мышления, лишь овладев языком, понятиями, логикой. Им былапредложена концепция мышления, согласно которой между структурами внешней составляющейповедение, и внутренней, составляющей мышелние, деятельности существуют отношенияаналогии. Внутренняя, мыслительная деятельность является не только производной отвнешней, практической, но имеет принципиально тоже самое строение. В ней как и впрактической деятельности, могут быть выделены отдельные действия, операции. Приэтом внешние и внутренние элементы деятельности являются взаимозаменяемыми. В составмыслительной, теоретической деятельности могут входить, внешние практические действия,и наоборот, в структуру практической деятельности могут включатся внутренние, мыслительныеоперации и действия [17].
Деятельностная теория мышления способствовала решению многихпрактических задач, связанных с обучением и умственным развитием детей. На базеее были построены такие теории обучения (их же можно рассматривать и как теорииразвития мышления), как теория П.Я. Гальперина, теория Л. В Занкова, теория В.В.Давыдова.
В последние несколько десятилетий на базе успехов в разработкеидей кибернетики, информатики, алгоритмических языков высокого уровня в математическомпрограммировании появилась возможность построения новой, информациооно-кибернетическойтеории мышления. В ее основе лежат понятия алгоритма, операции, цикла и информации.Первое обозначает последовательность действий, выполнение которых ведет к решениюзадачи; второе касается отдельно действия, его характера; третье относится к многократномувыполнению одних и тех же действий до тех пор пока не будет получен необходимыйрезультат; четвертое включает совокупность сведений, предаваемых с одной операциина другую в процессе решения задачи. Оказалось, что многие специальные операции,которые применяются в программах машинной обработки информации и в процессе решениязадач на ЭВМ, похожи на те, которыми в мышлении пользуется человек. Это открываетвозможности изучения операций человеческого мышления на ЭВМ и построение машинныхмоделей интеллекта.
Глава 2. Инсайтно-креативноемышление2.1 Структура инсайта
Будучи неофициальным консультантом (врачом-психологом) представителейвысших эшелонов власти СССР (в Кремле) и научно технической элиты (авиации, космонавтики,ядерной энергетики), общаясь годами с истинно творческими личностями, я имел возможностьанализировать, буквально «анатомировать» процессы их творчества, в частноститворческих прозрений (озарений, инсайтов). Кратко изложу возможную структуру и последовательностьразвития креативного озарения с решением инновационной проблемы. [13]
Во время достаточно долгого и почти непрерывного напряжения сознания(мучительного или вдохновенного) в поисках интеллектуального решения актуальнойзадачи или проблемы возникает чувство погружения в пустоту. Один из опрошенных мнойруководителей говорил следующее: «Вокруг все стало незначимо, будто и нет ничего:ни верха, ни низа, ни света, ни шума, и мучительно неразрешимая проблема растаяла,только сам я существую в абсолютном бесстрастии». Такое сновидное (сомнамбулическое)состояние может быть кратким и не запоминающимся, причем незаметно, как оно долгодлилось.
Может быть, это предтворческая релаксация?
Забегая чуть вперед, вспомним, что не зря древние философы утверждали:в пустоте содержится все. Бывали случаи, когда такой «пустотой», аккумулирующейпредшествующие знания, усилия, муки поиска, становилось погружение в сон. Во снеслучались прозрения.
На фоне этой «пустоты» сознания и эмоций вдруг возникаетзарево. Все вокруг — и в голове, и в мыслях — будто бы подсвечено теплым, слабымсветом или же ярко озарено. Это озарение бывает и слепящей вспышкой, и шаром света,и, наоборот, чем — то темным. Всегда озарения кажутся краткими, они длятся не дольшесекунды.
При вспышке всегда становится видно новое, искомое решение. Оно,как странным образом визуализированное понятие, как зримая истина, может иметь видсложной геометрической фигуры, или старинного замка с высоты птичьего полета, иличего-то пронзительно ясного, но не выразимого сразу словами, или торта с очень сложныминежными элементами, где каждый элемент это фрагмент решения. [13]
Тут же возникает радостное ощущение: «Вот оно! Новое! Удивительноерешение! Все стало на свои места. И это ведет меня намного дальше, чем когда логическиискал решение». Радость, ликование, счастье открытия, решения проблемы длятсясекунды.
Друзья и современники В.А. Моцарта описали как гениальный композиторрассказывал, что после долгих творческих поисков засыпал и во сне его музыкальноепроизведение представлялось ему в виде огромного изощренного красивого торта, всефрагменты которого были видимы одновременно и все они звучали[24]. При этом увиденная фигура рационально еще небыла осознана; она была понятна, но не понята.
Несмотря на это возникает полнейшая уверенность в точности, верности,истинности внезапно открывшегося решения, долго мучившей проблемы; нет места нималейшему сомнению при этом без колебаний отвергаются все остальные предполагавшиесяварианты решений теперь уже решенной проблемы.
Включается и двигательная ажитация: человек вскакивает, ходит,смотрит в разные стороны, но внутренним взором рассматривает проблему с разных сторон.Это длится 5 — 15 с, минуту или дольше.
Хочется поделиться новым знанием с кем-либо, излить свою радость.Субъект эмоционально (и путано) говорит с присутствующими сослуживцами, звонит потелефону научному руководителю или же близкому другу.
Человек вдруг понимает, что пока метался в счастье, не успел«разглядеть», понять и запомнить открывшееся решение, истину. А открытие,не запечатленное, рассудочное неосмысленное, блекнет, рассеивается. На творца накатываетнедоумение и сильное огорчение, они длятся несколько минут. [13]
Творец начинает, вспоминать: «Ведь было же открытие истиныдолгожданной», но видит только крохи, только части того решения.
Возникают сомнения: «Может быть, пригрезилось? Была лишьиллюзия счастливой находки?»
С отчаянием, верой и надеждой творец как бы складывает еще оставшиесяв сознании элементы открывшиеся «фигуры», пытаясь воссоздать ее. Долго,уже отрешившись от посторонних мыслей, от людей, он вновь проходит путями интеллектуальногонапряжения, которые привели его к озарению, и даже логически домысливает недостающиедетали воссоздаваемого открытия
Непреклонными усилиями ума начинает складываться решение, озаренноевспышкой вдохновенного сознания и ускользавшее от него.
Наконец находка воссоздана, как разбитая чашка, когда все еекусочки — и большие, и маленькие, и незаметные, но очень важные для целостности- сложены; они не склеены, а слились в одну сущность. Она уже не сверкает, не ослепляет,а стоит перед внутренним взором ее творца. Она рождает стойкий мягкий эустресс- подарок самому себе за талант и усердие, подарок, принимаемый человеком с никогдане удовлетворяемым счастьем искателя-творца.
При повторных креативных озарениях наученный горьким опытом творецпытается запомнить сразу содержание открытия, не позволяя себе впадать в экстаз.[13]
Бывают и совершенно другие структуры инсайта.
Счастье (эустресс) инсайта подобно оргазму, но наши попытки сравниватьего с сексуальным оргазмом наталкивались на решительный протест людей, испытавшихинсайт: «Да, оргазм, но никакого отношения к сексу инсайт не имеет»,«Радость озарения, если это и оргазм, то не сексуальный… и с гомосексуальностьюон тоже не связан. Инсайт — это от Бога». Действительно, непостижимость инсайтногоозарения и вместе с тем яркость, «очевидность», неожиданность его вторженияв сознание воспринимается многими инсайтными творцами как божественное ниспосланиеот Высшего Творца.
Раз, пережитый эустресс инсайта движет испытавших его к дальнейшемутворчеству. Счастье озарения делает оправданными муки творчества и душевные тратыиз-за обидного непонимания коллегами. [13]
Творческое прозрение — комплексное ощущение, кубок чувств, онего не описать словами. Физик А. Эйнштейн рассказывал психологу М. Вертгеймеру освоем открытии теории относительности: «Эти мысли возникли не в какой-то вербальнойформе. Я вообще очень редко думаю словами. Приходит мысль, а потом я могу попытатсявыразить ее словами» [4; 263]. Непостижим алгоритм инсайта, как тайна философского камня, радикоторого жертвовали всем, ибо все остальное дарит меньшее счастье. «Я не уверен,- рассказывал А. Эйнштейн, — можно ли действительно понять чудо мышления» [4; 262]. И всеже на путях изучения дивергентного (ширящегося, расходящегося) мышления, прорывающегосяна неясные просторы бытия, приоткрываются тайны ресурсов креативности [6].
Некоторые люди способны к мгновенным творчески креативным прозрениямтолько в смертельно-опасных ситуациях. И тогда невозможно определить, чего большев их эмоциональных переживаниях — ужаса смерти, экстаза спасительных действий илиликующей жажды победы. Тор этих строк много лет работал с такими людьми в 1960- 1980 гг. они были летчиками-испытателями и парашютистами-испытателями Летно-исследовательскогоинститута. Среди них выделялся парашютист-катапультщик В.И. Головин; по-детски застенчивый,удивительно доброжелательный со всеми, он работал на скромной должности укладчикапарашютов.
Однако лишь в воздухе во время свободного падения можно быловыяснить, почему не раскрывается парашют новой, перспективной, но недоработаннойсистемы, тогда испытания в воздухе поручали В.И. Головину. Во время таких испытаний,когда в распоряжении были секунды (до возможной гибели), В. И Головин можно сказать,был гениален. Он всегда видел и устранял причины неисправности катапультно-парашютныхсистем, незаметные и непонятные в наземных условиях. В последующем моделируя наЭВМ действия В.И. Головина в падении еще до раскрытия парашюта, инженеры обнаруживали,что он избирал оптимальный, а иногда единственно верный способ спасения. Ему обязаныжизнью военные летчики, спасшиеся, катапультируясь из боевых самолетов при их разрушениях.Конечно же такие удивительно эффективные действия — это не только реализация навыкови умений, это творчество, параксимозально сконцентрированное в кратких мгновениях,в долях секунды.
Почему В.И. Головин и другие люди такого типа лишь в моментысмертельной опасности как бы прозревают и видят, как ее избежать, проявляя свойтворческий потенциал?
В процессе проведения психоаналитического сеанса у В.И. Головинаобнаружилась давняя тяжелая психологическая травма из-за его происхождения, побуждавшаяк социальной апатии, к отказу сначала от высшего образования, потом от карьерногороста. Это проявление латентного (скрытого) невротического состояния. Способностьк повседневному креативному творчеству, которой, несомненно обладал В.И. Головин,проявлялась лишь как вспышки в момент смертельных угроз. Бывают и иные причины такогоподавления уравнивания способности к инсайту, да и просто к радости труда (на время,а то и на всю жизнь) [13].
Таким образом инсайтно-креативное творчество в результате мобилизацииглубинных адаптационных резервов человека (интеллектуальных и физических) можетрассматриваться в соответствии с предложенной нами схемой ранжирования интенсификациистресса ([10], [12]) как продуктстрессового кризиса второго ранга, реализующийся в основном в когнитивной сфере.
Инсайтные вспышки креативного творчества в критических ситуацияхсладостны, приятны. Потому люди, способные к нему и жаждущие его, нередко провоцируютэкстремальные ситуации, пробуждающие креатив. Они становятся летчиками-испытателями,солдатами-наемниками, журналистами-стрингерами или авантюристами. Существуют специальныеметоды тренировки для усиления в человеке способности к состоянию напряженно-спокойнойготовности к мгновенным действиям в опасных ситуациях [1].
Известны базирующиеся на обширной практике методологические подходык объяснению сущности способностей человека к инсайтным озарениям [26]. Анализ стрессового инсайтного мышлениявыявляет в нем феномен «взаимной экспансии» сознания и неосознанных психическихпроцессов [10]. Именно в этом ракурсе мы предполагали рассматривать феноменысубсенсорной чувствительности, «замедления» времени и др., многочисленныеописания которых известны [3]. Возможнос подобного рода «экспансией» связано возникновение разнообразных иллюзий,таких как кажущееся искажение визуального пространства [11], его сдвиг [9]. Подверженность таким иллюзиямпри стрессе индивидуальна или может по ряду признаков прогнозироваться для определенноготипа людей [14], [15].
Заметим еще раз: главное, что нужно для креативного творческоговдохновения, — это эмоциональное напряжение, стресс, побуждающий (но не убивающий!)талант человека [13].
2.2 Инсайтно-креативное мышление в процессе творчества
На начальном этапе творец всегда испытывает нарастание внутреннегопсихического напряжения. Это предтворческая ступень стресса творчества. Схематизируячувства, переживания и состояния предтворчества, выделим три основных их вида.
Первый проявляется как душевные мучения и даже приступы отчаянияиз-за якобы бесплодного напряжения в поисках творческих достижений. Мучения, метанияжаждущего их могут мешать переходу к акту творения [13].
Мучительное предтворческое состояние может повторятся, прерываяпроцесс вдохновенного творчества. В ходе многолетних обширных исследований неординарнойработоспособности при дистрессе, проводившихся в 1960-1970-х гг., было обнаружено,что «развитие стрессовых трансформаций мышления может привести либо к уходуот решения стрессовой проблемы (вплоть до возникновения психопатологических состоянийили асоциальных устремлений личности), либо к возникновению инсайтных форм решения.В последнем случае переход от дискурсивно-логического мышления к инсайтному частоопосредуется стадией мыслительной растерянности, эмоциональной подавленности, иногдапереживаниями горя, безысходности и т.п., что можно рассматривать как стадию псевдоуходаот решения стресогенной проблемы. Такая стадия обыкновенно необходима для возникновениямыслительного озарения, инсайтного решения задачи, казавшейся неразрешимой»[10; 205].
Во втором виде предтворчества в мыслях и чувствах возникает пустотапри первых же попытках творить «великое» и «вечное». Человекговорит: «Все забыл, в голове — пусто. А надо ли делать что-либо?» Еслипосле этого появляется вдохновение, то такую невольную пустоту мыслей и чувств можнорасценивать как проявление стрессовой психической релаксации, спонтанно возникающейна предтворческой ступени возникающей на предтворческой ступени стресса творчества.Она, снимая эмоциональные перегрузки, готовит мышление к продуктивному творчеству.
Третий вид предтворчества проявляется как эустресс (приятноепсихологическое напряжение) у некоторых счастливцев. Безотчетная радость, легкостьи беспечность, как волна, подхватывает таких людей и несет к началу акта творения [13].
Наиболее полно предтворческие состояния рассмотрел известныйхудожник-дизайнер А.Н. Цыбин. Изложим его суждения (личное сообщение 2006 г.), уточненные автором этой статьи.
1. Главное условие обеспечивающее вхождение в творческое состояние,- одиночество творца. Хотя бы на время создания творений их автор должен жить вусловиях социальной депривации. Однако отделятся от людей нужно лишь как от раздражителя,отвлекающего на себя слишком много душевной энергии. Необходимо, чтобы сохранялсятонизирующий творца социальный его окружения как легкий раздражитель, напоминающийему о теме нужности его творчества.
Именно таким был Парижский период творчества Э. Хемингуэя. Онработал — писал — в малолюдном кафе за отдельным столиком. Беда, если кто-нибудьподходил к нему с навязчивым вниманием — его творческий процесс ломался [13].
2. Предтворческому состоянию может быть полезен легкий конфронтационныйфон, т.е. легкая сердитость творца на окружающих близких ему людей.Л.Н. Толстойперед погружением в творчество гневался на жену, будто неверно переписавшую егорукопись. Переводчик древних стихов А.Г. Нейман, как мы узнали во время сеанса психоанализас ним, сердился на жену, «сам не зная зачем и почему», и чем острее бывалоего раздражение, тем лиричнее получались переведенные им стихи.
3. Из работ З. Фрейда известно, что сексуальный стресс можетстать мощной преднастройкой творчества, сублимируясь в него [25]. Сексуальное напряжение, сублимируясь в творчестве, приносит нарядус воодушевлением, одухотворенностью, вожделением еще и агрессию эгоизма.
4. Предтворческим состоянием и побудителем к творчеству можетстать эйфория автора благодаря его оптимальному телесному состоянию. Тренированноетело (но не чрезмерно, не для рекордов) и общее здоровье создают ощущение легкоговосторга у автора. Однако перерасход физических сил блокирует стресс творчества.
И.П. Павлов сообщал, что его творческому настрою способствовалаигра в городки, в которой есть визуальная цель, физическое напряжение, реализующеесяв ловкости и точности движений, удовлетворение победой.А. Миллер находил предтворческийстресс в профессиональной физической работе — он делал массивную мебель для своейвиллы.
В.В. Маяковский отмечал объединенную сублимацию в творчествесексуальной силы и физической силы. Происходит это «играючи», т.е. безмаксимального расхода сил. В стихах отражено и творческое одиночество, куда требуется«вбежать», надо полагать, активно прорываясь и порывая с чем-то. Творческийпроцесс сопряжен с трансцендентностью ночной тьмы и с особым звучанием пространства,и с победной, сокрушающей агрессивностью поэта [13].
5. Отличной настройкой на творчество может быть эустресс человекав природной среде с красотой ее ландшафтов, парков, девственных лесов, со сложнейшимразнообразием облаков, струй воды рек, ручьев и водопадов, с ревом и видом морскогоприбоя. Так И.П. Павлов, основываясь на представлении двух сигнальных систем у людей,разработал для себя способ настройки на научное творчество. Вечером, после суетырабочего дня, долго рассматривая художественные шедевры на стенах своей квартиры,но, во-первых, «стирал» в сознании дневные впечатления, во-вторых, напрягаяпервую сигнальную систему (образно-художественную), давал отдых второй сигнальнойсистеме — вербальной, дискурсивно-логической. После этого он приступал к научномутворчеству, напрягая преимущественно свою вторую сигнальную систему.
6. Тонизировать творческое состояние могут умеренные экстремальныевнешние воздействия (слабые стрессоры): холод, шум, и даже такие как не всегда удобнаяпоза: Э. Хемингуэй писал, стоя за конторкой (но редактировал написанное, сидя вмягком кресле). Даже легкий голод способствует творчеству. Эти умеренные стрессоры«подкачивают» творчество как квазиборьбу с неким противником.
7. Для ряда авторов предтворческими стимулами становились симптомыих хронических болезней (например, туберкулез): преодоление недомоганий обострялостресс творчества [13].
8. Известны случаи, когда интенсивному творчеству предшествовало,казалось бы, беспричинно хорошее настроение, ощущение радости, бодрости. Такой эустрессподнимает эмоциональное напряжение автора до уровня, необходимого для включенияпроцесса творения.
9. Преддверием к пароксизму, взрыву творчествамогут стать внезапно возникшее у автора ощущение, что нет никаких толковых идейв голове, мучительное представление о самом себе как о бездарности и желание«бросить все». Этот творческий дистресс следует рассматривать как«квазиуход» от решения стрессогенной проблемы. В действительности — этоневольная релаксация. В таких случаях требуется упорство в труде, раньше или позжеон может вновь пробудить вдохновение.
10. Пробуждающая креативность релаксация может быть преднамеренной,например, при трансцедальной медитации.
11. Наконец, известно множество авторских причуд, магическихдействий, настраивающих на творчество.В. Гюго всю жизнь работал за маленьким столиком,за которым написал свое первое получившее признание произведение. Писал он тольковороньими перьями, так как гусиными талантливо творить ему не удавалось.М. Шагинян,когда ей не писалось, надевала на голову черный чулок, как колпак, и писала, примостившисьна уголке кухонного стола среди ароматов готовящейся армянской пищи.
Вслед за предтворческими стрессовыми состояниями, описаннымивыше, включается (не всегда!) стресс творчества. Кратко рассмотрим его уровни. ЕщеШакья Муни (Будда) в «Сутре золотого лотоса» изложил свои воззрения наинтеллект, описав три его уровня [13].
Используя современную терминологию можно сказать, что на первом- уровне компилятивного творчества — происходит собирание, классификация, рубрикация,ранжирование известных разрозненных знаний и фактов.
Второй уровень — это проективное творчество; здесь имеет местосоздание обобщенных новых суждений, истин, на основании собранных знаний. Как иво всяком труде, в таком творчестве могут быть радостные находки и мучительные поиски,неудачи. Многие психологи изучают лишь два этих уровня творчества [13].
На третьем уровне творчества, который принято называть инсайтно-креативным,у размышляющего человека вдруг возникает озарение (инсайт) — и он понимает нечтоочень значимое, казалось бы, не относящееся непосредственно к предмету его трудныхразмышлений. Я.А. Пономарев рассматривал этот результат как двойственный результатнапряженной умственной деятельности, когда помимо основного продукта проективногомышления интуитивно возникает побочный продукт интеллектуальных напряжений [18]. Будучи результатом инсайтно-креативного творчества, такойпродукт создается не целевым осмысленным первоначально не замеченных закономерностейи свойств изучаемых объектов. Человек непроизвольно концентрирует на них свои умственнееусилия.
Не стоит огорчатся из-за того, что кто-то не попадает в число«инсайтных творцов», наделенных даром прозревать истины, делать открытия,создавать творения, озаренные новизной. Немало «компилятивных творцов»были выдающимися властителями, администраторами, полководцами. Сами неспособныек творческим озарениям они отчетливо разбирались в людях и ставили на ответственныепосты, посылали на ответственные участки сражений профессионалов, способных к инсайтнымрешениям в критических ситуациях.
Очень часто проективные творцы, наделенные разумом и упорством,становятся блестящими профессорами, педагогами, создателями замечательных учебныхпрограмм, фундаментальных учебников. Этого не смогли бы сделать инсайтные творцы,увлеченные поиском неясного знания и мало склонные к методологическому классификаторству.Некоторые из них не способны к оптимизации своих социальных контактно. Они слывутнеуживчивыми людьми с дурным характером. Не умея организовать свой быт (не тратясилы на него), они живут в запустении, а при отсутствии рационального покровителя(спонсора), финансирующего их творческие причуды, подчас погибают в нищете позабытыми.
К.С. Станиславский, создавая на репетициях мощное психическоенапряжение (стресс), побуждал актеров к высшему уровню творчества, к сверхсознанию [21], неконтролируемом разумом и волей.Позднее П.В. Симонов интерпретировал «сверхсознание» как механизм творческойинтуиции [22]. Ее пробуждает стресс творчества, стресс вдохновения.При этом "…перевод эмоций в план представлений совершается чаще всего… в отсроченномрежиме, т.е. после переживания эмоций" [5; 163], ане как одномоментный процесс. Только почувствовав инсайт как стрессовый пароксизм,субъект осознает открывшийся ему смысл, истину, решение. Бывает, что в экстазе радостиот своего открытия человек забывает открывшееся и потом воссоздает его мучительнымприпоминанием [13].
Инсайтно-креативное прозрение локализуется вне сознания. Неведомостьего рождения позволила Н.Н. Моисееву говорить о нем как о «бифуркации»потоков эволюции системы [16]. Внезапность осознания продуктаозарения формулируется как качественный скачек в изменении интеллектуальной системы.Эустресс прозрения может иногда смешиваться с дистрессом горя, если перед прозревшимоткрылись печальные горизонты его прошлого и будущего.А. Маслоу полагал, что способностьк креативному творчеству имеет врожденный характер, но теряется большинством людейпод воздействием неблагоприятной среды.
Надо признать неоднозначность взаимоотношений когнитивного иэмоционального компонентов творчества, хотя первый не становится при этом ведущим[4], [7]. Однобокостьпредставлений о непременном доминировании когниций над эмоциями проистекала из представленийо предметности эмоций и о знании как о решающем факторе для понимания поведениячеловека. Обширные теоретические и эмпирические исследования В.С. Мерлина и Л.Я.Дорфмана показали, что «в действительности фундаментальным является положениео многозначности связей эмоций и когнитивных образов. Данное положение возвращаетэмоциям способность в равной мере как обслуживать когнитивные образы (предметностьэмоций), так и, наоборот, инициировать ряд когнитивных трансформаций» [5; 159-160].
Несомненно, многозначность связей эмоций и когниций и инициирующаяроль стрессово-эмоционального напряжения создают механизмы и силы процессов инсайтно-креативноготворчества. И все же непременным его резервом должен быть талант творца, а лучшегениальность [13].
Заключение
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляетсобой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразованиячеловеком действительности. Отличие мышления от других психологических процессовсостоит, в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи,которую нужно решить, и активным изменением условий, в которой эта задача задана.
Мышление — это движение идей раскрывающая суть вещей.
Мышление делится на виды: теоретическое понятийное, теоретическоеобразное, наглядно-образное, наглядно-действенное. Перечисленные виды мышления выступаютодновременно и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным,чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития,чем образное.
Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствиис определенной логикой. Соответственно, в структуре мышления можно выделить следующиелогические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.
Хотя логические операции органически входят в состав мышления,оно не всегда выступает как процесс, в котором действует только логика и разум.В процесс мышления зачастую вмешиваются изменяя его эмоции. Эмоции, однако, способныне только искажать, но и стимулировать мышление. Известно что чувство придает мыслипридает большую страстность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Без возвышенногочувства продуктивная мысль столь же невозможна как без логики, знаний, умений, навыков.
Кроме обычных нормальных видов мышления, приводящих к правильнымвыводам, есть особые мыслительные процессы, дающие ложное представление о действительности.Один из необычных видов мышления получил название аутизма. Во многих отношения аутистическоемышление противоположно, реалистическому. Реалистическое мышление правильно отражаетдействительность, делает поведение человека разумным, в то время как аутистическоемышление представляет в основном то, что соответствует не объекту, а аффекту.
Психологами было затрачено много усилий на выяснение того, какчеловек решает новые, необычные, творческие задачи. Однако до сих пор ясного ответана вопрос о психологической природе творчества нет.
У творческих людей нередко удивительным образом сочетаются зрелостьмышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения и навыки и своеобразные«детские» черты во взглядах на окружающую действительность, в поведениии поступках.
В процессе напряженного мышления у человека могут возникать озарения(инсайты) при возникновении которого человек понимает нечто очень значимое, казалосьбы, не относящееся непосредственно к предмету его трудных размышлений. Алгоритминсайта непостижим, как тайна философского камня, ради которого жертвовали всем,ибо все остальное дарит меньшее счастье. И все же на путях изучения дивиргентного(ширящегося, расходящегося) мышления, прорывающегося на неясные просторы бытия,приоткрываются тайны ресурсов креативности.
Список литературы
1. Абаев Н.В. Психологические аспекты буддизма.Новосибирск: Наука. Сибирское отд., 1991.
2. Блейлер Э. Аутистическое мышление // Христоматияпо общей психологии: Психология мышления. — М., 1981. — С.113.
3. Береговой Г.Т. Роль человеческого факторав космических полетах // Психологические проблемы космических полетов / под ред.Б.Ф. Ломова М.: Наука, 1979. С.17 — 24.
4. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М: Прогресс,1987.
5. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве. М.: Смысл,1997.
6. Дорфман Л.Я. Дивиргентное мышление и дивиргентнаяличность: ресурс креативности // Личность, креативность, исскуство / Под. Ред.Л.Я.Дорфмана. Пермь: ПГИИК; Пермский соц. Ин-т, 2002. С.89-120
7. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоритическиепроблемы. М.: Смысл, 1993.
8. Дункер К. Походы к исследованию продуктивногомышления // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. — М., 1981. — С.37.
9. Китаев-Смык Л.А. О механизме окулогравическойиллюзии // Вопр. Психол. 1986. № 4. С.54 — 59.
10. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1983г.
11. Китаев-Смык Л.А. Зрительные иллюзии у людейв невесомости и при комбинированном действии невесомости, угловых и кориолисовыхускорений // Проблемы космической биологии. Т.7/под ред.В. В. Парина. М.: Наука,1967. С.180 — 186.
12. Китаев-Смык Л.А. Стресс войны. Фронтовыенаблюдения врача психолога. М.: РИК, 2001.
13. Китаев-Смык Л.А. Факторы напряженности творческогопроцесса // Вопросы психологии № 3.2007.
14. Китаев-Смык Л.А. Некоторые сенсорные нарушенияу людей в невесомости // Авиационная и космическая медицина. М.: Медицина, 1963.С.264 — 247.
15. Китаев-Смык Л.А. Человек в невесомости:(Психологические опыты) // Наука и жизнь. 1964. № 9. С.16 — 21.
16. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М.: Наука, 1987.
17. Немов Р.С. Психология: В 3 т. — Т.1. — М.,1995. — С.232 — 258
18. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.:Наука, 1981.
19. Рубинштейн С.Л. О природе мышления и егосоставе // Христоматия по общей психологии: Психология мышления.М., 1981. — С.73.
20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии:В 2 т. — Т.1. — М., 1989. — С.369-370
21. Станиславский К.С. Работа актера над собой.М.: Искусство, 1985.
22. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука,1981.
23. Теплов Б.М. Практическое мышление // Хрестоматияпо общей психологии: Психология мышления. — М., 1981. — С.147.
24. Шулер Д. Если бы Моцарт вел дневник… Будапешт,1965.
25. Freud S. Die culturelle Sexualmoral und die moderneNerisiat // S. Freud. Gesamm. Werke. Bd.7. Berlin, 1908. S.143-178.
26. Suzuki D. T. Zen buddism.N. Y.: Acad. Press, 1956.