Содержание
Введение
1. Индивидуальный профиль асимметрии. Асимметрия в онтогенезе
2. Связь асимметрии мозга с полом
3.Прикладные аспекты изучения индивидуальных характеристикасимметрии человека
Заключение
Список литературы
Введение
Межполушарная асимметрия психических процессов — «функциональнаяспециализированность полушарий головного мозга: при осуществлении однихпсихических функций ведущим является левое полушарие, других — правое» [5;53].
В настоящее время проблема межполушарной асимметрии мозга изучаетсяпрежде всего как проблема функциональной специфичности полушарий, то есть какпроблема специфичности того вклада, который делает каждое полушарие в любуюпсихическую функцию. Эти представления строятся на нейропсихологической теориимозговой организации высших психических функций, сформулированной Лурия А. Р. (5; 64.).
Способность к речи, анализу, детализированию, абстракции обеспечиваетсялевым полушарием мозга. Оно работает последовательно, выстраивая цепочки,алгоритмы, оперируя с фактом, деталью, символом, знаком, отвечает заабстрактно-логический компонент в мышлении.
Правое полушарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразупо многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое поего частям. С работой правого полушария принято соотносить творческие возможности,интуицию, этику, способность к адаптации. Правое полушарие обеспечиваетвосприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом совсеми его составными элементами.
Ряд исследований показал, что имеются различия функций полушарий мозга вцветоощущении: полушария головного мозга асимметричны в восприятии иобозначении цветов.
Правое обеспечивает словесное кодирование основных цветов с помощьюпростых высокочастотных названий (синий, красный). Здесь характерны минимальныелатентные периоды названия и точное соответствие названий физическимхарактеристикам основных цветов. В целом правое полушарие ответственно заформирование жестких связей между предметом и цветом, цветом и словом, словом исложным цветным образом предметного мира.
Левое полушарие обеспечивает словесное кодирование цветов с помощьюотносительно редких в языке, специальных и предметно соотнесенных названий. Приугнетении левого полушария из лексикона исчезают такие названия цветов, какоранжевый, терракотовый, вишневый, цвет морской волны.
В речемыслительной деятельности комплементарность проявляется в том, чтокаждое полушарие формирует свои принципы организации речи:
1. Правое полушарие формирует целостность смыслового содержания,обеспечивает эмпирическое и образное (метафорическое) мышление, создаетассоциации на основе наглядно-чувственных представлений о предмете; левоеполушарие обеспечивает теоретическое мышление, грамматическое оформлениевысказывания и характеристику свойств предметов.
2. Формирование структуры лексикона человека происходит за счетсуммирования разных слоев лексики: правое полушарие опирается на образноеотображение предметного мира, левое — на слова-концепты.
Межполушарное взаимодействие служит основой осуществления высшихпсихических функций. Нарушение этого взаимодействия у взрослых может приводитьк формированию синдрома «расщепленного мозга», проявляющегося в нарушениисенсорных, речевых, двигательных и конструктивно-пространственных функций.Нарушения, произошедшие в раннем возрасте, могут быть частично скомпенсированы.
Межполушарная асимметрия психических процессов у каждого человекаиндивидуальна.
Целью данной работы является: выявить индивидуальные характеристики асимметрииполушарий.
1. Индивидуальный профиль асимметрии. Асимметрия в онтогенезе
Под индивидуальным профилем асимметрии имеется в виду «присущеетолько каждому данному субъекту сочетание моторных, сенсорных, психическихасимметрий — симметрии»[4; 112]. Логически оправдано ожидание трехпрофилей: правого, смешанного, левого. Первый — сочетание только правых, второй— левых, правых асимметрий и симметрии, третий — только левых асимметрийорганов движений и чувств. Но реальная действительность сложнее. Длябольшинства людей характерны правые асимметрии рук, ног, зрения (прицельнаяспособность), слуха (восприятие дихотически предъявляемых слов) и преобладаниелевых частей органов осязания, обоняния, вкуса; левое ухо преобладает ввосприятии музыкальных звуков; левое полушарие мозга доминирует в функцияхобеспечения речи и основанных на ней психических процессов. Поэтому этотнаиболее распространенный в человеческой популяции профиль асимметрии следовалобы обозначить как смешанный. Но он пока продолжает обозначаться как правый наосновании того, что для таких лиц характерны правые асимметрии органовдвижений, слуха и зрения. Как смешанный обозначается профиль асимметрии тогочеловека, у которого правые асимметрии одних из только что упомянутых органовсочетаются с левой асимметрией или симметрией других. Например, праворукостьсочетается с левой асимметрией слуха в восприятии речевых стимулов. Левыйпрофиль должен бы быть противоположным правому во всем, но он, как отмечаютН.Н. Брагина и Т.А. Доброхотова, едва ли существует в человеческой популяциисреди здоровых лиц [4; 124].
Учёными исследовался процесс развития асимметрии в онтогенезе.
Уже в первые сутки у новорожденного, поддерживаемого вертикально ссомкнутыми ножками, первый шагательный рефлекс (движение вперед) осуществляетсячаще правой ножкой В первые недели после рождения преобладают повороты головывправо. У 65 % младенцев голова, установленная в положении прямо,поворачивается вправо, и у этих детей в последующем отмечается праворукость; у15 % преобладают повороты головы влево, у остальных не отмечается преобладания[ 1; 62].
В литературе есть указания на ранние проявления сенсорных асимметрий. Уноворожденных и младенцев (5 нед.) в ответ на звуки отмечена большая активациялевого, а в ответ на вспышки света — правого полушария мозга. Вызванныепотенциалы на шум и музыкальные звуки выражены больше в правой гемисфере мозга.[ Активность правых конечностей (особенно руки) у младенцев ( 26–33 нед.)уменьшалась при речевых воздействиях больше, чем при музыкальных. При звучаниимузыки учащается сердцебиение у новорожденных, и в восприятии музыки у нихпреобладает левое ухо [1; 67].
При дихотическом предъявлении числительных, одиночных пар слов дети 5, 7,9 и 1? лет начинали воспроизводить те из них, которые были предъявлены направое ухо. С возрастом достоверно увеличивается преобладание правого уха почислу правильно воспроизводимых стимулов, а левое ухо преобладает в восприятиибытовых звуков только у детей 11 лет. При сравнении детей 7–11 лет (здоровых иглухих) оказалось меньше праворуких среди детей с глухотой, большинство иходинаково хорошо владело правой и левой рукой [ 1; 78].
Исследовав у детей 6–7 и 11–13 лет вызванные потенциалы притахистоскопическом предъявлении 4 контурных изображений, имеющих чертысходства, Д. А. Фарбер и Т. Г. Бетелева заключили, что два разных типаопознания, присущих здоровому человеку, формируются в онтогенезенеодновременно: «свойственные правому полушарию механизмы полного структурногоопознания изображений формируются в период от момента рождения до 5–6 -летнеговозраста. Классификационный способ опознания изображений, реализуемый в левомполушарии взрослого человека, формируется в течение онтогенеза значительноболее длительное время» — в возрасте 14–16 лет [4; 128].
Неустойчивостью праворукости у детей 7–8 лет Б. Г. Ананьев и Е. Ф.Рыбалко (1964) объясняют типичные ошибки пространственного различения,проявляющиеся при расположении учебного инвентаря на партах (вперед, назад,вправо, влево), сужении различимого пространства строчек при чтении,зеркальности письма (недифференцирование правого и левого направленийнаблюдается чаще, чем верхнего и нижнего), трудности в овладении пропорцией врисунке, совершении движений правыми конечностями вместо левых (пригимнастических упражнениях). Совершенствование восприятия пространства ивремени сопутствует усилению разных асимметрий и их взаимодействий: «нет ниодного вида деятельности детей в процессе обучения, в которомпространственно-временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоениязнаний, навыков и умений, развитии мышления детей».
При ощупывании обеими руками без контроля зрения в течение 3 с двухнеправильных фигур показано, что точность бигаптического определения фигур ушкольников с возрастом повышается, фигуры лучше воспринимаются левой рукой иточность восприятия выше у мальчиков, чем у девочек [8; 249].
Асимметрия функций полушарий мозга в обеспечении речевых процессов вдетском возрасте проявляется более отчетливо, чем в зрелом: объемвоспроизведения дихотически предъявляемой вербальной информации уменьшался увзрослых при поражении не только левого, но и правого полушария, а у детей —при поражении только левого полушария; больше, чем у взрослых, у детей выражен«эффект очага» (уменьшение воспроизведения стимулов, предъявляемых наконтралатеральное очагу поражения мозга ухо); при поражении левой височнойобласти воспроизведение речевых стимулов с правого уха ухудшалось у детейсильнее, чем у взрослых [ 6; 143]. При поражении левого полушария у детей до 10лет в слухоречевой памяти уменьшается объем воспроизведения, а после 10-летнеговозраста присоединяется «повышенная тормозимость следов», которая однако недостигает «взрослого» уровня. У детей с поражением правого полушария, в отличиеот взрослых, воспроизведение дихотически предъявляемых стимулов изменяется собеих сторон: уменьшается для предъявляемых на левое и увеличивается дляпредъявляемых на правое ухо. По мнению Э. Г. Симерницкой, это свидетельствует отом, что «процессы межполушарного взаимодействия в детском возрасте имеют, посравнению со взрослыми, и другую направленность (не слева направо, а справаналево) и другой знак (не уменьшения, а увеличения)» [6; 148].
Нарушения перцептивных процессов при очаговом поражении мозга у детейболее отчетливы, чем речевые нарушения. Нарушения зрительно-пространственныхфункций возникают чаще и выражены в большей степени при поражении правогополушария. Здесь у детей нарушается восприятие лиц, знакомых предметов.Восприятие реалистических изображений нарушается при поражении только правого,а схематических — при поражении того и другого полушария.
Как и у взрослых, при поражении правого полушария у детей нарушаютсятопологические пространственные представления, при поражении левого —проективные представления и восприятие систем координат. Эти данные Э. Г.Симерницкая рассматривает как свидетельствующие о раннем проявлении асимметриифункций мозга, о постепенном развитии признаков асимметрий, характерных длявзрослых.
Неизмеримо меньше публикаций о динамике асимметрий в позднем онтогенезе.Говорится об уменьшении асимметрии рук, о нивелировании присущей людям молодогои среднего возраста тенденции к запаздыванию ведущей руки в моторной реакции. Последнеесуждение основано на результатах исследований, в которых испытуемые разноговозраста должны были, услышав звук, быстро и одновременно снимать с контактовуказательные пальцы. Время реакции у 64 % молодых правшей оказалось меньшим длялевой руки, у 22 % — для правой и у 14 % — одинаковым для обеих рук; у пожилыхсоответственно 54, 30 и 16 %; у молодых леворуких соответственно 29, 64 и 7 %.Число праворуких в старшем возрасте, по данным А. М. Полюхова (1986),достоверно увеличивается, амбидекстров — уменьшается, а леворуких — остаетсябез существенных изменении.
У здоровых испытуемых ( 16–2 0, 21–52 и 72–92 лет) сопоставлялипоказатели динамометрии и уровень постоянного потенциала (УПП) головного мозга;разница в силе правой и левой руки при динамометрии равнялась 9 % в первойвозрастной группе, 16 % — во второй и не оказалось достоверного различия втретьей группе. На основе анализа УПП левого и правого полушарий В. Ф. Фокин,Н. В. Пономарева и Е. Е. Букатина (1985) заключают: «… к старческому возрастунаблюдается явная тенденция к смене знака основных показателей распределенияУПП, в том числе и к смене знака межполушарной асимметрии распределения УПП.Левое полушарие, которое у правшей молодого и среднего возраста положительно, кстарческому возрасту становится в среднем более негативным, чем правое» [].
Описанной динамике моторных и сенсорных асимметрий в онтогенезе начальноми позднем) сопутствует становление и изменение структуры психическойдеятельности человека, выражающей собой асимметрию функций полушарий мозга.
Таким образом, полученные в разных исследованиях данные говорят о том, чтовыявляется постоянное развитие функциональной асимметрии мозга по меревзросления человека. Простые в начале жизни проявления этой асимметриидополняются более сложными, и это оказывается правилом для всех асимметрийчеловека.
2. Связь асимметрии мозга с полом
Асимметрия мозга тесно связана с полом.
Представления о половых различиях в работе мозга основаны, прежде всего,на результатах клинических и поведенческих исследований. При поврежденияхлевого полушария в результате кровоизлияния, опухоли или при оперативномудалении части височной доли по поводу эпилепсии, дефицит вербальных функций умужчин бывает гораздо больше, чем у женщин. Аналогичные повреждения правогополушария также приводят к большему дефициту функций невербального характера умужчин по сравнению с женщинами. Афазия вследствие повреждения левого полушариявозникает у мужчин в три раза чаще, чем у женщин, и имеет более тяжелыйхарактер. Поэтому был сделан вывод, что у женщин языковые и пространственныеспособности представлены более симметрично, чем у мужчин [7; 139].
С половыми различиями в латерализации мозга связан психологическийполовой диморфизм: разные способности и склонности мужчин и женщин, разнаяпрофессиональная пригодность и предпочтение, разная обучаемость исообразительность. Например, по вербальным способностям: речи в целом, скоростии беглости речи, правописанию, навыкам чтения, кратковременной памяти,конформности мышления во всех возрастных группах выше уровень у женщин.
У женщин гораздо лучше развито и с возрастом меньше атрофируетсяобоняние. У мужчин сильнее развиты пространственно-зрительные способности.
Мальчики в школе значительно лучше девочек понимают геометрическиеконцепции, эти различия меньше по алгебре, и ещё меньше по арифметике. Втехнических ВУЗах максимальные преимущества мужчин также по начертательнойгеометрии. Они лучше ориентируются в визуальных и тактильных лабиринтах, лучшечитают географические карты, легче определяют левое правое. В шахматах, вмузыкальной композиции, изобретательстве и другой творческой деятельностимужчины достигают успеха существенно чаще, чем женщины[7; 140].
Мала доля женщин среди сатириков, юмористов, карикатуристов, комиков иклоунов. У мужчин значительно чаще, чем у женщин, обнаруживается такжепреимущество правого уха при дихотическом прослушивании и левой руки управоруких при тактильном узнавании предметов дигаптическим методом. Обнаруженполовой диморфизм по соотношению длин левой и правой височных плоскостей[7;143]. Половые различия отмечаются в анатомических, клинических, дихотических,тахистоскопических, электрофизиологических и психологических исследованияхполушарий.
Таким образом, в настоящее время, подавляющее большинство авторовподдерживает точку зрения, что асимметрия мозга четче выражена у мужчин.
3. Прикладные аспекты изучения индивидуальных характеристикасимметрии человека
Все более очевидна возможность использования уже накопленных знаний офункциональных асимметриях человека в разных сферах организации общества.
Научно-технический прогресс не только облегчает, но и усложняет активнуюдеятельность человека как члена общества, предъявляя к нему во многихсовременных видах труда чрезвычайно высокие требования. Прогресс определил, вчастности, новые условия: человек стал работать в среде с ослабленными илиусиленными естественными факторами, исторически обусловливавшими эволюцию мозга(гравитация, электромагнитное поле, атмосферное давление, температурный режим).Изменилась деятельность многих людей в условиях современного производства.
С развитием техники увеличивается количество объектов и процессов,которые человек должен контролировать одновременно.
Б. Ф. Ломов (1981) подчеркивает, что человек, работающий с современнойтехникой, как правило, не имеет возможности наблюдать управляемые процессынепосредственно. Между ним и управляемым объектом вклинивается целая систематехнических устройств: человек воспринимает не самый управляемый процесс (илиобъект), а его информационную модель. Человек должен расшифровать, декодироватьинформацию. Особо важным становится то, как лучше, психологически обоснованновыбрать способ передачи информации человеку, электронно-вычислительной машине(ЭВМ). В этом существенную помощь могут оказать современные знания обасимметриях парных органов человека, в частности, о сенсорных асимметриях:«формирование кода с использованием принципа наглядности, т. е. соответствиявида представленного стимула схеме умственных представлений о реальности вотображенном стимуле, повышает точность интерпретации в 2–3 раза на фонеснижения эмоционального напряжения» [3; 142 ].
О том, насколько актуальна оптимизация соотношений человека и машины,свидетельствуют приводимые Б. Ф. Ломовым цифры: из-за ошибок человека-операторав США происходит 70 % летных происшествий, более 50 % отказов в работе разногорода устройств, более 60 % аварий на флоте и т. д. Ошибки происходят из-затого, что человек-оператор не успевает вовремя отреагировать на внезапныйсигнал; неверно воспринимает и оценивает какую-либо информацию; не успеваетпереключить внимание с одного прибора на другой. В инженерной психологии, какпишет Б. Ф. Ломов (1981), сначала основное внимание уделялось строению телачеловека и динамике рабочих движений и «на основе данных антропометрии ибиомеханики разрабатывались рекомендации к рабочему месту человека ииспользуемым им инструментам». Затем основное внимание уделялосьфизиологическим свойствам человеческого организма, а сейчас — психологическимего свойствам. Во всех упомянутых автором звеньях можно использовать средидругих возможностей индивидуальные особенности каждого человека, выражающиеся вего профиле асимметрии [3; 144].
Об этом пишет В. К. Широгоров, в работе которого затрагивается вопрос отом, насколько удобна организация рабочего места летчика для лиц с разнымпрофилем асимметрии. Маневрирование самолета по высоте, курсу и другимпараметрам полета осуществляется в первую очередь «посредством активной работылетчика с ручкой управления, имеющей стандартное расположение под его правуюруку. Управление работой двигателя производится воздействием левой рукой наручку сектора газа»; требуется координированная работа обеих рук. «особенноинтенсивной по обилию и сложности движений для правой руки. Работой именно этойруки летчик выполняет основную часть сложной задачи выдерживания заданныхпараметров полета» машины в постоянно меняющихся условиях среды; авторпредполагает, что высокий уровень двигательной активности правой руки является«одним из главных условий успешного пилотирования самолета» [3; 145].
А. Г. Федоруком осуществлено исследование, в котором качествопрофессиональной деятельности летчика сопоставлялось не просто с право- илеворукостью, а с профилем асимметрии, который определялся на основе уточненияфункциональной асимметрии рук (она выражалась количественно в виде коэффициентаправой руки, ноги, зрения (прицельная способность) и слуха (дихотическоепредъявление слов) и асимметрия выражалась количественно в виде коэффициентаправого уха. При определении асимметрии рук, ног автором не только учитывалисьанамнез и самооценка испытуемых; применялись специальные тесты и, что важно,функциональные пробы, в которых особо заметно преобладание одной из рук.Показано преимущество такого многостороннего определения индивидуальногопрофиля асимметрии испытуемого, чем учет лишь право- или леворукости. Оказалисьзначимыми левые признаки асимметрии не только рук, но и зрения и особенно —слуха.
А. Г. Федорук пришёл к выводу: «правый профиль функциональной асимметриилетчиков в наибольшей степени отвечает требованиям оптимальногофункционирования при восприятий информации, ее переработке, принятии решения иреализации управляющих действий по пилотированию самолета», а лица с неправымпрофилем нередко обнаруживают значительно худшее качество деятельности, плохоориентируются в пространстве, а в стрессовой ситуации проявляют «неуравновешенность,раздражительность, беспокойство» [3; 146].
Летная и операторская деятельность сопряжена с возможностью аварийныхситуаций. Исход последних зависит и от того, насколько нервно-психическиевозможности, проявляющиеся в рамках индивидуального профиля, асимметрии,соответствуют требуемым. Для летчика, оператора обязательна, в частности,способность к антиципации — умение «предугадывать грядущую опасность на основенекоторых признаков, проявляющихся в ходе обычно протекающей динамическойситуации» или «действовать и принимать решения с определённымвременно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых будущих событий»[3; 147 ]. Способность к антиципации и к своевременной ликвидации аварийнойситуации проявляется в большей степени в рамках правого профиля асимметрии.
Подобные изложенным данные получены при изучении водителей автомобильноготранспорта. Р. И. Турашвили, Г. Г. Базылевич отметили ухудшение качествапрофессиональной деятельности, водителей, имеющих левые асимметрии илисимметрию рук, зрения, слуха; у лиц с «сглаживанием функциональной асимметрии инарастанием удельного веса симметрии» часты нарушения правил дорожногодвижения, допущения предпосылок к автодорожным происшествиям [4; 148].
Есть работы, свидетельствующие о том, что в условиях принятого во многихстранах мира правостороннего движения больше страдает (в автодорожныхпроисшествиях) левая сторона автомобиля. Этот факт учла известная автомобильнаяфирма «Даймлер — Бенц», решившая укреплять самые опасные места автомобиля: слевав передний бампер встроить амортизатор, все пустоты в левой передней частикузова заполнить пенопластом.
В современном производстве есть виды работ. связанных с контролем иуправлением процессами, протекающими очень медленно. Например, монотоннаядеятельность рабочего поточно-конвейерного производства. В условиях такоймонотонной деятельности после автоматизации моторных навыков «в работувключается преимущественно правое полушарие, что приводит к его болеевыраженной активности при одновременном снижении активности левого полушария»;это является одной из причин сопутствующего монотонной деятельности пониженияпсихической активности и снижения производительности труда; монотоннуюдеятельность успешнее выполняют лица с малой выраженностью асимметрии мозга.
В эпоху научно-технического прогресса в связи с освоением новыхтерриторий, глубин океана, космического пространства особую актуальностьприобретает изучение адаптации человека к условиям, незнакомым ему по прошломуопыту.
В разработке проблемы адаптации важны данные о том, что уровеньработоспособности, быстрота наступления утомления различна у лиц с правым инеправым профилями асимметрии [ 4;153].
А. Б. Коган отмечает важность учета профиля асимметрии в отборе иподготовке спортсменов. Выбор ведущей руки в фехтовании, ведущего глаза встрельбе, стопки в боксе и борьбе, учет направления вращения при выполненииразличных элементов у гимнастов, акробатов, фигуристов обычно определяется «врезультате интуитивного подхода тренера и самого спортсмена или в результатесложившихся традиции в данном виде спорта», и там, где это связано сосложнокоординированными двигательными актами, имеет смысл определятьпредварительно «степень зрительно-моторного доминирования» [3; 148].
Природная склонность к право- и леворукости и сопряженные с каждой из нихсенсорные асимметрии проявляются в конкретных условиях. Идеальной была бы такаяорганизация уклада жизни, которая способствовала бы максимальному раскрытиюприродных склонностей каждого члена общества. Но пока условия жизни вчеловеческом обществе приспособлены для большинства его членов-правшей. Левше«приходится терпеть многочисленные неудобства, живя в нашем праворуком мире», где,«несмотря на природную одаренность», они находятся «в менее благоприятныхусловиях деятельности, чем правши» [ 4; 158].
Бытовая техника, размещение индикационных приборов, пульты управления напроизводстве и на всех видах наземного, воздушного, водного транспортарассчитаны на праворуких. К ним, как считается с давних пор, могут вполне приспособитьсялеворукие, если их переучить. Но все больше данных заставляют думать, что делообстоит сложнее. Леворукие лица, переученные родителями или в школе так, чтоони пишут уже правой рукой, продолжают обнаруживать «более тонкуюкоординацию… произвольной активности левой руки, что и используется в быту».Они часто пишут правой рукой, а рисуют левой [1; 156].
Опыт свидетельствует о том, что переученный левша, приспособивший себя кнеудобному для него правому типу двигательного поведения, сохраняет отличающиеего от правши особенности в сенсорной сфере, целостной нервно-психическойдеятельности, что в клинике очаговых поражений мозга проявляется в виде особых,у правшей невозможных феноменов.
Обучение детей любому виду деятельности может стать более эффективным,если оно ведется с учетом профиля асимметрии каждого.
В профессиограммах — описаниях социально-экономических,производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и другихособенностей массовых профессий, а также в психограммах — характеристикахтребований, предъявляемых профессией к психике человека, как правило, нетуказаний на необходимость учета профиля асимметрии в профессиональном отборе.Между тем очевидно, что, например, эффективному выполнению деятельностилетчика, оператора способствует сочетание правых асимметрий рук, зрения, слуха;здесь менее значима асимметрия ног, приобретающая особое значение дляфутболиста. Сейчас уже достаточно оснований думать, что учет профиля асимметриив профессиональных ориентации и отборе привели бы к повышениюпроизводительности труда, уменьшению числа аварийных ситуаций, сохранениюпсихического здоровья каждого члена общества.
Особо следует подчеркнуть возможность использования данных изученияфункциональной асимметрии мозга в практическом здравоохранении, в частности, вреабилитации больных с различными нервно-психическими заболеваниями. Всоставлении программы восстановительных занятий должен учитываться тот факт,что при избирательном поражении правого и левого полушарий мозга несходныизменения эмоционального поведения, личности больных, их отношения к своемузаболеванию.
Все более отчетливы перспективы использования знаний об асимметрияхполушарий мозга в медикаментозном лечении больных.
Таким образом, качество деятельности человека определяется (в числе многихдругих факторов) такими параметрами, как профиль функциональной асимметрии.
Труд в условиях научно-технического прогресса делает необходимымиспользование этих знаний с целью оптимизации организации, условий труда,обучения детей и профессиональной ориентации оканчивающих школу,профессионального отбора.
Заключение
Опыт исследований асимметрии больших полушарий головного мозга у человекасвидетельствует о существовании особого билатерального принципа построения иреализации таких важнейших функций мозга, как восприятие, внимание, память,мышление и речь.
В настоящее время считается, что левое полушарие у правшей играетпреимущественную роль в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, письме,вербальной памяти и вербальном мышлении. Правое же полушарие выступает ведущимдля неречевого, например, музыкального слуха, зрительно-пространственнойориентации, невербальной памяти, критичности.
Также было показано, что левое полушарие в большей степени ориентированона прогнозирование будущих состояний, а правое — на взаимодействие с опытом и сактуально протекающими событиями.
В процессе индивидуального развития выраженность межполушарной асимметриименяется — происходит латерализация функций головного мозга.
Исследования свидетельствуют о том, что межполушарная асимметрия вноситсущественный вклад в проявление высокого интеллекта человека. При этом визвестных пределах существует взаимозаменяемость полушарий головного мозга.
Конкретный тип полушарного реагирования не формируется при рождениииндивида. На ранних этапах онтогенеза у большинства детей выявляется образный,правополушарный тип реагирования, И только в определенном возрасте (какправило, от 10-ти до 14-ти лет) закрепляется тот или иной фенотип. Этоподтверждается и данными о том, что у неграмотных людей функциональнаяасимметрия головного мозга меньше, чем у грамотных. В процессе обученияасимметрия усиливается: левое полушарие специализируется в знаковых операциях,и правое полушарие — в образных.
Асимметрия тесно связана с полом. В настоящее время, подавляющеебольшинство авторов поддерживает точку зрения, что асимметрия мозга четчевыражена у мужчин.
Индивидуальный профиль функциональной асимметрии важно учитывать дляоптимизации организации, условий труда, обучения детей и профессиональнойориентации, профессионального отбора.
Список литературы
1. АйрапетянцВ.А. Функциональная организация мозга леворуких детей // Леворукость,антропоизометрия и латеральная адаптация. М., 1985.
2. АршавскийВ.В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности.Владивосток,1988.
3.Бодров В.А., Доброхотова Т.А., Федорчук А.Г. Функциональная асимметрия парныхорганов и профессиональная эффективность летчиков // Физиология человека. 1990.Т.16. N.6. С.142-148.
4. Брагина Н.Н.,Доброхотова Т.П. Функциональная асимметрия человека. М., 1981.
5. ДаниловаН. Н. Психофизиология. Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2008.
6.Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М., 1985.
7. СпрингерС., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. Асимметрия мозга. M.,1983.
8. ХомскаяЕ.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Ениколопова Е.В. Нейропсихологияиндивидуальных различий.М., 1997.