Содержание
Введение
1. Символическийинтеракционизм
2. Ролевыетеории
3. Классификацияролей
4. Теорииреферентной группы
Заключение
Введение
Название интеракционисткойориентации происходит от понятия «интеракция», которое здесьобозначает не любое, а лишь «социальное взаимодействие», т.е.взаимодействие людей в общении, в группе, в обществе. В отличие от другихтеоретических подходов в социальной психологии, в основе которых лежаттрадиционные психологические школы и направления, интеракционистская ориентацияпришла в социальную психологию из социологии. Абсолютное большинство еепредставителей являются социологами по образованию.
Работы представителейинтеракционисткой ориентации печатаются как в социологических, так и впсихологических журналах. Они служат весьма наглядным примером «социологическойсоциальной психологии», где связь социологии и психологии являетсянастолько тесной, что между ними зачастую трудно провести четкую границу.
Понятийный аппарат ипроблематика интеракционисткой ориентации взяты в основном изсоциально-психологических концепций Дж. Мида. Отправным пунктом анализа здесьявляется не отдельный индивид, как в других теоретических ориентацияхсоциальной психологии, а социальный процесс, понимаемый как процесс интеракциииндивидов в группе, обществе. «Мы в социальной психологии, — писал Мид, — не рассматриваем поведение социальной группы с точки зрения поведениясоставляющих ее отдельных индивидов. Мы скорее исходим из данного социальногоцелого сложной групповой активности, в рамках которой анализируем поведениекаждого отдельного индивида…». Интеракция выступает, как правило, вкачестве внешнего условия, необходимого анализа тех или иных специфическихфеноменов социальной психологии. Что касается представителей интеракционисткойориентации, то их в первую очередь интересует сам процесс социальноговзаимодействия, анализ которого необходим, с их точки зрения, для пониманиясоциального поведения человека. Они пытаются выяснить, какими специфическимидля человека средствами осуществляется и регулируется процесс социальнойинтеракции. Отсюда большой интерес к проблеме коммуникации при помощи символов,языка, к интерпретации ситуации, к проблемам структуры личности, ролевогоповедения и референтной группы как источнику формирования норм социальноговзаимодействия и социальных установок.
Интеракционистскаяориентация охватывает широкий круг весьма сложных проблем. В ней можно выделитьнесколько направлений, школ и течений. Причем эти направления отличаются нестолько спецификой своего подхода, хотя и она присутствует в определенной мере,но главным образом той проблематикой, которой в них уделяется основноевнимание. В этом плане в интеракционисткой ориентации можно выделить следующиенаправления:
1. Символическийинтеракционизм.
2. Ролевыетеории.
3. Теорииреферентной группы.
Указанное делениеявляется в значительной степени условным, так как эти направления часто теснопереплетаются между собой. Однако оно дает возможность более систематизированоосуществлять теоретический анализ интеракционистской ориентации.
1. Символическийинтеракционизм
Наиболее значимымтрудом в этой области до сих пор является работа Дж. Мида «Сознание,личность и общество». Она была опубликована через три года после егоскоропостижной смерти в 1931 г. В ней изложены его основныесоциально-психологические концепции. Она была составлена и отредактированаучеником Дж. Мида – известным исследователем С.У. Моррисом, который включил внее также свою вступительную статью, обобщающую основные идея Мида.Разрабатывая идею Мида уделял особенно большое внимание проблемам «символическойкоммуникации», т.е. общению, взаимодействию, осуществляемому при помощисимволов.
Символический интеракционизмбазируется на трех основных предпосылках:
1. Перваяпредпосылка указывает, что люди действуют в отношении «вещей» наоснове значений, которыми для них обладают вещи. Под «вещами» здесьпонимается все, что человек воспринимает в окружающем мире: физическиепредметы; другие люди; социальные категории, например друзья и враги;социальные институты – школы, правительство; идеалы – личная свобода ичестность; поступки других людей – их приказы и пожелания; и ситуации, скоторым человек сталкивается в своей повседневной жизни.
2. Вовторой предпосылке утверждается, что значения вещей создаются или возникают вовзаимодействии с социальным окружением.
3. Третьятеоретическая предпосылка указывает, что эти значения используются иливозникают в процессе интерпретации человеком окружающих вещей".
Дж. Мид и егопоследователи исходят их того, что способность человека общаться развивается наоснове того, что выражение лица, отдельные движения и другие действия человекамогут выражать его состояние. Эти действия, способные передать определенныезначения, Мид называет «значимыми жестами» или «символами».Только человек способен создавать символы и только тогда, когда у него естьпартнер по общению.
Процессы формированиязначений, интерпретации ситуации и другие когнитивные аспекты символическойкоммуникации занимают большое место в трудах современных символическихинтеракционистов. Они развивают также положение Дж. Мида о том, что дляуспешного осуществления коммуникации человек должен обладать способностью «принятьроль другого», т.е. войти в положение того человека, которому адресованакоммуникация, и посмотреть на себя его глазами. Только при этом условии, помнению Мида, индивид превращается в личность, в социальное существо, котороеспособно отнестись к себе как к объекту, т.е. сознавать смысл собственных слов,поступков и представлять, как эти слова и поступки воспринимаются другимчеловеком.
В случае более сложноговзаимодействия, в котором участвует группа людей индивиду нужно обобщитьпозицию большинства ее членов.
2.Ролевыетеории
В настоящее время всоциальной науке имеются два типа ролевых теорий: структуралистской иинтеракционисткой. Структуралистская ролевая теория прочно стоит насоциологических позициях. Теоретические основы социологической ролевой теориизакладывались многими авторами – М. Вебером, Г. Зиммелем, Т. Парсаном и др. Всеони разрабатывали проблемы связи индивидов и общества и влияния общества наиндивида. Большинство этих авторов рассматривали объективные аспекты ролевыхтеорий и практически не касались ее субъективные сторон. Один лишь Веберотмечал однажды, что социология должна учитывать субъективную мотивациюисполнителя роли для объяснения его поведения.
Современныеинтеракционистские ролевые теории опираются на социально-психологическиеконцепции Дж. Мида, связанные с понятием «роль», введенным им вобиход социальной психологии. Мид не дал определения понятия роли при изложениисвоих концепций, употребляя его как весьма аморфное и неопреденное. Фактическиэто понятие было взято из сферы театра или обыденной жизни, где оноиспользовалось как метафора для обозначения ряда феноменов социальногоповедения, таких как проявления схожего поведения у самых различных людей всходных обстоятельствах. Мид применял этот термин, когда он развивал идею «принятияроли другого», для объяснения акта взаимодействия индивидов в процессеречевой коммуникации.
Согласно Дж. Миду, «принятиероли другого», т.е. умение посмотреть на себя со стороны глазами партнерапо общению, является необходимым условием для успешного осуществления любогоакта взаимодействия между людьми. В качестве «принятия роли другого»у Мида фигурировали лишь детские ролевые игры, которые он считал одним изважнейших средств социализации личности. Этим, собственно, и ограничиваются егорассуждения о социальной роли личности. Позже понятия «роль» и «социальнаяроль» стали широко использовать и разрабатывать в западной социологии исоциальной психологии. Значительный вклад в развитие ролевой теории внессоциальный антрополог Р. Линтон. Он предложил так называемую статусно-ролевуюконцепцию. По мнению Линтона, для определения связи индивида с различнымисистемами общества очень удобны такие термины, как «статус», и «роль».Статус, по мнению Линтона, — это то место, которое индивид занимает в даннойсистеме. А понятие роль используется им для описания всей суммы культурныхобразцов поведения, связанных с определенным статусом. По мнению Линтона, такимобразом, роль включает установки, ценности и поведение, предписываемоеобществом для каждого из всех людей, имеющих определенный статус. В связи сэтим что роль представляет собой внешнее поведение, она является динамическимаспектом статуса, тем, что индивид должен сделать, для того чтобы оправдатьзанимаемый статус. Поэтому при исследовании социальной роли можно выделитьсоциологический и социально-психологический аспекты, которые тесновзаимосвязаны. Социологический подход к социальной роли, как правило, имеетотношение к ее безличной, содержательной и нормативной стороне, т.е. к виду исодержанию деятельности, к предлагаемому выполнению определенной социальнойфункции, а также к нормам поведения, предъявляемым обществом к выполнению этойсоциальной роли связан, прежде всего, с исследованием субъективных факторовсоциальной роли, т.е. с раскрытием определенных социально-психологическихмеханизмов и закономерностей восприятия и исполнения социальных ролей. Дляинтеракционистов характерно придание особого значения именносоциально-психологической стороне ролевой теории.
Как видно, вбольшинстве случаев роль индивида при ее социально-психологическом рассмотрениисвязывается с его положением, статусом. При этом статус зачастуюрассматривается интеракционистами не как объективное положение индивида всистеме определенных социальных отношений, а прежде всего как субъективнаякатегория, т.е. «набор» или «организация ролевых ожиданий»,которые подразделяются на ожидания-права и ожидания-обязанности индивида приисполнении им той или иной роли. Хотя социально-психологический анализсоциальной роли и предполагает рассмотрение, прежде всего субъективных факторовролевого поведения, однако подлинное проникновение в сущность этих факторовтребует не их абсолютизации, а тесного связывания субъективных аспектовролевого поведения с объективными общественными отношениями, так как именнопоследнее является в конечном итоге определяющими для формирования вобщественном сознании ожиданий-требований, прав и обязанностей, способовповедения, соответствующих той или иной роли.
3.Классификацияролей
В работах, посвященныхролевым теориям, можно найти множество классификаций ролей по различнымкритериям. Степень единства и четкости представлений о ролевых требованиях учленов общества в основном зависит от содержания и характера самих ролей,поэтому нельзя абсолютизировать субъективное восприятие роли и отрывать его отсодержательных, деятельностных аспектов роли, от ее связи с социальнымиотношениями.
Широко распространеннопредложенное Тибо и Келли деление ролей на «предписанные», т.е.внешне заданные, не зависящие от усилий индивида, и «достигнутые»,т.е. те, которое достигнуты благодаря личным усилиям данного индивида.
Р. Линтон выделяет ролиактивные и латентные. Это деление обуславливается тем, что индивид как членобщества участвует во многих отношениях и является одновременно носителеммногих ролей, но в каждый данный момент он может активно выполнять лишь однуроль. Именно она будет активной, а другие будут оставаться латентными, каждаяиз которых может стать активной в зависимости от вида деятельности индивида и контрактныхобстоятельств.
Т. Сарбин и В. Алленклассифицируют роли в зависимости от степени интенсивности их исполнения, отстепени включенности в роль. Они выделяют семь таких стадий – от нулевой, когдаиндивид лишь числится носителем какой-либо роли, но, по существу, ее невыполняет, до максимальной включенности, которой считается исполнениекакой-либо роли под воздействием веры в сверхъестественные силы. Кпромежуточным стадиям они относят «ритуальные роли» — вторые постепени включенности. Здесь имеются в виду различные роли, в том числе ипрофессиональные, которые исполняются индивидом полуавтоматически, беззаинтересованности. Далее следуют, по их терминологии, «углубленноеисполнение роли», в качестве примера которой приводится успешное вхождениев роль актера. Следующие стадии связанны с исполнением роли в состояниигипноза, невроза, экстаза и, наконец, под воздействием веры всверхъестественные силы.
Большое числотеоретических и эмпирических работ в области ролевых теорий посвящено анализуфакторов, воздействующих на восприятие и выполнение индивидом той или инойроли. При этом можно выделить следующие группы факторов:
1. Знаниероли, или представление о правах и обязанностях, связанных с данной ролью, т.е.когнитивный аспект;
2. Значимостьвыполняемой роли, т.е. эмоциональный аспект;
3. Умениевыполнять данную роль, т.е. поведенческий аспект;
4. Способностьрефлексировать свое ролевое поведение.
4.Теорииреферентной группы
Теории референтнойгруппы весьма тесно связанны с двумя предыдущими направлениями, существующими врамках интеракционистской ориентации. В работах последователей этих теорий недается однозначного общепринятого определения референтной группы, однакоабсолютное большинство авторов связывают это понятие с обозначением группы, ккоторой индивид относит себя психологически, ориентируясь при этом на ееценности и нормы. Данная группа служит своеобразным стандартом, системойотсчета для оценки себя и других, а также источником формирования социальныхустановок и ценностных ориентаций индивида. Разработка теорий референтнойгруппы в современной западной социальной психологии связывается, прежде всего,с именами таких авторов, как Г. Хайман, Т. Ньюком, М. Шириф, Г. Келли, Р.Мертон и др. В основе теорий референтной группы лежат, по существу, идеи Дж.Мида об «общественном» другом, хотя происхождение самого термина небыло непосредственным результатом разработки именно этой его идеи.
Значение «общественногодругого» определяется, согласно Миду, тем, что именно через негоосуществляется воздействие общества, социального процесса на индивида и егомышления. «Индивид познает себя как такового, — пишет Мид, — ненепосредственно, а лишь косвенно, с отдельных частных точек зрения социальнойгруппы, его группы или с обобщенной точки зрения социальной группы, к которойон принадлежит». Разработка основных положений современно теорииреферентной группы начинается с 40-х годов ХХ в. Термин «референтнаягруппа» был введен американским социальным психологом Г. Хайманом в 1942г. в исследовании представлений личности о собственном имущественном статусе посравнению со статусом других людей. Хайман не дал определения этого понятия. Онпросто использовал его для обозначения группы людей, с которой испытуемыйсравнивал себя при определении своего статуса. Результатом сравнения среферентной группой являлась самооценка испытуемым своего статуса. Этосамооценка статуса трактуется как зависимая переменная, поскольку она имелаотношение к той референтной группе, которую испытуемый использовал какотправную точку, как систему отсчета. Позже понятие «референтная группа»было использовано Т. Ньюкомом в несколько ином значении, а именно дляобозначения группы, «к которой индивид причисляет к себе психологически»и поэтому разделяет ее цели и нормы и ориентируется на них в своем поведении.Ньюком применил понятие референтной группы в исследовании социальных установокстуденток Беннингтонского колледжа в 1943 г. В ходе этого исследования Ньюкомустановил, что социальные установки студенток были различными в зависимости от того,как они относились – положительно или отрицательно – к таким группам, как ихконсервативные семьи или более либеральное окружение в колледже. Формированиеустановок, считает Ньюком, является «функцией отрицательного илиположительного отношения индивида к той или иной группе или группам». Всвязи с этим Ньюком выделил позитивные и негативные референтные группы. Подпервыми понимается такие группы, нормы, и ориентации которые принимаютсяиндивидом и которые вызывают у индивида стремление быть принятым этимигруппами. Отрицательной референтной группой считается такая группа, котораявызывает у него стремление выступать против нее и членом которой он не хочетсебя считать. Окончательное утверждение понятия «референтная группа»в западной социальной психологии связано с работами М. Ширифа и Р. Мертона.Основные идеи М. Ширифа по этому вопросу выражены в его книге «Основысоциальной психологии». Многообразие групп, воздействующих на индивида,ставит его в трудное положение выбора норм, которые зачастую расходятся междусобой в различных группах. Чтобы обеспечить возможность концептуального анализаподобных ситуаций, Шифер предложил проводить различные между актуальной группой«членства» и референтной группой, к которой индивид может относитьсебя психологически, сознательно или бессознательно. Также определенную попыткув этом направлении предпринял Р. Мертон при дальнейшей разработке теорииреферентной группы. Он, в частности, попытался выделить те условия, при которыхиндивид скорее выберет в качестве нормативной референтной группы не группучленства, а внешнюю группу. Здесь Мертон выделяет следующие факторы:
1. Еслигруппа не обеспечивает достаточный престиж своим членам, то в этих условиях онибудут склонны выбирать в качестве референтной группы внешнюю, нечленскуюгруппу, которая, на их взгляд, обладает большей престижностью, чем ихсобственная.
2. Чембольше изолирован индивид в своей группе, чем ниже его статус в ней, тем болеевероятно, что в качестве референтной группы он выберет вешнюю группу, в которойон рассчитывает иметь более высокий статус.
3. Чембольше социальная мобильность в обществе и, следовательно, больше возможностейу индивида изменить свой социальный статус и групповую принадлежность, темболее вероятно, что в качестве референтной группы он будет выбирать группу сболее высоким социальным статусом.
4. Выбориндивидом той или иной референтной группы зависит от его личностныххарактеристик, однако Мертон не конкретизирует это положение. Другими авторамитакже пока не выработано какой-либо теории, которая пыталась бы объяснить,какие личностные характеристики индивида предрасполагают его к выбору той илииной референтной группы. В рассуждениях Мертона подчеркивается значениефеномена референтной группы для анализа связи между мотивацией индивида исоциальной структурой. Однако поскольку Мертон рассматривал личность, какотмечают И.С.Кон и Д. Н. Шалин, в качестве «пассивного реципиентасоциального реквизита в виде норм, стандартов поведения, ценностей, ролей ит.д.», то сущность мотивации у него сводилась фактически к реагированию насущественную символическую структуру в плане конформного поведения. Такимобразом, подход Мертона акцентировал в основном влияние референтной группы лишьна выбор конформного поведения. Подлинная обусловленность выборов референтнойгруппы социальной структурой общества, характером социальных отношений вновьостается нераскрытой.
В теориях референтнойгруппы пока нет четкой их классификации, однако всеми признается, что вкачестве референтной группы могут выступать самые разнообразные группы: внешниегруппы и группы членства, реальные и идеальные группы, большие и малые группы ит.д. При этом каждый индивид, как правило, имеет несколько референтных групп,на которые он ориентируется и с которыми сравнивает себя и других по разнымпроблемам. По мнению Т. Шибутани, у каждого индивида имеется столько жереферентных групп, сколько существует каналов коммуникации, причем сила ихвоздействия на поведение индивида, весьма различна.
Заключение
В заключениецелесообразно провести сравнение особенностей интеракционистской ориентации сдругими теоретическими ориентациями в социальной психологии. Главное отличие отвсех других ориентаций, как уже упоминалось выше, заключается в том, что онапришла в социальную психологию из социологии, а не из традиционныхпсихологических школ и поэтому отправным пунктом для интеракционистских теорийявляется не индивид, а процесс символического взаимодействия (интеракции)индивидов в обществе, которое преимущественно понимается интеракционистами каксистема коммуникаций и межличностных отношений.
При сравненииинтеракционистской ориентации с необихевиористской следует иметь в виду, чтоДж. Мид объявлял себя приверженцем, так называемого социального бихевиоризма.Однако вместе с тем Мид был против таких основополагающих принциповбихевиоризма, как индивидуализм и антиментализм. Используя понятие «социальныйбихевиоризм», он, прежде всего, имел в виду необходимость изучения внешнихпроявлений поведения индивида в процессе социальной интеракции и объясненияповедения индивида в процессе социальных интеракций и объяснения внутреннихпсихических процессов в терминах внешнее наблюдаемого поведения.
В отличие отнеобихевиристского подхода к человеку как к «психологической машине»,бездумно реагирующей на стимулы внешней среды, интеракцционисты рассматриваютего как активного участника взаимодействия, который сам выбирает, оценивает,регулирует и конструирует свое поведение посредством символическойкоммуникации.
Что касаетсяпсихоаналитической ориентации, то главное отличие интеракционистов заключаетсяв том, что, уделяя первостепенное внимание рациональному поведению человека,они фактически игнорируют эмоциональную сферу и сферу подсознательного.
Ближе всегоинтеракционисты стоят к когнитивистскому направлению. Подобно когнитивистам,представители интеракционистской ориентации на первое место ставят рациональноеповедение, уделяют большое внимание когнитивным аспектам коммуникации, функциямсоциальных установок, считают важным процесс социальной перцепции как один изсущественных факторов интеракции и т.д.
В современнойинтеракционистских теориях, безусловно, представляет интерес попытки ихпредставителей раскрыть важные социально-психологические механизмывзаимодействия индивидов в группе на межличностном уровне, показать роль языкав формировании человеческой психики, трактовка личности как сознательного иактивного участника социального процесса, обобщение большого эмпирическогоматериала, особенно в области исследования социальной роли и референтной группы.Однако эти позитивные моменты в теориях интеракционистов не могут бытьреализованы в полной мере из-за субъективно-идеалистических исходных посылок,принимаемых авторами этих теорий. Именно это приводит к главному ограничению –интерпретации самой природы «социального» лишь как «интеракции».Верная сама по себе мысль, что взаимодействие и общение есть непосредственнаяреальность общественных отношений, данная индивиду в его повседневном опыте, недоведена здесь до конца, поскольку акцент сделан лишь на одной сторонепроблемы: интеракция рассмотрена как непосредственно «данная формасоциального», но само «социальное» (как система объективносуществующих общественных отношений) снова оказывается за рамками анализа.