Реферат по предмету "Психология"


Имиджевые характеристики стиля руководства

--PAGE_BREAK--Невербальный или кинетический имидж (жесты, мимика, походка и т.д.)
Визуальный имидж — визуальный образ человека, который складывается и закрепляется в нашем сознании.
О консерватизме восприятия имиджа говорит большинство авторов, изучающих эту проблему. Однако наилучшим путем создания позитивного имиджа станет следование индивидуальным особенностям. Время все же рушит стереотипы, которые не подтверждены реальностью. Например, Б. Джи считает: «Восприятие вас окружающими зависит исключительно от вашего представления о самом себе» (9, 134)
Социальное значение имиджа нашло свое отражение в классификации, предложенной К. Хилманном. Он считает, что значение имиджа для социальной деятельности индивидов заключается в следующем:
1. В его оценочной функции (имеется в виду шаблонность, консерватизм восприятия): человек, давший однажды ту или иную оценку чему-то, как правило, не склонен менять свое мнение.
Недостающие элементы картины восприятия он «вписывает» в существующую систему. В этом случае используется принцип «встраивания» отдельных деталей, имиджевых характеристик в уже существующую детерминированную социальным опытом систему представлений.
2. В его стереотипной функции. В результате присущей человеческому сознанию стереотипизирующей тенденции однажды сложившийся имидж удобен для восприятия.
3. В его подчиняющей (прикомандировывающей) функции. Имидж сужает масштаб альтернативных решений, влияет на поведение. Редко принимаются решения, выходящие за «общепринятые рамки». Человек сужает рамки: правильно — неправильно, свое — чужое.
Личностный подход
Б. Джи предложила свой взгляд на классификацию имиджа. Исследователь полагает, что для упрощения процедуры исследования имиджа его можно условно разделить на несколько составляющих:
Внешний имидж, по мнению Б. Джи, — это несколько иное понятие, чем предложенный в настоящем исследовании «визуальный имидж». Это комплексное восприятие индивида (компании) обществом, это — сформированное общественное мнение.
Внутренний имидж — эта оригинальная трактовка имиджа, по мнению американского исследователя, соотносится с понятием внутреннего комфорта — дискомфорта. Правда, Б. Джи говорит о нем, только когда речь идет о фирме — имеются в виду отношения между сотрудниками, отношения руководитель — подчиненные. Продолжая ее рассуждения, можно предположить, что применительно к индивидуальному имиджу можно говорить о внутреннем имидже как о состоянии внутреннего комфорта, душевного равновесия, либо об адекватной самооценке. При разработке Б. Джи предлагает еще одну группу видов имиджа. Это — осязаемый и неосязаемый имидж.
Осязаемый имидж — имидж, воспринимаемый сенсорно. Имидж, который можно увидеть и услышать.
Неосязаемый имидж — ответные ощущения — своеобразная внутренняя реакция на осязаемый имидж.
Большое значение имеет соответствие самопредставления руководителя о своем имидже и объективной реальности — своих индивидуальных характеристиках. Определение реального имиджа возможно в результате глубинного исследования особенностей личности с помощью разнообразных методик психодиагностики. Представление руководителя о самом себе (так же, как и оценка его со стороны) в большей или меньшей мере несет определенную долю искаженное. Например, в самоимидже полюс (позитивный или негативный) искаженности отражает, а во многом повторяет специфику самооценки. Хотя самоимидж и самооценка — не одно и то же. Руководитель с явно заниженной самооценкой может полагать, что в глазах других людей он выглядит успешным, безупречным и т.д. Любой человек, давая оценку своему имиджу, может определенные качества гиперболизировать, а другие (например, отрицательные), напротив, нивелировать.
Такие позитивные качества руководителя как аккуратность могут вызвать у представителя массовой аудитории ассоциации с образом «отличника» и создать предпосылки для негативного имиджа. Именно поэтому многие авторы (например, К. Хилманн, А.Ю. Панасюк) отмечают зависимость формирования имиджа от уровня общей и социальной культуры контактного лица. Для субъекта, воспринимающего (формирующего в сознании) образ — имидж руководителя, огромное значение имеет совпадение (или несовпадение) полученного впечатления с уже имеющимся представлением об «идеальном образе». Таким образом, мы выходим к следующим понятиям:
Реальный имидж. Имидж руководителя, оцененный с позиции представителей контактной группы (в процессе глубинного интервью и других методов психологического исследования).
Самоимидж. Самооценка руководителя своего имиджа, оценка, данная с позиции внутреннего «я» своему публичному «я».
Идеальный имидж. Своеобразный стереотип, сложившийся у определенной группы, — представление об имидже желаемого, идеального руководителя. Оценивается с позиции представителей контактной группы и с позиции самого руководителя.
Вероятно, оценивать имиджеобразующие характеристики руководителя следует не только с помощью анализа его управленческих и личностных качеств.
1.3 Центр имиджа личности — личность 1.3.1 Имиджеобразующие личностные качества О верности или неверности подхода к определению базовых, природных свойств личности через призму различных теорий можно спорить бесконечно. Именно поэтому в исследовании особенностей создания имиджа мы решили придерживаться наиболее общих характеристик: интроверсии и экстраверсии. Подход, кажущийся простым, оправдан тем, что следует изучать взаимосвязи имиджеобразующих личностных и управленческих качеств руководителей. Так, на наш взгляд, корреляция этих двух параметров (профессиональных и личностных) даст возможность оценить индивидуальные особенности имиджа руководителя. При более же глубоком рассмотрении личностных качеств вряд ли бы удалось провести исследование на стыке этих двух мощных имиджеобразующих систем.
Причем на старте их карьерного роста у экстравертов перед интровертами, как полагают многие практики, нет видимых преимуществ. Напротив, представители как одной, так и другой «направленности личности» имеют свой набор преимуществ и негативных качеств. В зависимости от направленности личности мы предлагаем исследовать особенности создания имиджа интровертированными руководителями и экстравертированными руководителями. Повторяя осторожную позицию К. Юнга, отметим, что отнести руководителей к тому или иному типу можно весьма условно. И все же обобщенный психологический портрет руководителя-экстраверта и интроверта представляется совокупностью следующих качеств их личности.
Руководитель-экстраверт в процессе продвижения бизнеса, своего карьерного роста интуитивно делает ставку на коммуникативные качества. Следовательно, будет иметь позитивный имидж как профессионал общения и мастер публичных выступлений. Как правило, такие руководители с детства привыкли к вниманию окружающих и росли в обстановке эмоциональных поощрений. Следовательно, пребывание в зоне активного общения доставляет руководителю удовольствие. Участие в переговорах, конференциях — все виды публичных контактов для руководителей такого типа являются привычным проявлением индивидуальности. Руководитель-экстраверт может отличаться от интроверта в плане использования мысле-образов в ходе публичных выступлений. В ходе нашего исследования было, например, отмечено, что руководители-экстраверты в разговоре чаще используют обращение к визуальному восприятию слушателя, используя такие словосочетания как «видите ли вы», «яркое представление», «отчетливо просматривается» и т.д.
Руководители-экстраверты иногда излишне жестикулируют. В то же время жестикуляция экстравертированных руководителей, как правило, соотносится с ритмикой и общей смысловой нагрузкой их речи. Конгруэнтность такого поведения способствует возникновению эмпатии, особенного доверия к получаемой информации у представителей контактных групп.
Руководителя-экстраверта можно узнать уже по интерьеру его кабинета. Характерны теплые цветовые гаммы, невысокие кресла, разнообразные эстетичные детали (цветы, картины) — видимые признаки стремления к публичному выражению гармонии. Гипертрофированная экстравертированность может отражаться даже в предпочтении личной дистанции. Как правило, зона личного комфорта меньше, чем у интровертов. Следовательно, даже интерьер располагает к дружескому общению. У такого руководителя кабинет поделен на несколько зон, причем одна из них — «зона неформального контакта» — непременно предусматривает контакт на уровне 1-2 метров.
Для экстраверта-руководителя характерна высокая мотивация достижения позитивного имиджа. Он практически всегда держит механизм внутренней цензуры поведения «включенным». Осознанная обеспокоенность тем, как он выглядит в глазах окружающих также способствует формированию позитивного имиджа. Руководитель, больше относящийся к экстравертированному типу, даже при самых незначительных социальных контактах пытается оценить себя «со стороны». Кстати, именно такие руководители отдают предпочтение формированию в первую очередь индивидуального «фирменного стиля» — визуального имиджа. Наши исследования (а именно примененный метод глубинного интервью) показали, что экстравертированный руководитель даже в кризисной ситуации не станет экономить на дорогом костюме и будет уделять большое внимание аксессуарам, таким как часы и галстуки.
Руководитель-экстраверт может сделать ставку и на отражение своей эмоциональной сферы. В то же время механизм внутренней цензуры может быть «отключен» вследствие даже элементарной психотравмирующей ситуации. Бесконтрольность эмоциональных проявлений, как правило, присущая экстравертам, может им помешать справиться со стрессовой ситуацией. Подобные руководители под воздействием психотравмирующих факторов нередко впадают в состояние, близкое к аффекту, либо паники. Не «держат лицо» особенно в присутствии представителей такой контактной группы как ближайшее окружение. В то же время руководитель может сдержать свои эмоциональные проявления, окажись он на виду у малознакомых людей. Вообще, «публика» в данном случае является мощным сдерживающим, корректирующим поведение фактором. Механизм «публичного» самоконтроля совершенно неприемлем для ярко выраженных руководителей-интровертов, которые, напротив, в присутствии большого количества людей могут впасть в состояние ступора.
В разработанной (или выбранной интуитивно) стратегии управления коллективом экстравертированный руководитель ориентирован на достижение «видимых» целей. Они, как правило, не относятся к тактикам, они — стратеги. Расставив «флажки» — утвердив бизнес-план, выбрав ориентиры движения для исполнителей, экстравертированные руководители полагают, что половина задачи уже выполнена. Руководители-экстраверты, как правило, нетерпеливы и требуют результата «здесь и сейчас». Вообще экстравертированность — это не просто психологическая характеристика, а особая система восприятия мира. Личность воспринимает себя как часть неделимого внешнего мира, а не как «вещь в себе».
Интровертированный руководитель создает свой имидж на принципиально иных основах. Философское представление о мире у интровертов начинается с осознания собственной индивидуальности: от частному к общему. Целостная личность — руководитель-интроверт имеет немало достоинств, которые при умелом использовании могут принести весьма позитивные результаты.
Так, позитивный имидж руководителя-интроверта — это имидж человека действия, а не слов. Про таких руководителей говорят, что «молчание — золото». Их публичные выступления малоэмоциональны, зато взвешены и логичны. Аргументы, приводимые ими в ходе дискуссий, — весомы и продуманны. Большинство интровертированных руководителей строят свой имидж на использовании кинестетического имиджа. Им присуща вербализация с пересылкой к кинестетическим образам: «Не все у нас гладко», «легко предположить» и т.д. Интровертированный руководитель немногословен, гораздо меньше экстравертированного использует жестикуляцию. Конгруэнтности такому руководителю достичь довольно просто, если он внутренне не противится выбранной модели поведения и не пытается соответствовать своим экстравертированным партнерам.
Внешние параметры (атрибуты власти) для руководителя-интроверта играют важную роль. Они словно компенсируют недостаточную эмоциональную открытость руководителя. Для интровертов характерны большие кабинеты и широкие рабочие столы, которые позволяют держать собеседника на почтительной дистанции (либо четко организованное «личное» пространство в кабинете).
Интроверты отличаются еще и тем, что, как правило, не способны признать публично собственные ошибки. Они полагают, что отчитываться должны только сами перед собой. В то же время такие руководители внешне ведут себя более стабильно и предсказуемо в экстремальных и психотравмирующих ситуациях. Имидж руководителя — интроверта опирается и на взвешенный и прагматичный подход в решении проблемных ситуаций. Руководитель не только реально представляет себе цель движения компании, но и стратегически ее планирует, представляет себе средства и способы ее достижения. Руководитель-интроверт также способен очень уверенно принимать решения, поскольку этот процесс ограничивается «совещанием» только с самим собой, дальнейшие консультации с коллегами носят лишь формальный характер. Интровертированный руководитель последователен и достаточно консервативен. Его действия более предсказуемы для представителей контактной группы. Предсказуемость в данном случае становится понятием, близким к понятию «безопасность», именно это качество руководителя способно вызвать у окружающих чувства стабильности, надежности, защищенности, доверия.

1.3.2 Имиджеобразующие управленческие качества Изучение особенностей имиджа руководителя невозможнее без исследования его управленческих особенностей. Как верно заметил Г.С. Никифоров: «Одним из непременных условий стабильного функционирования систем различной породы и уровня сложности, будь то государство в целом или только сфера его экономики, конкретная организация или отдельно взятый человек, является эффективность присущих им процессов управления» (10,3)
Мы еще раз подчеркиваем важность соответствия внутреннего (принятого индивидом для самоуправления) стиля и внешнего. Именно в этом заключается конгруэнтность типа. В конечном итоге соответствие внутреннего и внешнего приводит к максимально успешному позитивному восприятию имиджа даже руководителя — приверженца жесткого стиля поведения.
Итак, в контексте исследуемой нами проблемы психологии имиджа руководителя стили его управленческого поведения будут выглядеть как авторитарный, демократический, творческий и либеральный. Для каждого из выделенных стилей присутствие тех или иных управленческих качеств, вероятно, будет доминантным.
1.3.3 Авторитарный тип Очень жесткий лидер, его эмоциональный фон весьма агрессивен. Как правило, такие руководители приходят к власти через успешное преодоление многих внутренних, либо внешних барьеров. Это — борцы, закаленные в сражениях за проявления своего «я». Сюда можно отнести руководителей, в той или иной мере страдающих широко описанным в литературе «комплексом Наполеона». Говоря же языком теоретика психоанализа власти А. Адлера, такой руководитель, как правило, сублимирует свои недостатки (физические, психологические) в стремление к власти. Добившись, как правило, стремительного роста за счет жесткого самоконтроля, они начинают применять этот метод в управлении коллективом.
Если оценивать такого руководителя с позиции возрастного подхода и психоанализа Э. Эриксона, то этот индивид рано осознал и идентифицировал свое «Я». Как правило, он еще в подростковом возрасте разобрался в своей личной системе ценностных ориентации, определил свою жизненную цель и способ ее воплощения. Управляя, такой руководитель четко формулирует даже промежуточные цели для подчиненных, вербализация стратегии их достижений будет наиболее четкой. Поскольку человеку вообще свойственно оценивать мир субъективно, то представитель этого типа, столь рано разобравшийся в себе, считает, что постиг основную тайну жизни. Так, авторитарный руководитель считает, что есть два мнения: его и неверное. Он природный максималист: разделяет мир на черное — белое, врагов и друзей. Сильное потрясение способно сломать его целостное представление о мире. Такая «шаблонность» постепенно, а с возрастом все стремительнее приводит к консерватизму. В итоге стереотипность становится ахиллесовой пятой авторитарного руководителя, поскольку причиной главной трагедии авторитарного руководителя может быть отсутствие креативного начала. По системе Э. Берна авторитарный руководитель крепко держится в рамках роли «родителя». Своим подчиненным он никогда не позволит занять эту ролевую нишу.
    продолжение
--PAGE_BREAK--1.3.4 Демократический тип Истинных демократов среди руководителей, на наш взгляд, сравнительно мало. Этот тип управления сочетается с позитивными, в целом доброжелательными эмоциональными установками руководителя. В то же время среди руководителей довольно хорошо представлена категория «играющих в демократы». Среди этой категории руководителей существуют опять же два вида: те, кто осознает свою ролевую игру, и те, кто делает это интуитивно — бессознательно.
Дело, на наш взгляд, в том, что в последнее время социально-экономический уклад России претерпел изменение: произошел переход от авторитарной системы к демократической. Макроизменения спроецировали изменения на микроуровнях — в коллективах концернов, заводов, предприятий и так далее. Демократичный стиль управления считается более прогрессивным. Анализируя поведение руководителей-«демократов», мы столкнулись с феноменом «присоединения» к этому звену и явных авторитарных руководителей.
Просчитав, что внешние признаки демократии социально более приемлемы, они и выдают публично именно эти «видимые признаки», глубинно оставаясь авторитарными руководителями. Голосование на общем собрании у такого руководителя — лишь фикция, дань социальной норме.
Вероятно, демократический подход становится внутренне возможным, поскольку демократичность руководителя проявляется в первую очередь по отношению к самому себе, в уважении к личной точке зрения. Только научившись уважать себя, он смог научиться уважать других и прислушиваться к их точке зрения. Как правило, будучи ребенком, «демократ» не был подавлен жестким воспитанием и любовью, основанной на достижениях. Немотивированная любовь, способная дать веру в себя, помогла раскрыть ему свою индивидуальность.
В руководстве демократ также актуализирует индивидуальность сотрудников. Приверженцы демократического стиля — интуитивные управляющие: они умеют выстраивать иерархию отношений подчиненных, имеют огромное влияние на подчиненных, только достигают влияния более тонкими, деликатными способами, нежели авторитарный руководитель.
Исследователями типологий руководителя замечено, что приверженцы демократического стиля поведения любят сами учиться и являются сторонниками непрерывного роста своих сотрудников. Модель «продвижения по службе» используется ими так же, как позитивное поощрение для подчиненных.

1.3.5 Либеральный тип Руководители этого типа также строят управленческие отношения по типу своей самоорганизации, управляя организацией так же компромиссно и непоследовательно, как управляют собой. Этот тип поведения можно было бы рассматривать в контексте неустойчивой самооценки. Самооценка такого руководителя, как правило, носит ситуативный характер: она отличается неустойчивостью и зависимостью от обстоятельств и оценок со стороны. Самооценка может быть завышенной при достигнутом успехе и резко заниженной при неудачах. Руководитель такого типа управляет с оглядкой на авторитетов. Довольно часто «либералы» внешне копируют их манеры, жесты и речевые модели. Однако не бывает одинаковых моделей поведения и одинаковых, приемлемых для всех, рецептов успешного руководства.
Руководители либерального типа не обладают жесткой мотивацией поступков, и следовательно, не способны мотивировать коллектив на решение каких-то задач. В таких организациях сотрудники работают по «авральной» схеме, нет четкого целеполагания, не введена жесткая система планирования.
Либеральный руководитель относится к окружающим, как к самому себе: он не уверен в их силах и возможностях, постоянно находится в напряжении, ожидая подвоха, проблем.
Либеральные руководители-администраторы, то есть те, кто управляет не своим бизнесом, а государственной структурой, те, кто назначен, избран, как правило, придерживаются несколько иной стратегии поведения. Такие руководители относятся к своему делу попустительски, отдавая его на откуп своим заместителям. Сами же много времени проводят в отпусках, деловых командировках фактически самоотстраняясь от принятия ответственных решений.
Представители этого типа управления неплохо разбираются в людях, страх потерять «портфель» (пакет акций фирмы, компании) заставляет их приспособиться к ситуации: то есть найти «замену» — способных к управлению коллективом заместителей.
Либеральный стиль недаром называют попустительским. В таком коллективе все происходит спонтанно и, пожалуй, не для всех коллективов этот признак — негативный. Так, большинство творческих коллективов функционируют именно по этому принципу. Либеральный руководитель не имеет решающего слова, его заместитель играет роль стратегического «советника».
Коллектив может длительное время продуктивно выполнять поставленные перед ним творческие задачи. Однако, поскольку в таких организациях не делается ставки на развитие, стратегическое планирование, управление в кризисных, конфликтных ситуациях, рано или поздно внутренние противоречия разрушают их хрупкую спонтанную структуру.
1.3.6 Творческий тип Это тип руководителя, который умело использует все известные подходы к управлению коллективом. Такие типы встречаются крайне редко. Часто за творческий тип принимают либерального руководителя, иногда играющего роль «авторитарного» по системе «закручивания гаек» перед годовым отчетом.
Творческие натуры редко бывают успешными администраторами. Тех же, которые все же занимают руководящие должности, называют руководителями «от Бога». Фактически это — харизматичный руководитель. Он не просто авторитарен, он умеет так обосновать цель, так увлечь, мотивировать сотрудников на ее достижение, что поведет за собой. Творческий руководитель не испытывает недостатка в соратниках и последователях, с ним «приятно работать». То есть представители контактных групп получают эмоциональное удовлетворение от общения с таким руководителем. В любом случае творческий руководитель — это неординарная личность. Проблемы детства, вероятно, были успешно преодолены в процессе развития личности и позволили наиболее полно раскрыть внутренний потенциал. Это отнюдь не говорит о легкой судьбе и безоблачном детстве. Напротив, самые трагичные обстоятельства детства лишь закаляют сильную, творческую натуру. Без глубинного самопознания (а в кризисах наиболее полно проявляются все качества личности) невозможно становление творческого руководителя. Представителей этого типа отличает наиболее высокий уровень самоуважения.
1.4 Десять шагов саморазвития и самокоррекции имиджа 1. Осознание необходимости изменений.
Речь идет об осознанной мотивации — о внутреннем понимании и обосновании необходимости изменений. Изменения требуют колоссальной нагрузки, в таком случае определение мотива перемен (ответ на вопрос: «для чего это необходимо? „) служит стержнем, поддерживающим эмоционально-волевую сферу. Осознание мотивов усиливает стремление к внутреннему росту. В то же время без значимых мотивов человек не добьется результатов.
2. Формулирование конкретных целей. Чаще всего изменения необходимы для достижения определенной цели. Формулирование осознаваемых и конкретных целей служит своеобразным стимулом. Определение четких целей, особенно для руководителей динамичных и деятельных, ориентированных на результат, имеет решающее значение. Например, руководителю необходимо усовершенствовать навыки публичного выступления для того, чтобы успешно конкурировать в ходе перевыборов совета директоров. Из-за возникновения защитных психических реакций (страх оказаться невыбранным) человек недостаточно четко формулирует значимые для себя цели.
3. Оценка и самооценка реального имиджа Американская пословица гласит: “Для того, чтобы понять, куда двигаться, нужно определить: где ты находишься». Определение объективной реальности оказывается чаще всего не под силу самому «хозяину имиджа». Субъективность в данном случае базируется не на адекватности оценки (самооценки), она основана на всевозможных «искажениях» — личностных комплексах и психологических защитах. Однако эта проблема может быть решена с помощью системной психодиагностики. На данной стадии целесообразно исследовать:
а) личностные и управленческие качества и индивидуальные особенности руководителя (реальный имидж);
б) исследовать те же качества с позиции самооценки — «самоимидж»;
в) исследуя специфику восприятия его образа представителями контактных групп, выявить предполагаемый ими идеальный имидж руководителя.
4. Определение «идеального имиджа»
На этом этапе осуществляется диагностика представителей особой группы «лидеров мнения» (например, представителей СМИ). От их восприятия зависит формирование публичного «Я». «Лидеры мнения», пропуская информацию «через себя», трансформируют ее. Если театр — это зеркало жизни, то СМИ — увеличительное стекло, дающее эффект искажения и гиперболизации. На этом этапе следует опредувеличительное стекло, дающее эффект искажения и гиперболизации. На этом этапе следует определить качества, характеризующие, с точки зрения журналистов, позитивный и негативный имидж руководителя.
5. Определение набора желаемых изменений — приближение реального имиджа к идеальному
Результатом проведенного исследования (психодиагностика руководителя и исследование позиции «лидеров мнения») станет определение «идеального имиджа» — образа, к которому следует стремиться. Следует сопоставить реальный и идеальный имидж и разработать стратегию их сближения. Следует учитывать, что идеальный образ — динамичный стереотип. Определенный на этом этапе образ должен выдержать «испытание временем».
6. Соизмерение «идеального имиджа» и «зоны комфорта»
Именно на этой стадии следует определить, находится ли формируемый имидж в «зоне личного комфорта». Если желаемый имидж, к которому руководитель начинает стремиться по тем или иным причинам, не соответствует его внутреннему пониманию положительного имиджа, то включается механизм, известный в психоанализе как внутреннее сопротивление. Таким образом, для создания полноценного, динамичного и устойчивого имиджа руководителя необходимо сделать так, чтобы «костюмчик сидел» — адаптировать идеальный имидж.
7. Определение способов достижения цели. Контроль результатов
Разрабатывая программу коррекции имиджа руководителя (личного роста), необходимо определять конкретные временные и финансовые «границы». Оценка результатов должна быть вначале получена на наиболее позитивно настроенный фокус — группе лиц ближайшего окружения. Однако в рамках индивидуального подхода здесь не может быть общих рецептов. Для кого-то благоприятной «фокус-группой» станут коллеги, для кого-то — партнеры по бизнесу, для других — профессиональный психолог.
8. Подготовка контактов со СМИ
Как ни странно, именно этому, фактически финальному этапу посвящено большинство публикаций и разработано наибольшее количество рекомендаций. Нам представляется, что с учетом индивидуально-типологических особенностей имиджа руководителя возможно использование разных методик. Возможно выстраивание индивидуальной системы легенд, мифов. Возможно раскрытие и детализация наиболее актуальных аспектов личной философии.
9. Выход в большое коммуникативное пространство Обширные контакты со СМИ. Руководитель полностью готов к информационному марафону. «Созревший изнутри», скорректированный с учетом индивидуальных особенностей имидж устоит даже в «штормовой ситуации». Имидж уже относится к внутреннему потенциалу руководителя и не может быть разрушен случайной неудачей.
10. Проверка результатов и осознание необходимости новых изменений
Жизнь не стоит на месте. Даже самый позитивный имидж завтра может потребовать коррекции. Основываясь на принципах когнитивной психологии, настоящий профессионал — психолог должен взять на себя функцию обучения руководителя навыкам и приемам самокоррекции.
Позитивный эффект от стремления государственного человека к вершинам идеала описал еще Макиавелли: «О действиях всех людей, особенно государей, заключают по результату, поэтому пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу». Достигая успеха при формировании своего имиджа, руководитель действительно побеждает.
Несмотря на это, в исследовании структуры профессионального имиджа необходимо опираться на «единство целостности развития личности». Разрушение в личности такого единства становится основой деперсонализации, а следовательно, сопряжено с явными психическими отклонениями. «В каком-то очень широком смысле, — замечает С.Л. Рубинштейн, — все переживаемое человеком, все психическое содержание его жизни входит в состав личности» (11, 127)
Многие исследователи проблем имиджа определяли позитивный образ руководителя составлением психологического портрета. Так, при формировании позитивного имиджа, Г.Г. Почепцов рекомендует обратить внимание на такие качества:
Сила.
Респектабельность.
Инновационность.
Доверительность.
Высокие коммуникативные качества.
Культура благотворительности.
Один из наиболее известных в Европе практиков, работающих по коррекции имиджа руководителей высокого ранга, Д. Врэгг (директор службы коммуникаций «Королевский банк Шотландии») предлагает следующий перечень позитивных черт имиджа:
Контактность.
2. Умение создавать новости (ньюсмейкер).
3. Компетентность
Высокая осведомленность в политике.
Упорство.
Практичность.
Честность.
Умение консолидировать, объединять усилия людей.
И.М. Синяева предлагает в качестве идеального имиджа синтез управленческих качеств:
1. знание делового этикета
2. высокие управленческие качества
3. умение лоббировать интересы свои и компании
4. умение формировать авторитет в рамках ближайшего окружения
5. запоминающийся фирменный стиль
Поскольку положительный имидж руководителя не носит специфичные, национальные черты (разве что они придают некоторый колорит имиджу), решено было проанализировать и психологические портреты позитивного имиджа, определенные западными исследователями: американцами, англичанами, французами.
Американский имиджеолог Б. Джи идеальный индивидуальный имидж руководителя видит так:
Принципиальный.
Привлекательный (высокий внешний стереотип).
Последовательный.
Порядочный.
Честный.
Аккуратный.
Конгруэнтный (соответствующий самому себе).
Развивающийся (самообразование).
Высокая способность к целеполаганию.
Б. Джи выделяет факторы привлекательности:
Дружелюбность.
Юмор.
Уверенность в себе.
Соблюдение правил этикета.
Осознает свои ограничения (недостатки). Негативные факторы — «Звонки опасности»:
Отсутствие принципов.
Отсутствие преданности принципам.
Неряшливость.
Нечестность.
Пренебрежительное отношение к партнерам.
Алчность.
Безразличие.
Англичанка Э. Семпсон выделила пять универсальных компонентов успешного профессионального имиджа.
Компетентность.
Уверенность.
Доверие.
Постоянство.
Контроль.
В.М. Шепель выделил этапы построения имиджа:
изучение личностных характеристик, качеств, составление «Я-концепции» с помощью тестов, технологий. Работу над им следует начинать с формирования душевных, нравственных качеств, подчинения общечеловеческим ценностям. сбор информации об идеальном имидже как эталоне.
Подбор характеристик, соответствующих роду или виду профессиональной деятельности. Для имиджа руководителя подбираются и культивируются качества лидера: ответственность, дисциплированность, организованность, информированность, смелость. Прорабатываются такие сферы как окружение, друзья, семья и здоровье. Имидж создается и личными чертами человека: предприимчивость, творческим типом характера, целеустремленность, самое главное — верой в успех и свои силы.
1.5 Работа над внешним видом Работа над совершенствованием коммуникативных качеств (2,21-22)
Разные авторы предлагают свои модели формирования позитивного имиджа. Французский исследователь Ж. Серван-Шрейбер, анализируя имиджи наиболее успешных руководителей предприятий, выделил ряд имиджеобразующих качеств. На его взгляд это:
Коммуникабельность.
Готовность к переменам.
Твердость позиции.
Реальная самооценка.
Великодушие.
Д. Вей, формулируя характеристики позитивных черт американских руководителей (анализируя имиджи президентов США), приходит к заключению о том, что необходимы такие качества как:
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.