Реферат по предмету "Психология"


Иллюзии зрительного восприятия

Содержание:
 
Введение                                                                                                                             3
Оптико-геометрическиеиллюзии                                                                                     4
Иллюзиивосприятия движения                                                                                       7
Иллюзиипереработки информации                                                                                 9
Иллюзиицветового зрения                                                                                               10
Иллюзии,связанные с особенностями строения глаза                                                 12
Оптическоевоздействие цвета                                                                                        13
Иррадиация                                                                                                                        16
Астигматизмглаза                                                                                                              19
Примерызрительных иллюзий                                                                                        20
Заключение                                                                                                                         27
Списокиспользованной литературы                                                                               28

Введение:
 
Мывоспринимаем окружающее нас как данность: солнечный луч, играющий бликами наповерхности воды, переливы красок осеннего леса, улыбку ребенка… Мы несомневаемся, что реальный мир именно таков, каким мы его видим. Но так ли этона самом деле? Почему иногда зрение нас подводит? Как мозг человекаинтерпретирует воспринимаемые объекты?
 Человеквоспринимает большую часть информации об окружающем мире благодаря зрению, номало кто задумывается о том, как именно это происходит. Чаще всего глаз считаютпохожим на фотоаппарат или телекамеру, проецирующую внешние объекты насетчатку, которая является светочувствительной поверхностью. Мозг«смотрит» на эту картинку и «видит» все, что нас окружает.Однако не все так просто. Во-первых, изображение на сетчатке перевернуто. Во-вторых,из-за несовершенных оптических свойств глаза, таких как абберация, астигматизми рефракция, картинка на сетчатке расфокусирована или размазана. В-третьих,глаз совершает постоянные движения: скачки при рассматривании изображений и призрительном поиске, мелкие непроизвольные колебания при фиксации на объекте,относительно медленные, плавные перемещения при слежении за движущимсяобъектом. Таким образом, изображение находится в постоянной динамике.В-четвертых, глаз моргает приблизительно 15 раз в минуту, а это значит, чтоизображение через каждые 5-6 секунд перестает проецироваться на сетчатку.Поскольку человек обладает бинокулярным зрением, то фактически он видит дваразмытых, дергающихся и периодически исчезающих изображения, а значит,возникает проблема совмещения информации, поступающей через правый и левыйглаз.

Оптико-геометрическиеиллюзии
Иллюзии- это искаженное, неадекватное отражение свойств воспринимаемого объекта. Впереводе с латыни слово «иллюзия» означает «ошибка,заблуждение». Это говорит о том, что иллюзии с давних временинтерпретировались как некие сбои в работе зрительной системы. Изучением причиних возникновения занимались многие исследователи. Основной вопрос, интересующийне только психологов, но и художников, — как на основе двухмерного изображенияна сетчатке воссоздается трехмерный видимый мир. Возможно, зрительная системаиспользует определенные признаки глубины и удаленности, например, принципперспективы, предполагающий, что все параллельные линии сходятся на уровнегоризонта, а размеры объекта по мере его удаления от наблюдателяпропорционально уменьшаются. Мы не осознаем, насколько сильно изменяетсяпроекция объекта на сетчатке по мере его удаления.
/>Одна из самых известныхоптико-геометрических иллюзий — иллюзия Мюллера-Лайера (см. рис. 2).
/> Посмотрев на этотрисунок, большинство наблюдателей скажет, что левый отрезок со стрелочкаминаружу длиннее правого со стрелочками, направленными внутрь. Впечатлениенастолько сильное, что, согласно экспериментальным данным, испытуемыеутверждают, что длина левого отрезка на 25-30% превышает длину правого.
Ещеодин пример оптико-геометрических иллюзий — иллюзия Понцо (рис. 3)
 -также иллюстрирует искажения восприятия размера. Левый отрезок кажетсязначительно больше правого. Было предложено множество теорий, объясняющихподобные искажения. Одна из наиболее интересных предполагает, что человекинтерпретирует обе картинки как плоские изображения в перспективе. Стрелочки наконцах отрезков, а также схождение косых лучей в одной точке создают признакиперспективы, и человеку кажется, что отрезки расположены на разной глубинеотносительно наблюдателя. Учитывая эти признаки, а также одинаковую проекциюотрезков на сетчатке, зрительная система вынуждена сделать вывод, что ониразного размера. Те фрагменты рисунка, которые кажутся более удаленными,воспринимаются большими по размеру.
/> Значение перспективыдля восприятия иллюзии Мюллера-Лайера иллюстрирует рис. 4. Вповседневной жизни нас окружает множество прямоугольных предметов: комнаты,окна, дома, типичные очертания которых можно видеть на рис. 4а, 4б.Поэтому изображение, на котором линии расходятся, можно воспринимать как уголздания, расположенный дальше от наблюдателя, в то время как рисунок, на которомлинии сходятся, воспринимается как угол здания, расположенный ближе. Аналогичноможно объяснить иллюзию Понцо. Косые линии, сходящиеся в одной точке,ассоциируются либо с длинным шоссе, либо с железнодорожным полотном, на которомлежат два предмета. Зрительные шаблоны, сформированные таким«прямоугольным» окружением, и заставляют нас ошибаться при взгляде нарис. 2, 3. Но при введении в рисунок элементов ландшафта иллюзия исчезает.
Рисунок4.
Анализпредложенного объяснения оптико-геометрических иллюзий показывает, что,во-первых, все параметры зрительного образа взаимосвязаны, благодаря чему ивозникает целостное восприятие, воссоздается адекватная картина внешнего мира.Во-вторых, на восприятие влияют сформированные повседневным опытом стереотипы,например, представления о том, что мир трехмерен, начинающие работать, кактолько в картинку вносятся признаки, указывающие на перспективу.
/>
/> Рисунок 5 а. Рисунок 5 б.
Примеромтого, как можно разрушить целостный образ объекта, служат так называемые«невозможные», противоречивые фигуры, картины с нарушеннойперспективой (см. рис. 5б). «Невозможная» лестница Пенроуза (рис.5а) и ее интерпретация в картине Эшера «Восхождение и спуск»хорошо это иллюстрирует. Посмотрите на рис. 5а и ответьте на вопрос:движется ли человек вверх? Каждый отдельный пролет лестницы говорит нам о том,что он поднимается вверх, однако, пройдя четыре пролета, он оказывается в томже месте, с которого начал свой путь. «Невозможная» лестница невоспринимается как единое целое, поскольку нет согласованности между отдельнымиее фрагментами. Раз за разом мы следуем взором за ступеньками, ведущими вверх,пытаясь найти способ решения этой проблемы, и не находим его.

Иллюзиивосприятия движения
Есличеловек, сидя в вагоне поезда, фиксирует взгляд на пейзаже за окном, емукажется, что объекты, находящиеся ближе точки фиксации, движутся на него,причем настолько быстро, что ему порой не удается различить детали. А предметы,расположенные на заднем плане, т.е. за точкой фиксации, движутся вместе снаблюдателем достаточно медленно. Это явление называется двигательнымпараллаксом.
Существуютдинамические иллюзии, возникающие при использовании этого явления для плоскихизображений. Нарис. 6 мы видим кружки разных размеров. Но если большиекружки будут быстро двигаться вправо, а маленькие медленно влево, тонаблюдателю покажется, что плоская картинка превращается в объемную: большиекружки кажутся нам более близкими, чем маленькие.
Ещеодна динамическая иллюзия — автокинетическое движение. Если вы смотрите насветящуюся точку в темной комнате, то можете наблюдать удивительное явление.Эксперимент предельно прост: нужно зажечь сигарету и положить ее в пепельницу.Непременные условия возникновения иллюзии — в комнате должно быть так темно,чтобы, кроме этого светового пятнышка, ничего больше не было видно. При этомвзгляд нужно тщательно фиксировать на светящейся точке в течение несколькихминут. Вы, зная, что сигарета неподвижно лежит в пепельнице, через некотороевремя вдруг обнаружите, что ее огонек перемещается, совершая размашистыедвижения, резкие скачки, описывает круги по комнате. Амплитуда движений можетбыть довольно большой. Причем понимание того, что это — иллюзия, никак невлияет на результаты наблюдения. Гипотезы, объясняющие этот феномен движениямиглаз, были опровергнуты экспериментами, в которых одновременно регистрировалисьдвижения глаз и отчет наблюдателя о том, в каком направлении перемещаетсясветовое пятно. Сопоставление полученных данных показало, что соответствиямежду реальными движениями глаз и видимым движением объекта не существует.
Но,пожалуй, величайшая зрительная иллюзия — это кино и телевидение. Мы можемсмотреть передачи благодаря стробоскопическому эффекту, основанному на одном изважнейших свойств зрительной системы — инерционности. Наблюдателю в течениенескольких секунд предъявляют статичную светящуюся точку в одном месте экрана,а через 60-80 мс показывают ее в другом месте. Человек видит не два разныхобъекта, вспыхнувших в разных местах, а перемещение объекта из одного положенияв другое. Зрительная система интерпретирует последовательные и связанные междусобой изменения как движение. Именно благодаря этому эффекту мы видим наэкранах не ряд быстро сменяющих друг друга кадров, а единую движущуюся картину.
Известно,что первые шаги кинематографа сопровождал курьезный эпизод: когда зрителиувидели на экране приближающийся поезд, они вскочили и с криком убежали — импоказалось, что он несется прямо на них. Этот феномен называется лупингом. Есличеловеку продемонстрировать световое пятно, которое вдруг начнет расширяться вовсе стороны, ему покажется, что оно движется прямо на него, а не увеличиваетсвой размер. Причем иллюзия будет настолько сильной, что заставит невольноотстраниться от экрана, как от объекта, представляющего угрозу. Нечто похожееможно увидеть, наблюдая за любителями компьютерных игр: кто-то наклоняется всторону, пытаясь спрятаться от летящих в него пуль, кто-то отшатывается отнесущегося в него огненного шара. Очевидно, что в случае, когда нет однозначнойинформации об изменении формы объекта, зрительная система предпочитаетувеличение сетчаточного изображения трактовать как приближение объекта, а не

Иллюзиипереработки информации
/>Некоторые иллюзиивозникают в связи с переработкой поступающей информации. Человек иногда видитмир не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким хотел бы его увидеть,поддаваясь сформированным привычкам, потаенным мечтам или страстным желаниям.Он ищет нужную форму, цвет или другое отличительное качество объекта средипредставленных во внешнем мире. Это свойство избирательности называетсяфеноменом перцептивной готовности. Посмотрите на рис. 7.
 Символв центре — буква или цифра? Если рассматривать горизонтальный зрительный ряд,состоящий из букв, в центре будет «В» — к этому наблюдательподготовлен буквенным рядом. Если смотреть на вертикальный ряд, окажется, чтоэто вовсе не буква, а цифра 13 — к такому решению подтолкнули цифры.
Подобныеиллюзии обусловлены более высоким уровнем обработки информации, когда характеррешаемой задачи определяет то, что воспринимает человек в окружающем мире.Интересны особенности избирательности восприятия. Если сказать человеку: в этойкниге есть твоя фамилия, — то он сможет, очень быстро пролистав страницы, найтиупоминание о себе. Причем ни о каком прочтении текста речи не идет. Такиминавыками обладают корректоры, непостижимым образом вычленяющие в тексте ошибки,незаметные обычному читателю.
 Вданном случае речь идет о профессиональных навыках, приобретаемых в процесседеятельности.
Восприятиеработает очень избирательно, когда дело доходит до значимых, слишком важных длянас событий. Например, человеческое лицо воспринимается по-особому. Негативснимка лица практически не опознается, кажется совершенно неинформативным. Еслигеометрические объекты, в зависимости от того, как ложатся тени, могут казатьсякак выпуклыми, так и вогнутыми, то человеческое лицо выпукло всегда (даже маскуневозможно увидеть вогнутой). Парадоксально восприятие перевернутого изображениялица (рис. 8)
Еслирассматривать две фотографии лиц, повернутые вверх ногами, кажется, что они неразличаются: глаза, нос, губы, волосы — все идентично. Но, перевернув этипортреты, можно убедиться, что они абсолютно разные. На одном — спокойная и милаяулыбка Джоконды, на другом — ужасная гримаса. Дело, видимо, в том, чточеловеческое лицо слишком значимо, его невозможно воспринимать в необычномракурсе.
Иллюзиицветового зрения.
Важнейшимсвойством нашего глаза является его способность различать цвета. Одним изсвойств, относящихся к цветному зрению можно считать явление смещения максимумаотносительной видимости при переходе от дневного зрения к сумеречному. Присумеречном зрении (низких освещенностях) не только понижается чувствительностьглаза к восприятию цветов вообще, но и в этих условиях глаз обладает пониженнойчувствительностью к цветам длинноволнового участка видимого спектра (красный,оранжевый) и повышенной чувствительностью к цветам коротковолновой частиспектра (синий, фиолетовый).
Можноуказать на ряд случаев, когда мы при рассматривании цветных объектов такжевстречаемся с ошибками зрения или иллюзиями.
Во-первых,иногда о насыщенности цвета объекта мы ошибочно судим по яркости фона или поцвету других, окружающих его предметов. В этом случае действуют такжезакономерности контраста яркостей: цвет светлеет на темном фоне и темнеет насветлом.
Великийхудожник и ученый Леонардо да Винчи писал: «Из цветов равной белизны тоткажется более светлым, который будет находится на более темном фоне, а черноебудет казаться более мрачным на фоне большей белизны. И красное покажется болееогненным на более темном фоне, а также все цвета, окруженные своими прямымипротивоположностями.»
Во-вторыхсуществует понятие собственно цветовых или хроматических контрастов, когда цветнаблюдаемого нами объекта изменяется в зависимости от того, на каком фоне мыего наблюдаем. Можно привести множество примеров воздействия на глаз цветовыхконтрастов. Гете, например, пишет: «Трава, растущая во дворе, вымощенном серымизвестняком, кажется бесконечно прекрасного зеленого цвета, когда вечерниеоблака бросают красноватый, едва заметный отсвет на камни.» Дополнительныйцвет зари — зеленый; этот контрастный зеленый цвет, смешиваясь с зеленым цветомтравы и дает «бесконечно прекрасный зеленый цвет».
Гетеописывает также явление так называемых «цветных теней». «Один изсамых красивых случаев цветных теней можно наблюдать в полнолуние. Свет свечи илунное сияние можно вполне уравнять по интенсивности. Обе тени могут быть сделаныодинаковой силы и ясности, так, что оба цвета будут вполне уравновешиваться.Ставят экран так, чтобы свет полной луны падал прямо на него, свечу же помещаютнесколько сбоку на надлежащем расстоянии; перед экраном держат какое-нибудьпрозрачное тело. Тогда возникает двойная тень, причем та, которую отбрасываетлуна и которую в то же время освещает свеча, кажется резко выраженногокрасновато-темного цвета, и, наоборот, та, которую отбрасывает свеча, ноосвещает луна — прекраснейшего голубого цвета. Там, где обе тени встречаются исоединяются в одну, получается тень черного цвета.»
 
Иллюзии,связанные с особенностями строения глаза.
Слепоепятно. Наличие слепого пятна на сетчатой оболочке глаза впервые открыл в 1668 г. известный французский физик Э. Мариотт. Свой опыт, позволяющий убедиться в наличии слепогопятна, Мариотт описывает следующим образом: «Я прикрепил на темном фоне,приблизительно на уровне глаз, маленький кружочек белой бумаги и в то же времяпросил другой кружочек удерживать сбоку от первого, вправо на расстоянии околодвух футов), но несколько пониже так, чтобы изображение его упало на оптическийнерв моего правого глаза, тогда как левый я зажмурю. Я стал против первогокружка и постепенно удалялся, не спуская с него правого глаза. Когда я был врасстоянии 9 футов, второй кружок, имевший величину около 4 дюймов, совсем исчез из поля зрения. Я не мог приписать это его боковому положению, ибо различалдругие предметы, находящиеся еще более сбоку, чем он; я подумал бы, что егосняли, если бы не находил его вновь при малейшем передвижении глаз».
Известно,что Мариотт забавлял английского короля Карла II и его придворных тем, что училих видеть друг друга без головы. Сетчатая оболочка глаза в том месте, где вглаз входит зрительный нерв, не имеет светочувствительных окончаний нервныхволокон (палочек и колбочек). Следовательно, изображения предметов,приходящиеся на это место сетчатки, не передаются мозгу.
Вотеще интересный пример. На самом деле круг идеально ровный. Стоит прищуриться имы это видим.
/>
Оптическоевоздействие цвета.
Кэтому воздействию относятся иллюзии или оптические явления, вызываемые цветом иизменяющие внешний вид предметов. Рассматривая оптические явления цвета, всецвета можно условно разделить на две группы: красные и синий, т.к. в основномцвета по своим оптическим свойствам будут тяготеть к какой-нибудь из этихгрупп. Исключение составляет зеленый цвет. Светлые цвета, например белый илижелтый создают эффект иррадиации, они как бы распространяются на расположенныерядом с ними более темные цвета и уменьшают окрашенные в эти цвета поверхности.Для примера, если через щель дощатой стены проникает луч света, то щель кажетсяшире, чем в действительности. Когда солнце светит сквозь ветви деревьев, ветвиэти кажутся более тонкими, чем обычно.
Этоявление играет существенную роль при конструировании шрифтов. В то время, как,например, буквы E и F сохраняют свою полную высоту, высота таких букв как O иG, несколько уменьшаются, еще больше уменьшаются из-за острых окончаний буквы Aи V. Эти буквы кажутся ниже общей высоты строки. Чтобы они казались одинаковойвысоты с остальными буквами строки, их уже при разметке выносят несколько вверхили вниз за приделы строки. Эффектом иррадиации объясняется и различноевпечатление от поверхностей, покрытых поперечными или продольными полосками.Поле с поперечными полосками кажется более низким, чем поле с продольными, таккак белый цвет окружающий поля проникает наверху и внизу между полосками ивизуально уменьшает высоту поля.
/>

Основные оптические особенности групп красных и синих цветов.Красный, желтый, оранжевый Фиолетовый, синий, голубой
теплые, тяжелые, материальные, прочные, плоские
фактурные, шероховатые, матовые
расширение распространяемое по горизонтали
подчинены дуге
глухие, шумные и низкие
легкость, не материальность, проницаемость, пространство
безфактурные, гладкие и блестящие
сжатие, распространение по вертикали
подчинены углу,
холодные, острые и колючие,
тихие, звонкие, высокие
Желтыйцветзрительно как бы приподнимает поверхность. Она кажется к тому же более обширнойиз за эффекта иррадиации. Красный цвет приближается к нам, голубой, наоборотудаляется. Плоскости, окрашенные в темно-синий, фиолетовый и черный цвета,зрительно уменьшаются и устремляются книзу.
Зеленыйцвет — наиболее спокойный из всех цветов. Так же нужно отметить центробежное движениежелтого цвета и центростремительное синего.

/>
Первый цвет колет глаза, во втором глаз утопает. Это воздействие увеличивается,если к нему добавить различие в светлоте и темноте, т.е. воздействие желтогоувеличится при добавлении к нему белого цвета, синего — при утемнении егочерным.
АкадемикС. И. Вавилов по поводу устройства глаза пишет: «Насколько простаоптическая часть глаза, настолько сложен его воспринимающий механизм. Мы нетолько не знаем физиологического смысла отдельных элементов сетчатки, но не всостоянии сказать, насколько целесообразно пространственное распределениесветочувствительных клеток, к чему нужно слепое пятно и т. д. Перед нами неискусственный физический прибор, а живой орган, в котором достоинстваперемешаны с недостатками, но все неразрывно связано в живое целое».
Слепоепятно, казалось бы, должно мешать нам видеть весь предмет, но в обычныхусловиях мы этого не замечаем.
Во-первых,потому, что изображения предметов, приходящиеся на слепое пятно в одном глазу,в другом проектируются не на слепое пятно; во-вторых, потому, что выпадающиечасти предметов невольно заполняются образами соседних частей, находящихся вполе зрения. Если, например, при рассматривании черных горизонтальных линийнекоторые участки изображения этих линий на сетчатке одного глаза придутся наслепое пятно, то мы не увидим разрыва этих линий, так как другой наш глазвосполнит недостатки первого. Даже при наблюдении одним глазом наш рассудоквозмещает недостаток сетчатки и исчезновение некоторых деталей предметов изполя зрения не доходит до нашего сознания.
Слепое пятно достаточно велико (на расстоянии двух метров от наблюдателя изполя зрения может исчезнуть даже лицо человека), однако при обычных условияхвидения подвижность наших глаз устраняет этот «недостаток» сетчатойоболочки.
Иррадиация
Явлениеиррадиации заключается в том, что светлые предметы на темном фоне кажутсяувеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темногофона. Это явление известно с очень давних времен. Еще Витрувий (I в. до н. э.),архитектор и инженер Древнего Рима, в своих трудах указывал, что при сочетаниитемного и светлого «свет пожирает мрак». На нашей сетчатке светотчасти захватывает место, занятое тенью. Первоначальное объяснение явленияиррадиации было дано Р. Декартом, который утверждал, что увеличение размеровсветлых предметов происходит вследствие распространения физиологическоговозбуждения на места, соседние с прямо раздраженным местом сетчатки.
Однакоэто объяснение в настоящее время заменяется новым, более строгим,сформулированным Гельмгольцем, согласно которому первопричиной иррадиацииявляются следующие обстоятельства. Каждая светящаяся точка изображается насетчатой оболочке глаза в виде маленького кружка рассеяния из-за несовершенствахрусталика (аберрация, от латинского — отклонение), неточной аккомодации и пр.Когда мы рассматриваем светлую поверхность на тем- ном фоне, вследствиеаберрационного рассеяния как бы раздвигаются границы этой поверхности, иповерхность кажется нам больше своих истинных геометрических размеров; она какбы простирается через края окружающего ее темного фона.
Эффектиррадиации сказывается тем резче, чем хуже глаз аккомодирован. В силу наличиякругов светорассеяния на сетчатке иллюзорному преувеличению могут при известныхусловиях (например, очень тонкие черные нити) подвергаться и темные предметы насветлом фоне — это так называемая негативная иррадиация. Примеров, когда мыможем наблюдать явление иррадиации, существует очень много, здесь нетвозможности привести их полностью.
Великийитальянский художник, ученый и инженер Леонардо да Винчи в своих запискахговорит о явлении иррадиации следующее: «Когда Солнце видимо забезлиственными деревьями, все их ветви, находящиеся против солнечного тела, на-столько уменьшаются, что становятся невидимыми, то же самое произойдет и сдревком, помещенным между глазом и солнечным телом. Я видел женщину, одетую вчерное, с белой повязкой на голове, причем последняя казалась вдвое большей,чем ширина плеч женщины, которые были одеты в черное. Если с большогорасстояния рассматривать зубцы крепостей, отделенные друг от другапромежутками, равными ширине этих зубцов, то промежутки кажутся много большими,чем зубцы...».
Нацелый ряд случаев наблюдений явления иррадиации в природе указывает в своемтрактате «Учение о цветах» великий немецкий поэт Гёте. Он пишет обэтом явлении так: «Темный предмет кажется меньше светлого той же величины.Если рассматривать одновременно белый круг на черном фоне и черный круг того жедиаметра на белом фоне, то последний нам кажется примерно на '/, меньшепервого. Если черный круг сделать соответственно больше, они покажутся равными.Молодой серп луны кажется принадлежащим кругу большего диаметра, чем остальнаятемная часть луны, которая иногда бывает при этом различима».
Явлениеиррадиации при астрономических наблюдениях мешает наблюдать тонкие черные линиина объектах наблюдения; в подобных случаях приходится диафрагмировать объективтелескопа. Физики из-за явления иррадиации не видят тонких периферических колецдифракционной картины. В темном платье люди кажутся тоньше, чем в светлом.Источники света, видные из-за края, производят в нем кажущийся вырез. Линейка,из-за которой появляется пламя свечи, представляется с зарубкой в этом месте.Восходящее и заходящее солнце делает словно выемку в горизонте. Еще несколькопримеров.
Чернаянить, если ее держать перед ярким пламенем, кажется в этом месте прерванной;раскаленная нить лампы накаливания кажется толще, чем она есть вдействительности; светлая проволока на темном фоне кажется более толстой, чемна светлом. Переплеты в оконных рамах кажутся меньше, чем они есть вдействительности. Статуя, отлитая из бронзы, выглядит меньше, чем изготовленнаяиз гипса или белого мрамора.
АрхитекторыДревней Греции угловые колонны своих построек делали толще прочих, учитывая,что эти колонны со многих точек зрения будут видны на фоне яркого неба и,вследствие явления иррадиации, будут казаться тоньше. Своеобразной иллюзииподвергаемся мы по отношению к видимой величине Солнца. Художники, как правило,рисуют Солнце чересчур большим по сравнению с другими изображаемыми предметами.С другой стороны, на фотографических ландшафтных снимках, на которых изображенои Солнце, оно представляется нам неестественно малым, хотя объектив даетправильное его изображение.
Заметим,что явление негативной иррадиации можно наблюдать в таких случаях, когда чернаянить или слегка блестящая металлическая проволока на белом фоне кажутся толще,чем на черном или сером. Если, например, кружевница хочет показать своеискусство, то ей лучше изготовить кружево из черных ни- ток и расстилать его набелую подкладку. Если мы наблюдаем провода на фоне параллельных темных линий,например, на фоне черепичной крыши или кирпичной кладки, то провода кажутсяутолщенными и сломанными там, где они пересекают каждую из темных линий.
Этиэффекты наблюдаются и тогда, когда провода накладываются в поле зрения начеткий контур строения. Вероятно, явление иррадиации связано не только саберрационными свойствами хрусталика, но также и с рассеянием и преломлениемсвета в средах глаза (слой жидкости между веком и роговой оболочкой, среды,заполняющие переднюю камеру и всю внутренность глаза). Поэтому иррадиационныесвойства глаза, очевидно, связаны с его разрешающей силой и лучистымвосприятием «точечных» источников света. С аберрационными свойствами,а значит, частично и с явлением иррадиации связана способность глазапереоценивать острые углы.
 
Астигматизмглаза.
Астигматизмомглаза называется его дефект, обусловленный обычно несферической — (торической)формой роговой оболочки и иногда несферической формой поверхностей хрусталика.Астигматизм человеческого глаза был впервые обнаружен в 1801 г. английским физиком Т. Юнгом. При наличии этого дефекта (кстати, не у всех людейпроявляющегося в резкой форме) не происходит точечного фокусирования лучей,параллельно падающих на глаз, вследствие различного преломления света роговицейв различных сечениях. Астигматизм резко выраженный исправляется очками сцилиндрическими стеклами, которые преломляют световые лучи только внаправлении, перпендикулярном к оси цилиндра.
Глаза,совершенно свободные от этого недостатка, у людей встречаются редко, в чемлегко можно убедиться. Для испытания глаз на астигматизм врачи-окулисты частоприменяют специальную таблицу, где двенадцать кружков имеют штриховку равнойтолщины через одинаковые интервалы. Глаз, обладающий астигматизмом, увидитлинии одного или нескольких кружков более черными. Направление этих болеечерных линий позволяет сделать вывод о характере астигматизма глаза.
Еслиастигматизм обусловлен несферической формой поверхности хрусталика, то припереходе от ясного видения предметов горизонтальной протяженности крассматриванию вертикальных предметов человек должен изменить аккомодацию глаз.Чаще всего расстояние ясного видения вертикальных предметов меньше, чемгоризонтальных.

Примерызрительных иллюзий:
 
Двойственныеизображения
/>/>
Иллюзия Пиллсбури, 1900
Кого вы здесь видите? Зайца или утку?
/>
Жена или теща (два варианта картинки).
Кого здесь вы видите?
Молодую девушку или грустную старуху?
(Автор первой картинкикарикатурист У.Хилл (W.E. Hill, 1915),
авторами второй считаются психологи Е.Г. Боринг и Р.В. Липер(E.G. Boring, R.W. Leeper, 1930)).
/>
/>
                   Кого вывидите? Грустного старика или ковбоя?
Сколько тут лиц?
Одно? Два? А может быть три?
/>/>                 
Дон Кихот.                                                       Портрет Зигмунда Фрейда
Сколько вы тут видите лиц?
/>
О чем думает Эйнштейн?

Зрительные искажения
/>
/>                                 
Иллюзия Цолльнера (Zolliner, 1860).                                       ИллюзияПерельмана
                                                                                 Буквы на самом деле параллельны  Параллельные прямые кажутся изогнутыми 
Иллюзия восприятияглубины:
/>
Как расположен журнал?        

Обложкой к вам или наоборот?/>
                                             Это маленький куб вкомнате или же большой куб с выпиленным куском?
Иллюзии восприятияразмера:
Явление иррадиации.

Какой из внутренних квадратов больше? Черный или белый?
/>
Явление иррадиации состоит в том, что светлые предметы натемном фоне кажутся более увеличенными против своих настоящих размеров и как бызахватывают часть темного фона. Когда мы рассматриваем светлую поверхность натемном фоне, вследствие несовершенства хрусталика как бы раздвигаются границыэтой поверхности, и эта поверхность кажется нам больше своих истинныхгеометрических размеров. На рисунке за счет яркости цветов белый квадраткажется значительно большим относительно черного квадрата на белом фоне.
Любопытно отметить, что зная о данном свойстве черного цветаскрадывать размеры, дуэлянты в XIX веке предпочитали стреляться именно в черныхкостюмах в надежде на то, что противник промахнется при стрельбе.
Иллюзия Эббингауза (1902).

Какой круг больше? Тот, который окружен маленькими кругами
или же тот, который окружен большими?

/>
Они одинаковые.
Иллюзия Болдуина

Какая линия больше А или Б?
/>

Они абсолютно равны, хотя линия Б кажется гораздо длиннее.
Иллюзии цвета иконтраста:
 
Другой вариант решеткиГеринга.

/>
Видите на пересечении черныхлиний маленькие красные пятна?
Иллюзия мерцающей решетки

/>
Белые кружки кажутсямигающими, не правда ли?
 
Ахроматический контраст.
/>
Круги имеют один и тот жеоттенок серого.
 
Кажущие фигуры:
 
/>
Треугольник Каниша.
Равностороннего треугольника, на самом деле, нет. Он только кажется.
Видите ли вы здесь кубНеккера?
/>
А куба ведь нет! Этоиллюзия.
 
/>Вы видите черные кружки на пересечении белых линий?

А ведь на рисунке нет ни одного кружка.
 
 
 
Невозможные фигуры:
 
Невозможный трезубец
/>

Впервые иллюзия была опубликована в журнале «Mad» в1965 году (художник Норман Минго).

/>
/>
     
                  Иллюзия итальянского ресторана
                                                                                 Найдите 5 ошибок
Сколько здесь колонн?



/>Сколько у слона ног?
      
Перевернутые картинки:
/>
Портрет старика имолодой женщины
/>
Распутин и Сталин
/>
      
Французский солдат иголова лошади

Заключение:
Экспериментальное исследование процессавосприятия реальных объектов — двух равных по величине реек на фоне рельсовжелезнодорожного пути — показало, что воспринимаемая величина дальней рейкибыла либо меньшей (в подавляющем большинстве проб), либо равной воспринимаемойвеличине ближней рейки в зависимости от способа восприятия и дистанциинаблюдения. «Иллюзия» восприятия большей относительной величины дальней рейкиимела место лишь в очень редких случаях.
Это отличие результатов процессавосприятия реального объекта и его абстрактного изображения на плоскостиобусловлена различием в содержании образующихся отношений в процессе отражениясвойств того и другого объекта восприятия. Таким образом, процессы восприятияреального объекта и его изображения, отличающиеся по объективному содержаниюобразующихся в этих процессах отношений, а также условиям восприятия,неправомерно считать идентичными процессами.
Именно многообразие анизотропныхотношений является той непосредственно-чувственной основой полуфункциональностипроцесса восприятия, которая обеспечивает возможность отражения человекомразличных свойств и отношений объектов при разных условиях и задачах действия сними.

Список использованнойлитературы:
1.        НемовР.С. Психология: Учеб.пособие. – М.: Просвещение, 1990.-301с.
2.        Психология: Учебник/Под. Ред. А.А. Крылоав. – М.: Проект, 1999.-584с.
3.        http://www.illusion.turist.by примеры зрительных иллюзий


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.