--PAGE_BREAK--
1.2. Исследования страха у детей дошкольного возраста
Страх — психическое состояние, возникающее на основе инстинкта самосохранения как реакция на действительную или воображаемую опасность. Страх имеет много причин как субъективного (мотивация, эмоционально-волевая устойчивость и др.), так и объективного порядка (особенности ситуации, сложность задач, помехи и т. д.). Страх проявляется как у отдельных лиц, так и у групп, больших масс. Степень, формы его проявления разнообразны, но это — область прежде всего индивидуальной психологии. Существуют различные формы страха: испуг, боязнь, аффективный страх — самый сильный. Страх, возникающий из-за серьезного эмоционального неблагополучия, может иметь крайние формы выражения (ужас, эмоциональный шок, потрясение), затяжное, трудно преодолимое течение, полное отсутствие контроля со стороны сознания, неблагоприятное воздействие на формирование характера, на отношения с окружающими и приспособление к внешнему миру .[22]
Изучением детского страха занимались такие ученые как А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, М.А. Панфилова, И. Кулинцова и другие.
Страх играет немаловажную роль в жизни ребёнка, с одной стороны, он может уберечь от необдуманных и рискованных поступков. С другой — положительные и устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребёнка, сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности и повышенной тревожности.
Детский страх, как правило, не связан с какими-то предметами или ситуациями и проявляется в форме тревоги, беспричинного, беспредметного страха. Если пугливый ребенок попадает в трудную ситуацию, он начинает вести себя непредсказуемым образом. В этом случае самые незначительные предметы и ситуации фиксируются ребенком, и именно их впоследствии он начинает бояться. Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем больше возможность возникновения ситуаций, вызывающих трудности взаимодействия ребенка с внешним миром. Ребенок становится малоконтактен, тревожен, испытывает разнообразные стойкие страхи; у него неадекватная самооценка. Другие дети, наоборот, начинают проявлять агрессивное поведение, однако сила и форма их действий могут быть совершенно неадекватной реакцией на ситуацию.
Большинство детей, начиная с 3-летнего возраста боятся: оставаться одни в комнате, квартире; нападения бандитов; заболеть, заразиться; умереть; смерти родителей; каких-то людей; папу или маму, наказания; сказочных персонажей (Баба Яга, Кощей и т. п.), опоздания в детский сад; страшных снов; некоторых животных "(волк, собака, змея, паук и т. п.); транспорта (машина, поезд); стихийного бедствия; высоты; глубины; замкнутого пространства; воды; огня; пожара; крови; уколов; врачей; боли неожиданных резких звуков. Среднее число страхов у девочек выше, чем у мальчиков. Наиболее чувствительны к страхам дети 6—7-летнего возраста. [10]
Так, в среднем дошкольном возрасте дети во сне чаще всего боятся Бабу- Ягу, Бармалея, Карабаса- Барабаса, Кощея и различных монстров. Воплощая собой наказание, Баба- Яга и Кощей появляются в воображении детей, боящихся быть наказанными, поскольку Яга уносит непослушных детей для расправы к Кощею. Оба они образуют семейную чету анти- родителей, принимающих участие в « воспитании » эмоционально впечатлительных, внушаемых и упрямых детей. В этом возрасте родители наконец решают, что их ребенок уже не так уж мал, чтобы спать рядом с родителями, и, выключив в комнате свет, покрепче закрывают дверь в детскую. Это очень тяжело для ребенка, потому что именно в этом возрасте ребенок проецирует свои дневные страхи, которых у него не мало.[10] Следовательно, появление страхов в этом возрасте связано с наказанием родителями детей.
В психологии существует множество мнений о предпосылках и причинах возникновения страха.
Издавна психологи и психиатры Л.А. Петровская, Т.М. Мишина, А.С. Спиваковская подчеркивали, что одной из самых распространенных причин появления детских страхов является неправильное воспитание ребенка в семье, сложные семейные отношения .[3] Так, представители различных теоретических направлений в психологии и педагогике, сходятся в признании негативного влияния нарушенных внутрисемейных отношений на психическое развитие ребенка. Среди причин формирования и развития различных патологических черт характера и невротических симптомов, лежащих в области семьи, выделяют следующие: внутрисемейные конфликты; неадекватные воспитательские позиции родителей; нарушение контакта ребенка с родителями вследствие распада семьи или долгого отсутствия одного из родителей; ранняя изоляция ребенка от семейного окружения; личностные характеристики родителей и некоторые другие. Неадекватное родительское поведение приводит к разрушению эмоционального контакта с окружением, что в отечественной психологии рассматривается в качестве одного из механизмов формирования и развития личностных аномалий.
В научно-методической литературе выделяются социально-культурные и психологические предпосылки развития страха [16]. По мере развития психики человека и усложнения форм его жизни страх приобретал социально опосредованный характер и выражал все более психологически тонкую гамму нравственно-этических чувств и переживаний. Как и человек на ранних ступенях своего социального развития, ребенок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что он и его родители будут жить вечно. У маленьких детей все реально, следовательно, их страхи также носят реальный характер. Баба Яга — это живое существо, обитающее где-то рядом, а Дядя только и ждет, чтобы забрать их в мешок, если не будут слушаться родителей. Только постепенно складывается объективный характер представлений, когда учатся различать ощущения, справляться с чувствами и мыслить абстрактно — логически. Усложняется и психологическая структура страхов вместе с приходящим умением планировать свои действия и предвидеть действия других, появлением способности к сопереживанию, чувством стыда, вины, гордости и самолюбия.
Эгоцентрические, основанные на инстинкте самосохранения, страхи дополняются социально опосредованными, затрагивающими жизнь и благополучие других, вначале родителей и ухаживающих за ребенком, а затем и людей вне сферы его непосредственного общения. Рассмотренный процесс дифференциации страха в историческом и личностном аспектах — это путь от страха к тревоге, о которой можно уже говорить в старшем дошкольном возрасте и которая как социально опосредованная форма страха приобретает особое значение в школьном возрасте. [16]
В разных цивилизациях дети в своем развитии испытывают ряд общих страхов: в дошкольном возрасте — страх отделения от матери, страх перед животными, темнотой, в 6-8 лет — страх смерти. Это служит доказательством общих закономерностей развития, когда созревающие психические структуры под влиянием социальных факторов становятся основой для проявления одних и тех же страхов. Насколько будет выражен тот или иной страх и будет ли он выражен вообще, зависит от индивидуальных особенностей психического развития и конкретных социальных условий, в которых происходит формирование личности ребенка. [6]
У детей, живущих в отдельных квартирах, страхи встречаются чаще, чем у детей из коммунальных квартир, особенно у девочек. В коммунальной квартире много взрослых, больше сверстников, возможностей для совместных игр и меньше страхов. В отдельных квартирах дети лишены непосредственного контакта друг с другом. У них больше вероятность появления страхов одиночества, темноты, страшных снов, чудовищ и т. д. В первую очередь это относится к единственным детям, по отношению к которым взрослые проявляют больше беспокойства и опеки.
Недостаточная двигательная и игровая активность, а также потеря навыков коллективной игры способствуют развитию у детей беспокойства. Большинство из них уже не могут с азартом играть в прятки, «казаки-разбойники», лапту и т. д. Отсутствие эмоционально насыщенных, шумных и подвижных игр существенно обедняет эмоциональную жизнь, приводит к чрезмерно ранней и односторонней интеллектуализации психики. В то же время игра была и остается самым естественным способом изживания страхов, так как в ней в иносказательной форме воспроизводятся многие из вызывающих страх жизненных коллизий. В результате, чтобы устранить страхи, приходится применять уже в специально создаваемых условиях те же игры, в которые могли бы играть, но не играют современные дети. Не играют же они не только потому, что живут в большом построенном для взрослых городе, но еще и потому, что имеют слишком строгих родителей, считающих игру баловством и пустым времяпрепровождением. Кроме того, многие родители опасаются игр, как черт ладана, так как боятся за детей, ведь, играя, ребенок всегда может получить травму, испугаться… Общение с детьми у постоянно пугающихся родителей строится преимущественно на абстрактно-отвлеченном, а не на наглядно-конкретном, образном уровне. Вследствие этого ребенок учится безосновательно беспокоиться по поводу того, что может произойти, а не активно и уверенно преодолевать различные жизненные трудности. [7]
Так, Гозман Л.Я. и Алешина Ю. Е. пишут в своей статье, что страх, беспокойство у детей могут вызвать постоянно испытываемые матерью нервно-психические перегрузки вследствие вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей (прежде всего роли отца). Так, мальчики и девочки боятся чаще, если считают главной в семье мать, а не отца. Работающая и доминирующая в семье мать часто беспокойна и раздражительна в отношениях с детьми, вызывая у них ответные реакции беспокойства. Доминирование матери также указывает на недостаточно активную позицию и авторитет отца в семье, что затрудняет общение с ним мальчиков и увеличивает возможность передачи беспокойства со стороны матери. Если мальчики 5—7 лет в воображаемой игре «Семья» выбирают роль не отца, как это делают большинство их сверстников, а матери, то страхов у них больше.
Беспокойство у эмоционально чувствительных детей первых лет жизни возникает и вследствие стремления некоторых матерей как можно раньше выйти на работу, где сосредоточена основная часть их интересов. Эти матери испытывают постоянное внутреннее противоречие из-за борьбы мотивов, желания одновременно успеть на двух фронтах. Они рано отдают детей в дошкольные детские учреждения, на попечение бабушек, дедушек, других родственников, нянь и недостаточно учитывают их эмоциональные запросы.
Также, по их мнению, честолюбивые, не в меру принципиальные, с болезненно заостренным чувством долга, бескомпромиссные матери излишне требовательно и формально поступают с детьми, которые всегда не устраивают их в отношении пола, темперамента или характера. У гиперсоциализированных матерей забота проявляется главным образом тревога по поводу возможных, а потому и непредсказуемых несчастий с ребенком. Типичная же для них строгость вызвана навязчивым стремлением предопределить его образ жизни по заранее составленному плану, исполняющему роль своего рода ритуального предписания. А эмоционально чувствительные и впечатлительные дети дошкольного возраста формально правильное, но недостаточно теплое и нежное отношение матери воспринимают с беспокойством, поскольку именно в этом возрасте они нуждаются, как никогда, в любви и поддержке взрослых.
Уже к концу старшего дошкольного возраста дети в этих условиях эмоционально «закаляются» до такой степени, что перестают реагировать на излишне требовательное отношение матери, отгораживаясь от нее стеной равнодушия, упрямства и негативизма. Они погружаются в свой мир переживаний, а иногда их поведение становится похожим на поведение матери. Другие устраивают истерики по поводу недостаточного внимания матери или, переживая, ее отношение к себе, становятся беспокойными, подавленными, неуверенными. Возрастающая из поколения в поколение эмоциональная чувствительность детей и потребность в теплом и заботливом отношении вступают, таким образом, в противоречие со стремлениями некоторых матерей освободиться от ухода за ребенком и формализовать процесс его воспитания .[7]
Наиболее чувствительны к конфликтным отношениям родителей дети-дошкольники. Если они видят, что родители часто ссорятся, то число их страхов выше, чем когда отношения в семье хорошие. Девочки более эмоционально ранимо, чем мальчики, воспринимают отношения в семье. При конфликтной ситуации девочки чаще, чем мальчики, отказываются выбирать роль родителя того же пола в воображаемой игре «Семья», предпочитая оставаться сами собой. Тогда мать может надолго потерять свой авторитет у дочери. Заслуживает внимание обнаружение у детей-дошкольников из конфликтных семей более частых страхов перед животными (у девочек), стихией, заболеванием, заражением и смертью, а также страхов кошмарных снов и родителей (у мальчиков). Все эти страхи являются своеобразными эмоциональными откликами на конфликтную ситуацию в семье.[12]
Так в трудах Изарда К. выделены следующие факторы, участвующие в возникновении страхов[13]:
— наличие страхов у родителей, главным образом у матери;
— тревожность в отношении с ребенком, избыточное предохранение его от опасности и изоляция от общения его со сверстниками;
— излишне ранняя рационализация чувств ребенка, обусловленная чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей;
— большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;
— отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, создающее проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе;
— конфликтные отношения между родителями в семье;
— психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам;
— психическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Отечественные психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и др. и американские учёные Альфред Адлер, Гарри Стэк Салливан и др. утверждают, что в ранние годы особое значение имеет удовлетворение витальных, т.е. жизненных потребностей, таких как еда, питье, сон, собственная безопасность. Когда эти потребности удовлетворяются в полной мере, возникают социальные потребности: общение с взрослым, его ласка, любовь, привнесение информации об окружающем мире — все то, что способствует развитию человека как личности.
Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Причин детских страхов множество. Причина первая и наиболее понятная – конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех детей покусанных собакой развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера малыша (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.) А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают ребенка: «Не будешь спать – заберет Баба-Яга!» [10]
По большей части, мы сами учим наших детей бояться. Какое-то неосторожное слово может навсегда отложиться в памяти ребенка и привести к непоправимым последствиям, когда малыш будет бояться уже на бессознательном уровне.
Также А. И. Захаров считает, что причиной детских страхов могут быть многочисленные запреты со стороны родителей и воспитателей, а так же гнев и угрозы взрослых в адрес ребенка. Так самые распространенные — это внушенные страхи. Их источник — взрослые, окружающие малыша (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи – упадешь», «Не бери – обожжешься», «Не гладь – укусит». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже ясно чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, который может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. Конечно, когда ребенок вырастет, страх притупится, но не исчезнет! [10].
Детская фантазия, одна из наиболее частых причин страха. Ребенок существо эмоциональное. Нередко он сам придумывает себе предмет страха. Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.
Существуют внутрисемейные конфликты. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей и боится оказаться их причиной.
Очень часто причиной страха у ребенка может быть взаимоотношения со сверстниками. Если детский коллектив не принимает ребенка, обижает его, и малыш не хочет идти в садик, вполне вероятно, что он боится быть униженным. Так же причиной может быть распространение страхов среди детей. Например, более сильный ребенок может запугивать малыша разными историями.
Причина последняя – наличие более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медики. Проявлением невроза можно считать, те страхи, которые не считаются нормой для данного возраста ребенка или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. Детский невроз страха может быть наследственным заболеванием, передающимся всем членам одной семьи. В данном случае имеется в виду наследование типа нервной системы и ее особенностей. Некоторые дети склонны к различным нервным расстройствам, т.е. они более ранимы, более эмоциональны, такие дети часто плачут, у них часто случаются истерики. Поэтому появление какой-то критической ситуации выбивает их из колеи еще больше. Например, люди с имунодифицитом часто болеют, к ним «пристают» все инфекции. А дети с расшатанной психикой и неврозами, получают вдобавок еще и страхи.[10]
Кулинцова И. в своей статье описывает 3 вида страхов. В основе классификации лежат предмет страха, особенности его протекания, продолжительность, сила и причины возникновения. [15]
1. Навязчивые страхи: гипсофобия ( страх высоты), клаустрофобия ( боязнь закрытых пространств), ситофобия ( боязнь принимать пищу) и т.д. Эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь.
2. Бредовые страхи — это страхи, причину появления которых найти невозможно. Например, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой или боится одевать какую-то одежду. Их наличие часто указывает на серьезные отклонения в психике малыша, они могут служить началом развития аутизма. Дети с бредовыми страхами должны лечиться в клиниках неврозов и больницах. Однако причина может оказаться вполне логичной. Например, ребенок боится надевать определенные ботиночки, потому что он просто когда-то в них поскользнулся и упал, больно ударившись, и теперь боится повторения ситуации.
3. Сверхценные страхи, связанные с некоторыми идеями ( как говорят, с идефиксами) и вызванные собственной фантазией ребенка. Первоначально такие идеи соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может. К таким страхам относятся социальные страхи: боязнь отвечать у доски, заикание.
Детские сверхценные страхи считаются самыми распространенными. В 90% случаев практикующие психологи сталкиваются именно с ними. На этих страхах, как правило, дети «зацикливаются» и не могут «вытащить» из своей фантазии. К детскому сверхценному страху можно отнести: страх темноты, в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков, сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков.
Например, боязнь воды теоретически можно отнести к двум видам страха: навязчивым и сверхценным. Но если ребенок когда-то тонул, и теперь боится воды — это навязчивый страх, а если нет причины, то это уже сверхценный.
Существуют основные виды страхов, проявление которых в определенном возрасте считается нормой. В таблице 1 приложения 1 приведены данные исследований М. Кузьминой для детей дошкольного возраста. [15]
Анализируя таблицу, мы видим, что среднее число страхов у девочек выше, чем у мальчиков. Наиболее чувствительны к страхам дети 6-7-летнего возраста.
Так, в таблице мы также можем увидеть, что мальчики среднего дошкольного возраста бояться: нападения, потеряться, мамы и папы, сказочных персонажей, страшных снов, темноты, животных, транспорта, высоты, воды, пожара, войны и уколов. А девочки этого же возраста испытывают страх болезни, чужих людей, бояться потеряться, мамы и папы, сказочных персонажей, страшных снов, темноты, животных, транспорта, тесных маленьких помещений, воды, огня, улиц и боли.
Особо сложным – « кризисным » периодом, как можно увидеть из таблицы, является 7-летний возраст. Также следует обратить внимание на другие « кризисные » возрасты: 3-4 года (общее количество страхов у мальчиков снижается, а у девочек возрастает),11-12 лет. В норме с 12 лет количество страхов должно сокращаться, а к 16-18 годам они должны уйти.
Таким образом, проанализировав психолого- педагогическую литературу, можно сказать, что проблемой детских страхов занимались такие ученые, как А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, И. Кулинцова и другие. Также анализ литературы показал, что дети среднего дошкольного возраста испытывают страх наказания, ночных кошмаров и темноты.
Особенности проявления страха в экспериментальном аспекте представлены во 2 главе.
Глава 2 Изучение уровня страха у детей среднего дошкольного возраста
2.1. Цели, задачи, содержание методик исследования
Цель: определить особенности проявления страхов у детей 4-5 лет.
Экспериментальное исследование было направлено на решение следующих задач:
определить уровень страха у детей 4-5 лет.
выявить особенности проявления страха у детей 4-5 лет.
Эксперимент проводился на базе дошкольного образовательного учреждения № 112 Московского района г. Чебоксары. В эксперименте принимали участие 20 детей 4-5 лет.
Для выявления особенностей проявления страхов были использованы: опросник А.И. Захарова « Страхи детей », проективная методика А. И. Захарова « Мои страхи ».
продолжение
--PAGE_BREAK--
Опросник А. И. Захарова « Страхи детей »
Цель: определение страхов, присущих среднему дошкольному возрасту.
Ход: методика проводится в виде индивидуальной беседы с детьми, в процессе которой им задаются 29 вопросов ( см. Приложение 2 ). Беседа проводится не торопливо и обстоятельно. Экспериментатор перечисляет страхи и ждет ответа от детей « да »-« нет » или « боюсь »-« не боюсь». Вопрос, боится или не боится ребенок, повторяется время от времени, чтобы избежать наводки страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов детей, экспериментатор просит давать развернутые ответы типа « не боюсь темноты », а не « нет » или « да ». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, периодически подбадривает его и хвалит за то, что он говорит все как есть. Страхи перечисляются по памяти.
Обработка результатов: В качестве единицы отсчета используется среднее число страхов, которое сопоставляется с аналогичным числом, полученным от деления суммы всех страхов в соответствующей возрасту детей контрольной группе на число определенных нами детей.
Количество страхов всех детей
Количество детей
0-12-низкий уровень выраженности страха
13-15-средний уровень выраженности страха
16-29-высокий уровень выраженности страха
Так, высокий уровень выраженности страха предполагает такие особенности, как неадекватная самооценка, тревожность, напряженность, пугливость, ребенок не достаточно общителен, проявляет подозрительность и недоверчивость к окружающим.
Средний уровень страха предполагает достаточную общительность, не напряженность, быстроту ответов на вопросы.
Низкий уровень страха характеризуется наименьшей тревожностью, не напряженностью, уверенностью в себе, общительностью, налаженностью отношений с окружающими, преобладанием повышенного настроения, быстротой ответов на вопросы.
Проективная методика А. И. Захарова « Мои страхи »
Цель: выявление страхов у детей.
Ход: перед каждым ребенком кладется лист бумаги и цветные карандаши.
После предварительной беседы, актуализирующей воспоминания ребенка о том, что его пугает, ему предлагают лист бумаги и цветные карандаши. В процессе анализа обращается внимание на то, что ребенок нарисовал, а также на цвета, использовавшиеся им в процессе рисования. По окончании рисования ребенка просят рассказать о том, что он изобразил, т. е. вербализовать свой страх. Ребенок может спросить у взрослого, как нарисовать страх. Подсказать можно, но в самых общих чертах — так, чтобы на визуальное воплощение детской фантазии не повлиял субъективизм взрослого. К примеру, если ребенок спрашивает, как нарисовать Бабу Ягу, следует ответить: «Нарисуй ее так, как ты видишь!» «А как я ее вижу? — может спросить ребенок. — Какое у нее лицо, нос?» Отвечайте приблизительно так: «Нарисуй большой нос крючком и большие зубы». Взрослый, таким образом, не навязывает ребенку свое представление, а только подталкивает его к тому, чтобы его собственное представление образа более четко отразилось в сознании.
Детям предлагается инструкция: « Давайте нарисуем то, чего вы больше всего боитесь».
Оценка уровня выраженности страха осуществлялась по следующим показателям: что ребенок нарисовал, какие цвета преобладают в изображениях ( черный, красный, синий либо розовый, желтый, голубой ), яркость рисунков, четкость или расплывчатость контуров, нажим карандаш.
Высокий уровень страха предполагает неуверенность в себе, нерешительность, низкую самооценку, недоверчивость к окружающим, присутствие агрессия и подозрительности.
Средний уровень страха — общительность, адекватная самооценка, уверенность в себе.
Низкий уровень страха — достаточная уверенность в себе, общительность, преобладание повышенного настроения.
2.2. Экспериментальное изучение особенностей проявления страхов у детей среднего дошкольного возраста
В ходе проведения диагностики уровня развития страха у детей среднего дошкольного возраста нами были использованы опросник А. И. Захарова « Страхи детей » и проективная методика А. И. Захарова « Мои страхи ».
Обратимся к результатам эксперимента, проведенного по методике « опросник страхи детей », которые представлены в рисунке и в таблице приложения…
Рис. 1.Распределение детей среднего дошкольного возраста по уровням проявления страха
Из данных приведенных в рисунке, видно, что наибольший процент составляют дети с низким ( 50 %) уровнем страха. Это почти в 3 раза больше, чем количество испытуемых со средним уровнем страха ( 15%). Среднее число детей ( 35%) при диагностике показали высокий уровень страха. Причем самыми распространенными страхами являются:
1. страхи животных (85%);
2. страхи кошмарных снов (80%);
3. страхи сказочных персонажей (80%);
4. страх потери родителей (70%);
5. страхи огня (65%);
6. страх пожара (65%);
7. страх транспорта (65%).
Менее выражены такие страхи как:
1. страх перед тем как заснуть (0%);
2. страх опоздать в садик (5%);
3. страх врачей (25%);
4. страх крови (30%);
5. страх замкнутого пространства (30%);
6. страх мамы и папы (30%).
Наше исследование ограничилось не только выделением возрастных особенностей проявления страха, но и половых особенностей. Обратимся к результатам данных, которые представлены в следующей таблице.
Таблица1
Особенности проявления страхов у мальчиков и девочек 4-5 лет по методике «Опросник страхи детей» ( в процентах )
Страхи животных
Страхи кошмарных снов
Страхи сказочных персонажей
Страх потери родителей
Страхи огня
Страхи пожара
Страх транспорта
Мальчики
45
35
45
35
30
25
35
Девочки
40
45
35
35
35
40
30
Из данных приведенных в таблице, видно, что у мальчиков в отличие от девочек преобладают такие страхи, как страхи перед животными (45%), страх сказочных персонажей (45%) и страх транспорта (35%). В свою очередь, у девочек преобладают такие страхи, как страх кошмарных снов (45%), страх огня (35%) и страх пожара (40%). Как у девочек, так и мальчиков присутствует страх потери родителей ( по 35%).
Для детей с высоким уровнем страха характерно то, что они не боятся мамы и папы и у них отсутствует такой страх, как страх перед засыпанием. Также практически у всех детей с таким уровнем страха ( кроме троих: Ильи Г., Валеры С., Маши М.) отсутствует страх темноты. Только у одного ребенка ( Кирилла Ш. ) из семи отсутствует страх кошмарных снов, который характерен для детей среднего дошкольного возраста. Маша М. в отличие от других детей с высоким показателем не боится сказочных персонажей.
У детей со средним показателем отсутствуют такие страхи как:
1. страх одиночества;
2. страх нападения;
3. страх наказания, который характерен для детей этого возраста;
4. страх опоздать в садик;
5. страх перед засыпанием;
6. страх высоты;
7. страх глубины;
8. страх врачей.
Только Катя М. не боится кошмарных снов. У Оли П. отсутствует страх перед болезнью, также только у нее одной присутствует страх сказочных персонажей, животных.
Детям с низким показателем характерен такой страх как страх темноты ( кроме двух детей: Максима С., Саши А.). Трое из десяти детей не боятся сказочных персонажей в отличие от других детей с низким уровнем страха.
Меньше всего страхов у Саши Д. У него присутствуют такие страхи как:
1. страх болезни;
2. страх наказания;
3. страх темноты;
4. страх животных.
Также можно отметить, что при проективной методике он отказался рисовать страхи, так как, по его словам, у него их нет.
Обратимся к результатам проективной методики « Мои страхи », которые представлены в рисунке.
Рис. Распределение детей4-5 лет по уровням проявления страха
Из данных приведенных в рисунке, видно, что преобладают дети с высоким уровнем выраженности страха (50%). В 2 раза меньше детей со средним (25%) и с низким уровнем (25%).
Эта методика позволила определить тех персонажей, которые вызывают страх у данных детей. В рисунках некоторые дети изобразили несколько объектов страха. Так, 26,6% (8 человек из 20-ти) изобразили различных сказочных персонажей; животных изобразили 16,6%детей (5 человек); по 13,3% ( 4 ребенка) человека изобразили монстров, пауков и приведений; 10% детей нарисовали транспорт(3 человека)и высокий дом нарисовали 3,5 % детей (один ребенок). Таким образом, было изображено 29 различных объектов страха, на одном из рисунков не изображен объект страха.
Качественный анализ показал, что для детей с высоким уровнем( 10 детей: Таня Б., Платон Г., Артем Д., Максим С., Валера С., Антон К., Илья П., Кирилл Ш., Юля М., Маша С.) страха характерно то, что в их рисунках преобладают черные цвета, ярко- красный цвет, характерна нечеткость линий, их прерывистость, сильный нажим карандаша, разнонаправленность штриховых линий. Также было замечено, что дети с высоким уровнем рисовали неуверенно, нерешительно, недоверчиво и подозрительно смотрели на окружающих. Так, для рисунка Маши С. характерны такие особенности, как разнонаправленность линий при закрашивании, их прерывистость, средний нажим карандаша. Она использовала темно-синий цвет при рисовании. А для рисунка Ильи П. характерны такие особенности как прорисовка пальцев на руках, что говорит о недостатке общения, закрашенные глазницы ( явный признак присутствия страха), использование черного и красного цветов, прерывистость линий. Также в его рисунке была замечена такая особенность: сначала было нарисовано солнце, которое впоследствии было закрашено черным карандашом. В рисунке Артема Д. нерешительность и неуверенность проявляется в его линиях, они не четкие, малозаметные, цвета использовались бледные.
Для детей со средним уровнем ( Оля П., Саша А., Настя К., Саша Б., Катя М.) страха характерны менее яркие цвета, линии более четкие, рисунки более красочны. Они рисовали более уверенно, при рисовании общались с другими детьми. В рисунке Насти К. использованы салатовый, оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый цвета, при штриховании линии направлены в одну сторону, глазницы заштрихованы. Для рисунка Саши Б. характерна четкость линий, разнонаправленность штриховки, но рисунок менее красочен, чем рисунок Насти К.
У детей с низким уровнем страха( Карина К., Маша М., Карина К., Саша Д., Илья Г.) рисунки красочные, линии четкие, не прерывистые, отсутствие выступов (шипы, панцирь, иглы, прорисовки или затемнения линий контура), рисовали уверенно, при рисовании были отмечены хорошее настроение, общительность, пояснения при рисовании. Для рисунка Ильи Г. характерно то, что его линии при штриховке направлены в одну сторону, они четкие, не расплывчатые, рисунок красочен. В рисунке Маши М. использовано большое количество ярких цветов, сильный нажим карандаша. Солнце нарисовано с закрашенными глазницами, также прорисованы пальцы(недостаток общения).
Таким образом, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. методика « опросник страхи детей » определила, что большинству детей присущ низкий уровень выраженности страха, который предполагает общительность, не напряженность, уверенность в себе, хорошие отношения с окружающими, преобладание повышенного настроения. Также было выявлено, что для детей этого уровня характерен такой страх, как страх темноты;
2. при проективной методике обнаружилось, что большая часть испытуемых детей с высоким уровнем выраженности страха. Эти дети неуверенны в себе, нерешительны, недоверчивы к окружающим, также у них присутствует агрессия и подозрительность. В их рисунках преобладают темные цвета, нечеткие, прерывистые линии, сильный нажим карандаша и разнонаправленность штриховых линий. Самый распространенный объект страха- сказочный персонаж. Также некоторые дети нарисовали несколько объектов страха.
Итак, анализ исследования позволил составить психологический портрет ребенка 4-5 лет, испытывающего множественные страхи. Это ребенок напряженный, тревожный, пугливый, с неадекватной самооценкой, не умеющий налаживать отношения со сверстниками, неуверенный в себе, часто с плохим настроением, недоверчив и подозрителен к окружающим людям.
Заключение
Таким образом, проведенное теоретико- экспериментальное исследование дало основание для следующих выводов:
1. анализ психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме развития страха у детей 4-5 лет показал, что данная проблема достаточно разработана и обоснована. В ходе анализа было выявлено, что данной проблемой занимались такие ученые, как А. И. Захаров, А.С. Спиваковская, М. А. Панфилова, Р. В. Овчарова, Боулби Д., Рэчмен, Черсворт и другие. Так, А. И. Захаров впервые в отечественной и мировой практике рассмотрел причины возникновения и развития дневных и ночных страхов. Привел статистические данные, показывающие влияние различных факторов. Изучением отдельных видов страха занимались такие ученые как И. Кулинцова, А. И. Захаров, Р. В. Овчарова, Ю. В. Щербатых, И. Вард. Также анализ литературы показал, что дети среднего дошкольного возраста испытывают страх наказания, ночных кошмаров и темноты.
2. при определении уровней и особенностей страхов детей дошкольного возраста были использованы следующие методики: « опросник страхи детей », проективная методика « мои страхи ».
В ходе опросника было выявлено, что большинству детей свойственен низкий уровень страха. Детям этого уровня присущ такой страх, как страх темноты и такие особенности, как общительность, не напряженность, уверенность в себе, хорошие отношения с окружающими, преобладание повышенного настроения.
Проективная методика показала, что преобладают дети с высоким уровнем выраженности страха. Для детей с этим показателем характерно то, что они не уверенны в себе, нерешительны, недоверчивы к окружающим, также у них присутствует агрессия и подозрительность. Их рисунки расплывчаты, не четкие, преобладают темные цвета ( черный, серый, темно- синий, коричневый), прерывистые линии, их разнонаправленность при штриховке, сильный нажим карандаша. Большинство детей в своих рисунках изобразили сказочных персонажей.
3. проблема развития страха в дошкольном является актуальной и психолого- педагогическая литература обладает достаточными сведениями о видах, особенностях и причинах страха, но не достаточно экспериментальных данных.
Таким образом, материал, изложенный в работе позволяет утверждать, что цель нашего исследования изучение психологических особенностей страха у детей среднего дошкольного возраста была достигнута, а также были достигнуты все задачи исследования.
Литература
1. Андрусенко, В.Н. Социальный страх. – Свердловск, 1991. – 125 с.
2. Большой толковый психологический словарь / Перевод с англ. Ребер Артур. М.: АСТ, Вече, 2001. – 560 с.
3. Варга, А. Я. Системная психотерапия. Краткий лекционный курс. – СПб.: Питер, 2001. – 278 с.
4. Вард, И. Фобия. – М.: Проспект, 2002. – 78 с.
5. Введение в психологию / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Академия, 1998. – 576 с.
6. Вологодина, Н. Г. Детские страхи днем и ночью. – М.: Феникс, 2006. – 106 с.
7. Гозман, Н. Я., Алешина, Ю. Е. Социально- психологические исследования семьи: проблемы и перспективы / Н. Я. Гозман, Ю. Г. Алешина. // Психологический журнал. – 1991. — №12. – С. 84-92.
8. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х кн., кн. 4. – М.: Русский язык, 1982. — 592 с.
9. Дубровина, И. В., Данилова, Е. Е., Прихожан, А. М. Психология: Учебник для студентов средних педагогических заведений / Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Академия, 1999. – 214 с.
10. Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Питер, 2000. – 448 с.
11. Захаров, А. И. Как преодолеть страхи у детей. – М.: Педагогика, — 1986. – 112 с.
12. Зверева, О. Л., Ганичева, А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: Проспект, — 1999. – 308 с.
13. Изард, Эмоции человека. – М.: Просвещение, 1980. – 320 с.
14. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко. Ред. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М.: Политиздат, 1985. – 431 с.
15. Кулинцова, И. Прогоним детские страхи / И. Кулинцова. // Дошкольное воспитание. – 2007. — №4. – С. 24-31.
16. Леви, В. Л. Приручение страха. – М.: Метафора, 2006. – 192 с.
17.Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1995. – 576 с.
18. Овчарова, Р. В. Практическая психология. – М.: Сфера, 1996. – 337 с.
19. Прихожан, А. М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, — 1994. – 191 с.
20. Психологический словарь / Под ред. Ю. Л. Неймера. – Ростов- на- Дону.: Феникс, 2003. – 604 с.
21. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 308 с.
22. Семиотика страха. Сборник статей. – М.: Европа, 2005. – 456 с.
23. Философский словарь / Под ред. А. В. Спиркина. – М.: Просвещение, — 2000. – 458 с.
24. Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: 1989. – 296 с.
25. Юрчук В. В. Современный словарь по психологии. – М.: Элайда, 2000. – 704 с. продолжение
--PAGE_BREAK--