Содержание
Введение
Глава I.Теоретические основы изучения особенностей эмоциональности у человека
1.1 Понятиеэмоций, их функции
1.2 Взгляды на эмоциональность какособенность человека в психологии
1.3 Исследование половых различий в эмоциональной сфере
1.4 Особенности выражения эмоций умужчин и женщин
Выводы по главе I
Глава II. Экспериментальноеисследование эмоциональности у мужчин и женщин (на примере юношеского возраста)
2.1 Диагностические методы оценки эмоциональности умужчин и женщин
2.2 Анализ полученных результатов
Выводы по главе II
Заключение
Библиография
Приложение
Введение
Психологияизучает особый мир явлений, находящийся в сознании человека и не похожих на теявления, которые человек видит невооруженным глазом в окружающем его мире.Эмоции играют большую роль в жизни человека.
Эмоции(от лат. emovere – возбуждать, волновать) — состояния, связанные с оценкойзначимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся преждевсего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворенияего актуальных потребностей. [12]
СогласноЮнгу, эмоция — это сила, стоящая за процессом индивидуализации. Любое реальноевнутреннее изменение имеет эмоциональный компонент.
Актуальностьнашего исследования очевидна, ведь любое событие в жизни человека окрашено темиили иными эмоциями.
Вспоминаясвою прошедшую жизнь, мы прежде всего вспоминаем эмоции, которые испытывали втот или иной момент жизни, а уже затем припоминаем последовательность событий,действия и так далее.
Можнос уверенностью сказать, что если бы человек не испытывал эмоции, жизнь его былабы тусклой, бесцветной, ничем не отличающейся от существования какого-тозапрограммированного автомата, обладающего определенной степенью свободы — и неболее того. Эмоции могут быть нашими союзниками в достижении целей, а могутбыть противниками или помехой. [7]
Отрицательныеэмоции могут оказать разрушающее воздействие на наше здоровье, снизить защитныесвойства организма. Важно поэтому не допустить, чтобы они оказывали такоевоздействие. Эмоциями можно и нужно управлять, для чего необходимо их изучать.
Выраженныеэмоции являются показателем, характеризующим личность человека, но навернякакаждый хотя бы раз отметил, что эмоции мужчины и женщины абсолютно не похожи между собой, авернее их проявления. Можно назвать множество еще причин, по которым необходимоизучать эмоциональную сферу человека. Таким образом, тема эмоций и чувствявляется актуальной для студента, изучающего психологию.
Изучением эмоций впсихологии занимались В. Вундт, В. Джеймс, К.Н. Ланге, Г.Крейг, К. Джеклин, Е. Маккоби, П. Фресс, Алан Пиз, Б. М. Теплов, В.Д.Небылицын, А.Е. Ольшанникова, Е. П. Ильин, В.Г. Пинигин, П.В. Симонов и многие другие.
Наблюдения психологовсвидетельствуют, что у мужчин чаще встречается преобладание холерических черттемперамента. Именно для них характерно отчетливое проявление волевых реакций,напористости, энергичности, нетерпеливости. Мужчина обычно характеризуетсябольшей внешней агрессивностью, большей настойчивостью, способностьюпротивостоять грубому напору.
Женской природе большесоответствует сангвинический и меланхолический темпераменты. Для женщинхарактерны подвижность, бурное проявление чувств, быстрая перемена настроения.Женщина бывает агрессивна, как правило, только если она несчастна. Женщиныобычно намного эмоциональнее мужчин. У мужчин принято сдерживать свои эмоции,требовать этого от женщины бессмысленно, ведь они острее реагируют на поощренияи наказания, болезненнее реагируют на конфликты и неприятности на работе идома. Женщина смеется, когда может, и плачет, когда хочет. В исследованиях П. А. Ковалева большая эмоциональнаявозбудимость лиц женского пола получила подтверждение: вспыльчивость (проявлениеэмоциональной возбудимости в конфликтной ситуации) выражена у них больше, чем умужчин.
Объект исследования–эмоциональная сфера человека.
Предмет исследования –особенности выражения эмоций мужчинами и женщинами.
Цель работы: исследоватьособенности выражения эмоций юношами и девушками.
Задачи работы:
1. Раскрытьпонятия «эмоция», виды эмоций.
2. Описатьосновные особенности эмоциональной сферы у мужчин и женщин.
3. Провестидиагностику особенностей выражения эмоций у
юношей и девушек.
Гипотеза: мыпредполагаем, что различие в выражении эмоций юношами и девушками будетпросматриваться в следующих особенностях:
1.девушки имеют более высокий уровень общей эмоциональности; а юноши болеенизкий уровень общей эмоциональности.
2. у девушекпреобладают такие виды эмоциональности как психомоторная и коммуникативная, а уюношей преобладают такой вид эмоциональности как интеллектуальная.
3. у девушекпреобладают такие эмоциональные свойства как эмоциональная возбудимость,интенсивность эмоций и отрицательное влияние эмоций на эффективностьдеятельности, а у юношей преобладает такое свойство эмоциональности какдлительность.
Глава I. Особенности эмоциональной сферы учеловека 1.1 Понятие эмоций, их функции
Объективныесвойства предметов и явлений окружающей действительности отражаются человекомпосредством познавательных процессов. Но каждый отражаемый объект, каждоесобытие вызывают к себе определенное отношение человека в зависимости от того,как они связаны с его потребностями. Одни события являются для человекаиндифферентными, другие – значимыми, т.е. могут удовлетворить некоторые егопотребности или препятствуют этому.[9]
Вэволюции сформировалась особая форма психического отражения значимых объектов исобытий – эмоции. Один и тот же объект или событие рождает у разных людейразличные эмоции, потому что у каждого из них свое, специфическое отношение кданному объекту.
Эмоции (отлат. emovere - волновать, возбуждать) — особый класс психическихпроцессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами иотражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости,страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций дляосуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявленияактивности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутреннейрегуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворениеактуальных потребностей.[12]
Эмоции– это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутреннихраздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъектаи проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия. [10]
Эмоции,проявляющиеся в виде удовольствия, называются положительными, а в виденеудовольствия – отрицательными. К первым относятся, например, радость,восторг, симпатия, ко вторым – страх, гнев, ненависть. Положительные эмоциичеловек испытывает, когда удовлетворяется какая-либо его потребность или онвидит такую возможность. В этом случае его активность направляется насохранение или достижение положительного воздействия. Если потребность нереализуется, человек переживает чувство неудовольствия, а его активностьнаправляется на то, чтобы избежать вредных или нежелательных воздействий.
П.В.Симонов показал, что существует связь между потребностью, информацией обобъекте, который может ее удовлетворить, и эмоцией. При достаточной информациивозникает положительная эмоция, при дефиците информации – отрицательная. [16]
Голодныйчеловек, найдя в лесу хорошо известные ему ягоды, испытывает положительнуюэмоцию. Если ягоды неизвестные, чувство страха побуждает отказаться от них.
В.Вундт, кроме удовольствия или неудовольствия, выделил другие компоненты эмоций,определяющие их силу, продолжительность и динамику: возбуждение – успокоение инапряжение – разрешение.
Обычноэмоции развиваются по следующей схеме. На фоне спокойного состояния на человекадействует значимый раздражитель, вызывая соответствующее переживание, повышениепсихического возбуждения и напряжения. Через некоторое время эти компонентыэмоции ослабевают и возвращается спокойное состояние. [13]
Возникшаяэмоция охватывает весь организм, вызывая внутреннее переживание, многообразныевнешние реакции, вегетативные и биохимические изменения. У человека изменяетсяповедение, движения, речь. Так, хорошее известие переполняет человека чувствомудовольствия, радости. Он улыбается, а если полученная информация для негоочень значима, может закричать, захлопать в ладоши, пуститься в пляс, громкозасмеяться или заплакать. Каждой эмоции соответствуют специфическая мимика,пантомимика, жестикуляция, выразительные движения, голосовые реакции, лексическиеи экспрессивные средства речи. Происходит увеличение или уменьшение частотыпульса, расширение или сужение кожных сосудов, потоотделение, динамикакожно-гальванической реакции и др.
Повнешним проявлениям можно судить о внутреннем состоянии и переживаниях другихлюдей, хотя однозначной связи между внутренним переживанием и внешнимипроявлениями эмоций, конечно, нет. Не у всех людей внешние проявлениядостаточно интенсивны. В некоторых обстоятельствах человек намеренно ихсдерживает, желая скрыть свои переживания. Сдерживание внешних проявленийэмоций не уменьшает интенсивности внутреннего переживания, а часто дажеувеличивает ее. Субъективные переживания и внешние проявления эмоций возникаюткак бы одновременно. Это дало основание В. Джеймсу и К.Н. Ланге утверждать, чтоналичие эмоций обусловлено восприятием изменений в деятельности внутреннихорганов и двигательной сфере. [11]
Согласноих теории, называемой периферической, человек не потому смеется, что емурадостно, или плачет, когда ему грустно, а наоборот, испытывает радость, еслисмеется, и грусть, потому что плачет.
Большинствопсихологов с такой трактовкой эмоций не согласны. Многообразие и взаимосвязьэмоциональных проявлений они объясняют исходя из главного назначения эмоций –подготовки двигательной, гормональной и других систем организма к быстройадекватной ответной реакции на значимое внешнее воздействие. Столкнувшись,например, с опасностью, человек испытывает страх. Происходит выброс адреналина,повышаются мышечный тонус, частота сердцебиений. Эти и другие изменения ворганизме создают возможность быстро убежать от опасности или найти другоесредство, чтобы ее миновать.
Нафизиологическом уровне возникновение эмоций является результатом сложноговзаимодействия подкорковых центров и коры. В подкорковых узлах расположеныструктуры вегетативной нервной системы, обеспечивающие связь внутреннихкомпонентов эмоций и их периферических проявлений. В гипоталамусе локализованысформированные в процессе филогенеза центры удовольствия и неудовольствия,обеспечивающие возникновение эмоций на уровне врожденных механизмов.
Вопытах на животных с помощью вживления в эти центры электродов стало возможнымвызывать различные эмоции без соответствующих внешних воздействий.
Вреальной жизнедеятельности человека развиваются высшие эмоции, регулируемые науровне коры больших полушарий головного мозга. Значимость внешних воздействийанализируется корой или другими мозговыми структурами, что обеспечиваетадекватность эмоциональных реакций. У человека эмоции формируются и проявляютсяв условиях социализации и воспитания.
Возбуждающееили успокаивающее влияние на мозговые центры, ответственные за возникновение ипроявление эмоций, оказывают некоторые растительные вещества и лекарственныепрепараты. Люди издавна используют для этого чай, кофе, алкоголь. В еще большейстепени такими свойствами обладают наркотики. В медицине фармакологическиесредства применяют для лечения патологических проявлений эмоций — сильноговозбуждения, депрессии и др.
Эмоциисопровождают все проявления жизнедеятельности организма и выполняют важныефункции в регуляции поведения и деятельности человека. Эмоции сигнализируют овозможном развитии событий, их положительном или отрицательном исходе длясубъекта, выступая в качестве своеобразных внутренних маяков поведения. В этомзаключается их сигнальная функция. [9]
Ориентируясьна свои эмоции, человек оценивает степень полезности или вредности для негокаждого происходящего события или оказываемого воздействия (оценочная функция).
Вобычных обстоятельствах эмоциональные оценки осмысливаются и могут бытьподвергнуты коррекции. Однако рациональный анализ происходящих событий и ихпоследствий требует определенного времени, которого в некоторых ситуациях учеловека может не быть. На основе полученных сигналов и эмоциональных оценок онвыбирает и реализует способы поведения и действий (регулирующая функция).
Эмоцииспособны повысить тонус организма, положительно влияя на результатыдеятельности (мобилизующая функция). Однако при сильных эмоциях, особенно вкритических ситуациях, может проявляться их дезорганизующая функция.
Так,большая часть спортивных рекордов установлена не на тренировках, а в ходесоревнований, в обстановке эмоционального накала. В то же время в спортеизвестны примеры, когда хорошо подготовленный спортсмен эмоционально перегораети в самом ответственном состязании показывает слабый результат. [20]
Неоднозначностьвлияния эмоций на результаты деятельности человека поднимает вопрос онеобходимости управления эмоциями, использования их позитивных функций ипреодоления негативных. Эта проблема актуальна для представителей многих видовпрофессий: артистов, дипломатов, учителей и др. Если поведенческие компонентыэмоций в достаточно высокой степени поддаются сознательному контролю, то управлятьвегетативными проявлениями гораздо сложнее. Это возможно, но требуетспециальной тренировки.
Взависимости от обстоятельств, свойств воздействующих раздражителей иособенностей личности у человека возникают различные эмоциональные реакции,которые классифицируются по модальности, знаку, различному влиянию наповедение, а также по форме выражения.
Модальность– основная качественная характеристика эмоций, определяющая их вид по спецификеи особой окрашенности переживаний.[14]
Помодальности выделяются три базовые эмоции: страх, гнев и радость. При всеммногообразии практически любая эмоция является своеобразным выражением одной изэтих эмоций. Тревожность, беспокойство, боязнь, ужас представляют собойразличные проявления страха; злоба, раздражение, ярость – гнева; веселье,ликование, торжество – радости.
Характерпереживания (удовольствие или неудовольствие) определяет знак эмоций –положительные и отрицательные.
Повоздействию на организм и влиянию на последующее поведение человека эмоцииразделяются на стенические и астенические.
Стеническиеэмоции повышают жизнедеятельность и активность человека, астенические,напротив, снижают. Положительные эмоции чаще оказывают стенический эффект.Большинство отрицательных эмоций выражаются и в той, и в другой форме. Например,под влиянием страха человек может быстро убежать, расчетливо спрятаться, ноиногда из-за страха «застывает», не предпринимая никаких активных действий. [6]
Эмоциихарактеризуются также силой, продолжительностью и осознанностью.
Диапазонразличий по силе внутреннего переживания и внешних проявлений очень велик дляэмоций любой модальности. Радость может проявляться как слабая по силе эмоция,например, когда человек испытывает чувство удовлетворения. Восторг – эмоциябольшей силы. Гнев проявляется в диапазоне от раздражительности и негодованиядо ненависти и ярости, страх – от легкого беспокойства до ужаса.
Попродолжительности эмоции длятся от нескольких секунд до многих лет, иногда втечение всей жизни.
Степеньосознанности эмоций также может быть различнойИногда имеет место одновременноевзаимодействие противоположных эмоций, например любви и ненависти или радости ипечали. В этом проявляется амбивалентность эмоций как следствие сложного инеоднозначного отношения человека к объекту, вызывающему переживание.
1.2 Взгляды на эмоциональность какособенность человека в психологии
Эмоциональность, являющаяся одной из важнейшиххарактеристик человека, оказывает влияние практически на все аспекты егодеятельности. В связи с этим выявление и анализ особенностей эмоциональностипредставляется весьма актуальным как для более детального понимания спецификиразвития человека вообще, так и для эффективности осуществленияобразовательного процесса в частности.
Эмоциональность как свойство человека упоминаласьеще Гиппократом, когда он говорил о холерическом типе темперамента. В конце XIXвека П. Малапер выделял особый тип эмоциональных людей наряду с апатичными истрастными. Г. Хейманс и Е. Вирсма выделяли три главных фактора личности:эмоциональность, активность и реактивность. Об эмоциональности они судили потому, как близко к сердцу принимает человек пустяки, восторгается он или плачетпо незначительному поводу. [16]
Если обратиться кэмоциональности непосредственно, то в зарубежной психологии первоначально оначаще всего понималась как эмоциональная возбудимость (отзывчивость человека наэмоциогенные ситуации) и реактивность. П. Фресс, например, дал следующееопределение эмоциональности: «эмоциональность как черта личности — эточувствительность к эмоциогенным ситуациям». Эмоциональность, отмечаетП. Фресс, употребляется как синоним гиперэмоциональности, т. е. какпроявление более частых и более сильных эмоциональных реакций, чем это всреднем свойственно людям. Эмоциональность как качественную характеристику гиперэмоциональностирассматривает и Г. Крейг. Для нее эмоциональность — это склонность легкоподдаваться страху и гневу. В целом, по мнению А. Ребера, в современнойзарубежной психологии эмоциональность трактуется в терминах актов поведения,которые можно наблюдать и которые теоретически связаны с лежащей в их основе эмоцией,т. е. эмоциональность является поведенческим проявлением, которое считаетсяосновным компонентом при оценке испытываемой эмоции. В отечественнойпсихологии исследование эмоциональности было начато по предложению Б.М. Теплова в 1964 году. Б. М. Теплов ставил цель выявить наиболее«сензитивные» к эмоциональному воздействию физиологические показатели ираскрыть характер соотношения между индивидуальным своеобразием физиологическихсдвигов при эмоциональных состояниях и некоторыми свойствами нервной системы.Работа, по существу, была направлена на исследование физиологическойдетерминанты эмоциональных состояний, но ее результаты дали принципиальныйтолчок для исследования эмоциональности и с точки зрения психологии.Определенным итогом явилось данное В.Д. Небылицыным, ученикомБ.М. Теплова, развернутое определение эмоциональности как обширногокомплекса свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения ипрекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений.
В качестве основныххарактеристик эмоциональности он выделяет впечатлительность, импульсивность иэмоциональную лабильность. Впечатлительность выражает аффективнуювосприимчивость человека, чуткость его к эмоциогенным воздействиям.Импульсивность В.Д. Небылицын понимает как быстроту, с которой эмоциястановится побудительной силой поступков и действий без их предварительногообдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональнойлабильностью он понимает быстроту, с которой прекращается данное эмоциональноесостояние или происходит смена одного переживания другим.[10]
Положения, высказанныеВ.Д. Небылицыным, в конкретных исследованиях начала воплощатьА.Е. Ольшанникова со своими учениками. Прежде всего, в основу эмоциональностиона положила знак и модальность эмоций. Основываясь на физиологических данных,она первоначально выделила три основные эмоции: удовольствие-радость,гнев и страх. Позднее, в качестве самостоятельной эмоции к этой триадедобавилась печаль. В работе «Психология. Словарь» (1990) А.Е. Ольшанниковарассматривает эмоциональность значительно шире, как свойство человека,характеризующее содержание, качество и динамику его эмоций и чувств.Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющиеособую значимость для человека. Качественные свойства эмоциональностихарактеризую отношение индивида к явлениям окружающего мира, и находят своевыражение в знаке и модальности доминирующих эмоций. К динамическим свойствамэмоциональности А. Е. Ольшанникова относит особенности возникновения,протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения(экспрессию). [13]
Как показывает предыдущийобзор, в отечественной психологии эмоциональность трактуется несколько шире,нежели в зарубежной, в которой эмоциональность рассматривается только состороны ее динамической характеристики.
Отличительнойчертой отечественной психологии в плане изучения эмоциональности является то,что были предприняты небезуспешные попытки выявить то, как эмоциональностьвлияет на особенности поведения, на эффективность общения и на другие видыпрактической деятельности. Например, О. П. Санникова показала, что широкий кругобщения, большая активность общения в сочетании с ее недолговременностьюхарактерны для лиц с положительными эмоциональными установками, а узкий кругобщения, малая активность общения на фоне устойчивых отношений — для лиц сосклонностью к переживанию отрицательных эмоций. М. В. Депенчук выявлено, чтолица с высокой эмоциональностью хуже адаптируются в новой социокультурнойсреде. А. И. Палеем обнаружена связь между качественными особенностямиэмоциональности, ее модальной структурой и когнитивным стилем деятельности.[11]
В последниегоды интерес к проблеме эмоциональности в отечественной психологии посленекоторого спада вновь возрастает. Так, Е. П. Ильиным и его учениками ведутсяисследования в области половозрастных особенностей эмоциональности, учета ееспецифики в образовательном процессе и т. д.
Как показывает предыдущийобзор, в отечественной психологии эмоциональность трактуется несколько шире,нежели в зарубежной, в которой эмоциональность рассматривается только состороны ее динамической характеристики.
И несомненно,что дальнейшее изучение эмоциональности как важной характеристики человекана сегодняшний день актуально как в нашей стране, так и за рубежом. [8]
1.3 Исследование половых различийв эмоциональной сфере
В литературе отмечается большая эмоциональная чувствительность иэмоциональная нестабильность женщин. Выявлены отчетливые различия в эмоциональной сфере лицмужского и женского пола. До настоящего времени не доказано, являются ли хотябы некоторые из них врожденными или все эти особенности приобретаются впроцессе специфичного воспитания мальчиков и девочек.
Различия в эмоциональной сфере мужчин и женщин многие психологи связываютименно с особенностями воспитания тех и других. У женщин весьма желательныэмоциональная зависимость от противоположного пола, погруженность в «любовь»при запрете на открытое выражение чувств, проявление агрессии. Это создает уженщин мазохистскую установку. В то же время для мужчин все это достойнонасмешек и позора. [10]
К. Хорни пишет, что в соответствии с разделением социальных ролейсформировался определенный взгляд на женщин как на инфантильные создания,живущие эмоциями.[11] По этому поводу еще К. Батюшков писал: «Любить илиненавидеть! — им (женщинам) надобна беспрестанная пища для чувств. Действительно,во многих исследованиях выявлены отчетливые различия в эмоциональной сфере лицмужского и женского пола. Л. В. Куликов отмечает, что у женщин эмоциональнаясфера дифференцированнее и сложнее, чем у мужчин.
Гнев(злость). Е. Маккоби и К. Джеклин на основеанализа ряда экспериментальных исследований пришли к выводу, что в первые годыжизни нет различий в частоте и продолжительности этой отрицательнойэмоциональной реакции у мальчиков и девочек, но с возрастом их частота иинтенсивность у мальчиков возрастают, а у девочек — убывают. Авторы объясняютэто тем, что девочки, имея те же агрессивные тенденции, что и мальчики, боятсяпроявить их из-за возможного наказания, в то время как к агрессии мальчиковокружающие относятся более благосклонно.
Другаявозрастно-половая динамика выявлена М. С. Пономаревой при изучении склонности к переживанию гнева . Чеммладше школьники, тем больше эта склонность выражена у лиц мужского пола, и чемстарше школьники, тем больше она выражена у лиц женского пола
Печаль. Л. В. Куликов выявил значимыеразличия в самооценке печали: у женщин она выше. Это же выявлено и М. С.Пономаревой с той лишь разницей, что у младших школьников склонность к печалибольше выражена у мальчиков.
Тревогаи страх. В. А. Чикер с соавторами выявили, чтодля девочек старших классов социальная среда оказывается более насыщеннойэмоциональными событиями, имеющими стрессогенное значение, чем для мальчиков.Это подтвердилось в исследовании, проведенном на студентах. В. П. Плотников ссоавторами выявили наличие психического напряжения высокой степени у 62,5 %опрошенных девушек и легкой степени такого напряжения у 45,2 % юношей.Эмоциональное отношение к потенциальным источникам отрицательных эмоций уюношей и девушек было разным. Для юношей более значимыми, чем для девушек, былоотношение к учебной группе, к своему самочувствию, к родителям; для девушек — ксессии и к экзаменам.[1]
Л. В.Куликовым выявлены значимые половые различия в самооценке тревоги.
Сравнениесклонности к переживанию базовых эмоций у школьников и школьниц разноговозраста, проведенное М. С. Пономаревой, показало, что у девочек и девушек вовсех возрастных группах склонность к страху выражена значительно больше, чем умальчиков и юношей.
По данным А. И. Захарова, количество страхов (т. е. того, чего боятся)больше у девочек, чем у мальчиков. По его данным, у взрослых мужчин большевыражен страх высоты, а у взрослых женщин — смерти родителей. У женщин взначительно большей степени выражены также страх войны, страх сделать что-либонеправильно или не успеть сделать. У девушек количество мнимых страхов в 6 разбольше, чем у юношей.
Радость. Склонностьк радости, по данным М. С. Пономаревой, не обнаружила четких половых различий:в 8-9, 12-13 и 16-17 лет она выражена у мальчиков и девочек одинаково, а ввозрасте 10-11 и 14-15 лет эта склонность выражена больше у девочек.[10]
Половые различия ввыраженности эмоциональных свойств личности
В литературе отмечается большая эмоциональная чувствительность иэмоциональная нестабильность женщин. Изучение этого вопроса Е. П. Ильиным и В.Г. Пинигиным на школьниках и студентах с помощью самооценок жизненныхпроявлений эмоций показало, что лица женского пола явно превосходят лицмужского пола во всех возрастных группах по эмоциональной возбудимости, вменьшей степени — по интенсивности, еще в меньшей степени — по длительностисохранения эмоций и эмоциональной устойчивости.(табл. 1)
Таблица 1
Самооценка различных свойствэмоциональности, баллы
Испытуемые
Возбудимость
Интенсивность
Длительность
Эмоциональная
неустойчивость Мужчины (n = 141) 2,4 4,3 2,0 3,0 Женщины (n = 53) 3,8 5,7 2,8 3,6
В исследовании П. А. Ковалева большая эмоциональная возбудимость лицженского пола получила подтверждение: вспыльчивость (проявлениеэмоциональной возбудимости в конфликтной ситуации) выражена у них больше, чем умужчин.[10]
Интенсивностьи длительность эмоциональных реакций.
Обинтенсивности эмоциональных реакций в основном судят по величине вегетативныхсдвигов, наблюдающихся у человека в той или иной эмоциогенной ситуации (висследованиях — обычно перед экзаменом и после него). Часто это свойствоэмоциональности называют реактивностью. Получаемые разными авторами данные сиспользованием этих показателей весьма разноречивы, что объясняется, очевидно,во-первых, тем, что разные ситуации имеют для мужчин и женщин разноеэмоциогенное значение, а во-вторых, тем, что на одну и ту же эмоциогеннуюситуацию одни субъекты больше реагируют эмоционально, а другие — двигательно.
Так, поданным Н. Д. Скрябина, при испуге (реакции на сильный неожиданный звуковойраздражитель) изменение пульса в большей степени наблюдается у женщин, чем умужчин (соответственно на 21,9 % и 6,3 % — у смелых и на 35,4 % и 14,6 % — утрусливых). Однако кожно-гальваническая реакция была более длительной у мужчин.[10]
В то же времяК. Д. Шафранская, изучавшая эмоциональное напряжение, показала, что в ситуациистресса мужчины отличаются более высокой вегетативной реактивностью, чемженщины.
Г. И.Акинщикова тоже выявила противоположные тенденции у мужчин и женщин впроявлении реактивности по артериальному давлению в условиях стрессовойситуации. У женщин разница между систолическим и диастолическим давлениемуменьшалась, в то время как у мужчин — увеличивалась. Однако выявленныеразличия в реактивности при психическом напряжении не являются специфическиэмоциональными, они характерны для мужчин при любой нагрузке — в том числе приинтеллектуальной и физической. Так, измерение сахара в крови при высокойинтеллектуальной нагрузке тоже выявило большуюреактивность мужчин: показатель сахара в крови у них был выше, чем у женщин.Насыщение крови кислородом при этой нагрузке было в 2 раза выше у мужчин, чем уженщин.
Поэтомуостается неясным, является ли обнаруженные этими авторами факты следствиембольшей эмоциональной реактивности мужчин или же следствием их большеймобилизованности.[16]
Как показалиИ. М. Елисеева с соавторами, перед экзаменом студентки оценили уровень своегоэмоционального возбуждения гораздо выше, чем студенты. Выше у них была инеуверенность в успешной сдаче экзаменов. В то же время по частоте сердечныхсокращений различий между теми и другими не было. После экзамена оценка спадасвоего эмоционального возбуждения была больше у студенток, чем у студентов.Таким образом, женщины более экстремально оценивают как подъем эмоциональноговозбуждения, так и его спад.
По данным А.И. Винокурова, у мужчин перед экзаменом ослабевает трофотропный типвегетативного регулирования, что выражается в повышении пульсового давлениякрови, в увеличении систолического объема крови, в повышении коэффициентаэффективности кровообращения. У женщин, наоборот, трофотропный типвегетативного регулирования усиливается, что приводит к уменьшению пульсовогодавления и систолического объема крови, к большим сдвигам частоты сердечныхсокращений.[19]
Сразу жепосле экзамена у мужчин трофотропное регулирование сменяется на эрготропное,быстрее восстанавливаются показатели гемодинамики, уменьшается суммарноеотклонение от АТ-нормы. У женщин после экзамена суммарное отклонение отАТ-нормы увеличивается, быстрее восстанавливается систолическое артериальноедавление, а пульсовое давление неизменно уменьшается.
На основанииэтих фактов А. И. Винокуров делает вывод, что энергетические затраты организмав стрессовой ситуации выше у мужчин.
Эмоциональнаяустойчивость. Под ней чаще всего понимаютспособность человека сохранять эффективность деятельности при возникновенииотрицательных эмоциогенных факторов. Р. К. Малинаускас нашел, что эмоциональнаяустойчивость к воздействию стрессогенных факторов практически одинакова у лицмужского и женского пола. Правда, следует учесть, что автор обследовалспортсменов, а, как известно, среди спортсменок много лиц мускулинного типа.
Женщины болеесвободны в выражении страха и грусти, чем мужчины. Правда, Н. Айзенберг исоавторы выявили по мимике и самоотчету испытуемых лишь небольшие различия впроявлении эмоциональности в пользу женщин. С возрастом эти различияувеличивались, в основном за счет того, что мужчины больше маскируют своиэмоции.
В ряде другихисследований также показана большаяэкспрессивность лиц женского пола, независимо от их возраста. Было обнаружено,что женщины проявляют более эмоциональное поведение в чисто женских группах,чем в смешанных.[4]
Женщины лучшекодируют экспрессивное выражение счастья, а мужчины — гнева и злобы.Отмечается, что женщины более улыбчивы, чем мужчины. Так, М. Ля-Франспроанализировала 9000 фотокарточек из студенческих альбомов, а Э. Хальберштадти М. Саитта — 1100 фотографий из газет и журналов, а также снимки 1300 человекв магазинах, парках и на улице. И везде обнаруживалось, что женщины улыбаютсячаще.
Различия вэмоциональной экспрессии мужчин и женщин многие психологи связывают сособенностями воспитания тех и других. Согласно К. Юнгу, у мальчиков в процессеих воспитания чувствования подавляются, в то время как у девочек онидоминируют. Для мужчин открытое проявление эмоций достойно насмешек и позора.[10]
Таким образомможно сделать вывод, что, что эмоциональность (т. е. сила переживаемых эмоций)у мужчин и женщин одинаковая, различна же степень их внешнего выражения. Так жеу мужчин и женщин различно и выражение разных эмоций. Например, то, что«прилично» для женщин (плакать, сентиментальничать, бояться и т. п.),«неприлично» для мужчин, и наоборот, то, что «прилично» для мужчин (проявлятьгнев и агрессию), «неприлично» для женщин.
1.4Особенности выражения эмоций у мужчин и женщин
Не имея в мозгу специальной области, отвечающей за речь, охотник нуждалсяв способности передать большое количество информации с помощью минимальногоколичества слов: вот почему в его мозгу возникла специальная область, отвечающаяза словарь, которая расположена в задней части левого полушария. У женщин засловарь отвечают фронтальные и задние части обоих полушарий, в результате чегоона не сильна с этой точки зрения. Соответственно формулировка термина и смыслслова для женщины не особо важны: она полагается на интонацию, когда надопередать смысл, и на мимику и жестикуляцию при выражении эмоции. Вот почемусмысл слова так важен для мужчины и почему они используют терминологическиеопределения для того, чтобы добиться преимущества перед другим мужчиной илиженщиной. Женщина, споря, используя эмоции для борьбы с ним, онпродолжает настаивать на точности формулировок. Тон все повышается и достигаеттой точки, когда она отказывается с ним говорить или он выходит, хлопнувдверью.[10]
Разница в восприятииаудиальной информации мужчинами и женщинами.
В типичном случае женщинаможет использовать в среднем шесть выражений лица за десять секунд, чтобы, какзеркало, отразить и вернуть эмоции собеседнику. Ее лицо отражает всепроявленные эмоции. Стороннему наблюдателю может показаться, будто события, окоторых идет речь, произошли с обеими женщинами. Женщина считывает реальныйсмысл сказанного из интонаций и мимики. Именно эти каналы передачи информацииследует использовать мужчине, чтобы завладеть вниманием женщины и удерживатьего во время беседы. Мужчин обескураживает необходимость гримасничать,выслушивая собеседницу, но, освоив это искусство, он имеет шанс получитькрупное вознаграждение.[9]
Биологическая цельмужчины-воина: остаться бесстрастным, выслушивая собеседника, чтобы не выдатьсвоих эмоций. Это шутливый взгляд на мужскую манеру слушать, но правду иногдастоит признавать и в шутливой форме. Маска бесстрастия, надеваемая мужчиной приразговоре, позволяет ему ощущать себя владеющим ситуацией, но вовсе несвидетельствует об отсутствии эмоций. Сканирование мозга подтверждает, чтомужчина испытывает столь же сильные эмоции, как и женщина, но пытается непоказывать их.
Женщины, слушая,пользуются звуками пяти тонов (высоких и низких), включая «ахи» и охи»,повторяют слова собеседника в контексте сказанного и следят сразу занесколькими линиями беседы. У мужчин тональность более узкая (три тона), и онис трудом расшифровывают информацию, передаваемую изменением тона, поэтому они,как правило, говорят более монотонно. Показывая, что слушает, мужчинаиспользует так называемое хмыканье – серию коротких «хмм», иногда всопровождении кивка. Женщины критикуют мужчин за такую манеру, что частичнообъясняет, почему они часто обвиняют мужчин в том, что они не слушают. Оченьчасто мужчина слушающий не выглядит таковым. Если вы деловая женщина, помните,в хмыканье для вас зарыты деньги. Если вы женщина, объясняющая мужчине илимужчинам определенную идею или предложение, для вас жизненно важно не отражатьна своем лице его эмоции, как вы сделали бы, разговаривая с женщиной.Старайтесь оставаться внешне бесстрастной, кивайте, хмыкайте и не прерывайте.Мы установили, что женщины с такой манерой ведения беседы в большей степенипользуются деловым доверием мужчин. У женщин, отражающих на своем лице эмоциимужчин или то, что они считают его эмоциями, уровень доверия и авторитетности вглазах деловых мужчин резко падает. Мужчины, говоря о них, часто прибегают ктаким характеристикам, как «глупая» и «у нее каша в голове»[6]
Миллионы летмужчина-охотник был обязан не проявлять страха или сомнения, и это закреплено вмозгу современного мужчины. «Когда он встревожен или сердится, он замыкается всебе и становится отчужденным и далеким». «Когда дело касается его проблем, изнего слова клещами не вытащишь».
По своей природе мужчинаподозрителен, склонен к зависти, к подавлению других, всегда готов защищаться ичувствует себя одиночкой, который скрывает свои эмоции, чтобы владетьситуацией. Для мужчины проявление эмоций равнозначно потере щита в бою.Социальное воспитание усиливает эти природные склонности, поскольку от неготребуют: «веди себя, как мужчина», «не показывай страха», «мальчики не плачут».
У женщины, которая всегдабыла хранительницей гнезда, сформировалась в мозгу программа, позволяющая ейбыть открытой, доверчивой, всегда готовой к сотрудничеству, не скрывающей своейуязвимости и эмоций. Женщина знает, что ей нет необходимости всегда владетьситуацией. Вот почему, столкнувшись с проблемой, ни мужчина, ни женщина немогут понять реакцию партнера.[15]
При стрессе мозг мужчиныактивизирует функцию пространственного мышления и логики. У женщиныактивизируется речевая функция, и она начинает говорить, часто безостановочно.Если она в стрессовом состоянии, она говорит, и говорит, и говорит, обращаясь ктому, кто слушает. Она может рассказывать подругам о своих проблемах часами,давая полный отчет о мельчайших деталях, и затем они вместе еще раз их обсудят.Она перейдет затем к другим проблемам сегодняшнего дня, затем к прошлым, кпроблемам возможным и проблемам, у которых нет решения. Когда она о нихрассказывает, она не ищет решения, ее утешает и успокаивает процесс разговора.Монолог ее не имеет четкой структуры, и возможен параллельный рассказ онескольких вещах одновременно, причем никаких выводов не делается. Выслушатьмонолог о проблемах – для мужчины тяжелая работа, поскольку он чувствует себяобязанным найти решение всех проблем, о которых она высказалась вслух. Ему малотолько разговора, он хочет что-то сделать! Весьма вероятно, он прервет монологвопросом: «Так в чем же суть?» – а суть в том, что нет надобности ни в какойсути. Для мужчины лучше всего научиться слушать, не прерывая, но подтверждаямеждометиями и жестами тот факт, что он слушает, и не предлагать никакихрешений. Но это тяжелая задача, поскольку мужчина говорит только тогда, когдаон может предложить решение вопроса.
Когда женщина не приемлетпредложенного им решения проблемы, следующим шагом мужчины обычно, бываетпопытка приуменьшить ее важность, сказав ей: «Ничего страшного», «Ты слишкомостро реагируешь», «Забудь это» и «Ничего особенного в этом нет». Такие репликиприводят женщину в ярость, поскольку она начинает думать, что он к нейравнодушен, если даже не слушает.[20]
Реакция на стресс является одним из самых глубоких различий междумужчиной и женщиной, которой в другом не понимает ни один партнер. Мужчина подвоздействием сильного стресса полностью отстраняется от любого другогочеловека: ему надо найти решение серьезной проблемы. Он полностью блокирует тучасть своего мозга, которая отвечает за эмоции, активизирует режим решенияпроблем и отключает речь. Когда мужчина находится в режиме полной замкнутости,женщину его состояние может ужасать, поскольку она бывает в таком же состояниив те моменты, когда ее обидели, ей солгали или оскорбили. Женщина автоматическипредполагает, что с мужчиной произошло то же самое – должно быть, она егообидела и он ее больше не любит. Она пытается завести с ним разговор, но онотказывается: ему кажется, что она не верит в его способность справиться сситуацией. Женщина замыкается в себя, когда чувствует себя оскорбленной илиобиженной, а мужчина, видя это, думает, что ей надо побыть одной, иотправляется в пивную или начинает регулировать карбюратор в машине. Еслимужчина ушел в себя, оставьте его в покое, и все будет хорошо, если же женщина– значит, надвигается гроза и настало время для серьезного разговора.[10]
Когда женщина взволнована, она может заплакать, слишком активножестикулировать и непрерывно говорить, эмоционально описывая свои чувства. Онахочет, чтобы ее выслушали, по-матерински утешили и о ней позаботились, номужчина истолковывает все это по-своему: в ее словах ему слышится «Спаси меня –реши мои проблемы!» Поэтому вместо утешения и уверений в понимании онпредлагает практические советы, задает наводящие вопросы и предлагает неволноваться так сильно. «Не плачь! – говорит он в ужасе. – Ты неадекватнореагируешь! Все обстоит не так плохо» Вместо материнского утешения она получаетотцовский совет. Он видел, что так поступали его отец и дед, и такая манерасвойственна мужчине с тех времен, когда они слезли с деревьев. Для женщинывсплеск эмоций есть форма общения, от которой она быстро и безболезненноперейдет к другой и все забудет, но мужчина чувствует свою ответственность завыработку решения, потому что в ином случае будет чувствовать себя потерпевшимпоражение. Вот почему мужчина начинает волноваться или сердиться, когда женщинабурно проявляет свои эмоции, и просит ее остановиться. Женские слезы пугаютмужчину.[19]
Женщины плачут чаще, чем мужчины. Вследствие особенностей своей эволюциимужчины плачут реже женщин, прежде всего на людях, чему способствует исоответствующее воспитание. Когда мальчик получит болезненный удар, играя вфутбол, он может с криком упасть на поле, но сердитый тренер тут же крикнетему: «Вставай! Не показывай противнику, что тебе больно! Будь мужчиной!» Однакотеперь Чувствительному Мужчине Нового Века разрешается плакать в любое время, влюбом месте. Его поощряют к этому терапевты, психоаналитики, журнальные статьии сцены из кинофильмов, где суровый мужчина, сидя у костра в далеких лесах,советует ему поплакать, гладя по плечу. Современного мужчину обвиняют вхолодности или неадекватной реакции, когда он не позволяет себе «выплакаться»,при первой возможности. Почему почти в любых условиях плачет или бурнопроявляет эмоции женщина, понятно: она может соединить в мозгу эмоцию с любойдругой функцией мозга. Настоящие мужчины тоже плачут, задействовавсоответствующую область в правом полушарии, но редко позволяют себе это налюдях. Поэтому они с подозрением смотрят на мужчину, который регулярно рыдаетна виду у всех. У женщин сенсорные способности значительно превосходят мужские:они более тонко настроены на восприятие нюансов и имеют более широкую палитрувыражения чувств. Женщина может заплакать, потому что ее оскорбили, потому чтооскорбление всегда несет в себе эмоциональный заряд, но мужчина часто даже незамечает, что его хотели обидеть. Для него сказанное часто не имеет значения вбуквальном смысле слова.[10]
Эмоциональноевыражение любви у мужчины и женщины.
Говорят, что любовь есть состояние сродни умопомешательству, и этоутверждение справедливо прежде всего для мужчин. Мужчины напичканытестостероном по горло, и он толкает их в стадию страстного влечения любви. Вовремя этой стадии мужчины столь сильно воспламенены тестостероном, что не могутотличить верх от низа, право от лева. Реальность, добравшись до них, бьет поним особенно жестоко. Женщина, которая была столь восхитительна в серединеночи, после восхода солнца кажется совершенно не привлекательной, да и не умнойк тому же. У женщины центры эмоций и логики в мозгу связаны теснее,тестостерона в ней поменьше, и ей легче оценить, достойного ли она выбрала себепартнера. Вот почему в большинстве случаев завязавшийся роман чаще обрываютженщины и почему столь многие мужчины не могут понять, что случилось. Женщиныоперацию расставания проводят мягче мужчин, даже в том случае, если презираютмужчину. В прощальном письме многие даже не забывают сказать, что ее любовьпродлится вечно.[10]
Фраза «Я люблютебя» всегда дается женщине гораздо легче, чем мужчине. Благодаряспецифическому устройству мозга мир женщины полон чувств, эмоций, общения ислов. Женщина знает, что, чувствуя себя защищенной, желанной и обожаемой,причем на стадии привязанности, она, вероятно, любит. Мужчина же не очень четкопредставляет себе, что такое любовь, и часто путает вожделение и страстноевлечение с любовью. Он знает, что не может оторвать от нее руки, может быть,это и есть любовь? Его мозг ослеплен тестостероном и он не может трезвомыслить. Часто случается так, что пройдут годы после того, как начался роман,пока мужчина не осознает, что он действительно любит, причем осознает задним числом.Женщина сразу распознает, что любви нет, и поэтому часто прекращает отношенияпервой.
Многие мужчины совершенноне умеют общаться. Им кажется, что, сказав слово на букву «Л», они навек свяжутсебя обязательством и берегут это слово для экстраординарного случая. Однако когдамужчина пересекает Рубикон и говорит заветное слово, то ему хочется рассказатьоб этом событии повсюду, всем и каждому.
Таким образом, в процессеисторического развития человека у мужчины и женщины сформировались устойчивыеотличительные особенности в проявлении эмоциональности. Этому способствовалиразличные виды деятельности представителей разных полов, и, как следствие, различныеструктуры мозга развивались по разному, что привело к отличию выражения эмоциймужчины от женщины.
Выводы по IГлаве
Эмоции (от лат. emovere -волновать, возбуждать) — особый класс психических процессов и состояний(человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами иотражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости,страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций дляосуществления его жизнедеятельности. Выделяются три базовые эмоции: страх, гнев и радость.[12] Эмоции характеризуются силой, продолжительностью иосознанностью. Основываясь на физиологических данных, первоначально выделяютчетыре основные эмоции: удовольствие-радость, гнев и страх, печаль.[11]
Безусловно, существуютразличия проявлений эмоций и чувств в зависимости от половойпринадлежности. Итак, причиной различий эмоциональной сферы, в первуюочередь, является то, что существуют половые различия в доминировании(преобладании) базовых эмоций, т.е. тех эмоций, которые присущи всем здоровымлюдям и которые одинаково проявляются у представителей самых разных культур,проживающих на разных континентах.
У женщинпечаль больше доминирует, поскольку женщины в большей степени могутсамостоятельно оценить печаль, как свою эмоцию, т.е. более способны ксамооценке печали и всех своих эмоций и чувств, поскольку эмоциональная сфераженщин более дифференцированная и сложная. Впервые годы жизни у детей разного пола нет различий в проявлении эмоции гнева,ни в частоте, ни в интенсивности. Позже частота и интенсивность гневавозрастает у мальчиков и снижается у девочек. В восприятии женщин, социальные события оказываются более насыщенными вплане эмоций, поэтому негативные ситуации оказывают на них большее влияние, чемна мужчин, отсюда проявление страха доминирует у женщин в отличие от мужчин,которые менее склоны к проявлению страха. Склонностьк проявлению радости значимых различий не имеет, т.е. проявление радости или еепоявление в принципе, зависит от личностных особенностей и пол здесь не причем.
Большинство учёныхутверждают, что женщины более эмоциональны и раскованны в выражении эмоций, ноне в силе их переживания. Женщина лучше воспринимает и отражает эмоции, в товремя как мужчина воспринимает данный тип поведения как проблему, которуюнеобходимо решить. Когда женщина взволнована, онаможет заплакать, слишком активно жестикулировать и непрерывно говорить,эмоционально описывая свои чувства. При волнительных ситуациях мужчина напротиввнутренне «собирается», сокращает количество внешних действий. Он подвоздействием сильного стресса полностью отстраняется от любого другого человека:ему надо найти решение серьезной проблемы. У женщин сенсорные способностизначительно превосходят мужские. Женщина может заплакать, потому что ееоскорбили, потому что оскорбление всегда несет в себе эмоциональный заряд, номужчина часто даже не замечает, что его хотели обидеть. Для него сказанноечасто не имеет значения в буквальном смысле слова.[10]
Глава II. Экспериментальное исследованиеэмоциональности у мужчин и женщин (на примере юношеского возраста)
2.1 Диагностическиеметоды оценки эмоциональности у мужчин и женщин
С цельюизучения эмоциональности мужчин и женщин нами было проведено исследование двухгрупп испытуемых юношеского возраста. В исследовании учавствовали 30 испытуемых в возрасте от 17 до 20лет, которым были предложены методики на выявление эмоциональности. Вэкспериментальную группу входило 15 юношей в возрасте 17 – 20 лет и 15 девушек в возрасте17 –20 лет. Средний возраст испытуемых 18, 5 лет. ( См. приложение 1).
Для проверки гипотезынашего исследования, котраязаключается в том, что мы предполагаем, что различие в выражении эмоций юношамии девушками будет просматриваться в следующих особенностях:
1.девушки имеют более высокий уровень общей эмоциональности; а юноши болеенизкий уровень общей эмоциональности.
2. у девушекпреобладают такие виды эмоциональности как психомоторная и коммуникативная, а уюношей преобладают такой вид эмоциональности как интеллектуальная.
3. у девушекпреобладают такие эмоциональные свойства как эмоциональная возбудимость,интенсивность эмоций и отрицательное влияние эмоций на эффективностьдеятельности, а у юношей преобладает такое свойство эмоциональности какдлительность, — нами был проведён констатирующий эксперимент. Он заключался вопределении вида эмоциональности, выявления ситуативных эмоциональных состоянийи выявление самооценки различных характеристик эмоций.
Исследованиеповодилось на базе ГОУВПО «Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина».
Дляоблегчения восприятия диагностических заданий каждому испытуемому предлагалисьготовые бланки для ответов.
Дляпроведения нашего исследования мы подобрали комплекс диагностических методик,включающий в себя «Методику диагностики эмоциональности» Русалова В.М, «Дифференциальные шкалы эмоции», которую разработал К. Изард, Самооценочный тест«Характеристики эмоциональности» Е. П. Ильина. Одним из основных требований приподборе их надёжность, валидность и адекватность цели исследования.
Дляопределения вида эмоциональности нами была взята «Методика диагностикиэмоциональности»Русалова В.М. [21] Данныйвариант представляет фрагмент опросника формально-динамических свойствиндивидуальности В.М. Русалова.(см. приложение 2) Автор выделяет 3 видапроявления эмоциональности: психомоторную, коммуникативную, интеллектуальную.
Цель: выявить вид эмоциональности,который преимущественно проявляется у мужчин и у женщин в юношеском возрасте.
Инструкция:
Вампредлагается ответить на ряд вопросов, направленных на выяснение вашегообычного способа поведения. Постарайтесь представить самые типичные ситуации идайте первый естественный ответ, который придет вам на ум. Отвечайте быстро иточно.
1 – нехарактерно
2 – малохарактерно
3 – довольнохарактерно
4 –характерно.
Обработкарезультатов
Вопросы2,10,18,25,31,38 служат для проверки адекватности оценивания опрашиваемымсвоего поведения. Испытуемые, набравшие по этой шкале 18 баллов и более, поинструкции автора методики, должны исключаться из дальнейшей обработки.
Шкала«психомоторная эмоциональность»: 4, 7, 8, 14, 16, 23, 27, 28, 32, 33,35,38.
Шкала «Интеллектуальнаяэмоциональность»: 1, 3, 5, 6, 12, 13, 19, 22, 26, 30, 36, 37.
Шкала «Коммуникативнаяэмоциональность»: 9, 11, 15, 17, 20, 21, 24, 29, 34, 40, 41, 42.
По каждой из этих шкал можно набратьот 12 до 48 баллов. Низкие значения эмоциональности находятся в пределах до 25включительно, средние – от 26 до 34, высокие – 35 и больше.
Суммируя баллы по всем трем шкалам,получают величину общей эмоциональности. Норма – от 78 до 102.
Длявыявления ситуативных эмоциональных состояний нами была взята методика «Дифференциальные шкалы эмоции», которую разработал К. Изард. (см. приложение 3)[21]
Внушаемость иэмпатические способности связаны не только с характером активности человека, нои с его самочувствием, которое желательно выразить именно в терминах чувств иэмоций. Для этого вполне применима методика К. Изарда. Ее содержание вновьпредполагает активную позицию испытуемых, что является непременным условиемсамооценки и самопознания.
Цель:диагностика ситуативных эмоциональных состояний.
Инструкция. Оцените, пожалуйста, по 4-балльнойшкале то, в какой степени каждое понятие описывает ваше самочувствие в данныймомент, проставив подходящую для вас цифру справа. Предлагаемые значения цифр:
«1» — совсемне подходит;
«2» —пожалуй, верно;
«3» — верно;
«4» — совершенноверно.
Обработкарезультатов: Подсчитываютсясуммы баллов по каждой строке, и эти значения проставляются в графу «сумма».Таким образом обнаруживаются доминирующие эмоции, позволяющие качественноописать самочувствие обследуемого человека в отношении к определяемому типу егохарактера.
В этой связиполезно дополнительно сравнить результаты сложения сумм отдельных эмоций, аименно (при К 20-80 = 60/45 при С = 0):
К
(самочувствие) С1 + С2 + С3 + С9 + С10 (сумма положительных эмоций) С4 + С5 + С6 + С7 + С8 (сумма отрицательных эмоций)
Еслиотношение первой скобки ко второй Кс больше единицы, то самочувствие в целомболее отвечает положительному, и при Кс меньше единицы — отрицательному. Иначеговоря, самочувствие отвечает скорее либо гипертимному (с повышеннымнастроением), либо дистимному (с пониженным настроением) типу акцентуациихарактера человека.
В случаяхнеудовлетворительного самочувствия (Кс
Для выявлениясамооценки различных характеристик эмоций нами была взята методика Самооценочный тест«Характеристики эмоциональности» Е. П. Ильина.(см. приложение 4)[10]
Цель: выявить качественныехарактеристики эмоциональной сферы личности, такие как эмоциональнаявозбудимость, интенсивность эмоций, длительность эмоций, влияние эмоций надеятельность и общение субъекта.
Инструкция. На каждый из заданных вопросовотвечайте «да», если согласны с тем, о чем вас спрашивают, или «нет» приотсутствии согласия.
Обработкарезультатов.
За каждыйответ в соответствии с ключом начисляется по 1 баллу. Подсчитывается суммабаллов по каждой из четырех шкал.
Ключ красшифровке данных опроса
«Эмоциональнаявозбудимость» — ответы «да» по пунктам 1, 5,9,13,17,21,25, 29.
«Интенсивностьэмоций» — ответы «да» по пунктам 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30.
«Длительностьэмоций» — ответы «да» по пунктам 3, 11, 15, 19, 27, ответы «нет» по пунктам 7,23, 31.
Отрицательноевлияние эмоций на эффективность деятельности и общения -ответы «да» по пунктам4,12, 16, 24, 28, ответы «нет» по пунктам 8, 20, 32.
2.2 Анализ полученных результатов
После проведения исследования намибыли получены данные (см. приложение 5), которые мы получили на основанииобработки тестовых бланков (см. приложение 6). Из чего можно сделать выводы обэмоциональности юношей и девушек данной группы.
Для определения вида эмоциональностинами была взята «Методика диагностики эмоциональности» Русалова В.М. Эмпирические показатели, полученныев результате выполнения юношами и девушками данной методики, распределялись почетырём основным шкалам: психомоторная эмоциональность, интеллектуальнаяэмоциональность, коммуникативная эммоциональност, общая эмоциональность.(табл.1)
Таблица 1
Средние показатели выраженности видаэмоциональности у мужчин и женщин, баллышкала юноши девушки Психомоторная эмоциональность 21,2 24,4 Интеллектуальная эмоциональность 28,27 26,13 Коммуникативная эмоциональность 24,47 24,73 Общая эмоциональность 73,93 75,07
Анализполученных показателей выраженности того или иного вида эмоциональности умужчин и женщин позволяет выявить достоверные отличия в уровневыххарактеристиках изучаемых свойств эмоциональной сферы. Более высокие средниепоказатели регистрируются у женщин по шкалам «Психомоторная эмоциональность»(24,4 и 21.2 балла соответственно), «Общая эмоциональность»(75,07 и 73,93 балласоответственно). Так же мы получаем, что по шкалам «Психомоторнаяэмоциональность» и «Коммуникативная эмоциональность» и юноши и девушки имеютнизкий уровень эмоциональности, по шкале «Интеллектуальная эмоциональность» обегруппы имеют средний уровень эмоциональности. Общий уровень эмоциональности и вгруппе юношей и в группе девушек снижен.
Из этогоможно сделать вывод, что женщины более эмоциональны, чем мужчины, болеераскованно выражают свои эмоции. Они у них проявляются ярко, многообразно,сопровождаясь психомоторным возбуждением, выражающемся в двигательномвозбуждении, речевой активности.
На наш взгляд этосвязанно с особенностями воспитания тех и других. Так у мальчиков в процессе ихвоспитания чувствования подавляются, в то время как у девочек они доминируют.[5]
Так же этосвязано и с особенностями женской гормональной системы, которая влияет нацентральную нервную систему, определяя выраженность эмоций. Эстрогеныизбирательно накапливаются в преоптической области и в перегородке. Известновлияние прогестерона на возбудимость преоптической зоны и латеральногогипоталамуса, имеющих отношение к гонадотропной функции. А это в свою очередьведёт к усилению эмоционального ответа, так как непосредственно за эмоцииотвечает лимбическая система. Источником возбуждения для этой системы являетсягипоталамус. Сигналы от него следуют в средний мозг и нижележащие отделы дляинициации вегетативных и моторных эмоциональных реакций. Одновременно нейроныгипоталамуса через коллатерали посылают сигналы в передневентральное ядроталамуса. По этому пути возбуждение передается к поясной извилине коры большихполушарий.поясная извилина, в свою очередь является часть лобной доли мозга, аона в свою очередь тесно связана с преоптической областью коры. [1]
Так же мывыявили, что у мужчин уровень по шкале «Интеллектуальная эмоциональность»выше(28,26 и 26,13 соответственно). На наш взгляд это связано с преобладаниемрационального мышления у мужчин. Тестостеронобладает способностью улучшать мыслительный процесс. Тестостерон отрицательно влияет на способность человека краспознаванию невербальных сигналов, которые ему подают окружающие, исостраданию. [3]
Для выявления ситуативныхэмоциональных состояний нами была взята методика « Дифференциальные шкалыэмоции», которуюразработал К. Изард. Эмпирические показатели, полученные в результатевыполнения юношами и девушками данного теста распределялись по следующимшкалам: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх,стыд, вина, самочувствие.(табл. 2)
Таблица 2
Средние показатели по методике «Дифференциальные шкалы эмоций», баллышкала юноши девушки Интерес 6,46 7,67 Радость 7,73 9,07 Удивление 3,8 5,87 Горе 3,33 4,27 Гнев 3,6 4,8 Отвращение 3,47 4,67 Презрение 3,07 5,27 Страх 3,27 4,53 Стыд 4,8 5,07 Вина 3,8 5,67 Самочувствие 1,65 1,5
Такимобразом, по данным средних показателей по группе юношей мы имеем, чтопреобладающими ситуативными состояниями являются «радость», «интерес». Такжезначительно выражены такие ситуативные эмоциональные состояния как «удивление»,« презрение», «стыд», «вина». Эти эмоции являются доминирующими в эмоциональномсостоянии юношей исследуемой группы. Подсчитав соотношение положительных эмоцийк отрицательным мы получаем К = 1,42, так как К>1, следовательносамочувствие в целом характеризуется положительным.
По даннымсредних показателей по группе девушек можно сделать вывод о том, чтопреобладающими ситуативными состояниями являются также «радость», «интерес» и«стыд». Эти эмоции являются доминирующими в эмоциональном состоянии девушекисследуемой группы. Подсчитав соотношение положительных эмоций к отрицательныммы получаем К = 1,3, так как К>1, следовательно самочувствие в целомхарактеризуется положительным.
На основанииполученных данных мы можем сделать вывод, что как и у юношей так и у девушекдоминирующими в эмоциональном состоянии являются положительные эмоции иположительное самочувствие.
Дляисследования особенностей эмоциональных свойств личности мы выбрали одноименныйтест, разработанный Е.П. Ильиным.
Эмпирические показатели,полученные в результате выполнения юношами и девушками самооценочного теста«Характеристика эмоциональности», распределялись нами по четырем основнымшкалам: эмоциональная возбудимость, интенсивность эмоций, длительность эмоций,отрицательное влияние эмоций на эффективность деятельности, общения (табл. 3).
Таблица3
Средние показатели выраженности эмоциональных свойствличности у мужчин и женщин, баллы. шкала юноши девушки Эмоциональная возбудимость 3,6 4,2 Интенсивность эмоций 4,4 5,07 Длительность эмоций 2,67 2,33 Отрицательное влияние эмоций на эффективность деятельности, общения 3,07 3,8
Анализ полученныхпоказателей выраженности эмоциональности у мужчин и женщин позволяет выявитьдостоверные отличия в уровневых характеристиках изучаемых свойств эмоциональнойсферы. Более высокие средние показатели регистрируются у женщин по шкалам «эмоциональнаявозбудимость» (4,2 и 3,6 баллов соответственно), «интенсивность эмоций»(5,07 и4,4 балла соответственно), «отрицательное влияние эмоций на эффективностьдеятельности, общения» (3,8 и 3,07 баллов соответственно).
После проведенияисследования нами были получены данные (диаграмма 1), на основании которыхможно сделать выводы об эмоциональности юношей и девушек данной группы.
Диаграмма1
Спецификаэмоциональности юношей и девушек.
/>
Таким образом,можно сделать вывод, что существуют различия в эмоциональной экспрессии мужчини женщин, которые связывают с особенностями воспитания тех и других. Так, умальчиков в процессе их воспитания чувствования подавляются, в то время как удевочек они доминируют. Для мужчин открытое проявление эмоций достойно насмешеки позора. Это дает основание говорить, что эмоциональные особенности свойствличности у мужчин и женщин не одинаковая, различна и степень их внешнеговыражения.Можно добавить, что различно у мужчин и женщин и выражение разныхэмоций: то, что «прилично» для женщин (плакать, сентиментальничать, бояться ит. п.), «неприлично» для мужчин, и наоборот, то, что «прилично» для мужчин(проявлять гнев и агрессию), «неприлично» для женщин.[10]
Выводы по главе II
В процессе изученияэмоциональности мужчин и женщин нами было проведено исследование двух групписпытуемых юношеского возраста. Нами были взяты 30 испытуемых в возрасте от 17 до 20 лет,которым были предложены методики на выявление эмоциональности.
После проведенияисследования нами были получены данные, на основании которых можно сделатьвыводы об эмоциональности юношей и девушек данной группы, а именно что женщины более эмоциональны, чеммужчины, более раскованно выражают свои эмоции. Они у них проявляются ярко,многообразно, сопровождаясь психомоторным возбуждением, выражающемся вдвигательном возбуждении, речевой активности.
На наш взгляд это связанно сособенностями воспитания тех и других. Так у мальчиков в процессе их воспитаниячувствования подавляются, в то время как у девочек они доминируют. Так же этосвязано и с особенностями женской гормональной системы, которая влияет нацентральную нервную систему, определяя выраженность эмоций.
На основанииполученных данных мы можем сделать вывод, что как и у юношей так и у девушекдоминирующими в эмоциональном состоянии являются положительные эмоции такие какрадость и интерес, и положительное самочувствие.
Это дает основание говорить, чтоэмоциональные особенности свойств личности у мужчин и женщин одинаковы,различна же степень их внешнего выражения .
Заключение
Рассмотрениеразличных эмоциональных явлений, отмечаемых в психологической литературе, даетоснование говорить о том, что эмоциональная сфера человека имеет сложноемногоуровневое строение и включает в себя (в порядке возрастания биологическойи социальной значимости) эмоциональность, эмоции, эмоциональные свойстваличности, чувства, в результате сочетания которых образуются эмоциональные типылюдей. Эмоциональность является формой эмоционального реагирования.
Поскольку вэмоции участвуют психический, вегетативный и психомоторный уровни реагирования,она есть не что иное, как психофизиологическое (или эмоциональное) состояние.[10]
Посколькуэмоции — это специфические реакции на значимые стимулы, человек не можетиспытывать их постоянно. В самом деле, не все ситуации и стимулы, с которымичеловек встречается на протяжении дня, расцениваются им как значимые. А разтак, то на них нет и эмоционального реагирования. [2]
Что касаетсяроли эмоций в управлении поведением и деятельностью человека, то она весьмамногообразна. Это и сигнализация о возникшей потребности и испытываемыхощущениях от внешних раздражителей (здесь играет роль эмоциональный тонощущений), и сигнализация об имеющейся в момент принятия решения ситуации(опасная — неопасная, и т. п.), и реакция на прогноз удовлетворения потребностии на само это удовлетворение, способствующая угашению имевшейся потребности. Эмоциональноереагирование также способствует регуляции энергетического потока, подпитывая иммотивационный процесс и способствуя подготовке организма к действию в той илииной значимой ситуации.
В нашей работе мы исследовалиэмоциональную сферу человека, особенности выражения эмоций мужчинами иженщинами. После проведённого исследования мы получили данные об особенностяхэмоциональной сферы юношей и девушек во взятой нами группе. На основании этихданных мы сделали вывод, что женщины более эмоциональны, чем мужчины, болеераскованно выражают свои эмоции. Они у них проявляются ярко, многообразно,сопровождаясь психомоторным возбуждением, выражающемся в двигательномвозбуждении, речевой активности. Как и у юношей так и у девушек доминирующими вэмоциональном состоянии являются положительные эмоции а именно радость иинтерес, и положительное самочувствие. Так же есть отличия в уровневыххарактеристиках свойств эмоциональной сферы. Более высокие средние показателирегистрируются у женщин по шкалам «эмоциональная возбудимость» «интенсивностьэмоций» «отрицательное влияние эмоций на эффективность деятельности, общения».
У юношей преобладаеттакой вид эмоциональности как интеллектуальная и такое свойство эмоциональностикак длительность. У них более низкий уровень общей эмоциональности.
Исходя из этого, можно сделать выводо том, что у данной группы испытуемых девушек эмоции выражаются сильнее,интенсивнее, с более выраженной экспрессией и они более эмоционально возбудимы,чем группа юношей.
Таким образом, нашагипотеза о том, что различие в выражении эмоций юношами и девушками будетпросматриваться в следующих особенностях:
1.девушки имеют более высокий уровень общей эмоциональности; а юноши болеенизкий уровень общей эмоциональности.
2. у девушекпреобладают такие виды эмоциональности как психомоторная и коммуникативная, а уюношей преобладает такой вид эмоциональности как интеллектуальная.
3. у девушекпреобладают такие эмоциональные свойства как эмоциональная возбудимость,интенсивность эмоций и отрицательное влияние эмоций на эффективностьдеятельности, а у юношей преобладает такое свойство эмоциональности какдлительность – подтвердилась.
Библиография
1. Айвазашвили З.И.,. Модулирующее действие эстрадиолана чувствительность одиночных нейронов преоптической области гипоталамуса кнорадреналину // Бюлл. экспериментальной биологии и медицины.[Текст]/ З.ИАйвазашвили, В.Я Игнатков., В.Я Бабичев– 1990. – Т. 109, № 4. – С. 317-318.
2. Алешин Б.В. Гистофизиология гипоталамо-гипофизарнойсистемы. .[Текст] / Б.В. Алешин– М.: Медицина, 1971. – 440 с.
3. Амстиславская Т.Г. Влияние антагонистов 5-НТ1асеротониновых рецепторов на половую мотивацию самцов мышей // Бюлл.экспериментальной биологии и медицины. .[Текст] /. Т… Г Амстиславская, С.А.Кучерявый, И.А. Иванова, Н.К. Попова– 1999. – Т. 127, № 2. – С. 224-226
4. Батюшков К.В.Сочинения..[Текст] /К. В. Батюшков — Архангельск,1979. — С. 329.
5. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспектыпсихической деятельности человека. .[Текст] / Н.П. Бехтерева– Л.: Медицина,1974. – 245 с.
6. Василюк Ф.Е. Психологияпереживания. Анализ преодоления критических ситуаций. .[Текст] / Ф.Е. Василюк–М., 1984
7. Гримак Л.П. Общение с собой..[Текст] / Л.П. Гримак– М.: Политиздат, 1991.
8. Депенчук М. В. Ролевой анализнекоторых берлинских пар в связи с процессом социокультурной адаптации //Ананьевские чтения .[Текст] /
М. В.- Депенчук 2000. Тезисынаучно-практической конференции. СПб., 2000. С.240-241.
9. Изард К. Эмоции человека. .[Текст]/. К. Изард– М., 1980
10. Ильин Е. П. Структура эмоциональностикак свойства личности // Психологические проблемы самореализации личности..[Текст] / Е. П. Ильин, В. Г. Пинигин — СПб.: Изд-во СпбГУ, 2001. — Вып. 5. — С. 102-110.
11. Куликов Л. В. Психологиянастроения. .[Текст] / Л. В. Куликов — СПб., 1997.
12. Мещеряков Б.Г., Большойпсихологический словарь.[Текст]/ Б.Г. Мещеряков., В.П. Зинченко -2002.
13. Небылицин В. Д. Психологическиеисследования индивидуальных различий. .[Текст] / В. Д. Небылицин М., 1986.
14. Рипинская М. Психология измены..[Текст] / М. Рипинская — СПб.: Питер, 2001.
15. Санникова О. П. Соотношениеустойчивых индивидуально-типических особенностей эмоциональности иобщительности // Вопросы психологии.[Текст]/ О. П., Санникова 1992. N2. С.109-115.
16. Сарфати X. Модели карьеры мужчин иженщин в исследовании и развитии. Взгляд из МОТ // Высшее образование в Европе..[Текст] /
X. Сарфати — 1992. — Т. 17, № 2. — С.131-140.
17. Скрябин Н. Д. Реакция лиц сразличным уровнем смелости на неожиданный раздражитель // Психофизиологияспортивных и трудовых способностей человека. .[Текст] / Н. Д. Скрябин — Л.,1984. — С. 81-96.
18. Фресс П. Эмоции //Экспериментальная психология. Вып. V. .[Текст] /.
П. Фресс., М., 1975. С. 111-195.
19. Хорни К. Женская психология.[Текст] / К. Хорни — СПб., 1993
20.Чикер В. А., Стресс и особенностиего преодоления российскими подростками. // Ананьевские чтения-98: Тезисынаучно-практической конференции. .[Текст] / В. А Чикер, Сольц Е. В., Жезмер Н.М., Джос П — СПб., 1998. — С. 19-20.
21. www. vsetesti.ru. — .[Электронный ресурс] Всетесты.ru
Приложение 1
эмоциональность мужчинаженщина
Список испытуемых
Юноши
№
ФИО
Возраст (лет) 1 Паромонов Р.С. 19 2 Семёнов Р.Д. 19 3 Сталин И.В. 19 4 Макеев Е.Н. 19 5 Макаров А.Ю. 20 6 Упрямцев С.В. 18 7 Сталин И.В. 17 8 Никишин А.В. 20 9 Бондаренко Д.А 19 10 Давыдов Е.А. 20 11 Коновалов В.В. 20 12 Кругликов Н.В. 18 13 Рощупкин С.Н. 20 14 Глушков С.А. 20 15 Сухоруких Е.Н. 20 /> /> />
Девушки
№
ФИО
Возраст (лет) 1 Безногих Н. 18 2 Леликова К. 19 3 Гуляева Н.В. 19 4 Лиеранова Н. 18 5 Жукова Л.В. 20 6 Резаева Е.В. 20 7 Анохина Е. 19 8 Николаева С. 20 9 ЕТ 20 10 Паничева Л. 19 11 Паршутина Н. 20 12 Дятлова Е.В. 20 13 Гусева О. 20 14 Прошкина И. 19 15 Харченко А.Н. 20
Приложение 2
Методика диагностики эмоциональностипо Русалову В.М.
ФИО_________________________________________________________
Возраст__________
Пол___________
1. Я сильно переживаю,когда сдаю экзамен менее успешно, чем ожидал.
2. Я всегда выполняю своиобещания независимо от того, удобно мне это или нет.
3. Я огорчаюсь, когдаобнаруживаю свои ошибки при выполнении интеллектуальной работы
4. Я испытываю неудобствоиз-за того, что у меня плохой почерк.
5. Я переживаю, когдавыполняю задание не так. Как следовало бы.
6. Я сильно волнуюсьперед предстоящим экзаменом.
7. Я испытываю тревогу,переходя дорогу перед движущимся транспортом.
8. Я огорчаюсь, когда мнене удается что-то смастерить самому.
9. Я сильно волнуюсьперед ответственным разговором.
10. Я никогда неопаздывал на свидание или на работу.
11. При общении с людьмия часто чувствую себя неуверенно.
12. Я часто испытываюопасение от того, что не могу справиться с работой, требующей умственногонапряжения.
13. Меня часто огорчаютнезначительные ошибки, допущенные при решении какой-либо задачи.
14. Я огорчаюсь от того,что пишу медленно и иногда не успеваю записывать необходимую информацию.
15. Я – ранимый человек.
16. Когда я выполняюработу, требующую тонкой координации движений, я испытываю некотороеволнение.
17. Я переживаю, когда меняне понимают при разговоре.
18. Бывает, что я говорюо вещах, в которых не разбираюсь.
19. Я часто не могузаснуть от того, что не могу найти решение какой-либо проблемы.
20. Я сильно волнуюсь,когда мне приходится выяснять отношения с друзьями.
21. В разговоре я легкообижаюсь по пустякам.
22. У меня портитсянастроение, когда я долго не могу решить какую-либо проблему.
23. Меня огорчает то, чтоя физически менее развит, чем хотелось бы.
24. Я огорчаюсь, поспоривс друзьями.
25. У меня бывают мысли,которые мне не хотелось бы сообщать окружающим.
26. Я склоненпреувеличивать свои неудачи, связанные с умственной деятельностью.
27. В ручном труде меняраздражают малейшие неполадки.
28. У меня часто портитсянастроение из-за того, что сделанная мною вещь оказывается не совсем удачной.
29. Иногда япреувеличиваю негативное отношение к себя со стороны своих близких.
30. Приступая к решениюдаже несложной задачи, я испытываю чувство неуверенности.
31. Я иногда сплетничаю.
32. Я переживаю из-затого, что у меня нет достаточно выраженных способностей для овладенияинтересующим меня ремеслом.
33. Я испытываю досаду,когда у меня не хватает ловкости в спортивных играх на отдыхе.
34. Я легко обижаюсь,если мне указывают мои недостатки.
35. Меня огорчает, что янедостаточно хорошо владею ремеслом (рукоделием).
36. Я сильно волнуюсь вовремя экзамена.
37. Я основательнопланирую предстоящую умственную работу, чтобы избежать возможных ошибок.
38. Когда я что-томастерю, я обращаю внимание даже на незначительные погрешности.
39. Среди моих знакомыхесть люди, которые мне явно не нравятся.
40. Я не стараюсьизбегать конфликтов.
41. Я нуждаюсь в людях,которые меня ободряют и утешают.
42. Я испытываю чувствообиды от того, что окружающие меня люди, как мне кажется, обходятся со мнойхуже, чем следовало бы.
Приложение 3
Бланк опросника по методике «Дифференциальные шкалы эмоции», К. Изард
ФИО_________________________________________________________
Возраст__________
Пол___________
№ Эмоции Ваш балл 1 Внимательный 2 Наслаждающийся 3 Удивленный 4 Унылый 5 Взбешенный 6 Чувствующий неприязнь 7 Презрительный 8 Пугающий 9 Застенчивый 10 Сожалеющий 11 Концентрированный 12 Счастливый 13 Изумленный 14 Печальный 15 Гневный 16 Чувствующий отвращение 17 Пренебрегающий 18 Страшный 19 Робкий 20 Виноватый 21 Собранный 22 Радостный 23 Пораженный 24 Сломленный 25 Безумный 26 Чувствующий омерзение 27 Надменный 28 Сеющий панику 29 Стыдливый 30 Раскаивающийся
Приложение 4
Самооценочныйтест «Характеристики эмоциональности»
ФИО_________________________________________________________
Возраст__________
Пол___________
1. В разговоре вы легко обижаетесь попустякам?
2. Сильно ли вы переживаете, когдасдаете экзамен менее успешно, чем ожидали?
3. Часто ли вы не можете заснуть оттого, что в голову лезут волнующие вас мысли?
4. Когда вы сильно волнуетесь, у васвсе валится из рук?
5. Вспыльчивы и легко ли вы ранимынамеками и шутками над вами?
6. Выходите ли вы из себя, сердясь нена шутку?
7. Быстро ли вы отходите после того,как разозлитесь?
8. Вам помогает волнение собраться смыслями на экзамене?
9. Вас можно быстро рассердить?
10. Охватывает ли вас ярость, когда свами поступают несправедливо? И. Долго ли вы не прощаете нанесенную вам обиду?12. Вы от страха «теряли голову»?
13. Легко ли вы можете заплакать притрогательных сценах в театре или кино?
14. Сильно ли вы волнуетесь передответственным делом или разговором?
15. Вы действительно долгопереживаете из-за пустяков?
16. Можете ли вы от сильного волнениясовершить какую-нибудь глупость?
17. Вы легко откликаетесь на горедругих?
18. Вы способны восторгаться,восхищаться чем- или кем-нибудь?
19. Долго ли вы переживаете от того,что сказали такое, что не следовало бы?
20. Вы не теряете контроль над собой,даже если очень волнуетесь?
21. Легко ли вы обижаетесь, если васкритикуют?
22. Вы впадаете в глубокое отчаяниепри каких-либо разочарованиях?
23. Правда ли, что вы недолгопереживаете свои разочарования?
24. Бывает ли, что от возмущения выне можете вымолвить и слова, как будто у вас язык к горлу прилип?
25. Вы быстро начинаете злиться иливпадаете в гнев?
26. Вы сильно волнуетесь на экзамене?
27. Вы долго дуетесь на обидчика?
28. Часто ли на зачетах и экзаменахвы из-за сильного волнения не можете показать все, на что способны?
29. Волнуетесь ли вы из-за пустяков?
30. Вы действительно принимаете всеблизко к сердцу?
31. Вам действительно свойственнобыстро забывать свои неудачи?
32. Это правда, что во время ссоры вы«не лезете за словом в карман»?