Реферат по предмету "Психология"


Изучение агрессии старших дошкольников

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВОПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
Педагогическийинститут
факультеткоррекционной педагогики и специальной психологии кафедра специальнойпсихологии
специальность050716 – Специальная психология
КУРСОВАРАБОТА
ИЗУЧЕНИЕАГРЕССИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
СТУДЕНТКИ 4 КУРСАЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ГРУППЫ Б
АРТАМОНОВОЙОКСАНЫ СЕРГЕЕВНЫ
Научныйруководитель:
кандидат психологическихнаук, доцент
Шипова Л.П.
Зав. кафедрой:
кандидат психологическихнаук, доцент
Шипова Л.П.
Саратов 2010

Содержание
Введение
Глава1. Изучение агрессии дошкольников
1.1. Понятиеагрессии
1.2. Видыагрессии
1.3. Теорииагрессии
1.4. Особенностиагрессии у детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Исследование агрессии старшего дошкольника
2.1. Методика исследования агрессии старшегодошкольника
2.2. Карты наблюдения
2.3. Результаты исследований
Заключение
Библиографический список
Приложение

Введение
Напряженная,идеологическая обстановка, обуславливает рост различных отклонений в развитии иповедении людей. Среди них особую вызывают не только прогрессирующаяотчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и ихцинизм, жестокость, агрессивность.
Агрессивность — проявление активности ребенка, его протест, попытка изменить неблагоприятнуюдля него ситуацию. Это одна из проблем психического здоровья личности начала 21века.
Проблема агрессии — одна из важнейших в психолого-педагогической науке. Под агрессивностью понимают- свойства личности, характеризующиеся наличием деструктивных тенденций вобласти субъектно-субъектных отношений. В настоящее время, в связи с ростомдетской преступности, с увеличением числа дошкольников с нарушениями вповедении эта тема становится всё более актуальной.
Проблемой агрессивногоповедения занимались: Л.И. Божович, Н. А. Волкова, А. И Захаров, А. А.Люблинская, А. А Назаретян, Е. А. Рогов, М П. Якобсон и другие исследователи,которые считают, что агрессивность детей вполне реальна, и следует обращать нанеё внимание уже в дошкольный период, во избежание проблем в подростковомвозрасте.
Исследованиясвидетельствуют, что агрессивное поведение может возникнуть по ряду причинсреди которых, неправильное воспитание в семье, насмешки со стороны окружающих,неумение общаться, устанавливать адекватные отношения со сверстниками. Всё этов свою очередь порождает особенности поведения, которое выражается в комплексенегативных форм (раздражительности, озлобленности, агрессивности). Аффективныепереживания, возникающие в результате конфликта мотивационных тенденций,становятся источником дисгармоничной личности, затрудняют адаптацию ребенка вобществе. Коррекция агрессивного поведения требует длительного времени иприменения специальных методов воздействия, направленных на воспитаниетолерантности, миролюбия, кооперативности.
Особое вниманиеспециалистов к проблеме агрессивного поведения, а также сложность коррекциитаких проявлений у детей подчеркивают актуальность проблемы.
Объектом нашегоисследования выступают особенности поведения детей дошкольного возраста.
Предметом исследованияявляется — проявление агрессивных действий у детей дошкольного возраста.
Практическая значимостьданного исследования заключается в том, что разработанные нами рекомендации покоррекции агрессивного поведения окажут помощь педагогам, работающих с детьми.
Цель нашегоисследования заключается в выявлении проявления агрессии в поведении детейстаршего дошкольного возраста.
 Данная цельконкретизируется следующими задачами:
1. Проанализироватьпсихолого-педагогическую литературу по проблеме агрессивного поведения детей
2. Выявить и изучитьотклонения в поведении детей 5-6 лет
3. Разработатьрекомендации, способствующие снижению агрессивных тенденций в поведении детейстаршего дошкольного возраста.
В исследованиипринимали участие 23 ребёнка 5,5 – 6,5 лет школы №27 с углубленным изучениемотдельных предметов г. Балаково Саратовской области.
Достоверность иобоснованность полученных результатов обеспечивается реализацией комплексаметодов, соответствующим целям и задачам исследования, сочетаниемколичественного и качественного подхода при обработке экспериментальных данных
Курсовая работа состоитиз введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введениираскрывается актуальность проблемы, определены объект, цели и задачи, подобраныметоды, доказана практическая значимость работы.
В первой главепроанализированы различные подходы к данной проблеме.
Во второй главепроведена экспериментальная работа по выявлению агрессии в поведении детейстаршего дошкольного возраста, предложены рекомендации для педагогов иродителей по снижению агрессивных проявлений в поведении детей.
В заключении приведеныполученные результаты и выводы.

Глава1. Изучение агрессии дошкольников
1.1. Понятиеагрессии
Агрессия, в каких быформах она не проявлялась, оказывается часто главным источником трудностей вовзаимоотношениях между людьми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведёт кдраматическим последствиям. Как показывает опыт психолого-педагогическойработы, жалобы на появление детской агрессивности одно из наиболеераспространённых явлений у родителей и воспитателей.
В последние десятилетиясерьезную тревогу общественности вызывает значительный рост детскойпреступности, асоциального поведения, агрессивности и жестокости детей иподростков.
К сожалению,исторически сложилось так, что проблема детской агрессивности в отечественнойпсихологии не получила должного развития, более того, в течение долгих лет этатема была практически закрытой. Детская агрессия изучалась только в связи сразрешением конфликтов, так как в науке главенствовала установка, чтоагрессивные реакции могут возникнуть только у педагогически запущенных детей.
В детском саду частоможно встретить детей с ярко выраженными проявлениями агрессии: они постояннодерутся, толкаются, ссорятся. Воспитателям приходится нелегко с такими детьми: онине знают, как поступить с агрессивным ребёнком.
Агрессивность, какявление, привлекает к себе внимание исследователей в различных областях знания [9].
Можно с большой долейуверенности предположить, что решающее значение в становлении агрессивногоповедения ребёнка имеют семейная среда и воспитание. Характер эмоциональныхотношений, одобряемые формы поведения, широта границ дозволенного, типичныереакции на те или иные поступки и действия – вот те параметры, которые психологдолжен выяснить в процессе работы с агрессивным ребёнком.
Агрессивность ребёнкаможет быть физически и психически обусловленной: агрессивные реакции характерныдля детей младенческого и раннего возраста (у младенцев как реакция нафизический дискомфорт, у детей раннего возраста из-за несформированностифункций самоконтроля и произвольности, из-за незнания нравственных правил инорм); агрессивность нельзя воспринимать однозначно отрицательно, так как онавыполняет ещё и защитную функцию самосохранения, как физического, так иэмоционального.
Часто неожиданныеагрессивные реакции могут проявляться в период возрастного кризиса, в старшемдошкольном возрасте это кризис 7 лет – период поступления ребёнка в школу. Еслиэто поведение нетипично для ребёнка и взрослых, тогда оно означает, что у неговозникли определённые трудности, и он нуждается в помощи окружающих.
Диагностика проявленийдетской агрессивности в настоящее время представляет определённую сложность. Содной стороны, возрастная импульсивность детей, характерные для нихэмоциональная возбудимость и чувствительность часто трактуется взрослыми какагрессивность. С другой – психологическая практика не может похвастатьсябольшим количеством средств выявления индивидуальных качественных характеристикагрессивности и их возможных причин у детей [3].
Само слово «агрессия»происходит от латинского aggredi,что означает «нападать». Оно издавна бытует в европейских языках, однако ему невсегда придавалось одинаковое значение. До начала XIXв. агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так ивраждебное. Позднее значение этого слова изменилось, стало более узким. Подагрессии стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.
Х. Хекхаузен пишет, что«в обыденном языке слово «агрессия» означает множество разнообразных действий,которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека,наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений,противодействуют его интересам или же ведут к его уничтожению». Такоеопределение, по его мнению, может объединять в себе столь различные явления,как детская ссора и война, упрёки и убийство, наказание и бандитское нападение.
Это ещё разподтверждает, что, во-первых, понятие «агрессия» может рассматриваться в самомшироком контексте и, во-вторых, что учёные в основном склонны рассматривать её,по словам Т.Г. Румянцевой, «в строго поведенческой манере, понимая агрессию втерминах переменных, которые могут быть непосредственно наблюдаемы» [9].
Американскиеисследователи Р. Берон и Д. Ричардсон дают формулировку агрессии (в какой быформе она не проявлялась) как поведению, направленному на причинение вреда илиущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобногообращения с собой. Э. Фромм понимает агрессию несколько шире: как любыедействия, которые причиняют, или имеют намерение причинить ущерб другомучеловеку, группе людей или животным, а также как причинение ущерба вообщевсякому неживому объекту.
Отечественнаяисследовательница Л. М. Семенюк видит в агрессии стремления к подчинению себедругих людей или обладанию другими объектами, а также действия, которые вредятдругому лицу или объекту. [11].
Психологический словарьпод редакцией А.В. Петровского предлагает следующее определение: «Агрессия –мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правиламсосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения(одушевлённым или неодушевлённым), приносящее физический ущерб людям иливызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания,состояние напряжённости, страха, подавленности)» [8].
Наряду с понятием «агрессия»в психолого-педагогической и специальной литературе используются термины«агрессивность» и «агрессивное поведение». Термин агрессивность относится кособенной характерной черте людей и понимается как склонность к агрессивномуповедению. Эта особенность приобретается в процессе развития человека иосновывается на принципе социального научения, состоящего в частых,несоответствующих раздражителям агрессивных реакциях значительнойинтенсивности, направленных по отношению к широкому кругу социальных объектов. Крометого, агрессивность часто характеризуется неспособностью к контролированиюсвоих реакций, а так же проявлением враждебной установки по отношению кокружающей среде.
Агрессивное поведениепонимается как специфическая форма действия человека, демонстрирующаяпревосходство, возможность причинения ущерба или причинения такового живомусуществу (или неживому объекту). Т.Г. Румянцева определяет поведение какагрессивное, на основании нормативного подхода, и решающее место отводитпонятию нормы в поведении. Под нормой же можно понимать принятые в конкретномобществе или группе правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей [9]. Понятиенормы формируется в процессе социализации ребёнка. Следовательно, агрессивнымследует называть поведение удовлетворяющее двум обязательным условиям: когдаимеют место пагубные для жертвы последствия и когда нарушены нормы поведения вобществе.
1.2. Видыагрессии
По мнению Г. Паренса,любая форма агрессии – враждебность, упрямство, упорство – вызвана попытками контролироватьситуацию, воздействовать на нее в целях совершенствования либо себя, либосвоего окружения. Предложенная Г. Паренсом классификация делит агрессию на двеосновные формы [7].
Недеструктивнаяагрессия (настойчивое, враждебное, самозащитное поведение,направленное на достижение цели и тренировку). Вызывается врожденнымимеханизмами и служит для адаптации. Механизмы функционируют с момента рождения.Данная форма агрессии мотивирует развитие познания и способности полагаться насебя, а также побуждает к необходимой конкуренции. Она нужна для защиты своихпотребностей, собственности, прав, удовлетворения личных желаний.
Враждебнаядеструктивная агрессия – не просто злобное и враждебноеповедение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого.Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивностикак черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка. Деструктивностьагрессии дети начинают чувствовать уже в раннем возрасте и стараются управлятьею. Однако у некоторых детей она, вероятно, запрограммирована биологически ипроявляется с первых дней жизни: ее простейшим выражением являются реакцииярости и гнева. Генетически агрессивность связана с Y-хромосомами:ученые установили, что она особенно присуща мальчикам, имеющим при некоторыхгенетических аберрациях такую дополнительную хромосому.
Такая агрессиягенерируется (накапливается) и активизируется при сильных, длительных инеприятных переживаниях. Пусковой механизм – переживание чрезмерной боли илидистресса.
Как известно, человек,осознающий свою агрессивность как негативное качество, испытывает одиночество.Однако он не может построить конструктивное взаимодействие с близкими людьми,поскольку продолжает злиться. В итоге, не находя выхода, агрессивность накапливается,стабилизируется, становится чертой характера, эмоционально окрашивая всестороны жизни человека.
Таким образом,агрессивность – феномен накопительный.
Разделение понаправленности на объект.      
Гетероагрессия — направленность на окружающих: убийства, изнасилования, нанесение побоев,угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т.д.
Аутоагрессия — направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающееповедение, психосоматические заболевания.
Разделение по причинепоявления.        
Реактивная агрессия — представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора,конфликт и пр.). 
Спонтанная агрессия — появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутреннихимпульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия припсихических заболеваниях).
Разделение поцеленаправленности.
Инструментальнаяагрессия — совершается как средство достижения результата: спортсмен,добивающийся победы; стоматолог, удаляющий больной зуб; ребенок, громко требующийот матери, чтобы она купила ему игрушку и пр.
Целевая (мотивационная)агрессия — выступает как заранее спланированное действие, цель которого — нанесение вреда или ущерба объекту: школьник, который обиделся на одноклассникаи избил его; мужчина, специально нецензурно бранящий жену и пр.
Разделение пооткрытости проявлений.         
Прямая агрессия — направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу иливозбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы ипр. 
Косвенная агрессия — обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждение и раздражение,но более удобные для проявления агрессии (они доступны и проявление агрессии вих адрес безопасно): отец, придя с работы не в духе, срывает злость на всейсемье, непонятно за что; мать после конфликта с соседкой начинает практическибез повода кричать на ребенка и пр.
Разделение по формепроявлений.
Вербальная — выражена всловесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит оналичии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материальногоущерба противнику.
Экспрессивная — проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и пр.В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозитпальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику.
Физическая — прямоеприменение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику.
В норме проявлениеагрессии не может считаться поведенческим нарушением. Агрессия выполняетфункцию защиты и адаптации в опасной для человека ситуации. Известно также, чтоагрессивность усиливается в критические периоды возрастного развития (0, 1, 3,7, 13, 17 лет). Однако настороженность должна вызывать ситуация, когда агрессиястановится надситуативным, постоянным переживанием ребенка [13;14].
1.3. Теорииагрессии
Анализ психологическойлитературы свидетельствует, что основными теоретическими концепциями проявленияагрессивности являются теория влечения (инстинкта), фрустрационная, теориясоциального научения и мотивационная, в которых нашли свое отражение взглядыпредставителей разного направления: этологического, психоаналитического,бихевиористского, необихевиористского и гуманистического.
Представители первыхдвух направлений понимают агрессию как инстинкт. Основатели этологического (К.Лоренц) и психоаналитического (З. Фрейд) подходов следуют так называемойгидравлической модели агрессивности, согласно которой агрессия имеет внутреннийисточник, а для того чтобы не произошло неконтролируемого насилия, нужно, чтобыагрессивная энергия постоянно разряжалась.
З. Фрейд связываетагрессивность с влечением смерти. Агрессивность, по его мнению, представляетсобой некий постоянно присутствующий в организме подвижный импульс,обусловленный самой природой человека. Это инстинкт либо саморазрушения, либоразрушения другого индивида.
Проблемы детскойагрессивности наиболее последовательно развивала Анна Фрейд. Она считала, чтоуже в раннем возрасте у ребенка наряду с самосексуальными существуют и самоагрессивныедействия. А. Фрейд выделяет стадии развития агрессивности, которые проявляютсяв таких видах поведения, как кусание, плевание, цепляние (оральнаяагрессивность); разрушение и жестокость (проявление анального садизма);властолюбие, хвастовство, зазнайство (фаллическая стадия); диссоциальные начала(в предпубертатности и пубертатности). Она отмечает, что нормальное поведение,как ребенка, так и взрослого, обусловлено тем, что энергия танатоса (влечение ксмерти) сдерживается энергией эроса (либидо). Нормальное проявлениеагрессивности у ребенка связано с объектом любви (грудь матери для младенца,например). Патологическая агрессивность обусловлена аномальными условиямиразвития ребенка (потеря родителей, жизнь в интернате т.д.).
Эти случаи объясняютсяА. Фрейд отсутствием или частой сменой объектов любви. Она отмечает, что там,«где любовные стремления ребенка не находят в анальносадистической фазеподходящего объекта, или где объект ненадежен, там появляются нарушения впроцессе смещения либидо и агрессивности или даже в их слиянии, что ведет кагрессивно-деструктивным последствиям, которые остаются неподдающимися никакомувоспитательному воздействию» [2].
В работе «Невротическаяличность нашего времени» К. Хорни видит основы тревожности не в сексуальныхвлечениях как таковых, а во враждебных импульсах, связанных с ними. Причинаагрессивности, по ее мнению, содержится в современном ей обществе, котороевызывает конкуренцию между людьми, а следовательно, и враждебность. Авторрассматривает такие условия воспитания, как унижение достоинства инесправедливость наказания, что в свою очередь порождает агрессию как защитнуюреакцию ребенка. Отмечается, что родители опираются на авторитаризм ввоспитании своих детей, вследствие чего агрессия ребенка подавляется страхомперед родителями и проявляется косвенно – в жестоком обращении с животными, встремлении причинить боль слабому существу и т.д. [14].
К. Лоренц соединил всвоей теории два элемента. Первый состоит в том, что человеческая агрессивностьявляется врожденной и, как у животных, способствует выживанию вида и особи.Согласно К. Лоренцу, Homosapiens,как один из многих видов животного мира, обладает инстинктом агрессии. Вкачестве примера он указывает на подростка, который при первом знакомстве со сверстникомсейчас же начинает с ним драться, поступая так же, как в аналогичном случаепоступают обезьяны, крысы и ящерицы. Второй элемент (тезис о гидравлическомхарактере накопившейся энергии) помогает К. Лоренцу объяснить жестокость иразрушительные тенденции человека. Он так же, как и сторонники психоанализапредлагает направлять агрессивность детей к вещам, заменяющим их причину.Спорт, по его мнению, имеет агрессивное начало и поэтому дает возможностьистощения и отвода спонтанно проистекающей агрессивной энергии [13].
Подводя итог анализаподходов, постулирующих врожденный характер агрессивности у человека, отметим,несмотря на самые разнообразные трактовки данного вопроса, их смысл заключаетсяв том, что агрессия есть следствие инстинктивных механизмов поведения, онаявляется неотъемлемой и естественной стороной личности и ослабить ее можнопутем направления агрессивной энергии в социально приемлемые формы. Впротивоположность чисто теоретическим концепциям влечения фрустрационная теорияДж. Доллрда и его коллег положила начало интенсивным экспериментальнымисследованиям агрессии. Основные положения заключаются в следующем: фрустрациявсегда приводит к агрессии в какой-либо форме; агрессия всегда результатфрустрации. В данной теории выдвигается идея, основанная на необихевиористскихконцепциях о том, что движущей силой развития человеческой личности являетсяфрустрация, которая всегда существует, так как внешний мир враждебен человеку ина каждом шагу встречаются препятствия. Они могут носить разный характер,выступая в виде физических, моральных, духовных фрустраций. Агрессия, какосновной вид борьбы с фрустрацией, может проявляться в различной модальности: иразличной форме в поведенческом и вербальном плане: в виде негативизма;проявлений садизма и мазохизма; депрессии и гнева. Соответственно ифрустрационная теория не даст полного объяснения феномену агрессии.
Х. Хекхаузен напротив,утверждает, что оба этих положения не подтверждаются практикой. Во-первых, невсякая агрессия возникает вследствие фрустрации. Во-вторых, далеко не всякаяфрустрация и не во всех случаях жизни обязательно ведет к агрессии.Аналогичного мнения придерживается и К. Левин, считая агрессию необязательной,а вовсе лишь одной из возможных реакций человека на фрустрацию. Как отмечаетА.В. Александрова, агрессия не проявляется, если человек успевает найтиконструктивные пути выхода из ситуации фрустрации до того, как будет превышенапороговая величина уровня напряжения. Считая агрессия деструктивным и вреднымпоследствием фрустрации А.В. Александрова склонна приписывать ей адаптивныефункции [15].
В. Франкл так же, как иК. Роджерс не рассматривают агрессивность как формирующее личностное качество иограничивается подходом к агрессии как к защитному механизму.Психологи-неофрейдисты, приписывая агрессивности защитный реактивный характер,склонный рассматривать ее как приобретенной личное качество.
Пересмотру подлежало ивторое положение, выдвинутое Дж. Доллардом о том, что агрессия всегда являетсяследствием фрустрации. Так Р. Берон и Д. Ричардсон в своей монографии«Агрессия» рассматривают поведение наемного убийцы, убивающего людей, которыхон раньше никогда не видел и, следовательно, которые не могли его фрустрировать[2].
Согласно теориисоциального научения, основателем которой выступил американец А. Бандура, схемуанализа агрессивного поведения можно представить следующим образом.
Агрессия приобретаетсяпосредством биологических факторов (гормоны, особенности нервной системы),научения (непосредственный опыт, наблюдение).
Агрессия провоцируетсявоздействием шаблонов (возбуждение, внимание); неприемлемым обращением(нападки, фрустрация); побудительными мотивами (деньги, восхищение);инструкциями (приказы); эксцентричными убеждениями (параноидальные идеи).
Агрессия регулируетсявнешними поощрениями и наказаниями (материальное вознаграждение, неприятныепоследствия); викарным подкреплением (наблюдением за тем как поощряют инаказывают других); механизмами саморегуляции (гордость, вина).
Поскольку А. Бандурапонимает агрессию как обучаемую форму поведения, то и способ ее ослабления онпредлагает как ряд процедур по удалению условий, направленных на подкреплениеагрессии.
На влияние образца принаучении агрессивному поведению указывает и Э. Старович, отмечая, что жестокоеобращение с детьми способствует получению ими личного опыта агрессии, которыйсохраняется и передается от поколения к поколению. Это положение подкрепляетсяи данными, полученными Ж. Паттерсоном из Орегонского центра социальногонаучения. Их исследования показали, что в семьях с высокоагрессивными детьмиродители сами часто проявляют враждебность и бывают непоследовательными ввопросах обучения детей правилам и нормам поведения. Отношения между членамитакой семьи могут приобретать вид «провоцирования», которое поддерживает иусиливает агрессивные способы поведения.
Существенную роль вразвитии агрессивности играют сверстники, которые могут являться образцом каксоциально положительно, так и агрессивного поведения. В обществе сверстниковдети учатся тому, что им не могут дать взрослые: отношению к сверстникам,способности отвечать на проявления враждебности и насилия. Не имея возможностиадекватно отреагировать на агрессивное поведение взрослых, агрессивность детейбольше проявляется именно по отношению к сверстникам. Возможно, это тоже частьпостижения идеи и практики равноправия, которая открывается перед ребенком вобщении со сверстниками.
Сильным, кактормозящим, так и побуждающим к агрессии, фактором является позиция взрослых, вчастности родителей, по отношению к агрессивному поведению детей. В этом планезаслуживает внимание специальная работа Р.С. Сирса, Е.Е. Маккоби и К. Левина,посвященная вопросу социализации агрессии. В ней указывается, что всоциализации агрессии присутствуют два фактора, важных и отчетливо различающихсямежду собой. Первый – снисходительность (степень готовности родителей прощатьсвоих детей). Второй – строгость наказания родителей ребенка за агрессивноеповедение. На основе комбинации этих факторов Р.С. Сирс и соавторы выделиличетыре стиля родительского реагирования на подобное поведение и соответствующееим число агрессивных детей. При этом родителями наименее агрессивных детейоказались те, кто не был ни снисходительным, ни склонным к применениюнаказаний. Их позиция заключалась в осуждении агрессии и доведения этого досведения ребенка, но без строгих наказаний в случае проступка.
Таким образом, теориясоциального научения сконцентрировала в себе следующие представления обагрессии и агрессивности: агрессивность формируется в течении жизни и, вчастности, в процессе социализации личности; решающая роль в процессеформирования у ребенка навыков агрессивного поведения отводится наблюдению заобразцом, в качестве которого могут выступать старшие члены семьи и сверстникиреферентной группы; агрессивное поведение может выполнять функцию адаптации ксоциальным условиям, которая является механизмом психологической защиты, а врамках противоправного поведения – инструмента воздействия; агрессивность какпсихологическое явление в нравственном плане нейтральна, так как в зависимостиот социализации индивида может приводить как к социально одобряемому поведению,так и к противоправному [6].
Согласно мотивационнойтеории, отмечает Р.С. Немов, у человека есть различные мотивационные тенденции,связанные с агрессивным поведением [7]. «Тенденция к агрессии – это склонностьиндивида оценивать многие ситуации и действия людей как угрожающие ему истремление отреагировать на них собственными агрессивными действиями. Тенденцияк подавлению агрессии определяется как индивидуальная предрасположенностьоценивать собственные агрессивные действия как нежелательные и неприятные,вызывающие сожаление и угрызение совести. Эта тенденция на уровне поведенияведет к подавлению, избеганию или осуждению проявления агрессивных действий».
Мотив торможенияагрессивных действий, по мнению ряда авторов, оказывается решающим вактуализации определенных поведенческих тенденций. Источники торможения приэтом могут быть как внешними, так и внутренними.
Агрессия возникает врезультате сложного мотивационного состояния, в котором можно выделить какпобуждающие (враждебность, гнев), так и тормозящие (культурные стереотипы,страх наказания за агрессивное поведение, чувство вины) компоненты. Такимобразом, в мотивационной теории агрессивность – свойство личности, выражающеесяв готовности к агрессии, а агрессия — есть акт нападения как проявлениеагрессивности.
В психолого-педагогическойлитературе акцент делается на изучении агрессивности как деятельности,направленной либо против осуществления прав и свобод окружающих людей, либопротив самого себя и имеющей целью причинение зла, вреда, ущерба. Отсюда вкачестве предмета изучения выступает агрессивности как комплексное свойстволичности, связанное с нарушениями психического развития, «разрушением объекта»,совокупность факторов, обусловливающих проявление агрессивных действий.Субъект, причиняющий ущерб, условно называется «агрессор», а субъект, которомупричиняют ущерб и который испытывает при этом страх, обиду именуется «жертвой»[1;11].
Данное комплексноеопределение включает в себя следующие частные положения:
1. агрессивноеповедение предполагает обязательное парное взаимодействие («агрессор –жертва»);
2. агрессияобязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вредажертве;
3. жертвыдолжны обладать мотивацией избегания подобного с собой обращения.
Такого рода подход итрактовка агрессивности вполне объясним, поскольку для педагога и психологачаще всего агрессия действительно выступает как явление негативного плана.Вместе с тем во многих областях естественнонаучного и гуманитарного знанияагрессивность закономерно рассматривается не только в негативном, но ипозитивном плане, имея в виду своеобразную защитную реакцию живого существа накакие-либо внешние раздражители, борьбу за выживание в пределах одного вида ит.п.
Анализ проблем агрессиии агрессивного поведения в перечисленных выше теориях позволяет заметить, чтопо ряду принципиальных позиций их сторонники имеют достаточно близкие точкизрения. Не случайно концепции агрессивности, разработанные рядом ученых,представляют собой синтез позиций той или иной теории, что свидетельствует оперспективности интегративного подхода к изучению агрессивности на основеиспользования достижений проанализированных концепций [12].
1.4. Особенностиагрессии у детей старшего дошкольного возраста
Многие века ребенкарассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав,детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. Оспецифике детской психики заговорили после романов Диккенса — сначала вплоскости литературы, причем дети представлялись сущими ангелами: кроткими,добрыми, несчастными. А используя научный подход психологию детского возрастастали серьезно изучать в основном после работ 3. Фрейда, доказавшего влияниесобытий, происшедших в детстве, на всю дальнейшую судьбу человека.
Довольно быстро сталопонятно, что дети являются ангелами не больше, чем взрослые, и агрессивность имприсуща в полной мере. Согласно многочисленным исследованиям, сейчас проявлениядетской агрессивности являются одной из наиболее распространенных формнарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым — родителям испециалистам (воспитателям, психологам, психотерапевтам). Сюда относятсявспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость,жестокость. У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвеннаявербальная агрессия — от жалоб и агрессивных фантазий («Сейчас придетБа-бай и тебя заберет!»), до прямых оскорблений и угроз («Ты — уродина», «Ну и дурак ты!», «Сейчас как дам больно!»).У многих детей отмечаются случаи смешанной физической агрессии — как косвенной(разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстника, лежащей возле его постели ипр.), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком по голове или лицу, кусаются,плюются и т. п.). Такое агрессивное поведение всегда инициативно, активно, аиногда и опасно для окружающих, и потому требует грамотной коррекции [2].
Основными причинамипроявлений детской агрессивности являются:
— стремление привлечь ксебе внимание сверстников;
— стремление получитьжеланный результат;
— стремление бытьглавным;
— защита и месть;
— желание ущемитьдостоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.
У детей, как и увзрослых, существует две формы проявления агрессии: недеструктивнаяагрессивность и враждебная деструктивность. Первая — механизм удовлетворенияжелания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка кконкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит дляразвития познания и способности положиться на себя.
Вторая — не простозлобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получитьудовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты,становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностейребенка. Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивноеповедение детей, обычно выделяют:
— недостаточноеразвитие интеллекта и коммуникативных навыков;
— сниженный уровеньсаморегуляции;
— неразвитость игровойдеятельности;
— сниженную самооценку;
— нарушения вотношениях со сверстниками.
Проявления агрессивногоповедения чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаиваниясвоего превосходства, когда агрессия используется как средство достиженияопределенной цели. И максимальное удовлетворение дети получают при получениижеланного результата — будь то внимание сверстников или привлекательнаяигрушка, — после чего агрессивные действия прекращаются.
Особенности агрессиидетей:
1. Жертвами агрессиистановятся близкие люди — родные, друзья и пр. Это своего рода феномен«самоотрицания», поскольку такие действия направлены на разрывкровных связей — жизненной основы существования человека.
2. Далеко не всеагрессивные дети воспитываются в неблагополучных семьях, многие, наоборот,имеют весьма состоятельных и заботливых родителей.
3. Агрессия частовозникает без реального повода.
Одной из самых большихи распространенных ошибок взрослых (даже специалистов — в основном, педагогов)является стремление подавлять всяческие проявления детской агрессивности.Большинство взрослых отождествляют агрессию с насилием и стараются запрещатьигры и фантазии с проявлениями враждебности, относя их к разряду патологии.Дети, которых регулярно за это наказывают, тоже начинают считать такие мысли,эмоции и действия опасными и/или недостойными и затормаживают, подавляют их, совсеми вытекающими неприятными последствиями.
Почему-то большинствовоспитателей считает, что подавление агрессивных проявлений приведет кустановлению в группе (классе) обстановки дружелюбия и уравновешенности. Ксожалению, это не просто совершенно неверно, но даже опасно: подавленнаяагрессия не исчезает, а накапливается в бессознательном ребенке. В один отнюдьне прекрасный день она вырывается наружу в виде яростного взрыва, причем обычнодостается людям невиновным. При этом детская агрессивность вызывает встречнуюагрессию у взрослых и сверстников и образуется порочный круг, выбраться изкоторого без помощи специалиста участники часто не могут.
Что касается родителей,то очень часто требования вести себя тихо, не шуметь и не прыгать, отражает незаботу о ребенке, а только их собственные проблемы: усталость, повышеннуюнервозность и тревогу, которые усиливаются под действием детского гама исуматохи. И в таких случаях родителю (бабушке, воспитателю) лучше честнопризнаться в этом сначала самому себе. А потом довести до детей в прямой ипонятной для них форме («мама устала», «у бабушки болитголова» и т. п.), а не рационализировать, прячась за маску беспокойства оребенке [5].
Пуританское воспитаниеприводит к тому, что дети перестают (вернее, не научаются) проводитьнеобходимую грань между допустимым проявлением агрессии и непозволительным — уних не хватает практики. Наверно, у каждого из нас в детстве был печальный, нополезный опыт, когда мы весьма сильно били кого-либо из сверстников (часто«превышая пределы необходимой самообороны»). Реакция родителей идругих взрослых тогда, да и собственный страх от содеянного, явились ценнымвкладом в наше развитие и научили в дальнейшем соизмерять силу своей агрессии.
Маленький ребенок,находясь в группе сверстников (в детском саду, во дворе и т. п.), стараетсястать в этой среде популярным или авторитетным. Этим он удовлетворяет своежелание быть признанным и защищенным, пользоваться вниманием. Коммуникативныенавыки в этом возрасте обычно недостаточно развиты, процессы возбужденияпревалируют над торможением, а моральные нормы еще не сформированы, поэтомумаленький человечек часто старается занять лидерские позиции с помощьюагрессивных методов. Особенно легко и быстро агрессия возникает у детей,имеющих резидуально-органические поражения головного мозга, социальнозапущенных, отвергаемых родителями, умственно отсталых. К повышеннойагрессивности располагают и некоторые родительские приемы воспитания, например,когда отец наставляет ребенка: «Хочешь, чтобы тебя уважали и боялись — бейвсех подряд».
В дошкольном возрастеинициаторами агрессии чаще становятся отдельные дети (обычно извышеперечисленной группы). Она проявляется в виде отдельных вспышек ярости игнева и обычно носит инструментальный характер — дети просто не умеютдобиваться авторитета и популярности конструктивно.
Дети дошкольноговозраста легко вовлекают в свои конфликты взрослых — родителей, воспитателей,учителей. Они делятся с ними своими переживаниями и тайнами, часто просятвмешаться в споры и конфликты со сверстниками, иногда настойчиво требуютподдержки, а нередко даже доносят на приятелей и сибсов. Грамотные воспитатели,учителя и родители с заступничеством обычно не торопятся, а предлагают малышампопробовать разобраться самим. И это правильно, потому что решение проблем заребенка взрослыми помешает его развитию: он не научится грамотно выходить изконфликтных ситуаций, справляться и со своей агрессией, и с агрессией,проявляемой другими в его адрес [6].

Глава2. Исследование агрессии старшего дошкольника
2.1.Методика исследования агрессии старшего дошкольника «Несуществующее животное»
Это одна изнаиболее информативных рисуночных методик. Ее рекомендуется использовать,начиная со старшего дошкольного возраста (с пяти – шести лет).
Проведениетестирования. Лист бумаги кладется перед обследуемым горизонтально. Инструкция:«Я хочу посмотреть, насколько у вас развиты воображение, фантазия (как тыумеешь фантазировать, воображать). Придумайте и нарисуйте животное, которого насамом деле нет, никогда не было и которого до вас никто не придумал – ни всказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах».
Если обследуемыйговорит, что не знает, как рисовать, не умеет, не может ничего придумать ит.п., то надо ободрить его, объяснить, что для этого задания не нужно ничегоуметь. Поскольку требуется нарисовать животное, которого на самом деле нет, тосовершенно все равно, каким оно получится. Если обследуемый долго думает, неприступая к рисованию, то следует посоветовать ему начать рисовать, какполучается, а дальше придумывать по ходу рисования.
Когдаобследуемый кончает рисовать, его просят придумать животному название. Егозаписывают в протоколе. Если придумывание названия вызывает очень большиезатруднения, то эту часть задания опускают. При необходимости выясняют, какойчасти тела (или какому органу) соответствуют те или иные детали изображения.
Бывает, чтовместо несуществующего животного изображают обычное, известное, что отражаетсяв его названии (заяц, осел и т.п.). В этом случае нужно попросить сделать ещеодин рисунок, нарисовав на этот раз животное, которого на самом деле не бывает.Инструкцию при этом полностью повторяют. Если и повторный рисунок представляетсобой изображение реального животного, то эту работу прекращают. Если виднарисованного животного вполне обычен (например, явно изображен заяц), ноназвано оно необычно (например, сказано, что это «волшебный заяц»), то заданиесчитается успешно выполненным и повторять его не нужно.
Выяснивназвание животного, проверяющий говорит: «Теперь расскажите про него, про егообраз жизни. Как оно живет?». Рассказ записывают, по возможности, дословно. Приобследовании подростка или взрослого человека можно предложить ему написатьрассказ об образе жизни придуманного животного самостоятельно.
Если врассказе нет достаточных сведений о животном, то по окончании работы задаютсядополнительные вопросы:
• Чем онопитается?
• Где живет?
• Чем обычнозанимается?
• Что любитделать больше всего?
• А чегобольше всего не любит?
• Оно живетодно или с кем-нибудь?
• Есть у негодрузья? Кто они?
• А враги унего есть? Кто? Почему они его враги?
• Чего онобоится, или оно ничего не боится?
• Какого оноразмера?
Затемобследуемому предлагают представить, что это животное встретило волшебника,который готов выполнить любые три его желания, и спрашивают, какими могли быбыть эти желания. Все ответы записывают в протоколе.
Беседа о придуманномживотном может варьироваться проверяющим в зависимости от особенностейобследуемого и от целей обследования. Приведенный список вопросов – необязательный, а ориентировочный [4].АГРЕССИВНОСТЬНИЗКИЙУРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ
Наиболееполную информацию об уровне агрессивности обследуемого дает сопоставлениеклассического варианта методики «Несуществующее животное» с дополнительнымвариантом «Злое животное». В частности, такое сопоставление позволяет выявитьскрытые, в том числе сознательно скрываемые, агрессивные тенденции.
Показателемотсутствия таких тенденций служит отсутствие агрессивной символики (орудийнападения) в основном рисунке и незначительное повышение агрессивныхаксессуаров при переходе к «Злому животному». Примером этого могут служить рисункивосемнадцатилетней Полины Ш. В качестве обычного несуществующего животного онасделала рисунок, соответствующий общепринятой схеме, лишенный признаковагрессии.
Агрессивностьсовершенно отсутствует также в описании образа жизни животного, которое Полинаназвала кругляк-полосатик: «Очень доброе и милое животное, очень предан людям.Любит есть траву, питается яблоками и лесной ягодой. Очень умное создание.Обитает в основном в деревнях ближе к лесу. Сам он ярких красок, и его видноиздалека. Сам он произошел в гибриде от разных самых красивых животных. Живетон в шалаше вместе со своей семьей и детьми».
В рисунке«самого злого и страшного» животного появляется очень умеренная символикавербальной агрессии: зубастый рот.
В рассказе освоем животном-колдуне Полина снабдила его множеством отрицательныххарактеристик, однако агрессия среди них отсутствует: «Это существо обитает вдалеком космосе, подальше от людей. Грубый, высокомерный предатель и лгун.Очень большой притворщик – хамелеон. Ненавидит людей и стремится уничтожитьземлю. Питается мелкими организмами, которые обитают на его планете, где онживет один, под названием Колдумания». Утверждение о том, что «самое злое истрашное» животное «питается мелкими организмами» – признак весьма низкогоуровня агрессивности. Иногда сходные утверждения (например, о том, что животноепитается овощами и фруктами) появляются у обследуемых, сознательно скрывающихсвою агрессивность. Однако в данном случае такое предположение было бы крайнесомнительным, поскольку Полина добро совестно снабдила свое животноеотрицательными признаками и даже сообщила, что оно «ненавидит людей и стремитсяуничтожить землю». Само же это сообщение не является признаком агрессивности,так как девочка ни на рисунке, ни в рассказе не дала животному никаких средств,которые позволили бы ему реализовать его античеловечные стремления.ПОВЫШЕННАЯАГРЕССИВНОСТЬ
Один изнаиболее распространенных признаков повышенной агрессивности в рисункенесуществующего животного – это наличие острых выступов и выростов, независимоот того, что они изображают (рога, уши, щупальца, клешни). Примером такогорисунка может служить драморобот, изображенный восьмилетним Артуром С. Наиболееострые выросты, направленные вверх, – это руки. Как объяснил Артур, «у негоруки железные. Они ударяют. Голова может головы кому-то отрывать. У него слюня– яд. Если кто-то против него воюет, он сразу расплавляется (то есть егопротивники расплавляются от ядовитой слюны). Когда он отрывает голову, вытекаеткровь, он питается кровью». На вопрос о том, что любит делать драморобот,мальчик ответил: «Атакует врагов. Сам-то он страшный и мощный. Атаковывает он внезаметку. С дерева может напасть». На вопрос, зачем ему нападать «внезаметку», был получен ответ: «Потому что враги тоже нападают, могут убить.Они как бы отомщают другим врагам». На вопрос, кто его враги, Артур ответил:«Не знаю. Может, киборги», а о друзьях сказал, что они «такие же как он и чутьдругого вида». Он сообщил также, что драморобот живет в другой галактике и чтотри вещи, которые бы он попросил у волшебника, – это: «Чтобы очень мощные быливойска, чтобы атаковать врагов»; «Бесконечную жизнь, чтобы его очень труднобыло убить»; «Чтобы он стал больше – видом, ростом».
Столь яркоепроявление агрессивных тенденций в рассказе об образе жизни животноговстречается сравнительно редко. Обычно оно тормозится в силу социальногоконтроля.
ЧетырнадцатилетнийВолодя С. по стандартной инструкции (нарисовать несуществующее животное)изобразил боксера, написав о нем предельно короткий рассказ: «Это боксер. Онвсех побеждает» (что отмечено и в надписи на самом рисунке: «ура – Победа»),
Подчеркнутаяпрорисовка мускулатуры, кулаки и особо широкие плечи говорят о высокойзначимости маскулинных (мужских) ценностей. В сочетании с основным занятиемизображенного существа (бокс – агрессивный вид спорта) это позволяетподозревать повышенный уровень агрессивности. Однако непосредственная символикаагрессии представлена в рисунке довольно мало: это клыки и кулаки (боксерскиеперчатки), нарисованные с сильным нажимом.
Особаялаконичность рассказа служит, по-видимому, средством избежать самораскрытия.Весьма вероятно, что скрывается именно агрессивность. Дополнительным основаниемдля такого предположения служит то, что в рисунке Володя задал социально приемлемуюформу агрессивности. О ярко выраженной тенденции к контролю за внешними формамиповедения говорит резко подчеркнутое ограждение вокруг изображенной фигуры(канаты ринга).
Любыесомнения насчет истинного уровня агрессивности Володи исчезают при взгляде наизображенное им злое и страшное животное.
Поскольку вэтом варианте теста сама инструкция дает легитимацию агрессивности, то естьделает ее дозволенной, на этот раз соответствующая символика представлена вполной мере. Имеются два острых рога на голове и один на носу, длинные шипы наплечах и на колене, когти на ногах, зазубренный кинжал или меч в одной руке ибулава с большими шипами – в другой. Все эти аксессуары подчеркнуты линией ссильным нажимом, частично зачернены.
Рассказ озлом животном несколько более развернут, чем об обычном: «Этовиконгоригозавр.Он живет в горах. Он злой, всех побеждает. Живет одинокий. Питается людьми».
Интересно,что за исключением агрессивной символики виконгори-гозавр выглядит точно также, как боксер. Зрителю как бы говорят: «Таким я стараюсь выглядеть (боксер), атакой я на самом деле (викон-горигозавр)».СКЛОННОСТЬК ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ
В рисункенесуществующего животного склонность к вербальной агрессии, как и в рисункечеловека, выражается в подчеркивании зубов. Как и общая агрессивность, онаможет скрываться при изображении просто несуществующего животного, проявляясьлишь в рисунке злого и страшного животного. Так, семнадцатилетняя Лена Ф. постандартной инструкции изобразила животное под названием весельчак.
О своемживотном она написала следующее: «Веселое, доброе, симпатичное животное. Обэтом говорит его имя. Живет в стране смеха. В этой стране нельзя грустить,плакать. Весельчак помогает всем веселиться, придумывает разные смешные игры,занятия, истории».
В рисункепроявилась тревожность (штриховка, особо большие уши); возможны страхи (большиезачерненные глаза). В рассказе, как можно полагать, выражена установка самойдевочки на то, чтобы не позволять себе грустить («в этой стране нельзягрустить»). Видимо, она, подобно своему персонажу, обычно старается отвлечьсебя от свойственных ей отрицательных переживаний. Ни в рисунке, ни в рассказене присутствует агрессивная тематика.
В изображениизлого и страшного животного символика физической агрессии представлена оченьумеренно: это когти, нарисованные с сильным нажимом. Однако в нем ярко выраженасимволика вербальной агрессии: огромный рот с подчеркнутыми (заштрихованными)зубами.
Рассказзвучит следующим образом: «Страшила живет в стране страха. Очень вредный, оченьлюбит врать, сторонится всех, а по ночам в полнолуние любит всех пугать, этоего любимое занятие». Утверждение о том, что «страшила» любит всех пугать, также как и общий вид рисунка, говорит о склонности к вербальной агрессии.БОЯЗНЬАГРЕССИИ И ЗАЩИТНАЯ АГРЕССИЯ
Помимо уровнясобственной агрессивности в рисунке несуществующего животного проявляетсяотношение к возможной агрессии со стороны окружающих. Боязнь нападения приводитк стремлению защитить придуманное животное. В качестве защиты может быть изображенпанцирь, как в рисунке Маши Р., чешуя, броня, особо толстая кожа (ее может небыть на рисунке, но ее описывают в рассказе). Очень широко распространеноизображение игл, как у дикобраза, или колючек. Примером может служить животноепод названием дракон. У него две руки, шесть ног, на теле – колючки, «чтоб егоникто не кусал», и многочисленные укусы, изображенные в виде кругов с точкой вцентре.
Об образежизни животного Гриша рассказал так: «Он живет в горах, в пещере. Только он ужеумер. Это динозавр. Он любит мясо, много мяса, он любит кушать». На вопрос отом, что кушает это животное, мальчик ответил: «Других драконов и человеков,что были давным-давно». Когда его попросили описать размер животного, онсказал, что дракон «страшный, и большой, и огромный; как три дома». На вопрос одрузьях последовал однозначный ответ: «Нету. Один живет». В качестве враговбыли названы динозавры. Когда проверяющий спросил, что это животное любитделать, Гриша ответил: «Кушать». По просьбе назвать еще какие-либо любимыезанятия животного, мальчик сообщил: «Драться, кусаться», а на вопрос о том,чего оно не любит, сказал: «Камни кушать». Выяснилось также, что «дракон»боится, «чтоб его съели и чтоб бросали на него камни огромные». Проверяющийпоинтересовался, кто может это делать, и Гриша объяснил: «Есть динозавры ещебольше его».
Три желания«дракона»: «Быть большим»; «Чтоб его не кушали, чтоб на него не бросали камни»;«Чтоб у него были друзья».
По поводупервого желания проверяющий выразил некоторое удивление: «Он ведь и так оченьбольшой». «Нет, маленький, – ответил Гриша. – Надо, чтоб был больше всех».
При анализесделанного Гришей рисунка человека отмечается как тревожная, так и депрессивнаясимптоматика. Состояние тревоги диагностируется и по изображению несуществующегоживотного (сильно увеличенный размер). Депрессивная симптоматика не проявиласьв рисунке, но отразилась в рассказе: это тема смерти («только он уже умер»).
По рисунку ирассказу можно более конкретно определить характер тревожных опасений,свойственных Грише. Это, в первую очередь, страх агрессии: животное боится,«чтоб его съели и чтоб бросали на него камни»; его желание – «чтоб его некушали, чтоб на него не бросали камни»; несмотря на колючки, оно все покусано.Изображение укусов, как и любых ран, – выразительный признак невротическогосостояния.
По-видимому,Гришина боязнь агрессии связана с его неумением общаться со сверстниками. Оноотражается в широко расставленных руках с очень большими кистями (высокаянеудовлетворенная потребность в общении), пустых глазах. «Дракон» живет один впещере, у него нет друзей, одно из желаний – чтобы были друзья. Тема поеданиякамней тоже типична при нарушениях общения.
Для боязниагрессии характерны описание гигантских размеров животного (у Гриши оно«огромное, как три дома») и желание стать еще больше («надо, чтоб был большевсех»). При этом сам рисунок может быть большим (как в данном случае), а можетбыть маленьким, так что тема гигантских размеров проходит только в рассказе.
В рассказеГриша неоднократно пытается противопоставить внешней угрозе агрессию самогоизображенного им дракона. Он «страшный», ест «других драконов и человеков»,любит «драться, кусаться». В этом проявляется тенденция к защитной агрессии(стремление защититься посредством нападения). Однако, судя по отсутствиюподлинно агрессивных аксессуаров в рисунке и по чрезвычайной сжатостиагрессивной темы в рассказе (она звучит только в ответах на вопросы), этатенденция не реализуется.
Болеевыраженная склонность к защитной агрессии проявляется у четырнадцатилетнегоИльи Р. Изображенное им «трехрогое чудовище» все сплошь покрыто колючками.Наряду с этим у него на спине имеется пять больших острых шипов, которые моглибы использоваться не только для защиты, но и для нападения. Сами шипы тожезащищены колючками.
В рассказетемы, связанные с боязнью агрессии, сочетаются с собственно агрессивнойтематикой и с высказываниями, отражающими чувство одиночества: «Это трехрогоечудовище. Оно очень злое и съедает всех. Оно очень большое, приблизительно сослона. Его защищают колючки от того, чтобы никто на него не нападал. У негоесть еще один рот с зубами на теле». Из ответов на вопросы выясняется, чтотрехрогое чудовище живет в лесу, одно. Ни друзей, ни врагов у него нет. Навопрос о том, от кого оно защищается колючками, если у него нет врагов, Ильяответил: «Например, от тигра».
Илья сообщил,что животное высказало бы следующие желания: «Чтобы к нему пришли все животные,которые ему нравятся; например, он любит кроликов съедать»; «Выглядеть нестрашным, чтобы его не боялись; приходит к нему кто-нибудь – и он съедает»;«Чтобы ему сделали глаз сзади».
На вопрос отом, зачем трехрогому чудовищу глаз сзади, мальчик ответил: «Чтобы видетьдобычу». Стремление к повышению чувствительности – характерный признак тревоги,опасений. Мотивировка, указанная Ильей («чтобы видеть добычу»), отражаетпопытки преодолеть опасения, используя один из механизмов психологическойзащиты – рационализацию.НЕВРОТИЧЕСКАЯАГРЕССИЯ
Невротическаяагрессия, как и защитная, представляет собой ответную реакцию нанеблагоприятную внешнюю ситуацию. Однако это значительно более обобщеннаяреакция, чем защитная агрессия: она направлена не непосредственно на источникпотенциальной угрозы, а на все окружение. В таких случаях говорят, что человекиз-за своих неудач зол на весь мир. Признаком невротической агрессии в тесте«Несуществующее животное» служит сочетание невротических и агрессивныхпроявлений. При этом очень распространен случай, когда в исходном вариантетеста (просто несуществующее животное) присутствует только невротическаясимптоматика, а агрессия проявляется в рисунке злого и страшного животного.
Штриховка ссильным нажимом говорит о высокой тревожности и эмоциональной напряженности.Особая тщательность штриховки позволяет предположить, что Валера отличаетсятакже высоким уровнем ригидности. Тщательно подчеркнутый контур – свидетельствовысокого уровня контроля. Показателем хорошего контроля принято считать такжеизображение длинной шеи. Следовательно, невротическая симптоматика не должна бытьособенно заметна в поведении мальчика, так как на уровне внешних проявлений онатормозится благодаря повышенному самоконтролю.
В написанномим рассказе сообщается: «Мое несуществующее животное живет на болотах. Этолетающая черепаха. Она питается червями и водорослями. Ее враги – это змеи инекоторые люди, а друзья – это рыбы и птицы. Спасаясь от опасности, онавзлетает в воздух и в мгновение ока исчезает из виду».
В этомрассказе присутствует типично невротическая тематика. Это, во-первых,эмоционально неприятное место жизни – болото (так же трактуется указание на то,что животное живет в грязи, в тине). Во-вторых, это упоминание неприятной пищи– червей (аналогично трактуется питание слизняками, мусором, гадостью и т.п.).И, наконец, для невротического состояния типичны определенные виды страхов –невротические страхи. К ним относятся, в частности, страх перед мелкимиживотными (насекомыми, мышами и т.п.) и боязнь змей. Наличие таких страховможет проявиться при ответе на вопрос, чего животное боится, или (как в данномслучае) при описании его врагов. В рассказе Валеры отражены такженеконкретизированные тревожные опасения («спасаясь от опасности...»).
Самое злое истрашное животное Валера изобразил в виде морского змея с разинутой пастью.Дать ему название он отказался. В рисунке присутствуют признаки как защитной,так и активной агрессии. Первые представлены шипами (или гребнями) на спинеживотного, вторые – разинутой зубастой пастью (признак вербальной агрессии) иострыми бивнями. Сохраняются также признаки тревожности, эмоциональнойнапряженности, ригидности и высокого контроля, отмеченные в первом рисунке.
В рассказеесть агрессивная тематика, но в довольно умеренном выражении: «Мое животноеживет в глубинах океана. Оно питается акулами и прочими крупными рыбами. Вдлину достигает 20 метров. Иногда нападает на корабли. Его друзья – такие же, как и он, а врагов у него нет (еще не нашлось такое животное, которое преодолело бы его)».
Сходнаякартина, но с менее выраженной невротизацией, наблюдается у пятнадцатилетнейЛюдмилы К. Она изобразила симпатичное животное под названием «глазастик». Освоем животном она написала следующий рассказ: «Его зовут глазастик. Так как унего очень длинные ноги, а на их концах есть присоски, он ими присасывается ккарнизам крыш домов и там спит (кверх ногами). На спине у него имеется третийглаз, который помогает ему во время сна при какой-либо опасности (во время снаон всегда открыт). Так как он живет в городе, он очень любит сладкую пищу(шоколад, печенье). Его друзьями являются только его собратья. Вместе онилетают за город (на выходной), вместе ходят в баню. Его враги – это лесныезвери».
Как рисунок,так и рассказ производят благоприятное впечатление. В рисунке проявляется оченьумеренная агрессивность (острый клюв). Имеются столь же умеренные признакитревоги, возможно – страхов (увеличенный размер рисунка, глаза с зачерненнойрадужкой, третий глаз на спине на случай «какой-либо опасности»).Многочисленные круги на теле, чешуйки на ногах и на ушах – свидетельствонекоторой ригидности. Все эти особенности, судя по невысокой степени ихвыраженности, отнюдь не выходят за пределы психологической нормы.
Существеннодругое впечатление производит сделанный Людмилой рисунок «злого и страшного»животного, названия которому она не придумала.
Об этомживотном она написала: «Питанием это чудовища (так в тексте – А.В.) являютсяземельные животные. Своими длинными руками он достает их из-под земли. Такжепредставляет опасность для животных. Оно высасывает из них кровь своими острымижалами».
На этот разявственно проявились как невротизация, так и агрессия. Весь рисунок закрашенровным серым тоном, отдельные части рисунка стерты и переделаны. Это признакивысокой тревоги. Наблюдается стремление защититься от возможной угрозы (шипы нателе и на хвосте).
Грубоеискажение формы глаз (в данном случае – превращение их в агрессивные острия) –один из показателей невротизации. Невро-тизация проявилась также в резкомизменении стиля описания. Если описание просто несуществующего животногосделано вполне литературно, развернутыми фразами, то при описании злого истрашного животного используются рубленые, предельно упрощенные фразы;нарушается согласование, появляются грубые ошибки внимания («питанием это чудовищаявляются...»).
Описаниетакого способа питания, как высасывание крови жертв, часто встречается у людей,склонных к невротической агрессии. Агрессивная символика представлена такжеострыми жалами, заостренными глазами, раздвоенными клешнями на концах рук.Острием заканчивается также хвост. Как уже отмечалось, массивный задранныйвверх хвост является сексуальным символом. Поэтому можно предположить, что ввосприятии Людмилы сексуальность тесно связана с агрессией. В рисунке простонесуществующего животного хвост, хотя и имеется, но отнюдь не столь массивен,как у злого и страшного животного. Проявления агрессивности в Людином рисункезлого и страшного животного существенно превосходят уровень, типичный длядевочек ее возраста. Они сочетаются с признаками невротизации, что позволяетквалифицировать агрессивность как невротическую. Подобные проявленияотсутствуют в рисунке, сделанном по стандартной инструкции. Это говорит о том,что невротическая агрессия у Люды не постоянна, а возникает в ответ на эмоциональнуюнагрузку.

Заключение
Агрессия – достаточносложное и противоречивое явление. Она предстает во множестве форм и проявлений.В основе агрессивного поведения лежат инстинктивные побуждения, однако способыих реализации определяются социальными факторами; фрустрация значимыхпотребностей также может служить источником агрессивных побуждений, но далеконе всегда приводит к агрессивному поведению; агрессивность может быть не толькожестокой, но и нормальной реакцией индивида в ходе борьбы за выживание; многиеформы агрессивного поведения осваиваются людьми в процессе социальногонаучения; агрессивные действия могут быть ослаблены или направлены в социальныерамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного поведения,ориентации человека на позитивную модель поведения, изменения условий,способствующих проявлению агрессии.
Разработка комплексадиагностических средств позволяет получить достаточно объективную и детальнуюинформацию об особенностях агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Работа воспитателей,психологов и родителей с данной категорией детей должна проводиться в трехнаправлениях.
1. Ознакомлениес психологическими особенностями агрессивных детей.
2. Обучениедетей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях,провоцирующих вспышки гнева.
3. Формированиеспособности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.
Формированиеспособности к эмпатии, доверию, сочувствию и сопереживанию может проходитьчерез ролевую игру, в процессе которого ребенок получает возможность поставитьсебя на место других, оцени свое поведение со стороны.
Библиографический список
1. АдлерА. Очерки по индивидуальной психологии. – М., 2002. С.28-35.
2. БеронР., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 2000. С. 71-79.
3. ВачквИ. Как работать с агрессией // Школьный психолог. 2001. №18. С. 25-27.
4. ВенгерА.Л. Психология для всех. – М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2005. С.112-122.
5. КемпбеллР. Как справляться с гневом ребенка. – СПб., 2000. С. 79-83.
6. ЛанецГ.П. Агрессия как феномен // Материалы VIежегодной Всерос. науч. практ. конф. СПб., 2001. С. 38-47.
7. МухинаВ.С. Детская психология. – М., 2000. С. 231-236.
8. Психологическийсловарь /Под ред. АВ. Петровского. М., 1997.
9. РумянцеваТ.Г. Агрессия: проблемы и поиск в западной философии и науке. М., 1991. С.27-32, 57-64.
10. СеменюкЛ.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условияего коррекции: Учеб. пособие. М., 1998. С. 18-23.
11. СироткинС.Ф. Не является ли агрессивность реакцией на первичную недостаточность себя?// Almamater: Юбилейый сб. науч.ст. по психологии и педагогике. Ижевск, 1995. С. 153-160.
12. СмирноваЕ.О., удеева Г.Р. Психологические особенности и вариант детской агрессивности// Вопросы психологии. 2002. №1. С. 42-50.
13. ФурмановИ.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996. С.91-98.
14. ХорниК. Невротическая личность нашего времени. СПб., 2002. С.16.
15. ЧижоваС.Ю. Детская агрессивность. Ярославль, 2001. С. 13-16.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.