Федеральноеагентство по образованию
Государственногообразовательного учреждения
высшегопрофессионального образования
Тульскогогосударственного университета
кафедра:психологии
Курсоваяработа по дисциплине
Психологияразвития, возрастная психология
Индивидуальнаяжизнь как уникальный психологический феномен
Выполнила: студентка
гр. 820571 Полякова Нина
Проверила: зав. кафедрой
психологии Сапогова Е.Е.
Тула 2008
Введение
Человек сам по себеглубок
Прежде всего,собственной жизнью.
Он иногда даже недогадывается о своей глубине
и не пользуется еёсодержимым.
Скребет, чтоназывается, поверху,
не заглядывая внутрь.
Обидно, что часто, незаглянув,
так и уходит из жизни,
себя не познав,
Не познав своихвозможностей.
Валентин Распутин
Жизнь – сама по себеочень удивительна, иногда многое в ней невозможно объяснить, а может бытьпросто не хочется. Индивидуальная жизнь человека также удивительна и вроде быпохожа на все остальные, а вроде бы и не похожа. А если ещё и рассматривать еёс точки зрения психологии, то она просто перерастает в уникальныйпсихологический феномен.
На протяжении всей жизничеловечество всегда интересовалось отдельной человеческой жизнью, иногдаперемешивая её со многими другими, иногда выделяя её из миллиона таких же. Исейчас ученых не оставляет данный вопрос: А что же все-таки собой представляетиндивидуальная жизнь? Стоит ли её выделять из «толпы» и акцентировать на нейвнимание?
Конечно же стоит. Человек- удивительное создание, способное многое совершить, если приложит максимумусилий. Он находится в постоянном общении с такими же людьми, как и он сам, нов то же время так не похожими на него самого. Человек может также общаться исам с собой, переживать целое “море” эмоции, чувств, которые могут поглотитьего с головой, либо промчаться незаметно. Каждый человек в своих переживанияхиндивидуален, и поэтому его очень тяжело изучать и познавать.
На что способно данноесоздание? Способно ли выжить, если от него отвернутся люди, которые егоокружали? Способно! И этих способностей великое множество. В его развитии естьопределенная загадка, которая требует отгадки. Как и когда проявиться вчеловеке его уникальная особенность? Она может проявиться, но не пассивно, аиногда активно. Но когда? В какой определенный момент? Неизвестно.
Чем же мы отличаемся другот друга? Отличаемся темпераментом, поведением, характером, проявлением чувств,эмоций, способностями. Как проявляется индивидуальность? Да все в том жеповедении, темпераменте, хотя и создано много различных классификаций, ночеловек не всегда полностью попадает под них, в нем всегда сочетается многоразных качеств разных характеров. И еще много загадок есть в человеке. А егоиндивидуальная жизнь такой ли она уникальный психологический феномен? Феномен,разгадка которого лежит в самом человеке и ответ найти может сам человек всебе.
Глава 1./>Индивидуальность человека
Как только австралопитекпрошел все стадии развития и стал человеком, то он тут же стал замечать, чтонет похожих друг на друга людей. Все они отличались не только внешностью, тоесть физиологически, но и психологически. Это различия и в эмоциональной, и вволевой, и в интеллектуальной, и в мотивационной сферах и т.д. Разнообразноесочетание таких различий теоретически может приводить, очевидно, кбесчисленному появлению неповторимых личностей, индивидуальностей.
Проблема индивидуальностичеловека широко обсуждалась и по-прежнему обсуждается в отечественнойпсихологической, социологической и философской литературе. Однако, как и подругим вопросам, единства взглядов на сущность этого понятия до сих пор нет.Некоторые ученые (Г.М. Гак,1967; И.С. Кон, 1967; В.П. Тугаринов, 1965) понимаютпод индивидуальностью единичность, неповторимость, уникальность человека приего сравнении с другими людьми. Однако И.И. Резвицкий утверждает, что сведениееё только к неповторимости, уникальности значительно обедняет научный анализфеномена. По мнению исследователя, определение индивидуальности через выделениееё отдельных признаков (неповторимость, единичность и др.) – необходимое, но недостаточное условие, поскольку они не дают возможности раскрыть её внутреннююструктуру, выяснить общие механизмы её функционирования и развития, определитьеё место в общественной структуре. Единичное, согласно И.И Резвицкому, естьлишь предпосылка индивидуальности, в то время как общее – её содержательнаяоснова, сущность. Индивидуальность личности выражается в бытии, хотя и не естьего форма. В то же время нельзя отрицать, что она формируется не только подвлиянием генетически предопределенных свойств, но и социального бытия человека.В этом отношении попытки свести индивидуальность человека только кбиологическому, как-то в своё время сделали Л.С. Выготский (1926) или П.П.Блонский (1964), писавший, что «индивидуальность есть своеобразная комбинацияотдельных признаков, полученных по наследственности», или только к социальному(Н.К. Михайловский (1911), который полагал, что индивидуальность – этосовокупность черт, присущих человеку как социальному феномену), представляютсяметодологически ошибочными. Индивидуальность характеризует, прежде всего,особенности человека как личности, а особенности его бытия – это и следствиеиндивидуальности человека, и её причина.
С.Л. Рубинштейн писал,что человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных,неповторимых свойств. (с 210,1)
Большое местоиндивидуальности человека уделял в своих работах Б.Г. Ананьев (1969). Он виделв ней целостность, внутреннюю замкнутость свойств человека, ихвзаимосвязанность. Индивидуальность, по Б.Г. Ананьеву, не сводится к отдельнымсвойствам персоны или к их совокупности, а относится к человеку в целом.Соответственно и понятие индивидуальности фиксирует не просто факт единичностичеловека, а целостное единство многообразных признаков конкретного субъекта:свойств индивида (совокупность природных свойств), личности (совокупностьобщественных и др. отношений) и субъекта деятельности (совокупность видовдеятельности и меры их продуктивности).
В каждой из этихподструктур существуют индивидуальные различия, которые отражаютнеповторимость, уникальность человека, однако они не могут рассматриваться вкачестве критериев индивидуальности как целостного феномена. Индивидуальностьчеловека – сложное многоуровневое и многоструктурное образование, все элементыи свойства которого образуют единое целое.
Глава 2. Индивидуальная жизнь
· Противоречияиндивидуального развития
Индивидуальное развитиечеловека, как и всякого другого организма, есть онтогенез с заложенной в немфилогенетической программой. Нормальная продолжительность человеческой жизни ипоследовательная смена стадий или фаз индивидуального развития строгоопределены этой программой и видовыми особенностями Homo sapiens. Зачатие, рождение, созревание, зрелость, старение,старость составляют основные моменты становления целостности человеческогоорганизма. В онтогенезе человека возникают и преодолеваются многие противоречиямежду наследственностью и средой, различными регуляторами жизнедеятельности,разными системами, органами и тканями в целостной структуре организма.[1]Из преодоления всех преград и препятствий складывается жизненный путь человека.
Жизненный путь человека –это история формирования и развитие личности в определенном обществе,современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения. Вместе стем фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способоввоспитания, изменение образа жизни и системы отношений, суммой ценностей ижизненной программой – целями и смыслом жизни, которыми данная личностьвладеет. Фазы жизненного пути накладываются на стадии онтогенеза, причем в такойстепени, что настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются именнокак фазы жизненного пути, например преддошкольное, дошкольное и школьноедетство. Практически, ступени общественного воспитания, образования и обучения,составляющие совокупность подготовительных фаз жизненного пути, формированиеличности стали определяющими характеристиками периодов роста и созреванияиндивида.
Индивидом человекстановиться раньше, чем личностью. Ученые говорят даже о том, что индивид«начинается» задолго до рождения, и ребенок появляется на свет с определеннойисторией развития. В «подтверждение» хочется привести стихотворение М.Ю.Лермонтова:
Ребенка милого рожденье
Приветствует мойзапоздалый стих.
Да будет с нимблагословенье!
Всех ангелов небесных иземных!
Да будет он отца достоин,
Как мать его, прекрасен илюбим;
Да будет дух его спокоен
И в правде тверд, какбожий херувим.
Пускай не знает он досрока
Ни мук любви, ни славыжадных дум;
Пускай глядит он безупрека
На ложный блеск и ложныймира шум;
Пускай не ищет он причины
Чужим страстям и радостямсвоим,
И выйдет он из светскойтины
Душою бел и сердцемневредим![2]
Здесь явно видно, что ужев определенной мере ожидает ребенка. Конечно, на развитие ребенка влияетсоциальная среда, в которую он попадает. Формирование начальных свойствличности связано с образованием постоянного комплекса социальных связей,регулируемых нормами и правилами, освоение средств общения с их знаковымаппаратом (прежде всего словарным составом и грамматическим строем языка),предметной деятельности с её социальной мотивацией, осознанием семейных идругих ролей.
Начало развития ещекак-то можно определить, сложность составляет определение зрелости человека.Возможно её стоит определять используя биологические критерии. Сравнительно сдругими приматами человек обладает лишь большим диапазоном индивидуальнойизменчивости моментов завершения соматического и полового созревания,наступления физической зрелости. Но в отличие от животных, у которых достижениефизической зрелости означает полнейшее созревание, то у человеканервно-психическое развитие не укладывается в рамки физического созревания изрелости. Интеллектуальное развитие движется на протяжении всей жизни, пока мыучимся в школе, институте, университетах и по жизни набираемся опыту. Трудоваязрелость к нам также приходит позже.
Интересен также фактстарения и умирания. Они, (если так можно выразиться) не имеют конкретныхвременных ограничений, и старение не у всех проявляется одинаково и у каждогопротекает по своему «графику».
На протяжении всегоразвития человек рассматривается со стороны индивидуальных, личностныхособенностей. Общим эффектом интеграции всех свойств человека как индивида,личности и субъекта деятельности является индивидуальность с её целостнойорганизацией и саморегуляцией. Самосознание и «Я», характер и талант человека сих неповторимостью – всё это самые поздние продукты его развития.
· Возрастная периодизация жизненногоцикла человека
Для понимания жизненногоцикла человека необходимы определения последовательной смены состоянияразвития, однонаправленности и развитии времени жизни, то есть топологическаяхарактеристика этого времени. Вместе с тем следует учитывать длительностьсуществования индивида, определяемую общей продолжительностью жизни всехиндивидов данного вида, — метрическую характеристику жизненного цикла и его отдельныхмоментов. Специальных классификаций возрастов существует множество и вантропологии, и в педиатрии, и в психофизиологии.
Но мы рассмотримклассификацию Д.Б. Бромлей. Человеческую жизнь она рассматривает каксовокупность пяти циклов: утробного (стадия беременности), детства, юности,взрослости и старения. Каждый из этих циклов состоит из ряда стадий,характеризуемых возрастными датами (с учетом изменчивости) и общими чертамиразвития (при игнорировании индивидуальных различий). Сначала пронаблюдаем всециклы по таблице.
/>
Первый цикл состоит изчетырех стадий: 1) зиготы (оплодотворенного яйца);
2) эмбриона (раннейстадии биологического развития); 3) плода (поздней стадии биологическогоразвития); 4) момента рождения (смены жизни во внутренней среде материнскогоорганизма на жизнь во внешней среде). С этого момента развитие определяется повозрастным датам (от рождения) и характеризуется сменой способов ориентации,поведения и коммуникации во внешней среде.
Второй цикл – детство –состоит из трех стадий, охватывающих 11 – 13 лет жизни. Первая из нихмладенчество (от рождения до 18 месяцев жизни) – характеризуется многимиважными чертами развития. Именно в этот период ребенок приобретает основныенавыки движения, восприятия и манипулирования, у него образуется сенсомоторнаясхема, регулирующая поведение. Весьма интенсивно развивается несловесноеобщение, с помощью которой осуществляется первоначальная социализация индивида.Полная зависимость ребенка от взрослых, особенно от матери, имеет особоезначение для начальной социализации, образование потребности в общении ипривязанностей, накопление опыта коммуникации, необходимого для дальнейшегоразвития.
Вторая стадия детства (от18 месяцев до 5 лет) – дошкольное детство – характеризуется развитиемперцептивных, мнемических и элементарных мыслительных процессов(предоперационных представлений), сложных манипуляций и действий с вещами,накоплением опыта поведения в различных ситуациях. Эта стадия отличаетсяинтенсивным развитием речи, формированием словесных связей в процессе общения.Однако наряду с ними применяются и более ранние, несловесные формы общения(экспрессивные формы поведения: мимика, жестикуляция, поза, интонации).Постепенно упрочиваются семейные и другие социальные отношения в ближайшейсреде.
Третий цикл – юности –состоит из двух стадий: 1) полового созревания – старшего дошкольного детства(ранняя юность), длящегося от 11 – 13 до 15 лет (в английских условиях), ипоздней юности (15 – 21). Надо отметить, что начиная с этого цикла, Д.Б.Бромлей характеризует развитие определенными сдвигами личности, её статуса,ролей, позиций в обществе. Вместе с тем она пытается отметить наиболее важныепсихофизиологические изменения индивида в различные периоды жизни.
Первая стадия юностиотличается интенсивным развитием вторичных половых признаков и производительныхфункций, соматическим развитием и нервно-психическим созреванием. В этот периодскладывается система формальных операций и логических структур, повышающихуровень умственной активности. Весьма значительные изменения происходят всоциальном развитии: начинает действовать система ограниченной правовойответственности, осваиваются новые социальные позиции и роли. Поведениеориентированно на взрослые нормы действий, и притязания на взрослость отличаютмногие мотивы в этом возрасте.
Вторая стадия юности –завершение главной фазы биологического развития, дальнейшее образование ипрофессиональная подготовка, освоение некоторых профессиональных ролей, началосамостоятельной трудовой и экономической жизни. Решающее значение имеет переходот зависимости к независимости от родителей. Именно этим переходом, остропереживаемым отдельными юношами и девушками, объясняется, по мнению Бромлей,тот факт социальной статистики (буржуазных стран), что как раз в эти годы имеетместо «пик» антисоциального поведения.
Четвертый цикл –взрослости – состоит из четырех стадий: 1) ранней взрослости (21-25); 2)средней взрослости 25-40); 3) поздней взрослости (40-55); 4) предпенсионноговозраста (55-65), являющегося переходным к циклу старости.
Ранняя взрослость – этоовладение ролью взрослого человека, правовая взрослость, избирательные права,экономическая ответственность – в общем, полное включение во все виды социальнойактивности своей страны. На этой стадии складывается собственная семья истроится собственный образ жизни: вступление в брак, рождение первого ребенка,установление круга знакомств, связанных с общей работой. На работе осваиваютсяпрофессиональные роли, продолжается профессиональная подготовка и начинаетсясовершенствование мастерства.
Среднюю взрослостьхарактеризуется следующим образом: годы «пика», или оптимизма, дляинтеллектуальных достижений, консолидация социальных и профессиональных ролейпо роду службы, накопление сравнительно постоянных материальных средств исоциальных связей, лидерство в различных видах деятельности и старшинство повозрасту среди многих сотрудников и знакомых, легкий упадок некоторыхфизических и умственных функций, проявляющихся при максимальной деятельности.
Поздняя взрослость имеетсвоими главными чертами продолжение установления специальных (по роду занятий)и социальных ролей с доминированием некоторых из них и ослаблением других, уходдетей из семьи и изменение в связи с этим образа жизни, менопауза, дальнейшийупадок умственных и физических функций. По многим экспериментальным даннымсредняя точка этих стадий развития находится между 45 – 50 годами.
Предпенсионный возраст характеризуетсяболее очевидным упадком физических и умственных функций, дальнейшее ослаблениесексуальных функций и интересов. Вместе с тем это годы «пик» для наиболее общихсоциальных достижений – положение в обществе, власти и авторитета, частичнойосвобожденности от занятий и отбора наиболее интересных для личностиобщественных дел.
Пятый цикл – старение –состоит из трех стадий: 1) «удаление от дел» (65-70); 2) старости (70 и более)и 3)последней стадии – дряхлости, болезненной старости и смерти.
Первая стадияхарактеризуется повышением впечатлительности (восприимчивости) к нарушениямжизненного стереотипа и «психическим беспорядкам» в ближайшем окружении;увеличивающейся потребности в коммуникации, обострением чувства родства ипривязанностей к близким людям; освобождение от служебной роли и общественныхдел или продолжением некоторого рода деятельности с целью поддержанияавторитета и власти; адаптация к новым условиям умственного состояния.
Старость характеризуетсявесьма лаконично: полная незанятость в обществе, отсутствие каких-либо ролей,кроме семейных, растущая социальная изоляция, постепенное сокращение кругаблизких людей, особенно из среды сверстников, физическая и умственнаянедостаточность.
Последняя стадия –одряхление, болезненная старость – характеризуется нарастанием явлений сениальностив поведении и психической сфере, окончательным нарушением биологическихфункций, хроническими болезненными состояниями, смертью.
Периодизация Д.Б. Бромлейудобна для целей периодизации жизненного цикла и исследования взаимосвязейвозраста и поворотных моментов жизненного пути.[3] Также её можно применитько всем странам, только с учетом распределения возрастов.
Глава 3.«Развитие» индивидуальной жизни
“Зарождениедифференциальной психологии было обусловлено накопленным на протяжении вековчеловеческим опытом. Со временем стало заметно, что для людей характерныиндивидуальные различия в поведении. Естественно, это заставилосистематизировать наблюдаемые отличия, дать им определенное научное объяснение.И не случайно уже в Древней Греции философы обсуждали эту проблему. Платон вкниге «Государство» писал, что два человека не могут быть совершенноодинаковыми: каждый отличается от другого своими способностями, поэтому одномуследует заниматься своим делом, а другому – своим. Еще более известно учениеГиппократа о четырех типах «красиса», ученый заметил и описал типическиеразличия в поведении человека. Древнегреческий философ Аристотель, живший чутьпозже Гиппократа, в своих работах значительное место уделил анализу групповыхразличий, в том числе видовых, расовых, половых и социальных, проявляющихся впсихике и морали.”[4]
Из этого можно увидеть,что развитие всего, (что бы мы не подразумевали под «развитием»), происходит засчет развития психики, по крайней мере так утверждают ученые на протяжениивеков.
«Чужая душа – потёмки» — гласит русская пословица, подчеркивая трудности проникновения в сложныйнеповторимый, особенный внутренний мир любого из живущих. А есть ли возможностьзаглянуть в «душу» человека, покинувшего землю, скажем, 10 – 15 тысяч летназад? Во многом решить эту задачу позволяют материалы исследования, которыезанимаются изучением, реконструкцией наиболее древних пластов человеческойматериальной и духовной культуры. Анализируя приводимые в этих исследованияхфакты, философы, психологи, врачи, каждый со стороны своего предмета, стремятсяпознать и объяснить становление и развитие регуляционных механизмовчеловеческого сознания, психики, вскрыть основные факторы и причины, вызвавшиеих качественное изменение, смену функций.
Целый ряд данных обратилна себя особо пристальное внимание исследователей этой проблемы. И среди нихтакое, странное на первый взгляд явление, которое советский невропатолог С.Н.Давыденко назвал «парадоксом нервно – психической эволюции». Существо, лежащеев основе парадокса противоречия, долгое время не поддававшееся объяснению,заключалось в следующем. Совершенствуясь в процессе эволюции, центральнаянервная система усложнялась и делалась все более гибкой и приспособляемой. Исходяиз теории естественного отбора, можно было ожидать, что человек в результатеэволюции должен был получить наиболее совершенный тип нервной системы,обладающий силой, уравновешенностью и подвижностью нервных процессов. Почему жеэто произошло с органом, регулятивные функции которого шлифовались в процесседлительной эволюции? Исследователями был высказан целый ряд ответов на этотнепростой вопрос. Одни, как, например, английский психолог и антрополог Ф.Гальтон, считали, что психика человека «возвышалась с такой быстротой, закоторой не могла поспеть натура его природы». Другие, например советскийантрополог Я.Я. Рогинский, полагали, что кора головного мозга человека –образование молодое, поэтому и неустойчива в работе, излишне быстро истощаема,ранима. Отсюда высокая невротизируемость психики. Однако обе точки зрения всеголишь констатация, но не объяснение причин озадачивающих несовершенствсозданного в процессе трудной эволюции важнейшего человеческого органа. [5]
В основном упор был наестественный отбор, за счет которого выживали только те, у кого была сильнаянервная система. Остальные владели какими – либо другими особенностями, но онотказывал им в праве на существование. Значит, и препятствовал их развитию. Срасширением собственно человеческой, индивидуальной деятельности возрасталапотребность во все более гибких и тонких психологических инструментах, большеезначение приобретал баланс подвижности и устойчивости нервных процессов.Сначала всё шло через процесс научения, но постепенно на смену им приходилизобретательно – продуктивный тип действий.
Происходил переход от«звериной» чувствительности к человеческой эмоциональности, от непосредственнойвключенности в среду обитания ко всё более осознанному выделению из неё,переход от преимущественно инстинктивного поведения к поведению, основанному назнаково – символических средствах, в основном закрепленных речью, то естьсредствах опосредования. Способность к быстрым перенастройкам была очень нужнапервобытному человеку. Именно подвижность нервных процессов, и дала резкийскачок при образовании современного человека с его развитой речью, требующейуже совершенно исключительной быстроты смены возбудительных процессов натормозные и обратно.
· Эволюцияпсихических особенностей человека
По мере снижения действияестественного отбора возрастало количество особей с самыми разнообразнымивариантами нервной системы: от «традиционно» сильных, жестких до слабых,тонких, «чутких». Общим же недостатком была сильная инертность нервныхпроцессов, медлительность в переходах от активности к торможению и наоборот. Впротивоположность старому механизму «выживания» в первую очередь особей,приспособленных генетически, то есть с сильным типом нервной системы, эволюцияосуществлялась уже за счет прогресса в организации психической деятельности. Обучениянеобходимым элементам поведения двигалось от жестких, сугубо ритуальных,массовых в своей основе схем, предполагавших шаблонно – репродуктивные способыусвоения, ко все более индивидуализированным и узкоспециализированным,продуктивным методам, вплоть до самообучения.
По мере прогрессаиндивидуум становился все более свободным в своей жизнедеятельности, отрываясьот «пуповины родовых связей», делаясь автономнее, независимей, в том числе и всвоей внутренней, психической жизни. Громадное значение в освоении человекоммира и самого себя, осознание своего места в нем сыграли в первобытном обществетакие феномены, как магия, культовые ритуалы, и наконец, религия, в оболочкукоторых и заключены были эти процессы, детерминировавшие, в свою очередь,нервно – психические и структурные изменения в мозгу человека.
Почему на определенномэтапе своего развития люди, вместо того, чтобы заниматься производительным,полезными видами деятельности, стремиться познавать объективные законы природы,значительное количество времени стали уделять крайне странным и как будто быбесполезным вещам: магии, ритуалам, всякого рода обрядам? Не успев еще хотя бы сносноосвоить природу, первобытные наши предки сразу же пошли по пути, на нашсегодняшний взгляд, не слишком оправданному – по пути ритуальных действ,создания сонма богов и духов, культов и верований, отбиравших время и энергию ибез того весьма дефицитные. Более того, самые необходимые практические действиябыли вплетены, предварялись, заключались, сопровождались и освящались этимиобрядами и верованиями.
Почему же человек неспешил освободиться от ритуалов, даже удостоверившись со временем в не слишкомбольшой их эффективности? В том то и дело, пишет С.Н. Давыденков, чтопрезумпция о безрезультатности ритуала вовсе не обоснованна. Ритуал, хотя ибессмысленный, вполне достигал цели, ради которой он предпринимался.Посредством ритуала первобытный человек уничтожал чувство мешающей ему тревоги,и, стало быть, лучше мог руководить своими действиями, а опыт убеждал вуспешности приемов. Неудивительно, что магические действия не только исчезали,но охватывали все основные области деятельности и, закрепляясь, входилисоставным элементом в систему обучения. Всякий проделанный ритуал помогал, таккак суть дела содержалась не в конкретном его содержании, а в активациипсихологических механизмов, которые снижают уровень тревожности, подготавливаютчеловека к выполнению любых действий.[6] Развитие идет у каждогосвоим путем, и каждый проходит «свои» стадии развития по-своему.
Глава 4. Индивидуальная жизнь как психологический феномен
В этой главе мырассмотрим уникальность индивидуальной жизни на каждой ступени развития.
· Новорожденныйсудорожно хватает ртом воздух, чтобы наполнить им легкие, и криком оповестить освоем появлении на свет.
· Младенцыпривязываются к тем, кто заботиться о них, и, по мере того кА их потребностиудовлетворяются, выучивается доверять миру.
· Начав ходить,малыши хватают, тащат, бросают, пробуют на вкус все, что возможно, и лезутвезде, куда только могут залезть, чтобы исследовать устройство мира и своюспособность воздействовать на него.
· Дошкольникиотыскивают путь в лабиринте слов, чтобы командовать, спрашивать, уговаривать,дразнить и нападать, стремясь больше узнать о мире и его обитателях.
· Группы живущих пососедству новоиспеченных школьников создает ритуалы, обычаи, правила поведения– собственные порядки, которые отражают и пародируют общество взрослых.
· Подростки, юношии девушки, бьются над проблемой выбора, пытаются распутать клубок противоречий,найти ответ на «проклятые» вопросы.
· Взрослая молодежьстроит планы на будущее, которое сулить блестящую карьеру, прекрасных детей,почет и уважение в обществе.
· Мужчины и женщинысредних лет пересматривают свои жизненные ценности и пытаются лавировать междуработой, взрослеющими детьми и стареющими родителями с их требованиями, которыетак часто противоречат друг другу.
· Люди старшегопоколения бросают взгляд на прожитую жизнь, оценивая, чему они научились и чегодостигли; задаются вопросом, много ли они успели сделать.[7]
Рождение ребенка – этосветлое чудо. Малыш рождается беспомощным и за короткий промежуток времени онучиться «быть человеком».
Ребенок может много чегосказать – если вы только знаете, как его спросить. А спросить – это значитсконцентрировать внимание на том, что ребенок может делать: смотреть, сосать иповорачивать голову. Перцептивные способности ребенка активно развиваются в первыемесяцы жизни. Уже в первые несколько дней после рождения дети могут узнаватьвыражения лица матери, ее голос, запах. Их мозг – это впитывающая губка, анервные клетки мгновенно реагируют на запах матери. В возрасте 3 недельноворожденный с пустышкой во рту, которая время от времени включаетмагнитофонную запись голоса матери и другой женщины, сосет более энергично,когда слышит знакомый голос матери. Новорожденные могут также поворачиватьголову налево и направо, чтобы снова попить сладкой воды, если их гладить полобику. Таким образом, новорожденные не только видят то, что им нужно видеть,различают запахи и хорошо слышат, но также используют свой сенсорный аппарат,чтобы познавать окружающий мир. [8]
Став немного постарше,ребенок начинает удивлять как родителей, так и всех окружающих, и даже ученых,своим быстрым развитием. Ученые расходятся во мнениях при объяснении того,почему дети к пяти годам практически овладевают грамматикой родного языка, каквыучиваются читать и формируют половую идентичность. Подростки, юноши, девушки– это «сундук сокровищ», где хранятся и время от времени достаются идеи. Правдане всегда это возможно. Здесь на них наваливается поток разнообразных чувств,которые сопровождается эмоциями. И ведь у каждого своя эмоция обозначает своёчувство.
Молодежь — это может бытьмягкая и понимающая, а может быть жесткой и думающей только о себе. Она такжеполна идей и стремиться воплотить их в реальность. Пользуясь при этом самымиразнообразными методами.
Взрослые – это тожеудивительные создания, они вроде бы побывали в детстве, были подростками,молодыми, но почему-то не понимают своих детей, как и их родители не могутпонять их, взрослых.
Взрослое поколение этоумудренные опытом люди, у каждого человека свой «багаж» за плечами, которым онлибо гордиться, либо просто умалчивает о нем.
В повседневной жизни мынаблюдаем, как люди делают из пережитого любые выводы, какие им угодно. Вот,например, человек, который снова и снова повторяет одну и ту же ошибку. Если высумеете убедить его в том, что он ошибается, он может отреагировать на этопо-разному.[9] Он может сказать, чтоучтет это в следующий раз, может обвинить в повторении ошибки своих родителей,и вообще весь белый свет.
Каждый человек по-разномувыражает любовь и горе, радость и разочарование.
Фромм полагает, чтопонятие и сущность человека выражают не качество и не субстанцию, апротиворечие, имманентное человеческому бытию. Главные страсти и желаниячеловека возникают из его всеобщего существования, то есть из уникальнойситуации, в которой вообще оказался человек.[10]
На каждую индивидуальнуюжизнь в отдельности, на ее психологический склад влияет мир, который окружаетее. В современном обществе, где инновации идут непрерывным потоком, приводя кускоренному обновлению и изменению условий жизни, нравственных ценностей,жизненных ориентиров человека.[11] И это все влияет напсихику человека, он по-другому начинает относится к самым простым вещам, таккак думает, что под ними скрыто что-то более сложное.
И каждая индивидуальнаяжизнь не поддается изучению и объяснить все, что происходит с отдельно взятымчеловеком остается загадкой, над которой бьются как ученые, так и сами люди.
Глава 5. Умение общаться с самим собой
· «Обработка»самого себя – психологическая особенность человека
Человек такое создание,которое в отсутствии общения с другими людьми, либо когда не хочется с кем быто ни было обсуждать, так сказать, наболевший вопрос, может общаться со своимвнутренним Я. И такое свойственно только такому существу, как человек. Вобщении как способе межличностных отношений К. Маркс и Ф. Энгельс усматривали«обработку людей людьми». Если продолжить эту мысль, то сущность общения ссамим собой можно определить как процесс «обработки человеком самогосебя».Понятие рефлексии возникло в философии и означало процесс размышлениячеловеком обо всем происходящем в его собственном сознании. Р. Декартотождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержаниисвоих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего, телесного. Дж. Локк разделилрефлексию и ощущения, трактуя первую как особый источник знаний (внутреннийопыт, в отличие от внешнего, основанного на восприятии органов чувств). Этатрактовка рефлексии стала главной аксиомой, так называемой интроспективнойпсихологии. В этих представлениях неадекватно преломилась реальная способностьчеловека к самоотчету об испытываемых им фактах сознания, самоанализасобственных психических состояний.
Размышляя о человеке како субъекте жизни, С.Л. Рубинштейн различал два основных его способасуществования и соответственно два отношения к жизни. Первый – это жизнь, всложившихся условиях повседневного быта и не выходящая за пределынепосредственных межличностных связей: сначала отец, мать, потом друзья,учителя, а далее супруг, дети и т.д. Здесь все интересы и проблемы человекасуществуют внутри непосредственной жизни, и всякое его отношение – этоотношение к отдельным частным явлениям, но не к жизни в целом. На данном уровнечеловек еще не может выключиться из непосредственного переживания жизни, неможет занять мысленно позицию вне её для рефлексии над ней. Такая жизнь,считает автор, выступает почти как природный процесс; во всяком случае,очевидна непосредственность и целостность человека, живущего такой жизнью.Вопросы общения с собой здесь еще не актуализируется, так как поведение личностиполностью определяется сложившимися жизненными связями, не подлежащими критикеили сомнениям. Социальная регуляция в виде норм нравственности в данном случаеопределяет саморегуляцию поведения индивида.
Второй способсуществования С.Л. Рубинштейн связывал с появлением рефлексии. С её развитиемчеловек становиться способным занимать позицию как бы вне процесса жизни,смотреть на неё со стороны. Это решающий поворотный момент в общем психическомразвитии человечества. Именно здесь кончается первый способ существования иначинается новый путь – к построению нравственной человеческой жизни насознательной основе. Сознание выступает здесь как прорыв, как выход из полнойпоглощенности непосредственным процессом жизни для выработки соответствующегоотношения к ней, занятие позиции над ней, вне её для суждения о ней. Споявлением рефлексии начинается философское осмысление жизни. Отсюда, с этогомомента возникает проблема «ближнего» и «дальнего», проблема соотношения,взаимосвязи непосредственного отношения человека к жизни и осознанногоотношения, опосредованного через «дальнее». Таким образом, рефлексия позволяет осуществитьосмысление мира и собственных действий. В собственно «человеческих действиях»,какими бы они простыми не были, обязательно наличествует «как должно быть»,пронизывающее всю сложную иерархию человеческой деятельности сверху донизу. [12]
По концепции П.К. Анохинаесть три вида действий: 1) действия, ради действий (функциональные), к примеру,речь, письмо, танец, пение и другие формы искусства. 2) предметные действия,целью которых является изготовление какой-то конкретной вещи. 3) действие по«совпадению» с тем «идеальным» их эталоном.
Что собой представляетэта цепь психических и физических действий, начало которым положила рефлексия сеё вечным вопросом «как должно быть»? Конечно же, эта цепь действий – процессобщения человека с собой в целях специальной психологической и физическойсамообработки, самомобилизации к преодолению предстоящих трудностей. Рефлексия– это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснениетого, как другие знают и понимают «рефлектующего», его личностные особенности,эмоциональные реакции и познавательные представления. Когда содержанием этихпредставлений выступает предмет совместной деятельности, развивается особаяформа рефлексии – предметно-рефлексивные отношения.
· Общение ссобой как способ преодоления «критических» ситуаций
Мы знаем, что на внешнееможно повлиять своим поведением, изменить его. По отношению же ко внутреннемумы вынуждены оставаться бессильными, так как не знаем с какой стороныподступиться, как на него воздействовать. Но это только представлениясложившиеся о рефлексии.
Для того чтобы показать,насколько глубоко внедрились эти ложные представления об исключительно«рефлексивной» функции человеческой психики, заведомо лишающей ее активного,организующего начала, рассмотрим следующие примеры. Племянник А.П. Чехова –Михаил Чехов в один из периодов впал в депрессию, врачебная помощь не помогала,тогда он стал искать ответ в философских книгах. Он долго размышлял надиндусской философией и понял, что в основе йогизма является творчество жизни.После этого он задумался о прожитой жизни, о самотворчестве, после чего у неговозник волевой порыв к овладению творческой энергией. В этом случае имеет местоне простая «рефлексия», а сложный и терпеливый период общения с собой, врезультате которых произошло открытие ранее неизвестных возможностей психики:творчество внутри себя. Итогом чего стало выздоровление М. Чехова. И подобныхпримеров можно привести множество. В раздумья из-за болезни «впадали» и Л. Толстой,и М. Зощенко. И это свойственно всем, к примеру, тяжелоатлет Юрий Власов врезультате нескольких несчастных случаев заболел, при чем непонятной болезнью,также врачи и лекарства не могли ему помочь, тогда он поставил перед собой цель– выздороветь собственными силами. И после долгих размышлений итогом сталосоздание лечебно-оздоровительной программы. Примером нашего времени думаю можнопривести певицу Надежду Кадышеву. Примерно десять лет её мучила депрессия, онажила сплошь на одни таблетки, но эффекта от них не было, ей стал безразличенбелый свет. Но рядом с ней всегда был её муж, который исполнял любой её каприз.И в один из таких дней, Н. Кадышева задумалась, почему это с ней происходит.Она перебрала в памяти всю жизнь и решила начать борьбу с этим состоянием, ну арезультат – мы снова видим её на сцене радостной и с новыми песнями.
Приведенные примерыговорят об очень многом. Прежде всего они подтверждают мысль римского философаи писателя Цицерона, высказанную им более девятнадцати столетий тому назад, оспецифике борьбы с душевными недугами. «Наука об исцелении души, — писал он, — есть философия, но помощь её приходит не извне, как помощь против телесныхболезней, — нет, мы сами должны пустить в дело все силы и средства, чтобыисцелить себя самим». К сожалению, мы не усвоили этой древней, но важнойистины, и потому каждый открывает ее для себя заново и самостоятельно. Формойже реализации этого вида самопомощи является общение человека с самим собой вцелях саморегуляции, самоорганизации, самопрограммирования. [13]
Глава 6. “Белеет парус одинокий…”
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!.
Что ищет он в странедалекой?
Что кинул он в краюродном?.
Играют волны – ветерсвищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлейлазури,
Над ним луч солнцазолотой…
А он, мятежный, проситбури,
Как будто в бурях естьпокой!
М.Ю. Лермонтов
В незапамятные времена,долгими зимними вечерами, когда в печной трубе со свистом завывал ветер, и учеловека на все хватало времени, находилось оно и для того, чтобы осиливатьобъемистые фолианты. Теперь ситуация изменилась. Мы все время торопимся, в томчисле и при чтении. В беллетристике предпочитаем рассказ роману, в специальнойлитературе в первую очередь отыскиваем указатель.[14]
Одиночество – это тожесвоего рода психологический феномен индивидуальной жизни. Одиночество можетпринести пользу, может помочь понять самого себя, приобрести навык общения ссобой, но с другой стороны, одиночество может «увести» человека далеко в свойвнутренний мир, откуда он уже не найдет дорогу обратно. Животные также могутбыть одинокими, «тем не менее, человек может быть более одинок, чем животное,так как у него есть разные способы испытать одиночество».[15]
Хотя одиночество ипроизошло от слова один, все же не обязательно оставаться одному, чтобыпочувствовать себя одиноким. Каждый проживает это чувство по своему, комуодиноко от того, что рядом никого нет, а кому-то даже тогда, когда его окружаеткуча народу.
· Страх ирадость одиночества
Одиночество неизбежно, ноосознание и принятие этого факта несет свободу · 12 июня 2008 г.
Одиночество— пугающая штука.Так, по крайней мере, его обычно воспринимают. Остатьсясовершенно одному, без друзей, без любимых, без родственников — одна из самыхужасающих картин для большинства людей. Остаться без чужого внимания, бездушевного сопереживания, без поддержки родных, без общественного признания и умеретьбезвестным и незамеченным — это ли не кошмар?
Внашем обществе, построенном на принципе социальной соревновательности, остатьсяв одиночестве — значит, проиграть. И общество заботится о том, чтобыпроигравших не было, поощряя всеми возможными способами расширение и укреплениесоциальных контактов. Государственные, религиозные и профессиональныепраздники, развлекательные мероприятия, спортивные олимпиады, социальныепрограммы, телевидение, интернет — все, чтобы собрать людей вместе и создатьиллюзию общности.
Действительно,когда кругом полно народу и все весело балагурят, довольно трудно сохранитьчувство отдаленности. Когда друзья называют тебя по имени, любимые шепчутласковые слова, коллеги восхищаются твоим способностями, а враги — боятся, гдеуж тут место беспокойству? Если вокруг столько людей, признающих твоесуществование, разве это не снимает проблему одиночества? К этому люди и стремятся— окружить себя неравнодушными и в этом найти умиротворение.
Нодавайте посмотрим чуть глубже. Чем так пугает одиночество или даже простоеминутное уединение? Что страшного в том, чтобы остаться наедине с собой? Почемуничем не занятое время вызывает уныние и упадок сил? Тем, кто немного знаком с психологией,ответ может показаться очевидным, но не спешите с выводами — за простым ответомскрывается проблема более глубокая.
Страходиночества
Всехнас переполняют тревоги. Как бы хорошо мы ни устроились в этой жизни, это недает гарантии умиротворения. За внешними успехами и достижениями, обычно,скрываются провалы и поражения внутренние. Изучение и решение душевных проблему нас не в чести, поскольку гораздо более важными считаются свершениясоциальные — творческие, профессиональные, политические. Сфера психическогоостается за кадром или, как минимум, отступает далеко на задний план.
Неизбежнымследствием такого положения дел становится постоянное внутреннее напряжение —недовольство собой, своей жизнью, своими поступками или их отсутствием.Множество вопросов, оставленных без ответа. Огромное количество проблем,решение которых так не хочется брать на себя. Боль потерь и упущенныхвозможностей, отсутствие смысла и понимания своего пути в жизни. Все это вместесоздает внутри свой персональный ад.
Этотзапутанный клубок проблем и вопросов постоянно напоминает о себе. Стоитоказаться в тишине, и все демоны собственной души выползают на поверхность. Отних какое-то время можно отмахиваться — внутренняя толстокожесть позволяетвыдерживать небольшие дозы одиночества. Но стоит перейти болевой порог илиснять защиту и даже самый уверенный в своей самостоятельности человекразрыдается горючими слезами.
Поэтомумы так боимся уединения. Нам постоянно нужны внешние раздражители, чтобыотвлекать внимание от внутренних переживаний. Если телевизор включитьдостаточно громко, он сможет заглушить голоса души. И тот же самый эффект даютдружеские попойки, праздники, культурные мероприятия, работа и все прочее, чеммы так любим занимать свое время.
Этовторой пласт проблемы одиночества. Он достаточно очевиден и легко выходит наповерхность при внимательном взгляде на себя и свою жизнь. Внутреннеебеспокойство и неуверенность в себе заставляют нас строить свои «социальныесети» и занимать все свое свободное время такими занятиями, которые создаютощущение осмысленности нашего существования. Состояние покоя, которое должно быбыть совершенно естественным, становится самым пугающим… но это еще не все.
Ужасодиночества
Насучат верить в то, что возможна настоящая дружба, что можно встретить своюполовинку, что можно найти среди людей свою родственную душу и, что это избавитнас от одиночества. Сказками о любви, дружбе и понимании вскармливают детей,превращая для них эти понятия в основной критерий личного счастья. Но отодиночества нельзя избавиться с помощью других людей. Самый лучший друг, самыйблизкий и родной человек, как бы сильно и искренне он того ни хотел, никогда несможет разделить наш мир. Мы одиноки, и одиноки неизбежно. Нет на свете тогочеловека, который бы нас понял и услышал. Кто бы ни уверял нас в обратном — этовсего лишь иллюзия. Точно так же, как и наши уверения в понимании близких, —это лишь самообман. Каждый из нас целиком и полностью одинок в своемсобственном изолированном мире. Нам может казаться, что все мы живем на однойпланете и дышим одним воздухом, но кто сказал, что мы все видим один и тот жемир? Ведь никто и никогда не смотрел на мир чужими глазами. Быть может, синеенебо, к которому я привык, в нервной системе другого человека воспринимаетсясовершенно иначе. Быть может, если в чужой мозг заложить «программу» моейличности, я вообще не узнаю окружающий мир?
Спервых проблесков сознания ребенка учат, что ложка — это ложка. Но как этуложку воспринимает ребенок? Никто этого не знает и никого это не интересует.Его просто учат называть некий комплекс восприятий «ложкой». Это всего лишьтакой уговор, что один и тот же кусок внешнего мира именуется одним и тем жесловом. Сила договоренности так велика, что со временем, лес исчезает задеревьями. Мир непосредственных переживаний превращается в мир слов и ярлыков.А поскольку мы все используем один и тот же язык, нам кажется, будто и мир мывоспринимаем более-менее одинаково. Но где основания для такого вывода? Еслипредставить людей в виде компьютеров, то это не будет привычный нашим взорамряд разноцветных снаружи и одинаковых внутри ПиСи-шек. Каждый человек — системауникальная на аппаратном уровне. Есть какие-то общие принципы в архитектуре, ноцентральный вычислительный процессор у каждого свой. Медики скажут, что и устройствомозга у всех людей более-менее одинаковое, но всего лишь вопрос локализациифункций, тогда как сам механизм исполнения этих функций никому не известен.Каждый человек обладает своей уникальной нейронной сетью, которая формируется вответ на проживание индивидуальной жизни в индивидуальных условиях. В процессеобучения в мозг закладывается программа интерпретаций, позволяющая сгладитьразличия в восприятии мира между уникальными нервными системами, но самовосприятие от этого не меняется. Каждый человек так и продолжает видеть свойсобственный мир, а вживленную программу со временем начинает считать собой. Такможет ли одна такая программа понять другую и избавить ее от чувстваодиночества? Если нет уверенности в одинаковом восприятии даже осязаемыхпредметов, то как можно рассчитывать на понимание душевных переживаний другогочеловека?… а ведь именно его мы и ищем.
Иливот другой взгляд на ту же проблему. Когда мы пытаемся понять другого человека,то на что мы опираемся? Если мы из самых лучших побуждений пытаемся помочьчеловеку принять решение в спорной ситуации, то можем ли мы действительнопомочь с этим?
Чтомы знаем о самых близких наших людях, кроме того, что они сами сочли нужнымрассказать? Что мы можем знать о другом человеке и как мы можем его понять,если не видим мир его глазами? Все мы уникальны, и как бы мы не пытались понятьдругого человека и его ситуацию, мы никогда не увидим полной картины, котораяперед ним разворачивается, а значит все наше «понимание» иллюзорно. С этой проблемойпсихологи сталкиваются каждый раз, когда пациент спрашивает, правильным ли былтот или иной его поступок. А откуда психологу это знать!? Как один человекможет судить о правильности или неправильности поступков другого человека, еслион не знает всех условий задачи? Каждая ситуация уникальна, каждый человекуникален, как тогда вообще можно судить о действиях другого человека?
Тоже самое с избавлением от одиночества. Как я могу решить проблему одиночествадля другого человека? Или как другой человек может избавить от одиночестваменя? Никак… Мы можем лишь помочь друг другу забыть и забыться. Родственныедуши, которые нам иногда встречаются, — это всего лишь люди, которые помогаютнам спрятаться от проблем настолько удачно, что кажется, будто они созданыспециально для нас. Наши вторые половинки — это лишь отражение наших неврозов вневрозах другого человека. Неудивительно, что такие люди наилучшим образомпозволяют нам укрыться от чувства одиночества и всех душевных неурядиц. И тембольше мы их за это ценим.
Ноэто только попытка побега из тюрьмы, которой мы считаем свою жизнь. Вместотого, чтобы принять свою уникальность, мы продолжаем желать невозможного —общности и единения с другими людьми. И вот он ужас бытия — мы обречены наодиночество.
· Радость исчастье одиночества
Но так ли страшен черт?Если одиночество — это наше неотъемлемое свойство, то стоит ли его так бояться?Да, никто и никогда нас не поймет, никто не разделит горести и радости нашегосуществования, ну и что? Осознание своего одиночества — это не трагедия, этоповод отказаться от иллюзий и перестать, наконец, цепляться за других людей. Ребенокнуждается в тех, кто обеспечит ему выживание, но потом мы взрослеем — почему жемы так и продолжаем всю жизнь опираться на других людей? Взрослый человек самможет справиться со всеми своими невзгодами. Жизнь никогда не ставит перед наминеразрешимых задач — так почему бы не опробовать свои силы? Осознание своейединственности и того, что никогда не будет рядом человека, который полностьютебя поймет, приносит странные чувства. Сначала, становится капельку грустно.Прожить всю жизнь в одиночестве — мысль, по меньшей мере, непривычная. Новскоре появляется необычное чувство свободы — больше нет смысла искать чужогопонимания, больше нет смысла доказывать свою правоту, больше нет смысластрадать от одиночества, больше нет смысла чувствовать вину за непониманиесвоих близких. Отношения с людьми, если искать в них решения своих душевныхпроблем, отнимают огромное количество сил. Постоянно приходится кого-то из себяизображать, быть хорошим, воспитанным, учтивым или, наоборот, вставать в позу,изображать недовольство, требовать внимания, манипулировать — все эти игрыважны только тогда, когда есть надежда на чужую оценку и понимание. Но когдабольше нет веры в чужие мнения о себе, какой смысл в этих играх? Почему бы несэкономить свои силы? В естественном состоянии исчезает заинтересованность в другихлюдях. Если чужая похвала или чужая критика больше не имеет веса, какой смыслпринимать ее всерьез? Если чужая поддержка не может по-настоящему поддержать,какой смысл ее искать? Если чужое недовольство порождено субъективнойреальностью этого человека, то какой смысл оправдываться? Остаешься один наодин со всем миром — сам за себя. Я никому ничего не должен, и мне никто ничегоне должен. Я нормален таким, какой есть, и все остальные нормальны, каковы быони ни были. Живи сам и дай жить другому — в этом счастье и радостьодиночества. И это — свобода. В своем одиночестве мы не всегда одиноки.
Глава 7. «Ангелы зовутэто небесной отрадой, черти – адской мукой, люди – любовью». Г. Гейне
· Умение любитьсвойственно только человеку
Еще одно удивительночудесное свойство есть у человека. Это умение любить, чувствовать другогочеловека как самого себя, понимать друг друга с полувзгляда. Это чудесноесостояние души человека. Любовь может быть самой разной. Это и братская любовь,и материнская, и эротическая, и любовь к самому себе и любовь к Богу, к чему-товысшему.
Любовь – это активнаязаинтересованность в жизни и развитии того, к кому мы испытываем это чувство.[16]
Любовь это высшая формачеловеческих чувств. О любви написано сотни тысяч книг. Во имя любви людипересекали океаны, творили величайшие произведения искусства и шли на плаху.Несмотря на это каждый отдельный человек проходит путь этого опыта сновасамостоятельно. Отношения межу людьми могут складываться по-разному, и внезависимости от этого любовь либо есть, либо ее нет.
Несмотря намногочисленные попытки унифицировать это чувство, единая формула любви так и ненайдена. Вместе с тем с токи зрения психологии есть определенные критерии,которые отличают любовь от всех остальных чувств.
В первую очередьэтот вид отношений основан на взаимной привлекательности людей. Любовь непривязана к общественной деятельности, когда отношения строятся исключительнона общих целях и разделении обязанностей. Взаимоотношение между людьми, котороеназывается любовью, не должно быть направлено на достижение, каких либо благ,ибо уже само по себе является благом. Любовь индивидуально избирательна,добровольна и основывается на взаимной симпатии. Так же можно сказать, что эточувство глубокое и интимное, подразумевающее не только взаимопомощь, но идуховную близость, откровенность, доверие.
Вместе с теммногие из перечисленных характеристик присущи и дружбе. Именно поэтому у многихлюдей испытывающих друг к другу симпатии возникает вопрос о том, являются ливновь появившиеся у них чувства любовью.
В первуюочередь следует сказать, что любовь приходит с формированием эмоциональнойзрелости. Именно поэтому первые юношеские или даже подростковые порывы души мыв последствии называем влюбленностью. Половое влечение зачастую является однимиз «китов» входящих в состав сложного чувства – любовь. Не пытаясь преуменьшитьважность сексуальных чувств, нужно заметить, что в том случае если они являютсяединственно важными, термин любовь здесь не применим. В подтверждение этого можнопривести два аргумента. С одной стороны хорошо известны факты, когда людилишенные сексуальных отношений, продолжают любить друг друга. С другой стороны,множество людей вступающие в сексуальную связь, совершенно ничего не испытываютк своему партнеру после очередного оргазма.
Любовь каксмыслообразующий фактор в жизни проявляется в желании жить для другогочеловека. При этом все радости и несчастья уже не воспринимаются обособленно.Между двумя людьми растворяется грань «Я» и «Не Я». У них появляется некотороеобщее ядро, вокруг которого дальше развиваются обе личности. Здесь, длянаглядности уместно вспомнить легенду об андромедах. Согласно этой легенде, современи создания люди достигли таких высот своего развития, что стали вровеньбогам. При этом боги испугались и разделили людей, на две части, мужскую иженскую. Но половинки обратно начали слипаться. Тогда боги перемешали половинкимежду собой, после чего люди на протяжении многих лет блуждают в поисках своейутраченной части. Может быть, именно поэтому ощущение божественной сущностизаставляет людей быть вместе и доставляет нечеловеческие страдания в случаерасставания. По этому поводу немецкий философ Гегель писал: «Истинная сущностьлюбви состоит в том, что бы отказаться от сознания самого себя, забыть себя вдругом я и, однако, в этом же исчезновении и забвении впервые обрести самогосебя и обладать самим собою». Действительно зрелое чувство любви направлено непросто на представителя другого пола, а на конкретную личность с ее неповторимоуникальными индивидуальными свойствами. С точки зрения окружающих такое чувствоможет оцениваться как заблуждение, и даже заболевание. Однако это не так. Чертыодного человек притягивают к чертам другого человека наподобие ключа к замку,являясь неповторимыми в своем роде. Понимание таких чувств со стороны другогочеловека означало бы, что он тоже влюблен в кого-то из тех, за чьей любовью оннаблюдает. Говоря проще не зная все тонкости личности другого человека нельзяпонять, почему он испытывает к кому-либо любовь. Так же важно отметитьподсознательные механизмы, которые также играют роль в формировании этоговеликого чувства. Указанные механизмы не осознаются и самим индивидуумом. Онпросто ощущает непреодолимую тягу к другому человеку, которую не может, объяснитни какими внешними факторами. Помните, как поется в песне: «Я смотрю ей в след,ничего в ней нет, а я все гляжу, взгляд не отвожу». Такое чувство иногдаоценивается, как колдовские чары и тогда люди в поисках спасения начинаютобогащать бесчисленные полчища шарлатанов. Что же касается продолжительностиэтого чувства, то тут так же вопрос сугубо индивидуальный. У одних она можетприсутствовать всю жизнь, у других она кратковременна как яркая вспышкападающей звезды. Но не стоит огорчаться если любовь к какому то конкретномучеловеку прошла. На самом деле это чувство не умирает, а просто переходит вдругие формы. По мнению психоаналитиков, такое чувство может принимать самыеразнообразные формы. Если у него нет возможности воплотится в другом человеке,оно может проявиться в любви к науке, искусству и даже алкоголю. Но припоявлении возможности и подходящего объекта любовь вновь возвращается впривычном для нас образе. Наверное, по этой причине была сказана всемиизвестная фраза, что любовь спасет мир.
В заключениеможно сказать, что вне зависимости от того был ли в отношении любви у васпозитивный или негативный опыт не нужно пытаться отказаться от этого чувствакак от ненужного рудимента. Любовь также важна для человека как дыхание исердцебиение. Любите и будьте любимы.
Заключение
психологическаяиндивидуальность феномен
Человек наделенсознанием, и потому, в отличие от других живых существ, человек не простореализует свой жизненный цикл, не просто живет, но проживает (или переживает)свою жизнь. Истолкование или конструирование жизненных событий человеком, а несами по себе события – вот что делает каждую человеческую жизнь неповторимой иопределяет бесконечное множество траекторий жизненного пути. Даже развитие отрождения и до самой смерти у каждого протекает по-своему и в тоже время онопохоже на развитие любого другого человека. Уникальность проявляется в том, чточеловек может создавать для себя как благоприятные условия для существования,так и неблагоприятные. Он может создать для себя несуществующего «героя», скоторым будет дружить и несуществующего «врага», которого они вместе будутпобеждать, если рядом нет людей, способных понять и помочь данному человеку.Или же у него будет столько различных реальных контактов, от которых душа егобудет петь и ликовать. И такое происходит с человеком на разных стадияхразвития. Развитие, которое также является загадкой и требует к себепристального внимания самого же человека.
Используя свой внутреннийпотенциал, человек способен сам себя вылечить от душевной болезни, и даже отлюбой болезни. Ведь нераз мы уже слышали о чудесном выздоровлении больныхраком, причем на последней стадии, люди вылечивались от СПИДа, когда таблеткине помогают. Что это? Это способность, умение самовнушения. Человек способеностаться наедине с самим собой и размышлять о своей жизни, иногда это полезно,поразмыслить над поступками, поведением, отношениями. Надо уметь вести диалог свнутренним Я, и немногие но умеют.
Любовью жизнь строиться. Дажев таком прекрасном чувстве есть изъяны, недостатки. Ведь любить может толькоодин, второй же будет только принимать реальность. Но это в лучшем случае.Самое лучшее — это когда две половинки находят друг друга, и их потоку чувствнет предела. Проявление чувств у каждого своё: у кого-то ярко и бурно, укого-то спокойно и мило. Индивидуальная жизнь как уникальный психологическихфеномен — так звучит тема, которую мы попытались разобрать. Жизнь любогочеловека по своему уникальна, в любом шаге его можно увидеть феномен. Ребенокродился – новое необыкновенное чудо появилось на свет; малыш пошел раньше«положенного» срока – чудо для родителей; подросток, свершивший поступок,свойственен взрослому – чудо для всех, ведь сложившийся стереотип «бунтаря –подростка» вдруг разрушился.
А если спросить человека:«Ваша жизнь уникальна или она похожа на миллионы других?» и, скорее всего мыуслышим ответ: «Да». И ведь в чем-то каждый человек по-своему прав.Индивидуальная жизнь – уникальный психологический феномен. И этим всё сказано.
Словарь
Индивидуальность – неповторимость, уникальностьсвойств человека. Это понятие используется в психологии при описании 2 явлений.
1. при анализеиндивидуально-психологических различий индивидуальность понимается каксвоеобразие психологических свойств человека, проявляющиеся в разных сферах(интеллекте, темпераменте, личности).
2. при анализеиерархической организации психологических свойств человека индивидуальностьвыступает как высший уровень этой иерархии по отношению к индивидному иличностному уровням: индивид – личность – индивидуальность.
Онтогенез — развитие психики от рождения доконца жизни человека или животного.
Филогенез – процесс изменения психики какпродукта эволюции.
Субъект — исполнитель практической,эстетической, познавательной и т.п. деятельности (индивид, соц.группа),источник активности, направленной на объект.
Восприятие – субъективный образ предмета(явления, процесса), непосредственно воздействующего на анализатор или системуанализаторов, в совокупности его свойств, в его объективной целостности.
Мнемическаядеятельность –активная деятельность человека, направленная на запоминание и воспроизведениематериала.
Способности – индивидуально-психологическиеособенности, отличающие одного человека от другого, определяющие успешностьвыполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениями навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучениям новым способам иприемам деятельности.
Перцептивные действия – основные единицы процессавосприятия как деятельности.
Рефлексия – мыслительный процесс, направленныйна анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи,опыта, чувств, состояний и т.д.
Деятельность – активное взаимодействие сокружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает каксубъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий такимобразом свои потребности.[17]
Список использованнойлитературы
1. Ильин Е.П.Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2004. – 701 с.: ил. – (Серия“Мастера психологии”).
2. Современныйпсихологический словарь/ Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, — СПб.: Прайм – Еврознак, 2007. – 634 [6] с.
3. Гримак Л.П.Общение с собой: Начала психологии активности. – М.: Политиздат, 1991. – 320 с.
4. Ананьев Б.Г. Человеккак предмет познания. – М.: Наука, 2000. – 351 с. (Серия “Памятники психологическоймысли”)
5. Лабиринтыодиночества: Пер. с англ./Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. – М.:Прогресс, 1989. – 624 с.
6. 6. Страх ирадость одиночества // Психологический журнал «Искусство быть собой»Архангельск(электронный ресурс) www.satway.ru
7. Фромм Э.Искусство любить: Исследование природы любви: Пер. с англ. – М.: Педагогика,1990. – 160 с.: ил.
8. Любовь какпсихологический феномен.Рощин А.А.www.family-doctor.kiev.ua/index.htm
9. Психология / Д.Майерс; пер. с англ. И.А. Карпиков, В.А. Старовойтова. – 2-е изд. – Мн.:«Поппури», 2006. – 848 с.: ил.
10. Крайг Г. Психологияразвития. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)
11. Адлер Альфред Понятьприроду человека/ Пер. Е.А. Цыпина – СПб.: «Академический проект», 2000 – 256с.
12. Вестникмосковского университета. Серия 18. Социология и политология. 2007 №2
13. Фромм Э. Душачеловека. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 664 с. (Классики зарубежнойпсихологии).
14. М.Ю. Лермонтов Сочинениев двух томах. Том первый / Сост. И комм. И.С. Чистовой; Вступ. Статья И.Л. Андроникова.– М.: Правда, 1988. – 720 с. с.175
15. Вера Каппони,Томаш Новак Сам себе психолог. (Серия «Искусство быть» книга седьмая). СПб.:«Питер», 1994. – 219 с.