Содержание
Введение
1. Теоретические особенности игры
1.1 Понятие игры
1.2 Теории игры
1.3 Классификация детских игр
2. Игра как средство развитиятворческих способностей человека
Заключение
Список использованной литературы
детская игра обучениеразвитие
Введение
Актуальность выбранной темы заключается в том,что на сегодня в науке нет единого определения игры, нет четко сформулированнойклассификации игр.
Изучением данной проблемызанимались такие ученые, как Д.Б. Эльконин, К.Д.Ушинский, Л.С. Выготский имногие другие.
Целью моей работы является теоретическоеизучение и практическое использование «Игры как средства развития творческихспособностей человека».
Для достиженияпоставленной цели мне необходимо решить ряд следующих задач:
1. Раскрыть понятие«игра».
2. Рассмотретьтеории игры.
3. Представитьклассификацию детских игр.
4. Рассмотреть «игрукак средство развития творческих способностей человека».
Предметом данного исследования является игра.
Объектом – человек с его творческимпотенциалом.
Практическаязначимость работыобусловлена индивидуальным подходом. Материалы работы можно использовать наспецкурсах и семинарах по психологии.
1. Теоретическиеособенности игры
1.1 Понятие игры
В своей работе мне хотелось,для начала рассмотреть понятие игры с разных сторон и дать определение. Играхранит и передает по наследству огромную гамму духовных, эмоциональныхценностей, человеческих проявлений. Традиционные формы игровой деятельности,народа, сложившейся в культурах прошлого, практически выродились и иссякли, чтоповлекло за собой обострение, обнищание социально-психологических процессовобщения, отчужденность людей и т.п. Игра является феноменом, присущим всейживой природе, а не только человеку. У животных же источником происхожденияигры являются инстинктивные приспособительные действия, отсюда видно, что «игры»животных не могут отражать окружающую их действительность. Их движения, похожиена игру человека, меняются лишь в случаях дрессировки при воспитании условныхрефлексов. Ничего общего с социальной игрой человека они не имеют. У человекаигра достигла своего наивысшего развития. Человек играет практически всю своюжизнь. Игра – исторически сложившееся общественное явление,самостоятельный вид деятельности, который обладает полезным средствомвоспитания детей и подростков. Она всегда целенаправленна и характеризуетсямногообразием целевых установок и мотивированных действий. Естественноисторическойосновой возникновения и развития игры является труд. В истории общества трудстарше игры, но в жизни человека игра предшествует его будущей трудовойдеятельности.
Игроваядеятельность имеет много общего с трудом, особенно, в детском возрасте. Но впроцессе игры человек не создает материальных ценностей для удовлетворенияжизненных потребностей. По мере совершенствования орудий производства, сразвитием языка, мышления игры выделяются в самостоятельный вид деятельности,становится богаче по своему содержанию, в них проявляются отвлеченные формыдвижений, возникают новые, более сложные действия. Выделившись в относительносамостоятельный вид деятельности, игры всегда определялись укладом жизниобщества, что отражалось не только на их содержании, но и на задачах ихиспользования в целях воспитания детей в соответствии с законами данногообщества.
«Слово «игра»…принадлежит к числу величайших, на языке человека и знаменует собой понятиенеобычайной широты. Игра в значительной степени является основой всейчеловеческой культуры. Это — освобождение от прямой нужды, от работы (рабства),человек начинает мыслить, чувствовать и творить свободно, повинуясь лишь жаждекаждой части своего организма — развернуться»[1].
Есливзять мнение Платона, то он видел единственно правильный путь жизни в игре, впении, в танцах, в воздаянии должного богам. Детскую игру он понимал какподражание деятельности взрослых и потому считал, что ее следует поддерживать иразвивать как ребенка. Таким образом, игра есть подражание и творчество.Аристотель наметил иную линию в развития игры. Игра — источник душевногоравновесия, гармонии души и тела. Можно определить ее проще, игра — преднамеренныйряд действий, преследующий определенную цель.
Н.Г. Чернышевский и Н.А.Добролюбов рассматривал игру как из действенных средств нравственного,физического и умственного воспитания. Они подчеркивали связь детских игр сокружающей детей жизнью. Наиболее ценными в воспитательном отношении онисчитали народные игры и развлечения.
К.Д. Ушинский игруребенка рассматривал как действительность ребенка с его действиями ипереживаниями. Он говорил, что действительность более интересна ребенку, чемокружающая его жизнь потому, что она ему более понятна. Ушинский отмечал влияниеокружающей среды на содержание детских игр. По его мнению, игры не проходятбесследно для будущей жизни ребенка и, в известной мере, содействуютформированию его личности. Он показал существенное влияние игр на развитиедетского воображения, особенно в дошкольном возрасте.
Таким образом, скажем: «человеческаяигра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношениямежду людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. Игрой учеловека является такое воссоздание человеческой деятельности, при которойвыделяется ее социальная, собственно человеческая суть – ее задачи и нормыотношений между людьми. При таком рассмотрении развернутой формы игры возникаетвозможность понять ее родство с искусством, которое имеет своим содержаниемтоже нормы человеческой жизни и деятельности, но, кроме того, ее смысл имотивы. Именно этим родством игры и искусства объясняется постепенноевытеснение развернутых форм игровой деятельности из жизни взрослых членовобщества разнообразными формами искусства»[2].
На протяжении многих летменялись не только игры, но и игрушки. На смену самодельным игрушкам пришлиэлектронные игры, роботы, компьютеры. В современную жизнь вошли компьютерныеигры. Традиционные формы игры и игрушки вытесняются или отходят на задний план.В сознание взрослого и в жизнь современного человека вторгся виртуальный мир — мир игры, и новая игрушка — компьютер.
Учитывая большое значениеигр в формировании личности, ученые и педагоги разных стран изучают сущностьигры, ее происхождение, развитие и значение. Нидерландский историк икультуролог Йохан Хейзинга в своей книге «Человек играющий» рассмотрел сущностьигры и выделил ее основные признаки. Человек, по его мнению, является лишьпостольку, поскольку он обладает способностью по своей воле выступать ипребывать субъектом игры. Она распространяется буквально на все, в том числе ина речь. По мнению ученого, всякая игра — прежде всего и в первуюочередь свободное действие. Игра по приказу или принуждению, уже больше неигра. Отсюда «первый основной признак игры: она свободна, она есть, свободна»[3].Второй признак заключается в том, «что игра не есть обыденная или настоящаяжизнь. Ее третий отличительный признак – замкнутость, ограниченность»[4].Еще один признак игры в том, что «игра начинается и в определенный момент ейприходит конец. Игра устанавливает порядок, она сама есть порядок»[5].В каждой игре – свои правила. Таким образом, игра обособляется от обыденнойжизни местом действия и продолжительностью. Она разыгрывается в определенныхрамках пространства и времени. Любая игра протекает внутри своего игровогопространства, которое обозначается, будь оно материально или идеально,преднамеренно или спонтанно.
Д.Б. Эльконин в своейкниге «Психология игры» пишет: «Слова «игра», «играть» в русском языке чрезвычайномногозначны. Слово «игра» употребляется в значении развлечения, в переносномзначении, например, «игра с огнем», и в значении чего-то необычного – «играприроды» или случайного – «игра судьбы». Слово «играть»употребляется в значении развлечения, исполнения какого-либо музыкальногопроизведения и роли в пьесе, в переносном значении притворства – «игратькомедию» или раздражающего действия – «играть на нервах»; заниматькакое-либо положение – «играть руководящую роль»; рисковать – «игратьжизнью»; обращаться с чем-либо лекгомысленно – «играть с огнем», «игратьс людьми»; проявляться в особой живости, блеске – «солнце играет на воде»,«волна играет»[6].
В детстве игра служитспособом обучения общению, выработке тех или иных практических навыков. Играимеет важное значение в жизни ребенка. Игра – понятие очень широкое, и взависимости от того, какое ему придают значение, какие именно игры имеют ввиду, определяется и должное отношение к игре. Игра заполняет огромный отрезокжизненного пути человека – от его младенческих лет до глубокой старости. Многиеигры остаются и навечно закрепляются в жизни совершенно уже взрослых людей.«Шахматы, футбол, бильярд, крокет и многие другие игры восходят на Олимпвеликих традиций вечности»[7]. Игра – этодеятельность ребенка, и очень сложная. В самом младшем возрасте ребенокпреимущественно играет. В школьном возрасте работа уже занимает очень важноеместо, но и в это время ребенок еще очень много играет, любит игру. Иградоставляет ребенку радость победы, или радость эстетическая. Ведущую роль вразвитии психики ребенка, да и вообще во всей его жизни, играет его собственнаядеятельность. Психика не только проявляется в деятельности, но и формируется вней. Смена возрастных этапов становления психики происходит под влияниемпоявления новой ведущей деятельности. Именно в процессе этой деятельности длякаждого возраста происходят важнейшие изменения познания, чувств, воли,характера личности ребенка. В отечественной психологии под ведущейдеятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественныеизменения в психике детей, происходит формирование основных психическихпроцессов и свойств личности, появляются психологические новообразования,характерные именно для данного конкретного возраста.
/>
Это не означает, что наопределенном возрастном этапе своего развития ребенок занят лишь одной какой-тодеятельностью.
Сущность игры как ведущейдеятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороныжизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающейдействительности. Великое значение игровой деятельности в развитиимотивационной сферы ребенка, сознательного желания учиться. Обращая внимание наэту особенность игры, Д.Б.Эльконин пишет: «Значение игры не ограничивается тем,что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанныес ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новаяпсихологическая форма мотивов. Именно в игре происходит переход от мотивов,имеющих форму досознательных, аффектно окрашенных непосредственных желаний, кмотивам, играющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности.Конечно, и другие виды деятельности льют воду на мельницу формирования этихновых потребностей, но ни в какой другой деятельности нет такого действенноговыделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре»[8].Ценность игровой деятельности заключается в том, что она обладает наибольшимивозможностями для формирования детского общества. Она как никакая другаядеятельность позволяет детям самостоятельно создавать те или иные формыобщения. В игровой деятельности складываются благоприятные условия для развитияинтеллекта, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и кэлементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способностьребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их. Игракак бы создает «зону ближайшего развития». Л.С.Выготский писал, что в игреребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычногоповседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя.
Исходя из педагогическихисследований игра есть:
· особое отношениеребенка к миру;
· особаядеятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективнаядеятельность;
· социальносозданный, навязанный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношения кмиру);
· особое содержанияусвоения (или усвоенное содержание);
· деятельность, входе которой происходит усвоение самых разнообразных содержаний и развитиепсихики ребенка;
· социально-педагогическаяформа организации всей детской жизни.
Можно еще долго говоритьоб игре, и мы рассмотрели большое количество различных мнений, но как сказалодин физик, понимание атома – детская игра по сравнению с пониманием детскойигры.
1.2 Теории игры
К концу XX столетия появилось такое множествоконцепций игры и в таком многообразии, что их можно систематизироватьопределенным образом. Основанием могут быть, например, ведущие факторы, накоторые опирается тот или иной теоретик при объяснении происхождения и функцийигры.
Получилиследующие группы теорий игры:
1.Теории,осмысляющие игру исходя преимущественно из биологических (биопсихологических)факторов.
2.Теории,основывающиеся на психологических факторах.
3.Теории,дающие социологическую, преимущественно социально-психологическую интерпретациюигры.
4.Синтетическиетеории, учитывающие различные факторы.
Началоразработки теории игры обычно связывают с именами таких мыслителей, какФ.Шиллер, Г.Спенсер, В.Вундт. Разрабатывая свои философские, психологические иглавным образом эстетические взгляды, они попутно, только в несколькихположениях, касались и игры как одного из самых распространенных явлений жизни,связывая происхождение игры с происхождением искусства.
ДляФ.Шиллера игра — это скорее наслаждение, связанное со свободным отвнешней потребности проявлением избытка жизненных сил: «Предмет побуждения кигре, представленный в общей схеме, может быть назван живым образом, понятием,служащим для обозначения всех эстетических свойств явления, одним словом, всеготого, что в обширнейшем смысле слова называется красотой». Для Шиллера играесть эстетическая деятельность. Избыток сил, свободных от внешних потребностейявляется лишь условием возникновения эстетического наслаждения, которое, поШиллеру, доставляется игрой. Введение Ф.Шиллером наслаждения как общего признакадля эстетической и игровой деятельности, оказало влияние на дальнейшуюразработку проблем игры.
Каксчитает Спенсер, игра является родом тренировки, «приносящей удовольствие», ипоэтому, согласно всеобщему психологическому закону удовольствия, полезна дляорганизма. По его мнению, высшие животные и человек, ввиду лучшейприспособленности, имеют избыток энергии, не затраченный на физическоесуществование. Все органы животных и человека сугубо целесообразны и служатлибо выживанию, либо продолжению рода. В силу этого они инстинктивно требуютпостоянной тренировки. Однако, используются не все органы сразу. Из этогоследует вывод: если стремление к энергетической разрядке не встречает внешнегоповода для настоящей деятельности, то возникает подражание этой деятельности,из чего, утверждает автор, происходит игра во всех ее формах. Игра обычновоспроизводит те действия, которые особенно важны для, сохранения жизнииндивида. В игре проявляются главные инстинкты: «какой бы ни была игра,удовольствие ее заключается в одержании победы, в торжестве над противником…Эта победа равносильна успеху в борьбе за существование и находит себеудовлетворение в победе в шахматной игре, за неимением победы более грубогосвойства»[9]. В реализации инстинктовСпенсер устанавливает природу игры как игры-состязания, игры-соревнования.Физиологизм игры распространяет и на искусство: игра — тренировка «низших»способностей; эстетическая деятельность — «высших» (слуха, зрения), гимнастиканервной системы, гигиена ума. Г.Спенсер уделяет игре не слишком много места испециально не занимается созданием теории игры. Свои взгляды по поводу игры онизлагает таким образом: «Деятельности, называемые играми, соединяются сэстетическими деятельностями одной общей им чертой, а именно тем, что ни те, нидругие не помогают сколько-нибудь прямым образом процессам, служащим для жизни»[10].Для Спенсера различия между игрой и эстетической деятельностью заключается лишьв том, что в игре находят выражение низшие способности, в то время как вэстетической деятельности — высшие. Приведенные выше высказывания не имелихарактера систематического изложения теории игры. Они заложили; лишь традициюрассмотрения природы игры в контексте возникновения эстетической деятельности.Согласно Спенсеру, игра биологически, совершенно бесполезна и бесцельна, онавозникает там, где серьезная жизнь не нужна или не может иметь место. Причинаигры, по Спенсеру, в скоплении жизненной энергии, оставшейся непотребленной;эта энергия ищет своего выхода хотя бы в бесцельной деятельности, каковойявляется игра.
Ближевсего к пониманию возникновения игры подошел В.Вундт. Однако и он склоненсчитать источником игры наслаждение. «Игра — это дитя труда, — писал он. — Нет ни одной игры, которая не имела бы себе прототипа в одной изформ серьезного труда, всегда предшествующего ей и по времени и по самомусуществу. Необходимость существования вынуждает человека к труду. А в нем онпостепенно научается ценить деятельность своих сил как источник наслаждения. Игра, — продолжает Вундт, — устраняет при этом полезную цель труда и, следовательно,делает целью этот самый приятный результат, сопровождающий труд»[11].
ЕслиГ.Спенсер, рассматривая игру, включал и игру человека- в биологический; аспект,то Вундт включает ее в аспект социально-исторический. Игрой у человекаявляется такое воссоздание человеческой деятельности, при котором из неевыделяется ее социальная, собственно человеческая суть — ее задачи и нормыотношений между людьми. Игра многомерна, в ней органично сочетаются иуживаются ценностное, эмоционально-волевое, интеллектуальное и действенное«измерения», реализуемые через игровую деятельность, игровое сознание и игровыеотношения.
Далее мырассмотрим концепцию игры В.Штерна. Определяя игру, Штерн пишет: «Свободная,являющаяся самоцелью деятельность — так нужно определить ее, если мы желаемохарактеризовать существующее при; игре состояние сознания. Деятельность этаявляется самоцелью, то есть вполне довольствуется самой собой, не направлена накакие-либо цели, лежащие вне ее. Цель игры в сознании играющего достигнута иисчерпана, когда игра окончена»[12]. Специфику игры Штернвидит в отсутствии внешней цели игры и в специфическом отношении кдействительности; фантазии, которая представляет собой в плане отношений кдействительности промежуточные формы между полным смешением субъективной иобъективной реальностей и полным сознанием видимости, иллюзии.
С точкизрения концепции гештальта К.Коффка развивает свое представление об игре. Игреон отводит чрезвычайно большое место в детской картине мира, «мире ребенка».«Даже тогда, когда ребенок не играет, его отношение к миру все же отличаетсяигровым характером»[13]. Мир ребенка, согласноКоффке, сходен с миром „примитивного человека" неразличением живогои неживого, мистическим характером восприятия. Иллюзия присуща ребенку приобращении с какой-нибудь вещью до тех пор, пока она находится в его детскоммире. Если он сталкивается с этой вещью в мире взрослых, он обращается с нейсовершенно иначе — для него это уже
другаявещь. Структура мира взрослых все больше расширяется, и постепенно то, что былодля ребенка полноправным миром, становится только игрой. Коффка анализирует игрукак проявление особого, качественно своеобразного мира ребенка, а не с точкизрения усвоения норм взрослого мира, подготовки к взрослой жизни и томуподобное — делает, следовательно, предметом рассмотрения мир играющего ребенкакак самостоятельное явление.
СогласноЖ. Пиаже игра есть форма творчества, но творчества с определенной целью. Играслужит для восстановления равновесия объекта со средой, она своего родасамоорганизующийся динамический механизм, позволяющий субъектуприспосабливаться к изменяющимся условиям существования. При этом в игрепроисходит опережающее отражение. В условном мире игры человек учитсяориентироваться и преодолевать трудности, уготованные ему в миредействительности. «Игра — своего рода подготовка к возможным формам поведения назаданном уровне, не предполагающая их немедленного практическогоиспользования». В концепции Пиаже речь идет о стратегическом значении игры. Исходяиз того, что интеллект формируется на основе начальных навыков, Пиаже считает,что по аналогии можно проследить эволюцию игры, начиная с простейших форм, вплотьдо творческих игр, которые в конечном счете, формируются в искусстве, науке,т.е. проследить путь развития творчества. Согласно Пиаже игра проявляется накаждой последующей стадии развития человека, при этом новые формы вбираютпредыдущие:
1)игра-упражнение — приводит к формированию наиболее сложных навыков; 2)символическая игра — способствует формированию семиотической функции ипроцессов замещения реальности знаками и символами, создавая тем самым основухудожественной деятельности;
3) играс правилами — допускает соревнование и соперничество.
В каждойиз этих категорий игр отражается уровень интеллектуального развития индивида.Столкнувшись с какой-нибудь ситуацией, организм прибегает к одной из трехформ поведения: а) инстинкту; б) приобретенному автоматизму или привычке; в)интеллекту. Поведение может сочетать в себе элементы всех трех форм. Особыхразличий между механизмом, используемым интеллектом для поиска решения, имеханизмами игры, Пиаже считает, не существует. Ж. Пиаже вносит новые смыслы втрадиционное понимание признаков игры и дает им единое истолкование.
· Критерийсамоцельности игры,ее «незаинтересованность». Речь идет о весьма распространенном утверждении, чторабота не имеет цели, заключенной в деятельности как таковой, тогда как цельигры заключена в ней самой. Пиаже признает справедливость этого критерия, ностремится уточнить и переосмыслить его. Он отмечает, что всякая игра, глубоко «заинтересована»,в том смысле, что игрока интересует результат. Кроме того, в ряде игр результатможет быть материально выгоднее работы.
· Критерийудовольствия. Игра — деятельность ради удовольствия; работа — для пользы, независимо отудовольствия. Отмечая важность этого критерия, Пиаже ссылается на мнениеЭ.Клапареда, видевшего в игре прямую, а в работе лишь опосредованную реализациюжелания или потребности, и, кроме того, на З.Фрейда с его различением вчеловеческой деятельности принципа удовольствия и принципа реальности. Пиажесчитает, что принцип удовольствия и принцип реальности вполне соответствуютудовольствию, получаемому от ассимиляции. Пиаже отмечает также, что есть игры,которые представляют собой символическое воспроизведение неприятных иболезненных для человека событий… Это доказывает первичность чистойассимиляции в игре (в форме повторения-события) и вторичность удовольствия.Игровое удовольствие, считает Пиаже, есть аффективное выражение этойассимиляции. Рассматривая иные критерии игры — ее произвольность в отличие отобязанности работы, неконфликтность в противоположность той же работе, Пиажеистолковывает их с точки зрения принципа ассимиляции, которая есть источниквозникающего у играющего человека ощущения свободы и выхода из тисковналоженных извне обязанностей. Общий вывод Пиаже заключается в том, чтодеятельность становится игровой в зависимости от внутренней ориентацииличности. Общим критерием игры является доминирующая ассимиляция — приспособление реальности к субъекту, победа Я над миром, стремление кповторению привычных схем и вытекающие отсюда ощущения свободы, законченности,мастерства. Эта точка зрения — личностное отношение, как единственный критерийспецифичности игровой деятельности — получила широкое распространение.
Постепеннозавоевавший мир в начале XX в.фрейдизм не мог не отразиться на теории игры. Как известно, необходимостьпроникнуть «по ту сторону удовольствия» возникла у З.Фрейда в связи с анализомтравматического невроза. Установив, что при травматических неврозах природа снаи сновидений, в которых обычно выражена тенденция исполнения желаний, нарушенаи отклонена от своих целей, Фрейд заключает: «Я предполагаю оставить темную имрачную тему травматического невроза и обратиться к изучению работыпсихического аппарата и его нормальных, наиболее ранних форм деятельности. Яимею в виду игру детей»[14]. Однако радостнуюкартину, в силу общего характера фрейдизма, его родоначальнику нарисовать неудалось. Критически отозвавшись о разных концепциях игры, Фрейд излагает своиидеи на основе наблюдения за игрой полуторагодовалого ребенка: «… мы подходимк утверждению, что при господстве принципа удовольствия есть средства и пути ктому, чтобы само по себе неприятное сделать предметом воспоминания и психическойобработки»[15]. Мотивы и результатытакой «психической обработки» Фрейд трактует в традиционном для себя плане:ребенок стремится перейти от примитивного переживания ситуации к активному перенесениюв игру неприятных переживаний на товарища и «отомстить» таким образом, тому,кого этот последний замещает. В конечном счете, Фрейд приходит к выводу: снытравматических невротиков и склонность ребенка к игре имеют одну природу:тенденцию к навязчивому воспроизведению.
Игра, вконцепции Берна, рассматривается как способ самореализации индивида, какструктура его поведения, как основа коммуникации и межличностного общения. Втеории Берна игра предстает на двух уровнях: игра какинтерсубъективность, интегральный аналог образа жизни и образа действия; игракак психоаналитический инструментарий, способ и метод «вытаскивания»подсознательного и, следовательно, лечебное средство. В этом качествепсихоаналитическая игра — аналог деловым играм и инструмент групповогопсихоанализа. «Следует вспомнить, — указывает Э. Берн, — что понятие игрыявляется научным. Игра — не просто привычка, поведение или реакция, носпецифическая последовательность операций, на каждую из которых ожидается специфическийответ: первый ход (или удар) — ответ; второй ход — ответ; третий ход — ответ;шах и мат»[16]. Первый из указанныхнами уровней игры Берн кладет в основу своей концепции жизненных сценариев и трансакционного(в некоторых изданиях — трансактного) анализа. Второй – в практику диагностики ипсихотерапии, осуществляемых при индивидуальном или групповом психоанализе, вучебных сценариях и на занятиях по психотренингу. Берновская теория игрыпринципиально отличается от традиционно-локального понимания игры как частногорода деятельности. Игра — не упражнение и не эксперимент, не простозащитный механизм, используемый от случая к случаю. Игра — образ жизни,скрывающийся в других формах жизнедеятельности личности. Каждый человек, как,демонстрирует Берн, играет постоянно, в подавляющих случаях — бессознательно,реализуя свое представление о себе, об окружающих, о целях и смыслахсуществования. Берн отказывается от традиционного представления об игре какдеятельности ради пользы или удовольствия. Мотивы игры гораздо глубже, а исходтрагичнее. Игра может явиться человеческой драмой с фатальным исходом,разрушить личность, принести несчастье близким, представлять
общественную опасность; вконце концов даже война в контексте предложений трактовки игры — зловещая, нотоже игра. Таким образом, игра — форма реализации жизненного сценария, асценарий — постепенное развертывание жизненного плана, который формируется враннем детстве, прежде всего под влиянием родителей, хотя и не только.Сценарный анализ — способ понять игру, которую ведет тот или иной человек в тотили иной период его жизни. Цель концепции Берна: понять игру, в которуюиграешь, ее скрытые мотивы и возможные последствия для субъекта и его окруженияозначает демистифицировать личную жизнь, а то и разрушить свой привычный,комфортный внутренний образ. Не случайно Берн утверждает, что конечная цель еготеоретической концепции и психоаналитической игровой практики — научитьчеловека меньше играть; искать подлинную искренность, человеческую близость,взаимопонимание.
Большоеколичество исследований связано с анализом возможностей, использовать игру дляпонимания ребенка, для его обучения, адаптации, терапии. В некоторых работахпредпринята попытка теоретического анализа игры. Ребенок использует игру длятого, пишет Эриксон, «чтобы компенсировать неудачи, страдания и фрустрации,особенно те, которые связаны с технически и культурно ограниченнымиспользованием языка»[17].
Играважна для ребенка потому, что дает ему возможность выражения чувств и влечений,которые не находят выражения вне игры. Это связано, во-первых, с тем, чторебенок может выражать в игре любые чувства, не боясь греха или опасности,которые связны с выражением этих чувств вне игры, и, во-вторых, с тем, что иградает богатые невербальные средства выражения, более близкие и естественныеребенку, чем речь. Игра — естественный язык детей. Ребенок сам придает своейигре значение. Особую ценность для ребенка в этом плане представляетдраматическая, или ролевая игра: Эриксон указывает, что такая игра — самаяестественная аутотерапевтическая мера для ребенка. При помощи игры он разрешаетсвои внутренние конфликты.
Всоветской психологии игра исследуется с 30-х годов, причем психологи пыталисьпонять детскую игру, основываясь на «особенностях взаимоотношения индивида сосредой»[18]. М.Я.Басов, анализируяобъективные условия существования ребенка, указывает, что для них характерноотсутствие у ребенка обязанностей, так как его существование обеспечиваетсяродителями. Это приводит к свободе во взаимоотношении со средой. Свобода эта иопределяет главную особенность игры.
П.П. Блонский,считая игру «основным видом активности дошкольника, в процессе которой онупражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт, воспроизводяи творчески комбинируя явления окружающей жизни»[19],вместе с тем считал, что термином «игра» объединяются самые разные видыдеятельности:
1) мнимые игры,
2) строительные игры,
3) подражательные игры,
4) драматизация,
5) подвижные,
6) интеллектуальные.
Проблему создания теории детской игры впервые поставил внашей психологии Л.С.Выготский. «Игра есть исполнение желаний, но неединичных желаний, а обобщенных аффектов»[20]. Игра создает зонуближайшего развития ребенка. В качестве центрального момента игры Выготскийвыделяет мнимую ситуацию. Эта мнимость и определяет сознание играющего ребенка.
Впоследние годы проводят исследования игры, связанные с ее педагогическимиспользованием. Сама игра понимается как «организуемая взрослым формаподготовки ребенка к будущей жизни в человеческом обществе»[21].В исследовании С.Н.Карповой и Л.Г.Лысюк рассматривается влияние игры нанравственное развитие ребенка. Игра, с точки зрения авторов, существеннадля нравственного развития потому, что в игре обеспечивается развитиенеобходимых предпосылок для становления нравственной регуляции поведения, и,потому, что в игре ребенок усваивает нравственные отношения, существующие вобществе.
С точкизрения Карповой и Лысюк подлинное присвоение нравственных отношений в сюжетно — ролевых отношениях невозможно.
Чтобынравственное содержание действительно стало руководством в поведении ребенка,оно должно быть включено в выполнение реальных задач, в решении которых ребенокбудет действовать от своего имени, а не с позиции, которую он выполняет вигре.В связи с этим авторы формируют гипотезу о различном влиянии двух планов игрына нравственное развитие дошкольника: «Сюжетно — ролевые отношения преимущественноопределяют развитие у дошкольника умения выделять и лучше познавать те сторонысвоих взаимоотношений с другими детьми, которые регулируются нравственныминормами. Отношения по поводу игры преимущественно способствуют присвоениюдетьми нравственных отношений и формированию у них соответствующих мотивов».Освоение исследований, связанных с понятием игры, дает возможностьсформулировать ряд характеризующих ее положений. Они таковы:
— игравыступает как самоценная и самостоятельная деятельность, в которой важен сампроцесс, а не результат;
— игра является свободной деятельностью, которая недетерминирована настоятельными практическими потребностями и не может бытьмеханически навязана извне чужой волей;
— игра— это удвоение реальности, создание «параллельного мира», взаимоналожениенастоящей и воображаемой действительности;
— игравыступает в качестве активной формы моделирования реальных жизненных ситуаций,но, поскольку игровой мир виртуален, эти ситуации легко варьируются в игре, втом числе, могут быть разыграны при фантастическом изменении основныхпараметров реальности.
Мы увидели многообразиеконцепций детской игры, множество ученых занимались решением этой проблемы, нооднозначного ответа, как это бывает в науке – нет.
1.3 Классификациядетских игр
Сложностьклассификации игр заключается в том, что они, как и любое явление культуры,испытывают серьезное влияние динамики исторического процесса любой новойформации, идеологии разных социальных групп. Игровой элемент присутствуетбуквально во всех видах деятельности человека. Сложность классификации игрытакже в том, что они отличаются одна от другой не только формальной моделью,набором правил, количественных показателей, но, прежде всего целями. Игры содинаковыми правилами, информационной базой могут быть весьма разными, так какиспользуются в разных целях: в одном случае — для анализа функционированиясистемы, в другом — для обучения детей, в третьем — в качестветренинга для принятия решений в моделируемых ситуациях, в четвертом — дляразвлечения и т.д.
Детскиеигры за весь период советской формации не собирались, не обобщались, значит, неклассифицировались. Прав известный психолог А.Н.Леонтьев, который утверждал,что, чтобы подойти к анализу конкретной игровой деятельности ребенка, нужновстать на путь не формального перечня тех игр, в которые он играет, апроникнуть в их действительную психологию, в смысл игры для ребенка. Толькотогда развитие игры выступит для нас в своем истинном внутреннем содержании.
Универсальнаяинтрига любой игры — победа над собой: физическая, духовная, интеллектуальная,творческая, любая. Наслаждение от процесса (иногда от результата) победы надсобой в этом мире. Никакие иные победы ребенка не идут в сравнение с этой, поэтомигры так любимы детьми. В них сфокусированы динамические: процессы жизни:устремление к желаемому (перспективы игры), полет мысли, мышечная разрядка,слияние с ритмами природы, «игра случая» и т.д. Большинству игр присущи четыреглавные черты: свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь пожеланию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не толькоот его результата (процедурное удовольствие); творческий, значительноимпровизационный, очень активный характер этой деятельности («полетворчества»); эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество,состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры,«эмоциональное напряжение»); наличие прямых или косвенных правил, отражающихсодержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Классификацияигры — это создание порядка игр, соподчиненных их назначением, составленных наоснове учета принципиальных и общих признаков и закономерных связей между ними.Классификация должна позволить ориентироваться в их многообразии, дать о нихточную информацию. В основе любой классификации присутствуют видовые признакиобъекта. Вид — видимое. Вид — одна из таксономических категорий. Иногдаего соотносят с рангом, разрядом, группой: Вид обращает внимание на принципиальноеотличие данного объекта от других. Вид включает в себя разновидность, вариантвида. Тип — образец, форма чего-либо, единица расчленения, группапредметов, явлений, объединенных внешними или внутренними чертами,стандартность свойств объекта. Тип — обобщенный образ, в данном случае игры. Кпонятию «классификация» относят термин (категорию) «класс». Класс —совокупность, группа предметов, явлений, обладающих общими признаками,уровнями, в зависимости от которых определяется место объекта в ряду себеподобных, система соподчиненных явлений; нечто устоявшееся, «классическое»,общепризнанное, в соответствии с чем идет классификация. По отношению кклассификации феномена игры, с нашей точки зрения, логичнее всего использоватьпонятие «вид», именно оно отражает сущность игры, вбирает в себя типы, образцы,формы.
Мы сошлемсялишь на двух авторов — К.Гросса и А.Гомм, К.Гросс подразделяет игровые явленияна четыре группы: боевые, любовные, подражательные, социальные.Группировка игр по таким видам построена на разнородных критериях, прежде всегона идее социальной деятельности. Английская исследовательница игр А.Гомм делитвсе игры на две группы: игры драматические и игры, построенные на«ловкости и удаче». У А. Гомм игры драматические имеют пять горизонтальныхприемов оформления: линейное, круговое, арочное, спиральное и произвольное. Повертикали она разбивает игры на 25 рубрик: игры свадебные; игры, построенные наухаживании и любви; игры «в крепость»; погребальные игры; земледельческие;торговые; религиозные; табу; природные; игры с угадыванием; колдовством; жертвоприношением;подражание спорту; подражание животным; игры с ведьмами и похищением детей;рыболовные; сбивание масла; угадывание; борьба и состязание; игры с пением итанцами; игры в прятание и поиски; чехарда; жмурки; фанты; игры с мячом. Этаклассификация дана вне какой-либо логики.
В литературесоветского периода классификацию игр сделал в начале 30-х гг. собиратель игрВ.Всеволодский-Гернгросс, который весь мир игровых явлений разбил на триосновных формальных вида, соприкасающихся каждый с особой категориейобщественной практики: игры драматические, спортивные и орнаментальные. Крометого, он выдвигает еще три промежуточных типа: спортивно-драматические,орнаментально-драматические и спортивно-орнаментальные, считая их самымираспространенными играми. Гернгросс в своем сборнике «Игры народов СССР»классифицирует, по сути, народные игры, т.е. игры крестьянства и «бывших вугнетении у царского правительства народов», в том классовонедифференцированном составе, в каком их понимала буржуазная этнография.Классовый подход Гернгросса научно наивен. Так, драматические игры он делит на:
1) игрыпроизводственные: охотничьи и рыболовные, скотоводческие и птицеводческие,земледельческие;
2) игрыбытовые: общественные (война, власть, торговля, школа и др.) и семейные;
3)игрыорнаментальные;
4) игрыспортивные: простые состязания, состязания с вещью[22].
Я.Корчакв книге «Как любить ребенка» представляет свое видение разновидностей игр ивыделяет отдельно хороводы, спокойные игры, игры на проверку силы и знаний.М.С. Коган выделяет «игры как таковые» (игры в прятки, в лапту) и «игрыхудожественные».
Наилучшийсистемный подход к классификации игр сделан Е.И.Добринской и Э.В.Соколовым,которые классифицируют игры «по содержательному признаку» (военные, спортивные,художественные, экономические, политические); «по составу и количествуучастников» (детские, взрослые, одиночные; парные, групповые); «по тому, какиеспособности они обнаруживают и тренируют» (физические, интеллектуальные,состязательные, творческие и др.). Данные авторы различают игры «по ихосновной; направленности»[23]. Они же к особому видутехнической игры относят игровые автоматы. Наконец, Добринская и Соколоввыделяют также игровые методы обучения.
Попытокклассификации игр немало. Большинство из них либо интуитивны, либо делаются наконкретно собранном материале игр. «В педагогической литературе приняторазличать: игры предметные, сюжетные, подвижные и дидактические. В своюочередь, сюжетные игры делятся, на ролевые, «режиссерские» иигры-драматизации». Такой подход явно не охватывает все богатство игровойпрактики, он давно устарел.
Можнопринять за аксиому общепринятый подход делить все игры детей и взрослых на две,а с нашей точки зрения, на три большие группы:
1. Игры с готовыми«жесткими» правилами.
2. Игры «вольные»,правила которых устанавливаются по ходу игровых действий.
3. Игры,в которых наличествуют и свободная игровая стихия, и правила, принятые вкачестве условия игры и возникающие по ее ходу.
Каждыйблок или вид игр следует различать по следующим принципиальным внешним ивнутренним признакам (показателям, приметам, знакам, признаниям).К внешнимпризнакам игры мы относим ее содержание, форму, место проведения, состав иколичество участников, степень регулирования и управления, наличие аксессуаров.Дадим некоторые уточнения, связанные с делением игр по внешним признакам.
Посодержанию. Содержание — определяющая сторонаигры как таковой, оно представляет единство всех составных элементов: еесвойств, внутренних процессов, основной идеи игры, ее смысла как социальногоявления. Содержание— это то, что содержит в себе игра. Оно включает всебя фабулу, тему, интригу, задачи игры. Содержание — это основнаянаправленность игры. По содержанию игры с готовыми правилами различаютследующим образом: спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические),строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные,танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры-упражнения),шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и т.д.
Посодержанию «вольные» (свободные) игры различаются по той сфере жизни, которуюони отражают: военные, свадебные, театральные, художественные; бытовые игры впрофессию; этнографические игры и т.п. Есть позитивные социально-этические игрыи асоциальные (игры на деньги и вещи, корыстные, криминальные игры, игрыложного риска, опасные для жизни, игры азартные, вульгарные и пустые).Содержание же дает основание подразделять игры на самобытные (цельные) икомплексные, объединяющие в себе органично игры разного вида.
Поформе.Как известно, форма вфилософской трактовке есть способ существования и выражения содержания. Онаозначает внутреннюю организацию содержания и связана с понятием «структура».
Кругявлений, за которыми в науке ив быту установилось наименование игровых,достаточно велик и разнороден. Мы уже говорили, что имеют право на существованиеигры-танцы, игры-пантомимы, игры-песни, игры- театрализации, игры-ритуалы ицеремониалы и т.п.Можно выделить в самостоятельные типовые группы, следующиеигры:
- собственнодетские игры всех видов;
- игры-празднества,игровые праздники;
- игровой фольклор;
- театральныеигровые действа;
- игровые тренингии упражнения;
- игровые анкеты,вопросники, тесты;
- эстрадные игровыеимпровизации;
— соревнования,состязания, противоборства, соперничества, конкурсы, эстафеты, старты;
— свадебныеобряды, игровые обычаи;
— мистификации,розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т.п.
Интенсивноеиспользование игр во второй половине XX столетия в качестве модели обучения дает основание подразделять игры на внеутилитарныеи деловые (имитационные, организационно-деятельностные, игры-маневры ит.п.). Первые есть собственно игры, вторые — модельно-обучающие, в которых игра- технологический способ обучения.
Повремени проведения. Времяпорождает специфические игры, стимулирует их появление. Такие игры называютсезонными или природными (зимние, весенние, летние, осенние). Их различают пообъему времени (длительные, временные, кратковременные, игры-минутки).
Поместу проведения. Этонастольные (застольные), комнатные, уличные, дворовые игры, игры на воздухе,игра на местности (в лесу, в поле, на воде и т.д.), игры на празднике, игры наэстраде.
Посоставу и количеству участников. Различаютсяигры по возрасту, полу, составу, количеству участников. В этом планепрактикуются игры младших детей (младенцев, дошкольников), игры детей младшего,среднего и старшего школьного возраста, а также игры взрослых людей.
Постепени регулирования, управления. Существуютигры, предложенные, организованные взрослыми или школьником-инструктором,затейником, игровиком, и стихийные, импровизированные, экспромтные, возникшиеспонтанно по прихоти детей (вольные, свободные, естественные, самодеятельные,самостоятельные).
Поналичию или отсутствию необходимых для игры аксессуаров(инвентаря, предметов, игрушек, костюмов и т.п.).Различают игры без предметов и с предметами (предметные игры — с мячом,веревкой, жгутом, битой и т.п.); компьютерные игры; игры — автоматы;игры-аттракционы и др.
Квнутренним признакамигры относят способности индивида к игре и в игре: обособление, воображение,состязательность, перенесение, повторение, слияние с природой, импровизация,имитация, риск, интенсивность поведения в игре, то есть игры могут быть, кпримеру, заданного типа или импровизационными' самобытными или подражательными,с меньшей или большей; дозой риска; пассивного типа или активного, обособленныеили открытые и т.п.
Классификация;игр дает основание уточнить системы соподчиненных игр того или иного целевогоназначения, позволяет, ориентироваться в многообразии игровых объектов, их осмысленногоиспользования. Значение игры невозможно исчерпать и оценитьразвлекательно-реактивными возможностями. В том и состоит феномен игры, что,являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в игру-творчество, вигру-обучение, в игру-терапию, в игру- модель типа человеческий отношений ипроявлений в труде. Темой детских игр может быть буквально любая деятельностьчеловека:
Классификацияигр как отражение известной и непредсказуемой деятельности, регулирующейтворческую активность индивида, представляется нам важной задачей. Игры внастоящее время выходят на новый, высокий уровень, используются разнообразно ирезультативно. Не отрицая иных подходов к их классификации, мы за ее основупредлагаем взять человеческую деятельность, которую игры отражают, базовые видыкоторой они в значительной степени моделируют. С одной стороны, такая деятельность,ее вертикальные и горизонтальные связи — это досуг (собственно игра), познание,труд, общение. С другой -это психофизическая интеллектуально-творческая и социальнаядеятельность, взаимопроникающие друг в друга, имеющие свои. модельности,структуры, функции, элементы, результаты. С этой позиции мы делим все детскиеигры на следующие виды:
1. Физические ипсихологические игры и тренинги: двигательные (спортивные, подвижные,моторные); экстатические, экспромтные игры и развлечения; освобождающие игры изабавы; лечебные игры (игротерапия).
2. Интеллектуально-творческиеигры: предметные забавы; сюжетно-интеллектуальные игры; дидактические игры(учебно-предметные, обучающие, познавательные); строительные, трудовые, технические,конструкторские; электронные, компьютерные игры, игры-автоматы (кнопочныеигры); игровые методы обучения.
3. Социальные игры:творческие сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры-драматизации,игры-грезы); деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные,организационно мыслительные, ролевые, имитационные).
4. Комплексные игры(коллективно-творческая, досуговая деятельность).
Многообразие классификаций игр неизбежно, ведь многие ученые занималисьэтим поиском ответа на этот вопрос и каждый предлагал свой вариантсистематизации.
2. Игракак средство развития творческих способностей человека
Играимеет особое значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослогоимеет деятельность, работа,. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет вработе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего «человека» происходит,прежде всего — в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работникаможет быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу. Детстворождает собственную культуру бытия ребенка. Значение игровой деятельности вкультуре можно понять из потребности воспроизводства отношений человека кдействительному миру, которые он в реальной ситуации осуществить не может, изпотребности общения и обмена деятельностью и эмоциями. Игра имеетпроцессуальный и преходящий характер, ее цель — изменение личности. Играявляется средством адаптации к культуре. Она готовит ребенка к будущейсамостоятельной жизни. В ней ребенок, прежде всего, учится быть человеком. Играпринципиально отличается от подражания. В игровой деятельности всегдаприсутствует воображение, которое не дает слиться с объектом подражания,сохраняет по отношению к нему определенную дистанцию. Дети, играя в войну,увлечены, верят, что «это так», что происходит бой, и в то же время знают, что«это не так», никого здесь не убьют. Подражая чему-то красивому, возвышенному,опасному, чему-то другому, чем то, что окружает, ребенок никогда не теряетпредставления об «обычной действительности». Игра и воображение неразрывновзаимосвязаны. По Л.С. Выготскому игра — это «общий корень»художественной деятельности ребенка. Дети всегда стремятся сочинять,сочинительство — это такая же деятельность воображения, как и игра. Игравыступает в качестве способа освоения им мира. В дальнейшем таким способомосвоения мира становится учение, хотя игра и не исчезает полностью из жизниподростка. Игра обладает качествами, обращенными непосредственно к основнымсущностным чертам человека; она выступает как своеобразное замещение реальной ситуации,как подлинно человеческая деятельность. Игра возникает с необходимостью вопределенный период развития человека, и это непосредственно связано с задачамивоспитания целостной личности.
Мир игрыесть результат воображения, к этому приходит Гросс, исследуя детскую игру.Эльконин в отличие от Гросса полагает, что элемент фантазии, присутствуя вкаждой игре, не отгораживает друг от друга творческую и приспособительнуюфункцию игры, а наоборот, объединяет их, требуя от ребенка активнойэмоциональной реакции на окружающий мир. Фантазия не просто присутствует вигре, она творит игру, она является важнейшим механизмом трансформацииреальности в игровой мир.
Способностьк игре и потребность к ней заложена в бытийной природе человека познающего,человека активно пропускающего окружающий мир через призму субъективныхвосприятий и представлений, через мир собственного воображения, продуцирующегоразные игровые формы. Человек играющий есть человек создающий собственный мир,а следовательно, человек творящий. Будучи человеком творящим, если веритьН.Бердяеву, он превращается в существо подобное Богу. Человек — великое чудотворения, он создан «по образу и подобию Божью», а следовательно, создансвободным, в нем как в зеркале отражен весь мир, а точнее, он сам являетсяцелым миром, моделью всего, что создано «от века». «Человек — микрокосм, в немдана разгадка тайны бытия — макрокосма»[24]. Поэтому тот, кто хочетпонять мир должен понять человека, считает Бердяев. Игра — не безучастна ктворчеству и не лишена его. Далеко не все, что создано человеческим гением,можно назвать игрой, но все, что создано человеком, есть результат еготворческих усилий. Игра питает все иные сферы бытия, но не создает их. Человекумеет играть и испытывает потребность в игре в силу рефлексивной природы своегосознания проявляющейся в первую очередь в фантазии. Согласно традиционномупониманию, сложившемуся в психологии и философии к началу нашего столетия,фантазия — это способность создавать новые образы (а также воспроизводитьобразы, сохраняющиеся в памяти). Маленькая девочка, играя с куклой, воображаетсебя матерью и прекрасно знает, что все ее действия; — это «понарошку». Эторазделение мира на «взаправду» и «понарошку» блестяще описал Эльконин, делаявывод, что там, где «взаправду» игры нет, она: — там, где, «понарошку».Играющая девочка воспроизводит материнские функции, воображая, фантазируя,создавая образ матери. Она сама творит свой игровой мир. То же можно сказать обактерской игре. Результатом сознательного удвоения мира становится и удвоениеличности. «Животное не знает игры фантазии как общения с возможностями, оно неиграет, относя себя к воображаемой видимости». Человек, как существо мыслящее итворящее, есть единственный субъект игровой деятельности, игрового сознания иигровых отношений. Котенок, играющий с бантиком, и котенок, лакающий молоко, — это один и тот же котенок. Ребенок, уныло ковыряющий ложкой манную кашу, иребенок, оседлавший палочку, воображая себя, лихим наездником, — это два разныхребенка. Животное не играет в полном смысле этого слова. На наш взгляд, здесьцелесообразно говорить не о наличии игры в ее подлинном воплощении, в ееспецифике и самости, а о неких зачатках игры или, лучше, ее предпосылках, такжекак мы говорим о предпосылках сознания в животном мире в видевысокоорганизованной психики. Наверное, как психические процессы животного в результатеэволюции трансформируются в мыслительную деятельность человека, его игровоеповедение вырастает в самобытное, целостное, качественно определенное явление –игру. Человек, наделенный фантазией, это уже множество людей в одном лице, этовозможность игры, ибо только у него есть способность превращать возможное вдействительное, а невозможное делать возможным. Без эмоций невозможно познаниеистины. В своей субъективной реальности игра определяется связью сэмоциональностью. Игра служит, прежде всего, запросам чувства, именно поэтомудети часто легко разрушают то, что создали в процессе игры (замки из кубиков,сшитые наряды для кукол и т.д.): вещи сами по себе, их здесь не интересуют. Ивзрослые, и дети одинаково «не выносят», когда кто-либо в процессе игрыначинает «баловаться», шутливо и игриво, а не «серьезно» относится к тому, чтоони делают. Установка на серьезность всецело определяется в игре интересамичувства — и этим она отличается от серьезности, которая сопровождает всеостальные сферы бытия — труд, любовь, смерть и т.д. Игровая серьезность — этоглубина чувств и переживаний, момент подлинности в рамках условного бытия. Играниекак процесс и состояние души в своем чувственно-эмоциональном бытии связано с удовольствием.Игра есть тот вид удовольствия, который доступен всем, игры, как иудовольствия, могут быть «плохими» и «хорошими»; нести благо и зло, учить,лечить душу, помогать, а могут и обозлить, искалечить; каждый сам выбирает своиигры, а выбор определяется множеством факторов. Неизменным остается, тольконацеленность игры на получение удовольствия. Игры без удовольствия не бывает, вто время как удовольствие без игры вполне достижимо.
Бытьможет потому, что нам жалко расставаться с детством, где игра органична иестественна, где она есть главный способ освоения мира, почему, собственно иформируется ролевая игра, ребенок как бы примеривает на себя свою будущуюжизнь? А существует ли вообще это разделение на детство ине — детство впределах бытийной значимости тех или иных явлений? Почему гении человечествачасто напоминают по своему поведению и мироощущению детей? Не потому ли, что«умеют» и не боятся играть?
Каждыйсогласится с тем, что неиграющий ребенок — это нонсенс, скорее аномалия, чемнорма, то, что вызывает тревогу родителей, педагогов и врачей. Детство — это нетолько и не столько подготовка к взрослой жизни, сколько самобытное исамоценное явление, подлинное бытие, настоящая жизнь, которая быть может,гораздо более значима, чем вся последующая. Детская игра чрезвычайносодержательна, многогранна, она составляет основное содержание жизни ребенка. Ачто составляет содержание игры? — Жизнь, во всем ее многообразии и проявлениях.Это взаимопроникновение игры и жизни, их взаимообусловленность характеризует нетолько детскую игру, но игру вообще. Однако в контексте детства играреализуется и проявляется, «определяется» полнее и ярче. Интересно посмотретьна игру с точки зрения философского осмысления детства. Мир детства — мирглубоких переживаний, сильных эмоций, всепоглощающего чувства. Детство —интуитивное постижение правды жизни, глубинный онтологический его смысл — этобезграничная подлинность. Как же эта подлинность сочетается с условностью игры,которую мы назвали неотъемлемой принадлежностью детства? Нет ли здесьпротиворечия? Конечно, есть, и это парадокс, который лишь выявляет глубинныемоменты единства парадоксальных явлений — в нашем случае это подлинность,искренность детства и условность, мнимость игрового мира. Состояние играния дляребенка — это как раз и есть момент подлинности. Игра сохраняет и охраняетподлинность, искренность, наивность от жестокой лжи повседневности. Будучимнимой, игра никогда не бывает лживой, так как ложь невозможна там, гдеизначально присутствует видимость, не выдаваемая за реальность, а существующаясама по себе. Ведь ложь предполагает подмену одного явления — настоящего,другим — ложным, игра же не подменяет собой реальность, она существует вместе сней.
Играискренна так же как ребенок, и вероятно, поэтому они так хорошо «понимают» другдруга и так органично сочетаются — дитя и игра. Ребенок «заброшен» в мир чуждыйи непонятный ему, часто пугающий и невероятно огромный, но интересный.Заинтересованность и попытка приблизить этот мир к себе толкает ребенка кадаптационно-приспособительной деятельности путем создания собственногоусловного мира. Условность игры и подлинность детского восприятия мираорганично дополняют друг друга, быть может, именно поэтому, игра навсегдасохраняет в себе подлинность эмоций, которые и являются источником удовольствия.
Заключение
Впредставленной работе нами было рассмотрено понятие «игры», ее теоретическиеособенности. Каждый ученый подходил к решению этой проблемы по-своему. Представленноеисследование подводит нас к пониманию, что игра – исторически сложившееся обобщенноеявление, самостоятельный вид деятельности, который обладает полезным средствомвоспитания детей и подростков. Это определение более точно выявляет сущностьигры. Также в работе представлены наиболее известные теории игры, такихизвестных ученых как Ф.Шиллер, В.Вундт, Г.Спенсер и других, была рассмотренаклассификация игр, проанализировано влияние игры на развитие творческихспособностей человека.
Основываясьна высказывании одного физика, следует закончить словами «понимание атома –детская игра по сравнению с пониманием детской игры».
Таким образом, учитываявышесказанное, была достигнута цель работы. Написана курсовая работа на тему«Игра как средство развития творческих способностей человека».
Списокиспользованной литературы
1. Басов М.Я. Общиеосновы педологии, М.-Л., 1931.
2. Бердяев Н.А.Философия свободы. Смысл Творчества. М., 1989.
3. Берн Э. Игры, вкоторые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которыеиграют в игры: Психология человеческой судьбы. М: ФАИР-ПРЕСС, 1999.
4. Берн Э.Трансакционный анализ и психотерапия, СПб., 1992.
5. Блонский П.П.Педология. М., 1999.
6. Выготский Л.С.Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. Вопросы психологии, 19
7. 66, N6.
8. Вундт Вильгельм.Этика. — СПб., 1887.
9. Добринская Е.И.«Свободное время и развитие личности». Л., 1983.
10. Игры народовСССР: Сборник материалов / Сост. В.Н.Всеволодовский-Гернгросс и др. М.; Л.1933.
11. Карпова C.H., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. М.,1986
12. Коффка К. Основыпсихологического развития. М.-Л., 1934.
13. Луначарский А.В.Игра // Издание театрального раздела Наркомата по просвещению. Вып. 1. Пг.,1918.
14. Обухова Л.Ф. Возрастная психология.Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2000.
15. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.,1932.
16. Терский В.Н.,Кель О.С. «Просвящение», М., 1966.
17. Спенсер Г.Основания психологии. СПб., 1897.
18. Ушинский К.Д.Собр. соч. В 8 т. Т. 8. Л., 1950.
19. Фрейд 3. По тусторону принципа удовольствия. М., 1912.
20. Хейзинга Йохан«Человек играющий». Прогресс. М., 1937.
21. Шиллер Ф. Собр.соч., т.6.
22. Штерн В.Психология раннего детства до шестилетнего возраста, 1922.
23. Эльконин Д.Б.Психология игры. «Высшая школа», М., 1999.
24. Эрик Г.Эриксон.Детство и общество. — Изд. 2-е, СПб., 1996.