ЗНАЧЕНИЕ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ В ЖИЗНИЧЕЛОВЕКА
План:
Введение……………………………………………………………..3
1.Основныеэмоциональные процессы и управление ими………..4
2. Видычувств……………………………………………………….8
3.Значениеэмоций и чувств в жизни человека……………………10
Заключение…………………………………………………………..14
Списокисточников………………………………………………….15
ВВЕДЕНИЕ
Эмоции ичувства выражают наше отношение к тому, что мы познаем, к нашим поступкам.Знания об эмоциях необходимы каждому для того, чтобы лучше понять других исамих себя. Не понимая себя, невозможно понять другого человека.
Эмоцииобразуют основную побудительную силу и своим влиянием способны изменить образжизни, действий и общения. Неспособность или нежелание понять эмоциональноесостояние другого человека приводит к психологической несовместимости и нередкостановится причиной тех или иных конфликтов.
Рольэмоциональных побуждений трудно переоценить. Духовный мир человека неопределяется рамками его профессии или образования. Его эмоциональные запросыи отношения могут быть многосторонними или узкими, широкими, богатыми илибедными, ограниченными.
Знаниезакона земного тяготения Ньютона, периодической системы элементов Менделеева идругих закономерностей расширяет сферу общих знаний, но они не охватываютчувственную природу человека.
Сознаниечеловека, по мнению известного академика В.И. Вернадского, есть особая силаприроды среди всех других. Социально-детерминированное сознание человека естьзнание, которое может стать достоянием других членов общества.[1]Сознание-это мышление вместе с кем-то. Осознать- значит приобрести потенциальнуювозможность передать свое сознание другому, более того- сочувствовать ему,сотрудничать с ним.
Стремлениек поддержанию у себя и у окружающих положительного эмоционального настрояобеспечивает здоровье, бодрость и счастье. Для благоприятного, положительного«эмоционального климата» необходимы доброжелательность, культура. Цельюданной работы является рассмотрение роли эмоций и чувств в жизни человека.
1.ОСНОВНЫЕЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ
Преждевсего, необходимо разобраться в понятиях эмоций и чувств. Что же это такое?
Еслизаглянуть в психологический словарь, то в нем эмоции трактуются следующимобразом: Эмоции ( лат.- потрясаю, волную)- психическое отражениев форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явленийи ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностямсубъекта».[2]
Эмоции- особыйкласс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей.[3]
Кроме того,эмоции- психический процесс импульсивной регуляции поведения,основанный на чувственном отражении потребностей значимости внешнихвоздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.[4]
АлексееваЛ.В. указывает на то, что «непосредственное отражение своих состояний»,«переживание отношения», « выражение отношения»- это все характеристики,традиционно включаемые в определение эмоций.[5]
Эмоциивозникли, как утверждал Ч.Дарвин, в процессе эволюции как средство, при помощикоторого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.
Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились каксвоеобразный способ поддерживания жизненного процесса в его оптимальныхграницах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избыткакаких-либо факторов.
Самаястарая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная у живых существформа эмоциональных переживаний- это удовольствие, получаемое отудовлетворения органических потребностей, и неудовольствие,связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующейпотребности.
Кроме того,к классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Этотак называемые «чистые» эмоции.[6]Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявленияего активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
У человекаглавная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаемдруг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучшепреднастраиваться на совместную деятельность и общение.
Эмоции ичувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности,имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувствавыражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный моментпотребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия илидеятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемымиситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственныевнутренние переживания, коммуницируются, т.е. передаются другим людям,сопереживаются.
Чувства- высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны сопределенными, входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности илюдьми, окружающими человека.
Чувства-еще более, чем эмоции, устойчивые психические состояния, имеющие четковыраженный предметный характер, они выражают устойчивое отношение к каким-либообъектам ( реальным или воображаемым).
Эмоции ичувства- личностные образования. Они характеризуют человека социально-психологически.Подчеркивая собственно-личностное значение эмоциональных процессов, В.К.Вилюнас пишет: « Эмоциональное событие может вызвать формирование новыхэмоциональных отношений к различным обстоятельствам… Предметом любви-ненавистистановится все, что познается субъектом как причинаудовольствия-неудовольствия».[7]
Эмоцииобычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватностиему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживаниесложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищатьситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи спредставлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.
Чувства же носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некоторомобъекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и,развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончаявысшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам.
Настроение-самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведениечеловека.
Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышатьили понижать жизнедеятельность человека. Первые называются стеническими,вторые- астеническими. Возникновение и проявление эмоций, чувств связано сосложной комплексной работой коры, подкорки головного мозга и вегетативнойнервной системы, регулирующей работу внутренних органов. Этим определяетсятесная связь эмоций и чувств с деятельностью сердца, дыхания, с изменениями вдеятельности скелетных мышц (пантомимика) и лицевых мышц (мимика). Специальныеэксперименты обнаружили в глубине мозга, в лимбической системе существованиецентров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров«наслаждения, рая» и «страдания, ада».
С.Л.Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить трисферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные,нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую(аффективно-эмоциальную) чувствительность, предметные чувства и обобщенныемировоззренческие чувства.[8]
К аффективно-эмоциональнойчувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия инеудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органическихпотребностей.
Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видамидеятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются наматериальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищенииодними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим.
Мировоззренческиечувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, социальнымсобытиям, нравственным категориям и ценностям.
2.ВИДЫ ЧУВСТВ
Исходя изобъекта чувств, представленного в сфере социальных явлений, их подразделяют навиды: моральные, эстетические, интеллектуальные, практические.
Моральные чувстваиспытывает человек при восприятии явлений действительности с точки зрениянравственных ценностных ориентаций, выработанных обществом. Это представленияо долге, потребность соответствовать нравственным требованиям общества, чувстводолга- ответственность за свое поведение перед другими людьми.
Предметомморальных чувств является сам человек. К ним относится все то, что определяетобщение людей: отношение к самому себе, другим, сочувствие (сорадость, согоре),доверие и расположение к людям, товарищество, дружба, любовь. Это также инациональная гордость, любовь к Родине и людям, представляющим другие культурыи традиции.
Моральныечувства переживаются индивидуально каждым человеком, но при такого родапереживаниях, при совпадениях нравственных ценностей объединяют людей и дают им«ощущение локтя», солидарности- единое нравственное «мы».
Эстетические чувства человек испытывает при восприятии явлений действительности и многообразия национальногои художественного творчества. Человечество ввело в свой обиход понятиепрекрасного и оно, как ценность, создает соответствующие ориентации людей.
Предметомэстетических чувств могут быть явления социальной жизни, природа, произведенияискусства (картины, литература, музыка и др.) и сам человек.
Люди всвоей культуре вырабатывают эстетические эталоны поведения, общения друг сдругом, его внешнего облика и выражения чувств.
Интеллектуальные чувства испытывает человек, когда направленно приобретает знания оявлениях природы и общественной жизни. Эти чувства связаны с решениемпроблемных познавательных и жизненных ситуаций и задач. Человеческое познаниесопровождается особого характера переживаниями: простым любопытством, интересомк возникшей проблеме, сомнением или уверенностью и радостью по достижении ожидаемого результата.
Предметоминтеллектуальных чувств является процесс мышления человека, а точнее, продуктмышления (вывод, идея, новая проблема и т.д.), удовлетворение от процесса мышленияи его результата, разделенное с другими людьми.
Испытываятягу к познанию, человек ищет того, с кем может пережить интеллектуальныечувства вместе и как бы заново. Такое совместное переживание придаетинтеллектуальным чувствам особую значимость.
Практические чувства испытывает человек, включенный в ту или иную работу,деятельность. Успех веселит, приносит радость от проявленных сноровки иупорства. Неуспех огорчает, но в то же время рождает желание повторитьпопытку реализовать себя в деятельности. Объектом практических чувств являютсятруд, учение, спорт, игра и общение.
Эмоциипорождают чувства, которые, в свою очередь, являются источниками эмоций.Сильное, абсолютно доминирующее чувство называют страстью.
Эмоциитакже принято делить на положительные и отрицательные. Однако и те и другиеспособствуют психологической реакции, вызывают изменения в поведении.Положительные эмоции, как правило, вызывают радость, душевный покой итворческую приподнятость. Напротив, отрицательные эмоции могут надолго вывестичеловека из строя, затормозить его реакции, снизить его работоспособность.
3. ЗНАЧЕНИЕЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Виндивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль.Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типачувств появляются и закрепляются потребности и интересы человека.
Чувствавыполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьмимотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремитсядействовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они унего всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.
Эмоции влияютна выраженность переживаний человека. При этом настроение определяетсяэмоциональной реакцией не на посредственные последствия тех или иных событий, ана их значение для человека в деле его общих жизненных планов. Настроениебольшинства людей колеблется между умеренным унынием и умеренной радостью. Людивесьма различаются скоростью перехода от радостного настроения к унылому инаоборот.
Эмоциивлияют и на сферу восприятия: память, мышление, воображение. Негативные эмоции порождают чувство печали, скорби, уныния, зависти, злобы, более того, частоповторяясь, они могут вызвать психогенные кожные заболевания: экзему,нейродермиты, секреторные и трофические изменения кожи-выпадение или поседениеволос.
Остроеэмоциональное напряжение может проявляться самыми различными болезненными ощущениями-чрезмерной потливостью, тошнотой, потерей аппетита у одних иличувством неутолимого голода, жажды у других.
Такиефункциональные изменения самочувствия и деятельности внутренних органовобусловлены отклонениями в вегетативной нервной системе.
Эмоции имышление и мышление взаимосвязаны и потому существует связь между характероммыслей, приходящих в голову, и настроением. Так, благотворно влияет на общеесамочувствие приятная мысль, способствующая решению любой сложной задачи.
Эмоциональные межличностные отношения имеют свою определенную динамику. Онимогут достигать величайшей напряженности и постепенно угасать или критически разрушаться или разрешаться. Само время стирает в памяти трагическое, забываютсяпережитые страдания, становятся менее значимыми прошлые обиды и огорчения.Эмоции, переходящие в аффекты в безуспешной борьбе рассудка со страстями,правильному осознанию поддаются трудно. При этом нередко ни интеллект, ни добрая воля не способны нормализовать психическое равновесие человека. Подвлиянием эмоций он становится как бы слепым перед лицом фактов, не можетконтролировать свои действия. При этом свои поступки люди объясняют примернотак: « Я не хотел кричать, бить по столу, оскорбить вас, но я был не в себе, яничего не мог с собой поделать».
Ненормальнопродолжительные аффекты мы можем наблюдать у лиц с эпилептоидным складомхарактера, врожденно слабоумных, легко возбуждающихся от мелкой неприятности нанесколько дней.
Эмоции выполняютфункцию оценки, являясь своеобразной системой сигналов, посредством которыхсубъект узнает о значимости происходящего. На это указывал и Грот (1879-1880) всвоих работах, а также и ряд современников.[9]
Умениечеловека сдерживать свои чувства, откладывая их проявление до более подходящего момента, зависит от эффективности работы мозга. Одни людирациональны, другие- импульсивны. Разумно развивать в себе терпеливость,учиться сдерживать свой язык, чтобы не обострять взаимоотношений с близкими идрузьями. Хорошо устроенный мозг стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.
От доброгочеловека всегда исходит душевная теплота, он более эмоционален, чемрассудочный, душевно холодный человек. Душевно холодные люди не могут нисочувствовать чужому горю, ни радоваться успеху, удаче близкого человека.Типичную холодность представил И.С. Тургенев в образе Базарова в романе « Отцыи дети».
Чувствоудовольствия, приятные ощущения человек всегда стремится не только усилить, нои повторить. При этом он действует неосознанно, импульсивно, т.е. его психологическое состояние недифференцированно. Для того, чтобы удовольствиепродлить и сделать приятным, необходимо его сократить. « Всякое удовольствиеусиливается от той страсти, которая может нас лишить его,- писал Сенека.-Наслаждаться всегда, значит, не наслаждаться вовсе. Владей страстями, иначестрасти овладеют тобой».[10]
Принекоторых формах невроза больной может испытывать и «чувство потеричувства», т.е. мучительное бесчувствие, тягостное эмоциональное опустошение,безвозвратную утрату, способность радоваться и страдать. У больных шизофренией,например, восприятие не отожествляется с реальными образами и не проецируетсявовне. Больные «слышат» голоса, звучащие в голове, видят «внутренним глазом»,говорят о запахах, исходящих из головы, но в реальности всего этого несуществует.
Человекнередко переживает чувство собственной неполноценности, чаще всего это бываетв детстве и накладывает отпечаток на формирование и развитие личности.Преодоление чувства собственной неполноценности более гармонично протекает вмолодом возрасте, когда организм и его нервная система легче приспосабливаютсяк переменам. В пожилом же возрасте, особенно в старости попыткиперекомпенсирования более болезненны.
Компенсациячувства собственной неполноценности может быть полезной для индивида и дляобщества, если он активизируется в учебе, каких-то увлечениях, общественнойжизни. Но бывает, что человек пытается найти душевный комфорт за счет алкоголя,курения, лекарственных наркотических веществ и др. Этим только обостряютсяпроблемы.
АлексееваЛ.В. указывает на то, что влияние эмоций на человека гораздо значимеепотребностей.[11]Человеклегко отказывается от удовлетворения потребности, если это связано у него сотрицательными переживаниями, или стремится получить удовольствие, понимая, чтонельзя или вредно.
Человекоказывается во власти эмоции, даже если она и не очень сильна. Он практическибеззащитен, когда плачет или смеется!
Итак,эмоции могут быть непосредственным сигналом, оценкой, побудителем действия илибездействия, лежать в основе энергетики самого индивида.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Такимобразом, мы видим, что «непосредственное отражение своих состояний»,«переживание отношения», « выражение отношения»-это все характеристики эмоций.
2. Эмоциивозникли в процессе эволюции и являются средством, при помощи которого всеживые существа устанавливали значимость тех или иных условий дляудовлетворения необходимых для них потребностей.
3. К классу эмоций относят настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это такназываемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы исостояния человека.
4. Эмоциимогут вызываться, как реальными, так и воображаемыми ситуациями.
5. Эмоциимогут быть сигналом, оценкой, побудителем действия или бездействия.
6.Чувства-еще более, чем эмоции, устойчивые психические состояния, т.е. выражаютустойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым).
7. Эмоцииследуют за актуализацией мотива. Чувства носят предметный характер исвязываются с представлением или идеей о некотором объекте. Чувствасовершенствуются и развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственныхчувств и кончая высшими, относящимися к духовным ценностям и идеалам.
8. Человекможет испытывать разного рода чувства- моральные, эстетические,интеллектуальные, а также положительные и отрицательные.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Анохин П.К.Теория функциональной системы как предпосылка к построению физиологическойкибернетики// Биологические аспекты кибернетики/ Гл. ред. А.М. Кузин.-М.:Изд-во АН СССР, 1962
2. Вилюнас В.К.Основные проблемы психологической теории эмоций/\ Психология эмоций, 1998г.
3. Дружинин В.Е.Психология эмоций, чувств, воли.-М.: ТЦ Сфера, 2003
4. Каменская Е.Н.Основы психологии.-Ростов н/Д: Феникс, 2003
5. Немов Р.С.Психология: Учебник. В 3 кн. Кн.1 Общие основы психологии.—М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1997
6. Психология:Словарь/ Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.М.: Политиздат, 1990
7. Рубинштейн С.Л.Человек и мир. М., 1976г.
8. Столяренко Л.Д.Основы психологии. Учебное пособие.-Ростов н/Д.: Феникс, 2003