Реферат по предмету "Психология"


Зависимость от азартных игр гэмблинг зависимость

--PAGE_BREAK--3 этап. Переход аддиктивного поведения в болезнь. Проис­ходит под влиянием множества разнообразных факторов, которые можно условно разделить на социальные, социаль­но-психологические, психологические и биологические.
Социальные — нестабильность общества, доступность психоактивных веществ, отсутствие позитивных социаль­ных и культурных традиций, контрастность уровней жиз­ни, интенсивность и плотность миграции и др.
Социально-психологические — высокий уровень кол­лективной и массовой тревоги, разрыхленность поддер­живающих связей с семьей и другими позитивно-значи­мыми группами, романтизация и героизация девиантного поведения в массовом сознании, отсутствие привлекате­льных для детей и подростков досуговых центров, ослаб­ление межпоколенных связей поколений.
Психологическая — незрелость личностной идентифи­кации, слабость или недостаточность способности к внут­реннему диалогу, низкая переносимость психологических стрессов и ограниченность совладающего поведения, вы­сокая потребность в изменении состояний сознания как средстве разрешения внутренних конфликтов, конститу­ционально акцентуированные особенности личности.
Биологические — природа и «агрессивность» психоак­тивного вещества, индивидуальная толерантность, нару­шение процессов детоксикации в организме, изменяющие системы мотиваций и контроля за течением заболевания. В процессе перехода аддиктивного поведения в бо­лезнь, вызываемую употреблением психоактивных веществ (алкоголь, наркотики и т. д.), выделяют следующие стадии развития болезни.
1 стадия. Характеризуется формированием и прогрессирующим углублением психической зависимости, при которой перерыв в употреблении приводит к психическому дискомфорту, подавленности, тревоге, дисфории с резким обострением влечения к употребляемому веществу. В этот период наблюдаются ослабление и угасание защитных рефлексов на передозировку, повышенная толерантность, социальная дезадаптация.
2 стадия. Характеризуется формированием физической зависимости при употреблении одних веществ (алкоголь, опиаты, некоторые стимуляторы) и углублением психической зависимости при употреблении других (ко­каин, марихуана). В тех случаях, когда физическая зависимость не формируется, основным признаком этой стадии становится хроническая интоксикация с психическими и физическими нарушениями. Признаки хронической ин­токсикации зависят от типа употребляемых веществ
Переход к 3 стадии (падение толерантности, выражен­ный органический дефект личности с чертами специфиче­ского для того или иного вида психоактивных веществ слабоумия, закономерно возникающие абстинентные психозы, глубокая социальная деградация) совершается, как правило, уже в юношеском возрасте.
Классификация аддиктивного поведения Существуют химические и нехимические формы аддикций. К химическим относятся, в частности, ал­коголизм, наркоманию, токсикоманию, табакокурение. К нехимическим аддикциям — компьютерные аддикции, азартные игры (гэмблинг), любовные, сексуальные аддикции, аддикция отно­шений, ургентные аддикции, работоголизм, адцикции к еде (переедание, голодание).
Химические аддикции Химические аддикции связаны с использованием в качестве аддиктивных агентов различных веществ, изменяющих пси­хическое состояние. Многие из этих веществ токсичны и вызывают органические поражения. Некоторые вещества, изменяющие психическое состояние, включаются в обмен и вызывают явления физической зависимости.
Алкогольная аддикция Среди химических аддикции лучше всего изучена алко­гольная аддикция. Хотя парадоксальность ситуации заклю­чается в том, что термин «изучена» в данном случае не со­всем верен, так как касается в основном токсического воздействия алкоголя на организм. Игнорирование аддиктивного звена процесса не дает ответа на вопрос, почему люди злоупотребляют алкоголем.
Алкоголизм — хроническая психическая болезнь, раз­вивающаяся вследствие длительного злоупотребления спиртными напитками. Такая болезнь сама по себе — рас­стройство не психическое, но при ней могут возникнуть психозы. Алкогольное опьянение может стать провокато­ром эндогенных психозов. На последней стадии этой бо­лезни развивается деменция (слабоумие).
Психологическая зависимость от алкоголя строится на фик­сации ощущения, что алкоголь вызывает желаемый эффект. Эффекты употребления алкоголя многосторонни, а их выде­ление носит упрощенный и условный характер. Выделяют основные дифференцированные эффекты алко­голя. К ним относится эйфоризирующий эффект, вызывающий повышенное настроение; транквилизирующий (атарактический), способность алкоголя вызывать релакс, кайф-эф­фект, состояния, сопровождающиеся стимуляцией вообра­жения, уход в сферу мечтаний, отрыв от реальности, отрешенность.
Алкоголь способен вызвать не только психологическую, но и физическую зависимость, становясь компонентом об­мена. В развитии зависимости имеет значение особенность употребления алкоголя, стили употребления, способствую­щие более быстрому формированию зависимости. Имеется в виду употребление уже в начале больших доз алкоголя, превышающих его переносимость. Физическая зависимость имеет следующие признаки: потеря контроля, неудержимое (биологическое) влечение, подчеркивающее влияние драйва, не имеющее психологического со­держания, симптомы отнятия, невозможность воздержаться от приема алкоголя. В процессе развития алкогольного аддиктивного поведе­ния представляется возможным выделить аддиктивные мо­тивации, ведущие часто к развитию определенной формы ал­коголизма. Короленко и Донских (1990) приводят описание основных аддиктивных мотиваций, наблюдающихся при развитии алкогольного аддиктивного поведения.
Атарактическая мотивация. Содержание атарактической мотивации заключается в стремлении к приему алкоголя с целью смягчить или устранить явления эмоционального дискомфорта, тревожности, сниженного настроения.
Субмиссивная мотивация. Содержанием мотивации яв­ляется неспособность отказаться от предлагаемого кем-ни­будь приема алкоголя.
Гедонистическая мотивация. Алкоголь употребляется для повышения настроения, получения удовольствия в широком смысле этого слова.
Мотивация с гиперактивацией поведения. Алкоголь по­требляется для того, чтобы вызвать состояние возбуждения, активизировать себя.
Псевдокультурная мотивация. В случаях псевдокуль­турной мотивации, как правило, большое значение придается атрибутивным свойствам алкоголя.
Наркомания и токсикомания Отличие между ними условно. Термин «наркомания» ис­пользуют по отношению к употреблению веществ, изменяю­щих психическое состояние, которые зарегистрированы как наркотики, «токсикомания» — при употреблении веществ, в этом качестве не зарегистрированных.
Наркомания — болезненное состояние, характеризую­щееся явлениями психической и физической зависимо­сти, настоятельной потребностью в повторном много­кратном употреблении психоактивных средств, принима­ющей форму непреодолимого влечения. В международ­ной классификации болезней (МКБ-10) наркомания — это «психические и поведенческие расстройства вследст­вие употребления психоактивных веществ». Сильную психическую зависимость способны вызывать все нарко­тики, но физическая зависимость к одним бывает выраже­на (препараты опия), к другим — остается неясной, сомни­тельной (марихуана), в отношении третьих вообще отсут­ствует (кокаин).
Токсикомания — заболевание, проявляющееся психи­ческой и физической зависимостью от вещества, не включенного в официальный список наркотиков. Психоактивные токсические вещества обладают теми же свой­ствами, что и наркотик (Ц. П. Короленко, 2000, М. В. Коркина, Лакосина, А. Е. Личко, 1995).
При употреблении веществ, изменяющих психическое со­стояние, также можно встретить симптом потери контроля, угрожающий жизни. К нему относится злоупотребление снотворными. Основными причинами распространения и употребле­ния наркотических и других психоактивных токсических веществ являются сложившиеся социаль­но-экономические условия, доведение до крайне низкого состояния жизненного уровня подавляющей части насе­ления.
Мотивации к употреблению наркотических веществ очень сходны с мотивациями при алкогольной аддикции, так как механизм действия очень схож: стремление к устранению или смягчению явлений эмоционального дискомфорта, получению удовлетворения, эйфории, а также невозможность отказаться от предлагаемого вещества и следование определенному стилю жизни, имиджу, «изысканности вкуса» и т.п.
Табакокурение (никотинизм) Наряду с алкоголем табак — самое распространенное средство получения удовольствие. По классификации та­бачной зависимости по МКБ (международной классифи­кации болезней), нюханье, жевание и другие формы по­требления табака значительно уступают курению. Куре­ние сигарет по распространенности и опасности стоит на первом месте по сравнению с курением сигар и трубки. Никотин оказывает многостороннее действие на нейрове-гетативные функции и обменные процессы. Центральное действие начинается спустя несколько секунд от начала курения. Никотин это психофармакологическое вещест­во. Психотропное его действие по сравнению с другими психофармакологическими веществами менее интенсив­но, но, без сомнения, заметнее. Речь идет об эмоциональ­ном выравнивании и успокаивающим эффекте.
Никотин — алкалоид, который содержится, главным образом, в листьях и семенах различных видов табака. Ни­котин является жидкостью с неприятным запахом и жгучим вкусом. При курении табака никотин проникает с ды­мом в дыхательные пути, всасываясь слизистыми оболоч­ками, оказывает сначала возбуждающее (состояние при­ятного расслабления, релаксации), а затем, при примене­нии больших доз, парализующее действие. Никотин вы­зывает аддиктивное поведение с явлениями физической зависимости, абстинентные симптомы при прекращении употребления, достаточно тяжелые. (Гоголева А.В., 2002 г.)
Табакокурение — это хроническая интоксикация орга­низма. Никотин, содержащийся в табаке, относится к классу наркотических соединений. Он не вызывает состо­яния эйфории, свойственного другим наркотическим ве­ществам, но способность оказывать физическое и психи­ческое привыкание у него такая же, как и у других нарко­тиков. Поэтому в Международной классификации болез­ней табачная зависимость, наряду с алкогольной и нарко­тической, включена в категорию «Умственные и поведен­ческие расстройства, обусловленные использованием психоактивных соединений». Развитие табачной зависи­мости связано с характером курения (возраст, в котором начинают курить, стаж, частота курения), с особенностя­ми организма и характера курильщика.
Важную роль играют пси­хосоциальные условия — курение родителей, учителей и других взрослых (тенденция к идентификации) и особен­но влияние курящих друзей (солидарность). Продолжение однажды начатого курения зависит от многих факторов. Курильщик научается определять действие сигарет на психические функции, особенно на чувство неудовольст­вия и напряженности (оперантное обуславливание), это­му способствуют часто повторяемые однотипные манипу­ляции прикуривания, вдыхания и т. д. Дальнейшее куре­ние к тому же обусловлено фармакологически: соматиче­ское привыкание, необходимость повышения дозы, прео­доление проявлений абстиненции (в основном вегетатив­ного характера) в результате повторного курения. Страстное курение близко к алкогольному и барбитуратному типу зависимо­сти. Поэтому неудивительно, что курение коррелирует с алкоголизацией, а также с наркотической зависимостью.
Нехимические аддикций К нехимическим относятся азартные игры (гэмблинг), сексуальная и любовная аддикции, аддикция отно­шений, работогольная аддикция, аддикция к трате денег, ургентные аддикции, а также аддикция к еде (переедание и голодание. (Короленко Ц.П. Дмитриева Н.В., 2000 г.). Из вышеперечисленных два термина — аддикция отно­шений и ургентная аддикция — требуют пояснения.
Аддикция отношений характеризуется привычкой челове­ка к определенному типу отношений. Аддикты отношений со­здают, например, группу «по интересам». Члены этой группы постоянно и с удовольствием ходят друг к другу в гости, где проводят много времени. Жизнь между встречами сопровож­дается постоянными мыслями о предстоящей встрече.
Ургентная аддикция проявляется в привычке находиться в состоянии постоянной нехватки времени. Пребывание в каком-то ином состоянии способствует развитию у человека чувства отчаяния и дискомфорта.
Любовные, сексуальные аддикции и аддикции избегания. Существует три вида аддикции, соприкасающихся друг с другом, к ним относятся любовные, сексуальные аддикции и аддикции избегания. Анализ лиц, предрасположенных к воз­никновению трех вышеперечисленных аддикции, показывает наличие у этих людей проблем с самооценкой, адекватный уровень которой для себя они не могут установить. Они не обладают способностью любить себя, имеют трудности в установлении функциональных границ между собой и други­ми людьми. Им присущи проблемы с умереннос­тью в поведении, в проявлении чувств, в реализации активно­стей и т. д. Таким людям свойственны проблемы контроля, при которых они позволяют другим контролировать себя или пытаются контролировать других.
Любовная аддикция — это аддикция отношений с фикса­цией на другом человеке, для которой характерны отноше­ния, возникающие между двумя аддиктами. Поэтому отно­шения, в которые вступает любовный аддикт, называются соаддиктивными. Наиболее типичным для них вариантом являются отношения любовного аддикта с аддиктом избега­ния.
Соаддиктивные отношения между двумя аддиктами ос­нованы на нездоровых эмоциях. Термин «здоровые» подразу­мевает разные эмоциональные реакции с широкой представленностью эмоций. При соаддиктивных отношениях на первый план выступает интенсивность эмоций и их экстремальность как в положительном, так и в отрицательном от­ношении. Эти отношения могут возникать, например, между мужем и женой, между родителями и ребенком, между дру­зьями, профессионалом и клиентом, реально существующим человеком и популярной социальной фигурой, с которой у человека не было личных контактов.
Аддикт избегания так же обладает эмоциональными нару­шениями, ему так же присущ страх, но представленность страха носит обратный, по сравнению с любовным аддиктом, характер. На уровне сознания, «на поверхности» у аддикта из­бегания присутствует страх интимности, репрессированный в подсознание у любовных аддиктов. Это происходит потому, что аддикт избегания боится, что при вступлении в интимные отношения он потеряет свободу.
Негативная интенсивность начинается с появления у ад­дикта избегания чувства внедрения в его жизнь, ограничения его свободы, контроля его поступков и начинающегося процес­са его «поглощения» любовным аддиктом. Он испытывает нарастание отрицательных эмоций в связи с требовательнос­тью любовного аддикта. Аддикт избегания начинает уходить от этих отношений, пытаясь уменьшать их интенсивность, ис­пользуя при этом разумные доводы типа «Я очень занят». На­ступающее освобождение временно смягчает страх.
Сексуальные аддикции относятся к скрытым, замаскиро­ванным аддикциям. Трудность в получении прямых ответов на вопрос, касающийся этой проблемы, связана с социальны­ми табу, представленными в ряде обществ. Сексуальных аддикции в действительности больше, чем кажется, но в общественном сознании создается впечатле­ние об исключительности такого поведения.
По механизму возникновения сексуальные аддикции под­разделяются на глубокий, протрагированный вид, который начинает формироваться очень рано на фоне общего аддик­тивного процесса, и поздно возникающие сексуальные аддикции, пришедшие на смену другой формы аддиктивного поведения, например, работоголизма. (Комер Р. 2002 г.)
Сексуальные аддикции начинаются с формирования осо­бой системы, называемой системой верований и убеждений. Аксиальной осью системы являются верования адцикта о себе, отношение его к себе, которое пронизывает всю окру­жающую его реальность, приводя к своеобразному, специфи­ческому мышлению. Система верований любого адцикта содержит некоторые основные верования, оказывающиеся неправильными, оши­бочными, создающими фундамент для развития аддикции.
У сексуальных аддиктов возникает вера, что секс является для них наиболее важной потребностью, и что это — единственная сфера, в которой они могут проявить свою состоятельность… Эта основная убежденность является точкой кристаллизации сексуальной аддикции. Система ве­рований, складывающаяся вокруг этой установки, представ­ляет собою систему искаженной реальности, в которой существенное место занимает отрицание.
Работоголизм Современный работоголизм неразрывно связан с аддиктивными свойствами организаций, в которых работают работоголики. Проблема работоголизма выходит как на аддиктивность общества, так и аддиктивность отдельных организаций, существующих в социальных системах. Под системой понимается единица, включающая свойственное ей определенное содержание, а также определенные роли, идеи и процессы. Система предполагает определенную за­конченность и ограниченность.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Все системы требуют от людей, участвующих в ней, оп­ределенного поведения, соответствующего структуре систе­мы, которая награждает человека в случае совпадения его поведения с принятыми в системе нормами.
Организация сама по себе может функционировать как аддиктивная субстанция. Этот процесс может проявляться в постановке цели и месте, которое организация занимает в жизни каждого из сотрудников, например, в отношении к работоголизму, как к социально приемлемому и приветствуемому феномену. Таким образом, работоголизм выглядит в рамках этой системы продуктивным и желательным.
Одной из характеристик аддиктивной системы является стремление занять время человека, чтобы он не думал и не стремился разобраться в происходящем и в себе. С этой це­лью используются дополнительные формы непосредственно не связанной с производственным процессом активности (совместное проведение времени, общественная работа и др.).
Для аддиктивной системы характерна тенденция всячес­ки ограничивать реализацию способностей, таланта сотруд­ников. Это связано со страхом всего, что нельзя полностью контролировать. В результате создаются условия для застоя, задержки развития.
Аддиктивные организации объективно инвалидизируют людей, задерживая их профессиональное развитие. Аддиктивная организация игнорирует открытия, интуицию, новые идеи. То, что трудно измерить и проконтролировать, оценива­ется как не представляющее интереса.
Для аддиктивной организации характерна фабрикация личностных конфликтов, при которой возникающие пробле­мы переводятся в другую плоскость с использованием в ка­честве механизма психологической защиты перемещения.
Аддиктивные организации непосредственно стимулиру­ют работоголизм, поощряют постоянную занятость людей в рамках организации, даже если она не касается работы. Цель работоголизма, направленная на работу как на сред­ство ухода от проблемы, коварна, так как она не замечается человеком, легко убеждающим себя в том, что он работает для зарабатывания денег или для реализации какой-то дру­гой абстрактной цели. Такая психологическая защита, к со­жалению, акцентируется многими членами общества. Чело­век не понимает, что такой способ «затрачивания» себя приводит к остановке развития, к не использованию потенци­альных возможностей, что является тупиковым и губитель­ным.
Аддикции к еде Переедание
Аддикция к еде возникает тогда, когда еда ис­пользуется в виде аддиктивного агента, применяя который, человек уходит от не устраивающей его субъективной реаль­ности. В момент раздражения, неудовлетворенности, неуда­чи и скуки возникает стремление «заесть» неприятность, ис­пользуя для этого процесс еды. И это часто удается сделать, так как во время приема пищи происходит фиксация на при­ятных вкусовых ощущениях и вытеснение в подсознание ма­териала, имеющего психологически неприятное содержание.                                                                                                                                                                                                Такой способ ухода от реальности может оказаться достаточно эффективным способом контроля своего настроения, прово­цируя, таким образом, быстрое формирование зависимости. Аддикция к еде — особый способ зависимости. С одной стороны — это психологическая зависимость, а с другой — происходит «игра» на удовлетворении голода. По мере того, как еда начинает использоваться уже не как средство утоле­ния голода, а как средство психологического ухода от про­блем, происходит определенное влияние на драйв удовлетво­рения голода с искусственным его стимулированием.
Этот процесс носит психофизиологический характер, потому что переедающий человек входит в зону другого обменного ба­ланса. Таким образом, процесс осложняется тем, что на каком-то этапе переедания наряду с психологическими механизмами использования еды как средства ухода начинают реализовы­ваться физиологические механизмы, и человек начинает стремиться к еде потому, что ему хочется есть.
Голодание
Механизм возникновения голодания может быть объяс­нен двумя причинами. Первый вариант медицинский, обусловлен использовани­ем разгрузочной диетотерапии. Разгрузочная диетотерапия применялась у пациентов с очень разными нарушениями. Фаза вхождения в зону голода характеризуется трудно­стью, связанной с необходимостью справиться с аппетитом. Через какое-то время происходит изменение состояния, появ­ляются новые силы, аппетит исчезает (в прежнем смысле это­го слова), повышается настроение, усиливается двигательная активность, голод переносится легко. Такое состояние выдерживается в течение определенного времени, и постепенно человек выводится из него. Некоторые пациенты стремятся продолжить это состояние, так как оно их устраи­вает, ибо происходящее субъективно им нравится. На уровне достигнутой эйфории про­исходит потеря контроля и человек продолжает голодать даже тогда, когда голодание становится опасным для жизни.
Помимо медицинского варианта голодания существует и немедицинский вариант. Этим вариантом начинают при­стально интересоваться в связи с учащением такого рода голодания в странах с высоким уровнем жизни. Голодание обычно регистрируется у девочек-подростков, воспитывающихся в достаточно обеспеченных и внешне благополучных семьях. Голодание начинается с ограничения количества принимаемой пищи, нередко придумывается специальная схема. Одним из психологических механизмов, провоцирую­щих голодание, является желание изменить себя физически, выглядеть «лучше».
Особенности зависимости от азартных игр Распространенность азартных игр В последнее время проблема азартных игр приобрела ис­ключительно большее значение в связи с включением в ее сферу все более распространяющихся денежных игровых автоматов и повсеместного открытия казино. Разнообраз­ное, привлекающее внимание своим красивым видом, мель­кающими огоньками, приятными акустическими эффектами оборудование оказывает сильное суггестивное влияние на многих людей. Имеет немаловажное значение также кажу­щаяся легкой возможность выиграть значительную сумму денег в течение очень короткого времени. Игровые автома­ты чрезвычайно широко распространились во многих стра­нах, успешно вытесняя другие виды развлечений. Так, напри­мер, уже в конце 70-х годов в Великобритании, особенно в небольших городах, возникла проблема низкой посещаемос­ти кинотеатров, вплоть до необходимости их закрытия, за счет возрастающей популярности залов игровых автоматов. В США, по данным Conrad (1978), количество «проблемных гэмблеров» — аддиктивных игроков, зависимых от игровых автоматов, что их жизнь оказывалась полностью подчиненной этой страсти, колебалось от 4 до 10 млн.
Азартные   игры   как   форма   досуга   или   развлечения   существуют   повсеместно,   и подавляющее большинство людей иногда играет в казино, на игровых автоматах, ходят на бега, бьются об заклад, покупают лотерейные билеты. Однако число тех, кого считают патологическими игроками,  в большинстве стран,  где проводились соответствующие исследования, постоянно. Оно составляет 3,7% населения, причем независимо от того, Монте-Карло  или  какой-то  заштатный   городишко  без  казино   и   ипподрома.   Кстати канадские власти специально провели исследование в провинции Онтарио, где в 1993 году было открыто казино. В ходе 7-летнего мониторинга исследователи из университета Виндзора выяснили, что число людей не увеличилось за это время, хотя 82% местных жителей за это время хотя бы раз посетили казино.
В свя­зи с этим многие американские исследователи считают азартные игры серьезной социальной проблемой, представ­ляющей угрозу для части населения. Проблема усугубляет­ся тем, что в процессе игры в ряде случаев возникают рас­слабление, снятие эмоционального напряжения, отвлечение от неприятных проблем и игра рассматривается как прият­ное проведение времени. По этому механизму постепенно наступает втягивание и развивается зависимость.
Существует большое разнообразие игр, став­ших демократичными и доступными практически для каж­дого человека. Аддикция к игре начинается тогда, когда после участия в ней человек продолжает с большим посто­янством думать об игре и стремится снова участвовать в ней. В связи с восторженностью он поначалу рассказывает об этом, приглашает посетить это действо. Постепенно этот способ проведения времени все более часто повторяется, становясь не самым лучшим способом проведения времени, предпочитаемым всем другим, тем самым, оказывая на человека деструктивное влияние.
Факторы формирования гэмблинг – зависимости В случаях участия в азартных играх бывает довольно трудно определить начало становления аддиктивного про­цесса, так как аддикция развивается постепенно, исподволь и к ней полностью отсутствует критическое отношение.
В настоящее время представляется возможным выде­лить некоторые предрасполагающие факторы, создающие повышенный риск развития этой формы аддиктивного пове­дения. К ним относятся неправильное воспитание в семье, включая его различные варианты: недостаточную опеку, не­постоянство и не прогнозируемость отношений, чрезмерную требовательность, сочетаемую с жестокостью, установки на престижность. Большое значение имеют участие в играх родителей, знакомых, частые игры в домашней обстановке на глазах у ребенка или подростка. Имеются данные о том, что благоприятную почву для развития игровой аддикции со­здает «вещизм», переоценка значения материальных благ, фиксирование внимания в семье на финансовых возможностях и затруднениях, зависть к более богатым родственникам или знакомым, убеждение в том, что все проблемы в жизни связаны только с отсутствием денег.
Венгерский психоаналитик Шандор Ференци (1999) выдвинул другое объяснение, которое получило название «гипотеза инфантильного всемогущества». Ференци считал, что совсем маленький ребенок не догадывается о своей беспомощности. Лежа в кроватке, он управляет поведением взрослых, повелевая кормить, переодевать и развлекать маленького тирана. Со временем, когда ребенок учится ходить, падает и ушибается, иллюзия всемогущества начинает рассеиваться. Большинство из нас теряет чувство всемогущества к детсадовскому возрасту. Но время от времени оно вновь оживает — например, во время игры, когда игрок впадает в иллюзию, будто он может угадать номера, которые должны выпасть. Каждому, кто когда-нибудь играл в казино или на бирже, знакомо это чувство абсолютной уверенности в успехе, которое является отголоском инфантильного всемогущества.
Помимо психоаналитических существуют и другие объяснения поведения игроков. Страсть к игре связывают, например, со склонностью к риску или потребностью в острых ощущениях. Социологические исследования показывают, что в азартные игры чаще всего играют люди двух типов. Большая их часть имеет очень спокойные и даже скучные профессии (бухгалтер, библиотекарь, ветеринар), а остальные заняты профессиональной деятельностью, связанной с высоким риском (полицейские, биржевые маклеры, хирурги). Первые делают это из-за нехватки острых ощущений в повседневной жизни, а у вторых склонность к риску является, по-видимому, устойчивой чертой характера.
Генетические исследования, проводимые на детях и взрослых показали, что существуют определенные различия в интенсивности синтеза эндорфинов в популяции людей. Оказалось, что существуют ферменты (катализаторы), которые разрушает опиоидные пептиды. У людей, подверженных состоянию зависимости, активность этого фермента повышена, вследствие чего наблюдается внутренний дефицит опиоидов, которые обеспечивают нам состояние удовольствия и положительных эмоций.
Признаки аддикции от азартных игр Ц. П. Короленко и Т. А. Донских (1990) выделяют ряд при­знаков, характерных для азартных игр как одного из видов аддиктивного поведения. К ним относятся следующие:
1.                                   Постоянная вовлеченность, увеличение времени, про­водимого в игре.
2.                                   Изменение круга интересов, вытеснение прежних мотиваций игровой, постоянные мысли об игре, преобладание в воображении ситуаций, связанных с игровыми комбинациями.
3.                                   «Потеря контроля», выражающаяся в неспособности прекратить игру как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей.
4.                                   Состояния психологического дискомфорта, раздраже­ния, беспокойства, развивающиеся через сравнительно короткие промежутки времени после очередного участия в игре, с труднопреодолимым желанием снова приступить к игре. Такие состояния по ряду признаков напоминают состояния абстиненции у наркоманов, они сопровождаются головной болью, нарушением сна, беспокойством, сниженным настроением, нарушением концентрации внимания.
5.                                   Характерно постепенное увеличение частоты участия в игре, стремление к все более высокому риску.
6.                                   Периодически возникают состояния напряжения, сопровождающиеся игровым «драйвом», все преодолевающим стремлением найти возможность участия в азартной игре.
7.                                   Быстро нарастающее снижение способности сопротивляться соблазну, что выражается в том, что лица, решившие раз и навсегда покончить с играми, при малейшей провокации (встреча со старыми знакомыми по игре, разговор на эту тему, участие в обычной, неазартной игре и др.), как правило, возобновляют участие в азартных играх.
Следует также подчеркнуть, что лица, участвующие в азартных играх, сравнительно часто злоупотребляют алкого­лем, а также прибегают к употреблению наркотических пре­паратов, т. е. включаются в комбинированные формы аддиктивного поведения. Для них достаточно типичны также резкое нарушение межличностных отношений, семейные конфликты, разводы, безответственность, нарушение трудо­вой и производственной дисциплины, частая смена работы, совершение прямых нарушений закона.
Психологический анализ личностных особенностей жен­щин с преимущественно аддиктивным поведением (без вы­раженных антисоциальных проявлений), активно участ­вующих в азартных играх, позволил авторам установить некоторые общие закономерности, свойственные данной группе. В детском возрасте у них проявлялась выраженная экстравертированность (открытость, стремление к обще­нию, отсутствие чувства стеснения в непривычной обста­новке и при встрече с незнакомыми людьми, активный инте­рес к окружающему, непосредственность). У детей было развито воображение, имела место склонность к фантазиро­ванию на темы о своей необычности, превосходстве над другими, «избранности». Они очень рано начинали верить, что в жизни им должно повезти, должен выручить случай, который поможет выйти из любого положения, все изменит к лучшему.
Уже в детском возрасте проявилось отчетливое стремле­ние к участию в играх типа домино, лото, карты, в ряде случа­ев — «монополии», в которые они играли с другими детьми и иногда со взрослыми; зачастую игры затягивались на несколько часов. В дальнейшем к вышеупомянутым присоединялись игры, требующие достаточных интеллектуальных усилий (бо­лее сложные карточные игры, «мастермайнд» и др.).
В процессе обучения или после окончания учебных заве­дений у большинства из них наступало разочарование в вы­боре профессии, карьере. Они были недовольны и своей лич­ной жизнью, жаловались на скуку, отсутствие интереса к жизни. Семейная жизнь не складывалась, они или не выходи­ли замуж, или разводились, что было связано с несоответ­ствием избранников идеальному образу и отрицательным отношением ко всяким домашним занятиям: ведению хозяй­ства, приготовлению еды, стирке, уборке и т. д… Участие в азартных играх начиналось в компании подруг, знакомых по учебе, которые имели подобные же проблемы. Преобладали игры в карты в вечернее время. Игра часто сопровождалась употреблением алкоголя в сравнительно небольших дозах (чтобы опьянение не достигло степени, мешающей участию в ней). Вначале играли «для интереса», «не на деньги», по­том — на небольшие суммы, в дальнейшем ставки могли становиться более высокими, однако не доходили до разме­ров, угрожающих материальному благополучию. Постепен­но этот стиль жизни становился привычным, вечерняя игра была интереснее просмотра фильма, театральной постанов­ки. Без игры возникало ощущение психологического вакуума, пустоты, чего-то не хватало. Трудно было заставить себя чем-нибудь заняться. Возникало раздражение, могло по­явиться стремление к алкоголю с целью «расслабиться». За­висимость от игры оказывалась настолько выраженной, что влияла на многие жизненно важные решения: например, ме­шала переезду в другой город в связи с ее страхом «потерять свою компанию», приводила к разрыву отношений с мужчи­нами, если они мешали участию в игре.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Категории лудоманов В последние годы в России отмечается рост обращаемости за помощью лиц с патологическим влечением к азартным играм (гемблинг патологический — болезненная страсть к играм (в том числе к риску) в карты, игровые автоматы, ставки на скачках или спортивных состязаниях, лотереи и пр.). Это расстройство влечения обычно сопровождается значительными личностными, поведенческими нарушениями и связанными с ними профессиональными, социальными и экономическими проблемами. Среди этого контингента пациентов нередко встречаются больные с алкогольной и наркотической зависимостью или лица с наследственной отягощенностью наркологическими и психическими заболеваниями.
Существуют категории лудоманов, классифицированные по следующим особенностям (Н.Н. Иванец, 1998):
по патологическому влечению (ПВ) к виду азартной игры — игроки в рулетку и карты (31,2%), игроки игровых автоматов (63,4%), игроки на скачках (ипподром) — 5,4%;
по возрасту вовлечения в азартные игры — 21-30 лет (44,3%), 31-40 (37,7%), 41-50 (14,9%), 51-65 (3,1%) лет;
по полу — мужчины (89,7%), женщины (10,3%);
с сочетанной зависимостью (78,7%) — азартная игра + алкогольная зависимость (43,2%), азартная игра + наркомания (11,1%), азартная игра + психопатия (24,4%); без сопутствующей психической патологии (21,3%); со специфическими расстройствами личности,  отнесенными к типу зависимой
личности (F 60.7х по МКБ -10) — 31,7%; с наследственной отягощенностью алкоголизмом (41,4%), наркоманией (2,7%), психическими    заболеваниями    (37,4%);    без    наследственной    отягощенности наркологическими и психическими заболеваниями (18,5%).
по     особенностям     поведения     -    девиантность     (21,4%),     делинквентность (правонарушения, проступки-17,3%);
по уровню образования — высшее (8,7%), незаконченное высшее (11,1%), среднее специальное (19,8%), среднее (41,7%), незаконченное среднее (15,1%), начальное (3,6%);
по семейному статусу — женаты/замужем (23,4%), разведенные (29,3%), состоящие в браке (47,3%, в том числе повторные браки);
по уровню реабилитационного потенциала:  высокий (21,8%),  средний (57,7%), низкий (20.5%).
У всех лудоманов отмечается в различной степени выраженности психическая деградация, включающая морально-этические, интеллектуально-мнестические, эмоциональные и поведенческие нарушения на фоне частичной социальной дезадаптации.
Для коморбидных пациентов (игровая зависимость, сочетанная с алкогольной или наркотической зависимостью) характерен патологический стереотип — употребление психоактивного вещества и последующее участие в азартной игре, которая продолжалась по несколько часов, как некий приступ или пароксизм. Лица с игровой зависимостью имеют следующие личностные особенности:
высокую «социальную смелость» — склонность к риску, расторможенность, аномальный стиль поведения;
«подверженность чувствам» — склонность к непостоянству, подверженность влиянию случая и обстоятельств, снижение соблюдения общепринятых норм и запретов в поведении и межличностных контактах;
«экспрессивность» — эмоциональная дезориентация мышления, спонтанная вера в удачу;
«напряженность» — активная неудовлетворенность стремлений;
«неустойчивость самоконтроля» — конфликтность представлений о себе; неадекватность самооценки (независимо от возрастной группы).
Устойчивые ремиссии в основном отмечались у лиц с высоким реабилитационным потенциалом, благополучным преморбидом, монозависимостью, состоящие в браке, имеющие постоянную работу, участвующие в продолжительных лечебно-реабилитационных программах.
Формирование зависимости от азартных игр Азартные игры (гэмблинг) относятся к аддикции, не свя­занной с приемом каких-то веществ, изменяющих психичес­кое состояние.
Согласно американскому диагностическому и статисти­ческому руководству по классификации психических рас­стройств DSM-IV (1996), основной чертой патологичес­кого гэмблинга является «хроническая и прогрессирующая неспособность сопротивляться желанию участвовать в азартных играх и участие в азартных играх, которое комп­рометирует, разрушает или повреждает личные, семейные или профессиональные интересы. Участие в азартных иг­рах, стремление к нему и активность в этом направлении усиливаются в периоды стресса. Проблемы, возникающие как результат гэмблинга, ведут к интенсификации участия в азартных играх». Обращается внимание на наиболее час­тые проблемы, связанные с участием в азартных играх. К ним относятся прежде всего хронические долги, невыполнение долговых обязательств и другие виды финансовой безответственности. Характерны нарушенные семейные отношения, недобросовестное отношение к работе, различ­ного рода противозаконные действия с целью получить деньги для расчета с долгами.
Патологическое влечение к азартным играм рассматривается с точки зрения пяти теоретических моделей (Зайцев В.В., 2000): а) на­следственно-биологической, в рамках которой имеются указания на особенность у таких пациентов ОКО-2 гена, определяющего функ­цию допаминовых рецепторов; б) поведенческой; в) когнитивной; г) психодинамической и д ) социальной.
В. Зктпег рассматривал фе­номен патологической склонности к азартным играм в рамках пове­денческой модели, считая, что в ее основе лежат появляющиеся в процессе взаимодействия индивида и среды аддиктивные паттерны поведения. Когнитивная теория связывает патологическую игру с когнитивными ошибками, иррациональными убеждениями и так называемой «иллюзией, контроля». Типичны следующие когнитив­ные ошибки игроков: персонификация игрового ав­томата («игровой автомат похож на меня») или типичное объяснение проигрыша («я проиграл потому, что был невнимателен»). К ирраци­ональным убеждениям относят следующие четыре стержневые ха­рактеристики: нетерпеливость к длительным усилиям («я должен выиграть в следующей ставке»), низкая фрустрационная толерант­ность («это ужасно, если я не выиграю»), искажение самооценки («я ничто, если я не играю и не выигрываю»), преувеличение («я не мо­гу существовать, если я не играю»). «Иллюзия контроля», игрок верит, что может контролировать случайные события посредством различных спосо­бов ритуального поведения.
Психодинамически ориентированные терапевты объясняют компульсивное поведение игрока доминирующими психологичес­кими защитами, присущими обсессивно-компульсивной личности,
Наркозависимость и коморбидные поведенческие расстройства и девиации, которая в условиях стресса и повышенных нагрузок преобразуются в симптоматическое поведение, приобретающее характер ритуала или компульсии. Наибольшее значение имеют такие защиты, как «унич­тожение сделанного», «фантазии о всемогущественном контроле» и «реактивное образование» (Н.Мак-Вильяме, 1996 г.).
С целью выявления особенностей прогностической и эмоцио­нально-волевой деятельности лиц, подверженных гемблингу, (В.Д. Менделевич, И. Гаврикова) было проведено экспериментально-психологическое исследование. В исследовательской работе были выдвинуты 2 гипотезы: 1) у лиц с девиантным поведением в форме гемблинга прогностическая и эмоционально-волевая деятельность отличается от прогностической и эмоционально-волевой деятельно­сти гемблинг-независимых личностей; 2) прогностическая и волевая деятельность гемблеров и наркоманов сходна, не имеет существен­ных различий.
Американский психолог, Джефри Хейнепс (доклад 2002 год) выдвигает следующую теорию формирования зависимости от азартных игр. Людям нравится сам процесс игры на скачках, казино, лотереи, а не только выигрыш. Это становится опасным, когда это принимает патологическую форму. Хейнепс выделяет следующие стадии развития патологического влечения: выигрыш, проигрыш, отчаяние.
После первого выигрыша у человека формируется мнение, что он удачлив более чем другие. Затем человек считает, что может поиграть с теми деньгами, которые он выиграл и входит в азарт. Потом, проиграв выигрыш, он играет на сбережения и так втягивается. На данном этапе это можно считать патологией. Человек не уделяет времени работе, ворует, играет в надежде выиграть. Проиграв, он обращается к родным за помощью, как бы раскаиваясь, обещая больше не играть. В конце двух стадий появляется патологическое влечение, которое стимулируют рекламы казино, открытие казино и т.д. Таким образом человек идет на преступление для того, чтобы разделаться с долгами.
Отчаяние заканчивается несколькими исходами. Некоторые патологические игроки сбегают, заканчивают жизнь самоубийством (20% случаев), оказываются в тюрьме или на лечении
Азартные игры, наркотики, бандитизм, преступление – все это приносит вред обществу. 60% игроков переходят в преступный мир, чаще совершая насильственные преступления. У игрока есть долг, который толкает на пути избавления от него. Когда с долгом рассчитываются, тревога пропадает. И он опять возвращается к игре. Социологами замечено: повышение преступности совпало с легализацией азартных игр.
Проблемы и особенности подростков, играющих в азартные игры Употребление подростком или молодым человеком табака, алко­голя или наркотиков и связанные с этим изменения психики можно отнести к девиантным (отклоняющимся) формам поведения. Однако следует по­нять и признать тот факт, что определенные стереотипы поведения особенно в подростковом периоде входят в типичную возрастную структуру и при их игнорировании подросток может оказаться в полной изоляции, может быть отвергнут сверстниками. Это, в свою очередь, может привести к серьезным изменениям психической де­ятельности и иным формам девиантного поведения.
То, как подростки проводят свое свободное время, демонстрирует их стремление к острым ощущениям и независимости, сопровождающее переход от детства к взрослой жизни (Эриксон,   1968;  Рапапорт  и  Рапапорт,   1975).  Этот выбор  досуга часто  выражается в противозаконных или маргинальных действиях,    содержащих определенную степень риска, таких как принятие наркотиков и участие в азартных играх.
Этнографическое исследование молодежи выявило, что, подобно принятию    наркотических   веществ,    участие   в    азартных    играх    помогает   подросткам почувствовать себя старше (Фишер 1993).
Участие подавляющего большинства как взрослых, так и подростков, в азартных играх обусловлено, как правило, социальными причинами и не приносит никакого вреда. Однако злоупотребление   меньшей   части   молодежи   азартными   играми   привело   к   тому,   что   в законодательствах большинства стран отражено строгое возрастное ограничение на все формы коммерческих азартных игр.
Подобно остальным видам пагубных привычек, злоупотребление азартными играми встречается среди   небольшого   числа   молодежи.   Исследования      в   Северной   Америке,   Испании   и Великобритании,     направленные     на     выяснение     распространенности     патологической приверженности к азартным играм среди подростков, показали, что критериям патологического азартного игрока соответствует от двух до восьми процентов подростков.
Частая и патологическая игра среди подростков США и Канады наиболее распространена   среди  лиц   мужского   пола,   этнических   меньшинств,   молодых  людей   с относительно   высокими   доходами   и   молодых  людей,      родители   которых   испытывают непреодолимую тягу к азартным играм. Вот некоторые из последствий чрезмерной приверженности азартным играм -   чрезмерные   расходы, прогулы, слабая успеваемость, кражи, депрессии и мысли о суициде (Griffiths, 1996; Gupta and Derevensky, 1997b). Пристрастие к азартным играм часто сопровождается наркотической зависимостью и другими показателями    психосоциальной   неадекватности,   а   также    нездоровым    пристрастием   к видеоиграм (Jacobs, 1989; Fisher, 1995, Griffiths and Sutherland, 1998).
Таким образом подростки, пристрастившиеся к азартным играм, приобретают склонность к девиантному поведению, обусловленному этой пагубной привычкой и усиливаемому ей.
Медицинские аспекты гэмблинга Исследователи из Мичиганского университета установили, что во время игры мозг оценивает ее результаты в течение четверти секунды и мгновенно принимает решение, продолжать ли игру, делать ли следующую ставку. Процесс принятия решений происходит автоматически, бессознательно. Причем каждый раз, когда мозг оценивает результат предыдущей игры как проигрыш, игрок вместо того, чтобы остановиться, делает следующую, более рискованную ставку.
В каком-то смысле наш мозг работает быстрее, чем мы успеваем соображать. Особенно он торопится принять решение в ситуации неудачи. Когда мозг оценивает ситуацию как проигрыш, он мгновенно пытается исправить положение. А в игре единственной возможностью сделать это является следующая ставка".
С точки зрения исследователя, это означает, что участок мозга, отвечающий за оценку ситуации как удачи или неудачи, принимает решение по принципу «все или ничего», не признавая полутонов. Такой механизм мгновенного принятия решений совершенно необходим людям опасных профессий, например летчикам или пожарным. Однако в случае азартной игры он не срабатывает, поскольку предполагает мгновенную автоматическую реакцию на неудачу. И такой реакцией, как правило, является следующая, более рискованная ставка.
Механизмы формирования всех зависимостей, к сожалению, идентичны. Как правило, в их основе чаще всего лежат и идентичные психологические механизмы, т.е. проблема произрастает из неудовлетворенности каких-то потребностей индивидуума, невозможности самореализации, невозможности достижения целей.
Если акцентировать внимание именно на аспектах развития и причинах развития, то становится понятным более или менее, кто должен со всем этим работать, когда и на каком этапе. Несколько забегая вперед, хочу сказать, что все
кампании борьбы с алкоголизмом, наркоманией, иногда отдают безысходностью. Потому что невозможно бороться против болезни. Болезнь, к сожалению, имеет такие механизмы развития, часто необратимые, особенно, если речь идет о второй или третьей стадии, о структурных изменениях мозга, которые не подвергаются обратному развитию.
Известно, что состояние зависимости отражается на работе центральной нервной системы, головного мозга. Вместе с тем, состояния зависимости, особенно химической зависимости, поражают такие жизненно важные органы, как печень и сердце. Именно нарушения в их работе, наряду с передозировкой, являются основными причинами резкого сокращения продолжительности жизни.
Генетические исследования, проводимые на детях и взрослых показали, что существуют определенные различия в интенсивности синтеза эндорфинов в популяции людей. Чем это вызвано? Оказалось, что существуют ферменты (катализаторы), которые регулируют обмен, метаболизм этих эндогенных пептидов. Среди них особая роль принадлежит ферменту энкефалиназе, который разрушает опиоидные пептиды. У людей, подверженных состоянию зависимости, активность этого фермента повышена, вследствие чего наблюдается внутренний дефицит опиоидов, которые обеспечивают нам состояние удовольствия и положительных эмоций.
Рассматривая состояния зависимости, в общем, следует отметить, что все они развиваются на фоне колоссального стресса, который оказывает неблагоприятное действие на функции и сердца и печени. В этой области мы разрабатываем препараты, которые сохраняют целостность мембраны (оболочки клеток) от распада — это антиоксиданты.
Все состояния зависимости ведут к развитию резкого иммунодефицита. И даже, когда мы выписываем из клиники больного наркоманией, у которого почти снята зависимость, его иммунная система еще не справляется и это длится в течение нескольких месяцев. Таким образом, имеются разные подходы для изучения механизмов развития состояния зависимостей и поиска средств коррекции.
Особенности зависимости от компьютерных игр (М.С. Иванов, 2003)
С развитием компьютерных технологии и расширением рынка игрового программного обеспечения растет число людей, увлекающихся компьютерными играми. Об этом можно судить по нескольким объективно наблюдаемым факторам: активное развитие игрового компьютерного бизнеса, расширение рынка игрового программного обеспечения, увеличение игровых компьютерных журналов и газет, рост количества игровых веб-­серверов в сети Интернет. Логично предположить, что с увеличением числа увлекающихся играми людей растет число потенциальных игровых компьютерных аддиктов. Влиянию новых технологий в большей степени подвергаются дети. По результатам анкетного опроса, проведенного автором, 80% учащихся 5-7 классов общеобразовательных школ увлекаются компьютерными играми, причем многие увлекаются достаточно серьезно: дети в возрасте 10-12 лет имеют «игровой опыт» 4-6 лет.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Существование психологической зависимости от компьютерных игр все еще вызывает сомнения у многих специалистов и самих людей, увлекающихся компьютерными играми. Однако бесспорен тот факт, что количество людей, увлекающихся нахождением в виртуальной реальности на сегодняшний день достаточно велико. На самом деле, с точки зрения изучения влияния компьютерных игр на личность человека, в большей степени нас интересует именно длительное и регулярное нахождение в виртуальном мирекомпьютерных игр, нежели психологическая зависимость от них. Обычно эти вещи тесно связаны и не существуют друг без друга: если человек является игровым компьютерным аддиктом, то часто и подолгу находится в виртуальности, а если человек много времени проводит за компьютерными играми и регулярно играет, то вероятнее всего он — аддикт.
У большинства игровых аддиктов без объективных причин снижен общий фон настроения, что подтверждается наблюдениями и беседами с аддиктами и их близкими. Более того, настроение не улучшается и после игры на компьютере, а иногда и ухудшается. Этот факт требует объяснения, т.к. при любой аддикции удовлетворение аддиктивной потребности вызывает дистресс и улучшение настроения, но в случае с игровой компьютерной зависимостью мы этого не наблюдаем. Возможные причины таких феноменов мы попытаемся далее рассмотреть.
Игровые аддикты испытывают устойчивую потребность в игре, но вместе с тем не могут полностью удовлетворить ее, т.е. находятся в состоянии фрустрации, хотя и имеют возможность удовлетворять потребность. Ключом к пониманию этого парадокса может стать разделение психической реальности аддиктов на виртуальный мир и реальный мир. В процессе игры их настроение существенно улучшается, а наблюдения показывают, что в процессе игры у человека присутствуют положительные эмоции. Положительные эмоции, сопровождающиеся подъемом настроения, бывают, по словам аддиктов, также в ситуации «предвкушения» компьютерной игры. Но после выхода из виртуального мира настроение снова ухудшается, быстро возвращаясь на исходный уровень, оставаясь на нем до следующего «вхождения» в виртуальный мир.
Понижение настроения при окончании игры объясняется самими причинами игровой потребности — уход от реальности и принятие роли3. Для игрового аддикта реальный мир скучен, неинтересен и полон опасностей, т.к. большинство аддиктов — люди, плохо адаптирующиеся в социуме. Вследствие этого человек пытается жить в другом мире — виртуальном, где все дозволено, где он устанавливает правила игры. Логично предположить, что выход из виртуальной реальности болезнен для аддикта — он вновь сталкивается с ненавистной для него реальностью, что и вызывает снижение настроения и активности, ощущение ухудшения самочувствия. Таким образом, одна из возможных причин снижения настроения у аддиктов — это наличие постоянной потребности в компьютерной игре и, одновременно с этим, невозможность полного удовлетворения этой потребности.
Другая возможная причина отклонений в эмоциональной сфере аддиктов — это, по мнению автора, субъективное переживание аддиктами на сознательном уровне практической бесполезности увлечения компьютерными играми и, вследствие этого, собственной бесполезности, наряду с невозможностью прекращения увлечения в силу психологической зависимости.
Наряду с бегством от реальности игровыми аддиктами движет также потребность в принятии роли, которая и служит ключом к пониманию еще одной важной причины дискомфорта и снижения настроения у аддиктов. Дело в том, что потребность в принятии роли другого — это форма познавательной потребности, присущей всем людям.
Таким образом, мы выделяем три возможные основные причины депрессивных отклонений в сфере эмоциональных психических состояний у игровых компьютерных аддиктов:
1.           Наличие постоянной потребности в компьютерной игре и, одновременно с этим, невозможность полного удовлетворения этой потребности.
2.           Субъективное переживание аддиктами на сознательном уровне практической бесполезности   увлечения   компьютерными   играми   и,   вследствие   этого, собственной бесполезности, наряду с невозможностью прекращения увлечения в силу наличия психологической зависимости.
3.           Неадекватное отношение к себе в результате неконгруэнтности «Я реального» и «Я виртуального».
Наблюдения показали, что игровые аддикты не нормально адаптируются в социуме. На самом деле к проблеме высокой тревожности у аддиктов может быть два подхода: высокая тревожность как причина зависимости от компьютерных игр и высокая тревожность как следствие этой зависимости. Наиболее вероятно предположить, что верно и первое, и второе: являясь одной из причин зависимости, и без того высокая тревожность усиливается под влиянием длительного и регулярного нахождения в виртуальной реальности.
Возвращаясь еще раз к истокам, если алкоголь, наркотики наполнены негативным содержанием, всем понятно, что это плохо, что это вредно, что это подчас смертельно, то компьютер зачастую символ престижности, моды, современности. Поэтому зависимость подкрадывается исподволь.
Методы исследования В ходе исследования применялся метод опроса, представляющий собой получение информации об индивиде, группе, социальной общности в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (опросник, анкета) общения экспериментатора и респондента – лица отвечающего на вопросы исследования.
Исследование проводилось путем анкетирования исследуемых, которые должны были самостоятельно заполнить разработанную анкету, состоявшую из четырех частей.
·        Общие сведения и диагностический опросник
·        Опросник А. Маслоу
·        Адаптированный характерологический опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека
·        Шкала Реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилберга – Ю.Л. Ханина.

Экспериментально – психологические методики В исследовании использовались следующие методики:
1. Диагностический опросник.
Эта часть анкеты была разработана с использованием методик Томаса Такера, (журнал «Коммерсант ДЕНГИ») (№№ вопросов 20 – 28). Инструкция (правила) по заполнению анкеты и вопросы 1 – 19 были разработаны самостоятельно. Ниже приводится образец разработанной первой части анкеты.
АНКЕТА
Общие сведения
1.       Пол___________Возраст
2.       Образование родителей_____________________________________________
3.       Ваше образование__________________________________________________
4.       Работа____________________________________________________________
5.       Семейное положение: не замужем / не женат
замужем / женат
разведена / разведён
вдова / вдовец
6.       Вступили в брак в возрасте _________________лет
7.       Сведения о детях__________________________________________________
8.       Материальное обеспечение: низкое, среднее, высокое
9.       Жилищные условия: отдельная квартира, коммунальная, общежитие, снимаете квартиру
10.  Наличие психических заболеваний в семье (когда, чем)__________________
11.  Зависимости членов семьи: алкоголь, табакокурение, наркотики, другое____
12.  Играли ли члены вашей семьи в азартные игры (казино, карты, лото и
пр.)____________________________________________________________
13.  Любимые игры в детстве___________________________________________
14.  В какие азартные игры играете______________________________________
15.  С какого возраста играете в азартные игры____________________________
16.  Сколько раз (в неделю, месяц, год) посещаете игровые клубы_____________
17.  Чувствуете ли непреодолимое влечение к привычному виду игры_________
18.  Вы посещаете игровые залы один или с кем-то________________________
19.  Отношение близких людей (родители, жена (муж), дети, друзья) к вашему увлечению: играют вместе с вами, положительное, нейтральное, отрицательное, резко отрицательное.
20.  Ставили ли вы на кон больше, чем могли позволить себе потерять? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда)
21.  В последние 12 месяцев требовалось ли вам играть на более крупную сумму, чтобы достичь той же степени возбуждения? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда)
22.  Когда вы играли, возвращались ли вы на другой день к игре, чтобы отыграть проигранные деньги? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда)
23.  Одалживали ли вы когда- либо деньги или продавали имущество, чтобы иметь возможность играть? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда)
24.  Чувствовали ли вы когда-либо, что у вас могут быть проблемы с азартными играми? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда)
25.  Являлась ли когда-либо азартная игра причиной ваших проблем со здоровьем, включая стресс и беспричинное беспокойство? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда)
26.  Критиковали ли вас за ваше пристрастие к азартным играм или говорили вам, что у вас проблемы с азартными играми, независимо от того, считали ли вы эти замечания справедливыми? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда)
27.  Являлось ли когда-либо ваше пристрастие к азартным играм причиной финансовых проблем для вас или вашей семьи? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда)
28.  Ощущали ли вы когда-либо вину за то, как вы играете, или за то, что происходит во время вашей игры? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда).
При анализе ответов на вопросы 20 – 28 применялась следующая методика (Т. Такер). За каждый ответ «никогда» присваивалось 0 баллов, «иногда» — 1 балл, «чаще всего» — 2 балла, «почти всегда» — 3 балла. Все набранные баллы за ответы на все 9 вопросов суммировались. Конечный результат определялся по следующему ключу.
0 баллов — нет никаких негативных последствий азартной игры. Респондент может играть изредка, с целью общения или на досуге — игра не является проблемным пристрастием. 1-2 балла — Респондент может играть в азартные игры на уровне, не ведущем к негативным последствиям.
3-7 баллов — Респондент играет в азартные игры на уровне, который может привести к негативным последствиям. Результат указывает на уровень риска, подлежащий дальнейшему исследованию.
8-27 балл — Респондент играет на уровне, ведущем к негативным последствиям. Возможно, контроль над пристрастием к азартным играм уже потерян — чем выше результат, интенсивней игра, тем серьезнее могут быть проблемы. Необходимо исследовать пристрастие к игре и его последствия.
2. Опросник А. Маслоу
Самоактуализация, по мнению А. Маслоу — это «потребность человека стать тем, кем он способен стать». Человек, достигший этого высшего уровня своих потребностей, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Данный опросник предназначен для диагностики уровня развития самоактуализации личности.
Обработка и интерпретация результатов. За каждое суж­дение, выбранное испытуемым и соответствующее самоактуа­лизации, начисляется 1 балл. Затем необходимо подсчитать бал­лы по всем шкалам теста. Затем подсчитывается значение двух базовых коэффициентов: коэффициента «Ориентация во време­ни» и коэффициента «Поддержка». На основе этих данных про­изводится основная интерпретация результатов.
Коэффициент «Ориентация во времени» состоит из количества баллов, набранных испытуемым по шкале «Ориентация во времени». Он представляет собой отношение количества пун­ктов, по которым испытуемый выбрал суждение, свойственное для несамоактуализирующейся личности, к количеству пунк­тов, по которым он выбрал суждение, характерное для самоак­туализирующейся личности. Аналогичным образом на основе данных, полученных по второй базовой шкале, можно вычислить коэффициент «Под­держки».
1.     Шкала «Ориентация во времени» (17 пунктов) определяет степень правильности ориентированности че­ловека во времени.
2.     Шкала «Поддержка» (90 пунктов) или «Опора на себя», является вто­рым основным параметром самоактуализирующейся личности. Этот параметр определяет направленность личности на себя и направленность на других, то есть руководствуется ли в жизни человек своими собственными целями, убеждениями, установ­ками и принципами, или он подвержен влиянию внешних сил, конформен и т. д.
3.     Шкала «Ценностные ориентации» (20 пунктов) измеряет степень того, насколько человек руковод­ствуется ценностями, присущими самоактуализирующейся лич­ности.
4.     Шкала «Гибкость поведения» (24 пункта) измеряет гибкость поведения в различных ситуа­циях, гибкость применения стандартных оценок, принципов.
5.            Шкала «Сензитивность» (13 пунктов) измеряет степень того, насколько человек глубоко и тонко ощущает себя, свои собственные переживания и по­требности.
6.     Шкала «Спонтанность» (14 пунктов) измеряет способность спонтанно выражать свои чувства или быть самим собой.
7.     Шкала «Самоуважение» (15 пунктов) измеряет способность человека уважать себя за свою силу.
8.     Шкала «Самопринятие» (21 пункт) измеряет способность человека принимать себя воп­реки своей слабости. Труднее достичь «принятия себя», чем самоуважения. Ак­туализация собственной личности требует и того и другого. Эти две характеристики можно отнести к «восприятию себя».
9.     Шкала «Взгляд на природу человека» (10 пунктов) оценивает понимание человеческой природы, му­жественности и женственности.
10.   Шкала «Синергичность» (7 пунктов) измеряет способность к целостному восприятием мира и людей, способность находить закономерные связи во всех явлениях жизни, понимать, что такие противоположности, как работа и игра, любовь и похоть, эгоизм и бескорыс­тие, не являются антагонистичными.
11.Шкала «Принятие агрессии» (16 пунктов) измеряет способность человека принимать свою аг­рессивность как природное свойство.
12.Шкала «Контактность» (20 пунктов) измеряет способность человека устанавливать глу­бокие и тесные контакты с окружающими.
13.   Шкала «Познавательные способности» (11 пунктов) измеряет степень выраженности у человека стрем­ления к приобретению знаний об окружающем мире.
14.Шкала «Креативность» (14 пунктов) измеряет выраженность направленности личности.
Таким образом, тест в адаптированном варианте включает в себя 14 шкал и 126 пунктов. Каждый пункт содержит два альтернативных суждения, одно из которых должно быть в обя­зательном порядке выбрано испытуемым как в наибольшей сте­пени соответствующее его взглядам и убеждениям.
3. Адаптированный характерологический опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека.
Данный опросник состоит из 88 вопросов. Образец к опроснику и инструкцию к нему см. в приложении. Обработка результатов осуществляется раздельно по каждой акцентуации характера. Тип характера, набравший максимальное количество баллов определялся как доминирующий тип для данной личности. Максимальное количество баллов – 80, минимальное – 20 по каждой акцентуации.
№ п/п
Название типа характера по К. Леонгарду
Название акцентуации
Ключ акцентуации и коэффициент нормирования
1
Гипертимный
Гипертимическая
2,5 х (сумма баллов за ответы на вопросы 1,11,23,33, 45, 55, 67, 77)
2
Возбудимый
Проективная
1,67 х (сумма баллов за ответы на вопросы 2, 12, 15, 24, 34, 37, 46, 56, 59, 68, 78, 81)
3
Эмотивный
Эмоцентрическая
2,5 х (сумма баллов за ответы на вопросы 3, 13, 25, 35, 47, 57, 69, 79)
4
Дистимический
Дистимическая (депрессивная)
2,5 х (сумма баллов за ответы на вопросы 9, 21, 31,43, 53,65,75,87)
5
Тревожно-боязливый
Невротическая
2,5 х (сумма баллов за ответы на вопросы 5, 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82)
6
Аффективно-экзальтированный
Интроективная
5 х (сумма баллов за ответы на вопросы 10, 32, 54, 76)
7
Аффективно-лабильный
Циклотомическая
2,5 х (сумма баллов за ответы на вопросы 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84)
8
Застревающий (неуравновешен­ный)
Паранойяльная
2,5 х (сумма баллов за ответы на вопросы 8, 20,30,42, 52, 64, 74, 86)
9
Педантичный
Ригидная
1,67 х (сумма баллов за ответы на вопросы 4, 14, 17, 26, 36, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83)
10
Демонстратив­ный
Вытеснения
1,67 х (сумма баллов за ответы на вопросы 7, 19, 22, 29, 41, 44, 51, 63, 66, 73, 85, 88)
    продолжение
--PAGE_BREAK--4. Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера — Ю. Л. Ханина
Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной или постоянной, то есть личностной. Результаты методики относятся не только к психодина­мическим особенностям личности, но и к общему вопросу взаимосвя­зи параметров реактивности и активности личности, ее темперамента и характера.
По Ю. Л. Ханину, состояния тревоги или ситуативная тревожность, (СТ), возникают «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожи­дание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие не­благоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, пре­стижу). Напротив, личностная тревожность (ЛТ) как черта, свойство, диспозиция дает представление об индивидуальных различиях в под­верженности действию различных стрессоров. Величина ЛТ характеризует  прошлый опыт индивида, т.е. насколько часто ему приходилось испы­тывать СТ...» (Вопросы психологии. — 1978. — № 6. — С. 95). Шкала реактивной и личностной тревожности имеет две самосто­ятельные подшкалы для отдельного измерения той и другой формы тревожности: подшкала оценки СТ с главным вопросом о самочувствии в данный момент и подшкала оценки ЛТ с формулировкой о самочувствии обычном. Результаты оцениваются в градациях:
до 30 баллов          —   низкая;
31-45 баллов         —   средняя;
46 баллов и более   —   высокая тревожность.
Такого рода градации позволяют на универсальной шкале 20-80 соотнести полученные результаты с диапазонами (квартилями) нормального распределения индивидов с различной тревожностью по параметру активности.
Ситуативная тревожность (СТ) определяется по ключу:       
СТ = (3,4,6, 7,9,12,13,14,17,18)- (1,2,5,8,10,11,15,16,19,20)+ 50
Личностная тревожность (ЛТ) определяется по ключу:        
ЛТ = (2,3,4,5,8,11,12,14,15,17,18,20) — (1,6,7,10,13,16,19) + 35
Понятие ситуативной (актуальной), т. е. реактивной тревожности и понятие личностной, т. е. активной тревожности имеют не только специальный, описанный выше, но и более общий психологический смысл. Диагностика реактивной и активной тревож­ности позволяет достаточно определенно судить о проявлении двух основных особенностей поведения личности в плане ее отношения к деятельности, а именно:
1. По значению в баллах, полученному для реактивной тревожно­сти, открывается возможность оценки параметра реактивности лич­ности в смысле ее включенности, погруженности в деятельность, в си­туацию взаимодействия внутреннего и внешнего, а также проявление психодинамики и темперамента в структуре свойств его личности. Высокая реактивность, по Я. Стреляу, отвечает темпераменту меланхолика, менее высокая — флегматика, а низкая реактивность — холерика и вслед за ним — санг­виника.
2. Рассуждая подобным же образом, по значению (в баллах), по­лученному для активной, личностной тревожности, можно предвари­тельно оценить активность личности в плане ее характерологических свойств. Высокая активность соответствует, по нашей модели лично­сти, сангвинии и меланхолии, а низкая — флегматии и холерии, — лич­ностным состояниям и свойствам, адекватным мыслительному и практико-мыслительному, а также художественному и практико-художественному типам характера.

Описание исследования. Объект исследования В ходе исследования все респонденты были разделены на две группы: зависимые от азартных игр (экспериментальная группа) и не имеющие какой-либо зависимости (контрольная группа).
Экспериментальную группу составили 20 человек, зависимых от азартных игр в возрасте от 22 до 42 лет, из них 16 мужчин и 4 женщины.
В контрольную группу вошло 20 человек, играющих в азартные игры, но не страдающих какой-либо формой зависимости в возрасте от 19 до 43 лет, из них 14 мужчин и 6 женщин. В ходе исследования испытуемые самостоятельно заполняли разработанную анкету.
Математическая обработка результатов проводилась с помощью программы STATISTICA.
Различия результатов, полученных с помощью анкеты в экспериментальной и контрольной группах, определялись с помощью U-критерия Манна-Уитни.
Внутригрупповые связи были получены с помощью коэффициента корреляции Спирмена.

Глава 3. Результаты исследования и интерпретация результатов Характеристика исследуемых групп В результате обработки первой части анкеты (общие сведения) были выявлены характеристики исследуемых, приведенные в таблице № 1.
Таблица № 1.Характеристика (общие сведения) исследуемых групп.
Наименование характеристики
Экспериментальная группа
Контрольная
группа
Чел.
%
Чел.
%
Пол:   мужской
женский
16
4
80
20
14
6
70
30
Возраст:  минимальный – максимальный
средний
22-42
29
Х
19-43
28
Х
Образование:  среднее
среднее – специальное
высшее
1
7
12
5
35
60
1
8
11
5
40
55
Семейное положение: неженат/не замужем
женат/за мужем
разведен(а)
11
5
4
55
25
20
6
12
2
30
60
10
Наличие детей:  да
нет
7
13
35
65
10
10
50
50
Материальное положение:  низкое
среднее
высокое
2
15
3
10
75
15
1
18
1
5
90
5
Жилищные условия:   отдельная квартира
коммунальная
снимают квартиру
12
4
4
60
20
20
12
2
6
60
10
30
Психические заболевания в семье:  да
нет
1
19
5
95
0
20
0
100
Зависимости членов семьи:   да
нет
18
2
90
10
14
6
70
30
Играли ли члены семьи в азартные игры: да
 нет
17
3
85
15
13
7
65
35
В какие виды азартных игр играют:
казино
игровые автоматы
лото
карты и домино
Х
11
47
14
28
Х
12
41
Частота посещения игровых клубов:
3 – 4 раза в неделю
1 — 2 раза в неделю
1 раза в месяц и менее
не посещают
10
10
0
0
50
50
0
0
0
0
14
6
0
0
70
30
Непреодолимое влечение к игре:  да
нет
16
4
80
20
0
20
0
100
Посещают игровые залы: одни
с кем-то
не посещают
15
5
0
75
25
0
6
9
5
30
45
25
Отношение к игре близких людей 
играют вместе
нейтральное
отрицательное
резко-отрицательное
0
5
11
4
0
25
55
20
4
15
1
0
20
75
5
0
Из приведенных в таблице данных видно, что экспериментальная и контрольная группы различались по семейному положению. Количество не состоящих в браке людей из экспериментальной группы было больше по сравнению с контрольной группой. Эти различия имели статистически достоверный характер. Кроме того, члены экспериментальной группы имели детей достоверно реже по сравнению с контрольной группой. Если рассматривать зависимость членов семьи от алкоголя, табакокурения, наркотиков и пр., то также можно отметить преобладание этого фактора в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Также можно отметить, что семьи людей из экспериментальной группы чаще увлекались азартными играми, чем в контрольной группе. Следует обратить внимание на то, что все члены экспериментальной группы значительно чаще посещают игровые клубы – 1-4 раза в неделю, в то время как члены контрольной группы – 1 раз в месяц и менее. Также значительное различие получено по фактору непреодолимое влечение к игре: большинство членов экспериментальной группы чувствовали непреодолимое влечение к игре, в контрольной группе чувство непреодолимого влечения к игре полностью отсутствовало. Кроме того,  члены  экспериментальной группы чаще посещают игровые залы одни, а члены контрольной группы чаще с кем-то. У членов экспериментальной группы преобладает отрицательное отношение близких людей к игре, а у членов контрольной группы – нейтральное. По остальным факторам достоверных различий не полоучено.                                                                                                                                                           
Результаты анализа данных, полученных по опроснику А. Маслоу Для выявления различий психологических характеристик экспериментальной и контрольной групп по 14 шкалам проводилось сравнение полученных результатов (количества баллов). Степень различия показателей между группами определялись с помощью U-критерия Манна-Уитни. Результаты сравнения представлены в таблице № 2.
Таблица № 2. Результаты сравнения экспериментальной и контрольной групп по данным опросника А.Маслоу

Название шкалы Эксперименталь-ная группа
Контрольная
 группа
p
п/п
1
«Ориентация во времени»
8,51 + 1,58
9,66 + 2
0,1742
2
«Поддержка» 
41,22 + 8,52
46,77 + 4,82
0,1021
3
«Ценностные ориентации»
9,84 + 2,25
11,22 + 3,63
0,3138
4
«Гибкость поведения»
11,41 + 2,99
12,66 + 3,54
0,4092
5
«Сензитивность»
6,4 + 1,17
7,88 + 2,15
0,0741
6
«Спонтанность»
4,82 + 1,69
6,88 + 1,83
0,0192
7
«Самоуважение»
5,83 + 2,57
9,22 + 2,28
0,0072
8
«Самопринятие»
9,35 + 3,13
11,44 + 2,74
0,1325
9
«Взгляд на природу человека»
3 + 1,25
4,88 + 1,96
0,0216
10
«Синергичность»
3,77 + 1,34
3,88 + 1,54
0,7779
11
«Принятие агрессии»
6,11 + 3,31
9,22 + 2,33
0,0313
12
«Контактность»
8,95 + 3,35
10,11 + 3,18
0,4313
13
«Познавательные способности»
3,9 + 1,66
5,33 + 1,58
0,0719
14
«Креативность»
6,92 + 3,7
5,88 + 2,26
0,4880
Р – достоверность различий между экспериментальной и контрольной группами.
Из приведенных в таблице данных видно, что в экспериментальной группе по сравнению с контрольной было получено меньшее количество баллов практически по всем шкалам  (за исключением шкалы «Креативность»). При этом в отношении шкал «Спонтанность», «Самоуважение», «Взгляд на природу человека», «Принятие агрессии» различия между группами носили статистически достоверный характер. Также следует отметить, что в отношении шкал «Сензитивность» и «Познавательные способности» различия приближались к статистически достоверным.
Описанные выше различия наглядно можно увидеть на диаграмме №1.
Диаграмма № 1. Результаты сравнения экспериментальной и контрольной групп по данным опросника А.Маслоу
\s
Результаты сравнения средних баллов по шкалам А. Маслоу у исследуемых групп показывают, что практически по всем шкалам (за исключением шкалы «Креативность») у экспериментальной группы средний балл ниже, чем в контрольной группе. Это означает, что в среднем, исследуемые респонденты, зависимые от азартных игр, обладают более низким уровнем самоактуализации, чем не имеющие зависимости.
Низкий балл у экспериментальной группы по шкале «Спонтанность» означает, что респонденты, зависимые от азартных игр, опасаются, открыто проявлять свои чувства и эмоции в поведении, что свидетельствует о замкнутости (скрытности) характера. Высокий балл по данной шкале у контрольной групп говорит о том, что люди, не имеющие зависимости, способны выражать свои чувства в заранее не продуманных действиях.
Анализируя шкалу «Самоуважение», можно заключить, что не имеющие зависимости респонденты выше ценят себя, больше нравятся сами себе (по сравнению с экспериментальной группой), причем при условии, что для этого есть объективные основания. Зависимые респонденты, напротив, обладают низкой самооценкой, то есть низким самоуважением. Это выражается в неуверенности поведения, страхе доверять самому себе, что отрицательно сказывается на психике человека.
Различие показателей по шкале «Взгляд на природу человека» говорит о разном понимании человеческой природы. Респонденты контрольной группы более способны находить закономерные связи во всех явлениях жизни, понимать, что такие противоположности, как работа и игра, любовь и похоть, эгоизм и бескорыстие, не являются антагонистическими. Респонденты экспериментальной группы менее способны осмысленно связывать противоречивые жизненные явления.
Низкий балл у экспериментальной группы по шкале «Принятие агрессии» отражает низкую способность принимать свою агрессивность. Из этого следует, что респонденты, зависимые от азартных игр стремятся скрыть это качество, отказаться от агрессии, подавить ее в себе. Это также свидетельствует о замкнутости, закрытости, не способности принимать себя, свой внутренний мир таким, какой он есть. Респонденты контрольной группы лучше понимают, что агрессивность и гнев свойственны природе человека и могут проявляться в межличностных контактах.
Результаты анализа данных, полученных по опроснику К. Леонгарда – Г. Шмишека Данные распределения психологических типов в исследуемых группах представлены в таблице № 3.
Таблица № 3. Распределение психологических типов в экспериментальной и контрольной группах.
№ п/п
Название типа характера по К. Леонгарду
Количество случаев в группах
Экспериментальная группа
Контрольная группа
1
Гипертимный
4
1
2
Возбудимый
5
4
3
Эмотивный
1
2
4
Дистимический
2
2
5
Тревожно-боязливый
1
1
6
Аффективно-экзальтированный
3
3
7
Аффективно-лабильный
1
2
8
Застревающий (неуравновешен­ный)
2
1
9
Педантичный
0
2
10
Демонстратив­ный
1
2
При анализе распределения психологических типов в двух исследуемых группах каких-либо статистически достоверных различий не получено (метод сравнения долей). Хотя по данным литературы (Егоров, 2003) для людей, зависимых от азартных игр наиболее характерен гипертимный психологический тип. 
Диаграмма № 2. Распределение психологических типов в экспериментальной и контрольной группах.
\s
На диаграмме № 2 видно, что в экспериментальной группе больше человек, которым характерен гипертимный тип по сравнению с контрольной группой. Остальные психологические типы в равной степени присущи обеим исследуемым группам.
 
Результаты анализа данных, полученных по опроснику Ч. Д. Спилбергера — Ю. Л. Ханина При изучении выраженности типов тревожности был вычислены средние баллы по каждому типу тревожности у исследуемых групп. Степень различия показателей между группами определялась с помощью U-критерия Манна-Уитни. Результаты сравнения представлены в таблице № 4.
Таблица № 4. Результаты сравнения экспериментальной и контрольной групп по данным Шкалы Ч. Д. Спилбергера — Ю. Л. Ханина
№ п/п
Типы тревожности
Группы
  Экспериментальная
Контрольная
Р 1
Ситуативная
47,9 + 8,97
40,2 + 5,99
0,0461
2
Личностная
54 + 12,61
35,8 + 5,77
0,0006
Р – достоверность различий между экспериментальной и контрольной группами.
Из приведенных в таблице данных видно, что изучаемые группы существенно различались по обоим видам тревожности. Так, экспериментальная группа характеризовалась достоверно более высокой суммой баллов как в отношении ситуативной, так и в отношении личностной тревожности. При этом различие в отношении личностной тревожности больше, чем в отношении ситуативной (реактивной) тревожности. Эти различия также можно увидеть на диаграмме № 3.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.