Реферат по предмету "Психология"


Зависимость поведения индивида в определенной жизненной ситуации от различных факторов

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 Анализпонятий «индивид» и «ситуация»
2 Влияниевнутренних и внешних факторов на результат взаимодействия индивида с ситуацией
3 Особенности взаимодействия сточки зрения психоанализа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ
Жизньсовременного общества полна различных факторов, влияющих как на поведение всегообщества в целом, так и на поведение отдельной личности. В наш векинформационных технологий, век великих открытий и достижений во всех областяхнауки, образ жизни современной личности, на мой взгляд, отличается особойдинамичностью и изменчивостью.
Научныедисциплины, центрированные на человеке, испокон века старались понять егооснову, раскрыть закономерности его развития и поведения. Исследователиповеденческого аспекта личности до сих пор дискутируют по многим вопросамданной проблематики. Что лежит в основе поведения индивида, чем вызваны те илииные поведенческие особенности, от чего зависит выбор индивида в определенныймомент конкретной модели поведения, что определяет поступки человека вопределенной жизненной ситуации, насколько возможна их обусловленность ипредсказуемость?
Необходимоотметить, что в процессе исследования поведенческих особенностей личности, всовременной психологической науке уже сложилось определенное количество научнообоснованных теорий и школ.
Каждаятеория по своему объясняет причины поведения личности в процессе еежизнедеятельности, каждая школа видит в основе мотивации личности свои составляющие,причем точка зрения на то, что эти причины обусловлены заранее некоторымифакторами, не вызывает сомнения. А вот какими именно факторами обусловленоповедение индивида в той или иной ситуации как раз и вызывает споры и различиемнений.
Вданной работе мы рассмотрим точки зрения некоторых теорий, объясняющихзависимость поведения индивида в определенной жизненной ситуации от различныхфакторов. Основная цель работы: найти ответ – что же является определяющимповедение индивида в различных жизненных ситуациях, каковы особенностивзаимодействия индивида с ситуацией.

/>1 Анализ понятий «индивид»и «ситуация»
 
Дляболее глубокого понимания рассматриваемой темы дадим определение основным понятиям.
Понятие«индивид» (от лат. individum — неделимый) включает в себя прежде всего описаниеи отображение разнообразных ипостасей бытия личности. Данное понятие (впервые быловведено в научный оборот Цицероном как латинский аналог греческого термина«атом») сопряжено с представлением об отдельно взятом представителечеловеческого рода, общества, народа, класса, социальной группы, каксвоеобычном социальном атоме, т.е. далее принципиально неразложимом элементебытия социума. В психологии индивид трактуется как представитель человеческогорода, обладающий своеобразными психофизиологическими особенностями,устойчивостью психических процессов и свойств, собственной мерой активности игибкости в реализации этих свойств в повседневной жизни [6, с.117].
Чтоже такое ситуация? «Словарь русского языка» С.И. Ожегова предлагает такуюинтерпретацию понятия: «Ситуация – это совокупность обстоятельств, положение,обстановка». Где под обстоятельством понимаются «условия, определяющиеположение, существование чего-нибудь» [2, с.387].
Необходимоотметить, что ситуация может рассматриваться как нечто созданное самиминдивидом в процессе взаимодействия с другими людьми. С другой стороны, к нейможно относиться как к существующей независимо от ее участника или участников.
Когдамы считаем, что ситуация — это нечто, существующее только в «голове»индивида или это то, что создается во взаимодействии нескольких«действующих лиц», объективные и количественные черты ситуацииперестают оказывать влияние на индивида.
Другойподход состоит в том, что ситуации на самом деле существуют независимо отиндивидов “задействованных” в них, и их объективные характеристики ситуациидействительно имеют важные последствия.
Выражениеэмоций, общее эмоциональное состояние, степень физического контакта зависят отситуации, в которой оказывается индивид. Некоторые психологи считают, чтоповседневные ситуации насчитывают значительное количество черт, сами по себеопределяющих, что люди думают, как чувствуют, как ведут себя. С этой точкизрения, субъективная природа определения ситуации неприемлема.
Некотороевремя пользовалась популярностью теория свойств, которая пыталась свестипричины поведения исключительно к личности (точнее, к ее диспозициям). Вместе стем сторонниками этой теории было упущено из виду иное влияние на человеческоеповедение, а именно – давление со стороны ситуации [5, с.63]. Действительно,разве люди изначально делятся на честных и бесчестных? Разве не в определенных ситуацияхони становятся таковыми?
Отметим,что подобная локализация причинности имеет под собой ряд оснований:
ž совершенноочевидно, что нельзя свести все к объяснению человеческого поведения,основанному на наивном внешнем наблюдении (когда наблюдатель при объяснениируководствуется эпизодическими свидетельствами и примерами отклонения впоступках);
ž очевиднаянеоднородность поведения по отношению к ситуациям (например, в схожих ситуацияхповедение одного человека не так уж однотипно, как можно было ожидать припредположении, что действие целиком основывается на имеющихся диспозициях);
ž невозможностьисключения влияния на поведение человека особенностей ситуации (в частности, всамом субъекте имеют место изменяющиеся и обусловливающие поведение состояния ипроцессы). Они вызываются ситуацией и часто обозначаются как мотивации. Кпримеру, так называемые «динамические» теории поведения – психоанализ Фрейда итеория поля Левина – первоначально в своей проблематике исходили из этой позиции[5, с.74].
Такимобразом, ясно, что в исследовании ситуационных причин действия интереснаправлен на выявление причин, обусловливающих изменение поведения во времени:приспособление живого существа к меняющимся ситуационным условиям. К этомусводится все научение, равно как и идивидуальное развитие в ранние, пластичные,периоды жизни. Причем индивидуальные различия остаются вне сферы внимания. Какбы они ни возникали (например, как различные исходные предпосылки,предшествующие фазе научения), их элиминируют или контролируют. Действие вцелом оказывается при этом в значительной степени обусловлено ситуацией, и вовремени оно изменяется вследствие накопления опыта [3, с.217].
Вследующем пункте работы более пристальное внимание уделим ответу на следующийвопрос: чем обусловлено взаимодействие индивида с ситуацией, определяется липоведение индивида исключительно ситуацией, либо на конечный вариант поведениявсе же оказывают влияние и внутренние факторы развития личности. Так что жевиляет на поведение индивида в каждой отдельной жизненной ситуации?/>2         Влияниевнутренних и внешних факторов на результат взаимодействия индивида с ситуацией
Конечно,можно представить предельные случаи, когда поведение определяется только свойствамиличности или только ситуацией: в первом случае это нечто специфическипсихопатологическое, во втором – нечто крайне автоматизированное, поведение потипу «стимул—реакция».
Поэтому,на мой взгляд, бесспорно то мнение, что поведение обусловлено как личностными,так и ситуационными факторами и, более того, является при этом результатомвзаимовлияния индивидуальных диспозиций и особенностей актуальной ситуации.
Целыйряд экспериментальных исследований подтвердили тезис о статистическомвзаимодействии личности и поведения, т.е. те или иные поведенческие паттерны необъяснимы простым суммарным вкладом личностных и ситуационных факторов –одинаковые особенности ситуации при различных диспозициях по-разному, поройдаже противоположно, влияют на поведение.
ТакФурманов И.А. акцентирует внимание на том, что К. Бауэрсом были полученыинтересные результаты исследований, позволившие выяснить, насколько различия вповедении обусловлены различиями индивидуальными, ситуационными иливзаимодействием тех и других. Подсчеты по всем исследованиям показали, чточисто личностными факторами объясняется всего лишь 12,7% дисперсии поведения.Доля ситуационных факторов еще меньше—10,2%. Оснований, чтобы решительносолидаризоваться с теориями свойств или с ситуационизмом, как видим, мало.Напротив, взаимодействием между личностью и ситуацией объясняется значительнобольшая доля дисперсии, а именно 20,8%. В остальном поведенческие зависимыепеременные не давали никаких оснований предпочитать как более влиятельный одинисточник детерминации другому [5, с.86].
Зададимсявопросом: разве возможно полностью и в абсолютно объективной форме разграничитьличностные и ситуационные факторы? Действующий субъект без ситуации столь женемыслим, как и ситуация без субъекта. Уже само по себе восприятие и понимание ситуацииявляется результатом специфического поведения, в основе которого лежатличностные особенности переработки информации. При таком понимании любоеповедение должно рано или поздно раствориться в непрерывном, двустороннемпроцессе взаимодействия.
Взаключении данного пункта уместно будет привести слова К. Бауерса, с которыми ябесспорно соглашусь: «Ситуации есть функция личности в той же степени, в какойповедение личности есть функция ситуации» [5, с.93].
Итак,в результате рассмотрения данной проблемы, мы приходим к следующему мнению: нашидействия влияют на ситуационные переменные, которые меняют личностныепеременные так, что меняется само действие, и т. д. То есть здесь мы говорим отом, что субъект, поведение и ситуация обусловливают друг друга и обусловленыдруг другом. 3         Особенности взаимодействия с точки зрения психоанализа
 
Врезультате анализа научных источников по рассматриваемой проблеме, особоевнимание необходимо уделить психоаналитической теории З.Фрейда. Именно онавызвала у меня особый интерес.
Преждевсего необходимо сказать о том, что психоанализ является примеромпсиходинамической теории, поскольку решающая роль в поведении человека в немотводится взаимодействию сил. Согласно психоаналитической теории, поведениеесть результат борьбы и компромиссов между мотивами, потребностями, влечениямии конфликтами [4, с.273].
Такусилия Фрейда были направлены на объяснение казавшихся непонятными поступков,для чего им использовалось клиническое наблюдение, а также методикапровоцирования и истолкования странных, необычных содержаний сознания. В связис этим З.Фрейд сконцентрировался на изучении такого состояния психики как«бессознательное», в котором он видел ключ к объяснению поступков человека икоторое представлял как непрерывное изменение и столкновение влечений,получающих свое фрагментарное и завуалированное выражение в поведении исознательном переживании.
Такимобразом, согласно теории Фрейда, мотивация человека полностью основана наэнергии возбуждения, производимого телесными потребностями. По его убеждению,основное количество психической энергии, вырабатываемой организмом,направляется на умственную деятельность, которая позволяет снижать уровеньвозбуждения, вызванного потребностью. По Фрейду, психические образы телесныхпотребностей, выраженные в виде желаний, называются влечениями [4, с.302]. Во влеченияхпроявляются врожденные состояния возбуждения на уровне организма, требующиевыхода и разрядки. Фрейд утверждал, что любая активность человека (мышление,восприятие, память и воображение) определяется влечениями. Влияние последних наповедение может быть как прямым, так и непрямым, замаскированным. Люди ведутсебя так или иначе потому, что их побуждает бессознательное напряжение — ихдействия служат цели уменьшения этого напряжения. То есть, влечения как таковыеявляются «конечной причиной любой активности» [4, с.303].
Фрейдсчитал, что у человека следует вскрыть ту биологически-витальную динамикувлечений, которая лежит в основе поведения всех живых существ. В этом исостоят, собственно, действующие в неразрывной последовательности психическиепроцессы, т.е. бессознательное. В потоке сознания бессознательные процессы несоставляют исключения, напротив, содержание сознания представляет собойфрагментарное и видоизмененное производное от непрерывной деятельностибессознательного. Такая деятельность построена не на пассивном реагированииорганизма на воздействия окружающей среды, а на активном устремлении ипротивоборстве заложенных в живом существе сил.
Наэтом я остановлю освещение основных постулатов учения Фрейда в данном аспекте.
Такимобразом, мы видим, насколько огромное значение ученый придавал влияниювнутренних факторов личности на ее поведение в процессе жизнедеятельности. Иесли уж выразиться чуть более категорично, то можно сказать, что Фрейд абсолютноне учитывает влияния ситуации на поведение индивида в каждый конкретный периоджизни взрослого человека. Что конкретно я считаю не вполне обоснованным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Итак, рассмотрев понятия «индивид» и «ситуация» в ихвзаимообусловленности и взаимовлиянии, вскрыв некоторые аспекты основныхтеорий, рассматривающих роль ситуации в определении деятельности индивида, хочувысказать свою точку зрения на данную проблему.
Необходимо сказать о том, что в психологической науке имеетсяряд теорий, анализирующих порядок взаимодействия ситуации и индивида. Все такжеостаются дискуссионными вопросы, касающиеся того, что же определяет поведениеиндивида в определенной жизненной ситуации. Влияет ли сама ситуация наповедение и выбор индивида, либо это всецело зависит непосредственно отбиологических внутренних предпосылок личности.
В процессе работы над темой, меня особенно заинтересовала изаставила задуматься психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда. Прежде всего ясчитаю, что Фрейд явно недооценивает роль сознания и социального окружения(ситуации) в процессе формирования и бытия индивида. Фрейд утверждал, чтоведущую роль в организации жизнедеятельности человека играют различного родабиологические механизмы. Изучив теорию, меня особенно удивило что, по Фрейду,отличие невротика от здорового человека не имеет принципиального значения. Ясчитаю, что Фрейд неправомерно распространяет частные выводы своей клиническойпрактики на человечество в целом, он возвел эти выводы в догму своей метапсихологиии провозгласил сексуальный инстинкт основной детерминантой человеческойдеятельности. С этим нельзя согласиться в полной мере.
Таким образом, анализ психологической литературы позволяетговорить о том, что в процессе взаимодействия индивида и ситуации, прежде всегонельзя недооценивать уровень влияния второго понятия на первое. Поэтому приобъяснении мотивации поведения индивида в жизненной ситуации необходимоучитывать не только биологический (внутренний), но и социальный (внешний) аспект. 
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.    Берн, Э. Введение впсихиатрию и психоанализ для непосвященных / Э. Берн. – СПб, 1991. – 372с.
2.    Ожегов, С.И. Словарьрусского языка / С.И. Ожегов. – М., 1987. – 587с.
3.    Фролов, С.С. Социология /С.С. Фролов. – М.: Логос, 1997. – 413с.
4.    Фрейд, З. Основныепсихологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа / З. Фрейд. –СПб, 1998 – 526с.
5.   Фурманов,И.А. Психологические основы поведения / И.А. Фурманов. – Мн., 2006 – 129с.
6.   Хьелл,Л., Зиглер, Д. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер Пресс,1997. – 637с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.