Федеральное агентство по образованию Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Институт международных отношений и социальных технологий
Кафедра психологии и философии
УТВЕРЖДАЮ
Заведующей кафедрой кандидат
философских наук,
доцент Коротина О.А.
РЕФЕРАТ
по истории психологии
«Естественнонаучные предпосылки превращения психологии в самостоятельную дисциплину»
Выполнила студент
гр. ПС – 08 – 02
Судоргина А. В.
Проверил
Коротина О. А.
г. Владивосток
2009 г.
Введение
Естественнонаучные концепции и методы все более активно применяются в смежных с психологической проблематикой областях. Эксперимент как метод познания все глубже проникает в разные области знания. Утверждение идеи о мозге и нервной системе как материальной основе психики, развитие и распространение материалистических идей в области философского познания мира и человекознания, интерес ученых-естественников к психологической проблематике способствовали формированию идеи о том, что и при изучении психических явлений следует более широко и активно использовать методологию и методы естественных наук. Важным и необходимым условием при этом являлось то, что к середине XIX в. сами естественные науки достигли такого уровня развития, что их результаты могли быть активно восприняты другими научными дисциплинами. Все это послужило одновременно и предпосылкой, и основанием формирования экспериментальных разделов психологии; способствовало повышению объективности и доказательности психологических исследований, превращению психологии в конечном итоге в самостоятельную область экспериментального научного знания, со своим предметом, совокупностью методов и проблематикой.
На развитие психологии оказали влияния множество дисциплин: это физиология, педагогика, языкознание, психофизика и т.д.
В середине XIX в. развитие физиологии было тесно связано с важнейшими открытиями и обобщениями в области физики, химии, биологии. На их основе были разработаны новые методы и приемы физиологического эксперимента. К середине XIX в. были получены данные, свидетельствующие о том, что все-таки именно мозговая деятельность определяет функционирование психики. Безусловно, сам процесс обоснования этого вывода носил длительный и многоаспектный характер. Многие исследователи внесли свой вклад в утверждение данной идеи как окончательной истины.
Чуть позже, в 1861 г., французский анатом Поль Брока в ходе клинических исследований выделил ряд зон головного мозга, отвечающих за конкретные психические функции. Ученый первым показал, что моторная речь, т.е. двигательные координации, результатом которых является произнесение слов, связаны с задней третью нижней лобной извилины левого полушария. Брока утверждал, что эта зона является «центром моторных образов слов» и что повреждение в этой зоне ведет к особому виду нарушения экспрессивной речи, которое он первоначально назвал «афемией»; позже это нарушение получило название «афазия», как оно и называется в настоящее время. Тем самым, по его мнению, был открыт центр речи, что позволило ученому обосновать вывод о том, что все интеллектуальные функции локализуются в строго определенных зонах мозга.
В 1870 г. немецкий невропатолог Густав Фритч и швейцарский психиатр Фердинанд Гитциг обнаружили, что при раздражении током некоторых областей боковой части мозга на противоположной стороне тела возникают движения. Тем самым ими были открыты двигательные центры в коре головного мозга. К 1880-м гг. неврологи и психиатры начали создавать «функциональные карты» коры головного мозга. Создавалось впечатление, что проблема отношений между структурой мозга и психической деятельностью уже решена.
Английский невролог Хьюлингс Джэксон высказывает в 1864 г. принципиально новую, по сравнению со сторонниками локализационизма, идею о мозговой организации психических процессов. По его мнению, мозговая организация психических процессов бывает различной в зависимости от сложности психического процесса. Идеи Джэксона возникли на основе наблюдений, которые шли вразрез с локализационной теорией Брока. В своих исследованиях двигательных и речевых нарушений Джэксон установил, что ограниченные повреждения отдельной зоны мозга никогда не вызывают полной потери функции. Например, больной не мог выполнить просьбу «Произнесите слово „нет“, хотя и пытался сделать это. Однако несколько позже в состоянии аффекта больной мог сказать: „Нет, доктор, я не могу сказать “нет». Объяснение таким парадоксам, когда произнесение слова одновременно и возможно, и невозможно, Джэксон находил в том, что все психические функции имеют сложную «вертикальную» организацию.
Следует отметить, что многие открытия середины — второй половины XIX в. в области анатомии головного мозга, нервно-мышечной и сенсорной физиологии, не являясь, по сути, психологическими, тем не менее оказывали существенное влияние на развитие психологических идей. Важным источником формирования естественно — научных основ психологии явилось эволюционное учение Чарльза Дарвина. В 1859 г. в свет выходит его книга «Происхождение видов путем естественного отбора». В ней Ч. Дарвин устанавливает основные факторы биологической эволюции — изменчивость, наследственность и отбор.
Выяснив факторы биологической эволюции, Ч. Дарвин должен был теперь объяснить причины многообразия видов растений и животных. На основе наблюдений за животными, живущими в естественных условиях жизни. Ч. Дарвин пришел к выводу, что для выживания организму выгоднее всего отличаться, а не быть похожим на другое существо: из прогрессивно размножающихся живых форм остаются только те, которые более всего различаются, а все промежуточные формы обречены на гибель и вымирание. Прежде всего, теория Ч. Дарвина внесла в психологию генетический принцип, сыгравший исключительное значение в дальнейшем ее развитии. Распространение эволюционистских представлений на область сознания ознаменовало сближение психических и органических явлений с точки зрения их реального биологического родства. Психология стала заимствовать детерминистские идеи уже не у механики, а у эволюционной биологии, под влиянием которой был выдвинут ряд важных для психологии проблем, таких как адаптация к среде, филогенетическая обусловленность функций, индивидуальные вариации, роль наследственности, преемственность в развитии между психикой животных и человеческим сознанием, соотношение структуры и функции и др.
Еще один важный вклад Дарвина в психологию состоял в том, что наряду с преемственностью у животных в строении их тела, он открыл такую же преемственность в их психической организации. Тем самым была обоснована связь психики животных и человека. Проницательная наблюдательность позволила заявить Ч. Дарвину, что чувства и впечатления, различные эмоции и способности — такие, как любовь, память, внимание, любопытство, подражание, рассудок и т.д., которыми гордится человек, — могут быть найдены в зачатке, а иногда даже в хорошо развитом состоянии у низших животных. Тем самым были заложены основы сравнительной психологии как отрасли психологического знания.
Важной областью знания, смежной с психологией, всегда была педагогика. Тесные взаимосвязи между ними, особенно в XIX в., были обусловлены тем, что именно в этот период педагогика все в большей мере начинает ориентироваться в разработке своей методологии на психологическое знание. В педагогике все больше и больше утверждается идея о природосообразном воспитании и обучении человека. Так, известный швейцарский педагог И. Песталоцци на рубеже XVIII-XIX вв. специально акцентирует внимание на том, что основой воспитания должна быть природа человека, закономерности его психического развития. В психической жизни человека он отмечает пять «физико-механических» законов: закон постепенности и последовательности, закон связности, закон совместных ощущений, закон причинности и закон психической самобытности. Именно эти законы, по его мнению, должны лежать в основе методики воспитания.
Значительная роль в развитии педагогики на основах психологии во второй половине XIX в. принадлежала русским педагогам. В 1856 г. публикуется статья известного хирурга Н.И. Пирогова «Вопросы жизни», в которой обосновывается мысль о приоритете задачи воспитания личности перед обучением при подготовке будущих специалистов для работы в различных областях общественной практики. Как отмечал известный отечественный педагог К.Д.Ушинский, выводы Пирогова «пробудили спавшую у нас до тех пор педагогическую мысль, а выдвинутый им принцип воспитания прежде всего человека в человеке должен стать требованием здравой педагогики, основанной на психологии»
Именно Ушинскому удается осуществить творческое объединение педагогических и психологических идей в фундаментальном двухтомном педагогическом труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», изложив в нем целостное учение о воспитании и образовании.
Еще одним источником психологических знаний во второй половине XIX в., способствовавшим формированию психологии как самостоятельной науки, явилось языкознание. С этой точки зрения, особое значение для психологии имело творчество Александра Александровича Потебни. Обсуждаемые в его трудах вопросы взаимосвязи языка, чувственного познания и мышления, единства сознания и языка обосновывали социальный характер языка, раскрывали проблему исторического развития человеческого сознания и подчеркивали его социальную природу, определяли язык как важнейшее условие формирования самосознания человека. Благодаря творчеству Потебни, слово стало рассматриваться как орудие мысли, выступающее способом ее объективизации.
Связь психологии с педагогикой и языкознанием означала выход психологии в прикладные области. Другой такой областью стала промышленная практика. В 80-х гг. XIX столетия в связи с развитием промышленного производства появляются работы по учету психики человека в труде, с чем связаны надежная работа персонала, устранение причин нарушений его деятельности, подбор и обучение людей. К психологии обращаются юристы, военные деятели, психиатры, физиологи. Таким образом, параллельно с формированием психологии как самостоятельной науки начинает оформляться и ее дисциплинарная структура.
Во второй половине XIX в. не только появляются предпосылки формирования психологии в качестве самостоятельной науки, но проводятся и первые экспериментальные исследования по проблемам, лежащим на границе физиологии и психологии, которые и начинают оформляться как экспериментальные области психологических исследований. Первой в ряду таких областей может быть названа психофизика. Ее основателем является немецкий физиолог Густав Теодор Фехнер, который впервые выступил с идеей создания новой экспериментально-математической науки в 1851 г. Основанием для психофизики Фехнера послужили результаты экспериментов, полученные другим немецким ученым, физиологом Эрнстом Генрихом Вебером. Используя специально разработанный прибор — экстезиометр, Вебер экспериментально исследовал осязание и установил, что кожа человека обладает разной чувствительностью к локализации прикосновения и, чтобы возникло новое ощущение, необходимо определенное соотношение нового раздражителя к исходному. Тем самым Вебер установил правило, согласно которому равным относительным различиям в раздражениях соответствуют равные различия в ощущениях, и продемонстрировал возможность измерения психических явлений.
Как считал Фехнер, психофизика должна заниматься экспериментально-математическим изучением различных психических процессов (ощущений, восприятий, чувств, внимания и т.п.) в их соотношении с внешним и внутренним мирами.
Фехнер открыл так называемый основной психофизический закон, в соответствии с которым возрастанию силы раздражителя в геометрической прогрессии соответствует рост величины ощущения в арифметической прогрессии (или, другими словами, интенсивность ощущений возрастает пропорционально логарифму внешнего раздражения). Именно в силу этого, равные отношения раздражителей дают равные интервалы ощущений. Тем самым было дано математическое описание установленного Вебером правила (поэтому основной психофизический закон еще называют законом Вебера — Фехнера).
Несомненной заслугой Фехнера является и то, что он ввел в психологию чувственного познания понятие порога ощущения — позаимствовав само понятие порога у Гербарта, Фехнер применил его к ощущениям.
Заключение
Вторая половина XIX столетия — период выделения психологии из философии и естествознания, перехода ее на самостоятельный путь развитая, оформления психологии как экспериментальной науки. Преобразование психологии в самостоятельную экспериментальную дисциплину нашло свое выражение в разработке теоретических программ, открытии первых экспериментальных лабораторий в различных странах мира, образовании национальных психологических обществ. Как отмечает историк науки, В. Виндельбанд, «характерным изменением в общем миросозерцании, происшедшим в XIX веке, является постоянно прогрессирующее и теперь представляющееся принципиально законченным обособление психологии от философии. Это обособление было результатом быстрого упадка метафизического интереса и метафизического мышления. Лишившись, таким образом, общей основы, психология была уже не в состоянии оказать сопротивление вторжению естественно — научного метода…»
Список литературы
Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины. М.: Медицина, 1981.
История биологии. С древнейших времен до начала XX века. М., 1972.
Якунин В.А. История психологии. М., 1998. Ссылки (links):
www.ido.rudn.ru/psychology/history_of_psychology/biograf279.html