В XVI-ХVII вв. произошли важные изменения и в искусстве и технике иллюстрирования книги: переход от ксилогравюры к гравюре на меди и от высокой печати к глубокой (206,392). Ксилогравюра, характерная для инкунабул, достигла вершины своего развития в конце XV в а затем уже все меньше удовлетворяла вкусы издателей и потребителей. Резьба на досках продольного распила бессильна была передать все тонкости рисунка.
Такую возможность открыла лишь техника гравирования на меди. Кроме того, гравюра нового типа меньше была подвержена износу и выдерживала более сильное тиснение, чем деревянная доска, вечно грозившая расколоться. Впрочем, ксилогравюра не сразу уступила свои позиции. В XVI в. обе техники гравирования - на дереве и на меди - развивались параллельно, причем в первые
десятилетия XVI в. ксилогравюра усовершенствовалась до мыслимого предела. Великий Альбрехт Дюрер одинаково успешно работал в обеих техниках. Ксилогравюра употреблялась в основном для декоративного обрамления страницы, заимствованного у рукописной книги впервые венецианским печатником Э. Ратдольтом (574, 150). И все же в XVII в. нож резчика был почти окончательно вытеснен штихелем гравера.
Гравюра на меди, как и любая гравюра вообще, бывает двух типов: выпуклая, или рельефная - гравер удаляет с полированной медной пластины все, что не должно отпечататься на бумаге, оставляя рельеф рисунка, и углубленная - на пластине вырезается сам рисунок. Одна из основных особенностей и преимуществ второго способа заключается в том, что в зависимости от ширины и глубины вырезанных линии их отпечатки могут проявиться на бумаге сильнее или слабее.
Первыми образцами углубленной гравюры явились вырезанные неизвестным мастером в 1446 г. изображения страстей Христовых (438, 47). Приблизительно в то же время этот метод был использован при печатании игральных карт. Первая книга, иллюстрированная гравюрами на меди «Священная гора Господня», выпущенная в 1477 г. во Флоренции: в ней три гравюры на меди (438, 20). Конрад Свейнхейм снабдил гравюрами на меди изданную им в 1478 г. в
Риме «Космографию» Птолемея. Углубленная резцовая гравюра на меди с тех пор все чаще стала применяться для иллюстрирования книг. Возникали все новые технические способы нанесения изображения на медной пластине. Одним из них явился в начале XVI в. способ сухой иглы, при котором изображение на пластину наносилось не штихелем, а острой иглой или кусочком алмаза, выбивавшими мелкие точки. Расположенные чаще или реже, эти точки образовывали темные или светлые участки изображения.
При этом достигалась большая точность и выразительность рисунка, чем тогда, когда прибегали к штихелю. Известны три прекрасные гравюры Дюрера, изготовленные способом сухой иглы (438, 78-79). Изготовление резцовой гравюры на металле -трудоемкий и кропотливый процесс, требующий не только умения, но и немалой физической силы. Кроме того, гравер должен был каждую линию вырезать вглубь, рискуя в случае ошибки испортить всю начальную работу. Не мог гарантировать от таких ошибок и способ сухой иглы.
Все это заставило граверов и художников искать менее трудоемкий метод, делающий возможным предварительно наносить рисунок на медную пластину, как это делалось в ксилогравюрах, так, чтобы в процессе работы можно было исправить ошибку и даже внести в рисунок существенные изменения. И такой метод был найден в начале XVI в. Им стал офорт (фр. eau forte - азотная кислота) - способ изготовления углубленной гравюры на металле путем травления кислотой.
При офорте цинковую или медную пластину предварительно покрывают защитным слоем кислотоупорного лака (смесь из воска, асфальта, смол, канифоли) и коптят. На черную от сажи пластину наносится рисунок, а затем все его линии процарапываются через лак специальной иглой. Если сделана ошибка, ее легко исправить стоит только покрыть процарапанное место лаком. Когда весь рисунок процарапан, пластину, предварительно покрыв ее тыльную сторону защитным лаком, окунают
в раствор азотной кислоты, если пластина цинковая, а если она медная - в раствор хлорного железа. Известен и другой способ: по краям пластины делают бортики из воска и затем наливают травящий раствор. Он проедает поверхность пластины в местах, свободных от лака. Когда гравер убедится, что кислота достаточно подействовала в местах, где нанесен рисунок, он ее сливает, очищает поверхность доски от лака и делает первый эстамп (оттиск).
Если в эстампе обнаружены ошибки, их легко исправляют штихелем или иглой (318,121). Так получается углубленная печатающая гравюра, значительно более совершенная, чем прежде. Изобретатель этого способа неизвестен. Возможно, им был аугсбургский гравер Даниель Хопфер (около 1470-1536). Он применял метод травления для нанесения орнамента на оружие. По-видимому, здесь и зародилась у него идея применять этот метод и в полиграфии.
Самый ранний датированный офорт был изготовлен в 1513 г. ба-зельским гравером Урсом Графом. Одним из пионеров применения офорта был и Альбрехт Дюрер, однако его гравюры-офорты еще далеки от совершенства. Успешно работали в технике офорта художники XVII века А. Ван Дейк, X. Рембрандт, Ж. Калло (318,122). Способ офорта первоначально применялся в станковой, а
не в книжной графике. Во второй половине XVI в. и особенно в XVII в. офорт все чаще использовался для украшения титульного листа книги. Совершенствуя углубленную гравюру на меди, живший в Голландии немец Людвиг фон Зиген изобрел в 1643 г. способ, названный им меццо-тинто, или черной манерой (438, 259-260). С этим методом Зиген ознакомил своего мецената принца
Рупрехта Пфальцского, который сам был искусным гравером. Хотя оба они стремились держать этот метод в тайне, он распространился в Голландии, затем в Германии и Англии. Сущность метода заключается в следующем. Поверхность медной пластины зернят специальным инструментом - гранильником или качалкой. В результате поверхность пластины становится шероховатой.
Специальным режущим инструментом, затем шабером разглаживают пробельные участки рисунка, а нерасглаженная, зернистая поверхность осторожно выглаживается в соответствии с рисунком, причем различная степень выглаживания делает возможным передать богатую градацию полутонов. Затем углубления пластины заполняют краской и, накладывая на пластину лист увлажненной бумаги, получают оттиск. Способ меццо-тинто применялся в основном для изготовления и тиражирования портретных гравюр.
То, что углубленная гравюра на металле внедрялась в процесс художественного оформления книги медленно, объясняется причинами чисто технического характера. Технический уровень того времени не позволял совместить в одном процессе метод высокой печати, которым размножали текст, с методом углубленной печати, которым делали иллюстрации, фронтисписы и т. п. Поэтому первые типографы, желавшие украсить свои книги гравюрами на меди, печатали сначала текст,
оставляя в нем места для вклейки гравюр. Так, еще У. Кекстон снабдил отпечатанную в Брюгге в 1475 г. «Историю Трои» гравированным на металле титульным листом, а год спустя К. Манаюн выпустил там же новеллы Дж. Боккаччо с десятью гравюрами на меди, наклеенными на страницы книги (206, 392-393). В иных случаях иллюстрированные книги печатали в два прогона: сначала размножали
текст, а затем через тот же печатный станок листы пропускались вторично и на них делали оттиски гравюр. Это, конечно, усложняло процесс печатания и делало его значительно дороже. На это обратил внимание датский историк книги С. Даль: «Естественно, -пишет он что гравюра на меди должна была преодолеть некоторые затруднения. В отличие от гравюры на дереве ее нельзя печатать вместе с текстом». По мнению Даля, гравюра на меди вообще непригодна для печатания книги: «Не вполне понятно,
почему на протяжении двух веков она преобладала в качестве средства художественного оформления» (388,137). Однако это вполне объяснимо. Несмотря на то, что применение углубленной гравюры на меди связано с серьезными трудностями и денежными затратами, она выиграла соревнование с простой и дешевой гравюрой на дереве, поскольку художники и печатники нашли в этой технике удачное средство выражения своих творческих идей. Для них углубленная гравюра на меди раскрывала реальный мир в пространстве, освещении, атмосфере.
Для лого гравюра на дереве, изображающая все в плоскости, линиями, была малопригодна (438, 259-261). Новая техника позволила делать репродукции произведений выдающихся художников. Кроме того, развитие науки, техники и картографии потребовало гораздо более точных иллюстраций, передающих мельчайшие детали чертежа или карты. В области цветной печатной иллюстрации XVI-XVII вв. не отмечены особыми сдвигами. На первых ксилогравюрах рисунок раскрашивали от руки, затем
на смену пришла механическая печать. Зачинателем многокрасочной печати выступил сподвижник Гутенберга П. Шёффер. Этим искусством особенно увлекся в дальнейшем Э. Ратдольт (352,132): он печатал иллюстрации с двух и более цветных досок. Почему же этот способ не удержался в практике книгопечатания? В первую очередь - из-за того, что он слишком примитивен, неудобен и замедлял работу над книгой; во-
вторых, гравюра на меди вскоре вытеснила контурную гравюру и избавила от необходимости раскрашивать иллюстрации. Единственным способом печатания гравюры на меди в цвете являлся метод къяроскуро (ит. chiaro scuro - светотень). Иллюстрации печатались по этому способу в один цвет, и лишь изредка - как сочетание родственных цветов, например, коричневого, желтого и зеленого. Французы называли этот метод camai'eu, т. е. камея - камень в несколько цветных слоев (567).
Техника многоцветной глубокой гравюры была разработана гораздо позднее -лишь в XVIII в. * ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ РУКОПИСНАЯ КНИГА. Развитие античной книги было прервано крушением Западной Римской империи. В V-VI вв. на ее развалинах сформировались и окрепли «варварские» королевства, основанные готами, вандалами, франками, бургундами, лангобардами и г. д. Изменения в обществе - складывание феодальных отношений - влекли за собой перемены и в идеологии.
Христианское учение еще в античном обществе из формы протеста угнетенных превратилось в господствующую, государственную религию, стоящую на страже интересов правящих слоев. Культура Западной Европы в эпоху раннего средневековья (V-Х вв.) немыслима вне влияния церкви. Античная языческая философия вытеснялась католической теологией. Обучение чтению и письму велось на латыни - языке ученой элиты - по апробированным церковью учебникам.
Наука была обращена в служанку богословия. Под развалинами Римской империи погибла значительная часть книжных богатств античного мира. Спустя два-три столетия после падения Западной Римской империи, в большинстве бывших провинциальных городов, там, где некогда было немало публичных библиотек и частных книжных коллекций, где процветали школы и вели бойкую торговлю десятки книжных лавок, не осталось ни единого манускрипта светского содержания.
Не только у феодалов-мирян книга стала невиданной редкостью, но даже состоятельные священники (а духовенство представляло основной культурный слой общества) иногда не имели дома книг, за исключением какого-нибудь потрепанного Требника. И все же античная культура не исчезла бесслед но. Христианская церковь не могла обойтись без античной литературы. В монастырских библиотеках наряду с Библиями, молитвенниками, трактатами
Блаженного Августина или Фомы Аквинского находили приют тома Цицерона, Вергилия, Тита Ливия. Впрочем, на эту языческую литературу средневековые богословы смотрели с подозрением. Папская курия и вся разветвленная церковная организация, взявшая на себя цензорские права, внимательно следили, • чтобы языческие и еретические сочинения не проникали за стены монастырей во внешний мир. Церковь начала свою деятельность с составления печально знаменитых списков запрещенных
книг (Index librorum prohibi-torum). Официальная дата утверждения первого такого индекса - 325 г когда на Никейском соборе была предана анафеме арианская ересь. Решение этого собора явилось юридическим документом и прецедентом для последующих запретов. Первый печатный индекс запрещенных книг был опубликован в 1559 г. при папе Павле IV. Суровая цензура, мелочная регламентация, догматизм тормозили развитие и распространение книги.
Стремясь к монополии на грамотность, церковь, особенно с XIII в сдерживала распространение среди мирян даже религиозной литературы, прежде всего той, что была написана на понятном народу языке. Церковная цензура ужесточалась по мере роста общественной потребности в книге и усиления антикатолических тенденций в книжной продукции. В дальнейшем церковь приступила к публичным сожжениям «вредных» книг и их авторов, переписчиков, распространителей,
а то и просто владельцев. Костры аутодафе не гасли на протяжении всех последних столетий средневековья. Однако литература свободомыслия, преодолевая все препоны, пробивала себе путь к обществу, находила своего читателя. Центрами книжной культуры в раннем средневековье стали монастыри. Первым таким центром был знаменитый монастырь Вивариум, основанный советником остготского короля Теодориха римским патрицием и сенатором Кассиодором (около 485 - около 580 гг.).
Кассиодор стремился к тому, чтобы монахи не замыкались в узком кругу церковных интересов и призывал их не только молиться, но и учиться. Переписывание книг Кассиодор считал самым полезным занятием. При монастыре им была организована своеобразная духовная академия для подготовки не только ученых теологов, но и искусных переписчиков книг. Он убедил папу Агапита (535-536) организовать такую же школу в
Риме. В своем главном труде «Поучения» Кассиодор неустанно восхваляет скромный труд переписчиков. Благодаря его усилиям, его страсти собирать книги он разыскивал их не только в Италии, но и в Африке, не скупясь при этом на расходы в Вивариуме оказалась собрана не только вся тогдашняя богословская литература, но и в изобилии произведения античных авторов, учебники по истории, грамматике, космографии, медицине, агрономии и т. п.
Все они были тщательно отредактированы и сверены с оригиналами (509, 207-245). Скрипторий (мастерская по переписыванию книг) и библиотека стали обязательной частью любого средневекового монастыря. Недаром сложилась поговорка «Монастырь без книжного шкафа -как крепость без арсенала» (Claustrum sine aimario est quasi castrum sine armamentario) (604, 362). В VII-Х вв. в Западной Европе было построено множество монастырей, где усердно переписывались книги.
Прекрасные каллиграфы и мастера книжного оформления создали там немало изуми-тельных памятником книжного искусства. Распола-гая мастерскими, библиотеками, школами, мона-стыри естественным образом стали центрами куль-туры и религиозного просвещения. Переписывание церковных книг приравнива-лось к апостольскому подвигу, а имена некоторых переписчиков после их смерти были окружены ле-гендарным ореолом. Не каждому монаху позволялось браться за такое богоугодное дело.
Переписы-ванием занимались не только молодые грамотные монахи, но и почтенные члены монашеских орденов, нередко даже сами аббаты. Некоторые из них успевали выполнить гигантскую по объему работу. Калиграф Фульдского , затем Регенсбургского мо-настыря Отло (1010-1070) за свою жизнь переписал девятнадцать Требников, три Евангелия, Псал-тырь, шесть других книг религиозного содержа-ния, и все они были богато
украшены инициалами, заставками и т.п. Однако расцвет монастырских скрипториев длился недолго. В 1291 г. в знаменитом некогда своими великолепными рукописями Myрбахском монастыре уже не осталось ни одного грамотного монаха. В Санкт-Галенском монастыре негра-мотными были и монахи, и сам настоятель. В дру-гих обителях на скриптории смотрели уже просто как на источник дохода.
Переписчики не обращали внимания на каллиграфию, оформляли книги неряшливо. Дорогой и дефицитный пергамент дпя книг добывали, уничтожая библиотеки: оттуда, как со склада, брали фолианты, расшивали их, смыва-ли или соскребали текст и вписывали новый, пользовавшийся спросом на книжном рынке. Надо сказать, что еще в раннем средневековье инициатива в книгоиздательском деле не всегда принадлежала церкви. Светские власти также занимались им. В правление франкского короля, затем императора
Карла Великого (768-814) Франкская держава, созданная династией Каролингов, не могла бы функционировать без грамотных людей, способных выполнять административные и дипломатические функции. Нужны были знания, а значит, и книги - по юриспруденции, истории, географии, точным и прикладным наукам. Богословские трактаты не могли дать всех необходимых сведений, поэтому их приходилось черпать из античной литературы. В свою очередь, организация учебных заведений, собирание,
редактирование и подготовка литературы - все это требовало научных кадров. И Карл Великий широко приглашал к своему двору прославленных ученых. Среди них были выдающийся эрудит англосакс Алкуин, знаток латыни и греческого языка лангобард Павел Диакон, теолог и поэт вестгот Теодульф, франк Эйнхард и многие другие. Они составили кружок, получивший по античному образцу название академии, и
вели работу с размахом: преподавали в школе при королевском дворце, редактировали письменные акты, сочиняли учебники и научные трактаты, собирались на диспуты, в которых охотно участвовал и сам император, и его придворные. Карл Великий заставлял свою родню и все окружение учиться грамоте. По его инициативе при дворе была собрана богатая коллекция книг античных и средневековых авторов. По примеру дворцовой академии расширили свою деятельность монастырские школы и скрип-тории.
Там стали переписывать не только религиоз-ную литературу, но и произведения поэтов, философов, ученых, ораторов древности. Благодаря этому до нас дошли труды Тацита, Светония, Саллюс-тия, Цицерона, Вергилия, Тита Ливия и многих других античных авторов. Именно с манускриптов периода Каролингов и было сделано большинство известных нам списков в эпоху
Возрождения. При Карле Великом и его ближайших преемниках высоко поднялось искусство оформления книг. Тогда же была проведена реформа письма. В скрипториях преобладающим шрифтом стал ясный и приятный для глаза каролингский минускул, подобие латинского шрифта античной эпохи. Карл Великий был не единственным в те времена монархом, понимавшим пользу науки и просвещения для государства. Заботился о развитии школ и грамотности и англосаксонский король
Альфред Великий (849-900). Он приглашал из paзных стран Европы ученых, поддерживал книго-трговцев, организовал ведение летописей и сам в зрелом возрасте научился читать и писать по-древ-неанглийски и на латыни». Однако таких просвещенных монархов было очень немного, а оказываемое ими положительное воздействие длилось недолго. Через несколько десятилетий после смерти Карла Великого мирянам было строжайше запрещено посещать
даже церковные и монастырские школы, а монахам - переписывать языческие книги. И все же господство церковной культуры в раннем средневековье не было абсолютным. Параллельно существовала и народная культура, далеко не во всем подчиненная влиянию христианства (80, 26-27). Создавались героические зпосы: "Песнь о Нибелунгах», «Сказание о Беовульфе» и другие, слагались песни и сказки, развивалось изобразительное искусство.
Народная культура проникала и сквозь глухие стены монастырей. Приблизительно в 930 г. монах Эккехард из Санкт-Галленского монастыря (по другим источникам, священник Геральд из Страсбурга) перевел на латынь и тем сохранил для потомства одно из замечательных произведений германской героической литературы - эпос о «Вальтарии с крепкой рукой" Это глубинное течение в средневековой культуре не слабело.
Росли и расцветали города, развивались ремесла и торговля. Это обостряло потребность в гра-мотных, образованных людях для ведения торго-вой документации, работы в городском самоуправлении, устройства дел в ремесленнических цехах. В результате возникло совершенно новое явление-городские школы, отличавшиеся от церковных и монастырских и по программе, и по составу учащихся. Здесь занимались выходцы из самых различных слоев общества -
рыцари, горожане. На основе некоторых из этих школ в ХП в. стали формироваться университеты. сыгравшие затем вьдающуюся роль и в истории книги. в xi в. в итальянском городе Салерно открылось первое в Европе высшее медицинское учебное заведение. Старейшими в Западной Европе университетами считаются Болонский (возник в 1119 г и Парижский (официально учрежден в 1200 г.).
В начале XIII в. возникли Кембриджский и Оксфордский в Англиии Саламанкский в Испании. В 1400 г. в Европе действовали уже 55 университетов. Хотя преподавание там несло на себе явный отпечаток теологической схоластики, университеты сыграли большую роль в развитии средневековой науки и культуры, и в немалой мере подготовили почву для гуманизма и Возрождения. Быстрый рост городских школ и университетов, распространение образования пробуждали книжный
«голод». Монастырские скриптории уже не могли удовлетворить спрос. Центрами производства и распространения книг становятся города. Каллиграфа-монаха, переписывавшего книги ради спасения души, сменил переписчик-мирянин, работавший на рынок. Этот важный поворот помог Европе в сфере интеллектуальной жизни избавиться от всевластия церкви. Чтобы выдержать конкуренцию со стороны мирян в производстве книг, церковь в
XIII в. организовала монашеские сообщества (clerici de vita com-muni, fratres vitae communis) - как бы промежуточное звено между монастырским скрипторием и мастерской ремесленника. Тут переписывание книг было поставлено на ремесленную основу, но по идейным целям и образу жизни эти коммуны отличались от ремесленных мастерских (477, 872). В них переписывали не всякую книгу, а лишь апробированную церковью.
Значительную роль в переписывании и распространении книг играли университеты. Это и понятно: как вести обучение, не имея хорошо отредактированных, тщательно выверенных учебников, снабженных квалифицированными комментариями, трактатов и прочих учебных пособий? Естественным образом при университетах сложилась разветвленная система издания и распространения книг. До тех пор груды профессоров и студенческие конспекты размножались самими студентами или случайными
людьми - бродячими монахами и писарями. Неудивительно, что в учебниках от многократного полуграмотного копирования накапливалась масса пропусков и абсурдных ошибок. Первые уставы, регулировавшие издание и распространение книг, были обнародованы Болонским университетом (1259-1289 и 1334) и парижской Сорбонной (1275 и 1316). Согласно этим документам, подготовка, размножение и распространение рукописных
книг были поручены университетским чиновникам -так называемым стационариям (лат. stationarii). Чаще всего по были местные книжные купцы, которым по договору вменялась и функция стационария. * КНИГА В АНТИЧНОМ ОБЩЕСТВЕ. Античный мир, в первую очередь греческое и римское государственные образования дали культуре человечества очень многое. В сущности, вся современная европейская культура выросла на этой почве. В Древней Греции и Древнем Риме процветали науки: математика, астрономия, медицина,
география, история. Принципы римского права легли в основу законодательства многих европейских стран. Памятники греческого и римского искусства и сегодня сохраняют свою непреходящую ценность. К античности восходят почти все жанры европейской литературы. Античность открыла новую страницу также и в истории книги. Античное общество было гораздо грамотнее, чем общества
Древнего Востока. И это вполне естественно: ведь усвоить алфавит легче, нежели сложные логографические системы египетского и шумерского письма. Искусство письма стало почти общедоступным. Изменилось и отношение к нему. Если на Востоке писцы составляли привилегированную касту, то в Древнем Риме их причисляли к ремесленникам, а ряды их пополнялись из низов общества - из числа рабов и вольноотпущенников. Хозяева эксплуатировали не только физическую силу, но и интеллект «говорящего
орудия» и были заинтересованы в грамотных и даже высокообразованных рабах. Тысячи обращенных в рабство греков служили секретарями, библиотекарями Хотя школа была открыта лишь для свободных граждан, она далеко распространяла свет науки, расширяла кругозор общества, пробуждала духовные интересы и потребности. Античная система образования обеспечила книге широкую аудиторию и потому сильнее, чем на
Древнем Востоке, стимулировала развитие книги. Первые памятники письменности на территории Греции относятся к эпохе расцвета крито-микенской культуры (XXI-XVI вв. до н. э.). Для них характерно пиктографическое письмо и иероглифы.Бо-лее поздние надписи сделаны уже линейным письмом. Выявлено два его типа, и ученые условно обозначили их
А и Б. Тип А не расшифрован, так как пока не удалось идентифицировать язык, соответствующий надписям, обнаруженным в Кноссе на Крите. К типу Б относятся надписи, найденные в Микенах. Этот тип письма оказался легче для дешифровки, поскольку язык, на котором сделаны надписи, близок к классическому греческому. Дешифровка была произведена М. Вентрисом и Д. Чедвиком (592). В XVI-XI вв. до н. э. линейное, а несколько позднее силлабическое
(слоговое) письмо распространилось по всему эгейскому миру. Греческое алфавитное письмо возникло в IX-VIII вв. до н. э. на основе финикийского алфавита. Однако, как показывают древнейшие эпиграфические памятники (надписи на камнях), уже в МП-MI вв. до н. э. греческий алфавит значительно отдалился от своего семитического прототипа. Характерное для семитских народов направление письма справа налево было заменено поначалу гак называемым
«бустрофедоном» («бычьим поворотом»)*, при котором строки поочередно пишутся слева направо и справа налево, а с IV в. до н. э. греки окончательно перешли к написанию слева направо. В V в. до н. э. в их алфавите, как и следовало ожидать, появились гласные. В различных местностях Греции вследствие ее государственной раздробленности алфавит имел некоторые различия. В 403 г. до н. э. афинский архонт Евклид законодательно утвердил в качестве государственного
ионийский алфавит, который с тех пор и стал широко употребляться. К VII-VI вв. до н. э. относятся первые записи греческих мифов. Предполагается, что по инициативе тирана Писистрата (VI в. до н. э.) в Афинах были записаны бессмертные эпические произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея». Появились первые труды в области философии и науки.
Традиционное патриархальное право постепенно вытеснялось писаным законодательством. Древнейший из дошедших до нас греческих свитков был составлен в конце IV в. до н. э. В VIII в. до н. э. на западном берегу Апеннинского полуострова возникла греческая колония Кумы. Она процветала и превратилась в крупный торговый и культурный центр.
Отсюда и пришло на Апеннинский полуостров греческое письмо в дорическом, западном варианте. Его переняли этруски, чьи надписи известны с VI1I-VII в. до н. э. До нас дошло более восьми тысяч памятников этрусской письменности, в основном надгробные надписи (169,174). Они с трудом поддаются прочтению, поскольку еще не разгадан сам этрусский язык, полностью исчезнувший в начале новой эры. Известно, однако, что этрусский алфавит включает 19 букв
и совершенно идентичен дорическому (греческому) алфавиту. Через этрусков он получил распространение и у других италийских народов. Древнейшие из известных римских памятников письма на латинском языке - это надписи на «черном камне Ро-мула» и на «золотой пряжке Пренесты» (их относят к 600 г. до н. э.). В тот архаический период латинский алфавит состоял из 21 буквы.
Впоследствии к ним прибавились еще три. В эпоху Римской республики и ранней империи латинская письменность бурно расцвела. Вошли в употребление новые писчие материалы, в том числе папирус. Наряду с прямым, четырехугольным капитальным шрифтом, пригодным для высекания на камне, в Риме, как и в Греции, возник новый шрифт - закругленный, более гибкий и изящный, так называемый унциал, а также курсив - скоропись. До того, как в Грецию попал папирус, там пользовались разнообразными
материалами для письма. Самым распространенным был глиняный черепок - остракон. На остраконах велась хозяйственная переписка, литературные же тексты обнаруживаются на них лишь изредка. Пользовались для письма и пальмовыми листьями, и, значительно чаще, липовым лубом, на котором писали и в Италии. В частности, одно из значений латинского слова liber (книга) как раз подразумевает луб. Плиний Старший упоминает среди других писчих материалов plumbea volumina - свинцовые рулоны.
На острове Родос был найден такой рулон. Толщина свинцового листа - всего треть миллиметра, так что сворачивался он легко. На свинце за-писывали молитвы и заговоры, опускаемые в могилу вместе с покойным. Самый длинный из известных нам текстов, записанных на свинце, -эпическая поэма Гесиода «Труды и дни». Как на пальмовом листе, так и на свинце, буквы выводили острым металлическим инструментом. Иногда употребляли и чернила. Плиний
Старший упоминает и libri lintei - льняные книги. Впрочем, на ткани писали уже в Древнем Египте. Например, записывали молитвы на тех бинтах, которыми пеленали мумии. Па холсте вел свой дневник император Аврелиан (270-275 гг. н. э.). Однако ни один из этих материалов не приобрел решающего значения в истории книги. Главным материалом для письма в античности служили папирус, пергамен и деревянные дощечки.
Дерево использовалось для письма еще египтянами, а греки переняли его о т финикийцев вместе с алфавитом (403, 39). Законы Солона (VI в. до н. э.) были записаны на кипарисовых досках. Немецкое слово buch и английское book свидетельствуют о том, что книги некогда писали на буковых дощечках. И в Риме дощечки - tabulae, tabellae ceraе -употреблялись очень широко. Их красили в белый цвет (кстати, слово «альбом» - «Album» - и означало первоначально: «белая доска»)
или штукатурили тонким слоем, чтобы легче было и писать, и читать, и смывать написанное. Впрочем, самым распространенным способом было вощение дощечки: чтобы воск не стирался с текстом, середину выскребали и заливали желтым или черным воском, по которому процарапывали текст. Нa черном фоне он выделялся особенно отчетливо. Металлический инструмент для процарапывания назывался стилем - отсюда и современные слова «стиль», «стило».
Один конец стиля был заострен, а другой представлял собой подобие лопаточки, с помощью которой затирали ненужное. Навощенные дощечки использовались для школьных упражнений, деловых записей, черновиков, писем. Прочитав написанное, можно было легко его стереть и тут же писать ответное послание. Если одной таблички оказывалось для всего текста недостаточно, то в дощечках одного формата просверливали отверстия, и связывали таблички в книгу - кодекс (caudex значит дерево).
Кодекс, состоящий из двух дощечек, греки называли diptycha, а римляне duplices; из трех дощечек - triptycha и tri-plices; из большего количества - poliptycha. При составлении кодекса вощили лишь внутренние стороны крайних дощечек. Получалось что-то вроде современной обложки. Наружные стороны украшали золотыми или костяными инкрустациями, а люди победнее просто выводили свои имена. С изобретением кодекса книга впервые получила форму, близкую
к нынешней. А когда кодексы стали составлять из пергаменных листов, то и возникла как раз такая книга, какую мы привыкли видеть. Античный мир заимствовал с Востока не только систему письма, но и папирус. Видимо, папирус попал в Грецию не ранее VII в. до н. э когда между Грецией и Египтом установились постоянные торговые связи. И вплоть до
III в. до н. э. он оставался главным писчим материалом. Однако, сохраняя монополию на его производство, Египет постоянно взвинчивал цены. В результате начались поиски более дешевого материала. Им в римскую эпоху и оказался пергамен. Вообще-то выделанные шкуры использовались для письма уже с незапамятной древности, в том числе в Египте и Ассирии, на обработанной коже евреи записывали свои священные
книги. Еще совсем недавно ирокезы в Северной Америке изображали на коже тотемы и пиктограммы. Особую роль тут сыграло малоазиатское эллинистическое государство Пергам (отсюда и название «пергамен»), но монополию на изготовление этого писчего материала ему не удалось удержать надолго. Греция, а затем Рим и его провинции сами наладили производство пергамена. О технологии его изготовления в античные времена нам известно мало.
Самый ранний рецепт относится к VIII в. н. э. На пергамен шла овечья, козья или телячья шкура, реже - кроличья, заячья и даже кошачья. Самый же лучший, самый тонкий пергамен выделывали из кожи еще не родившихся телят или ягнят. Сначала шкуру замачивали в известковой воде, чтобы размягчить, затем растягивали на раме и серповидным ножом (rasorium или novaculum) тщательно соскребали остатки мяса и шерсти. Очищенную кожу отбеливали известью, полировали с обеих сторон пемзой и втирали мел.
Кожа получалась тонкой, изжелта-белой, одинаково гладкой с обеих сторон. По сравнению с папирусом пергамен обладал многочисленными преимуществами: он прочнее, его легко сгибать и резать (хотя поначалу это важное его качество осталось незамеченным, и пергамен наподобие папируса сворачивали в свитки). Писать на нем можно было с обеих сторон листа. Не было и проблем с сырьем, хотя шкуры обходились дороже папируса: ведь на одну-единственную книгу
приходилось забивать целое овечье или козье стадо. Длительное время папирус и пергамен употреблялись параллельно. С III-IV вв. н. э ввиду упадка производства папируса в Египте, пергамен стал выдвигаться на первое место. Окончательно вывоз папируса из Египта прекратился лишь в
VIII в после завоевания Египта арабами, и арабы принесли в Европу бумагу - материал гораздо более удобный и дешевый, чем папирус или пергамен. Как и в Египте, в Европе писали на папирусе и пергамене заостренной камышовой палочкой-каламом (лат. calamus). Лучшие сорта камыша привозили из Египта и Малой Азии. Античный калам несколько отличался от египетского - его конец был не только заострен, но
и расщеплен, чтобы получался более тонкий след. С IV в. н. э. наряду с каламом стали пользоваться птичьими перьями (лат. penna avis), и это инструмент на века. В античные времена известны были и металлические перья, -из бронзы, серебра, даже золота. Однако большого распространения они не получили, так как не обладали эластичностью и рвали писчий материал. Чернила приготовляли из разведенной сажи и клея.
Получаемая смесь почти не выцветала и легко смывалась. В IV в. н. э. появились чернила на основе железистых соединений. Заголовки и другие, подлежавшие выделению, места текста писали красными чернилами (лат. rubrum - ср. современное слово «рубрика», «красная строка»), и в чернильницах - глиняных или металлических - было соответственно два отделения - для черных и красных чернил.
Впрочем, известны тексты, сплошь написанные красными чернилами. А для самых роскошных книг использовали чернила золотого и серебряного цветов. И только один император мог писать пурпурными чернилами. В античные времена книга значительно изменила свой внешний вид. Согласно ряду источников, книжные свитки (по египетскому образцу) в
Греции сворачивали уже в V в. до н. э но сохранились лишь более поздние - IV в. до н. э. В 1902 г. в Египте, в Абукире, на кладбище, подле мумии умершего грека, был найден в форме свитка фрагмент поэмы Тимофея Милетского «Персы» (приблизительно 450-360 г. до н. э.). Этот свиток и является древнейшей из сохранившихся греческих книг. Внешнее его оформление еще очень архаично и примитивно.
Окончательно элементы античного свитка сформировались в эллинистическую эпоху - к IV-III вв. до н. э. Свиток из склеенных листов папируса (обычно не более двадцати) по-гречески назывался tomos (ср. наше «том»), а на латыни - scapus. Если текст не умещался в один том, то подклеивали еще несколько листов. Впрочем, античные свитки не достигали чрезмерной длины и редко превышали 10 метров. Свиток нормального размера в свернутом виде представлял собой цилиндр диаметром 5-6 см, так что держать
его в руке было достаточно удобно. Высота свитка обычно составляла 20-30 см. Однако известен свиток высотой 37 см (экземпляр трагедий Еврипида). Бывали и миниатюрные издания -например, относящийся ко II в. до н. э. сборник эпиграмм на женский пол. Высота этого свитка всего 5 см. Римский государственный деятель и оратор Цицерон утверждал, что видел своими глазами текст всех двадцати
четырех песен «Илиады», переписанный на столь тонком пергамене, что весь свиток умещался в ореховой скорлупе. Текст писали столбцами, высота которых занимала от 2/3 до 5/6 высоты свитка. Заголовок помещался не в начале, а в конце свитка, чтобы предохранить от стирания при частом чтении (ведь в основном изнашивалось начало свитка). Конечно, читателю это было не очень удобно, а потому к свитку прикрепляли еще пергаменную ленту с сокращенным заголовком (titulus) или же выписывали титул
на оборотной стороне свитка. Оформление папирусного свитка картинно описано поэтом Марциалом в одной из эпиграмм: Ты подарком кому быть хочешь, книжка? Добывай покровителя скорее, Чтобы в черную кухню не попасться И тунцам не служить сырой оберткой Иль мешочком для ладана и перца. Ты к Фавстину спешишь на грудь? Разумно! Кедрецом умащенная, пойдешь ты
И, с обеих сторон в убранстве пышном, Закичишься головками цветными; Всю покроет тебя изящный пурпур, Загордится червленый заголовок: Под защитой такой и Проб не страшен. (Перевод Ф. А. Петровского) Свитки из папируса - материала хрупкого и непрочного - хранились недолго, в редчайших случаях и при самом тщательном присмотре около двухсот лет (350,28).
Влажность, черви, насекомые - все это быстро губило его. Чтобы продлить жизнь свитка, его смазывали кедровым маслом и держали в пергаменном футляре (paenula или membrana). Богатые библиофилы красили футляры пурпуром и употребляли специальные ящики (scrinium или capsa), в которые складывали по 5-15 свитков. В эпиграмме Марциала упомянуты «головки». Нужны они были для того, чтобы удобнее сворачивать и разворачивать свиток.
Головку палочки, прикрепленной к свитку, украшали изящно вырезанными рожками (cornu) или наконечниками (umbilicus). Богачи заказывали такие украшения из золота или слоновой кости. Со временем свитки все чаще стали делать из пергамена. Составлялись целые «кожаные» библиотеки. Юридическую и литургическую литературу переписывали чаще всего именно на пергамене, ибо он более, чем папирус, был пригоден для длительного хранения и активного
использования. Историческое значение пергамена заключается в том, что он создал условия для перехода к более удобному типу книги - кодексу, который и является предшественником современной книги; с употреблением пергамена начало развиваться и искусство графического оформления книги. Впервые о манере сшивать пергаменные листы в тетради упоминает тот же Марциал. Он не называет эти тетради кодексами: ведь codex - это cau-dex, доска.
В тексте Марциала такие тетради названы pugillares membrane кожаные таблички для письма. На них Марциал и писал свои эпиграммы. Пергаменными тетрадями с текстами произведений классиков - Гомера, Вергилия, Цицерона, Тита Ливия и других - пользовались в школах. Ведь книга, с которой школьник работает ежедневно, должна быть прочной. Потребности школы ускорили распространение прочного и удобного пергаменного кодекса (350. 353).
Были, разумеется, и другие причины. Чтобы отыскать в свитке нужное место или цитату, приходилось разматывать его целиком. Кодекс был удобнее и к тому же позволял полнее использовать писчий материал - обе стороны листа. На свитке любая дописка на оборотной стороне опять же вынуждала перематывать весь свиток заново. В общем, преимущества кодекса были очевидны, и уже в III в. свитки начинают исчезать из библиотек знати, вытесняемые кодексами.
Пример подавши императоры. В 235 г. император Максимин владел великолепно оформленным кодексом с текстом гомеровских поэм. Листы таких роскошных изданий были окрашены в пурпур, а текст написан золотыми или серебряными буквами. Первоначально формат кодекса был умеренным - приблизительно как современные ин-кварто или даже ин-октаво, а в 111-1V вв. появились гигантские фолианты (лат. folium - лист). Изготовляли кодекс так: пергамен нарезали одинаковыми прямоугольными листами, сгибали их пополам и
сшивали в тетрадь по четыре листа (греческое слово tetradion означает четыре). Из таких тетрадей и составляли кодексы. Для предохранения их от внешних воздействий с обеих сторон прикрепляли доски, иногда - куски толстой кожи. В размещении текста на листах кодекс во всем подражал свитку: заголовок, например, продолжали по традиции писать в конце книги, хотя это и утратило смысл. Даже в XV в. в первопечатных книгах - так называемых инкунабулах - заголовок помешали на последней
странице - в колофоне. Как же распространяли книги в античном обществе? В Греции книги часто читали вслух - в узком кругу сотрапезников (симпосион) или в торжественных случаях, перед широкой аудиторией, при большом стечении народа. Философ Эмпедокл и историк Геродот выступали с чтением своих произведений на Олимпийских играх 456 г. до н. э. Этот обычай был распространен во всем античном мире.
Кто хотел иметь собственную книгу, вынужден был заказывать ее список - так первые библиофилы составляли свои коллекции. Но растушую общественную потребность в книге могла удовлетворить лишь книжная торговля. * ЕГИПЕТ И МЕЖДУРЕЧЬЕ. Как и первые системы письма, первые книги появились и Шумере, Египте, Kитае, Индии - там, где сформировались древнейшие рабовладельческие государства. Сложное государственное и хозяйственное дело-производство могло четко функционировать лишь при наличии
точной отчетности и упорядоченной письменной документации. Другим, не менее важным стимулом возникновения письма в деспо-тиях Древнего Востока были потребности идеоло-гического порядка. Письмо нужно было для про славления и увековечивания подвигов «божест-венных» владык, для обоснования «божествен-ной " природы их власти. Цели, для которых использовались письмен-ность, влияли и на
ее внешний вид. В Древнем Египте надписи, повествующие о богах и их земных наместниках-фараонах, высекали на камне торжественным и художественным по форме ие-роглифическим письмом. Эта традиция сохранилась вплоть до эпохи упадка (около VII-VI вв. до н. э.), когда иероглифов уже не понимали даже жрецы. Как книжное письмо на свитках папируса для хозяйственных записей использовалось иератическое письмо,
а с VI в. до н. э. его в этой области заменило демотическое письмо. Широкое распространение письма в административном и хозяйственном аппарате требовало большого числа грамотных людей. Поэтому в государствах Древнего Востока грамотность не была абсолютной монополией высших слоев общества. Естественно, впрочем, что в первую очередь грамотными были жрецы и писцы. Подавляющая часть чиновничества состояла из представителей аристократии, но в некоторых случаях чиновниками
могли стать и представители других слоев, исключая, разумеется, рабов. Грамотность ценилась. Поэтому жрецы и писцы не были заинтересованы в том, чтобы сделать ее общедоступной. Искусство письма и чтения было окутано покровом сакральной таинственности и представлялось как дар бога мудрости Тота. Египтянин мог постичь эту божественную премудрость лишь путем долгого и упорного обучения. В эпоху Раннего царства школы существовали в
Египте, по-видимому, лишь при дворе фараонов. Впоследствии стали создавать их и при государственных учреждениях (например, при казначействе), а также при храмах. i Будущего писца начинали обучать с пяти лет. Полный курс занимал двенадцать лет. Дети знатных родителей, еще не закончив курса, уже получали определенный должностной ранг, хотя соответствующих обязанностей, разумеется, не выполняли. По окончании школы они, как правило, оставались чиновниками
того учреждения, при котором обучались], и должны были уметь свободно читать и правильно, красиво выводить не только общеупотребительные в делопроизводстве иератические и демотические знаки, но и гораздо более сложные по рисунку иероглифы. Сначала обучение велось на черепках и деревянных табличках, и лишь затем ученикам доверяли более дорогой материал - папирус. I В государствах древней Месопотамии училища обычно создавались при храмах.
Причем учились там не только мальчики, но и девочки - по всей видимости, в отдельных классах. Об этом не сохранилось ясных свидетельств, но трудно иначе обьяснить, откуда взялось в Месопотамии значительное количество женщин-писцов (факт совершенно невозможный, например, в Египте) (430, 663). Учителями в школах Междуречья были жрецы; кстати, в клинописи понятиям «жрец» и «писец» соответствует один и тот же знак (84,6-7).
Овладение сотнями клинописных знаков, многие из которых имели по нескольку значений, требовало огромных усилий. Хотя в Месопотамии, как и в Египте, школа в основном готовила чиновников и жрецов для рабовладельческого государства, ее общая культурная и историческая роль была значительно большей. Одновременно она готовила и первых создателей и читателей книг. Поистине всемирно исторической заслугой культуры Древнего
Востока было то. что она подарила человечеству первые книги. Конечно, по материалу, из которого они были изготовлены, и оформлению они ничем не напоминают привычную нам современную книгу, так что назвать их книгами можно лишь условно. Первые памятники письменности были высечены на крутых скалах или на обтесанных каменных монументах. Такой способ за-печатления и увековечения мысли возник еще в доисторические времена, но сохранялся
он долго, даже в ту пору, когда уже были изобретены другие материалы для письма, гораздо более удобные, чем камень. Свод законов вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 г. до н. э.), включающий 282 статьи, был высечен на черных базальтовых столбах (стелах), воздвигнутых во всех городах его могущественного государства. По приказу «царя царей» - персидского владыки Дария I (521-486 г. до н. э.) на неприступной скале
Бехистун, на высоте 115 м. была выбита гигантская надпись из тысячи строк, восхваляющая подвиги персидских царей и самого Дария. Эта надпись, сделанная на трех языках - персидском, эламитском и вавилонском помогла ученым Г. Ф. Гротефенду (1775-1853) и Г. Роулинсо-ну (1810-1895) в расшифровке клинописи. На территориях, где некогда процветали государства Древнего Востока, сохранились сотни подобных «каменных книг», «написанных» на обелисках и захоронениях,
на стенах храмов и царских дворцов в честь богов и фараонов. Подобные памятники письменности получили название эпиграфических. Внимательное их изучение и расшифровка позволили узнать много нового, исправить ряд наивных догадок, решить немало проблем древней истории. Однако в истории культуры и письменности «каменные книги» все же не занимают столь важного места, как книги настоящие, появившиеся впервые 5-6 тысяч лет назад.
Какими же были они? Как выглядели, кем и для кого были написаны, о чем повествовали? Какую социальную и культурную роль играли? Внешний вид книги, как и любой другой вещи, зависит прежде всего от материала, из которого она изготовляется. В Египте в эпоху Раннего Царства для письма использовались и камень, и дерево, и кожа, и полотно, и даже черепки. Однако главным материалом служил папирус.
С незапамятных времен бытовало в Египте изречение: «Египет - подарок Нила». А среди даров великой реки особое место занимал папирус. Берега Нила были густо покрыты этим тростниковым растением трехметровой высоты. Местные жители называли его «па-пиур» («из реки»). Процесс изготовления писчего материала из папируса подробно описан римским ученым
Плинием Старшим в его «Естественной истории». Стебель папируса (зачастую толщиной в руку) ножом или иглой нарезали вдоль широкими полосками и укладывали на смоченную илистой нильской водой наклонную доску. Вода стекала а липкий ил (иногда его заменяли специальным клеем) скреплял полоски между собой. Затем накладывали поперек еще один такой же ряд полосок, чтобы они плотнее прилегали одна к другой, их сильно отбивали молотком. В конце концов получалось нечто вроде ткани из расположенных крест-накрест
волокон. Непросохшие папирусные листы прессовали, разглаживали раковиной или слоновым бивнем и выносили на солнце для просушки. Это и была «бумага» древних египтян, только желтоватого оттенка. Листы нарезали по нужному формату, приклеивали один к дгугому, а образовавшуюся таким образом длинную полосу папируса сворачивали в рулон (свиток). При частом употреблении свитка его края в конце концов стирались. Во избежание этого, края укрепляли, наклеивая одну на другую несколько дополнительных полосок
папируса. Такой свиток иногда достигал стометровой длины. Видимо, самый длинный из сохранившихся папирусных свитков находится в Британском музее в Лондоне. Это летописный свод времен Рамзеса II. Длина свитка - 46 м, ширина - 40 см (352,4). Обычно свиток состоял не более чем из 20 листов, т. е. не превышал в длину 8-12 м.
Если этого оказывалось мало, то приклеивали еще столько листов, сколько было необходимо. Папирус был чрезвычайно дорог, его производство приносило большую выгоду и потому было монополизировано фараонами. В Египте насчитывалось множество сортов папируса, различавшихся тонкостью листа и художественной отделкой. Папирус высшего качества впоследствии получил название иератического, т. е. жреческого. В школах пользовались обрезками или папирусом похуже.
Низшие сорта, шероховатые и грубые, шли на обертку. По сравнению с нашей бумагой папирус хрупок и непрочен. Его нельзя сгибать, сшивать в тетради. Это естественным образом определило форму древнейшей книги - свиток. Кроме того, это рыхлый, промокаемый материал, поэтому текст обычно писали лишь на одной стороне листа. Несмотря на все недостатки, папирус получил широкое распространение на
Древнем Востоке, в античной Греции и Риме как самый удобный и дешевый по тем временам писчий материал. Изобретённый египтянами в начале III, а может быть даже в IV тысячелетии до н. э он стал со временем для Египта одним из важнейших предметов экспорта, причем монополию на его производство Египет сохранил и тогда, когда некогда могущественное государство оказалось рядовой провинцией Римской империи. Папирус верой и правдой служил человеку более четырех тысяч лет.
Последним документом, написанным на папирусе, считается папская булла 1022 г адресованная Гильдесгеймскому монастырю в Германии. Египтяне писали на папирусе продолговатой камышовой тростинкой со срезанным наискось концом. Держа такую тростинку под разными углами, можно было выводить по желанию толстые или тонкие линии. Работая, египетский писец держал несколько запасных писчих тростинок за ушами, а в остальное время хранил их в чехле с привязанным к нему мешочком, в котором содержались отдельно
друг от друга чернильные порошки, и дощечки (палитры) с двумя углублениями для разведения в них черного или красного чернильного порошка. Кроме того, писец должен был иметь при себе небольшой кувшинчик с водой, чтобы разводить краски или смывать чернила. Сохранилось много рисунков, изображающих письменные принадлежности, с описаниями, как ими пользоваться. Обычный текст писали черными чернилами, места же, которые писец хотел подчеркнуть - заголовок начало
главы и т. п - он вырисовывал красным цветом. Этот обычай удержался в практике переписчиков до конца средневековья. Черные чернила в Египте приготовляли из сажи и липкой кровяной сыворотки (а не гуммиарабика, как иногда утверждают). Для получения красных чернил кровяную сыворотку смешивали с красным мелом. Египетские писцы были настоящими художниками. Книги они писали разборчивыми и красивыми иератическими знаками, а религиозные тексты -как правило, иероглифами.
Иногда текст был украшен тщательно вырисованными иллюстрациями. Образцом могут служить великолепные иллюстрации из «Книги мертвых», особенно в редакциях, относящихся к временам расцвета древнеегипетской культуры в эпоху XVIII династии. Рисунки умело компоновали с текстом или же размещали между отдельными колонками. Чтение свитка требовало определенных навыков. Держать его надо было обеими руками, и читатель оказывался
как бы привязанным к книге. Закончив чтение, он вновь сворачивал свиток, а если надо было прочесть книгу еще раз, ее приходилось предварительно перематывать. Нам бы это показалось весьма неудобным. *8 В 19 в. в К. осуществляется промышленная революция, благодаря чему происходит превращение типографской мануфактуры в машинную полиграфии, индустрию. Технич. основой промышленной революции стали печатные, наборные
и брошюровочно-переплётные машины, а также фотомеханич. способы репродуцирования. 29 ноября 1814 на плоскопечатной машине, изобретённой немцем Ф. Кенигом, был впервые отпечатан номер газ. «Тайме» (Лондон). Создание ротационных печатных машин, к-рые конструировали А. Эпл-гейт (1848), Р. Хоэ (40-е гг. 19 в.) и др стало возможным в результате развития стереотипии,
с помощью к-рой изготовлялась цельная полуцилиндрич. печатная форма. Подлинный переворот в печатной технике совершила ротационная машина, запатентованная в 1863 американцем У. Баллоком; она печатала с полуцилиндрич. стереотипов на бумажном полотне, сматываемом с рулона. В 1869 американец X. Скотт снабдил эту машину фальцевальным аппаратом. Широкому распространению К. способствовало создание небольших и дешёвых тигельных машин, к-рые конструировали
американцы С. П. Раглс (1839), Дж. Гордон (1851), М. Галли (1869). Первый патент на наборную машину выдан англичанину У. Черчу в 1822. Рус. изобретатель П. П. Княгининский в 1867 построил первую автоматич наборную машину. Решающий шаг в ме-ханизации наборного процесса сделал американец О. Мергенталер, запатенто ванный в 1886 строкоотливную наборную машину «Линотип», к-рая стала первым
наборным аппаратом, получившим массовое распространение. Важную роль в осуществлении промышлен-ной революций в К. сыграла буквоотливная наборная машина «Монотип», изобретённая американцем Т. Ланстоном в 1897. Совершенствование иллюстрационных формных процессов в 19 в. шло по линии создания фотомеханич. способов репродуцирования, среди к-рых следует назвать фототипию (Я.
Гусник, 1865), гелиогравюру (К. Клич, 1879), фотоцинкографию (Г. Н. Скамони, 70-е гг. 19 в.), автотипию (С. Д. Лаптев, Г. Мейзенбах, 80-е гг. 19 в.). В 1890 чешский изобретатель К. Клич построил первую машину ракельной глубокой печати. Этот способ, позволяющий воспроизводить высококачественные полутоновые иллюстрации, широко вошёл
в практику К. в первых десятилетиях 20 в. Другой новый печатный процесс — офсет — создан в нач. 20 в. американцем А. Рубелом и немцем К. Германом. Появление новых печатных процессов потребовало дальнейшей рационализации наборного процесса, что было осуществлено с изобретением фотонаборных машин. Идея фотографич. набора выдвинута в 1894 венг. изобретателем Е. Порцельтом; первая действующая машина построена в
России в 1895 В. А. Гассиевым. Внедрение фотонаборных машин в широкое производство произошло в 50—60-х гг. 20 в. Дольше всего ручной труд удерживался в области брошюровочно-переплёт-ных процессов. Механизация шитья книжных блоков стала возможной с изобретением ниткошвейной (Д. М. Смит, 1856) и проволокошвейной (Г. Бре-мер, 1875) машин. Нем. изобретатель К. Краузе в 1877 сконструировал трёх-ножевую бумагорезальную машину.
В 1907 лейпцигская фирма «А. Гут-берлет» выпустила автоматич. фальцевальные машины, снабжённые самонакладами и листоприёмными устройствами. Механизация производственных процессов создала условия для появления в К. крупнокапиталистич. фирм, сосредоточивших в своих руках разл. отрасли книжного дела: полиграфии, предприятия, издательские и книготорговые организации. Первоначально универсальные, эти фирмы в дальнейшем, как правило, специализируются в области определённой
печатной продукции. См. Издательское дело.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |