Реферат по предмету "Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика"


Особенности перехода к рыночной экономике в России

План
  Введение..........................................................................................................3
    Глава 1.  Попытки реформирования социалистической
    экономики.
1.1  Реформы 1965, 1979 годов………………………………………………..4
1.2  Реформы 1985-1991 годов. Перестройка.Программа «500» дней……..7
    Выводы………………………………………………………………………13                                                                                                                 
    Глава 2. Экономическиепреобразования в 1990-е годы.
   2.1  Состояние экономики в конце 1991 года………………………………15
   2.2   Рыночные реформы……………………………………………………...16
   Выводы………………………………………………………………………..20
    Глава 3.  Анализ рыночных реформ……………………………21
   Выводы………………………………………………………………………..24
    Заключение…………………………………………………………………...28
    Список использованнойлитературы……………………………………..32
   
   
                                        Введение
Историческаяреальность сложна и представляет собой целостный комплекс разнообразных явлений,событий и фактов (военных, культурных, социальных, политических,экономических.)  Все они, конечно,связаны между собой. Но историю любой страны можно оценивать и как чередусобытий, происходящих в экономике. Не исключение и история России, которуюможно рассматривать как ряд экономических реформ, сменяющих одна другую. Судьбаэтих реформ часто была очень непростой – ни одна из них практически недоведена  до логического завершения. Этимобъясняется актуальность выбранной для курсовой работы темы. Задачейработы  является: на основе изучениялитературы и дополнительных материалов по выбранной теме, осветитьэкономические реформы, предшествующие переходу к рынку, рассмотреть причинынеобходимости перехода России к рыночным отношениям, провести анализрезультатов рыночных реформ.  Цельработы – выявить особенности перехода к рыночным отношениям в России. Объектомисследования является Россия, как страна, проводящая рыночныепреобразования. Предметом исследования являются рыночные реформы,проводимые в нашей стране, и их особенности. В первой главе работы рассмотрены попытки реформированиясоциалистической экономики в 1965, 1979, 1985 годах, предшествующие переходуРоссии к рыночным отношениям. Проанализированы причины неудач. Вторая глава  посвящена выбору пути осуществленияперехода к рынку, анализу экономического состояния страны на этот момент,подготовке рыночных реформ, их началу и предварительным итогам. В третьей главе проведен анализособенностей перехода к рыночным отношениям, рассмотрены результаты. Заключение посвящено совместному заявлению, сделанному в 1996 г ведущими российскими иамериканскимиэкономистами,в качестве основ новой экономической политики в России. Эти рекомендациипо структурным реформам, сделанные в то время, остаются в силе и сейчас. 
Глава 1.Попытки реформированиясоциалистической экономики.
1.1 Реформы 1965, 1979 годов.
 Экономическаяреформа 1965 года предполагала расширение экономических прав предприятий,развитие прямых связей между производителями и потребителями на принципахвзаимной материальной ответственности и заинтересованности. Предполагалосьвнедрять в практику отношения, основанные на хозяйственных договорах междупредприятиями, для повышения роли экономического стимулирования была сделанапопытка усовершенствовать систему ценообразования в пользу низкорентабельныхпроизводств. Предполагалось улучшить систему оплаты труда, увязать ее сматериальным стимулированием работников за счет использования части доходовпредприятия, увязать оплату труда с общими итогами работы. Все это называлось хозяйственнымрасчетом.
Этоозначало, что предприятиям предоставлялась оперативно-хозяйственнаясамостоятельность (в установленных пределах), что они должны работать  на принципах окупаемости, рентабельности,материальной заинтересованности и материальной ответственности за достигнутыерезультаты, в условиях денежного контроля со стороны государства заиспользованием материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Реформа началасьочень активно. В первые два года были достигнуты неплохие результаты:сблизились темпы роста производительности труда и средней заработной платыработников, занятых в промышленности. Заметно вырос удельный вес интенсивныхфакторов в общем приросте национального дохода страны. В некоторой степени  были решены проблемы с производствомпотребительских товаров: обуви, радиотоваров, мебели, основных продуктовпитания и т.д.  Но уже в 1968 году темпыроста заработной платы в промышленности обогнали темпы роста производительноститруда, а это означало, что, проводя лишь отдельные незначительные реформы,трудно обеспечить долговременный экономический рост. Все чаще стали появлятьсяразличные ограничения и регламентации, что подрывало саму систему хозрасчета.Были введены лимиты на создание фондов экономического стимулирования, сверхкоторых даже высокорентабельные предприятия не могли увеличивать эти фонды. Всюдополнительную прибыль в виде «свободного остатка» приходилось перечислять вгосударственный бюджет. Таким образом, хорошо работающие предприятия непоощрялись, а фактически наказывались за высокие результаты. Но на следующийплановый период задания для них устанавливались с учетом этих высокихдостижений. Очень скоро под контроль вышестоящих организаций попал и фонд развитияпроизводства, который стал включаться в централизованный план распределениякапитальных вложений. Тем самым происходило жесткое ограничение полномочийпредприятий самостоятельно распоряжаться собственными средствами.                                                                                                 Итак,экономическая реформа 1965 года ознаменовала собой масштабную попыткуусовершенствовать социалистическую систему хозяйствования, но эта попыткаоказалась половинчатой  и не далазаметных устойчивых результатов. Партийное руководство страны, сделав несколькошагов к рынку, не решилось на дальнейшую трансформацию хозяйственной системы,так как это неизбежно привело бы к необходимости и политической либерализации.
В 1979 годубыла предпринята еще одна попытка реформировать экономику,покончить с пресловутыми валовыми показателями. Для этого был установленпоказатель нормативно-чистой продукции, по которому предприятия должны былиучитывать только вновь созданную стоимость без затрат на сырье, материалы ит.д. Предполагалось что это нововведение будет стимулировать внедрение новойтехники, повышение качества продукции, заставит отказаться от деления продукциина выгодную и невыгодную, Но это не предполагало радикального реформированиякомандно-административной системы, а было направлено всего лишь на ее очереднуюмодернизацию. Попытки одновременного усиления хозрасчета и адресногодирективного планирования, активизации экономических стимулов при ограниченииправ предприятий не могли обеспечить экономике серьезных позитивныхрезультатов.
Кначалу 1980-х годов состояние экономики СССР продолжало ухудшаться. Среднегодовойобъем произведенной продукции в стране (в натуральном выражении) за 1979-1982годы оказался на 40% ниже по сравнению с 1978 годом. Советская экономика былапостроена таким образом, что повышать производительность труда было простоневыгодно для предприятия, поскольку рост выработки повлек бы за собойповышение плановых заданий на будущий период и снижение фонда заработной платы.
 Если аграрный сектор СССР традиционно давалсредства для обеспечения более или менее сносного функционирования другихотраслей директивной экономики, то в 1970-х годах этот источник стал иссякать,поскольку и в сельском хозяйстве положение становилось все более сложным.
Хроническийтоварный дефицит на большинство потребительских товаров и продовольствиепревращал рубль в иллюзорную денежную единицу, на которую нечего было купить.
В мае 1982 года заметнымфактом стала публикация газетой «Правда» статьи академика В. Трапезникова, вкоторой автор отвергал стереотипные объяснения ухудшающейся экономическойобстановки – плохие климатические условия, исчерпание некоторых источниковсырья, трудности в освоении новых территорий и. т. д. В статье впервые былиназваны иные причины: низкая эффективность жесткого централизованногопланирования, отсутствие материальных стимулов у работников и т.д.
Крайневажными  являлись вопросы неформальныхинститутов коррупции, злоупотреблений и так называемой «параллельной экономики»(или «черного» рынка), которые с течением времени набирали все большую силу имасштабы внутри плановой экономики. Плановая и «теневая» («параллельная») экономика вовсе не антиподы– параллельная экономика существовала рядом с официальной экономикой,относилась к той же системе. Степень, в которой «параллельная экономика»дополняла и проникала в официальную экономику, была очень высока. Тот факт, чтоподобное проникновение «параллельной экономики» в официальную зачастуюосуществлялось незаконными способами  привел к тому, что соответствующие явления было труднее заметить, в тоже время оно приводило к возникновению конфликта с основной системой.
1.2 Реформы 1985-1991 годов. Перестройка.Программа «500дней».
Длятого, чтобы лучше понять особенности перехода России к рынку, необходимоподробно рассмотреть период, непосредственно предшествующий рыночным реформам.
Итак,в начале 80-х годов неэффективность советской экономической системы становиласьвсе более очевидна. Распыление средств, незавершенное строительство,казнокрадство требовали наведения элементарного порядка. Но, главным пороком советскойэкономической модели было, как сказано выше, отсутствие материальных стимулов ктруду.
В 1985году начался новый  и последний этап вистории СССР, получивший название «перестройка». Руководство страны всталоперед необходимостью остановить распад системы «государственного социализма» изащитить интересы правящей номенклатуры. Для этого стали проводиться осторожныереформы всех общественных структур, в том числе и в экономике, посколькуглубокий кризис успел охватить основные звенья системы. В качестве одного изпервых шагов по выходу страны из кризисного состояния был провозглашен курс наускорение социально-экономического развития страны. Этот курс был направлен надостижение ежегодного прироста национального дохода не менее чем на 4 %, чтобыло крайне сложно в условиях снижения мировых цен на нефть продолжающейсягонки вооружений. Для достижения такого роста национального дохода  ресурсов у страны не было. Было предпринятоискусственное нагнетание инвестиций в эту отрасль за счет других секторов экономики.Низким оставалось качество выпускаемой продукции. Для обеспечения болеевысокого качества была введена система Госприемки. Однако это привело кзначительному росту управленческого аппарата на производстве. Все эти шаги недали серьезных экономических результатов. Относительное улучшение экономическихпоказателей 1985 года можно объяснить энтузиазмом народа, у которого появиласьновая перспектива. Но очередная ставка на энтузиазм, не подкрепленный передовойтехникой и соответствующей квалификацией рабочих привела не к «ускорению», а кросту аварий на производстве. Таким образом, руководство страны обращалось ксубъективным факторам, стараясь не затрагивать фундаментальные основы системы,сохраняя приверженность «социалистическому выбору».
Необходимабыла смена кадров управления экономикой, разработка новой стратегии экономическогоразвития. Эта работа началась осень 1985 г. К работе над проектом реформы былипривлечены известные экономисты. К лету 1987 года проект был завершен. Реформаисходила из идеи сохранения плановой экономики. Тем не менее, предполагалосьвнесение серьезных изменений в существующую экономическую модель. В общихчертах они предусматривали: расширение самостоятельности предприятий напринципах хозрасчета и самофинансирования; постепенное возрождение частногосектора (на начальном этапе – через развитие производственной кооперации); отказот монополии внешней торговли; более глубокая интеграции в мировой рынок;сокращение числа отраслевых министерств и ведомств; признание равноправногосуществования на пяти основных форм хозяйствования (наряду с колхозами исовхозами – агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств;признания возможности закрытия убыточных предприятий; создание банковской сети.Экономическая перестройка началась с июня 1987 года, когда был принят «Закон огосударственном предприятии», по которому руководителям и коллективамгосударственных предприятий были предоставлены широкие полномочия, в частности, право самостоятельного выхода навнешний рынок, осуществления совместной деятельности с иностранными партнерамит.д. На практике этот закон предоставил предприятиям большую свободураспоряжаться своей прибылью: вкладывать ее в производство или повышатьзаработную плату работникам. Многие предприятия пошли по второму пути, что былозаведомо проигрышным вариантом, так как не обеспечивало наращивания в перспективе научно-технического потенциала. Ктому же со свободой не появлялась рыночная дисциплина, в соответствии  с которой убыточные предприятия следовало закрывать,а выпуск продукции, не пользующейся спросом, прекращать. Советскоеправительство боялось вводить такую дисциплину из-за угрозы безработицы исоциальных взрывов. Был выбран путь «мягкой» бюджетной политики, когдапредприятия в любом случае могли получать государственные средства на покрытиеубытков и при этом не прилагать усилий для повышения эффективности производствас учетом рыночного спроса. В результате такой политики средний уровеньзаработной платы в стране возрастал быстрее, чем цены, но купить на эти деньгив магазинах было нечего, так как чем выше были заработки, тем острее ощущалсятоварный дефицит.
Всередине 1988 года были приняты законы, по которым разрешалось открыватьчастные предприятия в более чем 30 видах производственной деятельности. Всоответствии с этими законами фактически был легализован большой сектор теневойэкономики, где, по самым скромным подсчетам, «прокручивалось» до 90 млрд руб.(в масштабах цен того времени), доставшихся владельцам самыми разными путями,включая уголовно наказуемые.
Характернымявлением позднесоветского периода было развитие арендных отношений,  на которые возлагались большие надежды. Всоответствии с Законом об аренде, принятом в апреле 1989 года, трудовойколлектив мог взять в аренду у государства, свое предприятие, чтобы вдальнейшем приватизировать его путем выкупа по чисто символическим ценам (этотпроцесс был приостановлен в 1992 г.).
Продовольственнаяпроблема в стране обострялась. В этих условиях одним из способов решенияпродовольственной проблемы могла бы стать аренда земли. В 1989 году былиприняты законы, допускавшие аренду земли и других природных ресурсовюридическими и физическими лицами, в результате чего повсюду стали возникатьсемейные фермы, как один из видов арендного хозяйства. Но к аренде недопускались крестьянские хозяйства. В декабре 1990 г. в Конституцию РФ былавнесена поправка, которая признавала возможность закрепления земликрестьянскими хозяйствами в частную собственность, но продажа этих участковзапрещалась в течение десяти лет после приобретения их в собственность. Такаяотсрочка затягивала решение аграрного вопроса на долгие годы. А полки магазиновпустели.
 В то же время, согласно Закона о земельнойреформе (1990 г.) крестьянам наконец-то разрешалось выходить из колхозов исовхозов со своей долей общественной земли, скота, машин и другого имущества.
 Стало ясно, что дела в экономике неулучшаются, заметно растет цена реформ. Ни одно из предложенных властямиэкономических нововведений  не работало.Стремительное падение уровня жизни населения с лета 1989 года привело к ростузабастовочного движения по всей стране. Власти стремились ослабить социальнуюнапряженность массовыми закупками продовольствия за границей. За шесть летзолотой запас государства сократился в десять раз. Вместо привлечения инвестиций,началась практика крупных займов за границей.   Впервыепрозвучал тезис о неизбежности болезненного характера реформ, о невозможности провестиреформы так, чтобы от них все только выиграли.
Современем стало ясно, что без перехода к рыночной экономике не обойтись. В июне1990 года было принято постановление Верховного Совета СССР «О концепцииперехода к регулируемой рыночной экономике» и ряд других документов, по которымпредусматривалась постепенная демонополизация, децентрализация, иразгосударствление собственности, создание акционерных обществ, реформированиекредитной и ценовой политики, системы оптовой торговли оборудованием и сырьем,электроэнергией, развитие частного предпринимательства и т.д. Но все этидокументы пронизывала идея построения рыночного социализма (создания рынка вусловиях Госплана), что само по себе являлось утопией. К тому же реализацияэтих законодательных актов  откладываласьна год, поскольку правительство опасалось, что это повлияет на ухудшениеобстановки в стране. Поскольку союзное правительство затягивало решениеэкономических проблем, некоторые республики Союза начали разрабатыватьсобственные программы экономических преобразований, формировать собственныебюджеты и существенно сокращать отчисления в союзный бюджет. Это противостояниеособенно наглядно проявилось в отношениях России и СССР после принятия в июне1990 года Декларации о суверенитете Российской федерации. Правительство РоссийскойФедерации поддержало разработанную группой экономистов во главе с С.С.Шаталиным и Г.А.Явлинским программу «500 дней». Она предполагала за этоткороткий период восстановление частной собственности на все факторыпроизводства, в том числе и на землю, признавался суверенитет союзныхреспублик, предлагались антимонопольные меры приватизация государственныхпредприятий, резкое сокращение государственных расходов, в связи с чемпредлагался отказ от строительства крупных промышленных объектов, прекращениепомощи другим странам и резкое ограничение военных расходов. Летом и раннейосенью 1990 года казалось, что М.Горбачев действительно принял эту программу.Но партийно-государственная номенклатура испугалась утраты экономическойвласти, и после некоторых колебаний Программа «500 дней» была отклонена. Послеотказа Горбачева одобрить эту программу руководство России заявило, что начнет ее реализацию в одностороннемпорядке. Причем это означало уже не частичное обновление прежне экономическойсистемы, а ее полный демонтаж.
Осенью1990 года правительство СССР предоставило государственным предприятиямопределенную свободу ценообразования, что сразу же привело к снижениюпоступлений в бюджет налога с оборота (фиксированной суммы в цене наопределенные виды продукции).А российское правительство объявило о сниженииставки налога на прибыль, но только для тех предприятий, которые готовы былиперейти под юрисдикцию России. Тогда же правительство России, желая опередитьполитического конкурента, приняло решение о повышении закупочных цен насельскохозяйственную продукцию раньше, чем это предполагало сделать союзноеправительство. Вся эта борьба вела к заметному ухудшению экономической ситуациив стране. Правительство СССР попыталось переломить кризисную ситуацию вэкономике. Чтобы остановить центробежные тенденции, был взят курс наужесточение экономических мер. Президентом СССР было дано разрешение органамМВД и КГБ вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий (в том числесовместных), что привело к резкому сокращению инвестиционной и торговойактивности иностранного капитала на территории СССР. В январе 1991 года былапроведена одна из самых неудачных денежных реформ. Следом за обменом денегпоследовало еще одно крайне непопулярное решение о пересмотре розничных цен (оповышении цен в несколько раз). Все эти мероприятия вели к окончательной потередоверия к национальной валюте, а в конечном счете и к руководству страны.Весьма неудачные попытки консервативной стабилизации привели частьруководителей Советского Союза к созданию 19 августа 1991 годаГосударственного  комитета почрезвычайному положению (ГКЧП), что было по существу попыткой государственногопереворота. Лидеры ГКЧП выступили с очень популистской и практическиневыполнимой программой выхода страны из кризиса. 21 августа 1991 года путчпровалился, а вместе с ним рухнули надежды Горбачева на подписание  нового Союзного договора, целью которого былореформировать Советский Союз на иных принципах. Распад СССР вступил в решающуюфазу.  8 декабря 1991 года руководителиРоссии  (Ельцин), Украины (Кравчук) иБелоруссии (Шушкевич) подписали Беловежское соглашение о создании СодружестваНезависимых Государств (СНГ). 21 декабря в Алма-Ате к СНГ присоединилисьАзербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменияи  Узбекистан. Тем самым был подтвержденфакт распада Советского Союза как единого государства. 25 декабря 1991года  М.С. Горбачев подал в отставку споста Президента СССР в связи с исчезновением данного государства.  .                                                                                                        Выводы
Подводяитог сказанному, нужно отметить, что реформы 1965 и 1979 г.г. с самого началабыли обречены на провал, так как они оставляли без изменений глубинныеотношения производства — отношения собственности. В реформах были заложенынесовместимые принципы: расширение прав предприятий и усиление централизации.Хотя предприятия и становились формально более самостоятельными, они не имелиправа назначать цену на свою продукцию, цены устанавливались не на основерыночного соотношения спроса и предложения, а в высоких кабинетах волевымрешением чиновников. В начале 70-х годов позитивный потенциал хозяйственнойреформы исчерпался, народное хозяйство возвращалось к традиционным источникамэкономического роста за счет топливно-энергетического и военно-промышленногокомплекса. Таким образом, эти реформы фактически были направлены на продлениесуществования самой административно-командной системы, так как они не отвергалиее основные принципы, без чего попытки реформирования экономики не могли датьнужного эффекта.
Главнымипричинами неудач экономического реформирования в годы «перестройки» стали:непрерывные корректировки предпринимаемых экономических реформ; промедление восуществлении уже принятых решений; начало демонтажа прежней вертикалиуправления экономикой без создания новых механизмов управления; отставаниепроцессов экономического реформирования от быстрых перемен в политической жизни;ослабление центра; активизация политической борьбы вокруг путей экономическогоразвития страны; утрата населением веры в способность властей добиться реальныхперемен к лучшему. К лету 1991 г.экономические реформы Горбачева потерпелиокончательный крах. Таким образом, советская экономика в 1985-1991 годах прошласложный путь от планово-директивной модели к рыночной. Это означало полныйдемонтаж системы управления экономикой, существовавшей десятки лет. Однакопрежние структуры управления были разрушены, а новые созданы не были.
«Но надо сосредоточитьвнимание еще на одной, если не самой важной стороне  сложных внутрисистемных отношений в плановойэкономике, ее теоретическому значению, не уделялось должного внимания. Фактическиэта система не только пережила смерть коммунизма, но и расцвела при переходе крыночной экономике. Какие бы другие факторы ни были в списке тех, что помоглираспаду плановой экономики, злоупотребления, коррупция и «параллельнаяэкономика» полностью завладели ходом событий после того, как рухнули последниебастионы ее официальных институтов и системы осуществления прав собственности.«Параллельная экономика» вбывшем Советском Союзе внешне имела много общего с рыночной экономикой. Вчастности, она была полностью свободна от вмешательства государства. Ценыустанавливались свободно, и все хозяйственные субъекты в той экономикедействовали строго в соответствии с принципом максимизации прибыли.»[1]
Глава 2. Экономические преобразованияв 1990-е годы.
2.1 Состояние экономики в конце 1991года.
Осенью1991 г. положение в экономике СССР было близко к катастрофическому.Потребительский рынок практически не существовал,   прилавкимагазинов в городах были пустыми, торговля осуществлялась по талонам икарточкам, которые повсеместно не обеспечивались ресурсами. Причем реальнаяугроза голода в крупных городах возникла не из-за плохого урожая и нехваткипродовольствия в стране. Просто сельскохозяйственным предприятиям былоневыгодно продавать государству урожай по официальным ценам, и они выжидалироста закупочных цен. А поскольку цены на «черном» рынке были в несколько развыше, то хлеб скупался и вывозился контрабандой за рубеж. Так, к ноябрю 1991года правительство закупило менее 20 % урожая. 
Дефицитбюджета составлял 20 % ВВП, иностранные кредиты были полностью исчерпаны, изарубежные банки не хотели больше предоставлять их, т.к. страна не моглавыплатить по ним проценты. Золотовалютные резервы были исчерпаны и  достигли небывало низкого уровня,несопоставимого с неотложными финансовыми обязательствами и потребностямистраны. В преддверии зимы города испытывали большие проблемы с энерго-итеплоснабжением из-за неритмичных поставок топлива.
В такихэкстремальных обстоятельствах, требовавших чрезвычайно быстрых и решительныхмер, ответственность за судьбу страны  в ноябре-декабре1991 года взяло на себя российское правительство во главе с Б.Н. Ельциным.
Вэтот период казалось, что основная политическая борьба  в стране завершена, и что все силы должныбыть направлены на проведение экономических преобразований. Исходя из этого,Президент России приостановил реформу политической системы, сохраняя еепрежней, что, как оказалось позже, было большой ошибкой. Ведь в советскойКонституции не было четкого разграничения полномочий между ветвями власти(этого не требовалось в условия тоталитарного строя). Этот фактор стал в скоромвремени одним из важных препятствий на пути экономических реформ.
Крометого, сохранялась неопределенность в отношениях с некоторыми бывшими союзными,руководители которых принимали решения, шедшие вразрез с курсом российскогоруководства. И лишь  устранение этихнеопределенностей  путем подписаниядоговора о создании СНГ, позволило правительству России взять под свой контрольфинансовую и денежную систему, начать разработку и проведение независимойэкономической политики.
                                    2.2 Рыночные реформы.
В октябре 1991 г. на Пятом съезденародных депутатов Б.Ельцин объявил о проведении в стране радикальныхэкономических реформ. В ноябре приступило к работе правительство, новое нетолько по форме, но и по существу, т.к. состояло в основном изученых-экономистов. С одной стороны, они хорошо знали основные направлениязападной экономической мысли, но с другой — почти никто из них не имел ни опытахозяйственной деятельности и государственного управления крупного масштаба, ниявных устойчивых связей с какими-либо группами интересов в производственнойсфере. Тогда большинство экономистов говорили о необходимости структурныхреформ.  Эта необходимость остается досих пор. В качестве основной  задачиправительства объявлялась макроэкономическая и финансовая стабилизацияодновременно с переходом к рыночной экономике, с приватизацией государственнойсобственности во всех сферах экономики Вокруг путей преобразований разгорелись острые споры.Некоторые эксперты утверждали, что надо реформировать очень быстро, т.к. еслине поспешить с приватизацией, создав большую группу людей с материальнойзаинтересованностью в капитализме, то вероятен возврат к коммунизму. Другиесчитали, что чрезмерная торопливость приведет к экономическим провалам иполитической коррупции. Первую школу именовали «шоковой терапией», сторонниковвторой «постепенщиками». Точка зрения «шоковых терапевтов», получившая мощнуюподдержку министерства финансов США и Международного валютного фонда (МВФ),возобладала. Сегодня все больше признается мудрость постепенного подхода, т.е.движения с разумной скоростью и в правильной последовательности .
Итак,формирование рынка подразделялось на три элемента либерализацию, стабилизацию иприватизацию (ЛСП). Необходимость либерализации цен аргументироваласьследующим образом: в отсутствие государственного вмешательства, т.е.директивного ценообразования и дотаций, цена станет отражать соотношение спросаи предложения. Что касается стабилизации, теоретически она быланаправлена на сдерживание инфляции и улучшение финансового положениягосударства. Контролировать инфляцию было необходимо, поскольку она негативновлияет на инвестиции и потребление. Теоретически цели либерализации истабилизации были вполне ясны. Сложнее дело обстояло с приватизацией,  цели которой были противоречивы. Дажереформаторы, непосредственно участвовавшие в процессе, интерпретировали ихпо-разному: в качестве ожидаемых результатов приватизации назывались повышениеэффективности экономики, ее деполитизация или реструктуризация, болееэффективное управление предприятиями и т. п., но целостная теоретическая базаприватизации так и не была разработана.
Вянваре 1992 г. был сделан первый шаг на пути к рыночной экономике — либерализация:отпущены цены на большинство товаров и услуги, на энергоносители, ликвидированапочти вся централизованная система распределения ресурсов. Однако устранениежесткого контроля за ценами со стороны государства в условиях сохранениявсеобщей монополизации производства в стране сразу же привело к небываломуросту всех цен: к концу 1992 г. примерно в 100-150 раз при росте среднейзаработной платы в 10-15 раз. Предприятия были опутаны сложными взаимнымирасчетами с поставщиками и потребителями, что создавало для них дополнительныетрудности в процессе адаптации к рыночным отношениям. Почти всю экономикуохватил кризис неплатежей, который в сочетании с освобождением цен наэнергоносители стал угрожать многим предприятиям банкротством.   
Стабилизацияпредполагала       жесткую кредитно-денежную политику.Попытки улучшения финансового положения государства выражались в сокращениигосударственного долга и расходной части бюджета.                                                             
Процессприватизации в Росси проходил в два этапа. Первый этап – этап ваучерной приватизации (1992-1994). Вавгусте 1992 г. был издан Указ президента «О введении системы приватизационныхчеков в Российской Федерации», который подготавливал условия для созданияспроса на все виды приватизационной собственности. Все граждане России, в томчисле и дети, имели право на получение одного чека стоимостью 10 тыс. руб.Ваучеры были персональными, их можно было продавать, передавать другому лицу,вкладывать в акции приватизированных предприятий. Предполагалось, что в будущемлюди смогут получать проценты от прибыли этих предприятий, но на деле этого таки не произошло, поскольку реального роста в экономике не наблюдалось. Скупкаваучеров у населения зачастую велась частными лицами по курсу в два-три разаниже их официального номинала. Люди не очень верили в будущее этих чеков истарались поскорее избавиться от них, чтобы получить хоть какие-то деньги внастоящий момент, а не в далеком будущем. Второй этап приватизации начался в1995 г. Главной его особенностью был переход к денежной форме приватизации, когда развернулась основная борьба зареальную собственность. Предполагалось, что на втором этапе продажа акций будетпроходить по определенному графику  нааукционах. Но намеченная схема работала плохо, темпы приватизации были оченьнизкими, а доходы государства нерегулярными. В 1994-1996 гг правительствопродолжало искать различные варианты дальнейшей денежной приватизации. Наиболееудачной оказалась практика залоговыхаукционов, когда государственные пакеты акций отдельных предприятий непродавались, а передавались в доверительное управление на определенный период,во время которого победитель тендера получает возможность управлять этимпакетом акций, рискуя потерять свои вложения. Остававшиеся до тех пор в рукахгосударства пакеты акций явились предметом ожесточенных схваток средибанковских структур, желающих участвовать в залоговых аукционах с возможностьюпоследующего выкупа. Итак, в результате процесса приватизации в России посостоянию на 1 июля 1997 г. уже большая часть российских предприятий относиласьк частной форме собственности. Не следует забывать, что в этот период проходилаи малая приватизация, т.е.проводилась продажа предприятий розничной торговли, сферы услуг, общественногопитания и т.д. Всего к 1996 г. было полностью приватизировано более 84 % малыхпредприятий. Наряду с этим в стране осуществлялась приватизация жилья.  Всоответствии с «Актом о приватизации жилья в России» граждане и их семьи,живущие в государственных квартирах, могли (и могут до сих пор) по желаниюпробрести по чисто символическим ценам законные права собственности, включаяправо продавать, отдавать внаем или завещать свои квартиры. Наиболее сложной втехническом и экономическом отношении оказалась приватизация земли, хотя частное владение землей вызывало одобрениеу большинства населения страны. Этому всеобщему настроению противостоялируководители колхозов и совхозов, чиновники агропромышленного комплекса,стремившиеся сохранить в своих руках максимум функций по управлению сельскимхозяйством и распоряжению государственными субсидиями. Приватизация в аграрномсекто


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Рослинна клітина
Реферат Учет материально-производственных запасов Понятие материально-производственных
Реферат Первая Австрийская Республика
Реферат Разработка бизнес плана новой продукции
Реферат Как отразить в бухучете кражу на предприятии
Реферат Статистика потребления электроэнергии ЗАО Росси
Реферат Повышение эффективности использования машинно-тракторного парка ЗАО СПФ "Агротон" отделение Штормово
Реферат Система теплоснабжения для генерального плана предприятия
Реферат Герцен, Чернышевский и крестьянский социализм
Реферат Церковные праздники
Реферат Земли транспорта по законодательству Республики Беларусь
Реферат Создание предпринимательских связей.
Реферат Социальное неблагополучие современной молодежи
Реферат Стратегия и цели рекламной кампании
Реферат Отношение к рекламе