СОВРЕМЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
Читинский филиал
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
Психология развития и возрастная психология
Тема: Дошкольный возраст, характерные особенности
психического развития в нем
План
Введение
I. Закономерности развития детей в дошкольном возрасте
1.1 Особенности общего развития вдошкольном возрасте
1.2 Методы научно-психологического изучения детей дошкольного возраста
II. Особенности психологического развитиядошкольников
2.1 Психологическая характеристика деятельности ребенка в дошкольном возрасте
2.2 Развитие личности дошкольника
2.3 Умственное развитие дошкольника
Заключение
Литература
ПриложенияВведение
«Детство — этап подготовки к будущей жизни». Если обществоопределяет свое отношение к детству исключительно как ко времени «подготовки»,то отрицается самоценность «проживания» эпохи детства ребенок. Между темусловия непрерывности образовательного процесса, связывающее дошкольные и школьныегоды, отнюдь не в том, чтобы оценивать настоящее лишь с позиции будущего. Толькоотношение к детству как самоценному времени жизни делает детей в будущем полноценнымишкольниками, рождает такие домодействующие качества личности, которые дают возможностьшагнуть за пределы детства.
Период от рождения до поступления в школу является, по признаниюспециалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психическогоразвития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств,необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающихего человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующихэтапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащеефундаментом приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоенияразличных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психикидетей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношениеко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы» набудущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данноговозрастного периода. Воспитание и обучение необходимо адресуется по всему спектрупсихических качеств ребенка, но адресуется по разному. Основное значение имеют поддержкаи всемирное развитие качеств, специфических для возраста, так как создаваемые имуникальные условия больше не повторятся и то, что будет «недобрано» здесь,наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно. Ведущую роль в психическомразвитии детской личности играет обучение в широком смысле слова, которые заключаютсяв условии общественного опыта, накопительного предшествующими поколениями, в овладенииматериальной и духовной культурой, созданной человечеством.
В настоящее время остается открытым вопрос о конкретном содержательномметодическом наполнении занятий по различным разделам программы ДОУ, которая былабы ориентирована на то, чтобы передача ребенку конкретных навыков не превращаласьв самоцель с преобладанием прямого обучения, а была бы «ориентирована на усвоениедетьми представлений, средств и способов деятельности, необходимых для формированиябазиса личностной культуры».
Современная ситуация в образовании, особенно в дошкольном, объективноявляется непростой. Неуклонно растет число сочетанных отклонений в развитии. Нарядусо сложными аномалиями органического происхождения, заметен рост психогенных нарушений,проявляющихся в аутизации, агрессивности, нарушениях поведения и деятельности, тревожно-фобическихрасстройствах, искажениях процессов социализации. Фактически в специальной психологическойпомощи нуждаются не только дети, посещающие специальные образовательные учреждения,но и значительное количество детей, находящихся в дошкольных образовательных учрежденияхобщеразвивающего вида.
Эта проблема обусловила тему нашей работы: «Дошкольный возраст,характерные особенности психического развития в нем».
Целью исследования является изучение характерных особенностейпсихического развития дошкольников.
Объектом исследования являются дети дошкольного возраста.
Предметом исследования является особенности психического развитиядошкольников.
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
психическое развитие дошкольный возраст
1. Рассмотрение закономерностей общего развития детей в дошкольномвозрасте.
2. Изучение методов научно-психологического исследования развитиядошкольников.
3. Изучение особенностей деятельности детей в дошкольном возрастеи влияние ее на психическое развитие.
4. Изучение особенностей становления личности дошкольников.
5. Изучение особенностей умственного развития детей дошкольноговозраста.
Теоретической основой исследования послужили работы: Р.С. Немова,В.С. Мухиной, В.Г. Асеева, О.М. Дьяченко, И.Ю. Кулагиной, Н.А. Поддьякова, Д.Б.Эльконина.
Практическая значимость работы выражается в получении ее длявоспитателей, педагогов, педагогов-психологов, дефектологов, работающих в ДОУ иЛПУ.
/>I. Закономерности развития детей в дошкольном возрасте1.1 Особенности общего развития в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст — период развития ребенка от 3 до 7 лет.
В эти годы происходит дальнейшее физического развитие и совершенствованиеинтеллектуальных возможностей ребенка. движения его становятся свободными, он хорошоразговаривает, мир его ощущений, переживаний и представлений богаче и разнообразнее.
Увеличение роста детей в этот период происходит неравномерно- вначале он замедляется до 4-6 см в год, а затем на 6-7-м году жизни ускоряетсядо 7-10 см в год (период так называемого первого физиологического вытяжения).
Прибавка в весе также происходит неравномерно. За 4-й год ребенокприбавляет около 1,5 кг, за 5-й — около 2 кг, за 6-й — 2,5 кг, т.е. в среднем 2 кг в год. К 6-7 годам ребенок должен удвоить свой вес, который имел в годовалом возрасте.
Кожные покровы в этом возрасте все утолщаются, становятся эластичные,количество кровеносных сосудов в них уменьшаются, кожа становится более стойкойк механическому воздействию.
К 5-6 годам позвоночник ребенка соответствует форме его у взрослогочеловека. Однако окостенение скелета еще не закончено.
Дети в этот период очень подвижны, у них бурно развивается мышечнаясистема, что обуславливает значительную нагрузку на скелет ребенка.
С 5-7 лет у детей начинают выпадать молочные и прорезыватьсяпостоянные зубы. (Приложение №1).
В конце дошкольного возраста заканчивается формирование органовдыхания. Дыхание становится все более глубоким и редким. (Приложение №2).
Сердечно-сосудистая система также претерпевает значительные развития,становится все более работоспособной и выносливой. (Приложение №2).
Нервно-психическое развитие достигает значительного уровня. Интеллектуальноеповедение ребенка значительно совершенствуется. Словарный запас постепенно увеличивается.Уже достаточно определенно выражает различные эмоции — радость, огорчение, жалость,страх, смущение. В этом возрасте определяется и развиваются моральные понятия, представленияоб обязанностях.
Психическое развитие детей зависит от многих обстоятельств. Выяснениеэтих обстоятельств — важнейшая задача психологии.
1.2 Методы научно-психологического изучения детей дошкольного возраста
Основу любой науки составляет изучение фактов. Те способы, припомощи которых добываются, выясняются факты, называются методами науки. Методы каждойнауки зависят от ее предмета — от того, что она изучает. Методы детской психологии- это способы выяснения фактов, характеризующих развития ребенка.
Основными методами детской психологии являются наблюдения и эксперимент.
Наблюдение. В процессе наблюдения исследователь целенаправленнопрослеживает поведение детей в естественных условиях и строго фиксирует увиденное.Успешность наблюдения зависит от того, насколько четко сформулирована его цель.Если исследователь до начала наблюдения не определит точно, какие стороны поведенияребенка его интересуют, его впечатления буду расплывчаты и неопределенны.
Ребенок должен знать, что за ним наблюдают. Иначе он теряет естественностьи непринужденность, вся картина его поведения меняется. Поэтому наблюдения долженпроводить человек, к которому ребенок привык, присутствие которого вполне обычно.
В процессе наблюдения исследователь может прослеживать тольковнешние проявления поведения ребенка: его действия с предметами, словесные высказывания,выразительные движения и т.д. Но психолога интересуют не сами по себе внешние факторыпроявления, а скрывающиеся за ними психические процессы, качества, состояния. Ведьодни и те же проявления могут выражать разные внутренние состояния. Поэтому трудноепри проведении наблюдений заключается в том, чтобы не только правильно подмечатьособенности поведения ребенка, но и правильно их истолковывать.
Наблюдения бывают сплошными и выборочными. Сплошные наблюденияохватывают одновременно многие стороны поведения ребенка и ведутся в течение длительноговремени. Результаты сплошных наблюдений обычно сохраняют в виде дневниковых записей,которые служат важным источником фактов, используемых для выявления закономерностейпсихического развития детей.
Дневники развития своих детей вели многие крупные психологи.Немецкий психолог В. Шперн использовал свои дневниковые записи для разработки ииллюстрации своих гипотез о причинах, влияющих на психическое развитие ребенка.Советский исследователь Н.Н. Ладынина-Котс на основе тщательного наблюдения за маленькимшимпанзе Ионии и своими сыном Руди провела сравнение особенностей развития ребенкаи детенышей животных.
Дневники нередко ведут не только специалисты-психологи, но иродители. Эти дневники часто используют психологи и педагоги.
Выборочные наблюдения отличаются от сплошных тем, что в них фиксируетсялибо какая-то одна сторона поведения ребенка, либо его поведение в какие-то определенныеотрезки времени.
Классическим образом этого наблюдения может служить наблюдениевыражения эмоций у своего сына, проведенное Ч. Дарвином. Полученные материалы былииспользованы в книге: «Выражение эмоций у человека и животных» 1872 год.
Советский лингвист А.Н. Гвоздев в течение восьми лет повседневнофиксировал речевые проявления собственного сына и затем написал книгу «Формированиек ребенка грамматического строя русского языка».
Метод наблюдения незаменим для первоначального нахождения фактов.Но он требует большой затраты времени и сил.
На помощь наблюдению приходит другой, более активный метод, позволяющийисследователю вызывать интересующие его проявления детской психики.
Эксперимент. Исследователь непременно создает и видоизменяетусловия, в которых протекает деятельность ребенка, ставит перед ним определенныезадачи и по тому, как эти задачи решаются, судит о психологических особенностяхиспытуемого.
Некоторые психологические эксперименты требуют применения специальнойаппаратуры. Так, изучая развитие зрительного воспитания детей, нередко применяютособый прибор для регистрации движения глаз. При изучении эмоций ребенка регистрируютизменения вдыхании, сердцебиение и некоторых других процессах организма. Общие особенностиповедения детей снимают на кинопленку, их высказывания записывают с помощью магнитофона.
Эксперименты с детьми ученые стараются проводить в форме интереснойигры или занятий другими привлекательными видами деятельности — рисованием, конструированиеми т.д.
Очень часто эксперименты с детьми проводят непосредственно вгруппе детского сада, а исследователь выступает в роли воспитателя, организующеюту или иную деятельность детей. При этом дети и не подозревают, что те игры, которыеим подсказывают, организованы специально.
Из наблюдений и экспериментов, посвященных детскому восприятию,издавна было известно, что в дошкольном возрасте дети не могут воспринимать формупредметов расчленено, т.е. выделять части, из которых она состоит, и улавливатьрасположение этих частей. Дошкольник обращает внимание либо на общие очертания предмета,либо на какую-нибудь его часть, не связывая ее с остальными. Долгие годы считали,что это отличительная особенность возраста и иначе быть не может. Однако дальнейшиеисследования позволили советским психологам предположить, что дело не в возрасте,а в том, как ребенок рассматривает предмет, какие действия он при этом проделываетв уме. Чтобы расчлененно воспринять форму предмета, нужно суметь мысленно как быпостроить ее заново из составных частей, создать ее внутреннюю модель. Необходимымидля этого действиями ребенок не владеет. И если в дальнейшем его восприятие приобрететрасчлененность, значит, он усваивает новый тип действий восприятия — моделирующиедействия. Чтобы проверить это предположение, было проведено исследование, в которомдетей — дошкольников обучали заполнять контуры фигур элементами разной формы, строитьмодели этих фигур. Это привело к резкому изменению зрительного восприятия — появлениюв нем отсутствовавшей раньше расчлененности. Таким образом, предположение о действияхвосприятия, овладение которыми способствует развитию его расчлененности, подтвердилось.
Разные виды эксперимента, как правила, сочетаются между собойв одном и том же исследовании. Сначала проводят обычный эксперимент (он называетсяконстатирующий) для того, чтобы зафиксировать у детей тот уровень развития изучаемогопсихологического процесса или качества который сложился в обычных условиях воспитания.Затем следует формирующий эксперимент, цель которого — получить новый уровень всоответствии с имеющимися предположениями. Наконец, в заключение снова проводитсяточно такой же эксперимент, как вначале, но на этот раз он называется контрольным.Его назначение — выяснить, какие сдвиги произошли в результате формирующего эксперимента.
Кроме основных методов исследования — наблюдения и эксперимента,- в детской психологии применяются вспомогательные методы. К ним относятся изучениерезультатов деятельности детей, опрос, метод тестов и социометрический метод.
Эти методы либо применяются в дополнение к наблюдению и эксперименту,либо пригодны только для изучения каких-либо частных сторон детского развития, либоважны только для разрешения отдельных вопросов. [1]
II. Особенности психологическогоразвития дошкольников2.1 Психологическая характеристика деятельности ребенкав дошкольном возрасте
Еще в раннем возрасте возникают и начинают развиваться элементыролевой игры. В ролевой игре дети удовлетворяют свое стремление к современной жизнисо взрослыми и в особой, игровой форме воспроизводят взаимоотношения и трудовуюдеятельность взрослых людей.
В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности,но не потому, что современный ребенок, как правило большую часть времени проводитв развлекающих его играх, — игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.Игровое действие носит знаковый (символический) характер. Именно в игре наиболееярко формируется знаковая функция сознания ребенка.
В игровой деятельности дошкольник не только замещает предметы,но и берет на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этойролью. В игре ребенку впервые открываются отношения, существующие между людьми впроцессе их трудовой деятельности, их права и обязанности.
Обязанности по отношению к окружающим — это то, что ребенок чувствуетнеобходимым исполнять исходя их роли, которую он взял на себя. Исполняя обязанности,ребенок получает права по отношению к лицам, роли которых исполняют другие участникиигры.
Роль в сюжетной игре как раз и заключается в том, чтобы исполнятьобязанности, которые налагаются ролью, и осуществлять права по отношению к другимучастникам игры.
В ролевой игре дети отражают окружающее их многообразие деятельности.Они воспроизводят сцены из семейного быта, из трудовой деятельности и трудовых взаимоотношенияхвзрослых, отражают эпохальные события и т.д. Отражаемая в детских играх действительностьстановится сюжетом ролевой игры. Чем шире сфера действительности, с которой сталкиваютсядети, тем шире и разнообразнее сюжеты игр. Поэтому, естественно, младший дошкольникимеет ограниченное число сюжетов, а у старшего дошкольника сюжеты игр чрезвычайноразнообразны.
Наряду с увеличением разнообразия сюжетов увеличивается длительностьигр. Так, продолжительность игры у детей трех — четырех лет составляет всего 10-15минут, у четырех — пятилетних доходит до 40-50 минут, а у старших дошкольников игрымогут достигать несколько часов и даже в течение нескольких дней.
Некоторые сюжеты детских игр встречаются как у маленьких, таки у старших дошкольников (дочки-матери, детский сад).
Не смотря на то, что существуют сюжеты, общие для детей всехдошкольных возрастов, они разыгрываются по-разному: в пределах одного и того жесюжета игра становится более разнообразной у старших дошкольников. Каждому возрастусвойственно воспроизводить разные стороны действительности внутри одного и тогоже сюжета.
Наряду с сюжетом надо различать содержание ролевой игры. Содержаниемигры является то, что ребенок выделяет основной момент деятельности взрослых. Детиразных возрастных групп при игре с одним и тем же сюжетом вносят в эту игру разноесодержание. Так, младшие дошкольники многократно повторяют одни и те же действияс одними и теми же предметами, воспроизводя реальные действия взрослых. Воспроизведениереальных действий взрослый людей с предметами становятся основным содержанием игрымладших дошкольников. Играя в обед, например, малыши режут хлеб, варят кашу, моютпосуду, при этом многократно воспроизводя одни и те же действия. Однако нарезанныйхлеб к столу куклам не подается, сваренная каша не раскладывается по тарелкам, посудамоется, когда она еще чистая. Здесь содержание игры сводится исключительно к действиямс предметами.
Игровой сюжет, так же как и игровая роль, чаще всего не планируетсяребенком младшего дошкольного возраста, а возникает в зависимости от того, какойпредмет попадется ему под руки.
Вместе с тем уже у младших дошкольников в ряде случаев содержаниемигры могут выступать отношения между людьми.
Младшие дошкольники воссоздают в игре отношения в очень ограниченном,узком круге сюжетов. Как правило, это игры, связные с непосредственной практикойсамих детей. Позднее воссоздание отношений людей становится в игре главным моментом.Так, игра у детей среднего дошкольного возраста протекает следующим образом. Действия,производимые ребенком, не повторяются бесконечно, а одно действие сменяется другим.При этом действия совершаются не ради самих действий, а чтобы выразить определенноеотношение к другому человеку в соответствии со взятой ролью. Эти отношения могутразыгрываться и с куклой, получившей определенную роль. Действия, производимые дошкольникомсреднего возраста, более свернутые, чем у младших дошкольников. В сюжетных играхдошкольников среднего возраста основным содержанием становится отношения между людьми.
Развернутая передача отношений между людьми в игре учит ребенкаподчиняться определенным правилам. Знакомясь через игру с общественной жизнью взрослых,дети все больше приобщаются к пониманию общественных функций людей и правил отношениймежду ними.
Содержанием ролевой игры у старших дошкольников становится подчинениеправилам, вытекающим из взятой на себя роли. Дети этого возраста чрезвычайно придирчивоотносятся к выполнению правил. Исполняя в игре правила общественного поведения,дети устремляют внимание на то, что «бывает». Поэтому они спорят о том,что бывает и что не бывает.
Таким образом, развития сюжета и содержания ролевой игры отражаетвсе более глубокое проникновение ребенка в жизнь окружающих взрослых людей.
В игровой деятельности наиболее интенсивно формируется психическиекачества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности,которые потом приобретают самостоятельное значение. Игровая деятельность влияетна формирование произвольности у детей психических процессов. Та, в игре у детейначинает развиваться произвольное внимание и произвольная память.
Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное вниманиена развитие умственной деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра в большоймере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.
Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения.В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, братьна себя различные роли. Это способность ложится в основу воображения. [2]
В особый класс выделяются игры-соревнования, в которых наиболеепривлекательным моментом для детей становится выигрыш или успех. Предполагаются,что именно в таких играх формируется и закрепляется у детей дошкольного возрастамотивация достижения успеха.
В старшем дошкольном возрасте конструктивная игра начинает превращатьсяв трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-тополезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые уменияи навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическоемышление. В игре ребенок поучается пользоваться многими инструментами и предметамидомашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать своидействия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображения ипредставления.
Среди разнообразных видов творческой деятельности, которой любятзаниматься дети дошкольного возраста, большое место занимает изобразительное искусство,в частности детское рисование. По характеру того, что и как изображает ребенок,можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти,воображения, мышления. В рисунках дети стремятся передавать свои впечатления и знания,получаемые от внешнего мира. Рисунки могут существенно меняться в зависимости отфизического или психологического состояния ребенка (болезнь, настроение и т.п.).Установлено, что рисунки, выполненные больными детьми, во многом отличаются от рисунковздоровых детей. [3]
Как известно, истоки изобразительной деятельности ребенка относятсяк раннему детству. К началу дошкольного детства ребенок, как правило, уже имеетнекоторый запас графических образов, позволяющих ему изображать отдельные предметы.Однако эти изображения отдаленное сходство.
Умение узнавать предмет в рисунке является одним из стимуловсовершенствования имеет длительную историю. В детский рисунок внедряются разныеформы опыта, который ребенок получает в процессе действий с предметами, их зрительноговосприятия, самой графической деятельности и обучения со стороны взрослых. Средирисунков детей наряду и изображениями, соответствующими зрительному восприятию,можно встретить такие, в которых выражается то, что ребенок выясняет, не глядя напредмет, а действуя с ним или ощупывая его. Так, нередко дети плоскую остроугольнуюфигуру (например, треугольник) после ее ощупывания рисуют в виде овала с отходящимиот него коротенькими черточками, которыми они пытаются подчеркнуть остроугольностьизображаемого предмета.
В ходе развития рисования у ребенка появляется потребность пользоватьсяцветом. При этом начинают проявляться две тенденции к использованию цвета. Однатенденция заключается в том, что ребенок использует цвет произвольно, т.е. можетраскрашивать предмет или его части любыми красками, часто не соответствующими реальномуцвету предмета. Другая тенденция заключается в том, что ребенок стремиться окраситьизображаемый предмет в соответствии с его действительным цветом.
Часто дети пользуются знанием цвета предмета, установленным сослов взрослых, минуя собственное восприятие. Поэтому детские рисунки заполнены цветовымиштампами (трава зеленая, солнце красное или желтое).
Характерная особенность детских рисунков та, что в них дети выражаютсвое отношение к самому рисунку. Все «красивое» дети изображают яркимикрасками, «некрасивое» рисуют темными красками, нарочито плохо исполняярисунок.
В дошкольном возрасте дети направлены на изображение объективногомира. Однако они не оставляют без внимания и фантастических персонажей. После шестилет поток рисунков у детей становится не таким обильным. Но изобразительный репертуартакже очень разнообразен. [4]
Важное место в художественно-творческой деятельности дошкольниковзанимает музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений,повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах. В этом возрастевпервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, которой в дальнейшем можетперерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования.Дети учатся петь, выполнять разнообразные ритмические движения под музыку, в частноститанцевальные. Пение развивает музыкальный слух и вокальные способности.
Ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия форммежличностного сотрудничества, как дошкольный, так как он связан с необходимостьюразвития самых различных сторон личности ребенка. Это сотрудничество со сверстниками,со взрослыми, игры, общения и совместный труд.
На протяжении дошкольного детства последовательно совершенствуютсяразличные виды деятельности детей, и ребенок 5-6 лет практически оказывается вовлеченнымпо меньшей мере в семь-восемь различных видов деятельности, каждой из которых специфическиинтеллектуально и морально развивает его. [5]
2.2 Развитие личности дошкольника
С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольныйвозраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту три — четырегода и преимущественно связана с укреплением эмоциональной регуляции. Вторая основываетвозраст от четырех до пяти лет и касается нравственной саморегуляции, а третья относитсяк возрасту около шести лет и включает формирование деловых личностных качеств ребенка.
В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своемповедении, в ощущениях, даваемых себе и другими людьми, определенными нравственныминормами. У них формируется более или менее устойчивые моральные представления, атакже способность к нравственной саморегуляции.
Источниками моральных представлений детей являются взрослые,которые занимаются их обучением и воспитанием, а также сверстниками. Нравственныйопыт от взрослых к детям передается и учитывается в процессе обучения, наблюденияи подражания, через систему поощрений и наказаний. Общению принадлежит большая рольв развитии личности дошкольника. Общение связано с удовлетворением одноименной потребности,которая проявляется довольно рано. ЕЕ выражением является стремление ребенка к познаниюсебя и других людей, к оценке и самооценке.
В дошкольном детстве, как и в младенчестве и раннем возрасте,один из главных ролей в личностном развитии ребенка по-прежнему играет мать. Характерее общения с ребенком непосредственно сказывается по формировании у него тех илииных личностных качеств и видов поведения. Стремление к одобрению со стороны материстановится для ребенка дошкольного возраста одним из стимулов поведения. Существенноезначение для развития ребенка приобретают оценки, которые ему и его поведению даютблизкие взрослые люди.
Одним из первых детьми усваиваются нормы и правила так называемого«бытового» поведения, культурно-гигиенические нормы, а также нормы, связанныес отношением к своим обязанностям, с соблюдением режима дня, с обращением с животнымии вещами. Последними из нравственных норм усваиваются те, которые касаются обращенияс людьми. Они наиболее сложны и трудны для детского понимания. Положительное значениедля усвоения таких правил имеют сюжетно-ролевые игры с правилами, распространенныев старшем дошкольном возрасте. Именно в них имеет место представление, наблюдениеи усвоение правил, их превращение в привычные формы поведения.
Для поведения детей в дошкольном возрасте наступает период, когдаоно выходит за рамки познавательной саморегуляции и переносится на управление социальнымидействиями и поступками.
Иными словами, наряду с интеллектуальной возникает личностнаяи нравственная саморегуляция. Нравственные нормы поведения становятся привычными,приобретают устойчивость. К концу дошкольного детства у большинства детей складываетсяопределенная нравственная позиция, которой они придерживаются более или менее последовательно.
У ребенка в дошкольном возрасте формируются и личностные качества,связанные с отношениями к людям. Это в первую очередь внимание к человеку, к егозаботам, бедам, переживаниям, успехами неудачам.
Сочувствие и заботливость по отношению к людям появляются у многихдетей — дошкольников.
Старший дошкольник во многих случаях в состоянии разумно объяснитсвои поступки, пользуясь для этого определенными нравственными категориями. Этозначит, что у него сформировались начало нравственного самосознания и нравственнойсаморегуляции поведения, хотя внешние проявления соответствующих личностных качествне проявляется достаточно устойчивыми.
В старшем дошкольном возрасте получают дальнейшее развитие мотивыобщения, в силу которых ребенок стремится установить и расширить контакты с окружающимилюдьми.
В данном возрасте дети придают большое значение оценкам, даваемымим взрослыми людьми. Ребенок не ждет такой оценки, а активно сам добивается ее,стремиться получить похвалу, очень стареется ее заслужить. Все это свидетельствуето том, что ребенок уже вступил в период развития, сенситивный для формирования иукрепления у него мотивации достижения успехов и ряда других жизненно полезных личностныхсвойств, которые в будущем должны будут обеспечить успешность его учебной, профессиональнойи других видов деятельности.
Под основными качествами личности понимаются те, которые, начинаяоформляться в раннем детстве, довольно скоро закрепляются и образуют устойчивуюиндивидуальность человека, определяемую через понятие социального типа, или характера,личности.
Основные личностные качества отличаются от других тем, что ихразвитие — по крайней мере в начальный период — в определенной степени зависит отгенотипических, биологических обусловленных свойств организма. К числу таких личностныхкачеств относится, например, экстроверсия и интроверсия, тревожность и доверие,эмоциональность и общительность, невротичность и другие. Они складываются и закрепляютсяу ребенка в дошкольном возрасте, в условиях сложного взаимодействия многих факторов:генотипа и среды, сознания и бессознательного, оперантного и условно-рефлекторногопоучению, подражания и ряда других.
В младшем и среднем дошкольном детстве продолжается формироватьсяхарактер ребенка. Он складывается под влиянием наблюдаемого детьми характерногоповедения взрослых. В эти же годы начинают формироваться такие важные личностныекачества, как инициативность, воля, независимость.
В старшем дошкольном возрасте ребенок обучается общаться, взаимодействоватьс окружающими людьми в совместной с ними деятельности, усваивает элементарные правилаи нормы поведения, что позволяет ему в дальнейшем хорошо сходиться с людьми, налаживатьс ними нормальные деловые и личные взаимоотношения.
У детей начиная с трехлетнего возраста, отчетливо проявляетсястремление к самостоятельности, которую они начинают отстаивать в игре.
К среднему дошкольному возрасту у многих детей складываются умениеи способность правильно оценивать себя, свои успехи, неудачи, личностные качества.
Особую роль в планировании и прогнозировании результатов личностногоразвития ребенка играет представление о том, как дети разного возраста воспринимаюти оценивают своих родителей.
В некоторых исследованиях установлено, что самое заметное воздействиеродителей на себе испытывают дети в возрасте от трех до восьми лет, причем междумальчиками и девочками имеются определенные различия. Так, у девочек психологическоевлияние родителей начинает чувствоваться раньше и продолжается дальше, чем у мальчиков.Этот период времени охватывает годы от трех до восьми лет. Что касается мальчиков,то они значительно меняются под воздействием родителей в промежутке времени от пятидо семи лет, т.е. на три года меньше. [6]
2.3 Умственное развитие дошкольника
В дошкольном возрасте идет процесс совершенствования внимания.
Характерной особенностью внимания ребенка раннего дошкольноговозраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами, событияи людьми и остается сосредоточенными до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственныйинтерес к воспринимаемым объектам. Внимание в этом возрасте фактически не являетсяпроизвольным. В развитии произвольного внимания ребенку помогают рассуждения вслух.
От младшего к старшему дошкольному возрасту внимание детей прогрессируетодновременно по многим различным характеристикам. Младшие дошкольники обычно рассматриваютпривлекательные картинки не более 6-8 секунд, в то время как старшие дошкольникиспособны сосредотачивать внимание на одном и том же изображении от 12 до 20 секунд.То же самое касается времени занятий одной и той же деятельностью у детей разноговозраста. В дошкольном детстве уже наблюдаются значительные индивидуальные различияв степени устойчивости внимания у разных детей, что, вероятно, зависит от типа ихнервной деятельности, от физического состояния и условий жизни.
Развитие памяти в дошкольном возрасте также характеризуется постепеннымпереходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованномузапоминанию.
В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей запоминание ивоспроизведение в естественных условиях развития памяти, т.е. без специального обучениямиемическим операциям, являются непроизвольными. В старшем дошкольном возрасте притех же условиях происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольномузапоминанию и воспроизведению материала.
Переход от непроизвольной к произвольной памяти включает в себядва этапа.
На первом этапе формируется необходимая мотивация, т.е. желаниечтобы запомнить. На втором этапе возникают и совершенствуются необходимые для этогомиемические действия и операции.
У детей раннего дошкольного возраста доминирует непроизвольная,зрительно-эмоциональная память. У большинства нормально развивающихся детей неплохоразвиты непосредственная и механическая память.
При помощи механических повторений у детей старшего дошкольноговозраста информация неплохо запоминается. В этом возрасте появляются первые признакисмыслового запоминания. При активной умственной работе дети запоминают материаллучше, чем без такой работы. У детей хорошо развита эйдетическая память.
Начало развития детского воображения связывается с окончаниемпериода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещатьодни предметы другими. Дальнейшее развитие воображения получает в играх, где символическиезамены совершаются довольно чсто и с помощью разнообразных средств.
В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивноевоображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов.
В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольностьв запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительностьпревращается в творчески ее преобразующее. Оно соединяется с мышлением, включаетсяв процессе планирования действий. Деятельность детей в результате приобретает осознанный,умственных характер.
От развитости у ребенка воображения зависит развитие мышления,его становление и совершенствование.
Сначала формируется наглядно-образное мышление, развитие которогостимулируют сюжетно-ролевые игры, особенно игры с правилами.
Словесно-логическое мышление ребенка начинает развиваться в концедошкольного возраста. Оно предполагает уже умение оперировать словами и пониматьлогику рассуждений.
Развитие словесно-логического мышления у детей происходит какминимум два этапа. На первом этапе их них ребенок усваивает значение слов, относящихсяк предметам и действиям, поучается пользоваться ими при решении задач, а на второмэтапе им познается система понятий, обозначающих отношения и усваиваются правилалогики рассуждений.
Развитие понятий идет параллельно с развитием процессов мышленияи речи и стимулируется тогда, когда они начинают соединяться друг с другом.
В дошкольном детстве речь ребенка становится более связной иприобретает форму диалога. У дошкольника по сравнению с ребенком раннего возрастапоявляется и развивается более сложная, самостоятельная форма речи — развернутоемонологическое высказывание.
Отличается развитие речи «про себя» и внутренней речи.
Заключение
Итак, что же приобретает ребенок в процессе своего развития впериод дошкольного детства?
В данном возрасте у детей в интеллектуальном плане выделяетсяи оформляется внутреннее умственное действие и операции. Они касаются решения нетолько познавательных, но и личностных задач. Можно сказать, что в это время у ребенкапоявляется внутренняя, личная жизнь, причем сначала в познавательной области, азатем и в эмоциональной — мотивационной сфере. Развитие в том и в другом направленияхпроисходит свои этапы, от образности до символизма. Под образностью понимается способностьребенка создавать образы, изменять их, произвольно оперировать ими, а символизмомназывается умение пользоваться знаковыми системами (символическая функция), совершатьзнаковые операции и действия: математические, лингвистические, логические и другие.
Здесь же, в дошкольном возрасте, берет свое начало творческийпроцесс, выражающийся в способности преобразовывать окружающую действительность,создавать что-то новое. Творческие способности у детей проявляются в конструктивныхиграх, в техническом и художественном творчестве. В этот период времени получаютпервичное развитие имеющиеся задатки к специальным способностям. Внимание к нимв дошкольном детстве является обязательным условием ускоренного развития способностейи устойчивого, творческого отношения ребенка к действительности.
В познавательных процессах возникает синтез внешних и внутреннихдействий, объединяющихся в единую интеллектуальную деятельность. В восприятии этотсинтез представлен перцептивными действиями, во внимании — умением управлять и контролироватьвнутренний и внешний планы действия, в памяти — соединением внешнего и внутреннегоструктурирования материала при его запоминании и восприятии.
Эта тенденция особенно отчетливо выступает в мышлении, где онапредставила как объединение в единый процесс наглядно — действенного, наглядно- образного и словесно — логического способов решения практических задач. На этойоснове формируется и далее развивается полноценный человеческий интеллект, отличающийсяспособностью одинаково успешно решать задачи, представленные во всех трех планах.
В дошкольном возрасте соединяются воображение, мышление и речь.Подобный синтез порождает у ребенка способность вызывать и произвольно манипулироватьобразами при помощи речевых самоинструкцией. Это означает, что у ребенка возникаети начинает успешно функционировать внутренняя речь как средство мышления. Синтезпознавательных процессов лежит в основе полноценного усвоения ребенком родного языкаи может быть использован при обучении иностранным языком.
Одновременно завершается процесс формирования речи как средствообучения, что подготавливает благоприятную почву для активации воспитания и дляразвития ребенка как личности. В процессе воспитания, проводимого на речевой основе,происходит усвоение элементарных нравственных норм, форме и правил культурного поведения.Будучи усвоенными и став характерными чертами личности ребенка, эти нормы и правиланачинают управлять его поведением, превращая действия в произвольные и нравственнорегулируемые поступки. Вершиной личностного развития ребенка в дошкольном детствеявляется персональное самосознание, включающее опознание собственных личностныхкачеств, способностей, причин успехов и неудач.
Литература
1. Асеев В.Г. Возрастная психология. 1989 г.
2. Возрастная и педагогическая психология: Тексты. 1992 г.
3. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психология развития дошкольника. 1971 г.
4. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. 1986 г.
5. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. 1971 г.
6. Крутецкий В.А. Психология. 1986 г.
7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. 1997 г.
8. Мухина В.С. Детская психология. 1985 г.
9. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социальногоопыта. 1981 г.
10. Немов Р.С. Психология. 1997 г.
11. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. 1977 г.
12. Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника. 1985 г.
13. Развитие личности ребенка. 1987 г.
14. Эльконин Д.Б. Психология игры. 1976 г.
15. Эльконин Д.Б. Детская психология. 1960 г.
Приложения
Приложение 1Сроки прорезывания молочных и постоянных зубовЗубы Резцы средние Резцы боковые Клыки Премо-ляры I
Премо-
ляры II
Моляры
I
Моляры
II
молочные
нижние 6-8 мес. 10-12 мес. 18-20 мес. 13-15 мес. 22-24 мес. молочные верхние 8-9 мес. 9-11 мес. 17-19 мес. 12-14 мес. 21-23 мес. постоянные нижние 5,5-8 лет 9-12,5 лет 9,5-12 лет 9-12,5 лет 9,5-15 лет 5-7,5 лет 10-14 лет постоянные верхние 6-10 лет 8,5-14 лет
9-14
лет 10-14 лет 9-14 лет
5-8
лет 10,5-14,5 лет
Приложение 2
Частота дыхательныхдвижений и частота пульса в зависимости от возрастаВозраст ЧДД в минуту Частота пульса
2 нед. — 3 мес.
4 — 6 мес.
7 — 12 мес.
2 — 3 года
4 — 6 лет
7 — 10 лет
11 — 15 лет
больше 15 лет
40-45
35-40
30-35
25-30
22-25
20-22
18-20
15-16
140
130-135
120-125
105-115
100-105
75-85
70-75
60-70