Реферат по предмету "Психология"


Доверие к себе и к миру

Содержание.
 
Введение
Глава 1. Теоретический анализфеномена доверия
1.1. Доверие каксоциально-психологическое явление
1.2. Доверие к себе как субъектноеобразование личности
Глава 2. Практическое изучениефеномена доверия
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Введение.
Считаем проблему изучениядоверия  актуальной как для  научных знаний, так и для оказания помощи напрактике.
Жизнь в современномобществе характеризуется рядом социальных, экономических, политическихпотрясений, что создает атмосферу пессимизма и нестабильности. В частности,наиболее чувствительным к неблагоприятным тенденциям является подростковыйвозраст, где явно проявляется поведение не соответствующее нормам общества.Поэтому есть необходимость выявления психологических механизмов и условийгармонизации отношений человека с миром и самим собой. Одним из такихмеханизмов является доверие, как основное условие субъектного переживанияпсихологического комфорта человека в социуме. Следовательно, существуетпроблема поиска возрастных и индивидуальных особенностей воспитания,направленная на формирование доверительного взаимодействия человека с миром.
Что касаетсяпсихологической науки, то на современном этапе ее развития происходит переходжестких «закованных» в рамки естественнонаучной методологии исследований всторону выявления и изучения различных феноменологических характеристикпсихического. Современная психологическая наука при всем разнообразии имеющихсяпоходов и школ еще долго не будет в состоянии полноценно решатьэкзистенциональные проблемы личности, если будет продолжать отказываться отисследования феномена моральных переживаний, веры, доверия, ведь совершая свойвыбор каждая личность исходит из оснований собственной веры и доверия.
Цель: показать, что доверие к себе и кмиру является феноменом, позволяющим гармонизировать  отношения человека смиром и с самим собой.
Задачи:
1.     Проанализироватьфеномен доверия к себе и к миру.
2.     Косвенно изучить доверие к себе наоснове  измерения самоотношения.
3.     Исследоватьдоверие к миру на основе качественного анализа взаимоотношений подростков со значимыми людьми.
Гипотеза:
1) оптимальная мерадоверия к себе и к миру у подростков способствует созданию гармоничныхотношений с собой и с миром.
2) уровень доверия к себеи к миру у подростков имеет индивидуальные различия, так как формируется  наоснове доверия к подростку значимых людей.
Объект исследования: личность старшего подростка.
Предмет исследования: доверие к себе и к миру у старшихподростков.
При  написании курсовойработы были использованы следующие методы:
·    Анализпсихологической литературы по данной теме.
·    Тестирование (методикаисследования самоотношения (МИС) Р.С.Пантелеева; методика «незаконченныепредложения» Сакса и Леви;  методика   внешнегрупповая  референтометрия)
Исходя из того, чтодоверие к себе и миру является феноменом психического, которое осуществляетфункцию связи человека с миром в единую систему (то есть позволяет человеку«вынести» часть себя в мир без опасения не соответствовать самому себе) предполагаем,что доверие выступает как одно из условий социализации личности. Оптимальныйуровень доверия выступает средством гармонизации отношений человека с миром и ссамим собой.

Глава 1 Теоретический анализфеномена  доверия.
 
1.1     Довериекак социально-психологическое явление.
В исследовании СкрипкинойТ.П.[3] доверие определяют как механизм, направленный на объединение человека,с одной стороны, со своими внутренними ценностями, потребностями, интересами и желаниями,то есть собственной субъектностью, а с другой – с той частью мира, с которойон собирается вступить во взаимодействие. Доверие классифицируют как социально– психологическое явление, психологическим механизмом которого являетсясоциальная установка, формирующаяся благодаря одновременной направленностипсихики человека в мир и в самого себя. Доверие существует вовнутриличностном   пространстве, но функционирует, проявляет себя воколоиндивидном  и в межиндивидном пространстве, именно там оно осуществляет функцию связи человека с миром.
Доверие являетсямногоуровневым  образованием. Оно складывается из:
·         Первичныхустановок (возникают на ранних стадиях онтогенеза из потребности вбезопасности)
·         Вторичныхустановок («вторичное доверие» направленное на мир и на себя самого).Интериоризируясь, данные установки становятся  личностными. В частности, Т.Ямагиши дифференцировал людей на высоко и низко доверяющих.
В каждой конкретнойситуации  эти установки  начинают взаимодействовать между собой, на основе чегоиндивид и вырабатывает новую актуальную установку, отвечающую ситуации, в которуювключен индивид.
Другими словами, уже науровне восприятия происходит наделение объектов мира значимостью, то есть ценностямии смыслами. Человек как бы «выносит» часть себя, своей сущности, своейсубъективности за пределы самого себя в мир, то есть  «продлевает» себя в мир.Но для осуществления акта взаимодействия с миром необходимым условием являетсяудовлетворение потребности в безопасности. Объекты окружающего мира должны бытьне только значимыми, но и относительно безопасными, потому что только такой мирможет вызвать у человека доверие.
Доверие – есть свойствочеловека наделять явления и объекты окружающего мира, других людей, их будущиедействия  и свои собственные предполагаемые действия  свойствами ситуативнойзначимости и безопасности. Доверие определяют как условие взаимодействиячеловека с миром, предшествующее самому взаимодействию, то есть активности.Первоначально возникая в субъективном, внутреннем мире личности, доверие можетпроявляться, корректироваться лишь посредством активности человека: в момент взаимодействияоно как бы «выносится» в сам акт взаимодействия и потому оно существует вчеловеке, а проявляется как бы между человеком и объектом в моментвзаимодействия.
Доверие – это видустановки (отношения), которая состоит из трех компонентов:
1.     Когнитивныйкомпонент включает прогноз предполагаемого поступка, основанный на знаниях ипредставлениях о мире, людях, типах отношений, о социальных нормах и нормахповедения, а также на знаниях о себе  и предположениях о своих возможностях, основанныхна пошлом опыте.
2.     Эмоционально-оценочный компонент включает, с одной стороны, предположение об уровнебезопасности объекта, с которым субъект собирается вступить во взаимодействие,и оценку значимости ситуации взаимодействия в целом, а с другой -  оценкусобственных возможностей в данной ситуации  и последствий намечаемого поведениядля личности.
3.     Поведенческийкомпонент, в  котором  проявляются формально-динамические стороны доверия: мера,избирательность, и парциальность в каждой конкретной ситуации. В результатекаждой ситуации взаимодействия человек получает новый опыт, который можетвлиять на изменение прошлых установок.
Доверие  — динамичноевнутриличностное образование. Это означает, что человека меняет каждыйсовершенный им поступок. Совершая поступок, человек совершает выбор, а  значит,может менять свою внутреннюю «разрешительную» систему[3]. Другими словами, человек должен разрешить себе совершениепоступка. Если предполагаемый поступок противоречит внутреннему «Я»человека,то  он вступает во внутреннее эмоциональное противоречие с самим собой(обозначаемое как переживание), личность получает об этом эмоциональный сигнал,но находиться долго в таком состоянии невозможно. У человека есть тривозможности внутренне выйти из этого противоречия: отказ от поступка;разрешение себе поступка и использование любого способа психологической защиты; честное признание себе своей неправоты, своей ошибки. Использованиелюбого способа психологических защит можно классифицировать как самообман. Таким образом,  доверие к себе связано с самораскрытием самому себе, что можетбыть крайне травматично для личности.
Понять смысл и сущностьдоверия как самостоятельной формы веры, можно лишь рассматривая систему «человеки мир» как единую систему. Доверие как самостоятельная форма веры представляетакт одновременного отношения человека к миру и к самому себе предшествующий взаимодействию с миром.
В отличие от подлиннойверы, которая возможна лишь в отношении сверхчувственных объектов, довериевозможно как в отношении сверхчувственных объектов, так  и в отношенииразличных объектов предметно представленных в реальности. Доверие не сводимо квере, но есть особая форма веры [2].
Функции, выполняемыедоверием, относятся не только к процессу взаимодействия людей друг с другом, нои человека  с миром в целом и его отдельными частями. Доверие позволяет полнееосмыслить то культурное пространство, внутри которого человек только  можетобрести свою человеческую сущность и в то же время оставаться истинным «субъектомжизни» (С.Л.Рубинштейн), а  не субъектом «отчужденной  активности» (Э. Фромм).
1.        выступаетусловием  целостного взаимодействия человека с миром;
2.        осуществляетфункцию связи человека с миром в единую систему;
3.        способствуетслиянию прошлого, настоящего и будущего в целостный акт жизнедеятельности;
4.        создает эффектцелостности бытия человека;
5.        способствуетвозникновению эффекта целостности личности;
6.        устанавливаетмеру соответствия поведения человека, принятого решения, целей, поставленных задачкак миру, так и самому себе;
7.        функция познанияи преобразования мира;
1.2      . Довериек себе  как субъектное образование личности.
Следует отметить, что насегодняшний день не существует единого определения феномена доверия к себе,поэтому на  основании  различных теоретических наработок охарактеризуем данноеявление, приблизимся к нему.
Скрипкина Т.П.предполагает, что доверие к себе есть экзистенциональный феномен субъектности, которыйреально существует в субъективном мире человеческой личности. Оно относится кчислу тех явлений, которые организуют ядро активности человека как  личности,ибо являются ее условием.  Если вера – это то, что невозможно доказатьабсолютно логическим путем, то человек в своей жизни принимает на веруадекватность собственного отношения к себе, правильность своих многочисленныхпоступков, сделанных выборов, а также вероятность  исходов своей предполагаемойдеятельности.
А.В. Петровский говорил опереживании « Я могу», « Я не могу», то есть каждый раз делая выбор, человекразрешает его себе, веря в его правильность, отсекая другие альтернативы, в томчисле и по той причине, что «он этого не может или не сможет». Один человекдоверяет себе в большей степени, а другой в меньшей, и это оказывает  влияниена жизненные достижения каждого из них. Согласно данной точке зренияоптимальный уровень доверия к себе служит одним из показателей психологическогоздоровья личности и ее зрелости.
В.И. Слободчиков и Е.И.Исаев предлагают изучать внутренний мир человека в качестве основного предметаантропологической психологии. Субъективная реальность – исходная категорияпсихологии человека, которая выражает сущность его внутреннего мира. Личностьне есть «корзина», набор ценностей, способностей, характера, а она есть субъектв той мере, в какой использует свои способности, интеллект, подчиняет низшиепотребности высшим. Именно в субъектности содержится источник активностичеловека (доверие к себе).
В.Е.Клочко предполагает,что человек всегда стремится  устранять возникающее между ним и миромнесоответствие, то есть стремится соответствовать, с одной стороны  миру, а сдругой – самому себе. При этом  он может либо увеличить уровень доверия к себе,либо к миру.
В отечественнойпсихологии единственным   конструктом, имеющим отношение к внутреннему миру человекаявилось изучение самосознания личности ( В.В.Столин, В.С. Мухина).Выделенныйфеномен доверия к себе имеет отношение к самосознанию личности, но не сводим кнему. Есть и другие родственные понятия: например «образ Я», которое определяюткак относительно устойчивое, более или менее осознанное представление о себе,сопряженное с оценкой. Данный конструкт включает три составляющие:
·    Когнитивная (самопознание)
·    Эмоционально-оценочная(эмоционально-ценностное отношение к себе)
·    Поведенческая (действенно-волевая,регулятивная)
В зарубежнойпсихологической науке используют термин «Я-концепция» (Р.Бернс), который  несколькошире и определяет не просто то, что человек о себе думает, но и то, каксмотрит  на свое деятельностное начало и возможности развития в будущем.Убеждения личности относительно себя являются «фильтрами», то есть преградами,которые ограничивают свободу человека, его представления о своих возможностяхи, в конечном счете, именно от них зависит мера доверия человека к себе. Наоснове самоатрибуций  человек приписывает себе определенный набор возможностей,реальность которых он принимает на веру.
Онтологически доверие ксебе выступает, как осознание человеком своих возможностей в данной конкретнойситуации и того, что их ограничивает.
Доверие базируется наобобщенном внутреннем опыте, который представлен внутриличностными ценностно-смысловымиобразованиями, которые  являются  барьерами, ограничивающими свободу, а значитдоверие человека к себе. Но с другой стороны, именно ценностно-смысловое пространство личности  направляет личностный рост, то есть созидательный потенциал личности.
Параметры доверия к себе[3]:
·    Осознаниечеловеком своих потребностей, желаний, интересов;
·    Осознаниесобственных возможностей;
·    Соотнесение потребностей с возможностями с содержанием собственных  ценностно-смысловыхобразований.
Следовательно,самоорганизация личности на субъективном уровне связана с умением человекадоверять себе, то есть полноценно овладеть собой, своей сущностью, способностьдействовать самостоятельно, сохраняя адекватную критическую позицию поотношению к самому себе.
Представителибихевиоризма (А.Эллис, Р.Райдер) пришли к выводу о существовании  веры в самоэффективность,то есть явления, связанного с уверенностью и социальной компетентностью.
Доверие к себе, как однаиз наиболее важных координат личности выделена представителями гуманистическогонаправления (А.Маслоу, К.Роджерс). В рамках этого направления доверие наиболееполно изучалось в связи с процессом самораскрытия. Основной вывод заключается втом, что психически здоровая личность обладает способностью самораскрытия,умением доверять хотя бы одному близкому человеку.
В теории личности, разработаннойК.Роджерсом, под доверием к себе понимают доверие к своему жизненному опыту,или «целостное организмическое чувствование ситуации». Феномен доверия личностик себе  базируется на чувстве аутентичности, связан с расширением возможностейличности, повышением ее творческой активности, и направлен на более успешноесаморазвитие.
Теория  развитияличности Эрика Эриксона.
В данной работе ключевойявляется теория Э. Эриксона (мы постарались охватить наиболее доступныеконцепции выше). В данной теории большое значение  уделено феномену  доверия ксебе и  к  миру как базовой установке личности. Кроме того, логика нашегоисследования требует изучения картины внутреннего мира подростка  (понять, чтоже происходит с феноменом доверия в подростковый период развития личности), а идеи Э.Эриксона  о становлении идентичности могут послужить нам теоретическим подспорьем(возможно, относительным).
Центральным для даннойтеории является положение о том, что личность на жизненном  пути  проходитнесколько универсальных кризисов: «…чтобы сохраниться психологически, человеквновь и вновь решает конфликты подобно тому, как его тело борется  с пагубнымифизическими воздействиями »[8].
Считаем,  нецелесообразным останавливаться  на анализе его целостной концепции.
Э. Эриксон выдвинул вкачестве психического здоровья личности твердо усвоенный и личностнопринимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности с окружающим миром и соответствующими формами поведения. Такой образ он назвал «идентичностью»,  становлениекоторой приходится на подростковый возраст.
Э.Эриксон называетбазисное доверие  краеугольным камнем витальной личности.
Первичное доверие, поЭ.Эриксону, формируется из органической связи ребенка с матерью, а первыйиндикатор возникновения личностного качества доверия – готовность ребенка безособой тревоги переносить исчезновение матери из поля зрения: «…количество доверия,проистекающего из раннего детского опыта, по-видимому, не зависит от количествапищи  или демонстрации любви, но, скорее от качества материальной связи сматерью…»[8].Младенец  приобретает свойство не только надеяться на тех, ктообеспечивает его жизнь (доверие к миру), но и доверять  самому себе (чувствоавтономности ребенка, когда мать уходит).
Итак, первое чувствоидентичности рождается встречей матери с ребенком, а позже оно послужитоснованием для   прочного  «образа Я», чувства, что «все в порядке», что   человекстановится собой, чувства, что он оправдывает  ожидания значимых людей.
 В подростковый период человек сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями.  Емунеобходимо интегрировать данные многочисленные образы себя в личнуюидентичность, которая представляет осознание, как прошлого, так и будущего,которое из него вытекает. Э.Эриксон говорит о том, что эго подростка переживаетвнутренний конфликт и чрезвычайно чувствительно к влиянию  общества: «…. еслиранняя стадия завещала «кризису идентичности» потребность в доверии к себе идругим, то подросток особенно страстно  ищет тех людей и идеи, которым он мог быверить. Эти люди и идеи должны доказать, что они заслуживают доверия, ибоподросток боится быть обманутым…»[8]. Подросток, таким образом, надеется напомощь значимых людей:  молодые люди должны постоянно воспринимать себя«внутренне тождественными самим себе», но значимые другие должны эту«тождественность» видеть (в данном исследовании доверять подростку). Это значит,что юным нужна уверенность в том, что выработанная ими внутренняя целостностьбудет принята значимыми  для них людьми. По мере возрастания уверенности иосознанности Я-концепции ее внешние и внутренние планы начинают согласовыватьсямежду собой (человек и мир связываются в единую систему). Восприятие себяподростками должно подтверждаться опытом межличностного общения.
Таким образом, довериезначимых других людей выступает условием успешной социализации личности: «…стоит подростку почувствовать, что окружение старается отгородить его от всехформ выражения, которые позволяют ему развивать и интегрировать свой следующийжизненный шаг, он начнет сопротивляться  этому…»[8].
Сопротивление  подросткаможет привести к  становлению негативной  идентичности (что проявляется вобособлении, нетерпимом отношении к другим) или в спутанности идентичности.

          Глава2 Практическое изучение феномена доверия.
 
Исследование доверия ксебе и к миру было проведено на старших подростках, учениках 10  классовобщеобразовательной школы №200. Выборка составила 40 человек.
Доверие чрезвычайносложно измерить эмпирически так как оно проявляется в  поступках человека, и каждыйраз его проявление имеет разную меру.
Мы не имели специального инструментария для изучения феномена доверия, поэтому  провели косвенноеисследование. Мы лишь   приблизительно  заглянули  во внутренний мир личности,а также в  ее взаимоотношения с окружающим людьми.
Теоретическиепредположения о связи феномена доверия к себе с самосознанием личности с, ее«Я-концепцией» позволили использовать методику исследования самоотношения. С.Р.Пантелеев пишет о том, что самоотношение  есть самостоятельный объект впроцессе самосознания, которое является стабильной характеристикой субъекта ивключает такие аспекты как самооценка, самоуважение, самопринятие и другие.Убеждения личности относительно себя самой, их эмоциональная оценка являютсятеми «фильтрами», которые ограничивают свободу человека, его  представления  освоих возможностях, и именно от них зависит мера доверия к себе (то естьчеловек определяет сколько себе разрешить). Мы можем предполагать связь данныхфеноменов (доверия и самосознания), но каждое из них обладает самостоятельнымстатусом.
Если принять во внимание,что основная функция доверия связывать человека и мир в единую систему (делатьотношения с собой и с миром гармоничными), мы решили выявить у подростка наличиедисгармонии во взаимоотношениях с собой и с миром, что можно было бы объяснитькак недостаточную меру доверия к себе и к миру. Для этой цели мы выбралипроективную методику «Незаконченные предложения» Сакса и Леви. Отметим, что дляисследования мы отобрали предложения, которые характеризуют взаимоотношения сотцом, матерью, друзьями (предполагаем, что это значимые другие для испытуемого)и с самим собой. Возможно, это отразилось на исследовании, но провести полнуюметодику в условиях школы было невозможно. Вместо шестидесяти предложений  нашеисследование состояло из четырнадцати.
Для того чтобы определить,кто является для подростка значимым другим, провели  методику внешнегрупповая  референтометрия.Согласно теории Э.Эриксона  на становление идентичности  значимое влияниеоказывает доверие значимых людей, ведь они как бы подтверждают, что подростокстановится тем, кем ему необходимо стать.
Мы также попросилииспытуемых  определить уровень своего доверия к выбранным людям по шкале изпяти баллов. Согласно взглядам представителей гуманистического направленияпсихически здоровая личность обладает умением доверять хотя бы одному близкомучеловеку.

Заключение.
 
В данном исследовании мыпостарались проанализировать феномен доверия к себе и к миру. По мнениюФ.В.Бассина единственным подлинным предметом  психологического знания должныстать так называемые значащие переживания, к которым можно отнести явлениедоверия. Особая сложность изучения значащих переживаний заключена в их ситуативности,динамичности, поэтому они характеризуются эффектом «ускользания» в любыхэкспериментальных процедурах.
Мы предприняли попыткукосвенно исследовать феномен доверия у старших подростков. Считаем, этот периодважнейшим для становления личности. Подростки особенно сенситивны к внешнемувлиянию и нуждаются в поддержке, доверии значимых людей.
Мы не можем сказать, чтополученные данные подтверждают нашу гипотезу эмпирически. Мы заглянули вовнутренний мир испытуемого и можем предположить, что в данном пространствесуществует, «живет» доверие и оказывает влияние на отношение личности к себе имиру.

Списокиспользованной литературы
1.        Кон. С.И. «В поисках себя. Личность и ее самосознание», М.:«Просвещение», 1984
2.        « Практическаяпсиходиагностика» / под редакцией Райгородского/, М.: «Просвещение», 2000
3.        Скрипкина Т.П.//Вопросы психологии//, №1. 2000. Стр. 95-103
4.        Скрипкина Т.П.//Известия ТРТУ//, 2005. Стр.189
5.        Скрипкина Т.П.«Психология доверия», М.: «Просвещение», 2000
6.        Столин В.В. «Самосознание личности», М.: «Просвещение»,2003
7.        Хьел Л., ЗиглерД. «Теории личности», М.: «Питер», 2002
8.        Эриксон Э. «Идентичность: юность и кризис», М.: «Просвещение»,1996


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.