Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Кольский филиал
Петрозаводского государственного университета
Кафедра общеуниверситетская
Дисциплина «Практическая психология»
Диагностика интеллекта
Контрольная работа
Студентки 3 курса
(группа М-2005/5)
Заочного отделения
Специальность 060109
Сестринское дело
Максимовой Елены Геннадьевны
Преподаватель
к. псих. н.
Макарова Н.В.
Апатиты 2007
Содержание
Ведение
1. Модели изучения интеллекта
2. Оценка интеллекта
3. Фрагмент теста
Заключение
Список использованных литературных источников
Ведение
«Интеллект — это глобальная
способность, действовать разумно
рационально мыслить и хорошо
справляться с жизненными
обстоятельствами»
Векслер
Я выбрала эту тему, так как, изучение уровня интеллектуального, умственного развития человека в значительной степени свидетельствует о приоритетном овладении понятиями и логическими операциями общественно-гуманитарного, физико-математического, естественнонаучного характера и преобладании вербального или образного мышления.
Интеллект это совокупность умственных способностей человека. Мышление и речь определяют уровень интеллектуального развития. В структуру интеллекта входят наглядно-действенное, или практическое, мышление и наглядно-образное мышление. Поэтому, проводя психодиагностику мышления человека, необходимо наряду со словесно-логическим оценивать эти два вида мышления.
Существует множество методов, предназначенных для психодиагностики мышления. Одни из них носят комплексный характер и направлены на оценку интеллекта человека в целом. Это, как правило, общие тесты интеллекта, включающие в себя решение различных задач, связанных с оцениванием разнообразных видов человеческого мышления: тест Векслера, тест Айзенка, тест Амтхауэра. Другие методики носят частный характер и направлены на изучение отдельных видов мышления, которые позволяют судить об уровне развития отдельных видов мышления.
Тесты интеллекта комплексного характера сложны и трудоёмки. Иногда такие тесты по своему объему равны целой книге (например, тест Айзенка). Поэтому в своей работе я ограничусь фрагментами некоторых тестов, которые, однако, позволяют практически достаточно хорошо оценивать уровень развития мышления.
1. Модели изучения интеллекта
Способности человека можно разделить на следующие группы:
• общие способности (способность к выявлению закономерностей, общий уровень интеллекта);
• модально-общие способности (вербальный интеллект, нумерический интеллект (позволяющий осуществлять вычисления), пространственный интеллект, технико-практический интеллект);
• специальные способности (обуславливают легкость и успешность овладения определенными специальными видами деятельности: музыкальные способности, технические способности, артистические, педагогические способности и пр.);
• частные способности (уровень развития психических познавательных функций: памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения).
Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект, т.е. интеллект рассматривается, как способность человека адаптироваться к окружающей среде.
Какова структура интеллекта? Существуют различные концепции, пытающиеся ответить на этот вопрос. Так, в начале века Спирмен (1904 г) сформулировал следующие постулаты: интеллект не зависит от прочих личностных черт человека; интеллект не включает в свою структуру неинтеллектуальные качества (интересы, мотивация достижений, тревожность и т.п.). Интеллект выступает как общий фактор умственной энергии. Спирмен показал, что успех любой интеллектуальной деятельности зависит от некого общего фактора, общей способности, таким образом, он выделил генеральный фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, служащий показателем специфических способностей. С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач. Впоследствии Айзенк интерпретировал генеральный фактор как скорость переработки информации центральной нервной системой (умственный темп). Для оценки и диагностики генерального фактора интеллекта применяют скоростные интеллектуальные тесты Айзенка, тест «Прогрессивные матрицы» Д. Равена, тесты интеллекта Кеттела.
Позже Терстоун (1938г) с помощью статистических факторных методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:
1) счетную способность, т.е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;
2) вербальную (словесную) гибкость, т.е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;
3) вербальное восприятие, т.е. способность понимать устную и письменную речь;
4) пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;
5) память;
6) способность к рассуждению;
7) быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.
Факторы интеллекта, или первичные умственные потенции, как показали дальнейшие исследования, коррелируют, связаны друг с другом, что говорит о существовании единого генерального фактора.
Позже Гилфорд (1959 г) выделил 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенческим). Под операцией Гилфорд понимает умение человека, вернее, психический процесс — понятие, память, дивергентная продуктивность, конвергентная продуктивность, оценивание. Результаты — форма, в которой информация обрабатывается испытуемым: элемент, классы, отношения, системы, типы преобразований и выводы. В настоящее время подобраны соответствующие тесты для диагностики более 100 указанных Гилфордом факторов.
Рис.1. Структура интеллекта по Гилфорду.
Кубическая модель Гилфорда выделяет 120 специфических способностей, исходя из трех размерностей мышления: о чем мы думаем (содержание), как мы думаем об этом (операция) и к чему приводит умственное действие (результат). Например, при заучивании сигналов азбуки Морзе (Е12), при запоминании семантических преобразований, необходимых для спряжения глагола в том или ином времени, или при оценке измерений в поведении, когда необходимо пойти на работу по новому пути, вовлекаются совсем различные типы интеллекта.
По мнению Кэттела (1967г), у каждого человека с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета. С другой стороны, формируется «кристаллический интеллект», состоящий из различных навыков и знаний, которые человек приобретает по мере накопления жизненного опыта. «Кристаллический» интеллект образуется именно при решении задач адаптации к окружающей среде и требует развития одних способностей за счет других, а также приобретения конкретных навыков. Таким образом, «кристаллический интеллект» определяется мерой овладения культурой того общества, к которому принадлежит человек. Фактор потенциального или свободного интеллекта коррелирует с фактором «кристаллического или связанного интеллекта», так как потенциальный интеллект определяет первичное накопление знаний. С точки зрения Кэттела, потенциальный или свободный интеллект независим от приобщенности к культуре. Его уровень определяется уровнем развития третичных зон коры больших полушарий головного мозга. Парциальные или частные факторы интеллекта (например, визуализация — манипулирование зрительными образами) определяются уровнем развития отдельных сенсорных и моторных зон мозга. Кэттел попытался сконструировать тест, свободный от влияния культуры, на специфическом пространственно-геометрическом материале («тест интеллекта, свободный от культуры»)
Хебб (1974г) с несколько иных позиций рассматривает интеллект. Он выделяет интеллект А — это тот потенциал, который создается в момент зачатия и служит основой для развития интеллектуальных способностей личности. Что касается интеллекта В, то он формируется в результате взаимодействия этого потенциального интеллекта с окружающей средой. Оценить можно только этот «результирующий» интеллект, наблюдая, как совершает умственные операции человек. Поэтому мы никогда не сможем узнать, что представлял собой интеллект А.
В иерархических моделях интеллекта (наиболее популярна модель Ф. Вернона) на вершине иерархии помещается генеральный фактор по Спирмену, на следующем уровне находятся два основных групповых фактора: вербально-образовательные способности (вербально-логическое мышление) и практико-технические способности (наглядно-действенное мышление). На третьем уровне находятся специальные способности: техническое мышление, арифметическая способность и т.д., и наконец, в самом низу иерархического дерева помещаются более частные субфакторы. Интеллектуальные тесты Векслера, широко применяемые для диагностики интеллекта, созданы на основе указанной иерархической модели интеллекта. Векслер считал, что вербальный интеллект отражает приобретенные человеком способности, а невербальный интеллект – его природные психофизиологические возможности. Результаты исследований, проведенных на близнецах, показывают, что, напротив, преимущественно наследственно обусловлены оценки по вербальным заданиям теста Векслера, а успешность выполнения невербальных тестов зависит от социальных факторов, опыта человека (при повторном тестировании успешность решения невербальных тестов повышается более значимо, чем успешность решения вербальных – эффект обучения сильнее).
Первая версия теста Векслера создана в 1939 году, усовершенствован в 1955г., детский вариант теста разработан в 1974 г. для детей от 6,5 лет до 16 лет. Тест включает 12 субтестов, в которых сгруппированы задания определенного специфического типа, расположенные в порядке возрастания трудности. Вербальный интеллект оценивается с помощью 6 субтестов: 1 — осведомленность; 2 — понятливость; 3 — арифметический субтест; 4 — «сходство понятий»; 5 — «словарный запас»; 6 — повторение цифр.
Невербальный интеллект оценивается с помощью следующих 6 субтестов: 7 — «недостающие детали»; 8 — «последовательные картинки»; 9 — «кубики Косса» (требуется из кубиков с окрашенными по-разному гранями сложить определенный орнамент по образцу, изображенному на карточке — проводится диагностика наглядно-действенного мышления); 10 — «складывание фигур»; 11 — «кодирование» (даны цифры от 0 до 9, каждой из которых соответствует какой-то знак; требуется, глядя на образец, проставить соответствующие значки под цифрами в ряду); 12 — «лабиринты» (требуется найти выход из изображенных лабиринтов).
Тест Векслера опирается на иерархическую теорию интеллекта, оценивает общий генеральный фактор интеллекта, а также вербальный и невербальный интеллект. Тест для индивидуального обследования позволяет диагностировать не только уровень интеллекта, но степень и характер умственной неполноценности. --PAGE_BREAK--
2. Оценка интеллекта
В 1905 году Альфред Бине по поручению министерства образования Франции разработал методики, с помощью которых можно измерять уровень умственного развития ребенка. Для каждого возраста подбирались свои задания, которые могли решить 80 — 90% детей из выборки в 300 детей данного возраста. Детям до 6 лет предлагалось по 4 задания, а старше 6 лет — 6 заданий. Показателем интеллекта в шкалах Бине был умственный возраст, который определялся по успешности выполнения тестовых заданий. Испытание начиналось с выполнения заданий, соответствующих хронологическому возрасту ребенка, если он справлялся со всеми заданиями, то ему предлагались задания более старшего возраста (если он решал не все, а некоторые из них, то испытание прекращалось). Максимальный возраст, все задания которого решались испытуемым, является его базовым умственным возрастом. Например, ребенок решил все задания для 7 лет и 2 задания для 8 лет, то его базовый возраст равен 7, а каждое дополнительно выполненное задание оценивается числом «умственных месяцев» (каждое задание соответствует 2 месяцам, т. к.6 заданий = 12 месяцам), следовательно, умственный возраст (УВ) ребенка = 7лет 4 месяцам. Несовпадение умственного и хронологического возрастов считалось либо показателем умственной отсталости (если УВ меньше хронологического), либо одаренности (если УВ больше хронологического).
Американский ученый Термен (работал в Стенфордском университете) усовершенствовал тест Бине, возникла шкала Стэнфорд-Бине, в которой стал использоваться показатель — коэффициент интеллектуальности, представляющий собой частное, получаемое при делении умственного возраста на хронологический и умноженный на 100. «Коэффициент интеллектуальности», сокращенно обозначаемый IQ, позволяет соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями своей возрастной и профессиональной группы. Можно сравнивать умственное развитие ребенка с возможностями его ровесников. Например, календарный возраст 8 лет, а умственные способности ближе к шестилетней группе, таков, следовательно, и его «умственный» возраст, следовательно, коэффициент интеллекта около 75%. Среднее значение IQ (умственный возраст соответствует хронологическому) соответствует 100 баллам, а самые низкие могут приближаться к 0, самые высокие — к 200. Стандартное (то есть среднее для всех групп) отклонение — 16 баллов в каждую сторону. У каждого третьего человека IQ находится между 84 — 100 баллами, и такова же доля лиц (34%) с показателем от 100 до 116 баллов. Таким образом, эта основная масса (68%) и считается людьми со средним интеллектом. Две другие группы (по 16% в каждой), результаты которых соответствуют крайним показателям шкалы, рассматриваются или как умственно отсталые (люди со сниженным интеллектом 10 от 10 до 84), или как обладающие высокими (выше среднего) интеллектуальными способностями (10 от 116 до 180). Если результат ребенка выше тестовой нормы, более 116, то ребенок считается интеллектуально одаренным. Шкала Стэнфорд-Бине применяется во всем мире.
При обработке результатов тестирования можно получить не только общий балл, но и индивидуальный тестовый профиль испытуемого, свидетельствующий о приоритетном овладении понятиями и логическими операциями.
3. Фрагмент теста
Фрагменты тестов Айзенка «Определение общих способностей».
Тест Айзенка в целом состоит из восьми субтестов, пять из которых
предназначены для оценки уровня общего интеллектуального уровня человека и три – для оценки специальных способностей. Для ознакомления с тестом я приведу примеры нескольких анаграмм и числовых заданий.
Примечание:
1) точки обозначают количество букв в пропущенном слове;
2) для решения некоторых заданий потребуется использовать последовательность букв русского алфавита без буквы «ё».
1. Выберите нужную фигуру из четырех пронумерованных.
2. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
ОБЫ (. .) КА
3. Решите анаграммы и исключите лишнее слово. ААЛТЕРК КОЖАЛ ДМОНЧЕА ШКААЧ
4. Вставьте недостающее число.
5. Вставьте пропущенное слово: БАГОР (РОСА) ТЕСАК ГАРАЖ (...) ТАБАК
6. Вставьте пропущенное число: 196 (25) 324 325 () 137
7. Продолжите ряд чисел: 18 10 6 4?
8. Решите анаграммы и исключите лишнее слово НИАВД СЕОТТ СЛОТ ЛЕКСОР
9. Выберите нужную фигуру из пронумерованных
10. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных.
11. Вставьте недостающую букву.
Щ Ц Т П Л
12. Вставьте пропущенное число
Правильные ответы:
1 — 4; 2 — чай; 3 — чемодан; 4 — 11 (вычесть число на полу из суммы чисел на окнах); 5 — жаба; 6 — 25 (сложить все цифры, стоящие вне скобок); 7 — 3 (каждое число получается, если к нему прибавить 2 и результат разделить на 2: 4+2=6, 6: 2=3); 8 — тесто; 9 — 6; 10 — 5; 11 — И (буквы расположены в обратном алфавитном порядке поочередно через 2 на третью и через 3 на четвертую); 12 — 54 (число в левой половине круга втрое больше противостоящих им чисел в правой половине круга).
Фрагмент теста возрастающей трудности (методика Равенна)
Тест Равена — тест интеллекта. Разработан в 1936 г.
Методика предназначена для изучения логичности мышления.
Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой
определенной зависимостью. Одной фигуры недостает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого – установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке. Выполнять задание нужно в максимальном темпе. Время решения ограничивается 30 минутами.
Методика Равена — одна из наиболее прогностических методик для исследования невербального интеллекта. Может использоваться как в комплексе с другими психодиагностическими методиками, так и отдельно. СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ РАВЕНА
Заключение
Итак, основными критериями психодиагностики интеллекта является оценка особенностей умственного и личностного развития, формирование знаний и профессионально важных качеств.
Тесты интеллекта предназначены для изучения уровня интеллектуального, умственного развития человека. Под интеллектом в данном случае подразумевается не любое проявление индивидуальности, а прежде всего познавательные процессы или функции. Тесты интеллекта являются исторически наиболее ранними методиками психодиагностики.
Из всех существующих методик на сегодняшний день наиболее распространенными являются тесты – достаточно краткие стандартизированные пробы, испытания, позволяющие в ограниченный период времени получить характеристики индивидуально-психологических особенностей человека по определенным параметрам.
При обработке результатов тестирования можно получить не только общий балл, но и индивидуальный тестовый профиль испытуемого, свидетельствующий о приоритетном овладении понятиями и логическими операциями и преобладанием вербального или образного мышления. Таким образом, на основе тестирования можно прогнозировать успешность последующего обучения, скорость протекания мыслительных процессов, что является свидетельством наличия у испытуемого определенной выраженности свойств нервной системы.
Тесты интеллекта могут использоваться для проведения тестирования абитуриентов на стадии их поступления в вуз, для контроля за особенностями умственного развития в ходе обучения, выявления сложностей, затруднений и принятии решения о необходимой работе по коррекции или самокоррекции, оценки качества образования.
Список использованных литературных источников
Абрамова, Г.С. Практическая психология / Г.С. Абрамова. — Екатеринбург: Деловая книга, 1999. -512с.
Немов, Р.С. Практическая психология / Р.С. Немов. — М.: ВЛАДОС, 1998. — 320с.
Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. — Ростов н/Д: «Феникс», 2000. -576с.
Апресян, Г.З. Ораторское искусство / Г.З. Апресян. — М., 1978. -280с.
Александров, Д.Н. Самоучитель красноречия / Д.Н. Александров. — М., 2002. — 304с.
Зарецкая, Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации / Е.Н. Зарецкая. — М., 1998. — 480с.
Стешов, А.В. О культуре полемики / А.В. Стешов. — С-Пб, 1991. — 191с.