Реферат по предмету "Психология"


Диагностика основных параметров психического состояния

Введение
Данная контрольная работапосвящена проблеме психического состояния в ее наиболее общей форме. Вряд лиможно переоценить значение этой проблемы, как для психологической теории — таки для психологической практики.
Каждый взрослый человекявляется субъектом деятельности с одной стороны, а с другой — психическиесостояния тесно связаны с категорией деятельности, теснее, пожалуй, чем совсеми остальными психологическими категориями. Этот факт находит отражение вмоей работе и определяет объект исследования: субъект деятельности.
Основная цель:диагностика основных параметров психического состояния.
Задачи:
¾   ознакомление с основными направлениями развитияпсихологической и педагогической науки;
¾ овладение понятийным аппаратом,описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторнуюсферы психического, проблемы личности, мышления, общения и деятельности,образования и саморазвития.

1. Психические состояния
Поведение и деятельностьчеловека в какой-либо промежуток времени зависят от того, какие именноособенности психических процессов и психических свойств личности проявляются втечение этого периода, то есть от его психического состояния — характеристикипсихической деятельности за определенный промежуток времени.
При этом психическиепроцессы, психические состояния, психические свойства личности взаимосвязаны ивлияют друг на друга.
Психические состояниявлияют на протекание психических процессов, а, повторяясь часто, приобретяустойчивость, могут стать свойством личности. Виды психических состоянийвыделяют в зависимости от таких параметров:
- влияния наличность (положительные и отрицательные, стенические и астенические);
- преобладающихформ психики (эмоциональный, волевые, интеллектуальные);
- глубины (глубокие,поверхностные);
- временипротекания (кратковременные, длительные и пр.);
- степениосознанности.
Возможности саморегуляциипсихических состояний определяются индивидуально-психологическими особенностямиличности человека, его привычками в организации своих действий, складывающимисяв процессе воспитания и самовоспитания. Необходимым условием сознательнойсаморегуляции психических состояний является принятие человеком цели ипрограммы овладения приемами соответствующих действий.
Например, выделяют следующиеприемы управления эмоциональными состояниями и выхода из стресса:
- понижениесубъективной значимости события, переоценка значимости ситуации в сравнении сжизненно важными, общечеловеческими ценностями;
- разрядкаэмоциональной напряженности в движении, в физической нагрузке;
- переключениевнимания, концентрирование его не на значимости результата, а на анализепричин, технических деталях проблемы и такое прочие;
- предварительнаяразработка запасных стратегий, путей отступления, учитывая тот факт, чтоповышение эмоциональной напряженности снижает интеллектуальный контроль заповедением;
- по возможности,активизация чувства юмора;
- овладениеприемами аутогенной (от греч. autos— сам, genos — происхождение) тренировки,основанной на нервно-мышечной релаксации (от лат. relaxatio — уменьшение напряжения) исамовнушении;
- использованиесистем специальной тренировки, в которой сами факторы неожиданности ивнезапности становятся предметом обучения, например в компьютерных играх.
1.1 Исторический аспект изученияпроблемы психических состояний
Первое более-менеесистематическое изучение психических состояний (ПС) начинается в Индии 2-3тысячелетия до н. э., предметом которого было состояние нирваны. ФилософыДревней Греции тоже затрагивали проблему ПС. Развитие философской категории«состояние» произошло в работах Канта и Гегеля.
Систематическое изучениеПС в психологии, пожалуй, началось с У. Джемса, который трактовал психологиюкак науку, занимающуюся описанием и истолкованием состояний сознания. Под состояниямисознания здесь разумеются такие явления, как ощущение, желания, эмоции,познавательные процессы, суждения, решения, хотения и т.д.
Дальнейшее развитиекатегории ПС связано в основном с развитием отечественной психологии. Первойотечественной работой, посвященной ПС, является статья О.А. Черниковой 1937 г., выполненная в рамках психологии спорта и посвященная предстартовому состоянию спортсмена.Кроме нее в рамках психологии спорта в дальнейшем ПС исследовали Пуни А.Ц., ЕгоровА.С., Васильев В.В., Лехтман Я.Б., Смирнов К.М., Спиридонов В.Ф., КрестовниковА.Н. другие.
Общепсихологическуюразработку ПС получило, начиная со статьи Н.Д. Левитова 1955 году. Ему жепринадлежит и первая монография по ПС. После его работ психология сталаопределяться как наука о психических процессах, свойствах и состоянияхчеловека.
Дальнейшая разработка ПСв рамках физиологии связана с именем Купалова П.С., показавшего, что временныесостояния формируются внешними воздействиями по механизму условного рефлекса.Кроме этого, как он и показал, можно образовывать условные рефлексы и наопределенные состояния коры.
Установка в теорииустановки тоже рассматривается как ПС. Согласно концепции Д.Н.Узнадзе установкакак готовность к действию является состоянием именно личности в целом — целостно-личностным состоянием, а не каким-либо частным психическим процессом.
В. Н. Мясищеврассматривал ПС как один из элементов структуры личности, в одном ряду спроцессами, свойствами и отношениями.
В соответствии с принципомединства психического и биологического, а также требованиями объективной оценкиПС, дальнейшее исследование ПС проводилось в двух направлениях: исследованиефункционального состояния и эмоционального состояния, то есть исследования техсостояний, в которых ярко выражен и поддается объективной диагностике (в первуюочередь диагностике физиологических параметров) интенсивностный показатель.Категория функционального состояния обязано привнесением в психологию понятия«функциональная система». Состояние — это реакция функциональныхсистем на внешние и внутренние воздействия, направленная на получение полезногорезультата. Довольно расплывчатое понятие «эмоциональное состояние»обозначает обычно довольно долго длящуюся эмоцию.
Довольно часто можно видетькак эмоции и эмоциональное состояние определяются одно из другого. Длительностьпроявления, инертность эмоционального состояния — одно из характерных свойствэмоций.
1.2 Структурапсихического состояния
Психофизиологическиесостояния и соответствующие им структуры, для сравнения которых возможна единаяшкала, будем называть интенсивными, а те состояния и структуры, для которыхтакое сопоставление невозможно, — экстенсивными. Не допуская возможности делитьсостояния на интенсивные и экстенсивные, используем понятия интенсивности иэкстенсивности для разделения характеристик ПС.
Для интенсивныххарактеристик ПС типичной является классификация состояний коры И.П. Павлова.На одном конце стоит возбужденное состояние, чрезвычайное повышение тонусараздражения, когда делается невозможным или очень затрудненным тормознойпроцесс. За ним идет нормальное, бодрое состояние, состояние равновесия междураздражительным и тормозным процессами. Затем следует длинный, но тожепоследовательный ряд переходных состояний к тормозному состоянию. Из нихособенно характерны: уравнительное состояние, когда все раздражители,независимо от их интенсивности, в противоположность бодрому состоянию,действуют совершенно одинаково; парадоксальное, когда действуют только однислабые раздражители или сильные, но только едва, и, наконец,ультрапарадоксальное, когда действуют положительно только ранее выработанныетормозные агенты — состояние, за которым следует полное тормозное состояние.Эта шкала несет тонический «энергетический» характер. В психологии«энергетические» шкалы связаны в основном с проблемой функциональныхсостояний, имеется огромное количество методов, позволяющих оценить тонусчеловека.
Второй вид интенсивныххарактеристик касается эмоциональных состояний. Один вариант — по степениактивности аппарата эмоций. Второй вариант — по уровню удовлетворенности.
Примером экстенсивнойхарактеристики ПС может служить разделение состояний двух систем: низшей(ведающей анализом и синтезом конкретной информации) и высшей (ведающей анализоми синтезом абстрактной информации). При общем ослаблении нервной системы у лицс доминированием низшей системы будет наблюдаться картина истерии; сдоминированием высшей — психастении. Согласно концепции Е.П. Ильинакачественный характер состоянию придают особенности личности (в первую очередьволевые качества). В особое значение придается вниманию, как наиболееглобальной характеристикой деятельного состояния человека. Производится такжеразделение состояний на внешние (присущие объекту как целому) и внутренние(присущие элементам объекта). Если первые вполне допустимо описать толькоколичественно, то вторые — как количественно, так и качественно.
1. Среди интенсивныххарактеристик большинство авторов выделяют следующие параметры ПС:
- уровень бодрствования;
- уровеньудовлетворенности;
- уровеньэмоциональности;
- уровеньмотивированности;
- уровеньразрешения-напряжения.
2. Экстенсивныеособенности ПС характеризуются следующим:
- в структуре ПСвыделяются внешнее состояние и внутреннее состояние,
- важнойэкстенсивной особенностью ПС является соотношение активности коры и подкорки,
- внимание являетсяважнейшей экстенсивной особенностью,
- психическиесвойства вносят корректирующий вклад в экстенсивные характеристики.
Существует также другаяклассификация психических состояний. Ее предложил В. А. Ганзен. По выдвинутойим гипотезе, параметры физического пространства вызывают положительные илиотрицательные мотивационные состояния, энергетические параметры пространства — праксические состояния, временные параметры пространства — эмоциональныесостояния, информационные параметры пространства — гуманитарные состояния.
1. Эмоциональныесостояния — реакция на меру удовлетворения потребностей организма в жизненныхресурсах (вызываемые влиянием материальных факторов внешней среды иорганизменных факторах внутренней среды — жажды, голода, гипоксии, сексуальногонапряжения, страха, ужаса, паники и др.). Эмоциональные состояния провоцируютзавоевательские войны, географические открытия, освоение новых земель и пр.включают в себя:
Любопытство — скуку(состояние, вызываемое привлекательностью материальных, человеческих или иныхресурсов);
- готовность — растерянность (состояние, вызываемое ощущением меры собственных сил и средств,необходимых для получения ресурсов);
- дружелюбие — враждебность (состояние, вызываемое формой своего включения в распределениематериальных, информационных, управленческих, эстетических ресурсов);
- сытость — голод(состояние, вызываемое мерой удовлетворения ресурсами различных органическихпотребностей человека).
2. Праксические — какреакция на объем расходования рабочей силы для достижения своих целей(возникающие в процессе трудовой деятельности — утомление, напряжение,монотония, тревожность, стресс, функциональный комфорт, отсутствие мотивации,индифферентное состояние). Праксические состояния вызываются наличием целевогои материально-информационного обеспечения расходования рабочей силы в процессетрудовой деятельности:
- энергичность — утомленность (состояние, появляющееся при исполнении работы с ясноопределенными целью и наличием средств деятельности, но результат которойтребует продолжительных усилий);
- расслабленность — напряженность (состояние, появляющееся при исполнении работы с известной цельюи очевидным результатом, но с неопределенными средствами ее достижения);
- спокойствие — тревожность (состояние, появляющееся при исполнении работы с известнымрезультатом, но с неясно определенной целью и средствами ее достижения);
- хладнокровие — стресс (состояние, возникающее в деятельности, где точно определена ее цель, ноничего не известно о средствах ее выполнения и результате, который может бытьопасным для работника).
3. Мотивационные — какреакция на характер межличностных отношений в обществе между участниками политическогопроцесса ( связанные с осознанием своей причастности, необходимости, полезностивсему обществу и конкретному человеку: атараксия и волнение, радость и горе,наслаждение и страдание, эйфория и гнев, экстаз и ярость и др.); Психическиесостояния этого вида появляются в процессе межличностного взаимодействия ивызываются мерой гармонии, обнаруживаемой в его процессе. В группумотивационных состояний входят:
- симпатия — антипатия (состояние, вызываемое восприятием гармоничности партнера с точкизрения принципа уравновешенности: соотнесения статики и динамики проявления егоприродных и культурных характеристик с проявлением своих собственныххарактеристик );
- синтонии — асинтонии (состояние, вызываемое восприятием гармоничности партнера с точкизрения принципа соразмерности его чувств, представлений, мыслей, восприятиядействительности со своими собственными чувствами, представлениями, мыслями,восприятием);
- восхищения ивозмущения (состояние, вызываемое восприятием гармоничности партнера с точки зренияповторяемости в пластике его движений, мимики, речи, в манере держаться, сосвоей собственной пластикой и тональностью);
- любовь иненависть (состояние, вызываемое восприятием гармоничности партнера с точкизрения взаимной соподчиненности, которая проявляется в соизмеримости кратностиусилий в совместных действиях и их согласованности во временном масштабе).
4. Гуманитарные, какреакция на качества политической информации, сопровождающие процесс познанияполитической картины мира. По нашей классификации, к психическим состояниям,обусловленным интенсивными поисками информации, установлением ее истинности,доказательством ее валидности и т.п., относятся антонимичные пары состояний:
- терпимость — принципиальность (состояние, вызываемое реакцией на прагматичность информации,необходимой и достаточной для получения реального результата);
- расположенность — критичность (состояние, вызываемое реакцией на доказательность информации, еедостоверность и ясность для получателя);
- общительность — замкнутость (состояние, вызываемое реакцией на конструктивность информации,организованной по согласованным правилам и предназначенной для практическойреализации);
- комформность — фанатичность (состояние, вызываемое реакцией на рациональность информации,представляющую из себя полную систему для достижения конкретной общественнойцели.

2. Психические состоянияи психические свойства
По своему динамическомухарактеру ПС занимает промежуточное положение между процессами и свойствами.Между процессами и состояниями, с одной стороны, и между состояниями исвойствами личности, с другой, существуют сложные диалектические взаимосвязи.Известно, что психические процессы (например, внимание, эмоции и др.) вопределенных условиях могут рассматриваться как состояния, а частоповторяющиеся состояния способствуют развитию соответствующих свойств личности.В первую очередь интересует взаимосвязь между ПС и свойствами, не в последнююочередь из-за того, что свойства в гораздо большей степени поддаютсянепосредственному распознаванию, нежели процессы, а главным образом из-за того,что неврожденные свойства человека являются статистической мерой проявления техили иных параметров ПС, либо их совокупностей (конструктов).
Согласно В. Далюсостояние понимается как положение, в каком кто или что состоит, находится,есть; отношения предмета. Исходя из этого, а также из положения В.А. Ганзена отом, что человек, в каждый момент времени находится в одном-единственномактуальном психическом состоянии, определяем ПС как временной срез психикичеловека, отражающий общие особенности статики и динамики психической жизни вданный момент. Это определение несколько расходится с привычкой некоторыхученых говорить о том или ином состоянии, когда некоторая совокупностьособенностей психической жизни характеризуется устойчивостью, инвариантностью,реактивностью.
Примером такого подходаможет служить следующее: психическое состояние личности характеризуетсяединством его динамичных и инвариантных характеристик. Сохраняя некоторуюоднородность своих характеристик на протяжении какого-либо временного периода,т.е. временную свою стабильность, психическое состояние вместе с тем в пределахэтих характеристик изменчиво по силе, глубине, напряженности, переходит изодной фазы в другую.
На необходимость привлечениякатегории ПС для понимания свойств указывает А.О. Прохоров, Н. Д. Левитов.Чтобы понять черту характера, надо сначала ее точно описать, проанализировать иобъяснить как временное состояние. Только после такого исследования можноставить вопрос об условиях закрепления данного состояния, его устойчивости вструктуре характера, а также Пуни А.Ц. — состояние можно представить какуравновешенную, относительно устойчивую систему личностных характеристикспортсменов, на фоне которых развертывается динамика психических процессов.Указание на то, что психические свойства есть лишь статистическая мерапроявления ПС, есть и у А.Г. Ковалева: “Психические состояния нередкостановятся типичными для данной личности, характерными для данного человека. Втипичных для данного человека состояниях находят свое выражение психическиесвойства личности”.
Перов А.К. считает, чтоесли психический процесс и состояние имеют существенное значение для человека,то они в конечном итоге превращаются в устойчивые его признаки. О том, чтофазовые состояния могут маскировать и демаскировать тип нервной системы, писалРаспопов П.П.
О влиянии отрицательныхэмоциональных состояний на формирование отрицательных черт характера на примереневрозов сообщил В.Н. Мясищев.
Имеются также экспериментальныеданные о связи ПС и свойств.
Известно также оформировании под влиянием хронического утомления тревожности (личностной),нейротизма и интроверсии; о проявлении симптомокомплексов черт личности и ПС вэкстремальных условиях. Доказана зависимость от свойств нервной системыпоявления при монотонной работе либо состояния монотонии, либо психическогопресыщения. О влиянии на формирование ПС со стороны свойств показал Б.Д. Лысковна примере состояния аффекта, который характеризуется наибольшей интенсивностьюу флегматиков, интровертов и лиц с низким нейтротизмом.
Не будучи приобретенными,врожденные свойства также находят свое проявление в ПС, могут имикомпенсироваться, либо развиваться. Есть данные о связи агрессивности сналичием лишней Y-хромосомы игипогликемией, а также уровнем тестостерона и гиповитаминозом А и С.
Современное развитиенауки все более приводит к тому, что неизменного в фенотипе становится меньше именьше. Тем более поводов сомневаться в корректности оперирования понятиямисвойств там, где их можно заменить понятиями ПС.

Заключение
Психические состояниявозникают как реакция на различные сложные жизненные ситуации.
Они обусловливаютповедение и действия, имеют различную длительность, зависящую от ситуации ивозраста, а также характеризуются интенсивностью выше или ниже оптимальногоуровня. Состояния имеют сложный состав, структуру, ведущей составляющейпсихических состояний является эмоциональный компонент
Динамические измененияпсихических состояний в сложных ситуациях деятельности характеризуются фазовымипроцессами синусоидального типа, возрастанием однородности и качественнойблизости в ситуации высокой информационной насыщенности и значимости,повышением когерентности психологических и физиологических характеристик, атакже разделением однонаправленной динамики психических процессов: в сторонустабилизации и высокой продуктивности деятельности или снижения характеристик иуменьшения их продуктивности. Установлено, что состояния обусловливают диапазонпроявлений психических процессов: положительно окрашенные состояния вызываютболее высокий уровень проявлений психических процессов по сравнению сотрицательными состояниями. Физиологические проявления полярных состоянийпрактически одинаковы выражены.
Выявлены возрастные идеятельностные особенности состояний: в ходе возрастного развития происходитповышение сложности состава, структуры и длительности психических состояний, атакже поведения, связанного с ними. В ходе индивидуального развития усиливаетсяроль деятельностного фактора в актуализации состояний.

Литература
1. Ганзен В.А., Юрченко В.Н. Систематика психическихсостояний человека // Сер. 6. Вып. 1 (6). 2005. С. 47-55;
2. Дикая Л.Г., Семикин В.В., Щедров В.И. Исследованиеиндивидуального стиля саморегуляции психофизиологического состояния // Психол.журн. 2005. Т. 15. № 6. С. 28-38;
3. Киселев Ю.Я. Теоретические и прикладные проблемыпсихических состояний в спорте // Диагностика и коррекция психических состоянийу спортсменов. 2006. С. 3-25;
4. Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. –М.: ТЕИС, 2007.С.266;
5. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. –М.: Инфра, 2006. С. 239;
6. Пригожин И. От существующего к возникающему. – М.: Инфра, 2005.С. 157;
7. Пригожин И.Р. Порядок из хаоса. Инфра, 2006 С. 248;
8. Прохоров А.О. Интегрирующая функция психических состояний// Психол. журн. 2004. Т. 15. № 3. С. 136-145;
9. Прохоров А.О. Психические состояния и их функции. –М.:Инфра, 2005. С. 187;
10. Рузавин Г.И. Синергетика и категории самодвижения иразвитие материи // Проблемы философской методологии. –М.: ТЕИС ,2007. С. 3-19;
11. Хакен Г. Информация и самоорганизация. М., Дель, 2006. С.269.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.