Реферат по предмету "Психология"


Диагностика и коррекция гиперактивности у детей

Психиатрия
Диагностика икоррекция гиперактивности у детей

Содержание
Введение
1. История изучения и статистикадетской гиперактивности
2. Клиническая картина и диагностикагиперактивности
3. Причины гиперактивности
4. Коррекция гиперактивного поведения
4.1 Работа с родителямигиперактивного ребенка
4.2 Работа с гиперактивными детьми
4.3 Роль педагога в коррекциигиперактивности
Заключение
Список литературы
Введение
Проблема гиперактивностив настоящее время приобретает особую актуальность, т.к. число гиперактивныхдетей с каждым годом увеличивается. По данным разных авторов от 2 до 20%учащихся проявляют гиперактивные расстройства, характеризующиеся чрезмернойподвижностью, расторможенностью. Педагоги говорят: «Один расторможенный ребенок– это проблема, два – это беда», т.к. на остальных детей времени уже нехватает.
Актуальность проблемы ив том, что гиперактивность представляет собой расстройство, имеющее множестворазнообразных аспектов: неврологические, психиатрические, двигательные,языковые, воспитательные, социальные, психологические и т.д.
Зачастую путь ребёнка с симптомами гиперактивности в школе начинается снеудач. Отсутствие ощущения успеха вызывает вторичные эмоциональныерасстройства и снижение самооценки. Даже самые способные дети, с высокимуровнем интеллекта, показывают низкую успеваемость. Хотя некоторые из них всёже достигают неплохих результатов, но и они не реализуют полностью свои высокиеинтеллектуальные возможности.
В зрелом возрасте лишь около 30% гиперактивных людей избавляются от этогорасстройства и большинство из них испытывает значительные затруднения и взрелой жизни. По данным статистики около 20% из гиперактивных ведут антисоциальныйобраз жизни, включая нарушения закона и пристрастие к алкоголю и наркотикам.
Потому важнасвоевременная диагностика проявлений и причин гиперактивности у детей, т.к., помнению многих психологов и психотерапевтов, коррекция гиперактивности в детскомвозрасте более эффективна. При подготовке коррекционных программ необходимоучитывать особенности личности ребенка, стиль семейных взаимоотношений, причиныразвития гиперактивного поведения и т.п.
1. История изучения и статистика детскойгиперактивности
 
Понятие ГИПЕРАКТИВНОСТЬ совокупность симптомов, связанных счрезмерной психической и моторной активностью.
Слово гиперактивныйпроисходит от слияния двух частей: «гипер» — (от греч. Hyper — над, сверху) и «активный», означающее «действенный,деятельный».
S.D. Clemens далследующее определение гиперактивности: «…заболевание со средним или близким ксреднему интеллектуальному уровнем, с нарушением поведения от легкой довыраженной степени в сочетании с минимальными отклонениями в центральнойнервной системе, которые могут характеризоваться различными сочетанияминарушений речи, памяти, контроля внимания, двигательной функции» [2].
Начало изучения проблемыгиперактивности положил немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман, впервыеописав чрезвычайно подвижного ребенка, который ни секунды не мог спокойноусидеть на стуле, дав ему прозвище — Непоседа Фил. Это было около 150 лет томуназад.
Французские авторы Ж.Филипп и П.Бонкурв книге «Психологические аномалии среди учащихся» (в переводе на русский языкэта книга вышла в 1911 году) наряду с эпилептиками, астениками, истериками,выделяли и так называемых неустойчивых учеников.
С тех пор многие ученые изучалипроблему невротических отклонений поведения и учебных трудностей, но научногоопределения таких состояний ребенка долгое время не было. В 1947 г. педиатрыпопытались дать четкое клиническое описание синдрома гиперактивности детей струдностями в учебе.
При описании одних и тех же симптомов,исследователи по разному называли синдром гиперактивности, т. е. до недавнеговремени не было единой точки зрения в отношении названия этого заболевания.Гиперактивность называли «легкой дисфункцией мозга», «гиперкинетическимхроническим мозговым синдромом», «легким повреждением мозга», «легкой детскойэнцефалопатией», «гиперкинезом» и т.д.
На совещании международныхэкспертов-неврологов, проводившемся в Оксфорде в 1947 г. в медицинской литературепоявилось описание «легкой дисфункции мозга», которую характеризовало около 100клинических проявлений, в частности дисграфия, (нарушение письма), дизартрию(нарушение артикуляции речи), дискалькулию (нарушение счета), недостаточнуюконцентрацию внимания, агрессивность, неуклюжесть, инфантильное поведение и др.
Отечественные неврологиобратили внимание на проблему гиперактивности значительно позднее. Так в 1972г. известный педиатр Ю.Ф. Домбровская в выступлении на симпозиуме, посвященномроли психогенного фактора в происхождении, течении и лечении соматическихболезней, выделила группу «трудновоспитуемых» детей, которые доставляют большевсего проблем родителям и педагогам. [6]
В 1987 г. при пересмотре«Диагностического и статистического руководства по психическим заболеваниям»американскими специалистами, было введено название болезни «синдром дефицитавнимания с гиперактивностью (СДВГ)» и уточнены ее симптомы (критерии). Помнению ученых, это название наиболее точно отражает сущность явления гиперактивности.Строгие критерии позволяют стандартизировать методику диагностирования детей сриском такого заболевания и дают возможность сравнивать данные, полученныеисследователями в разных странах. [4].
Потому, говоря о гиперактивных детях, большинствоисследователей (З.Тржесоглава, В.М.Трошин, А.М.Радаев, Ю.С.Шевченко,Л.А.Ясюкова) имеют в виду детей с синдромом дефицита внимания сгиперактивностью (СДВГ).
В последние годы этому заболеваниюначинают уделять все больше внимания во всех странах, в том числе и у нас. Обэтом свидетельствует растущее число публикаций по данной теме. Если в 1957-1960гг. их было 31, то в 1960-1975 гг. — 2000, а в 1977 -1980 гг. — 7000. Внастоящее время ежегодно по этой проблеме публикуется 2000 и более статей икниг.
Данные статистического исследования Расселла Баркли [16].
·      В среднем, вкаждом классе из 30 учеников есть 1 — 3 гиперактивных ребенка.
·      Темпыэмоционального развития гиперактивных детей на 30% ниже, чем у их сверстников.Например, десятилетний ребенок с гиперактивностью действует на уровне зрелостиприблизительно 7-летнего; начинающий водитель 16 лет использует навыки принятиярешения на уровне 11-летнего ребенка.
·      У 65% гиперактивныхдетей есть проблемы с подчинением вышестоящим авторитетам, в том числе проявлениявраждебности на словах и вспышки раздражения.
·      25% гиперактивныхучеников имеют другие серьезные проблемы обучения в одной или несколькихобластях: навыки словесного выражения, умение слушать, понимание прочитанного иматематика.
·      Половина всехгиперактивных учеников имеет проблемы с пониманием услышанного.
·      Гиперактивныеученики имеют в два-три раза больше проблем с выразительной речью, чем ихсверстники.
·      40% гиперактивныхдетей имеют, по крайней мере, одного родителя с синдромом гиперактивности.
·      50% гиперактивныхдетей имеют также проблемы сна.
·      Родителигиперактивного ребенка разводятся в три раза чаще.
·      21% гиперактивныхподростков постоянно пропускает школу.
·      30% имели низкуюуспеваемость или должны были остаться на второй год.
Современные исследованияговорят о том, что синдром гиперактивности может возникнуть в процессе развитияочень рано. Младенцы имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны краздражителям (свету, шуму), плохо спят, плохо едят, много плачут, и их трудноуспокоить. В 3-4 года отчетливой становится неспособность ребенкасосредоточенно чем-либо заниматься: он не может спокойно слушать сказку, неспособен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носитпреимущественно хаотический характер.
Но большинствоисследователей гиперактивного поведения склонны думать, что признакирасстройства наиболее выражены в возрасте от 5 до 10 лет, т.е. в старшемдошкольном и младшем школьном возрасте. Таким образом, пик проявления синдромаприходится на период подготовки к школе и начало обучения [4].
Это обусловлено динамикой развитиявысшей нервной деятельности. К 7 годам, как пишет Д.А. Фарбер, происходит сменастадий интеллектуального развития, формируются условия для становленияабстрактного мышления и произвольной регуляции деятельности.
В 6—7 лет дети ссиндромом не готовы к обучению в школе в связи с замедлением темповфункционального созревания коры и подкорковых структур. Систематическиешкольные нагрузки могут привести к срыву компенсаторных механизмов центральнойнервной системы и развития дезадаптационного школьного синдрома, усугубляемогоучебными трудностями. Поэтому вопрос о готовности к школе для гиперактивныхдетей должен решаться в каждом конкретном случае психологом и наблюдающим ребенкаврачом.
Средимальчиков 7—12 лет признаки синдрома диагностируются в 2—3 раза чаще, чем средидевочек. Среди подростков это соотношение составляет 1:1, а среди 20—25-летних— 1:2 с преобладанием девушек [13]. У девочек большие полушария головного мозгаменее специализированны, поэтому они имеют больший резерв компенсаторныхфункций по сравнению с мальчиками при поражении центральной нервной системы(Корнев А.Н., 1986).
Прогнозотносительно благоприятен, так как у значительной части детей симптомы исчезаютв подростковом возрасте. Постепенно по мере роста ребенка нарушения внейромедиаторной системе мозга компенсируются, и часть симптомов регрессирует.Однако в 30-70% случаев клинические проявления синдрома дефицитавнимания/гиперактивности (чрезмерная импульсивность, вспыльчивость,рассеянность, забывчивость, непоседливость, нетерпеливость, непредсказуемые,быстрые и частые смены настроения) могут наблюдаться и у взрослых [1].

2. Клиническаякартина и диагностика гиперактивности
Наверное, в каждом классевстречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать,подчиняться инструкциям. Известный американский психологи В. Оклендер такхарактеризуют этих детей: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив,много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражатьманерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточныймышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такомуребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, частозадает множество вопросов, но редко дожидается ответов» [14].
Дети с симптомамигиперактивности неспособны или не желают выражать сдерживаемые чувства, но всилу неразвитости эмоционально-волевых процессов им трудно быть спокойными и сосредоточенными,концентрировать внимание, хотя они не имеют при этом перцептивных иневрологических двигательных расстройств. Они постоянно перескакивают с одногозанятия к другому, будто они не способны остановиться на чем-нибудь одном илицеликом сосредоточить свое внимание на избранном объекте. Матери гиперактивныхдетей отмечают, что их дети вступают в конфликты во время игр и проявляютагрессивность [9].
Все это осложняетположение гиперактивного ребенка в коллективе сверстников и сказывается на успешностиобучения и формировании соответствующего поведения. Быстрые, импульсивные, этидети не умеют сдерживать свои желания, организовывать поведение, чем доставляютокружающим много хлопот, они крайне «неудобны» для воспитателей,учителей и даже родителей.
Дезадаптирующиеособенности поведения таких детей свидетельствуют о недостаточно сформированныхрегулятивных механизмах психики, и, прежде всего самоконтроля как важнейшегоусловия и необходимого звена в генезисе произвольных форм поведения.
Таким образом, оценка отклоняющегосяповедения ребенка представляет собой описание поведенческихкомплексов-синдромов, в которых присутствуют одни и те же компоненты,относящиеся, как правило, к личностным характеристикам при сохранностиинтеллектуальной сферы. Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд, условноразделив признаки гиперактивности на три основных блока, в которыхсгруппированы критерии гиперактивного поведения [12]
Блок 1. Дефицитактивного внимания
1.    Непоследователен, ему трудно долгоудерживать внимание.
2.    Не слушает, когда к нему обращаются.
3.    С большим энтузиазмом берется зазадание, но так и не заканчивает его.
4.    Испытывает трудности ворганизации.
5.    Часто теряет вещи.
6.    Избегает скучных и требующихумственных усилий заданий.
7.    Часто бывает забывчив.
Блок2. Двигательная расторможенность
1.    Постоянно ерзает.
2.    Проявляет признаки беспокойств(барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
3.    Спит намного меньше, чем другие дети,даже в младенчестве.
4.    Очень говорлив.
Блок 3. Импульсивность
1.Начинает отвечать, недослушав вопрос.
2. Не способен дождатьсясвоей очереди, часто вмешивается, прерывает.
3. Плохососредоточивает внимание.
5.    Не может дождаться вознаграждения(если между действиями и вознаграждением есть пауза).
6.    При выполнении заданий ведет себяпо-разному и показывает очень разные результаты. (на некоторых занятиях ребенокспокоен, на других — нет, но одних уроках он успешен, на других — нет).
П. Бейкер и М. Алворд говорят о том,что если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленныхпризнаков, можно предположить, что ребенок гиперактивен.
Пик проявления синдрома- 6-7 лет. Его главными характеристиками являются: чрезмерная нетерпеливость,особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия, тенденцияпереходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, ерзанье,извивание в момент, когда нужно сидеть. Эта поведенческая особенностьстановится наиболее очевидной в организованных ситуациях (школе, транспорте,поликлинике, музее и пр.).
Поведенческиеособенности отмечаются в 69,7% случаев гиперактивности, невротические привычки– в 69,7%, так же отмечается наличие тиков, назойливых движений, двигательнойактивности и неловкости и т.д. В школьном обучении дети обнаруживают меньшуюэффективность, нарушение чтения, правописания, письменной графики. Они трудноадаптируются к школе, плохо входя в детский коллектив, часто имеютразнообразные проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. Дезадаптирующиеособенности поведения таких детей свидетельствуют о недостаточно сформированныхрегулятивных механизмах психики, и, прежде всего самоконтроля как важнейшегоусловия и необходимого звена в генезисе произвольных форм поведения [9].
Характерной чертойумственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. При этом мозгпродуктивно работает 5-15 минут, а затем 3-7 минут накапливает энергию дляследующего цикла. В этот момент ребенок «выпадает» и не слышит учителя, можетсовершить какие-либо действия и не помнить об этом. Чтобы оставаться всознании, таким детям нужно постоянно держать свой вестибулярный аппарат вактивности – вертеть головой, двигаться, крутиться. Если голова и тело будутнеподвижны, то у такого ребенка снижается уровень активности мозга [17]
Исследования в области нейропсихологиипривели ученых к выводу, что причиной гиперактивного поведения выступаетдисбаланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе. Былообнаружено, что за энергию, двигательную активность и выраженность эмоцийотвечает ретикулярная формация, воздействуя на кору больших полушарий и другиевышележащие структуры. Вследствие различных органических нарушений ретикулярнаяформация может находиться в перевозбужденом состоянии, и поэтому ребенокстановится расторможенным. [12]
При диагностике гиперактивности ребенка психолог предлагает родителям ипедагогам разработанный Всемирным Обществом Здравохранения список симптомовгиперактивности.
Диагностические симптомы гиперактивных детей.
1. Беспокойные движения в кистях истопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.
2. Не может спокойно сидеть на месте,когда этого от него требуют.
3. Легко отвлекается на посторонниестимулы.
4. С трудом дожидается своей очереди вовремя игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсийи праздников).
5. На вопросы часто отвечает, незадумываясь, не выслушав их до конца.
6. При выполнении предложенных заданийиспытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностьюпонимания).
7. С трудом сохраняет внимание привыполнении заданий или во время игр.
8. Часто переходит от одногонезавершенного действия к другому.
9. Не может играть тихо, спокойно.
10. Болтливый.
11. Часто мешает другим, пристает кокружающим (например, вмешивается в игры других детей).
12. Часто складывается впечатление, чторебенок не слушает обращенную к нему речь.
13. Часто теряет вещи, необходимые вдетском саду, школе, дома, на улице.
14. Иногда совершает опасные действия, незадумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально неищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).
Диагноз считаетсяправомерным, если наличествуют по меньшей мере, восемь из всех симптомов. Еслиребенок действительно признается гиперактивным, для того, чтобы разработать коррекционныемеры, психологу необходимо выяснить возможные причины гиперактивного поведенияребенка.

3.Причины гиперактивности
Причины гиперактивности оченьиндивидуальны и в большинстве случаев это сочетание различных факторов, средикоторых:
·          Наследственность.Как правило, у гиперактивных детей кто-то из близких родственниковгиперактивен.
·          Здоровье матери.Гиперактивные дети часто рождаются у матерей, страдающих аллергическимизаболеваниями, например сенной лихорадкой, астмой экземой или мигренью.
·          Беременность ироды. Проблемы, связанные с беременностью (стрессы, аллергия), осложненные родытакже могут привести к гиперактивности у ребенка.
·          Дефицит жирных кислотв организме. Исследования показали, что многие гиперактивные дети страдают отнехватки основных жирных кислот в организме.
·          Окружающая среда.Некоторые исследователи высказывают предположение, что экологическоенеблагополучие, которое сейчас переживают все страны, вносит определенный вкладв рост количества нервно-психических заболеваний, в том числе и СДВГ.
Например, диоксины — сверхъядовитые вещества, возникающие при производстве, обработке и сжиганиихлорированных углеводородов. Они часто применятся в промышленности и домашнемхозяйстве и могут приводить к канцерогенному и психотропному действиям, а такжек тяжелым врожденным аномалиям у детей. Загрязнение окружающей среды солямитяжелых металлов, таких, как молибден, кадмий, ведет к расстройству центральнойнервной системы. Соединения цинка и хрома играют роль канцерогенов.
Увеличение содержаниясвинца — сильнейшего нейротоксина — в окружающей среде может быть причинойпоявления поведенческих нарушений у детей. Известно, что содержание свинца ватмосфере в настоящее время в 2000 раз выше, чем до времени началаиндустриальной революции [3].
·          Дефицитпитательных элементов. По данным исследований у многих гиперактивных детей ворганизме не хватает цинка, магния и витамина В12 [15].
·          Питание.Сообщения доктора B.F.Feingolda (1975) о том, то у 35-50%гиперактивных детей наблюдалось значительное улучшение поведения послеисключения из их диеты продуктов, содержащих пищевые добавки, но эти данныепоследующими исследованиями не подтвердились. [3]
·          Отношениявнутри семьи.
Причиной формированиягиперактивности может стать и микросоциальная среда ребенка – его семья, поданным исследований (Barkley, 1998b)не менее чем в 15% случаев. Прежде всего, определяя эмоциональную связь ребенкас матерью, семья закрепляет, а иногда и провоцирует возникновениегиперактивности как определенного способа взаимодействия ребенка с миром.Именно неудовлетворенность ребенка общением с близкими взрослыми часто являетсяпричиной такого поведения, ибо взрослый для дошкольника – центр егоэмоциональной жизни: отношений, контактов с другими людьми, привязанностей.
Очень часто мамыгиперактивных детей не выдерживают бурной эмоциональности и подвижности своихдетей и прибегают к угрозам «лишения любви», воздействуя таким образом нанеокрепшие чувства ребенка, манипулируя ими и создавая основу для возникновениятревоги, беспокойства и страха и тем самым закрепляя состояние гиперактивности.
Во многих семьяхгиперактивных детей постоянно контролируют, тормозя развитие независимости исамостоятельности. В контролирующем поведении родственников значительно большеуказаний и гораздо меньше ласки, поощрения и похвалы [10]. Исследованиямиустановлено, что с уменьшением симптомов гиперактивности ребенка, которыекупировались путем приема стимуляторов, снижался родительский контроль заповедением ребенка и значительно уменьшалось проявление негатива (Barkley, 1988).
В дальнейшем в такихсемьях все чаще наблюдается неумеренное ужесточение режима воспитания. Внекоторых случаях дети с гиперактивностью могут провоцировать родителей к резкоагрессивным реакциям, особенно если сами родители неуравновешены и неопытны.Ребенка часто наказывают, начинают сомневаться в его способностях, постоянноуказывают на ошибки, а иногда начинают считать неполноценным [13].
Иногда родственникипроявляют к гиперактивным детям непомерную жалость. В некоторых случаях уродителей появляется апатия от ощущения безысходности или, наоборот, чувствовины за неправильное воспитание.
Гиперактивные дети имеютогромный дефицит физического и эмоционального контакта с матерью. В силу своейповышенной активности они как бы сами «уходят», отстраняются от таких контактовс матерью, но на самом деле глубоко нуждаются в них. Из-за отсутствия этихважных контактов чаще всего и возникают нарушения в эмоциональной сфере:тревожность, неуверенность, возбудимость, негативизм. А они, в свою очередь,отражаются на умении ребенка контролировать себя, сдерживаться, бытьвнимательным, переключаться на другое (Л.С.Алексеева,1997)..
Таким образом, с однойстороны, гиперактивность у детей может быть сильно выражена из-занедостаточного или неадекватного воспитания, а с другой стороны, ребенок сгиперактивностью сам создает условия, которые становятся причиной трудностейвзаимоотношений в семье, вплоть до ее распада.
Исследования, проведенныеБрязгуновым И.П., Касатиковой Е.В. [6] показали, что две трети детей,характеризующихся как гиперактивные — это дети из семей высокого социальногориска. К нимотносятся семьи:
·     с неблагополучнымэкономическим положением (один или оба родителя безработные,неудовлетворительные материально-бытовые условия, отсутствие постоянного местажительства);
·     с неблагоприятнойдемографической ситуацией (неполные и многодетные семьи, отсутствие обоихродителей);
·     семьи с высокиуровнем психологической напряженности (постоянные ссоры и конфликты междуродителями, трудности во взаимоотношениях между родителями и детьми, жесткоеобращение с ребенком);
·     семьи, ведущиеасоциальный образ жизни (родители страдают алкоголизмом, наркоманией,психическими заболеваниями, ведут аморальный образ жизни, совершают правонарушения).
В семьях высокого социального рискадетям практически не уделяют внимания. Педагогическая запущенность способствуетотставанию ребенка в психическом развитии. Такие дети, имея от рождениянормальный уровень интеллекта, на 2-3 году обучения попадают в классыкоррекции, потому что родители совсем не занимаются их развитием. У этих детеймогут появляться признаки эмоциональной депривации — эмоционального«голода», вследствие недостатка материнской ласки и нормальногочеловеческого общения. Они готовы привязаться к любому человеку, которыйпроявит заботу о них. В подростковом возрасте они часто попадают в асоциальныекомпании.
При выполнении теста«рисунок семьи» у гиперактивных детей прослеживаются определенныезакономерности. Понимая, что такое семья, перечислив всех ее членов, в томчисле и себя, они, прежде всего, рисуют предметы: дома, деревья, облака, траву,только потом переходят к изображению людей. После того, как ребенок изобразилвсех членов семьи, он может вспомнить про себя, а может и не вспомнить, но,даже вспомнив, он не может найти место, где бы себя нарисовать.
На вопрос: «Почему жетебя нет на рисунке?» — ребенок обычно быстро находит ответ, говоря, что он вэто время был на кухне, на прогулке и т.д. Характеризуя рисунок и процессрисования, можно четко проследить отсутствие теплого, тесного контакта ребенкас близкими взрослыми, чувства других и себя среди этих других, проявляетсяотдаленность ребенка от близких, и, прежде всего от матери [10].
Чтобыубедиться в значимости эмоционального контакта матери и ребенка, достаточноприсмотреться к взаимодействию мам со своими детьми в кабинете психолога вовремя выполнения задания, например, совместного рисунка на свободную тему. Однумаму, можно определить как отвергающую, «эмоционально-безразличную», другую — как подавляющую, «сверхдинамичную» [5].
В паре«эмоционально-безразличная мама и ребенок» инициатива в определении сюжета длярисования исходит от самого ребенка, а мама пассивно дает свое согласие. Сам жепроцесс деятельности совместным назвать трудно, поскольку мама и ребенок«поделили» работу: каждый из участников рисует на своей половине листа, друг сдругом они почти не пересекаются. Работают в основном молча или же инициативуобщения поддерживает ребенок: могут перекинуться несколькими фразами,касающимися в большей степени технической стороны дела, например, попроситьпередать карандаш. Ребенок, вдруг ощутивший комфорт от новизны ситуациивзаимодействия, начинает активизировать маму, реакция которой выражается либоявным безразличием, либо отказом рисовать. Чаще всего мама первая определяетобъем работы, ставит точку и ждет, когда закончит работу ребенок. Всядеятельность проходит при явной угнетенности состояния матери, что в итогеприводит к угасанию интереса и у ребенка.
Взаимодействиегиперопекающей мамы с ребенком выглядит совсем иначе. Инициатором началадеятельности чаще всего выступает мама. Но если ребенок все же предлагает темуили сюжет, мама обязательно его уточник своим «последним словом». Мама иребенок работают каждый на своей половине листа. Попытки же ребенка превратитьсовместную деятельность в игру, в общение (ведь это не запрещено!) частозавершаются для него неудачей: «Не заглядывай!» — говорит мама сыну, когда тотпытается получше разглядеть, что же она нарисовала на своей половине листа.Через некоторое время мама первая заканчивает работу, объясняя это, усталостьюи неумением рисовать, а пока ребенок продолжает работать, она выполняет функциюконтролера. В данном случае взаимодействие мамы и ребенка эмоционально богачепредыдущего, но эти эмоции не создают более радостную и комфортную обстановку,а чаще выполняют функции оценки и контролера: «Что это у тебя сова на орлапохожа, разве это сова?» или «Не вертись, вот сделаешь все, потом будешьвертеться!» — хмурится мама.
Конечно, эти два примера, лишь частичкареальных отношений между мамой и ребенком, однако и они уже дают основания длянекоторых прогнозов.
Непонимание своего ребенка,несложившиеся взаимоотношения, проблемы в учебе и во взаимоотношениях сосверстниками заставляют родителей гиперактивных детей обращаться к психологу.
При обращении родителей к психологу по поводу гиперактивности их ребенка,как правило, характеристики детей сводятся к следующим их особенностям: имеядовольно хорошие интеллектуальные способности, дети отличаются недостаточностьюречевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к приобретениюинтеллектуальных навыков, рисованию, имеют некоторые другие отклонения отсредних возрастных характеристик, что приводит к отсутствию у них интереса ксистематическим, требующим внимания занятиям, а значит, и будущей или настоящейучебной деятельности.
Так же родители обращают внимание на то, что в повседневном поведении ихдетям свойственны непоследовательность, импульсивность, непредсказуемость. Всеэто делает их нежелательными членами детского коллектива, осложняетвзаимодействие со сверстниками, а дома с братьями, сестрами, родителями.
Для выяснения возможныхпричин гиперактивности ребенка родителями заполняется индивидуальная картамедико-психолого-педагогического изучения личности гиперактивного ребенка, гдеотмечаются все необходимые моменты, начиная от течения беременности и донастоящего времени.
Если психолог работает вучебном заведении, которое посещает гиперактивный ребенок, в этом случаепсихолог может посетить уроки с целью наблюдения за этим ребенком.
Только после комплекснойдиагностики может быть разработана коррекционная программа, котораяпредлагается родителям.

4. Коррекция гиперактивного поведения
 
4.1 Работа психолога с родителями гиперактивного ребенка
 
Коррекционная работа с семьей гиперактивного ребенка направлена, преждевсего, на то, чтобы обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивногоребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самымнесколько сгладить проявления повышенной двигательной активности – значитизменить взаимоотношения его с близким взрослым, и прежде всего с мамой. Этомубудут способствовать любое действие, любая ситуация, событие, направленные науглубление контактов, их эмоциональное обогащение.
Основной задачей психолога и педагога становится изменение отношенияблизких родственников и, прежде всего, матери к ребенку, с тем, чтобы лучше егопонять и снять излишние напряжения, формирующиеся вокруг него.
Матери нужно объяснить, что улучшение состояния ребенка зависит не толькоот назначаемого специального лечения, даже если таковое нужно(направленно-компенсаторное нейропсихологическое или медикаментозное,замещающее дефект развития психических функций за счет других зон мозга), но взначительной мере от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.
Конечно в зависимости от причин, для каждой семьи разрабатывается свояпрограмма коррекции. Но, независимо от причин, все родители, имеющиегиперактивных детей должны [5].
Во-первых, усвоить одну важную аксиомунейропсихологии – мозг очень пластичен и максимально восприимчив с рождения до 9-10 лет. Вовремя проведенная коррекция обязательно приведет к восполнению дефицита развития.
Во-вторых, нельзя на ребенке «ставить крест». Проще всего махнуть рукой:«неумеха, лентяй, тупица», – и тогдане надо тратить сил, а можно просто сетовать: «не повезло с ребенком». Необходимо верить в своего малыша, и тогда вы ему сможете помочь.
В-третьих, как можно скорее начать коррекционную работу.
Родителям гиперактивных детей следует дать общие рекомендации, которыемогут оказаться полезными в каждой такой семье:
1.    В своих отношениях с ребенкомподдерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этогозаслужил, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственныхсилах.
2.    Избегайте повторения слов «нет» и«нельзя».
3.    Говорите сдержанно,спокойно, мягко.
4.    Давайте ребенку только одно заданиена определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
5.    Для подкрепления устных инструкцийиспользуйте зрительную стимуляцию.
6.    Поощряйте ребенка за все видыдеятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками,раскрашивание, чтение).
7.    Поддерживайте дома четкий распорядокдня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должносоответствовать этому распорядку.
8.    Избегайте по возможности скоплениялюдей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребенкачрезмерное стимулирующее действие.
9.    Во время игр ограничивайте ребенкалишь одним партнером. Избегайте шумных, беспокойных приятелей.
10.  Оберегайте ребенка от утомления,поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
11.  Давайте ребенку возможностьрасходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность насвежем воздухе – длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
12.  Помните о том, что присущая детям ссиндромом дефицита внимания гиперактивность хотя и неизбежна, но можетудерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
Работа психолога и педагога должна быть направлена на активноевзаимодействие ребенка с близким взрослым, на развитие способности каквзрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.
В работе с родителями можно предложить тренинг родительскойкомпетентности (ТРК), позволяющий родителям приобрести следующие необходимые имнавыки:
·     Преодолениенепослушания и устранение вызывающего поведения ребенка;
·     Адаптация кэмоциональным трудностям, вызванным воспитанием ребенка с гиперактивностью;
·     Контроль надситуацией, исключающий экспансию существующих проблем;
·     Защита другихчленов семьи от воздействия неблагоприятных факторов.
Родителям в первую очередь рассказывают о специфике гиперактивности,чтобы они понимали биологическую основу этого расстройства. Кроме этого,родителей знакомят с общими принципами воспитания ребенка с гиперактивностью,учат их постоянно использовать свое влияние на ребенка, планировать идобиваться последовательности в своих действиях, не персонализировать проблемыребенка и уметь прощать его.
Затем родителей обучают техникам, позволяющим изменять поведение ребенка.Они узнают, как идентифицировать те формы поведения, которые они хотят поощритьили предотвратить, как использовать поощрения и наказания для достиженияопределенных целей, как установить дома жетонную систему. Их учат умениюзамечать то, что ребенок делает хорошо, и умению хвалить ребенка за егодостоинства и достигнутые успехи. Кроме этого, родители обучаются использоватьсистему штрафов (пенальти) за деструктивное поведение (таких как потеряпривилегий или тайм-аут) и справляться с непослушанием в общественных местах.Родители также могут научиться использовать программы поощрения, основанные насистеме школа-дом, при которых учителя оценивают их детей в карте ежедневнойзаписи. Эти карты служат для того, чтобы дома родители использовали поощренияили наказания (обычно жетоны), учитывающие поведение ребенка в классе. И, наконец,родители учатся, как справляться с плохим поведением в дальнейшем, и посещаютгруппы поддержки.
Родителям рассказывают о том, как ежедневно заниматься с ребенком так,чтобы эти занятия приносили совместное удовольствие. Они учатся такорганизовывать его деятельность, чтобы успех ребенка был максимален, а неудачи- минимальны. Например, если ребенку сложно выполнить задание, необходиморазбить его на несколько меньших частей и радоваться завершению каждой части.Родителей обучают также снижать собственную раздражительность путем релаксации,медитации или физических упражнений. Пониженная раздражительность и агрессияпозволяют родителям реагировать на поведение ребенка более спокойно.
Многие исследования подтверждают эффективность ТРК, который позволяет справлятьсяс проявлениями оппозиционного и вызывающего поведения ребенка; однакопреимущества этого метода и долгосрочность его воздействия еще не изучены.
Но, психолог и педагог должны учитывать, что коррекция родительскогоповедения и лечение самого гиперактивного ребенка должны проходитьодновременно.

4.2 Работа с гиперактивными детьми
Жизнь может быть очень тяжелой для детей с гиперактивностью. Они редкодостигают хороших результатов, которые позволяют сохранять чувство собственнойкомпетентности. Возможно, именно из-за этого, даже в тех случаях, когда им всеже удается достичь успеха, они объясняют его неконтролируемыми факторами,такими как легкость задания или удача. Им очень часто приходится подвергатьсянаказанию и слышать обвинениям в том, что они глупые или плохие. У них малодрузей и много проблем. Воздействие стрессов может привести к тому, что онибудут чувствовать себя изолированными, считать себя ненормальными, глупыми иобреченными на неудачу. Индивидуальное консультирование пытается разрешить этипроблемы.
В процессе консультирования дети учатся находить и развивать свои сильныекачества. Они начинают понимать, что иметь гиперактивность не означает бытьплохим. Они обсуждают возникающие мысли и чувства, изучают паттернысобственного поведения и учатся адаптивным методам управления своими эмоциями.Обсуждение проблем и практические действия позволяют детям понять, что онимогут измениться и жить более счастливо и продуктивно.
Для коррекции поведения, в консультировании гиперактивных детей дошкольногои младшего школьного возраста психологи и педагоги часто используют методыигровой терапии.
Например, Ю.С. Шевченко — доктор медицинских наук, заведующий кафедройдетской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологииРоссийской Медицинской академии последипломного образования и дефектологиипредлагает три группы развивающих игр для детей с синдромом гиперактивности.Эти игры могут чередоваться в структуре единого игрового сюжета специальноорганизованных занятий, можно играть в них и в свободное время [19] .
1. Подвижные игры наразвитие внимания
а)«Слалом-гигант». Из стульев делаются две параллельные«трассы» слалома, которые соревнующиеся команды должны преодолеть,двигаясь в оба конца вперед спиной. Тот, кто, лавируя между стульями, заденетодин из них, возвращается на старт для повторной попытки. Побеждает команда,первой прошедшая трассу без ошибок.
б) «Гонка залидером». Двое участников состязания стоят за кругом из расставленныхстульев. Они находятся по оба конца диаметра круга. Одновременно взяв старт,игроки бегут змейкой, вперед спиной, стараясь догнать соперника. Победительвыявляется через пять кругов. Если до этого кто-то три раза задел за стул, тосчитается побежденным.
в) «Запомниритм». Ведущий предлагает участникам повторить за ним ритмическую модель,которую он воспроизвел с помощью хлопков. Для тех, кто не запомнил услышанныйобразец, дается ориентир в виде цифровой записи его, где цифра изображает числонепрерывно, через равные интервалы следующих друг за другом хлопков, а тиремежду ними — паузы (например, 1-1-3-4-2).
Для облегчения задачипредлагается вслух считать число хлопков в соответствии с их зрительнымизображением. После освоения всеми ритмической мелодии она воспроизводится покругу в индивидуальном, а затем — нарастающем темпе. Сбившийся выбывает.
г) «Машинка».По той же схеме, что и в предыдущей игре, осваивается пантомимическая модель,состоящая из последовательных групп движений, каждой из которых придумываютсяусловные обозначения (два «квадрата», две «гармошки», один«квадрат»).
д) На основе игр,описанных в пунктах «в» и «г», предлагается игра«Повтори за мной». Первый участник демонстрирует соперникусобственный ритм или пантомимическую модель в расчете на то, что их сложноповторить. Если соперник не сумел точно воспроизвести задание, автор должен самповторить свои действия, в противном случае он же и выбывает. Если авторвоспроизвел свою модель, то выбывает соперник. Если же последний справился сзаданием, то уже он предлагает следующему свой образец для повтора.
е)«Шапка-невидимка». В течение 3 секунд надо запомнить все предметы,собранные под шапкой, и затем перечислить их.
Игры на распределениевнимания.
a)«Мяч в круге» — стоя вкруге, участники перебрасывают друг другу 1, 2, 3 и более мячей, сигнализируя освоих намерениях без помощи слов. Выбывает тот, чей брошенный мяч не былпойман.
б)«Броуновскоедвижение» — ведущий вкатывает в круг один за другим несколько десятковтеннисных мячей, которые не должны ни остановиться, ни выкатиться за пределыкруга.
г)«Волейбол безмяча» две команды по шесть человек имитируют игру в волейбол по правилам(на три паса), но без мяча, а за счет обмена взглядами и соответствующихдвижений.
2. Тренировка усидчивости
а) «Скамьязапасных». Выбывший из какой-либо игры должен сидеть на стуле до ееокончания. Если он встанет со стула или будет вертеться, на всю командуналагается штрафное очко или засчитывается поражение.
б) «Восковаяскульптура». До окончания игры каждый участник должен оставаться в тойпозе, в какой его оставил «скульптор».
в) «Живаякартина». Создав сюжетную сценку, ее участники замирают до тех пор, покаводящий не отгадает название картины.
г)«Автомобиль». Дети выступают в роли деталей автомобиля(«колеса», «дверцы», «багажника»,«капота» и т. п.), из которых водящий собирает автомобиль.
д) «Мореволнуется» и другие игры типа «Замри — отомри».
3. Тренировка выдержки ~контроль импульсивности
а) «Силачестности». Каждый член команды должен по очереди отжиматься от поластолько раз, сколько сможет, но «честно», т. е. не сгибаясь,полностью касаясь грудью пола и подымаясь на вытянутые руки. Как только«честный» отжим не получается, игрока сменяет партнер по команде, асам он становится в конец строя. Побеждает команда, первой набравшая 100«честных» от-жиманий. То же можно предложить с качанием пресса.
б) «Съедобное — несъедобное», «Черное с белым не носить», «да» и«нет» не говорить и подобные игры, требующие самоконтроля воизбежание импульсивных реакций.
в) «Подскажимолча». Там, где по условиям игры дети подсказывают друг другу, эторазрешается делать, но только молча. Выкрикнувший подсказку штрафуется илинаказывается вся команда.
г) «Продолжиритм». Каждый участвует в непрерывном воспроизведении освоенного ритма,имея право только на один хлопок после соседа в круге. Опоздавший со своимхлопком, не выдержавший паузы или сделавший лишний хлопок выбывает.
д) «Скалолазы».Участники должны пройти вдоль свободной стены, прислоняясь к ней раз за разомминимум тремя конечностями. Кто оторвал или передвинул одновременно двеконечности, считается «сорвавшимся» и возвращается на старт.Побеждает команда, первая всем составом добравшаяся до противоположного угла.
е) Игры типа «Угадаймелодию».
ж) «Личныйподвиг». Несдержанному, импульсивному ребенку дается индивидуальноезадание — подняв для ответа руку, самому ее опустить и обдумать то, что хочешьсказать, вновь поднять руку, опять ее опустить и обсудить предполагаемый ответс соседом. Только после этого вновь поднять руку.
Добившись возможнобольших проявлений внимания, самоконтроля и усидчивости в играх с нагрузкой наодну функцию, можно переходить к играм, сочетающим требования к двум функциямодновременно в различных сочетаниях: внимание + усидчивость,внимание+сдержанность, усидчивость+сдержанность. Таковыми являются игра вжмурки с не завязанными, а «на честность» закрытыми глазами, игры«Кто ушел?», «Кто где сидел?», «Слепой скульптор»и т. п.
Начиная с младшего школьного возраста, психологи и педагоги вкоррекционной работе с гиперактивными детьми проводят тренинги социальныхнавыков, где обучают стратегиям преодоления конфликтов во взаимоотношениях иналаживания позитивных взаимодействий с взрослыми и ровесниками. Возможно также проведение когнитивно-поведенческих тренингов самоконтроля, где отрабатываетсяумение оценивать проблемные ситуации и приобретение навыков управлениякогнитивными и поведенческими реакциями в этих ситуациях, обучение стратегиямсамоподкрепления и преодоления симптомов гиперактивности.
4.3 Роль педагогов в коррекции гиперактивности детей
В организации помощи гиперактивным детям и их родителям необходимо иучастие педагогов – воспитателей, учителей. Выполнение ряда психологическихрекомендаций позволяет нормализовать взаимоотношения педагога с «трудным»ребенком и его родителями, помогает ребенку достигать более высоких результатовна занятиях, в учении.
Прежде всего, психолог предоставляет учителю, воспитателю подробныесведения о природе гиперактивности, о характере поведения детей сгиперактивностью в детском саду, школе. Подчеркивает, что работа с такимидетьми должна строиться на индивидуальной основе, а особое внимание следуетуделять их отвлекаемости, слабой саморегуляции и самоорганизации. Целесообразнопо возможности игнорировать вызывающие поступки и поощрять хорошее поведениеребенка.
Во время занятий или уроков важно ограничивать до минимума отвлекающиефакторы. Этому, в частности, может способствовать оптимальный выбор места длягиперактивного ученика в группе или в классе за партой – в центре помещениянапротив стола воспитателя, классной доски.
Ребенку должна быть предоставлена возможность в случаях затрудненийбыстро обратиться за помощью к педагогу. Его занятия необходимо строить почетко распланированному, стереотипному распорядку, используя для этогоспециальный календарь или дневник.
Задания, предлагаемые на занятиях, следует разъяснять ребенку отдельноили, если это в школе, писать на доске, ни в коем случае не сопровождаяироничным объяснением, что делается это специально для «нашего особогомальчика» (девочки).
На определенный отрезок времени ребенку дается лишь одно задание. Еслипредстоит выполнить большое задание, оно предлагается в виде последовательныхчастей, и педагог периодически контролирует ход работы над каждой из частей,внося необходимые коррективы. Во время учебного дня предусматриваютсявозможности для двигательной «разрядки»: физического труда, спортивныхупражнений.

Заключение
Проблема гиперактивностидетей интересует исследователей уже давно, но она не потеряла своейактуальности, напротив, в настоящее время эта проблема становится все болеезначимой, т.к. по данным исследования количество гиперактивных детей растет.При исследовании причин гиперактивности называются различные версии, но всеисследователи сходятся во мнении, что у каждого ребенка свои причиныгиперактивности. Потому прежде чем разрабатывать коррекционную программу,необходима диагностика проявлений и причин гиперактивного поведения.
Анализируя литературныеисточники можно говорить о том, что исследователями уделяется много вниманияпроблемам коррекции гиперактивности. Они предлагают различные методы и методикив зависимости от причины, степени и стадии гиперактивности.
В подборе упражнений иигр учитываются все факторы, выявленные при диагностике. В коррекционной работепо проблеме гиперактивности должен участвовать психолог, педагог игиперактивный ребенок и его родители сразу, ибо только комплексное лечениеспособно избавить ребенка и его семью от этого недуга. Так в следующей главебудет представлена программа коррекционной работы с детьми и родителями попреодолению проблемы гиперактивности.

Списоклитературы
1.   Белоусова Е.Д., Никифорова М.Ю.Синдром дефицита внимания / гиперактивности. / Российский вестник перинатологиии педиатрии. — 2000. — № 3. — с.39-42
2.   Бреслав Г.М. Уровни активности ученияшкольников и этапы формирования личности //Формирование активности учащихся истудентов в коллективе. — Рига, 1989. — 99 с.
3.   Брязгунов И.П., Касатикова Е.В.Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. Мед. Практика. – М.: ПЕР СЭ, 2002.
4.   Брязгунов И.П., Касатикова Е.В.Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. — М.: Изд-во Института Психотерапии,2001. — 96 с.
5.   Бурменская Г.А., Карабанова О.А.,Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психологическогоразвития детей. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 158 с.
6.   Гарбузов В.И. Практическаяпсихотерапия, или Как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинноедостоинство и здоровье. — СПб.: Сфера, 1994.
7.   Дробинский А.О. Синдром гиперактивностис дефицитом внимания // Дефектология. — 1999. — №1. — с. 31-36.
8.   Заваденко Н.Н. Диагноз идифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей// Школьный психолог. — 2000. — № 4. — с. 2-6.
9.   Кошелева А.Д., Алексеева Л.С.Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. — М.: НИИ семьи, 1997. — 64 с.
10.             Кучма В.Р.,Брязгунов И.П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: (вопросыэпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза). — М.:Олег и Павел, 1994. — 98 с.
11.             Кучма В.Р.,Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей в России. — М.:РАРОГЬ, 1997. — 67 с.
12.             Лютова Е.К.,Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Псикоррекционная работа с гиперактивным,агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — М.: Генезис, 2000. — 192 с.
13.             Монина Г., ЛютоваЕ. Работа с «особым» ребенком // Первое сентября. — 2000. — №10. — с.7-8.
14.             Окленд В. Окна вмир ребенка: Руководство по детской психологии/ Перев. с англ. — М.: Независимаяфирма «Класс», 2000.- 336 с.
15.             Рабочая книгашкольного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. — М.: Просвещение, 1991. — 211 с.
16.             Рассел Л. Баркли,Кристина М. Бентон Ваш непослушный ребенок. — С-Пб.: Питер 2004.
17.             Словарьпрактического психолога /Сост. С.Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1997. — 800 с.
18.             Степанов С.В. Впоисках тормозов // Школьный психолог. — 2000. — № 4. — с. 9-10.
19.             Ткачева В.В.Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями вразвитии. Практикумпо формированию адекватных отношений. — М.: Гном-экспресс, 2000.
20.             Шевченко Ю.С.Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. — Самара, 1997. — 58 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.