Реферат по предмету "Психология"


Диагностика агрессивности

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТСОЦИОЛОГИИ
КАФЕДРАПСИХОЛОГИИ КОММУНИКАЦИЙ И ПСИХОТЕХНОЛОГИЙ
Диагностикаагрессивности
контрольнаяработа по психодиагностике

Выполнила
Студентка 4 курса
гр. 1031 ОЗО
Плесовских Татьяна
Проверил:
Максимова С.Г.
Оценка: _____________
Барнаул2007г.
Содержание:
 
Введение. 3
Диагностика агрессивности. 4
Определениеагрессии иагрессивности. 4
Типы и виды агрессии. 5
Диагностика уровня агрессивности. 6
Методикадиагностики межличностных отношений Т. Лири. 6
Опросник«Баса-Дарки». 7
ТестАссингера. 9
Личностныешкалы измерения агрессии. 9
Опросныеметоды изучения агрессии. 10
Проективныеметоды… 11
Заключение. 13
Литература. 14

Введение
В современном мире частопроисходят террористические акты, постоянно растет уровень преступности, причемпреступники становятся все более молодыми и все более жестокими. Чем этовызвано? Как диагностировать уровень агрессивности человека? Можно липредупредить проявления агрессивности и минимизировать возможный вред? На этивопросы призваны ответить психологи.
Агрессию изучают вразличных подходах. Это этологический, психоаналитический, фрустрационный ибихевиористический подходы. Проблему агрессивности поднимали в своих трудахЭ.Фромм, З. Фрейд, Л. Берковиц и другие известные психологи.
Цель данной работы –нахождение различных подходов к диагностике агрессивности.
ДиагностикаагрессивностиОпределениеагрессии и агрессивности
Агрессия – мотивированное деструктивноеповедение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе,наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящеефизический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. (4)
Агрессия – индивидуальное или коллективноеповедение или действие, направленное на нанесение физического или психическоговреда либо даже на уничтожение другого человека или группы. (7)
Агрессия – открытая неприязнь, вызывающаявраждебность (2).
Агрессия – сложное явление, обусловленноемножеством причин, трудно прогнозируемое и контролируемое (8).
Агрессивность – устойчивая черта личности –готовность к агрессивному поведению. Уровни агрессивности определяются какнаучением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальныенормы, важнейшие из которых – нормы социальной ответственности и нормывозмездия за акты агрессии. Важны также и истолкование намерений окружающих,возможность получения обратной связи, провоцирующее влияние оружия и т.д.
Агрессивноеповедение — однаиз форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическомотношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.д.Психологически Агрессивное поведение выступает одним из способов решенияпроблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитойи ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, ссохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением.
Агрессивные действиявыступают в качестве :
·       Средствадостижения какой-либо цели;
·       Способапсихологической разрядки;
·       Способаудовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.
Некоторые агрессивныепроявления могут быть признаком развивающихся психопатологических измененийличности. В формировании самоконтроля над агрессивностью и сдерживанияагрессивных актов большую роль играет развитие психологических процессовэмпатии, идентификации и децентрализации, лежащих в основе способности кпониманию других людей и к сопереживанию им, способствующих формированиюпредставления о другом человеке как уникальной ценности(4).
Различные авторы в своихисследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность: как врожденнуюреакцию человека для защиты занимаемой территории (Лоренц, Ардри), какстремление к господству (Моррисон), реакцию личности на враждебную человекуокружающую действительность (Хорни, Фромм). Широкое распространение получилитеории, связывающие агрессию и фрустрацию (Маллер, Дуб, Доллард) (7).Типыи виды агрессии
В научной литературе выделяютследующие виды агрессии:
1.     физическаяагрессия (нападение)- использование физической силы против другого лица илиобъекта;
2.     вербальнаяагрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), таки через содержание вербальных реакций (угроза, проклятие, ругань);
3.     прямая агрессия –непосредственно направленная на кого –либо;
4.     косвеннаяагрессия – действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобныесплетни, шутки и т.д.), действия, характеризующиеся ненаправленностью инеупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битьекулаками по столу и т.д.).
5.     инструментальнаяагрессия, являющаяся средством достижения какой-либо цели;
6.     враждебнаяагрессия – выражается в действиях, целью которых является причинение вредаобъекту агрессии;
7.     аутоагрессия – проявляетсяв самообвинении, самоуничижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть досамоубийства.
Выделяют также агрессиюинструментальную, которая отличается тем, что цель действия субъекта,проявляющего агрессию, нейтральна, и агрессия используется лишь как средстводостижения этой цели; а также реактивную агрессию, которая возникает какреакция человека на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниямигнева, враждебности, ненависти и пр. Здесь выделяют агрессию аффективную,импульсивную и экспрессивную. Методика диагностики межличностныхотношений Т. Лири
Методика создана Т. Лири,Г. Лефорджем, Р. Сазеком в 1954 году(1). Была предназначена для исследованияпредставлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучениявзаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляетсяпреобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
При исследованиимежличностных отношений выделяются два фактора: доминирование подчинение идружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление очеловеке в процессе межличностного восприятия. Для представления основныхсоциальных ориентаций Лири разработал условную схему в виде круга, разделенногона секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены 4ориентации: доминирование-подчинение и дружелюбие-враждебность.
Схема Лири основана напредположении, что чем ближе результаты опрашиваемого к центру окружности, темсильнее взаимосвязь этих двух переменных.
По специальным формуламопределяются показатели по двум основным факторам: доминирование и дружелюбие.
Анализ данных проводитсяпутем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представлениямиразных людей.
Доминирование
/>

     Агрессивность Дружелюбие     />/>/>
 Подчинение Опросник«Баса-Дарки»
Авторы данного теста (1)считают, что агрессивность имеет количественную и качественную характеристику.Как всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полногоотсутствия до ее предельного значения. Каждая личность должна обладатьопределенной степенью агрессивности. Иначе это будет пассивная и конформнаяличность. Чрезмерное развитие агрессивности определяет весь облик личности,которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперации и т.д.
Исходя из этого, авторыделят агрессивные проявления на два типа:
1.     мотивационнаяагрессия, как самоценность;
2.     инструменталлная– как средство.
Определив уровень такихдеструктивных тенденций. Можно с большей вероятностью прогнозировать возможностьпроявления агрессивности.
А. Басс разделил понятияагрессии и враждебности и определил последнюю как «…реакцию, развивающуюнегативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свойопросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности А.Басс и А. Даркивыделили следующие типы реакций:
1.        физическаяагрессия – использование физической силы против другого лица;
2.        косвенная – агрессия,окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3.        раздражение –готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении(вспыльчивость, грубость).
4.        негативизм –оппозиционна манера в поведении от пасивногг сопротивления до активной борьбыпротив установившихся обычаев и законов.
5.        обида – зависть иненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6.        подозрительность– в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения втом, что другие люди планируют нанести тебе вред.
7.        вербальнаяагрессия – выражение негативных чувств, как через форму, так и через содержаниесловесных ответов.
8.        Чувство вины –выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком,что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Опросник состоит из 75утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». Ответы оцениваютсяпо восьми указанным шкалам. Норморй агрессивности является величина ее индекса,равная 21 = — 4, а враждебности 6,5+ — 3.При этом обращается внимание навозможность достижения определенной величины, показывающей стемень проявленияагрессивности.
Опросник Баса Даркиследует использовать в совокупности с другими методиками: личностными тестами(Кеттел, Спилберг), проективными методиками (Люшер) и т.д.  ТестАссингера
Тест Ассингера позволяетопределить, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легколи общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести самооценку,когда коллеги отвечают друг за друга. Тест состоит из 20-ти вопросов с тремявариантами ответов(1). Личностныешкалы измерения агрессии
Шкала ориентации гнева(Шпилберген, Джонсон, Рассел). Создана в 1985 году. Использует две субшкалы – «гнев внутрь», указывающий на подавление гнева, и «гнев наружу», измеряющуювыражение гнева. Общий счет свидетельствует об уровне гнева в общем, независимоот его направленности. Валидность данной шкалы подтверждается корреляцией междустилем ориентации гнева и другими мерами гнева(5).
Шкала враждебности Кука иМедли создана в 1954 году. Это часть батареи субтестов, разработанных дляизмерения установок учителей. Эта шкала состоит из вопросов, заимствованных в MMPI. Обладает адекватной устойчивостью,существуют некоторые ограниченные подтверждения ее валидности.
Шкала проявленийвраждебности (Сигела) состоит из вопросов MMPI, отобранных клиническими психологами. Эта шкала,разработанная для измерения враждебности, не содержит в своих вопросах открытыхупоминаний о враждебности. Хорошая внутренняя согласованность.
Шкала сверхконтролируемойагрессии (Мегарджи) составлена из вопросов MMPI, предназначенных для выявления лиц с хроническимсверхконтролем – то есть крайне подавленных в своем проявлении агрессии, носклонных к необузданному насилию при экстремально сильной провокации.Внутренняя согласованность данной шкалы невысокая, но Мегарджи с коллегамиутверждают, что на так же хороша, как и большинство нестандартных MMPI кал. Было проведено многоисследований валидности шкалы, как Мегарджи с коллегами, так и другимипсихологами. Данная шкала выявляет различие между группами склонных и несклонных к насилию и коррелирует в неожиданной степени с другими мерамисамоконтроля, агрессии и социального отчуждения.
Шкала гнева каксостояния-свойства (Шпилбергер, Якобс, Рассел) измеряет состояние гнева ( тоесть эмоциональное состояние или настроение, включающее в себя чувствонапряжения, досады, раздражения, злобы и ярости с сопутствующими активацией иливозбуждением периферической нервной системы) и свойство гневливости (то естьиндивидуальные различия в том, как часто возникает состояние гнева). У даннойшкалы хорошая внутренняя валидность, которая подтверждается корреляцией с мерамивраждебности и агрессивности(5). Опросныеметоды изучения агрессии
Самый прямой путьизмерения агрессии –спросить о таком поведении.
Архивные исследованиясостоят в сборе информации из публичных источников. Например, статистикапреступности и бракоразводности может послужить источником информации опроявлениях агрессии. Достоинство этого метода в том, что архивные данныесвободны от вносимых исследователем искажений. Проблема архивных исследований втом, что данные изначально были собраны для других целей и зачастую труднонайти сведения, непосредственно касающиеся интересующей его проблемы.
Для получения необходимойинформации психологи часто используют ответы людей, как самих объектовизучения, так и его знакомых, родных и друзей. Для измерения агрессивностипсихологи разработали множество опросиков. Некоторые предназначены дляизмерения общей агрессивности, другие для изучения агрессивного поведения вконкретных ситуациях. Во многих случаях опросники составлены так, чтобыиспытуемые не знали о заинтересованности исследователя в выявлении ихагрессивности. Опросники имеют преимущество в тех случаях, когда изучаетсяповедение неприемлемое или не поощряемое в данной культуре, т.к. агрессиинесвойственно проявляться на публике. Эверил утверждает, что опросы являютсялучшим способом изучения поведения и эмоций, в которых люди не хотятпризнаваться.
В анкетах людейспрашивают об их собственной агрессивности или об их непосредственном опыте,связанным с агрессивным поведением людей. Они предназначены для оценки агрессиив конкретных ситуациях (например, насилие в семье или сексуальное насилие). МюррейШтраус и Сюзан Штайнметц применяли анкеты в исследовательской программе повыявлению причин насилия в семье. Они создали опросник «Шкала тактики поведенияв конфликтах», который состоит из списка нарастающих по агрессивности действий.Респонденты указывают степень, с которой они или члены их семьи проявлялиагрессивность в отношении друг с другом за указанный период времени. Это позволяетисследователю определить агрессивность самого респондента и то, в какой мере онбыл объектом агрессии.
Еще один метод сбораинформации об агрессивном поведении – оценивание другими. Этот метод состоит втом, что человек, чья агрессивность нас интересует, оценивают люди, отличные отнего: родителями друзьями, одноклассниками. Плюс этого метода в том, что оценкимогут быть гораздо объективнее. Чем у самого испытуемого, однако, возможноискажение восприятия окружающими испытуемого. Проективные методы
Проективные методыособенно полезны для изучения агрессии и враждебности, так как не раскрываютиспытуемым интерес исследователя. Наиболее часто используемые проективныеметоды – Тест чернильных пятен Роршаха иТест тематическойапперцепции. Данные тесты используются как в исследовательском, так и вклиническом контексте для изучения разнообразных форм поведения и мотивов.
Тест тематическойапперцепции состоит из серии картинок, о которых испытуемый пишет илирассказывает истории: что происходит и что предшествовало событиям на картинке.
В тесте Роршахаисследователь показывает испытуемому серию карточек с чернильными пятнами ипросит сказать, на что они похожи или что ему напоминают. Для диагностикиуровня агрессивности по этой методике применяется система, разработаннаяЭлизаром. В этой системе ответы разносят по шести категориям, отражающимаспекты гнева или враждебности: негативные установки или эмоции; описания злобногоили агрессивного поведения; предметы, используемые в агрессивных целях,описания враждебности, символические ассоциации с агрессией или гневом;амбивалентность; нейтральные ответы, ничего не говорящие о гневе иливраждебности.
Рисуночный тестизучения фрустрации по Розенцвейгу является полупроективной техникой, предназначенной дляоценки типичных реакций на повседневные фрустрирующие события. Испытуемымпоказывают комикс. Где на каждой картинке некий персонаж произносит слова, изкоторых следует, что герой столкнулся с фрустрирующей ситуацией. Испытуемый долженвписать ответ фрустрированного героя.
Заключение
В данной работе даныопределения агрессии и агрессивности, были рассмотрены различные методыдиагностики агрессии и агрессивного поведения. Данное свойство личности широкорассматривается в различных психологических школах, разработано множествометодик диагностики различными психологами. Однако, агрессия и агрессивностьсложно поддаются диагностике из-за неодобрения в культуре проявления данногосвойства.
Литература
1 Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации/ ред. А.Ф. Кудряшов, Петрозаводск, Петроком, 1992г.
2 Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. / Российская академия наук. М., АЗЪ, 1993г.
3 Психологические тесты/ ред. А.А. Карелина в 2 томах. /М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002г. Т.2
4 Психологический словарь /под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова/ М., Педагогика-Пресс, 1996г.
5 Р. Берон, Д. Ричардсон. Агрессия. / Спб, Питер. 2000г.
6  Ребер А. Большой толковый психологический словарь. Т.1. / Вече-Аст, М., 2000г. Стр. 21-22
7 Словарь практического психолога/ сост. С.Ю. Головин. Минск, Харвест, 1998г.
8 Психологическая энциклопедия. 2-е издание/ под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха/ Спб, Питер, 2003г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.