Учреждение образования
«Белорусский государственныйпедагогический университет имени Максима Танка»
Факультет психологии
Контрольная работа
по курсу: «Диагностика психическогоразвития интеллекта»
Диагностика познавательных процессовв зрелом возрасте
Мальчукова Татьяна Владимировна
Преподаватель: Покровская С.Е.
Минск 2008
Оглавление
1. Диагностика познавательныхпроцессов в зрелом возрасте1.1 Возрастной подход к изучениювзрослого человека
1.2 Особенности познавательныхпроцессов в зрелом возрасте
2. Психодиагностическиеметодики
2.1 Исследованияпознавательных процессов в зрелом возрасте, описание методик
2.2 Результаты психодиагностическогоисследования познавательных процессов личности в зрелом возрасте
Заключение
Список использованных источников
1. Диагностика познавательных процессов в зрелом возрасте
1.1 Возрастной подход к изучению взрослого человека
В истории развитиявозрастной психологии как отрасли психологической науки характеристики взрослыхлюдей выполняли функции эталонов по отношению к различным периодам роста,созревания и формирования личности в годы детства, отрочества и юности. Взрослостьрассматривалась как стабильный период. Так, например, французский психолог Э.Клапаред характеризовал зрелость в качестве состояния психической «окаменелости»,когда прекращается процесс развития [1, с. 243]. Э. Эббингауз, выделяя вразвитии памяти три периода, определял возраст 25—50 лет как неизменяемый вотношении данной психической функции. В. Джемс писал о том, что после 25 летвзрослые не могут приобрести новые идеи. Бескорыстная любознательностьпроходит, умственные «связи установлены, способность к ассимиляции исчерпана» [1,с. 245]. Определяя основные стадии в становлении интеллекта человека, Ж. Пиажеограничивал их рамками от рождения до юношеского периода включительно.
Психологическиехарактеристики взрослого человека выступали в качестве эталонов и при выявленииинволюционных процессов в период старения. С возникновением геронтологии (конецXIX—начало XX в.) данные о молодых людях использовались для определениявеличины снижения функций или их сохранности в общем инволюционном процессе. Помере открытия многомерного характера этого процесса и разновременности старенияпоиск норм и эталонов развития значительно усложняется и сохраняет свою проблематичностьвплоть до настоящего времени.
Проблема построенияединой научной теории индивидуального развития не может быть разрешена безразработки ее основного раздела — возрастной психологии зрелости. Впервые этазадача была поставлена в 1928г. Н. Н. Рыбниковым, предложившим назвать данныйраздел возрастной психологии «акмеологией» или наукой о периоде расцвета всехжизненных сил человека [1, с. 250].
Так, в результатемногочисленных попыток создания возрастной периодизации появилось множестворазличных классификаций, но и на сегодняшний день единой классификации так и несуществует. Ниже приведены наиболее распространенные из современныхклассификаций возрастных периодов [2, с. 35]:
Периодизация, принятаямеждународным симпозиумом по возрастной периодизации в Москве (1965г.):
Новорожденный — до 10дней
Грудной возраст — 10дней- 1 год
Раннее детство — 1-2 года
Первый период детства — 3-7лет
Второй период детства — 8-12лет для мальчиков, 8-11 лет для девочек
Подростковый возраст — 13-16лет для мальчиков, 12-15 лет для девочек
Юношеский возраст — 17-21для юношей, 16-20 для девушек
Средний (зрелый) возраст:первый период — 22-35 лет для мужчин, 21-35 лет для женщин. Второй период — 36-60лет для мужчин, 36-55 лет для женщин.
Пожилой возраст — 61-74лет для мужчин, 56-74 лет для женщин.
Старческий возраст — 75-90лет для мужчин и женщин
Долгожители — старше 90лет.
Периодизация ДЖ. Биррена(Birren, 1980г) [2, с. 36]:
Первая фаза — младенчество,до двух лет
Вторая фаза — дошкольныйвозраст, 2-5 лет
Третья фаза — детство,5-12лет
Четвертая фаза — юность,12-17 лет
Пятая фаза — ранняявзрослость, 17-25 лет
Шестая фаза — зрелость,25-50 лет
Седьмая фаза — поздняязрелость, 50-75 лет
Восьмая фаза — старость,от 75 лет и далее
В своей работе мыопираемся на Международную классификацию (Квинн, 2000) [2, с.37]:
Младенческий возраст отрождения до трех лет
Раннее детство 3-6 лет
Детство 6-12 лет
Подростковый (юношеский)возраст 12-18 лет
Молодость 18-40
Зрелый возраст 40-65
Пожилой возраст от 65 идалее
Таким образом, в нашейработе будут изучаться особенности познавательных процессов людей в возрасте от40 до 65 лет.
1.2 Особенности познавательных процессов в зрелом возрасте
К познавательнымпсихическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием ипереработкой информации (ощущение, восприятие, память, воображение, мышление).
Ощущение– психофизический процесс непосредственно чувственного отражения отдельныхсвойств явлений и предметов объективного мира, то есть процесс отраженияпрямого воздействия стимулов на органы чувств [3, с. 363].
Восприятие– субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственновоздействующего на анализатор или систему анализаторов [3, с. 83].
Память –процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и переработки человекомразнообразной информации [3, с. 371].
Воображение– универсальная человеческая способность к построению новых целостных образовдействительности путем переработки содержания сложившегося практического,чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта [3, с. 81].
Мышление– психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно новогознания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности [3, с. 310].
Когнитивныепроцессы — совокупностьпроцессов, обеспечивающих преобразование сенсорной информации от моментапопадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа в виде знания[4, с. 432].
Сенсомоторныепроцессы — комплексответных реакций организма на воздействие внешних раздражителей. К их числуотносятся: простая сенсомоторная реакция, сложная сенсомоторная реакция,сенсомоторная координация [4, с. 432].
Моторныепроцессы — совокупностьпроцессов, обеспечивающих двигательные акты индивида [4, с. 432].
Психофизическиефункции — взаимодействиефизиологических и психических процессов, определяющее уровень чувствительности(пороги ощущений) сенсорной системы [4, с. 432].
Период взрослостиотличается от предыдущего, юношеского, тем, что в нем заканчиваетсяобщесоматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половоесозревание. Этот период является годами интеллектуальных достижений. Особоезначение для понимания умственной деятельности взрослых имеют экспериментальныеданные об онтогенетической эволюции психофизиологических функций, посколькупоследние, согласно Б. Г. Ананьеву, «являются собственно онтогенетическимифеноменами» [1, с. 240].
Выявлены следующиеособенности механизмов развития психических функций:
Развитиепсихофизиологических функций носит двухфазный характер. Первая фаза –фронтальный прогресс в развитии функций – наблюдается от рождения до ранней исредней зрелости. Вторая фаза – специализация психофизиологических функций –начинает активно проявляться после 26 лет. С 30 лет специализация доминирует,что связано с приобретением жизненного опыта и профессионального мастерства.
Сложная, противоречиваяструктура развития психофизиологических и психологических функций взрослогочеловека включает совмещение процессов повышения, стабилизации и пониженияфункционального уровня отдельных функций и познавательных способностей.Выявленная закономерность относится и к нейродинамическим, психомоторнымхарактеристикам, и к высшим психическим функциям, таким как вербальный иневербальный интеллект, память.
Гетерохронность (неравномерность)развития – несовпадающий темп развития и уровня достижений человека какиндивида, личности и субъекта деятельности, в том числе и внутри каждой изсторон в отдельности.
Динамика познавательныхфункций в зрелом возрасте:
Проведенноеэкспериментальное исследование показало, что фактор возраста имеет разноезначение для зрительно-пространственных функции. Для остроты зрения и глазомераон составляет всего 25% от общего числа факторов. В то же время для поля зрениявозрастной фактор составляет 70%. Это значит, что обусловленное структуройпроводящих путей и корковыми проекциями поле зрения в наибольшей степенизависит от процесса созревания мозга, от его общего состояния. В результатеэкспериментальных исследований чувствительности различных модальностей(периферическое зрение, слух, кинестезия) у людей разных возрастов П. П.Лазарев пришел к выводу о том, что она зависит от возраста, описывается кривойвозрастных изменений ее средних значений. Сходная картина возрастной эволюцииобнаруживается и в показателях сенсомоторных реакций присравнительно-возрастном сопоставлении данных об изменении времени реакцийразличных видов (непроизвольных и произвольных, двигательных, речевых, простыхреакций и реакций выбора на различные сигналы). Общая закономерность состоит впостепенном сокращении времени реакции, на различные стимулы с возрастом.
Так,зрение человека практически не меняется с юношеского возраста и до перехода им 50-летнеговозраста, когда острота зрения начинает снижаться более быстро. ИсследованияИ. Устиновой, изучавшей чувствительность 185 командиров и вторых пилотовсамолетов по многим параметрам, характеризующим зрение индивида (цветоощущение,ночное зрение, глубинный глазомер), показали следующее: у пилотов в возрасте25-54 лет наблюдается достаточная устойчивость функционального состояниякоркового отдела зрительного анализатора. Из всего комплекса сенсорных функцийею было обнаружено постепенное снижение с возрастом лишь остроты зрения из-зааномалий рефракции и ослабления аккомодации в старших возрастах.
Рефракция— преломлениесветового луча. У лиц пожилого возраста происходят аномальные изменения рефракцииглаза, в результате чего происходит общее снижение чувствительности зрительногоанализатора [3, с. 476].
Аккомодация— изменение формыхрусталика глаза при приближении или удалении предмета, на который смотритчеловек [3, с. 24].
Эточастичное снижение зрения не сказывается на уровне трудоспособности пилотов.Поэтому можно говорить о том, что изменения психофизических функций зрения у людей,достигших зрелого возраста, никак не отражаются на функционировании ихкогнитивной сферы.
Слух вцелом становится менее острым после 20-летнеговозраста, продолжаяухудшаться и далее, что вызывает у человека определенные трудности привосприятии звуков высокой частоты. В целом снижение слуха в зрелом возрастередко бывает настолько заметным, чтобы не позволять человеку вести обычныйразговор.
Проводимыеэкспериментальные исследования показывают, что вкусовая, обонятельная и болеваячувствительность человека также снижается в разных периодах зрелого возраста,хотя эти изменения происходят более плавно и не столь заметны, как снижениезрения и слуха. При этом чувствительность к температурным изменениямпрактическиостается высокой.
Крометого, в зрелом возрасте изменяются и другие биологические функции человека,такие, как время реакции и сенсомоторные навыки.Увеличение времениреакции в период взрослости происходит довольно медленными темпами, начиная ускорятьсяв годы старости. Двигательные навыкимогут ухудшаться, но показываемыерезультаты остаются на прежнем уровне, благодаря длительной практике и опыту.Так, человек, который каждый день выполняет одну и ту же работу, с возрастомбудет по-прежнему показывать в этой деятельности одни и те же результаты, ноосваивать новые навыки ему становится все труднее.
Таким образом, напротяжении периода от 17 до 50 лет обнаруживается неравномерность в развитиипознавательных процессов, вербально-невербальных компонентов интеллекта, изменяетсяструктура их соотношения.
Для ранней зрелости (от18 до 25 лет) свойственно усиленное развитие психических функций (фронтальныйпрогресс). Характерны конструктивные, положительные сдвиги – «пики», или«оптимумы», внимания, памяти, мышления. В этом возрасте обнаруживается большеечисло «оптимумов» в развитии мышления и памяти. Достигнутый уровень развитияфункций сказывается на второй фазе и времени ее наступления.
Стабилизация наблюдаетсяв микропериод 33-35 лет. До 35 лет продолжается становление целостностифункциональной основы интеллектуальной деятельности человека. В период 30-33года наблюдается высокое развитие внимания, мышления, которое снижается к 40годам. После 35 лет уменьшается возможность новообразований под влияниемусиливающейся жесткости связей между функциями. В микропериод 41-50 летотмечается статистически значимое снижение уровней оценки мышления по сравнениюс 36-40 годами.
Средний максимумтворческой активности для многих специальностей наблюдается в 35-39 лет. Однаков таких науках, как математика, физика, химия, пик творческих достиженийзафиксирован до 30-34-летнего возраста, у медиков – в 35-39 лет а дляфилософии, психологии – несколько позже, между 40 и 55 годами.
Ввозрасте 41—46 летнаивысшего уровня развития достигает функциявнимания.
Большоевлияние на сохранность познавательных функций оказывают ценностные ориентациивзрослых [5, с. 330]. Такая обобщенная личностная установка, как активноестремление к новому в самых различных областях жизнедеятельности, поискинформации, желание не останавливаться на достигнутом [6, с. 53]. Положительносказываются на уровне развития образного мышления. Установка насовершенствование своей профессиональной квалификации, систематическоеобращение к специальной литературе способствует развитию преимущественно вербально-логическогомышления, а также образного и практического.
В микропериод 51-55 лет,еще в большей степени, чем в предыдущий период, на уровень развития различныхвидов мышления, качества внимания и памяти, особенно смысловой, влияют активныепознавательные устремления в профессиональной сфере и вне ее, восприимчивость кновому в самом широком смысле, в том числе и в досуговой деятельности.
Важнейшими факторамиоптимизации интеллектуального потенциала взрослых выступают: уровеньобразования (высшее, техническое или гуманитарное; средне-специальное илидругое); образование как процесс, индивидуальная и организованная активность,вид профессиональной деятельности; характер трудовой деятельности (наличиекомпонентов творчества, потребность в умственном напряжении) и другое [7, с.58].
Объем вербальногозапечатления долговременной памяти во многом остается неизменным до старости,но ослабляется кратковременная память, скорость реакции. Между темсовершенствование профессиональной памяти может не совпадать с общим ухудшениеммнемической функции, то есть специализация функции поддерживает ее общий уровень.
Помимо сохранения,происходит качественное преобразование структуры интеллекта взрослого человека.Доминирующее место занимает обобщение на словесном материале. Новая возможнаястадия развития интеллекта – способность самому ставить проблемы, достойныеиногда усилий многих поколений. Новое решение старых задач обнаруживается вболее широком контексте отношения к себе с позиции общества, судебчеловечества, характеризуется способностью к собственным рассуждениям и умениемвыбирать линию поведения, то есть развитой индивидуальностью [8, с. 390].
2. Психодиагностическиеметодики
2.1 Психодиагностическиеметодики исследования познавательных процессов в зрелом возрасте, описаниеметодик
Методикидля диагностики познавательных процессов личности в зрелом возрасте [9, с. 10]:
ИсследованиеВосприятия:
1.Методика исследования восприятия времени.
2. Тест Мюнстерберга навосприятие
ИсследованиеВнимания:
1. Методика таблицыШульте
2. Корректурная проба
3. Перепутанные линии
4. Отыскивание чисел спереключением
5 Методикаинтеллектуальная лабильность
Методики направлены на выявление особенностейосновных характеристик внимания человека: переключаемости, устойчивости, объёма,избирательности.
ИсследованиеПамяти:
1. Методика «Пиктограмма»(пиктограмма — рисуночный образ, создаваемый для опосредованного запоминания) — экспериментально-психологическая методика для изучения опосредованногозапоминания, которое доминирует у взрослого культурного человека. Пиктограмма — рисуночный образ, создаваемый для опосредованного запоминания.
2. Методика «Память на числа» позволяетоценить объём непосредственной наглядно-образной памяти и степень удержанияматериала в памяти.
3. Методика «Воспроизведение текстов»помогает исследовать смысловую память и предоставляет материал для суждения осообразительности человека, об особенностях его речи, внимания, уровне егообщего развития.
ИсследованиеМышления:
1. Методикатолкование пословиц
2. Методика простыеаналогии
3. Методика сложныеаналогии
4. Методикасравнение понятий
Методики, направленные на исследование мышления,особенностей мыслительных процессов человека — их подвижность или шаблонность,скорость, глубину, позволяют оценить характеристики основных операций мышленияи процесс мышления в целом.
2.2 Результатыпсиходиагностического исследования, познавательных процессов личности в зреломвозрасте
Объект исследования:личность зрелого возраста.
Предмет исследования: особенностипознавательных процессов личности в зрелом возрасте.
Цель исследования: исследованиепознавательных процессов (восприятия, мышления) личности в зрелом возрасте.
Задачи исследования:
1) анализ подходов кисследованию проблемы познавательных процессов в зрелом возрасте внаучно-психологической литературе;
2) выявление иописание особенностей развития познавательных процессов в зрелом возрасте;
3) проведениепсиходиагностического исследования познавательных процессов личности в зреломвозрасте;
Исходяиз поставленных целей и задач в исследовании, нами были использованы следующиеметодики:
1) Тест Мюнстерберга на восприятие
2) Методика таблицыШульте
1. Тест Мюнстербергана восприятие
Цель исследования:определение избирательности внимания.
Оборудование: бланк сзаданием.
Инструкция: Среди буквенного текста имеютсяслова. Ваша задача просматривая строку за строкой, как можно быстрее найти этислова. Найденные слова подчеркивайте. Время выполнения задания — 2 мин.
БЛАНК:
бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментрочягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицыфцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщхэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырплослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародшлджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурсйфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлжэзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэхьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэнтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт
Оценка результатов: Методика направлена на определение избирательностивнимания. Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок, то естьпропущенных и неправильно выделенных слов. В тексте содержится 25 слов.
Ключ:
бсолнцевтргщоц районзгучновостьхэьгчяфактуек экзаментроч ягшгцк прокуроргурстабюе теорияентсджэбьамхоккейтрсицы фцуйгзх телевизорсолджщзхюэлгщьба памятьшогхеюжпждргщхэнзд восприятиейцукенгшщзхъвафыапролдб любовьавфырпл ослдс пектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпк народш лджьхэшщ гиенакуыфйш репортажэждорлафывюефбьконкурс йфячыцувскапр личностьзхжэьеюдшщглоджэпр плаваниедтлжэзбьтрдщшжнпркыв комедияшлдкцуйф отчаяниейфоячвтлджэ хьфтасен лабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэ нтаопрукгвсмтр психиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт
2. Методика сложные аналогии
Цель.Методика используется для выяснения того, насколько испытуемому доступнопонимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей.Предназначается для испытуемых подросткового возраста и взрослых.
Описание. Методика состоит из 20 пар слов — логических задач, которые предлагаетсярешить испытуемому. Его задача — определить, какой из шести типов логическойсвязи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет «Шифр» — таблица, вкоторой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенноеобозначение: А, Б, В, Г, Д, Е. Испытуемый должен определить отношение междусловами в паре, затем найти «аналог», то есть выбрать в таблице «Шифр» — паруслов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В,Г, Д, Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из таблицы «Шифр». Времявыполнения задания ограничено тремя минутами.
Материал.Бланк методики, бланк протоколарегистрации ответов.
Инструкция: «На бланке перед вами 20 пар, состоящих из слов,которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв,которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующиеим буквы приведены в таблице «Шифр». Вы должны, во-первых, определить отношениемежду словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии(ассоциации) пару слов из таблицы «Шифр». И после этого в буквенном рядуобвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице «Шифр»аналогу. Время выполнения задания — 3 минуты».
Шифр
А. Овца — стадо
Б. Малина — ягода
В. Море — океан
Г. Свет — темнота
Д. Отравление — смерть
Е. Враг — неприятель
Материал к методике
1 Испуг — бегство АБВГДЕ
2 Физика — наука АБВГДЕ
3 Правильно — верно АБВГДЕ
4 Грядка — огород АБВГДЕ
5 Пара-два АБВГДЕ
6 Слово — фраза АБВГДЕ
7. Бодрый — вялый АБВГДЕ
8 Свобода — воля АБВГДЕ
9 Страна — город АБВГДЕ
10 Похвала —брань АБВГДЕ
11. Месть — поджог АБВГДЕ
12. Десять — число АБВГДЕ
13. Плакать — реветь АБВГДЕ
14. Глава —роман АБВГДЕ
15. Покой — движение АБВГДЕ
16. Смелость — геройство АБВГДЕ
17. Прохлада — мороз АБВГДЕ
18. Обман — недоверие АБВГДЕ
19. Пение — искусство АБВГДЕ
20. Тумбочка — шкаф АБВГДЕ
Ключ1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 д б е а е а г е в г д б е а г е в д б в
ОценкаОценка, баллы 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Количество
правильных ответов 19 18 17 15 12-14 10-11 8-9 7 6
Анализ результатов:
Если испытуемый правильно, без особого труда решил всезадания и логически объяснил все сопоставления, это дает право заключить, чтоему доступно понимание абстракций и сложных логических связей.
Если испытуемый с трудомпонимает инструкцию и ошибается при сопоставлении (только после тщательногоанализа ошибок и рассуждений), можно сделать вывод о соскальзыванииумозаключений, растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности рассуждений,диффузности, расплывчатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложномпонимании аналогии логических связей. Наиболее информативное значение имеют рассужденияиспытуемого.
Характеристикавыборки:
Объемвыборки – 2 человека
Возрастиспытуемых – 45 и 49 лет.
Пол: висследовании приняли участие 1 мужчина (45 лет) и 1 женщина (49 лет).
Образование:женщина с высшим образованием и мужчина с профессионально-техническим.
Результатыпсиходиагностического исследования:
ТестМюнстерберга на восприятие
Женщина49 лет, образование высшее, при выполнении теста Мюнстерберга справилась сзаданием, подчеркнула 25 слов за 2 минуты без ошибок, то есть не пропустила ниодного слова илинеправильно выделила слова.
Этосвидетельствует о высоком уровне развития избирательности восприятия, свойствавосприятия, состоящего в выделении из сенсорного поля каких-либо объектов.Причем избирательность восприятия осуществлялась посредством произвольныхмеханизмов внимания.
Методикасложные аналогии
Мужчина45 лет, образование профессионально-техническое, при выполнении методики «Сложные аналогии» испытывал трудности, не сумел определитьотношение между словами в паре (прохлада – мороз, месть – поджог, обман-недоверие)и подобрать наиболее близкую к ним по аналогии пару слов из таблицы «шифр» заотведенное время – 3 минуты. Таким образом, при оценке ответов он получил 7баллов, это свидетельствует о том, что в целом ему доступно пониманиеабстракций и сложных логических связей, но характерна также диффузность,расплывчатость мысли на фоне понимания логических связей, ложное пониманиеаналогии некоторых логических связей.
Заключение
Обобщив накопленныенаучные данные о классификациях взрослого периода жизни, изучив разнообразиеподходов к возрастной периодизации развития взрослого человека, можно сделатьвывод, что возрастные пределы взрослости определяются комплексом социальных ибиологических причин и зависят от конкретных социально-экономических условийиндивидуального развития человека. Поэтому в настоящее время границы этого периодав условиях нашего общества, согласно Международной классификации (Квинн, 2000),составляют 40 лет — нижняя и 64 года — верхняя.
Предметом нашегоисследования являются особенности познавательных процессов личности в зреломвозрасте. Поэтому важно отметить особенности механизмов развития психическихфункций:
1 Развитие психическихфункций носит двухфазный характер. Первая фаза – фронтальный прогресс вразвитии функций – наблюдается от рождения до ранней и средней зрелости. Втораяфаза – специализация функций – начинает активно проявляться после 26 лет. С 30лет специализация доминирует, что связано с приобретением жизненного опыта ипрофессионального мастерства.
Сложная, противоречиваяструктура развития психофизиологических и психологических функций взрослогочеловека включает совмещение процессов повышения, стабилизации и пониженияфункционального уровня отдельных функций и познавательных способностей.Выявленная закономерность относится и к нейродинамическим, психомоторнымхарактеристикам, и к высшим психическим функциям, таким как вербальный иневербальный интеллект, память.
2 Гетерохронность(неравномерность) развития – несовпадающий темп развития и уровня достиженийчеловека как индивида, личности и субъекта деятельности, в том числе и внутрикаждой из сторон в отдельности.
Таким образом, наиболеехарактерными особенностями психического развития личности в зрелом возрастеявляются:
1 Гетерохронностьразвития отдельных функций, взаимная их компенсация, рост устойчивости ипроизвольной регуляции индивидом внимания, памяти и мышления.
2 Уровень функциональногоразвития интеллекта остается достаточно высоким на всех этапах возрастнойэволюции взрослого человека. Это свидетельствует прежде всего о высокихпотенциалах обучаемости взрослого человека, способность индивида получать,сохранять и перерабатывать информацию для решения различного рода задач.
3 Сохранение достаточновысокого уровня развития психических функций является необходимым условиемдальнейшего (но уже не функционального) развития интеллекта взрослого человека.Развитие процессов качественно иного уровня, концептуально-личностного,динамики смысловых образований личности, установок и ценностных ориентации,взглядов и убеждений, категориального строя мышления, методологии решениятеоретических и практических проблем.
Результаты проведенногопсиходиагностического исследования познавательных процессов личности в зреломвозрасте согласуются с теоретическими положениями.
Списокиспользованных источников
1 Рыбалко, Е. Ф. Возрастная идифференциальная психология / Е. Ф. Рыбалко.— Л.: Издательство Ленинградскогоун-та, 1990. — 256 с.
2 Малкина – Пых, И. Г. Возрастныекризисы: справочник практического психолога / И. Г. Малкина – Пых. – М.: Эксмо, 2005. – 896 с.
3 Мещеряков, Б. Г. Большой психологическийсловарь / Б. Г.Мещеряков; под общ. ред. В. П. Зинченко. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2007. – 672с.
4 Реан, А. А. Психология человека отрождения до смерти / А. А. Реан. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.
5 Шаповаленко, И. В. Возрастнаяпсихология / И. В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
6 Анциферова, Л. И. Психологические закономерности развитияличности взрослого человека и проблема непрерывного образования / Л. И. Анциферова// Психологический журнал. – 1980. – № 2. – С. 52—60.
7 Ретер, Д. Способность к обучению увзрослых / Д. Ретер // Вопросы психологии. – 1985. – № 1. – С. 57 – 66.
8 Кулагина, И. Ю. Возрастнаяпсихология / И. Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.,2001. – 436 с.
9 Римская, Р. Практическая психологияв тестах, или как научиться понимать себя и других / Р. Римская, С. Римский. –М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.–376 с.