Биография
Альфред Адлер (1870—1837)— австрийский врач и психолог, создатель системы индивидуальной психологии,родился 7 февраля 1870 года в Вене. Его отец Леопольд Адлер был зажиточнымторговцем зерном. Выходец из провинции Бургенланд (к юго-востоку от Вены), он переехалв столицу империи со своей женой Паулиной. Она родила ему шесть детей, средикоторых Альфред был вторым ребенком. Мальчик пользовался особым расположениемотца, который любил подолгу гулять с ним и передавал практический взгляд нажизнь. Он учил его наблюдать за людьми, судить о них не по их словам ичувствам, а поступкам и действиям. После окончания школы Альфред учитсямедицине. В 1895 году сбывается его детская мечта — он становится врачом ивключается в борьбу против болезней, беспомощности и смерти. В это же самоевремя его занимают и другие вопросы: он живо интересуется марксизмом,философией, его часто можно было увидеть в набирающих политическую силусоциал-демократических кругах, где он и встретил свою будущую жену РаисуТимофеевну, которая была родом из Москвы и училась в Вене и Цюрихе. Онипоженились в 1897 году, имели четырех детей. Старшая дочь Валентина училасьэкономике, уехала по политическим соображениям в Россию и нашла там свойпоследний приют. Александра стала психиатром в Нью-Йорке, Нелли — актрисой. СынКурт изучал физику и медицину, позднее также стал психиатром. Имея частнуюпрактику в области неврологии, Адлер всерьез увлекается работами З.Фрейда,становится активным участником фрейдовского кружка. Однако уже тогда намечаетсявсе более усиливающееся различие во взглядах Адлера и Фрейда, котороезавершается окончательным разрывом в 1911 году. Это произошло уже тогда, когдаАдлер опубликовал свои первые психологические работы «Врач как воспитатель»(1904), «Учение о неполноценности органов» (1907). После разрыва сФрейдом Адлер основывает в Вене Общество индивидуальной психологии, изложив всвоем труде «О нервозном характере» (1912) основы новой психологическойтеории. С 1914 по 1916 год Адлер работает военным врачом в Кракове, Брюнне иВене. В 1920 году начинает важную для себя деятельность: преподает впедагогическом институте Вены. В 1934 году Альфред Адлер переезжает в США,получает профессуру, основывает в 1935 году «Международный журналиндивидуальной психологии». В мае 1937 года он умирает в Абердине(Шотландия), куда приехал читать лекции в местном университете. Ранняя смертьэтого поистине «социального гения», как назвал Адлера М. Шпербер, внемалой степени помешала широкому распространению его взглядов в мире. Тем неменее, индивидуальная психология, отцом которой его по праву называют, может исегодня играть роль своеобразной универсальной теории воспитания, так необходимойсовременной школе и педагогике.
Новаторство АльфредаАдлера заключалось в том, что он тесно связал педагогику и психологию. Поначалуна Адлера смотрели как на психоаналитика, который расходится с Фрейдом лишь втом, что в индивидуальной психологии всеобъемлющим стимулом считает стремлениек превосходству, а не сексуальное влечение. Однако индивидуальная психология неимеет ничего общего с психоанализом. Даже самое поверхностное рассмотрение двухсистем показывает ту бездонную пропасть, которая их разделяет. Если психоанализбазируется на принципе причинного объяснения (Kausalerklarimg) поведениячеловека, индивидуальная психология опирается на принцип финального объяснения(Finalerklarung).
Индивидуальная психология— учение о человеке как о неделимой единице. А. Адлер установил, что вся жизньчеловека целеустремленна. Характер человека будет нам до тех пор непонятен,пока мы не узнаем, чего он добивается в жизни. Целеустремленность психическогоразвития человека образует фундамент учения индивидуальной психологии. Чтобыпонять личность, индивидуальная психология рассматривает все ее мысли, чувстваи действия и свете мысленно представленной цели, к которой все они направлены.
Развитие личности
Адлер показал, как можнонаучиться понимать детей с отклонениями в развитии, детей, неприспособленных кокружающей среде, и детей слабоумных, приняв в рассмотрение то, как онивступают во взаимоотношения с людьми, в какой роли они видят себя вобщественном разделении труда, как относятся к лицам противоположного пола,т.е. постичь цель, интересы и логику каждого. И это возможно лишь в том случае,если рассматривать человека как единое целое. С точки зрения Адлера личностьчеловека представляет собой целостную структуру, имеющую свою иерархию, своиособые связи. Если личность недоразвита, связи оказываются нарушенными. Иобратное: по нарушенным связям можно судить о недостаточном развитии личности.Каждый индивид заключает в себе единство личности, но в то же время и индивидуальноепроявление этого единства. То есть, индивид — одновременно и «картина»,и сам «художник». Он творец своей собственной личности, но как всякийхудожник, он не безошибочен и не до конца знает свою душу и тело. И с этойточки зрения он несовершенен. Результатом этого несовершенства является то, чторебенок неправильно истолковывает свое место в обществе и отношение к немуокружающих. А это в свою очередь нарушает те самые жизненно важные связи,которые определяют дальнейшие цели и мотивы поведения ребенка.
Целостность личности, ееособенный стиль и цели всегда субъективны, Надо всегда считаться синдивидуальными отклонениями в развитии личности, получившими начало еще вдетстве, поскольку они определяют в немалой степени последующее отношение кжизни, умственное и психическое развитие ребенка. Индивидуальная психологияосновывается на положении, утверждающем, что каждое действие и личностныекачества отражают всю жизнь ребенка, и оценивать их нужно с точки зрения егопрошлого.
Индивидуальнаяпсихология
Индивидуальная психология— это наука и искусство, которая исключает черствый и механический подход киндивиду, скоропалительные выводы и основывается на изучении различныхсимптомов и их взаимосвязей, интерпретации личности на основе объективныхфактов, которые являются выражением ее целенаправленных стремлений. «Психическаяжизнь ребенка — удивительная вещь, — пишет Адлер, — поражающая всякий раз,когда с нею сталкиваешься. Но самым интересным во всем этом, вероятно, являетсято, что для того, чтобы понять какой-то эпизод биографии ребенка, нужноразвернуть весь свиток жизни ребенка. Каждое действие ребенка способно отразитьв целом как его жизненный путь, так и личность, и поэтому трудно понять егоповедение без осмысления этой скрытой подоплеки прошедшей жизни».
Фундаментом человеческогоразвития, по Адлеру, является динамичное и целесообразное стремление души. Сдетства ребенок вовлечен в постоянную борьбу за развитие и эта борьба связана сподсознательно сформированной и всегда присутствующей целью — мечтой о величии,совершенстве, превосходстве. Стремление к превосходству идет рука об руку сврожденным чувством неполноценности, стимулирующим попытки ребенка преодолетьэто чувство. Адлер называет эти чувства двумя сторонами одной медали, посколькуесли бы человек не ощущал своей неполноценности, он не стремился бы к успеху,не стремился бы преодолеть трудную ситуацию, выйти из спора между человеком иобстоятельствами победителем.
Альфред Адлер считаетневозможным предположить, что стремление к успеху, желание как-то выделитьсязаложено в самом человеке с самою его рождения. Он уверен, что умеренная дозачестолюбия необходима каждому ребенку и что лишь обладая таковой ребенок можетнормально расти и развиваться. Однако среди детей часто преобладаютсверхчестолюбивые дети, которые признают только результат, способный принестиим успех, дети, для которых очень много значит мнение других, которые труднопереносят неудачи и поражения, обнаруживая при этом нелицеприятные чертыхарактера, такие как зависть, злость, мстительность. Сверхчестолюбивых детейможно выявить во время игры. Такие дети не желают быть на вторых ролях, если имне удается стать лидером в игре, они мешают остальным. Адлер отмечает, что,будучи неуверенными в себе, такие дети не любят попадать в новые ситуации,которые затормаживают и пугают их.
Обратной стороной чувствапревосходства Адлер называет чувство (комплекс) неполноценности — ненормальноечувство ущербности, возникающее в ситуациях, когда в силу каких-либообстоятельств механизм достижения успеха отказывает ребенку. С одной стороны,это чувство непременно ведет к поиску возможных путей компенсации, а с другой,препятствует достижению успеха, ослабляя уверенность в собственных силах.Неврозы являются частыми атрибутами сильно развитого комплекса неполноценности.Адлер дает детальную характеристику причин неврозов, называя среди основныхневозможность удовлетворения стремления к превосходству.
Если попытаться ответитьна вопрос, что же в представлении Адлера первично в развитии ребенка, самученый четко не разрешает эту дилемму. Однако, если судить по последним работамАдлера, первостепенное значение для формирования личности имеет стремление кцели. Прежде всего это объясняется тем, что чувство неполноценности возникаетлишь тогда, когда стремление к лучшему не получает удовлетворения. Кроме того,стремление к развитию, к лучшему гораздо более распространенное явление вжизни, чем чувство неполноценности.
Адлер призывает учителейи родителей обращать внимание на проблему возникновения у детей комплексанеполноценности. Живя в своем мире грез и страданий и будучи неуверенными всебе, дети уходят от проблем реальной жизни. К ним следует относиться с особойосторожностью, постоянно подбадривать, замечать их успехи, внушая веру в своисилы. Страх показаться смешным в глазах других людей, ощущение собственнойникчемности, удары по самолюбию, пережитые в детстве, остаются с человеком всюжизнь, если еще в детстве ему не помогли избавиться от этого. Переживаниядетства, доказывает Адлер, лишь уходят в сферу подсознательного, используя каждыйудобный случай, чтобы вновь увести своего пленника в мир грез и фантазий, вмир, где он освобождается от мучающих его мыслей о своей несостоятельности, подобнотому, как это было в детстве.
По мнению Адлера, бытьсоциально активным элементом означает умение общаться и ладить с людьми,ощущать свою причастность к обществу вообще и к его отдельным группам в частности(семье, коллективу в школе, на работе и т.д.).
Социальное чувство
Надо отметить, чтоцентральным в индивидуальной психологии является принцип компенсации. СогласноАдлеру, основным фактором развития личности следует считать наличие конфликтамежду чувством (комплексом) неполноценности и порожденным им стремлением к превосходству.Последнее и определяется у ребенка в виде цели, которая направляет его помыслыи действия. Стремление человека к преодолению чувства неполноценности частоприводит к неадекватным действиям с его стороны. Отсюда цель воспитания поАдлеру — нейтрализация чувства неполноценности за счет направления егокомпенсации в полезное русло. Эти приводит нас к еще одному основному понятияиндивидуальной психологии — чувству сообщества (социальному чувству).
Именно развитиесоциального чувства является, по мнению Адлера, важнейшим условием преодоленияребенком существующих у него комплексов неполноценности и превосходства. Болеетого, он утверждает, что развитие чувства сообщества может помочь человечествув искоренении войн и преступлений. Социальное чувство, как утверждал Адлер,является своеобразным индикатором нормальности в развитии ребенка. Именно наэтом принципе Адлер построил свою педагогическую технологию. Каждое нарушение,приводящее к снижению социального чувства, несет огромный вред развитиюребенка.
Надо отметить, что кпонятию социального чувства Адлер пришел значительно позже. Вначале егоконцепция человека была механистична. Если З.Фрейд преувеличивал значениесексуального влечения, Адлер придавал слишком большое значение склонности кагрессии и стремлению к превосходству как главным движущим силам развитияличности, а также фактору комплекса неполноценности с выводимым отсюда понятиемкомпенсации и сверхкомпенсации.
Понятие социальногочувства обрело у Адлера настоящую силу лишь в тридцатые годы в периодамериканского творчества. Объективности ради следует указать, что дискуссии поповоду определения чувства сообщества как идеи и реальности совпали с введениеми научный обиход философского понятия «социальной априорности»(sozial a-priori), хотя сам Адлер неохотно подтверждал связь между этимипонятиями.
Чувство сообщества имеет,по мнению Адлера, решающее значение для индивида, поскольку никогда неоставляющее человека чувство неполноценности, должное привести к достижениюсовершенства, «сворачивает» в сторону стремления к личной значимости,личной власти. В человеке постоянно борются две силы — чувство сообщества истремление к превосходству. Эти влиятельные для человека силы определяют егодействия и поступки.
Во многих своих книгахА.Адлер комментирует различные ситуации, которые «соблазняют» ребенкаотказаться от самого мужества, пользоваться его заменой. Когда ребенок теряетверу в себя, считает Адлер, он выбирает путь скорейшего с его точки зренияпсихологического успеха, стремясь достичь значительности и превосходства дажебесполезными способами. Это и есть своеобразный «побег в мир фикции»,который дает объяснение ошибочному поведению человека. Жизнь постоянно ставитперед человеком задачи различной сложности. Тот, чье чувство неполноценностиили недостаточно развитое чувство сообщества привели к потере им мужества, несчитает возможным их преодолеть. Оставаясь на стороне полезного, он начинаетпостепенно отступать от этих задач, становится нерешительным, колеблющимся или,поддавшись искушению, спешно переходит границу двух миров и устраивается в мирефикции.
Таким образом, исходнымпунктом побега в мир фикции индивидуальная психология считает ошибочное мнениеиндивида о невозможности преодолеть поставленные перед ним жизнью задачи. Иесли хотя бы одни раз человек встал на ошибочную позицию, это может иметь длянего печальные последствия. Он все глубже затягивается в болото заблуждения испорных поступков.
Чем значительнеенедостаток социального чувства в ребенке, тем непродуктивнее его форма«я».
Важно отметить, чтовоспитание в обществе и для общества рассматривается Адлером шире, чем это былообщепринято, Здесь речь идет не только о простом руководстве упорядоченнойсовместной работой детей в усвоении знаний и не только об обучении ихтактичному поведению во взаимоотношениях с другими людьми. Воспитанние вобществе по Адлеру — это, как бы парадоксально ни звучало, — воспитаниеиндивидуума. Индивидуума, живущего в реальном человеческом сообществе, которыйв процессе самопознания узнает и свое отношение к другим и сам активносотрудничает с ними.
Именно в этом плане концепцияАдлера носит фундаментальный характер для гуманистического воспитания.
Гуманистическоевоспитание
Решение первой задачи —формирование социального чувства — Адлер непосредственно связывает со второй —самоопределением в мире профессий. Как прожить жизнь? Какую роль личностьсобирается играть в общественном разделении труда? Вопрос выбора профессии неодносторонний и личный, как может показаться на первый взгляд. Он касаетсядвусторонних взаимоотношений между человеком и планетой Земля. Успех в трудовойдеятельности, по мнению Адлера, определяется не нашими личными желаниями, а еесоответствием требованиям объективной реальности. И наверное, «спасениенаше только и только в том, чтобы прозреть, осознать себя, свое предназначение,свое место в общемировой системе связей и в соответствии с этим строить всеобщество». Понять это, на мой взгляд, значит перейти на более высокуюступень развития.
Что касается любви ибрака — третьей проблемы, которую анализирует Адлер, то эти два слова и то, чтос ними связано, проникают в сознание детей с раннего детства. То, как ребенокотносится к лицам другого пола, как воспринимает свой пол, какой представляетсебя супружескую жизнь, может многое рассказать о просчетах, допущенных вполовом воспитании. Адлер был убежден в том, что взаимоотношения полов тесносвязаны с общественными взаимоотношениями. Любовь и социальное чувствонеразделимы. Любовь как проявление отношений двух людей он считает частьюсоциального чувства, Она имеет свои законы и является необходимым компонентомдля сохранения человеческого общества. Общества без любви не существует. Тот,кто признает общество, признает и любовь. И наоборот, тот, кто не умеет любить,не готов для жизни в обществе. Именно поэтому Адлер уделяет так много вниманияпроблеме полового воспитания подрастающего поколения. На начальном этапе уже ввозрасте двух лет ребенок должен осознать свою принадлежность к определенномуполу, уяснить, что пол человека неизменен. Ни в коем случае нельзя принижать вглазах ребенка роль и значение противоположного пола. Так, внушение с раннихлет мальчикам, что их пол более значим и самой природой они призваныповелевать, отрицательно сказывается не только на девочках, к которым мальчикив лучшем случае относятся снисходительно, а в худшем враждебно, но и на самихмальчиках.
Что касаетсяфизиологической стороны отношений между полами, Адлер не является сторонникомполового просвещения детей в раннем детстве, хотя был убежден, что эта проблематакже входит в функции именно родителей, а не школы. Это, на его взгляд,возможно лишь тогда, когда между родителями и детьми установились доверительныеотношения. Если ребенок, особенно подросток, стесняется говорить об этом, ародители уверены, что настало время дать ему необходимую информацию, они должнывзять инициативу в свои руки.
Родители должны, помнению Адлера, объяснить ребенку, что любовь и супружество являются главнымисоставляющими человеческих взаимоотношений, проявлением сотрудничества двухлюдей. Поэтому «человек, чье социальное развитие недостаточно, который неимеет друзей, человек, не ощущающий себя частицей общества, имеющий проблемы наработе, зачастую не способен установить нормальные отношения с партнером. Такиелюди едва ли могут решать сексуальные проблемы». Исходя из вышесказанного,Адлер делает вывод, что успешный, гармоничный брак и нормальные сексуальныеотношения зависят не только от того, сколько времени и сил родители уделялисвоему ребенку, воспитывая его как женщину или как мужчину, но прежде всего оттого, насколько человек развит в социальном плане, от его способностиконтактировать с другими людьми.
Взаимодействие половАдлер считал одной из важнейших задач, которую каждый человек непременно будетрешать. Поскольку Адлер придавал особое значение единству личности, топредставленные им теории взаимодействия полов практически являются исвоеобразным введением в его теорию личности в целом. Разрешение всех жизненныхпроблем он видел в разумном распределении сил между людьми, которые, будучиответственными и доверяющими друг другу, приложат все усилия, чтобы безпринуждения и согласованно двигаться сообща к благородным целям.
Адлер был убежден, чтопроблему сексуальных отношений и супружества нельзя решать сугубоиндивидуально; и если мы хотим процветать и даже выжить, то в этом должныпринять участие как все общество в целом, так и каждый индивидуум в частности.
Теория сексуальностиАльфреда Адлера более выпукло представлена в оппозиции ее теории Фрейда, вдискуссии с которой он и развил свои взгляды. В то время как Фрейд считал, чторазвитию личности способствуют прежде всего сексуальные устремления индивида,Адлер, напротив, утверждал, чти сама личность во всем ее многообразии, образжизни индивидуума определяют характер сексуальных устремлений.
Основной спор междупсихологическими школами Адлера и Фрейда развернулся вокруг адлеровскойконцепции о «мужском протесте», которую он представил на еженедельныхвстречах Венского психоаналитического общества в 1910—1911 годы.
Для Фрейда секс был самымважным биологическим явлением, представленным либидо и его подавлением. УАдлера секс также является важным фактором для возникновения невроза в силуискусственно созданных различий в статусах двух полов, с вытекающим отсюдастрахом у мужчин, что вдруг они не смогут жить в соответствии с предписанной имсексуальной или природной ролью, и с неудовлетворенностью у женщин тойсексуальной ролью, которую им отвели.
Комплекснеполноценности
Главной целью исверхзадачей человека Адлер считал его попытки преодолевать комплекснеполноценности с тем, чтобы быть сильным и могущественным, и преуспевать всоответствии с личностным определением индивидуумом того, что означает успех.Впервые это явление Адлер усмотрел в желании своих пациентов быть похожим намужчину, а не женщину, быть мужественным, а не женственным. Этомувсепоглощающему желанию Адлер присвоил термин «мужской протест».
Обе части этого понятиятребуют дальнейшего разъяснения. Слово «протестовать» Адлериспользует не только в обычном его смысле как синоним к слову «возражать»,но также и к слову «отстаивать». А «мужской» не имеетничего общего с физиологическими половыми характеристиками мужчины. Скорее этоотносится к общепринятому в нашей культуре статусу мужчины, по своему уровнюстоящему выше женского, и к тому, как индивидуум реагирует на это.
Термин «мужскойпротест» Адлер ввел в работе по психологическому гермафродитизму (1910),которая затем стала самой важной его работой. Гермафродитизм означаетприсутствие в каждом индивидууме в различных пропорциях биологическихкомпонентов другого пола и приравнивается к бисексуальности. Психологическийгермафродитизм означает соответствующее присутствие в личности характерных чертпротивоположного пола в зависимости от его сексуальной конституции.
Сегодня, как «гермафродитизм»,так и «бисексуальность» приобрели другое значение. Гермафродитизмозначает врожденное наличие признаков мужского и женского пола у одного и тогоже животного организма (двуполость), в то время как бисексуальностьпредполагает одновременное существование гомосексуальных и гетеросексуальныхотношений.
Адлер отказался отпризнания прямой зависимости гермафродитизма от биологических факторов. Впротивоположность Фрейду (1905) он установил, что эти факторы в лучшем случаеимеют косвенное значение и что индивидуумы обоих полов имеют возможность бытьболее «мужским» или «женским», в зависимости от того, чтоони предпочитают сами и что наилучшим образом служит их целям. В этом контекстестановится важным, что мы живем в эпоху мужского доминирования, которая создалаболее благоприятные условия и стереотипы отношения к мужскому полу, нежелиженскому. Таким образом, представители обоих иолов более предпочитают быть «какмужчина», а не «как женщина». Это и есть мужской протест,который в мягкой форме довольно распространен в обществе, а в крайней формепроявляется у неврастеников.
Когда Адлер представилэти размышления перед Венским психоаналитическим обществом, он знал, что «затрагиваетнаиболее деликатную часть в области психоаналитического исследования*; и он былправ. Именно эти взгляды и привели к разрыву с Фрейдом, а работа Адлера поданной теме стала наиболее часто цитируемой Фрейдом в дискуссиях с Адлером.
»Все, что относитсяк либидо, имеет мужской характер; все, что относится к сдерживанию побуждений,имеет женский характер… То, что предлагает нам Адлер, это не что иное, какизменение понятийного аппарата, в связи с чем мы теряем ясность".
Замечание Фрейда поначалуприводит в некоторое замешательство, хотя и выявляет тем самым решающееразличие. «Либидо-сдерживание» относится к предполагаемому основномунеосознанному конфликту в психической структуре человека, которыйхарактеризуется заумными абстрактными терминами, в то время когда «мужское— женское» относится к столкновению компромиссов на психологическом уровнеи формулируется более конкретно. Хотя вся проблематика, связанная с мужскимпротестом, никогда не находилась в постоянном поле зрения Фрейда, для негомужской протест стал настоящим камнем преткновения по отношению к Адлеру; и этосостояние не ослабевало до конца его жизни.
Несмотря на некотороеумаление понятия «мужской протест», Фрейд тем не менее молчаливопризнал глубину теоретической мысли в адлеровской концепции, обнародовав черезтри года несколько собственных понятий, обслуживающих те же самые функции.
Поначалу Фрейд думал, чтоадлеровский «мужской протест», основанный на диалектике мужского иженского начал, можно было просто свести к его собственным основным концепциямтого времени — «либидо» и «сдерживание побуждений». Однакооказалось, что Фрейду пришлось дальше разрабатывать свою теорию с тем, чтобыпредставить альтернативу для деталей социального порядка, введенных «мужскимпротестом».
Таким образом,адлеровская концепция мужского протеста означала следующее: а) ощущениенеполноценности из-за наличия женских признаков на данный момент (тезис); б)цель для достижения в будущем мужской силы и превосходства (антитеза); с)стремление и продвижение от а) к б). В то время как конечной фазой фрейдовскойдинамики было достижение субъектом удовлетворения своего побуждения, для Адлерапонятие «цель» значило стремление личности к самосовершенствованию.
Список литературы
1. С. Клонигер.,Теория личности: познание человека., Питер, 2003 г..
2. А. Адлер.,Практика и теория индивидуальной психологии., Институт психотерапии, 2002 г.
3. http://www.allpersona.ru/people/50406.html
4. http://www.urpao.ru/Publikacii/Korjakov/OBZORI/Adler.htm
5. http://www.booknavigator.ru/index.php?page=context&it=2&id=1618