Реферат по предмету "Психология"


Детское развитие и состав семьи

Введение
Основной задачей подростковоговозраста, безусловно, является обретение автономии. Чаще всего под автономиейподразумевают не столько самостоятельность как таковую, но некоторуюперестройку детско-родительских отношений. В новых способах взаимодействия сродителями подростки ждут предоставления большей степени свободы со стороныродителей. В нашем исследовании мы подошли к проблеме автономии болеекомплексно — и рассмотрели различные ее аспекты (эмоциональный, когнитивный,поведенческий, когнитивный, ценностный) — в двух планах отношений: вдетско-родительских отношениях и в отношениях со сверстниками. Эти два планаотношений составляют основу социальной ситуации развития подросткового возраста.
Детско-родительское взаимодействие
Целью исследования являетсяизучение связи детско-родительских отношений и отношений со сверстниками сформированием автономии в подростковом возрасте. В исследовании приняли участие455 подростков 13-16 лет. С помощью кластерного анализа было выделено пятьгрупп подростков с различным характером процесса формирования автономии иразличными ее уровнями. Проведенный далее анализ показателей отношений сродителями и со сверстниками в выделенных группах, а также значимых различиймежду группами, показал существенные особенности как сферы детско-родительскихотношений, так и сферы взаимодействия со сверстниками у подростков с разнымуровнем сформированности автономии.
Подростки из групп сотносительно низкими показателями автономии воспринимают родителей как излишнестрогих и требовательных. Подростки из группы с наименьшим уровнем развитияавтономии (как в целом, так и отдельных ее аспектов) предполагают, что родителине склонны прощать даже негрубые проступки и требуют повиновения, нагружаяподростка большим количеством обязанностей, заставляя его, таким образом,делать то, что ему не хочется. При этом подросток к тому же не может бытьуверен, какое качество выполнения поручений требуется и будет ли контроль завыполнением этих требований, а также, как отнесутся к результату родители — похвалят за инициативу или отругают за плохое качество исполнения. Важным здесьявляется и то, что подростки данной группы не чувствуют эмоционального откликасо стороны тех, чьи требования обязаны выполнять — создается ощущение, что чащебудут отмечены недостатки, чем достоинства. Эти подростки не чувствуютподдержки своих планов на будущее и увлечений в настоящем, не чувствуютблизости в устремлениях и в эмоциональном плане. Их детско-родительскиеотношения в меньшей степени подразумевают равноправное сотрудничество. Припринятии семейных решений подростки с низким уровнем автономии чувствуют себялишенными права голоса, указывают, что им не поручают трудных и важных дел,высказывают неуверенность в том, что их выслушают и подтверждают, что родителине готовы признать свою неправоту и изменить свое мнение.
В отношениях со сверстникаминеавтономные подростки также не чувствуют эмоциональной поддержки. Более того — видимо, не находя образца для поддержки другого, они не склонны и оказыватьэмоциональную поддержку своим сверстниками и друзьям. Респонденты указывают,что друзья не делятся с ними своими переживаниями, а сами они лишь с трудомнаходят правильные слова, чтобы поддержать друга в сложной ситуации. Сложностиони испытывают и в том случае, когда надо порадоваться за друга в его успехах. Крометого, они не рассчитывают и не дают надежд на взаимопомощь в дружескихотношениях, а также указывают на сравнительно меньшее количество друзей в целом.При этом конфликтность в дружеских отношениях они указывают значительно болеенизкую, чем подростки с более высокими показателями автономии. Возможно, этообусловлено некоторым дистантным характером самих отношений в целом — еслиотношения не нагружены эмоционально и не предполагают учет мнений и событий вжизни другого, то конфликтов действительно легко избежать. Возможно же, что этои защитная позиция, в которой конфликты попросту избегаются или отрицаются.
В целом, мы получили не слишкомблагополучную картину отношений как с родителями, так и со сверстниками уподростков с относительно низким уровнем автономии. Особое внимание привлекаетизлишняя опека без эмоционального тепла, некая выхолощенность отношений. Причемтакая безэмоциональность присуща, похоже, практически всем отношениямподростков данной группы. Не привыкшие к сотрудничеству в семье, подростки ивне семьи не чувствуют себя компетентными.
Группы с высокими показателямиавтономии, напротив, указывают на низкий уровень директивности и контроля состороны родителей. Подростков из групп с высоким уровнем сформированностиавтономии выделяет преобладание стратегии сотрудничества в отношениях сродителями и, более того — согласие с родителями в основных жизненных вопросахи позициях. Видимо, эти подростки не находятся в негативистической позиции вотношениях со своими родителями, имеют возможность в равноправных отношенияхпроявлять себя — и тем самым полноправно участвовать в построении отношений. Естественно,что при таком взаимодействии уровень директивности и контроля будет значительнониже.
В отношениях со сверстниками высоко-автономныеподростки испытывают меньше тревоги, они более заинтересованы в познании себя вобщении с другим, более склонны оказывать помощь в дружбе и склоннырассчитывать на помощь со стороны своих друзей. Интересно также отметить, чтоавтономные подростки имеют более позитивное представление о своем окружении вцелом — считают его более дружелюбным и менее враждебным, недели менееавтономные подростки.
В целом, группы распределилисьпо характерным уровням и особенностям развития автономии и показалисущественные различия между собой по различным характеристикам какдетско-родительских отношений, так и отношений со сверстниками.Психологическая защита у подростков в семье
Проблемы психологическойадаптации, социализации и девиантности являются одним из основных объектовпрактического приложения теоретических знаний о психологической защите личности.Психологическая защита — это последовательное искажение когнитивной иаффективной составляющих образа реальной эксквизитной ситуации с цельюослабления эмоционального напряжения, которое угрожает индивиду в случае, еслибы ситуация была отражена в предельно возможном соответствии с реальностью. Психологическаязащита является одним из самых противоречивых свойств в структуре личности,поскольку одновременно способствует как стабилизации личности, так и еедезорганизации. Можно сказать, что примитивные виды психологической защитыдеструктивны, а высшие конструктивны, то есть служат целям социальной адаптацииличности. Соответственно, развитие высших психологических защит может бытьэффективным способом как коррекции, так и профилактики девиаций в подростковомвозрасте. Психологические защиты могут оказывать влияние на формирование техили иных особенностей личности подростка, в том числе и эмпатии. Эмпатия этоинтегративное образование, выступающее как сторона межличностных отношений иодновременно как результат межличностного взаимодействия.
Представляется целесообразнымисследовать психологическую защиту и ее связь с уровнем развития эмпатии удевиантных подростков.
Была проведена психологическаядиагностика с целью определения уровня развития эмпатии и выраженности тех илииных психологических защит у подростков. В ходе психологической диагностикинами применялись следующие методики:
. методика экспресс-диагностикиэмпатии И.М. Юсупова;
. методика диагностики уровняэмпатических способностей В.В. Бойко;
. методика «Индексжизненного стиля» Р. Плутчика.
Было проведено исследованиесреди учащихся старших классов ГОУ ОО «Омская специальнаяобщеобразовательная школа закрытого типа». Данная школа предназначена дляподростков с отклоняющимся от общепринятых правовых и морально-нравственныхнорм поведением. В исследовании приняли участие 24 подростка мужского пола ввозрасте 13 — 15 лет.
Исследование показало, что высшиепсихологические защиты, действительно, оказывают влияние на развитие эмпатии. Установленоналичие взаимосвязи между такими психологическими защитами, как реактивноеобразование, интеллектуализация и компенсация и уровнем развития эмпатии уподростков. Наличие данной взаимосвязи можно объяснить тем, чтофункционирование некоторых видов психологической защиты ведет к изменениям вмотивационной системе личности. При доминировании высших психологических защитизменение мотивационной системы личности происходит таким образом, чтоформируются более сложные потребности, в том числе и альтруистическиепотребности, ведущие за собой развитие эмпатии. На основании полученных данныхсделан вывод о взаимосвязи высших видов психологической защиты и уровняразвития эмпатии, что может быть использовано при коррекции и профилактикедевиантного поведения.
Таким образом, данная работазатрагивает важный и малоизученный аспект в теории психологических защит, аименно, взаимосвязь психологических защит эмпатии.Психологические особенности неполных семей
Семья — важнейшая формаорганизации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях,т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами,и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основеединого семейного бюджета. Семейное благополучие во многом зависит от того,является семья полной или неполной.
Неполной называется такая семья,которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетнимидетьми. Есть дополнительная категория — так называемые функционально неполныесемьи. В этой группе двое родителей, но профессиональные или другие причиныоставляют им мало времени для семьи.
Неполная семья образуетсявследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного изродителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующиеразновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся.В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка,выделяют материнские и отцовские неполные семьи. По количеству поколений всемье различают неполную простую — мать (отец) с ребенком или несколькимидетьми и неполную расширенную — мать (отец) с одним или несколькими детьми идругими родственниками.
Таким образом, каждый типнеполной семьи имеет свои специфические особенности, связанные с характеромвнутрисемейных отношений, что не может не сказаться на развитии психики ребенкаи формировании его личностных качеств.
Важной психологической проблемой,связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половойидентичности, несформированность навыков полоролевого поведения. Для правильнойполовой идентификации необходимо, чтобы ребенок не только четко осознал, что онтакой же, как его отец (мать), но и испытывал нежные чувства к родителюпротивоположного пола, с которым при нормальных условиях воспитания в этотмомент возникают особенно близкие отношения.
Изучая особенности неполныхсемей, мы провели методики «Кинетический рисунок семьи» и «Диагностикауровня школьной тревожности».
Результаты данных методикпоказали, что у детей из неполных семей наблюдается подавленное депрессивноесостояние, нехватка семейного общения, высокий и выше среднего уровеньтревожного состояния.
Для снижения уровня тревожности,подавленного и депрессивного состояния детей, на наш взгляд, необходимополноценное общение детей с обоими родителями, благоприятный психологическийклимат в семье.
В нашей стране на 100%заключенных браков ежемесячно происходит 50% разводов, то можно предположить,что около30% детей живут в неполных семьях. Поэтому в школах должна бытьорганизована деятельность по сопровождению таких семей. В работе с неполнойсемьей школьный психолог в обязательном порядке должен учитывать ее разновидность,так как в каждой из них возможно возникновение специфических проблем, связанныхс психическим развитием и формированием личности ребенка.Изучение уровня психологического благополучия личности в семье
«Образовательная политиканашего государства несколько предшествующих десятилетий преследовала важные, нолишь общие цели реформы образования. Вопросы качества обучения и воспитанияоставались за бортом, проблемам развития мышления и личности детей и молодежине придавалось особого значения. В системе образования идея равенства исправедливости доминировала». Сейчас ситуация к счастью стала меняться влучшую сторону из-за необходимости серьезного подъема интеллектуальногопотенциала общества, который возможен только в условиях целенаправленногоотбора и дифференцированного обучения одаренных. А дифференцированное обучение,в свою очередь, возможно только при учете индивидуальных особенностей личности,важной «ипостасью» которых являются психические состояния и общийэмоциональный фон, специфические на каждом возрастном этапе развития.
Учитывая феномен диссинхронииразвития одаренных, особенно в контексте подросткового возраста, можнопредположить преобладание негативного фона психических состояний в структурепсихики интеллектуально одаренных подростков в отличие от подростков со среднимуровнем развития интеллекта.
В исследовании анализируютсярезультаты психодиагностики интеллектуально одаренных подростковсоциально-педагогического комплекса по работе с интеллектуально одареннымидетьми «СЭЛЭТ».
Так же используется методсравнительного анализа. Мы сравниваем показатели интеллектуально одаренныхподростков и показатели подростков со средним уровнем развития интеллекта,которые берутся как нормативные. Необходимо отметить, что и та и другая группы подбиралисьдостаточно однородно по финансовому положению семьи и социальной ситуации, атак же по полу и возрасту.
Была подготовлена батареятестов, которые диагностируют те состояния, которые влияют на формированиенегативного эмоционального фона и на уровень внутреннего психическогоблагополучия в целом.
Методики, используемые висследовании: Методика исследования самоотношения С. Пантилеева; «Индекскачества жизни» (ИКЖ); Опросник «Доминирующее состояние»; «Личностнаяшкала проявления тревоги»; Методика В. Бойко «Фрустрация»; Методикадиагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона.
Выводы по исследованиюинтеллектуально одаренных подростков:
Из результатов диагностикиинтеллектуально одаренных подростков можно сделать вывод о склонностиотноситься к себе как к уверенному, самостоятельному, волевому человеку,достойному уважения, иначе говоря об ощущении ценности собственной личности ипредполагаемой ценности е. для других. Преобладает эмоциональная оценка своего«Я» по внутренним субъективным критериям духовности, богатствавнутреннего мира, и, как следствие, уверенность в своей способности вызыватьаналогичное внутреннее чувство у окружающих.
Активное и оптимистическоеотношение к жизненной ситуации, вера в свои возможности, готовность кпреодолению препятствий, жизнерадостность свидетельствует о преобладанииповышенного положительно окрашенного эмоционального фона, бодрого настроения. Этимлюдям свойственно расширение интересов, ожидание радостных событий в будущем,выраженное желание действовать. Высокая эмоциональная устойчивость, в состоянииэмоционального возбуждения, адекватность и эффективность психическойсаморегуляции поведения и деятельности свидетельствует о достаточно спокойномпротекании эмоциональных процессов. Исследуемые подростки удовлетворены жизньюв целом, е. ходом, самореализацией. Они ощущают способность брать на себяответственность и возможность делать свой выбор, в котором слышен голоссобственного «Я». Так же наблюдается чувство готовности преодолетьтрудности в реализации своих способностей (если высшие потребностиактивизированы), достаточно высокая оценка личностной успешности, выраженноестремление к адекватности в оценке своих психологических особенностей и своегосостояния, критичность в сомооценивании. Но необходимо отметить, что у даннойгруппы испытуемых так же наблюдается и устойчивая тенденция к фрустрации. Этоговорит о склонности переживать чувства страха и беспокойства, которыевыражаются в агрессивных действиях, иногда без достаточно четкого различенияреальной опасности и воображаемой. Может преобладать негативный эмоциональныйфон, вызываемый неотступной мыслью: «Я хочу, но не могу».
Заключение
В результате исследованиясущественных различий в уровне психологического благополучия личности ифакторов, негативно влияющих на эмоциональный фон, не выявлено. Гипотезаподтвердилась частично. У интеллектуально одаренных подростков самоуверенностьнесколько выше, чем у подростков со средним уровнем развития интеллекта. Этокачество личности во многом препятствует появлению негативного эмоциональногофона. Так же у одаренных более выражено ощущение ценности собственной личностии предполагаемой ценность для других, преобладание активного отношения к жизни,бодрости, отсутствия склонности к самообвинению, что так же в значительнойстепени препятствует появлению негативных состояния. Однако, в отличие отподростков со средним уровнем развития интеллекта, у одаренных подростков болееярко выражена устойчивая тенденция к фрустрации. Состояние «Я хочу, но немогу» нередко бывает вызвано высоким уровнем притязаний, несоответствующим возможностям хотя бы даже возраста, и фиксации на достиженииболее высоких результатов в области интеллектуального развития в отличие отподростков со средним уровнем развития интеллекта. Можно предположить, чтопричиной фрустрации может выступать феномен диссинхронии психического развитияодаренных. В этом предположении гипотеза данной работы может частично найтиподтверждение.
Список литературы
1.        А.О. Прохоров, Г.Ш. Габдреева «Практикум по психологии состояний»учебное пособие/ под ред.А.О. Прохорова. — СПб: Речь. 2009. — 480 с., илл.;
2.        А.О. Прохоров «Психические состояния и их проявления в учебномпроцессе» Издательство Казанского Государственного Университета. 1991.;
3.        Г. Крайг., Д. Бокум «Психология развития». — 9 изд. — СПб.: Питер,2005. — 940с.;
4.        Д. Шакирова, И. Сибгатуллина, Дж. Сулейманов «Мышление. Интеллект.
5.        Одар. нность: вопросы теории и технологии» Издательство «Центринновационных технологий» Казань, 2005.;
6.        Доклад Ф.Л. Ратнер на конференции по теме «Одар. нность», состоявшейсяв конце апреля 2007 года в Академии Наук Республики Татарстан;
7.        Доклад И.Ф. Сибгатуллиной на конференции по теме «Одар. нность»,состоявшейся в конце апреля 2007 года в Академии Наук Республики Татарстан;
8.        С.Р. Пантилеев «Методика исследования самоотношения.» — М.:«Смысл», 1993. — 32с.
9.        Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Генезис.Функционирование. Диагностика. — Мытищи: Изд. Талант., 1996. — 144 с.
10.     Юсупов И.М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): Дис…д-ра. психол. наук.С.-Петерб. Гос. Ун-т. СПб., 1995. — 252 с.
11.     Журавлев Д. неполные семьи, как помочь детям /Народное образование, 2006№1
12.     Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. — М., 2009.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.