Введение
Слово «депрессия»употребляют в разных смыслах — в научном, общежитейском и литературном. Впоследних двух случаях депрессией чаще всего именуют то, что на самом деледепрессией не является. Депрессия — это сильная тоска, сопровождающаясячувством отчаяния и тревоги. Помимо депрессии, бывает гипотимия (снижениенастроения, знакомое едва ли не каждому человеку, но носящее кратковременный иневыраженный характер; гипотимия сопровождает почти все психические болезни ибывает также и у совершенно здоровых людей). У детей и подростков часторегистрируют дистимию — такое кратковременное нарушение настроения, котороепроявляется раздражительностью, плаксивостью, капризностью, вегетососудистымирасстройствами. Если человек встал утром «с левой ноги», т. е. злобен,раздражен, всем делает замечания, всем недоволен, ищет, на ком бы сорватьзлобу, то в таких случаях говорят о дисфориях, которые бывают у больных эпилепсиейи у лиц с органическими повреждениями головного мозга. Как правило, в житейскоми литературном смысле и дисфории, и дистимии, и гипотимии называют депрессиямии потом удивляются, откуда это столько депрессий развилось. Истинные жедепрессии, конечно, существуют, и не так редко. Они бывают не только приманиакально-депрессивном психозе, но и практически при всех душевныхрасстройствах. Например, нет и не может быть ни одного выраженного невроза,который бы не протекал с пониженным настроением, в некоторых случаяхдепрессивным. Нередко депрессивное настроение как бы прикрывается другимирасстройствами, например соматическими.
Актуальностьисследования. Депрессия у детей — это совсем другое дело, до конца еще неизученное. Давно известно, что данный возрастной период, часто сопровождаетсягрустью и печалью, которые нередко достигают такой степени, что могут сами себенавредить. Депрессии у детей могут выступать в «чистом» виде и вкакой-то маске (скрытой). Обычно во втором случае дети жалуются на общую разбитость,пониженное настроение, отсутствие аппетита, непонятные боли в разных частяхтела. Если жалобы затянулись, если поведение больного вызывает опасение уокружающих, то такого ребенка лучше проконсультировать с педиатром, а тот ужерешит, нужно ли обращаться к психиатру. Подобные депрессии обычно излечиваютсябез следа, нужно только правильно их лечить. Но если речь идет о депрессии, товсегда нужно быть начеку. Всякое неуважение к школьнику, грубое к немуотношение (учитывая тем более повышенную ранимость подростков, их чрезмернуючувствительность всякого рода замечаниям и нотациям) — это и многое другоемогут вызвать пониженное настроение или резко заострить его, а от этого донепоправимой беды один шаг.
Цель данной работы:рассмотреть причины появления и выявления депрессии.
Задачи исследования:
— выявить признакидепрессии;
— проанализироватьпричины появления депрессивного состояния;
— изучить методылечения и профилактики скрытой депрессии.
Предмет исследования:депрессия и способы ее появления у детей.
Объект исследования:различные депрессивные состояния у детей.
Гипотеза исследования:депрессия– это состояние организма и ее возникновение предполагает взаимодействие междуорганизмом и средой. Депрессию невозможно преодолеть, не изменяя среду и характервзаимодействия организма со средой.
ГлаваI.
Психологическиеосновы детской депрессии
§1.Общая характеристика, признаки и причины детской депрессии
Для многих педагогов иродителей актуальной темой становится проблема детской депрессии. Эта темаохватывает и проблемы детей, лишенных родительского попечения, и семейныхдетей, переживающих одиночество, неблагоприятную семейную ситуацию, развод илисмерть родителей. К сожалению, квалифицированной и исчерпывающей литературы поэтой теме на сегодняшний день явно недостаточно. Были рассмотрены работы :,Северный А.А. «Депрессия у детей и подростков» и Дробинская А.О.«Школьные трудности нестандартных детей».
Когда-то психиатрыспорили, может ли ребенок испытывать депрессивные состояния? Ощущение печали,тоски, ослабление интересов, снижение общего тонуса, уход от контактов,заторможенность — типичные проявления «взрослой» депрессии.
У детей трудно выделитьподобные признаки, во-первых, из-за их нечеткости, а, во-вторых, из-за того,что ребенок не всегда может дать подробный отчет о своих эмоциональныхпереживаниях. Депрессия у ребенка всегда «маскирована»: это итревожность, и школьная неуспеваемость, и нарушения отношений со сверстниками,и беспокойство за свое здоровье, и страх за близких. Именно «маскированность»,атипичность является наиболее характерной чертой детской депрессии. Педагоги иродители должны знать, что депрессивные состояния почти всегда протекают сжалобами на нездоровье. Жалобы на сердцебиение, головокружение, тошноту,слабость, нарушение сна, различные боли в сочетании с вялостью (руки, ногитяжелые", «трудно ходить, еле портфель дотащила»), изменениемвнешнего облика ребенка создают картину тяжелого физического недуга, и первыемесяцы (и даже годы) бывают предметом внимания педиатров или хирургов.Отсутствие подтверждения в анализах какой-либо серьезной болезни не исключаетнастоящего страдания, которое переживает ребенок, а свидетельствует орасстройстве его эмоциональной сферы и должно служить взрослым сигналомдетского неблагополучия. Эти недомогания могут быть либо крайне разнообразными,часто сменяющими друг друга, либо, напротив, монотонными, ограниченными однойпостоянной жалобой. Наиболее частыми у детей дошкольного возраста бывают жалобына боли в животе, а у детей младшего школьного возраста — на головную боль.Зачастую дети уверены в неизлечимом заболевании (так называемое ипохондрическоерасстройство). Это проявляется в том, что у ребенка даже при упоминании очьей-то болезни или смерти усиливается тревога, и совершенно незнакомые даже сэлементарными симптомами болезни, они пользуются медицинскими терминами, где-тоуслышанными и заключающими очевидную угрозу: рак, СПИД, проказа, коллапс,менингит и т.п. У многих детей ярко выражено проявление тревоги и страха,нарастающее, как правило, в вечернее и ночное время. Неопределенная,беспредметная тревога кратковременна, но быстро переходит в конкретный страх:остаться одному, потерять маму, ребенок боится, что мама не придет за ним вдетский сад, что по дороге с работы она попадет под машину или ее убьютбандиты. Наряду с этим, выступает и страх за себя, свое здоровье, жизнь,будущее: «Вырасту и вдруг стану плохим человеком, бандитом, попаду втюрьму? Вдруг будет война, погибнет все живое, не хватит воздуха, воды, пищи?Как жить дальше, когда умрут родители?» Высшей степенью тревожностистановится общий, диффузный, беспредметный страх, когда все окружающее таитугрозу и представляет опасность. Возможны и так называемые паническиерасстройства: приступы сердцебиения, болей в области сердца, головокружения,тошноты, озноб, частое дыхание. Такое состояние возникает остро и частосопровождается выраженным чувством страха смерти, боязнью замкнутогопространства.
Проявления депрессии вразных возрастах могут быть разными. У маленького ребенка родители обращаютвнимание на снижение аппетита, остановку в прибавке веса, капризность изамедленность движений.
В дошкольном возрастена первый план обычно выступают изменения в состоянии здоровья, а вместе с этиммогут проявляться и типичные депрессивные признаки: тихий голос, печальноевыражение лица, скупая мимика, старческая походка.
У младших школьниковболее заметны: замкнутость, безразличие, потеря интереса к играм, школьнымзанятиям, тоскливое настроение. Но обычно до 12-13 лет от ребенка редко можноуслышать жалобу на «печаль» или «тоску». Чаще дети жалуютсяна то, что им «скучно», «ничего не интересно»,«невыносимо», «хочется плакать», «камень насердце», «темная стена». Кстати, жалоба на «скуку»,означающая снижение интереса к окружающей жизни, — один из самых частыхпризнаков детских депрессий. При этом, в отличие от депрессивных взрослых, удетей отмечаются повышенная слезливость или постоянная готовность к плачу,выраженные тем больше, чем моложе ребенок. Депрессивные дети плачут по малейшемуповоду: при обиде, замечании или поощрении, приходе в дом постороннего.
Отмечаются такжеповышенная чувствительность, жалостливость (дети могут плакать над сломаннымцветком, срубленной елкой, убитым жуком), жалеть неодушевленные предметы. Онине отпускают от себя мать, просят взять их на руки, покачать, в их речипоявляются младенческие интонации. Между тем дети выглядят не столькопечальными, сколько мрачными и угрюмыми. В отличие от взрослых, «векторвины» при детской депрессии направлен вовне. Дети недовольны отношением кним родителей, считают их виновными в плохом самочувствии, сниженномнастроении, высказывают массу претензий и упреков. Начиная сомневаться в любвиродителей, они много раз в день задают один и тот же вопрос: «Ты любишьменя?», но при положительном ответе и ласке успокаиваются ненадолго, ловятвзгляды близких, наивными способами пытаются проверить их любовь. Всякоезамечание, недовольство родителей провоцируют приступы двигательногобеспокойства с криком, плачем, нелепыми угрозами и поступками, вплоть додемонстративных попыток самоубийства. Одним из ранних признаков детскойдепрессии является школьная дезадаптация. Она, как правило, нарастаетпостепенно, проявляясь в трудностях осмысления и запоминания учебногоматериала. Дети все больше времени тратят на приготовление домашних заданий, непонимают прочитанного. Много раз пересказав текст дома, на другой день не могутвспомнить его у доски, не могут решить простейших задач, путают счет. Начинаютплакать, причитая, что все их усилия напрасны, что «все равно будетдвойка». Становятся крайне рассеянными, забывают дома тетради, учебники,жалуются на потерю памяти: «совсем глупая стала», «не умеюучиться», «силюсь понять и не понимаю». Считают, что учителя ихнедолюбливают за тупость, сверстники презирают, стремятся обидеть, смеются надих плохой успеваемостью, что они неинтересны, неприятны, и даже родители отдаютпредпочтение другим детям в семье. Появляется и несвойственная ребенкумедлительность, неловкость. Дети подолгу одеваются, не могут бегать, играть сосверстниками на переменах, на уроках физкультуры выглядят вялыми и неуклюжими,постепенно прекращают посещать спортивные секции, требующие физическогонапряжения. В период улучшений ребенок дает слово завтра же отправиться вшколу, готовит уроки, собирает портфель, а на утро либо наотрез отказываетсявыполнять свое обещание, либо доходит до ворот школы и возвращается домой.Связно объяснить свое состояние не может, на все вопросы отвечает «немогу», «не хочу» или каждый раз ссылается на новыенесущественные причины. Он весел и спокоен, когда в связи с болезнью иликаникулами родители прекращают обсуждать вопрос о школе. Такое состояние«школьной фобии» может продолжаться года 3-4. На развитие депрессиивлияют как внешние, так и внутренние факторы. Наиболее травмирующим факторомдля детей младшего дошкольного возраста (до 4 лет) является отделение отматери, от семьи (помещение в больницу, санаторий, круглосуточный детский сад,ясли, дом ребенка и т. п.), а для детей старше 5 лет — длительнаянеблагополучная семейная ситуация (скандалы, жестокость родителей, развод,смерть родителей). Начиная с 7-летнего возраста, наиболее значимыми факторамидепрессии становятся проблемы, связанные со школой (смена класса, учителя,отставание от сверстников, оскорбительное отношение учителя). Короткофазность,быстротечность депрессии в детском возрасте встречается чрезвычайно редко:обычная длительность депрессии от 1-3 мес., до года и больше. При этоминтенсивность депрессивной симптоматики отличается непостоянством, связана ссемейной ситуацией и физическим состоянием ребенка.
§2.Проблемы депрессии в отечественной и зарубежной литературе
По мнению Нуллера Ю. Л.и Михаленко И.Н., депрессии детского возраста за последние годы стали чащедиагностироваться и отечественными, и зарубежными психиатрами, но проблемадетских депрессий остается темой еще незавершенных научных изысканий. Овозможности возникновения депрессии в 10 лет писали уже многие зарубежныепсихологи. По их наблюдениям, небольшой процент больных МДП заболевают в 10… 15лет, и, как правило, первой фазой является депрессивная. В его руководстве 1904г. приводится диаграмма распределения депрессивных дебютов МДП по возрастам. Напервые 10 лет жизни приходится 1,5 % всех случаев заболевания.
О частоте депрессий удетей в наше время судить трудно, так как диагноз депрессии зависит и отконтингента обследуемых детей, и от нестандартности диагностического подхода. Всвязи с переходом на новые классификации болезней нельзя сравнивать показателиразных стран: в научной литературе Европы (главным образом Австрия, Германия)по-прежнему используются определения «депрессивная фазаманиакально-депрессивной болезни», «невротическая депрессия»,«депрессия истощения», в то время как в США с переходом на классификациюDSM-III депрессия у детей стала делиться на 3 класса: большая депрессия (majordepressive disorder), дистимическое расстройство (disthymic disorder) инарушения поведения с депрессивным настроением (adjustment disorder withdepressive mood).
В нашей стране вотчетах используется международная классификация болезней IX пересмотра, но внаучных исследованиях широко фигурируют синдромы, которые дробят основнуюнозологическую единицу на подвиды. Это позволяет провести некоторыесопоставления данных американских авторов с отечественными. Нарушения поведенияс депрессивным настроением, по-видимому, соответствуют тому, что у насвыделяется как делинквентный вариант депрессивного состояния. И все-такисопоставлять цифровые данные можно лишь тогда, когда работы проводятся внаучно-исследовательских центрах со сходными диагностическими подходами,подобно исследованиям П. Кейлхольза, касающимся депрессии.
Сам Е. Крепелин неописывал какой-либо особой картины детской депрессии, и лишь значительно позжек депрессивным состояниям стали относить самые разнообразные нарушения,возникающие у детей с первых лет жизни: кишечные колики, экземы, крики во времяночного сна, анорексию, головные боли, непослушание и лень у школьников, еслиони возникают периодически, ограничены во времени и сопровождаютсянеспособностью воспринимать радость, понижением настроения, выражающимся хотябы в печальном выражении лица или плаксивости
Некоторые авторывыделяют особую группу депрессивных детей с энурезом, подчеркивая неневротическую или органическую природу депрессии. Эти дети имеют сниженноенастроение, склонность к плачу, проявляют незрелость в реакциях на окружающее,бывают злобными и с раннего детства склонны к асоциальным поступкам. Приступыэтих депрессивных состояний бывают обычно затяжными. Такие картины сталиназывать скрытыми, маскированными депрессиями и депрессивными эквивалентами.Описание их в работах многих авторов убедительно показывает их родство сдепрессиями (биохимические исследования, успешное лечение антидепрессантами).Однако нерешенным остается вопрос, являются ли эти депрессии заболеванием,присущим детскому возрасту, не имеющим продолжения в жизни взрослого, или этопервые фазы рано начавшегося МДП, которые в дальнейшем постепенно утратятчерты, свойственные болезням раннего возраста, и примут форму одного изсиндромов, характерных для эндогенной депрессии.
Проводилиськатамнестические исследования с наблюдением за детьми с раннего детского возрастадо раннего взрослого. С. Чез и соавт. (1983) изучили судьбу 133 больных детей снеопределенными депрессивными картинами. Шестерым из них были поставленыдиагнозы (соответственно классификации DSM-III): большая депрессия, дистимия инарушения поведения с депрессивным синдромом в 8, 12, 10, 17, 16 и 13 лет. Вдальнейшем у всех этих людей возникали типичные депрессивные приступы, уостальных депрессивные состояния не повторялись.
У детей раннеговозраста описаны и более типичные проявления депрессивных состояний. Детистановятся вялыми, тихо лежат в кроватке, не проявляя интереса к окружающему,временами плачут, не объясняя причину. Нарушается ритм сна и бодрствования,снижается аппетит, все больше уменьшается масса тела, иногда развиваетсявыраженная алиментарная дистрофия. Внешний вид жалкий, страдальческий. Дети нетянутся за помощью к окружающим, погружены в себя. Характерны однообразные иритмичные движения раскачивания — головой и всем телом. Эти дети подверженыпростудным и инфекционным заболеваниям, что вместе с истощением, при отсутствиимедицинской помощи может привести к летальному исходу. О том, что этодепрессия, в наибольшей степени свидетельствует постоянное печально-покорноевыражение лица. Можно ли такое состояние расценить как депрессивную фазу МДП?Очевидно, только длительный катамнез может дать ответ. В зарубежнойлитературе в происхождении депрессий у детей столь раннего возраста большоевнимание уделяется психической депривации, вызванной как изоляцией от матери,помещением в государственное учреждение, так и неправильным отношением кребенку в семье Развивающиеся болезненные состояния называют анаклитическойдепрессией, «синдромом ребенка из учреждения», «депривационнымсиндромом».
К описанию,приведенному выше, из работ этих авторов можно еще цитировать: «дети,бывшие до того улыбчивыми, милыми, спонтанно активными и находившимися вдружеском, свободном общении с окружающей средой, становятся заметноплаксивыми, грустными или боязливыми, при попытке общения они отчаянноприжимаются к взрослому, требуют внимания, перестают активно играть. Впоследующий период углубляется скверное настроение. Исчезает плаксивость иуглубляется уход ребенка от окружающего, ребенок лежит в постели отвернувшись,лицо приобретает „замерзшее“ или меланхолическое выражение; он сидитили лежит в течение долгих часов неподвижно с широко раскрытыми глазами,летаргически, как бы не замечая окружающего. Ребенок теряет в массе тела,появляется бессонница».
Подобная депрессияразвивается как психогенная (разлука с матерью). Однако есть наблюдения, чтоуже купировавшиеся депрессивные состояния могут возникать вновь. Авторы,описывающие детей, отделенных от матери,
Депрессия дошкольного ираннего школьного (до 10 лет) возраста наиболее трудна для диагностики. Онавыражается, в основном, в соматовегетативных и двигательных нарушениях. В однихслучаях преобладают вялость, пассивность, апатия, в других — тревога,беспокойство. Наблюдаются расстройства сна, аппетита, энурез, энкопрез,сенестопатии, жалобы на неопределенные боли в разных органах. Депрессивностьпроявляется в страдальческом выражении лица, тихом голосе. О настроении этидети говорят, что оно плохое, но не уточняют его, четких депрессивныхвысказываний нет; в семье они бывают грубы, агрессивны, непослушны, что уводитмысль от диагноза депрессии. Таким образом, сама депрессия маскируется детскимикапризами и соматическими жалобами.
Н.М. Иовчук отмечает,что депрессиям этого возраста свойственна насыщенность клинической картинымножеством расстройств, часто синдромально не завершенных и фрагментарных. Взависимости от основной симптоматики она выделяет следующие варианты депрессийэтого возраста: 1) соматизированная депрессия; 2) тревожно-ажитированная; 3)депрессия со страхом; 4) дисфорическая; 5) депрессивная«псевдодебильность»; 6) вяло-адинамическая. Выделение формы«псевдодебильность» совпадает с нашими наблюдениями о том, чтодепрессия детей раннего школьного возраста часто выражается внешне вбеспричинно наступающем снижении способности к обучению, повышеннойутомляемости, несостоятельности в учебе. Осмысление школьного материаластановится непосильным, требует все большей затраты сил и времени, ночныхзанятий. Возникающие соматические жалобы, соматоалгический синдром приводят ктому, что дети попадают к психиатру далеко не сразу. Депрессивные состояния удетей этого возраста длятся неделями, проходят сами собой и затем повторяются.Большая часть начавшихся в этом возрасте депрессий постепенно утрачиваетпериодичность течения, и формируется картина шизофрении. В других случаях,значительно реже, депрессивный аффект становится ведущим, и картина приступовболезни все больше приближается к наблюдаемой у взрослых.
У детей 10 лет впервыевозникшие депрессивные состояния проявляются уже характерной триадой симптомов,но с некоторыми особенностями. В этом возрасте дети могут испытывать чувствотоски, но оно или сопровождается, или время от времени сменяется дисфорическимсостоянием. Дети недовольны не столько собой, сколько окружающими; возникаютсоциальная отгороженность в школьном коллективе, нарушения поведения сагрессивными проявлениями, которых не бывало прежде. Явная двигательнаязаторможенность обычно отсутствует. Продуктивная деятельность замедлена,общение затруднено, мимика застывшая, но в целом ребенок подвижен. Утромсобирается в школу, однако плохое настроение удерживает его от входа в класс;он бродит по коридорам, выходит на улицу, чтобы куда-то деться, идет в кино исидит там сеанс за сеансом, пока время не позволит ему вернуться домой. Это — бегство из среды, где он привык быть жизнерадостным и веселым, бегство от необходимостиделать волевые усилия, напрягаться психически, но внешне это выглядит какделинквентность и затрудняет постановку диагноза. Депрессивные идеи — самообвинения, малоценности — обычно переживаются, но они элементарны, наивны,лаконичны, без философствования (в отличие от депрессивных идей больныхшизофренией): это высказывания о том, что у него плохой характер, слабая воля,он подвел класс; часто звучит мотив, что из-за его плохой учебы заболеютродители: «папа-машинист, нервничает из-за меня, на железной дороге будетавария», «стал плохо учиться — у папы случится инфаркт». Умальчиков предметом идей малоценности часто становится недостаточное физическоеразвитие, у девочек — полнота. Если придирки к своему физическому образуприближаются к дисморфомании (прыщики на лице, плохая форма носа и т. п.),необходимо еще раз подумать о возможности шизофрении.
Специфика возраставыражается в частоте соматовегетативных проявлений. Дети часто жалуются наголовную боль, обостряются или возникают такие психосоматические заболевания,как бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки,ожирение или резкое похудание. Отмечаются лабильность пульса, склонность ктахикардии, неопределенные болевые ощущения в области сердца при отсутствии егоорганического поражения. Второе отличие — поведенческие реакции; при этом ониимеют отчетливые половые различия: у мальчиков проявляется стремление сорватьзло, разрядить душевное напряжение агрессивным поступком, у девочекобнаруживается сексуальная распущенность], протест против внутреннегодискомфорта выражается в асоциальных действиях.
§3.Спецификаи способы преодоления депрессий
Проблемалечения депрессии обычно рассматривается в рамках трех подходов к воздействиюна симптоматику, оказавшихся наиболее успешными по мнению специалистов:антидепрессантное медикаментозное лечение, Когнитивно-бихевиористическаятерапия и интерперсональная терапия. В связи с тем, что лечение депрессии удетей является относительно молодым направлением в науке и практике, напрямуюотражающим методы, применяемые у взрослых, то система воздействий на данноенарушение в детстве не отличается ни разнообразием, ни уникальностью.Приемлемость и эффективность методов лечения депрессии, используемых в детскойпсихологии и психиатрии, еще только начинает исследоваться.
Первым условиемграмотной поддержки страдающих депрессией детей является ранняя квалификация идиагностика расстройства. Преградой этому часто служат искаженные родительско — детские отношения, крайними проявлениями которых являются нечувствительность кпереживаниям ребенка, жесткие меры принуждения и наказания или, напротив,стремление защитить или изолировать от сверстников, дать отдохнуть от занятий.
Если депрессия выраженанесильно, она вполне может пройти самопроизвольно, без вмешательстваспециалистов. Главное, необходимо внимание к душевному состоянию ребенка. Самребенок не придет к взрослому с жалобами на душевный недуг. Он и привнимательном расспросе, как правило, не может сформулировать то, что егобеспокоит, а в лучшем случае, попытается объяснить свое состояние внешнимипричинами.
В любом случае, еслинеблагополучное, подавленное состояние затягивается больше, чем на две недели,даже если его причина кажется совершенно понятной и «естественной»,стоит обратиться к врачу. За видимой понятностью может скрываться болезненноесостояние, для выхода из которого необходима медикаментозная помощь. Иродители, и педагоги должны помнить, что чем раньше ребенку будет оказана этапомощь, тем легче он выйдет из болезненного состояния, тем меньше возможностинеблагоприятных последствий. Прямым мягким убеждением следует прививать ребенкумысль о том, что его состояние является болезненным и, следовательно, можетбыть излечено. Как показывает опыт, сам вопрос лечения является болезненным идля детей, и для родителей, поскольку детям кажется, что нужно прекратить надлительное время учебу, найти у себя соматическое заболевание, а взрослые недоверяют врачам. Переубеждение депрессивного ребенка требует времени,настойчивости, предельной корректности, а главное, активного эмоциональногосопереживания. Если не рассматривать случаи сложных драматических отношений вшколе, то наиболее предпочтительным для ребенка остается обучение в собственномклассе. При многолетнем совместном обучении сверстники, как правило, не тольконе обижают и не унижают одноклассника, но обычно опекают и защищают его.Прекращение обучения и воспитания недопустимо даже при тяжелых формахпсихических заболеваний. При упорстве и терпении родителей, внимательном и гибкомотношении педагогов, такие дети постепенно привыкают к коллективу, делаютуспехи в определенных областях знания, хорошо и даже отлично учатся. Желательнотакже активное участие самих детей в процессе выздоровления. И здесь, задачапедагогов и родителей заключается в том, чтобы помочь реализоваться природнымспособностям и интересам детей. При этом самым важным будет именно отношениеблизких взрослых: сочувствие, понимание страдания ребенка, умение в процессеобщения отвлечь его от тягостных мыслей и переключить на интересные емупроблемы. Такое общение станет необходимым фундаментом детского выздоровления.В когнитивно-бихевиористической терапии основным считается подход,разработанный А. Бек; кроме того, существует ряд методик, связанных снемедленным вмешательством, которые включают теорию социального научения,базирующуюся на моделировании, самоконтроле и разрешении проблемной ситуации;обучение самоинструктированию и рациональную эмоциональную терапию, а также ихразличные сочетания. В данных методиках, кроме указанных выше интервью иопросников, заполняемых как детьми, так и взрослыми (родителями и учителями), вкачестве критериев эффективности проводимых воздействий используются такиепоказатели, как соответствие положения тела (по направлению к другим), контактглаз, четкость проговаривания и эмоциональная окраска речи. В ролевых играхвнимание концентрируется на проблемах ребенка, когнитивная перестройканаправлена на обучение навыкам распознавания иррациональных мыслей и на умениерешать проблемы. Когнитивно-бихевиористическая терапия в целом связана свыработкой навыков самоконтроля, самоактуализации и управления ситуацией. Детиобучаются контролировать свои мысли, расслабляться, самостоятельно или в групперазрешать проблемные ситуации, влиять на свое настроение, наращиватьположительный потенциал своей деятельности, повышать самооценку, отрабатыватьболее адаптивный стиль поведения, анализировать отсроченные последствия тогоили иного типа поведения. По отдельности и в целом применение данных методиквоздействия на детей и подростков, страдающих депрессией, дает положительныерезультаты и обнадеживающий прогноз. Зачастую семейные проблемы являютсяпрямым источником детской депрессии, поэтому привлечение членов семьи ктерапевтическому воздействию оказалось и разумным, и успешным. Впервые семейнаятерапия в рамках детской депрессии была предложена К. Старком и его коллегами.1987 г. был крайне урожайным на попытки соединить когнитивно-бихевиористическиетехники с семейной терапией. В результате на свет появились образовательныекурсы, читаемые отдельно для детей и их родителей, системы терапевтическихвоздействий, направленных на семью и на школу. Курс «Преодолениедепрессии», разработанный П. Левинсоном и его коллегами, основывается напсихолого-образовательном подходе, включающем подачу информативных знаний иобучение следующим техникам: контроля за депрессивными настроениями черезрелаксацию, наращивания числа позитивных событий, блокировки негативных мыслей,эффективности общения, разрешения проблем, выработки социальных навыков.Системный интерперсональный подход к преодолению депрессии, предложенный И.Готлиб и К. Колби, представляет собой систему семейной терапии, учитывающуюинтрафизические (когнитивные) и интерперсональные факторы. Этот подход напоминаетнисходящее продолжение интерперсональной психотерапии, применяемой в семейномконтексте, и исходит из того, что, по крайней мере, частично депрессияобусловлена и развивается под воздействием семейных взаимоотношений. Крометого, депрессия зачастую выполняет некоторые внутрисемейные функции, вчастности, депрессивные проявления у ребенка могут снять или притушитьсупружеский конфликт между родителями. Системная интерперсональная терапия вцелом непродолжительна, действенно ориентирована и акцентирована на настоящем.В процессе психотерапии исследуются взаимодействия членов семьи, поддерживающиедепрессию, и фокус переносится с индивида, страдающего депрессией, на семью вцелом. Семейная психотерапия часто дополняется индивидуальной, где страдающему депрессиейразъясняется негативность собственного когнитивного стиля и воздействие егоповедения на других; кроме того, у него формируется потребность в увеличениичисла приятных видов деятельности, в которых он может принимать участие.
Небольшоечисло сравнительных исследований по оценке эффективностикогнитивно-бихевиористической терапии, включающей семейную терапию, показалообнадеживающие результаты и перспективность развития данного направления впреодолении депрессии. Таким образом, за последнее десятилетие сделан серьезныйшаг вперед в диагностике и лечении детской и подростковой депрессии, причем непоследнюю роль здесь сыграли и продолжают играть психологи.
Выводыпо Главе I
В первой главе былиобозначены теоретико-психологические основы проблемы депрессии у детей. Такжебыли обозначены задачи, цель исследования и т.д. Был проведен теоретическийанализ литературы как отечественной, так и зарубежной. И были проставленычеткие критерии, способы проявления, причины, а также способы преодолениядепрессий.
Депрессия у ребенкавсегда «маскирована»: это и тревожность, и школьная неуспеваемость, инарушения отношений со сверстниками, и беспокойство за свое здоровье, и страхза близких. Именно «маскированность», атипичность является наиболеехарактерной чертой детской депрессии. Педагоги и родители должны знать, чтодепрессивные состояния почти всегда протекают с жалобами на нездоровье. Вдошкольном возрасте на первый план обычно выступают изменения в состоянииздоровья, а вместе с этим могут проявляться и типичные депрессивные признаки:тихий голос, печальное выражение лица, скупая мимика, старческая походка.
У младших школьниковболее заметны: замкнутость, безразличие, потеря интереса к играм, школьнымзанятиям, тоскливое настроение. Но обычно до 12-13 лет от ребенка редко можноуслышать жалобу на «печаль» или «тоску».
Депрессиядошкольного и раннего школьного (до 10 лет) возраста наиболее трудна длядиагностики. Она выражается, в основном, в соматовегетативных и двигательныхнарушениях. В одних случаях преобладают вялость, пассивность, апатия, в других- тревога, беспокойство. Наблюдаются расстройства сна, аппетита, энурез,энкопрез, сенестопатии, жалобы на неопределенные боли в разных органах.Депрессивность проявляется в страдальческом выражении лица, тихом голосе. Онастроении эти дети говорят, что оно плохое, но не уточняют его, четкихдепрессивных высказываний нет; в семье они бывают грубы, агрессивны,непослушны, что уводит мысль от диагноза депрессии. Таким образом, самадепрессия маскируется детскими капризами и соматическими жалобами. Проблемалечения депрессии обычно рассматривается в рамках трех подходов к воздействиюна симптоматику, оказавшихся наиболее успешными, по мнению специалистов:антидепрессантное медикаментозное лечение, Когнитивно-бихевиористическаятерапия и интерперсональная терапия. В связи с тем, что лечение депрессии удетей является относительно молодым направлением в науке и практике, напрямуюотражающим методы, применяемые у взрослых, то система воздействий на данноенарушение в детстве не отличается ни разнообразием, ни уникальностью.Приемлемость и эффективность методов лечения депрессии, используемых в детскойпсихологии и психиатрии, еще только начинает исследоваться.
ГлаваIIОрганизацияисследования
Теоретическаяподготовка исследования
Сцелью определения вида и характера депрессии был обследован 9 «А» класс СОШ № 1с. В. Татышлы (база исследования) по следующим методикам:тест для определения депрессии по MariaKovacs, шкала Гамильтона дляоценки депрессии, самодиагностический контрольный перечень. В классе учатся 10учеников. Интерпретация результатов исследования будет представлена в следующейглаве.
Описаниеметодики №1
тестдля определения депрессии по MariaKovacs
Разработанный MariaKovacs (1992) иадаптированный сотрудниками лаборатории клинической психологии и психиатрии НИИпсихологии, позволяет определить количественные показатели спектра депрессивныхсимптомов – сниженного настроения, гедонистической способности, вегетативныхфункций, самооценки, межличностного поведения. Тест представляет собойсамооценочную шкалу из 27 пунктов для детей и подростков от 7 до 17 лет.
Надежно различает людейи подростков с психиатрическим диагнозом «большая депрессия» от другихпсихопатологических состояний и здоровых учащихся школы. Чувствителен кдинамике депрессивных расстройств с течением времени, дает каждый показательглубинны депрессии. Опросник был переведен на многие языки (помимооригинального английского), и по этому может применяться для обследования детейразличных культур.
В сравнении с другимиинструментами, измеряющими депрессию у детей, требует минимальных навыков вчтении. Дает количественные показатели спектра депрессивных симптомов –сниженного настроения, гедонистической способности, вегетативных функций, самооценки,межличностного поведения.
Ряд пунктов тестируетпоследствия депрессии, специфичные для детей (например, для школы).
Каждый пункт содержиттри варианта, соответственно кодируемых как 0, 1 или 2, показатели прямопропорциональны глубине депрессии.
Ребенок должен выбратьодно из трех значений по каждому пункты шкалы на основе последних двух недель.
Общий нормальныйпоказатель по CDIможетварьировать от 0 до 54, 50 – это критическое значение, после которого глубинасимптоматики возрастает. Интерпретация должна основываться на анализе ответовна отдельные показатели, факторных показателях и значениях, а также интеграцииданных теста с дополнительной информацией – клинической беседы с ребенком ипрямым наблюдением за его поведением.
Опросник легко предъявлятьи обсчитывать. Его заполнение требует не более 15 минут. Особенно ценен вситуациях, где требуется быстрая и алгоритмизированная оценка проблем ребенка.
Предъявление
Попросите ребенказаписать свое имя или запишите сами. Убедитесь в том, что ребенок полностьюпонял содержание опросника и инструкцию – тщательно и полно оценит, как он себячувствовал в течении последних двух недель. Для маленьких детей и для детей струдностями в течении проведения диагностики необходимо зачитать какинструкцию, так и каждый пункт шкал.
Шкала А (негативноенастроение п. п. 1, 6, 8, 10, 11, 13) – общее снижения настроения негативнаяоценка собственной эффективности в целом, постоянное ожидание неприятностей,склонность к плаксивости, повышенный уровень тревожности.
Шкала В (межличностныепроблемы п. п. 5, 12, 26, 27) – идентификация себя с ролью плохого, агрессивноеповедение, высокий негативизм непослушание.
Шкала С(неэффективность п. п. 3, 15, 23, 24) – высокий уровень убеждениянеэффективности в школе.
Шкала D(ангедония п. п. 4, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 ) – высокий уровеньистощаемости, наличие чувства одиночества.
Шкала Е (негативнаясамооценка п. п. 2, 7, 9, 14, 25 ) – негативная оценка собственнойнеэффективности наличие суицидальных мыслей.
Подсчет общего показателя:эта сумма баллов выбранных ребенком вариантов ответов по всем пунктам теста. Покаждой шкале теста также подсчитывается балл.
Затем с помощьюспециальной таблицы последующие показатели, для этого нужно знать возраст и полребенка (таблица)Суммарный показатель Интерпретация Свыше 70 Очень значительно превышает средний балл 66-70 Значительно выше среднего 61-65 Выше среднего 56-60 Чуть выше среднего 45-55 Средний 40-45 Чуть ниже среднего 35-39 Ниже среднего 30-34 Много ниже среднего Ниже 30 Значительно ниже среднего
Опросник№ Содержание вопроса Баллы шкала 1 Мне никогда не грустно A Я часто бываю грустный 1 Мне всегда грустно 2 2 У меня никогда ничего не получается 2 E Я редко бываю уверен что у меня что ниб. пол. 1 У меня все получается хорошо 3 Я практически все делаю хорошо C Я многое делаю не так 1 Я все делаю неправильно 2 4 Многое приносит мне удовольствие D Кое что доставляет мне радость 1 Меня ничто не радует 2 5 Я всегда плохой 2 B Я часто бываю плохим 1 Я редко бываю плохим 6 Я редко думаю что со мной случится плохое A Я беспокоюсь об этом 1 Я уверен что со мной произойдет что то ужасное 2 7 Я ненавижу себя 2 E Я не люблю себя 1 Я себе нравлюсь 8 Все плохое происходит из – за моих ошибок 2 A Много плохое происходит … 1 Плохое происходит не из – за меня 9 Я не думаю о суициде E Я думаю о суициде, но не смогу 1 Я хочу убить себя 2 10 Я плачу каждый день 2 A Я часто плачу 1 Я плачу редко 11 Я все время беспокоюсь 2 A Я часто испытываю беспокойство 1 Я редко испытываю 12 Мне нравится общаться B Мне не нравится общаться 1 Мне совсем не хочется общаться 2 13 Я не могу решится но многое 2 A Мне трудно на многое решиться 1 Я легко принимаю решения 14 Я выгляжу хорошо 2 E Кое что в моем облике меня не устраивает 1 Я выгляжу уродливо 15 Я себя заставляю все время делать шк. задания 2 C Я часто себя заставляю делать шк. задания 1 Для меня это не проблема 16 Я плохо сплю кажд. Ночь 2 D Я часто сплю плохо 1 Я сплю очень хорошо 17 Я редко устаю D Я часто устаю 1 Я все время чувствую себя устало 2 18 В большинстве случаев не хочу есть 2 D Я часто не хочу есть 1 Я ем очень хорошо 19 Меня не беспокоят боли D Меня часто беспокоят боли 1 Меня все время беспокоят боли 2 20 Я не чувствую себя одиноким D Я часто чувствую себя одиноким 1 Я всегда чувствую себя одиноким 2 21 Школа никогда не приносит мне удовольствие 2 D Школа иногда приносит мне удовольствие 1 Школа часто радует меня 22 У меня много друзей D У меня есть друзья, но мне хотелось бы больше 1 У меня их нет 2 23 С моей учебой все в порядке B Я учусь не так хорошо, как прежде 1 Сейчас у меня плохие отметки по тем предметам которые раньше хорошо шли или 2 24 Я никогда не стану таким хорошим как др. реб. 2 C Если я захочу то смогу стать хорошим как др. 1 Я такой же хороший как др. реб. 25 Меня никто по настоящему не любит 2 E Я не уверен в том что меня кто ни будь любит 1 Я уверен в том что меня любят 26 Обычно я делаю то что мне сказали B Как правило я не делаю того что мне говорят 1 Я никогда не делаю того что меня просят сделать 2 27 Я чувствую себя одиноким с людьми 2 B Я часто радуюсь 1 Я все время радуюсь
Таблица перевода суммыбаллов
в Т – показатели (пошкалам и общий) Общий бал A B C D E Т пок-ль м д м д м д м д м д м д м д м д М д м д м д м д 7-12 7-12 13-17 13-17 7-12 7-12 13-17 13-17 7-12 7-12 13-17 13-17 7-12 7-12 13-17 13-17 7-12 7-12 13-17 13-17 7-12 7-12 13-17 13-17 100 48 53 41 12 12 5 6 16 10 99 47 44 52 12 8 16 98 46 43 51 12 8 5 8 97 50 39 11 15 16 96 45 42 11 95 44 41 49 38 8 5 8 10 9 94 43 40 48 11 12 15 16 10 93 47 37 15 92 42 39 46 36 10 7 14 91 41 38 45 10 10 90 40 35 14 15 9 89 37 44 34 10 11 4 7 14 8 88 39 36 43 7 13 9 87 38 35 42 33 8 14 86 37 41 32 9 13 9 85 34 40 9 10 6 13 84 36 33 31 9 4 12 8 83 35 39 4 12 8 82 32 38 30 6 12 81 34 31 37 29 8 7 6 11 8 80 33 36 8 9 8 8 12 79 32 30 35 28 8 11 7 78 29 27 5 3 11 7 77 31 28 34 10 76 30 33 26 8 11 7 6 75 29 27 32 7 7 5 7 6 10 74 26 31 25 7 3 7 5 10 73 27 30 24 9 10 6 72 28 25 6 71 26 24 29 23 7 4 9 9 6 70 23 28 22 6 6 6 5 5 69 25 27 6 4 6 8 9 68 24 22 26 21 5 67 23 21 2 8 8 5 66 25 20 6 4 8 65 22 20 24 19 7 5 64 21 19 23 5 5 5 3 2 5 4 5 7 4 63 20 18 22 18 3 7 62 21 17 5 7 4 4 61 19 17 6 60 18 16 20 16 6 6 4 59 19 4 4 4 4 3 58 17 15 18 15 3 4 5 6 3 57 16 14 17 14 4 2 3 56 15 13 16 1 2 5 5 3 55 13 5 3 54 14 12 15 12 3 3 3 1 3 4 53 13 11 14 3 3 52 12 13 11 2 2 4 4 2 51 10 12 4 2 2 50 11 9 11 2 1 3 2 49 10 8 9 2 1 2 3 48 9 10 2 2 2 3 3 47 7 9 8 1 46 8 6 8 7 2 1 1 45 7 7 1 1 2 2 1 1 44 6 5 6 6 1 1 1 2 43 4 1 42 5 3 5 5 1 1 41 4 4 4 1 1 1 40 2 3 39 3 1 2 3 38 2 2 37 1 1 36 1 35 34
Описание методики №2
Шкала Гамильтона для оценки депрессии
(адаптированный вариант)
1.Депрессивное настроение (подавленность, безнадежность, беспомощность, чувствособственной малоценности).
0- отсутствие
1- выражение указанного чувства только при прямом вопросе
2- высказывается в жалобах спонтанно
3- определяется не вербальным выражением, а посредством наблюдения: мимика,поза, голос, плаксивость
4- выражаются только эти чувства, как в спонтанных высказываниях, так иневербально
2.Чувство вины
0- отсутствует
1- самоуничтожение; считает, что подвел других
2- идеи собственной виновности или мучительные размышления о прошлых ошибках илигреха
3- настоящее заболевание расценивается как наказание; бредовые идеи виновности
4- вербальные галлюцинации обвиняющего и осуждающего содержания и/или зрительныегаллюцинации угрожающего содержания
3.Суицидальные намерения
0- отсутствует
1- чувство, что жить не стоит
2- желание смерти или какие-либо мысли о возможности собственной смерти
3- суицидальные высказывания или жесты
4- суицидальные попытки (любая серьезная попытка оценивается как «4»
4.Ранние нарушения сна
0- отсутствие затруднений при засыпании
1- жалобы на эпизодические затруднения при засыпании (дольше, чем 0,5 часа)
2- жалобы на невозможность заснуть каждую ночь
5.Средние нарушения сна
0- отсутствует
1- жалобы на беспокойный сон в течение всей ночи
2- многократные пробуждения в течение ночи — любой подъем с постели оцениваетсякак «2» (исключая физиологические потребности)
6.Поздние нарушения сна
0- отсутствует
1- раннее пробуждение утром с последующим повторным засыпанием
2- окончательное раннее пробуждение
7.Работоспособность и активность
0- отсутствие трудностей
1- мысли и ощущение недееспособности, чувство усталости и слабости, связанное сдеятельностью: работа или хобби
2- утрата интереса к деятельности: работе или хобби — выраженная непосредственнов жалобах или опосредованно через апатичность и нерешительность (чувствопотребности в дополнительном усилии приступить к работе или проявитьактивность)
3- уменьшение реального времени проявления активности или снижениепродуктивности. В условиях стационара оценка «3» выставляется, если активностьпациента проявляется в течение не менее трех часов в день (работа в стационареили хобби)
4- отказ от работы вследствие настоящего заболевания; в стационаре оценка «4»выставляется, если пациент вообще не проявляет активности или даже несправляется с рутинной бытовой деятельностью без посторонней помощи
8.Заторможенность (замедленность мышления и речи, нарушение способностиконцентрировать внимание, снижение моторной активности)
0- нормальная речь и мышление
1- легкая заторможенность в беседе
2— заметная заторможенность в беседе
3- выражение затруднения при проведении опроса
4- постоянное перебирание руками, обкусывание ногтей, выдергивание волос,покусывание губ
9.Ажитация (тревожное возбуждение)
0- отсутствие
1- беспокойство
2- беспокойные движения руками, теребление волос и пр.
3- подвижность, неусидчивость
4- постоянное перебирание руками, обкусывание ногтей, выдергивание волос,покусывание губ
10.Психические тревоги
0- отсутствие
1- субъективное напряжение и раздражительность
2- беспокойство по незначительным поводам
3- тревога, отражающаяся в выражении лица и речи
4- страх, выражаемый и без расспроса
11.Соматическая тревога
0- отсутствие
1- слабая
2- средняя
3- сильная
4- крайне сильная
12.Желудочно-кишечные соматические симптомы
0- отсутствие
1- утрата аппетита, но с приемом пищи без сильного принуждения; чувство тяжестив животе
2- прием пищи только с упорным принуждением; потребность в слабительныхсредствах или препаратах для купирования гастроинтестинальных симптомов
13.Общие соматические симптомы
0- отсутствие
1- тяжесть в конечностях, спине или голове; боли в спине, голове, мышечные боли;чувство утраты энергии или упадка сил
2- любые резко выраженные симптомы
14.Ипохондрия
0- отсутствие
1- поглощенность собой (телесно)
2- чрезмерная озабоченность здоровьем
3- частые жалобы, просьбы о помощи и пр.
4- ипохондрический бред
15.Потеря в весе (оценивается либо пункт А, либо В)
А.По данным анамнеза:
0- отсутствие потери веса
1- вероятная потеря в весе в связи с настоящим заболеванием
2- явная (со слов пациента) потеря в весе
3– неподдающаяся оценке
Б.Если изменения в весе имеют место еженедельно и регистрируются в настоящеевремя
0- потеря веса менее 2 кг в неделю
1- более 2 кг в неделю
2- более 4 кг в неделю
3- неподдающаяся оценке
17.Критичность отношения к болезни
0- осознание, что болен депрессией или каким-либо заболеванием
1- осознание болезненности состояния, но отнесение этого за счет плохой пищи,климата, переутомления на работе, вирусной инфекции, потребности в отдыхе и пр.
2- полное отсутствие сознания болезни
Критериитяжести депрессии по шкале Гамильтона:
—легкая депрессия: 12—18 баллов
—умеренная депрессия: 19-29 баллов
—тяжелая депрессия: более 30 баллов,
Описание методики №3
Самодиагностический контрольный перечень
1.
(0)Я не испытываю чувства грусти
(1)Временами мне бывает грустно
(2)У меня бывают моменты, когда я испытываю сильное чувство грусти и отчаяния
(3)Я повседневно испытываю сильное чувство грусти и отчаяния
2.
(0)Я активен(вна), и мне хочется работать
(1)Временами мне трудно начать что-то делать
(2)Мне часто ничего не хочется делать, я в состоянии
(3)Я не могу заставить себя начать что-то делать
3.
(0)Сейчас я не более раздражителен(льна), чем обычно
(1)Я раздражаюсь значительно быстрее, чем обычно
(2)Я почти все время испытываю раздражение
(3)У меня не осталось никаких эмоций, мне все безразлично
4.
(0)Я не чувствую себя подавленным(ной), когда появляются неприятные переживания
(1)Я временами чувствую себя подавленным(ной) из-за своих внутренних переживаний
(2)Я часто чувствую себя очень подавленным(ной) из-за своих внутренних переживаний
(3)Я часто чего-то боюсь и паникую без видимых на то причин
5.
(0)Я хорошего мнения о себе и чувствую себя уверенно
(1)Иногда я сомневаюсь в себе и чувствую себя неуверенно
(2)Я часто считаю себя хуже других, чувствую себя неполноценным(ной), и мне нехватает уверенности в себе
(3)Почти все время я чувствую себя совершенно ни на что не способным человеком
6.
(0)Я не чувствую себя виноватым(той)
(1)Довольно часто я чувствую себя виноватым(той)
(2)Почти всегда я чувствую себя виноватым(той)
(3)Я всегда чувствую себя виноватым(той)
7.
(0)Я плачу не больше, чем обычно
(1)Иногда у меня бывают моменты, когда мне хочется плакать
(2)У меня очень часто бывают моменты, когда мне хочется плакать
(3)Я много плачу, и мне все время хочется плакать
8.
(0)Вообще говоря, я оптимистично думаю о своей жизни и о будущем
(1)Я иногда бываю настроен(а) пессимистично
(2)У меня часто бывает пессимистическое настроение
(3)Все в жизни мне кажется плохим, и нет надежды на будущее
9.
(0)Я сплю так же, как обычно
(1)Иногда я сплю не очень хорошо
(2)Я часто просыпаюсь среди ночи и потом сплю очень плохо
(3)Я очень часто просыпаюсь среди ночи и потом не могу уснуть
10.
(0)Я не потерял(а) интереса к жизни
(1)Я не могу наслаждаться жизнью так, как раньше
(2)Я почти совсем не могу наслаждаться жизнью. (У меня очень редко появляетсяжелание радоваться жизни)
(3)Я совершенно не чувствую радости жизни
11.
(0)Мой аппетит не изменился
(1)У меня аппетит стал немного лучше / хуже, но вес не изменился
(2)У меня аппетит стал лучше / хуже, что привело к небольшим изменениям в весе
(3)У меня аппетит стал намного лучше / хуже, что привело к значительным изменениямв весе
12.
(0)Я энергичен(чна), как всегда
(1)Я иногда чувствую себя утомленным(ной) и обессиленным(ной) в течение дня
(2)Я часто чувствую себя утомленным(ной) и обессиленным(ной) в течение дня
(3)Я всегда чувствую себя утомленным (ной) и обессиленным(ной) в течение дня
13.
(0)Я такой(кая) же, как все. Я не считаю себя хуже Других
(1)Я жестко критикую себя за свои слабости или ошибки
(2)Я считаю, что многие неприятные события произошли по моей вине
(3)Я считаю, что все неприятные события произошли только по моей вине
Подсчетбаллов и оценка результатов
Дляподсчета баллов сложите номера выбранных вами ответов из всех 14 пунктовданного перечня. / (0), (1), (2), (3) /. Если вы получили в сумме до 18 тодепрессии нет, 19 – 35 средняя тяжесть, от 36 и более — тяжелая депрессия.Необходимо учесть, что эта шкала не диагностирует клиническую депрессию — онаможет быть использована только как способ периодических наблюдений заизменениями вашего эмоционального состояния.
Приколичестве баллов менее 15, если вы чувствуете эмоциональный дистресс инаблюдаете функциональные нарушения, то вам стоит посоветоваться с врачом.
ГлаваIIIИнтерпретациярезультатов по методикам
Результатыметодики №1
В ходе проведения этойметодики важно отметить, что бы дети вели себя расслаблено и отвечали безособых затруднений если ребенок затрудняется ответить на какой либо пунктметодики, то следует ему задавать наводящие вопросы, или привести какую либожизненную ситуацию: «Как бы ты поступил …?» Из 10детей затруднялось 3 ребенка,но они могли сориентироваться уже после одного двух наводящих вопросов. Такжебывали случаи, когда дети просто не понимали терминологию или просто непонимали смысл вопроса.
В ходе проведенияметодики выяснились следующие результаты (представлены ниже в таблице)Испытуемый A B C D E
Абдулин 96 95 88 86 86
Антропов - 63 42 41 -
Барбашева - - - - -
Ведякина 70 100 66 82 71
Габдулина 48 - - 41 -
Галин 80 83 58 80 65
Давлетбаева - - - - -
Еникеев 44 - - - -
Елизарьев 62 67 48 41 55
Кирьянов - - - 41 -
Анализ результатовметодики (по общим показателям что) показал что в этой группе из десяти человекс ярко выраженными симптомами фигурирует 3 человека, со средней тяжестью – 2,ниже среднего-2, без проявления признаков депрессии – 3 человека.
Если же затронуть темуанализа по шкалам, то можно говорить о четком рисунке характера депрессии.
Шкала А (общее снижениянастроения негативная оценка собственной эффективности в целом, постоянноеожидание неприятностей, склонность к плаксивости, повышенный уровеньтревожности) 3 – высокий уровень, 1 – выше среднего, 1 – средний, 1 – нижесреднего, у четверых без ярко выраженных признаков.
Шкала В (идентификациясебя с ролью плохого, агрессивное поведение, высокий негативизм непослушание) 3– высокий уровень, 1 – выше среднего, 1 – средний, у пятерых не выражено.
Шкала С (высокийуровень убеждения неэффективности в школе) 1 – высокий уровень, 2 – вышесреднего, 1 – средний, 1 – чуть ниже среднего, у пятерых не выражено.
Шкала D (высокийуровень истощаемости, наличие чувства одиночества) 3 – высокий уровень, 4 –чуть выше среднего, 3 – без признаков.
Шкала Е (негативнаяоценка собственной неэффективности наличие суицидальных мыслей) 2- высокийуровень, 1- выше среднего, 1 средний, 6 – не выражено.
Примечание: Подсчетобщего показателя: эта сумма баллов выбранных ребенком вариантов ответов повсем пунктам теста. По каждой шкале теста также подсчитывается балл.
Затем с помощьюспециальной таблицы последующие показатели, для этого нужно знать возраст и полребенка (таблица). Чувствителен к динамике депрессивных расстройств с течениемвремени, дает каждый показатель глубинны депрессии.
Результатыметодики №2
Интерпретациярезультатов методики по шкале наблюдения Гамильтона. Методика основывается навизуальном контакте с испытуемым. Проводилась при непосредственном наблюдении,беседы с испытуемым. Результаты методики представлены в ниже следующей таблице.Испытуемый Количество баллов Уровень Абдулин 39 Высокий Антропов 23 Средний Барбашева 14 Низкий Ведякина 31 Средний Габдулина 12 Низкий Галин 32 Средний Давлетбаева 19 Низкий Еникеев - Не выражено Елизарьев 17 Низкий Кирьянов - Не выражено
Прианализе видно, что 1 – высокий уровень, 3 – средний, 4 – низкий уровень, 2 – невыражено. При обследовании возникли некоторые трудности в общении с однимучеником. Вел себя вяло, не охотно отвечал на вопросы. Он и представляет одинвысокий уровень депрессии.
Несмотряна в целом позитивную оценку анализов этих методик, нужно продолжать собиратьинформацию относительно их депрессий, выяснить воздействие разных факторов,разработать специальные приемы преодоления.
Результатыметодики №3
Таблица анализарезультатов методики № 3Испытуемый Количество баллов Уровень Абдулин 40 Высокий Антропов 22 Средний Барбашева 8 Низкий Ведякина 31 Средний Габдулина 12 Низкий Галин 17 Средний Давлетбаева 3 Низкий Еникеев 7 Не выражено Елизарьев 21 Низкий Кирьянов 4 Не выражено
Важно отметить что,наблюдая за учащимися данной группы, можно отметить, что это очень живые,непоседливые дети. На уроках они ни минуты не сидят спокойно, меняют позу,вертят, что-либо в руках, разговаривают с соседом по парте, нетерпеливо тянутруку. У них быстрая походка,быстрый темп речи. Они очень впечатлительны, легко увлекаются, рассказываютоживленно и с увлечением. На уроках откликаются живо на каждый новый факт.Живое, подвижное, выразительное лицо; мимика богатая, подвижная выразительная.По их лицу легко можно угадать, какое у них настроение, каково отношение кданному предмету или человеку. В ходе исследования выяснилось и некотороенесоответствие реального состояния практики и теории.
Наблюдая за одной изиспытуемых, можно сказать, что именно одна из выше перечисленных причин далатакой результат, т.к. явно высокая степень ригидности, что проявляется в ееповедении.
Гульсум Д. трудноприспосабливается к новым условиям, требованиям, обстановке. Всегда сидит заодной и той же партой (хотя это и не строгое требование учителя). Когда ееместо занимает кто-то из одноклассников, она просит его уступить, обижается, готова расплакаться. Струдом переходит от одного вида деятельности к другому. С трудом берется зачто-то новое незнакомое. Выполнение любого задания требует у нее подготовки ираздумий. В данном классе учится с 1-го класса, однако, имеет одну близкуюподругу, с которой вместе сидит, ходит домой.
Например, Эльза Б.получив двойку, готова расплакаться, с трудом сдерживает себя. После урока, наперемене сидит, опустив голову, и долго не может успокоиться.
Шамиль Е. постоянноперебивает учителя, выкрикивает, нетерпеливо, тянет руку. Отвечает частоневпопад, после чего раздражается, теряет самообладание. Долго расстраивается ипереживает, оказавшись в глупом положении перед классом. Все замечания и шуткипринимает на личный счет, обижается.
Изменяется состояние иповедение учеников и при какой-либо «угрозе». На обычном уроке вспокойном состоянии они слушают учителя. Когда же учитель объявляет окакой-нибудь контрольной работе, они начинают беспокоиться, ухудшаете ихвнимание. Они теряют уверенность в своих силах, возможностях, занижаютсобственные способности. Например, Максим К. когда учитель дает задачу длясамостоятельного решения, но не на оценку, углубляется в решение, работаетспокойно и сосредоточенно над задачей. При выполнении же контрольной работы,зная об «угрозе» отметки, теряется, начинает беспокоиться, спрашиваету соседа, который учится намного хуже нее, т.е. при малейшей «угрозе»у нее возникает неуверенность в — своих силах. Элина Г., получив тетрадь сконтрольной работой, открывает ее не сразу, а перелистывает по странице, затемотворачивается в сторону, спустя некоторое время, нерешительно смотрит втетрадь. Увидев там 5, облегченно вздыхает.
Таким образом, можно заключить,что для депрессивных детей характерно то, что они глубоко переживают неудачи иошибки, причем относят их на свой счет. Озабочены, самоунижены, недовольнысобой. Однако, любое задание учителя или поручение выполняют с особойтщательностью добросовестностью, аккуратностью, вниманием к деталям.
Общиерезультаты по методикам
Вцелом общие результаты совпадают между собой.
По методикам видныследующие результаты. По первой методике (по общимпоказателям что) показал, что в этой группе из десяти человек с ярковыраженными симптомами фигурирует 3 человека, со средней тяжестью – 2, нижесреднего-2, без проявления признаков депрессии – 3 человека.
Повторой методике при анализе видно, что 1 – высокий уровень, 3 – средний, 4 –низкий уровень, 2 – не выражено. При обследовании возникли некоторые трудностив общении с одним учеником. Важно отметить что, наблюдая за учащимися даннойгруппы, можно отметить, что это очень живые, непоседливые дети. На уроках они ниминуты не сидят спокойно, меняют позу, вертят, что-либо в руках, разговариваютс соседом по парте, нетерпеливо тянут руку.У них быстрая походка, быстрый темп речи. Они очень впечатлительны,легко увлекаются, рассказывают оживленно и с увлечением. На уроках откликаютсяживо на каждый новый факт. Живое, подвижное, выразительное лицо; мимикабогатая, подвижная выразительная. По их лицу легко можно угадать, какое у нихнастроение, каково отношение к данному предмету или человеку.
Подробный анализпредставлен в нижеследующей таблицеИспытуемый Опросник по Maria Kovac Шкала Гамильтона Самодиагностический опросник Абдулин 92 39 40 Антропов 46 23 22 Барбашева 30 14 8 Ведякина 90 31 31 Габдулина 39 12 12 Галин 71 32 17 Давлетбаева 30 19 3 Еникеев 37 - 7 Елизарьев 54 17 21 Кирьянов 30 - 4
Выводы поГлаве III
1) Существуютвозрастные особенности депрессии, то есть в каждом возрасте существует свояспецифика активности и эмоциональности.
2) В школьномвозрасте наблюдаются следующие особенности депрессий:
· В среднемшкольном возрасте дети обладают более слабой, чем в более старшем возрасте,нервной системой;
· Слабость проявляется,прежде всего, в малой выносливости нервной системы, быстром утомлении и легкомвозникновении
· Показателемслабости является также сильно развитое индуктивное (внешнее) торможение.
· Пониженнойработоспособности (выносливости) сопутствует пониженная раздражительность
· Многие исследованияпоказывают, что именно к среднего школьного возраста исчезают большие различияв работоспособности нервной системы между детьми и взрослыми.
Но на фоне возрастных особенностей уребенка обнаруживаются и такие черты, которые говорят о выраженности ихарактере его депрессии
Психолого-педагогическиерекомендации по преодолению депрессии
Как помочь подросткам вэмоциональном плане? Прежде всего, надо постоянно помнить, что подростки —эмоционально ещё дети, находящиеся в переходном периоде своего развития. Этоеще не взрослые, пусть и молодые. Их потребности, в первую очередьэмоциональные, по-прежнему такие же, как и у детей. Одна из наиболеераспространённых ошибок родителей, учителей и других взрослых — рассматриватьподростков как полноправных взрослых членов общества. Многие люди, работающиес подростками по долгу своей службы, пренебрегают их детскими эмоциональнымипотребностями. Что же подросткам действительно необходимо? Чтобы их любилибезоговорочно и принимали такими, какие они есть, чтобы за ними ухаживали,чтобы с ними были ласковы, но при этом уважали, принимали всерьёз. Очень важно,чтобы сами подростки ощущали заботу и любовь окружающих.
Взрослые,предпочитающие приказной тон в своих отношениях с детьми, уверенные, что ихтребования не подлежат никаким обсуждениям и должны неукоснительно исполняться,по мнению английских психологов, сильно рискуют здоровьем детей. В результатетакого сурового воспитания дети становятся зажатыми и замкнутыми, частоконцентрируются на отрицательных эмоциях, склонны к депрессии. Во взрослойжизни они подвержены гораздо большему риску возникновения хроническихзаболеваний (в первую очередь сердечнососудистых) по сравнению с теми детьми,которые росли в атмосфере нежности и доверия.
У подростков делаобстоят не лучше. Как мы знаем, подростковый период — это период половогосозревания, когда потребность во всех питательных веществах значительновозрастает. Обратите внимание на следующие данные:
• Мясо способствуеткальциевому дефициту, а используют в пищу его 66,3% подростков. Поэтомумясоедам нужно больше молочнокислых продуктов и биологически активных пищевыхдобавок, содержащих кальций.
• 77% подростковпредпочитают бисквиты, сладости и шоколад.
• Только 44,2%подростков едят зелёные и корневые овощи 4-6 раз в неделю.
• 73,4% подростковпитаются вне дома 4-6 раз в неделю и в основном употребляют так называемую«пищу быстрого приготовления», в которой очень мало ценных питательных веществ.
• У физически активныхподростков энергетические затраты гораздо выше, чем у тех, кто ведёт сидячийобраз жизни. К сожалению, следят за своим питанием только те подростки, ктозаботится о своей внешности, или молодые спортсмены, стремящиеся за счёт болеекачественного питания улучшить свои спортивные достижения.
каковы потребностиподростков в витаминах?
• Витамин С — до двухграммов в день (не чисто синтетическая аскорбиновая кислота, а натуральныйисточник витамина С, который содержит биофлаваноиды, без которых витамин С неусваивается как следует).
• Витамин В-6 в формепиридоксина или пиридоксаль фосфата (дозы дробить и увеличивать постепенно).
• Комплексмикроэлементов, содержащих цинк и марганец.
• Кальциевый комплекс,где кальций сочетается с магнием, цинком, хромом, бором и витамином Д-3,
• Кодированная соль илитаблетки прессованной морской капусты или ламинарии.
• Девочки, которые вподростковом возрасте почти не едят мяса, должны принимать комплексполивитаминов и микроэлементов, содержащих, в частности, железо, чтобыпредотвратить анемию, и важный микроэлемент молибден, который помогаетсбалансировать рост костей в период полового созревания.
Заключение
Итак,депрессия — это аффективное состояние, которое характеризуется негативнымэмоциональным фоном, изменениями в мотивационной, когнитивных представлений иобщей сенсивностью поведения. Субъективно человек испытывает, прежде всего, тяжелые,мучительные эмоции и переживания — подавленность, тоску, отчаяние. Влечения,мотивы, волевая активность резко снижены. Характерны мысли о собственнойответственности за разнообразные неприятные, тяжелые события, происшедшие вжизни человека или его близких. Чувство вины за события прошлого и ощущениебеспомощности перед жизненными трудностями сочетаются с чувствомбесперспективности. Самооценка резко снижена. Изменяется восприятие времени,которое течет мучительно долго. В состоянии депрессии характерны замедленность,безынициативность, быстрая утомляемость; это приводит к резкому падениюпродуктивности. В тяжелых, длительных состояниях депрессии возможны попыткисамоубийства.
Различаются:
1)функциональные состояния депрессии, возможные у здоровых людей в рамкахнормального психического функционирования;
2)депрессия патологическая — один из основных психиатрических синдромов.
Нарушения вэмоциональной и соответственно физической сфере у подростка могут возникнутьиз-за самых различных стрессов, характерных именно для этого возраста:экзамены, переход в другую школу, первая любовь, конфликты в школе — дляподростка всё это крайне серьёзно, хотя взрослым эти проблемы зачастую кажутся«ерундой». Не забывайте, пожалуйста, что жизнь ребёнка — это «драма», каксчитал педагог Януш Корчак, а в нашей стране, особенно в горячих точках, — этои трагедия.
Я. Корчак писал: «Но иу взрослого много таких минут, когда ему тоскливо без матери, без отца, когдаему кажется, что только родители могли бы его выслушать, посоветовать, помочь,а если надо, то и простить и пожалеть. Значит, и взрослый может чувствоватьсебя сиротой.
Плохая успеваемость,задержка полового созревания или, наоборот, чрезмерно ранняя сексуальнаяактивность, подростковая депрессия, склонность к правонарушениям, дажеаллергические симптомы могут быть вызваны тем, что организм подростка физическине справляется с чрезмерными стрессами, истощающими внутренние резервыорганизма. Стрессовой ситуацией для подростка может быть первая любовь, потерядевственности, ощущение паники при сексуальных покушениях лиц одного пола,отъезд из дома при поступлении в колледж или институт, жизнь в общежитии. Армия— тоже невероятно сильный стрессовый фактор: не привыкшие к стрессовымситуациям и слишком заласканные маменькины сынки способны даже на самоубийство.
Многим взрослым труднопредугадать и обнаружить стресс в своей жизни, что уж говорить о подростках. Новсё-таки, если возможно, надо обойти стрессовые ситуации или хотя бы сгладитьстресс и всегда быть на стороне своих детей.
Любите подростков,смотрите на них с нежностью, уделяйте им больше внимания, спрашивайте их,разговаривайте с ними, слушайте их внимательно и сосредоточенно, заботьтесь оних, кормите их здоровой пищей и постоянно с самого детства давайте имвитамины, а они, когда вырастут и заведут свою семью, понесут эту нелёгкуюэстафету безоговорочной родительской любви к детям — дальше!
Список используемой литературы:
1. ИовчукН. М. Психология эмоций М. 1999.
2. АлександровскийЮ. А. Глазами психиатра. М., 1977.
3. БуяновМ.И. Беседы о психиатрии.- М.: Просвещение, 1986-208с.
4. АкимоваМ. К. Психологическая диагностика Спб. 2005
5. БогдановичЛ. А. Записки психиатра. М., 1956.
6. ГарбузовВ. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1977.
7. ЖуравлевД. Причины депрессии в школе // Народное образование.- 2002- №6 – С.182
8. ЗахаровА. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982.
9. КовалевВ. В. Психиатрия детского возраста. М., 1979.
10. КоркинаМ. В. Дисморфомания в подростковом возрасте. М., 1984.
11. Психологияподростка/Под ред. А.А. Реана- СПб.: прам- ЕВРОЗНАК,2003- 480с.
12. ПодласыйИ.П.Курс лекций по коррекционной педагогике.- М.: ВЛАДОС,2002.- 352с.
13. УшаковГ. К. Пограничные нервно-психические расстройства. М., 1978.
14. ФрейдЗ. Детская патология. М., — 1998 г.
15. Словарь– справочник Дефектология – ее основные понятия М 2005