Реферат по предмету "Психология"


Деятельность психолога в Торговом центре

СОВРЕМЕННАЯГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ
ФилиалАбаканский .
Отчет по практике
Вид практики: Учебно-ознакомительная
Деятельность психолога в Торговом центре
Выполнил студент (ка):
Задворнова ВикторияВалерьевна
№ контракта 10201060701004
Направление Психология
№ группы ЗП-609
№ семестра 6
 

Содержание
 
Введение
1 Cтруктура управления организации
2 Цели и задачи организации
3 Виды деятельностиспециалистов психологии труда
4 Требования к психологу
4.1 Особенностифункционирования психолога в организации
Заключение
Глоссарий
Список используемойлитературы

Введение
Во время прохождения учебно-ознакомительной практики, мнойЗадворновой Викторией Валерьевной, студенткой III курса факультета психологии,филиала Современной Гуманитарной Академии, в торговом центре «Амыл» в качествепсихолога, под руководством старшего менеджера, продолжительностью __3__ недели,поставлены следующие цели и задачи:
Целями учебно-ознакомительной практики являются:
1. Закрепление,расширение и углубление полученных теоретических знаний;
2. Ознакомлениес деятельностью психологов различных учреждений системы народного хозяйства,образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению и т.п., вмоем случае в торговой организации в системе управления персоналом.
3. Приобретениепервичных профессиональных умений, навыков и опыта.
Задачами учебно-ознакомительной практики являются:
1. Формированиепредставлений относительно своей будущей профессиональной деятельности испециальности;
2. Подготовкак осознанному и углубленному изучению общих профессиональных и специальныхдисциплин;
3. Освоениепрактических профессиональных умений и навыков поведения и общения в рамкахизбранной специальности;
4. Получениепервоначальных практических навыков в решении конкретных проблем.
Поскольку данная организация изначально не имела профессиональнойпсихологической направленности в системе управления, что собственно непредполагало создания или выделения рабочей ставки на роль психолога, работы поусовершенствованию производительности организации, подготовки персонала дляработы с клиентами и принятие соответствующих требованию работников,мероприятия все-таки проводились. Подобные виды работ, выполнялись так сказатьпо совместительству, хотя в целом они входят в трудовые обязанности работникаотдела кадров, и менеджера по продажам, организующему работу специалистов попродажам, продавцов консультантов, вплоть до грузчиков и персонала за уборкойпомещений. К таким работам, как правило, относятся, организацией рабочей дисциплины,созданий вопросников для кандидатов на трудоустройство, профилактическиебеседы, индивидуальное тестирование, мероприятия по устранению конфликтныхситуаций и профилактика их возникновения, обучение персонала и прочие подобныеорганизационные задачи.
Хотелось бы заметить что при выполнении таких работ посовместительству эффективность таких мероприятий значительно ниже чем ворганизациях, где такие вопросы решает непосредственно отдельный человек, т.еважность выделения «Психолога» в организации в отдельную рабочую единицу считаюнеобходимостью, в чем собственно ярко выражена актуальность вопроса повнедрению психологии во все организационные структуры, предприятия и каксказано в задачах данного отчета о прохождении практики, в различные учреждения,системы народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления,социальной помощи населению и т.п., если таковых еще не существует.
И так, из всего вышеизложенного можно выделить основные виды работи обязанностей, выполняемых в процессе практики, основных из которых станут изучениеи анализ материала по созданию опросников, исследование мотивационной сферы инаправленности личности, использование методики изучения внутригрупповых отношений,а также психологическая диагностика способностей. Профилактические групповыебеседы и индивидуальное консультирование, мероприятия по устранения иконфликтных ситуаций и причин их возникновения. Любая сфера трудовых отношенийможет стать предметом конфликта в организации, если какая, либо из сторон небудет справляться с возложенными на них обязательствами и функциями. И во времяпринятые меры могут значительно снизить возможность их возникновения.

1 Структура управленияорганизации
В первую очередь хотелось бы выявить своеобразные «границы правления»,т.е структуру данной торговой организации и вид ее деятельности. Торговый центр«Амыл» существует на рынке продаж уже более восьми лет, специфика управленияорганизованна, следующим образом, директор — менеджер — специалисты попродажам. Общими словами организация имеет структуризацию по функциямпредприятия, такая организация получила широкое распространение, так как имеетширокую практику группировки видов деятельности в соответствии с функциямипредприятия. Она включает все, чем обычно занимается предприятие. Поскольку взадачу всех коммерческих предприятий входит создание потребительской стоимости(в силу того что это происходит в рамках экономики, базирующейся натоварообмене), их основные функции включают: производство (созданиепотребительской стоимости (продукта) или наделение потребительской стоимостьюкакого либо вида услуг), реализацию (нахождению покупателей) и финансирование(первоначальное накопление и расширение фондов предприятия.
Главное преимущество структуризации по функциям заключается влогичности и, как показало время, оправданности данного метода. Это также инаилучший способ сделать так, чтобы основные направления деятельностипредприятия находили поддержку у высшего руководства. Это соображениепредставляется весьма важным многим функциональным управляющим, посколькувторжение в сферу их деятельности различных штабных групп и служб зачастуюотрицательно сказывается на эффективности их работы.
Важность управления очень важна, поскольку видно прямуюзависимость на организацию основного рабочего персонала, от которого в принципезависит количество и качество продаж. Целями руководителя эффективноорганизовать рабочие условия для повышения производительности организации, ноне всегда успех зависит от организации управления, если персонал несоответствует требованиям эффективности или не подготовлен, т.е не проводилисьобучающие мероприятия и более тщательные отбор сотрудников при принятии наработу.
 

2 Цели и задачи организации
 
Управляющие некоммерческими предприятиями иногда заявляют, чтовысшим руководителям коммерческих предприятий живется легко, поскольку их цельприбыль. Но как показывает практика, прибыль является только показателем того,насколько доходы предприятия превышают расходы. Их задача заключается всоздании окружающих условий для групповой деятельности таким образом, чтобыиндивиды вносили свой вклад в достижение групповых целей, с минимальнойзатратой денег, времени, усилий и материалов, а также минимальными неудобствами.Согласно самому определению задачи это становиться целью управляющих. Эти целине только должны быть известны управляющим, а желательно и всем тем за кого ониотвечают, но они должны быть, кроме того известны в такой форме, котораяпозволяет проверять достижение. В противном случае управляющие никогда несмогут измерить не свою собственную результативность, ни результативность иэффективность своей группы.
Здесь очень ярко прослеживается суть работы психолога напредприятии, в нашем случае в Торговом центре «Амыл». Дело в том, чтоорганизация вроде бы устроена по всем правилам управленческих функций, но напрактики можно увидеть, что работа, возлагаемая на нескольких лиц менеерезультативна, поскольку помимо оглавления целей организации сотрудникам фирмы,на них также возлагается и масса других задач.
Здесьсобственно и встала первая практическая задача, ознакомить сотрудниковорганизации с обязанностями, подчеркнув важность обязательных и менее требуемыхот него задач. Дело здесь скорей не в том чтобы повторить работу сотрудникаотдела кадров, а во времени, затраченного на его исполнение, о чем говорилосьвыше.

3 Виды деятельности специалистов психологии труда
 
Психология труда — это знания о психологических особенностяхтрудовой деятельности человека, психологических основах научной организациитруда. В задачу специалистов по психологии труда входит изучениепсихологических особенностей людей в связи с их профессиональной деятельностью.При этом исследуются закономерности формирования трудовых умений и навыков,выясняется влияние производственной обстановки на состояние и эффективностьдеятельности человека.
В настоящее время психология труда включает в себя целый рядотраслей психологического знания. В отечественной психологии круг прикладныхпроблем, связанных с анализом трудовой деятельности, изучается в такихдисциплинах как психология труда, инженерная психология, эргономика, психологияуправления, организационная психология, космическая и авиационная психология.
Сферы деятельности специалистов по психологии труда и задачи,решаемые ими в сфере организации, рационализации, оптимизации труда ипрофессионального образования, приведены Е.А. Климовым в следующем достаточнополном перечне:
В отделе организации труда предприятия. Возможные задачи: участиев решении вопросов подбора, расстановки и оценки работников по их деловым,морально-политическим качествам; психологический анализ рабочих мест с точкизрения их удобства для человека и в целях рационализации, а такжепроектирования более совершенных рабочих мест; участие в анализе факторовудовлетворенности трудом, отношения к труду, трудовому сообществу, коллективу,соответствующей малой группе, а также предприятию, отрасли хозяйства (в широкомсмысле), профессии; анализ психологических причин повышенной текучести кадровна определенном предприятии, в учреждении и поиск психологических условий,регуляторов стабилизации соответствующих процессов; участие в анализе исоздании психологических факторов безопасного труда; анализ взаимоотношений впроизводственном коллективе в целях их оптимизации с точки зренияпродуктивности производства, социального развития производственного коллективаи личностного развития работников; анализ мотивации трудовой деятельности иразработка рекомендаций по повышению ее уровня; изучение и описаниепрофессиональной деятельности в целях пропаганды профессий среди молодежи,информационного обеспечения работы по профориентации, профконсультации, в целяхулучшения содержания профессионального воспитания и обучения, трудового воспитанияи обучения, в целях профотбора, рационализации трудовых процессов; участие вразработке компьютеризованных баз профессиографических данных дляинформационной поддержки психологов профконсультантов (по вопросам выборапрофессии или вынужденной перемены труда в связи с явлениями безработицы), атакже и лиц, выбирающих профессии (оптантов); проведение психодиагностическихисследований, обследований; консультирование по вопросам адаптации к профессии(при смене человеком профессии, при внедрении новой техники, при вступлениичеловека в новый трудовой коллектив, при организационной модернизациипроизводства); работа по индивидуальной коррекции стиля деятельности работника,стиля межличностных отношений в деловой сфере; работа по проектированию иосуществлению средств условий и средств «психологической разгрузки»работников, занятых напряженным трудом; организация и осуществлениепсихотренажа; психологическое просвещение кадров (дифференцированно взависимости от возрастно-половых, профессиональных, статусных характеристик);разработка рекомендаций руководству предприятия (по всем психологическимвопросам, связанным с рационализацией труда, его научной организацией,оптимизацией «социального климата» в коллективе, составлением плановего социального развития и т.д.).

4 Требования к психологу
 
Очевидно, что для того, чтобы иметь способности и возможностирешать вышеобозначенные проблемы, претендент на должность психолога долженсоответствовать определенным требованиям. Обозначим наиболее важнейшие из них.Во-первых, это хорошее (желательно Вузовское специальное) образование. Во-вторых,это наличие опыта работы. Однако здесь работодателю необходимо бытьвнимательным, так как в этой области знаний количество далеко не всегдапереходит в качество. Третье условие — психолог должен обладать определеннымиличностными качествами, то есть должен удовлетворять критериям психологическойпрофессиональной пригодности. Во внешнем поведении это — умение вести себяоткрыто и доброжелательно, умение ясно выражать свои мысли, внешняяуравновешенность, широта интересов, в мышлении это — примерно одинаковоесоотношение как аналитического, так и интуитивного стилей восприятия ипереработки информации.
4.1 Особенности функционирования психолога в организации
Выполнение столь разнообразных видов деятельности требует нетолько самодисциплины от психолога, но и определенных нормативов времени длярешения той или иной поставленной перед психологом задачи Снижение этихнормативов способно резко ухудшить качество работы психолога и достоверностьполучаемых им результатов.
Организационно существует несколько способов включения психолога вколлектив. Он может быть прикреплен к отделу кадров, может работать какпомощник руководителя, также возможна работа без его включения в какое-либоподразделение. Если же по каким-либо причинам организация предпочитает не иметьв штате професионала-«человековеда», целесообразно привлечениевнешнего консультанта для решения актуальных разовых задач. В каждом конкретномслучае существует оптимальный вариант, и его можно найти.
Определенные особенности работы психолога зачастую связаны с тем,что в среде психологов приняты профессиональные этические стандарты, и в своейдеятельности в организации психолог должен им следовать. Соблюдение принципаконфиденциальности, принципа благополучия обращающегося к психологу человека,принципа морально-позитивного эффекта должны быть законом для работы психолога.Однако нередко подобные условия работы психолога с трудом понимаютсяруководителями, и могут стать причиной недопонимания между ними или конфликта.И его авторитет, благополучие и профессиональный рост во многом зависят оттого, насколько психолог сможет выполнить поставленную перед ним задачу, непоступившись интересами каждого обратившегося к нему человека.
По роду своей деятельности психолог обладает ценной информацией оположении дел в коллективе. Поэтому при принятии управленческих решенийпсихолог должен иметь «совещательный» голос, к которому чуткийруководитель всегда прислушается.

Заключение
В настоящее время все большее число руководителей осознали тотфакт, что успешность деятельности предприятия во многом зависит от людей,которые на нем работают. Это привело к тому, что услуги по работе с персоналоморганизации (обучение путем проведения тренингов, мероприятия на сплочениекоманды, отбор и подбор персонала и т.д.) являются все более и болееактуальными. Выделяются следующие профессии, в чью компетенцию входит работа слюдьми. Это менеджер по персоналу, внутренний тренер, психолог.
Многие понимают, что психолог в организации необходим. Однаковопрос, чем же психолог на самом деле должен заниматься, зачастую не ясен какдля самих психологов, так и для их работодателей. И так мы узнали наиболеетипичные виды работ, к которым привлекается психолог.
И руководство, и сам психолог заинтересован в учете проведенной импсихологической работы. Подобный учет с одной стороны, позволяет психологупоказать, а руководителю увидеть, на что он тратит свои деньги. С другойстороны, подобный учет позволяет психологу лучше организовать свою работу.Обычно заводятся журналы на каждый из разделов работы, и в этих журналах вхронологическом порядке психолог отмечает проведенную работу и полученныерезультаты.
Наиболее востребованная услуга психолога — это отбор и подборработников на вакантные места (или при ротации кадров) с учетом ихпсихологической пригодности к выполнению планируемой работы.
Другая задача, тесно связанная с первой — это формированиекоманды: подбор работников, которые психологически максимально подходят друг кдругу и одновременно соответствуют задаче, решаемой подразделением. Задачаподбора и формирования команд решается как путем индивидуальной работы, так и сиспользованием специальных групповых занятий.
Еще один раздел работы психолога на фирме — помощь работникам (втом числе и руководителям) в формировании профессионально значимых для нихкачеств. Именно здесь обычно может пригодиться опыт психологическогоконсультирования.
Задача, актуальная в наше время в любом временном и постоянномколлективе — это обучение работников приемам психологической саморегуляции,которая является профилактикой стрессовых состояний.
И, наконец, для многих организаций в последнее время становитсяактуальной изучение нравственного потенциала работников. Руководители могутожидать от психолога объективной оценки этого потенциала и прогноза возможныхдействий работника, способных нанести организации существенный ущерб.
Поставленные задачи в целом были выполнены успешно, сформированоотличное представление относительно своей будущей профессиональной деятельностии специальности. Освоение практических профессиональных умений и навыковповедения и общения в рамках избранной специальности. Получены первоначальныепрактические навыки в решении конкретных проблем.
/>/>Глоссарий№ п/п Новое понятие Содержание 1 2 3 1 Индивидуальность Это личность в ее своеобразии. 2 Коллектив Это группа людей, обледененных едиными целями, подчиненными целям общества. 3 Конфликт Острое столкновение интересов, целей, взглядов, приводящие к противодействиям субъектов конфликта, и сопровождаемые негативными чувствами с их стороны. 4 Личность Деятель общественного развития, сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющее определенную общественную роль. 5 Направленность личности Это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека. 6 Общение Обмен информацией между людьми. 7 Способности Синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокое достижение в ней. 8 Человек Это, прежде всего биологическое и вместе с тем общественное существо, принадлежащих к классу млекопитающих вида Homo sapiens наделенное сознанием.

Список использованнойлитературы
1 Брунер, Дж Психология познания.-М, 1977. – ISBN978-5-94280-165-51
2 Выготский, Л.С Избранные психологическиеисследования. -М.:-Л., Издательство ЭКМОС., 1998 – 416 с. – ISBN: 5-88124-024-3
3 Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики. –М., 1959. С. 412… – ISBN 5-98118-037-4
4 Петровский, А. В Психология развивающейсяличности. / Под ред. Петровского, А. В. – М., 1987.
5 Пиаже, Ж Избранные психологические труды. М.,1969.-74с. – ISBN 5–7310–1598–8
6 Кунц, Г Управление: Системный и ситуационныйанализ управленческих функций. / Под. Ред. «Прогресс» 1981.-493с.
7 Шпаргалка по конфликтологии. – М.: Издательство«Окей-Книга», 2008.-32с. – (скорая помощь студенту) ISBN 978-5-9745-0335-1


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.