Реферат по предмету "Психология"


Дезадаптированные дети и подростки

/>СОДЕРЖАНИЕ
1 Система работы с дезадаптированными детьми и подростками
1.1Задачи учреждений для дезадаптированных детей
1.2Приюты для дезадаптированных детей и подростков
1.3Создание семейных (воспитательных) групп
1.4Социально-реабилитационный центр для дезадаптированных детей
2 Проблемы молодежи и государственнаямолодежная политика
2.1Цели государственной молодежной политики
2.2Основные направлениям осуществления государственной молодежной политики
СПИСОКЛитературЫ

/>1 Системаработы с дезадаптированными детьми и подростками
Посколькусоциальная адаптация — это включение индивида или группы в социальную среду,приспособление их к соответствующим правилам, системе норм и ценностей,практике и культуре организации, то социальная дезадаптация подростков — этонарушение процесса социального развития, социализации индивида. Признаки социальнойдезадаптации — нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения идеформация системы ценностных ориентации, утрата социальных связей с семьей ишколой, резкое ухудшение нервно-психического здоровья, увеличение раннейподростковой алкоголизации, склонность к суициду.
Висследовательской литературе перечисляется несколько факторов, влияющих напроцесс дезадаптации подростков:
— наследственность(психофизическая, социальная, социокультурная);
— психолого-педагогическийфактор (дефекты школьного и семейного воспитания);
— социальныйфактор (социальные и социально-экономические условия функционирования общества);
— социальнаядеятельность самого индивида, т.е. активно-избирательное отношение к нормам иценностям своего окружения, его воздействию, а также личные ценностныеориентации и способность к саморегулированию своего окружения.
Висследовании природы дезадаптации особое внимание уделяется соотношениюбиологического и социального в поведении индивида. Наиболее обоснованатеоретически и подтверждена практически в первую очередь социальнаяобусловленность социальных отклонений, что отнюдь не исключает влиянияиндивидуальных свойств личности, которые так или иначе отражаются на процессесоциализации. Дезадаптация может быть связана с половозрастными особенностямидетей и подростков.
К сожалению,современное состояние российского общества не только не способствует разрешениюпроблемы дезадаптации детей и подростков, но, наоборот, обостряет ее. Запоследние годы социально-экономические причины, обусловливающие рост числанесовершеннолетних, поведение которых является девиантным, не только неисчезли, а, наоборот, получили дальнейшее развитие. Социальное неблагополучиепроявляется в распаде семейных и родственных связей, безнадзорности ибродяжничестве детей, совершении ими антиобщественных поступков иправонарушений, пьянстве и наркомании. Ранняя социальная дезадаптация приводитк формированию поколения, не умеющего трудиться, создавать семью. Можновыделить ряд следующих социально-экономических, политических идуховно-нравственных факторов, так или иначе влияющих на увеличение количествасоциально дезадаптированных подростков:
— чрезмернаякоммерциализация общества;
— распадцелого ряда социальных институтов, ранее работающих на детство;
 социально-экономическихусловий функционирования семьи (низкий материальный уровень, плохие жилищныеусловия);
— сложноеэкономическое нравственное положение, в котором оказалось большинство семей;
— криминализацияобщества, возрастающее влияние культа силы;
— потеряпрестижа образования и честного заработка.
 Эти и многиедругие факторы привели к переоценке жизненных ценностей, возникновению новогоидеала — так называемого «нового русского», обладающего огромными доходами, нозачастую не имеющего образования, достигшего богатства социально не одобряемымиспособами. Это приводит к тому, что у подростка возникает желание достичьуспеха, не прилагая к этому серьезных усилий.
Постояннуютенденцию к увеличению имеет социальное сиротство, т.е. ситуация, при которойдети по вине родителей, не выполнивших предназначенных им функций, оказываютсяна улице и становятся беспризорниками.
Однакосоциальная дезадаптация — процесс обратимый, поэтому, по мнению многих ученых ипрактиков, можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии детейи подростков, но и управлять процессом ресоциализации социальнодезадаптированных детей и подростков.
В силу того,что сложившаяся система социально-профилактической и коррекционной работы несоответствует сегодняшней усложнившейся ситуации, актуальной задачей сталоформирование новой социальной политики профилактики детской безнадзорности исоциального сиротства, создание специализированной системы учреждений длядезадаптированных детей и подростков, предназначенной для целенаправленнойработы по их социальной реабилитации.
Специализированныеучреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации,призваны оказывать помощь той категории детей и подростков, которая раньше непользовалась вниманием властей. Брошенные семьей и школой, они в лучшем случаеинтересовали лишь органы правоохранения в связи с совершением противозаконныхдействий. В нарушение международных правовых норм дети и подростки, несовершившие правонарушений, нередко подолгу содержались в приемниках-распределителяхорганов внутренних дел, ожидая направления в детские учреждения интернатноготипа. Статистических данных о количестве и составе дезадаптированных подростковофициально не существует, но различные пилотные исследования дают основаниеутверждать, что детская беспризорность и безнадзорность по-прежнему являетсяодной из острейших и трудноразрешимых проблем.

/>1.1 Задачи учреждений длядезадаптированных детей
Задачамиучреждений для дезадаптированных детей и подростков являются:
• профилактикабезнадзорности, бродяжничества, дезадаптации;
• психолого-медицинскаяпомощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией(в том числе в связи с физическим и психическим насилием или с опасными дляжизни и здоровья условиями проживания) в безвыходное положение;
• формированиеу детей и подростков положительного опыта социального поведения, навыковобщения и взаимодействия с окружающими людьми;
• выполнениепопечительских функций по отношению к тем, кто остался без родительскоговнимания и заботы, средств к существованию;
• психологическаяи педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состоянийличности;
• содействиевозвращению в семью;
• обеспечениевозможности получить образование;
• забота одальнейшем благоустройстве, месте жительства.
 Инымисловами, основная цель деятельности таких учреждений — социальная защита иподдержка нуждающихся в этом детей, их реабилитация и помощь в жизненномопределении. Создание специализированного учреждения для детей и подростковпредоставляет реальную возможность оказать им экстренную помощь.
Специалистыподобных учреждений выделяют три основных этапа в работе с детьми:
• диагностическаяработа;
• реабилитация,программа которой основана на данных, полученных после всестороннейдиагностики;
• постреабилитационнаязащита ребенка.

/>1.2 Приюты длядезадаптированных детей и подростков
 
Прежде всегов системе социально-реабилитационных служб для несовершеннолетних создаютсясоциальные приюты для детей и подростков, каждый из которых отличаетсясвоеобразием вследствие различий в уровне и глубине понимания специалистамистоящих перед ними задач, их профессиональной подготовленности, опыта работы сдетьми (особенно с «трудными»). Различны и их материально-техническая база,возможности финансирования и осуществления контактов со всевозможнымиорганизациями.
Составнесовершеннолетних в социальных детских приютах весьма сложен в социальном ипедагогическом плане и отличается от такового в детских домах илишколах-интернатах, поскольку:
• подавляющеебольшинство детей уже приобщились к курению, систематическому употреблениюалкоголя;
• подавляющеебольшинство детей находятся в кризисном или пограничном с ним состояниивследствие социально-психологической депривации в семье, физического илисексуального насилия, школьной дезадаптации;
• почти увсех детей выявлены различные хронические заболевания;
• многие детинигде и никогда не учились, у них не сформированы (или утрачены) элементарныесоциальные и бытовые навыки, не сформирован (или утрачен) опыт жизни в семье;
• у многихдетей отмечена задержка психического развития.
Вспециализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальнойреабилитации, принимаются несовершеннолетние на основании:
• личногообращения;
• направленияорганов, осуществляющих социальную защиту населения;
• постановлениякомиссий по делам несовершеннолетних;
• заявленияродителей, ходатайства органов образования, здравоохранения, опеки ипопечительства, органов внутренних дел;
• постановленияили определения суда, прокурора или следственных органов, если родители илилица, их заменяющие, осуждены либо к ним в качестве меры пресечения примененозаключение под стражу.
Одной изглавных задач приютов, в которых дети могут получить кров и пищу, являетсявосстановление широкого спектра их отношений с миром, обучение их общению совзрослыми, сверстниками, обретению чувства семьи, своей значимости.
Индивидуальнаяпрограмма реабилитации ребенка создается на основе изучения его личности ианализа всей доступной информации (состояние его физического и психическогоздоровья, степень образовательной подготовки и т.д.), которая обусловливает нетолько проведение общих оздоровительных мероприятий, но и лечение хроническихзаболеваний, которые имеются у ребенка на момент поступления в приют.
Большоезначение в реабилитации подростка имеют психологическая диагностика икоррекция. Работником приютов приходится сталкиваться с двумя главнымипсихологическими проблемами: отставание ребенка в психическом развитии ипреодоление последствий его психической депривации.
Естественно,что социальные и психологические проблемы проявляются у детей в разной степении в различных формах. Соответственно и реабилитация проводится индивидуальнодля каждого ребенка. Специалисты используют два способа психологическойреабилитации: групповой и индивидуальный. Участие ребенка в психокоррекционныхгруппах способствует его личностному росту, самораскрытию, приобретениюопределенных знаний, умений, навыков, прежде всего умения общаться;индивидуальная же реабилитация прежде всего призвана снять у ребенка чувствотревоги и неуверенности, повысить его самооценку, помочь справиться сострахами, сформировать доверие к людям.
Важнейшийпуть реабилитации детей, имеющих 100-процентную школьную дезадаптацию, —организация в условиях приюта систематического воспитательного и учебногопроцесса, устранение имеющейся педагогической запущенности, коррекция нарушенийповедения. Наиболее сложна реабилитация подростков. Если при работе с детьмимладшего возраста необходимы воспитание, возмещение дефицита тепла, навыков,знаний, которые они недополучили от своего окружения (родителей, родственникови т.д.), то подростков приходится перевоспитывать, устранять уже приобретенную девиантностьповедения, искаженные представления о взаимоотношениях между людьми. Подростокстремится быть самостоятельным и болезненно реагирует на попытки взрослыхруководить его жизнью и воспитывать его, он претендует на роль взрослого, науважительное отношение к себе.
Существуетнесколько способов формирования у подростков самоуважения и самосознания.
 Один из них— ориентация на образец, достойный подражания (родственник, знакомый, реальныйили вымышленный герой). Большую помощь в реабилитации подростка оказывает ииндивидуальная психотерапия: беседы, разговоры, обсуждение различных проблем.Одна из трудностей при реабилитации подростка — его нежелание учиться. Многиеподростки никогда не учились в школе или имеют перерыв в учебе от года до пятилет, они в недостаточной степени владеют навыками мыслительной деятельности.Именно поэтому процесс обучения в детских социальных приютах должен бытьорганизован на строго индивидуальной основе. Подростки должны пройти этап,предшествующий возвращению в школу. Сегодня в приютах используются нескольковариантов обучения:
— общеобразовательныедневная и вечерняя школа;
— ПТУ;
— классывыравнивания.
 В рядеприютов обучение осуществляется в рамках так называемой домашней школы,наиболее оптимальной для большинства приютских воспитанников. Её задача:
-снизитьэмоционально-психическое напряжение, порожденное неблагополучным опытомобучения в школе;
— восстановить и укрепить общеучебные навыки;
— восполнитьпробелы в знаниях;
— придатьподростку уверенность в своих силах.
Занятия здесьпроводятся индивидуально или в микрогруппах (два-три человека).
Но даже самыйхороший приют — это лишь временное место пребывания подростка, поэтому одна изглавных задач социальной помощи подростку — устройство его дальнейшей судьбы.Идеальным вариантом является возвращение ребенка в родную семью, но этовозможно лишь при соответствующей работе с родителями и детьми.
Сотрудникиприюта изучают условия жизни семьи, ее функциональные способности, возможностьпроживания ребенка в конкретных семейных условиях. Посещение семьи социальнымработником дает возможность оценить перспективы возвращения ребенка в семью.Однако очередной срыв со стороны родителей может вернуть ребенка в приют. Есливозвращение ребенка в семью невозможно, используются другие пути. До недавнеговремени законодательство предусматривало только такие формы жизнеустройствадетей, как усыновление, опека (попечительство) либо государственное сиротскоеучреждение, куда в основном и направлялись дети. Конечно, продуктивной формойсемейного устройства является передача детей под опеку или на усыновлениеродственникам, однако последние зачастую не выражают желания сделать это в силуразных причин: наличие у подростка каких-либо заболеваний, стесненные жилищныеи материальные условия и т.д. Если возвращение в семью невозможно, многиеприюты вынуждены передавать подростка в интернат.
/>1.3 Создание семейных(воспитательных) групп
Но есть идругой способ социальной помощи дезадаптированным подросткам, которыйпрактикуется сейчас многими учреждениями, — создание семейных (воспитательных)групп.
Сначала оналичии таких детей оповещают через средства массовой информации илиспециальный банк данных. При наличии семьи, желающей взять ребенка навоспитание, тщательно обследуются ее материально-бытовые условия, после чегозаключается контракт на два месяца. Подросток в течение двух месяцев посещаетпо выходным дням попечительскую семью, а затем передается туда окончательно.Семейная группа рассматривается как структурное подразделение приюта, а один изродителей оформляется в приют в качестве воспитателя. Кроме того, психолог даетнеобходимые рекомендации каждой семье.
Специалистыне без оснований считают, что в идеальном варианте каждый воспитанник приютадолжен пройти через домашнюю группу, поскольку это один из реальных иэффективных путей его реабилитации, при котором восстанавливаются утраченные имсоциальные, нравственные и духовные связи с окружающим миром. Находясь вдомашней группе, ребенок остается под опекой государства до тех пор, пока семьяоформляет опекунство или усыновление, но даже если усыновление не состоится,жизнь в здоровой семейной обстановке в домашней группе становится для ребенка важнымусловием социальной реабилитации.
Кроме того,во многих приютах пытаются моделировать отношения, похожие на домашние. Правда,это не так просто: сказывается отсутствие у воспитателей опыта работы с такойсложной категорией детей, как социально дезадаптированные подростки.
Такимобразом, деятельность приюта — это создание условий, способствующих вовлечениюдетей в нормальный жизненный процесс, выводу из кризисной ситуации,восстановлению нарушенных связей с семьей, решению вопросов их дальнейшегожизнеустройства.
/>1.4 Социально-реабилитационныйцентр для дезадаптированных детей
Рассмотримтехнологию реабилитации дезадаптированных детей и подростков на примере другогоучреждения — социально-реабилитационного центра, основными направлениямидеятельности которого являются:
•профилактика безнадзорности несовершеннолетних, помощь в ликвидации труднойситуации в семье ребенка;
• обеспечениенесовершеннолетним временного проживания на полном государственном обеспечениидо определения и осуществления совместно с органами опеки и попечительстваоптимальных форм жизнеустройства;
• обеспечениедоступной и своевременной квалифицированной социальной, правовой,психолого-медико-педагогической помощи детям, имеющим различные формыдезадаптации, на основе индивидуальных программ социальной реабилитации,включающих профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социокультурный,физкультурно-оздоровительный и иные компоненты.
Центрырассчитаны на 5—10 тыс. детей и могут включать в себя следующие отделения:
• приемноеотделение;
• отделениедиагностики социальной дезадаптации;
• отделениереализации программ социальной реабилитации;
• отделениесоциально-правовой помощи;
• семейнаявоспитательная группа.
Структурнымподразделением социально-реабилитационного центра может быть социальный приютдля детей и подростков.
В приемномотделении проводятся первичный медицинский осмотр и первичная санитарнаяобработка подростка, которого при необходимости направляют в стационарноемедицинское учреждение.
В отделениидиагностики социальной дезадаптации выявляют и анализируют факторы,обусловившие его социальную дезадаптацию, особенности личностного развития иповедения подростка; разрабатываются индивидуальные программы его социальнойреабилитации. На основе этих данных создается индивидуальная программареабилитации.
Ее поэтапноеосуществление осуществляется в отделении реализации программ социальнойреабилитации. Проводится работа по восстановлению утраченных связей с семьей ивнутри семьи, оздоровлению системы межличностных отношений несовершеннолетних,восстановлению их социального статуса в коллективе сверстников, содействиюподросткам в получении образования, специальности и в профориентации.
Индивидуальнаяпрограмма реабилитации реализуется как в условиях дневного или круглосуточногостационара Центра, так и в семейной воспитательной группе. В отделенииобразуются реабилитационные группы — дети в них могут быть разного возраста, ножелательно объединять детей со сходным уровнем адаптации для наиболееэффективного использования групповых методик. Оптимальное количество детей длядневного стационара — от 5 до 10, а для круглосуточного — до 7.
Отделениесоциально-правовой помощи осуществляет:
— защиту прави законных интересов воспитанников, в том числе находящихся в семейныхвоспитательных группах;
— оказываетсодействие органам опеки и попечительства в дальнейшем жизнеустройствевоспитанников;
— формируетбанк данных о возможных усыновителях, попечителях, опекунах, приемных семьях;
— организуетпсихолого-педагогическую и правовую подготовку к приему в семью неродных детейи наблюдает за адаптацией несовершеннолетних к новой обстановке.
И наконец,пожалуй, самое сложное направление деятельности Центра — работа с семьей.Социальная реабилитация в Центре непременно ориентирована на решение семейныхпроблем детей и подростков. Работа с конфликтными семьями основана навзаимодействии с психологом на уровне консультирования; работа с аморальнымисемьями ведется на уровне социального патронажа.
Послевозвращения детей в семью продолжаются социальный патронаж, прямые контакты счленами семей и консультации специалистов (психологов, юристов,врачей-наркологов и др.).
Изсуществующих в настоящее время типов социально-реабилитационных учреждений для детейи подростков Центр для несовершеннолетних, имеющий в качестве подразделениясоциальный приют, призван решать наиболее важные задачи по преодолению ростачисла дезадаптированных подростков, устранять причины проявлений дезадаптацииеще на начальном этапе, до разрыва подростка с семьей. Такое направлениедеятельности, безусловно, перспективно в общей системесоциально-реабилитационных учреждений, так как на его базе можно целостнорешать проблемы коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как наребенка, оказавшегося в трудной ситуации, так и на его семью.
Вместе с темсоциальная реабилитация подростка значительно облегчается, если она протекаетна фоне эмоционального принятия им новых условий, правил жизни, новых людей.Поэтому первейшая задача всех социальных работников — оказать подростку, прибывшемув реабилитационное учреждение, максимальную поддержку в процессе освоения имновой жизни.

2 Проблемы молодежи игосударственная молодежная политика
Технологиисоциальной работы с молодежью — важная часть технологического арсеналасоциального обслуживания не только потому, что проблемы этойсоциально-демографической категории населения весьма обширны и трудны, но ипотому, что именно молодежь будет определять судьбу нашей страны в грядущемтысячелетии.
За последниегоды снизился показатель рождаемости в Украине. Уровень репродуктивностимолодых семей (на которые приходится основная масса рождений детей) невысок,что, как правило, обусловлено жизненной неустроенностью, неопределенностьюбудущего, наличием различных социальных рисков.
Продолжаетоставаться крайне высоким уровень смертности среди молодых украинцев. Смертностьмужчин в возрасте до 30 лет более чем в два раза превосходит смертность женщин.
Уровеньпреждевременной смертности населения в рабочем возрасте возрос в конце 90-х гг.более чем на треть по сравнению с концом 80-х гг. Причинами смертности этойкатегории населения являются в основном несчастные случаи, отравления и травмы;увеличилось число погибших в результате транспортных происшествий при снижениисмертности от других неестественных причин.
Как и впредыдущие годы, низким остается количество браков и высоким — количестворазводов.
Увеличиваетсяколичество женщин-матерей, не состоящих в зарегистрированном браке,значительная часть которых находится в возрасте до 20 лет, что отражаеттенденцию снижения возраста начала половой жизни и рост добрачныхбеременностей.
Можно прийтик выводу, что уменьшение числа населения, низкий уровень рождаемости наряду созначительным ухудшением состояния здоровья молодежи приводят к ухудшениюгенофонда нации, что, в свою очередь, может составить угрозу для национальнойбезопасности страны. В этой связи поднимается вопрос о необходимости выработкиспециальной государственной политики.
Ухудшениесостояния здоровья населения Украины, по оценке экспертов, не имеет прецедентовв индустриально развитых странах в мирное время. В 90-е гг. продолжительностьжизни мужчин в Украине снизилась более чем на 7 лет. В 1998 г. она составила всреднем по стране 61,3 года, а в 25 регионах — менее 60 лет, что сопоставимо сбеднейшими странами Африки. Украина устойчиво сохраняет лидирующее место в мирепо смертности от самоубийств, убийств, несчастных случаев и других внешнихвоздействий.
Значительноеснижение уровня и качества жизни большинства молодых украинцев, нарастаниесоциальной напряженности, обусловливающей возникновение стрессов, обострениеэкологических проблем, особенно в городах, и другие подобные причины ведут кросту числа заболеваний, в том числе возникновению эпидемий и социальнообусловленных заболеваний. Печальное следствие социального неблагополучияогромных масс украинцев — заболеваемость активным туберкулезом.
Иззаболеваний, требующих особого общественного внимания, заметное распространениев молодежной среде получили ЗППП. Причем заболеваемость ЗППП приобретаетхарактер эпидемии. Невиданное распространение получил сифилис.Распространенность гинекологических заболеваний среди девочек-подростковсоставляет 12—14%.
Молодому поколениюУкраины начинает всерьез угрожать СПИД.
По даннымнаучных исследований, более 50% подростков страдают хроническими заболеваниями(заболеваниями нервной системы и органов чувств, органов кровообращения,костно-мышечной системы, дыхания).
Особую обеспокоенностьвызывает состояние репродуктивного здоровья молодежи, так как в этом возрастепроисходит формирование репродуктивного потенциала, чрезвычайно важныхпроцессов и функций, определяющих в дальнейшем фертильность и здоровье.
Более быстроеполовое созревание и раннее начало половой жизни привели к появлению феномена«подростковое материнство», что негативно отражается на здоровье какноворожденных, так и их матерей. В последние годы каждый десятый новорожденныйрождается у матери в возрасте 20 лет:
— ежегоднооколо 1,5 тыс. детей — рождаются у матерей в возрасте 15 лет;
— 9 тыс. — уматерей в возрасте 16 лет;
— 30 тыс. — уматерей в возрасте 17 лет.
У юныхбеременных чаще развиваются осложнения беременности, наступают преждевременныероды, поэтому смертность женщин моложе 20 лет составляет около 10%.
Особенноактуальной является проблема абортов у молодежи. Ежегодно производится до250—280 тыс. прерываний беременности, т.е. каждый десятый аборт в странеприходится на указанную возрастную группу.
Неуклоннорастет детская инвалидность.
К факторам,неблагоприятным для развития молодежи, относятся распространение курения,алкоголизма, наркомании и токсикомании.
В последниегоды отмечено увеличение числа подростков и молодых людей, бросивших учебу.
Проблемызанятости молодежи остаются одними из наиболее сложных. Доля молодежи средибезработных на протяжении последних лет составляет от 30% и выше.
Фактором, вомногом определяющим образ и стиль жизни молодых людей, становитсякриминализация и коммерциализация их досуга. Приобретает все более актуальныйхарактер проблема личной безопасности молодых людей: социологическиеисследования свидетельствуют, что около 50% из них подвергались когда-либофизическому насилию со стороны сверстников или взрослых, а 40% испытывали насебе рукоприкладство родителей.
Насилие какстиль жизни все чаще приобретает организованные формы в молодежной среде. В Украинесвыше 50% всех преступлений совершается молодыми людьми в возрасте 14—29 лет.Уровень преступности среди несовершеннолетних в 15 раз превышает уровеньпреступности среди взрослых. В организованной преступности треть уголовных бандсоставлена из несовершеннолетних.
Дополнительнымфактором социальной напряженности при переходе к рыночной экономике может бытьмассовое вовлечение молодых людей в коммерциализацию. В странах с развитойрыночной экономикой слой предпринимателей никогда не является преобладающим вструктуре занятости населения (в Австрии предприниматели составляют 6,6%, вДании — 6,8, в США — 7,5, в ФРГ — 8,5, во Франции — 8,7, в Швеции — 9, вФинляндии— 9,9, в Японии — 10,1, в Великобритании — 12,5, в Испании уже — 18,7,в Португалии — 18,9, в Италии — 22,3, в Греции — 28%), поскольку экономикетаких стран не нужно чрезмерное количество коммерсантов, предпринимателей,бизнесменов. В нашей же стране во взаимоотношения «дикого рынка» вовлеченымиллионы молодых людей, которым неизбежно грозит банкротство. Ихпрофессиональная подготовка (в основном это опыт участия в мелочнойперепродаже) и деловые навыки ввиду их низкого уровня вряд ли будутвостребованы цивилизованным обществом. В связи с этим существует опасностьвозникновения своеобразного синдрома, подобного «афганскому»: появление«потерянного поколения» в период перехода к рынку и дальнейшее расширениесоциальной базы для пополнения групп риска, криминализации и возрастания уровнянасилия в молодежной среде.
Традиционно кгруппам риска относят лиц без определенного места жительства, занимающихсяпроституцией, алкоголиков, наркоманов и др. Массовая приватизация жилья ивынужденная миграция способствовали появлению новых сотен тысяч бездомных,среди которых число детей и подростков неуклонно возрастает.
Стремлениеуйти от реальных проблем в иллюзорный мир способствует массовомураспространению алкоголизма и наркомании среди подростков. Наркомания сегоднястановится мощнейшим фактором социальной дезорганизации, представляя большуюугрозу для нормального функционирования всего общественного организма. Посвидетельству специалистов, причины роста наркомании в известной мере естьрезультат конфликта личности и общества, который особенно ярко проявляется вкризисе социализации. Взрослые не могут сегодня предоставить молодому поколениюнеобходимое количество альтернативных способов существования, целей иценностей, норм, ради которых стоило бы упорно учиться, трудиться, соблюдатьопределенные стандарты поведения.
С принятиемЗакона Украины «Об образовании» уменьшилось количество обучающихся, дошкольнаясистема воспитания с переходом яслей и детских садов на платную хозрасчетнуюоснову становится в силу финансовых причин недоступной для многих семей. Да исама школа во многом утрачивает свою воспитательную функцию — многие учителястановятся простыми урокодателями, прекратил свое действие такой институт, каквожатые и классные руководители, практически на нет сведена работа с детьми вовнешкольное время и по месту жительства.
Институциализациясоциальной работы с различными категориями и социальными группами, в том числес семьей, детьми и молодежью, является одной из попыток решения проблем иконфликтов — на индивидуальном или групповом уровне, по месту жительства или вусловиях трудового коллектива. Становление социальной работы, и в первуюочередь работы с молодежью, затруднено по причине ограниченности материальныхресурсов, распада довольно мощной сферы соцкультбыта, прекращения деятельностипионерской и комсомольской организаций, деятельность которых, несмотря насправедливую критику, имела и позитивные стороны — организация свободноговремени и отдыха детей и подростков, а также их военно-патриотическое иинтернациональное воспитание.
Социальнаяработа с молодежью в Украине осуществляется в рамках государственной молодежнойполитики и системы социального обслуживания населения.
Под государственноймолодежной политикой понимается деятельность государства, направленная насоздание правовых, экономических и организационных условий и гарантий длясамореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений,движений и инициатив. Государственная молодежная политика должна отражатьстратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического,политического и культурного развития Украины, формирование у молодежипатриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам,соблюдение прав человека.
Объектомгосударственной политики являются молодые люди от 14 до 30 лет, молодые семьи имолодежные объединения. Субъектами этой политики являются государственныеорганы и их должностные лица, молодежные объединения и ассоциации, а также самимолодые граждане.
/>2.1 Цели государственноймолодежной политики
Целигосударственной молодежной политики:
• содействиесоциальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;
• недопущениедискриминации молодых граждан по возрастному цензу;
• созданиеусловий для более полного участия молодежи в социально-экономической,политической и культурной жизни общества;
• расширениевозможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достиженииличного успеха;
• реализацияинновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и самоймолодежи.
Государственнаямолодежная политика в силу ее комплексного межведомственного характераосуществляется путем координации программ отраслевых министерств и ведомств спривлечением к работе с молодежью негосударственных организаций. При этомреализация государственной молодежной политики осуществляется на следующихпринципах:
• принципучастия: привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формированиии реализации политики и программ, касающихся молодежи и гражданского общества вцелом;
• принципсоциальной компенсации: обеспечение правовой и социальной защищенностимолодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченностиих социального статуса;
• принципгарантий: предоставление молодому гражданину гарантированногогосударством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному ифизическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству,объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитиеличности и подготовку к самостоятельной жизни;
• принципприоритета: оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению ссоответствующей деятельностью государственных органов и учреждений прифинансировании мероприятий в области молодежной политики.
 

/>2.2 Основные направления осуществлениягосударственной молодежной политики
 
Основныминаправлениями осуществления государственной молодежной политики являются:
— обеспечениесоблюдения прав молодежи;
— обеспечениегарантий в сфере труда и занятости молодежи;
— содействиепредпринимательской деятельности молодежи;
— государственнаяподдержка молодой семьи;
— гарантированноепредоставление социальных услуг;
— поддержкаталантливой молодежи;
— формированиеусловий для физического и духовного развития молодежи;
— поддержкадеятельности молодежных объединений и содействие международным обменам.
Принципсубсидиарности, или государственная поддержка деятельности детских и молодежныхорганизаций реализуется посредством финансирования проектов и программ,представленных в порядке открытого конкурса на рассмотрение компетентныхгосударственных органов. Для финансирования конкурсных проектов в областихудожественного, технического творчества, экономики, спортивной ифизкультурно-оздоровительной, культурно-просветительской работы с детьми имолодежью устанавливается система грантов. Вместе с тем по отношению к такимсоциально-демографическим группам, как дети, молодежь и женщины, государстводолжно выработать и закрепить в законодательстве систему гарантий,обеспечивающих социальную справедливость и социальную защиту данной категориинаселения с учетом специфики социального положения и социально-психологическихособенностей. Особую актуальность в области социальной политики в переходныйпериод модернизации общества приобретает разработка системы социальной защитысемьи, имеющей детей, и молодой семьи.
Социальнаязащита детей и подростков обусловлена международными обязательствами государствсоблюдать Конвенцию о правах ребенка и другими правовыми документами мировогосообщества, регулирующими положение детей, находящихся в особо трудных условиях(сирот и инвалидов), — принципы спасения детей во время вооруженных конфликтов,обеспечение ребенка продовольствием, гарантии образования и воспитания и другиеаспекты охраны детства. Согласно своим международным обязательствам государства— участники международных договоров по правам человека должны строго соблюдатьзафиксированные в этих документах права и свободы личности путем принятиязаконодательных, административных и иных внутренних мер.
Социальнаязащита молодежи во многих государствах Западной Европы и США осуществляется наоснове соответствующего законодательства, деятельности различных социальныхслужб, общественных объединений и гражданских инициатив при поддержкегосударственных учреждений и благотворительных фондов. Для иллюстрации данногоположения воспроизведем основные направления социальной защиты молодежи в ФРГ:
• предотвращениенахождения молодого человека в местах, которые могут представлять угрозу егодуховному или физическому состоянию. К объектам, представляющим опасность длямолодежи, относятся публичные дома, наркопритоны, а также места,предрасполагающие молодежь к девиантному поведению. При невозможности устранитьугрозу полиция, ведомства по делам молодежи и общественные организации обязаныпринять меры административного воздействия;
• регламентациянахождения молодых людей в возрасте до 16 лет в местах общественного питания,дискотеках, кафе, закусочных и т.д., в частности прикрепление к нимсопровождающего лица, ответственного за воспитание, или, например, установлениевременного ограничения приема пищи в кафе;
• запрет наприобретение и потребление алкоголя в общественных местах; молодым людям ввозрасте до 16 лет разрешается потреблять легкие алкогольные напитки (пиво,вино и т.д.), только если их сопровождают родители;
• запретдетям и молодежи до 15 лет курить в общественных местах;
• запретмолодым людям в возрасте до 18 лет участвовать в азартных играх, в частностипосещать залы игровых автоматов с целью получения выигрыша (это правило нераспространяется на детей, которых сопровождают родители или воспитатель).
Особо следуетотметить ограничения на просмотр порнографических фильмов, видеокассет,приобретение порнографической литературы и литературы, пропагандирующейнасилие. (Не надо много воображения, чтобы представить последствия массовогововлечения в Украине детей и подростков в спекуляцию, продажу в переходах метрои на улицах литературы, пропагандирующей секс и насилие, лицам без ограниченияв возрасте, и установок игральной аппаратуры в любых доступных местах «от Киевадо самых окраин».)
Социальнаяработа в западноевропейских странах предусматривает также целый ряд мер помощимолодежи в области трудоустройства, переквалификации, организации свободноговремени, а также получения пособий.
Дляорганизации этой работы учреждается серия молодежных служб; в частности, вГермании это:
• ведомствапо делам молодежи, осуществляющие консультации для родителей, детей и молодежив вопросах воспитания, а также предлагающие многостороннюю помощь при разводах,опекунстве, судопроизводстве молодежи и т.д.;
•консультативные пункты для детей и молодежи, куда могут обращаться для решениясвоих проблем не только дети и молодые люди, но и их родители;
• молодежныецентры, которые организуют свободное время молодежи, проводят групповую работу,спортивные мероприятия, консультации и реализуют различные образовательныепрограммы, предлагают познавательные экскурсии.

/>СПИСОК ЛитературЫ
1. Братусь Б.С. Аномалии личности. — М, 1986 г.
2. Социальная реабилитация дезадаптированныхдетей и подростков в специализированных учреждениях: Пособие для сотрудниковспециализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних. — М.,1996 г.
3. Филонов Л.Б. Детерминация возникновения иразвития отрицательных черт характера улиц с отклоняющимся поведением. В кн.:Психология формирования и развития личности. — М.: Наука, 1981 г.
4. Хоменко М.Г. В поисках комплексного подхода ксоциальной реабилитации несовершеннолетних. Первые итоги. Из опыта работыспециализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детейи подростков. — М.: НИИ семьи, 1997.
5. Старченко О Игра в удавочку. Суицид набираетдобровольцев // Московский комсомолец, 1994 г., 6 августа.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.