Реферат по предмету "Психология"


Дезадаптированные дети и подростки

/>СОДЕРЖАНИЕ
1 Система работы с дезадаптированными детьми и подростками
1.1Задачи учреждений для дезадаптированных детей
1.2Приюты для дезадаптированных детей и подростков
1.3Создание семейных (воспитательных) групп
1.4Социально-реабилитационный центр для дезадаптированных детей
2 Проблемы молодежи и государственнаямолодежная политика
2.1Цели государственной молодежной политики
2.2Основные направлениям осуществления государственной молодежной политики
СПИСОКЛитературЫ

/>1 Системаработы с дезадаптированными детьми и подростками
Посколькусоциальная адаптация — это включение индивида или группы в социальную среду,приспособление их к соответствующим правилам, системе норм и ценностей,практике и культуре организации, то социальная дезадаптация подростков — этонарушение процесса социального развития, социализации индивида. Признаки социальнойдезадаптации — нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения идеформация системы ценностных ориентации, утрата социальных связей с семьей ишколой, резкое ухудшение нервно-психического здоровья, увеличение раннейподростковой алкоголизации, склонность к суициду.
Висследовательской литературе перечисляется несколько факторов, влияющих напроцесс дезадаптации подростков:
— наследственность(психофизическая, социальная, социокультурная);
— психолого-педагогическийфактор (дефекты школьного и семейного воспитания);
— социальныйфактор (социальные и социально-экономические условия функционирования общества);
— социальнаядеятельность самого индивида, т.е. активно-избирательное отношение к нормам иценностям своего окружения, его воздействию, а также личные ценностныеориентации и способность к саморегулированию своего окружения.
Висследовании природы дезадаптации особое внимание уделяется соотношениюбиологического и социального в поведении индивида. Наиболее обоснованатеоретически и подтверждена практически в первую очередь социальнаяобусловленность социальных отклонений, что отнюдь не исключает влиянияиндивидуальных свойств личности, которые так или иначе отражаются на процессесоциализации. Дезадаптация может быть связана с половозрастными особенностямидетей и подростков.
К сожалению,современное состояние российского общества не только не способствует разрешениюпроблемы дезадаптации детей и подростков, но, наоборот, обостряет ее. Запоследние годы социально-экономические причины, обусловливающие рост числанесовершеннолетних, поведение которых является девиантным, не только неисчезли, а, наоборот, получили дальнейшее развитие. Социальное неблагополучиепроявляется в распаде семейных и родственных связей, безнадзорности ибродяжничестве детей, совершении ими антиобщественных поступков иправонарушений, пьянстве и наркомании. Ранняя социальная дезадаптация приводитк формированию поколения, не умеющего трудиться, создавать семью. Можновыделить ряд следующих социально-экономических, политических идуховно-нравственных факторов, так или иначе влияющих на увеличение количествасоциально дезадаптированных подростков:
— чрезмернаякоммерциализация общества;
— распадцелого ряда социальных институтов, ранее работающих на детство;
 социально-экономическихусловий функционирования семьи (низкий материальный уровень, плохие жилищныеусловия);
— сложноеэкономическое нравственное положение, в котором оказалось большинство семей;
— криминализацияобщества, возрастающее влияние культа силы;
— потеряпрестижа образования и честного заработка.
 Эти и многиедругие факторы привели к переоценке жизненных ценностей, возникновению новогоидеала — так называемого «нового русского», обладающего огромными доходами, нозачастую не имеющего образования, достигшего богатства социально не одобряемымиспособами. Это приводит к тому, что у подростка возникает желание достичьуспеха, не прилагая к этому серьезных усилий.
Постояннуютенденцию к увеличению имеет социальное сиротство, т.е. ситуация, при которойдети по вине родителей, не выполнивших предназначенных им функций, оказываютсяна улице и становятся беспризорниками.
Однакосоциальная дезадаптация — процесс обратимый, поэтому, по мнению многих ученых ипрактиков, можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии детейи подростков, но и управлять процессом ресоциализации социальнодезадаптированных детей и подростков.
В силу того,что сложившаяся система социально-профилактической и коррекционной работы несоответствует сегодняшней усложнившейся ситуации, актуальной задачей сталоформирование новой социальной политики профилактики детской безнадзорности исоциального сиротства, создание специализированной системы учреждений длядезадаптированных детей и подростков, предназначенной для целенаправленнойработы по их социальной реабилитации.
Специализированныеучреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации,призваны оказывать помощь той категории детей и подростков, которая раньше непользовалась вниманием властей. Брошенные семьей и школой, они в лучшем случаеинтересовали лишь органы правоохранения в связи с совершением противозаконныхдействий. В нарушение международных правовых норм дети и подростки, несовершившие правонарушений, нередко подолгу содержались в приемниках-распределителяхорганов внутренних дел, ожидая направления в детские учреждения интернатноготипа. Статистических данных о количестве и составе дезадаптированных подростковофициально не существует, но различные пилотные исследования дают основаниеутверждать, что детская беспризорность и безнадзорность по-прежнему являетсяодной из острейших и трудноразрешимых проблем.

/>1.1 Задачи учреждений длядезадаптированных детей
Задачамиучреждений для дезадаптированных детей и подростков являются:
• профилактикабезнадзорности, бродяжничества, дезадаптации;
• психолого-медицинскаяпомощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией(в том числе в связи с физическим и психическим насилием или с опасными дляжизни и здоровья условиями проживания) в безвыходное положение;
• формированиеу детей и подростков положительного опыта социального поведения, навыковобщения и взаимодействия с окружающими людьми;
• выполнениепопечительских функций по отношению к тем, кто остался без родительскоговнимания и заботы, средств к существованию;
• психологическаяи педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состоянийличности;
• содействиевозвращению в семью;
• обеспечениевозможности получить образование;
• забота одальнейшем благоустройстве, месте жительства.
 Инымисловами, основная цель деятельности таких учреждений — социальная защита иподдержка нуждающихся в этом детей, их реабилитация и помощь в жизненномопределении. Создание специализированного учреждения для детей и подростковпредоставляет реальную возможность оказать им экстренную помощь.
Специалистыподобных учреждений выделяют три основных этапа в работе с детьми:
• диагностическаяработа;
• реабилитация,программа которой основана на данных, полученных после всестороннейдиагностики;
• постреабилитационнаязащита ребенка.

/>1.2 Приюты длядезадаптированных детей и подростков
 
Прежде всегов системе социально-реабилитационных служб для несовершеннолетних создаютсясоциальные приюты для детей и подростков, каждый из которых отличаетсясвоеобразием вследствие различий в уровне и глубине понимания специалистамистоящих перед ними задач, их профессиональной подготовленности, опыта работы сдетьми (особенно с «трудными»). Различны и их материально-техническая база,возможности финансирования и осуществления контактов со всевозможнымиорганизациями.
Составнесовершеннолетних в социальных детских приютах весьма сложен в социальном ипедагогическом плане и отличается от такового в детских домах илишколах-интернатах, поскольку:
• подавляющеебольшинство детей уже приобщились к курению, систематическому употреблениюалкоголя;
• подавляющеебольшинство детей находятся в кризисном или пограничном с ним состояниивследствие социально-психологической депривации в семье, физического илисексуального насилия, школьной дезадаптации;
• почти увсех детей выявлены различные хронические заболевания;
• многие детинигде и никогда не учились, у них не сформированы (или утрачены) элементарныесоциальные и бытовые навыки, не сформирован (или утрачен) опыт жизни в семье;
• у многихдетей отмечена задержка психического развития.
Вспециализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальнойреабилитации, принимаются несовершеннолетние на основании:
• личногообращения;
• направленияорганов, осуществляющих социальную защиту населения;
• постановлениякомиссий по делам несовершеннолетних;
• заявленияродителей, ходатайства органов образования, здравоохранения, опеки ипопечительства, органов внутренних дел;
• постановленияили определения суда, прокурора или следственных органов, если родители илилица, их заменяющие, осуждены либо к ним в качестве меры пресечения примененозаключение под стражу.
Одной изглавных задач приютов, в которых дети могут получить кров и пищу, являетсявосстановление широкого спектра их отношений с миром, обучение их общению совзрослыми, сверстниками, обретению чувства семьи, своей значимости.
Индивидуальнаяпрограмма реабилитации ребенка создается на основе изучения его личности ианализа всей доступной информации (состояние его физического и психическогоздоровья, степень образовательной подготовки и т.д.), которая обусловливает нетолько проведение общих оздоровительных мероприятий, но и лечение хроническихзаболеваний, которые имеются у ребенка на момент поступления в приют.
Большоезначение в реабилитации подростка имеют психологическая диагностика икоррекция. Работником приютов приходится сталкиваться с двумя главнымипсихологическими проблемами: отставание ребенка в психическом развитии ипреодоление последствий его психической депривации.
Естественно,что социальные и психологические проблемы проявляются у детей в разной степении в различных формах. Соответственно и реабилитация проводится индивидуальнодля каждого ребенка. Специалисты используют два способа психологическойреабилитации: групповой и индивидуальный. Участие ребенка в психокоррекционныхгруппах способствует его личностному росту, самораскрытию, приобретениюопределенных знаний, умений, навыков, прежде всего умения общаться;индивидуальная же реабилитация прежде всего призвана снять у ребенка чувствотревоги и неуверенности, повысить его самооценку, помочь справиться сострахами, сформировать доверие к людям.
Важнейшийпуть реабилитации детей, имеющих 100-процентную школьную дезадаптацию, —организация в условиях приюта систематического воспитательного и учебногопроцесса, устранение имеющейся педагогической запущенности, коррекция нарушенийповедения. Наиболее сложна реабилитация подростков. Если при работе с детьмимладшего возраста необходимы воспитание, возмещение дефицита тепла, навыков,знаний, которые они недополучили от своего окружения (родителей, родственникови т.д.), то подростков приходится перевоспитывать, устранять уже приобретенную девиантностьповедения, искаженные представления о взаимоотношениях между людьми. Подростокстремится быть самостоятельным и болезненно реагирует на попытки взрослыхруководить его жизнью и воспитывать его, он претендует на роль взрослого, науважительное отношение к себе.
Существуетнесколько способов формирования у подростков самоуважения и самосознания.
 Один из них— ориентация на образец, достойный подражания (родственник, знакомый, реальныйили вымышленный герой). Большую помощь в реабилитации подростка оказывает ииндивидуальная психотерапия: беседы, разговоры, обсуждение различных проблем.Одна из трудностей при реабилитации подростка — его нежелание учиться. Многиеподростки никогда не учились в школе или имеют перерыв в учебе от года до пятилет, они в недостаточной степени владеют навыками мыслительной деятельности.Именно поэтому процесс обучения в детских социальных приютах должен бытьорганизован на строго индивидуальной основе. Подростки должны пройти этап,предшествующий возвращению в школу. Сегодня в приютах используются нескольковариантов обучения:
— общеобразовательныедневная и вечерняя школа;
— ПТУ;
— классывыравнивания.
 В рядеприютов обучение осуществляется в рамках так называемой домашней школы,наиболее оптимальной для большинства приютских воспитанников. Её задача:
-снизитьэмоционально-психическое напряжение, порожденное неблагополучным опытомобучения в школе;
— восстановить и укрепить общеучебные навыки;
— восполнитьпробелы в знаниях;
— придатьподростку уверенность в своих силах.
Занятия здесьпроводятся индивидуально или в микрогруппах (два-три человека).
Но даже самыйхороший приют — это лишь временное место пребывания подростка, поэтому одна изглавных задач социальной помощи подростку — устройство его дальнейшей судьбы.Идеальным вариантом является возвращение ребенка в родную семью, но этовозможно лишь при соответствующей работе с родителями и детьми.
Сотрудникиприюта изучают условия жизни семьи, ее функциональные способности, возможностьпроживания ребенка в конкретных семейных условиях. Посещение семьи социальнымработником дает возможность оценить перспективы возвращения ребенка в семью.Однако очередной срыв со стороны родителей может вернуть ребенка в приют. Есливозвращение ребенка в семью невозможно, используются другие пути. До недавнеговремени законодательство предусматривало только такие формы жизнеустройствадетей, как усыновление, опека (попечительство) либо государственное сиротскоеучреждение, куда в основном и направлялись дети. Конечно, продуктивной формойсемейного устройства является передача детей под опеку или на усыновлениеродственникам, однако последние зачастую не выражают желания сделать это в силуразных причин: наличие у подростка каких-либо заболеваний, стесненные жилищныеи материальные условия и т.д. Если возвращение в семью невозможно, многиеприюты вынуждены передавать подростка в интернат.
/>1.3 Создание семейных(воспитательных) групп
Но есть идругой способ социальной помощи дезадаптированным подросткам, которыйпрактикуется сейчас многими учреждениями, — создание семейных (воспитательных)групп.
Сначала оналичии таких детей оповещают через средства массовой информации илиспециальный банк данных. При наличии семьи, желающей взять ребенка навоспитание, тщательно обследуются ее материально-бытовые условия, после чегозаключается контракт на два месяца. Подросток в течение двух месяцев посещаетпо выходным дням попечительскую семью, а затем передается туда окончательно.Семейная группа рассматривается как структурное подразделение приюта, а один изродителей оформляется в приют в качестве воспитателя. Кроме того, психолог даетнеобходимые рекомендации каждой семье.
Специалистыне без оснований считают, что в идеальном варианте каждый воспитанник приютадолжен пройти через домашнюю группу, поскольку это один из реальных иэффективных путей его реабилитации, при котором восстанавливаются утраченные имсоциальные, нравственные и духовные связи с окружающим миром. Находясь вдомашней группе, ребенок остается под опекой государства до тех пор, пока семьяоформляет опекунство или усыновление, но даже если усыновление не состоится,жизнь в здоровой семейной обстановке в домашней группе становится для ребенка важнымусловием социальной реабилитации.
Кроме того,во многих приютах пытаются моделировать отношения, похожие на домашние. Правда,это не так просто: сказывается отсутствие у воспитателей опыта работы с такойсложной категорией детей, как социально дезадаптированные подростки.
Такимобразом, деятельность приюта — это создание условий, способствующих вовлечениюдетей в нормальный жизненный процесс, выводу из кризисной ситуации,восстановлению нарушенных связей с семьей, решению вопросов их дальнейшегожизнеустройства.
/>1.4 Социально-реабилитационныйцентр для дезадаптированных детей
Рассмотримтехнологию реабилитации дезадаптированных детей и подростков на примере другогоучреждения — социально-реабилитационного центра, основными направлениямидеятельности которого являются:
•профилактика безнадзорности несовершеннолетних, помощь в ликвидации труднойситуации в семье ребенка;
• обеспечениенесовершеннолетним временного проживания на полном государственном обеспечениидо определения и осуществления совместно с органами опеки и попечительстваоптимальных форм жизнеустройства;
• обеспечениедоступной и своевременной квалифицированной социальной, правовой,психолого-медико-педагогической помощи детям, имеющим различные формыдезадаптации, на основе индивидуальных программ социальной реабилитации,включающих профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социокультурный,физкультурно-оздоровительный и иные компоненты.
Центрырассчитаны на 5—10 тыс. детей и могут включать в себя следующие отделения:
• приемноеотделение;
• отделениедиагностики социальной дезадаптации;
• отделениереализации программ социальной реабилитации;
• отделениесоциально-правовой помощи;
• семейнаявоспитательная группа.
Структурнымподразделением социально-реабилитационного центра может быть социальный приютдля детей и подростков.
В приемномотделении проводятся первичный медицинский осмотр и первичная санитарнаяобработка подростка, которого при необходимости направляют в стационарноемедицинское учреждение.
В отделениидиагностики социальной дезадаптации выявляют и анализируют факторы,обусловившие его социальную дезадаптацию, особенности личностного развития иповедения подростка; разрабатываются индивидуальные программы его социальнойреабилитации. На основе этих данных создается индивидуальная программареабилитации.
Ее поэтапноеосуществление осуществляется в отделении реализации программ социальнойреабилитации. Проводится работа по восстановлению утраченных связей с семьей ивнутри семьи, оздоровлению системы межличностных отношений несовершеннолетних,восстановлению их социального статуса в коллективе сверстников, содействиюподросткам в получении образования, специальности и в профориентации.
Индивидуальнаяпрограмма реабилитации реализуется как в условиях дневного или круглосуточногостационара Центра, так и в семейной воспитательной группе. В отделенииобразуются реабилитационные группы — дети в них могут быть разного возраста, ножелательно объединять детей со сходным уровнем адаптации для наиболееэффективного использования групповых методик. Оптимальное количество детей длядневного стационара — от 5 до 10, а для круглосуточного — до 7.
Отделениесоциально-правовой помощи осуществляет:
— защиту прави законных интересов воспитанников, в том числе находящихся в семейныхвоспитательных группах;
— оказываетсодействие органам опеки и попечительства в дальнейшем жизнеустройствевоспитанников;
— формируетбанк данных о возможных усыновителях, попечителях, опекунах, приемных семьях;
— организуетпсихолого-педагогическую и правовую подготовку к приему в семью неродных детейи наблюдает за адаптацией несовершеннолетних к новой обстановке.
И наконец,пожалуй, самое сложное направление деятельности Центра — работа с семьей.Социальная реабилитация в Центре непременно ориентирована на решение семейныхпроблем детей и подростков. Работа с конфликтными семьями основана навзаимодействии с психологом на уровне консультирования; работа с аморальнымисемьями ведется на уровне социального патронажа.
Послевозвращения детей в семью продолжаются социальный патронаж, прямые контакты счленами семей и консультации специалистов (психологов, юристов,врачей-наркологов и др.).
Изсуществующих в настоящее время типов социально-реабилитационных учреждений для детейи подростков Центр для несовершеннолетних, имеющий в качестве подразделениясоциальный приют, призван решать наиболее важные задачи по преодолению ростачисла дезадаптированных подростков, устранять причины проявлений дезадаптацииеще на начальном этапе, до разрыва подростка с семьей. Такое направлениедеятельности, безусловно, перспективно в общей системесоциально-реабилитационных учреждений, так как на его базе можно целостнорешать проблемы коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как наребенка, оказавшегося в трудной ситуации, так и на его семью.
Вместе с темсоциальная реабилитация подростка значительно облегчается, если она протекаетна фоне эмоционального принятия им новых условий, правил жизни, новых людей.Поэтому первейшая задача всех социальных работников — оказать подростку, прибывшемув реабилитационное учреждение, максимальную поддержку в процессе освоения имновой жизни.

2 Проблемы молодежи игосударственная молодежная политика
Технологиисоциальной работы с молодежью — важная часть технологического арсеналасоциального обслуживания не только потому, что проблемы этойсоциально-демографической категории населения весьма обширны и трудны, но ипотому, что именно молодежь будет определять судьбу нашей страны в грядущемтысячелетии.
За последниегоды снизился показатель рождаемости в Украине. Уровень репродуктивностимолодых семей (на которые приходится основная масса рождений детей) невысок,что, как правило, обусловлено жизненной неустроенностью, неопределенностьюбудущего, наличием различных социальных рисков.
Продолжаетоставаться крайне высоким уровень смертности среди молодых украинцев. Смертностьмужчин в возрасте до 30 лет более чем в два раза превосходит смертность женщин.
Уровеньпреждевременной смертности населения в рабочем возрасте возрос в конце 90-х гг.более чем на треть по сравнению с концом 80-х гг. Причинами смертности этойкатегории населения являются в основном несчастные случаи, отравления и травмы;увеличилось число погибших в результате транспортных происшествий при снижениисмертности от других неестественных причин.
Как и впредыдущие годы, низким остается количество браков и высоким — количестворазводов.
Увеличиваетсяколичество женщин-матерей, не состоящих в зарегистрированном браке,значительная часть которых находится в возрасте до 20 лет, что отражаеттенденцию снижения возраста начала половой жизни и рост добрачныхбеременностей.
Можно прийтик выводу, что уменьшение числа населения, низкий уровень рождаемости наряду созначительным ухудшением состояния здоровья молодежи приводят к ухудшениюгенофонда нации, что, в свою очередь, может составить угрозу для национальнойбезопасности страны. В этой связи поднимается вопрос о необходимости выработкиспециальной государственной политики.
Ухудшениесостояния здоровья населения Украины, по оценке экспертов, не имеет прецедентовв индустриально развитых странах в мирное время. В 90-е гг. продолжительностьжизни мужчин в Украине снизилась более чем на 7 лет. В 1998 г. она составила всреднем по стране 61,3 года, а в 25 регионах — менее 60 лет, что сопоставимо сбеднейшими странами Африки. Украина устойчиво сохраняет лидирующее место в мирепо смертности от самоубийств, убийств, несчастных случаев и других внешнихвоздействий.
Значительноеснижение уровня и качества жизни большинства молодых украинцев, нарастаниесоциальной напряженности, обусловливающей возникновение стрессов, обострениеэкологических проблем, особенно в городах, и другие подобные причины ведут кросту числа заболеваний, в том числе возникновению эпидемий и социальнообусловленных заболеваний. Печальное следствие социального неблагополучияогромных масс украинцев — заболеваемость активным туберкулезом.
Иззаболеваний, требующих особого общественного внимания, заметное распространениев молодежной среде получили ЗППП. Причем заболеваемость ЗППП приобретаетхарактер эпидемии. Невиданное распространение получил сифилис.Распространенность гинекологических заболеваний среди девочек-подростковсоставляет 12—14%.
Молодому поколениюУкраины начинает всерьез угрожать СПИД.
По даннымнаучных исследований, более 50% подростков страдают хроническими заболеваниями(заболеваниями нервной системы и органов чувств, органов кровообращения,костно-мышечной системы, дыхания).
Особую обеспокоенностьвызывает состояние репродуктивного здоровья молодежи, так как в этом возрастепроисходит формирование репродуктивного потенциала, чрезвычайно важныхпроцессов и функций, определяющих в дальнейшем фертильность и здоровье.
Более быстроеполовое созревание и раннее начало половой жизни привели к появлению феномена«подростковое материнство», что негативно отражается на здоровье какноворожденных, так и их матерей. В последние годы каждый десятый новорожденныйрождается у матери в возрасте 20 лет:
— ежегоднооколо 1,5 тыс. детей — рождаются у матерей в возрасте 15 лет;
— 9 тыс. — уматерей в возрасте 16 лет;
— 30 тыс. — уматерей в возрасте 17 лет.
У юныхбеременных чаще развиваются осложнения беременности, наступают преждевременныероды, поэтому смертность женщин моложе 20 лет составляет около 10%.
Особенноактуальной является проблема абортов у молодежи. Ежегодно производится до250—280 тыс. прерываний беременности, т.е. каждый десятый аборт в странеприходится на указанную возрастную группу.
Неуклоннорастет детская инвалидность.
К факторам,неблагоприятным для развития молодежи, относятся распространение курения,алкоголизма, наркомании и токсикомании.
В последниегоды отмечено увеличение числа подростков и молодых людей, бросивших учебу.
Проблемызанятости молодежи остаются одними из наиболее сложных. Доля молодежи средибезработных на протяжении последних лет составляет от 30% и выше.
Фактором, вомногом определяющим образ и стиль жизни молодых людей, становитсякриминализация и коммерциализация их досуга. Приобретает все более актуальныйхарактер проблема личной безопасности молодых людей: социологическиеисследования свидетельствуют, что около 50% из них подвергались когда-либофизическому насилию со стороны сверстников или взрослых, а 40% испытывали насебе рукоприкладство родителей.
Насилие какстиль жизни все чаще приобретает организованные формы в молодежной среде. В Украинесвыше 50% всех преступлений совершается молодыми людьми в возрасте 14—29 лет.Уровень преступности среди несовершеннолетних в 15 раз превышает уровеньпреступности среди взрослых. В организованной преступности треть уголовных бандсоставлена из несовершеннолетних.
Дополнительнымфактором социальной напряженности при переходе к рыночной экономике может бытьмассовое вовлечение молодых людей в коммерциализацию. В странах с развитойрыночной экономикой слой предпринимателей никогда не является преобладающим вструктуре занятости населения (в Австрии предприниматели составляют 6,6%, вДании — 6,8, в США — 7,5, в ФРГ — 8,5, во Франции — 8,7, в Швеции — 9, вФинляндии— 9,9, в Японии — 10,1, в Великобритании — 12,5, в Испании уже — 18,7,в Португалии — 18,9, в Италии — 22,3, в Греции — 28%), поскольку экономикетаких стран не нужно чрезмерное количество коммерсантов, предпринимателей,бизнесменов. В нашей же стране во взаимоотношения «дикого рынка» вовлеченымиллионы молодых людей, которым неизбежно грозит банкротство. Ихпрофессиональная подготовка (в основном это опыт участия в мелочнойперепродаже) и деловые навыки ввиду их низкого уровня вряд ли будутвостребованы цивилизованным обществом. В связи с этим существует опасностьвозникновения своеобразного синдрома, подобного «афганскому»: появление«потерянного поколения» в период перехода к рынку и дальнейшее расширениесоциальной базы для пополнения групп риска, криминализации и возрастания уровнянасилия в молодежной среде.
Традиционно кгруппам риска относят лиц без определенного места жительства, занимающихсяпроституцией, алкоголиков, наркоманов и др. Массовая приватизация жилья ивынужденная миграция способствовали появлению новых сотен тысяч бездомных,среди которых число детей и подростков неуклонно возрастает.
Стремлениеуйти от реальных проблем в иллюзорный мир способствует массовомураспространению алкоголизма и наркомании среди подростков. Наркомания сегоднястановится мощнейшим фактором социальной дезорганизации, представляя большуюугрозу для нормального функционирования всего общественного организма. Посвидетельству специалистов, причины роста наркомании в известной мере естьрезультат конфликта личности и общества, который особенно ярко проявляется вкризисе социализации. Взрослые не могут сегодня предоставить молодому поколениюнеобходимое количество альтернативных способов существования, целей иценностей, норм, ради которых стоило бы упорно учиться, трудиться, соблюдатьопределенные стандарты поведения.
С принятиемЗакона Украины «Об образовании» уменьшилось количество обучающихся, дошкольнаясистема воспитания с переходом яслей и детских садов на платную хозрасчетнуюоснову становится в силу финансовых причин недоступной для многих семей. Да исама школа во многом утрачивает свою воспитательную функцию — многие учителястановятся простыми урокодателями, прекратил свое действие такой институт, каквожатые и классные руководители, практически на нет сведена работа с детьми вовнешкольное время и по месту жительства.
Институциализациясоциальной работы с различными категориями и социальными группами, в том числес семьей, детьми и молодежью, является одной из попыток решения проблем иконфликтов — на индивидуальном или групповом уровне, по месту жительства или вусловиях трудового коллектива. Становление социальной работы, и в первуюочередь работы с молодежью, затруднено по причине ограниченности материальныхресурсов, распада довольно мощной сферы соцкультбыта, прекращения деятельностипионерской и комсомольской организаций, деятельность которых, несмотря насправедливую критику, имела и позитивные стороны — организация свободноговремени и отдыха детей и подростков, а также их военно-патриотическое иинтернациональное воспитание.
Социальнаяработа с молодежью в Украине осуществляется в рамках государственной молодежнойполитики и системы социального обслуживания населения.
Под государственноймолодежной политикой понимается деятельность государства, направленная насоздание правовых, экономических и организационных условий и гарантий длясамореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений,движений и инициатив. Государственная молодежная политика должна отражатьстратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического,политического и культурного развития Украины, формирование у молодежипатриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам,соблюдение прав человека.
Объектомгосударственной политики являются молодые люди от 14 до 30 лет, молодые семьи имолодежные объединения. Субъектами этой политики являются государственныеорганы и их должностные лица, молодежные объединения и ассоциации, а также самимолодые граждане.
/>2.1 Цели государственноймолодежной политики
Целигосударственной молодежной политики:
• содействиесоциальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;
• недопущениедискриминации молодых граждан по возрастному цензу;
• созданиеусловий для более полного участия молодежи в социально-экономической,политической и культурной жизни общества;
• расширениевозможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достиженииличного успеха;
• реализацияинновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и самоймолодежи.
Государственнаямолодежная политика в силу ее комплексного межведомственного характераосуществляется путем координации программ отраслевых министерств и ведомств спривлечением к работе с молодежью негосударственных организаций. При этомреализация государственной молодежной политики осуществляется на следующихпринципах:
• принципучастия: привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формированиии реализации политики и программ, касающихся молодежи и гражданского общества вцелом;
• принципсоциальной компенсации: обеспечение правовой и социальной защищенностимолодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченностиих социального статуса;
• принципгарантий: предоставление молодому гражданину гарантированногогосударством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному ифизическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству,объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитиеличности и подготовку к самостоятельной жизни;
• принципприоритета: оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению ссоответствующей деятельностью государственных органов и учреждений прифинансировании мероприятий в области молодежной политики.
 

/>2.2 Основные направления осуществлениягосударственной молодежной политики
 
Основныминаправлениями осуществления государственной молодежной политики являются:
— обеспечениесоблюдения прав молодежи;
— обеспечениегарантий в сфере труда и занятости молодежи;
— содействиепредпринимательской деятельности молодежи;
— государственнаяподдержка молодой семьи;
— гарантированноепредоставление социальных услуг;
— поддержкаталантливой молодежи;
— формированиеусловий для физического и духовного развития молодежи;
— поддержкадеятельности молодежных объединений и содействие международным обменам.
Принципсубсидиарности, или государственная поддержка деятельности детских и молодежныхорганизаций реализуется посредством финансирования проектов и программ,представленных в порядке открытого конкурса на рассмотрение компетентныхгосударственных органов. Для финансирования конкурсных проектов в областихудожественного, технического творчества, экономики, спортивной ифизкультурно-оздоровительной, культурно-просветительской работы с детьми имолодежью устанавливается система грантов. Вместе с тем по отношению к такимсоциально-демографическим группам, как дети, молодежь и женщины, государстводолжно выработать и закрепить в законодательстве систему гарантий,обеспечивающих социальную справедливость и социальную защиту данной категориинаселения с учетом специфики социального положения и социально-психологическихособенностей. Особую актуальность в области социальной политики в переходныйпериод модернизации общества приобретает разработка системы социальной защитысемьи, имеющей детей, и молодой семьи.
Социальнаязащита детей и подростков обусловлена международными обязательствами государствсоблюдать Конвенцию о правах ребенка и другими правовыми документами мировогосообщества, регулирующими положение детей, находящихся в особо трудных условиях(сирот и инвалидов), — принципы спасения детей во время вооруженных конфликтов,обеспечение ребенка продовольствием, гарантии образования и воспитания и другиеаспекты охраны детства. Согласно своим международным обязательствам государства— участники международных договоров по правам человека должны строго соблюдатьзафиксированные в этих документах права и свободы личности путем принятиязаконодательных, административных и иных внутренних мер.
Социальнаязащита молодежи во многих государствах Западной Европы и США осуществляется наоснове соответствующего законодательства, деятельности различных социальныхслужб, общественных объединений и гражданских инициатив при поддержкегосударственных учреждений и благотворительных фондов. Для иллюстрации данногоположения воспроизведем основные направления социальной защиты молодежи в ФРГ:
• предотвращениенахождения молодого человека в местах, которые могут представлять угрозу егодуховному или физическому состоянию. К объектам, представляющим опасность длямолодежи, относятся публичные дома, наркопритоны, а также места,предрасполагающие молодежь к девиантному поведению. При невозможности устранитьугрозу полиция, ведомства по делам молодежи и общественные организации обязаныпринять меры административного воздействия;
• регламентациянахождения молодых людей в возрасте до 16 лет в местах общественного питания,дискотеках, кафе, закусочных и т.д., в частности прикрепление к нимсопровождающего лица, ответственного за воспитание, или, например, установлениевременного ограничения приема пищи в кафе;
• запрет наприобретение и потребление алкоголя в общественных местах; молодым людям ввозрасте до 16 лет разрешается потреблять легкие алкогольные напитки (пиво,вино и т.д.), только если их сопровождают родители;
• запретдетям и молодежи до 15 лет курить в общественных местах;
• запретмолодым людям в возрасте до 18 лет участвовать в азартных играх, в частностипосещать залы игровых автоматов с целью получения выигрыша (это правило нераспространяется на детей, которых сопровождают родители или воспитатель).
Особо следуетотметить ограничения на просмотр порнографических фильмов, видеокассет,приобретение порнографической литературы и литературы, пропагандирующейнасилие. (Не надо много воображения, чтобы представить последствия массовогововлечения в Украине детей и подростков в спекуляцию, продажу в переходах метрои на улицах литературы, пропагандирующей секс и насилие, лицам без ограниченияв возрасте, и установок игральной аппаратуры в любых доступных местах «от Киевадо самых окраин».)
Социальнаяработа в западноевропейских странах предусматривает также целый ряд мер помощимолодежи в области трудоустройства, переквалификации, организации свободноговремени, а также получения пособий.
Дляорганизации этой работы учреждается серия молодежных служб; в частности, вГермании это:
• ведомствапо делам молодежи, осуществляющие консультации для родителей, детей и молодежив вопросах воспитания, а также предлагающие многостороннюю помощь при разводах,опекунстве, судопроизводстве молодежи и т.д.;
•консультативные пункты для детей и молодежи, куда могут обращаться для решениясвоих проблем не только дети и молодые люди, но и их родители;
• молодежныецентры, которые организуют свободное время молодежи, проводят групповую работу,спортивные мероприятия, консультации и реализуют различные образовательныепрограммы, предлагают познавательные экскурсии.

/>СПИСОК ЛитературЫ
1. Братусь Б.С. Аномалии личности. — М, 1986 г.
2. Социальная реабилитация дезадаптированныхдетей и подростков в специализированных учреждениях: Пособие для сотрудниковспециализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних. — М.,1996 г.
3. Филонов Л.Б. Детерминация возникновения иразвития отрицательных черт характера улиц с отклоняющимся поведением. В кн.:Психология формирования и развития личности. — М.: Наука, 1981 г.
4. Хоменко М.Г. В поисках комплексного подхода ксоциальной реабилитации несовершеннолетних. Первые итоги. Из опыта работыспециализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детейи подростков. — М.: НИИ семьи, 1997.
5. Старченко О Игра в удавочку. Суицид набираетдобровольцев // Московский комсомолец, 1994 г., 6 августа.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Мировые ресурсы. Ресурсы мирового хозяйства
Реферат Конфликт Фатх и Хамас
Реферат Dmitri Mendeleev Essay Research Paper The History
Реферат Организация мотопехотной дивизии
Реферат Anthrax Essay Research Paper Anthrax is caused
Реферат Очистка от пестицидов
Реферат Iii всероссийский национальный конгресс лучевых диагностов и терапевтов «Радиология-2009»
Реферат Пути соершенствования грузовых перевозок на разных видах транспорта
Реферат А. Т. Бронтвейн А. Ю. Васильев, доктор медицинских наук, профессор
Реферат Поэтичный мир образов и национальные мотивы в творчестве ВМ Васнецова
Реферат Образы разночинцев в романе И.С. Тургенева "Отцы и Дети" и в романе Н.Г. Чернышевского "Что делать?"
Реферат История города Волхова
Реферат Проблемы финансирования расходов на управление в Российской Федерации
Реферат «Уравнения с двумя неизвестными в целых числах»
Реферат Історія української літератури XIX століття: Євген Гребінка