Реферат по предмету "Психология"


Групповая дискуссия – один из основных тренинговых методов

Содержание
Введение
Групповая дискуссия как метод групповой психологической работы
Преимущества групповой дискуссии
Задачи, которые помогает решать метод групповых дискуссий
Основные стратегии ведения дискуссии
Как проводить дискуссию
Заключение
Список используемой литературы

Введение
Социально психологический тренинг (СПТ) является областью практической психологии, использующей активные методы групповой психологической работы. В настоящее время существует достаточно большое количество различных форм социально-психологического тренинга, во многом пересекающихся друг с другом. Многообразие форм и видов групповой работы обусловлено различными теоретическими подходами, которые берутся за основу при разработке программы каждого отдельного тренинга.
Поставленные цели и задачи различные виды тренинговых групп решают с помощью использования определенных методов, приемов и техник социально-психологического тренинга.
Социально-психологический тренинг входит в число, так называемых, активных методов обучения, которые используются в качестве альтернативны традиционным методам и формам обучения. С помощью традиционных методов нет возможности приобретения умений и навыков в различных областях знаний. В них, как правило, приобретаются только теоретические знания, и отсутствуют возможности их практического закрепления. В отличие от традиционных форм обучения в тренинге происходит активное включение поведенческих моделей и идет взаимообмен опытом участников группы. В тренинге задействованы когнитивная, эмоциональная, поведенческая сферы личности. Единство этих паттернов в социально-психологическом тренинге расширяет индивидуальный репертуар действий личности.
Социально-психологический тренинг в широком смысле — это вся совокупность различных форм групповой работы и видов тренингов, направленных на мобилизацию всего личностного потенциала индивида и, таким образом, способствующих личностному росту. Данная цель реализуется в ходе тренинга через активные процессы самопознания и самосовершенствования, которые происходят с каждым участником тренинговой группы. В ходе социально-психологического тренинга имеют место обучающий, коррекционный и психотерапевтический эффекты. Это расширяет области применения групповой работы, повышает ее ценность и увеличивает возможности. Социально-психологический тренинг в настоящее время является такой разновидностью психологической работы, которая показала свою эффективность и широко используется в практической работе психологами, социальными работниками, а также в процессе обучения и подготовки различных специалистов.
Несмотря на разнообразие конкретных упражнений, приемов и техник, используемых в тренинговой работе, принято выделять несколько базовых методов тренинга. К таким базовым методам традиционно относят:
1. групповую дискуссию;
2. игровые методы;
3. психогимнастические упражнения.
Остановимсяна характеристике групповой дискуссии.

Групповая дискуссия как метод групповой психологической работы
 
Интерес психологов к феномену дискуссии берет начало с 30-хгодов. Сначала Ж.Пиаже в своих работах обратил внимание на дискуссию. Он указывал, что ребенок благодаря механизму дискуссии отходит от эгоцентрического мышления и учится становиться на точку зрения других, старших или младших детей.
Далее К. Левин внес свой вклад в разработку проблемы дискуссии. Его работы сыграли важную роль в разработке идеи влияния групповых обсуждений на принятие творческих и управленческих решений в группе. Было отмечено, что групповая дискуссия повышает мотивации и эго-вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем. Был проведен социально-психологический эксперимент. Исследователи поставили задачу изменить отношение домохозяек к новым пищевым продуктам.
1-ой группе — была прочитана убедительная лекция по данному вопросу. В результате только 3% женщин впоследствии попытались прибегнуть к советам эксперта;
2-ой группе — была организована дискуссия на тему преимущества использования тех же продуктов. В результате 32% женщин стали использовать раннее игнорируемые продукты;
Причины данного эффекта:
• в ходе дискуссии формируется более определенное мнение,
• дискуссия дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников.
Групповая дискуссия в психологическом тренинге — это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса (в группе тренинга просто вопроса, не обязательно спорного), позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения.
Классифицировать формы групповой дискуссии, используемые в тренинге, можно по разным основаниям.
1.                По структурированности:
·  структурированные дискуссии — в них задается тема для обсуждения, а иногда и четко регламентируется порядок проведения дискуссии (формы, организованные по принципу «мозговой атаки»).
·  неструктурированные дискуссии — в них ведущий пассивен, темы выбираются самими участниками, время дискуссии формально не ограничивается.
2.                По характеру обсуждаемого материала Семилет Н. В. предлагает рассматривать дискуссии:
·  тематические — обсуждаются значимые для всех участников тренинговой группы вопросы и проблемы;
·  биографические — ориентированные на прошлый опыт, анализируются трудности личной или профессиональной жизни отдельного участника. Интеграции направлены на него, остальные высказывают своё мнение, выражают свои чувства, реагируют на его поведение, предлагают обратную связь.
·  интеракционные — материалом которых служат структура и содержание взаимоотношений между участниками группы. На этих дискуссиях реализуется принцип «здесь и теперь».
·  дискуссии, ориентированные на задачу — материалом служит содержание отдельных упражнений и игр тренинга, в ходе которых необходимо выполнить какую-либо задачу.
 
Преимущества групповой дискуссии
 
1. Позволяет членам группы прояснять собственную позицию и уточнять взаимные позиции участников группы.
2. Позволяет выявлять многообразие подходов и точек зрения по поставлен-ным проблемам и вопросам.
3. Дает всестороннее видение предмета обсуждения.
 
Задачи, которые помогает решать метод групповых дискуссий
 
1. обучение участников анализу реальных ситуации;
2. обучение умению слушать и взаимодействовать с другими участниками;
3. обучение навыку формулирования проблемы и отличать важной от второс-тепенного;
4. учит преодолевать приверженность старым образцам;
5. дает возможность увидеть многозначность возможных решений проблемы;
6. развивает умение преодолевать страх перед неизвестностью, недоверие к себе, боязнь быть застигнутым врасплох.
 

Основные стратегии ведения дискуссии
 
1. свободное ведение дискуссии.
2. программированное ведение.
3. компромиссная форма.
 
1. Свободное ведение дискуссии
 
Основные характеристики:
• внешне непозволительная пассивность со стороны ведущего, минимальное вмешательство и отдельные реплики;
• ведущий не ставит задачи, не формулирует вопросы, в конце всё это делает сама группа;
• участники постепенно сами подходят к тому, что «спасти» их может лишь активность самой группы, что положиться можно только на самих себя;
• сложна в реализации;
• доступна высококвалифицированному специалисту. Пример: роджерианские группы.
 
2. Программированное ведение групповой дискуссии
 
Основные характеристики:
• наличие у ведущего четкого плана, по которому группе предлагаются темы для обсуждения и способы их проработки;
• плюсы — похоже на традиционное обучение, что облегчает работу;
• минусы — осложняет работу тем, что сковывает активность участников, порождает желание во всем положиться на ведущего группы.

3. Компромиссная форма ведения дискуссии
 
Сочетает элементы программированности с отступлением в сторону свободной стратегии. Некоторые проблемы и задачи могут быть заданы ведущим, другие возникают непреднамеренно в ходе групповой работы и выдвигаются самими участниками.

Основные фазы процедуры дискуссии:
 
1. фаза ориентировки;
2. фаза оценки;
3. завершающая фаза.
Каждой фазе соответствуют определенные шаги:
1. определение целей и темы дискуссии (ориентировки);
2. сбор информации по обсуждаемой проблеме (ориентировки);
3. упорядочивание, обоснование и совместная оценка, полученной информации (оценки);
4. подведение итогов дискуссии — сопоставление полученных результатов с целями.
Понятно, что все процедурные моменты, представленные в каждой дискуссии, а так же время дискуссии, её интенсивность зависят от темы, целей и контингента участников (могут быть дискуссии с «открытым концом»).
Достижение согласия не всегда ставится целью дискуссии, прежде всего потому, что социальные ситуации проблемы таковы, что, как правило, не имеют единственной интерпретации или единственного решения — почти всегда возможны альтернативы.
 
Психологические эффекты дискуссии:
 
1. сиюминутный результат в ходе обсуждения;
2. результат в течение групповых занятий;
3. отсроченный результат — лишь спустя более или менее продолжительный промежуток времени.
Дискуссионные методы применяются при разборе разнообразных ситуаций из практики работы или жизни участников, при анализе предлагаемых ведущим сложных ситуаций межличностного взаимодействия и в других случаях. В некоторых направлениях тренингов групповая дискуссия становится главнейшим, а иногда и единственным методом групповой работы (группы встреч К. Роджерса, групп-анализ).Как проводить групповую дискуссию
Искусстводискуссии — это трудное ремесло, тьютор, однако, должен не только сам уметьучаствовать в дискуссии, но и организовывать и вести групповую дискуссию. Главное,что необходимо помнить — дискуссия не просто последовательность монологов. Этоодин полилог, отдельные фрагменты которого связаны аргументацией егоучастников. Выше мы уже видели, что всякая аргументация имеет три аспекта:содержательный, логический и коммуникативный. Т.е. человек должен воспринятьто, что ему сообщают, понять это и принять предлагаемые тезисы, чтобы двигатьсядальше. Одно из наиболее важных умений, которым должен обладать тьютор — умениеорганизовать продуктивную групповую дискуссию.
Дискуссиюможно считать продуктивной, только если в ходе нее вырабатывается некое новоесодержание. Часто под продуктивностью понимают лишь освоение какой-либо частикурса Но для менеджера представляется более важным понимать, почему группадействует так или иначе, почему работа зашла в тупик. Способность к анализу(рефлексии) и пониманию ошибок и затруднений в ходе групповой работы — основноекачество эффективного менеджера. Приобретение такого рода навыков тьютор частоне считает за результат и все внимание сосредоточивает на том, чтобы группатщательно рассмотрела, например, концепцию Левина. При этом нередко реплики из группы,свидетельствующие о том, что работа идет не так успешно, как хотелось бы,рассматриваются как к делу не относящиеся и пресекаются.
Добитьсяэффективности дискуссии — задача не из легких. Одна из наиболее частовстречающихся на этом пути ловушек — опасность для группы ограничиться толькообменом мнений. Это просто демонстрация своей позиции. Никто не поясняет,почему придерживается того или иного мнения, не подвергает сомнению своейпозиции, не пытается понять, почему оппонент думает иначе. Ничего нового нерождается. Каждый остается при своем мнении и глух к мнению других. Каковаценность такой дискуссии? Безусловно, участники группы получают богатую информациюо распределении позиций в группе. В случае несовпадения мнений могут возникатьконфликты, которые выполняют мотивирующую роль, стимулируют желание участников группывысказаться, заявить свою позицию. Спор часто приобретает характер простойсклоки (так называемые коммунальные конфликты), потому что о мненияхбессмысленно спорить, у них нет оснований. Но высказанные мнения могутпослужить материалом для более серьезной работы.
Дискуссиястанет более продуктивной, если от спора о мнениях группа перейдет квысказыванию обоснованных суждений. Обоснованное суждение от мнения отличаетсяналичием аргументов. «Почему я так считаю? „- вот вопрос, на которыйкаждый участник группы должен ответить другим и, прежде всего, себе. Возможно,ответив на вопрос “почему», он изменит свое первоначальное мнение. Саргументами уже можно работать. Можно оценивать их значимость и степеньсоответствия действительности, сравнивать их убедительность. Групповаядискуссия поднимется еще на ступень выше, если каждый участник и группа в целомзадастся вопросом: «Откуда взялись эти аргументы?» Это уже процессанализа и проблематизации оснований мнений (проблематизировать означаетподвергать сомнению). Такая «возгонка» может осуществляться добесконечности. Можно проблематизировать основания оснований и т. д., вплоть доценностей, которыми мы руководствуемся в жизни, которые лежат в глубинномосновании любого нашего суждения.
На данномэтапе групповая дискуссия снова рискует зайти в тупик. Ценности у каждого своии достаточно устойчивые. О ценностях не спорят, их понимают. Работа поизменению ценностей бывает кропотливой, неблагодарной и как правило внешнебезрезультатной. Поэтому в большинстве случаев возможна лишь констатация фактасуществования тех или иных ценностей и более или менее полное понимание ихсути.
Итак, длятьютора представляется важным постоянно отслеживать, на каком уровне проходитгрупповая дискуссия. Задача его — добиться продуктивности дискуссии, непозволив группе впасть в крайности — спорить о мнениях или ценностях. Средствоот этих крайностей — почаще задавать себе и группе вопрос: " Что мы сейчасделаем? Почему у нас это так получается?"

Заключение
 
Групповая дискуссия в психологическом тренинге этосовместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить(возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессенепосредственного общения. В тренинге групповая дискуссия может бытьиспользована как в целях предоставления возможности участникам увидеть проблемус разных сторон (это уточняет взаимные позиции, что уменьшает сопротивлениевосприятию новой информации от ведущего и других членов группы), так и вкачестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний(это усиливает сплоченность группы и одновременно облегчает самораскрытиеучастников). Между этими достаточно сильно различающимися целями имеется целыйряд других, промежуточных, целей, например, актуализация и разрешение скрытыхконфликтов и устранение эмоциональной предвзятости в оценке позиции партнерапутем открытых высказываний или предоставление возможности участникам проявитьсвою компетентность и тем самым удовлетворить потребность в признании иуважении.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Русская природа в лирике А. С. Пушкина
Реферат «Акмеологическая педагогика»
Реферат Встречный исктеоретические и практические проблемы
Реферат Ферритин как маркер железодефицитной анемии и опухолевый маркер
Реферат Религия и религиозная вера
Реферат Гражданско-правовые способы защиты прав
Реферат Rencontre avec Hélène richard-favre встреча с Элен ришар-фавр
Реферат Подбор торгового персонала
Реферат 8 днів, 5 ночей, 7 курортів, 4 екскурсії, не менше 25 об’єктів до огляду
Реферат Барбарис звичайний беладонна звичайна
Реферат 1. Реферативное изложение учебной информации ( по учебнику Джуринского А. Н. (С. 17-63)
Реферат Состояние экономики на Западном берегу реки Иордан и в Секторе Газа
Реферат «Совершенствование и развитие отделочно-зачистной, финишной и поверхностно-пластической обработки деталей»
Реферат Экзаменационные билеты за 1 семестр 2001 года по предмету Искусство речи на английском языке. А
Реферат Art And Photography Essay Research Paper