Содержание
Введение
Глава1. Теоретические аспекты глубинной психологии
1.1 Историявозникновения глубинной психологии
1.2. Сравнительныйанализ глубинной психологии и бихевиоризма
Глава2. Глубинная психология и психоанализ Фрейда
2.1. Психоанализ.Понятие и суть
2.2. Ключевыепонятия ученых и роль сновидений
2.3. Основныеприемы и методы психоаналитической терапии.
Глава 3. Гипноз
Заключение
Списоклитературы
Введение
Сегодня, как и во времена первойпубликации, отзывы коллег и ученых о З. Фрейде удивительно полярны. Здесь легконайти все: и ненависть, и преклонение, и полное отрицание, и слепое следованиекаждому слову. Почему же психоанализ на протяжении почти 100 лет оказываетсямишенью нападок и предметом восхищения? Объясняется это тем, что его работы,изменившие облик психологии в XX столетии, осветили коренные вопросы устройствавнутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между еевожделениями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорныхпредставлений человека о самом себе и окружающих.
Данная работа посвящена рассмотрениюключевых понятий и методов классического психоанализа Фрейда. В связи с этимпредусматривается вынести на рассмотрение такие вопросы:
1) Психоанализ.Понятие и суть.
2) Глубиннаяпсихология и психоанализ Фрейда.
3) Ключевые понятияучения.
4) Роль сновидений
5) Основные приемы иметоды психоаналитической терапии.
Цель: рассмотреть теоретические иметодологические основы психоанализа.
Задачи: 1.рассмотреть психоанализ, историюсоздания;
2.проанализировать основные приемы и методы психоаналитической терапии;
3.сравнитьклассический психоанализ и бихевиоризм;
4.узнатьключевые понятия учения;
5проанализировать все факты, отличающие психоанализ от других направлений впсихологии.
Объект: психоаналитическое направление впсихологии.
Предмет: Личность и ключевые понятия впсихоанализе.
Гипотеза: Если психоанализ спустя 100 летсоздания актуален при изучении глубинных структур психики, чем другиенаправления, то психоанализ – самый действенный метод в психотерапии и самаяемкая система знаний мировоззрения Личности.
Актуальность данной темы: Психоанализ является фундаментальнымучением как в психотерапии, так и в самой психологии, т.к. здесь раскрыта всяглубина человеческой психики и сознания. С помощью психоанализа мы всё большеузнаем всю «поднаготную» личности современного человека. На основе глубиннойпсихологии были основаны многие направления в этой малоизученной науки, такиекак постфрейдизм и другие. Фред дал наиболее полную структуру личностичеловека, указал на все комплексы, мотивы, патологии Личности, о которых многиеученые даже и не подозревали. Кроме этого, в числе заслуг Фрейда также естьметод, которым пользуются многие психиатры и до сих пор, излечивающий истерию иразличные комплексы. Как сказал Бугер, если бы не было Фреда, то его надо былобы выдумать.
Глава1.
Теоретические аспекты Глубинной психологии.
1.1.История возникновения глубинной психологии.
Основы психоанализа были разработаныавстрийским психиатром и психологом Зигмундом Фрейдом. Представителипсихоанализа в тличие от бихевиористов и гештельтпсихологов не ориентировалисьна точные и естественные науки как на образец для построения научногопсихологического знания. Они стремились найти выход из кризиса в самой психологии,образовав более тесный ее союз с другими науками, также имеющими дело спсихическими явлениями, например с медициной.
Фрейдизм – и в этом его заслуга –стремился наполнить психологические знания о человеке новой жизненной правдой,создать теорию и на ее основе получить информацию, полезную для решенияпрактических, прежде всего психотерапевтических задач. Не случайно, что своинаучные взыскания З.фрейд начал как раз с анализа и обобщенияпсихотерапевтической практики и только затем превратил накопленный опыт впсихологическую теорию.
Психология в психоанализе вновьобрела живого человека, с древних времен присущую ей глубину проникновения всущность его души и поведения. однако увлеченный своими умозрительнымитеоретическими построениями (большинство из них, как оказалсь впоследствии, неимели под собой статистически достоверной фактологической основы), з.фрейд вседальше уходил от эмпирической реальности в область психологической фантазии, иэто привело к отказу от многих его идей не только со стороны рядаздравомыслящих ученых, но и собственных учеников фрейда.
Дальнейшая судьба психоаналитическогоучения и отношение к нему в разных странах складывались по-разному. поначалувсе, кроме ближайших учеников и последователей фрейда, относились к нему весьмапрохладно. затем оно привлекло к себе сторонников в германии и австрии, вевропе, в сша, где до сих пор является довольно популярным.
В первые годы советской власти иминтересовались и отечественные психологи, увидев в этом учении одну извозможных материалистических альтернатив господствовавшей тогда интроспективнойидеалистической психологии. затем, в 30-е годы, вместе с ограничениямипсихологических исследований, началом сильного некомпетентного идеологическогодавления на эту науку, особенно усилившегося после выхода постановления цк вкп(б) «о педологических извращениях в системе наркомпроса» (1936), резкой критикебыло подвергнуто все учение фрейда.
1.2.Сравнительный анализ глубиннойпсихологии и бихевиоризма.
Несмотря на различие ипротивопосталение друг другу классического психоанализа и бихевиоризма этинаправления имеют много общего в рассмотрении личности, то есть человеквыступает существом бездуховным, так как ни одно из этих направлений неинтересует в полном смысле ценности и смыслы человеческого бытия. Кроме того, вданных направлениях постулируется зависимость человека от прошлого. такпсихоаналитики гипербализируют зависимость существования человека иформирование его личности от опыта раннего детства и взаимоотношения сродителями, а бихевиористы преувеличивают роль неправильно выработанных навыковповедения в развитии личности.
Представителей этих направленийобъединяет также идея о том, что личность деструктивна по своей сути инесовершенна, поскольку зависит от прошлого. бихевиористы приписывают человекуроль «пассивной жертвы плохого научения», а психоаналитики представляютличность жертвой конфликта между социальными нормативами и биологическимиинстинктами. Поэтому, и в том, и в другом направлении личность деструктивна,неадаптирована, зависима, несовременна, больна, а поэтому ее надо лечить позаданной психоаналитической или поведенческой схеме. и в том, и в другомслучае, психолог оказывается в позиции «над», а изучаемый человек становитсяобъектом, вещью или жертвой обстоятельств, судьбы, других людей, которые знаялучше самого человека, что ему надо для счастья, лечат и развивают его. В этомсостоит директивность и манипулятивность этих направлений.
Глава2.
Глубинная психология и психоанализ Фрейда.
2.1. Психоанализ.Понятие и суть.
Психоанализ — не толь видпсихотерапевтической и клинической практики. Одновременно он являетсяфилософским учением о человеке, социальной философией, принадлежа, такимобразом, к факторам идеологического порядка. Именно в этом смысле психоанализстал неотъемлемой частью западной культуры. По словам Бергера, “если бы Фрейдане было, его нужно было бы выдумать”
Психоанализ (от греч. psyche-душа иanalysis-решение) — часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитыйЗ. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработанФрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей иоснов человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на предположении, чтоизвестный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, «вытесняется»из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое мыслитсякак область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками иоблачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству Я, включенного вокружающий его мир. В действии таких вытесненных «комплексов» видели причинузабывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий), и лечение ихпытались проводить таким образом, чтобы при беседе («анализе») можно былосвободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их(путем беседы или соответствующих действий), а именно предоставить имвозможность отреагировать. Сторонники психоанализа приписывают сексуальному («либидо»)центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферугосподства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или кнеудовольствию.
Исходя из вышеизложенного, сущностьпсихоанализа можно рассматривать на трех уровнях:
психоанализ — какметод психотерапии;
психоанализ — какметод изучения психологии личности;
психоанализ — каксистема научных знаний о мировоззрении, психологии, философии.
2.2. Ключевые понятия учения.
Известно, что главным регулятором человеческогоповедения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрытглубинный, «кипящий» пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений,влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что этинеосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и дажестановиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его напоиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говоритих сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родилсяфрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом
З. Фрейд рассматривает организацию психической жизни ввиде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции,обозначенные терминами: Оно (ид), Я (эго) и сверх-Я (супер-эго).
Под Оно (ид) понималасьнаиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное,генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее нио реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. Еетребованиям должна удовлетворять инстанция Я (эго).
Эго — следует принципу реальности, вырабатывая рядмеханизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с еетребованиями.Эго посредник между стимулами, идущими как из этой Среды, так и изглубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями сдругой. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опытавнешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль надтребованиями инстинктов (исходящих от ид.
Особое значение придавалось сверх-Я(супер-эго), которое служит источником моральных и религиозных чувств,контролирующим и наказующим агентом. Если ид предопределен генетически, а Я — продукт индивидуального опыта, то супер-эго — продукт влияний, исходящих отдругих людей. Оно возникает в раннем детстве (связано, согласно Фрейму, скомплексом Эдипа) и остается практически неизменным в последующие годы. Сверх-Яобразуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служитдля него моделью. Если Я (эго) примет решение или совершит действие в угоду Оно(ид), но в противовес сверх-Я (супер-эго), то Оно испытывает наказание в видеэфоров совести, чувства вины. Поскольку сверх-Я черпает энергию от ид,постольку сверх-Я часто действует жестоко, даже садистски. От напряжений,испытываемых под давлением различных сил, Я (эго) спасается с помощьюспециальных «защитных механизмов»— вытеснения,рационализации, регрессии, сублимации и др. Влечения стремятся к разрядке, ноих удовлетворение не всегда возможно.
Вытеснение означает непроизвольное устранениеиз сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в областьбессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на негодавление, переживаются в виде чувства тревожности.
Сублимация — один из механизмов, посредствомкоторого запретная сексуальная энергия, перемещаясь на несексуальные объекты,разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. По мнениюФрейда, это наиболее эффективный способ функционирования человека.Разновидностью сублимации является творчество.
Регрессия — соскальзывание не болеепримитивный уровень поведения или мышления. Замещение – сменаобъекта, на который направлены чувства. Включается тогда, когда выражениечувств в отношении данного объекта чревато опасностью. (Напр. – срыв гнева наболее слабом.)
Проекция — приписывание другим, своих, какправило, предосудительных желаний, мотивов, мыслей и т.п… («Никому нельзядоверять, — говорит человек, не всегда честный в своих поступках).
Рационализация – позволяет человеку оправдатьнеприемлемые для него, однако действующие желания, чувства, мотивы. Стремлениеподыскать им социально одобряемое оправдание.
Изоляция – удаление инстинктивных импульсовпри сохранении в сознании событийного ряда ситуации. Происходит снижениечувствительности в отношении травмирующего фактора.
В психодинамической терапиипредполагается, что защитные механизмы искажают реальность, но онифункциональны и необходимы, поскольку временно устраняют из сознания действиетравмирующего фактора. Однако, если они становятся слишком ригидными, тозатрудняют адаптацию и развитие человека.
Следуя биологическому стилю мышления,Фрейд выделял два инстинкта, движущие поведением инстинкт самосохраненияи сексуальный инстинкт, обеспечивающий сохранение не индивида, а всего вида.Этот второй инстинкт был возведен Фрейдом в разряд психологической догмы(ссылка на Юнга) и назван — либидо. Бессознательное трактовалоськак сфера, насыщенная энергией либидо, слепого инстинкта, не знающего ничего,кроме принципа удовольствия, которое человек испытывает, когда эта энергияразряжается. Подавленное, вытесненное сексуальное влечение расшифровывалосьФрейдом по свободным от контроля сознания ассоциациям его пациентов. Такуюрасшифровку Фрейд назвал психоанализом. Исследуя свои собственны сновиденияФрейд, пришел к выводу, что «сценарий» сновидений при его кажущейсянелепости не что иное, как код потаенных желаний, которое удовлетворяется вобразах — символах этой формы ночной жизни.
В период первой мировой войны Фрейдвносит коррективы в свою схему инстинктов. Наряду с сексуальным в психикечеловека присутствует инстинкт стремления к смерти (Тонатос как антиподЭросу), по Фрейду, этот инстинкт включает в себя и инстинкт самосохранения. Подименем Тонатос имелось в виду не только особое тяготение к смерти, но ик уничтожению других, стремление к агрессии, которая возводилась в рангизвестного, заложенного в самой природе человека биологического побуждения.
Идея о том, что на наше повседневноеповедение влияют неосознаваемые мотивы, рассмотрена Фрейдом в книге «Психопатологияобыденной жизни» (1901). Различные ошибочные действия, забывание имен,оговорки, описки обычно принято считать случайными, объяснять их слабостьюпамяти. По Фрейду же в них прорываются скрытые мотивы, потому что ничего случайногов психических реакциях человека нет. Все причинно обусловлено. В другойработе «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905) шутки иликаламбуры интерпретируются Фрейдом, как разрядка напряжения, созданного темиограничениями, которые накладывают на сознание индивида различные социальныенормы.
Используя понятия энергетическогоподхода Фрейд выделил два фактора возникновения невроза – сексуальнаяконституция и инфантильные перживания (в них осталась фиксированной энергиялибидо). Он описал пять стадий психосексуального развития, каждая из которыхсоздает предпосылки для фиксации:
1. Оральнаястадия (первый годжизни). Получение удовольствия в связи с приемом пищи (деятельность губ, языка,зубов). Результат фиксации – получение удовольствия от курения, сарказма. Также– оральная агрессия, чувство зависимости от других.
2. Анальная. Контроль за мочеиспусканием,дефекацией (сексуальное удовольствие от овладения мускулатурой). Фиксация –выражается в двух типах индивид. особенностей: первый – подавление импульсов –ригидность, сверхпунктуальность, скупость. Второй – протест – гнев,агрессивность, бунтарство.
3. Фаллическая (4-6 лет). Обнаружение наличия(отсутствия пениса). Эрогенная зона – гениталии. Переживание конфликта – Эдипов(Электры) комплекс. Кроме того, обнаружение девочкой отсутствия пениса, завистьк пенису (влечение к отцу основывается также на этом), возложение на мать виныза его отсутствие. Эта фаза является наиболее значительным источникомпсихических нарушений.
4. Латентнаястадия (5-6-лет). Сексуальность не проявляется. Развитие представления о нормах жизни.
5. Генитальная. Осознание половой принадлежности.Поиск путей генитального удовлетворения (с участием внешнего объекта). Частныевлечения подчиняются либидо.
Схема психосоциального развитияличности от младенческого возраста до стадии, на которой возникает естественноевлечение к лицу противоположного пола рассматривается Фрейдом в «Трех очеркахпо теории сексуальности» (1905).Роль сновидений.
Особенностью воззрения Фрейдаявляется также предложенный им метод дешифровки снов, с помощью которого завидимым обнаруживается сокрытое. В соответствии с представлениями Фрейда, сновидениенаправляется бессознательными импульсами, в которых человек не хочет признатьсяв сознательном состоянии, так как во время сна ослабевает контроль изапретные импульсы выходят наружу. Но так как сильными побуждениями сон можетбыть нарушен, то сновидение маскирует их, облекая в символы скрытое содержание.Под скрытым содержанием понимаются вытесненные желания. Явное, явленноесодержание получается в результате процессов сгущения, смещения и вторичнойобработки.
٠ Сгущение – комбинация различных элементов, даже наложение ихдруг не друга в одном элементе сновидения. Например, в одном лице сочетаются илипроявляются последовательно черты разных людей, люди одновременно находятся вразных местах и т.п.
٠ Смещение – проявление в сновидении элемента, мало связанного сглавным содержанием ситуации, в которой проявилось неосознанное переживание. Восне может присутствовать например только один предмет (элемент), которыйприсутствовал в травмирующей ситуации.
٠ Вторичная обработка – процесс, в результате которого сновидениеприобретает цельность и связанность, заполняются пробелы, исправляютсянесоответствия.
Интерпретация преодолевает иневротическое сопротивление, и “работу сна” — вообще то искажение, котороепривносится в видимую нами картину мира запретами и нормами. Фрейд обнаруживаетмеханизмы конденсации, смещения образов, проекции и сублимации влечений. Наше“Я” совсем не так “прозаично”, как полагали философы. Это лишь одна изинстанций психики, формирующаяся в процессе индивидуального развития.Длительная зависимость ребенка от родителей, медленное в сравнении с другимиживотными взросление — вот первопричина существования другой инстанции“Сверх-Я”. В ней как бы конденсируются требования и запреты родителей, семьи,воспитателей, социальной среды, народной традиции, всего филогенеза. Чтобыпонять смысл нынешних психических затруднений индивида, нужно вернуться к егораннему детству; в социологии, эстетике, философии культуры регрессия к раннимэтапам человеческой истории помогает установить смысл сегодняшних событий,творений, социальных институтов, религиозных верований и моральных запретов.
Поэтому истолкование сновиденийпредставляет собой “королевскую дорогу” психоанализа, а само сновидение можетбыть парадигмой всех шифров, уловок влечений, так как в сновидениипроисходит регрессия психического аппарата к архаичному, изначальному — мывозвращаемся к нашим детским влечениям, а они суть наследия первобытности.Важнейшей предпосылкой всей культурологии фрейдизма является “биологическийзакон”: онтогенез есть повторение филогенеза. Трагедия, разыгравшаяся однажды впервобытной орде, неизменно повторяется на каждой семейной сцене; история Эдипаи история Моисея возобновляют эту древнейшую пьесу — в этом эстетическая силаантичной трагедии, воспроизводящей древний миф, в этом сила истории Моисея —она воспроизводится в душе ребенка, вступающего в жизнь не только биологически,но и психически через взаимоотношения с родителями.
Символика сновидений универсальна, мыимеем дело с одними и теми же символами, замещающими влечения. Строго говоря,это не символы, а знаки с установленными от века значениями. Психоаналитикможет быть верующим или неверующим в Бога, почитающим искусство или равнодушнымк нему, но психоанализ в любом случае есть род иконоборчества. Метод Фрейда —сведение сложного к простому, примитивному и архаичному. Психоанализпредставляет собой театр масок, где главным актером является желание. Фрейдставит вопрос об отношениях между влечением и смыслом, языком и той силой,которая стремится найти выражение в языке. Не зря он сразу заинтересовалписателей и художников, хотя встретил немалое сопротивление со сторонымедицинских кругов. И сновидения, и невротические симптомы являются носителямискрытого смысла: существует тайный язык глубинных психических процессов,доступный переводу на язык сознания. Это лежит в основе всей психотерапииФрейда, который утверждал:“Там где было Оно, должно стать Я”. Иначеговоря вместе с выходом бессознательных представлений на свет сознания, онитеряют ту психическую энергию, которая не находила ранее иного пути, кромесоздания невротических симптомов.
2.3. Основные приемыи методы психоаналитической терапии.
Учение Фрейдапрославилось прежде всего тем, что проникло в тайники бессознательного, или,как иногда говорил сам автор, "преисподнюю" психики. Однако,если ограничиться этой оценкой, то можно упустить из виду другой важный аспект:открытие Фрейдом сложных, конфликтных отношений между сознанием инеосознаваемыми психическими процессами, бурлящими за поверхностью сознания, покоторой скользит при самонаблюдении взор субъекта. Сам человек, полагал Фрейд,не имеет перед собой прозрачной, ясной картины сложного устройства собственноговнутреннего мира со всеми его течениями, бурями, взрывами. И здесь на помощьпризван прийти психоанализ с его методом «свободных ассоциаций».
Содержание свободныхассоциаций – прошлое и будущее, мысли и чувства, фантазии и сны. В ходесвободных ассоциаций пациент учится воспроизводить травматический опыт.Пациент укладывается на кушетке, врач садится в изголовье, чтобы не попадать вполе зрения пациента, тем самым давая тому свободу для выражения подавленныхмыслей и чувств. С самого начала аналитической работы важно чтобы клиентпочувствовал атмосферу безопасности. Терапевт дает почувствовать, что хорошопонимает болезненность процедуры и высказывает уважение к усилиям пациента.Пациенту предлагается прийти в состояние спокойного самонаблюдения, неуглубляясь в раздумья сообщать все, что приходит в голову, без сознательногоотбора, не придерживаясь логики. Пациента предостерегают от тенденции поддатьсякакому-либо мотиву, желанию что-нибудь отбросить (даже если мысли кажутсятривиальными, не важными, травмирующими, нескромными, унизительными и т.п.).Психоаналитик не занимает ни одобряющей ни критикующей позиции. Во время сеансаон, как правило, молчит (даже когда пациент задает вопросы). Его задача –слушать пациента, следя за его речью, мимикой. Интерпретацию психоаналитикприменяет редко, только тогда, когда пациент готов ее принять, при этомстремится привести клиента к осознанию источника его проблемы, пониманию еесути.
Свободные ассоциацииимели преимущество перед гипнотической техникой. Фрейд отмечал, что главнымявляется не воспроизведение травматических событий, а изменения вличности, которые делают возможным принятие болезненныхвоспоминаний.
Выделяютследующие приемы аналитического метода:
1) Инструкция относительно процедуры психоанализа.
2) Вопросы для получения информацииипрояснения содержания.
3) Реконструкция – описание и выделение некоторыхявлений, прояснение их деталей, комментирование материала, который клиент готовпризнать.
4) Конфронтация – привлечение внимания клиента ккакому-либо содержанию. Терапевт проясняет его и заставляет клиента признатьчто-либо, чего он раньше признать не хотел, но что следует признать. Иногда, засущественным продвижением наступает ухудшение. Так проявляется сопротивлениелечению со стороны Супер-Эго. Так возникает негативная терапевтическаяреакция. Она связана с отношением к родителям или другим значимым лицамв детстве. Аналитику как бы приписывается их роль (трансфер*), его оценка продвижениярассматривается как санкция. Если терапевт заранее уяснит для себяхарактер межличностных отношений пациента на разных этапах жизненного пути, емулегче будет анализировать развивающийся трансфер.
5) Подготовка кинтерпретации (указаниена жесткие структуры в поведении, стереотипы в восприятии, эмоциональном реагировании).
6) Интерпретация– указание наисточник переживания, в результате которого осознается причина переживания.Термин «интерпретация» основывается на том, что высказывание или сновидениепредставляет некоторое скрытое содержание, смысл и значение которого находитсяв глубинных пластах бессознательного. Терапевт раскрывает смысл переживания,опираясь на психоаналитическую теорию. При помощи этого приема пациент осознаетисторию, источник, форму, причины и значение переживания. Интерпретация – предположениепсихоаналитика, которое нуждается в проверке опытом переживания пациента.Содержание для интерпретации тщательно готовится, иначе оно может травмироватьи создать новую систему защит. Основное условие – отсутствие оценки состороны аналитика… Интерпретация, вызвавшая изменения наз. мутационной.Выделяют различные виды интерпритаций по нескольким критериям.
Интерпретациясодержанияпредполагает раскрытие более глубокого значения.
Символическаяинтерпретацияуказывает на скрытый смысл образов сновидений, оговорок и другойпродукции, значение которой представлено в символической форме.
Интерпретациязащиты являетсяспособом анализа сопротивления.
Гипноз.
Гипнозом называется способностьвпадать в особое состояние, похожее на сон, при котором пациент сохраняетспособность действовать под влиянием лица, погрузившего его в гипнотическоесостояние. Характерная особенность этого состояния – необыкновеннаявосприимчивость ко всяким внушениям и приказаниям. Пробуждаетсязагипнотизированный только после приказания, но ничего не помнит.
Гипноз возможен и без внушения,,например, встречающийся иногда у некоторых лиц естественный сомнамбулизм(снободрственное состояние), или лунатизм, то есть способность говорить, ходитьи действовать во сне.
Гипнотизм был известен с незапамятныхвремен. Еще римляне пользовались этим видом воздействия на человека. ЖрецыЕгипта и брамины Индии впервые открыли гипнотизм. Они чрезвычайно широко сталипользоваться этой силой, производили огромное впечатление на людей. Личности,часто гипнотизируемые, утрачивают способность сами гипнотизировать.Установлено, что умеющий гипнотизировать умеет с успехом действовать и насамого себя, отсюда вывод: особенным даром обладают те лица, которые умеютвластвовать над собственными желаниями. У алкоголиков, курильщиков, наркоманови вообще людей с дурными наклонностями не бывает большого запаса гипнотическойсилы. Способность гипнотизировать, влиять на других людей и действовать на себяприсуща людям, одаренным силой воли и энергии.
Каждый может развить у себя силуволи, энергию и способность к гипнотизму, если он действительно этого желает.
По научному, гипноз – этоискусственно вызываемое сноподобное состояние человека и высших животных, прикотором торможением охвачена не вся кора головного мозга, а отдельные ееучастки; так называемые сторожевые пункты сохраняют возбудимость, обеспечиваяконтакт загипнотизированного с раздражителями. С наступлением наиболееглубокой, так называемой парадоксальной фазы торможения, когда слабыераздражители (например, слово) действуют эффективнее сильных (например, боли),наблюдается высокая внушаемость, что используется в лечебных целях.
Заключение.
Психоанализпредставляет собой не только мир, но и философию. Она далеко от оптимизма. Мыобладаем такой, а не иной физической и психической организацией и мало чтоспособны изменить в своем положении. Реальность не подчиняется нашим желаниям ине подвластна мольбам. С нею можно примириться, как и со своей судьбой.Психоанализ — это урок скромности для человека, поскольку ему следуетотучиться принимать иллюзорное за самоочевидное, а желаемое за действительное.Обнаружив себя рабом собственных влечений, человек способен уменьшитьзависимость, но от цепей ему не избавиться, как и от смерти. Освобождение отиллюзий, от сновидений дает познание необходимости. Такая философия не утешает,она помогает одному бесстрашному принятию судьбы.
Фрейд дал импульс многим направлениямнауки, обеспечил прорыв в невиданные глубины нашей психики, помог понятьмногое, что считалось таинственным. И самое ценное то, что психоанализ до сихпор вызывает неутихающую полемику. Развитие, идущее через борьбу мнений,дискуссий, это и есть подлинный прогресс знания.
ЗаслугиФрейда перед наукой позволяют поставить его имя в один ряд с именами Н. Коперника,Ч. Дарвина, А. Эйнштейна.
Списокиспользованной литературы:
1. Бурлачук Л.Ф. идр. Основы психотерапии: Учебное пособие- К.: Ника-Центр, 2001.
2. Фрейд З.Психоаналитические этюды. Сост. Д.И.Донского, В.Ф.Круглянского – Минск.:Поппури, 1999.
3. Фрейд З. Лекциипо введению в психоанализ – Москва, 1997
4. Фрейд З.Сочинения. – Москва 1987.
5. Немов Р.С.Психология, книга 1. Москва 2000
6. Издательскийцентр «Автор» Красная магия, Новосибирск, 1996
7. Прохоров А.М.Советский Энциклопедический Словарь, Москва, 1989.
8. Ворник Б.М.Сексология. Справочник. Минск 1993
9. Маклаков А.Г.Общая психолгогия. Санкт-Петербург 2004
10. Годфрид М.Психология и психиатрия.
11. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии. Питер 1999
12. Гиппенрейтер Ю.Б.Введение в общую психологию. Москва 1997.
13. Русалов В.М.Биологические основы индивидуально-психологических различий. – Москва, Наука1979.
14. Ананьев Б.Г.Избранные психологические труды, в 2-х томах, под редакцией А.А.Бодалева,Б.Ф.Ломова, Москва, 1980.
15. Ананьев Б.Г. Опроблемах современного человекознания, Институт психологии, Москва, Наука 1977.
16. Леонтьев А.Н.Деятельность. Сознание. Личность. 2-е издание, Москва, Политиздат, 1977.