Реферат по предмету "Педагогика"


Пути предупреждения алкогольной зависимости в работе социального педагога с детьми школьного во

--PAGE_BREAK--Спирт из ржаного сырья в России изобрели в 1448—1474 годах. Разбавленный водой, он получил название «хлебного вина» или «водки». Алкоголизация страны началась только с середины XVI века, когда государство сделало продажу спиртного статьей своего дохода и заменило сытные корчмы кабаками, где подавали только питье, но не еду. С началом Первой мировой войны император Николай II принял самые радикальные в мире меры против алкоголизации — запретил продажу водки и других крепких напитков. Политика ограничений проводилась и в первые годы Советской власти. В результате в 1910—1940 годах Россия была одной из самых трезвых стран, занимая в мире по потреблению алкоголя 60—70 места. В застойное «запойное» время к 1980 году потребление чистого алкоголя на душу населения дошло до 11,3 л в год. В перерасчете на водку это составляло 55 бутылок на каждого человека, включая детей. Во время горбачевского «сухого» закона продолжительность жизни мужчин возросла на 3, а женщин — на 2 года. В 1994—1996 годах наша страна, выйдя на потребление 14— 16 л, в два раза превысила опасный для здоровья показатель, который, по данным ООН, составляет 8 л алкоголя в год. Когда же эта цифра достигает 20 л в год, то, по мнению экспертов, начинается распад государства и полная деградация общества. По данным Минздрава, в России около 2 млн. больных алкоголизмом, но на самом деле эта цифра в несколько раз выше.
Устойчивых норм употребления алкоголя не существует. Для каждого они — сугубо индивидуальны. Национальные традиции, социальное положение, возраст и состояние здоровья вносят свои коррективы во взаимодействие человека с «зеленым змием». Однако далеко не все могут уловить ту грань, за которой потребление спиртного становится неотъемлемой частью жизни. А доводы — типа «так принято», «надо угостить» или «неудобно отказаться» — найдутся всегда. Постепенно привычка выпить, как известно, крепнет и перерастает в органическую зависимость, когда при отсутствии алкоголя у больного развивается абстинентный синдром. Чтобы снять сильнейший физический и психический дискомфорт, пьющий стремится опохмеляться, иными словами — «лечиться» тем же, чем и отравился. По мнению врачей-наркологов, два главных критерия — потеря контроля над количеством выпитого и появление похмельного синдрома — достоверно подтверждают наличие развившегося алкоголизма.
Происходит чудовищная по сути своей ситуация, когда структуры головного мозга уже не могут функционировать без выстроившегося в цепочку из биохимических реакций алкоголя, а печень не способна его перерабатывать. Страдают и другие органы и системы. Если же мозг лишается необходимого «допинга», то в тяжелых случаях развивается отек мозга с чрезвычайно опасным делирием (от лат. – «безумие», «помешательство») — бредом со зрительными галлюцинациями или судорожным синдромом. Без медицинской помощи больной в такой момент может погибнуть.
Механизмы формирования алкогольной зависимости крайне сложны, их действие прослеживается по нескольким направлениям. Чтобы понять аспект биохимической зависимости, следует рассмотреть путь утилизации алкоголя в организме. Принятый вовнутрь этиловый спирт — уже в желудке, затем он в тонком кишечнике всасывается в кровь, которая доставляет его к печени. Печень сразу же выставляет барьеры перед этим чужеродным для организма веществом, начинает вырабатывать особый фермент, алкогольдегидрогеназу, который расщепляет этанол до вещества, получившего название ацетальдегид. Это лишь один из этапов в цепочке видоизменений алкоголя, но очень значимый. Дело в том, что ацетальдегид — сильный яд, по токсичности во много раз превышающий алкоголь. Именно он вызывает отравление организма, рвоту, головную боль, разбитость, а в дальнейшем — и похмельный синдром. Коварным свойством ацетальдегида является его способность вступать во взаимодействие с разными структурными элементами организма, повреждая их и нарушая процессы нормального функционирования.

Стараясь защититься от ядовитого вещества, печень начинает вырабатывать другой фермент, ацетальдегиддегидрогеназу, с помощью которого происходит расщепление токсина до довольно безобидного ацетата. Однако и он вносит свою лепту в разрушение печени, в частности в развитие ее жировой дистрофии.

Если бы на этом заканчивались проблемы с усвоением этанола, то, наверное, все было бы не так уж страшно. Но ведь резервы печени не безграничны, она способна выделять фермент, нейтрализующий лишь небольшое количество ацетальдегида. А когда человек систематически пьет много, этого яда образуется столько, что второй фермент не успевает его расщеплять. Таким образом, токсичного вещества накапливается все больше и больше, оно распространяется по всему организму, проникает в головной мозг, что и обуславливает неудержимое влечение к алкоголю с похмельным синдромом и прочими тяжелыми последствиями. Природный баланс двух печеночных ферментов при расщеплении этанола неодинаков у разных людей. В частности, у жителей Юго-Восточной Азии, южноамериканских индейцев и некоторых народностей Севера ацетальдегидрогеназа вырабатывается в очень малом количестве, что обуславливает генетическую непереносимость ими алкоголя. Даже после небольшой дозы спиртного резко возникает так называемая флашингреакция — крайне дискомфортное состояние с покраснением лица, тяжелыми ощущениями в области сердца и слабостью.

С одной стороны, эти неприятные ощущения являются защитной реакцией. С другой – возникает опасность формирования мгновенного алкогольного пристрастия, когда пьющий обнаруживает, что выйти из состояния дискомфорта он может лишь после «опохмелки». Примером этого может служить печальная участь народностей Севера России – чукчей, эвенков, коряков и других. Разрушение советской властью архаического уклада их жизни привело к внедрению питейных традиций и в итоге – массовой алкоголизации людей.

Кроме ацетальдегида исследователи выделяют и другие механизмы формирования зависимости. Это, например, взаимодействие алкоголя с нейромедиаторами головного мозга, с помощью которых осуществляется передача импульсов в центральной нервной системе. Поступающий в организм алкоголь, в частности, провоцирует интенсивный выброс нейромедиатора дофамина, играющего важнейшую роль в психофизических реакциях. Пребывая в постоянном состоянии дефицита он теряет способность нормально проводить импульсы. Это проявляется в ощущениях слабости, вялости и эмоционального дискомфорта человека. Прием новой дозы спиртного, вызывающей дополнительное выделение нейромедиаторов, временно снимает эти симптомы, и порочный круг замыкается. Кстати, то же происходит при употреблении наркотиков, почему алкоголь и считается легальным наркотиком.

Самым известным нейропептидом является бета-эндорфин, достаточная концентрация которого позволяет человеку испытывать различные приятные ощущения. У предрасположенных к алкоголизму людей уровень этого природного вещества исходно низок, соответственно, у них нарушен и механизм получения удовольствия естественным путем. Поэтому, чтобы получить приятные ощущения, они прибегают к потреблению алкоголя (или наркотиков), что значительно повышает концентрацию нейропептидов. Но, как и в ситуации с нейромедиаторами, искусственные стимуляторы повреждают природную систему регуляции тонких веществ: собственных опиатов организм производит все меньше, и алкоголику требуется все больший и частый внешний допинг, который разрушает организм.

Существует немало других механизмов биохимической зависимости, но и описанные позволяют понять, насколько серьезные органические поражения вызывает алкоголь в организме пьющего.

Таким образом, не смотря на политику ограничений  в различные исторически периоды нашей страны, проблема  массовой алкоголизации людей была и по — прежнему остается актуальной.
         1.2. Особенности детского  и подросткового алкоголизма

         Детский алкоголизм является сегодня одной из серьезнейших социально – педагогических проблем. О детском алкоголизме говорят в тех случаях, когда его признаки появляются до достижения ребенком возраста 18 лет.

Зависимость— глубоко укоренившаяся привычка, от которой трудно или невозможно  отказаться без специальной помощи (5,147).

Алкогольная зависимость— глубоко укоренившаяся привычка к употреблению алкоголя, от которой трудно или невозможно  отказаться без специальной помощи ( 4,232 ).

Алкогольная зависимость детей— глубокое состояние влечения детей и подростков к спиртным напиткам, систематическое их употребление, приводящее к психическим и физическим расстройствам (7,145).

Детский, подростковый алкоголизм— форма девиантного поведения детей (подростков), характеризующаяся патологическим влечением их к спиртному и приводящая к социальной деградации личности (12,123).

У детей алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей:

— быстрое привыкание к спиртным напиткам. Если у взрослого человека переход от пьянства к алкоголизму занимает 5— 10 лет, то у ребенка формирование хронического алкоголизма происходит в 3—4 раза быстрее. Это объясняется анатомо-физиологическим строением детского организма. Мозговая ткань ребенка, в отличие от взрослого, богаче водой и беднее белком. В воде алкоголь хорошо растворяется и усваивается организмом, только 7% его выводится легкими и почками. Остальные 93% действуют как яд, оказывая разрушительное действие на все органы и системы и вызывая быстрое привыкание организма к этому яду;

— злокачественное течение болезни. Это объясняется тем, что в подростковом и юношеском возрасте организм находится в стадии формирования и устойчивость центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения; принятие ребенком больших доз алкоголя.

— быстрое развитие запойного пьянства. для подростков становится нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения они начинают чувствовать себя неуверенно. Более того, трезвость становится для них странным состоянием.

— низкая эффективность лечения. У широкого круга подростков употребление алкоголя включается в структуру потребностей, о чем свидетельствует: высокий уровень распространенности употребления спиртных напитков среди опрошенных несовершеннолетних и их товарищей; высокая активность (в том числе и противоправная) в поисках алкогольных напитков или средств для их приобретения; широкий набор поводов для употребления алкоголя; систематическое употребление алкогольных напитков.

Пьянство среди несовершеннолетних тесно связано с их отклоняющимся поведением. В основе этой связи лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма он резко ослабляет самоконтроль. Это обусловлено тем, что опьянение снимает действующие в обычных условиях навыки социально одобряемого поведения;

— многие преступления совершаются с целью добычи спиртного или средств для его приобретения;

— пьянство способствует формированию у несовершеннолетних мотива и умьисла на совершение многих преступлений (в криминологии даже имеется термин «пьяная» мотивация);

— пьянство способствует созданию криминальной ситуации;

— пьянство выступает как средство приобщения несовершеннолетних к группе сверстников с антиобщественным поведением;

— пьянство является способом вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, организаторами которой выступают взрослые.

К проблеме детского алкоголизма обращались разные ученые: медики, педагоги, психологи, которые выделяли причины алкоголизма у детей, а также его последствия. Представим причины и последствия алкоголизма для детей согласно их возрасту в виде таблицы (13,156):

Возрастной период



Причины



Последствия

раннее детство

0—3 года



1. пьяное зачатие
2. потребление алкоголя в течение первых 3-х месяцев беременности

3. потребление алкоголя в период кормления грудью

-эпилепсия, слабоумие

-аномалии физического

развития

-аномалии психического развития

дошкольный и

младший школьный

возраст 3—9 лет

1.семейные алкогольные

традиции

2.педагогическая неграмотность родителей

-алкогольное отравление организма

-формирование интереса к спиртному

подростковый и

юношеский возраст

9—18 лет



1. неблагополучие семьи
2. самоутверждение
3. позитивная реклама в

средствах массовой

— информации

4. незанятость свободного

времени
5. отсутствие знаний о

последствиях алкоголизма
6. психологические особенности личности
7. уход от проблем



— формирование влечения к алкоголю

 -формирование привычки к употреблению спиртных напитков

-выработка стереотипа алкогольного поведения

-совершение противоправных действий в состоянии алкогольного опьянения

-необдуманность совершения противоправных действий в состоянии алкогольного опьянения

-использование алкоголя в качестве допинга, устраняю, устраняющего психологические

проблемы

-алкогольная зависимость

Из приведенной таблицы видно, что приобщение к спиртным напиткам детей и подростков наиболее интенсивно проходит в трех возрастных периодах: раннего детства, дошкольного и младшего школьного возраста, детского и юношеского возраста. К факторам алкоголизации детей и подростков относят следующие (12, 134):

·       Неблагополучие семьи;

·       Алкоголь как средство самоутверждения- употребление алкоголя считается символом мужественности;

·       Популяризация алкоголя в кино, телевизионных передачах, рекламных роликах и проспектах;

·       Компенсация психических отклонений от нормы — имеющиеся патологии затрудняют социальную адаптацию личности, нарушены гармоничные отношения с социумом, употребление алкоголя сглаживает имеющуюся дезадаптацию;

·       Иллюзорная реальность- употребление алкоголя, чтобы снять напряжение, тревогу, освободиться от неприятных впечатлений;

В наиболее общем виде последствия алкоголя детей и подростков с точки зрения наносимого им вреда можно разделить на четыре группы:

— социально – экономические (преждевременное оставление учебы, резкое понижение производительности труда);

-социально – психологические (разрыв семейных, школьных, трудовых или иных социально – положительных связей);

— криминальные (совершение преступлений, вовлечений в преступную деятельность других лиц);

— физические (наносится вред не только здоровью конкретных людей)

Таким образом, существует множество факторов риска приобщения детей школьного возраста к алкоголю. Особенность пьянства и алкоголизма как форм отклоняющегося поведения состоит в том, что эти явления предопределяют взаимосвязанные с ними другие социальные отклонения: преступность, правонарушения, социальный паразитизм, самоубийства.
1.3. Основные направления профилактики алкогольной зависимости в работе социального педагога с детьми школьного возраста

          Профилактика (греч. prophylaktikos-предохранение, предупреждение) рассматривается как совокупность мер, направленных на создание благоприятных социально-экономических, социокультурных и социально-педагогических условий, содействующих семье в выполнении ею своих функций по воспитанию физически и социально здоровых детей; по реализации воспитательных функций общеобразовательными учреждениями всех типов, по обеспечению ими полноценного развития интересов и способностей у школьников, занятости общественно полезной деятельностью во внеурочное время (14,  88).

           Основная задача ранней профилактики алкогольной зависимости состоит в предупреждении социальных отклонений и социальной дезадаптации детей и подростков, возникающих в результате неблагоприятного социального развития- социопатогенеза, обусловленного различными неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими особенностями.

     Ранее начало профилактической работы предусматривает выявление семей, в которых родители имеют патохарактерологические особенности личности, асоциальные наклонности, злоупотребляют алкоголем.

     В подростковом возрасте, начиная с 11 лет, взрослые утрачивают свое влияние на ребенка, и все большую значимость приобретает общение со сверстниками, причем, чем ниже социальный статус подростка, тем меньше его влияние на группу, а значит больше действий, с которыми он не согласен и совершает ради групповой нормы.

     Поэтому основной акцент социального педагога с детьми  в этом возрасте — это работа с группой через следующие направления деятельности (17,234):

     1) профилактика причин и последствий алкоголизма. Это можно осущест- вить через проведение групповых дискуссий на темы, связанные с алкоголиз- мом. Результатом таких занятий должно являться формирование группового мнения, которого будут придерживаться все участники группы.

     Кроме дискуссий возможны и другие формы работы: проведение ролевых игр, в ходе которых проживаются и проигрываются основные ситуации, свя- занные с потреблением алкоголя и давлением сверстников. В ролевой игре, направленной на профилактику алкоголизма, можно достичь личностного развития ребенка, умения противостоять уговорам принять спиртное, навыкам общения в коллективе.

     Основные социальные умения, которые может сформировать педагог — психолог в подростковой группе, это: умение четко сформулировать аргументы против алкоголя и умение противостоять давлению сверстников.

     Формы работы: диспут, в котором происходит обмен информацией о вреде алкоголизма, где педагог — психолог выступает в роли арбитра; деловая игра; экскурсия; беседа. Методы, которые запугивают детей, применять нецелесообразно;

     2) организация свободного времени подростков, поскольку бессодержа- тельный досуг является ведущим фактором риска в развитии злоупотребления подростком алкоголя. Необходима своеобразная реклама деятельности кружков, секций, клубов, детских и юношеских организаций, чтобы подросток  мог выбрать себе занятие по душе. Социальный педагог должен знать интересы, склонности и увлечения подростка и помочь ему организовать со-держательный досуг.

     В силу психологических особенностей возраста важно развивать для под- ростков коллективные групповые формы досуга. Следует учитывать, что наи- больший интерес подростки, особенно с девиантным поведением, проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом. Поэтому необходимо всячески поощрять занятия в спортивных секциях, организовывать походы, спортивные состязания, школы выживания и др.;

     3) антиалкогольное воспитание, проводимое социальным педагогом и нап- равленное на формирование у подростка твердых антиалкогольных убеждений: о необходимости трезвого образа жизни, о недопустимости употребления алкоголя в период формирования организма, о безнравственности пьянства и алкоголизма, о формировании антисоциальной личности подростка, злоупотребляющего алкоголем.

     Важно для социального педагога обращать внимание не столько на вред употребления алкоголя для здоровья пьющего (это функция валеолога), сколько на вред его в социальном плане — в плане взаимоотношения ребенка с окружающим его миром;

     4) антиалкогольное просвещение педагогического коллектива школы тоже является функцией социального педагога. На основе знакомства с образова-тельной программой учащихся подросткового возраста психолог может предложить включить элементы антиалкогольного воспитания во все предметы школьного цикла. Например, в курсе «Основы государства и права» ввести следующий раздел: «Лишение родительских прав вследстствие злоупотребления алкоголем» и др.; в курсе «История» могут быть такие темы, как «Спаивание колонизаторами отсталых народов с целью их порабощения» и др.; в курсе «Биологии» необходимо рассказывать о влиянии алкоголя на все системы организма и др.

     Благодаря этим дополнениям будут расширены знания учащихся о вред- ном воздействии алкоголя на здоровье человека и его потомство, о несовмес-тимости употребления алкоголя с социальным образом жизни.

    Социальному педагогу  необходимо стремиться к тому, чтобы все учителя следовали антиалкогольным установкам и были примером трезвого образа жизни, отрицательного отношения к алкоголю во всех ситуациях школьной и внешкольной жизни;

     5) посредническая деятельность социального педагога — подключение к профилактической работе не только родителей, учащихся, но и сотрудников милиции, врачей районной поликлиники, работников близлежащих предприятий, общественности;

     6) преодоление социально-педагогической запущенности подростка, про- являющейся в виде ограниченности словарного запаса, бедности знаний об                                                      

окружающем мире, недостаточной усвоенности многих навыков (счета, чте- ния, письма и др.).

     При организации профилактической работы необходимо учитывать:

-характерные особенности социализации детей и молодежи в современных условиях;

-наличие и функциональную состоятельность институтов социализации, со- держание их деятельности;

-специфику социума, в котором будет проводиться такая работа.

          Начинать профилактическую работу целесообразно в младшем школьном возрасте, поскольку привить здоровые привычки и попытаться исключить плохие необходимо как можно раньше. Если к 11-12 годам у ребенка сформированы привычки, связанные со здоровым поведением, то такие дети уже достаточно устойчивы к попыткам изменения.

     Дети среднего и старшего школьного возраста нуждаются, как правило, уже в коррекции поведения и привычек. Поэтому технологии работы с детьми старше 14 лет включают обучение способам преодолевать конфликты и кризисные ситуации, осознанно выбирать ту модель поведения, которая не вредит здоровью, справляться с эмоциональными проблемами без ущерба для себя как личности.

     Любая профилактика должна учитывать причины возникновения зависи- мостей, то есть быть причинно-ориентированной. Поскольку психическое, физическое и социальное здоровье ребенка зависит от социального окруже- ния, личности самого воспитуемого и общественных условий, то и профилак- тическая работа должна строиться таким образом, чтобы гармонизировать все эти факторы. И если в сельской местности социальное окружение не «делится» на отдельные, изолированные сферы, то в условиях крупного города приходится учитывать семью, школу, неформальную группу как самостоятельные, зачастую изолированные либо не соприкасающиеся между собой факторы влияния на ребенка.

     Как показывают исследования, большинство детей и подростков все-таки не употребляют спиртные напитки, значит, они обладают ресурсами противо-стояния зависимостям; эти ресурсы необходимо изучать и использовать в профилактической работе. Профилактическая деятельность должна иметь не разовый, эпизодический характер, а представлять собой долгосрочный, про-тяженный во времени процесс обучения и воспитания, в котором могут быть выделены два этапа (15,162).

     На первом этапе профилактической работы следует сосредоточить внима-ние на специфическом информационном посредничестве, формирующем у детей знания о средствах, вызывающих удовольствие и зависимость, об их действии и последствиях. На этом этапе у воспитуемых складывается осознанное отношение к указанным средствам. Наконец, у них формируются навыки критического отношения к рекламе любых средств зависимости.

     Второй этап профилактической работы- формирование личности и осозна-ние ребенком ценности собственного здоровья. Задача педагога или родителя

на этом этапе- помочь ребенку укрепить свою самооценку; научить его пере-живать конфликты и справляться с ними, не прибегая к средствам зависимос-ти; предоставить ему возможность осознать собственные и чужие чувства. В результате такой целенаправленной деятельности у ребенка и подростка фор-мируются здоровые ценности и здоровое отношение к окружающему миру. Кроме того, дети обретают навыки выражать и отстаивать свое мнение, осоз-

 навать собственные потребности, способности, достоинства и недостатки, конструктивно к ним относится, бороться со своими слабостями. Иначе говоря, формируется индивидуальность с позитивными ценностными установками.

     Личность формируется в семье, школе, группе сверстников, поэтому и факторы, препятствующие развитию зависимостей, обеспечиваются этими основными социальными общностями.

     1. Причинно-ориентировочная профилактика в семье включает:

— создание благоприятных условий для развития ребенка и, следовательно, исключение неблагоприятных (попустительства или, напротив, гиперопеки, подавления и дискриминации ребенка и др.);

— укрепление самооценки ребенка и формирование у него осознанного отно-шения к здоровью;

— укрепление его личной способности к преодолению кризисных ситуаций, конфликтов, трудностей;

— помощь в организации деятельности и отдыха;

— укрепление функции поддержки ребенка в семье, его защищенности.

     2. Важная роль в профилактике алкоголизма среди подростков отводится образовательным учреждениям. Ведущим субъектом такой работы является социальный педагог, психолог. Однако даже в этом случае к проведению профилактической работы необходимо привлекать учителей, поскольку они общаются со всеми детьми и могут выявлять тех подростков, которые склонны к употреблению спиртного и требуют более пристального внимания социального педагога и других специалистов. Очевидно, что для ведения такой работы школьные педагоги должны быть специально подготовлены. Это обусловливает необходимость создания в рамках общей программы профилактической работы подпрограммы обучения учителей приемам и методам работы с учащимися и их родителями по профилактике алкоголизма.

     Обучение учителей общеобразовательных школ должно носить практичес-кий характер, то есть их важно научить распознавать признаки однократного, эпизодического и регулярного употребления спиртных напитков, выбрать адекватную тактику поведения при обнаружении этих признаков, конкретные приемы действий в той или иной ситуации.

     3. Если в семье и школе среда общения достаточно «проницаема» для взрослых и поэтому хотя бы отчасти управляема, то о неформальной группе этого сказать нельзя. Поэтому работу в неформальных объединениях детей и подростков следует начинать с воспитания и обучения лидеров. Дело в том, что нередко именно молодежные (или подростковые) лидеры могут оказать и оказывают такое сильное влияние на детей и в таком объеме, о каком только мечтают родители и учителя. Задача взрослых- направить это влияние в позитивное русло.

          Таким образом, профилактика алкогольной зависимости в работе с детьми школьного возраста достаточно длительный, непрерывный, целенаправленный процесс, который должен строиться с учетом основных направлений профилактики:

·        профилактика причин и последствий алкоголизма;

·        организация свободного времени подростков;

·        антиалкогольное воспитание;

·        антиалкогольное просвещение педагогического коллектива школы;                 

·        посредническая деятельность педагога – психолога
                                  
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Глава
II
. Изучение основных направлений предупреждения алкогольной зависимости в работе с детьми школьного возраста

     2.1. Выявление отношения подростков к спиртным напиткам  и  склонности их к употреблению

         С целью подтверждения гипотезы нами была проведена практическая работа, целью которой  стало изучение  путей предупреждения алкогольной зависимости в работе социального педагога с детьми школьного возраста.

         Исследование  проводилось на базе шк.2 г. Гая (16 учащихся в возрасте 12-13 лет). Методической базой послужили труды Шандурова М.И., Личко А.Е.

Исследование  проходило в два  этапа, каждый из которых включал в себя определенное содержание и подразумевал решение определенных задач.

     
I
этап– констатирующий эксперимент- диагностика отношения подростков к спиртным напиткам  и определение  подростков, нуждающихся в антиалкогольной помощи.

     II
этап–разработка профилактической программы с учетом основных направлений профилактики.

.     I
этап – констатирующий эксперимент.

     Задачи этапа:

     1. Изучение отношения подростков к спиртным напиткам.

     2. Выявление психологической склонности к алкоголизации у подростков.

С целью изучения отношения подростков к спиртным напиткам нами был проведен тест – опросник  М.И.Шандурова«Отношение подростков к спиртным напиткам» (12,134). Подросткам необходимо было ответить на тринадцать вопросов одним из предложенных вариантов ответов (Приложение 1).

Результаты  обрабатывались по следующей схеме:

·        10 – 13 положительных ответов, первый  уровень вовлеченности,  употребление алкоголя является занятием систематическим, определенным стилем жизни подростков.

·        7-9 положительных ответов- второй уровень вовлеченности,  подростки относятся к алкоголю позитивно, не считают это проблемой.

·        5-6 положительных ответов, третий уровень вовлеченности, употребление алкоголизма происходит около 2-3 раз в месяц.

Полученные результаты представлены нами в таблице 1.



--PAGE_BREAK--
Таблица 2.

Определение подростков, нуждающихся в антиалкогольной помощи

--PAGE_BREAK--

--PAGE_BREAK--
Занятие 1. Вступительное.

Цель:выработка групповых норм, включение детей в работу, знакомство и определение дальнейших направлений движения

Задачи:

     информировать участников группы о содержании работы, задачах, групповых нормах; обозначить продолжительность занятий;

     установить принципы работы в группе;

     сформировать спокойную, доброжелательную обстановку;

     формировать у членов группы установку на взаимопонимание;

     формировать первые впечатления друг о друге.

                                       Процедура проведения.

Ведущий.На наших встречах мы будем говорить о специфических пробле-

мах, о вас самих, о ваших отношениях с другими людьми, о тех целях, которые вы перед собой ставите. Вы узнаете свои сильные и слабые стороны, научитесь лучше понимать себя и разберетесь, почему вы поступаете так, а не иначе и что вы можете сделать, чтобы стать лучше. Вы научитесь думать позитивно и поймете, что наша жизнь зависит от того, как мы ее  воспринимаем. Вместе мы сможем ответить на эти и другие сложные вопросы, освоить эффективные средства общения.
     I.Принципы работы в группе.

     По каждому из принципов подростки выражают свое мнение и выносят решение- принять его или отвергнуть.

     1. Искренность в общении

     В группе не стоит лицемерить и лгать. Группа- это место, где можно рассказать о том, что действительно волнует, обсуждать такие проблемы, ко-

торые до момента участия в группе по каким-либо причинам не обсуждались. Если вы не готовы быть искренними в обсуждении какого-то вопроса, лучше промолчать.

     2. Обязательное участие в работе группы в течение всего времени

     Этот принцип вводится в связи с тем, что ваше мнение очень значимо для других членов группы. Ваше отсутствие может привести к нарушению внутригрупповых отношений, к тому, что у других не будет возможности услышать вашу точку зрения по обсуждаемому вопросу.

     3. Право каждого члена группы сказать «стоп»

     Можно прекратить обсуждение, если понимаете, что упражнение может затронуть болезненные темы, которые повлекут за собой тяжелые переживания. Участник имеет право не принимать участия в обсуждении.

     4. Каждый участник говорит за себя, от своего имени и не говорит за другого.

     5. Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения, уважать мнение другого

Нас достаточно критикуют и оценивают в жизни. Давайте в группе учиться понимать другого,  чувствовать, что человек хотел сказать, какой смысл вложил в высказывание.

     6. Высказываться деликатно, аккуратно.

     7. Не выносить за пределы группы все то, что происходит на занятиях

     8. Внимательно выслушивать мнения других, не перебивать.

     Принципы вводятся ведущим:

     9. Ввести знак-регулятор, например поднятая рука, при котором все внимание обращается на ведущего.

     10. Ввести лимит времени, который будет ограничивать и задавать рамки каждого занятия.

     11. Попросить детей предложить дополнительные принципы, если они сочтут это необходимым.

     II. Представление

     Предложить каждому члену группы представиться. Представление ведется по кругу. Участники имеют право задавать любые вопросы.

     III. Взаимное интервью

     Участники разбиваются на пары и в течение 10-15 минут проводят взаимное интервью. По окончании каждый представляет своего интервьюи-

руемого.

     В этой процедуре более высок обучающий эффект, так как есть хорошая возможность анализировать, на что обратил внимание интервьюер, удалось ли ему достоверно представить психологический портрет своего партнера, какие вопросы задавали друг другу пары. Участники также задают любые вопросы.

IV. Выводы

         Это занятие способствует формированию первых впечатлений друг о друге. Устанавливается взаимопонимание и общий настрой на дальнейшее сотрудничество.
                   Занятие 2. Алкоголь: мифы и реальность.

Цель: предоставить подросткам необходимую информацию для преодоления общепринятых мифов и неправильного понимания и значения алкоголя.

Задачи:

     обсуждение причин употребления алкоголя;

     обсуждение мифов и реальности воздействия алкоголя на организм;

     установить долговременный и кратковременный эффект влияния алкоголя на организм;

     описать процесс превращения человека в зависимого от алкоголя.

Материалы: большой лист бумаги.

   

     I.Описание влияния алкоголя на организм

     Ведущий: Алкоголь всасывается через стенки желудка и кишечник и попадает непосредственно в кровяное русло. Затем с кровью он попадает в мозг, оказывая подавляющее действие на активность коры головного мозга.

     Если алкоголь замедляет деятельность мозга (является депрессантом), как вы думаете, каковы некоторые физиологические и поведенческие эффекты воздействия алкоголя на организм?

     Провести групповую дискуссию о физиологических и поведенческих эффектов влияния алкоголя на организм.

     Небольшие дозы алкоголя:

 -снижают способность ясно мыслить и принимать решение;

-заставляют почувствовать небольшое расслабление;

-заставляют почувствовать себя более свободным и смелым, чем обычно.

  Большие дозы алкоголя:

-замедляют деятельность отдельных областей мозга;

-вызывают головокружение;

                                                                    

-снижают координацию;

-приводят к затруднениям речи, ходьбы, стояния;

-приводят к эмоциональной взрывчатости или подавленному настроению.

     Некоторые люди могут:

-временно отключиться или потерять память вследствие влияния алкоголя на их мозг.

     Поведенческие проявления воздействия алкоголя:

— драки (ссоры) насилие;

— громкие разговоры, крик;

— неприятное поведение;

— глупость, дурашливость;

— легкомыслие.

     Алкоголь является психоактивным веществом. Люди употребляют психоактивные вещества вследствие различных причин. Прием психоактивных веществ может иметь вредные последствия.
П. Объяснение причин.

     Убедить подростков в том, что большинство взрослых употребляют алкоголь только иногда и в умеренных дозах.

     Ведущий. Какой процент населения употребляет алкогольные напитки?


 Реальные цифры таковы – 70%. Одна треть всех взрослых не пьет вообще!

     Подсчитайте процент людей, которые напиваются до полного опьянения и попадают в происшествия в связи с этим. ( Получить предположения подростков, проголосовать.) Реальные цифры – 10-12% взрослых являются сильно пьющими, выпивают за один прием 150г водки и больше, пьют не реже чем раз в неделю.

     Объяснить подросткам, что люди могут пить по – разному.

     Попросить перечислить те модели употребления алкоголя, которые они видели. Записать на бумаге ( алкоголь употребляют во время обеда, во время

                                                                 

праздников, в общественных местах, кафе, ресторанах, после окончания рабочего дня).

     Модели употребления алкоголя: на вечеринках; на семейных праздниках; перед  едой « для пищеварения»; в ресторанах, кафе, барах; на улицах ( чаще пьют пиво – прямо  из бутылок на больших городских праздниках); на пляже во время отдыха; в общественном транспорте.

     Модели поведения:

     1.Полная трезвость.

 Около 30% взрослых не пьют вообще. Причины: нелюбовь  к спиртному, религиозные убеждения, аллергия, бывшие алкоголики, которые излечились и боятся рецидива.

     2.Ритуальное употребление алкоголя.

 Это употребление алкоголя в контексте религиозных служб или семейных ритуалов или обрядов.

     3.Социальное употребление алкоголя (за компанию).

Около 55% всех взрослых называют себя пьющими за компанию. Они употребляют алкоголь в подходящем месте и в подходящее время.

     4. Проблемное употребление алкоголя.

Алкоголь используется как средство для устранения проблем и отрицание чувств. В этом случае пьют слишком много и слишком часто. Такое поведение является разрушающим и часто усиливает проблемы человека, вместо того, чтобы устранить их.

     Попросить детей перечислить некоторые из вредных последствий такого употребления алкоголя (драки, плохое самочувствие, дорожно-транспортные происшествия, хронические заболевания, связанные с алкоголем).

     Последствия: ссоры с близким человеком, чувство вины перед другим и перед собой, снижение самоуважения, развод в семье; смерть или несчастный случай.

                                                                

 Ведущий:Существует несколько вариантов употребления алкоголя. Некоторые (например, ритуальные или социальные) обычно считаются приемлемыми для большинства взрослых людей. Тем не менее отдельные модели употребления алкоголя могут быть опасными и разрушительными.


     В сознании подростков цифры пьющих и сильно пьющих взрослых людей значительно преувеличены.

 

     Ш.Обсуждение мотивации употребления или неупотребления алкоголя.

     Спросить подростков, почему люди пьют и почему не пьют. Разделив лист бумаги на две части, заполняем табличку.



                     Люди пьют

                 Люди не пьют

-чтобы снять стресс

-для интереса

-для новых ощущений

-не нравится на вкус

-чтобы «забыться»

-для окружающих

-чтобы быть «круче»

-от «пофигизма»

-нравится на вкус/для удовольствия

-на зло кому-то/форма протеста

-для имиджа

-из подражания

-ради самоутверждения

-иллюзия свободы

-чтобы лучше концентрироваться

-стать более популярным

-вредно для здоровья

-чтобы показать силу воли

-ради другого

-чтобы показаться взрослее

-из-за страха, например, смерти

-из-за страха попасть в зависимость

-не соотносится с принципами

-из-за религиозных убеждений

-чтобы не отличаться от других

-для имиджа (ЗОЖ, спорт и т.д.)

-для поддержания статуса

                                  

     Оговорить реальное влияние алкоголя на человека: что алкоголь может и чего не может.

     Спросить детей о влиянии алкоголя на организм.

                                                                     

     Дискуссия может быть организована вокруг следующих вопросов, задаваемых ведущим:

— Как алкоголь влияет на организм?

— Может ли употребление алкоголя помочь человеку расслабиться?

— Влияет ли алкоголь одинаково на разных людей?

— Почему некоторые люди способны выпить очень много?

— Помогает ли алкоголь уснуть?

     Ведущий: Алкоголь может: помочь расслабиться; снять стресс, снизить боль; помочь уснуть; с его помощью можно манипулировать человеком.


     Алкоголь не может: сделать тебя « круче», сильнее, красивее; помочь решить проблемы; снять стресс до конца; повысить самооценку.

     Алкоголь – психоактивное вещество, которое снижает активность организма и действует как аспирин или другое болеутоляющее  лекарство. Алкоголь не может сделать человека сильнее, умнее, приятнее, сексуально привлекательнее, могущественнее, богаче и т.п.

       IV. Беседа.

     Показать подросткам, что употребление  алкоголя не является эффективным методом разрешения проблем.

Ведущий. Алкоголь является психоактивным веществом, содержащимся в спиртных напитках. Алкоголь угнетает работу головного мозга т.е. заставляет мозг работать более медленно.

     Небольшое количество алкоголя: уменьшает способность четко мыслить и принимать решения: приводит к тому, что люди чувствуют себя более смелыми, чем обычно, и идут на риск.

     Большое  количество алкоголя: снижает активность различных отделов мозга и нервной системы в целом; вызывает головокружение; снижает время реакции; затрудняет речь, ходьбу; может явиться причиной смерти.
                                                                    

     Алкоголь производит временный эффект. Вместе с выводом алкоголя из организма уходит и хорошее настроение. Период хорошего настроения сменяется плохим настроением, которое обычно сопровождается депрессией, усталостью, тревогой. Наилучший способ поднять настроение –это естественные способы: физкультура, спорт, танцы, объятия, прикосновения, музыка, романтические чувства, молитвы, медитация, дружба, любовь.

     Чем больше человек употребляет алкоголя, тем больше ему надо, чтобы

получить тот же самый эффект. Это является результатом привыкания к алкоголю. Организм  постепенно становится толерантным к алкоголю. Важно знать, что возрастание толерантности означает возникновение физической зависимости. Банка пива или бокал вина содержат приблизительно столько же алкоголя, сколько стопка водки, виски, рома, джина. Если человек выпил, то ему хочется спать. Однако, подобно другим депрессантам, алкоголь не погружает его в спокойный сон, приносящий отдых. Сон пьяного или выпившего человека, это не тот же самый сон, что у трезвого. Выпивший накануне обычно встает усталым, нервным и т.п.

      V.Обобщение основного содержания занятия.

     -Алкоголь – психоактивное вещество. Подобно другим психоактивным веществам, которые относятся к категории депрессантов, алкоголь замедляет работу коры головного мозга и нервной системы в целом.

     -Хотя около 70% взрослых употребляют алкоголь, подавляющее большинство делает это от случая к случаю и в умеренных дозах. Треть всех взрослых вообще не пьет.

     — Только небольшая часть взрослых – пьяницы и алкоголики.

     -Алкоголь не может сделать человека сильнее, сообразительнее, симпатичнее, могущественнее и т.д.

     — Употребление алкоголя не является эффективным способом разрешения проблем, фактически он их усугубляет.

                                                                    

     — Умение много пить не пьянея ничего общего не имеет с силой или другими положительными свойствами человека.

     — Опьянение или постоянное употребление алкоголя не делает человека старше или лучше.                                                         

                                                                 

                                                                                                        

Занятие 3.    Реклама.

     Цель: повысить осознание подростками приемов, которые используются рекламой для манипулирования поведением покупателей, и научить их сопротивляться этим приемам.

     Задачи:

 -дать краткую информацию о целях рекламы;

 -обсудить основные рекламные приемы;

 -обыграть и проанализировать рекламу сигарет или алкоголя;

 -обсудить альтернативные способы реагирования на рекламу.

 

                                Процедура проведения.

 

Ведущий.Реклама является сильным средством влияния на человека, множество наших ежедневных решений незаметно регулируется рекламой. Узнав больше о рекламе и приемах, которые она использует для того, чтобы покупались определенные продукты или осуществлялось определенное поведение. Мы станем менее внушаемы и не будем, даже под влиянием рекламы, делать то, чего без влияния рекламы не сделали бы.

     I.Обсуждение целей рекламы.

     Попросить подростков коротко обсудить цель рекламы.

   Вопросы:

 1. Почему фирмы рекламируют себя и свою продукцию? Мозговой штурм.

 Все мнения выписываются на лист бумаги.

 2. Думают ли они, что их реклама правдива?

 Проголосовать.

                                                                  

  Ведущий. Цель рекламы – продать товар. Она не только сообщает факты, но и преувеличивает, дает неверную информацию, чтобы продукция покупалась.
     П. Описание наиболее распространенных рекламных приемов.

     Попросить подростков рассказать о рекламе, которая им больше всего запомнилась, и о том впечатлении, которая она на них произвела. Определить, какой прием эта реклама использует.

 Все мнения выписываются на лист бумаги.

     Приемы рекламы:

 Известность; внешняя привлекательность; красота; «пофигизм»; «романтика»; сексуальность; юмор; комический  эффект; благосостояние; направленность на простого человека; «шик»; необычность; использование  контрастов; индивидуальность; стиль; эмансипация; направленность на здоровый образ жизни; поднятие самооценки.

     Примеры приемов рекламы алкоголя:

     популярность (алкоголь сделает вас более популярным);

     романтика (алкоголь важен для того, чтобы понравиться противоположному полу);

     зрелость (употребление алкоголя означает, что вы взрослый);

     молодость (алкоголь означает, что вы молоды и активны);

     ум (потребление алкоголя – часть современной, интеллектуальной, красивой жизни);

     удовольствие (алкоголь приятен на вкус, является необходимым компонентом веселья);

     расслабление ( алкоголь снимает напряжение и расслабляет).
   Ш. Разыгрывание рекламного сюжета.

 

                                                               

     Разделившись на группы (по 5 чел.), участники придумывают сюжет ролика с рекламой алкоголя и разыгрывают его.

     После просмотра каждого ролика обсудить различные пути интерпреции рекламы алкоголя.
 Примеры вопросов: «Что остается за кадром? Для кого реклама предназначена?»

 Ведущий. Те, кто рекламирует алкоголь стараются манипулировать людьми с целью побудить их купить все это. Они создают иллюзию того что алкоголь сделают жизнь более приятной и улучшат ее.

       IV. Обобщение главных моментов занятия.

  — Цель рекламы – продажа продукции.

  — В большинстве случаев реклама не просто сообщает информацию, но также преувеличивает свойства продукции для того, чтобы побудить людей ее купить.

— Телевидение, радио, газеты, журналы  — наиболее распространенные каналы рекламы.

— Реклама часто обманчива и уводит потребителя в сторону, фокусируясь на чем-то, не имеющем прямого отношения к рекламируемому товару.

— Мы не замечаем, как реклама манипулирует нами.

— Существуют альтернативные способы реагирования на рекламу алкоголя. Для этого следует помнить, что реклама пытается манипулировать людьми, создавая  впечатление, что употребление алкоголя как-то улучшает их жизнь.

                                                                

                                                                                                       
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.