--PAGE_BREAK--
2.СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПСИХОЛОГИИ
Понятие «гендер» заимствовано из лингвистики, где оно использовалось как грамматическая категория рода для синтаксического согласования слов в языке (gender – от латинского genus – «вид, род») [12].
В социальных науках это понятие стало применяться в 60-х – 70-х годах XX века. Введение его в тезаурус психологической науки связывают с работами Р. Столлера «Пол и гендер» (1968) и Р. Унгер «О редефиниции понятий пол и гендер» (1979), где впервые было предложено «использовать слово «sex» только по отношению к специальным биологическим аспектам человека, а термин «гендер» только при обсуждении социальных, культурных и психологических аспектов, которые относятся к чертам, нормам, стереотипам, ролям, считающимся типичными и желаемыми для тех, кого общество определяет как женщин или мужчин [13].
В России наряду с психоаналитической традицией исследования вопросов гендерной дифференциации, хорошо просматривающейся, в частности, в работах А.Б. Залкинда о половом воспитании и П.П. Блонского о детской сексуальности, существовала своя достаточно оригинальная трактовка данной проблемы, представленная работами таких философов, как В. Соловьев, С. Булгаков, Н. Бердяев, В. Розанов. Предложенные в исследованиях этих авторов идеи о комплиментарности, синергичности женского и мужского начал не потеряли своей эвристической ценности и сегодня, они активно обсуждаются в современной психологической науке [25].
В современных гендерных исследованиях изучается широкий спектр вопросов взаимодействия мужчин и женщин в обществе, в семье, в профессиональных и иных группах. От констатации факта мужского доминирования и акцента на необходимость изучения женского опыта психология гендерных различий перешла к изучению вопросов о том, «как гендер присутствует, конструируется и воспроизводится во всех социальных структурах и как это отражается на личностном развитии мужчин и женщин» [25].
Сейчас термин «гендер» — сложившееся понятие, которое используется для описания социальных характеристик пола в отличие от его биологических характеристик, для обозначения которых используются другие понятия — «sex», «пол». «Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между женщиной и мужчиной, то понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности» [9, с. 2].
Известно, что гендерные различия не ограничиваются собственно половыми характеристиками и особенностями психосексуального развития. Так, в подростковом возрасте процесс психосексуального развития девочек начинается приблизительно на два года раньше, чем у мальчиков, и длится в течение 3-4, а не 4-5 лет. Выработка андрогенов (мужских половых гормонов) возрастает у всех детей в период от 8 до 10 лет. Однако пик увеличения интенсивности выработки этих гормонов приходится на подростковый возраст, и в большей степени выражается у мальчиков. Начало постепенного увеличения секреции эстрогенов и у мальчиков, и у девочек приходится приблизительно на возраст около семи лет. У девочек в течение подросткового возраста наблюдается наиболее интенсивный и остро выраженный подъем секреции этого гормона. И у мальчиков, и у девочек увеличение концентрации андрогенов оказывает наибольшее влияние на развитие сексуальных желаний и сексуальной энергии. Соответственно подростковый возраст считается периодом выраженного увеличения желаний либидо, особенно у мальчиков [35].
Мальчики, несмотря на то, что они физически сильнее девочек, обладают большей чувствительностью к воздействию как физических, так и психологических факторов. У мальчиков чаще, чем у девочек, встречаются психические нарушения. Данные психологов разных стран мира свидетельствуют о том, что агрессивное поведение гораздо чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, а случаи антиобщественных поступков находятся в отношении 10:1 [56].
Такое поведение мальчиков можно отнести и к мифу о «мужском господстве». А. Адлер придает большое значение влиянию «привилегированного положения людей мужского пола». О таком положении свидетельствует социальная система, традиции, законы, мораль и обычаи. Среди девочек данного возраста можно заметить, что именно в это время они начинают проявлять неприязнь к своей женской роли и будут искать возможность подражать мальчикам. И, конечно, значительно легче подражать мальчикам-подросткам в таких проступках, как курение, употребление алкоголя и присоединение к группировкам. И у девочек на этот счет может быть оправдание, что если они не будут повторять действия мальчиков, последние не будут ими интересоваться [2].
Для того чтобы дать характеристику психологических особенностей мальчиков и девочек, юношей и девушек, следует подчеркнуть следующие моменты:
1) эти различия заметны задолго до полового созревания и лишь усиливаются в процессе его;
2) эти различия определяются характером воспитания лишь в ограниченной степени: в каждом конкретном случае характер воспитания способствует более полному выявлению и развитию того, чем ребенок обладает уже в момент рождения;
3) эти особенности имеют среднестатистический характер и отражают скорее типы, а не обязательное наличие или отсутствие тех или иных качеств у отдельных представителей мужского или женского пола. Общечеловеческие черты, качества, свойства более широки и перекрывают специфические половые особенности, поэтому можно говорить лишь о преобладании каких-либо из них у представителей того или иного пола;
4) наличие психологических особенностей (в характере мышления, в уровне эмоциональности, в интересах и склонностях, в реакции на различные события и явления) должно обязательно рассматриваться в системе целого, а не изолированно. Это значит, что в целом оба пола психологически равноценны и обладают взаимными преимуществами лишь в определенных ситуациях или в определенных отношениях;
5) знание этих особенностей имеет важное значение для педагогики, и поэтому должно расцениваться как положительное профессиональное качество людей, которые занимаются воспитанием [28].
Однако нельзя сказать, что поведение девочек подросткового возраста более спокойное и менее агрессивное. Зачастую поведение девушек носит более агрессивный характер, чем юношей. Причина этого лежит в рассмотренных выше особенностях женской психики, женского сознания. Большая эмоциональность и импульсивность при наличии плохих привычек затрудняют выработку правильной линии поведения.
Отмечено, что в подростковом возрасте у мальчиков резко возрастает по сравнению с девочками влияние комплекса недостатков воспитания, и хотя проблемы в развитии мышления у мальчиков в этот момент остаются, но они отступают несколько на второй план по сравнению с нарушениями дисциплины, отрицательным отношением к учению, которые более заметны для взрослых. Основной причиной нарушения поведения у девочек является неблагополучие именно в самой семье; если же семья вполне благополучна, то в воспитании девочки менее вероятны какие-либо упущения, чем в воспитании мальчика.
В подростковом возрасте все большее значение приобретают мнение товарищей, отношение внутри класса. При этом девочки склонны к критическим высказываниям в адрес учителей и товарищей, к жалобам на что-либо. Мальчики менее склонны к оценке каких-либо событий и их высказывания сопровождаются меньшей эмоциональной реакцией. За внешней грубостью мальчиков и скрытностью девочек кроется сложная картина половозрастных различий их развития, отраженная в том числе и в характере агрессивности подростков, ее проявлениях [37].
Таким образом, проанализировав литературу о развитии мальчиков и девочек, следует отметить, что все учёные указывают на различия в характере их психики и деятельности.
Данные психологов разных стран свидетельствуют о том, что агрессивное поведение гораздо чаще встречается у мальчиков. Однако нельзя сказать, что поведение девочек подросткового возраста более спокойное и менее агрессивное. Причина этого лежит в рассмотренных выше особенностях женской психики. Большая эмоциональность и импульсивность при наличии плохих привычек затрудняют выработку правильной линии поведения.
3.Организация и методы эмпирического исследования
Целью эмпирического исследования является сравнение гендерных особенностей агрессивного поведения подростков.
Для проведения эмпирического исследования были поставлены следующие задачи:
1) подобрать методы эмпирического исследования адекватные цели, объекту, предмету исследования;
2) исследовать особенности агрессивного поведения мальчиков и девочек;
3) выявить уровни агрессивного поведения мальчиков и девочек, сравнить их;
4) проанализировать полученные результаты и сформулировать рекомендации учителям и родителям.
Для исследования были взяты две группы детей подросткового возраста (13-15 лет). Одна группа состояла из 30 девочек из двух разных классов (8 «А» и 8 «Б» классов гимназии № 20). Вторая группа — 30 мальчиков из тех же классов гимназии № 20. Классы не коррекционные и не специализированные, школа является средней, общеобразовательной города Новороссийска. Возраст детей варьируется в пределах от 13 лет 10 месяцев до 14 лет 6 месяцев, а именно, в первой группе:
— одна девочка в возрасте 13 лет 10 месяцев;
— три девочки — 13 лет 11 месяцев;
— двадцать четыре — в возрасте 14 лет;
— две девочки в возрасте 14 лет 6 месяцев.
Группа мальчиков состоит из:
— одного мальчика в возрасте 13 лет 10 месяцев;
— четырёх мальчиков — 13 лет 11 месяцев;
— трёх мальчиков — 14 лет 6 месяцев;
— двадцати двух — по 14 лет.
Группы были смешанными, т.е. диагностика проводилась в классах, а не в отдельных группах (в группе девочек и группе мальчиков).
Исследование проводили в классной комнате, во время занятия, отведённого для психолога школы. Школьный психолог принимал участие в проведении исследования (помогал раздавать бланки для ответов, отвечал на уточняющие вопросы, давая ответы разъяснительного характера). Учителей во время эмпирического исследования не было. Дети вполне доверительно относились как к своему школьному психологу, так и к исследователю.
С целью гендерной дифференциации агрессивного поведения девочек и мальчиков подросткового возраста была проведена диагностика с помощью опросника А.Басса – А.Дарки, который является одним из наиболее часто используемых психологами методов изучения агрессии, надежной вербальной методикой ее использования. Он включает инструкцию и 75 вопросов – суждений.
При выборе данной методики учитывались:
— положительная оценка применения и надежность методики по данным ряда отечественных и зарубежных исследователей;
— доступность методики для изучения контингента детей;
— пригодность данной методики для групповых обследований;
— возможность математической обработки полученных результатов.
Важным методом исследования агрессивности выступил опрос. Он выгодно отличается тем, что при строгом его использовании позволяет получить надежную информацию не только о внутренних побуждениях детей, но и о результатах их деятельности, поведения.
При составлении вопросов А. Басс и А. Дарки пользовались следующими принципами:
— вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
— вопросы были сформулированы таким образом, чтобы в большей
степени ослабить влияние общественного одобрения или неодобрения.
4.Результаты эмпирического исследования гендерных особенностей агрессивного поведения подростков
Группе, которая состояла из 30 девочек, были розданы бланки опросника Басса-Дарки, где были напечатаны вопросы и прочитана инструкция: «Проставить «да» у тех положений, с которыми Вы согласны, и «нет» — около тех, с которыми Вы не согласны».
Результаты обработки данных по 8 шкалам дали нам возможность вычислить суммарный индекс агрессивных реакций и индекс враждебности. Полученные данные мы свели в таблицу, где для большей наглядности вписали все 8 шкал, к которым добавили 9-ю и 10-ю, соответственно суммарный индекс агрессивных реакций и индекс враждебности. Данная таблица приведена в Приложении 1. Далее, пользуясь этой таблицей, мы определили для каждой из 30 девочек формы агрессивного поведения.
После чего мы определили среднее арифметическое по всем шкалам и получили следующие данные, относительно агрессивного поведения девочек 13-15 лет (табл. 4.1). Данные приведены в процентах.
Таблица 4.1
Проявление различных форм агрессивного поведения у подростков-девочек
№ п/п
Формы агрессивности
Средний показатель проявления
1.
Физическая агрессия
72%
2.
Косвенная агрессия
67%
3.
Раздражение
59%
4.
Негативизм
70%
5.
Обида
65%
6.
Подозрительность
64%
7.
Вербальная агрессия
75%
8.
Угрызение совести, чувство вины
74%
Таким образом, вербальная агрессия выступает преобладающей формой агрессивного поведения у девочек. Также у них наряду с высоким показателем физической агрессии преобладает и косвенная, выражающаяся в спонтанных взрывах ярости, обидах и т.п. При этом, действуя агрессивно, девочки осознают, что поступают плохо. Об этом свидетельствует испытываемые ими при этом угрызения совести.
Для диагностики мальчиков использовались та же методика — опросник Басса-Дарки. Были розданы бланки опросника Басса-Дарки, состоявшего из 75 вопросов, и прочитана инструкция.
После проведения исследования, мы обработали данные по восьми шкалам. Также мы вычислили суммарные индексы агрессивности и враждебности. Полученные данные мы свели в таблицу, которая приведена в Приложении 2. Пользуясь этой таблицей, мы определили для каждого из 30-ти мальчиков формы агрессивного поведения.
После чего мы определили среднее арифметическое по всем шкалам и получили следующие данные, относительно, агрессивного поведения мальчиков 13-15 лет (см. табл. 4.2).
Таблица 4.2
Проявление различных форм агрессивного поведения у подростков-мальчиков
№ п/п
Формы агрессивности
Средний показатель проявления
1.
Физическая агрессия
79%
2.
Косвенная агрессия
46%
3.
Раздражение
51%
4.
Негативизм
60%
5.
Обида
53%
6.
Подозрительность
57%
7.
Вербальная агрессия
61%
8.
Угрызение совести, чувство вины
71%
Таким образом, преобладающей формой агрессивного поведения у мальчиков является физическая агрессия. Это, вероятно, связано с тем, что в среде подростков бытует мнение, что в любом споре побеждает тот, кто сильнее.
Для того чтобы провести анализ результатов, мы использовали сравнительный метод. Показатели, полученные при диагностике агрессивного поведения девочек были сведены в таблицу, в которую также свели показатели, полученные при диагностике агрессивного поведения мальчиков (см. Приложение 3). После чего провели анализ полученных различий между агрессивным поведением девочек и агрессивным поведением мальчиков.
Физическая агрессия преобладает у мальчиков — 79%; у девочек она проявляется на 72%. Это означает, что мальчики обладают большей степенью готовности к активным физическим действиям, дракам и т.п.
Косвенная агрессия в большей степени проявляется у девочек — 67%; у мальчиков — 46%. Девочкам чаще свойственны взрывы ярости; склонность к сплетням, которая практически отсутствует у юношей. Девочки склонны к употреблению злых шуток, оскорблений, а также навязывать свою точку зрения.
Девочки не любят и не терпят насмешек; отличаются большей нетерпимостью к окружающим; так же, как и мальчики, субъективно грубы (т.е. если ты мне не нравишься, значит, я могу тебе грубить). Более, но опять же не намного (59% и 51% соответственно), раздражительны (преобладание возбуждения). В отличие от мальчиков, которые вспыльчивы и легко начинают драку, девочки сдержаннее. Они в большей степени ранимы и обидчивы, чем мальчики.
Проявление негативизма выше у девочек 70%, а у мальчиков оно составляет 60%. Девочки в большей степени считают себя «обделенными», испытывают большее чувство несправедливости. Немного чаще испытывают ненависть к окружающим. Почти одинаково оба пола испытывают зависть по отношению к успешности другого, но девушки стараются скрыть это.
Обида выше у девочек — 65%, у мальчиков она составляет — 53%.
Подозрительность составляет меньший показатель у мальчиков — 57%, у девочек он равен — 64%. Девочки чуть меньше проявляют недоверие к окружающим, но более уверены в том, что посторонние их оценивают, даже смеются, что их недолюбливают, сплетничают о них, завидуют и т.п. У мальчиков же подозрительность заключается в том, что окружающие могут быть опасны, им нельзя доверять, они могут причинить вред.
Вербальная агрессия в большей степени проявляется у девочек — 75%, а у мальчиков степень проявления данной агрессии равна 61%.
По восьмому пункту — угрызения совести, чувство вины девочки имеют следующий показатель — 74%, а мальчики — 71%.
Индекс агрессивности, который образуют физическая агрессия, косвенная агрессия и вербальная агрессия, у девочек равен 71%, что превышает индекс агрессивности мальчиков, который равен 61%.
Индекс враждебности, образующийся из обиды и подозрительности, у девочек равен 64%, что значительно превышает суммарный индекс враждебности у мальчиков — 55%.
Таким образом, в результате сравнительного анализа мы выяснили, что проведенное эмпирическое исследование подтвердило выведенную нами гипотезу; агрессивное поведение девушек подросткового возраста имеет специфические особенности по сравнению с агрессивным поведением мальчиков, которые проявляются в разных видах агрессий.
Полученные выводы позволили сформулировать рекомендации учителям и родителям по коррекции агрессивного поведения подростков.
Прежде всего, учителя и родители должны понять, что речь должна идти не об избавлении от агрессивности, а об устранении причин, которые ведут к ее проявлениям. Важна работа с личностью в целом: «Я – образом», «Я – концепцией», самосознанием подростка. Нужно способствовать личностному росту детей: т.к. по результатам исследования у подростков (как мальчиковв, так и девочек) наблюдается высокий (71% и 74% соответственно) показатель шкалы «чувства вины», который говорит о том, что у подростков выражена степень убеждения в том, что они являются плохими людьми, совершающими неправильные поступки, наличие у них угрызений совести.
Коррекционную работу, на наш взгляд, целесообразно проводить в четырех направлениях:
1) обучение агрессивных подростков способам выражения гнева в приемлемой форме (учить их прямо заявлять о своих чувствах и делать это словесно и в вежливой форме, выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых приемов);
2) обучение подростков приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях (полезны будут любые релаксационные упражнения);
3) отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;
4) формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т.д. (эти качества развиваются при поощрении выражения подростком своих чувств).
Любая коррекционная работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей, которых необходимо учить понимать ребенка. Такую работуцелесообразно проводить в двух направлениях:
1) информирование (с тем, что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для подростка и окружающих);
2) обучение эффективным способам общения с сыном или дочерью с учетом их гендерных особенностей.
Заключение
Для психолого-педагогической науки вопрос о природе агрессивности имеет особое значение, поскольку от ответа на него зависит выбор способов воспитательных воздействий.
В данной работе мы теоретически обосновали и эмпирическим путём сравнили особенности агрессивного поведения мальчиков и девочек.
Особое внимание в современной психологии уделяется изучению смысловых механизмов реализации гендерной идентичности личности разных возрастов, в том числе и подростков. Как отмечает Л.Н. Ожигова, гендерная идентичность подростка – это сложный системный конструкт и элемент личности, взаимосвязанный со всеми личностно принимаемыми образами «Я». Гендерные особенности подростков проявляются в поведении, представлении о себе и окружающем мире.
Агрессия является одной из форм поведения человека. Существует три основных подхода в объяснении природы агрессивности. Первый объединяет теории, в которых агрессивность трактуется как врожденное инстинктивное свойство человека (сюда входят разнообразные теории психологического толка, начиная с ортодоксального фрейдистского психоанализа, а также близкие к ним теории этологические). В рамках второго подхода агрессия описывается как поведенческая реакция на фрустрацию. Третий составляют концепции, рассматривающие агрессивность как характеристику поведения, формирующуюся в результате научения (бихевиоральные теории).
Многие практические психологи сходятся во мнении, что именно теория социального научения является наиболее эффективной в объяснении, предсказании и коррекции агрессивного поведения.
Наиболее продуктивным представляется подход, исходящий из обусловленности агрессивных проявлений в личностных характеристиках и поведения детей не столько органическими, сколько социально-психологическими факторами. Данное обстоятельство чётко раскрывается у подростков, когда особенно явно проявляются особенности личностного становления, в том числе отношений детей, их зависимость не от генетической предрасположенности, а от качественного изменения социальной позиции.
Стремление подростка к самостоятельности, к признанию его новой социальной роли, встречая противодействия взрослых, ведет к появлению отчуждённости, психологического барьера, преодолевая который многие подростки прибегают к агрессивным формам поведения.
Исследование различных форм агрессивности мальчиков и девочек-подростков показало: во-первых, различную степень выраженности, как у девочек, так и у мальчиков, каждой из форм агрессивного поведения. При этом мальчики 13-15 лет уступают девочкам, опережая их лишь по физической агрессии, а также по степени выраженности склонности к риску; во-вторых, проявления агрессивности и враждебности существенно отличаются у юношей и девушек подросткового возраста, что связано не только с биологическими особенностями, но и с социальными, культурными стереотипами маскулинности и феминности; в-третьих, то, что за внешней грубостью мальчиков и скрытностью девочек кроется сложная картина половозрастных различий их развития, которая отражается и в характере агрессивности подростков, ее проявлениях.
Материалы проведенного исследования раскрывают выраженное влияние на специфику особенностей и уровня агрессивности подростков (юношей и девушек) их половых различий, их социального окружения, прежде всего семьи, тех взаимоотношений, которые в ней доминируют.
Сравнительный анализ проявлений агрессивности подростков- мальчиков и подростков-девочек показал, что физическая агрессивность наиболее выражена у мальчиков. Косвенной агрессией заметно отличаются девочки. Вместе с тем у девочек наблюдается повышенный негативизм и раздражительность, тогда как у мальчиков эти показатели незначительно, но ниже. Вербальная агрессия в этом возрасте выше у девочек.
Представляется, что проведённое рассмотрение проявлений разных форм агрессивного поведения мальчиков и девочек подросткового возраста имеет не только психолого-теоретическое, но и практическое значение, позволяет ориентироваться в характере эмоционально-волевой и ценностно-нормативной сфер личности подростка, учитывая особенности его гендерных проявлений, влияние социальной ситуации его развития, воздействия микросреды. И психологу-исследователю и педагогу-практику важно знать состояние физической и косвенной агрессии подростков, склонность их к раздражению и негативизму, вербальной агрессии, подозрительности и обидчивости, формирующих враждебность, иметь представление о качественных гендерных различиях проявлений агрессивного поведения, формах и причинах возникновения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. — СПб.: ТОО Ривьера, 1994. — 178с.
2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов./Пер. с англ.
А.А.Валеева и Р.А.Валеевой. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. — 448с.
3. Анастази А. Дифференциальная психология / Психология индивидуальных различий. Тексты. — М.: 1992. — 497с.
4. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое
руководство для отчаявшихся родителей: — М.: Просвещение, 1991. – 184с.
5. Башев В.В., Фрумин И.Д. Психологическая наука и образование,1997. — № 1. С. 28-34.
6. Берковская Т.В. Система ценностей студенток: опыт гендерных исследований начала XXIвека. [Электронный ресурс]. Режим доступа: htth://www.hist.usu.ru/dais/artides/2/
7. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Возрастная
и педагогическая психология: хрестоматия/ И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. — М.: Изд. Центр Академия, 1998. – 131с.
8. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление,
помощь: учебное пособие. — СПб.: Союз, — 2002. – 225с.
9. Булычев И.И. Образы маскулинности и феминности в формате гендерной картины мира.[Электронный ресурс]. Режим доступа: htth://www.orenburg.ru/ culture/credo/01_2004/2.http
10. Бэрон Р., Ричардсон Д., Агрессия. — СПб., Питер, 2001. – 336с.
11. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. — М.: Просвещение, 1991. — 141с.
12. Васильева И.Б. К вопросу о гендерной вариативности в языке.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elib.albertina.ru/ndx.php3?di=7
13. Воронина О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе // Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований». 2001. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://invest/antax.ru/doc/artides/
14. Выготский Л.С. Детская психология//Собр. соч.: В 6-ти тт. Т.4. — М.:
Педагогика. Акад. пед. наук СССР, 1984. -433с.
15. Гинзбург М.Р. Психология детства. Психологическая наука и образование. 1997. -№1. — С. 66-70.
16. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? — Издание 2-е,
исправленное и дополненное. — М.: ЧеРо, 1998. — 240с.
17. Горошко Е.И. Языковое сознание: гендерная парадигма // Методология современной психолингвистики: сб. науч. труд. М.-Барнаул, 2003.
18. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте//Вопросы психологии. — 1982. — № 2. — С. 25-38.
19. Еникополов С.Н./Порочный круг. Агрессивный ребенок. Школьный
психолог: прилож. к «Пс». — 2001 — № 18, — С. 14.
20. Желдак И.М. Практикум по групповой психотерапии детей и
подростков с коррекцией семейного воспитания. — М.: Институт
общегуманитарных исследований, 2001. — 240с.
21. Зосимовский А.В. Формирование общественной направленности
личности в школьном возрасте. — М., 1982. — 190с.
22. Изард К.Э. Психология эмоций/Перевод с английского Мисник В… – СПб.: Питер, 2006с. – 464с.
23. Исаев Д.И., Каган В.Е. Психогигиена пола у детей. — Л.: Медицина,
1986. — 336с.
23. Каган В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков//Вопросы психологии. — 1987. — № 2. — С. 17-23.
24. Ковалев С.В. Психология современной семьи: информ. — метод,
материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. для
учителя. — М.: Просвещение, 1988. – 88с.
25. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: автореф. дис._ д-р психол. наук. СПб., 2004.
27. Кон И.С. Какими они себя видят. — М.: Знание, 1975. — 96с.
28. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. — М.:
Просвещение, 1989. — 255с.
29. Кордуэлл М. Психология. А-Я: Словарь-справочник/Пер. с англ.
К.С.Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. -С.13. — 448с.
30. Краткий психологический словарь/ Ред. — сост. Карпенко Л.А. Под общ. ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. — 2 изд., расшр., испр. и доп.- Ростов н/Д: Феникс, 1998. -512с.
31. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения
до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. — М.: УРАО, 1999. — 176с.
32. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей/Р.Кэмпбелл. Не только
любовь./М.Максимова. — М.: Знание, 1992. – 217с.
33. Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. — СПб., Питер, 1997. – 164с.
34. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний// Вопросы психологии. — 1969. — № 1. — С.131-137.
35. Личко А.Е. Эти трудные подростки: записки психиатра. — Л.: Лениздат,
1983. — 126 с.
36. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с
детьми. — СПб.: Речь, 2000. — 190с.
37. Мерцалова Т. Насилие в школе: что противопоставить жестокости и
агрессии//Дир. шк. — 2000. — № 3. — С. 25-32.
38. Мир детства: Подросток / Под ред. А.Г. Хрипковой; Отв. ред. Г.Н.
Филонов. — 2-е изд., доп. — М.: Педагогика, 1989. — 355с.
33. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный
механизм. — СПб.: Лань, 1999. – 94с.
39. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство,
отрочество: Учебник для студентов вузов. — 3-е изд., стереотип. — М.: Академия, 1998. — 456с.
40. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб, заведений: В 3
кн. Кн.2. Психология образования. — М.: ВЛАДОС, 1998. — С. 453-460.
41. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб, заведений: В 3
кн. Кн.3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 640с.
42. Ожигова Л.Н. Гендерная идентичность личности и смысловые механизмы ее реализации:автореф. дис._ д-р психол. наук. Краснодар, 2006
43. Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений
учащихся // Вопросы психологии. – 1994. — № 3. — С. 61-68.
44. Паренс Г. Агрессия наших детей. / Пер. с англ. — М.: Форум, 1997. — 219с.
45. Психология современного подростка./Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М.:
Педагогика, 1987. – 353 с.
46. Пушкарева Н.Л. Историческая феминология и гендерный подход в исторических исследованиях. // Феминизм и гендерные исследования: Хрестоматия / под общ. ред. В.И. Успенской. 1999. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tvergenderstudies.ru/pbbk000r.htm
47. Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с англ. /Общ. ред.
А.С. Спиваковской. — М.: Прогресс, 1987. – 193 с.
48. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. // Психологический журнал. — 1996. — №5. С. 3-18.
49. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие:
В 2 кн. — 3-е изд. — М.: ВЛАДОС, 2000. — Кн 1.:Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с.
50. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной
психологии// Вопросы психологии. — 1986. — № 2. — С. 14-16.
51. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения
подростков и условия его коррекции: Учебное пособие. — М.:
Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. — 96с.
52. Сидоров Н.Р. Социальная помощь детям и подросткам/
Психологическая наука и образование, 1997. — № 1 — С. 93-98.
53. Славина Л.С. Трудные дети/ Под ред. В.Э.Чудновского. — М.: Изд-во
«Институт практической психологии». — Воронеж: МОДЭК, 1998. -227с.
54. Славская А.Н. Личность как субъект интерпретации. — Дубна: Феникс,
2002. — 240с.
55. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. М.: Институт прикладной психологии, 1998. – 184с.
56. Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. Практическое руководство. – СПб.: Речь, 2002. – 96с.
57. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для
учителей и родителей. — М.: Академия, 1997. -136с.
58. Степанов С./Агрессивный ребенок/Я-школьный психолог: Прилож. к
«Психологическому журналу». — 2001.- №18. — С.4-5.
59. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: издательство
Феникс, 1997. – 144с.
60. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Киев, 1973. — 272с.
61. Фельдштейн Д.И. Психологические основы организации общественно — полезной деятельности как средства нравственного воспитания подростков. — Вопросы психологии, 1974. — № 6. — С. 43-49.
62. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного
подростка// Вопросы психологии. — 1983. — № 1. — С. 33-42.
63.Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. — М.:
Педагогика, 1989. — 208с.
64.Фельдштейн Д.И. Самостоятельные группы молодежи: социально-
психологический аспект// Советская педагогика. — 1988. — № 7. — С. 54-60.
65.Фрумин И.Д., Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство взросления // Вопросы психологии, 1993. — № 1.
66.Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. — М.: Педагогика, 1981. – 208с.
67. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. Учебное
пособие. — М. — 1995. -345с.
68. Шейла Дейноу. Как пережить опасный возраст ваших детей? /Перев.с англ. — М.: МИРТ, 1995. — 387с.
69. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М., 1996. – 125с.
Приложения
Приложение 1
продолжение
--PAGE_BREAK--