Реферат по предмету "Психология"


Ганс Айзенк и факторная теория типов

Содержание
Вступление
1. Защитные психические механизмы
2. Ганс Айзенк и факторная теория типов
2.1 Биографический экскурс Г. Айзенка
2.2 Четырехуровневая иерархическаясистема организации поведения.
2.3Типы как части нормальной структурыличности.
2.4Экстраверсия/Интроверсия
2.5 Нейротизм/Стабильность
3. Показатели по шкале Айзенка
4. Сравнение результатов
5. Тесты
психическийайзенк экстраверсия интроверсия

Вступление
Защита— общий термин,обозначающий активную борьбу Я против опасности — как правило, угрозы утратыобъекта любви, любви со стороны объекта, кастрации и осуждения со стороныСверх-Я и сопутствующих неприятных аффектов — в ходе развития и на протяжениидальнейшей жизни.
Функциональноеназначение и цель психологической защиты заключается в ослаблениивнутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленногопротиворечиями между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными(интериоризированными) требованиями внешней среды, возникающими в результатесоциального взаимодействия. Ослабляя этот конфликт, защита регулирует поведениечеловека, повышая его приспособляемость и уравновешивая психику.

1. Защитные психическиемеханизмы
Что такое«защитные механизмы»? В связи с тем, в человеческой психикепроисходит постоянный конфликт между уровнями личности, для смягчения вызываемойэтим конфликтом чувства напряженности и вины человеческая психика выработаларяд защитных механизмов, призванных бессознательно подавлять или не допускать всознание ту информацию, которая противоречит требованиям цензуры«Сверх-Я» и может травмироать личность.
Вытесненные желания,идеи или чувство, соединяясь с реальной либо воображаемой угрозой наказания,стремятся прорваться в область сознания. Болезненные чувства тревоги,депрессии, стыда или вины становятся сигнальными аффектами, понуждающими отказатьсяот желания или влечения. Защита действует бессознательно, и индивид нераспознает механизмы, заставляющие его отказаться от опасных влечений ижеланий. Действия защитных механизмов способны разрушать и искажать различныеаспекты реальности.
Впервые термин «защита»был использован Фрейдом в работе «Защитные невропсихозы»(1894), нодолгое время понятия «защита» и «вытеснение» применялись им каквзаимозаменяемые. Термин «защитный механизм» впервые появляется в классическойработе Анны Фрейд «Я и защитные механизмы» (1936), где описано десять формактивности — или методов деятельности Я, — выполняющих защитную функцию.
Механизмы защитыдействуют по отдельности либо появляются совместно в изменчивых ивзаимосвязанных паттернах, используя различные формы поведения, идеи, аффекты,стороны характера, другие функции Я и даже влечения. Такое многообразие средствзащиты поставило под сомнение правомерность представлений о специфическихзащитных механизмах.
С точки зрения Бренера(1981), защите может служить любой аспект функционирования Я, а сама защитастоль сложна, что обозначение отдельных защитных механизмов являетсяредукционистским и вводит в заблуждение. И все же многие психоаналитики считаютполезным использовать представление о защитных механизмах для описания защитпротив угроз Я. Ниже приводятся краткие описания важнейших механизмов защиты.
Вытеснение — скрывает,изгоняет или забывает идею или чувство. Оно может исключить из сознания то, чтобыло однажды сознательно пережито, или вообще не допустить идею или чувство досознания. Так, субъект может не осознавать ненависти по отношению к родителюили братьям и сестрам. Вытеснение действует но протяжении всей жизни, регулярновозникая в отношении событий критического периода детства — до шести лет(инфантильная амнезия).
Смещение сдвигает фокусили акцент в сновидении или поведении, в общем случае отвлекая интерес и силу(катексис) от одной идеи к другой, связанной ассоциативно с первой, но при этомболее приемлемой. Так, эксгибиционистские желания могут быть смещены из областигениталий на тело в целом. Какие-либо важные части скрытого содержания могутпроявляться в сновидениях в виде малозначимых деталей.
Реактивное образованиеизменяет неприемлемое на приемлемое, тем самым обеспечивая эффективностьвытеснения. Болезненная идея или чувство замещается противоположным. К примеру,у ребенка, вытеснившего чувство ненависти к матери, может развиться чрезмерноестремление и забота о ее благополучии.
Проекцияэкстернализирует отрицаемые побуждения и идеи, приписывая их другому лицу иликаким-то, быть может, мистическим силам внешнего миро («бес попутал»).Невыносимые идеи или желания могут преобразовываться еще до проекции: Фрейд,например, считал, что паранояльные идеи основываются на бессознательнойгомосексуальности. Сначала чувство гомосексуальной любви трансформируется вненависть, и лишь затем ненависть проецируется на лицо, которое было объектомнеприемлемой любви. Такое лицо становится «преследователем».
Изоляция отделяетневыносимые идеи или события от связанных с ними чувств, тем самым изменяяэмоциональную нагрузку, Существует несколько типов изоляции. Так, изолироватьсямогут две и более связанных мысли либо чувства: например, мысли «я зол на нее»и «она бросила меня» разделяются во времени и тем самым теряют причинную связь.В другом случае мысли могут появляться без осознанного присутствияассоциируемых с ними чувств. Внезапные агрессивные мысли — всадить в кого-либонож, выбросить ребенка из окна, непристойно выругаться в общественном месте —нередко проявляются без соответствующей им эмоции (гнева). Такая изоляциялишает мысли их мотивационной силы и, соответственно, не реализуется намерение;мысли кажутся чуждыми, действие расстраивается, иногда удается избежать чувствавины.
Аннулирование в видеритуала «отменяет» нежеланное действие, иногда посредством его искупления. Вчастности, при неврозе навязчивости двухступенчатое действие можетсимволизировать агрессивные или сексуальные желания и их отмену илианнулирование. Некоторые индивиды, совершившие проступок, стараютсяаннулировать их путем религиозного искупления или самонаказания.
Описаны и многие другиемеханизмы защиты. И хотя функция их идентична — защититься от болезненныхпредставлений и аффектов, — пути достижения этой цели различны.
Регрессия возвращает наболее раннюю стадию психической организации; интроекция и идентификацияпереносят то, что составляет угрозу, внутрь; отрицание делает вид, что угрозыздесь нет; сублимация изменяет неприемлемую форму влечения в приемлемую;обращение против себя меняет направление импульса извне вовнутрь, с другогочеловека на себя. (Последний механизм особенно часто встречается в случаяхдепрессии и мазохизма.)
Защиты могут бытьконструктивными, повышая эффективность мыслей и действий. Их можно назватьадаптивными механизмами или автономными функциями Я. Например, изоляция,диссоциируя мышление и эмоции, облегчает логическое продвижение посредствомизбегания отвлекающих ассоциаций.
Задолго до Фрейдамногие философы задумывалась над тем, что именно определяет жизнедеятельностьчеловека и какую роль в ней играют влечения. Фрейд также поставил задачейопределиться в отношении того, что он назвал «первичными влечениями».В первых публикациях в качестве «первичных» он рассматривал лишьсексуальные влечения. Далее он приходит к выводу, что «первичныевлечения» составляют полярную пару созидательной любви и влечения кдеструкции. Эти размышления приводят к созданию концепции о том, чтодеятельность человека обусловлена переплетением сил «инстинкта жизни»(Эрос) и «инстинкта смерти» (Танатос). Эти полярные силы являютсяосновными бессознательными влечениями, предопределяющими всю жизнедеятельностьчеловека. И, если «инстинкт жизни» (Эрос) более ясен читателю вкачестве животворящей силы, то в отношении «инстинкта смерти» (Танатос)требуются дополнительные разъяснения.

2. Ганс Айзенк ифакторная теория типов
Английский ученыйнемецкого происхождения Ганс Айзенк (Hans Eysenck) вошел в историю психологиикак создатель четырехуровневой иерархической модели человеческой личности.Подобно Р. Кэттеллу, Айзенк пользовался для своих построений математическимаппаратом факторного анализа, однако его подход отличался от подхода Кэттеллапо нескольким важнейшим пунктам. Во-первых, он применял гипотетико-дедуктивный(hypothetico-deductive) метод обработки материала, перед тем как использоватьфакторный анализ. Во-вторых, он выделял не 35 черт, а только три базовых типа(types). В третьих, считал факторный анализ лишь одним из способов нахожденияответа на важнейшие вопросы, касающиеся теории личности.
В наибольшей степени натеорию личности Айзенка повлияли взгляды трех ученых: Сирила Берта (CyrilBurt), Чарльза Спирмэна (Charles Spearman) и Ивана Павлова. Берт, профессорАйзенка, и Спирмэн, лекции которого он посещал, показали ему, что психометрическиеметоды являются наилучшим способом исследования личных качеств. От Павлова,которого он никогда не встречал лично, Айзенк получил знания о биологическихосновах личностных структур (Cohen, 1977). Таким образом, теория Айзенкавключает в себя сильный психометрический и биологический компоненты.
Популярность Айзенкаобусловливается не только его теоретическими построениями и блистательнымидостижениями на поприще психиатрии, но и склонностью к полемике. Его готовностьвступать в споры стала легендой. В начале 50-х годов Айзенк обескуражил многихпсихологов, а также и врачей других специальностей своим заявлением о том, чтонет никаких доказательств более высокой эффективности психотерапии по сравнениюсо спонтанной ремиссией. Иными словами, те люди, которые не получают никакоголечения, выздоравливают не менее часто, чем те, кто подвергается дорогостоящей,болезненной и длительной психотерапии с участием квалифицированных психологов ипсихоаналитиков (Eysenck, 1952).
«Я обычно былпротив истеблишмента в угоду мятежникам. Я склонен думать, что по этим пунктамбольшинство ошибалось, а я прав» (Eysenck, 1982, р. 298).
Айзенк был глубокоубежден в в том, что черты личности и типы определяются прежде всегонаследственностью. В начале 70-х годов он принял участие в знаменитой дискуссиио наследуемости интеллекта, выступив в защиту Артура Дженсена (Arthur Jensen),который настаивал на том, что коэффициент интеллекта (IQ) не повышаетсяблагодаря целенаправленному социальному воздействию, а в большой степенипредопределен генетически. Книга Айзенка «Спор о коэффициентеинтеллекта» (The IQ Argument, 1971) настолько не соответствовалаобщепринятым взглядам, что в Соединенных Штатах «книготорговцы боялись,что их магазины подожгут, если они осмелятся продавать эту книгу, известные»либеральные" газеты отказывались упоминать ее, и в результате встране свободы слова было почти невозможно узнать о существовании книги иликупить ее" (Eysenck, 1980, р. 175).
В истории психологииАйзенк останется блестящим полемистом и создателем оригинальной иерархическойтеории личности.
2.1 Биографическийэкскурс Г. Айзенка
 
Ганс Юрген Айзенк (HansJurgen Eysenck) родился 4 марта 1916 года в Берлине. Его мать, Рут Вернер, былаталантливой актрисой и впоследствии стала звездой немого кино. Отец, АнтонЭдвард Айзенк, также был актером и певцом. Впоследствии ученый вспоминал, что«чувствовал очень мало внимания со стороны родителей, которые развелись,когда мне было 4 года, и не испытывали особо горячих чувств ко мне, я же платилим тем же» (1990а, р. 40). Родители развелись, когда Гансу было два года,и мальчик остался жить с бабушкой со стороны матери. Она тоже когда-то работалав театре, но ее многообещающая оперная карьера прекратилась из-за трагическойпотери голоса. Айзенк писал, что его бабушка была «самоотверженной,заботливой, бескорыстной и вообще слишком хорошей для этого мира» (р. 40).Хотя бабушка была ревностной католичкой, родители Айзенка не были религиозны, исам Ганс вырос без всякого формального религиозного руководства.
Вспоминая детство,Айзенк всегда подчеркивал свободу, которой пользовался. Никто из родителей неконтролировал его действия, бабушка тоже была весьма снисходительна. Двапримера служат хорошей иллюстрацией такого свободного воспитания. В первомслучае отец купил Гансу велосипед и обещал научить его кататься. «Онпривел меня на вершину холма, сказал мне, что я должен сесть на седло инажимать на педали, а затем ушел по своим делам… предоставив мне обучатьсясамостоятельно» (Eysenck, 1990c, р. 12). Второй памятный случай произошел,когда подросток Ганс заявил своей бабушке, что собирается купить сигареты,ожидая, что она запретит ему это делать. Однако бабушка ответила: «Еслитебе это нравится, делай как хочешь».
Выросший в обстановкеполубогемной свободы, юный Ганс не терпел тоталитаризма в любом его проявлении.Он часто задирал своих учителей, особенно тех, кто получил образование ввоенных учебных заведениях. Айзенк был очень скептично настроен относительнознаний, которые они могут ему дать, и далеко не всегда отказывался отвозможности смутить их своим превосходством в знаниях. В своих воспоминаниях онописывал себя как «ханжу и педанта… который не выносил дураков (и дажепросто ординарных людей)» (Eysenck, 1990, р. 31).
Тяжелые времена,наступившие после Первой мировой войны: лишения, астрономическая инфляция,массовая безработица и угроза голода с приходом Гитлера к власти, казалось бы,отошли в прошлое. В стране начался экономический подъем, были необходимы ученыеи специалисты. Однако когда талантливый юноша, закончив школу, был намеренпоступать в Берлинский университет, чтобы изучать физику, то был поставленперед фактом: непременным условием его принятия является вступление внацистскую тайную полицию. Эта идея показалась ему столь отвратительной, чтоАйзенк решил покинуть Германию, позднее написав об этом: «Я знал, что дляменя нет будущего на моей несчастной родине» (Eysenck, 1982, р. 289).
Столкновение с фашизмоми последующие схватки с левыми радикалами навели Айзенка на мысль, что черта жесткостимышления или авторитаризма одинаково характерна для обоих концов политическогоспектра. Впоследствии он нашел научное подтверждение этой гипотезы, обнаружив водном из своих исследований, что хотя коммунисты являются радикалами, а фашисты- консерваторами, с точки зрения одной из характеристик личности, а именножесткости мышления/терпимости, эти группы подобны друг другу. Обе онипоказывали больший уровень авторитаризма, жесткости и нетерпимости к чужомумнению, чем контрольная группа (Eysenck, 1954).
В возрасте 18 летАйзенк покинул Германию и поселился в Англии, где он решил поступил вЛондонский университет на факультет психологии, где в 1938 году получил степеньбакалавра. С его поступлением связана поистине анекдотическая история.Первоначальный выбор специальности был сделан Айзенком еще в Берлине — в пользуфизики. Однако случайное событие изменило течение его жизни, а впоследствии — ивсю историю психологии Для поступления в университет надо было сдатьвступительный экзамен, к которому Айзенк готовился в течение года, занимаясь вкоммерческом колледже. Сдав в 1935 году экзамен, он был уверен, что поступил вуниверситет на отделение физики. Однако оказалось, что он по ошибке сдал не тотэкзамен и не имеет права слушать физический курс. Вместо того чтобы ждать ещегод, он поинтересовался, нет ли какого-нибудь другого курса, к которому он могбы быть допущен. Когда Айзенку сказали, что он может изучать психологию, тотякобы спросил: «Что такое эта психология?» (Eysenck, 1982, р. 290).
Получивший в 1940 годустепень доктора философии и к этому времени уже два года женатый на МаргаретДэвис, канадке, которая окончила в Лондонском университете факультетматематики, Айзенк оказался в Англии на положении «враждебногоиностранца». Он не был интернирован, но и не смог принять участие в войнепротив ненавистного ему фашизма. Вместо этого, не имея никакой психиатрическойи клинической практической подготовки, он начал работать в Особом госпиталеМилл-Хилл (Mill Hill Emergency Hospital), занимаясь пациентами, страдавшими отразличных психиатрических симптомов, включая тревожность, депрессию и истерию.Однако традиционные категории клинической диагностики не удовлетворяли Айзенка.Используя факторный анализ, он обнаружил, что все традиционные диагностические группыможно описать с помощью двух основных личностных факторов: невротизма иэкстраверсии/ интроверсии. Эти теоретические изыскания привели к публикации егопервой книги «Измерения личности» (Dimensions of Personality,Eysenck, 1947). После войны Айзенк стал директором психиатрического отделениябольницы Модсли и несколько позже — преподавателем Лондонского университета.
Считая уровеньанглийской клинической психологии недостаточно высоким, в 1949 году Айзенкотправился в Северную Америку, чтобы познакомиться с психологическимипрограммами Соединенных Штатов и Канады. В 1949-1950 годах он работал вкачестве приглашенного профессора в университете штата Пенсильвания, но большуючасть времени в этот период он провел, путешествуя по США и Канаде и изучаясуществующие программы клинической психологии, которые он нашел полностьюненаучными (Eysenck, 1980, 1990 с).
Вернувшись в Англию,Айзенк развелся со своей первой женой и 30 октября 1950 года женился на СибилРостал, психологе, дочери знаменитого скрипача, с которой он познакомился вовремя своей поездки в Филадельфию. Ганс и Сибил Айзенк опубликовали несколькосовместных книг и произвели на свет троих сыновей и дочь. Сын Айзенка отпервого брака, Майкл, в настоящее время — широко печатаемый автор статей и книгпо психологии
В Лондонскомуниверситете Айзенк основал отделение клинической психологии, а с 1955 посередину 80-х годов был профессором Института психиатрии. Кроме того, вплоть досвоей отставки в 1983 году, он занимал посты главного психиатра Королевскогогоспиталя Модсли и знаменитой психиатрической больницы Бедлам. После этого онпродолжал работать в Лондонском университете в качестве профессора в отставке(professor emeritus) до самой своей смерти от рака 4 сентября 1997 года. Впоследние годы жизни Айзенк, как и раньше, занимался различными вопросамипсихологии личности, включая творчество и творческие способности (Eysenck,1993, 1995), а также влияние поведения на развитие раковых и сердечныхзаболеваний (Eyesenck & Grossarth-Maticek, 1991).
Еще в СоединенныхШтатах Айзенк начал работать над своей самой знаменитой книгой «Структурачеловеческой личности» (The Structure of Human Personality, 1952b), вкоторой он обосновал эффективность факторного анализа как лучшего методапредставления известных фактов, касающихся личности. Всего же по количествуопубликованных трудов Айзенк превзошел даже Кэттелла. Кроме почти 800журнальных статей и отдельных глав, он написал более 75 книг, некоторые из нихвышли под броскими, рассчитанными на публику заголовками, такими, как«Польза и вред психологии» (Uses and Abuses of Psychology, 1953),«Смысл и бессмысленность в психологии» (Sense and Nonsense inPsychology, 1956), «Факты и вымысел в психологии» (Fact and Fictionin Psychology, 1965), «Психология — наука о людях» (Psychology IsAbout People, 1972 b), «Вы и невроз» (You and Neurosis, 1977 b),«Секс, жестокость и средства массовой информации» в соавторстве с Д.К. Б. Найесом (D. K. B. Nias) (Sex, Violence and the Media, 1978),«Курение, свойства личности и стресс» (Smoking, Personality andStress, 1991 с) и «Гений: естественная история творческойодаренности» (Genius: The Natural History of Creativity, 1995).
2.2 Четырехуровневаяиерархическая система организации поведения.
Ядром теории Айзенкаявляется разработанная им концепция того, что элементы личности располагаютсяиерархически. Айзенком была построена четырехуровневая иерархическая системаорганизации поведения.
Нижний уровень — специфические действия или мысли (specific acts or cognitions), индивидуальныйспособ поведения или мысли, которые могут быть, а могут и не бытьхарактеристиками личности. Например, мы можем представить себе студента,который начинает рисовать в своей тетради геометрические узоры, если у него неполучается выполнить задание. Но если его конспекты не изрисованы вдоль ипоперек, мы не можем утверждать, что такое действие стало привычным.
Второй уровень — этопривычные действия или мысли (habitual acts or cognitions), то есть реакции,которые при определенных условиях повторяются. Если студент постоянно супорством трудится над заданием до тех пор, пока не получает решение, такоеповедение становится его привычной реакцией. В отличие от специфическихреакций, привычные реакции должны появляться достаточно регулярно или бытьпоследовательными. Привычные реакции выделяются посредством факторного анализаспецифических реакций.
Третий уровень всформулированной Айзенком иерархии занимает черта (trait). Айзенк (1981)определял черту как «важное, относительно постоянное (semi-permanent)личное свойство». Черта формируется из нескольких взаимосвязанныхпривычных реакций. Например, если студент имеет привычку всегда выполнятьзадания в классе и всякую другую работу также не бросает, пока не закончит ее,то можно сказать, что он обладает чертой настойчивости. Поведенческиехарактеристики уровня черт получаются с помощью факторного анализа привычныхреакций, и черты «определяются в смысле наличия значительной корреляциимежду различными вариантами привычного поведения» (Eysenck, 1990, р. 244).Большинство из 35 нормальных и аномальных первичных основных факторов Кэттеллапринадлежат к третьему уровню (уровню черт) организации поведения, чем иобъясняется тот факт, что Кэттелл выделил намного больше личностных факторов,чем Айзенк.
Четвертый, высшийуровень организации поведения, — это уровень типов (types), или суперфакторов(superfactors). Тип формируется из нескольких связанных между собой черт.Например, настойчивость может быть связана с чувством своей неполноценности,плохой эмоциональной приспособленностью, социальной робостью и еще несколькимичертами, которые все вместе образуют интровертный тип (introverted type).
«Привычные реакции- это специфические реакции, лишенные своего случайного компонента и образующиеспецифические факторы; черты — это система специфических реакций, без учетаслучайной и специфической дисперсии, тип — это система специфических реакций,исключающих случайные, специфические и групповые отклонения.»
Четыре уровняорганизации поведения схематически изображены на рис. 1.

/>
Рис.1. Организацияповедения в виде специфических действий, привычных реакций, черт и типов.
Кроме настойчивости исоциальной робости, в формирование типа интроверсии вносят вклад и другиечерты, такие как чувство собственной неполноценности, низкая активность исерьезное отношение к жизни.
2.3Типы как частинормальной структуры личности
В ранних исследованияхАйзенк выделял только два общих типа или суперфактора: экстраверсию(Extraversion) тип (E) и нейротизм (Neuroticism) тип (N) (Eysenck, 1947, 1952).В дальнейшем он определил третий тип — психотизм (Psychoticism) (P), хотя и неотрицал «возможность того, что впоследствии будут добавлены еще какие-тоизмерения». Айзенк рассматривал все три типа как части нормальнойструктуры личности. На рис. 2 изображена иерархическая структура факторовАйзенка — P, E и N.

/>
Рис 2. Иерархическаяструктура факторов (P) — психотизм, (E) — экстраверсия/интроверсия и (N) — нейротизм (Источник: схема «Биологические измерения личности» изHandbook of personality: Theory and research, H. J. Eysenck, L. A. Pervin(Ed.). p. 244-276. New-York: Guilford Press. Перепечатывается с разрешенияGuilford Press).
Все три типа биполярны,и если на одном конце фактора E находится экстраверсия, то противоположныйполюс занимает интроверсия (Introversion). Точно так же фактор N включает всебя нейротизм на одном полюсе и стабильность (Stability) — на другом, а факторP содержит на одном полюсе психотизм, на другом — сильное «супер-Я»(Superego strenght). Биполярность факторов Айзенка не подразумеваетпринадлежность большинства людей к одному или другому полюсу. Распределениехарактеристик, относящихся к каждому типу, скорее, бимодальное, чемунимодальное. Например, распределение экстраверсии очень близко к нормальному,подобно распределениям уровня интеллекта и роста. Большинство людей оказываютсяв центре холмообразного распределения; таким образом, Айзенк (1994с) не считал,что людей можно разделить на несколько взаимоисключающих категорий.
Айзенк применялдедуктивный метод научного исследования, начиная с теоретических построений, азатем собирая данные, логически соответствующие этой теории. Как мы ужеуказывали, теория Айзенка основана на использовании методик факторного анализа.Сам он, однако, утверждал, что одних только абстрактных психометрическихизысканий недостаточно для измерения структуры свойств человеческой личности ичто черты и типы, полученные с помощью факторно-аналитических методов, слишкомстерильны и им нельзя приписывать никакого значения до тех пор, пока недоказано их биологическое существование.
Айзенком былоустановлено четыре критерия для идентификации факторов. Во-первых, должно бытьполучено психометрическое подтверждение существования фактора. Естественноеследствие из этого критерия — фактор должен быть статистически достоверным ипроверяемым. Другие исследователи, принадлежащие к независимым лабораториям,также должны быть способны получить этот фактор. Второй критерий — фактордолжен обладать свойством наследования и удовлетворять установленнойгенетической модели. Этот критерий исключает из рассмотрения выученныехарактеристики, такие, как, например, умение подражать голосам известных людейили политические и религиозные убеждения. Третье — фактор должен иметь смысл сточки зрения теории. Последний критерий существования фактора — это егосоциальная уместность (social relevance), то есть нужно показать, чтоматематически выведенный фактор имеет отношение (не обязательно строгопричинное) к социальным явлениям, например, таким, как злоупотреблениенаркотиками, склонность попадать в неприятные ситуации (accident proneness),выдающиеся достижения в спорте, психотическое поведение, преступность и т. д.
Айзенк утверждал, чтокаждый из выделенных им типов отвечает этим четырем критериям идентификацииличностных характеристик.
Во-первых, есть строгиепсихометрические доказательства существования каждого фактора, особенно этоотносится к факторам E и N. Фактор Р (психотизм) появился в работах Айзенкапозже, чем первые два, и для него пока еще нет столь же достоверныхподтверждений со стороны других ученых. Экстраверсия и нейротизм (илитревожность) — основные типы или суперфакторы почти во всехфакторно-аналитических исследованиях свойств личности. Например, Ройс и Пауэллпровели сравнение факторов E и N Айзенка с чертами второго порядка Кэттелла иобнаружили, что фактор E (экстраверсия) Айзенка сравним с фактором QI(эксвия/инвия) Кэттелла, а фактор N (нейротизм) очень похож на фактор КэттеллаQII (тревожность).
«Возможно, из всехфакторных аналитиков, которых вы знаете, я меньше всего являюсь таковым. Ярассматриваю факторный анализ как полезное дополнение, метод, в некоторыхслучаях неоценимый, но который мы должны откладывать в сторону так скоро, кактолько возможно, чтобы быть способными непредвзято определить факторы и простопонять, что они означают» (Evans, 1976, р. 259).
Во-вторых, Айзенк доказывал,что существует строгая биологическая основа каждого из этих трех суперфакторов.В то же время он заявлял, что такие черты, как социальное соответствие(agreeableness) и совестливость (conscientiousness), входящие в «Большуюпятерку» таксономии (John, 1990), не имеют под собой биологической основы.
В-третьих, все тритипа, особенно E и N, имеют смысл теоретически. Юнг, Фрейд и другие теоретикиотмечали, что такие факторы, как экстраверсия/интроверсия итревожность/эмоциональная стабильность, оказывают значительное влияние наповедение. Нейротизм и психотизм не являются свойствами исключительнопатологических индивидуумов, хотя психически больные действительно показываютболее высокие оценки по шкале, измеряющей эти два фактора, чем нормальные люди.Айзенк предлагал теоретическое обоснование фактора P (психотизм), построенноена гипотезе, что характеристики психического здоровья в основной массе людейраспределены непрерывно. На одном конце холмообразного распределения находятсятакие исключительно здоровые качества, как альтруизм, хорошая социальнаяприспособленность и сопереживание, а на другом конце — такие свойства, каквраждебность, агрессивность и склонность к шизофреническим реакциям. Человек посвоим характеристикам может находиться в любой точке этой непрерывной шкалы, иникто не будет воспринимать его как психически больного. Айзенк, однако,разработал диатезисно-стрессовую модель (diathesis-stress model) возникновенияпсихических заболеваний, согласно которой некоторые люди более уязвимы для болезни,поскольку у них есть какая-либо генетическая или приобретенная слабость,делающая их более предрасположенными к психическому заболеванию.Предрасположение (диатезис) вместе со стрессовой ситуацией порождаютпсихотические проявления. Айзенк предполагает, что люди, чьи характеристикирасполагаются ближе к здоровому краю P-шкалы, будут устойчивы по отношению кпсихотическим срывам даже в периоды сильного стресса. С другой стороны, у тех,кто ближе к нездоровому краю, даже минимальный стресс может вызватьпсихотическую реакцию. Иными словами, чем выше показатель психотизма, тем менеесильное стрессовое воздействие необходимо для возникновения психотическойреакции.
В-четвертых, Айзенкнеоднократно демонстрировал, что его три типа связаны с такими социальнымивопросами, как наркотики (Eysenck, 1983), сексуальное поведение (Eysenck,1976), преступность (Eysenck, 1964; Eysenck & Gudjonsson, 1989),профилактика рака и сердечных болезней (Eysenck, 1991 b, 1991 с;Grossart-Maticek, Eysenck, & Vetter, 1988) и творчество (Eysenck, 1993).
«Генетическинаследуемой является предрасположенность человека поступать и вести себяопределенным образом при попадании в определенные ситуации» (Eysenck,1982, р. 29).
Все три суперфактора — экстраверсия, нейротизм и психотизм — в большой степени зависят от генетическихфакторов. Айзенк (1990 а) утверждал, что примерно три четверти вариации каждогоиз трех суперфакторов объясняется наследственностью и только около однойчетверти — условиями окружающей среды. Он собрал множество доказательствзначительности биологического компонента в формировании личности. Во-первых,почти идентичные факторы были обнаружены у людей по всему миру — «отУганды и Нигерии до Японии и континентального Китая, от капиталистических странЗападной Европы и Американского континента до государств Восточного блока,таких как Советский Союз, Венгрия, Чехословакия, Болгария и Югославия»(Eysenck, 1990a, р. 245-246). Во-вторых, доказано, что положение человекаотносительно трех измерений личности имеет тенденцию сохраняться длительноевремя. И в-третьих, изучение пар близнецов показало, что однояйцевые близнецыдемонстрируют значительно более близкие характеристики, чем разнояйцевыеблизнецы одного пола, выросшие вместе, что может служить подтверждениемопределяющей роли генетических факторов в проявлении индивидуальных различиймежду разными людьми.
Айзенк разработалчетыре личностных опросника, предназначенных для измерения суперфакторов.Первый из них, Личностный опросник Модсли (Maudsley Personality Inventory), илиMPI, позволял оценить только E и N и давал некоторое ненулевое значениекорреляции между этими двумя факторами. По этой причине Айзенк разработалдругой инструмент — Личностный опросник Айзенка (Eysenck PersonalityInventory), или EPI. Опросник EPI содержит отдельную шкалу лжи (L), чтобыисключить намеренный обман, но гораздо более важно, что факторы нейротизма иэкстраверсии, полученные из этого опросника, являются независимыми, скорреляцией, близкой к нулю. EPI был все еще двухфакторным опросником, поэтомувпоследствии Айзенки (1975) опубликовали свой третий личностный тест, а именно- новый Личностный опросник Айзенка (Eysenck Personality Questionnaire), илиIPQ, который представлял собой переработанный опросник EPI и включал шкалупсихотизма (P). Последующая критика, относящаяся к шкале (P), привела кпоявлению еще одной редакции опросника под названием Пересмотренный личностныйопросник Айзенка (Eysenck Personality Questionnaire-Revised).

2.4Экстраверсия/Интроверсия
 
Первый тип(суперфактор), выделенный Айзенком, носит название экстраверсия/интроверсия.Термин «экстраверсия», вместе с противоположным ему термином«интроверсия», имеет неодинаковое значение у разных теоретиков.Скажем, Юнг выделял два достаточно широких типа личности, называя их «экстравертность»и «интровертность». Его определение этих категорий несколькоотличается от общепринятого понимания. Юнг считал экстравертами людей, имеющихобъективный и непредвзятый взгляд на вещи, тогда как интроверты в его теории — это те, кому свойственно очень субъективное или индивидуальное восприятие мира.Концепция экстравертности/интровертности Айзенка ближе к общепринятой.Экстравертный тип характеризуется, в первую очередь, общительностью иимпульсивностью, но также легкостью, оживленностью, остроумием, оптимизмом идругими чертами людей, которые получают удовольствие от общения с другими.
Интровертыхарактеризуются чертами, противоположными тем, которые можно найти уэкстравертов. Их можно описать как людей тихих, пассивных, необщительных,скрытных, задумчивых, пессимистичных, миролюбивых, здравомыслящих и хорошоконтролирующих свое поведение. Однако, согласно Айзенку, принципиальныеразличия между экстраверсией и интроверсией не поведенческие, а, скорее,биологические или генетические по природе.
Айзенк считает, чтоглавная причина различий между экстравертами и интровертами — уровеньвозбужденности коры головного мозга (cortical arousal level) — психологическийфактор, являющийся в основном наследственным, а не выученным. Поскольку этотуровень у экстравертов ниже, чем у интровертов, их сенсорный порог выше, ипоэтому они менее чувствительны к сенсорным стимуляциям. Для интровертов,наоборот, характерен более высокий уровень возбужденности коры головного мозгаи, следовательно, более низкий сенсорный порог, они сильнее реагируют насенсорные стимуляции. Чтобы достичь оптимального уровня стимуляции, интроверты,чей сенсорный порог от рождения является низким, избегают ситуаций, которыемогут вызвать слишком сильное возбуждение. Поэтому они стараются не участвоватьв бурных социальных событиях, не любят такие вещи, как катание на лыжах свысокой горы, управление дельтапланом, соревновательные виды спорта, им ненравится руководить обществом или женским клубом и подшучивать над своимидрузьями.
С другой стороны,поскольку экстраверты имеют сравнительно низкий уровень возбужденности корыголовного мозга, оптимальным для них является более высокий уровень сенсорнойстимуляции. Поэтому экстраверты гораздо чаще принимают участие в возбуждающей истимулирующей деятельности. Они могут получать удовольствие от таких занятий,как покорение высоких гор, парение в небе на дельтаплане, быстрая езда наавтомобиле, выпивка или курение марихуаны. В дополнение к этому, Айзенкпредполагал, что экстраверты, в отличие от интровертов, раньше начинают своюсексуальную жизнь, более часто занимаются сексом, чаще меняют партнеров, болеесвободны в отношении выбора позиций и различных типов сексуального поведения исклонны дольше предаваться любовной игре перед половым актом. Так как уровеньвозбужденности коры головного мозга у экстравертов ниже, они быстрее привыкаютк сильным стимулам (сексуальным или другого типа) и со временем все меньше именьше реагируют на один и тот же стимул, тогда как интроверты менее склонныиспытывать скуку и потерю интереса, долгое время занимаясь одним и тем жечеловеком.
2.5 Нейротизм/Стабильность
Нейротизм (N) — второйтип, выделенный Айзенком. Как и экстраверсия/интроверсия, фактор N имеетсильную наследственную составляющую. Айзенк привел примеры нескольких научныхисследований, в которых есть доказательства генетического происхождения такихневротических черт, как тревожность, истерия и вынужденные действия. К тому жеон обнаружил, что относительно склонности к антисоциальным и асоциальным вариантамповедения, таким, как подростковые преступления, детские поведенческиенарушения, алкоголизм и гомосексуализм, однояйцевые близнецы гораздо меньшеразличаются между собой, чем разнояйцевые близнецы.
Люди с высокимпоказателем невротизма часто имеют склонность слишком сильно эмоциональнореагировать на возбуждение и с трудом возвращаются в нормальное состояние. Оничасто жалуются на такие физические недомогания, как головная боль или боль вспине, а также на не очень определенные психологические проблемы, такие, какволнение и тревожность. Нейротизм, однако, совсем не обязательно подразумеваетневроз в традиционном смысле этого слова. Человек может показывать высокийуровень нейротизма и быть свободным от каких бы то ни было ослабляющихневротических симптомов. Тем не менее, согласно диатезисно-стрессовой моделиАйзенка, люди с высоким уровнем фактора N более подвержены риску заболетьневрозом в стрессовой ситуации, чем люди с более низким уровнем того жефактора.
Так как разные уровнинейротизма могут комбинироваться с различными показателями по шкалеэкстраверсии, невротическое поведение нельзя описать каким-либо единичнымсиндромом. Факторно-аналитическая техника Айзенка предполагает независимостьтипов, то есть ось невротизма расположена под прямым углом к оси экстраверсии(взаимная корреляция равна нулю). Поэтому разные люди могут демонстрироватьодинаково высокие показатели по шкале N, но при этом у них будут проявлятьсяочень различные симптомы, в зависимости от уровня экстраверсии или интроверсии.На рис. 27.3 изображена ось экстраверсии/интроверсии, расположенная под прямымуглом к оси нейротизма, корреляция этих факторов равна нулю. Предположим, чтоA, B и C имеют одинаковые показатели нейротизма, но занимают три различныепозиции на шкале экстраверсии. Для A — интровертного невротика — характернытревожность, депрессия, фобии и симптомы вынужденного поведения; B — неинтроверт и не экстраверт, ему, скорее, свойственны истерия (невротическоерасстройство, связанное с эмоциональной нестабильностью), внушаемость исоматические симптомы; C — экстравертный невротик, скорее всего, будетдемонстрировать психопатические качества, такие, как криминальные наклонности иотклонения в поведении. Рассмотрим также A, D и E, которые одинаковоинтровертны, но различаются по уровню эмоциональной стабильности: A — интровертный невротик, описанный выше; D — также интроверт, но он не являетсяни ярко выраженным невротиком, ни исключительно стабильной личностью; E — крайне интровертен и эмоционально устойчив.
/>
Рис..3. Двухмернаядиаграмма, описывающая несколько крайних значений по шкалам E и N Айзенка
На рис..3 изображенынесколько вариантов комбинаций личных свойств, в каждом из которых есть, покрайней мере, одно экстремальное значение. Характеристики большинства людей,конечно, располагаются ближе к центру диаграммы. По мере продвижения точки квнешним границам диаграммы, расположение, которое она описывает, встречаетсявсе реже и реже, точно так же, как значения случайных величин, отмеченныеточками на краях холмообразной кривой нормального распределения, гораздо менеевероятны, чем значения, близкие к средней точке.
2.6 Психотизм/Суперэго
Айзенк видит психотизм(P) как унитарную концепцию, в отличие от таких отдельных и независимыхпсихических болезней, как шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и т. п. Ктому же психотизм/суперэго — это переменная с непрерывной областью изменения,имеющая близкое к нормальному распределение. Люди с высокими показателями пошкале P часто эгоцентричны, холодны, любят спорить, агрессивны, импульсивны,враждебно настроены к окружающим, подозрительны и антисоциальны. Те, ктопоказывает низкий уровень психотизма (более сильное «супер-Я»),склонны сопереживать, заботиться о других, сотрудничать и хорошо социальноприспособлены.
Люди с высокимипоказателями по шкале P генетически более уязвимы, чем те, кто имеетотносительно низкие показатели. То есть человек с высоким уровнем психотизма необязательно страдает от психозов, но ему свойственна высокая«предрасположенность к появлению психотических нарушений под влияниемстресса». При отсутствии значительных стрессов люди с высоким уровнемпсихотизма могут вести себя вполне нормально, но сильный стресс, в сочетании сих повышенной уязвимостью, может привести к психотическому срыву.
Факторпсихотизм/суперэго (P) независим как от E, так и от N. На рис.4 изображены всетри факторные оси, расположенные под прямым углом друг к другу. (Так кактрехмерное пространство невозможно точно отобразить на плоскости, просимчитателя представить, что сплошные линии на рис..4 представляют собой уголкомнаты, где стены сходятся с полом. Каждая линия расположена под прямым угломк остальным.) Таким образом, теория личности Айзенка позволяет измерить укаждого человека три независимых фактора и обозначить его личные свойстваточкой в трехмерном пространстве. Например, F на рисунке.4 обладает оченьсильным «супер-Я», показывает достаточно высокое значение по оси экстраверсиии близкое к нулю (средней точке) — по оси нейротизма/стабильности. Точно так желичные характеристики любого человека могут быть символически изображены точкойв трехмерном пространстве.
/>
Рис.4. Трехмернаясхема, иллюстрирующая три измерения личности в теории Айзенка
Теория типов ГансаАйзенка разработана на основе математического аппарата факторного анализа. Этотметод предполагает, что люди обладают различными относительно постояннымиличными качествами, или чертами, и что эти черты можно измерить с помощьюкорреляционных исследований. Айзенк применял дедуктивный метод научногоисследования, начиная с теоретических построений, а затем собирая данные, логическисоответствующие этой теории.
Айзенком былоустановлено четыре критерия для идентификации факторов. Во-первых, должно бытьполучено психометрическое подтверждение существования фактора. Второй критерий- фактор должен обладать свойством наследования и удовлетворять установленнойгенетической модели. Третье — фактор должен иметь смысл с точки зрения теории.Последний критерий существования фактора — это его социальная уместность(social relevance), то есть нужно показать, что математически выведенный факторимеет отношение (не обязательно строго причинное) к социальным явлениям.
Айзенк сформулировалконцепцию иерархической четырехуровневой модели человеческой личности. Нижнийуровень — специфические действия или мысли, индивидуальный способ поведения илимысли, которые могут быть, а могут и не быть характеристиками личности. Второйуровень — привычные действия или мысли, которые при определенных условияхповторяются. Третий уровень — черты личности, а четвертый, высший уровеньорганизации поведения, — это уровень типов, или суперфакторов.
В то время как Кэттеллвыделяет 35 черт первого порядка, Айзенк строит свою теорию всего лишь на трехболее широких биполярных суперфакторах: экстраверсия/интроверсия,нейротизм/стабильность и психотизм/суперэго. Черты Кэттелла нельзя напрямуюсравнивать с тремя типами Айзенка, поскольку черты Кэттелла принадлежат ктретьему уровню иерархической структуры, а типы Айзенка — к четвертому.
Экстраверсияхарактеризуется общительностью и импульсивностью, интроверсия — пассивностью изадумчивостью, нейротизм — тревожностью и вынужденными привычками, стабильность- отсутствием таковых, психотизм — антисоциальным поведением, а суперэго — склонностью к сопереживанию и сотрудничеству. Айзенк делал особый акцент набиологических составляющих личности. Согласно его теории, воздействияокружающей среды практически не важны для формирования личности. По его мнению,генетические факторы оказывают гораздо большее влияние на последующееповедение, чем детские впечатления.

3. Показатели по шкалеАйзенка
/>
/>
экстраверсия (Extraversion)тип (E) и нейротизм (Neuroticism)тип (N) — психотизм (Psychoticism)(Д)
Для 1 испытуемого
/>

Для 2 испытуемого
/>
Для 3 испытуемого
/>
Для 4 испытуемого
/>

Для 5 испытуемого
/>
Для 6 испытуемого
/>
Для 7 испытуемого
/>

Для 8 испытуемого
/>
Для 9 испытуемого
/>
Для 10 испытуемого
/>

4. Сравнениерезультатов
Таблица 1 — сравнениерезультатов№исп.
Тип
(От-10
До 10)*
Тип
(От-10
До 10)** Вытеснение Регрессия Замещение Отрицание Проекция Компенсация Реактивное образование Рационализация 1экстраверсия 2 -4 40 58 50 36 66 40 30 25 2 экстраверсия 4 -4 30 58 50 27 58 70 60 58 3 экстраверсия 4 3 30 53 50 63 33 50 60 25 4 экстраверсия 5 -2 40 70 60 36 72 70 50 25
5интроверсия
-4 6 60 29 60 36 33 50 60 25 6 интроверсия -1 -2 70 35 70 36 33 40 40 50 7 экстраверсия 5 -2 50 47 50 27 66 50 36 25 8 интроверсия -7 5 40 17 60 36 50 40 50 66 9 экстраверсия 2 -4 20 70 40 8 83 50 40 25 10 интроверсия -2 -2 60 41 50 36 41 40 50 58
*где (-10) мах. уровеньинтроверсии а 10 мах. уровень экстраверсии
** где (-10) мах.уровень нейротизма (нестабильности ) а 10 мах. уровень стабильности
Так можно заметить чтов большинстве случаев: испытуемые экстраверты используют обычна в качествезащитных механизмов регрессию и проекцию. А испытуемые интроверты используют вытеснениеи замещение
После сравнениерезультатов испытуемых по защитным механизмам с результатами исследованиям пофакторным типам можно сделать вывод, что есть зависимость между типом человекаи его защитными механизмами.

5. Тесты
1.Нижний уровень иерархическаясистема организации поведения.
а — специфическиедействия или мысли
б- привычные действияили мысли
в — относительнопостоянное личное свойство
г -тип формируется изнескольких связанных между собой черт
2 Экстравертный типхарактеризуется:
А — общительностью иимпульсивностью.
Б —, пассивных,необщительных.
В — часто жалуются нафизические недомогания
Г – нет правильногоответа
3.Интровертный типхарактеризуется:
А — здравомыслящих ихорошо контролирующих свое поведение
Б — общительностью и импульсивностью.
В — часто жалуются на физическиенедомогания
Г – нет правильногоответа
4. Второй уровеньиерархическая система организации поведения
а — специфическиедействия или мысли
б- привычные действияили мысли
в- относительнопостоянное личное свойство
г-тип формируется изнескольких связанных между собой черт
5. Иерархическаяструктура факторов состоит из
А – 2 типов
Б – 3 типов
В — 4 типов
Г – 5 типов
6. черта характеранеуравновешенность присуще
А-холерик
Б- флегматик
В-меланхолик
Г- сангвиник
7. черта характераредко выходит из себя присуще
А-холерик
Б- флегматик
В-меланхолик
Г- сангвиник
8. Третий уровеньиерархическая система организации поведения.
а — специфическиедействия или мысли
б- привычные действияили мысли
в — относительнопостоянное личное свойство
г -тип формируется изнескольких связанных между собой черт
9.Сколько типовиерархическая система организации поведения
А – 2 типов
Б – 3 типов
В — 4 типов
Г – 5 типов


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.