Реферат по предмету "Психология"


Волевая сфера личности и развитие воли

Содержание
Введение
1. Волевая сфера личности
2. Развитие воли
Заключение
Список использованных источников

Введение
Любая деятельностьчеловека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут бытьразделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные.
Главное отличие произвольныхдействий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуютсо стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательнопоставленной пели. Например, представим себе больного человека, который струдом берет в руку стакан с водой, подносит его ко рту, наклоняет его, делаетдвижение ртом, т.е. выполняет целый ряд действий, объединенных одной целью –утолить жажду. Все отдельные действия, благодаря усилиям сознания, направленнымна регуляцию поведения, сливаются в одно целое, и человек пьет воду. Эти усилиячасто называют волевой регуляцией, или волей.
Воля – этосознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности,выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершениицеленаправленных действий и поступков.
Основные признакиволевого акта:
­ приложение усилий для выполненияволевого акта;
­ наличие продуманного планаосуществления поведенческого акта;
­ усиленное внимание к такомуповеденческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого впроцессе и в результате его исполнения;
­ нередко усилия воли направлены нетолько на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.
сфера развитие воляличность

1. Волевая сфера личности
Воля – психический процесс сознательной ицеленаправленной регуляции человеком своей деятельности и поведения длядостижения цели [5, с.292]. Воля является одним из важнейших условийчеловеческой деятельности.
Волевую деятельностьнельзя сводить к активности организма и отождествлять с ней. Активностьсвойственна и животным. Они, удовлетворяя свои биологические потребности,адаптируясь к условиям жизни, оказывают длительное влияние на окружающуюприроду, но это происходит без определенного намерения с их стороны.
Воля проявляется вусилии, во внутреннем напряжении, которое переживает человек, преодолеваявнутренние и внешние трудности в стремлении к действию или в сдерживании себя.
Произвольные действиядетерминированы, как и все другие действия человека, но поскольку они вызываютсяследами в коре головного мозга от предыдущих раздражителей, то иногда кажется,что они возникают сами по себе, без причины. То, что двигательный участок корыбольших полушарий головного мозга является одновременно и сенсорным, играетважную роль в регуляции волевых действий. В процессе волевых действий отисполнительного аппарата в кору головного мозга поступает информация охарактере действий, где она сопоставляется с образом запланированного действия,опережая его результаты. Такое сопоставление исполняемого действия с егообразом способствует уточнению рефлекторного акта в соответствии с тем, к чемустремится человек [8, с.127].
Произвольные действияи их особенности
В волевой деятельностиразличают произвольные и непроизвольные действия.
Действие – одна из составляющих деятельностичеловека, побуждаемая ее мотивом и соотносимая с определенной целью. Действиевсегда направлено на достижение некоторой цели. Целостное действие состоит изтрех частей: ориентировочной основы, процесса выполнения и процесса контроля[2, с.424].
Действие – структурнаяединица поведения, деятельности человека, обеспечивающая его взаимодействие спредметным миром. По психологическому строению действие включает цель, способ иусловия выполнения. С помощью цели предварительно намечается тот результат,который достигается в конце действия.
Способы действия служаттакому преобразованию предмета, которое приведет к достижению цели. Условиявыполнения действия составляют неспецифические особенности предмета действия иособенности состояния человека в момент выполнения действия. По структурепсихической регуляции действие состоит из двух основных частей: а)регуляционной и б) исполнительной. Все действия человек усваивает в процессеобучения [4, с.215].
Непроизвольнымидействиями называют неосознаваемые действия и движения. Это, прежде всего,движения, которые вызываются безусловными раздражителями и осуществляютсяподкорковыми отделами центральной нервной системы. Они связаны с защитойорганизма от повреждений или с удовлетворением его органических потребностей.Непроизвольные движения могут быть не только, безусловно-рефлекторными, но иусловно-рефлекторными. Непроизвольные движения не осознаются, а, следовательно,и не контролируются. Чаще всего это бывает тогда, когда раздражители действуютвнезапно, неожиданно.
Произвольные действия идвижения всегда сознательны. Они характеризуются целенаправленностью исоответствующей организованностью. В процессе сознательного решения задачидвижения контролируются, становятся произвольными. Даже непроизвольныедвижения, например моргание глазами, кашель, дыхание и другие, можнопроизвольно регулировать.
Произвольные движенияболее сложны, чем непроизвольные. Однако, как показали И.М. Сеченов и И.П.Павлов, принципиального отличия в механизме их осуществления нет [7, с.188].Произвольные движения, как и непроизвольные, имеют рефлекторный характер.Произвольные действия возникают условно-рефлекторным путем из непроизвольныхдвижений. У маленьких детей все движения непроизвольны. Но в результате обученияи воспитания дети постепенно овладевают ими, учатся сознательно направлять своидвижения и руководить ими.
В процессе развитиячеловек научился не только произвольно действовать, но и произвольнозадерживать свои действия. Произвольно действуя и произвольно задерживаядействия, человек регулирует свою деятельность и поведение.
Анализ сложноговолевого действия
Волевые действияопределяются сознательно поставленной целью. Действуя, человек ставит передсобой задачу, планирует ее выполнение, выбирает способы осуществления решения.Чтобы успешно учиться, человек должен осознавать цель обучения, свои задачи,уметь организовать их выполнение, быть настойчивым.
Каждое волевое действиемотивировано. Мотив – это движущая сила, которая понуждает человека к действию,к борьбе за достижение поставленной цели. Мотивами действий являютсячеловеческие потребности, чувства, интересы, осознание необходимостидействовать [3, с.94].
Ясность цели, пониманиедела, осознание задания, его важности всегда порождают силу, энергию ирешительность действий. Чем большее значение приобретает задача, тем большуюэнергию и упорство люди проявляют в борьбе за ее осуществление.
Волевые действия бываютпростыми и сложными.
Простое волевоедействие – это такоедействие, осуществление которого не нуждается в особенном напряжении сил испециальной организации действия [1, с.374]. Оно характеризуетсянепосредственным переходом желания в решение и в осуществление этого решения. Например,при желании утолить жажду, человек наливает воду в стакан и выпивает ее, еслиему холодно, он надевает пальто и т.п. Эти действия не нуждаются в сложныхспособах для их выполнения.
Сложное волевоедействие нуждается взначительном напряжении сил, терпеливости, настойчивости, умении организоватьсебя на выполнение действия [1, с.375]. Так, человек, разрешая математическиезадачи, чтобы достичь успеха, должен осуществлять ряд волевых действий. Сложностьволевого действия зависит от сложности задач, на выполнение которых ононаправлено.
Воля человека проявляетсяв преодолении не только внешних трудностей, характерных для разных видовдеятельности, но и внутренних, порождаемых, например, желаниями, которые идут вразрез с поставленными задачами, усталостью и т.п. Преодоление внутреннихтрудностей требует осознания необходимости выполнить определенное задание и приэтом сохранять самообладание.
Стремление человекаиногда проявляется в форме влечения. Как правило, влечения бываютневыразительными, мало осознанными. Стремления, которые проявляются только вформе влечений, не ведут к целенаправленному волевому действию.
Осознавая свои влечения,человек тем самым превращает их в желания. Желая, человек осознает цельсвоего стремления, направление своей деятельности.
Однако, осознав цельдеятельности, человеку нужно еще увидеть пути успешного ее осуществления,способы ее достижения. Определяя нужные пути и способы, человек глубже осознаетсвои стремления. Глубоко осознанное человеком стремление позволяет выразительнопредставить не только цель деятельности, но и пути и способы ее осуществления,оно обусловливает вожделение, активное желание.
За желанием следуетдействие, которым завершается волевой акт. Однако это бывает не всегда [4,с.219]. Иногда человек колеблется: действовать или нет. В таком случаевозникает то особенное, промежуточное состояние волевого акта, называемоеборьбой мотивов. Это состояние возникает в том случае, когда существуютпротиворечивые желания – одни вынуждают его к определенному действию, а другиепрепятствуют его осуществлению. Например, человека раздирает борьба междужеланием взяться за выполнение задания и желанием пойти в кино. В результатеэтой борьбы мотивов человек принимает определенное решение. Оно проявляется илив форме намерения действовать, или в форме намерения отказаться от действия.
Решение, будучи глубокоосознанным, переходит в действие. Выполнение действия начинается с егопланирования, организации способов, нужных для осуществления задания, изаканчивается его завершением. Так, человек, решив сконструироватьрадиоприемник, ознакомится с системами радиоприемников, начертит схему,достанет нужные для радиоприемника детали и, наконец, смонтирует его. Такзавершается принятое решение [6, с.561]. Успех волевого акта зависит от волевыхкачеств человека, глубины осознания задания, интереса, а также от знаний,умений и навыков, без которых успешное достижение цели невозможно. Умения,привычные действия делают волевые действия четкими и более организованными,способствуют быстрому и успешному их выполнению.
Основные качества воли
Целенаправленность – одно из волевых качеств личности.Она определяется принципиальностью и убежденностью человека и отличаетсяглубоким осознанием своих задач и необходимостью их осуществлять.Целенаправленность проявляется в умении человека руководствоваться в своихдействиях не случайными стремлениями, а стойкими убеждениями, принципами. Людибез четкой целенаправленности, без твердых убеждений, ясных принципов, которымибы они руководствовались в своей деятельности, часто находятся под влияниемслучайных желаний, попадают под влияние других. Поведение нецеленаправленных ибеспринципных людей характеризуется слабой волей.
Важное волевое качество –инициативность, то есть возможность самостоятельно ставить перед собойзадачи и без напоминания и принуждения других осуществлять их. Инициативностьхарактеризуется действенной активностью. Мало проявить инициативу, поставивперед собой задачу, нужно ее осуществить, довести до конца. Это возможно толькопри надлежащей активности в действиях.
Существенными чертами воличеловека являются также решительность, выдержанность и настойчивость[5, с.301]. Эти качества проявляются в умении своевременно и обдуманнопринимать решения, особенно в сложных обстоятельствах, где нужно тормозитьнегативные стремления и действия, и создавать возможности преодолеватьтрудности на пути к цели. Эти черты помогают доводить до конца каждое дело,преодолевая все препятствия, которые встречаются на этом пути. Большие дела,замечательные научные изобретения возможны только при наличии у человека этихчерт.
Настойчивость надоотличать от такой черты, как упрямство. Упрямство – это необдуманное,ничем не оправданное проявление воли, которое состоит в том, что человекнастаивает на своем нецелесообразном желании, не принимая во вниманиеобстоятельства [8, с.134]. Упрямство – это проявление не силы, а слабости воли.Принимая решение, упрямый человек отрицает доказательства, не принимает вовнимание интересы других и своими действиями часто причиняет вред.
Еще одним важным волевымкачеством человека является его самостоятельность[2, с.429]. Самостоятельностьволи проявляется в возможности критически относиться к поступкам и действиямкак своим собственным, так и других людей, не поддаваться негативным влияниямсо стороны других. Самостоятельность – это результат высокой принципиальностичеловека, его моральной выдержки.
Внушаемость – это качество, противоположноесамостоятельности. Внушаемость – это подверженность человека влиянию другихлюдей. Внушаемость свойственна людям без стойких убеждений, твердых принципов.Они некритично подражают другим, колеблются между противоположными взглядами,не имея собственного мнении. Первая же мысль, услышанная внушаемым человеком,становится его мыслью, но впоследствии эту мысль он легко меняет на другую.
Важной волевой чертойчеловека является самообладание [7, с.190]. Оно проявляется ввозможности владеть собой, руководить своим поведением и деятельностью. Самообладание– важный компонент, черта личности, которую мы называем мужеством. Владеясобой, человек смело берется за ответственное задание, хотя и знает, что оносвязанно с опасностью, даже угрожает его жизни. Отсутствие самообладания делаетчеловека невыдержанным, импульсивным. Люди, не владеющие собой, легко поддаютсявлиянию чувств, часто нарушают дисциплину, пугаются трудностей, теряются ивпадают в меланхолию.
Своеобразным проявлениембезволия человека является конформизм. Суть его в том, что человек, хотяи имеет свои мысли и убеждения, но в действиях и поступках подчиняется влиянию,давлению группы, не отстаивая своих позиций. Совокупность положительных качествволи, свойственных человеку, обусловливает его силу воли. Как положительные,так и негативные качества воли не являются врожденными. Они развиваются впроцессе жизни и деятельности.
 
2. Развитие воли
Воля, как и большинстводругих высших психических процессов, формируется в ходе возрастного развитиячеловека [6, с.582]. Так, у новорожденного ребенка преобладают рефлекторныедвижения, а также некоторые инстинктивные действия. Волевые, сознательныедействия начинают формироваться значительно позднее. Причем первые желанияребенка характеризуются большой неустойчивостью. Желания быстро сменяют другдруга и очень часто носят неопределенный характер. Лишь на четвертом году жизнижелания приобретают более или менее устойчивый характер.
В этом же возрасте удетей впервые отмечается возникновение борьбы мотивов. Например, детидвухлетнего возраста после некоторых колебаний могут делать выбор междунесколькими возможными действиями. Однако выбор, осуществляемый в зависимостиот мотивов морального порядка, становится возможным для детей не ранее концатретьего года жизни. Это происходит лишь тогда, когда ребенок уже можетконтролировать свое поведение. Для этого необходимы, с одной стороны,достаточно высокий уровень развития, а с другой – некоторая сформированностьморальных установок. И то и другое складывается под влиянием обучения ивоспитания, в процессе постоянного взаимодействия со взрослыми. Характерформирующихся моральных установок в значительной степени зависит от моральныхустановок взрослого, так как в первые годы жизни ребенок стремится подражатьдействиям взрослых, и постепенно в процессе умственного развития он начинаетанализировать поступки взрослого и делать соответствующие выводы.
Как и все психическиепроцессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитиемличности человека [3, с.99]. Иногда можно встретить высокое развитие воли уже враннем возрасте. Причем достаточно высокий уровень развития воли чаще всегонаблюдается у детей творческого типа, увлеченных каким-либо занятием, напримеру детей с художественными или музыкальными задатками, которые в состоянии,часами самостоятельно заниматься любимым делом. Это происходит потому, чтопостепенно увлеченность каким-либо занятием, сопровождаемая систематическимтрудом (рисованием, лепкой, занятиями музыкой или спортом), способствуетформированию волевых характеристик, проявляющихся и в других сферахжизнедеятельности [8, с.138].
Каковы основные путиформирования воли? Прежде всего успех этого процесса зависит от родителей.Исследования показывают, что родители, стремящиеся дать ребенку всестороннееразвитие и при этом предъявляющие к нему достаточно высокие требования, могутрассчитывать на то, что у ребенка не будет серьезных проблем с волевойрегуляцией деятельности. Такие недостатки волевого поведения детей, как капризыи упрямство, наблюдаемые в раннем детстве, происходят из-за совершаемыхродителями ошибок в воспитании воли ребенка. Если родители во всем стремятсяугождать ребенку, удовлетворяют каждое его желание, не предъявляют емутребовании, которые должны безоговорочно им выполняться, не приучают егосдерживать себя, то, скорее всего, впоследствии у ребенка будет наблюдатьсянедостаточность волевого развития.
Необходимым условием воспитанияребенка в семье является формирование у него сознательной дисциплины [5, с.309].Развитие родителями у ребенка волевых качеств является предпосылкой дляформирования у него дисциплинированности, которая не только помогает пониматьнеобходимость соблюдения определенных правил поведения, но и обеспечивает емувнутреннюю дисциплинированность, выражающуюся в способности регулировать исопоставлять свои желания с условиями реальной деятельности.
Важную роль в воспитанииволевых качеств играет школа. Школа предъявляет к ребенку ряд требований, безвыполнения которых не может нормально осуществляться само школьное обучение, нопри этом также происходит формирование определенного уровнядисциплинированности. Например, школьник должен сидеть за партой определенноевремя, он не может встать с места без разрешения учителя, разговаривать стоварищами, он должен готовить дома заданные ему уроки и т. д. Все это требуетот него довольно высокого развития волевых качеств и в то же время развивает унего нужные для выполнения этих правил качества воли. Поэтому большое значениедля воспитания воли у школьников имеют личность учителя и школьный коллектив[2, с.430].
Учитель, с которымобщается ребенок в школе, оказывает непосредственное влияние на формирование унего определенных личностных характеристик и, обладая яркой личностью,оставляет в жизни ребенка неизгладимый след. Нередко это вызывает у ребенкастремление подражать поведению учителя, и если у последнего хорошо развитыволевые качества, то существует высокая вероятность, что те же качества будутуспешно развиваться и у его учеников.
Аналогичная картинанаблюдается в отношении школьного коллектива. Если деятельность ребенкапротекает в коллективе, где существует атмосфера высокой требовательности, то иу ребенка могут сформироваться соответствующие характеристики личности.
Не менее важно физическоевоспитание ребенка, а также ознакомление его с художественными ценностями [1,с.388]. Более того, формирование волевых характеристик не прекращается и вболее старшем возрасте, когда молодой человек приступает к самостоятельнойтрудовой деятельности, в ходе которой волевые качества достигают наивысшегоразвития. Таким образом, весь процесс воспитания ребенка определяет успешностьформирования волевых качеств личности. Поэтому не случайно воля очень часторассматривается как одна из центральных и наиболее информативных характеристикличности.

Заключение
Поведение и деятельностьчеловека стимулируется и регулируется не только эмоциями и чувствами, но иволей. Воля дает возможность сознательно управлять своими внутренними психическимии внешними физическими действиями в самых сложных жизненных ситуациях. Кволевой регуляции прибегает человек только в том случае, когда ему необходимопреодолеть трудности, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Вовсех других случаях регуляция может иметь не волевой, а преднамеренный характер,не требующий никаких усилий от личности. Можно совершать самые разнообразные сложныедействия, но они не будут являться волевыми до тех пор, пока человек не будетзаставлять себя осуществлять их.
Развитие волевойрегуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. Содной стороны – это преобразование непроизвольных психических процессов впроизвольные, с другой – обретение человеком контроля над своим поведением, стретьей – выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетическиначинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научаетсяпользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческойсаморегуляции.
Внутри каждого из этихнаправлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои, специфическиепреобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции наболее высокие уровни.

Список использованных источников
1. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. –СПб.: Питер, 2007. – 583с. – (серия «Учебник нового века»)
2. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высшихпедагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.:Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 687с.
3. Нуркова, В.В., Березанская, Н.Б. Психология: Учебник. –М.: Высшее образование, 2007. – 484с.
4. Психология: Учебник для студентов средних учебныхзаведений/ под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательскийцентр «Академия», 2002. – 464с.
5. Психология: Учебник для педагогических вузов/ Под ред.Б.А. Сосновского. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 660с.
6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер,2005. – 720с.
7. Столяренко, Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб.:Питер, 2004. – 592с.
8. Узнадзе, Д.Н. Общая психология/ Пер. с грузинского Е.Ш.Чомахидзе; Под ред. И.В. Имемадзе. – М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. – 413с.-(серия «Живая классика»)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.