Содержание
Введение
1. Возрастная периодизация ЭльконинаД.Б
2. Характеристика возрастнойпериодизации
Список литературы
Введение
Рассматриваяпроцесс развития ребенка, возрастная психология дает характеристику разныхвозрастных периодов и, следовательно, оперирует такими понятиями, как «возраст»и «детство». Возраст или возрастной период — это цикл детского развития,имеющий свою структуру и динамику.
Психологическийвозраст может не совпадать с хронологическим возрастом отдельного ребенка,записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастнойпериод со своим неповторимым содержанием особенностями развития психическихфункций и личности ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими иглавной для него деятельностью — имеет определенные границы. Но этихронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новыйвозрастной период раньше, а другой — позже. Особенно сильно «плавают» границыподросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.
Начальныевозрастные периоды образуют детство — целую эпоху, которая по сути своейявляется подготовкой к взрослой жизни, самостоятельному труду.[1]Специфика детства определяется уровнем социально-экономического и культурногоразвития, общества, в котором живет, воспитывается и обучается ребенок. Когдакончается детство в наше время? Традиционно детская психология — как перваячасть возрастной — охватывает процесс развития ребенка от рождения до 7 лет. Носовременное детство продолжается и после поступления в школу, младший школьникостается ребенком. Более того, некоторые психологи рассматривают и подростковыйвозраст как «затянувшееся детство». Какой бы точки зрения мы ни придерживались,приходится констатировать: настоящая взрослость ждет ребенка только за школьнымпорогом в 15 или 17 лет.
В даннойработе рассмотрим возрастную периодизацию.
1. Возрастная периодизацияЭльконина Д.Б
Важную роль в развитиипсихологической науки сыграла созданная Д. Б. Элькониным теория периодизациипсихического развития детей, основанная на изучении внутренней сущностионтогенеза, потому что только внутренние изменения самого развития, толькопереломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определенияглавных эпох построения личности ребенка" [2]. Идеи Л. С. Выготского иА. Н. Леонтьева послужили опорой для Д. Б. Эльконина, который при построениипериодизации основывался на следующем.
Во-первых, онрассматривал возрастное развитие как общее изменение личности, формированиенового плана отражения действительности, изменение в деятельности и жизненнойпозиции, установление особых взаимоотношений с окружающими, формирование новыхмотивов поведения и ценностных установок. При этом Д. Б. Эльконин исходил изтого, что понятие возраста, возрастных границ и особенностей имеет неабсолютное, а относительное значение. Данное положение подтверждается, вчастности, тем, что в настоящее время пересматриваются традиционно сложившиесяпредставления о возрастных возможностях детей. Тем не менее психологическиеособенности возраста существуют как наиболее типичные, характерные, указывающиена общее направление развития.
Все три эпохи — раннегодетства, детства, подросткового возраста — построены по одному и тому жепринципу и состоят из закономерно связанных двух периодов. Переход от однойэпохи к следующей происходит при возникновении несоответствия междуоперационально-техническими возможностями ребенка и задачами и мотивамидеятельности, на основе которых они сформировались" [3].
Таков логический каркас теории Д. Б. Эльконина,допускающий, как легко видеть, во многом различные содержательные интерпретацииведущих деятельностей в разные периоды (в этом, кстати, также одна из сильныхсторон его теории).
Теперьскажем в заключение, как Д. Б. Эльконин содержательно интерпретировал ведущиедеятельности, характерные для разных периодов.
В периодмладенчества (I период, I эпоха) это — «непосредственно-эмоциональное общение совзрослыми… на фоне и внутри которого формируются ориентированные исенсорно-манипулятивные действия»
В периодраннего детства (П период, Iэпоха) — «предметно-орудийная деятельность, в ходе которой происходит овладениеобщественно выработанными способами действий с предметами»
Вдошкольном возрасте (Iпериод, II эпоха) — «ведущей деятельностьюявляется игра в ее наиболее развернутой форме (ролевая игра). Главное еезначение состоит в том, что… ребенок моделирует в ней отношения междулюдьми… На этой основе у ребенка формируется стремление к общественнозначимой и общественно оцениваемой деятельности, которое является основныммоментом готовности к школьному обучению»
Вмладшем школьном возрасте (IIпериод, II эпоха) ведущей деятельностьюявляется обучение, в ходе которого «… происходит интенсивное формированиеинтеллектуальных и познавательных сил ребенка» (там же).
РазработаннаяД. Б. Элькониным периодизация позволила раскрыть многие важные особенностипсихического развития ребенка, прежде всего закономерности смены ведущих типовдеятельности, появление основных новообразований на разных возрастах и др.Продуктивность рассматриваемой периодизации и адекватность ее реальномупроцессу детского развития подтверждена многочисленными эмпирическимиисследованиями различных этапов онтогенеза, проведенными в последние 20 лет.Действенность периодизации Д. Б. Эльконина подтверждается результатамиэкспериментальных исследований не только в возрастной и педагогической, но и всоциальной психологии.
2.Характеристика возрастной периодизации
Периодмладенчества (от 0 до 2-х лет) это — «непосредственно-эмоциональное общение совзрослыми… на фоне и внутри которого формируются ориентированные и сенсорно-манипулятивныедействия» Интерес и внимание младенцев друг к другу выступает в форме, слитой спрактическим действием, — ощупыванием, прикосновением, сдавливанием.
К концупервого года у младенцев уже появляются первые совместные действия, ониначинают подражать друг другу, затевая шумные совместные игры: догонялки,прятки. Все эти действия встречаются редко и отличаются краткостью. Особенностьих в неустойчивом внимании к сверстнику — ребенок потеряет его из виду насекунду и словно забывает о нем, отвлекаясь на другой предмет, или очень быстроустает от сверстника.
В совместной деятельности со взрослыми отношения чаще всегостроятся по типу полной зависимости или по типу следования заданному образцу.Здесь присутствует, естественно односторонняя ориентировка во взаимоотношениях.
Кризис 1 года связан с актуализацией предметно — практическойстороны деятельности, в процессе которой ребенок осваивает социальный опыт,вырабатывает способы обращения с предметами, оценивает свои действия,утверждает позицию среди других.
В период раннего детства (2- 4 года) — «предметно-орудийнаядеятельность, в ходе которой происходит овладение общественно выработаннымиспособами действий с предметами»
Раннеедетство ребенка проходит среди людей (взрослых и сверстников, старших и младшихдетей), которые применяют по отношению к их жизненной активности санкции в виденаказания («нельзя», «табу»), ограничивая ее.
Психологическоепространство ребенка начинает приобретать семантическую глубину, появляются ипроявляются первые обобщения переживаний, вызванных встречами со скрытыми от непосредственногонаблюдения свойствами предметов, в том числе и своих собственных.
Решениеребенком важнейшей задачи развития — овладение самоконтролем — осуществляетсяна фоне действия наказания со стороны взрослых. Естественно, что не только его,но и других — прощения и поощрения тоже.
Кризистрех лет — упрямство и негативизм малыша — испытание силы -Я каждого изучастников взаимодействия: и ребенка, и взрослого. К 3 годам ребенок завершаетпервый цикл знакомства с человеческим миром. С этого узлового рубежа начинаетсяновый уровень социального развития, когда не только общество определяетотношения с ребенком, но и он, вычленив свое Я, начинает все более активновступать в отношения с другими людьми, обществом.
Вдошкольном возрасте — середина детства ( 5-7 лет) — «ведущей деятельностьюявляется игра в ее наиболее развернутой форме (ролевая игра). Главное еезначение состоит в том, что… ребенок моделирует в ней отношения междулюдьми… На этой основе у ребенка формируется стремление к общественнозначимой и общественно оцениваемой деятельности, которое является основныммоментом готовности к школьному обучению»
Возможностьэкспериментировать с собственным Я и не-Я, создающаяся в середине детства,переживание дифференцированных отношений (свои — чужие) с людьми создаетусловия для осознания границ собственного психологического пространства. Этоосознание происходит очень сложно и связано с воздействием на его разныесвойства — собственно психологические и телесные.
В этовремя дети подвергают свое тело разным воздействиям, проверяя известные имсведения о его свойствах или устраивают эксперименты.
Нарастающаядифференциация чувств требует некой упорядоченности, наверное, естественнойшкалой для этого становится само тело ребенка. Именно в это время им решаетсязадача установления своей половой идентификации. Половая принадлежностьстановится тем основанием, которое позволяет удержать разлетающиеся, когда-тоцелостные чувства, сделать их предметно отнесенными.
Успехребенка в разных видах деятельности самым тесным образом связан с признаниемего сверстниками, — это проявление обусловленного отношения человека к человеку(проще говоря, любят или хорошо относятся только за что-то, а не просто так — бескорыстно).
Влитературе середина детства связывается с кризисом шести лет как периодомпотери ребенком непосредственности и спонтанности в активности, а приобретенияпроизвольности и опосредованности, то есть поведение становится многоплановым-разделяется план реальный и вымышленный, ребенок осознает их несовпадение;разделяется план предметный и отношенческий; становятся дифференцированнымичувства, выделяется и осознается переход одного чувства в другое.
Ребенокуже не просто реагирует, усваивает, он уже и многое делает «понарошку»,«специально», применяя для воздействия на себе и на других известные емузакономерности человеческих отношений и свойства предметов.
Опасностьэтого периода состоит в том, что ребенок еще не знает меры своим силам как физическим,так и умственным, поэтому его воздействие (как на себя, так и на других) можетбыть чрезмерным, взрослым надо обязательно пресекать агрессивноеманипулирование и насилие.
Период концадетства ( 8-12 лет) редко привлекает специальное внимание исследователей. Еготрадиционно считают одним из самых стабильных периодов жизни человека [4]
Вотечественной возрастной психологии исследуемый возраст приходится на периодмладшего — начало среднего школьного возраста.
Вмладшем школьном возрасте ведущей деятельностью является обучение, в ходекоторого «… происходит интенсивное формирование интеллектуальных ипознавательных сил ребенка».Младший школьный возраст сензитивен к учебнойдеятельности.
Считается,что самой главной задачей является установление и осуществление социальныхсвязей. Решение именно этой задачи предполагает переживание себя как владельцатайны собственного Я (непрозрачного для других). Границы собственногопсихологического пространства ребенок начинает охранять усиленно с применениемсамых разнообразных средств, выглядящих для наблюдателя как появлениескрытности, как бы подтекста в отношениях ребенка с другими людьми.Одновременно это связано со структурированием своего психологическогопространства — дети заводят разного рода тайники, укромные местечки, записныекнижки, коллекции (для себя).
Именно вэто время все трудовые навыки ребенка включаются в его психологическоепространство как устойчивые элементы, организующие его, так как все эти навыкисвязываются с переживаниями целесообразности потраченных усилий по организациисвоего Я.
Усвоениенаучных понятий формирует внутренний план действий ребенка; в нем проявляетсясодержательная ориентировка на все измерения времени («это уже знаю», «этоизучу», «этого не знаю», «это буду знать»). Усвоение закономерностей вещей иявлений позволяет предвидеть свои действия и преобразования предметов, чтоотражается в умении планировать собственные движения в пространстве и времени
Произвольностьповедения, управление своими психическими процессами, внутренний план действийбудут определяться содержанием взаимоотношений и взаимодействий ребенка совзрослым как носителем общественно значимых способов действия и подлиннонравственных отношений.
Младшие подросткисензитивны к внеучебным делам, которые им доступны и где они могут проявитьсвои новые возможности. Они склонны к деятельности со сверстниками. Наибольшеепроявление у них имеет потребность в самоутверждении и безоглядная готовностьдействовать.
Старшийшкольный возраст сензитивен к освоению своего внутреннего мира. Старшимшкольникам свойственна не всегда замечаемая, огромная внутренняя работа: поискиперспективы жизненного пути, развитие чувства ответственности и стремлениеуправлять собой, обогащение эмоциональной сферы.
У6-9-летнего ребенка происходит появление теоретического отношения кдействительности, произвольности психических процессов, внутреннего планадействий. Между 9 и 10 годами начинается третий уровень социального развития,когда ребенок не только осознает себя субъектом, но испытывает потребностьреализовать себя как субъекта, вступить в широкий круг общественных отношений.
Подростковыйвозраст (13-17лет ) — один из сложных периодов человека. В этот период нетолько происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологическихструктур, возникают новые образования, но и закладываются основы сознательногоповедения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственныхпредставлений и социальных установок.
С однойстороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления,дисгармоничность личности, свертывание и изменение установившихся интересовребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другойстороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов —возрастает самостоятельность ребенка, более многообразными и содержательнымистановятся все отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяетсяи существенно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственноеотношение к себе и к другим людям и т. д. Главное, данный период отличаетсявыходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реальноформируется его сознательное отношение к себе как к члену общества.
Нарядусо стремлением ко взрослости у подростков отчетливо обнаруживается ярковыраженная потребность в общении со сверстниками.
В 15 лет вычленяетсяновый промежуточный рубеж социального развития (). Если впервом полугодии 14-летнего подростка больше всего интересует самооценка ипринятие его другими, то уже у 15-летнего основное место занимают вопросыразвития способностей, выработки умений, интеллектуального развития. От 15 до17 лет идет развитие абстрактного и логического мышления, рефлексии собственногожизненного пути, стремления к реализации себя. Происходит активное формированиесамосознания, социальной позиции ответственного субъекта.
Юность(18-22 года), границы которой связываются с возрастом обязательного участиячеловека в общественной жизни. Человек должен принять на себя ответственностьза устройство жизни в той степени, в какой это возможно в конкретных социальныхусловиях.
Психологическоепространство человека весьма неоднородно, это делает целостность его Янеустойчивой, восприятие жизни как моей-жизни колеблется, часто по причинам,непонятным самому человеку.
Развившеесятело, стремление Я к интегрированности с новой силой обостряет потребность(тоску) в подтверждении реальности собственного Я, обладающего не толькопотенциальной, но и настоящей, правдивой, истинной, принимаемой другими людьмисилой. Появляется готовность к установлению особого отношения с другими. Я уженазвала его отношением дружбы.
Учеловека в юношеском возрасте существует огромная потребность, необходимость винтегрировании разных проявлений жизни своего Я — он чувствует, переживаетвозможность этого как направленность течения жизни, но для осуществленияинтеграции нужна сила, нужна энергия, позволяющая преодолеть противоречивостьразных проявлений жизни, ее глобальную противоречивость — наличие в жизнисмерти.
Источникомтакой силы, такой энергии становится друг -другой человек, который своимприсутствием дает необходимую психологическую информацию для интеграции Я.
Кромепроблемы независимого существования своего Я -целостного, интегрированного,узнавшего свои свойства с помощью идентификации их в друге, в юношескомвозрасте актуальными для развития (именно психического развития!) становятсязадачи независимого существования. Для их осуществления необходимы умения и навыкиорганизации своей социальной жизни, в том числе важнейший навык принятияответственных решений.
Юношескийвозраст — возраст роста силы Я, его способности проявить и сохранять своюиндивидуальность; в это время уже есть основания для преодоления страха утратысвоего Я в условиях групповой деятельности или интимной близости, или дружбы.Именно в этих условиях Я пробует свою силу, через противостояние с другимилюдьми юноши обретают четкие границы своего психологического пространства,защищающие их от опасности разрушительного воздействия другого.
Списоклитературы
1. Абрамова Г.С.Возрастная психология. М..1999.
2. Выготский Л. С., Избранныепроизведения. 1984, т. 4
3. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная)психология М..1996.
4. Психологический словарь М..1991.
5. Фельдштейн Д.И. Возрастная ипедагогическая психология М..20002.
6. Эльконин Д.Б. Детскаяпсихология М..1960.
7. Эльконин Д.Б. К проблемепериодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии1971.№4.