Реферат по предмету "Психология"


Восприятие, представление, мышление в психологии

Содержание
Введение
1.     Представления
2.     Восприятие
3.     Ощущения
4.     Соотношениеощущений, представлений и восприятия
Заключение
Списоклитературы

Введение
Ощущение, восприятие, представление и мышление представляют собойпознавательные процессы. Следовательно, каждый из них служит отражениюдействительности, и в этом плане между ними существенной разницы нет. Различиесостоит лишь в том, какую сторону действительности отражает каждый из них.Обычно отмечается, что ощущение и восприятие дают непосредственное отражениепредметов, явлений и их качеств; представление служит этой цели, но толькоприменительно не к актуальным, а действующим в прошлом объектам. Следовательно,подразумевается, что все эти три функции по своему содержанию, в сущности,служат по сути одному и тому же делу, создавая возможность непосредственногоотражения предметов, явлений и их качеств.
Однако действительность отнюдь не исчерпывается только предметами иявлениями. Она содержит также многообразные связи, отношения и соотношения,существующие между этими предметами и явлениями. Поэтому несомненно, что безотражения этих последних говорить о правильном и полном познаниидействительности невозможно. Именно эту задачу, то есть отражение соотношений,и возлагают обычно на мышление. Соответственно, определение данного понятиявыглядит следующим образом: мышление является отражением объективного мира вего связях и отношениях, а восприятие представляет собой отражение предметов ипроцессов.
Однако подобное разобщение восприятия и мышления неоправданно.Неправомерно думать, что живому существу для отражения предметов дана однафункция, а для отражения существующих между ними отношений — другая. Хотямышление справедливо считается специфической особенностью человека, однако это,конечно, отнюдь не означает, что мы постоянно размышляем. Зачастую наше поведениепротекает вне участия мышления. В нашей повседневной жизни такое случаетсясплошь и рядом. Там, где нужно решать привычные задачи, мышление излишне; намдля этого вполне хватает наших навыков. Однако это вовсе не означает, что втаких случаях наше поведение протекает без учета существующих во внешней средесвязей и отношений. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к совсемпростому примеру. Скажем, вот сейчас, когда я пишу эти строки, мне понадобиласькрасная чернильница, стоящая на моем письменном столе слева от чернойчернильницы. Достаточно окинуть взором стол, и рука по мере надобностипротянется именно влево — в направлении красной чернильницы, а не вправо — кчерной чернильнице. Кроме того, черная чернильница находится ближе, а красная —дальше. Примечательно, что когда мне нужна красная чернильница, я изначально жепротягиваю к ней руку с более сильным импульсом, чем в направлении чернойчернильницы. Как видим, движение моей руки в данном случае предопределеноименно соотношением: в одном случае это вправо — влево, в другом — дальше —ближе;чернильница, лежащая справа, вызывает движение руки вправо, а более дальнийпредмет определяет более сильный импульс движения.
Разумеется, ни в одном из отмеченных случаев выполнение целесообразных движенийне требует специального размышления и осмысления. Бесспорно, что в данномслучае установление соотношений, лежащих в основе целесообразных движений, нетребует вмешательства мышления. Так откуда же они берутся?
По-видимому, переживание соотношений не должно быть функцией только лишьмышления. Приведенный нами пример с очевидностью показывает, что относительнаяблизость или отдаленность чернильницы, как и ее нахождение справа или слева,дано вместе с переживанием этой чернильницы, ведь красную чернильницу явоспринимаю как находящуюся слева и дальше, а не просто как чернильницу кактаковую. Несомненно, что в данном случае источником переживания соотношенияследует считать восприятие.
В психологической литературе проблема переживания соотношений стоит давно,являясь одним из наиболее спорных вопросов. Одни исследователи допускаютвозможность восприятия соотношений, другие же считают это невозможным, полагая,что постичь взаимоотношения можно лишь с помощью мышления. Для этих последнихпостижение отношений всегда представляет собой продукт мышления, тогда как длясторонников первой точки зрения взаимоотношения могут быть даны и привосприятии.
В пользу этого последнего соображения наиболее веские доводы приводит А.Брунсвиг. Он показал, что о невозможности непосредственного восприятияотношений можно говорить лишь в том случае, если мы заранее уверены в том, чтона нас воздействуют только лишь раздражители, соответствующие ощущению, а неотношения, существующие между самими предметами. Как писал Брунсвиг, «когда ясмотрю на два цветных пятна или две линии различной длины, то испытываю некоесостояние, которое можно охарактеризовать следующим образом: я непосредственновижу, что цвета похожи или что из двух линий А длиннее, чем В; и этонепосредственное видение безусловно следует считать восприятием, пусть нечувственным восприятием, но все-таки восприятием, то есть непосредственнымпостижением объекта».

1.     ПредставленияПРЕДСТАВЛЕНИЕ(В ПСИХОЛОГИИ)
Наглядный образ предметаили явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений ивосприятий) путем его воспроизведения в памяти или в воображении. В связи сэтим различают представления памяти и представления воображения.
Поскольку представлениявозникают в отсутствие относящихся к ним объектов, они обычно менее ярки именее детальны, чем восприятия, но в то же время более схематизированы иобобщены: в них отражаются наиболее характерные наглядные особенности,свойственные целому классу сходных объектов. Однако степень обобщенности в представлениим. б. разной; в связи с этим различают единичные и общие представления.:единичные представления более индивидуальны и конкретны по своей наглядности,чем общие, но и в единичных представлениях содержится известное обобщение,поскольку они являются суммированными образами многих восприятий отдельныхобъектов. В этом заключается важная познавательная роль представления какпереходной ступени от восприятия к абстрактно-логическому мышлению. В то жевремя представления отличаются от абстрактных понятий своей наглядностью, в нихеще не выделены внутренние, скрытые от непосредственного восприятиязакономерные связи и отношения, как это имеет место в абстрактных понятиях.Произвольное оперирование представлениями в процессах памяти, воображения имышления возможно благодаря их регуляции со стороны речевой системы. Вместе стем посредством языка происходит дальнейшая переработка представления вабстрактные понятия.
Еще во II веке до н.э.величайший мудрец античности Аристотель подметил в процессах памяти закономерноеи, позднее получившую название «закон ассоциации». Само слово «ассоциация»означает «присоединение», «связь», «союз» В данном случае имеется в виду связьмежду психическими явлениями, между представлениями, т.е. образами прошлого.Представления могут связываться на основании трех принципов. Согласно первому,восприятия или представления могут вызывать картины, которые когда-топереживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними (ассоциациипо смежности). Так, человек вспоминая улицу, на которой он жил, и здание школыв се конце, невольно возвращается мыслью к своей старой учительнице, котораяучила его в начальных классах и которой давно уже нет на свете.
Согласно второму,восприятия или представления вызывают образы, на них в чем-либо похожие(ассоциации по сходству). Так, в рассказе А.П. Чехова «Мальчики» один из героевЧечевицын вызывает у маленькой Маши преимущественно гастрономическиеассоциации. Маша при взгляде на Чечевицына задумывалась и говорила: «А у насчечевицу вчера готовили». И наконец, существуют ассоциации по контраст.Восприятия или представления могут вызывать образ, в чем-либо противоположный,более или менее контрастирующий с имеющимся. В том же рассказе Чехова сообщники друг Чечевицына Володя, сидя за чаем, вдруг указал пальцем на самовар исказал: «А в Калифорнии вместо чая пьют джин». Это типичная ассоциация попротивоположности.
Ассоциации играют важнуюроль в процессе запоминания и воспроизведения. Вообще, запомнить что-либо, посуществу, значит связать запоминаемое с чем-то, включить то, что подлежитзапоминанию, в контекст уже имеющихся связей, образовать ассоциации. Чтобыассоциация закрепилась, необходимо совпадение во времени действия двухпсихических процессов, они должны переживаться одновременно и вместе с темиметь определенное значение для человека. Именно в силу этого в дальнейшемвозникновение одного из этих процессов как бы тянет за собой другой, в прошломв чем-то совпадавший с ним процесс (мы говорим «по ассоциации»).
В соответствии сгипотезой, выдвинутой И.П. Павловым, объяснения этому дает механизм условногорефлекса. Как известно, для того чтобы образовался условный рефлекс,необходимо, чтобы два раздражителя (условный и безусловный) совпали во временидействия. После нескольких таких совпадений образуется временная нервная связьи условный раздражитель сам по себе вызывает рефлекторную реакцию.
В настоящее времягипотеза Павлова не опровергается, однако физиологические механизмы запоминанияи вообще физиология памяти представляет собой гораздо более сложную системувзаимодействия мозговых механизмов. Она не может быть сведена к простомуусловному рефлексу, который исследовался великим физиологом при изученииповедения животных. Ассоциациями по смежности, сходству и контрасту неисчерпывается изучение механизмов мнемической активности. Важную роль играю;смысловые связи.
2.     Восприятие
 
Ощущение и восприятие — это краеугольный камень, накотором строятся все наши представления о внешнем мире. Вся информацияокружающего мира поступает к нам через ощущения и обрабатывается нашимвосприятием для дальнейшего использования.
Восприятие — это отражение предметов иявлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии ихна органы чувств. Оно включает в себя прошлый опыт человека в видепредставлений и знаний.
Процесс восприятия протекает в связи с другимипсихологическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед наминаходится), речью (мы можем осознать, что перед нами, только когда сможемназвать воспринимаемый образ), чувствами (определенным образом относимся ктому, что воспринимаем), волей (в той или иной форме произвольно организуемпроцесс восприятия).
Все ощущения входят вструктуру более сложного познавательного процесса — восприятия. Восприятие — это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействиина органы чувств. Ощущения и восприятия неразрывно связаны друг с другом!Поэтому все свойства ощущений, о которых мы говорили, смело можно отнести и к восприятию.
Восприятие — всегда естьединство комплекса ощущений и прошлого опыта. От опыта человека зависит глубинаи полнота восприятия. Кроме этого, опыт позволяет быстрее воспринимать внешнююинформацию.
О делении на виды,характерные для восприятия, мы с вами говорили, определяя ведущий типвосприятия. А к перечисленным уже закономерностям, которые определяютсоотношение между внешними воздействиями и возникшим психическим отражением,можно добавить характеристики, специфические для восприятия:
1. Активность, т.е. поисквоспринимаемых объектов.
2. Осмысленность, котораязависит от сочетания прошлого опыта и данного внешнего воздействия. По одномуощущению, знакомому нам, мы может воссоздать целостное восприятие предмета.Например, легкий запах духов подскажет нам о присутствие женщины, даже еслидругие раздражители еще ничего не зафиксировали.
3. Обобщенность, т.к. мывоспринимаем все признаки предмета или явления (как существенные так инесущественные).
4. Целостностьвосприятия. Любой предмет мы воспринимаем на каком-то фоне. Предмет можновыделить за счет динамики (движения), за счет использования контрастов,подчеркиванием значимости предмета или необычной формой его предъявления.
5. Избирательность, т.к.восприятие зависит от установок, интересов и потребностей личности. Если вы нехотите чего-то видеть, то вы действительно можете этого долго не замечать, всилу своих внутренних установок.
6. И, наконец, перцепция- направленность восприятия напрямую зависит от опыта человека и богатства егознаний. К примеру, вы знаете, что какой-то предмет всегда лежит на одном и томже месте и в течении долгого времени можете не замечать, что его там уже нет.
3.     Ощущение
 
Ощущение — это самое первоесоприкосновение нашего внутреннего мира с внешним миром с помощью сенсорнойсистемы. Через ощущения мы узнаем о цвете, вкусе, запахе, движении, положении впространстве и многом другом в окружающем и нашем внутреннем мире. Благодаряощущениям появляются целостные, предметные восприятия.
Ощущение – это простейшийпсихический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов иявлений материального мира, а также внутренних состояний организма принепосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.
Чтобы выжить, любойорганизм должен находиться в равновесии с окружающей средой. В прямой форме,это означает усвоение того, что полезно, и выведение из организма того, чтовредно. Отсюда стремление к положительным воздействиям и избеганиеотрицательных. Оказывается одна из самых острых жизненных потребностейорганизма человека — потребность в нормальном потоке ощущений. Нехваткакакого-то из видов информации вызывает свой вариант жажды, голода, желания.Зрительное желание отличается от сладострастия лишь тем, что с томительнымощущением, общим для всех желаний, связывается образное представление. А вслуховом — представление звука. Отсюда такие переживания человека, как скука,нехватка телесных ощущений и т.д. Это явление получило название сенсорнаядепривация (или сенсорный голод).
Но есть и " обратнаясторона медали". Дело в том, что в обычной жизни, нас часто утомляет,выводит из состояния нормы не только недостаток внешних воздействий, но и ихизобилие. Слишком громкий звук ваших магнитофонов действительно может бытьочень болезненным для окружающих. Или пример, связанный с излишней кожнойчувствительностью, — многих людей действительно раздражают прикосновения(например, к волосам).
2. Интересным явлениемявляется компенсация ощущений. Психика, как мы уже говорили, целостная система.Это единство при потере органов чувств проявляется в том, что сохранившиесяорганы ощущений частично как бы берут на себя функции утраченных. К примеру, услепых обостряется слух, осязание, обоняние.
3. Все ощущения приятныили неприятны, т.е. все имеют эмоциональный тон, эмоциональный компонент. Ещедо анализа полученного ощущения цвета и звуки, запахи и вкусы, прикосновения итемпература оказывают на человека непосредственное эмоциональное воздействие.Нежный звук флейты воспринимается иначе, чем скрежет тормозов. А особенносильной является эмоциональная окраска запахов.
4. Что происходит, когдаиз ярко освещенной комнаты человек выходит в темную прихожую? В первыемгновения он ничего не видит, а потом постепенно начинает различать отдельныепредметы. Аналогично при смене темноты на яркий свет. Это явление получилоназвание адаптации — приспособление органа чувств к действующему раздражителю.Мы не ощущаем привычной одежды. Адаптация повинна в том, что старушка ищеточки, которые преспокойно сидят у нее на лбу. Опасна эмоциональная адаптация.То, что вчера волновало, будоражило, радовало, сегодня оставляет спокойным иравнодушным. И чтобы вновь всколыхнуться нужны новые, более сильныераздражители.
5. Существует феноменвзаимодействия ощущений, при котором изменение чувствительности одной системыпроисходит под воздействием другого анализатора. Красиво прорисованные фруктывызывают у нас чувство голода и реальные вкусовые ощущения. Мягкие звуки музыкирасслабляют кожные рецепторы и т.д.
6. Наконец, осталосьупомянуть о контрастности ощущений — изменение интенсивности и качества одногоощущения под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. Зубнаяболь, которая не давала покоя долгое время, забывается при просмотреувлекательного фильма и т.д.
4.     Соотношение ощущений,восприятия и представлений
Психические процессы: восприятие, внимание, воображение,мышление, речь — выступают как важнейшие компоненты человеческой деятельности.Для того чтобы удовлетворить потребности общаться, играть, учиться и трудитьсячеловек  должен воспринимать мир, обращать внимание на моменты или компонентыдеятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать,суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческаядеятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.
Но оказывается, что психические процессы не просто участвуютв деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые видыдеятельности.
Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшиечеловеческие качества и в деятельности формируются его основные виды:восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства.Практическое манипулирование ребенка с объемными, близлежащими и удаленнымипредметами открывает ему тот факт, что предметы и пространство имеютопределенные измерения: ширину, высоту, глубину. В результате человек обучаетсявоспринимать и оценивать формы. Следящие движения руки и глаза, сопровождаемыесинергическими, координированными сокращениями определенных групп мышц,способствуют становлению восприятия движения и его направления. Измененияскорости движущихся объектов автоматически  воспроизводятся в ускорениях изамедлениях сокращений определенных групп мышц, и это обучает органы чувств восприятиюскорости.
Воображение тоже связано с деятельностью. Во-первых, человек не в состояниипредставить или  вообразить такое, что когда-либо не выступало в опыте,  небыло элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности.Фактура воображения есть отражение, хотя и не буквальное, опыта практическойдеятельности.
Еще в большей степени это относится к памяти, причем к двумее основным процессам одновременно: к запоминанию и воспроизведению.Запоминание осуществляется в деятельности, и само представляет особого  родамнемическую деятельность, которая содержит действия и операции, направленные наподготовку материала к лучшему его запоминанию. Это — структурирование,осмысление, ассоциирование материала с известными фактами, включение разнообразныхпредметов и движений в процесс запоминания и т.п.
Припоминание также предполагает выполнение определенныхдействий, направленных: на то, чтобы вовремя и точно вспомнить запечатленный впамяти материал. Известно, что сознательное воспроизведение Деятельности, входе которой некий материал был запомнен, способствует тому, что он легчеприпоминается.
Мышление в ряде своих форм идентичнопрактической деятельности (так называемое «ручное», или практическое,мышление). В более развитых формах образной и логической деятельностный моментвыступает  в нем в виде внутренних, мыслительных действий и операций. Речьтакже представляет собой  особого рода деятельность, так что часто,характеризуя ее, пользуются словосочетанием «речевая деятельность». Поскольку внутренниепсихические процессы у человека обнаруживают то же строение, что и внешниедействия, есть все основания говорить  не только о внешнем, но и внутреннемдействии».
Было экспериментально доказано, что внутренние, т.е.психические процессы, называемые высшими психическими функциями, попроисхождению и структуре являются деятельностями. Разработаны и доказаны напрактике теории, утверждающие, что психические процессы можно формировать черезорганизованную по особым правилам внешнюю деятельность. Внешняя деятельность врезультате ее специальных преобразований, направленных на сокращение иавтоматизацию отдельных звеньев, их превращения в навыки, постепенно переходитво внутреннюю, собственно психическую интериоризация). Такимиинтериоризованными психическими процессами являются произвольные иопосредованные речью познавательные процессы: восприятие, внимание,воображение, память и мышление.
С другой стороны, ни один из названных психических процессовне протекает как чисто внутренний и обязательно включает какие — либо внешние,обычно двигательные, звенья. Зрительное восприятие, например, неразрывносвязано с движениями глаз, осязание — с движениями рук, внимание — с мышечнымисокращениями, определяющими его сосредоточенностью, переключаемость ирассеянность. При решении человеком задач почти всегда работает егоартикуляционный аппарат; речевая деятельность без движений гортани и лицевыхмышц невозможна.
Следовательно, всякая деятельность — это соединениевнутренних и внешних, психических и поведенческих действий и операций.

Заключение
Таким образом, восприятие соотношения сомнений не вызывает.
Разумеется, случаи непосредственного переживания соотношений можетподтвердить каждый из нас. А то обстоятельство, что в западной психологии,невзирая на это, мнение о невозможности восприятия соотношений достаточношироко распространено, объясняется тем, что они продолжают стоять наидеалистической позиции. И действительно, изначально подразумевая, чтосоотношения существуют не объективно, а представляют собой лишь формы нашегопознания, привнесенные нами — как считал, например, Кант — тогда очевидно, чтовосприятие соотношений следует признать невозможным. Однако для нас очевидно,что соотношения присущи самим явлениям и предметам объективнойдействительности. Следовательно, было бы весьма удивительно, если человек имелпрямую связь только с предметами и явлениями объективной действительности, а ссуществующими между ними соотношениями — нет. Для нас, бесспорно, чтовосприятие дает отражение объективной действительности, включая,соответственно, и существующие соотношения.
Таким образом, неправомерно считать, что различие между мышлением ивосприятием состоит в том, что с помощью первого происходит отражениеотношений, тогда как второе такой способности лишено. Между восприятием имышлением в содержательном плане существенного различия нет вообще. Поэтомунеправильно также полагать, что отражение предметов и явлений объективнойдействительности представляет дело лишь восприятия и представления, а мышленияэто не касается вообще. Нет, мышление также может постигать предметы и явления,ведь научное мышление неоднократно предсказывало существование явлений, которыелишь после этого становились фактами, то есть явлениями, доступными восприятию.Итак, отражать предметы и соотношения объективной реальности может и мышление,и восприятие. Однако это отнюдь не означает, что между этими двумя путямипознания нет никакой разницы. Разница между ними безусловно есть.

Список литературы
1.   Немов Р.С. Психология: Учебник. — Москва: “Просвещение”, 1995. Общая психология: Учебник. – Москва, 1986


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :