Содержание
Введение 3
1.Воспитание и формирование личности 5
2.Семейное воспитание 7
3. Религиозное воспитание 13
4.Школьное воспитание 15
Заключение 17
Списоклитературы 19
Введение
Одной из сложных и ключевых проблем педагогическойтеории и практики является проблема личности и ее развития в специальноорганизованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматриваетсяразными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской ипедагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективныеусловия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.
В педагогике и психологии по проблеме личности иее развития имели место три основных направления: биологическое, социологическоеи биосоциальное.
Представители биологического направления, считаяличность сугубо природным существом, все поведение человека объясняютдействием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов(З.Фрейд и др.). Представители социологического направления считают, что хотячеловек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни онпостепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, скоторыми он общается. Представители биосоциального направления считают, чтопсихические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическуюприроду, а направленность, интересы, способности личности формируются какявления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ееповедение, ни ее развитие.
Проблема взаимосвязипроцессов развития и воспитания личности — одна из важнейших. Наш жизненныйопыт уже позволяет увидеть разницу в понимании процессов «развитие» и«воспитание».
Воспитание — сознательная, специально организованная деятельность воспитателя с цельюформирования определенных качеств и характеристик развивающейся личности.Задача воспитания — воздействуя на интеллектуальную, эмоционально-чувственную,волевую, поведенческую сферы личности, придать их развитию конкретнуюнаправленность.
Действительно,обстоятельное уяснение этого вопроса — дело весьма сложное, ибо чрезвычайносложным и многогранным является тот процесс, который обозначает это понятие.Каким же образом можно подойти к его осмыслению?
Пытаясь более конкретнопредставить сущность воспитания, американский педагог и психолог ЭдвардТорндайк писал: «Слову воспитание придают различное значение, но всегда оноуказывает на изменение… Мы не воспитываем кого-нибудь, если не вызываем в немизменений». Спрашивается: каким же образом производятся эти изменения вразвитии личности? Как отмечается в философии, развитие и формирование человекакак общественного существа, как личности происходит путем «присвоениячеловеческой действительности».
Поскольку указанный опытпорожден трудом и творческими усилиями многих поколений людей, это означает,что в знаниях, практических умениях и навыках, а также в способах научного ихудожественного творчества, социальных и духовных отношениях «опредмечены»результаты их многообразной трудовой, познавательной, духовной деятельности исовместной жизни. Но человек только через механизмы собственной деятельности,собственных творческих усилий и отношений овладевает общественным опытом и егоразличными структурными компонентами.
1. Воспитание иформирование личности
Процессы и результаты социализации имеютвнутренне противоречивый характер, так как в идеале социализированный человекдолжен соответствовать социальным требованиям и в то же время противостоять негативнымтенденциям в развитии общества, жизненным обстоятельствам, тормозящим развитиеего индивидуальности. Так, нередко встречаются люди настолько социализированные,фактически растворенные в социуме, что оказываются не готовыми и не способнымик личностному участию в утверждении жизненных принципов. В значительной степениэто зависит от типа воспитания.
Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условияхстихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процессцеленаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное,религиозное, школьное воспитание). И та, и другая социализация имеют ряд различийв разные периоды развития личности. Одно из самых существенных различий,имеющих место во всех периодах возрастного развития личности, — это то, чтовоспитание выступает своеобразным механизмом управления процессамисоциализации.
В силу этого воспитанию присущи две основныефункции: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных,психологических и др.) на личность и создание условий для ускорения процессовсоциализации с целью развития личности. В соответствии с этими функциямивоспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствиясоциализации, придать ей гуманистическую ориентацию, востребовать научный потенциалдля прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики.
Типы (модели) воспитания обусловлены уровнемразвития обществах социальной стратификацией (соотношением социальных групп ислоев) и социально-политическими ориентациями. Поэтому воспитаниеосуществляется по-разному в тоталитарном и демократическом обществах., Вкаждом из них воспроизводится свой тип личности, своя система зависимостей ивзаимодействий, степень свободы и ответственности личности. [1]
Во всех подходах к воспитанию педагог выступаеткак активное начало наряду с активным ребенком. В связи с этим возникаетвопрос о тех задачах, которые призвана решать целенаправленная социализация,организатором которой является педагог.
А.В. Мудрик условно выделил три группы задач,решаемых на каждом этапе социализации: естественно-культурные, социально-культурныеи социально-психологические.
Решение названных задач в процессе воспитаниявызвано необходимостью развития личности. Если какая-либо группа задач или наиболеезначимые из нее остаются нерешенными на том или ином этапе социализации, то этолибо задерживает развитие личности, либо делает его неполноценным. [2]
2. Семейное воспитание
Целью семейного воспитания является формированиетаких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Ведь жизньполна неожиданностей. Развитие интеллекта и творческих способностей,познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и эстетических начал, эмоциональной культуры и физического здоровья детей — всеэто зависит от семьи, от родителей, и все это составляет главную цель семейноговоспитания.
Семейное воспитание — это такой процессвзаимодействий родителей и детей, который непременно должен доставлятьудовольствие как той, так и другой стороне.
Определенный педагогический опыт есть у каждогот.к. на воспитание собственных детей переносится опыт, усвоенный с детства отсвоих родителей, от бабушек и дедушек. Все самые важные процессы начальноговоспитания происходят в семье — все начинается с раннего детства
Семейное воспитание начинается прежде всего слюбви к ребенку. Педагогически целесообразная родительская любовь — это любовьк ребенку во, имя его будущего, в отличие от любви во имя удовлетворениясобственных сиюминутных родительских чувств, желания родителей«купить» детскую любовь или расположение задариванием, щедрымсубсидированием «на мороженое», «пепси»,«жвачки». Слепая, неразумная родительская любовь смещает в сознаниидетей систему нравственных ценностей, порождает потребительство. У детей формируетсяпренебрежение к труду, притупляется чувство благодарности и бескорыстной любвик родителям и другим родственникам.
Воспитательный процесс в семье не имеет границ,начала или конца. Родители для детей — это жизненный идеал, ничем незащищенный от детского пристального глаза. В семье координируются усилия всехучастников воспитательного процесса: школы, учителей, друзей. Семья создаетдля ребенка ту модель жизни, в которую он включается. Встречается немалохороших семей, сознающих эту высокую родительскую миссию. Влияние родителей насобственных детей должно обеспечивать их физическое совершенство и моральнуючистоту. Каждый ребенок невольно и неосознанно повторяет своих родителей,подражает папам и мамам, бабушкам и дедушкам. Именно дети несут в себе зарядтой социальной среды, в которой живет семья.[3]
В современных условиях, когда идет бурная перестройкаполитического и социально-экономического укладов жизни общества и государства,система семейного воспитания претерпевает значительные изменения. Она еще неполучила глубокого научного анализа, но на уровне фактов уже приходитсяотмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании продолжает нарастать. Ипричин тут много.
Во-первых, однодетность или малодетность семьи уже вомногих поколениях, особенно на протяжении последних пятидесяти лет. Этозначит, воспитываясь в таких условиях, детине получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями исестрами, что было характерно в условиях многодетной семьи. Воспитывая младшихсестер и братьев, будущие родители получали практические навыки, которые затемможно было использовать с появлением собственных детей.
Во-вторых, у молодой семьи имеются возможностиделиться от своих родителей, от старшего поколения, казалось бы, в этом естьопределенное благо. Но жизнь порознь со старшим поколением лишает молодые семьивозможности воспользоваться знаниями и мудростью старт в вопросах воспитаниядетей. Влияние старшего поколения на детей снижается, остается невостребованнойих накопленная за долгие годы жизни мудрость и жизненный опыт, богатыйнаблюдениями. Кроме того, дети лишаются ласки, сказок, внимания бабушек идедушек. В то же ври мя страдает и старшее поколение без наивной непосредственностивнуков, без общения с ними.
В-третьих, основательно утрачены традиции народнойпедагогики, по законам которой считалось, что воспитывать ребенка надо, пока онеще маленький и «лежит поперек, а не вдоль лавки».
В-четвертых, вследствие происходящей урбанизацииобщества усилилась анонимность общения детей и взрослого населения. Раньше вдеревне все знали, чей это сын или дочь нарушает правила поведения, совершаетасоциальные поступки. Поэтому родителям было стыдно иметь невоспитанных детей,а детям совестно вести себя недостойно. Совсем иная ситуация в крупном городе.
В-пятых, в ряду причин, осложняющих семейное воспитание,-все возрастающие социальные и экономических трудности: низкая заработная платаи несвоевременная её выдача, полная или частичная безработица и необеспеченностьво многих семьях прожиточного минимума. Все это снижает уровень внутрисемейногоэмоционального настроя и не создает благоприятных условий для общения в семье,в итоге — для семейного воспитания.
В-шестых, гипертрофированная политизация общества, когдапрямая трансляция заседаний Государственной Думы и выступлений отечественных изарубежных политиков приковывает к телеэкранам молодых родителей, а от детей вэту пору они отмахиваются как от назойливых мух: «Отойди, не мешай!" Идети остаются предоставленными сами себе. Затем эти увлечения дополнились неменее повальным увлечением сериалами типа «Просто Мария»,«Дикая Роза» и др. Вновь вся семья прикована к телеэкрану, а на общениес детьми, т.е. на их воспитание, не остается времени.
Перечень причин, которые не позволяют или мешаютмолодым родителям эффективно заниматься воспитанием собственных детей, можно продолжить.Однако и названных вполне достаточно, чтобы констатировать неблагополучие впостановке семейного воспитания во многих современных семьях. Поэтому школьныеучителя должны быть заинтересованы в оказании помощи молодым родителям вовладении содержанием и организацией воспитания детей в семье, вооружении ихзнаниями и умениями воспитательного воздействия, в педагогическом просвещенииродителей, установлении между школой, родителями и учителями союзническихвзаимоотношений.
В последнее время усилилось отрицательное влияниена детскую психику со стороны героев кино, зачастую американских, телевидения,где тоже в репертуаре в основном американские боевики, демонстрирующие чужуюжизнь, чужую мораль, чужие обычаи, подчиняющую себе власть силы, богатства иденег. На задний план отходит поддержка слабого, помощь немощному, чувство сострадания,дружбы, привязанности и любви. Неслучайно современные подростки и юноши менееуважительно относятся к пожилым людям и своим родителям. Это в определенноймере обусловлено тем, что в жизни они мало общаются с родными дедушками ибабушками, не наблюдают и не понимают естественных проявлений старости с ееболезнями, немощью, подчас с деформированным возрастом характером, не учатся сочувствоватьи сопереживать им.
В педагогике существует классификация семей не только по составу, но и по характеру взаимоотношений них. Ю.П.Азаров делит семьи на три типа: идеальная, средняя, негативная илискандально-раздражительная. М.И. Буянов, пользуясь исследованиями социологииназывает такие типы семьи: гармоничная, распадающаяся распавшаяся, неполная. У педагогов-практиков деление семей принято на «благополучные»и «неблагополучные», хотя благополучие нередко носит только видимыйхарактер и определяет по анкетным данным: есть ли родители, каково ихобразование, где работают, каково материальное положение семье. Бесспорно, всеэти показатели имеют определение значение и влияние на семейное воспитание. Ночасто та бывает, что за анкетным благополучием скрываются глубокие внутренниепротиворечия, раздирающие всю семы Сплоченность и крепость ее существует толькодля показа: Это семьи псевдоблагополучные, псевдосолидарные.
Семья тысячами нитей связана с обществом, государственнымии общественными организациями и учреждениями. Она чутко реагирует на все изменения,которые происходят в государственной и общественной жизни страны.Внутрисемейные процессы, в свою очередь, оказывают воздействие на общество.Поэтому необходима постоянная забота государства и общества о семье. В то жевремя семья должна руководствоваться не только узкосемейными, но иобщественными интересами.
В основе семейного воспитания лежит семейноезаконодательство, которое закреплено Конституцией страны, законодательными инормативными документами о браке, сел правах ребенка и защите детства. Важноеместо среди документов, гарантирующих жизнь и здоровье детей, занимает МеждународнаяКонвенция ООН о правах ребенка принятая в 1989 г. Это мировой документ высокого класса. В соответствии с ним родители гарантируют свободу идостоинство своих детей, создавая в семье условия, при которых они могутсостояться как личности и граждан обеспечивая предпосылки для их свободнойтворческой жизни.
В современных условиях семья — лишь один изинститутов, хотя и наиболее значимый, социализации личности. Одновременносуществуют и другие, не менее мощные государственные и общественные институты,оказывающие воспитательное воздействие на детей. Желательно оптимально скоординироватьих усилия, чтобы не допускать негативных последствий и рассогласованности вдействиях. В последнее время многое в помощь семейному воспитанию предпринимаютотделы социальной защиты при местной администрации: бесплатные или с льготнойоплатой путевки в дома отдыха, санатории, летние лагери, единовременнаяматериальная помощь и т.д. Большая надежда возлагается на попечительсоветы, которые занимаются одновременно образовательными учреждениями исемьей, оказывая и другую содержательную и материальную помощь.
Осуждая искусственный школоцентризм,господствовавший длительное время в воспитании, необходимо искать и находитьтакую сферу деятельности школы, где влияние на детей проявлялось бы наиболеесильно. Такою сферой можно признать взаимосвязь и взаимодействие семьей при условииоптимально организованной работы школы в области педагогического просвещенияродителей. Традиционная работа с родителями проводилась школой непосредственнопо месту жительства. Эта работа включала: формирование родительского актива;проведение родительских собраний и лекториев в школе и вне ее, по месту жительстваи на производстве; создание микрокружков непосредственно в домах; организациюсовместных дел родителе детей. Наиболее эффективными в последнее времястановятся родительские собрания, которые могут проходить организационно вформе лектория. Успех проведения собраний-лекториев обеспечивается соблюдениемтаких условий: тематика их составляется по возможности нестандартная, привлекающаявнимание, вызывающая интерес и даже иногда интригующая.
Семейное воспитание осуществляется тем успешнее,чем лучше подготовлены будут к его осуществлению оба родителя: папа и мама.Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы названные тематические родительские собранияони посещали вместе, одновременно. Прослушанная совместно лекция обязательновызовет обмен мнениями, возможно, дискуссионное обсуждение с согласием илинесогласием. В том случае, когда знания по семейному воспитанию получаеттолько один из родителей, присутствующий на лекции, второй не сможетпроникнуться их значимостью и важностью, даже если содержание лекции ему затемперескажут в домашних условиях. Зачастую же и пересказа в семье не состоитсяиз-за отсутствия времени или интереса к такому пересказу.
Закон РФ «Об образовании» поставил напервое место такую двуединую задачу перед семьей и школой, как развитиеличности ребенка, сохранение и укрепление его физического и нравственногоздоровья. Решать эту задачу следует ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Поэтомуочень важно убедить родителей, что семейное воспитание — это не морали инотации, а весь образ жизни и образ мыслей родителей, это постоянное общение сдетьми при условии соблюдения общечеловеческой морали, правил поведения и общения.Вот почему одной из первых тем родительского лектория должна стать тема«Один день жизни ребенка в семье», которая поможет понять родителямпростую истину: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родителипример тому». Именно жизнь в семье обеспечивает навыки здорового образажизни, организации разумного досуга, добросовестного труда, умелогорасходования честно заработанных денег.[4]
3.Религиозное воспитание
В процессе религиозноговоспитания верующих индивидам и группам целенаправленно и планомерно внушаются(индоктринируются) мировоззрение, мироощущение, нормы отношений и поведения — соответствующие вероучительным принципам определенной конфессии(вероисповедания).
Религиозное воспитаниеосуществляется священослужителями; верующими агентами социализации (родителями,родственниками, знакомыми, членами религиозной общины и пр.); педагогамиконфессиональных учебных заведений (как основных — средних школ, колледжей ипр., так и дополнительных — воскресных школ, библейских кружков и др.), в рядестран — преподавателями религии в светских учебных заведениях; различнымиобъединениями, в том числе детскими и юношескими, действующими при религиозныхорганизациях или под их влиянием; рядом светских детских и юношескихорганизаций (например, скаутов); средствами массовой коммуникации,находящимися под контролем религиозных организаций.
В основе религиозноговоспитания лежит феномен сакрализации (от лат. sacrum — священный), т.е. наделения явлений окружающейдействительности священным содержанием, придания божественного смысла обыденныммирским процедурам через их обрядовое освящение.
Выделяют два уровнярелигиозного воспитания — рациональный и мистический.
Рациональный уровеньвключает в себя три основных компонента — информационный, нравственный идеятельностный, содержание которых имеет конфессиональную специфику. Так, вправославии информационный компонент — это тот объем знаний, которыйвоспитуемые получают по истории церкви, богословию, догматике, священнойистории; нравственный — научение воспитуемых преломлению собственного опытачерез требования христианской морали; деятельностный — участие вбогослужениях, церковное творчество, дела милосердия.
Мистический уровень тесносвязан с рациональным, и его можно охарактеризовать лишь настолько, насколькоон в нем проявляется. Мистический уровень в значительно большей степени, чемрациональный, имеет специфический характер в различных конфессиях. Например,мистический уровень православного воспитания определяют следующие моменты — подготовка и участие в церковных таинствах, домашняя молитва, воспитаниечувства благоговения и почитания святынь.
В процессе религиозного воспитания используются различные формы, многиеиз которых аналогичны по внешним признакам формам социального воспитания(урочная система, семинары, лекции и пр., клубы для различных групп верующих,праздничные мероприятия, любительские хоры, оркестры, экскурсии и т.д.), ноприобретают сакральный смысл, наполняясь специфическим для религиозноговоспитания содержанием.
Многообразны средстварелигиозного воспитания, которые определяются конфессиональными особенностями.Так, в христианских конфессиях таковыми являются: церковное богослужение,приобщающее верующих к церковной жизни, к таинству общения с Богом; проповедь,сообщающая важнейшие положения вероучения и побуждающая к соответствующему поведению;молитва, помогающая научиться вырабатывать нужный душевный настрой; исповедь,которая приучает к самоанализу и к мысли о неотвратимости наказания за грех(проступки); пост, помогающий обуздать плоть, смирять гордыню, вырабатыватьстойкость; епитимья — наказание, способствующее укреплению в вере и соблюдениюнорм отношений и поведения.[5]
4. Школьное воспитание
Проблема соотношения обучения и развития являетсяне только методологически, но и практически значимой. От ее решения зависитопределение содержания образования, выбор форм и методов обучения. Напомним,что под обучением следует понимать не процесс «передачи » готовыхзнаний от учителя к ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся,способ осуществления педагогического процесса с целью развития личностипосредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способовдеятельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутреннейактивностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческогоопыта. Под развитием применительно к обучению понимают два разных, хотя итесно взаимосвязанных друг с другом, явления:
· собственнобиологическое, органическое созревание мозга, его анатомо-биологическихструктур;
· психическое(в частности, умственное) развитие как определенная динамика его уровней, каксвоего рода умственное созревание.
В психолого-педагогической науке сложились, поменьшей мере, три точки зрения на соотношение обучения и развития. Первая инаиболее распространенная заключается в том, что обучение и развитиерассматриваются как два независимых друг от друга процесса. Но обучение как бынадстраивается над созреванием мозга. Таким образом, обучение понимается какчисто внешнее использование возможностей, которые возникают в процессеразвития. В.Штерн писал, что обучение следует за развитием и приспосабливаетсяк нему. А поскольку это так, то не надо вмешиваться в процесс умственного созревания,не надо мешать ему, а терпеливо и пассивно ждать, пока созреют возможности дляобучения.
Ученые, придерживающиеся второй точки зрения,сливают обучение и развитие, отождествляют тот и другой процессы (Джеймс,Торндайк).
Третья группа теорий объединяет первые две точкизрения и дополняет их новым положением: обучение может идти не только вслед заразвитием, не только нога в ногу с ним, но и впереди развития, продвигая егодальше и вызывая в нем новообразование.
Эту существенно новую идею выдвинулЛ.С.Выготский. Он обосновал тезис о ведущей роли обучения в развитии личности.В связи с этим Л.С.Выготский выделил два уровня умственного развития ребенка.Первый — уровень актуального развития как наличный уровень подготовленностиученика, который характеризуется тем, какие задания он может выполнить вполнесамостоятельно. Второй, более высокий уровень, который он назвал зонойближайшего развития, обозначает то, что ребенок не может выполнитьсамостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью. То, что сегодня ребенокделает с помощью взрослого, отмечал Л.С.Выготский, завтра он будет делатьсамостоятельно; то, что входило в зону ближайшего развития, в процессеобучения переходит на уровень актуального развития. [6]
Современная отечественная педагогика стоит наточке зрения диалектической взаимосвязи обучения и развития личности: внеобучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует,ведет за собой развитие, в то же время опирается на него, но не надстраиваетсячисто механически.
Заключение
Я считаю, что процесс воспитания — это процессформирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленноевоздействие извне, так и самовоспитание личности.
Я думаю, что в процессе воспитания развиваются нетолько воспитанники, но и сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанниками.В современном понимании процесс воспитания — это именно эффективное взаимодействие(сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижениезаданной цели.
Наибольшую эффективность обеспечивает такая егоорганизация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую ипонятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при ихдостижении характеризуется современный воспитательный процесс.
Чем больше по своему направлению и содержаниюсовпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективныхусловий, тем успешнее осуществляется формирование личности.
Сложность воспитательного процесса состоит в том,что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя,как, например, в процессе обучения.
Воспитательный процесс отличается длительностью.По сути, он длится всю жизнь. Считаю, что школьное воспитание оставляетнаиболее глубокий след в сознании человека, потому что нервная система вмолодом возрасте отличается высокой пластичностью и восприимчивостью.
Православноевоспитание и образование испытано многовековым опытом русского народа,засвидетельствованным нашими святыми, лучшими людьми Русской земли. Оносформировало великий народ, создавший могучее государство, великую культуру илитературу, особый неповторимый строй душевной жизни.
Нравственная жизньневозможна без пробуждения совести и присущего душе человеческой чувства греха,без научения различать добро и зло, без борьбы со злым началом в себе самом. Иесли удастся детям привить хотя бы начальные навыки религиозной мысли и научитьих проникать чуть глубже поверхности текста - значит, знакомство с библейскимиотрывками смогут принести пользу даже неверующим детям.[7]
Необходимо совместнымиусилиями глубже уяснить традиционные основы образования и воспитания в России ивозможность их приложения в современных обстоятельствах жизни, попытатьсясоздать концепцию и программу духовного просвещения России.[8]
Начальной структурной единицей общества,закладывающей основы личности, принято считать семью, связана кровными иродственными отношениями и соединяет супругов, детей и родителей, включающиходновременно два, три, а иногда и четыре поколения: папа, мама, их дети,бабушка и дедушка, внуки и правнук. Брак двух людей еще не составляетполноценную семью она таковой становится и укрепляется с рождением детей. Ввоспроизводстве человеческого рода, в деторождении воспитании заключены основныефункции семьи. Первые требования к личности человека и его поведению как результатусемейного воспитания мы находим уже в библейских заповедях: не убий, не укради,будь почтительным к родителям и старшим и др. Бережное отношение к личностиребенка в семье, ответственность за него завещаны евангельским положением отом, что за грехи детей в первые семь лет их жизни отвечают родители.
Процесс школьного воспитания — это процесснепрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников.Заблуждаются воспитатели, полагающие, что одно яркое «мероприятие» способно изменитьповедение ученика. Необходима система работы, освещенная определенной целью.
Список литературы
1. Агафонова А.Практика по общей педагогике. – СПб.: Питер, 2003. – 416 с.
2. Алексий II. Духовное образование и духовноевоспитание // Православное слово. – 2001. — № 11. – С.1.
3. АнтоновА.И., Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его преодоления. — М., 1990.
4. Василькова Ю.В.,Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.: Академия, 1999. – 440 с.
5. ИгошевК.Е., Минковский Г.М. Семья, дети, школа. — М., 1989.
6. КлемантовичИ. Современная семья: структура, специфика, воспитательные возможности //Воспитание школьников. – 1998. — № 4. – С. 2 — 4.
7. Мудрик А.В.Социальная педагогика. – М.: Академия, 1999. – 184 с.
8. НефедовВ.И., Щербань Ю.Ю. Искусство воспитания в семье. — Минск, 1971.
9. Отецв семье: Книга для родителей. — М., 1970.
10. Педагогика / Подред. П.И. Пидкасиситого. – М.: Пед. общество России, 1998. – 640 с.
11. Подласый И.П.Педагогика. Новый курс. В 2 кн. Кн.2: Процесс воспитания. – М.: ВЛАДОС, 1999. –256 с.
12. СоловейчикС.М. Педагогика для всех. — М., 1987.
13. Феоктистова Т.,Шитякова Н. О программе духовно-нравственного воспитания дошкольников //Дошкольное воспитание. – 1999. — № 6. – С. 7 – 11.
14. Харламов И.Ф.Педагогика. – М.: Юристъ, 1997. – 512 с.