Содержание
Введение
ГлаваI. Проблема изучения внимания как избирательной направленности на объект
1.1История изучения
1.2Определение, виды и функции внимания и деятельности
1.3Методы изучения внимания и деятельности
ГлаваII. Эмпирическое исследования внимание и деятельности
2.1Организация исследования
2.2Описание и анализ результатов
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
Актуальность темы. Поскольку под вниманиемпонимается лишь направленность, то оно, не может рассматриваться в качествехоть сколько-нибудь самостоятельного процесса. Поскольку внимание присутствуетв любой сознательной деятельности, постольку оно выступает неотъемлемойстороной познавательных процессов.
При этом выражается специфическим образом взаимосвязьдеятельности и образа — содержание внимания определяется в зависимости от того,стороной какого психического процесса оно выступает: если восприятия, то, как образпредмета, или явления действительности; если мышления, то как мысль, еслиприпоминания или воображения, то как представление и т. д.
Это, прежде всего, вызывает изменение отношения к объекту,выражаемое вниманием — его сознаваемостью: объект становится более ясным иотчетливым. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойстваи качества, взятые в их отношении к субъекту. Вне этой связи никакие подлинныепричины, указывающие на то, почему что-то внимается человеком, а что-то нет,установлены быть не могут. Относительная значимость объекта существенно зависитот направленности интересов человека. Внимание является функцией интереса вбольшей или меньшей мере, именно поэтому внимание связано с потребностямичеловека.
Проблемой исследования внимания и деятельности занималисьтакие учёные как:
К.С.Станиславский
Декарт
И.П.Павлов, продолживший идеи Декарта
Энгельс
И.М.Сеченов
Всех выше перечисленных исследователей, их труды былиприменены в данном исследовании в тематике внимания и деятельности.
Предмет — психология.
Объект исследования — внимание и деятельность.
Целью курсовой работы является изучение внимания идеятельности с позиции теоретического подхода.
Основные задачи:
Рассмотретьвнимание как основной компонент любой деятельности и психического процесса
Рассмотретьвопрос организации деятельности человека
Определитьособенности внимания
Выявитьспецифическую роль сознания в деятельности человека
Определитьрефлекторную природу человеческой деятельности
Рассмотретьтипы высшей нервной деятельности человека
Охарактеризоватьфизиологические основы внимания
Определитьвиды внимания
Рассмотретьразновидности и формы внимания
Подвестиитоги исследования
Глава I. Проблема изучения внимания какизбирательной направленности на объект
/>1.1 История изучения
В психологии различаютвнимание непроизвольное, произвольное и после — произвольную. Все разновидностивнимания тесно взаимосвязаны и при определенных условиях переходят один в один.Непроизвольное внимание возникает неожиданно, независимо от сознания,непредсказуемо по условиям деятельности или отдыха, на досуге, под влияниемразнообразных раздражителей, действующих на тот или иной анализатор организма.Непроизвольное внимание присуща и человеку, и животным, хотя ее возникновения учеловека качественно отличается от такого внимания у животных.
В отличие от животныхчеловек может овладевать собственной самопроизвольно вниманием, предмет самопроизвольнососредоточение может стать предметом сознательного сосредоточения.Физиологическим основой самопроизвольно внимания являетсябезусловно-рефлекторная ориентирующих деятельность. Нейрофизиологическое еемеханизмом является возбуждение, которые поступают в коры из подкорковыхучастков больших полушарий головного мозга.
Непроизвольное вниманиевозникает тогда, когда сила посторонних раздражителей превышает силу осознанодействующих возбуждений, когда субдоминантных возбуждения при определенныхусловиях, при определенных обстоятельствах становятся более интенсивными посравнению с теми, которые доминируют в данный момент. Збуджувачамысамопроизвольно внимания могут быть не только внешние объекты, обстоятельства,а и внутренние потребности, эмоциональные состояния, стремление — все, что скакого поводу волнует человека. Чаще всего это случается тогда, когда человекутомленные, за неблагоприятных условий труда (жарко, холодно, несвежестьвоздуха в помещении) или когда деятельность, которой человек занимается, ее неинтересует, не требует интенсивной умственной активности.
Непроизвольное вниманиеявляется кратковременной, но при определенных условиях в зависимости от силыпосторонних раздражителей, действующих на человека, она может возникатьдовольно часто, мешая ведущей деятельности.
Произвольное внимание — это сознательно направленное сосредоточения личности на предметах и явленияхокружающей действительности, на внутренней психической деятельности. Основнымкомпонентом произвольного внимания является воля. Силой воли человек способенмобилизовать и сконцентрировать свое сознание на необходимом деятельностидостаточно длительное время.
Характернымиособенностями произвольного внимания является целеустремленность,организованность деятельности, осознание последовательности действий,дисциплина умственной деятельности, способность бороться со стороннимиотвлечения.
Физиологическим основойпроизвольного внимания является условно-рефлекторная деятельность, способностьтормозить ненужные движения и действия. Положительная индукция нервныхпроцессов — одна из основных физиологических устоев произвольного внимания.Следовательно, можно утверждать, что одним из основных Нейрофизиологическоемеханизмов произвольного внимания является человек участки коры больших полушарийголовного мозга, исследователи функций головного мозга считают механизмомумственной психической деятельности, а следовательно, и произвольного внимания.
В произвольной вниманиюведущим является выбор объекта сосредоточения, средств действий, сопровождаетсяборьбой мотивов. Осознание процесса действий, каждого его этапа — главное, чтовызывает сосредоточение на каждом этапе деятельности и готовит ксосредоточенности на следующем ее этапе. Этот динамичный сторону произвольноговнимания требует умения распределение — ты внимание между всей деятельностью — от начала до завершения и между отдельными ее этапами.
Основными возбудителямипроизвольного внимания является осознанные потребности и обязанности, интересычеловека, цели и средства деятельности. Что цели и более сложные условия испособы ее достижения, то меньше привлекает человека сама деятельность итребует большего напряжения сознания и воли, а следовательно, и произвольноговнимания. Такая деятельность (а именно такой является учебная и трудовая деятельность)требует надлежащего ее поддержания и управления.
Послепроизвольноевнимание, как свидетельствуют опыт и специальные исследования, наступает врезультате сознательного сосредоточения на предметах и явлениях в процессепроизвольного внимания. Преодолевая трудности во время произвольногососредоточения, человек привыкает к ним, сама деятельность вызывает некоторыйинтерес к ней, а то и захватывает ее исполнителя, и внимание набирает признаковмимовольного сосредоточения. Поэтому после произвольную внимание называют ещевторичной самопроизвольно вниманием. В ней напряжение воли ослабевает, аинтенсивность внимания не уменьшается, оставаясь на уровне произвольноговнимания. Хотя в после произвольном смысле мимовольность, сознательноесосредоточение на объекте деятельности и его отдельных этапах и уменьшивается,однако этот вид внимания, как и произвольное внимание, сознательноконтролируемым. Благодаря тому, что интенсивность напряжения в послепроизвольном смысле уменьшается, а интерес к деятельности повышается, онастановится продолжительнее и производительной. Поэтому в процессе деятельности- учебной, трудовой — важно средствами ее организации и методами трудаспособствовать переходу внимания от произвольного к послепроизвольной.
Способность концентрироватьсяна внутренней, психической деятельности имеет большое практическое значение.Такое сосредоточение связано со способностью представлять предметы и процессдействия, мысленно анализировать их. При этом важную роль играет внутреннеевещание. Самосознание невозможно без сосредоточения на внутренних, субъективныхсостояниях и индивидуальных особенностях психической деятельности личности.
Таким образом, в любойдеятельности — трудовой, учебной, спортивной — не рекомендуется одновременнозагружать и внешнюю и внутреннюю внимание, например, загадывать ученикам решитьмысленно задания или вспомнить формулу, даты, названия и одновременнодемонстрировать средства иллюстрации, воспринимать написанное на доске,наблюдать географическую карту, следить за действием прибора. Это требуетдостаточно развитой способности распределять внимание между наружно и внутренненаправленной деятельностью.
Естествоиспытатели иврачи, изучавшие анатомию человека, еще в древности высказывали предположение освязи психических явлений с деятельностью мозга и рассматривали психическиеболезни как результат нарушения его деятельности. Средневековая схоластика воимя интересов религии предала эти идеи забвению, и только начиная с эпохиВозрождения (XV—XVI вв.) они вновь получают свое развитие и обоснование.
Существенной опорой этихвзглядов были наблюдения над больными с теми или иными поражениями головногомозга в результате ушиба, ранения или заболевания. У таких больных частонаблюдаются резкие нарушения психической деятельности — страдает зрение, слух,память, мышление и речь, нарушаются произвольные движения и т. д. Тогда же,когда нормальная деятельность мозга восстанавливается, происходит ивосстановление нормальной психической деятельности. Эти наблюдения со всейопределенностью показывают, что психическая деятельность непосредственносвязана с мозгом, что мозг есть орган мышления, а мысль — есть функция мозга,продукт его деятельности.
Установление связипсихической деятельности с деятельностью мозга явилось, однако, лишь первымшагом на пути научного исследования психики. Сами по себе указанные факты, хотяи имеют огромное значение, все же еще не объясняют, какие физиологическиемеханизмы лежат в основе психической деятельности. В виду огромной сложностистроения мозга естествознание долго не давало ответа на этот вопрос.
Первые попытки в этомнаправлении были сделаны в XVII веке французским ученым и философом Декартом.Он считал, что все реакции животных, а также и все «непроизвольные» реакциичеловека осуществляются автоматически как отражение действия внешнихраздражителей. Таково, например, непроизвольное отдергивание руки или ноги отогня при ожоге.
Так как в эпоху Декартанервные процессы были еще неизвестны, то его представления о физиологическоммеханизме автоматических движений были весьма фантастичны. Однако основнойпринцип рефлекторных реакций описан Декартом правильно: внешнее раздражение(например, ожог) действует на органы чувств, откуда возбуждение передается вмозг, а из мозга к мышцам, вызывая их сокращение. Таким образом в схеме Декартабыла представлена основная функциональная единица нервной деятельности —рефлекс как закономерный ответ на внешнее раздражение, осуществляемыйцентральной нервной системой, и рефлекторная дуга как анатомическая основарефлекса.
И. П. Павлов высоко ценилэти идеи Декарта и отмечал их материалистический характер.
Однако Декарт этиматериалистические принципы распространял на человека не полностью, а только наобласть «непроизвольных» движений, общих человеку и животным. Характерные жедля человека «произвольные» движения относились им к действию «высшего разума»,который он понимал как не зависимую от материи духовную субстанцию. В решениивопроса о взаимоотношении «духа и материи» Декарт стоял на позициях дуализма.
Естественнонаучная разработкаи обоснование отражательной, рефлекторной природы всех видов психическойдеятельности является заслугой русской физиологии, и прежде всего ее двухвеликих представителей — И. М. Сеченова (1829—1905) и Й. П. Павлова(1849—1936).
В своем знаменитом труде«Рефлексы головного мозга» (1863) Сеченов распространил рефлекторный принцип навсю деятельность головного мозга и тем самым на всю психическую деятельностьчеловека. Он показал, что «все акты сознательной и бессознательной жизни поспособу своего происхождения суть рефлексы». Это была первая попытка вступитьна далеко идущий плодотворный путь рефлекторного понимания психики, имеющийважнейшее значение для развития научной психологии. Павлов писал об этом трудеСеченова как о «гениальном взмахе русской научной мысли».
Подробно анализируярефлексы головного мозга человека, Сеченов выделяет в них три главных звена: начальное звено — внешнеераздражение и превращение его органами чувств в процесс нервного возбуждения,передаваемого в мозг;среднеезвено— центральные процессы в мозгу (процессы возбуждения иторможения) и возникновение на этой основе психических состояний (ощущений,мыслей, чувств и т. п.); конечноезвено —внешние движения. При этом Сеченов подчеркивал, что среднее звено рефлекса сего психическим элементом не может быть обособлено от двух остальных звеньев(внешнего раздражения и ответного действия), которые являются его естественнымначалом и концом. Поэтому все психические явления — это неотделимая часть всегорефлекторного процесса.
Положение Сеченова онеразрывной связи всех звеньев рефлекса имеет важнейшее значение для научногопонимания психической деятельности. Психическая деятельность не можетрассматриваться изолированно ни от внешних воздействий, ни от внешних действийчеловека. Она не может быть только субъективным переживанием. Если бы это былотак, психические явления не имели бы никакого реального жизненного значения,тогда как в действительности они, будучи неразрывно связаны с средним звеномрефлекса и вызываясь внешними воздействиями, кладущими начало рефлекса, повсюдуимеют значение регулятора движения — этого конечного звена рефлекса.
Последовательноанализируя психические явления, Сеченов показал, что все они включены вцелостный рефлекторный акт, в целостный ответ организма на воздействиеокружающей среды, регулируемый головным мозгом человека.
Рефлекторный принциппсихической деятельности позволил Сеченову сделать важнейший для научнойпсихологии вывод о детерминированности, причиннойобусловленности всех действий и поступков человека внешними воздействиями. «Первоначальнаяпричина всякого поступка, — писал он, — лежит всегда во внешнем чувственномвозбуждении, потому что без него никакая мысль невозможна». При этом,предупреждая против упрощенного понимания действия внешних условий, Сеченовнеоднократно отмечал, что здесь имеют значение не только наличные внешниевоздействия, но и вся совокупность испытанных человеком предшествующихвоздействий, весь его прошлый опыт, так как «всякое душевное движение, как быпросто оно ни было, представляет собою результат всего предшествующего инастоящего развития человека».
Свое высшее развитие иглубокое экспериментальное обоснование рефлекторный принцип деятельностиголовного мозга получил в трудах И. П. Павлова и его школы. Павловэкспериментально доказал правильность понимания Сеченовым психическойдеятельности как рефлекторной деятельности мозга, раскрыл ее основныефизиологические законы и создал новую область науки — физиологию высшей нервной деятельности,учение об условных рефлексах, временных нервных связях организмас окружающей средой.
Образование временныхсвязей есть важнейшая функция коры головного мозга. Павлов характеризовалвременную связь как «универсальнейшее физиологическое явление в животном мире ив нас самих». Вместе с тем он считал ее и психическим явлением, отождествляя стем, что в психологии получило название ассоциации (или связи) психическихпроцессов, возникающей в результате совместного воздействия на мозг предметов иявлений действительности. Для любого вида психической деятельности какдеятельности мозга временная нервная связь является основным физиологическиммеханизмом.
Так как всякая временнаясвязь образуется в результате воздействия на мозг тех или иных раздражителей,основную массу которых составляют раздражители, воздействующие извне, тоначалом любого психического процесса в конечном итоге являются внешниевоздействия на мозг. Конечный же результат любых психических процессов, как илюбой временной связи, есть вовне выявленное действие как ответ на это внешнеевоздействие. Психическая деятельность есть,следовательно, отражательная, рефлекторная деятельностьмозга, вызываемая воздействием предметов и явлений действительностии представляющая собой отражение их, образ того, что воздействует на мозг.
Любой психический процессне может возникнуть сам по себе, без действия на мозг тех или иныхраздражителей. Он всегда детерминирован, причинно обусловлен их воздействием намозг. Принцип детерминизма, причиннойобусловленности психической деятельности воздействующими на мозг раздражителями(предметами и явлениями объективной действительности) есть важнейший принцип рефлекторногопонимания психики. Он является необходимым условием научногообъяснения психической деятельности.
Нетрудно видеть, что всеэти положения целиком подтверждают понимание психики как отражения объективнойреальности. Учение о высшей нервной деятельности является естественнонаучнымфундаментом материалистического понимания психических явлений.
Исходя из указанных вышестрого научных положений, создатели рефлекторной теории Сеченов и Павлов всегдарезко критиковали тех психологов и физиологов, которые отрывали психическуюдеятельность от рефлекторной деятельности мозга, и называли их взглядыпережитками дуализма и анимизма. С этой точки зрения они критиковали и всюстарую, субъективистскую, идеалистическую психологию, которая оказалась не всостоянии дать правильное, подлинно научное понимание психических явлений.
Признание важнейшегозначения временных нервных связей как физиологического механизма всякойпсихической деятельности не означает, однако, отождествления психическихявлений с физиологическими. Психическая деятельность характеризуется не толькоее физиологическим механизмом, но и ее содержанием, т. е. тем, что именноотражается мозгом в реальной действительности. Содержание же отражениядействительности определяется тем, что человек является не только природным, нои общественным существом. Сущность человека есть «совокупность всехобщественных отношений» (Маркс). Человек живет в обществе, находится впостоянном общении с другими и действует совместно с ними, подвергаетсянепрерывному воздействию со стороны общества — и это не может не определятьсобой всей его психической деятельности. Условия жизни человека, играющиеопределяющую роль в его развитии, — это не только внешняя среда, которая егоокружает. Это, прежде всего, вся система общественных отношений, в которые онвступает с окружающими людьми, с обществом, в котором живет.
Несомненно, что 5 людейразных исторических эпох, социальных групп, разного уровня общественного икультурного развития разных профессий и т. д. физиологические механизмыпсихической деятельности одни и те же. Однако содержание того, что отражаетсялюдьми, может быть очень различным, и оно определяется общественно-историческимиусловиями их жизни и деятельности.
Человек отражаетдействительность в процессе деятельности, исходя из общественных потребностей изадач, общественных взглядов и отношений, регулирующих также и личныепотребности и отношения человека. «В головах людей, — пишет Энгельс, —непременно отражается все то, что побуждает их к деятельности, но какотражается — это зависит от обстоятельств».
Таким образом, учитываявсё вышесказанное, психическая деятельность человека по своему содержанию есть отражениеобъективной действительности, обусловленное обстоятельствами его жизни идеятельности и прежде всего — обстоятельствами жизни общества, к которому онпринадлежит.
1.2 Определение, виды и функции внимания и деятельности
Интенсивность (илинапряженность), распределение внимания, его устойчивость и отвлеченность и,наконец, переключение внимания.
А) Сосредоточенность (или концентрация)внимания — это выделение ограниченного кругаобъектов, на которые оно направлено. Чем уже круг объектов внимания, тем онососредоточеннее (концентрирование).
Физиологическисосредоточенность внимания — это резко выраженная ограниченность очагаоптимальной возбудимости в коре мозга.
Количество объектов, накоторые внимание распространяется при одновременном их восприятии, составляетобъем внимания.
Б) Интенсивность (или напряженность)внимания характеризуется степенью направленности его на данные объекты иодновременным отвлечением от всего остального. Это наиболее яркоевыражение того, что вообще характеризует внимание. При интенсивном вниманиичеловек целиком поглощен тем, на что направлено внимание, не видит, не слышит,помимо этого, ничего, что происходит вокруг него.
Высокая интенсивностьвнимания достигается тогда, когда в максимальной мере налицо то, чтохарактеризует собой условия внимания (действие сильных, резко выступающих наобщем фоне раздражителей, сильный интерес к предмету или явлению, важноезначение их для решения стоящей перед человеком задачи и т. п.).
Физиологической основой интенсивноговнимания является наличие резко выраженного возбуждения в одном из очагов мозгапри столь же резко выраженном торможении остальных участков коры. Действиепосторонних раздражителей не вызывает в этих случаях (или с трудом вызывает) вочаге оптимальной возбудимости внешнее торможение, возникающее при другихсостояниях коры.
Обе указанные особенностивнимания — его сосредоточенность и интенсивность — тесно связаны между собой.Чем уже круг объектов, на которые направлено внимание, тем больше возможностьусиленного внимания к ним. И, наоборот, чем больше предметов охваченовниманием, тем труднее достичь его высокого уровня. Когда требуется напряженноевнимание к чему-либо, круг объектов, на которые оно направлено, суживается.
В) Распределение внимания — это тосостояние его, которое бывает при одновременном выполнении двух или несколькихдействий. Иллюстрацией распределения внимания могут служить: восприятиеводителе» того, что встречается на пути автомашины при одновременномрегулировании поворотов и скорости движения; изложение нового материалаучителем при одновременном наблюдении за тем, как ведут себя учащиеся в классе,и т. п.
Физиологическираспределение внимания возможно потому, что при наличии в коре мозгагосподствующего очага возбуждения в некоторых других участках коры имеется лишьчастичное торможение, вследствие чего эти участки могут управлять одновременновыполняемыми действиями. «Разве это не обычная вещь, — писал И. П. Павлов, —что мы, занятые главным образом одним делом, одной мыслью, можем одновременноисполнять другое дело, очень привычное для нас, т. е. работать теми частямиполушарий, которые находятся в известной степени торможения по механизмувнешнего торможения. Компликационный аппарат, торможения, так как пунктполушария, связанный с нашим главным делом, конечно, является тогда сильновозбужденным?»
Возможность выполнения действий при частичнойзаторможенности соответствующих им участков коры мозга тем больше, чем болеепривычны и автоматизированы действия. Поэтомуодновременное выполнение действий тем легче, чем лучше человек овладел ими. Этоодно из важнейших условий распределения внимания. В опытах Добрынина (сиспользованием работы на суппорте) испытуемых заставляли одновременно с работойна суппорте производить в уме вычисления. Исследование показало, что такоесовмещение умственного труда со сложной ручной работой возможно, если работа насуппорте выполняется более или менее автоматически.
Существенно также тоотношение, в котором находятся друг к другу одновременно выполняемые действия.Если они не связаны между собой, одновременное выполнение их затрудняется.Наоборот, если они в силу своего содержания или частого повторения впредшествующем опыте уже образовали некоторую систему действий, одновременноевыполнение их удается легче.
Г) Устойчивость внимания — это длительное удерживание его начем-либо, подчиненном одной общей задаче. Это характеристика его во времени. Устойчивостьвнимания не означает направленности его все время на один и тот же объект.Объекты действий и сами действия могут меняться (и чаще всего они действительноменяются), но постоянным должно оставаться общее направление деятельности.Когда ученик обнаруживает устойчивое внимание при чтении книги, в процессеписьма или при решении математической задачи, объект его действий (текст книги,слова, которые он пишет, количественные данные задачи), равно как и выполняемыедействия (движения руки при письме, математические операции и т. д.), все времяменяются. Однако общее направление деятельности, определяющееся задачей,которая должна быть выполнена (прочитать или написать заданный текст и т. п.),продолжает оставаться все время одним и тем же. Об устойчивом внимании говорят,следовательно, тогда, когда человек длительно поглощен каким-либо делом,подчиненным одной задаче.
Физиологическиустойчивость внимания означает, что очагами оптимальной возбудимостипоследовательно являются те участки коры мозга, которыми регулируются действия,являющиеся звеньями единой деятельности.
Одним из важных условийустойчивости внимания является разнообразие впечатлений иливыполняемых действий. Все однообразное быстро снижаетвнимание. При длительном воздействии одного и того же раздражителя возбуждениев силу отрицательной индукции вызывает в том же участке коры торможение, а этои служит физиологической основой снижения внимания. Трудно удерживать вниманиев течение продолжительного времени на чем-то одном. Если же происходит сменаобъектов или выполняемых действий, внимание долго сохраняется на высокомуровне. Чтобы длительно удерживать внимание на чем-то одном, надо все времявскрывать в одном и том же все новые и новые стороны, ставить по отношению кнему разные вопросы, выполнять разные действия, подчиненные той общей цели,которая преследуется К. С. Станиславский правильно характеризовал значениеэтого условия, говоря, что для того чтобы быть внимательным, недостаточно хотябы и очень пристально смотреть на предмет, а надо рассматривать его с разныхточек зрения, разнообразить его восприятие.
Особенно важно выполнять какие-либо действия с предметом. Это поддерживает деятельное состояние коры мозга, необходимое длясохранения оптимальной возбудимости отдельных ее участков, что характерно длявнимания. «Внимание к объекту, — говорил Станиславский, — вызывает естественнуюпотребность что-то сделать с ним. Действие же еще более сосредоточиваетвнимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимнопереплетаясь, создает крепкую связь с объектом» .
Большое значение имеютвнешне выраженные, практические действия с предметами, оперирование ими. Этоспособствует разнообразию получаемых впечатлений, более полному,разностороннему ознакомлению с предметом, лучшему его восприятию.
Д) От отвлекаемостивнимания надо отличать переключаемость,или переключение, внимания как переход к другой деятельности,подчиненной новой задаче. Во многих случаях переключение вниманияосуществляется преднамеренно и вызывается тем, что мы или выполнили ужепредыдущую работу, или считаем новую более важной или интересной. Если приотвлечении внимания выполняемая деятельность нарушается (благодаря действиюпосторонних раздражителей), то при переключении внимания происходит правомернаясмена одной деятельности другой. И чем быстрее она осуществляется, тем, значит,быстрее происходит переключение внимания. Наоборот, продолжительноепоследействие предыдущей деятельности, ее тормозящее влияние на новуюдеятельность означает медленное и недостаточное переключение внимания.
Быстрота и успешностьпереключения внимания зависят от того, насколько интенсивно оно было привлеченок предыдущей деятельности, а также от характера новых объектов и новыхдействий, на которые оно переносится. Чем интенсивнее было внимание ранее и чемменьше новые объекты (или новая деятельность) отвечают условиям привлечения внимания,тем больше затрудняется его переключение.
Физиологическипереключение внимания означает возникновение торможения в имевшемся ранее очагевозбуждения и появление в коре мозга нового очага оптимальной возбудимости.
Е) Противоположностью внимания является рассеянность. Это тосостояние, когда человек ни на чем основательно и долго удерживать внимание неможет, все время отвлекается посторонним, причем ничто не привлекает к себенадолго его внимания, а сейчас же уступает свое место чему-либо другому.
Такое состояние,характеризующееся полной неорганизованностью деятельности, часто наступает всостоянии большого утомления. Физиологически оно означает отсутствиесколько-нибудь сильного и стойкого очага возбуждения в коре мозга. Основой егоможет быть и весьма высокая подвижность нервных процессов — быстрота и легкостьсмены возбуждения торможением в одних и тех же участках коры мозга.
Рассеянностью частоназывают и другое состояние, характеризующееся не отсутствиемсосредоточенности, не малой интенсивностью, не недостаточной устойчивостьювнимания, а, наоборот, его большой интенсивностью и длительным удерживанием начем-либо одном, в силу чего человек не замечает всего остального, забывает то,что ему надо было сделать, и т. п. Такая рассеянность во многих случаях такжевесьма нежелательна, но она говорит не о недостатках внимания, а об егокачественном своеобразии — о максимальном подчинении его какой-либо однойзадаче и полном отвлечении от всего остального.
Непреднамеренное вниманиевызывается внешними причинами теми или другими особенностями действующих начеловека в данный момент объектов.
Особенности, благодарякоторым внешние предметы могут привлекать наше внимание.
Более сильный, чемдругой, одновременно с ним действующий на организм, объект (более сильный звук,более яркий плакат и т. д.) скорее привлечет к себе внимание. Однако это своесвойство объекты сохраняют лишь до тех пор, пока человек не привык к даннойстепени интенсивности. Даже очень сильные раздражители, если они сталипривычными, перестают вызывать наше внимание.
Иногда даже и невыделяющиеся своей интенсивностью объекты привлекают к себе наше внимание, еслитолько они для нас новы; например, некоторые изменения в привычной обстановке,появление нового лица в классе или спортивной секции и т. д.
Резкая смена, а также динамичность объектов,часто наблюдающиеся при сложных и длящихся долгое время действиях, например принаблюдении за спортивным состязанием, восприятии кинокартины и т. д. В этихслучаях нарушение относительно спокойного течения раздражителей вследствиевнезапного усиления или ослабления отдельных раздражителей, введения паузы илиизменения ритма и темпа движений невольно привлекает наше внимание.
Во всех случаяхнепреднамеренное внимание возникает в результате внешних раздражений, которыена основании постоянных врожденных или предварительно выработанных условныхсвязей вызывают оптимальное возбуждение в определенных участках коры головногомозга и соответствующие ориентировочные реакции.
Зная особенностираздражителей, благодаря которым они способны привлечь к себе внимание, можнолегко вызвать непреднамеренное внимание у тех или иных лиц: громкий голос,четкая команда привлекут внимание учащихся к требованиям учителя; яркийкрасочный плакат заставит со вниманием воспринять его содержание; введениекакого-либо нового приема в методику преподавания обострит внимание учащихся ипоможет лучшему усвоению учебного материала.
Непреднамеренное вниманиехарактеризуется следующими основными особенностями:
При непреднамеренномвнимании человек предварительно не готовится к данному восприятию или действию.
Непреднамеренное вниманиенаступает внезапно, немедленно вслед за воздействием раздражения и в своейинтенсивности обусловливается особенностями вызвавших его раздражений.
Непреднамеренное вниманиескоропреходяще: оно длится, пока действуют соответствующие раздражители, и,если не принять необходимых мер к его закреплению в форме преднамеренного,—прекращается.
Преднамеренное внимание отличается следующими особенностями:
Произвольное вниманиеопределяется задачами, которые мы ставим перед собой в той или инойдеятельности. При преднамеренном внимании не всякие объекты привлекаютвнимание, а только те, которые стоят в связи с задачей, выполняемой нами вданный момент; из многих объектов мы выбираем те, которые нужны в данном видедеятельности.
При преднамеренномвнимании мы заранее готовимся быть внимательными к тому или другому предмету,сознательно направляем свое внимание на этот предмет, проявляем умениеорганизовать необходимые для данной деятельности психические процессы.
Преднамеренное вниманиепозволяет организовать работу на более или менее долгое время, оно связано спланированием этой работы.
По своим физиологическиммеханизмам преднамеренное внимание связано с оптимальными нервнымивозбуждениями определенных участков коры больших полушарий головного мозга,которые вызываются и поддерживаются раздражениями второй сигнальной системы.
Причинами,обусловливающими преднамеренное внимание, являются:
Интересы человека, побуждающие его к занятию даннымвидом деятельности. Поэтому воспитание произвольного или преднамеренноговнимания требует формирования у учащихся устойчивых интересов к учебнымпредметам, спорту, труду и т. д.
Сознание долга иобязанности, побуждающеевозможно лучше выполнять данный вид деятельности. Не всегда преднамеренноевнимание строится на интересах. Человеку приходится усваивать разнообразныезнания и заниматься различными видами деятельности, а интересы его могут лежатьтолько в одной какой-нибудь области. В этих случаях преднамеренное вниманиеосновывается на сознательно-волевом отношении человека к выполняемой имдеятельности. Воспитание преднамеренного внимания связывается поэтому сформированием мировоззрения, моральных убеждений и принципов, сознанияобщественной значимости и необходимости данной деятельности. По существупреднамеренное внимание является волевым процессом и должно быть связано своспитанием воли.
Статическое идинамическое внимание. Этидва вида внимания обнаруживают себя в процессе длительной работы, требующейбольшого времени на свое выполнение.
Статическим называется такое внимание, высокаяинтенсивность которого легко возникает в самом начале работы и сохраняется напротяжении всего времени ее выполнения. Такое внимание не требует особого«разгона», постепенного накапливания; оно с самого начала работы отличаетсямаксимальной степенью интенсивности. Отличающийся статическим вниманием учениксразу же включается в учебную работу, как только начался урок, и сохраняетболее или менее на одном уровне эту интенсивность внимания во все время работы.
Динамическое внимание отличается противоположнымикачествами; в начале работы оно не интенсивно; ученику требуется известноеусилие для того, чтобы заставить себя быть внимательным к данному уроку; онмедленно втягивается в учебную работу; первые минуты урока проходят у него впостоянных отвлечениях, и лишь постепенно и с трудом он сосредоточивается наработе.
Сосредоточенное ираспределенное внимание.Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой-либо один объект иливид деятельности. Например, человек может сосредоточенно писать, слушать,читать, выполнять какую-либо работу, следить за ходом спортивного состязания ит. д.
Во всех этих случаях еговнимание сосредоточивается только на одном данном виде деятельности и нераспространяется на другие: когда мы сосредоточенно читаем, мы не замечаемпроисходящего вокруг нас и часто даже не слышим обращенных к нам вопросов.
Сосредоточенное вниманиехарактеризуется резко выраженными внешними признаками. Оно выражается всоответствующей позе, мимике, заторможенности всех лишних движений. Все этивнешние особенности имеют большое приспособительное значение, облегчаяконцентрацию внимания.
Распределенным называется внимание,направленное одновременно на несколько объектов или видов деятельности.
Мы говорим ораспределенном внимании, когда студент слушает и одновременно записываетлекцию, когда спортивный судья во время футбольного матча следит не закаким-либо одним, а за всеми, находящимися в поле его зрения, игроками иподмечает действия и ошибки каждого из них, когда учитель объясняет урок и в тоже время следит за поведением учащихся, когда шофер управляет автомобилем и вто же время внимательно следит за всеми препятствиями на его пути, и т. п.
1.3 Методы изучения внимания и деятельности
В лабораторных условияхдля выяснения объема внимания производятся следующие опыты.
Перед испытуемым ставитсяособый аппарат, служащий для этой цели, — тахистоскоп. В середине вертикальнойплоскости этого аппарата укрепляется экспозиционная карточка, на которойнарисовано некоторое количество букв или цифр, или каких-либо фигурок. Передэтой плоскостью находится падающая ширма, имеющая посередине прорезь, поплощади равную экспозиционной карточке. До начала опыта карточка бывает закрытанижней частью ширмы, поднятой кверху. При падении же ширмы карточка на времяоткрывается (когда мимо нее проходит прорезь в ширме) и затем вновь закрываетсяопустившейся верхней частью ширмы. Длительность экспозиции ограничиваетсяобычно кратким промежутком времени для того, чтобы сделать восприятие всехобъектов максимально одновременным. Обычно это время не превышает долю секунды,так как за такой срок глаз не успевает сделать сколько-нибудь заметных движенийи восприятие объектов практически происходит одновременно. Количество объектов,воспринятых при таком кратковременном показе, и характеризует объем внимания. Объем внимания зависит как отособенностей воспринимаемых предметов, так и от задачи и характера деятельностивоспринимающего человека. Если, например, предъявлять на краткийпромежуток времени буквы, расположенные в строчку, но не составляющие слова, ипредлагать опознать их, то количество букв, называемых в этом случае,значительно меньше, чем тогда, когда показываются буквы, составляющие одно илинесколько слов. В первом случае для выполнения поставленной задачи требуетсяясное восприятие каждой буквы. Во втором случае та же задача решается и принедостаточно ясном восприятии некоторых букв, образующих слово. Существенныеизменения в объеме внимания наблюдаются при вариации многих других особенностейобъектов. При показе, например, одноцветных букв объем внимания больше, чем припредъявлении букв, окрашенных в разные цвета. При одинаковом расположении букв встроке он больше, чем тогда, когда буквы размещены под разными углами друг кдругу. При одинаковом размере букв они воспринимаются в большем числе, чемтогда, когда все они имеют разную величину, и т. д. При одной и той же задачеобъем внимания оказывается, следовательно, неодинаковым вследствие различий ввоспринимаемом материале.
С другой стороны, еслипри предъявлении одних и тех же объектов усложняется задача восприятия, тообъем внимания может существенно измениться. Так, если при показе букв, не составляющихслова, ставится задача указать некоторые неправильности, допущенные принаписании букв, или назвать цвет каждой буквы в отдельности (при предъявленииразноцветных букв), то количество букв, рассмотренных в соответствии с даннойзадачей, оказывается меньшим, чем тогда, когда надо только назвать их.Уменьшение объема внимания вызывается в этих случаях тем, что указанная задачатребует более ясного восприятия каждой буквы в отдельности по сравнению с тем,что нужно только для опознания букв. При одном и том же материале объемвнимания бывает, следовательно, неодинаковым в силу различий в задачевосприятия. Как показали многочисленные опыты (проводившиеся впервые влаборатории Вундта и др.) объем внимания при восприятии однородных, но никакмежду собой по смыслу не связанных объектов (например, отдельных букв) увзрослых людей колеблется в среднем от 4 до 6 объектов.
Распределение вниманияможно изучать, например, в условиях работы на суппорте. Он состоит изметаллической пластинки с прорезью той или иной формы. Вдоль этой прорези можетперемещаться металлическая игла, приводимая в движение двумя вращающимисярукоятками суппорта. Вращение одной из них дает игле продольное, вращениедругой — поперечное направление. Одновременным вращением обеих рукояток можнодвигать иглу в любом направлении. Задача испытуемого заключается в том, чтобы,распределяя внимание между двумя действиями (вращением обеих рукояток), двигатьиглу так, чтобы она не касалась края прорези (иначе получится замыкание тока,регистрирующее ошибку). Во всех подобных случаях требуется особая организациядеятельности, которая и характеризует собой распределение внимания.
Показательно для нее то, что только одно из действийосуществляется при достаточно полном и ясном отражении того, что нужно для еговыполнения, все же остальные действия выполняются при ограниченном отражениитого, что требуется для них. При объяснении урока и одновременномнаблюдении за поведением класса учитель сосредоточен на том, что излагается имсамим, в поведении же учащихся он замечает лишь то, что служит для него важнымсигналом их утомления, непонимания ими его объяснений, нарушения дисциплины ит. п.
Насколько трудно добитьсятакого распределения внимания при действии разнородных раздражителей,совпадающих во времени, можно судить по тому, что обычно в этих случаяхзамечается сначала один из раздражителей и лишь через некоторое (хотя бы иочень краткое) время второй. В этом можно хорошо убедиться при помощи такназываемого компликационного аппарата (предназначенного для опытов скомпликацией, т. е. сочетанием разнородных раздражителей). Прибор состоит изциферблата, имеющего 100 делений, по которому быстро вращается стрелка. Припрохождении стрелки через одно из делений раздается звонок. Задача испытуемого— определить, на каком делении находилась стрелка, когда раздался звонок.Обычно испытуемый называет не то деление, на котором находилась стрелка вовремя звонка, а либо предшествующее ему, либо следующее за ним. Его внимание,следовательно, направляется сначала на один раздражитель (звонок или положениестрелки) и лишь затем, с некоторым запозданием — на другой.
Кроме того, в качествеодной из методик исследования внимания может быть предложена методика«КОРЕКТУРНАЯ ПРОБА»
Вывод: Главнейший факт,характеризующий жизнь людей в обществе, состоит в том, что люди производят впроцессе труда предметы, служащие для удовлетворения их потребностей. При этомпроцесс производства требует, чтобы его результат имелся прежде в головеработника в виде сознательного представления. Чтобы изготовить вещь, возвестикакую-нибудь постройку и т. д., необходимо не только воспринимать внешниеусловия, с которыми приходится сообразовывать свои действия, но надо еще как бымысленно видеть перед собой то. что должно получиться в результате трудовыхдействий. Необходимо, иначе говоря, чтобы деятельность человека не толькосообразовалась с внешними материальными объектами, с которыми он действует, пои подчинялась тем объектам, которые существуют только мысленно, только видеальной форме — как продукт переработки в голове человека впечатленийдействительности.
Это относится не только ктруду, но и ко всем действиям людей. Возникнув на основе труда и в связи струдом, человеческие действия приобрели свойственную труду особенность —подчиняться сознательному представлению их результата. Они приобрелисознательный, целенаправленный характер. В целенаправленности действий человекаи обнаруживается специфическая роль сознательного отражения действительности.
Для того чтобы действиемогло воплотить в своем результате определенную цель, представление этой целидолжно иметь такую субъективную форму, которая позволяла бы сопоставить с нимреальные непосредственно воспринимаемые предметы. А такой формой и являетсяформа сознательного отражения реальности. Чтобы сделать, например, из деревакакую-нибудь вещь, человек предварительно отбирает подходящие куски материала,мысленно сопоставляя их с той или иной частью задуманной вещи. Приспосабливаяськ наличному материалу и инструментам, учитывая промежуточные результаты своихдействий, он вносит иногда поправки и в тот образ вещи, который раньше сложилсяв его голове: меняет относительные размеры и соотношения отдельных ее частей,упрощает ее конструкцию и т. д. Именно потому, что человек отдает себе отчет всознаваемом им, он способен действовать не только по отношению кнепосредственно окружающим его внешним предметам действительности, но и поотношению к тому, что отражено в его голове. Он стремятся к достижению нетолько того, что находится вокруг но и того, что существует пока еще только вего представлении Подчиняя этому представлению свои действия, он «примеривает»окружающие его предметы друг к другу, сопоставляет и сравнивает между собойсвои представления и внешние предметы.
Итак, только высшая формаотражения действительности — сознание — дает человеку возможность подчинятьсвои действия возникающим в его голове представлениям и понятиям, а такжедействовать мысленно, «в уме». Этим и определяется та специфическая роль,которую играет сознание в деятельности человека.
Глава II. Эмпирическое исследования внимание и деятельности
2.1Организация исследования
Методика «КОРЕКТУРНАЯПРОБА»
Обследуемым предъявляетсябланк с различными буквами в количестве 40 рядов по 40 букв в каждом.Испытуемые должны в каждом ряду вычеркивать определенную букву, которая стоитпервой.
Работа проводится навремя с требованием максимальной точности. Время работы — 5 минут.
Испытания проводятся вгруппе из 10 человек в возрасте от 18 до 24 лет.
Инструкция: На бланке сбуквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы,просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые.Работать надо быстро и точно. Время работы — 5 минут. Пример:
Е К Р Н С О А Р В Н Е С АР К В Р Е
Стимульный материал к тесту«Корректурная проба»
АКСНБЕАНЕРКВСОАЕНВРАКОЕСАНРКВНЕОРАКСВОЕС
ОВРКАНВСАЕРНВКСОАНЕОСВНЕРКОСЕРВКАНКСАРО
КАНЕОСВРЕНКСОЕНВРКСАРЕСВМЕСКАОЕНСВКРАЕО
ВРЕСОАКВНЕСАКВРЕНСОАКВРЕНСОКВРАНЕКРВНАС
НСАКРВОСАРНЕАОСКВНАРЕНСОКВРЕАОКСНВРАКСОЕ
РВОЕСНАРКВОКРАНВОЕСВНЕАРОКВНЕСАОКРЕСАВКН
EHPAEPGKBOKCEPBOCAHOBPKACOAPHEOPECBOEPBИ
ОСКВНЕРАОСЕНВСНРЛЕОКСАНРАЕСВРНВКСНАОЕРСН
ВКАОВСНЕРКОВНЕАНЕСВНОКЛНРАЕОСБРВОАНСКОКР
СЕНАОВКСЕАВНЕСКРАОВКСЕОКСВНРАКОКРЕСВКОЕНС
КОСНАКВНАЕСЕРВНСКОАЕНСОВНРВКОСНЕКОВНСАЕ
ОВКРЕНРЕСНАКОКАЕРВСАРКВОСВНЕРАНСЕОВРАКВО
АСВКРАСКОВРАКНСОКРЕНГРСЕАОКСАКРНРАКАЕРКС
НОСКОЕОВСКОАЕОЕРКОСКВНАКВОВСОЕЛСНВСРНАКЛ
2.2 Описание и анализ результатов
Объем вниманияоценивается по количеству просмотренных букв, концентрация — по количествусделанных ошибок. Таким образом, по предоставленной методике оцениваются 2показателя. Норма объема внимания — 850 знаков и выше, концентрация — 5 ошибоки менее. Методика используется в группе и индивидуально.
Результаты испытанийпредставлены в таблице:Испытуемый Норма внимания Концентрация ошибок Испытуемый 1 840 5 Испытуемый 2 860 6 Испытуемый 3 816 7 Испытуемый 4 850 8 Испытуемый 5 852 4 Испытуемый 6 859 3 Испытуемый 7 840 1 Испытуемый 8 839 Испытуемый 9 851 Испытуемый 10 852 5
По результатамисследования видно, что по шкале нормы внимания 60% испытуемых относятся ккатегории людей с достаточным объемом внимания. А по шкале концентрации 70%соответственно.
Вывод: Существенныеизменения в объеме внимания наблюдаются при вариации многих особенностейобъектов. При одной и той же задаче объем внимания оказывается неодинаковымвследствие различий в воспринимаемом материале. А так же некоторыхфизиологических особенностей испытуемых.
/>Заключение
Таким образом, вниманиене может быть поставлено в один ряд с такими процессами отражения, какощущение, восприятие, мышление. Являясь лишь одной из сторон этих процессов,оно необходимо и при восприятии, и при мышлении, и при действии. Например,можно со вниманием рассматривать картину, слушать лекцию, решать математическуюзадачу, обсуждать тактические приемы спортивного соревнования, выполнятьнеобходимые движения при изучении гимнастического упражнения на снарядах и т.д.
Внимание повышаетэффективность соответствующей психической деятельности. Оно выражается преждевсего в более ясном и отчетливом протекании психических процессов и в точномвыполнении связанных с ним действий. При внимательном восприятии получаемые приэтом образы отличаются большей ясностью и отчетливостью. При наличии вниманияпроцессы мышления, анализа, обобщения протекают быстро и правильно. Вдействиях, которым сопутствует внимание, движения выполняются аккуратно ичетко. Эта ясность и отчетливость достигается тем, что при наличии вниманияпсихическая деятельность протекает с большей интенсивностью, чем при егоотсутствии.
В каждый данный моментсодержание психической деятельности связано с относительно небольшимколичеством явлений или действий. Так, из большого количества раздражителей,действующих на человека в данный момент, он воспринимает не все, а тольконебольшое число. Воспринимая со вниманием один раздражитель, он одновременносовершенно не воспринимает или воспринимает неясно остальные, не имеющиеотношения к его деятельности в данный момент.
Таким образом, вниманиевсегда есть сосредоточение психической деятельности на определенных объектах иодновременно отвлечение от других объектов. Можно сказать поэтому, что вниманиеимеет избирательный характер: мы выбираем из большого числа объектов некоторые,на которых и сосредоточивается наша психическая деятельность. Благодаря этомупри внимании осуществляется также определенная направленность деятельности.
При внимании психическаядеятельность становится более организованной. Мы воспринимаем только то, чтоотносится к задаче, которая стоит перед нами, не отвлекаемся на побочныераздражения, благодаря чему воспринимаем предметы и явления с большей ясностью.При слуховом восприятии, благодаря вниманию, мы подмечаем малейшие звуки, и именноте, которые необходимо услышать, отвлекаясь при этом от посторонних звуков.Когда врач внимательно выслушивает больного, он слышит очень много звуков иточно различает их, отделяя тоны правого желудочка сердца от тонов, исходящихот клапанов левого, и т. д.
/>Список использованной литературы
1. Глейтман Г. Фридлунд А., Райсберг Д. Основыпсихологии. Спб.: Речь, 2001., 92 стр.
2. Гусев А.Н. Ощущение и восприятие. Общаяпсихология. В 7 т.т. Под ред. Братуся Б.С. Т.4. М.: Академия, 2007., 31 стр.
3. Джеймс У. Психология. М., Педагогика, 2005, 69стр.
4. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания.М.: Тривола, 2003, 564 стр.
5. Ждан А.Н. История психологии: от античности донаших дней. 2008 г., 78 стр.
6. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежнойпсихологии. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004, 23 стр.
7. Иванов М.М. Техника эффективного запоминания. М., Смысл, 2002, 78 стр.
8. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.:Смысл, 2007, 45 стр.
9. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М., Смысл, 2005,62 стр.
10.Лурия А.Р. Язык исознание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001, 21 стр.
11.Маслоу А. Новые рубежичеловеческой природы. — М.: Смысл,2004, 25 стр.
12.НемовР.С. Психология., М., Высшее образование, 2004, 325 стр.
13.Нуркова В.В. Память.Общая психология. В 7т.т. Под ред. Братуся Б.С. Т.3. М.: Академия, 2006, 87стр.
14.Нуркова В.В., БерезанскаяН.Б. Психология. Учебник для ВУЗов. М., Высшее образование, 2008, изд. 2-е.,254 стр.
15.Петровский А.В. Введение впсихологию. М., 1990, 185 стр.
16.Слободчиков В.И., Исаев Е.И.Психология человека. М., Академия, 2001, 168 стр.
17.Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.1,2, М., 2003, 45 стр.