Реферат по предмету "Психология"


Влияние отношения и оценки взрослых на развитие общения детей старшего дошкольного возраста в работах отечественных ученых

Курсовая работа
на тему:
Влияние отношенияи оценки взрослых на развитие общения детей старшего дошкольного возраста вработах отечественных ученых

Введение
Общение присуще всемвысшим живым существам, но на уровне человека оно становится особенным иопосредованным речью. Общение состоит из содержания, цели и средства, как пишетР.С. Немов. Содержание – это информация, которая передается от человека кчеловеку и является средством межличностной настройки. Человеческое общениемногопредметно по своей сути является самым разнообразным по своему содержанию.
Цель общения – то, радичего люди активны по отношению друг к другу.
К средствам общенияотносят способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации,которая передается в процессе взаимодействия. Например, с помощью телесных контактов.Так же информация может передаваться и восприниматься на расстоянии, черезанализаторы, к примеру, взгляд, улыбка и тому подобное.
На ряду с этим, есть идругие способы ее (информации) передачи: язык и другие знаковые системы,письменность, технические средства записи, передачи и хранении информации.
По «Российской педагогическойэнциклопедии» «общение — взаимодействиедвух или более людей с целью установления и поддержания межличностныхотношений, достижения общего результата совместной деятельности; один изважнейших факторов психического и социального развития ребёнка.»
Лишь во взаимодействиис другими людьми возможны усвоение детьми общественно — исторического опыталюдей. Недостаток и ограничение общения заметно нарушают дальнейшее развитиеребёнка. Неоспоримо то, что основание личности ребенка закладывается в семье,которая играет роль первой школы его воспитания. Весь быт, поведение,ценностные установки, устои взрослых окружают ребенка с рождения, влияя на егобудущие модели поведения, его собственные убеждения, потребности, отношения иустановки. Существуют особые закономерности развития общения, однако,существуют и его проблемы.
По Л. С. Выготскому все высшие психические функциичеловека сначала формируются как внешние, то есть, в реализации которыхучаствуют как минимум два субъекта, постепенно с помощью интериоризации («переход из внешней для организмасреды во внутреннюю» [ 7 ] ) ставятся внутренними.
Взгляды Выготскогоразвивались его учениками, что привело к созданию концепции детского развитиякак присвоения ребенком общественно — исторического опыта в процессевзаимодействия со взрослыми.(А. В. Запорожец,Д. Б. Эльконин идр.)
Актуальностьпроблемы развития общения у старших дошкольников в настоящее время не утрачена,и вряд ли потеряет свое значение. Эта проблема мало изучена в пределах нашейстраны, но имеет достаточно важное значение, так как формирование личностиребенка со своим мировоззрением будет во многом зависеть от окружения и еговлияния на ребенка. На это указывает Л.С. Выготский: каждый ребенок — частьсоциального момента, отношение ребенка к среде и среды к ребенку дается черезпереживания и деятельность его самого.
МухинаВ.С. выделяет игру как ведущую деятельность дошкольного возраста, и говорит,что не маловажное значение имеет для ребенка отношение к нему взрослых исверстников. Он нуждается в общении, и его дефицит сказывается на поведениидошкольника.
АбрамоваГ.С. сводит период старшего дошкольного возраста к 5 – 7 годам и отмечает, чтопроблемы в развитии общения чаще всего обуславливаются психологическимипричинами
ДубровинаИ.В. выделяет, что именно поведение является показателем внутреннего состоянияребенка. Отклонения или расстройства во внешних проявлениях (агрессия,вспыльчивость, пассивность) в основном зависит от проблем в общении как свзрослыми, так и со своими сверстниками.
Однако, именно проблемаразвития общения фактически не раскрыта в настоящее время и поэтому нуждается вдальнейшей разработке. Я могу предположить, что причиной этому недостатку послужилаузкая постановка проблемы. Но степень развитости не является показателем еезначимости.
Цель моей работысостоит в том, чтобы попытаться раскрыть выбранную мной тему, анализируя работыизвестных отечественных психологов.
Задачи моей курсовойработы:
1.обосновать,в чем состоит данная проблема и как она рассматривалась с авторских позиций;
2. выявить причинывозникающих проблем, анализируя труды знаменитых психологов, которые занималисьданной проблемой;
3. описать какиерешения и предупреждения предлагают в своих работах психологи.
В своей работе я хочураскрыть отношение к этой проблеме всего нескольких ученых, это: Л.С.Выготский, В.С. Мухина, И.В. Дубровина и Г.С. Абрамова.
В практической частимною были использованы следующие методики: «Коммуникативно-личностный опросникдля родителей, воспитателей и родственников ребенка» и «Методика родительскихоценок и притязаний», с помощью которых я попробовала изучить личность каждогоребенка из 5 в глазах их родителей и воспитателей.
Итак, первым и, пожалуй,одним из самых выдающихся отечественных психологов является Лев СеменовичВыготский, поэтому я предлагаю начать с анализа его работы.

Глава 1. Анализ влияниявзрослых на общение старших дошкольников
 
1.1Кризис старшего дошкольного возраста в работах Л.С. Выготского
 
Выдающийсяотечественный психолог Л.С. Выготский предложил разделить периоды жизни накризисы, на которые приходится период наиболее благоприятной реализации какойлибо функции или способности.
Выяснено,что ребенок при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту резкоменяется и с ним все труднее найти общий язык, чем прежде. Этот период можнообозначить, как трактует Выготский, переходным. Ребенок находится на грани, всмятении, — он еще не школьник, но уже не дошкольник.
Ребенокутрачивает в 7 лет свою детскую непосредственность. «Переживания ребенка, егожелания и выражение желаний, т. е. поведение и деятельность, обычнопредставляют у дошкольника еще недостаточно дифференцированное целое. У нас всеэто сильно дифференцированно, поэтому поведение взрослого человека непроизводит впечатления столь непосредственного и наивного, как поведениеребенка» [1, 179 с.].
Когдапроисходит вступление в кризис, ребенок становится немного непонятным в своемповедении, он не столь наивен как прежде.
Этотвозраст, как отмечает Выготский, является переходным моментом не только впсихологическом плане, но и в физиологическом, — это смена зубов, ребенокзаметно подрастает.
Детиначинают показывать свои манеры, капризы, становятся немного нелепыми, появляетсявычурность и манерность, «какая-то вертлявость, паясничанье, клоунада; ребенокстроит из себя шута. …. Почему бросается в глаза такое немотивированноепаясничанье? Когда ребенок смотрит на самовар, на поверхности которогополучается уродливое изображение, или строит гримасы перед зеркалом, он простозабавляется. Но когда ребенок входит изломанной походкой в комнату, говоритписклявым голосом — это не мотивировано, это бросается в глаза» [1, 180 с.]. Такимповедением ребенок скорее вызовет возмущение, нежели смех.
«Самойсущественной чертой кризиса семи лет можно было бы назвать началодифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка» [1, 180 – 181с.].
Ощущениесвоих внутренних потребностей, значение каких – либо предметов заставляетребенка выражать их речью. Речь, играющая роль общения, становится необходимымприобретением, что бы выразить свое внутреннее состояние. Любое слово необозначает какой – либо отдельный предмет, а являет как бы синтезом, обобщениемвнутренних процессов.
1)Переживания становятся осмысленными (когда ребенок сердится, то он понимает,что именно сердится), благодаря чему возникают такие новые отношения к себе,которые были невозможны до обобщения переживаний. Отсюда Выготский делаетвывод, что к семи годам у ребенка начинается перестройка характера.
2)Переживания впервые обобщаются. Лев Семенович называет это аффективнымобобщением, логикой чувств. Это возникает уже у ребенка школьного возраста, — сним много раз случалась какая – то ситуация, его переживания обобщаются,характер которых относится к одному и тому же переживанию. «Например, у ребенкадошкольного возраста нет настоящей самооценки, самолюбия. Уровень нашихзапросов к самим себе, к нашему успеху, к нашему положению возникает именно всвязи с кризисом семи лет» [1, 184 с.].
Дошкольникконечно любит себя, но самолюбие не является обобщенным отношением к себе. Онопроявляется одинаково в разных ситуациях, «но самооценки как таковой, нообобщенных отношений к окружающим и понимания своей ценности у ребенка этоговозраста нет»[1, 184 с.].
Выготскийназывает новыми приобретениями самолюбие и самооценку, манерничанье и кривляние- симптомами кризиса.
Переживанияребенка Выготский берет за простейшую единицу личности и среды. Переживание онпредлагает понимать как внутреннее отношение ребенка к какому — либо проявлениюокружающей действительности. Любое переживание — всегда переживание чего-нибудь.
Переживаниябиосоциально ориентированы, они как бы являются связующим звеном между средой иличностью, означают отношения личности к среде и показывают, какое значение определенныймомент среды играет для личности.
«Любойанализ трудного ребенка показывает, что существенна не сама по себе ситуация,взятая в ее абсолютных показателях, а то, как ребенок переживает эту ситуацию»[1, 189 с.]. В одной семье можно встретить разных по воспитанию детей, с разнымуровнем развития, все потому, что одна и та же ситуация переживалась детьми посвоему.
Выготскийпишет, что каждый ребенок — часть социального момента, отношение ребенка ксреде и среды к ребенку дается через переживания и деятельность его самого.
Выготскийотмечает, — подробное исследование критических периодов показывает, что в нихпроисходят смены основных переживаний ребенка. «Наблюдатели, которые исследуюткризис, говорят, что без всякой причины ребенок, который вел себя так хорошо,был послушен и ласков, вдруг становится капризным, злым и упрямым» [1, 190 с.].
ПоВыготскому, кризисы имеют внутреннее происхождение, заключаются в измененияхвнутреннего характера и не имеют точного соответствия друг с другом.
ЛевСеменович считает, каждая новая ступень во внутреннем развитии определяетсяпредшествующей ступенью, всем багажом знаний до этого переломного момента.
Закаждым переживанием скрываются реальные динамические воздействия среды поотношению к ребенку. Cтакойточки зрения, смысл кризиса заключается в перестройке внутренних переживаний,перетасовке, которая лежит в основе момента, определяющего отношения ребенка ксреде. «Двигатели его деятельности претерпевают переоценку ценностей. То, чтодля ребенка было существенно важным, направляющим, становится относительным иневажным на следующей ступени» [1, 192 с.].
Такимобразом, сдвиг побуждений, потребностей, пересмотр ценностных ориентировявляются основными моментами кризиса. При этом меняется и среда, т. е.отношение ребенка к среде. Меняются интересы, деятельность, происходитперестройка сознания ребенка, если сознание понимать как отношение ребенка ксреде.
1.2Ведущие потребности старшего дошкольника в работах В.С.Мухиной
 
Мухина В.С. пишет, чтов дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности — «игравызывает качественные изменения в психике ребенка», сам процесс игры «…носитзнаковый (символический) характер» [3, с. 115]. Она утверждает – именно в игреможно обнаружить формирующуюся знаковую функцию сознания ребенка. «Игровыезаместители» предметов могут сильно отличаться с ними, но не должны искажатьреальных свойств предметов. Таким образом, ребенок достаточно избирательнодействует в выборе замещения реальных на игровые аналоги.
Валерия СергеевнаМухина отмечает, что применяя коня или страшного зверя, в основном это реальныелюди – родители, учителя, воспитатели, люди в профессии. Вместе с тем, ребенокполучает обязанности по отношению к окружающим, он чувствует, что если взял насебя какую-то роль, то обязан выполнять то, что ей и свойственно. «Роль всюжетной игре как раз и заключается в том, чтобы исполнять обязанности, которыеналагаются ролью, и осуществлять права по отношению к остальным участникамигры». [3, с. 116].
В ролевой игре детиотражают окружающую их действительность.
«Содержанием ролевойигры у старших дошкольников становится подчинение правилам, вытекающим извзятой на себя роли» [ 3 ].
Мухина В.С.отождествляет игрушки со средством «взаимодействия на нравственную сторонуличности ребенка». «Кукла – объект для общения во всех его проявлениях, партнерпо общению в игре ребенка». [3, с. 127] Но существуют так называемыеагрессивные игрушки, цель которых – воспитать в ребенке садистские наклонности.Но, разрешенные ребенку проявления насилия, даже в игровой форме, могутсформировать холодную отчужденность, снять человеческие запреты на жизнь идостоинство человека, сформировать отношение к другому человеку как к безличномуи не имеющему ценности существу.
Условия развитиястаршего дошкольника значительно выше, по сравнению с этапом младенчества. Отребенка теперь уже требуется соблюдение правил поведения, норм и морали вобществе. Растущие возможности познания действительности выводят ребенка зарамки общения с родными и близкими, становятся доступными для начальногоусвоения тех форм взаимоотношений, которые встречаются между взрослыми всерьезных видах деятельности, таких как учебная и трудовая. Ребенок-дошкольникучится считаться с мнением и интересами своих сверстников, согласованию с нимисвоих действий, включению в совместную деятельность.
Основное влияниевзрослый оказывает на ребенка путем организации усвоения норм морали. Они(нормы) усваиваются детьми под воздействием образцов – прежде всего, самивзрослые, их поведение и взаимоотношения. Особое значение имеют непосредственноего близкие и родные. Ребенок может им подражать, перенимать их манеры,заимствовать у них оценку окружающей действительности, наблюдает труд другихлюдей, слушает рассказы, сказки, стихи. «В качестве образца для него выступаетповедение тех людей, которые вызывают любовь, уважение и одобрение окружающих».[3, с. 157]
В старшем дошкольномвозрасте на первый план выдвигается усвоение правил взаимоотношений с другимидетьми. Это приводит к тому, что часто приходится учитывать мнение и точкузрения товарища. Детям это дается нелегко, и нередко относятся к этомуформально. Освоение правил происходит в результате опыта, получаемого детьми впрактике изменения, нарушения и восстановления тих правил.
К старшему дошкольномувозрасту выполнение правил по привычке сменяется сознаваемым выполнением,которое основывается на понимании их значимости. В этот период ребенок и самподчиняется правилам, и следит за их выполнением другими детьми.
Огромное значение имеетразвитие у дошкольников чувства гордости и стыда. Они и заставляют ребенкасоотносить свои поступки с оценками и ожиданиями взрослых. Дошкольникиспытывает гордость не только потому, что выполняет какие – либо действия,одобряемые взрослыми, но и потому что обнаруживает в себе положительныекачества, например, смелость или правдивость.
Чувство стыда удошкольника возникает тогда, когда он обнаруживает, что поступил не так, как отнего ожидали, например, нарушил правила, проявил трусость, грубость, жадность итак далее.
У детей 6-7-ми летсохраняется эмоциональная зависимость от взрослого. Поведение взрослогозначительно отражается на поведении ребенка.
Так, в случае, есливзрослый не расположен к ребенку, то он (ребенок) замыкается в себе, становитсяскованным, не активным, неуверенным, и даже агрессивным. В таком случае детистановятся вялыми, безразличными, способны бросить начатую деятельность. Однакодругие дети могут увеличить темп своей деятельности, но ее продуктивность резкоснижается. Демонстративный негатив со стороны взрослого, вызывает у ребенкасоответствующие реакции: он либо пытается преодолеть этот барьер отчуждения иустановить контакт со взрослым, либо замыкается в себе и стремиться избежатьобщения.
Вдошкольном возрасте ребёнок быстро овладевает речью, которая является средствомобщения, учится с ее помощью рассказывать oзначимых для него событиях, делиться своими впечатлениями. Он учится строить слюдьми нормальные отношения. Узнавая от близких, он учится приветствовать людейкак принято в eгoобществе. «Речь как средство общения несет всебе не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную функцию» [ 3 ].Эмоциональноокрашиваются не только слова, но и сопровождающая их мимика, позы и жесты.
Он подражает родителями близким людям, то есть идентифицируется с ними. Ребенок неосознанноперенимает стиль общения. Именно семья, считает Мухина В.С., формирует уребенка тот тип общения, которым пользуются окружающие его близкие люди.«Недисциплинированная с точки зрения речевой культуры и эмоциональныхпроявлений семья получит в своем ребенке слепок своих недостатков в общении» [3 ].
В общении с помощьюподражания ребенок усваивает варианты взаимодействия людей друг с другом. Это обусловливаетсяабсолютной зависимостью человека от других людей.
В период старшегодошкольного возраста ребенок стремится к своей реализации в общении с другимилюдьми и спокойно использует механизмы идентификации и обособления.
Если ребенок обделенлюбовью, то он может стать неуверенным в себе, становится отчужденным отдругих, он чувствует себя покинутым и одиноким. Отстраненное отношениеродителей к ребенку может привести к возникновению у него чувства отчужденностиот других и страх — состояние сильной тревоги и беспокойства. Нельзя запугиватьдетей для того, чтобы добиться от них послушания (например, «Не будешьслушаться, отдам тебя дяде милиционеру!»). Запугивая ребенка, взрослый долженпонимать, что таким образом он показывает не только свою отчужденную позицию,но и проявляет агрессию. Если взрослый не оказывает ребенку поддержки внеобычной для него ситуации, предоставляет его самому себе, ребенок чувствуетсебя покинутым, переживает страх и волнение. Последствием такого отношенияможет стать боязнь темноты.
Укладывая ребенкаспать, взрослые обычно гасят свет и оставляют его одного. Ребенок чувствуетсебя покинутым. Если он хотя бы раз был напуган в темноте, то впоследствии саматемнота будет его пугать. Частое переживание страха влияет на общее физическоеи психическое самочувствие ребенка. От этих форм страха принципиальноотличается страх за других, когда самому ребенку ничто не угрожает, но онпереживает от страха за тех, кого любит. Таким образом, он сочувствует, и этоявляется свидетельством того, что у него развивается такое важное чувство каксопереживание.
В период дошкольноговозраста взрослые начинают сознательно или бессознательно обучать ребенкаполовой роли в соответствии с общепринятыми принципами. «Мальчикам обычноразрешают больше проявлять агрессивность, поощряют физическую активность,инициативность. От девочек ожидают душевности, чувствительности иэмоциональности» [ 3 ].
В семье ребенкусообщают, как принято вести себя мальчикам и девочкам. И в каждой культуресуществуют закрепившиеся принципы воспитания детей как будущих мужчин и женщин.
Еще стереотипы мужскогои женского поведения входят в психологию ребенка через наблюдение за взрослыми.Родители являются носителями ценностных ориентаций своего пола. Взрослыеошибутся, если будут неотступно следовать всем стереотипам общепринятогоповедения. В воспитании своих детей необходимо разносторонне развивать имальчиков, и девочек. В старшем дошкольном возрасте дети начинают обнаруживатьразличную по своим проявлениям манеру поведения мужчин и женщин.
Ребенок способен кподражанию формам поведения, стереотипными формами поведения взрослых, которыемогут оказаться вредной привычкой, к примеру, курение.
Утверждаясь в своихморальных качествах, для ребенка важно признание взрослого, к которому онпривязан. Он хочет, чтобы взрослые были к нему благосклонны, благодарны ему,признавали его и ценили тот хороший поступок, которым он гордится сам.
Потребность ребенка вобщении со взрослыми сводится к тому, что к ним он обращается за оценкой результатовсвоей деятельности и достижений. Пренебрежение, игнорирование и неуважение втаком случае могут привести к утрате малышом уверенности в себе, в такихслучаях необходимо, напротив, поддерживать ребенка. Общение с взрослымипозволяет детям усваивать нормы социального поведения и важными моментами вкультурном воспитании становятся знание норм общения и понимание их ценности инеобходимости.
Если у старшегодошкольника уже развито чувство ответственности за себя, то это ему оченьпоможет адаптироваться к грядущему учебному процессу, когда на него будутвозлагаться не только новые права, но и новые обязанности.
Особое место занимаетлюбовь ребенка к матери. Так как, удовлетворение всех его потребностейпроисходит через мать. В дошкольном возрасте он обнаруживает потребность впривязанности и признании взрослых.
Мотив установления исохранения положительных взаимоотношений с взрослыми является одним ихважнейших и определяющих дальнейшее социальное развитие ребенка.Взаимоотношения ребенка с взрослым в большей степени зависят от содержанияобщения с позиции взрослого.
При условииположительного эмоционального отношения взрослого, ребенок относится к нему сдоверием, старается успешнее выполнять свою работу, соблюдать все правилаповедения.
Невнимание же,отчуждение, раздражительность взрослого приводят к тому, что ребенок пытаетсяизбежать негативных эмоций и замыкается в себе. Это отчуждение взрослогонередко может привести к развитию некоторых отрицательных качеств –замкнутость, лживость, лесть, агрессивность и тому подобное.
В общении с ребенкомвзрослый должен точно подбирать форму эмоционального отношения. Негатив ипозитив для ребенка должны быть особой техникой общения, «где основной фонсоставляют положительные эмоции, а отчуждение используется как форма порицания ребенказа серьезный проступок» [3, 161 с.].
Мухина В.С. отмечает,что в процессе развития детей обнаруживаются индивидуально-психологическиекачества (интересы, черты характера). Есть дети любознательные, активные, естьпассивные ничем особо не интересующиеся. Раздражительный и капризный ребенокрезко отличается от «открытого», спокойного и доброжелательного.
Элементы общениявозникают достаточно рано, когда дети еще играют сами по себе. Интерес к игресверстника приводит к попыткам установления определенных взаимоотношений.Первые формы общения проявляются в желании ребенка приблизиться к другомуребенку, уступить часть места, играть рядом. С развитием игровых умений иусложнения игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение.«В совместно игре дети учатся языку общения, учатся согласовывать свои действияс действиями другого, учатся взаимопониманию и взаимопомощи» [ 3 ].
Если ребенок не хочетбыть внимательным к тому, что требует от него игровая ситуация, не запоминаетусловий игры, то он изгоняется сверстниками. Потребность в общении, вэмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению изапоминанию.
Ребенок к концудошкольного возраста учится таким эмоциям и чувствам, которые помогают ему устанавливатьпродуктивные отношения со своими сверстниками
К концу дошкольноговозраста у ребенка формируются основы ответственного отношения к результатамсвоих действий и поступков. Ответственность пробуждает чувство сопричастностиобщему делу, чувство долга. По мере развития ответственности у ребенкапоявляется возможность оценивать свои отдельные поступки и поведение в целомкак хорошее или плохое, если главными мотивами поведения становятсяобщественные мотивы. Ребенок 6 — 7лет способен понимать нравственный смыслответственности. В игре и в обыденной жизни, в отношениях со знакомымивзрослыми и сверстниками ребенок получает достаточный опыт ответственногоповедения. В зависимости от развитости чувства ответственности до школы онбудет относиться к своим новым обязанностям в школе. Общение с взрослыми исверстниками дает возможность ребенку усваивать эталоны социальных нормповедения. Ребенок в определенных жизненных ситуациях сталкивается снеобходимостью подчинить свое поведение моральным нормам и требованиям. Поэтомуважными моментами в нравственном развитии ребенка становятся знание нормобщения и понимание их ценности и необходимости. Если ребенок до школы имеетразвитое чувство ответственности за самого себя, за свое поведение, то с этимчувством ответственности он придет и в свой класс.
Мухина В.С. выделяетдва вида взаимоотношений в игре – игровые и реальные.
Игровые отношениясводятся к исполнению роли, выбранной ребенком, отношению к детям всоответствии с сюжетом игры.
Очень важную роль длядошкольника играет влияние общения со сверстниками. Интерес и симпатия к другимдетям переходит в потребность общения с ними.
Эта потребностьразвивается на основе совместной игровой деятельности, при выполнении общегозадания и так далее.
Мухина В.С. указывает,что в условиях общественного воспитания дошкольников, когда ребенок находитсясреди других детей, вступая во взаимоотношения с ними, образуется, такназываемое, «детское общество» [ 3 ]. В этих условиях ребенок-дошкольникприобретает первые навыки поведения в коллективе, установления взаимоотношенийс другими людьми.
Именно в условияхобщения со сверстниками ребенок может применять усваиваемые им правила и нормыповедения по отношению к другим, к различным ситуациям. В совместнойдеятельности детей возникают ситуации, направляющие детей считаться с мнениемколлектива, согласовывать свои действия с другими для достижения общей цели. Вэтих случаях дети не всегда находят нужные способы поведения. Между ними частовозникают конфликты, так как каждый пытается отстоять свои права, при этом, несчитаясь с правами сверстников. Здесь воспитатель играет важную роль, — вмешиваясь в такие конфликты, он учит детей осознанному выполнению нормповедения.
Общение обеспечивает«упражнение» [3, с. 162] детей в положительных поступках. Это чрезвычайнонеобходимо для того, чтобы ребенок мог не только их знать, но и уметьруководствоваться ими.
Сильное влияние наразвитие общения ребенка дошкольного возраста определяется влиянием «детскогообщества», в котором складывается, как называет Мухина В.С., «общественноемнение» [3, с. 162].
В 4-5 лет дети ужемогут прислушиваться к мнению сверстников и подчиняться мнению большинства,даже если оно противоречит их собственному. Такое подчинение Валерия СергеевнаМухина называет комфортностью.
Однако в 6 лет этакомфортность значительно падает. Комфортность для дошкольников — это переходныйэтап в овладении умением согласовывать свое мнение. У некоторых детей овладениеэтим умением может перерасти в отрицательные свойства личности.
Дети дают оценки своимсверстникам, опираясь на оценки воспитателя. Положительно оцениваются дети,которые делятся игрушками, защищают слабых и так далее.
Каждый ребенок занимаетсвое положение внутри «детского общества» [ 3 ]. Обычно лидируют несколько детей,они пользуются наибольшей популярностью: с ними многие хотят дружить, имподражают, выполняют их просьбы и так далее. Так же есть дети, которые и вовсене популярны среди своих сверстников. С такими детьми мало общаются, непринимают в игры, им не хотят давать игрушки. Остальные дети находятся как быпосередине этих двух «крайностей». Степень популярности ребенка зависит от егознаний, умственного развития, особого поведения, способности ккоммуникабельности, их открытости, внешности, силы, выносливости и так далее.
Таким образом,положение ребенка в группе показывает, насколько он принят сверстниками. Завесь период дошкольного детства ребенок проходит большой путь в овладениисоциальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностныхотношениях с взрослыми и детьми. Ребенок осваивает правила адекватноголояльного взаимодействия с людьми и в благоприятных для себя условиях можетдействовать в соответствии с этими правилами.
 
1.3 Влияние взрослогона «Я-концепцию» ребенка дошкольного возраста в работах Г.С. Абрамовой
Дошкольным по АбрамовойГ.С. является возраст 5-7 лет, она называет этот период серединой детства, иразделяет на младший дошкольный и старший дошкольный. Она отмечает, что дляэтого возраста характерна повышенная чувствительность ребенка к переживаниям,обозначение границ «Я-концепции» (установление дистанции с другими людьми,формирование обобщенной концепции другого человека [ 1 ]) делает его уязвимым клюбым воздействиям других людей.
Отношение неравенствамежду ребенком и чужим взрослым (например, соседом) в период высокойсензитивности ребенка делает его беззащитным перед вторжением соседа в егопсихологическое пространство, в содержание «Я-концепции».
Абрамова Г.С. говорит,что одним из сильнейших психотравмирующих факторов, в особенности у девочек,является влияние соседей. У ребенка нет защиты от вербальной и невербальнойоценки чужого взрослого.
Таким образом, оценкипостороннего человека в середине детства, являются достаточно сильнымиэмоциональными воздействиями. Это воздействие имеет не малое значение вформировании освоения «концепции» другого человека.
Абрамова Г.С.указывает, что существует образ «не – Я», который закрепляется ребенком вдошкольном возрасте и используется для установления отношений с другими людьми.
Галина Сергеевнаполагает, — эта дифференциация чувств, которую переживает ребенок по отношениюкак к своим, так и к чужим взрослым, связана со способностьюсамовосстановления. То есть, ребенку надо стать психотерапевтом для самогосебя, чтобы продолжать свою социализацию в обществе. Этот образ«становится….содержанием психической реальности, структурируя отношения сдругими людьми, удерживая содержание «Я – концепции» [ 1 ].
Соседи вносят в жизньребенка множество переживаний, которые Абрамова Г.С. называет «обусловленностьюлюбви» [ 1 ]. То есть, «они демонстрируют ребенку ту сторону отношений, которуюможно было бы квалифицировать как не — любовь» [ 1 ], проще говоря, — «антиподбезусловной родительской любви, принятия, прощения» [ 1 ].
Галина Сергеевна Абрамоваотмечает, что выражение амбивалентного поведения к близким людям показывает,что оно опосредуется достаточно содержательной «Я — концепцией» и концепциейдругого человека.
Абрамова Г.С. приводитво внимание тот факт, что самый юный возраст самоубийств приходится именно наэтот период жизни. Одним из переживаний, толкающих ребенка к самоубийству,является переживание экзистенциальной пустоты, то есть переживание тревоги,ощущения тяжелого дискомфорта о вопросе смысла существования.
Ребенок становитсяочень чувствителен к правде и шутке.
При возникновениитакого вопроса вводит ребенка в мир подтекста, жизненной многозначности. Дети втаком возрасте очень трудно переживают потерю доверия к искренности взрослых.Сомнения в правдивости взрослого вызывает у ребенка сильные переживания,которые в запущенных случаях порождают страх перед другим человеком и недовериек нему.
Его собственное глобальноенравственное чувство, основанное на переживании себя как человека и другихлюдей как людей, подвергается серьезным испытаниям при общении с взрослыми исверстниками.
Успех ребенка, отмечаетГ.С. Абрамова, тесно связан с признанием его сверстниками, что обусловленоотношения человека к человеку. Симпатию и признание сверстников получают тедети, которые проявляют желание помочь, поддержать другого человека, могутвыслушать, умеют радоваться чужим успехам.
Дети же агрессивные,плаксивые и обидчивые не вызывают симпатии сверстников.
Если у ребенкаснижается успешность, то сверстники начинают меньше ему подчинятьсясимпатизировать ему. В другом случае, если у ребенка повышается успешность, тозачастую это приводит его к лидирующей роли и сам он воспринимается как болеесимпатичный.
Здесь имеет место ложь.Почему дети старшего дошкольного возраста лгут? Абрамова Г.С. предполагает, — потому что умеют создавать эту реальность, знают ее свойства и пробуютобращаться с ними.
Сопоставление этих двухявлений – явления лжи и успешности ребенка в группе сверстников приводит ГалинаСергеевну Абрамову к мысли о том, что они позволяют обсуждать проблемупрозрачности – плотности границ психологического пространства.
Успех, воплощенный впреобразованиях предмета, ложь о предмете наделяют этот предмет особымисвойствами.
Если в семье несколькодетей или дети объединены в группу, то борьба за мою игрушку или место являетсянеотъемлемой частью их жизни.
Мотивы лжи в той илииной степени связаны с предотвращением возможного воздействия на разныемодальности психической реальности: чувства, мысли, желания и возможности.
Абрамова Г.С. говорит,что каждый мотив, каким бы он ни был, можно прокомментировать как вариантрефлексии на содержание отношений, как вариант сознания отношений как особойсферы, имеющей свои законы функционирования.
Игра со сверстникамидля ребенка старшего дошкольного возраста является своеобразной групповойпсихотерапией, где он может на какое – то вредя отпустить все страхи, злость игрусть.
Дети этого возрастаумеют играть «в войну», но не знают, как играть «в мир» [ 1 ]. Абрамова Г.С.объясняет это тем, что дети просто не знают как это воспроизвести, и делоздесь, отчасти, в том, что игра «в войну» выполняет функцию компенсациинапряжения, которое так или иначе существует у ребенка в отношениях с взрослымииз — за демонстрации физического и психологического превосходства их наддетьми.
Это очень сильныйфактор развития в этом возрасте – не чувствовать на себе давления. Онотмечается и в фактах поведения одаренных детей, которые по разным причинамбыли лишены общения на равных со сверстниками.
Именно в серединедетства для комфортного самочувствия и нормальной уверенности в себе ребенкунеобходимо общение со сверстником своего пола.
Игра своим содержаниемзадает жесткие условия, которым надо соответствовать, чтобы быть ее участником.
Особенно активно сверстникиизбегают контактов с ребенком, который не только не умеет играть, но еще и неумеет сотрудничать, а только мешает играть. Такого ребенка не только будутобходить стороной, но просто выгонят из игры. Не менее активно отвергаются и тедети, которые излишне подвижны, не умеют спокойно вести себя, хотя они могутбыть достаточно умелыми и дружелюбными. Такое непризнание получают и слишкоммедлительные дети, которые не умеют развивать необходимую динамику действий, оттаких просто убегают.
«Середина детства – этоколыбель неврозов всех видов» [1, 498 с.], то есть таких, которые вызываютостановку развития. Невроз всегда является воспроизведением, который блокируетлюбую активность, это, возможно, может быть страх. Страх – главная причинаневрозов у 5 – 7 детей и возникает как тормоз всех проявлений психическойжизни, зачастую на фоне дефицита любви со стороны близких взрослых.
Опасность этоговозраста состоит в том, отмечает Г.С. Абрамова, что ребенок еще не знает мерысвоим силам, как физическим так и умственным, поэтому его воздействие как насебя так и на других может быть чрезмерным, взрослым надо обязательно пресекатьагрессию и насилие, проявляемое детьми.
дошкольныйвозраст общение кризис
1.4Поведение детей старшего дошкольного возраста как форма отражения отношений свзрослыми в работах И.В. Дубровиной
 
ДубровинаИрина Владимировна – доктор психологических наук, профессор, академик РАО,возглавляет лабораторию научных основ детской практической психологииПсихологического института РАО.
Рядособенностей поведения является нормальным только для детей определенноговозраста. Например, если младенец не умеет пока терпеть и мочит пеленки, то этомало тревожит родителей, но для ребенка 10 лет такие случаи являются патологией.
Ввопросах, связанных с половыми различиями в старшем дошкольном возрастеповедение, как мальчиков, так и девочек, совпадает во многом. Это нормально. Втех случаях, когда у мальчика встречается полное соответствие с поведениемдевочки, считается расстройством половой принадлежности.
Достаточночасто встречаются различные припадки, страхи, и другие отклонения в поведении. Нотакие расстройства у детей бывают длительными. Они могут длиться месяцами, илидаже годами. Такое сохранение этих состояний встречается редко, но они должнынасторожить взрослых.
Временныеизменения в поведении и эмоциональном состоянии ребенка, как отмечает И.В. Дубровина,- явление обычное и нормальное. Потому что развитие происходит неравномерно ине плавно, а сменяется то критическими, то сенситивными периодами, я бысказала, скачкообразно. Однако все эти явления и колебания в одних условияхпроисходят чаще, чем в других, поэтому важно принимать во внимание обстоятельстважизни ребенка. Например, регрессом в поведении многие дети реагируют напоявление младшего брата или сестры, а возрастание тревожности — на переменудетского сада или группы. Сам стресс усиливает имеющиеся у ребенкаэмоциональные или поведенческие трудности.
Разграничениенормального и ненормального поведения не может быть абсолютным. Поведение должнооцениваться с точки зрения норм его непосредственной социокультурной среды.Различия в культуре в обществе серьезно влияют на вариации нормальногоповедения.
Отдельныереакции встречаются намного чаще, чем целый их ряд одновременно. Особоговнимания требует ребенок с множественными эмоциональными и поведенческимирасстройствами, в особенности, если они одновременно касаются разных сторон егопсихической жизни.
Однисимптомы можно объяснить плохим воспитанием ребенка, другие – психическимрасстройством. Например, грызение ногтей может встречаться как у нормальноразвивающихся детей, так и у детей с психическими расстройствами (к примеру,невроз). Обычно плохие взаимоотношения со сверстниками чаще связаны именно спсихическим расстройством и поэтому требует более пристального внимания.
Умеренные,редко возникающие симптому нарушения поведения для детей более обычны, чемчасто повторяющиеся расстройства. Необходимо проследить как часто и насколькодлительно они проявляются.
Анализируядетское поведение, следует сравнивать его проявления не только с теми чертами,которые характерны для детей вообще, но и с теми, которые являются обычными дляданного ребенка. Следует относиться внимательно к изменениям в поведенииребенка, которые трудно объяснить законами нормального развития и созревания.
Принятосчитать, что симптом, проявление которого не зависит от какой бы, то ни былоситуации, отражает более серьезное расстройство, чем симптом, возникающийтолько в определенной обстановке.
Такимобразом, решая вопрос об отклонении поведения ребенка от нормы, следуетпринимать во внимание комбинацию всех вышеназванных критериев.
Рассмотримнаиболее часто встречающиеся трудности в поведении и развитии детей дошкольноговозраста. Среди них можно выделить нарушения поведения (агрессивность,вспыльчивость, пассивность, гиперактивность), отставание в развитии и различныеформы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи). Подчеркнем еще раз, что работас детьми, имеющими те или иные неврологические отклонения, не входит в компетенциюпрактического психолога, ибо требует специальных профессиональных знаний вобласти медицины и детской психиатрии. Однако психолог должен уметьдифференцировать подобные случаи, для того чтобы своевременно направить ребенкак психоневрологу.
Осложненияпсихического и личностного развития ребенка обусловлены, как правило, двумяфакторами:
1)ошибкамивоспитания;
2)определенной незрелостью или минимальными поражениями нервной системы.
Зачастуюоба этих фактора действуют одновременно, поскольку р0Слые нередко недооцениваютили игнорируют (а иногда и вовсе, е знают) те особенности нервной системыребенка, которые лежат в основе трудностей поведения, и пытаются «исправить»ребенка различными неадекватными воспитательными воздействиями. Очень важно,поэтому уметь выявить истинные причины поведения ребенка, тревожащего родителейи воспитателей, и наметить соответствующие пути коррекционной работы с ним. Дляэтого необходимо ясно представлять себе симптоматику указанных выше нарушенийпсихического развития детей, знание которой позволит психологу не толькоправильно построить работу с ребенком, но и определить, не переходят ли те илииные осложнения в болезненные формы, требующие квалифицированной медицинскойпомощи.
Напомнюеще раз, что речь пойдет о тех нарушениях поведения дошкольников, которыесвойственны обычным детям, чье развитие происходит в рамках нормы. Тем не менее,нельзя забывать и о том, что каждое такое нарушение имеет в своей основе нетолько педагогические просчеты взрослых, но и определенную слабость центральнойнервной системы, обусловленную как ее возрастной незрелостью, так и весьманередкими случаями минимальных мозговых поражений вследствие неблагополучногопротекания беременности или родов, обычно преодолеваемыми при правильномвоспитании к 7-8 годам.
Работас детьми, имеющими те или иные нарушения поведения, может осуществляться вразных формах. Одним из наиболее популярных сегодня методов является психотерапевтическаяработа с группой детей, поведение которых характеризуется определеннойтрудностью. Однако сами по себе занятия в группе не способны изменить типповедения ребенка, они могут лишь «раскачать» ситуацию, обострить и выявитьистинную проблему, лежащую в основе возникшего осложнения. Дальнейшая работа сребенком по формированию у него желательного типа поведения ложится на плечитех взрослых, которые изо Дня в день ухаживают за ребенком, общаются с ним, т.е. на его родителей и воспитателей. Психолог же задает основное направлениеэтой Работы, определяет общую тактику, корректирует и регулирует ход воспитательногопроцесса, оказывая постоянную консультативную помощь.
Детямдошкольного возраста свойственна агрессия. Переживания и разочарования ребенка,которые взрослым кажутся мелкими и незначительными, оказываются очень острыми длянего, в силу еще несформированной нервной системы, поэтому наиболееудовлетворительным для ребенка решением может оказаться физическая реакция,особенно при ограничении ребенка к самовыражению.
ДубровинаИ.В. выделяет две наиболее частые причины агрессивности.
1.Боязньбыть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения. Чемсильнее страх, тем сильнее идет выплеск агрессии;
2.Пережитая обида, душевная травма, случаи нападения. Чаще всего страх появляется,если нарушены социальные отношения между ребенком и взрослыми.
Физическаяагрессия может выражаться в драках, в форме разрушения чего –либо, каких – либо вещей. Дети рвут книги, разбрасывают, ломают, поджигаютнужные вещи и игрушки. Случается, что агрессия и разрушительность совпадают,тогда ребенок кидается вещами и игрушками в детей или взрослых. Такое поведениев любом случае мотивировано потребностью во внимании и общении.
Агрессияне всегда проявляется физическими действиями. Некоторые дети склонны к вербальнойагрессии (ругаются, дразнят, оскорбляют). За таким поведением обычнопрослеживается которой часто стоит неудовлетворенная потребность почувствоватьсебя сильным или отыграться за собственные обиды. Иногда дети ругаютсясовершенно не понимая значения слов. В других случаях ребенок, не понимаясмысла бранного слова, использует его, с целью огорчить взрослых или досадитькому-либо. Бывает, что брань является средством выражения эмоций в неожиданных ситуациях:ребенок упал, расшибся, его дразнили или задели.
Ребеноксчитается вспыльчивым, если он склонен по любому поводу (расплакаться, устроитьистерику, разозлиться), но при этом нет выплеска агрессии. Дубровина И.В. отмечает,- «Вспыльчивость,— это скорее выражение отчаяния и беспомощности, чемпроявление характера. Тем не менее, она причиняет и взрослым, и самому ребенкумассу неудобств и поэтому требует преодоления.»
Детистаршего дошкольного возраста могут выразить свои чувства словами или выслушатьвзрослого. Взрослый не должен уступать ребенку только ради того, чтобы невызвать припадка, однако важно оценить, действительно ли запрет взрослого имеетпринципиальное значение, не борется ли он с пустяком и не является ли это лишьложной принципиальностью и самоутверждением.
Нередковзрослые не видят никакой проблемы в пассивном поведении ребенка, считают, чтоон просто спокоен и хорошо воспитан, что не всегда может быть таковым. На самомделе они могут переживать не самые приятные эмоции.
Ребенокможет быть несчастным, подавленным или застенчивым. К таким детям подход долженбыть постепенным.
Обычнотихое поведение ребенка означает его реакцию на обделение вниманием или проблемывнутри семьи. Начиная себя так вести, он отстраняется и замыкается в себе.Проявлениями этого являются посасывание пальца, царапание кожи, выдергивание усебя волос или ресниц, раскачивание и прочее.
Способомпрекратить такое поведение является выражение его чувств. Если ребенок старше 4лет, то ему можно предложить выплеснуть свои эмоции в игре или доверительнойбеседе.
Пассивноеповедение может быть обусловлено страхом перед незнакомыми людьми, малый опытобщения с ними, неумение обратиться к взрослому. Такой ребенок может и ненуждаться в физической ласке или вообще не переносить физических контактов.
Важнопомочь ребенку приобрести уверенность в себе, тогда он научится сам спокойнообщаться с другими людьми.

2. Практическая часть
Данная практическаячасть представлена двумя методиками, в результате проведения которых былаполучена необходимая информация.
Методика №1. «Каковребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» [8, 144 с.].
Описание методики.
Эта методикапредставлена опросником, которая предназначена для экспертного оцениваниякоммуникативных качеств личности ребенка-дошкольника. Межличностные отношенияили функционально связанные с ними коммуникативные качества личности ребенка вданном случае определяется группой независимых взрослых людей, хорошо знающихданного ребенка. Это могут быть его родители, родственники, работникидошкольных учебно-воспитательных учреждений. Оценки одновременно дают ребенкуне менее 2 — 3 человек при условии, что хотя бы один из них не входит в числородственников ребенка.
С помощью этогоопросника оцениваются такие коммуникативные качества виды отношений ребенка слюдьми как:
1) Доброта;
2) Внимательностьк людям;
3) Правдивостьи честность;
4) Вежливость;
5) Общительность;
6) Щедрость;
7) Отзывчивость,готовность прийти на помощь;
8) Справедливость;
9) Жизнерадостность;
10) Ответственность.
Проведениеметодики.
Родителями воспитателю группы детей из пяти человек в детском саду было предложноответить на данный опросник (см. приложение 1) для определения уровня развитиякоммуникативных качеств.
Анализрезультатов. Межличностные отношения Фамилии детей 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Общая оценка Респондент 1 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 1 1 0,5 8 Респондент 2 0,7 1 0,5 1 1 1 1 1 0,3 1 8,5 Респондент 3 0,5 1 1 0,3 1 0,9 0,5 1 1 7,2 Респондент 4 1 0,5 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 7,5 Респондент 5 1 1 0,5 1 1 1 0,5 0,6 1 0,5 8,1
Руководствуясь выводамиоб уровне развития (см. приложение 1) и полученными данными при анализе анкет(см. Таблица 1), большинство детей имеют высокий уровень развитиякоммуникативно-личностных качеств.
2 ребенка из 5 имеютсредний уровень развития. У 3-х детей – высокий уровень.
Следует отметить, что воценке правдивости и честности своих детей, родители ответили «нет», анекоторые «когда как», отсюда следует вывод, что дети часто лгут, что впринципе характерно для старшего дошкольного возраста, об этом писали болееподробно В.С. Мухина и Г.С. Абрамова.
Таким образом, мы можемувидеть на примере полученных результатов, что коммуникативные качества уданных детей развиваются нормально и каких – либо отклонений и расстройств невыявлено.
Методика №2. «Методикародительских оценок и притязаний» [6, 94с.].
Эта анкетапредназначена для сравнительной характеристики оценочного отношения родителей(воспитателей) личности ребенка, анализировать расхождения в оценкахвоспитателей, родителей, самого ребенка.
Таблица 2 отражаетрезультаты оценок и самооценки ребенка.
Анкета состоит из 16пунктов, которые называют психические процессы и способности ребенка.
Родителям былопредложено оценить по пятибалльной системе выраженность у ребенка определенныхспособностей и психических процессов:
В конце анкеты оценочныебаллы суммируются. Анализ суммы оценок по каждому пункту дал необходимуюинформацию.
Родителям пяти разныхдетей было предложено ответит на анкету (см. приложение 2).
Проведениеметодики.
Родителямпяти детей было предложно ответить на данную анкету (см. приложение 2) дляполучения сравнительной характеристики оценочного отношенияродителей. Родителям предлагается в этой анкете ручкой другого цвета проставитьжелаемые баллы.
Анализрезультатов.
После анализа анкетможно наглядно определить (см. Таблица 2) разницу родительскими оценками иродительскими притязаниями на их развитие.
Внутриличностныепроблемы ребенка обостряются в том случае, когда родительские притязания иреальные психологические возможности малыша не совпадают. Иногда это приводит кневротическим нарушениям личности ребенка, на чем я подробно остановилась прирассмотрении позиции Дубровиной И.В. По результатам таблицы можно отметить, чтородители на самом деле хотят бо´льших способностей, чем имеют их дети насамом деле (см. Таблица 2).

Таблица 2.Фамилия ребенка Общая сумма баллов Родительская оценка Родительское притязание Респондент 1 29 66 Респондент 2 48 65 Респондент 3 27 67 Респондент 4 24 63 Респондент 5 49 70

Заключение
На основе исследованнойлитературы считаю, что данная тема вполне раскрыта.
В данной работе былообосновано, в чем состоит данная проблема и как она рассматривалась с различныхавторских позиций; частично выявленыпричины возникающих проблем, при анализе трудов знаменитых психологов; описанокакие решения и предупреждения предлагают психологи в своих работах.
Проблемы и расстройстваесть и, несомненно, будут существовать, но для того, что бы как – то смягчитьнарастающую проблему, необходимо заниматься ее способами решения, развивать ееметодологию.
В проведенном мноюисследовании были показаны родительские реальные и желаемые оценки в своемребенке на конкретных примерах, а так же степень развитости коммуникативныхкачеств у детей.
Внутриличностныепроблемы ребенка обостряются в том случае, когда родительские притязания иреальные психологические возможности малыша не совпадают. Иногда это приводит кневротическим нарушениям личности ребенка, на чем я подробно остановилась прирассмотрении позиции Дубровиной И.В.
Изучены, далеко, не всеаспекты проблемы развития общения в данном случае старших дошкольников.
Общение – это не доконца изученное явление, более тщательное и глубокое его изучение в сочетании ссовременными информационными технологиями может дать неплохие результаты иполучить ценный опыт.
 

Список используемойлитературы
1. АбрамоваГ.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М.: Академическийпроект, 2001. – 704 с. Изд. 2-е., исп. и доп.
2. АндрееваГ.М. Социальная психология. М., Изд-во моск. ун-та, 1980. 416 с.
3. ВыготскийЛ.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 1008 с. (Серия «Мирпсихологии»).
4. ВыготскийЛ. С. Психология развития ребенка. – М.: Изд-во Смысл, Изд-во ЭКСМО, 2003. –512 с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»).
5. ДарвишО.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / Подред. В.Е. Клочко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 264 с.: ил.
6. МухинаВ.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л.А.Вегнера. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 272 с., ил.
7. НемовР.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии: учеб. для студ.высш. пед. учеб. заведений. / Р.С. Немов. – 5-е изд. – М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2008. – 687 с.
8. НемовР.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научноепсихологическое исследование с элементами математической статистики: учеб. длястуд. высш. пед. учеб. заведений. / Р.С. Немов. – 4-е изд. – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 631 с.
9. ОбуховаЛ.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. – М.: Высшее образование; МГППУ,2007. – 460 с.- (Основы наук).
10. Общениедетей в детском саду и семье / Под ред.Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной; Науч. –исслед. ин – т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика,1990. – 152 с.: ил.
11. Практическаяпсихология образования: Учебное пособие 4-е изд. / Под ред. И.В. Дубровиной –СПб.: Питер, 2007. – 592 с.: ил.
12. Психологическиеисследования общения / Под ред. Б. Ф. Ломова, А. В. Беляева, В. Н. Косуленко;Акад. наук СССР Инст. психологии. – М.: Наука, 1985. — 342 с.: ил.
13. Психологияразвития ребенка. – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2003. – 152 с. (Серия«Библиотека всемирной психологии»)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.