Реферат по предмету "Политология"


Участие женщин-мусульманок в политике и общественной жизни

Реферат: Участие женщин-мусульманокв политикеи общественной жизни
 

Вопреки широко распространенному мнению о пассивностии даже забитости мусульманской женщины, история мира ислама полна примеров активногоучастия женщин в политике и общественной жизни, особенно – в период кризисов и всякогорода трудностей. Достаточно вспомнить Инандж-хатун, властную сельджукскую султаншуконца XII в., или принцессу Ситт аль-Мульк, сестру фатимидского халифа аль-Хакима,устранившую брата в борьбе за власть в самом начале XI в. То же можно сказать о знаменитойпоэтессе Валладе, дочери кордовского халифа аль-Мустакфи, или о царственной Субх,пытавшейся править в той же Кордове вместо своего сына ХишамаII. Да и в наше время, совсемеще недавно правительства Турции и Пакистана возглавляли столь выдающиеся женщины,как Тансу Чиллер и Беназир Бхутто. Однако эти и другие примеры подобного рода нестоль уж многочисленны. Более важно отметить, что на всем протяжении истории исламскойцивилизации вовлечение мусульманок в политическую деятельность было достаточно устойчивойтрадицией, а вовсе не отдельными исключительными эпизодами.
Мусульманам вообщесвойственна высокоразвитая способность к самоорганизации. Благодаря этому любаяобщина приверженцев ислама, потеряв своего руководителя или видных своих представителей,немедленно предпринимает усилия по возмещению понесенного ущерба. И не раз бывалотак, что она теряла все боеспособное (или даже просто трудоспособное) мужское население,и в ней оставались лишь женщины, дети и старики. В подобных условиях роль женщинывовсе не сводилась к функциям матери, домохозяйки и хранительницы семейного очага.Ей приходилось не только ухаживать за пожилыми родственниками, не только кормить,воспитывать, обучать и лечить детей, но и заниматься торговлей, ремеслами и прочимивидами экономической деятельности, а также заботиться о сохранении />общины, иногда даже возглавлять ее. В 1569 г. 2700 мусульманокГранады, отвергавших насильственное крещение, были репрессированы за участие в вооруженномвосстании против испанцев. Позднее историки отмечали, что именно женщины морисков,т.е. принудительно крещеных испанцами мусульман, наиболее упорно отстаивали, в томчисле – перед трибуналами всесильной инквизиции, свое право исповедовать ислам,придерживаться своих обычаев, носить свою одежду и говорить на своем языке, чтоим было запрещено с 1566 г. Неудивительно, что из осужденных инквизицией морисков53% составляли женщины. 77 из них были сожжены на кострах, остальные подвергнутыразного рода пыткам, истязаниям и тюремному заключению, во время которого многиеиз них умирали. Вполне логично, что те из них, кто уцелел и был изгнан из Испаниив 1609–1614 гг. в числе примерно 300 тыс. морисков, еще проживавших тогда в стране,привнесли на свою новую родину (т.е. в Марокко, Алжир, Тунис, меньше – в Египети Сирию) ненависть к «христианской цивилизации» Запада, отождествлявшейся ими спреследованиями, унижениями, расправами, страданиями и убийствами.
Мусульманки достойнопроявили себя и с началом эпохи колониализма, всеми силами поддерживая своих отцов,мужей, братьев и сыновей, боровшихся с иноземными захватчиками. В ряде битв онисражались непосредственно на поле боя и даже иногда стояли во главе вооруженнойборьбы подобно Лалле Фатиме – народной героине алжирских берберов, почти 6 лет (в1851–1857 гг.) самоотверженно сопротивлявшихся превосходящим силам французской армии,завоевывавшим их родную область Кабилию. Случаи участия алжирских женщин в столкновенияхс французами были так часты, что даже получили отражение в произведениях побывавшихв Алжире французских писателей, например Ги де Мопассана. В последующей национально-освободительнойборьбе алжирского народа, которая длилась 132 года, женщины продолжили славные традицииЛаллы Фатимы и ее современниц. Во время антиколониальной войны 1954–1962 гг. тысячиалжирских девушек оказались в боевых рядах руководившего революцией Фронта национальногоосвобождения (ФНО) в качестве санинструкторов и медсестер в партизанских отрядах,активисток и агитаторов патриотического подполья, разведчиц и связных. На весь мирпрогремело имя ДжамилыБухиред, которая была схвачена во время одной из операцийподпольщиков и подвергнута чудовищным пыткам в колониальных застенках. Об этом сталоизвестно на судебном процессе против нее и ее подруг, одна из которых, ЗохраДриф,впоследствии стала видной общественной деятельницей и депутатом парламента независимогоАлжира. О подвигах тех, кто сражался вместе с ними плечом к плечу, жители алжирскойстолицы вспоминают и сегодня всякий раз, проходя по улице имени Хасибы бинт Буали,скромной студентки, отстреливавшейся вместе со своими товарищами в одном из домовКасбы – старинного мусульманского квартала города Алжир. Дом был окружен карателямии, в конце концов, взорван ими вместе со всеми, кто там находился.
Алжир не был исключением.Практически во всех странах ислама от Марокко до Индонезии мусульманки, особенномолодые, были реальной силой массового антиколониального движения, участвуя в митингах,демонстрациях, акциях протеста, кампаниях бойкота, а также – в боевых действиях,если до этого доходило дело. Так было в Египте, где мусульманки, которых возглавилиСофия Заглул и Худа Шаарави, впервые вышли на политическую арену еще во время антианглийскихвыступлений 1919–1923 гг. Так было в Тунисе, где вождь националистов Бургиба раньшедругих понял значение «женского» компонента массового социально-политического движенияи много сделал для организации действенного объединения своих сторонниц в Союз тунисскихженщин (30 тыс. чел. в 1945 г.; 600 тыс. чел. в 1961 г.). Так было в Марокко, гдесултан Мухаммед Бен Юсуф всячески поощрял равноправие и образование женщин, начавс собственной семьи.
Новый этап наступилс возникновением в 70-е годы ХХ века политического ислама. Возникшее как реакцияна ослабление и дискредитацию националистических партий, в большинстве случаев оказавшихсянеспособными решить коренные проблемы жизни общества, даже реализовать хотя бы то,что они обещали, течение политического ислама, тем не менее, многое унаследовалоот своих предшественников. Оно должно было в любом случае считаться с их достижениями,в частности с политикой «прогрессивных режимов 60–70-х годов», как писала арабскаяобщественная деятельница Надия Лейла Ассауи, стремившихся к развитию образованиясреди женщин и их вовлечению в общественную жизнь, к предоставлению тем самым «женщиневозможности работать вне дома». Кодекс гражданского состояния, опубликованный в1957 г. в Тунисе, отменил традиционную для ислама процедуру развода, поставил внезакона полигамию, ранние браки и доминирование мужчины в семейно-брачных отношениях.В том же году в Египте впервые были избраны в парламент две женщины, а еще через5 лет первой женщиной в правительстве Египта стала Хикмат Абу Саид – профессор социологииКаирского университета, назначенная министром по социальным вопросам. И хотя в дальнейшемпреемники Насера в Египте и Бургибы в Тунисе не очень преуспели в продолжении начатыхими реформ, возврата к старому за последние десятилетия не произошло. Например,в Национальном собрании Египта сейчас из 458 депутатов 10 – женщины. Есть они ив правительстве, хотя и занимают в нем всего 4% мест. Точно так же женщины постоянноприсутствуют среди министров Туниса, Алжира, Сирии и других стран ислама. В 2003г. они составляли 12% всех депутатов в Сирии, 11,5% – в Тунисе, 9,7% – в Судане.
Конечно, внутрипочти всех этих стран не утихала ожесточенная борьба, связанная с положением и правамиженщин. Достаточно сказать, что принятую ООН в 1979 г. Конвенцию о ликвидации всехформ дискриминации в отношении женщин до конца XX в. ратифицировали лишь 9 из20 арабских государств. Более того, даже признавая ее, некоторые из стран оговаривалинеобязательность выполнения тех или иных ее пунктов ввиду их несоответствия шариату.Во многом это объясняется возникновением и мощным воздействием на общественное мнениевсех мусульманских стран движения политического ислама. Для него главное требование– создание «исламского государства» и «жизнь по Корану» – было неотделимо от решенияв соответствующем духе всех социальных проблем, в том числе и женского вопроса.В ряде мест, например в государствах Магриба, наряду с организациями исламистов,несколько упрощенно именовавшихся (по аналогии с их египетскими единомышленниками)«братьями-мусульманами», возникли и их своеобразные «женские» филиалы, участницкоторых стали называть «сестрами-мусульманками». Их задачей было следить за моральюи «приличным поведением» женщин и девушек, заставлять их закрывать лицо и носитьтрадиционное покрывало – хиджаб (в Алжире называющийся «хаик») как символ «национально-религиознойсамоидентификации алжирской женщины». Осыпая бранью «мировой сионизм» и «новых крестоносцев»,исламисты обвиняли своих противников в стремлении отвлечь «женщину от семейногоочага и благородной миссии воспитания детей», в навязывании ей аморальности, порнографиии «состояния животных в публичном показе своего тела».
Развязанная исламистамиво всех уголках мусульманского мира пропагандистская война, подготавливавшая илисопровождавшая акты насилия с их стороны, неизменно эксплуатировала темы, связанныес положением женщины. Об этом говорилось на митингах и демонстрациях, этому посвящалисьлозунги, листовки, специальная литература и статьи в прессе. Естественно, вся этакампания встречала отпор со стороны противников исламизма. В частности, в Алжире,где традиции секуляризации и даже вестернизации частной жизни, особенно в средеинтеллигенции, служащих, студенчества, части буржуазии и рабочих, были достаточносильны, в 1989–1991 гг. возник целый ряд объединений в защиту прав женщин – Ассоциацияза эмансипацию женщин, Ассоциация защиты и соблюдения прав женщин, Ассоциация заравенство перед законом между мужчинами и женщинами, Независимая ассоциация за торжествоправ женщин. Но это лишь подогрело страсти с обеих сторон и в дальнейшем способствовалоожесточению борьбы: после начала в январе 1992 г. кровопролитной гражданской войныв Алжире исламисты стали убивать женщин, не носивших хиджаба, а их противники –женщин, одетых по-мусульмански. Возникшая в 1993 г. «Организация свободной алжирскоймолодежи» в своей листовке даже угрожала за каждую убитую без хиджаба «мстить простойликвидацией двадцати женщин, носящих хиджаб, и двадцати бородатых интегристов» (т.е.исламистов, обычно носивших бороды).
На самом деле,как пишет известный французский социолог и знаток ислама Жан-Поль Шарнэ, вопросо ношении хиджаба или отказе от него не является религиозным. По его мнению, интерпретациясоответствующих стихов Корана позволяет оставлять лицо и руки мусульманки открытыми.В то же время реформаторы и модернисты практически всюду в мире ислама выработалипо этому вопросу одновременно противоречивую и взаимодополняющую позицию: отказот покрывала в знак эмансипации женщины по отношению к мужскому обществу и временныйвозврат к нему в качестве утверждения мусульманской индивидуальности и символа сопротивленияевропеизации. В тех же случаях, когда эти «отказ» и «возврат» сталкиваются, «реформистскийфеминизм» неизбежно провоцирует «создание более традиционалистских женских движений».Но дело даже не в наличии или отсутствии тех или иных организаций, а в том, когоподдержат мусульманки, составляющие примерно половину населения мира ислама и постепенновключающиеся в активную общественную и политическую жизнь даже в Афганистане, где,как известно, до начала 2002 г. господствовал режим талибов – воинствующих исламистов,занимавших сугубо консервативную позицию в женском вопросе.
Ныне среди 70партий этой страны есть «Революционная организация женщин Афганистана», уже болеечетверти века защищающая их права. На выборах президента республики осенью 2004г. впервые была выставлена кандидатура женщины – врача МасудыДжалал, представлявшейк тому же пуштунов – основную народность Афганистана, среди которых талибы былинаиболее влиятельны. В дальнейшем М.Джалал стала министром по делам женщин, а министромпо делам погибших и инвалидов стала еще одна женщина – СеддикаБалхи. В то же времяв стране по-прежнему сохраняет позиции немало «скрытых талибов» или сочувствующихим, а вдоль границы с Пакистаном – и самых настоящих талибов. Поэтому многое изтого, что было, в том числе при талибах, еще сохраняется, и до установления реальногоравноправия женщин пока что очень далеко. На выборах президента женщины голосовалиотдельно от мужчин на специально отведенных им 9,2 тыс. участках (а мужчины на других12,3 тыс. участках). Засилье крупных полевых командиров, связанных с ними чиновникови консервативно настроенных духовных лиц, фактически контролирующих суды и системуобразования, способствует, по свидетельству одного из бывших деятелей правительства,сохранению былой «атмосферы страха и ужаса». Причем женщин это касается в первуюочередь, ибо их похищения и убийства, особенно полевыми командирами, стали обычнымделом. В мае 2005 г. была убита тележурналистка одного из частных каналов, чьи передачиосуждались духовенством как «развращающие молодежь».
Исламисты, однако,вовсе не ограничиваются террором и запугиванием женщин. Они всегда вели среди нихцеленаправленнуюработу. Одним из первых эту задачу сформулировал суданский идеологполитического ислама Хасан ат-Тураби, который в беседе с профессором шведского университетав УппсалеСигрид Кале в 1986 г. заявил, что «в исламе нет места для разделения общественнойи частной жизни, церкви и государства, религиозных и светских дел». К тому же движение,им возглавляемое, выступает «за прямые социальные изменения, обучая мужчин и женщинстроить их жизнь в соответствии с исламскими идеалами». Позже, в 90-е годы, когдаат-Тураби на несколько лет оказался у власти, он развил эту тему и, оправдывая своевнимание к организации женского движения, спорил со своими более консервативнымиоппонентами из числа радикальных исламистов, доказывая, что мусульманка не должнаограничиваться лишь домашними хлопотами, вполне может иметь равные с мужчиной праваи нести индивидуальную ответственность за свои поступки. Он был явно дальновиднеесвоих коллег, верно рассчитав, что активизация женщин в мире ислама, в подавляющембольшинстве своем глубоко религиозных и мыслящих вполне традиционно, лишь умножитсилы исламистов.
С некоторым опозданиемэто поняли и другие лидеры политического ислама. Тем более, потому, что их конкурентыне дремали. В Египте, где за 20 лет правления Мубарака (1982–2002 гг.) темпы экономическогороста составили 4–5% ежегодно, ВВП на душу населения вырос вдвое, а расходы на образование– в 20 раз, много внимания уделяется решению социальных проблем с участием бизнесаи общественных организаций. Первая леди страны Сюзанн Мубарак лично занимается вопросамиохраны материнства и детства, ликвидации неграмотности и распространения культуры.Созданная ею Организация арабских женщин получила международное признание. В Египте97,5% детей посещают школу, а уровень общей неграмотности сократился за последниедесятилетия с более чем 50% до 30%. Выступая в октябре 2004 г. на международнойкнижной ярмарке во Франкфурте-на-Майне, Сюзанн Мубарак подчеркнула роль культурыкак средства достижения взаимопонимания, терпимости и мира, указав на вклад женщинв арабо-исламскую цивилизацию, многому научившую Европу и представленную во всеммире огромным числом великолепных памятников от Альхамбры в Испании до Тадж-Махалав Индии. Она осудила «непонимание и подозрительность» по отношению к арабо-мусульманскомумиру тех, «кто приравнивает ислам к терроризму, а арабов – к кочевникам». По еесловам, знания и просвещение сближают людей и «позволяют нам, наконец, надеятьсяна торжество силы разума, а не аргументов силы».
Об этом же свидетельствовали такой неординарный шаг властей Бельгии, как назначение на пост министра трудаАнисы Темсамани, марокканки по происхождению. Тем самым бельгийцы демонстрировалиодновременно уважение к мусульманской диаспоре в своей стране (от 350 тыс. до 750тыс. чел., по разным подсчетам), готовность к компромиссу с ней, а также желаниеослабить взаимное недоверие Востока и Запада, особо подчеркнув равноправие мусульманскихженщин.
Просвещение, судяпо всему, стало оказывать воздействие и на самых консервативных традиционалистовмира ислама. В 2000 г. эмир Бахрейна назначил в состав Консультативного совета (Маджлисаш-Шура)4 женщины – три мусульманки и одну христианку. Восстановив отмененную в 1975 г.конституцию, он предоставил женщинам право голоса на выборах в парламент. При этомна референдуме в феврале 2001 г. более 90% граждан эмирата поддержали начатые монархомеще в 1999 г. реформы, в соответствии с которыми женщины пользуются всеми правами,в том числе правом собственности и правом на самые разные профессии, в других странахислама являющиеся привилегией мужчин. В соседнем эмирате – Катаре – в 2001 г. былипроведены с участием женщин выборы в органы самоуправления и тоже начат процессвозрождения конституционных свобод для женщин. Жена эмира Муза бинт Насер открытовыступила против канонизированной шариатом полигамии (и это в стране, официальноследующей учению ваххабизма!) и с гордостью подчеркнула, что более 60% студентоввузов Катара составляют девушки, а доля работающих женщин эмирата достигла 40%.
Наиболее значительныуспехи женщин в борьбе за свои права в странах Магриба. В частности, в Тунисе неуклоннорастет уровень грамотности женщин, их организованности (в том числе и в негосударственныхорганизациях), их участия в выборах: 260 тыс. чел. в 1989 г., ок. 1 млн. чел. –в 1994 г. Действующая с 1975 г. программа модернизации страны способствует увеличениюдоли женщин среди работающих, расширению системы образования для женщин, помощиим в обучении и воспитании детей. В результате их удельный вес в жизни обществадостаточно велик, что, кстати, во многом помогает борьбе властей с клерикальнымиретроградами. Национальный союз алжирских женщин (152 тыс. чел. в 1978 г.) уже полвека(с 1956 г.) играет важную роль в политической жизни Алжира. И хотя деятельностьсоюза всегда контролировалась правительством, он во многом содействовал улучшениюсистем образования и здравоохранения в стране, проведению кампаний по ликвидациинеграмотности и реализации аграрной реформы. Женщины страны вели борьбу против ограниченияих прав по семейному кодексу 1984 г. и конституции 1989 г., а с началом гражданскойвойны в 1992 г., по словам тунисского министра юстиции С.Шаабана, «проявили истинныйгероизм и бесстрашие в борьбе с агрессивным фундаментализмом».
В Марокко с 1976г. действовало 76 женских организаций, связанных со многими политическими партиями,этническими общинами и придворными кругами. Некоторые были созданы по инициативекороля и следовали его курсу. Но в целом все эти организации в той или иной степенипозитивно повлияли на процесс улучшения положения женщин. В 80-е годы возникли 29самостоятельных непартийных женских объединений и клубов, обсуждавших и политическиепроблемы. К 1988 г. они почти все были закрыты, но в 1985 г. возникла очень активнаяДемократическая ассоциация марокканских женщин, содействовавшая развитию женскогообразования, выходу в свет специальных женских изданий. В конце 2000 г. ассоциациязаключила соглашение с правительством. Ее работа очень затруднена (67% женщин Марокконеграмотны). Однако в стране появились женщины – врачи, педагоги, писательницы,депутаты, министры. Принцесса из королевской семьи ЛаллаАйша стала послом в Италии.Но либерализация пока что затронула лишь узкий слой интеллектуальной элиты, малокоснувшись основной части жительниц города и особенно деревни, из которых лишь 17%грамотны.
Тем не менее сопротивлениевсем подобным реформам весьма значительно. Например, в Египте «братья-мусульмане»сумели добиться пересмотра в 1985 г. принятого в 1979 г. закона о гражданских состояниях,предусматривавшего, с их точки зрения, слишком широкие права женщин в вопросах наследованияи развода. В Саудовской Аравии, где только в феврале 2005 г. были проведены выборыв органы местной власти, женщины в голосовании не участвовали. В большинстве арабскихстран не выполняются, по данным ООН на 2004 г., положения Международной конвенциипо ликвидации всех форм дискриминации женщин, особенно касающиеся «их здоровья,прав на аборт и на наследство». Женщины в арабском мире составляют всего 28% рабочейсилы, что «делает их финансово зависимыми от мужчин». Кроме того, несмотря на снижениесмертности среди женщин и детей арабского мира, среди них по-прежнему широко распространенынеграмотность, болезни, недоедание, нехватка лекарств и медицинского оборудования.
Всем этим умелопользуются исламисты. Прежде всего они убеждают самые широкие слои верующих, в томчисле женщин, что их социальные проблемы можно решить только в рамках «исламскогогосударства», которое, руководствуясь Кораном и шариатом, лишь одно и способно построитьобщество социальной справедливости и всеобщего благоденствия. В качестве доказательстваиспользуется широкая благотворительность различных исламских фондов, их вниманиек социальным проблемам женщин, их здоровью, обучению, оказанию им различных видовматериальной помощи. Это имеет место всюду – от Марокко до Индонезии (а берет своеначало еще в конце 70-х годов в Египте, где основная часть «братьев-мусульман» решилатогда перейти к «умеренному» исламизму, и в Пакистане, ставшем в то время основныммеждународным центром подготовки, тренировки, обучения, вооружения и снабжения моджахедовсо всех концов мира, в ряде случаев – оказания помощи их семьям).
Примером успехаработы исламистов среди женщин являются результаты выборов в парламент Палестинскойавтономии в феврале 2006 г., которые принесли победу исламистам из движения ХАМАС,причем 6 из 74 депутатов от ХАМАС – женщины. «Мы руководим фабриками и фермами,– сказала одна из них, 48-летняя преподавательница исламского университета ГазыДжамилааш-Шанти, – мы присутствуем в обществе всюду. И мы продемонстрируем народаммира, что практика ислама в женском вопросе недостаточно известна». Ее коллега 56-летняяМариам Фархат популярна как «мать мучеников». Трое ее сыновей погибли при нападенияхна израильские поселения. Одного из них она благословила на это в специально снятомвидеофильме, а потом сказала, что хотела бы иметь 100 сыновей для того, чтобы пожертвоватьими таким образом. Это ее высказывание широко цитировалось в ходе предвыборной кампании.После выборов она сказала, что можно приносить в жертву все. «Есть разные виды жертв– деньгами, воспитанием (очевидно, борцов. – Р.Л.). Каждый должен чем-то пожертвоватьпо возможности». Женщины были избраны в парламент Палестинской автономии не толькоот ХАМАС. Депутат от организации светских националистов ФАТХ Наима Шейх Али подчеркнула,что догматическое истолкование ислама лидерами ХАМАС является препятствием для полноценногоучастия женщин в политике и общественной жизни, ибо означает сегрегацию и «несколькошагов назад». Однако высказывания депутатов-мусульманок не подтверждают это мнение.Одна из них, 44-летняя учительница физики Муна Мансур, вдова погибшего лидера ХАМАСДжамаля Мансура, в своем предвыборном интервью касалась не столько специфических«женских» тем, сколько перспектив мирных переговоров с Израилем, проблем Иерусалимаи возвращения беженцев, вопросов прекращения боев, восстановления экономики, борьбыс бедностью и безработицей. Что не помешало ей, по словам корреспондента «Нью-ЙоркТаймс», одобрить действия «бомбометателей-самоубийц», которые «разъярены несправедливостью»и «хотят отдать жизнь за свой народ».
Однако секретуспеха ХАМАС среди женщин – не только в накале религиозно-патриотического энтузиазма.Студентка-химик 21-летняя Сабрина аль-Барави сказала корреспонденту «Нью-Йорк Таймс»,что она выросла «на программах ХАМАС для женщин: их социальных группах, курсах поруководству, классах изучения Корана». Известно, что ХАМАС привлек к себе женщинименно своими социальными мерами – помощью вдовам погибших шахидов (мучеников),поддержкой бедняков, лечением в клиниках, повседневной заботой, детскими садамии дошкольным обучением. И в этом нет ничего нового. Умению привлекать женщин насвою сторону путем использования их патриотизма, а также с помощью разнообразныхсоциальных мер ХАМАС учился и у египетских «братьев-мусульман» (филиалом которыхон долго был), и у ФНО Алжира 50–70-х годов, и у своих более «умеренных» единомышленниковв других странах, в частности в Иордании, где уже не раз женщины фигурировали средидепутатов и кандидатов в депутаты от исламистов. На последних парламентских выборах2003 г. из 765 кандидатов было 54 женщины, из которых одна стала депутатом в числе20, представлявших исламистов. Обычно исламисты имели в парламенте Иордании до 40%мест – от 16 до 34. Причем их активно поддерживали женщины из «среднего класса»:например, в одном из университетов страны 73 из 78 студенток следовали за ними.
Однако общественно-политическаяактивность мусульманок не побуждает исламистов изменить их положение в семье и социальнойжизни. Самое большее, чего от них ждут, это «быть революционной матерью, поставляющейреволюции героев» и одновременно признающей власть мужа, даже передающей ему правоголосования от ее имени на выборах. Конечно, в наши дни многие мусульманки, подобноживущим в Багдаде суннитке НесмеАбд ар-Раззак и шиитке Сальве Ибрахим, готовы всемпоступиться ради мира и прекращения войны, ежедневно грозящей их жизни. Но другие,как Халида Мессауди, вице-президент алжирского Движения за республику, выступаютпротив исламизма, заявляя: «Возникновение исламского государства будет означатьотрицание гражданских прав и личности алжирской женщины».
В целом нельзясказать, что мусульманки или пассивны, или выступают против отвергающих их гражданскиеправа исламистов. Они расколоты, как и мусульмане-мужчины. При этом значительнаяих часть активно поддерживает исламистов, исходя не только из религиозных, но такжесоциальных, патриотических и моральных соображений.

Литература
женщина мусульманка восток политика
1 Dominguez Ortiz A., Vincent B. Historia delos moriscos, vida y tragedia de unaminoria. Madrid, 1993, с. 37–38.
2 Le V-e Centenaire de la chute de Grenade.t. 1, Zaghouan (Tunisie), 1993, с. 582–586, 607–608.
3 Цит. по: Барковская Е. Арабский мир: движение заженское равноправие // Азия и Африка сегодня, 2005, № 7, с. 28.
4 Там же, с. 28–29; Азия и Африка сегодня, 2005, №9, с. 34; Ближний Восток и современность. 2003, № 18, с. 424–426; Al-Ahramweekly. Cairo, 14–20 October 2004, с. 8.
5 Барковская Е., цит. соч., с. 29–31; Долгов Б.В.Исламистский вызов и алжирское общество. М., 2004, с. 57–59; Восток, 1993, № 1,с. 141–142.
6 Ланда Р.Г. История Алжира. XX в. М., 1999, с. 230–231.
7 Charnay J.-P.Sociologiereligieuse de l'Islam.P.,1994, с. 328–330.
8 Азия и Африка сегодня, 2005, № 4, с. 42–49; 2005,№ 10, с. 23–25.
9 Al-Turabi H. Islam: avenir du monde. P.,1997, с. 34–37; The MiddleEast viewed from the North. Bergen, 1992, с. 194.
10 Азия и Африка сегодня, 2005, № 5, с. 53–55; Al-Ahramweekly. 14–20October 2004, с. 6.
11 Ближний Восток и современность. 2004, № 23, с.265.
12 Известия, 30.09 и 26.12.2000, 17.02.2001, 21.10.2002.
13 Ближний Восток и современность. 2003, № 18, с.426–430; Шаабан С. Тунис – путь к политическому плюрализму. М., 1996, с. 149.
14 Ражбадинов М.З. Египетское движение «братьев-мусульман».М.,2004, с. 202–203, 208;Известия, 11.02.2005; Al-Ahramweekly, 14–20 October 2004, с. 8.
15 The New York Times, 13.02.2006.
16 КепельЖ. Джихад. Экспансия и закат исламизма. М., 2004, с.317–320, 428; Ражбадинов М. З. Указ.соч., с. 183–197, 401; Известия, 19.06.2003.
17 Ethnic encounter and culture change. Bergen,1997, с. 165–176; TheNew York Times, 02.10.2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Авраам Линкольн. Историко-психологический портрет
Реферат Елизавета Петровна и Екатерина Великая
Реферат Поливинилхлорид
Реферат Інформація про проведення моніторингового дослідження стану й розвитку системи освіти дітей старшого дошкільного віку (ІІ етап)
Реферат Красноплечий чёрный трупиал
Реферат Історія виникнення та розвитку регіональної економіки як науки
Реферат Соотношение философии и науки
Реферат Мотивация в системе менеджмента
Реферат Жидкокристаллические полиэфиры содержащие фрагменты камфорной кислоты
Реферат Treatment Of Diabetes Essay Research Paper Diabetes
Реферат Розгляд спорів господарськими судами
Реферат Реферат по статье П. Вайнгартнера «Сходство и различие между научной и религиозной верой»
Реферат Секреты шаповальского лемеза
Реферат Структура и формирование исходных данных, необходимых для расчета параметров технологических схе
Реферат Расчет и конструирование газоразрядной индикаторной панели переменного тока