Реферат по предмету "Психология"


Влияние состава семьи на формирование характера подростка

ОГЛАВЛЕНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I
1.1 Психологическиедеформации семьи и подросток
1.2 Нарушение процессовкоммуникации
1.3 Психосоциальныенарушения в семье
1.4 Структурныедеформации семьи и подросток
ГЛАВА II
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
 
Подростковый возраст является периодом развития и становленияличности, и, будучи по своему содержанию переломным, переходным и критическим,он знаменует собой переход к взрослой жизни. И особенности его протекания,несомненно, накладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Это процесснравственного развития, результатом которого должно стать усвоение общественныхнорм, определяющих, что правильно и что неправильно, что хорошо и что плохо, ичто должно, а что недопустимо. В конечном счете, именно уровень нравственностиотражает уровень развития личности, способной к самодостаточному поведению. Ипервым и наиболее значимым фактором становления личности, социализацииподростка является семья. Семья формирует интеллектуальные и эмоциональныеосновы личности, дает первые представления о жизни в обществе. В подростковомвозрасте роль родителей как примера для подражания снижается, но они остаютсядля подростка источником эмоционального тепла и поддержки, источником опыта иинформации при решении сложных жизненных вопросов. Социализация подросткапроисходит под влиянием целенаправленного процесса воспитания, через который наподростка оказывает влияние вся семейная атмосфера. Семейные условия,социальное положение, род занятий, уровень образования родителей в значительноймере предопределяют жизненный путь ребёнка. Нет практически ни одного социальногои психологического аспекта поведения подростков, который не зависел бы от ихсемейных условий в настоящем и прошлом. Объектом исследования данной работы являетсяизучение влияния состава семьи на формирование характера подростка. Предметом –типы семей, стили семейного воспитания.
Целью курсовой работы является исследование данной проблемы, изучениеродителей как субъектов воспитания при помощи изучения литературы по даннойпроблеме, исследований, подбора методик. Семейное воспитание – это целенаправленныевоспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формированияопределенных качеств и умений.
В подростковом возрасте воспитательная позиция родителейзанимает особое значение. Наиболее важными ее чертами являются адекватность(умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка,особенности его личности, способность замечать происходящие изменения в егомировоззрении), гибкость и прогностичность. Гибкость проявляется в примененииразличных моделей поведения, умением менять свои взгляды и обсуждать разныеточки зрения. А прогностичностью является способность родителей предвосхищатьпоявление в своем ребенке новых психических и личностных качеств. Непрогностичнаямодель взаимоотношений с подростком характеризуется склонностью учитыватьтолько особенности сиюминутной ситуации и не задумываться над болееотдалёнными.важнейшей, еще недостаточно изученной характеристикой родителей каксубъектов воспитания является мотивация по отношению к ребенку и еёсубъективное сознание. Воспитательная позиция родителей обусловлена сложнымвзаимодействием осознаваемых и не осознаваемых мотивов. Реально действующиемотивы, которые определяют отношения с детьми, могут вытесняться или бытьпредставлены в сознании родителей замещающими, социально одобряемыми мотивами.

ГЛАВА I
Рассмотрим родителей по отношению к своим подрастающим детям,как должны правильно себя вести по отношению к ним. Родители должны строитьсвои взаимоотношения исходя из развивающегося чувства взрослости подростка.Если старшие учитывают возросшие возможности подростка, относятся к нему суважением и доверием, помогают преодолевать трудности в учебе иобщественно-полезной деятельности, помогают в установлении взаимоотношений стоварищами, то тем самым создаются благоприятные условия для психическогоразвития подростка. Подросток включается в различные виды общественнойдеятельности, что расширяет сферу социального общения подростка, возможностиусвоения социальных ценностей. В это время формируются нравственные качестваличности. Подросток вырабатывает взгляды на различные явления природы иобщества, усваивает моральные ценности, правила поведения. Родителям нужнообязательно учитывать особенности подросткового возраста, такие как повышеннаявозбудимость, относительная неустойчивость нервной системы, завышенныепритязания, переоценка возможностей, самоуверенность, и т.п.
Рассмотрим возможные конфликты в семье:
1. Конфликт неустойчивости родительских отношений –
• По сравнению со взрослыми подросток несовершенен –несобран, нецелеустремлен, ему трудно прилагать усилия;
2. Конфликт сверхтребовательности и эмоционального холода –
• Подросток улавливает нюансы родительского отношения,страдает, приспосабливается;
3. Конфликт сверхзаботы –
• Родители живут как бы за своих детей, а те растутбезынициативными, неуверенными в себе;
4. Конфликт неуважения прав подростка на самостоятельность –
• Родители распоряжаются судьбой детей, считая, что имеют наних право собственности
• неуважение границ личности подростка ведет к конфликту.
Взрослый должен выступать как образец и друг, а подросток какравноправный помощник. Поведение подростка находится в зависимости от поведениявзрослого, например, на замечания, оскорбления и угрозы подросток отвечаетгрубостью. Взрослые должны жить вместе с подростком, а не над ним, помогать емувыстраивать собственный путь, а не вести за собой; не опекать, а содействоватьего собственной осмотрительности. Наиболее действенное влияние оказываетдиалогическое общение, где позиции взрослого и подростка равны. Проведенное водной из школ исследование по выявлению трудностей, испытываемых подростками,показало, какие проблемы актуальны:
— Отсутствие языка взаимопонимания;
— Неуважительное отношение;
— Непонимание;
— Необъективность;
— Авторитарные методы воспитания;
— Недоверие;
— Уверенность родителей в собственной непогрешимости, инежелание признавать свои ошибки. Семьи бывают различными по своему составу –полные, неполные, смешанные семьи. Рассмотрим факторы родительского воспитания,наиболее важные с точки зрения формирования нарушений поведения и отклоненийличности детей и подростков. Эти факторы создают негармоничные стиливоспитания. К таким факторам относятся:
— Уровень протекции (количество сил, внимания и времени,которое родители посвящают ребенку).
— Степень удовлетворения потребностей ребенка.
 - Количество и качество требований к ребенку: степеньтребований – обязанностей, степень требований – запретов, строгость санкций.
Устойчивые сочетания указанных параметров создают несколькохарактерных негармоничных стилей воспитания (Таблица №1 в Приложении).
Потворствующая гиперпротекция – это когда родители стремятсяизбавить и освободить ребенка от малейших трудностей. Потакают всем егожеланиям, чрезмерно обожают. Восхищаются минимальными успехами и требуют такогоже восхищения от других. И как результат – высокий уровень притязанийподростка, его стремление к лидерству при недостаточном упорстве и опоре насвои силы.
Доминирующая гиперпротекция – это также обострённое вниманиеродителей, отдающих своему чаду много времени и сил, однако лишающих своегоребёнка самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Этоприводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумениюпостоять за себя.
Гипопротекция – это когда к подростку проявляют маловнимания, нет интереса к его делам. При скрытой гипопротекции контроль и заботаносят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка.
Эмоциональное отвержение – ребенком тяготятся, его считаютобузой, проявляют общее недовольство им.
При повышенной моральной ответственности от ребёнка требуютчестности и порядочности, чувства долга. Не соответствующих его возрасту,возлагают большую ответственность, подросток боится их разочаровать. Жестокоеобращение с ребёнком – склонность родителей к применению строгих наказаний дажепри незначительных нарушениях поведения при игнорировании потребностейподростка. Это может проявляться открыто, когда на ребёнке срывают зло, илискрытое – когда между ребёнком и родителями стоит стена эмоциональной холодностии враждебности.
Все недостатки семейного воспитания проявляются в различныхформах. Вакуум нравственного воспитания заполняется национализмом,экстремизмом, либо вступлением в секты. Это внешнее сопровождение внутреннихпереживаний: страха, неуверенности, одиночества.
В следующем параграфе рассмотрим различные виды нарушений,деформаций семейных отношений, независимо от состава семьи.
1.1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕФОРМАЦИИ СЕМЬИ И ПОДРОСТОК
 
Учеными принято к рассмотрению два типа деформации семьи –структурная и психологическая. Структурная связана с отсутствием одного изродителей, а психологическая связана с нарушением системы межличностныхотношений, преобладанием отрицательных ценностей, асоциальных установок. Этоведет к дисгармонии. Под дисгармоничной семьей понимается семья, которая невыполняет свои функции, не обеспечивает достаточное удовлетворение потребностейвсех членов семьи, возможности их личностного роста вследствие нарушенияролевой структуры семьи, отсутствия эмоциональной привязанности, нарушениякоммуникативных процессов и т.д. Структура в гармоничной семье должна бытьцелостной, согласованной системой, обеспечивающей потребности ее членов исоответствующей их возможностям. В дисгармоничных семьях эта структураискажается. И прежде всего, отмечается нарушение позиции ребенка. В такихсемьях ребенок может играть различные роли. Рассмотрим их на примере:
Роль «любимчика» — чрезмерная концентрация на ребенке, чащевсего это возникает, когда супружеские отношения не удовлетворяют родителей по каким-либопричинам (например, несоответствие характеров), или же они отсутствуют покаким-либо причинам (смерть одного из супругов или развод). В нередких случаяхмать отказывается от повторного замужества, стремится отдать ребенку «всечувства», а в подростковом возрасте у неё возникает страх передсамостоятельностью детей, желание удержать. И, как правило, родители при этомне осознают побудительных мотивов своего поведения. Роль «маленького ребёнка» — это когда родители стараются игнорировать взросление детей, сохранить у нихдетские качества, стимулируя тем самым развитие психологического инфантилизма. Нередкородители признают, что маленькие дети им нравятся больше, что с большими уже нетак интересно. Это обусловлено боязнью родителей переходить на новую стадиюжизненного цикла, семейных взаимоотношений. В роли «хулигана», «трудного»подростка часто лежит проекция на подростка собственных не желаемых качеств.Родитель видит в подростке черты характера, которые чувствует, но не хочетпризнать в самом себе, например, склонность к лени, агрессивность,несдержанность, негативизм. И ведя борьбу с этими реальными или мнимымикачествами подростка, родитель извлекает из этого эмоциональную выгоду длясебя.
Роль «надежды семьи» — в этом случае в основе лежит стремлениеродителей замещающим образом удовлетворить собственные неудовлетворённыепотребности(недостаточную реализацию карьеры, неудачный брак, ощущениесобственной неполноценности), желание через идентификацию с ребёнком этокомпенсировать. Тогда к ребёнку предъявляются завышенные требования, аотношение к нему ставится в сильную зависимость от его успехов (в спорте,искусстве и пр.) Роль «примирителя» — когда ребенок на по возрасту рановключается в сложности семейной жизни, регулирует и судит супружеские конфликты.Родители заняты выяснением взаимоотношений и вовлекают в конфликты ребёнка, непринимая в расчёт его переживания, используют в борьбе друг против друга иликак посредника для примирения.
Важную интегрирующую роль играют эмоциональные отношения. Благодаряним члены семьи ощущают себя единой общностью и чувствуют поддержку друг друга.Отношения любви и симпатии способствуют уменьшению переживаний, без которых необходится семейная жизнь и воспитание детей. Нарушение эмоциональных отношенийв семье оказывает негативное влияние на формирование личности подростка.Обобщая богатый опыт семейной психотерапии подростков, учёные выделяют два виданаиболее часто встречающихся нарушений эмоционального отношения родителей кподростку:
1. Неразвитость родительских чувств – выражается в нежеланиииметь дело с подростком, поверхностном интересе к его делам. Родители частожалуются, насколько утомительны их родительские обязанности, что их отрывают отчего-то более важного и интересного. Причиной неразвитости родительских чувствмогут быть, в частности, особенности семейного воспитания, то есть самродитель в детстве был отвергнут своими родителями и не испытывал в детстверодительского тепла. Так, например, женщины, на которых в детстве матери необращали достаточного внимания и которые не получили от родителей необходимойподдержки, склонны применять карательные меры воспитания и срывать гнев насвоих детях. Также замечено, что у очень молодых родителей родительские чувстватакже значительно слабее. Но они имеют тенденцию усиливаться с возрастом. Сдвигв установках родителя по отношению к подростку в зависимости от пола – нередкотакое отношение обуславливается не реальными качествами подростка, а теми.Которые родитель приписывает его полу – мужчинам или женщинам. Это ощущаетсяподростками и может вести к нарушениям полоролевой идентификации, использованиюнеадекватных защитных механизмов, невротическим реакциям.
1.2 НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССОВ КОММУНИКАЦИИ
 
В процессе общения в семье происходит согласование взаимныхпотребностей, восприятие поведения друг друга, выработка общей пози-ции ипредставлений и т.д. И Именно особенности общения в семье ока-зываютзначительное влияние на формирование и развитие личности ребёнка. Неэффективнаякоммуникация, состоящая из противоречивых высказываний, рассогласованиивербального и невербального уровня сообщений, наличии множества «закрытых» дляобсуждения тем приводит к формированию коммуникативных и личностных проблем уребёнка. Коммуникация в семье прежде всего напрямую связана с Я-образом ребён-ка,для формирования которого он должен интегрировать сообщения, получаемые откаждого родителя в отдельности и от обоих вместе. Если установки самихродителей противоречат друг другу, информация. Полу-чаемая ребёнком, окажетсябессвязной, что ведёт к неполному образу. Часто родители, внешне критикуяподростка, на скрытом уровне поддерживают осуждаемое поведение и способствуютего сохранению. Этот феномен может принимать различные формы: пустые угрозы,откладываемое наказание или значительное побочное вознаграждение. В результатесформировавшаяся в семье с дисфункциональной коммуникацией личность не обладаетсредствами для точного самовосприятия и самовыражения. А также для правильнойинтерпретации поступающих извне сообщений. Попытки приспособиться к окружающейдействительности будут беспорядочными и неадекватными.
1.3 ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ В СЕМЬЕ
 
К семьям с психосоциальными нарушениями можно отнести семьи свысоким уровнем конфликтности, семьи с проблемами алкоголизации и наркомании, асоциальнымиценностями, противоправным поведением, семьи, практикующие недостойноеобращение и насилие над ребёнком. В неблагополучных семьях подросткизначительно чаще переживают кризисные ситуации, сопровождающиесянервно-психическим напряжением, выраженной тревожностью, неустойчивостьюсамооценки, потребностью в психологической поддержке. Самостоятельно преодолетьэти ситуации подросткам, как правило, трудно, и поэтому часто они используютзащитные техники вытеснения, избегания, ухода от решения, отказа отдеятельности, принесшей неуспех, а также агрессивные формы замещения. Насилие,пережитое в детстве, является фактором формирования пограничной личностнойорганизации, характеризующейся низким уровнем когнитивной оснащённости образа Ясо значительным участием аффективных компонентов. Накопленный отрицательныйопыт общения переносится на отношения подроста с социальным окружением, находявыражение в агрессии, направленной на окружающих людей, в том числе народителей, или на собственную личность, проявляясь в склонности к суицидам. Всемье подросток усваивает определенные ценностные представления. Например,семья с алкогольными проблемами обусловливает социально-педагогическуюзапущенность, невротические расстройства, развитие инфантильных черт личности, новместе с тем она делает привычным сам стиль семейных отношений, формирующихнезрелую личность, прибегающую в сложных ситуациях к суррогату межличностноговзаимодействия(алкоголю, наркотикам). По статистике, большинствонесовершеннолетних правонарушителей имеют низкую культуру досуга. Наркотизациянаходится в прямой зависимости от психологических особенностей личности и еёспособности адаптироваться к условиям современной жизни.
Наркотизация является в большинстве случаев формойкомпенсации недостатков и проблем личностного развития. Истоки раннейнаркотизации могут быть разными и определяться внутренними причинами:
• Отягощённая наследственность
• Пограничные нервно-психические расстройства
• Деформированная система интересов и ценностей
• Внутриличностные проблемы
И внешними причинами:
• Алкогольные традиции семьи
• Неблагоприятные микросоциальные условия
• Межличностные конфликты
Подростки часто страдают в собственных семьях от жестокогообращения, под которым понимается умышленное нанесение физического илипсихического насилия в виде избиения, издевательства, лишения пищи и одежды,оскорбления, унижения человеческого достоинства, сексуальные домогательства,убийства, доведения до самоубийства.
В качестве причин такого жестокого поведения родителейназывают
— социально-экономические факторы: безработицу, плохиежилищные условия, материальную неустроенность, которые приводят к стрессу идалее – к жестокому обращению с домочадцами;
— психологические факторы: особенности личности родителей илиребёнка, психические заболевания, алкоголизм, наркоманию, отрицательный личныйопыт родителей, пережитый в детстве, отсутствие педагогических знаний. Жертвамисемейного насилия чаще становятся нежеланные, болезненные или гиперактивныедети. Родители, демонстрирующие жестокое обращение с детьми, чаще являютсяэмоционально неуравновешенными людьми, или находятся в состоянии эмоциональногостресса.
К психосоциальным нарушениям относится и сексуальное насилиев семье. Среди различных видов насилия, которым подвергается подросток внеблагополучной семье, сексуальное насилие занимает специфическое место. Многиеподростки, подвергающиеся насилию в семье, не сообщают об этом, боясьпреследований, обвинений во лжи и т.п. До недавнего времени считалось, чтосексуальное насилие в семье встречается достаточно редко, но, однако,исследования последних 10-15 лет показали, что это не так. Наиболее частоинцесты связаны с отношениями дочь-отчим или отчим – падчерица. Исследованиетаких отцов показало, что чаще всего это личности с импульсивным поведением,недостаточно развитым контролем, крайней нечувствительностью к последствиюсвоих действий, как правило, происходят из дисфункциональных семей и имеютличностные и сексуальные нарушения. Сексуальные злоупотребления по отношению кдетям могут привести к долговременным последствиям. Во взрослой жизни они частоиспытывают трудности в установлении границ общения с противоположным полом:женщины либо неразборчивы в связях, либо, наоборот, избегают всяческихконтактов. Женщины, занимающиеся проституцией, значимо чаще сообщают опережитом в детстве сексуальном и физическом насилии.
1.4 СТРУКТУРНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ СЕМЬИ И ПОДРОСТОК
По данным статистики в России на 1 тысячу населениязарегистрировано 6,3 брака и 3,7 разводов. Около половины браков 25-40 летнихлюдей заканчиваются распадом, и в большинстве этих семей имеются детиподросткового возраста. Хотя многие считают неблагоприятным влияние развода иразрушения семьи на подростков. Однозначного ответа на этот вопрос несуществует. Необходимо учитывать целый ряд факторов, как предшествующихразводу, так и действующих после него. Необходимо различать непосредственныеэмоциональные реакции подростка на развод родителей; проблемы, возникающие впериод адаптации; более отдаленные последствия, влияние развода на личностноеразвитие и успешность подростка в будущем.
 Реакции подростка на развод в большинстве своём являютсябурными. По оценкам самих подростков, среди жизненных событий, вызывающихстресс, развод родителей стоит на 4-м месте после смерти родителей, братьев,сестёр, близких друзей. Наиболее распространёнными реакциями на разводродителей со стороны подростков являются отказ верить в случившееся, надежда нато, что родители снова будут вместе; страх, тревога и неуверенность в будущем.В силу эгоцентрического восприятия мира подростка прежде всего пугают перемены,которые могут произойти в его личной жизни. Гнев и враждебность по отношению ктому из родителей на которого возлагается вина за развод, или по отношению кобоим. Подросток может обвинять отца или мать в том, что они бросили семью,заявлять, что он их ненавидит и никогда не простит. Самообвинение – некоторыеподростки думают, что ответственность за расставание взрослых лежит на них, чтоони должны были воспрепятствовать. Мучительные переживания такого родаподросток может тщательно скрывать. Ревность – если отец или мать начинаютвстречаться с другим  человеком, то подросток чувствует себя заброшенным, чтоего место в родительском сердце будет занято посторонним человеком.
Исследования показывают, что в течение первого года послеразвода как мальчики, так и девочки демонстрируют более тревожное, агрессивноеи непослушное поведение в отношениях со взрослыми и сверстниками по сравнению сдетьми из не распавшихся семей. По некоторым данным, последствия разводовсильнее сказываются на мальчиках, чем на девочках. На второй год многиетрудности сглаживаются и проблемы уменьшаются, однако только в тех семьях, гдедети успешно адаптируются к новой ситуации.
Наименее травмирующими для ребёнка типами взаимоотношениймежду разведёнными родителями, по К. Аронсу, являются «отличные товарищи» и «сотрудничающиеколлеги», при которых пары способны достаточно хорошо взаимодействовать в том,что касается детей. Продолжение контактов между супругами «ярыми врагами» можетпричинять мучительные страдания обоим и наиболее негативно воздействует надетей. Развод родителей может оказать влияние на будущее поведение подростка вего собственной семье. Подростки, чьи родители развелись. Впоследствии разводятсяс большей вероятностью, чем те, кто жил в крепкой семье. «Готовность к разводу»- сложившееся представление о возможности развода и пониженное чувствоответственности по отношению к супружеским обязанностям. Кроме того, дети,выросшие в разведённых семьях, часто вступают в брак раньше, чем их сверстникииз крепких семей, побуждаемые псевдомотивацией – стремлением компенсироватьнедостаток эмоционального тепла, уйти из родительского дома, но, как правило,такие браки распадаются с большей вероятностью. Развод родителей влияет наформирование системы ценностных ориентаций подростка. Так, исследованияпоказали, что иерархии жизненных ценностей 18 — 19-летних студентов изразведённых семей имели признаки компенсаторности: наблюдалось большеепредпочтение ценностей эмоциональной близости, любви, по сравнению состудентами из полных семей, где наряду с перечисленными, важнейшей ценностьюявлялось максимальное использование своих возможностей, т.е саморазвития исамореализации. Но вместе с тем ряд исследований показал, что важен не толькосам факт развода, но и характер складывающихся в семье отношений. Так,наблюдения за детьми к концу второго года после развода свидетельствовали отом, что поведение мальчиков из распавшихся семей менее агрессивно, чем детей,чьи родители постоянно конфликтовали ссорились.
воспитание семья характер подросток

ГЛАВА II
Во второй главе рассмотрим влияние различных по составусемей, стили воспитания и их влияние на формирование характера подростка.
Неполные семьи образуются в результате развода, смерти одногоиз супругов, если один из родителей живёт и трудится в другом месте илиродители подростка никогда не жили вместе. Каждый из выделенных типов, неполныхсемей создаёт особую социальную ситуацию развития ребёнка и характеризуетсясвоими специфическими чертами:
 - в разведённых семьях ребёнок в большинстве случаевнаблюдал конфликтные, дисгармоничные отношения между родителями;
 - в овдовевших семьях воспоминания о совместной жизниродителей чаще сопровождаются положительными эмоциями;
 - в материнских семьях ребёнок фактически не наблюдаетреального процесса семейного общения и функционирования.
По статистике, количество материнских семей стремительноувеличивается. А если родители вступают в повторный брак, появляются проблемыналаживания отношений с отчимом, мачехой, сводными братьями и сёстрами и т.д.Наличие обоих родителей положительно представляет подростка в средесверстников. Отсутствие отца ослабляет его социальную позицию и может явитьсяпричиной мучительных переживаний.
Исследования показывают, что мальчики, выросшие только сматерью, нередко имеют проблемы с развитием мужского начала в характере: либоони усваивают «женский » тип поведения, либо создают искажённое представление омужском поведении, они менее зрелы и целеустремлённы, менее инициативны иуравновешены, у них труднее развивается способность управлять своим поведением.В подростковый период мальчик усваивает основные жизненные роли, которым онучится у своих родителей, поэтому для него важен образ отца, которому можно следовать.Девочки, воспитанные без отцов часто имеют затруднения в установлении отношенийс мужчинами, в дальнейшем у них меньше шансов правильно понимать своих мужей исыновей, выполнять роль жены и матери. Любовь отца к дочери очень важна дляразвития её самосознания, уверенности в себе, формирования своего образаженственности. Тёплые и при носящие положительные эмоции отношения с отцомпомогают дочери гордиться своей женственностью, способствуют принятию себя вкачестве женщины и более лёгкой гетеросексуальной адаптации.
Вместе с тем, существуют достаточно обоснованные данные отом, что дети, растущие в семьях родителей-одиночек, не становятся ущемленными,это не оказывает влияние на их половое самосознание, здоровье, социальныедостижения. Социально дезадаптированныые личности, несовершеннолетниепреступники чаще вырастают в несчастливых семьях с двумя родителями, чем внормальной обстановке, созданной одним родителем.
Значительное число разведённых мужчин и женщин со временемвступают в повторный брак. Часто они в большей степени дорожат отношениями,являются более зрелыми и опытными, серьёзнее относятся к своим обязанностям,что положительно сказывается на прочности таких браков. Так, например,мальчики, живущие с матерями, повторно вышедшими замуж, менее тревожны, болееориентированы на социальное поведение. Проявляют больше когнитивных умений, чемсыновья одиноких матерей. Вместе с тем, исследования показывают, что вповторных браках, где отношения сложились, не столь удачно, главной проблемойявились взаимоотношения с детьми от предыдущего брака. В подростковом возрастедети с трудом адаптируются к присутствию в доме отчима или мачехи. Зачастуюпервые годы брака проходят в хаотичной, стрессовой обстановке, но со временемотношения все, же налаживаются.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья играет одну из определяющих ролей в формированииличности подростка, отличаясь от других институтов социализации большейэмоциональностью отношений. Семья обеспечивает ребёнка накоплением опытаобщения и родительских воздействий, взаимодействия с людьми разных поколений,разного пола, практически непрерывно влияет на все стороны личности ребёнка.Проблемы в отношениях родителей и подростков чаще всего касаются социальныхконтактов подростка, его внешнего вида, поведения в школе и семье, однако. Вцелом, большинство подростков характеризуют эти взаимоотношения положительно,более доверительно общаясь с матерью, чем с отцом.
Дисгармония детско-родительских отношений может порождатьсядисгармонией супружеских отношений, выражаясь в частности. В искажённых роляхподростка в семье, нарушениях эмоционального отношения родителей к подростку идисфункциональной коммуникации, которые с большой вероятностью воспроизводятсяподростком в будущем в собственной семье. В неблагополучных, конфликтных семьяхподростки усваивают неэффективные паттерны разрешения жизненных ситуаций иасоциальные ценностные представления. Жестокое обращение и сексуальныезлоупотребления по отношению к подросткам приводят к долговременным негативнымпоследствиям.
Подростки остро реагируют на развод родителей, а успешностьадаптации определяется многими факторами: атмосферой в семье до развода,характером развода, успешностью адаптации самих родителей т.д. Возможны и болееотдалённые последствия, связанные со снижением социальной адаптации подростка вбудущем и неэффективным поведением в будущей семье (формирование «готовности кразводу»).
Отсутствие родителя (чаще отца) ослабляет позиции подросткасреди сверстников и может негативно отразиться на его полоролевой идентификациии формировании представлений о супружестве. Вместе с тем дети, растущие впозитивной атмосфере в семьях родителей одиночек более социально адаптированы иблагополучны, чем те, кто вырос в полных, но не благополучных семьях.
Большинство подростков считают семью значимой ценностьюбудущей жизни, однако их представления о семейной жизни ещё достаточносхематичны. Девушки более заинтересованы и осведомлены в вопросах семьи ибрака, юноши относятся к ним как к отдалённой перспективе. Мотивами вступленияв ранний брак являются добрачные беременности, стремление уйти из родительскойсемьи, попытки решить личностные и материальные проблемы, однако такие бракиредко становятся успешными. Взаимоотношения с братьями и сёстрами играют такжеважную роль в социализации подростка и служат моделью построения отношений сдругими людьми, в частности с противоположным полом. Бабушки и дедушки, являясьхранителями семейных традиций, могут оказать позитивное влияние на формированиеценностной системы подростка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 
1. Аверин В.А.«Психология детей и подростков». Учебное пособие. Издательство Михайлова В.А.СПб, 1998г.
2. Волков Б.С.«Психология подростка». Учебное пособие для вузов,
М.: «АкадемическийПроект»; «Гаудеамус», 2005г.
3. Выготский Л.С«Педагогическая психология»/Под ред.В.В.Давыдова,
М.: Педагогика-Пресс,1999г.
4. Ларина И.А. «Какпережить подростковый кризис», М.: Генезис, 2004
5. Райс Ф. «Психологияподросткового и юношеского возраста», СПб, 2000
6. Поливанова К.Н.«Психологическое содержание подросткового возраста» / Вопросы психологии. — 1996. — № 1. — С.20-33.
7. Психологиясовременного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна, М.:1987г.
8. Психологияподростка. Учебник/ Под общей ред. А.А. Реана – СПб.: «прайм — ЕВРОЗНАК»,2003г.
9. Учителям и родителямо психологии подростка/ Под ред. Аракелова, М.: Высшая школа, 1990г.
10. Тарабаева В.Г.«Исследование причин возникновения конфликтов подростков с родителями»//Семейная психология и семейная психотерапия 1997г.
11. И. Ципоркина,Е.Кабанова «Взрослые дети» М.: Аст-пресс, 2006г.
12. Ярцев Д.В.Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии — 1999.-№ 6. — С. 54-58.

ПРИЛОЖЕНИЕ
 
Таблица №1. Диагностика типов негармоничного семейноговоспитания. Выраженность черт воспитательного процессаТип воспитания Уровень протекции Степень удовлетворения потребностей Степень предъявления требований Степень запретов Строгость санкций Потворствующая гиперпротекция + + _ _ _ Доминирующая гиперпротекция +
+
_
+
_ +
+
_ Повышенная моральная ответственность + _ +
+
_
+
_ Эмоциональное отвержение _ _
+
_
+
_
+
_ Жестокое обращение _ _
+
_
+
_ + Гипопротекция _ _ _ _
+
_


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.