Реферат по предмету "Банковское дело"


Страхование во ВЭД предприятий

МИНИСТЕРСТВО НАУКИИ ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ГОУ ВПОРОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»
КафедраМеждународных Экономических Отношений

Курсоваяработа
подисциплине:«Организация управления ВЭД»
на тему:«Страхованиево ВЭД предприятий»
Выполнила:                           ______________                  Шонта Вячеславовна
Студентка гр. 142 – МЭ                                            Урубжурова
Дата, подпись
Проверила                             _______________                 ОксанаНиколаевна
к.э.н.доцент                                                                 Воронкова
Ростов-на-Дону-2010

Содержание
Введение
1. Сущность и роль страхования во ВЭДпредприятий
1.1.Экономическая сущностьстрахования во ВЭД предприятий
1.2. Функции страхования в развитииВЭД компании
2.Виды страховых услуг для участниковВЭД в мировой и российской практике
2.1.Основные виды страхования ВЭД иих характеристика
2.2. Условия карго – страхования воВЭД
3.Проблемы взаимодействия участниковВЭД со страховыми компаниями и оптимизации способов и условий схем страхования
3.1.Состояния и проблемы страхованияВЭД в России
3.2. Схема взаимодействий участниковВЭД со страховыми компаниями
Заключение
Список использованных источников
Приложение

ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночнойэкономики хозяйствующие субъекты ведут предпринимательскую деятельность на свойриск и должны обеспечить финансовую стабильность предприятия самостоятельно.
Риски являются составнойчастью деятельности предприятия. Величина прибыльности и степень финансовойустойчивости зависят от возможности предпринимателя предвидеть риск, оценитьего последствия и эффективно им управлять. У предпринимателя объективно возникаетпотребность в страховой защите имущества и иных имущественных интересов.
По мере стабилизации иразвития экономики закономерно возрастают потребности в страховании, которыевыражаются в переходе от эпизодического страхования, страхования отдельных рисковк системе страховой защиты предприятия и организации корпоративногострахования.
Страхование вовнешнеэкономической деятельности связано с обслуживанием специфическихстраховых интересов экспортеров и импортеров товаров и услуг. Все нарастающее впоследние годы количество международных торговых сделок, к их числу относятся исделки между сторонами из стран СНГ, привело к усложнению форм договоров.
Цивилизованное ведениебизнеса, тем более при договорной форме отношений и отсутствии монополиигосударственной собственности, просто немыслимо без страхования. Исключить жеполностью риски, даже при самой совершенной форме договорных отношений,невозможно. Им можно только противодействовать различными способами. К числуэтих способов по праву относится страхование – механизм, с помощью которогориск переводится на страховщика.
Страховой рынокподразумевает не только конкуренцию, но и взаимодействие страховых организацийв выработке согласованных условий страхования, проведение организационных итехнических мероприятий по предупреждению ущерба, в первую очередь втранспортном страховании, где наиболее зримо проявляется основополагающий тезис«страхование – бизнес без границ».
Необходимостьрассмотрения основного механизма страхования ВЭД предприятий достаточно актуальнав данный момент. Так как без страхования невозможно интенсивного развитиямирового рынка в целом. Исследованием данной проблемы занимались такие ученыекак, профессора Рудаков А.П., Никитина Т.В., Зайцева М.А. и другие. В своихработах они затрагивали саму систему страхования ВЭД предприятий и страхованиекоммерческих и финансовых рынков. Зарубежный опыт свидетельствует, чтопредприятия страхуют до 95 % потенциальных рисков. Такая организация страховойзащиты корпоративных интересов требует ощутимых отвлечения финансовых ресурсовпредприятий, поэтому финансово приемлемой формой страховой защиты становитсяорганизация страховых отношений на некоммерческой основе, котораяобеспечивается взаимным страхованием. Большинство российских страховых компаниймало пользуются тем опытом, который накоплен западными странами и поэтому ихдеятельность не совсем эффективна. Слабо отработан механизм транспортногострахования при торговле со странами СНГ. В результате это ведет кразобщенности, недопониманию, спорам и, как следствие, судебнымразбирательствам.
В связи с тем, чтострахование внешнеэкономической деятельности очень разнообразная областьстрахования, основной целью данной работы является рассмотрение механизмастрахования во ВЭД предприятий, широко используемого в международной торговле инахождение оптимальных способов и условий схем страхования. В первой главерассматриваются общий механизм страхования во ВЭД предприятий и его роль изначение в мировой практике. Во второй главе рассмотрены основные виды страхованияи наибольшее внимание уделяется карго – страхованию во ВЭД. И в заключении мноюрассмотрены проблемы взаимодействия участников ВЭД со страховыми компаниями иразвитие страхования ВЭД в России.
Мною поставлены следующиезадачи курсовой работы:
1.Выявить сущность испецифику страхования во ВЭД предприятий и его функций
2. Классифицировать основныевиды страхования
3. Определить условиякарго – страхования во ВЭД
4. Проанализироватьразвитие страхования ВЭД у нас в России
5. Рассмотреть проблемыучастников ВЭД со страховыми компаниями и обосновать способы их оптимизации

1. Сущность и рольстрахования во ВЭД предприятий
 
1.1 экономическаясущность страхования во ВЭД предприятий
 
Коммерческая,предпринимательская деятельность на внешнем рынке неизбежно связана сопасностями, которые угрожают различным имущественным интересам участникавнешнеэкономической деятельности (ВЭД). Иными словами можно сказать, что ВЭДсвязана с различного рода рисками. Под рисками в ВЭД понимаютсявозможные неблагоприятные события, которые могут произойти и в результатекоторых могут возникнуть убытки, имущественный ущерб у участника ВЭД.[13, с.477]
Для борьбы с рисками, тоесть для уменьшения возможного ущерба, применяется механизм страхования.Страхование во ВЭД означает страхование внешнеэкономических рисков ипредставляет собой комплекс видов страховой защиты интересов отечественных изарубежных участников различных форм международного сотрудничества, которыйвключает страхование экспортно — импортных грузов; перевозящих их транспортныхсредств; экспортных кредитов; международных торгово-промышленных и иныхвыставок..[14, с.112] Соответствующие страховые операции осуществляются внациональной и свободно конвертируемой валюте.[7, с.197]
Страхование вмеждународном бизнесе, хотя и не требует отдельного лицензирования, все жеобладает некоторыми особенностями, обусловленными изменчивостью бизнес – средыв течение временных лагов сделки и реализующимися в виде коммерческих рисков.Среди них:
· изменения ценытовара после заключения контракта;
· оппортунистическоеповедение одной из сторон контракта;
· финансоваядестабилизация одной из сторон контракта;
· неустойчивостьвалютных курсов (инфляция и дефляция);
· издержкисогласования (необходимость учитывать законодательство разных стран,международные правовые нормы регулирования и пр.).[1, с.416]
Цель страхования субъектаэкономики – защита от финансовых последствий (имущественного ущерба) вследствиенаступления неблагоприятных событий.
Экономическая сущностьстрахования заключается в создании резервного (страхового) фонда, отчисления вкоторый для отдельного страхователя устанавливаются на уровне, значительноменьшем сумм ожидаемого убытка и, как следствие, страхового возмещения.
Наибольший эффект можетбыть достигнут за счет сочетания различных методов управления рисками:страхования, хеджирования, применения современных методов управления, форм иметодов расчета в операциях международного бизнеса.
Методы и инструментыстрахования трансформировались в следующую классификацию страхования вмеждународном бизнесе:
1. По используемымсистемам страхования:
· страхование подействительной стоимости имущества, которое пользуется в имущественномстраховании и обеспечивает страховую защиту в полном объеме финансового ущерба,нанесенного застрахованным видам активов субъектов экономики;
· страхование посистеме пропорциональной ответственности обеспечивает лишь частичную страховуюзащиту по отдельным видам рисков;
· страхование посистеме первого риска, под которым понимается финансовый ущерб, понесенныйстрахователем при наступлении страхового события, заранее оцененный присоставлении договора страхования как размер указанной в нем страховой суммы;
· страхование сиспользованием безусловной франшизы, при которой страховщик не несетответственности за финансовый ущерб, понесенный актором международного бизнесав результате наступления страхового события, если размер этого ущерба непревышает размера согласованной франшизы.
2. По формамстрахования:
· обязательное;
· добровольное.
3. По объемам страхования:
· полное;
· частичное.[1, с.420]
Юридически длябольшинства видов страхования заключение договоров является добровольным.Практически все крупные зарубежные предприятия имеют специальные подразделения.Они разрабатывают комплексные программы, направленные на минимизацию возможногоущерба. Например, крупнейшее немецкое предприятие «Хехст» (Hoechst AG) имеет в структуре управления отдел страхования в количестве35 человек. Значительная часть работы этих специалистов, которые представляюттолько централизованную организационную службу управления рисками, приходитсяна внешние рынки. Это вызвано с тем, что, производя продукции более чем на 50млрд. немецких марок, 80 % продукции реализуется за рубежом (практически вовсех странах мира). В качестве страховой премии концерн выплачивает различнымстраховым компаниям более 300 млн. марок. Примерно 40 % этих сумм приходится надве собственные страховые компании (агентства), созданные предприятием иконтролируемые им.
Очевидно, чрезвычайноактуальной для российских участников ВЭД является разработка концепцииуправления рисками и создания соответствующих организационно-управленческихструктур для реализации своих программ управления рисками, которые должныявляться частью программ ВЭД предприятия.[10, с.477]
Мы отметили, что длятого, чтобы предприятие во ВЭД не потеряло положительные результаты своейдеятельности, они используют такой механизм как страхование. Нами былирассмотрены экономическая сущность страхования, цель страхования иклассификационные признаки страхования.
1.2.Функциистрахования в развитии ВЭД компании
 
Среди функций страхованияможно выделить три основные функции. Первая функция — это формированиеспециализированного страхового фонда денежных средств как оплаты за риски,которые берут на свою ответственность страховые компании. Этот фонд можетформироваться как в обязательном, так и в добровольном порядке. Государство,исходя из экономической и социальной обстановки, регулирует развитие страховогодела в стране.
Функция формированияспециализированного страхового фонда реализуется в системе запасных и резервныхфондов, обеспечивающих стабильность страхования, гарантию выплат и возмещений.Если в коммерческих банках аккумулирование средств населения с целью, например,денежных накоплений, имеет только сберегательное начало, то страхование черезфункцию формирования специализированного страхового фонда несетсберегательно-рисковое начало. В моральном плане каждый участник страховогопроцесса, например при страховании жизни, уверен в получении материальногообеспечения на случай несчастного события и при завершении срока действиядоговора. При имущественном страховании через функцию формированияспециализированного страхового фонда не только решается проблема возмещениястоимости пострадавшего имущества в пределах страховых сумм и условий,оговоренных договором страхования, но и создаются условия для материальноговозмещения части или полной стоимости пострадавшего имущества.
Через функциюформирования специализированного страхового фонда решается проблема инвестицийвременно свободных средств в банковские и другие коммерческие структуры,вложения денежных средств в недвижимость, приобретения ценных бумаг и т.д. Сразвитием рынка в страховании неизменно будет совершенствоваться и расширятьсямеханизм использования временно свободных средств. Значение функции страхованиякак формирования специальных страховых фондов будет возрастать.
Вторая функциястрахования — возмещение ущерба и личное материальное обеспечение граждан.Право на возмещение ущерба в имуществе имеют только физические и юридическиелица, которые являются участниками формирования страхового фонда. Возмещениеущерба через указанную функцию осуществляется физическим или юридическим лицамв рамках имеющихся договоров имущественного страхования. Порядок возмещенияущерба определяется страховыми компаниями исходя из условий договоровстрахования и регулируется государством (лицензирование страховойдеятельности). Посредством этой функции получает реализацию объективногохарактера экономической необходимости страховой защиты.
Третья функциястрахования — предупреждение страхового случая и минимизация ущерба — предполагаетширокий комплекс мер, в том числе финансирование мероприятий по недопущению илиуменьшению негативных последствий несчастных случаев, стихийных бедствий. Сюдаже относится правовое воздействие на страхователя, закрепленное в условияхзаключенного договора страхования и ориентированное на его бережное отношение кзастрахованному имуществу. Меры страховщика по предупреждению страхового случаяи минимизации ущерба носят название превенции. В целях реализации этой функциистраховщик образует особый денежный фонд предупредительных мероприятий. [10,с.145]
Мы выяснили, чтострахование как метод, направленный на уменьшения возможных убытков несет всебе ряд функций, таких как: формирование специализированного страхового фондаденежных средств, возмещение ущерба и личное материальное обеспечение граждан,предупреждение страхового случая и минимизация ущерба.
Рассмотрев в данной главеэкономическую сущность страхования, мы выяснили, что большинство крупныхзарубежных компаний в своем управлении имеют отдел страхования. И это неслучайно. Страхование ВЭД предприятий представляет собой комплекс видовстраховой защиты интересов как отечественных, так и зарубежных участниковразличных форм международного сотрудничества. Как было уже отмечено,страхование ВЭД предприятий носит добровольный характер. Также мы выяснили, чтострахование во ВЭД предприятий выполняет три основные функции, через которыепроисходит процесс страхования.

2. Виды страховыхуслуг участников ВЭД в мировой и российской практике
 
2.1. Основные видыстрахования ВЭД
 
Страхованиюво внешнеэкономической деятельности, как и страхованию в целом, присущаклассификация. Она включает в себя следующие отрасли страхования: личное,имущественное, ответственности. Личное страхование предоставляетстраховую защиту гражданам при наступлении определенных событий, связанных с ихжизнью и здоровьем. Объектом страховых отношений в имущественном страхованиивыступает имущество в различных видах и имущественные интересы. Онопроводится на случай утраты (гибели) или повреждения имущества, находящегося вовладении, пользовании, распоряжении страхователя (выгодоприобретателя), а такжеущерба его имущественным правам, в том числе нанесения убытков отпредпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательствконтрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по независящим от предпринимателя обстоятельствам.
В страхованииответственности объектом страховых отношений является ответственность пообязательствам, возникшим в случае причинения страхователем вреда жизни,здоровью или имуществу других лиц (физических или юридических), илиответственность по договору.
Среди имущественныхвидов страхования наиболее часто применяются следующие:
• страхованиегрузов;
• страхование судов(морское каско);
• страхованиевоздушных судов;
• страхованиеавтомобилей;
• страхованиеэкспортных кредитов;
• страхованиеубытков от перерывов производства или коммерческой деятельности;
• страхованиеимущества, находящегося за границей, от огня и других опасностей;
• страхованиеимущества нерезидентов от огня и других
опасностей;
• страхование имущества, находящегося в холодильных камерах;
• другие видыимущественного страхования.
При страхованииответственности объектом страхования
являетсяответственность за ущерб третьим лицам (физическим и юридическим). Такаяответственность может возникать (и довольно часто) в силу действия законов повозмещению ущерба виновником, которым может оказаться (в том числе случайно)предприятие — участник ВЭД. К этой отрасли применительно к внешнеэкономическойдеятельности относятся:
• международныйполис страхования автогражданской ответственности (система «Зеленойкарты»);
• страхованиегражданской ответственности владельцев воздушных судов, являющееся обязательнымпри полетах за рубеж;
• страхованиегражданской ответственности перевозчиков;
• страхованиеответственности производителей товаров;
• страхованиепрофессиональной ответственности, в частности таможенных брокеров, юридическихконсультантов и юридических фирм, частных нотариусов, аудиторов, и других видовпредпринимательской деятельности;
• другие видыстрахования ответственности.
Личноестрахование, вкотором объектом выступают жизнь, здоровье или доходы отдельного человека, вменьшей мере непосредственно связано с ВЭД.
Однакосреди многочисленных видов личного страхования следует выделить виды страхования,без которых невозможно развитие, например, международного туризма. К нимотносятся:
• комплексноестрахование граждан, выезжающих за границу;
• страхование от несчастных случаев для выезжающих за рубеж;
• страхованиемедицинских расходов при выезде за границу;
• другие видыличного страхования.
Комплексныевиды страхования, которыепредлагают сочетание в одном полисе нескольких видов страхования, такжеприменяются в сфере внешнеэкономических отношений. Например, популярные во всеммире полисы страхования строительного предпринимателя от всех рисков и страхованиевсех монтажных рисков. Эти полисы покрывают риски повреждения имущества впроцессе строительства объектов и монтажа различного оборудования, а также ответственностьперед третьими лицами при ведущихся работах и послепусковые гарантийные обязательстваподрядчика. Страховое покрытие обеспечивается от всех рисков строительства имонтажа на полную стоимость выполняемых контрактов.
Такимобразом, современное страхование предлагает широкий набор услуг, связанных сВЭД. Однако практика показывает, что участники ВЭД используют чаще всего тевиды страхования, которые являются обязательными для осуществления ВЭД(например, страхование туристов, выезжающих за границу, или страхованиеответственности владельцев транспортных средств для большинства зарубежныхстран и др.), т. е. без которых невозможно было бы осуществление той или инойдеятельности. Довольно часто применяются виды страхования, являющиеся частьюмеждународных торговых обычаев, например страхование грузов. Сравнительно реже применяютсявиды страхования, которые были бы эффективны в той или иной конкретнойситуации, и которые не применяют в силу недостаточной культуры страхования, втом числе и из-за незнания возможностей, предоставляемых современнымстрахованием.[7, с.30]
Остановимсяна наиболее часто совершаемых операциях страхования в международном бизнесе.
Страхованиелизинговых операций.Мировой опыт хозяйственно – правовых отношений свидетельствует, что призаключении лизинговых соглашений лизингополучатель принимает на себяобязанность застраховать транспортировку получаемого в лизинг оборудования, егомонтаж и пусконаладочные работы, имущественные риски
Страхованиекоммерческого риска– вид страхования, сущность которого заключается в уменьшении рискаосуществления предпринимательских сделок за счет страхования. Наиболеераспространено страхование банковских кредитных рисков, объектами которогоявляются банковские ссуды, обязательства и поручительства, инвестиционныекредиты. При невозврате кредита кредитор получает страховое возмещение, частичноили полностью компенсирующее размер кредита.
Страхованиефинансово – кредитных рисков. Необходимость страхования финансово – кредитных рисковобусловлена достаточно высокой степенью вероятности их появления – страховойриск вытекает из специфики движения финансов и кредитных потоков.Нейтрализовать возможные потери позволяют следующие виды страхования:экспортных кредитов, расходов по вступлению экспортера на новый рынок,банковских кредитов на случай неплатежеспособности заемщика, коммерческого кредита,залоговых операций, валютных рисков, биржевых операций и сделок, от инфляции,риска неправомерных применений финансовых санкций органами налогового контроля.
Страхованиевалютных рисков.Валютные риски (т.е. потери от изменения валютных курсов) наступают в моментпоступления выручки за счет экспортера.
Страхованиеделькреде. Делькреде(от итал. delcredere – на веру ) – это поручительствокомиссионера перед комитентом за исполнение договора, заключенногокомиссионером с третьим лицом. Страхование делькреде – это страховая защита отисков по краткосрочной кредиторской задолженности по поставкам товаров и услугвнутренним и внешним заказчикам лично на сок не более 180 дней. Страхованиеделькреде начинается с момента, когда поставки выполнены, по ним выставлен счети они окончательно приняты покупателем. Полисодержателю возмещается убыток подебиторской задолженности, возникшей вследствие неплатежеспособностипокупателя.
Страхованиедепозитовпредставляет собой разновидность страхования, осуществляемого банками, покоторому вкладчикам гарантируется возврат их вкладов в случае объявления банковбанкротами. Страхование депозитов является формой добровольного страхования.
Страхованиеиностранных инвестиций. Услуги по страхованию иностранных инвестиций представляет Международноеагентство по гарантированию инвестиций (МИГА, или MIGA). Страхование рисков, связанных с переводом валюты,защищает инвестора от убытков, связанных с неспособностью инвестораконвертировать свои денежные средства в местной валюте в другую иностраннуювалюту для их вывоза из страны. Этот вид страхования не покрывает девальвациюместной валюты.
Страхованиеэкологических рисков предусматриваетответственность страховщика за риски, связанные с загрязнением окружающейсреды. [1, с.421]
ВРоссийской Федерации применяется следующая классификация страхованиявнешнеэкономической деятельности (рис.1).
/>

Рис.1Классификация видов страхования ВЭД в Российской Федерации[2, с.167]
Как показываетпрактика, наиболее распространенными на российском страховом рынке являютсяследующие виды страхования во ВЭД: туристов, перезовок внешнеторговых грузов(груза и / или транспорта), от валютных рисков, иностранных инвестиций,гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств и др.
Какпоказывает зарубежная практика, в странах Европейского экономическогосообщества (ЕЭС) в настоящее время действует единая классификация видовстрахования, установленная директивой ЕЭС 73/239/ЕЕС. Ее целью являетсясодействие в формировании единого страхового рынка стран – членов ЕЭС. В даннойклассификации соответствующие виды страхования в ВЭД предусматриваются вразрезе классов генерального страхования (см. Приложение 1).[7, с.37]
Мырассмотрели основные виды страхования ВЭД у нас в России и в качестве примераклассификации страхования ВЭД за рубежом взяли основные виды страхования вЕвропе. Как было уже отмечено раннее, существуют три основные виды страхования:личное страхование, имущественное страхование и страхование ответственности. Мывыделили основные аспекты каждого из этих видов страхования. Если братьевропейскую классификацию, то здесь рассмотрены два основных видов страхования– долгосрочное и генеральное страхования. А затем уже в разрезе этих видовстрахования приведены примеры основных видов страхования.
 
2.2. Условия карго –страхования во ВЭД и их характеристика
Вовнешнеэкономической деятельности существенную роль играет транспортноестрахование грузов, которое обеспечивает развитие внешнеторговых связей ипривлечение к ним мелких и средних предприятий, а также предпринимателей.Термин «карго» обозначает перевозимый и подлежащий страхованию груз безуказания его точного наименования.
Страхованиекарго являетсянадежным механизмом, позволяющим экспортерам и импортерам предотвратить крупныефинансовые потери, связанные с перевозкой грузов, а в отдельных случаях дажеизбежать банкротства.
Страхованиегрузов, конечно, не может предотвратить их реальную гибель или исключить ущерб.Однако страхователь, уплатив небольшой страховой взнос (премию), получаетгарантию от страховой компании полного или частичного возмещения стоимостипогибшего или поврежденного при транспортировке груза в результате наступлениястрахового случая.
Несмотряна то, что страхование грузов является добровольным видом страхования, егоцелесообразность не ставится под сомнение даже тогда, когда виновник причиненияущерба выявлен и есть возможность взыскать убытки с него. При этом следуетиметь в виду относительную сложность взыскания убытков с перевозчика, так каксуществует ряд нерешенных вопросов при определении имущественнойответственности транспортных компаний при международных перевозках. Ониопределяются соответствующими конвенциями.
Интересно,что первый дошедший до нас страховой полис (морской) был выдан в 1347 г. на перевозку груза из Генуи на остров Майорку на судне «Санта Клара». Современная внешняяторговля и транспортные перевозки грузов не могут осуществляться безстрахования. В большинстве случаев договор страхования является неотъемлемойчастью внешнеторгового договора купли-продажи товаров. Вопрос о том, кто и зачей счет производит страхование грузов, решается при заключении этих сделок взависимости от страхового интереса.
Страховойинтерес к грузу могут иметь не только собственник и перевозчик, но и другиелица, например получатель груза. Страховым интересом, т.е. мерой материальнойзаинтересованности в страховании, у страхователя является груз, плата заперевозку и ожидаемая прибыль. Это означает, что лицо, стремящееся застраховатьгруз, должно быть заинтересовано в его безопасном прибытии к месту назначения,получая от этого выгоду или потери. Как правило, это одна из сторон либо обестороны внешнеторгового контракта. Иными словами, постороннее лицо не можетиметь страхового интереса к перевозимому грузу.
Правособственности на груз переходит от продавца к покупателю в соответствии сдоговором купли-продажи. Следовательно, к покупателю переходят и все риски,связанные с правом собственности на груз. В зависимости от обязанностей сторонв договоре поставки устанавливаются обязанности сторон и в договорестрахования.
Предметомдоговора страхования может быть также плата за перевозку, а такжедополнительные сборы транспортных работ и операций по договору перевозки.
Ожидаемаяприбыль от реализации груза в пункте назначения также может быть одним из видовстрахового имущественного интереса в договоре страхования грузов. Определяетсяона соглашением между страхователем и страховщиком исходя из действительнойстоимости груза в месте его получения. В международной страховой практикеразмер ожидаемой прибыли для целей страхования составляет, как правило, 10—20 %стоимости грузов.[17]
Страхованиегрузов традиционно основано на принципе универсальности рисков. Страховщикнесет ответственность за все риски, которым груз подвергается в течениедействия конкретного договора страхования, за исключением рисков, не подлежащихстрахованию. Прежде всего, это риски, связанные с проявлением стихийных силприроды: землетрясения, наводнения, урагана, оползня и т.д., т.е. того, чтоотносится к категории непредвиденных обстоятельств.
Втораягруппа рисков связана с целенаправленным воздействием человека на перевозимыегрузы: представителей транспортных, экспедиторских, складских организаций, атакже третьих лиц, не имеющих отношения к перевозке грузов — злоумышленников,участников военных действий и народных волнений. К таким рискам относятся:кража, ограбление, акты вандализма и другие противоправные действия.
В то жевремя происходящие естественные процессы, например физико-химическая усушка ит.д., договорами страхования исключаются из покрытия и ущерб от них невозмещается страховщиком.
Переченьрисков, убытки от которых возмещаются страховщиком или, наоборот, которыеисключаются из покрытия, чрезвычайно широк. Они определяются по взаимнойдоговоренности сторон в договоре страхования.
Дляустановления оптимального размера обязательства по выплате в оговорахстрахования грузов может устанавливаться франшиза. Франшиза — это частьущерба, который может быть нанесен имущественным интересам страхователя. Оностается на собственном удержании страхователя и не подлежит возмещениюстраховщиком. Франшиза в договоре страхования позволяет: обеспечить интересстрахователя за сохранность застрахованного имущества; существенно сократитьрасчеты между сторонами по незначительным, мелким ущербам (бой, повреждениетаких грузов, как стекло, керамика и т.п., разлив, россыпь товаров, перевозимыхв неупакованном виде); снизить размер подлежащей уплате страховой премии.[10, с.115]
Всоответствии со статьей 832 Гражданского кодекса Российской Федерации, призаключении договора имущественного страхования между страхователем истраховщиком должно быть достигнуто соглашение:
• обопределенном имуществе либо ином имущественном интересе, являющемся объектомстрахования;
• характересобытия, на случай наступления, которого осуществляется страхование (страховогослучая);
• размере страховойсуммы;
• сумме страховоговзноса и сроках его уплаты;
• сроке действиядоговора.
Этиусловия страхования принято называть существенными, поскольку онинаиболее полно и четко отражают предмет договора и главные интересы сторон, атакже составляют основное содержание текста страхового полиса (свидетельства),подтверждающего факт заключения договора страхования.
Несущественные,или дополнительные,условия страхования остаются, как правило, неизменными во всех договорахстрахования. К ним относятся: порядок расчета размера ущерба, порядоквступления договора страхователя в силу, права и обязанности страховщика истрахователя, документы, подтверждающие факт и обстоятельства наступлениястрахового случая, процедура рассмотрения спорных вопросов и др. Они невключаются непосредственно в текст страхового полиса, поскольку это привело бык перегрузке и усложнению его содержания. Поэтому в большинстве случаев кстраховому полису прилагаются стандартные правила страхования, согласованные состраховым надзором, в которых подробно описаны как существенные, так инесущественные условия страхования.
Юридическоезначение существенных условий состоит в том, что отсутствие хотя бы одного изних не позволяет считать договор заключенным, т.е. он становитсянедействительным. Следует также отметить, что к числу существенных относятся ите условия, на согласовании которых настаивает одна из сторон договорастрахования.[3, с.54]
Порядокзаключения договора страхования определяется правилами страхования грузов,которые разрабатывает страховая организация самостоятельно и согласовывает со страховымнадзором. Следовательно, эти правила могут быть специфическими для каждойстраховой организации. Однако существуют общие принципы, характерные дляпрактики страхования грузов большинства страховщиков. В соответствии с нимилицо, заинтересованное в заключении договора транспортного страхования грузов,должно направить страховой компании письменное заявление, содержащееопределенную информацию о грузе и другие известные страхователю сведения,которые могут иметь значение для определения степени риска. А риски, которыепринимает на себя страховщик, чрезвычайно разнообразны.
Рискзависит от вида транспорта (морской, водный, авиационный, железнодорожный,автомобильный), показателей, характеризующих транспортное средство стехнической стороны: год выпуска, принадлежность, техническое состояние,снаряжение, квалификация, состав и обеспеченность экипажа, грузоподъемность(тоннаж), а также от погодных и региональных условий эксплуатации, времени годаи др.
Дляопределения степени риска страховщик требует, чтобы страхователь в своемзаявлении указал данные, характеризующие груз:
1) вид груза, точноенаименование, род упаковки, число мест или мера (масса, объем), сведения овнешнем виде, состоянии (по грузам, подверженным бою, должно быть указано,состоят ли отгружаемые предметы полностью из бьющегося материала или толькочастично по грузам), род тары (деревянные или железные бочки, бутылки и т.п.);
2)вид транспорта испособ отправки груза (морское судно, железная дорога, самолет, автомобильныйтранспорт, в трюме, на палубе, на открытой платформе, в вагоне), а такжеразмещение (загрузка) в транспортном средстве: внутри, снаружи, навалом,насыпью, наливом, крепление и т.д.;
3)маршрутследования: пункты отправления и назначения груза, а также перевалок и перегрузок;
4)дату отправкигруза;
5) перевозныедокументы: номера и даты коносаментов, товарно-транспортных накладных и др.;
6)страховую сумму;
7) условиястрахования грузов;
8)право на регресс(суброгацию) и др.[7, с.77]
Если рассматриватьусловия страхования, выработанные мировой практикой, то здесь необходимоотметить стандартные условия Института Лондонских страховщиков, которыеименуются: с ответственностью за все риски, с ответственностью за частнуюаварию; без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения. Имсоответствуют разработанные группы тарифных ставок.
Условие с ответственностьюза все риски является наиболее широким, но отнюдь не покрывает «все риски».Из этих условий исключаются повреждение и гибель груза от всякого рода военныхдействий, орудий войны, пиратских действий, конфискации, ареста или уничтоженияпо требованию властей (эти риски могут быть застрахованы за дополнительнуюплату); исключаются риски радиации, умысла и грубой неосторожности страхователяили его представителей, нарушения установленных правил перевозки, пересылки ихранения грузов, несоответствия упаковки; влияние трюмного воздуха или особыхсвойств груза; огня или взрыва, если безведома страховщика на судноодновременно были погружены вещества, опасные в отношении взрыва исамовозгорания; недостачи груза при целости наружной упаковки (недовложения);повреждения груза грызунами, червями, насекомыми; замедления в доставке груза ипадения цен.
Условие страхования сответственностью за частную аварию в отличие от первого имеет твердыйперечень рисков, по которым страховщик несет ответственность. Естественно,объем ответственности страховщика здесь меньше. Из ответственности по этомуусловию точно также исключаются риски, которые не покрываются условием «Всериски».
Условие страхования безответственности за повреждения, кроме случаев крушения — по перечнюстраховых случаев, при которых подлежат оплате убытки, и по совокупностиисключений из страхового покрытия в целом совпадают с условиями сответственностью за частную аварию. Разница состоит в том, что по последнемуусловию страховщик в обычных условиях несет ответственность только за случаиполной гибели всего или части груза, а за повреждение груза отвечает лишь вслучае какого-либо происшествия (в целом именуемые крушением) с транспортнымсредством (судном).
При всех трех условияхстраховщик возмещает убытки и расходы по общей аварии, необходимые ицелесообразно произведенные расходы по спасению груза и по уменьшению убытка.
Окаких-либо существенных изменениях характеристик груза или процессатранспортировки страховщик должен быть уведомлен немедленно. Если данныеизменения влекут увеличение риска, он может изменить условия страхования ипотребовать уплаты дополнительной страховой премии. При отказе страхователя от уплатыпремии договор считается расторгнутым с момента появления данных изменений.
Одним изнаиболее важных вопросов, возникающих при заключении договора транспортногострахования грузов, является правильное определение объема страховойответственности (набора страховых рисков), т.е. событий, при наступлениикоторых страхователь может рассчитывать на возмещение ущерба. Расширение наборапокрываемых рисков влечет повышение страховых тарифов и, следовательно,стоимости страхования.
Ответственностьстраховщика перед страхователем ограничивается страховой суммой, указанной вдоговоре страхования. Груз считается застрахованным в сумме, заявленнойстрахователем, но не выше действительной стоимости груза, указанной в счетепоставщика. Иногда в одном страховом полисе страхования грузов могут бытьобъединены различные объекты страхования: грузы, ожидаемая прибыль, комиссия,фрахт и транспортные расходы, связанные с перевозкой груза и его хранением(например, таможенная пошлина).
В случаеесли груз принят на страхование в определенной доле от полной стоимости, всеобъекты считаются застрахованными в том же проценте от их стоимости. Принаступлении страхового случая страховщик обязан возместить страхователю(выгодоприобретателю) часть понесенных последним убытков пропорциональноотношению страховой суммы к страховой стоимости. Договором же может бытьпредусмотрен более высокий размер страхового возмещения, но не выше страховойстоимости.
В случаеесли страхователь застраховал лишь часть страховой стоимости груза, он вправеосуществить дополнительное страхование, в том числе и у другого страховщика, нос тем, чтобы общая страховая сумма не превышала страховой стоимости. Приперевозках специфических видов товаров достаточно велика вероятностьвозникновения незначительных ущербов (например, бой стеклянных, фарфоровыхизделий и т.п.). Страховщик и страхователь не заинтересованы в разбирательствахпо подобным случаям, поскольку они не принципиальны. В связи с этим возможнодостижение договоренности, согласно которой претензии по вероятным потерям, непревышающим определенного предела, не будут предъявляться страховщику, т.е.вводится франшиза, или норма ущерба. Взамен страхователь получает льготы приопределении размера уплачиваемой страховой премии. Франшиза обычно устанавливаетсяв процентах от страховой суммы.
Начало иокончание действия договора страхования, в том числе и страховойответственности, указываются в страховом полисе и является одним изсущественных условий договора страхования. Ответственность по договору страхованиягрузов прекращается в следующих случаях:
• если груздоставлен в место (пункт) назначения, выгружен из перевозочного средства ипринят в пункте назначения на ответственное хранение в складе грузополучателя;
• если периодпромежуточного хранения превысил срок в страховом полисе.[6, с.77]
Как было уже отмеченовыше, карго- страхование является надежным механизмом, но при этом оно не можетпредотвратить реальную гибель груза или исключить ущерб. Мы рассмотрелиосновные условия карго-страхования – существенные и дополнительные. Также быливыделены основные данные, характеризующие груз при его страховании. Отметилитакже случаи, при которых ответственность по договору страхованию грузовпрекращается.
Делая вывод по всей главенадо отметить, что существуют различные виды классификаций страхования ВЭДпредприятий как в мировой, так и российской практике. Нами были рассмотреныосновные виды страхования и наибольшее внимание было уделено карго –страхованию. Рассмотрены основные условия карго – страхования, а такжестандартные условия Института Лондонских страховщиков.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.