Белорусскийгосударственный педагогический университет имени М. ТанкафакультетпсихологииРЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ«Влияние физиологии на психологию»
Выполнил
студент2-ого курса
025группы
отделенияпсихологии
предпринимательской
деятельности
КомарФ. В.
Минск 2011
Содержание:Введение Физиология как наука Первые достижения физиологии в связи с психологией Истоки экспериментальной психологии Взаимосвязь физиологии и психологии в рамках отечественнойнауки XIX – начала XX вековЗаключение
Введение
Историческиефакты свидетельствуют о многочисленных попытках анализа психологическогосостояния человека по его физиологическим реакциям. Например, АлександрМакедонский отбирал в своё войско солдат, резко поднося к лицу новобранца зажженныйфакел. Если лицо вспыхивало румянцем из-за покраснения кожи, претендентстановился солдатом, если же лицо бледнело, то у него не было шансов статьвоином.
Сейчасмы объясняем эти реакции дифференцированной активацией при стрессе двух отделоввегетативной нервной системы. Активация симпатической нервной системы,мобилизующей организм на борьбу, связана с приливом крови к мышцам, чтофиксируется в покраснении лица. Возбуждение парасимпатической нервной системы,поведенчески реализующееся через замирание или расслабление, сопровождаетсяприливом крови к внутренним органам, что проявляется в побледнении лица.Александр Македонский нуждался в победителях, агрессивно реагирующих в бою,поэтому его тест, физиологический в своей основе, позволял выявлять людей,способных сражаться до победного конца.
Древниенароды использовали знания практической психофизиологии для объективизациирешений в трудных ситуациях, хотя многие из них не имели под собой реальнойосновы. Например, в средневековой Европе считалось, что женщина, весившая менее49 кг вместе с помелом, непременно должна быть ведьмой (Этинген, 1988). На Русиполагали, что праведный человек, брошенный в воду, утонет, а лживый всплывёт. ВКитае подозреваемого в преступлении заставляли взять в рот пригоршню риса. Еслион мог его выплюнуть, значит был невиновен, поскольку считалось, что упреступника пересыхает во рту и у него не наберётся достаточное количествослюны. В действительности же пересыхает во рту не у виновного, а у человека,находящегося в стрессе. Эта вегетативная реакция опосредована адренергическимимеханизмами, уменьшающими слюноотделение.
Попыткуприменения подобных знаний в практике Московского уголовного розыска в 30-хгодах XX-ого века предпринял А.Р. Лурия. Он использовал ассоциативный тест для выявления преступников средиподозреваемых.
Первыесистематические наблюдения о связи изменения частоты пульса с эмоциями провёлдревнегреческий врач Гален. Он описал резкое учащение пульса у женщины в тотмомент, когда при ней произносили имя её возлюбленного (Хэссет, 1981).
Этипримеры доказывают большое влияние физиологии как науки на психологию. Внастоящее время эти две науки объединены в рамках таких направлений какпсихофизиология, нейропсихология, а также физиология поведения.
Физиологиякак наука
Физиология(от греч. φύσις — природа и греч.λόγος — знание) — наука о закономерностяхфункционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации, определах нормы жизненных процессов (см. нормальная физиология) и болезненныхотклонений от неё (см. патофизиология).
Физиологияпредставляет собой комплекс естественнонаучных дисциплин, изучающих какжизнедеятельности целостного организма (см. общая физиология), так и отдельныхфизиологических систем и процессов (напр. физиология локомоций), органов,клеток, клеточных структур (частная физиология). Как важнейшая синтетическаяотрасль знаний физиология стремится раскрыть механизмы регуляции изакономерности жизнедеятельности организма, его взаимодействия с окружающейсредой.
Физиологияизучает основное качество живого — его жизнедеятельность, составляющие еёфункции и свойства, как в отношении всего организма, так и в отношении егочастей. В основе представлений о жизнедеятельности находятся знания о процессахобмена веществ, энергии и информации. Жизнедеятельность направлена надостижения полезного результата и приспособления к условиям среды.Первыедостижения физиологии в связи с психологией
Наиболеезначимое влияние физиология начала оказывать на психологию с проведением первыхисследований процессов ощущения и восприятия, которые начались с изучениячеловеческих органов чувств — тех физиологических механизмов, с помощью которыхмы получаем информацию о внешнем мире. Физиологические исследования, которыевдохновили и направляли, тогда ещё новую науку психологию, относятся к концуXIX столетия. Естественно, и у этих изысканий была своя предтеча — более ранниеработы, на которые они опирались. Физиология стала экспериментальной дисциплинойв 30–х годах прошлого столетия — главным образом под влиянием немецкого физиологаИоганна Мюллера (1801–1858), отстаивавшего применение экспериментальных методовв физиологии. И для физиологии, и для психологии огромное значение имелсформулированный Мюллером принцип «специфической энергии органов чувств».Мюллер предположил, что возбуждение определенного нерва всегда вызываетхарактерное ощущение, потому что в каждом рецепторном отделе нервной системызаложена собственная «специфическая энергия». Эта идея вдохновила множествоисследователей, стремившихся в своих работах разграничить функции нервнойсистемы и точно определить механизм действия всех периферийных сенсорных рецепторов.
Известнымфизиологом был швейцарский ученый Альбрехт Галлер (1708-1777). Его труд «Основыфизиологии» (1757 г.) оценивается как разграничительная линия между современнойфизиологией и всем, что происходило прежде. Из-под детерминационноговоздействия души А. Галлер вывел не только чисто нервные явления, но исущественную часть психических. Такие явления прямо принимают участие в сложноймоторике ходьбы, моргания и т. д.
А.Галлер называл психические элементы этих сложной динамике «темнымивосприятиями». Несмотря на положения, доказывающие компромисс с богословием,физиологическая система А. Галлера являлась главным звеном в формированииматериалистических воззрений на нервно-психические явления. Разъясняя этиявления природой самого тела, а не инородными по отношению к нему факторами,она дополняла декартовскую модель новыми элементами. Эксперимент обнаруживалхарактерные свойства организма, столь же действительные, как и прочие атрибутыматерии. Галлеровская «живая машина» явилась, в отличие от декартовской,носителем сил и качеств, которых нет у машин. Таким образом формировалисьестественнонаучные предпосылки значимого сдвига в созревании психологическоймысли – перехода к осмыслению психики как свойства сформированной материи. Немеханика, а биология делалась ядром детерминистского рассмотрения сознания. Этоопределило формирование на новых основах суждений о рефлексе. Если у Р. Декартаи Д. Гартли это понятие создавалось на принципах физики, то у продолжившеголинию А. Галлера чешского физиолога Й. Прохазки (1749-1820) оно приобрелобиологическое основание. Рефлекс, по Й. Прохазке, порождается не произвольнымвнешним раздражителем, а лишь таким, который обращается в чувствование.Чувствование – независимо от того, превращается оно в функцию сознания либонет, – обладает одним общим значением и называется «компасом жизни». Развиваяэти линии, Прохазка не только чувство, но и более сложные виды психическойдеятельности ставит в зависимость от задачи адаптации организмов кобстоятельствам жизни.
Втруде «Физиология, или Учение о человеке» Й. Прохазка утверждал, что мнение орефлексе должно разъяснить функционирование нервной системы в целом.
Мысльо неразрывной связи организма с внешней средой выводилась сначала из принциповмеханистического миропонимания.
Р.Декарт брал за основу принцип сохранения количества движения, а Й. Прохазка –мысль о всеобщей зависимости организма от природы. Но в качестве начала этойсвязи и зависимости от него выступает не закон сохранения количества движения,а закон самосохранения живого тела, который выполняется лишь приобстоятельствах реализации избирательных реакций на воздействия окружающейсреды.
Нараннем этапе развития физиологии рядом ученых был сделан существенный вклад визучение функций мозга. Для психологии значимость их работ определяетсяоткрытием специфических отделов головного мозга и разработкой методовисследования, которые позже стали широко применяться в физиологическойпсихологии.
Пионеромв исследованиях рефлекторного поведения был работавший в Лондоне шотландскийврач Маршалл Холл (1790–1857), Холл заметил, что при стимуляции нервныхокончаний обезглавленные животные в течение некоторого времени продолжаютдвигаться. Он заключил, что за различные стороны поведения отвечают разныеотделы мозга и нервной системы. В частности, он предположил, что произвольныедвижения зависят от головного мозга, рефлекторные движения — от спинного мозга,бессознательные — от прямого возбуждения мышц и дыхательные — от костногомозга.
Профессорестествознания Французского колледжа в Париже Пьер Флоранс (1794–1867) в своихисследованиях наблюдал и регистрировал последствия разрушения частей головногои спинного мозга животных (в частности, голубей). Он пришел к заключению, чтоголовной мозг управляет высшими психическими процессами, части среднего мозга —зрительными и слуховыми рефлексами, мозжечок — координацией движений, а костныймозг — сердцебиением, дыханием и прочими жизненными функциями.
Важныне только выводы Холла и Флоранса, но и те метод, который они использовали –метод удаления. Это технический прием, с помощью которого исследовательпытается установить функцию определенной части мозга, удаляя или уничтожая этучасть, и наблюдая за последующими изменениями в поведении животного.
Всередине XIX века начали применять еще два экспериментальных подхода к изучениюмозга: клинический метод и электрическую стимуляцию. Клинический метод былпредложен в 1861 году Полем Брока (1824–1880), хирургом одной из больниц длядушевнобольных под Парижем. Брока произвел вскрытие трупа мужчины, который прижизни долгие годы не мог внятно говорить. При осмотре было выявлено поражениетретьей лобной извилины коры головного мозга. Брока обозначил эту часть мозгакак центр речи; позже за ней закрепилось название область Брока. Клиническийметод стал прекрасным дополнением к методу удаления — ведь едва ли найдутсядобровольцы, во имя науки готовые пожертвовать частью мозга. Удаление,проведенное после смерти, обеспечивает возможность исследовать поврежденнуюобласть мозга, которой приписывается ответственность за определенное поведениепри жизни пациента.
Методэлектростимуляции для изучения мозга был впервые применен в 1870 году ГуставомФритшем и Эдуардом Хитцигом. Этот метод предполагает исследование корыголовного мозга путем воздействия на ее участки слабыми электрическимиразрядами. Проводя эксперименты с кроликами и собаками, Фритш и Хитцигобнаружили, что электростимулирование отдельных областей коры головного мозга уживотных приводит к ответным моторным реакциям — таким как подергивание лап. Споявлением более совершенного электронного оборудования электростимуляция сталавесьма эффективным приемом для изучения функций мозга.
Всередине XIX столетия проводилось большое число исследований структуры нервнойсистемы и природы нервной деятельности. К первым теориям нервной деятельностиотносятся теория нервных «трубок» Декарта и теория вибрации Давида Гартли.
Вконце XVIII века итальянский исследователь Луиджи Гальвани (1737–1798)предположил, что нервные импульсы имеют электрическую природу. Его племянник ипоследователь Джованни Альдини «смешал серьезное исследование с леденящим душузрелищем. В одном из самых ужасных публичных экспериментов Альдини, призванномподчеркнуть эффективность электрического возбуждения для полученияспазматических движений мускулов, использовались отсеченные головы казненныхпреступников».
Исследованиянервных импульсов росли числом и были такими убедительными, что к середине XIXвека электрическая природа импульсов стала общепринятым фактом. Ученыеполагали, что нервная система по существу является проводником электрическихимпульсов, а центральная нервная система функционирует подобно коммутатору, переключающемуимпульсы на сенсорные или двигательные нервные волокна.
Такойвзгляд был значительным шагом вперед по сравнению с теорией нервных «трубок»Декарта и теорией вибраций Гартли, но концептуально они похожи. Все эти подходыбыли рефлекторными. При таком подходе предполагается воздействие внешнего мира(в виде стимула) на орган чувств, вследствие чего происходит возбуждениенервного импульса, который перемещается к соответствующей точке мозга илицентральной нервной системы. Там, в ответ на импульс, возникает новый импульс,который передается через двигательные нервы и вызывает определенную реакциюорганизма.
ВXIX веке проводились изыскания и анатомической структуры нервной системы.Ученые установили, что нервные волокна состоят из отдельных структур, нейронов,которые определенным образом соединены между собой в точках, называемыхсинапсами. Эти выводы последовательно вытекали из механистического,материалистического представления человеческой сущности. В то время считалось,что нервная система, как и мозг, состоит из атомов, соединение которых приводитк появлению нового качества.
Большиезаслуги в этой области принадлежат русскому учёному И. М. Сеченову, сделавшемубольшой вклад в учение о рефлексах. Сеченов в работе «Рефлексы головного мозга»(1863 г.) утверждал, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способупроисхождения суть рефлексы».
Онаргументировал соображение об универсальном значении рефлекторного принципа вдеятельности спинного и головного мозга как для непроизвольных, автоматических,так и произвольных движений, связанных с участием сознания и психическойдеятельности мозга.
Всевышеперечисленные достижения ранней физиологии указывают на методы исследованияи открытия, которые способствовали формированию научного подхода к психологическомуисследованию мышления. Философы расчистили дорогу для примененияэкспериментальных методов в изучении мышления: физиологи уже начали ставить экспериментыдля исследования механизмов, лежащих в основе психических процессов, —следующим шагом должно было стать применение экспериментальных методовнепосредственно к мышлению.
Британскиеэмпирики доказывали, что единственным источником знания является ощущение.Астроном Бессель продемонстрировал важность факторов ощущений и восприятия внауке. Физиологи определяли структуру и функцию чувств. Пришло время подходитьк оценке ощущений с количественной мерой. Уже были доступны методы исследованиячеловеческого тела: теперь возникла необходимость разработки методов изучениямышления. Почва для возникновения экспериментальной психологии была подготовлена.Истокиэкспериментальной психологии
Вначале XIX столетия немецкие университеты охватила волна образовательной реформы,направленной на получение академической свободы как для профессоров, так и длястудентов. Профессорам разрешили самостоятельно выбирать темы для преподаванияи исследований и работать без опеки со стороны. Студенты были вольны посещатьлюбые курсы лекций по своему выбору без ограничений жесткого учебного плана.Эта свобода распространялась и на новые науки, каковой была психология.
Такаяуниверситетская атмосфера обеспечила идеальные условия для процветания научныхизысканий. Профессора могли не только читать лекции, но и направлятьэкспериментальные исследования студентов в хорошо оборудованных лабораториях.Ни в какой другой стране не было столь благоприятного отношения к науке.
Реформав немецких университетах способствовала их развитию, а это означало увеличениерабочих мест для тех, кого интересовала научная карьера. В Германии былидостаточно велики шансы стать уважаемым преподавателем с хорошим жалованьем,хотя достичь высшего положения было трудно. От многообещающего университетскогоученого требовалось представить научную работу, более значительную, чемстандартная докторская диссертация. Это означало, что человек, избравшийуниверситетскую карьеру, поистине должен был иметь выдающиеся способности кнауке. Приступив к работе на научной кафедре, молодые ученые постоянно ощущалидавление в отношении того, что касалось проведения исследований и научныхпубликаций.
Хотясоперничество было острым, а требования высокими, награда намного превосходилазатраченные усилия. В немецкой науке XIX века преуспевали только лучшие излучших, а результатом был ряд крупных достижений во всех науках, включая новуюпсихологию. Не случайно профессора немецких университетов, которым научнаяпсихология обязана своим появлением, стали «властителями научных умов» вЕвропе.
Впервыеэкспериментальные методы изучения мышления, которое является одним из предметовисследования в психологии (когнитивное направление), применили четверо учёных:Герман фон Гельмгольц, Эрнст Вебер, Густав Теодор Фехнер и Вильгельм Вундт. Всеони были немцами, все получили образование в области физиологии и все были вкурсе последних достижений науки.
Гельмгольц,физик и физиолог, плодовитый исследователь, был одним из величайших ученых XIXстолетия. Хотя психология занимала лишь третью строчку в списке его научныхинтересов, все же именно работы Гельмгольца, а также исследования Фехнера иВундта, положили начало новой психологии.
Гельмгольцчрезвычайно успешно работал в самых различных областях. В ходе исследований пофизиологической оптике он изобрел офтальмоскоп — устройство для исследованиясетчатки глаза. Его фундаментальный трехтомный труд по физиологической оптике«Физиологическая оптика» (Handbuch der physiologischen Opti. 1856–1866) былстоль значительным, что его переводили на английский язык и 60 лет спустя послевыхода. В 1863 году было опубликовано исследование Гельмгольца по проблемам акустики«О восприятии тона», в котором просуммированы результаты его собственных изысканийи представлен обзор доступной в то время литературы. Он писал статьи по такимразнообразным темам, как остаточное изображение, неспособность различать цвета,перемещение хрусталика глаза, размер в арабско-персидской музыке, образованиеледников, геометрические аксиомы, лечение сенной лихорадки. Позднее Гельмгольцкосвенно способствовал изобретению беспроволочного телеграфа и радио.
Дляпсихологии представляют интерес изыскания Гельмгольца по вопросам определенияскорости нервных импульсов, а также исследования в области зрения и слуха. В тевремена считалось, что скорость нервного импульса мгновенна или, по крайней мере,так велика, что не поддается измерению. Гельмгольц был первым, кто эмпирическиизмерил скорость прохождения нервного импульса, фиксируя моменты возбуждениядвигательного нерва ножной мышцы лягушки и последующей мышечной реакции. Экспериментируяс нервами разной длины, он определял разницу во времени между моментомстимуляции нерва рядом с мышцей и моментом мышечной реакции, а затем проделывалто же самое, но уже стимулируя нерв в другом месте, дальше от мышцы. Эти опытыпозволили определить скорость прохождения нервного импульса, которая в среднемоказалась равной 90 футам в секунду.
Гельмгольцпроводил подобные эксперименты и на людях, но полученные результаты — дажеотносящиеся к одному человеку — настолько различались, что, в конце концов, онотказался от подобных исследований.
Опытнымпутем Гельмгольц установил, что прохождение нервных импульсов происходит сопределенной скоростью. Это подтвердило, что процессы мозговой и мышечнойдеятельности протекают не одновременно, как считалось ранее, а следуют друг задругом через некоторое время. Гельмгольца, однако, интересовали непсихологические аспекты, а лишь сама возможность измерения данного параметра.Заслуги Гельмгольца для новой психологии были признаны позднее: результаты егоэкспериментов положили начало перспективному направлению в области изучения протеканиянейропроцессов. Работа Гельмгольца заложила основу для будущих экспериментов поопределению количественных характеристик психофизиологических процессов.
Егоработы по изучению механизма зрения также оказали заметное влияние напсихологию. Он исследовал внешние мускулы глаза и механизмы, с помощью которыхвнутренние мускулы глаза перемещают хрусталик при фокусировании зрения. Онпересмотрел и расширил теорию цветовидения. Научный труд, посвященный этойтеории, был опубликован в 1802 году Томасом Юнгом; в наши дни теорияцветовидения носит имя Юнга — Гельмгольца.
Неменее важными были исследования Гельмгольца, посвященные механизму слуха, аименно восприятию тонов, природе согласованности звучания, а также вопросамрезонанса. Труды Гельмгольца, касающиеся механизма зрения и слуха, включены всовременные учебники по психологии, что свидетельствует о выдающемся значенииего исследований.
Гельмгольцне был физиологом, психология также не являлась его главным интересом, нобольшую часть своей работы он посвятил изучению человеческих ощущений и темсамым способствовал укреплению экспериментального подхода при изучении психологическихпроблем.
ЭрнстВебер, родился в немецком городе Виттенберг, в семье профессора теологии. В1815 году он получил докторскую степень в Лейпцигском университете, в котором с1817 по 1871 год изучал анатомию и физиологию. Главным предметом его научныхинтересов стала физиология чувств. Именно в этой области научных исследованийон сделал самые выдающиеся открытия.
ДоВебера изучение органов чувств ограничивалось исключительно зрением и слухом.Вебер раздвинул границы науки, он начал изучать чувствительность мышечных икожных покровов. Особенно важным явился его перенос в психологиюэкспериментальных методов физиологии.
Одиниз вкладов Вебера в новую психологию заключался в экспериментальном определенииточности тактильных ощущений, а именно расстояния между двумя точками кожногопокрова, при котором человек ощущает два отдельных касания. Испытуемых, которыене могут видеть специальный прибор, просят сообщить, сколько касаний ониощутили. Когда две точки раздражения находятся близко друг от друга, испытуемыеотмечают только одно касание. По мере увеличения расстояния между двумя источникамираздражения, участники эксперимента начинают испытывать неуверенностьотносительно того, почувствовали ли они одно или два касания. На определенном,достаточно большом расстоянии между двумя точками, испытуемые уверенно сообщаюто двух разных касаниях.
Этотэксперимент продемонстрировал наличие так называемого двухточечного порога —некоего момента, в котором можно распознать два независимых источника. ОпытыВебера стали первым экспериментальным подтверждением теории порога, согласнокоторой существует момент начала возникновения физиологической и психологическойреакции.
Ещёодин существенный научный вклад Вебера заключается в разработке математическихметодов измерения в психологии. Вебер поставил перед собой цель установить величинуедва заметного различия — наименьшую разницу в весе двух грузов, которуюспособен распознать человек. Он попросил участников эксперимента поднять двагруза и определить, какой из них тяжелее. Вес одного был одинаковым на всехэтапах эксперимента, вес другого все время менялся. Если различие былонезначительным, вес признавался одинаковым, но на определенном этапе увеличенияразницы она распознавалась.
Впроцессе экспериментов Вебер установил, что едва заметное различие являетсяконстантой и составляет 1/40 от стандартного, первоначально предложенного,веса. Другими словами, испытуемые различали груз весом в 41 грамм от груза в40. Если же груз был 80 грамм, то для того, чтобы испытуемый мог отличить его,требовался груз уже в 82 грамма.
ЗатемВебер исследовал способность различать вес по мышечным ощущениям. Он обнаружил,что испытуемые точнее различают разницу в весе грузов, когда поднимают их сами(получая мышечные ощущения через кисти рук, плечо и предплечье), нежели когдагруз вкладывают им в руки. Поднятие весов предполагает и тактильное(прикосновение) и мышечное ощущение, в то время как при вкладывании веса в рукидругим лицом человек испытывает только осязательные ощущения. Посколькунаименьшую разницу в весе можно отличить при поднятии грузов (соотношение 1:40), а не при вкладывании грузов в руки (соотношение 1: 50). Вебер заключил,что в первом случае на способность субъекта различать вес влияют внутренние мышечныеощущения.
Наоснове этих экспериментов Вебер пришел к выводу, что, по всей вероятности,способность различать зависит не от абсолютной разницы в весе двух грузов, а ототносительной. Он проводил опыты и по визуальному определению различий иобнаружил, что здесь соотношение величин меньше, чем в случае мышечныхощущений. Вебер предположил, что для определения едва заметного различия междудвумя раздражителями можно ввести некий постоянный коэффициент — свой длякаждого из чувств. Исследования Вебера доказали отсутствие прямого соответствиямежду физическим раздражителем и нашим восприятием этого раздражителя. Однако,как и Гельмгольц, Вебер интересовался только физиологическими процессами и незадумывался о значении своих изысканий для психологии. Его работа проложилапуть исследованиям взаимосвязи между телесными ощущениями и мышлением, междураздражителем и последующим восприятием раздражения. Это был настоящий прорыв внауке. Теперь единственное, что было необходимо, — это достойно, соразмерноважности вновь разработанного метода, применить его.
РаботаВебера была экспериментальной в самом строгом смысле слова. Она проводилась вспециально созданных условиях, предлагаемые участникам экспериментараздражители многократно варьировались, при этом фиксировался каждый полученныйрезультат. Опыты Вебера вдохновили многих исследователей на использованиеэкспериментального метода в качестве средства изучения психологических явлений.Исследования Вебера в области измерения порога ощущений имели первостепенноезначение; его доказательство измеримости ощущений оказало влияние практическина все аспекты современной психологии.
ГуставТеодор Фехнер (1801 – 1887). 22 октября 1850 года — важная дата в историипсихологии. Утром того дня Фехнера — когда он еще лежал в кровати — осенило,что существует закон, устанавливающий связь между мозгом и телом: этот законможет быть выражен через количественное отношение между психическим ощущением ифизическим раздражителем.
Фехнерпришел к выводу, что повышение уровня раздражения не вызывает идентичного ростаинтенсивности ощущения — с увеличением интенсивности раздражения вгеометрической прогрессии интенсивность ощущений возрастает лишь варифметической. Например, звук колокольчика, добавленный к звучанию еще одногоколокольчика, сказывается на ощущениях гораздо в большей мере, чем звук того жеколокольчика, добавленный к звучанию десяти колокольчиков. Следовательно,интенсивность раздражения влияет на количество вызванных ощущений не абсолютно,а относительно.
Простое,но гениальное открытие Фехнера показало, что количество ощущений (психическоекачество) зависит от количества раздражения (телесное или физическое качество).Чтобы измерить изменения в ощущениях, необходимо измерять изменения при разныхуровнях раздражения, Таким образом, появилась возможность соотнести психическийи физический миры в количественных показателях. Фехнеру удалось эмпирическимспособом преодолеть барьер, разделяющий душу и тело.
Хотяв концептуальном плане все было ясно, но как осуществить измерения в реальности?Исследователю надо было точно определить количество субъективных и объективныхощущений, а также физического раздражения. Измерить физическую интенсивностьраздражителя — уровень яркости света или, скажем, вес разных грузов — не представляетсложности, но как можно измерить ощущение — то сознательное переживание,которое испытывает субъект в ответ на раздражение?
Фехнерпредложил два способа измерения ощущений. Во-первых, можно определять:наличествует раздражитель или отсутствует, ощущается он или нет. Во-вторых,можно установить тот уровень интенсивности раздражителя, при котором испытуемыезаявляют о появлении первых ощущений; это абсолютный порог чувствительности —та точка в интенсивности раздражения, ниже которой не фиксируется никакихощущений, а выше которой субъект испытывает некое ощущение.
Абсолютныйпорог — понятие, несомненно, важное, но недостаточное, посколькуустанавливается только один аспект ощущения — его нижний уровень. Чтобыопределить связь между силами раздражения и ощущения, надо уметь точноквалифицировать весь диапазон значений раздражения и соответствующих имощущений. С этой целью Фехнер выдвинул идею дифференциального порога чувствительности,то есть наименьшей разницы между двумя раздражениями, вызывающей изменения вощущениях. К примеру, на сколько следует увеличить или уменьшить вес груза,чтобы испытуемые почувствовали это изменение, чтобы заявили о точноопределяемом различии в ощущениях?
Чтобыустановить, насколько тяжелым ощущается некий вес (насколько тяжелым он кажетсясубъекту), нам не удастся воспользоваться физическими способами измерения веса.Но физические методы измерения можно принять за основу для определения психологическойинтенсивности ощущения. Сначала определяется, на сколько следует уменьшить весгруза, чтобы испытуемый мог просто почувствовать разницу. Затем мы меняем весгруза до этого нижнего значения и снова ищем дифференциальный порог[41]. Таккак в обоих случаях изменение веса едва различимо, Фехнер допустил, что субъективноэти изменения равны.
Этотпроцесс можно повторять до тех пор, пока объект будет восприниматьсяиспытуемым. Если каждое уменьшение веса субъективно равно каждому другомууменьшению, то количество раз уменьшения веса — число восприятий едва заметнойразницы — может рассматриваться как объективный критерий субъективной величиныощущений. Таким образом можно в цифрах оценить раздражение, необходимое дляпрочувствования разницы в ощущениях.
Фехнерпредположил, что для каждого из чувств есть некое относительное значениеувеличения раздражения, которое всегда вызывает наблюдаемое изменение винтенсивности ощущения. Таким образом, ощущение (мысль, или психическоекачество), равно как и раздражение (тело, или материальное качество), поддаютсяколичественному измерению, и соотношение между ними можно выразить в виделогарифма: S = К log R, где S есть величина ощущения, К — экспериментальноустановленная постоянная, R — величина раздражения. Раздражение нарастает вгеометрической прогрессии, а ощущения — в арифметической, и отношениераздражителей к ощущениям может быть представлено в виде логарифмическойкривой.
Фехнерписал, что это отношение подсказали ему отнюдь не исследования Вебера, хотя последнийработал в том же Лейпцигском университете, и они часто там встречались — к томуже, всего несколькими годами раньше Вебер проводил изыскания по той же теме. Пословам Фехнера, проводя свои эксперименты, он не знал о работе Вебера. Лишьпозже он понял, что закон, который он выразил математически, был как раз тем,доказательством которого занимался и Вебер.
Результатомозарения Фехнера стало появление исследовательской программы, которую ученыйпозднее назвал психофизика (название говорит само за себя: взаимосвязь междумиром психического и материального). Проводя эксперименты по поднятию грузов, сосвещением, визуальным и тактильным расстоянием (расстояние между двумя контактнымиточками на коже). Фехнер разработал единый фундаментальный метод в психофизике,а также систематизировал две важнейшие методики, которые до сих пор в ходу.
Методсредней ошибки (синоним — процедура уравнивания стимулов): на участниковэксперимента воздействуют различными раздражителями, пока они не находятпохожий по степени воздействия на эталонный. После определенного количествапопыток выводится средняя величина различия между стандартным раздражителем ираздражителями, указанными участниками эксперимента, которая и представляетсобой ошибку наблюдений. Эта методика используется для измерения времениреакции, а также зрительных и слуховых различий. В более широкой форме онаиспользуется и в современных психологических исследованиях. Практически всеэкспериментальные вычисления производятся сегодня с использованием метода среднейошибки.
Прииспользовании метода постоянного стимула испытуемые многократно сравнивают двараздражителя; при этом подсчитывается число их верных ответов. Например,участники эксперимента вначале поднимают стандартный вес в 100 грамм, а затемдругой вес — скажем, 88, 92, 96, 104 или 108 грамм. Они должны сделать вывод,легче или тяжелее вес второго груза по сравнению с первым, или он равен ему.
Вметоде установления порога (едва заметных различий) участникам экспериментапредлагаются два раздражителя — например, грузы определенного веса. Вес одногогруза меняется в большую или меньшую сторону — до тех пор, пока участникиэксперимента не сообщат, что они установили различие. Проводится большоеколичество экспериментов. Для определения дифференциального порога усредняютсятолько зафиксированные различия.
Фехнерпроводил психофизические исследования на протяжении семи лет, часть результатовон опубликовал в двух брошюрах в 1858 и 1859 годах. В 1860 году полное собраниеего сочинений было издано в книге «Элементы психофизики» (Elements derPsychophysik), изложение точной науки о «взаимосвязи между… материальным ипсихическим, физическим и психологическим мирами» (Fechner. 1860/1966. P. 7).Эта книга — выдающийся вклад в развитие психологии как науки. Открытие Фехнеромколичественной взаимосвязи между интенсивностью раздражителя и ощущением поважности можно сравнить с открытием закона гравитации.
Вначале XIX столетия немецкий философ Иммануил Кант утверждал, что психологияникогда не станет истинной наукой в силу невозможности проведения экспериментовпо получению количественных оценок психических процессов. Благодаряисследованиям Фехнера утверждение Канта уже никто не рассматривает всерьез.
Опираясьименно на психофизические исследования Фехнера, Вильгельм Вундт разработал свойплан экспериментальной психологии. Методы Фехнера позволили решить огромноечисло психологических проблем, о чем их автор мог только мечтать. Эти методы снебольшими изменениями применяются до сего дня. Фехнер дал психологии то, безчего не может быть науки: точные и удобные методы измерения.
Ксередине XIX века научные методы стали привычным инструментом в исследованиипсихических явлений. Были разработаны специальные методики, созданы приборы, написаныимеющие принципиальное значение книги — к проблемам научного подхода впсихологии был прикован широкий общественный интерес. Английская эмпирическаяфилософия и работы по астрономии подчеркивали роль чувств, а немецкие ученыеописывали их функциональные аспекты. Позитивистский «дух времени», Zeitgeist,способствовал сближению этих двух психологических школ. Но все же не былофигуры, способной слить их воедино, — иными словами, основать новую науку.Таким человеком стал Вильгельм Вундт.
Вундт— основоположник психологии как формальной академической дисциплины. Онорганизовал первую лабораторию, учредил первый журнал, положил началоэкспериментальной психологии как науке. Сферы его научных интересов —включающие ощущения и восприятие, внимание, чувства, реакцию и ассоциации —стали основными главами во всех учебниках по психологии. То, что взгляды Вундтаотносительно психологии не во всем оказались верными, ни в коей мере не умаляетего достижений как основателя этой науки.
ПсихологияВундта основывалась на экспериментальных методах естественных наук — восновном, на методах физиологии. Вундт приспособил эти научные методы к новойпсихологии и проводил исследования точно так же, как это делал любойестествоиспытатель. Таким образом, «дух времени», Zeitgeist, в физиологии ипсихологии способствовал формированию как предмета новой психологии, так иметодов психологических научных исследований.
ПсихологияВундта — наука об опыте сознания, следовательно, метод психологии долженвключать наблюдение за собственным сознанием. И человек способен проводитьтакие наблюдения, он может воспользоваться методом интроспекции — проверкисостояния собственного мышления. У Вундта этот метод получил названиевнутренняя перцепция. Понятие интроспекция — вовсе не открытие Вундта; егопоявление связывают с именем Сократа. Вклад Вундта заключается в проведенииэкспериментов и использовании в них строгих научных методов. Правда, некоторыеученые — критики Вундта — считали, что длительные эксперименты самонаблюдения вызываюту его участников серьезные душевные заболевания (Titchener. 1921).
Методинтроспекции – один из основных методов, использовавшихся в исследованияхВундта, был позаимствован психологами из физики, в которой он применялся дляисследований света и звука, а также из физиологии, где он использовался для изученияорганов чувств.
Взаключение следует сказать, что организовать первую психологическую лабораториюмог только человек, хорошо понимающий современную физиологию и философию испособный плодотворно объединить эти дисциплины. На пути к цели — созданию новойнауки — Вундту пришлось отказаться от бытовавших в то время ненаучных теорий иразорвать существовавшую связь между новой психологией и старой спекулятивной.Вундт ограничил предмет психологии только вопросами изучения сознания, заявив,что его наука признает факты и только факты. Ученому удалось избежать дискуссийпо поводу бессмертной души и ее связи с бренным телом. С помощью простых, ноубедительных доводов он доказал, что психология не нуждается в таких гипотезах.Несомненно, это был шаг вперед.
БлагодаряВундту, в науке возникла новая отрасль, развитию которой он способствовал всемисилами. Он проводил исследования в специально созданной лаборатории ипубликовал результаты в собственном журнале. Он пытался разработать строгуютеорию природы человеческого мышления. Некоторые из последователей Вундтаосновали лаборатории и продолжили его исследования, добившись замечательныхрезультатов. Словом, именно Вундта можно назвать основоположником современнойпсихологии.
Однуиз ключевых ролей сыграл тот факт, что время готово было принять идеи Вундта,ставшие естественным продолжением развития физиологических наук. Работа Вундтабыла кульминацией воплощения этих идей, а не их началом, что, однако отнюдь неумаляет ее значимости. Для того чтобы выполнить то, что сделал для психологииВундт, требовался недюжинный талант, самоотверженность и мужество. Важнейшиенаучные достижения, ставшие результатом деятельности Вундта, обеспечили емувсеобщее признание и уникальное место в современной психологии.Взаимосвязьфизиологии и психологии в рамках отечественной науки XIX – нач. XXвв.
физиология психология реакция человек
В1863 г. Иван Сеченов (1829-1905) публикует свою книгу «Рефлексы головногомозга». Её первоначальное название — «Попытка установить физиологические основыпсихологических процессов». В этой работе Сеченов писал о том, что «всясознательная или бессознательная деятельность является рефлекторной».
Несмотряна то, что в то время в России идеи материализма прочно обосновались в психологии,они всё же не были основными в этой области. Сеченов был признан как учёныйфизиолог, а не психолог. Вопросы, которые поднял Сеченов в связи с обсуждениемпроблемы природы психического и его соотношения с физиологическим, стали предметомгорячих дискуссий, развернувшихся среди русских психологов, физиологов, философови даже представителей политических кругов в конце XIX столетия.
Самоеважное влияние на развитие русской физиологии и психологии оказали работы ИванаПавлова (1849-1936), являющегося одной из выдающихся фигур в мировой науке.
Величайшеезначение работ Павлова для психологии заключается в том, что ему удалосьпредставить психическую деятельность как явление, которое может успешноисследоваться объективными методами естественных наук. В противоположность«интроспективным» методам изучения умственной деятельности, распространенным вто время, метод Павлова основывался на предположении о том, что психическиеявления могут быть поняты и объяснены на основании внешних по отношению кпредмету исследования свидетельств. Разумеется, в этом он не был абсолютнооригинален, однако, будучи великолепным экспериментатором, Павлов смогосуществить подлинное единство методологии и практики экспериментирования сживотными. На основе своих экспериментов он выдвинул теорию высшей нервнойдеятельности, объясняющую психическую деятельность человека с помощью еефизиологических основ.
Наибольшуюизвестность Павлову принесла его теория условных и безусловных рефлексов. Онговорил о том, что безусловные рефлексы являются врожденными формами нервнойдеятельности, передаваемыми по наследству. Условные же рефлексы являются такимиформами этой деятельности, которые основываются на специфических безусловныхрефлексах и приобретаются организмом в ходе его жизнедеятельности; как правило,считал Павлов, условные рефлексы не наследуются, хотя в отдельных случаях возможнои такое.
Вклассическом примере с собакой и звонком безусловным рефлексом у собакиявлялось слюноотделение в ответ на пищевой раздражитель. Условный рефлекс —слюноотделение в ответ на звонок — вырабатывался у собаки в результатемногократного предварительного совмещения звонка с пищей. Далее Павловпоказывал возможность формирования у собаки «условного рефлекса второгопорядка», то есть формирования условного рефлекса на включенную лампочку наоснове уже выработанного условного рефлекса на звонок. Следует подчеркнуть, чтов этом случае действие основного раздражителя — пищи — уже не совмещалось свключением лампочки. Таким образом, Павлову удалось продемонстрировать, чторефлексы могут формироваться и косвенным путем. Павлов считал, что ипсихическая деятельность человека может быть объяснена таким же образом или, покрайней мере, на основе подобных представлений. Свою теорию Павлов назвал«теорией высшей нервной деятельности», и это название вошло в терминологию советскойфизиологической и психологической науки.
Внутренняяструктура действия рефлекса описывалась Павловым с помощью термина«рефлекторная дуга», к которому мы еще обратимся в дальнейшем изложении. По Павлову,рефлекторная дуга связывала между собой афферентные и эфферентные нейроны инервные центры.
Павловсчитал, что у человека нервные центры располагаются в коре полушарий головногомозга. И в тех случаях, когда речь идет об образовании условных рефлексов учеловека, «временные связи» устанавливаются в результате «иррадиации» стимулов,достигающих коры полушарий. Как говорит об этом сам Павлов, «основной механизмобразования условного рефлекса есть встреча, совпадение во времени раздраженияопределенного пункта коры полушарий с более сильным раздражением другогопункта, вероятно, коры же, в силу чего между этими пунктами более или менеескоро выстраивается более легкий путь, образуется соединение».
Павловымбыло продемонстрировано также и существование процесса, противоположногопроцессу «иррадиации», — процесса подавления или торможения сигнала. Павловуудалось научить собаку отличать не только различные сигналы (такие, какзвуковые или световые), но также различать различные звуковые сигналы,отличающиеся частотой колебаний. В результате этих экспериментов Павлов пришелк выводу о том, что «участок коры головного мозга, реагирующий на внешнийраздражитель, оказывается суженным».
Однимиз наиболее гибких понятий, выдвинутых Павловым и до сих пор еще недостаточноразработанным, является понятие о «второй сигнальной системе» как свойстве,присущем только психике человека. Большую часть своих исследований иэкспериментов Павлов провел на собаках, однако в последние годы он такжеработал с обезьянами и гориллами; его интересы во все большей степени начиналисвязываться с тем, что он считал конечной целью исследований в областинейрофизиологии, — с изучением психики человека. В отличие от животных,инстинкты свойственны человеку в меньшей степени, а потому, считал Павлов,человеческое поведение в большей, нежели это свойственно животным, степениопределяется теми или иными условными рефлексами. Поведение животных и человекаформируется сходными путями, однако человек располагает «дополнительныминструментом», обладающим практически бесконечными возможностями дляформирования психики и поведения, и таким инструментом является язык. В то времякак животное реагирует только на простые («первичные») сигналы или символы(даже в том случае, когда собака подчиняется устной команде человека, еереакция по сути своей ничем не отличается от той, какую она демонстрирует вслучаях, когда она рёагирует на звонок или свет лампочки), человек способенреагировать на смысл произносимых или написанных слов («вторичные сигналы»).Речевое или письменное послание (даже минимальной сложности), воспринимаемоелюбым человеком, будет наполнено смыслом и различного рода ассоциациями,свойственными только этому человеку. И именно эту «вторую сигнальную систему»Павлов рассматривал как бесконечно более сложную, нежели «первую сигнальнуюсистему» животных, считая, что их невозможно сравнивать как в количественном,так и в качественном отношении. Таким образом, Павлова нельзя считатьчеловеком, убежденным в том, что описание поведения человека может быть сведенок простой схеме «стимул — реакция», как это можно сделать в случаях известныхэкспериментов с собаками. Он полностью отдавал себе отчет в качественном отличиичеловека от других видов животных. Тем не менее, он был убежден также ввозможности изучать человеческое поведение на основе данных физиологии нервнойсистемы человека.
ОтношениеПавлова к психологии неоднократно становилось предметом всевозможныхспекуляций, многие из которых подразумевали его негативное отношение к самомуфакту существования психологии как науки. На самом деле Павлов возражал противиспользования понятия «психология» применительно к животным, поскольку считалвнутренний мир животного принципиально недоступным для понимания человеком.Далее, он глубоко критически относился к тому, что считал метафизическимипредставлениями, и что содержалось подчас в терминологии психологии. В своимолодые годы он с сомнением относился к научной ценности большинства исследований,которые велись в то время в области психологии. С годами, а также по мере того,как экспериментальная психология продолжала неуклонно развиваться в качествесамостоятельной дисциплины, его отношение к ней постепенно менялось. В 1909 г.Павлов говорил:
«… яхотел бы предупредить недоразумение в отношении ко мне. Я не отрицаю психологиикак познания внутреннего мира человека. Тем менее я склонен отрицать что-нибудьиз глубочайших влечений человеческого духа. Здесь и сейчас я только отстаиваю иутверждаю абсолютные, непререкаемые права естественнонаучной мысли всюду и дотех пор, где и покуда она может проявлять свою мощь. А кто знает, где кончаетсяэта возможность!».
Однакодаже в тех высказываниях, в которых подтверждалось право психологии насуществование в качестве самостоятельной научной дисциплины, можно было обнаружитьв целом скептическое отношение Павлова к психологии. Так, последнее предложениеиз приведенной только что цитаты имплицитно содержит в себе различие междупсихологией и «естественнонаучной мыслью» — различие, против которого выступитбольшинство психологов. И когда Павлов говорил о возможности слияния в будущемфизиологии и психологии, многие психологи были уверены в том, что при этом онимеет в виду поглощение психологии физиологией. Следует признать, что Павловотносился к психологии как науке с известной долей сомнения, хотя и не былнастроен по отношению к ней столь враждебно, как это пытаются представитьнекоторые исследователи его творчества. Несмотря на весьма часто произносимыеим предостережения против редукционистского подхода, его призывы к изучению «организмав целом» и его убеждение в том, что человек обладает «качественной иколичественной уникальностью», все же взглядам Павлова была присуща тенденциярассматривать психические явления (и в особенности рефлекторную дугу) с помощьюупрощенных, механистических представлений и понятий. В то время когдапсихология на самом деле испытывала сильнейшее влияние со стороныидеалистических концепций и взглядов, подобная тенденция была, возможно,неизбежной, поскольку являлась в известном смысле результатом борьбы, которуювел Павлов за утверждение своего учения об условных рефлексах, учения, котороесегодня рассматривается как величайшее достижение физиологии и психологии.
Впослереволюционной России можно было обнаружить представителей нескольких школпсихологии. Одна из школ состояла в основном из физиологов, в числе которых,прежде всего, следует назвать В. М. Бехтерева. Представители данной школы ссомнением относились к самому термину «психология», выстраивая своиисследования на подлиннонаучной, объективной основе.
Заключение
Вданной работе приведён краткий исторический анализ, показывающий, что с самыхдревних времён психология и физиология тесно взаимосвязаны. О психологическомсостоянии человека зачастую судят по его физиологическим реакциям. На основе физиологическихпараметров человека зачастую судят о его психической составляющей – типеличности, характере и пр.
Мыдостаточно подробно рассмотрели историю развития психологической науки в периодс XVIIIв. по начало XXв.,так как он наиболее ярко раскрывает сущность вопроса о взаимосвязи физиологии ипсихологии. С этого момента физиология в наибольшей степени оказывает влияниена развитие психологических знаний. Именно в это время психология становится настоящейнаукой со своими собственными методами, во многом благодаря толькоучёным-физиологам того времени, таким как Галлер, Сеченов, Гельмгольц, Вебер,Фехнер, Вундт, Павлов и др. Благодаря ним позже возникают целые теоретическиенаправления в психологии, к примеру бихевиоризм уходит своими корнями в работыПавлова.
Вначале XX века оформились двецентральные науки о психике на базе изучения эмпирических данных (практическихобследований) – физиология высшей нервной деятельности и психофизиология.
Внастоящее время взаимодействие психологии и физиологии выражается в их междисциплинарныхсвязях друг с другом, а также в рамках таких научных дисциплин какпсихофизиология, физиология поведения.
Списокиспользуемой литературы:
1. Е.И. Николаева «Психофизиология» — Москва, 2008;
2. Д.Шульц, С. Шульц «История современной психологии» — Евразия, 1998;
3. «Введениев психологию» под ред. А. П. Лобанова, С. И. Коптевой – Минск, 2004;
4. ЛоренГрэхем «Естествознание, философия и науки о поведении в Советском Союзе» — статья в журнале «Скепсис»;
5. Н.В. Анохина «История психологии. Шпаргалка».