Реферат по предмету "Психология"


Влияние стилей семейного воспитания на формирование дисгармонизаций характера подростков

Введение
Проблема влияния семейного воспитанияна дисгармонизацию характера подростков весьма актуальна в наши дни. Учителя вшколах отмечают, что подростков с дисгармонизацией характера с каждым годомстановится все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя и родителипросто не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическоевоздействие, которое временно спасает, — это наказание или выговор, после чегодети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинаетсоответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействиескорее усиливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует ихперевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.
Тема влияния семейного воспитанияна дисгармонизацию характера подростков всегда вызывала интерес психологов.Данной теме посвящено много теоретических исследований, систематизирующихзнания о причинах возникновения дисгармонизации характера у подростков (Р.Бэрон, А. Бандура, А.Е. Личко, Э.Г. Эйденмиллер и др.).
Целью данной курсовой работыявляется — проанализировать влияние стилей семейного воспитания на формированиедисгармонизаций характера подростков.
Задачами данной курсовойработы являются:
1.  проанализировать основныеподходы к изучению влияния стилей семейного воспитания на дисгармонизациюхарактера подростков в психолого–педагогической литературе;
2.  рассмотреть особенностисемейного воспитания, основные виды дисгармонизации характера: акцентуациихарактера и агрессивность;
3. проанализироватьметоды изучения влияния семейного воспитания на дисгармонизацию характераподростков;
4. исследовать влияниястилей семейного воспитания на дисгармонизацию характера подростков;
5. составить практическиерекомендации по результатам исследования.
Объект курсовой работы –семья и воздействие семьи на подростков.
Предмет — влияние семейноговоспитания на дисгармонизацию характера подростков.
При написании данной курсовойработы была выдвинута следующая гипотеза: семейное воспитание оказывает влияниена формирование дисгармонизаций характера подростков.
При выполнении данной курсовой работыиспользовались следующие методы: метод теоретического анализа, структурированияи обобщения; и методы эмпирического анализа («Характерологический опросник» К.Леонгарда, опросник АСВ Э.Г. Эйденмиллера, методика диагностики показателей иформ агрессии А. Басса и А. Дарки (адаптация А.К. Осницкого)).
Структура и объем работы: даннаякурсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы ичетырех приложений. Основное содержание изложено на 44 страницах, содержит дведиаграммы. Список литературы содержит 20 наименований.

1. Семья: воздействие семьи на подростков
1.1 Семья — как малая социальная группа
Семья – это сложное социальноеобразование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную системувзаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу,члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта ивзаимной моральной ответственности, как социальную необходимость, котораяобусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводственаселения [10, С.13].
Семья – малая социальная группа,основанная на браке, кровном родстве или усыновлении и связанная общностьюбыта, отношениями взаимопомощи и взаимной ответственностью.
Интегральный показательфункционирования семьи, который отражает качественную сторонусоциально-психологических процессов семьи, показатель социальной активности еечленов во внутрисемейных отношениях, в социальной        среде ипрофессиональной сфере, а также состояние душевного психологическогоблагополучия семьи, обеспечивающее адекватную жизненным условиям регуляциюповедения всех ее членов – психологическое здоровье семьи.
Этот показатель разделяет все семьина два основных типа:
1)  благополучныесемьи. Их проблемы, как правило, вызваны как внутренними противоречиями, так иконфликтами, которые связаны с изменяющимися условиями жизнидеятельности всоциуме, соответственно:
1.  с чрезмернымстремлением защитить друг друга, помочь другим членам семьи;
2.  с тем, чтособственные представления о семье не соответствуют тем требованиям, которыепредъявляет к ней социум на данном этапе развития;
2)  неблагополучные семьи. Психологическиепроблемы возникают из-за неудовлетворительных потребностей одного илинескольких членов семьи под воздействием сверхсильных внутрисемейных иобщественно-социальных жизненных факторов. В неблагополучных семьях у родителейзачастую появляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенкасобственных нежелательных качеств, жесткость и эмоциональное отвержение,неразвитость родительских чувств и т.д.
Неблагополучные семьи разделяют на:
-  конфликтные семьи. Вовзаимоотношениях супругов и детей есть сферы, в которых интересы, потребности,намерения и желания членов семьи приходят в столкновения, порождая сильные ипродолжительные отрицательные эмоции и состояния. Брак может сохранятьсядлительное время благодаря взаимным уступкам и компромиссам, а также другимфакторам.
-  кризисные семьи. Противостоянияинтересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватываетразные сферы жизнидеятельности семейного союза. Члены семьи занимаютнепримиримые и даже враждебные позиции по отношения друг к другу, не соглашаясьни на какие уступки или компромиссные решения. Кризисные браки распадаются илинаходятся на гране распада.
-  проблемные семьи. Для ниххарактерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака[10 С.16-18].
Таким образом, как институированноеобразование, семья обладает комплексом социальных функций и ролей, ради которыхобщество создает, поддерживает и охраняет этот социальный институт. И, какправило, в неблагополучных семьях проявляются подростки с дисгармонизациямихарактера.

1.2 Стили семейного воспитания
По словам В.С. Мухиной вреальной жизни все еще более сложно, чем в любой классификации. В семье могутбыть представлены одновременно несколько стилей отношения к ребенку: отец,мать, бабушки и дедушки могут конфликтовать друг с другом, отстаивая каждыйсвой стиль, и т.д. Кроме стилей отношений, обращенных непосредственно кребенку, на его воспитание оказывает безусловное влияние стиль взаимоотношенийвзрослых членов семьи [11, С.259].
Гиперпротекция. Этот вид неправильного воспитания вкрайней форме проявляется полной безнадзорностью, но чаще лишь недостаткомопеки и контроля за поведением. Лишь иногда гипопротекция простирается до такойстепени, что подросток оказывается совершенно заброшенным – не накормленным,неодетым, живущим в тяжелых условиях. Обычно она проявляется недостаткомвнимания, заботы и руководства, истинного интереса родителей к его делам,волнениям, увлечениям В духовной жизни подросток оказывается предоставленным самомусебе.
Скрытая гиперпротекциянаблюдается тогда, когда контроль за поведением и всей жизнью подростка какбудто осуществляется, но на деле отличается крайним формализмом. Подростокчувствует, что старшим не до него, что они несут в отношении его лишь тягостныедля них обязанности, что на деле они, были бы, рады от них освободится. Скрытаягипопротекция не редко сочетается со скрытым эмоциональным отвержением.
Доминирующаягиперпротекция – чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, каждойминутой, каждой мыслью вырастает в целую систему постоянных запретов инеусыпного бдительного наблюдения за подростком, достигающего иногда постыднойдля него слежки. Непрерывные запрещения, невозможность никогда приниматьсобственные решения пугают подростка, создают у него впечатления, что ему «всенельзя», а его сверстникам «все можно». Гиперпротекция не дает возможностиучиться с ранних лет на собственном опыте разумно пользоваться свободой, неприучает к самостоятельности. Мало того, она подавляет чувство ответственностии долга, ибо если за подростка все решают и все ему указывают, то он приходит кубеждению, что сам он может ни за что не отвечать.
Потворствующаягиперпротекция в крайнем проявлении получила наименование воспитания по типу«кумира семьи». Здесь дело не только в постоянном контроле, сколько вчрезмерном покровительстве, в стремлении освободить любимое чадо от малейшихтрудностей, от скучных и неприятных обязанностей. Это дополняется непрестаннымвосхищением мнимыми талантами и преувеличением действительных способностей. Сдетства ребенок растет в атмосфере восторгов, похвал и безудержного обожания.Это культивирует эгоцентрическое желание всегда быть в центре вниманияокружающий, ловить полные интереса к своей особе взоры, слышать разговоры о себе,а все желаемое получать с легкостью, без особого труда.
«Кумир семьи» не означаеттакже, что объект обожания должен быть окружен обязательно множеством глазвлюбленных в него домочадцев. Семья может состоять всего из двоих – например,обожающей до безумия своего ребенка одинокой матери, во всем ему потакающей,спешащей скорее во всем угодить, беспрестанно любующейся им, и подростка сранних лет привыкшего немедленно получать все, что ему захочется, незадумываясь над тем, что это матери стоит [18].
Эмоциональноеотвержение. При этомвиде воспитания ребенок и подросток постоянно ощущают, что им тяготятся, что он– обуза в жизни родителей, что без него им было бы лучше, свободнее ипривольнее. Еще более ситуация усугубляется, когда рядом есть кто-то другой –брат или сестра, особенно сводные, отчим или мачеха, кто гораздо дороже илюбимее (воспитание по типу «Золушка»).
Скрытое эмоциональноеотвержение имеет место тогда, когда мать или отец сами по себе не признаются втом, что тяготятся сыном или дочерью, гонят от себя подобную мысль, дажевозмущаются, если им указывают на это. Силами разума и воли родители подавляютв себе эмоциональное отвержение к детям как недостойное и обычно дажеобнаруживают гиперкомпенсацию в виде подчеркнутой заботы, утрированноговнимания. Однако подросток, чувствует искусственную вымученность таких забот ивнимания и ощущает недостаток искреннего эмоционального тепла.
Условия жесткихвзаимоотношений. Этиусловия не редко сочетаются с крайней степенью эмоционального отвержения. Жесткоеотношение может проявляться открыто – суровыми расправами за мелкие поступки, аеще более тем, что на ребенке «срывать зло» за других. Но жестокое отношение неизбирательно касаются только самого ребенка или подростка – они господствуют вовсей атмосфере непосредственного окружения, хотя в семье могут быть и скрытыеот посторонних взоров.
Это – душевноебезразличие друг к другу, забота только о самом себе, полное пренебрежение кинтересам и требованиям других членов семьи, незримая стена между ними, семья,где каждый может рассчитывать только на самого себя, не ожидая не помощи, неподдержки, не участия. Все это может быть без громких скандалов, без драк иизбиений, но не может не отразиться на том, кто в этой семье растет.
Повышенная моральнаяактивность. В такихслучаях родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка,его успехов, его способностей и талантов. Они часто лелеют мысль о том, что ихпотомок воплотит в жизнь собственные несбывшиеся мечты. Подросток чувствует,что от него ждут очень многого.
В другом случае условияповышенной моральной ответственности создаются, когда на малолетнего подросткавозлагаются недетские заботы об уходе за младшими или больными и беспомощнымичленами семьи.
Таким образом, определитьтип семейного воспитания помогают характерные особенности каждого из них:
-  уровень протекции – мера занятостиродителей воспитанием, оценка того, сколько сил, времени, внимания уделяютродители подростку;
-  полнота удовлетворения потребностей(материально-бытовых и духовных);
-  степень предъявления требований –количество и качество обязанностей подростка;
-  степень запретов – мерасамостоятельности ребенка, возможность самому выбирать способ поведения;
-  строгость санкций – приверженностьродителей к наказанию, как приему воспитания;
-  устойчивость стиля воспитания –выраженность колебаний, резкость смены приемов воспитания.
Современные родителидолжны обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные ивозрастные особенности ребенка, готовностью к сознательному поиску наиболееэффективного стиля его индивидуального воспитания [1, С85-94 ].
 
1.3 Методы воздействиясемьи на подростков
 
В младенчестве и раннемдетстве все потребности ребенка удовлетворяются, и от него почти ничего нетребуется. По мере того, как он все больше становится способным управлять своимповедением, родители начинают ограничивать и направлять его активность.Определенные ограничения и руководство необходимы, чтобы обеспечить егобезопасность. Более того, когда его потребности усложняются, они неизбежновступают в конфликт с желаниями окружающих. Он уже не может абсолютно свободновыражать свои потребности, должен учиться соотносить их с потребностямиокружающего мира. Подросток должен отказываться от инфантильного поведения,научиться выражать гнев социально приемлемыми способами и тормозить практическилюбое проявление сексуальности.
Хотя подростков обычно неограничивают, так как в детстве, с возрастом некоторые сохраняющиеся требованиямогут сильно досаждать им.
В целом ограничения предъявляютсяподросткам с целью не допустить нежелательного поведения. Так подростку могутзапрещать отсутствовать дома после 10 часов вечера, употреблять алкогольныенапитки, курить и так далее. Естественно, эти ограничения можнопереформулировать как требования. Но даже тогда основная функция родительскихправил состоит в том, чтобы, не допустить нежелательное поведение.
С другой стороны,родительские требования призваны способствовать поведению, которое они считаютсоциально значимым. Так, подростки должны хорошо учиться в школе, должныдемонстрировать определенную независимость. Таким образом, ограничения нужны,чтобы сдерживать нежелательное спонтанное поведение, которое иначе могло быиметь место; требования нужны, чтобы формировать желаемое поведение, котороеиначе возникает, и способствует развитию вторичной социальной мотивации. Этиразличия не всегда можно четко определить, в некотором смысле любое ограничениеподразумевает требование и наоборот. Важно различать два аспекта воспитания — контроль мотивации, первичной и вторичной, которая может обуславливатьсоциально неприемлемые формы поведения, и формирование вторичной мотивации,которая должна обеспечивать социально одобряемое поведение.
Дисциплинарных мерыявляются действиями, которые должны обеспечивать выполнение требований иограничений. Одни нацелены на усиление желательного поведения, другиеобеспечивают контроль в ситуации неподчинения. Если родительские требования иограничения преимущественно отражают их понимание того, что ребенок должен илине должен делать, дисциплинарные меры представляют собой способы, которымиродители добиваются выполнения своих требований.
 Из исследований,проведенных психологами видно, что многие родители считают, что        ихподростки хорошо подготовлены к жизни в обществе и вполне способны отвечать засвое поведение. Эти родители практически полностью доверяют своим детям и невидят необходимости во внешних ограничениях. Некоторые родители довольно жесткоограничивают поведение своих детей.
Родители агрессивныхподростков по-разному предъявляют требования к своим детям. Одни не только малотребуют, но и пассивно терпят привычки, которые не вызывают у них одобрение.Другие, сильно ограничивающие своих детей, отличаются нетерпимостью к агрессиипротив себя и сексуальному поведению. Они последовательно добиваются выполнениясвоих требований и домашних обязанностей. В тоже время поощряют своих детей,проводят вместе время. Складывается обобщенный портрет родителей, которые, темне менее, стремятся поддерживать близкие отношения с детьми [17, С. 125-135-6].
Воспитывая ребенка,родители часто требуют, чтобы он изменил свое поведение. Он должен отказатьсяоттого, что ему хочется, или делать то, что ему не нравится. Ему приходитсяоткладывать удовлетворение своих потребностей, выполнять определенныепредписания и подчиняться режиму. Социализация неизбежно фрустрирует ребенка и,естественно, встречает некоторое сопротивление с его стороны.
Выделяют ряд родительскихтребований.
1.  Требования к послушанию.
Отцы подростков настаиваютна послушании и последовательно добиваются этого требования.
Матери неагрессивныхподростков требуют от своих детей выполнения своих указаний и строго следят затем, чтобы их требования учитывались. Хотя многие матери могут на что-тозакрыть глаза, если они заняты или не считают этот вопрос достаточно серьезным,некоторые из них настаивают на немедленном подчинении независимо отобстоятельств. В этом случае матери, по существу, рассматривают послушание каксамоцель и фактически формируют вторичную мотивацию.
Матери подростков,имеющие дисгармонизацию характера, в меньшей степени настаивают на послушании искорее готовы простить неподчинение. Их дети привыкли игнорировать своихматерей и подчиняться только в случае сильного давления. Эти матери часто признают,что их мягкость только осложняет им задачу воспитания детей. Любыепредъявляемые ими требования подростки в первую очередь проверяют на предметтого, можно ли от них уклониться. Это объясняется, прежде всего, тем, чтоматери этих детей, относились снисходительно к ним в детском возрасте, потомучто не хотели отвлекать их от какого-либо дела. Данное привело к тому, что вподростковом возрасте попытки матерей заставить ребенка что-либо сделатьпревращается в настоящее противоборство, в котором матери неизбежнопроигрывают. По этой причине они стараются свести все требования и указания доминимума.
2.  Требования к обязанностям.
Казалось бы, чем старшедети, тем больше обязанностей должны поручать им родители. В подавляющем жебольшинстве подростки имеют гораздо меньше постоянных обязанностей, чем можноожидать. Чаще всего несколько необременительных обязанностей по дому. Хотямногие родители считают, что обязанности играют большую роль в плане подготовкиподростка к взрослой жизни, они, тем не менее, неохотно их нагружают работой,опасаясь, что это может помешать их школьным занятиям. Большинство считают, чтоучеба «важное дело».
Кроме того, всовременное время существуют очень благоустроенные дома, что оставляетродителям мало возможностей для привлечения подростков к выполнению каких-либообязанностей.
3.  Требования к достижениям.
Родители обычныхподростков предъявляют более высокие ожидания к своим детям в плане школьныхдостижений.
Естественно, еслиребенок усваивает ценности родителей, родительские ожидания могут сами по себеоказывать давление.
Успеваемость подростков сдисгармонизацией характера более низкая, чем у обычных подростков и онинуждаются в более эффективном контроле, для достижения поставленной цели.
Из всех рассмотренныхограничений, требований, дисциплинарных методов, которые родители применяют кподросткам можно сделать вывод, что подростки с дисгармонизацией характераиспытывают небольшое воздействие в направлении социализации. Их родителипредъявляют к ним меньшие ожидания в области школьных достижений и почти нетребуют от них выполнения обязанностей.
Эффективностьродительских требований или ограничений отчасти обусловлена тем, насколькосформированы эмоциональные привязанности между родителями и детьми. Подростки сдисгармонизацией характера сильно привязаны к матерям, чем к отцам. Хотя отцыболее требовательны к ним в плане послушания и последовательнее настаивают навыполнении своих требований, их усилия имеют меньшее воздействие, чемматеринское влияние.
1.4 Особенностифизиологического и психологического развития подростков
 
Для того чтобы детальнои глубоко рассмотреть поставленную проблему, влияние семьи на дисгармонизациюхарактера подростков, необходимо рассмотреть особенности психологического ифизического развития подростков.
Подростковый возраст –период онтогенеза, являющийся переходным между детством и взрослостью.[4, С289-290].
В зависимости от того,рассматривается ли как особый этап развития ранний юношеский возраст, кподростковому возрасту относится период от 10-11 до 15 лет или от 11-12 до16-17 лет. Относится к числу кризисных возрастов, критических периодовонтогенеза, хотя вопрос о неизбежности кризиса и его протяженности являетсядискуссионным.
Подростковый возрастхарактеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороныразвития. Биологически он относится к предпубертатному и пубертатному периодам,то есть этапу полового созревания и непосредственно предшествующему ему времениинтенсивного, неравномерного развития и роста организма. Это определяетнеравномерность и значительную индивидуальную вариантность темпов развития(временные различия у мальчиков и девочек, акселерация и ретардация), оказываетсущественное влияние на психофизиологические особенности, функциональныесостояния подростка (повышенная возбудимость, импульсивность), вызывает половоевлечение (часто неосознанное) и связанные с этим новые переживания,потребности, интересы. С фактом полового созревания связано то, что вподростковом возрасте начинается ряд психических заболеваний.
Центральным факторомпсихологического развития подросткового возраста, его важнейшимновообразованием является становление нового уровня самосознания, измененияЯ-концепции, определяющееся стремлением понять себя, свои возможности иособенности, как объединяющие подростка с другими людьми, группами людей, так иотличающие его от них, делающие его уникальным и неповторимым. С этим связанырезкие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки. Указанноеновообразование определяет ведущие потребности подросткового возраста – всамоутверждении и общении со сверстниками. Последнее рассматривается также какведущая деятельность в подростковом возрасте. Согласно другой точки зрения,ведущей в этот период является просоциальная деятельность, определяемаяпотребностью подростка занять определенное место в жизни общества, оценитьсамого себя в системе «я и мое участие в жизни общества».
Развитие познавательныхпроцессов в подростковом возрасте характеризуется становлением сложных форманалитико-синтетической деятельности, переходом к абстрактному, теоретическомумышлению, развитием гипотетико-дедуктивных форм рассуждения, возможностьюстроить умозаключения (стадия формальных операций по теории Ж. Пиаже).Динамический характер этого развития несформулированность основных структуробуславливает ряд специфических подростковых трудностей, отражающихся научебной деятельности и др. сторонах жизнидеятельности. В нравственном развитиис этим связано, в частности, противоречие между некритическим усвоениемгрупповых моральных норм и стремлением обсуждать простые, порой достаточновторостепенные правила, определенный максимализм требований, перенос оценкиотдельного поступка на личность в целом.
Подростковый возрастсчитается либо временем перехода к взрослости, либо самостоятельность,относительно самостоятельной фазой. Подростковый возраст рассматривается какособая социально-психологическая и демографическая группа со своимиустановками, специфическими нормами поведения подростка, которые образуютособую подростковую субкультуру. Чувство принадлежности к особой «подростковой»общности и к определенной ее группе, часто отличающейся не только интересами иформами проведения досуга, но и одеждой, языком и т.п., имеет существенноезначение для развития личности подростка. Нормы и ценности группы выступают длянего как его собственные, влияя на нравственное развитие. Определенноерасхождение между нормами группы и нормами «мира взрослых» выражает важнейшуюпотребность подростка – в самостоятельности, личной автономии. Вместе с тем вподростковом возрасте важна не столько сама по себе возможность самостоятельнораспоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности ипринципиального равенства подростка со взрослым с точки зрения прав. При этомподростки продолжают ждать от взрослых помощи, защиты и т.п. Указаннаяпротиворечивость, подчиненность нормам группы делает подростковый возраст особоопасным из-за возможности возникновения различных форм девиантного иделинквентного, противоправного поведения.
Из всего вышесказанноговидно, что подростковый возраст – это очень сложный период в развитии личности.Именно в этом возрасте происходит ломка организма и психики ребенка. Учителям иродителям необходимо проявлять чуткость, понимание, отзывчивость к подросткам.Иначе у них будут развиваться различные формы неврозов, эмоциональныхнапряжений, у подростков может начать развиваться агрессивность, как квзрослым, так и к сверстникам.
Существенное значение дляразвития подростка имеет место, которое он занимает в семье. Если родители истаршие члены семьи учитывают взрослые возможности подростка, относятся к немус уважением и доверием, помогают ему преодолевать трудности в учении и другихвидах деятельности, помогают устанавливать взаимоотношения с товарищами, сохраняютконтакт с ним, то тем самым они создают благоприятные условия для развитияличности подростка.

2. Дисгармоничностьхарактера подростков
 
2.1 Понятие обакцентуациях характера
 
Знание характера человекапозволяет со значительной долей вероятности предвидеть и тем самымкорректировать ожидаемые действия и поступки.
В психологии понятие характер,означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности,складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливая типичныедля нее способы поведения.
Крайние варианты нормы, прикоторых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чегообнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного родапсихогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другимназывается акцентуацией характера.
Термин «акцентуация характера»является наиболее точным для подросткового возраста. В детском возрасте несформирован еще и тип характера, и можно говорить лишь об отдельныхакцентуированных чертах.
При акцентуациях характераособенности подростков могут проявляться не везде и не всегда. Они могут дажеобнаруживаться только в определенных условиях. И главное – особенностихарактера либо вообще не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации,либо ее нарушения бывают переходящими. Эти нарушения могут возникнуть либо всилу биологических пертурбаций во время пубертатного периода, либо чаще подвлиянием особого рода психических травм или трудных ситуаций в жизни, а именнотех, предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления» вхарактере[ 7, С.14-19].
В зависимости от степенивыраженности выделяют две степени акцентуации характера – явная и скрытая.
Явная акцентуация – отличается наличием довольнопостоянных черт определенного типа характера. Однако выраженность чертопределенного типа не препятствует возможности удовлетворительной социальнойадаптации. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, апри действии психогенных факторов могут наступать временные нарушения адаптации,отклонения в поведении. При взрослении особенности характера остаютсядостаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации [13,С.2].
Скрытая акцентуация. В обыденных, привычных условиях,черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем.Такие акцентуации могут проявляться неожиданно под влиянием ситуаций и травм,которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления».Если такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к заметнойсоциальной дезадаптации [13, С.2].
Существует рядклассификаций типов акцентуаций характера. Одна из классификаций, построеннаяна основе наблюдений за подростками, принадлежит известному отечественномупсихиатру А.Е. Личко и включает в себя десять типов акцентуаций.
Возбудимость. Этот тип характеризуется достаточнодлительной подавленностью, тяжеловесностью, инертностью, которая неожиданнодает мощный всплеск, взрыв эмоциональной разрядки. Аффективные разрядыэпилептоида лишь при первом впечатлении кажутся внезапными. Тоскливая окрасканастроения, накипающее раздражение «усиливает поиск» объекта, на котором можносорвать зло. Повод для взрыва может быть случайным, то есть быть «последнейкаплей».
Демонстративность. Беспредельный эгоизм, ненасытная жаждапостоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания,сочувствия – вот стержень демонстранта. Изолированность, безразличие окружающих– самое опасное для него. Пусть будет негодование, даже ненависть, направленныев его адрес, но только не равнодушие. Лживость и фантазерство направлено наприукрашивание собственной персоны. Жажда к завышенной самооценке,подкрепляемой высокими оценками других, сопровождают этого индивидуума всюжизнь.
Шизоидность. Замкнутость, отгороженность отокружающего, неспособность и нежелание устанавливать контакты с другими,сниженная потребность в общении – вот их главная черта характера. Жизнь всобственных представлениях, а не в ощущениях и восприятии, — условиенормального существования шизоида.
Педантичность. Главная черта определяетсявнутренними сомнениями в выборе удачных вариантов решения проблемы. Педантистытянут с решением даже тогда, когда стадия предварительного обдумыванияокончательно завершена. На работе и в быту педант чрезмерно аккуратен. Позитивностьэтой акцентуации заключается в осознанности поступков, что для производственнойдеятельности всегда плюс.
Но негатив в усиленнойзаботе о собственном здоровье, что, при определенных обстоятельствах, приводитк развитию ипохондрии (навязчивой заботе о здоровье и желанию много прожить).
Тревожность. Страх (фобия) – основной элемент вжизни и деятельности этого типа. Они часто оказываются в роли «козловотпущения», «мишени» для других людей. Боязливость и покорность, поройуниженность сопровождают этот тип. «Маленькие люди, винтики» — вот рольнаиболее им свойственная.
Экзальтированность. Крайности эмоциональных состояний –удел этого типа темперамента. Тревоги и счастье – вот те точки, в которых живетэтот тип. Норма, ровность поведения неприемлемы для них. «Страстное ликование исмертельная тоска» — условия жизни и деятельности. Люди данного типа менеепрогнозируемы в своих противоположных состояниях, которые более аритмичны, а«пики» и «пропасти» более неожиданные, и яркие, внешне заметные.
Застревание. Застревающая личность в общем видехарактеризуется стойкостью эгоистического аффекта. Они злопамятны, мстительны,что связывается с обидчивостью и легкой уязвимостью. Заносчивость исамонадеянность – признаки честолюбивого характера. Если эгоистичные устремленияне находят подтверждения, развивается подозрительность к окружающим и ревностьк успехам других.
Циклотимность. Для людей данного типа характернасмена аффективных и депрессивных состояний. На одном полюсе состояний у нихпроявляется: жажда деятельности повышенная говорливость, «скачки мыслей и идей,на другом: печаль, замедленная реакция поведения, поступков и мышления [8,С.25-41].
Дистимичность. Дистимический темперамент – являетсяполной противоположностью гипертиму. Этот тип серьезен и обычно сосредоточен намрачных, печальных сторонах жизни. Серьезная настроенность ориентирует натонкие, возвышенные чувства, несовместимые с эгоизмом. Это все формируетсерьезные этические позиции. Религиозность, но не фанатическая, а спокойная –возможный удел этого типа [12, С.329].
Гипертимность. Гипертим характеризуется приподнятымнастроением, сочетающимся с жаждой деятельности. Они смотрят на жизньоптимистично, без особого труда преодолевают грусть. Благодаря усиленной жаждедеятельности, они достигают успехов жизни. В обществе гипертимичные личности –блестящие собеседники, хорошо могут удерживать внимание других людей, всехразвлекают. Отрицательной стороной этого «лидера событий» является:легкомыслие, утрата этических норм и чувства долга, отсутствие раскаяния.
Акцентуация характера — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются невыходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека,граничащие с патологией. Личко объясняет это так: « При действии психогенныхфакторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления» могут наступатьвременные нарушения адаптации, отклонения в поведении» [15, С.410-411].
2.2 Агрессивностьподростков: ее виды и критерии
В настоящее время особенно яркоагрессия проявляется в подростковом возрасте. Многие из них таким способомстремятся достичь чего-либо. Причем, исследования показали, что если раньшечаще всего встречались с агрессивными поведением подростки мальчики, то наданный момент очень сильно возрос процент агрессивности и у девочек. Онапроявляется не только по отношению к родителям, братьям, сестрам и другимродственникам, но и к сверстникам и даже к незнакомым людям.
Проблема агрессивного поведения ещене исследована и не решена до конца, и ей занимались такие психологи как: А.Бандура, Р. Уолтерс, Сирс, Голдфэро, Леви и другие.
Э. Фром считает, что существует двавида агрессии – «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется вмомент опасности и носит защитный характер. Как только опасность исчезает, затухаети данная форма агрессии, «Злокачественная» агрессия представляет собойдеструктивность, жестокость; бывает спонтанной и связана со структуройличности. В данной связи многие авторы разделяют понятия «агрессия» и«агрессивность», определяя «агрессивность как свойство личности, выражающееся вготовности к агрессии» [16, С. 10-15].
Агрессия — это враждебная реакциячеловека для защиты «занимаемой территории», стремление к господству, реакциячеловека на враждебную окружающую действительность.
Агрессивность – это психологическоесостояние, свойство личности, характеризующееся наличием деструктивныхтенденций в основном в области субъектно-субъектных отношений.
Выделяют следующие виды агрессии:
1)  физическаяагрессия (нападения) – использование физической силы против другого лица илиобъекта;
2)  вербальнаяагрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), таки через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);
3)  прямая агрессия –непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта;
4)  косвенная агрессия– действие, которое окольным путем направлено на другое лицо (злобные сплетни,шутки и т.п.), и действия, характеризующие направленностью и неупорядоченностью(взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битьё кулаками по столуи т.п.);
5)  инструментальнаяагрессия – является средством достижения какой-либо цели;
6)  враждебнаяагрессия – выражается в действиях, целью которых является причинение вредаобъекту агрессии;
7)  аутоагрессия — проявляющаясяв самообвинении, самоунижении, нанесение себе телесных повреждений в плоть досамоубийства.
Анализируя агрессивность каксвойство личности, американскими психологами, работающими с подростками, быливыделены следующие диагностические критерии, позволяющие говорить о наличииданного свойства у подростка в той или иной степени.
1)  Угрожают другимлюдям (вербально, взглядом жестом).
2)  Инициируютфизические драки.
3)  Используют в дракепредметы, которые могут ранить.
4)  Физически жестокипо отношению к людям и животным (намеренно делают больно).
5)  Воровство поотношению к человеку, который не нравится.
6)  Намеренная порчаимущества.
7)  Шантаж,вымогательство.
8)  Отсутствие доманочью без разрешения родителей.
9)  Побег из дома.
10) Не ходит в школу, либо выгналииз школы.
В данной возрастной категориикачеством агрессивности обладают подростки, у которых в течение шести или болеемесяцев одновременно проявляются три критерия.
Американский психолог М. Алвордвыделяет ряд характерологических особенностей агрессивных подростков, которыеобозначают внутренние противоречия, проблемные зоны и внутренние конфликтытаких подростков. Выделение характерологических особенностей весьма важно, таккак именно эти особенности агрессивных подростков являются предметом коррекционнойработы.
1)  Воспринимаютбольшой круг ситуаций как угрожающих враждебных по отношению к ним.
2)  Сверхчувствительнык негативному отношению к себе.
3)  Заранее настроенына негативное восприятие себя со стороны окружающих.
4)  Не оцениваютсобственную агрессию как агрессивное поведение.
5)  Всегда винятокружающих в собственном деструктивном поведении.
6)  В случаенамеренной агрессии (нападение, порча имущества и т.п.) отсутствует чувствовины, либо вина проявлена очень слабо.
7)  Склонны не братьна себя ответственность за свои поступки.
8)  Имеют ограниченныйнабор реакций на проблемную ситуацию.
9)  В отношенияпроявляют низкий уровень эмпатии.
10) Слабо развит контроль надсвоими эмоциями.
11) Слабо осознают свои эмоции,кроме гнева.
12) Боятся непредсказуемости вповедении родителей.
13) Имеют неврологическиенедостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память,неустойчивое запоминание.
14) Не умеют прогнозироватьпоследствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации).
15) Положительно относятся кагрессии, так как через агрессию получают чувства собственной значимости исилы.
Опыт работы с агрессивнымиподростками в школах позволяет указать еще на три важнейшие характерологическиеособенности подобных подростков:
1)  имеют высокийуровень личной тревожности;
2)  имеют неадекватнуюсамооценку, чаще низкую;
3)  чувствуют себяотверженными.
Таким образом, агрессивность имееткачественную и количественную характеристику. Как и всякое свойство, она имеетразличную степень выраженности: от почти полного отсутствия, до ее предельногоразвития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности.Отсутствие ее приводит к пассивности, конформности и т.д. Чрезмерное ееразвитие начинает определять весь облик личности, которая может статьконфликтной, неспособной на сознательную кооперацию. Сама по себе агрессивностьне делает субъекта сознательно опасным, так как с одной стороны существующаясвязь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а с другой сторонысам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и не одобряемые формы.
В настоящее время особенно яркоагрессия проявляется в подростковом возрасте. Многие из них именно такимспособом стремятся достичь чего-либо. Причем агрессия в равной степенивстречается как у мальчиков, так и у девочек. Она проявляется не только поотношению к родственникам, но и к посторонним людям.  

2.3 Факторы, способствующие дисгармонизации характераподростков
подросток семья воспитание характер
Огромное значение в планедисгармонизации характера подростков в семье и вне ее, а также характеравзаимоотношений с окружающими в зрелые годы оказывают следующие факторысемейного воспитания:
— реакция родителей на неустраивающее их поведение ребенка;
— характер отношениймежду родителями и детьми в целом;
— уровень семейнойгармонии или дисгармонии;
— характер отношений сродными братьями и сестрами.
В данной работе мырассмотрим наиболее частые типы неправильного воспитания и связанные с нимидисгармонизации характера.
При повышеннойморальной ответственности почти все подростки обнаруживают большуюустойчивость в отношении повышенных родительских экспектаций или возложенных наних трудных обязанностей. Несостоятельность и промахи в этих случаях неоказывает на них надламывающего действия. Подросток неустойчивого типаотносится к родительским экспектациям и возложенным на него поручениям с полнымпренебрежением. На фоне гипертимных или эпилептоидных задатков данная ситуацияможет укрепить лидерские черты или стремления властвовать. Лабильного подросткачрезмерная ответственность может крайне тяготить, и он постарается всячески ееизбежать. Подросток с истероидной акцентуацией, в лучшем случае проигравкороткое время роль заботливого опекуна и убедившись, что отсутствуютвосхищенные его усердием зрители, забросит или возненавидит объект своей опеки.
Но для психостеническойи, возможно, сензетивной акцентуаций чрезмерно высокие требования к чувствуответственности являются ударом по месту наименьшего сопротивления, приводя кзатяжному неврозу или к психопатическому развитию по психостеническому типу.
При акцентуацияххарактера воспитание в условиях жестких взаимоотношений особенно пагубнодля эпилептоидного и комфортного типов – именно таких подростков легче всегоначинается психопатическое развитие по эпилептоидному типу.
Положение менеелюбимого и нежеланного члена семьи неодинаково сказывается на подростках с разным типомхарактера. При гипертимной и эпилептоидной акцентуациях ярко выступает реакцияэмансипации: первые из них борются за самостоятельность и свободу, вторые – заимущественные права. Истероиды в этих случаях в подростковом возрастепродолжают обнаруживать выраженную детскую реакцию оппозиции. И хотя формы еевыявления с возрастом меняются, но все поступки: и непонятные кражи, и показнойинтерес алкоголю и другим, дурманящим средствам, и суицидальные демонстрации, исамооговоры в распутстве – используются как сигналы родным, как требованиявнимания, любви и заботы. Другие истероиды, отчаявшись в попытке привлечьлюбовь себе, погружаются в мир фантазий или начинают искать внимание настороне. Шизоиды на подобную ситуацию, как и на другие трудности жизни,реагируют уходом в себя, возводя духовную стену между собой и не любящей ихсемьей. Неустойчивые не склоны к тяжело переживать эмоциональное отвержениеблизких они и без этого ищут отдушину в подростковых компаниях.
Гиперпротекция особенно неблагоприятна приакцентуациях по неустойчивому и комфортному типам. Именно такие подросткибыстрее других оказываются в асоциальных компаниях и легко заимствуют праздный,полный поисков увеселений образ жизни. Однако она может оказаться пагубной ипри гипертимной, и при эпилептоидной, и при лабильной и даже при шизоиднойакцентуациях, обуславливая наслоения на них черт неустойчивого типа.
Для подростканеустойчивого типа опасность отсутствия надзора, постоянного твердогоруководства, даже принуждения к занятиям, учебе, труду не вызывает сомнений.Предоставленные себе они с первых классов школы начинают прогуливать уроки, вседни проводить на улице, быстро оказываются в асоциальных компаниях, и весьдальнейший путь психопатического развития по неустойчивому типу сделинквентностью, алкоголизацией, побегами из дому и т. п. Осуществляетсядовольно быстро. Задержать это развитие может лишь обстановка строгоготрудового и дисциплинарного режима.
Потворствующаягиперпротекция раноили поздно создает для подростка кризисную ситуацию. С одной стороны, с детстваутверждаются желания всегда быть на виду, лидировать среди сверстников, откуданеизбежными становятся непомерно высокий уровень притязаний, жажда престижногоположения. С другой стороны, потворствующая гиперпротекция мешает выработкенавыков систематического труда, упорства в достижении цели, умение постоять засебя и за свои интересы, осуществить лидерские функции, подчинить себе,руководить другими[9, С.152-157].
Доминирующаягиперпротекция уагрессивного подростка еще в младшем или среднем школьном подростковом возрастеприводит к резкому усилению реакции эмансипации. Родители реагируют наэмансипационные устремления опекаемого ребенка адекватным, с их точки зрения,способом – еще жестче требуют послушания, строже наказывают, еще болееусиливают контроль, стараются изолировать от сверстников. В результатесоздается прочный круг – подросток все более проявляет непослушание, родителивсе сильнее стремятся его подчинить своему руководству. Подростки рвут всеродительские запреты и устремляются туда где, с их точки зрения, «все можно»,т.е. в асоциальную уличную компанию. Здесь сказывается подростковая реакциягруппирования. Алкоголизация и знакомство с другими средствами значительноподталкивают психопатические развитие агрессивных подростков [19, С.75-79].
Воспитание в атмосферекульта болезни, аименно преувеличенные заботы о здоровье, возведение в культ режима и леченияимеющихся заболеваний по сути дела являются одной из форм доминирующейгиперпротекции. В итоге такое воспитание способствует инфантилизации,эюстической фиксации на заботах о собственном здоровье, развитию своего родарентных установок с завышенными притязаниями. На любые трудности становитсяведущим истерический способ реагирования с ипохондрическим внешним проявлением.
Семьи агрессивныхподростков имеют свои особенности, присущие только им. Анализ особенностейсемей агрессивных подростков проводился на основе исследования влияниясемейного воспитания и семейных отношений на агрессивное поведение подростков,сделанного А. Бандурой [2, С. 125-136].
Интересен фактстановления агрессивного поведения подростков в зависимости от характеравзаимоотношений между братьями и сестрами. Подростки проявляют большефизической и вербальной агрессии против единственного брата и сестры, чемпротив всех остальных детей, с которыми они общаются. Существует сильнаякорреляция между выраженностью агрессивных отношений между детьми в одной семьеи усвоением силовых моделей поведения и наказания за драки со стороныродителей. Подростки редко ведут себя агрессивно, если родители не наказываютза ссоры и драки никого из детей, и часто агрессивно, если родители наказываютв основном старших детей. Без родительского вмешательства агрессивныевзаимоотношения между детьми редки по причине неравенства сил, обусловленногоразницей в возрасте. Изучение зависимости между агрессивным поведением и характеромнаказаний, а также контролем родителями поведения своих детей показало, чтожестокие наказания связаны с высоким уровнем агрессивности у подростков, аминимальный контроль и присмотр за подростками коррелирует с высоким уровнемасоциальности.
Таким образом, основныевоспитательные средства, к которым всегда прибегают родители подростков имеющимдисгармонизации характера, — это:
— сознательное лишениелюбви и заботы в случае проступка
— частые изоляцииподростки;
— физические наказания;
— угрозы;
— лишение привилегий;
— введение ограничений иотсутствие поощрений.
Причем сами родителиникогда не испытывают чувства вины при использовании того или иного методанаказания и не пытаются разобраться в причинах деструктивного поведения своихдетей, оставаясь равнодушными к их эмоциональному миру.

3. Изучение семьи как необходимого условия гармонизациихарактера подростков
 
3.1 Описание методикисследования
В связи с поставленнымизадачами в качестве основных эмпирических методов использовались тридиагностические методики.
1.  Характерологический опросник К.Леонгарда [Приложение 1].
Данный опросникпредназначен для диагностики типа акцентуации личности. Теоретической основойопросника является концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда, которыйсчитает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные идополнительные. Основные черты составляют стержень, ядро личности. В случаеяркой выраженности (акцента) основные черты становятся акцентуациями характера.Соответственно личности, у которых основные черты ярко выражены, названыЛеонгардом «акцентуированными». Термин «акцентуированные личности» занял местомежду психопатией и нормой. Акцентуированные личности не следует рассматриватьв качестве патологических, но и в случае воздействия неблагоприятных факторовакцентуации могут приобретать патологических характер, разрушая структуруличности [13, С.3].
Характерологическийопросник К. Леонгарда включает 10 шкал соответствующих определеннымакцентуациям характера. Первая шкала характеризует личность с высокой жизненнойактивностью, вторая шкала показывает возбудимую акцентуацию. Третья шкалаговорит о глубине эмоциональной жизни испытуемого. Четвертая шкала показываетсклонность испытуемого к педантизму. Пятая – выявляет повышенную тревожность, шестая– склонность к перепадам настроения, седьмая шкала говорит о демонстративностиповедения испытуемого, восьмая – о неуравновешенности поведения. Девятая шкалапоказывает степень утомляемости, десятая – силу и выраженность эмоциональногореагирования. И состоит из 88 вопросов, на которые испытуемому необходимоответить «да», если он согласен с утверждением и «нет» — если не согласен.Время для ответов не ограничено [ 6, С.32].
В ходе интерпретацииполученных результатов необходимо баллы, полученные по каждой шкале умножить насоответствующий коэффициент. Максимальная сумма баллов после умножения – 24. Понекоторым источникам, признаком акцентуации считается величина, превосходящая12 баллов. Другие же на основании практического применения опросника считают,что сумма баллов в диапазоне от 15 до 19 говорит лишь о тенденции к тому илииному типу акцентуации. И лишь в случае превышения 19 баллов черта характераявляется акцентуированной.
2.  Методика диагностики показателей иформ агрессии А. Басса и А. Дарки (адаптация А.К. Осницкого) [Приложение 2].
Данная методика состоит из75утверждений, на которые испытуемому в соответствии со своим стилем поведения,образом жизни, необходимо ответить одним из четырех возможных ответов: «Да»,«Пожалуй, да», «Пожалуй, нет», «Нет» [14, С.174-180].А. Басс и А. Даркипредложили опросник для выявления важных, по их мнению, показателей формагрессии:
1)  использование физическойсилы против другого лица – физическая агрессия;
2)  выражение негативных чувств,как через форму, так и через содержание словесных обращений к другим лицам – вербальнаяагрессия;
3)  использование окольнымпутем, направленных против лиц сплетен, шуток и проявления не направленных,неупорядоченных, взрывов ярости – косвенная агрессия;
4)  аппозитивная форма поведениянаправленная обычно против авторитета и руководства, которая может нарастать отпассивного сопротивления до активных действий против требований, правил,законов – негативизм;
5)  склонность к раздражению,готовность при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости,грубости — раздражение;
6)  склонность к недоверию иосторожному отношению к людям, проистекающим из убеждения, что окружающиенамерены причинить вред – подозрительность;
7)  проявление зависти,ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольство кем-тоименно или всем миром за действительные или мнимые страдания – обида;
8)  отношение и действия поотношению к себе и окружающим, проистекающие из возможного убеждения самогообследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает нехорошо:вредно, злобно или бессовестно – аутоагрессия или чувство вины.
При обработке данных в обычныхусловиях ответы «Да» и «Пожалуй, да», объединяются (суммируются как ответы«да»), так же как и ответы «Пожалуй, нет» и «Нет» (суммируются как ответы«нет»).
3.  Опросник анализа семейного воспитанияЭ.Г. Эйденмиллера (АСВ) Опросник АСВ позволяет диагностировать тип семейного воспитания ихарактер его нарушений. Егоможно использовать при исследовании тех проблемных семей, где есть нервныеподростки и подростки с явными акцентуациями характера и отклонениями вповедении [20].
В опроснике АСВдиагностируется следующие нарушения семейного воспитания:
1.  Уровень протекции – сколькосил, уделяют родители воспитанию ребенка:
1)  гиперпротекция (чрезмерная)– шкала Г+;
2)  гипопротекция(недостаточная) — шкала Г-.
2.  Степень удовлетворенияпотребностей – в какой –то мере деятельность родителей нацелена наудовлетворение потребностей ребенка, как материально-бытовых, так и духовных:
1)  потворствование (стремлениеродителей к максимальному и не критическому удовлетворению любых потребностейребенка) – шкала Y+;
2)  игнорирование потребностейребенка (недостаточное стремление родителей к удовлетворению любых потребностейребенка) – шкала Y-.
3.  Уровень требовательности кребенку в семье. Они выступают в виде обязанностей, запретов, наказаний:
1)  чрезмерность требований –обязанностей представляет риск психотравматизма – шкала Т+;
2)  недостаточность требований –обязанностей приводит к трудности привлечения ребенка к какому – либо делу –шкала Т-;
3)  чрезмерностьтребований-запретов формирует реакцию эмансипации или предопределяет развитиечерт сенситивной и тревожно-мнительной акцентуации – шкала З+;
4)  недостаточностьтребований-запретов стимулирует развитие гипертимного, неустойчивого типахарактера – шкала З-;
5)  чрезмерность санкций –чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения – шкала С+;
6)  минимальность санкций –упование на поощрения, сомнения в результативности любых наказаний – шкала С-.
4.  Неустойчивость стилявоспитания — резкая смена стиля, приемов воспитания, формирующая упрямство –шкала Н.Нарушение семейного воспитания Уровень протекции Полнота удовлетворения потребностей Степень предъявления требований Степень запрета Строгость санкций П У Т З С Г+, Г- У+, У- Т+, Т- З+, З- С+, С- Потворствующая гиперпротекция + + - - - Доминирующая гиперпротекция + +- +- + +- Эмоциональное отвержение - - + + + Гиперпротекция - - - - +- Повышенная моральная ответственность - - + +- +-
+ — чрезмерная выраженностьсоответствующей черты воспитания;
-  — недостаточная выраженность;
+- — при данном типевоспитания возможны как чрезмерность данной черты, так и недостаточность илипросто выраженность.
Устойчивые сочетания различныхчерт воспитания представляют собой тип целенаправленного воспитания.
Классификация типов нарушенийсемейного воспитания выглядит следующим образом.
Потворствующаягиперпротекция (сочетание черт, отраженных в шкалах Г+, У+ — при Т-, З-,С-). Подросток находится в центре внимания семьи, которая стремится кмаксимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания способствуетразвитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт характера уподростков.
Доминирующая гиперпротекция(Г+, У+-, Т+-, З+-, С+-). Подросток также в центре внимания родителей,которые отдают ему много сил и времени, лишая самостоятельности, ставямногочисленные запреты и ограничения. Такое воспитание усиливает реакциюэмансипации и обуславливает острые аффектные реакции экстрапунитивного типа.При тревожно-мнительном (психастеническом), сенситивном, астено-невротическомтипах отклонений характера доминирующая гиперпротекция усиливает астеническиечерты.
Эмоциональное отвержение (Г+-,У-, С+). В крайнем варианте это воспитание по типу «Золушки». Формирует иусиливает черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации характера иэпилепсидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию невротическихрасстройств у подростков с эмоционально-лабильной, сенситивной, астено-невротическойакцентуациями характера.
Повышенная моральнаяответственность (Г-, У-, Т+). Это тип воспитания характеризуется сочетаниемвысоких требований к подростку с недостатком внимания к нему со стороныродителей, меньшей заботой о нем.
Гипопротекция (гипоопека)(Г-, У-, Т-, З-). Подросток предоставлен себе, родители не интересуются им, неконтролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуацияхгипертимного, неустойчивого, комфортного.
Довольно часто родителисклонны решать личностные проблемы за счет ребенка. Это может выражаться вследующем:
-  расширениесферы родительских чувств (шкала РРЧ);
-  предпочтениев подростке детских качеств (шкала ПДК);
-  воспитательнаянеуверенность родителя (шкала ВН);
-  фобияутраты ребенка (шкала ФУ);
-  неразвитостьродительских чувств (шкала НРЧ);
-  сдвигв установке родителей по отношению к полу ребенка (шала ПЖК и шкала ПМК);
-  проекцияна подростка собственных не желаемых качеств (шкала ПНК);
-  вынесениеконфликта между супругами в сфере воспитания (шкала ВК).
Однако. Данные методики несвободны от мотивационных искажений. Требуют дополнительной проверки нанадежность полученных результатов. Применение данных методик в работе сучащимися школы и при работе с учителями было достаточно диагностичным иконструктивным для последующей коррекционной работы.
3.2 Исследование влияния семейного воспитания на дисгармонизациюхарактера подростков
Объектом исследования являютсяученики 8 класса МОУ СОШ №1 с. Канглы Минераловодского района и их родители.
В ходе диагностики былоопрошено 40 человек (20 подростков и 20 родителей).
Данное исследование проходилов три этапа.
1.  Диагностика учащихся.
Для диагностикиподростков использовались следующие методики: «Характерологическийопросник» К. Леонгарда и «Методика диагностики показателей и форм агрессии»А. Басса и А. Дарки, адаптированная
А.К. Осницким.
Данные методики предъявлялисьучащимся в четверг – наименее загруженный учебными предметами – с недельныминтервалом. При этом все преподаватели были предупреждены о проходящемисследовании, с целью обеспечения максимального психологического комфортаподростков.
2.  Диагностика родителейучащихся.
Родителям учащихся предлагался«Опросник анализа семейного воспитания» Э.Г. Эйденмиллера (АСВ).
Цель данного исследованияродителей подростков – определить стиль семейного воспитания. Каждому человекупредоставлялся ряд вопросов, на которые им необходимо было ответитьиндивидуально.
В итоге необходимо былоопределить, как стиль семейного воспитания влияет на дисгармонизацию характераподростков.
3. Анализ полученныхрезультатов.
Анализ результатов «Характерологическийопросник» К. Леонгарда представлен на рисунке№1.
/>
Рис.1 Результаты изучениятипов акцентуаций характера у подростков.

Как видно из Рис.1 в данномколлективе подростков значительно преобладает демонстративный тип характера.Людей с демонстративным типом характеризует легкость установления контактов,стремление к лидерству, жаждой власти и похвалы, склонность к вытеснению,демонстративностью поведения, живостью, подвижностью. Этот тип демонстрируетвысокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам. Такиелюди раздражают окружающих своей самоуверенностью, высоким уровнем притязаний.Систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются.Обвинительны, артистичны, обходительны, проявляют неординарность в мышлении ипоступках.
Анализ диагностики показателейи форм агрессии А. Басса и А. Дарки представлен на рисунке №2.
/>
Рис.2 Результаты изученияагрессивности подростков.
Проведя качественный анализвидно, что в данной группе подростков преобладают косвенная агрессия и обида.Подростки с косвенной агрессией используют окольные пути, направленные противлиц — сплетни, шутки и проявления не направленных, неупорядоченных, взрывовярости.
Подростки с преобладающейобидой — проявляют зависть, ненависть к окружающим, обусловленные чувствомгнева, недовольство кем-то именно или всем миром за действительные или мнимыестрадания.
При этом агрессия преобладаету подростков с возбудимой, гипертимной и демонстративной акцентуациямихарактера, а обида – у подростков с тревожными, эмотивными и педантичнымиакцентуациями.
Проанализировав результатыисследования стиля семейного воспитания, мы видим, что в семье, где преобладаетгипопротекция или доминирующая гиперпротекция у подростков формируетсягипертимная акцентуация характера – безответственность, неумение спокойноанализировать, агрессивность; при гиперпротекции и эмоциональном отвержении –быстрая смена настроения от «мировой скорби» к безудержному веселью,раздражение. Истероидная акцентуация формируется при потворствующейгиперпротекции, шизоидная – при жестоких взаимоотношениях в семье. При униженииподростка родными и близкими формируется циклоидный тип характера [Приложение4].
Таким образом, даннымисследованием мы доказали, что стиль семейного воспитания влияет надисгармонизацию характера подростков.
3.3 Практические рекомендации для педагогов и родителей повзаимоотношению с подростками, имеющими дисгармонизации характера
Исходя из результатовпроведенного исследования, можно дать следующие рекомендации родителям ипедагогампо коррекции дисгармонизаций характера подростков.
1.  Как можно чаще проявлятьживую заинтересованность делами подростка, чтобы он постоянно чувствовалподдержку и заботу.
2.  Убедить подростка, что онможет доверять Вам, что Вы всегда поймете его и поддержите в любой ситуации, иего проблемы не кажутся Вам смешными.
3.  Видеть в словах и действияхподростка позитивный настрой и благие намерения.
4.  Оценивать личностьподростка, а не говорить о его нежелательных действиях.
5.  В случае конфликтасправедливо относитесь к подростку. Как правило, за этим конфликтом стоятдовольно существенные причины, которые его беспокоят, тяготят, мучают.
6.  Сотрудничайте с подростком.Оказывайте конструктивную помощь в отреагировании проблемных ситуаций инаработке навыков саморегуляции и контроля.
7.  Не подавляйте подросткасвоим авторитетом. Пусть он почувствует себя личностью. Не занижайте егосамооценку.
8.  Откажитесь от практикипостоянных запретов. Это может вызвать желание сделать наоборот, назло, в знакпротеста. Используйте метод убеждения.
9.  Активное слушание подросткапозволит Вам проявлять внимание и заботу, а также бережно относиться квнутреннему миру подростка.
10. Постарайтесь строить доверительные отношения с подростком, просвещайтеих по вопросам интимной жизни, во избежании извращенного, не правильного восприятияэтой сферы человеческих отношений.
11. Очень важно осознать, что подросток изначально является положительным,ответственным, хорошим человеком и что он, как и все другие, неизменно хочет всвоей жизни справедливости, любви, взаимопомощи, добра и понимания.
12. Возьмите на себя ответственность за создание организационного климата,где бы поощрялись творчество и инициатива.
13. Постарайтесь выявить и избавиться от тех норм и правил, которые душат иограничивают инициативу подростка.

Заключение
 
Проведенный нами теоретическийанализ и практическое исследование проблемы влияния семейного воспитания надисгармонизацию характера подростков показали, что черты личности, которые самипо себе еще не являются патологическими, но могут при определенных условияхразвиваться в положительном или отрицательном направлениях, достигая крайнихвариантов норм, граничащих с психопатиями формируются, прежде всего, в семье изависят от стилей семейного воспитания.
Задачи, поставленные в даннойкурсовой работе, позволили сделать нам следующие выводы.
1.  Семья – это естественнаягруппа, в которой со временем возникают стереотипы взаимодействий. Этистереотипы создают структуру семьи, определяют функционирование ее членов,очерчивающую диапазон их поведения и облегчающую взаимодействие между ними.
2.  Как институированноеобразование, семья обладает комплексом социальных функций и ролей, ради которыхобщество создает, поддерживает и охраняет этот социальный институт.
3.  Родители должны обладатьважнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенностиребенка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного стиля егоиндивидуального воспитания.
4.  Эффективность родительскихтребований или ограничений к подросткам отчасти обусловлены тем, насколько сформированыэмоциональные привязанности между родителями и детьми.
5.  Существенное значение дляразвития подростка имеет место, которое он занимает в семье. Если родители истаршие члены семьи учитывают взрослые возможности подростка, относятся к немус уважением и доверием, помогают ему преодолевать трудности в учении и другихвидах деятельности, помогают устанавливать взаимоотношения с товарищами,сохраняют контакт с ним, то тем самым они создают благоприятные условия дляразвития личности подростка.
6.  Основные воспитательныесредства, к которым всегда прибегают родители подростков имеющимдисгармонизации характера, — это: сознательное лишение любви и заботы в случаепроступка; частые изоляции подростки; физические наказания; угрозы; лишениепривилегий; введение ограничений и отсутствие поощрений.
7.  Подростки сдисгармонизациями характера имеют высокий уровень личной тревожности иагрессивности; неадекватную самооценку, чаще низкую; чувствуют себяотверженными; три и более акцентуаций характера.
8.  Огромное значение в планедисгармонизации характера подростков в семье и вне ее, а также характеравзаимоотношений с окружающими в зрелые годы оказывают: реакция родителей на неустраивающее их поведение ребенка; характер отношений между родителями и детьмив целом; уровень семейной гармонии или дисгармонии; характер отношений сродными братьями и сестрами.
9.  Выдвинутая нами гипотезаподтвердилась. Семейное воспитание влияете на дисгармонизаций характераподростков.
Данная курсовая работа можетбыть рекомендована родителям с целью совершенствования семейного воспитания,педагогам, работающим с подростками, имеющими дисгармонизации характера, ишкольным психологам с целью осуществления комплексного подхода к коррекциидисгармонизаций характера.

Список литературы
 
1. Артамонова Е.И. Екжанова Е.В. Психология семейных отношений с основамисемейного консультирования. Учебн. пособие для студ. выш. учеб. заведений. М.:Издательский центр «Академия», 2002. – 192с.
2. Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитанияи семейных отношений. М.: Апрель – Пресс, изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 1999 — 512с.
3. Дружинина В.Н. Психология семьи. М.: КСП, 1998 — 160с.
4. Зинченко В.П. Психологический словарь.М.: ООО «ИздательствоАстрель»,2004. – 479с.
5. Ильнева Р.Г. О некоторых девиациях поведения в подростковом и юношескомвозрасте, связанных с ранней алкоголизацией. М., 1997. – 265с.
6. Карелин А.А. Психологические тесты. М.: Гуманитарное издательствоВЛАДОС, 2000. – Т.2 – 248с.
7. Личко А.Е. Делинквентное поведение при различных типах акцентуациихарактера у подростков. М. – 1995. – 456с.
8. Личко А.Е. Озерецковский С.Д.О циклоидной психопатии и циклоиднойакцентуации личности у подростков. С.Пб.,1996 – 235с.
9. Личко А.Е. Основные типы нарушений у подростков. СПб.1993.
10. Малкина – Пых И.Г. Семейная терапия Изд-во Экспо, 2005. – 992с.
11. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: 1997.
12. Немов Р.С. Психология: Учебн. для студ. пед. вузов: М.: изд-во ВЛАДОС,1999. – Кн. 3. – 632с.
13. Обозов Н.Н. Личность: акцентуации характера. С.Пб.: 1996 – 36с.
14. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты.Самара, «БАХРАХ-М», 2001. – 672с.
15. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступенипедагогического образования. М.: Изд-во ВЛАДОС, 1999. – 448с.
16. Смирнова Т.П, Психологическая коррекция агрессивного поведения детей.Ростов Н/Д.: Феникс, 2005 – 154с.
17. Степанов С.С. Индивидуальный подход к трудным школьникам. М.:1997.
18. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учебник для студентов вузов. Ростов –н/Д. 1997, — 536с.
19. Фельденштейн Д. И. Психологические основы общественной, полезнойдеятельности подростков. Москва, 1992.
20. Эйденмиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Уч. пособиедля врачей и психологов – СПб.: Речь, 2003. – 336с.

Приложение 1
 
Характерологическийопросник К. Леонгарда
Инструкция: «Вам будутпредложены утверждения, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны сутверждением, пишите «да», если нет, то «нет». Над вопросами долго не думайте,правильных и не правильных ответов нет».
ТЕКСТ ОПРОСНИКА:
1.  У вас чаще веселое ибеззаботное настроение.
2.  Вы чувствительны коскорблениям.
3.  Бывает ли так, что у Вас наглазах навертываются слезы в театре, кино, беседе и т.д.
4.  Сделав что-то, Высомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока неубедитесь еще раз в том, что все сделано правильно.
5.  В детстве Вы были таким жесмелым, как все ваши сверстники.
6.  Часто ли у Вас резкоменяется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни,к себе.
7.  Являетесь ли ВЫ обычноцентром внимания в обществе, компании.
8.  Бывает ли так, что Выбеспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с Вами лучше неразговаривать.
9.  Вы серьезный человек.
10. Способны ли Вы восторгаться, восхищаться чем-нибудь.
11. Предприимчивы ли Вы.
12. Вы быстро забываете, если Вас кто-либо обидит.
13. Мягкосердечны ли Вы.
14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, проводя рукой по щелиящика, что письмо полностью упало в него.
15. Стремитесь ли Вы всегда считаться в числе лучших работников.

Приложение 2
 
Методика диагностикипоказателей и форм агрессии
А. Басса и А. Дарки
Испытуемому в соответствии сосвоим стилем поведения, образом жизни, необходимо ответить одним из четырехвозможных ответов: «Да», «Пожалуй, да», «Пожалуй, нет», «Нет».
ТЕКСТ МЕТОДИКИ:
1.  Временами не могу справитьсяс желаниями, навредить кому-либо.
2.  Иногда могу посплетничать олюдях, которых не люблю.
3.  Легко раздражаюсь, но легкои успокаиваюсь.
4.  Если меня не попроситьпо-хорошему, просьбу не выполню.
5.  Не всегда получаю то, чтомне положено.
6.  Знаю, что люди говорят обомне за моей спиной.
7.  Если не одобряю поступкидругих людей, даю им это почувствовать.
8.  Если случается обманутького-либо, испытываю угрызения совести.
9.  Мне кажется, что я неспособен ударить человека.
10. Ни когда не раздражаюсь на столько, чтобы разбрасывать вещи.
11. Всегда снисходителен к чужим недостаткам.
12. Когда установленное правило не нравится мне, хочется его нарушить.
13. Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.
14. Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чемя этого ожидаю.
15. Часто бываю не согласен с людьми.
16. Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
17. Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.
18. В раздражении хлопаю дверьми.
19. Я более раздражителен, чем кажется со стороны.
20. Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.

Приложение 3
 
Опросник АСВ Э.Г.Эйденмиллера
Если Вы согласны сутверждением, пишите «да», если нет, то «нет». Над вопросами долго не думайте,правильных и не правильных ответов нет».
ТЕКСТ ОПРОСНИКА:
1.  Я делаю все ради своегоребенка.
2.  У меня часто не хватаетвремени по долгу заниматься с ребенком чем-то для них интересным, куда-то пойтивместе, поговорить, поиграть.
3.  Мне приходится разрешатьсвоему ребенку такие вещи, которые не позволяют своим детям многие родители.
4.  Не люблю, когда ребенокприходит ко мне с вопросами. Лучше чтобы думал и решал сам.
5.  У нашего ребенка домаобязанностей больше, чем у многих его друзей.
6.  Моего ребенка очень труднозаставить, что-либо сделать по дому.
7.  Хорошо, когда дети имеютсвою точку зрения на то, верно или нет рассуждают его родители.
8.  Мой ребенок возвращаетсядомой по вечерам, когда захочет.
9.  Если хочешь, чтобы твойребенок стал человеком, не оставляй без наказанным ни одного его плохогопоступка.
10. Если только возможно, стараюсь не наказывать ребенка.
11. Я люблю своего ребенка больше, чем люблю своего супруга (супругу).
12. Маленькие дети мне нравятся больше, чем большие.
13. Если мой ребенок по долгу упрямится или злится, у меня бывает чувство,что я поступила по отношению к нему неправильно.
14. У нас долго не было ребенка, хотя мы его очень желали.
15. Общение с детьми, в общем-то, утомительное дело.
16. У моего ребенка есть черты, которые меня выводят из себя.
Воспитание моего ребенка шлогораздо лучше, если бы мой муж не мешал мне.

Приложение 4
Влияние стиля семейного воспитания на дисгармонизациюхарактера подростков.Стиль семейного воспитания
Эмоциональ-
ная близость Требования Контроль, санкции Демонстра-тивный
Принятие,
тепло, любовь Справедливые, с обоснованием запретов На основе разумной заботы Диалог и сотрудничество Авторитар-ный Чаще отсутствует, хотя не исключается
Жесткие, без объяснения
причин Жестокий, часто некорректный; наказания Гиперопека (доминирую-щая гиперпро-текция) Излишняя забота Отсутствуют при многочисленных запретах и ограничениях Тотальный, чрезмерный Гиперопека (потворствующая гиперпро-текция)  Обожание, любование Отсутствуют Слабый, вседозволенный Повышенная моральная ответствен-ность Пониженное внимание Высокие Возможны варианты Анархизм Прерывание эмо-ционального кон-такта при нару-шениях поведе-ния ребенка Отсутствуют или слабые Отсутствуют (оправдание поведения) Гипопротек-ция Безразличие; недостаток тепла Отсутствуют Отсутствует (равнодушие) Эмоциональное отвержение Отсутствует Повышенные Жесткий, строгие наказания Жестокое обращение Отсутствует Открытая агрессия Строгий, лишение удовольствий, унижения, побои Модель общения Тип личностного развития ребенка Личностно-ориентированная Оптимальный – чувство собственного достоинства и ответственности; самостоятельность и дисциплина, полноценное общение Дисциплинарная (окрики, угрозы) Пассивный – отсутствие инициативы, зависимость, низкая самооценка. Агрес-сивный – превращение в тирана (подобно родителю). Лицемерный Стремление к тесному эмоциональному контакту Несамостоятельный – зависимость; эгоцентризм, вседозволенность, асоциальность; инфантилизм; усиление астенических черт «Жертвоприноше-ние» (максимальное удовлетворение потребностей, прихотей) Истероидный – демонстра-тивность, несдержанность в негативных эмоциях. Эпилеп-тоидный – завышенные притязания; трудности в отношениях со сверстниками. Чрезмерная озабочен-ность будущим, соци-альным статусом, учебными успехами Тревожно-мнительный «Заискивающая» (некритичное отношение) Неустойчивый – эгоистичность, некритичность, приспособленчество «Невмешательство» Неустойчивый, гипертимный – асоциальность, непредсказуемость Психологическая дистанция, полная потеря контакта Эпилептоидный – мечтательность, жестокость; трудности в общении; невротические расстройства Антагонизм, враждебность Эгоистичный – жестокость, провокации. Эпилептоидный
Размещенона Размещено на www.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.