Реферат по предмету "Психология"


Влияние личности подростка на его статус в группе сверстников

Калужский государственныйпедагогический
Университет имени К. Э. Циолковского
Институт социальных отношений
Кафедра социальной педагогики иорганизации работы с молодежью
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
Влияние личности подростка на егостатус в группе сверстников
 
студента
ФОМИНОЙ
НАТАЛЬИ ЮРЬЕВНЫ
Калуга 2010

Содержание
 
Введение
Глава I. Подходы к изучению влиянияособенностей личности подростка на статус в группе сверстников
1.1Психологические особенности подросткового возраста
1.2 Влияние оценки группы на самооценку подростков
1.3 Роль самооценки в развитии межличностных отношений средиподростков
Глава II. Влияния особенностей личностиподростка на статус в группе сверстников
2.1Методики определениясамооценки личности
2.2.Социометрическое измерение личности
Заключение
Список литературы
 

 
Введение
Одна из основных проблемподросткового возраста — проблема общения со сверстниками. Именновзаимоотношения с товарищами находятся в центре внимания подростка, именно ониво многом определяют поведение, деятельность, а в дальнейшем влияют на развитиеличностных качеств и социальных установок. Для подростка важно занять значимоеместо среди сверстников, быть признанным в группе или быть лидером в своемколлективе. Но не каждый подросток может этого добиться, так как индивидуальныеособенности и установки многих ребят мешают занять высокое статусное место,социализироваться именно в той социальной группе, которая для них являетсяжелательной. Нередко это связано с тем, что подростки не могут правильнооценить себя, и поэтому не могут найти адекватную для себя референтную группу.Трудности также связаны и с поиском устойчивого набора социальных ролей.
Исходя из результатов работыпсихологов и преподавателей[31, Internet], мы можем сделать выводы о том, что неумение построить взаимоотношениясо сверстниками, невозможность добиться значимого положения в группе являютсяпричиной нарушения общения со сверстниками.
К сожалению, в каждомклассе есть изолированные ребята, их % достаточно велик. Как правило, это детис неадекватным поведением. Они зачастую агрессивны, неуравновешаны, склонны кантисоциальным поступкам. Своим поведением такие ребята пытаются привлечьвнимание одноклассников, но тем самым еще более отдаляют себя от коллектива.Подростков этой группы отличают высокие самооценка, притязания на признание итенденции к лидерству. Трудности в общении со сверстниками, у таких ребят частосопряжены с неправильным представлением о своем реальном статусе в группе.
Нередко средиизолированных есть ребята неуверенные в себе, с заниженной самооценкой,тревожные. Как показало исследование, они удовлетворены своим положением вгруппе, так как данная группа не является для них референтной, либо средиведущих мотивов не диагностируется мотивации на общение.
Напротив, среди качеств,присущих подросткам, занимающим высокое статусное место, ориентация насверстников является одним из ведущих мотивов. Как правило, эти дети сдостаточно адекватным представлением о себе, что позволяет им найти ту группу,в которой они будут признаны и оценены. Большое значение имеет тот факт, чтоэти подростки имеют достаточно высокий уровень эмпатии. Это, с одной стороны, даетвозможность вызвать положительное эмоциональное отношение к себе, а с другой — чувствуя отношение к себе других, они стараются меньше общаться с теми, кто ихне принимает, увеличивая число контактов с теми ребятами, кто их принимает.
Исходя из этого, цельюнашей работы, было выяснить взаимосвязь между личностными качествами ребят и ихстатусным местом в группе.
Основными методамиисследования были следующие: социометрия; опросники; проективные методики.
В данной работе намирешались следующие задачи
1) Рассмотреть ролии значения общества сверстников и выявить основные тенденции влияния самооценкина статус личности в группе.
2) Рассмотретьосновные проблемы юношеского возраста
3) Рассмотреть формыорганизации общения в подростковой среде.
4) На основе анализаисточников построить схему исследования межличностных отношений и самооценкидетей подросткового возраста.
5) Подготовить ипровести необходимые исследования, позволяющие подтвердить или опровергнутьгипотезу, т.е. определить социальный статус объекта.
Цель работы: изучитьвлияние статусного положения ребенка в группе на формирование уровня егосамооценки.

 
Глава I. Подходы к изучению влиянияособенностей личности подростка на статус в группе сверстников
 
1.1 Психологические особенностиподросткового возраста
Юность — период жизнипосле отрочества до взрослости. Это период, когда человек может пройти путь отнеуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, додействительного повзросления. В юности у молодого человека возникает проблемавыбора жизненных ценностей, осознание собственной индивидуальности,неповторимости и непохожести на других. Как следствие этого осознания можетвозникнуть внутренняя напряженность, порождающая чувство одиночества. Эточувство усиливает потребность в общении и одновременно повышает егоизбирательность. В качестве главных новообразований в юношеском возрасте И.С.Кон называет открытие личностью своего внутреннего мира и рост потребности вдуховной близости с другим человеком. Юность стремится сформировать внутреннююпозицию по отношению к себе ( “Кто я?”,” Каким Я должен быть?”). В этомвозрасте отношения молодого человека с окружающим миром обостряются в силубиологических причин. Резко повышается возбудимость и раздражимость.Дисгармония физического и психического облика проецируется молодым человеком наокружающий мир, который воспринимается им как особо напряженный и враждебный.Юноша, а тем более подросток легко идеализирует окружающих людей и отношениямежду ними, но быстро в них разочаровываются, как только обнаруживают неполноесоответствие предвзятому и завышенному идеалу. Такой юношеский максимализм-следствие стремления к самоутверждению. Юноша ценит все- это возраст, с которымгорько расставаться, в который многие хотели бы вернутся, который в этом смыследаже опасно переоценивается в ущерб другим возрастам.
Основные проблемыюношеского возраста.
Многие из тех, кто всредней школе учился “из под палки”, к концу Х класса уже начинают понимать,что, если хочешь получить высшее образование или не попасть сразу послеокончания школы в армию, учиться все же надо, поэтому такая острая проблема какмотивация учения отходит на второй план. Теряют свою значимость и многие другиепроблемы. Однако, на их место приходят новые.
Для современного Х классаважной является проблема социально- психологической адаптации к новомуколлективу. Поскольку после IXкласса уходят из школы чаще всего слабоуспевающие ученики, то среднийинтеллектуальный уровень в старшей школе оказывается сравнительно высоким. Врезультате бывший отличник может неожиданно для себя сделаться средним или дажеслабым учеником. Родители не всегда задумываются об этом, настаивая на учебе вкаких-то престижных заведениях, и часто не понимают, почему вдруг их ребенокстановится мрачным, подавленным или, напротив, злобным, агрессивным. Дело же втом, что при резкой смене критериев оценок, при потере привычного статуса вгруппе сверстников возникают значительные (и, что самое главное, частонеосознаваемые) сдвиги в области самооценки, отношения к себе, происходит какбы разрыв преемственности в становлении идентичности, в сфере основныхпереживаний человека, связанных с осознанием самого себя. Часто это ведет кразвитию разного рода защитных механизмов, которые позволяют человеку сохранятьпривычную высокую самооценку. Привычное отношение к себе за счет искажениясубъективного восприятия действительности и самого себя, что выражается внешнев неадекватном поведении, в снижении конструктивности поведения, ввозникновении аффективных реакций, а так же чувства подавленности, депрессии ипрочих самых разных проявлениях. Возникает то, что принято называтьсоциально-психологической дезадаптацией.
Другая нередковстречающаяся в Х классах проблема — установка на продление моратория. Послезавершения неполного среднего образования и перехода к новому этапу и впреддверии напряженного периода окончания полной средней школы и поступления винститут многие юноши и девушки расслабляются, они как бы впадают в беззаботноедетство: неожиданно на первый план выступает общение со сверстниками ( как уподростков), снижается интерес к учебе, а повышается интерес к спорту, досугуи всему тому, что не учеба и не работа. По- видимому, для многих такой мораторийпросто необходим как отдых, как передышка. Более того, опыт такого широкого иразнообразного взаимодействия с окружающей действительностью, даже опытнаслаждения новой “ почти взрослой ” жизнью, не связанной с учебой, имеетогромное развивающее значение в этом возрасте.
В ХI классе на первый план – вновь и нановом профессиональном уровне — выступают, с одной стороны, проблемыпрофессионального самоопределения: выбор будущей профессии и построениедальнейших образовательных планов, а с другой — проблемы, связанные сподготовкой к школьным экзаменам. Задача выбора будущей профессии,профессионального самоопределения, принципиально, не может быть успешно решенабез, и вне решения более широкой задачи личностного самоопределения, включающейпостроение целостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущее.Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив Л.И. Божовичсчитала аффективным центром жизни старшего школьника. Сам переход отподросткового к раннему юношескому возрасту она связывала с изменениемотношения к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего,то старший школьник смотрит на настоящее с позиции будущего. Юноша живетбудущим, для него настоящее — только подготовка к другой, подлинной взрослой жизни.Это облегчает ему переживание неприятностей, позволяя относится к ним с легкимсердцем, но с этим связано и пониженное чувство ответственности.

 
1.2Влияние оценки группына самооценку подростков
Самооценка является сложнымличностным образованием и относится к фундаментальным свойствам личности. В нейотражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственнаяактивность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием всистеме его мировосприятия. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаряэтому), в структуре личности самооценке принадлежит особо важное место [25, c. 656]
Самооценка связана с одной изцентральных потребностей человека – потребностью в самоутверждении, котороеопределяется отношением ее действительных достижений к тому, на что человекпретендует, какие цели перед собой ставит – уровню притязаний. В своейпрактической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов,которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению,нормализации. Существенные изменения в самооценке появляются тогда, когдадостижения связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у негонеобходимых способностей.[12, c.240]
Следовательно, функции самооценки исамоуважения психической жизни личности состоят в том, что они выступаювнутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека. Благодарявключению самооценки в структуру мотивации деятельности личность постоянносоотносит свои возможности, психические ресурсы с целями и средствамидеятельности.
В соответствии с привычным целостнымвосприятием человека о единстве его чувств, ума и воли проявления самооценкимогут быть представлены эмоциональными, познавательными и волевыми формами. Насоциально-психологическом уровне выделяется поведенческая форма самооценки. Приэтом самооценка в составе самосознания позволяет осуществлять не только функциюсаморегуляции поведения, но и две другие: психологической защиты и когнитивную(познавательную) функцию[6, c.180-182].
Развивается самооценка путемпостепенного погружения внешних оценок, выражающих семейные требования, втребования человека к самому себе. По мере формирования и укрепления самооценкивозрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции. Наиболеесензитивными этапами в формировании личности и ее социализации являетсяподростковый и юношеский возраст. Подростковый возраст — завершающий этаппервичной социализации. В качестве основных институтов социализации преждевсего выступает семья и школа, соответственно, родители, ровесники и учителя.
Ведущим мотивом в период формирования самооценки выступаетжелание утвердиться в коллективе сверстников, завоевать авторитет уважение ивнимание товарищей. При этом те, кто ценит себя высоко, предъявляют высокиетребования и в общении, стараясь им соответствовать, так как считают нижесвоего достоинства быть на плохом счету в коллективе. Для молодого человекатипично стремление к сохранению такого статуса в группе, который поддерживаетего повышенную самооценку.
У человека существует несколькосменяющих друг друга образов «Я». Представление индивида о себе втекущий момент, в момент самого переживания обозначается как«Я-реальное». Помимо этого у человека существует представление о том,каким он должен быть, чтобы соответствовать собственным представлениям обидеале, так называемое «Я-идеальное».
Соотношение между «Я — реальным» и «Я — идеальным» и характеризует адекватностьпредставлений человека о себе, находящую свое выражение в самооценке. Психологирассматривают самооценку с различных точек зрения. Различают общую и частнуюсамооценку. Частной самооценкой будет, например, оценка каких-то деталей своейвнешности, отдельных черт характера. В общей, или глобальной самооценкеотражается одобрение или неодобрение, которое переживает человек по отношению ксамому себе[4, c. 118- 120].
Под влиянием оценки окружающих, уличности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценкасвоей личности, а также отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности,переживаний. При оптимальной, адекватной самооценке субъект правильно соотноситсвои возможности и способности, достаточно критически относится к себе,стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить передсобой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутогоон подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этомуотнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватнаясамооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т.е. без слишкомбольшой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению,деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретныхусловий и ситуаций[32, c.205-206].
В практике встречаются два типанизких самооценок: низкая самооценка в сочетании с низким уровнем притязания(тотально низкая самооценка) и сочетание низкой самооценки с высоким уровнемпритязания. В первом случае человек склонен преувеличивать свои недостатки, асоответственно достижения расценивать как заслугу других людей или относить засчет простого везения. Второй случай, называемый «аффектомнеадекватности», может свидетельствовать о развитии комплексанеполноценности, о внутренней тревожности личности. Такие люди стремятся вовсем быть первыми, поэтому любая ситуация проверки их компетентностиоценивается ими как угрожающая и часто оказывается очень сложной вэмоциональном плане. Человек, имеющий второй тип низкой самооценки, какправило, характеризуется низкой оценкой окружающих.
Слишком высокая самооценка приводит ктому, что человек переоценивает себя и свои возможности. В результате этого унего возникают необоснованные претензии, зачастую не поддерживаемыеокружающими. Имея опыт подобного «отвержения», индивид можетзамкнуться в себе, разрушая межличностные отношения.
Знать самооценку человека очень важнодля установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, каксоциальные существа, неизбежно включаются .
Развитие самооценки в онтогенезе[4, c. 27-30].
Фаза индивидуализации в подростковомвозрасте характеризуется уточнением и развитием представлений о самом себе –активным формированием образа «Я». Ведущим центральным психическимновообразованием подростка становится чувство взрослости и становящеесясамосознание, потребность осознать себя как личность. У подростка возникаетинтерес к своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность всамооценке, сопоставлении себя с другими людьми. Потребность самосознаниявозникает из практической деятельности, определяется растущими требованиямивзрослых коллектива и потребностью оценить свои возможности, для того чтобы найтисвое место в коллективе.
На первых порах в основе самосознанияподростка по-прежнему лежат суждения о нем других — взрослых (учителей иродителей), коллектива, товарищей. Младший подросток словно смотрит на себяглазами окружающих. Подрастая, ребенок начинает более критично относится коценкам взрослых, для него становятся важными и оценки его сверстников, исобственные представления об идеале; помимо этого, начинает сказыватьсятенденция самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность. Нопоскольку подросток еще не обладает достаточным умением правильно анализироватьсобственные личностные проявления, то на этой основе возможны конфликты,порождаемые противоречием между уровнем притязаний подростка, его мнением осебе и его реальным положением в коллективе, отношением к нему со сторонывзрослых и товарищей. Установлено, что у детей, негативно воспринимаемыхсверстниками, складывается более низкая самооценка, и наоборот[12, c. 45-48].
Таким образом, только в подростковомвозрасте начинает развиваться подлинная самооценка – оценка человеком самогосебя с преимущественной опорой на критерии своего внутреннего мира,обусловленные собственным «Я». Это не означает, что оценка окружающихтеперь не является значимой: она просто в норме перестает играть доминирующуюроль.
И.С.Кон так описывал развитиесамосознания и образа «Я»: «Ребёнок рос, менялся, набирал силу идо переходного возраста, и тем не менее это не вызывало у него тяги кинтроспекции. Если это происходит теперь, то прежде всего потому, чтофизическое созревание является одновременно социальным симптомом, знакомповзросления, возмужания, на которое обращают внимание и за которым пристальноследят другие, взрослые и сверстники. Противоречивость положения подростка,изменение его социальных ролей и уровня притязаний — вот что в первую очередь актуализируетвопрос: „Кто Я?“[20, c.110-112]
В этот период происходит переход отвнешнего управления к самоуправлению. Тем не менее, у подростков мы наблюдаемлишь зарождение этого процесса, полное развитие которого придется уже наюношеский и ранний взрослый периоды жизни. В подростковом возрасте человекпересматривает многие ценности в основном ориентируясь в своих вкусах и образцахна референтную группу.
Уже сформировавшаяся способностьдетей к обобщению дает возможность подростку делать обобщения в достаточносложной области – деятельности по усвоению норм человеческих взаимоотношений.Поэтому ведущей деятельностью подростка является интимно – личностное общение вразличных сферах деятельности. Это дает ему возможность проявить себя и самоутвердиться.Именно поэтому подростки активизируют интимно – личностное и стихийно –групповое общение как в школе, так и вне её. Из множества сфер общенияподростком выделяется референтная группа сверстников, с требованиями которой онсчитается и на мнение которой ориентируется в значимых для себя ситуациях.
У подростка ярко проявляет себя мотивационно–потребностнаясфера – сфера общения, эмоциональных контактов. В этом возрасте чрезвычайноразвито чувство аффилиации, т.е. стремления принадлежности к группам себеподобных. Остро переживается любое нарушение в сфере взаимоотношений стоварищами. Действительная или мнимая потеря привычного положения нередковоспринимается молодым человеком как трагедия. Самооценка своего места всоциуме, играет если не решающую, то одну из главных ролей в формированииличности, определяя в значительной степени социальную адаптацию и дезадаптациюличности, являясь регулятором поведения и деятельности.
Если самооценка подростка не находит опоры в социуме ипотребность в самоуважении остается нереализованной, — развивается резкоеощущение личностного дискомфорта. Одним из распространенных путей решения этойпроблемы является переход подростка в группу, в которой характеристика еголичности окружающими адекватна самооценке или даже превосходит ее. Описанныйпуть снятия противоречия между оценкой и самооценкой иногда может приводить кнегативным последствиям, в зависимости от вида неформальной группы, в которуювключается подросток.
В силу своих возрастных особенностейподростки гораздо чаще других возрастных групп могут стать дезадаптированными врезультате внутренней или внешней (иногда комплексной) дегармонизациивзаимодействия личности с самой собой или окружением, проявляющаяся вовнутреннем дискомфорте, нарушениях взаимоотношений, поведения и деятельности.Сами по себе возрастные особенности не влекут дезадаптацию, но если появляютсяпровоцирующие факторы, она, как правило, возникает и потом ее очень труднопреодолеть[29, c. 114]
Самооценка подростка зачастуюнестабильна и не дифференцирована. Согласно литературным данным, наподростковый возраст приходится самый противоречивый, конфликтный этап развитиясамооценки. В различные возрастные периоды подростки оценивают себя по-разному.Самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и вих поведении может возникнуть немало немотивированных поступков.
1.3 Роль самооценки в развитиимежличностных отношений
Изучение самооценки как особогообразования самосознания личности во взаимосвязи с его социальным статусомпредставляется одним из актуальных направлений данного психического феномена. Кнастоящему времени накоплен большой эмпирический материал о формах проявлениясамооценки, ее регулятивной функции, связи самооценки с самоотношением личностии ее самопознанием, уровнем адекватности и устойчивости самооценки в различныхвозрастах, ее связи с социальными отношениями, устанавливаемыми личностью. [31]
Природа межличностных отношений влюбых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальныекачества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальныевозможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системемежличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое внем. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системемежличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразныхпо форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детскомсаду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальныхобъединениях, — индивид проявляет себя как личность и представляет возможностьоценить себя в системе отношений с другими[23, c. 179].
В детских и подростковых группахскладываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этихгрупп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Несмотря на то, чтопроявления межличностных отношений в каждой конкретной группе имеют своюнеповторимую историю, на разных возрастных этапах действуют общие закономерностиих становления и развития.
Первая из них отражаетобусловленность природы межличностных отношений тем местом, которая возрастнаясоциальная группа занимает в обществе. Вторая характеристика межличностныхотношений – это их зависимость от совместной деятельности, которая в любуюисторическую эпоху опосредствует развитие межличностных отношений в группе,определяет их строение. Третья особенность межличностных отношений заключаетсяв их уровневой природе – сколько-нибудь сложившаяся группа имеет определенныйуровень развития, от которого зависит наличие или отсутствие тех или иных еёсоциально-психологических особенностей и характер её влияния на индивидов.
Для того чтобы подросток был способенлучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо сохранятьпозитивное представление о себе. И, напротив, люди с низкой самооценкой такреагируют на ту или иную неудачу, что это затрудняет всякую возможностьулучшения „Я-концепции“. Кроме того, они не только сами очень низкооценивают результаты своей деятельности, но и крайне озабочены мнением другихесли со стороны последних наиболее вероятна неблагоприятная оценка.
Многие авторы отмечают снижениесамооценки в подростковом возрасте, с появлением ориентации на общение, насверстников, на референтную группу. Следовательно, очевидна особеннаяуязвимость подростков перед манипулятивным воздействием и давлением группы. Вдальнейшем человек с заниженной самооценкой часто дает любым действиям другихлюдей негативную интерпретацию, независимо от того, насколько позитивным этодействие выглядит в глазах окружающих[11, c. 150]
По словам многих авторов(К.Роджерс, В.Сатир и др.), позитивное отношение к самому себе, принятие себяоказывается взаимосвязанным со способностью к конструктивному взаимодействию сдругими людьми. Высоко оценивая самого себя, человек, скорее всего, будет также доброжелательно относиться к другим. Такому человеку свойственны открытость,свобода в выражении своих чувств, способность к самораскрытию в общении. [33]

 
Глава II.Влияния особенностей личностиподростка на статус в группе сверстников
 
2.1 Методики определения самооценкиличности
Существуетряд методик, используемых для определения уровня самооценки. Все они, несмотряна кажущееся разнообразие, могут быть легко и четко классифицированы.
Определениесамооценки подразумевает всего два варианта:
либо прямоеперечисление испытуемым своих качеств (методика М. Куна), либо, выбор изпредложенного списка тех черт, которые соответствуют ему более всего с иходновременным ранжированием по значимости и характерности для себя – методикаБудасси С.А. или Фанталовой Е. Б. (как подвариант – выставление себе оценки покаждому качеству, методика Дембо-Рубинштейна)[11, c.554].
Однакосамооценка, как и человеческая личность, не формируется в „вакууме“:она зависит от оценки окружающих, от личностных установок. Как уже говорилось,самооценка может быть адекватной и неадекватной (завышенной или заниженной),при этом даже при осознании собственных недостатков и достоинств (адекватнойсамооценке) далеко не все испытуемые соглашаются их признавать в тестировании,что особенно характерно как раз для подросткового возраста. Кроме того,самооценка очень динамична и может изменяться на только в процессе взросления,изменения каких-либо жизненных обстоятельств и т.п., но и — особенно уподростков и легко внушаемых людей — даже в зависимости от высказывания своегомнения окружающими, причем в очень короткие сроки (при этом такая внезапноизмененная самооценка может далее поддерживаться на протяжении достаточно длительногосрока) [29, c. 114].
Исходя извышесказанного, очевидным становится то, что одной прямой методики дляправильного выявления самооценки у подростков недостаточно. Поэтому впсихологии применяется целый ряд связанных между собою методик, прямо или косвеннонаправленных на анализ самооценки личности. Во-первых, это уже упоминавшиеся(»чистые") методики, базирующиеся на самоописании себя испытуемым.Самоописание может быть как открытым, явным (тест свободного самоописания«Кто Я» или «20 слов» М.Куна в модификации А.М. Прихожан,тесты выбора из пары личностных свойств), так и скрытым (проективные методики:«Незаконченные предложения», «Рисунок несуществующегоживотного»). Кроме того, поскольку оценивание самого себя проходит через призмуоценки окружающих, зачастую проверяют корреляцию результатов описанных вышеметодик с оценкой данного человека референтными группами. Для подростка это,прежде всего, коллектив одноклассников, а также друзья (вне школы), родители иучителя[15, 118-120].
Длявыявления статуса подростка в учебной группе используют методику, называемуюсоциометрией (выявление социометрической структуры группы для определенияхарактера межличностных взаимоотношений в группе). Обычно используется вариантсоциометрической методики Дж. Морено в модификации Я.Л. Коломинского«Выбор в действии», цель которой — изучить межличностные отношения вгруппе сверстников[19, c.168].
В прямыхметодиках испытуемый выражает свое отношение к тем ли иным человеческимкачествам, параллельно давая оценку наличия этих качеств у себя. Например, тест«Соотношение „ценности“ и „доступности“ в различныхжизненных сферах» Е. Б. Фанталовой. Стимульным материалом в методике Е. Б.Фанталовой служит список из 12 ценностей: активная деятельная жизнь; здоровье(физическое и психическое); интересная работа; красота природы и искусства(переживание прекрасного в природе и искусстве); любовь; материальнообеспеченная жизнь (отсутствие затруднений); наличие хороших и верных друзей;познание (возможность расширения своего образования, общей культуры,интеллектуальное развитие); свобода (независимость в суждениях и поступках);счастливая семейная жизнь; творчество (возможность творческой деятельности);уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий). Для подростковформулировки должны быть адаптированы исходя из ценностей, актуальных для них наданном жизненном этапе. В методике используется метод парных сравнений. Набланке перечисляются 20 различных качеств личности. В левой колонке (идеал)испытуемый определяет понятия, принадлежащие к более значимому для него кругупотребностей (ранжирует по привлекательности, в той мере, в какой они емуимпонируют, какими он хотел бы обладать). Затем в правой колонке (я) онранжирует эти качества по отношению к себе: выбирает качества по критерию ихдоступности для него, по степени своего успеха в каждой сфере.
Вопросымогут предлагаться не только в виде списка качеств, но и в форме утверждений сподразумеваемыми ответами «да»-«нет» (например,«обычно я уверен в себе», «я чувствую себя подтянутым ибодрым»). Опросники такого типа часто встречаются в популярныхпсихологических изданиях и не всегда являются валидными, но профессиональносоставленный тест может послужить прекрасной упрощенной методикой[14, c. 56-58].
Тест можетбыть модифицирован в менее явную форму выражения своих предпочтений — переведенв эмоциональную сферу (для оценки неосознаваемого эмоционального предпочтенияосновных человеческих ценностей) путем замены словесных оценок цветовыми(цветовой тест отношений А. М. Эткинда). При этом в качестве материалаиспользуется набор цветовых стимулов из восьмицветного теста М. Люшера.Испытуемый получает инструкцию подобрать к каждому понятию из вышеприведенногосписка терминальных ценностей из методики Е. Б. Фанталовой один подходящий цветс разрешением повторять выбранные цвета при последующей работе. Ранжированиекачеств по отношению к себе проводится в цифровой форме. После завершенияассоциативной процедуры цвета ранжируются в порядке предпочтения.
Возможенвариант теста в виде 20 антагонистичных пар личностных свойств(обаятельный–непривлекательный,сильный–слабый, разговорчивый–молчаливый и т.д.). При этом сложнее провестистатистический анализ, в отличие от методик, описанных выше, но зато этотспособ дает прямую оценку испытуемым своих качеств. При ранжировании одинподросток может подразумевать, что ему присущи все перечисленные качества,только в разной степени, а другой — что качества начиная с определенной ступениу него уже отсутствуют (в зависимости от предложенного списка качеств), тогдакак в данной методике следует прямое указание на наличествующие черты.
Описанныеметодики соответствуют основному применяемому для работы с подростками методу«Ценностные ориентации и направленности личности» (Л.Н. Силантьева,1977 г.), используемому для исследования направленности личности подросткапутем выделения совокупности субъективно значимых ценностей[9,c. 205].
Тестсвободного самоописания «Кто Я» является для испытуемых наиболеесложным, но и наиболее показательным, поскольку тут они не ограничены никакимипараметрами. Все полученные ответы классифицируются по группам (оценка себя какчлена какой-либо социальной группы (школьник, сын), оценка по личностнымкачествам (умный), оценка себя по интересам (художник), по личным достижениям(медалист), по внешним данным (вихрастый, красавица), затрагивание временнЫхпараметров (будущий студент, бывший ребенок) и т.п.). Результаты представляютбогатейшее поле для семантического анализа, где значимым является все, отпорядка и количества приведенных характеристик до их формы (односложные илиразвернутые, используемые слова и формулировки) и т.п.
В прямыхметодах выявления ценностных ориентаций личности помимо списка прилагательных,предложенных Е. Б. Фанталовой, может быть использован другой «классический»контрольный список прилагательных Г. Гоха. Стоит отметить, что списокприлагательных может быть создан и самим инструктором. Но он, строго говоря, неявляется произвольным. Поскольку в структуре самооценки выделяют индивидные,личностные и субъект-деятельностные характеристики (Б.Г.Ананьев), список долженсостоять из прилагательных, относящихся к данным категориям.
Качествамогут быть разделены на несколько категорий (обычно в том случае, еслипредлагается обширный список), например, а) межличностные отношения, общение;б) поведение; в) деятельность; г) переживания, чувства. При этом количествовыбираемых свойств характера может не ограничиваться. Для оценки результатовподсчитывается процент качеств, признанных реальными для себя, от количестваидеальных качеств. Список может содержать как только положительные (в случаевозможности выбора), так и приблизительно равное количество положительных иотрицательных качеств (в случае ранжирования всех предложенных качеств).
Методикуцелесообразно применять в динамике: например, на протяжении ряда лет один раз вгод с подростками одной и той же группы. Второй вариант — посмотреть динамикуизменения самооценки после оглашения результатов социометрии, когда подростокполучает возможность напрямую сопоставить свою самооценку с оценкой группы. Вэтом плане интересна модификация методики Дембо-Рубинштейна для изученияособенностей самооценки подростков «Вертикальные линии» (А.М.Прихожан), которая подразумевает повторение проведения опроса по самооценке припомощи шкалы исходной методики Дембо-Рубинштейна после ознакомления испытуемыхс оценками, полученными от группы сверстников (цель — получить показателисамооценки и уровня притязаний по выделенным личным качествам, послеознакомления с результатами полученных оценок от группы сверстников).
Кромевышеперечисленных методик определения уровня самооценки, существует ряд методовопределения отдельных аспектов самооценки. Например, методика Ч.Д. Спилбергера,Ю.Л. Ханина для самооценки уровня тревожности, шкалы самооценки степениэкстраверсии, оценки уровня притязаний как связанного с уровнем уверенности всебе (и, соответственно, с адекватностью самооценки), оценки общего состояния натекущий момент и т.п., однако перед нами стоит более обширная задача, поэтомурассматривать данные методики в нашей работе не представляется целесообразным.
Исследованиеуровня самооценки школьника через систему оценивания окружающих является оченьпоказательным, исходя из высокой зависимости самооценки подростков от оценкиокружающих. Как пример, в методе выявления самооценки школьников глазамиокружающих. элементами оценивания могут являться различные аспекты Я: «Я впрошлом», «Я в настоящем», «Я в будущем», «Яглазами родителей», «Я глазами учителей», «Я глазамидрузей», «Мои чувства», «Мои мысли». Испытуемые приэтом должны оценить указанные элементы по ряду приоритетных для них критериев,обсужденных ранее[30, c.508].
Дляпроверки адекватности самооценки оценке окружающих параллельно с каким-либо изописанных ранее опытов проводится социометрия. Это социально-психологическийтест, применяемый для оценки межличностных, эмоциональных связей в группе.
2.2Социометрическое измерение личности
Известный американскийпсихиатр и социальный психолог Дж. Морено предложил метод социометрии, которыйэффективно используется в психодиагностике для изучения социальнопсихологического климата в трудовых и учебных коллективах.
Проведениесоциометрического исследования включает в себя несколько этапов.
1 этап. Определение целейисследования. Социометрия широко применяется для изучения: проблем лидерства иавторитета; социально – психологической совместимости; микрогрупп (в том числеи динамики их развития). Целью же нашего исследования является определениеположения объекта в системе взаимоотношений (статус).
2 этап. Определениевопросов.
Вопросы определяютсясоциометрическими критериями.
Формальные (направлены наизучение взаимоотношений учащихся в ведущем виде деятельности). В нашем случае:” Кого бы ты попросил/а помочь тебе подготовиться к важному экзамену?”
Неформальные (направленына изучение взаимоотношений в сфере, не связанной с учебой). ” Кого из классаты бы пригласил/а с собой на интересную вечеринку?”. Вопросы в нашемисследовании подобраны так, чтобы выявить стремление объекта к общению стоварищами в различных видах деятельности: труде, учении, досуге и т.д.
3 этап. Определениевеличины ограничения возможных выборов.
В нашем исследовании мыиспользуем параметрический метод, т.е. метод с ограничением числа выборов. Во-первых, он является более надежным, так как выше осмысленность выбора. Во-вторых результаты параметрического метода значительно легче подвергнутьматематической обработке. Мы решили ограничиться тремя выборами.
4 этап. Разработкасоциометрической карточки.
Школьникам предлагалисьсоциометрические карточки с инструкцией написать по три имени на каждый вопрос(рис. 1).

Фамилия____________________
1. Кого бы ты попросил/а помочь тебеподготовиться к важному экзамену?
1-йвыбор_________________________________________________
2-йвыбор_________________________________________________
3-йвыбор_________________________________________________
2. Кого из класса ты бы пригласил/а ссобой на интересную вечеринку?"
1-йвыбор________________________________________________
2-йвыбор________________________________________________
3-йвыбор________________________________________________
Рис. 1. Социометрическая карточка.
Вопросы подбирались с учётомразличных сфер деятельности: личная сфера, внутри класса, общественная. В экспериментеприменялись стандартные вопросы:
1.«Кого бы ты попросил/а помочь тебе подготовиться кважному экзамену?»
2.«Кого из класса ты быпригласил/а с собой на интересную вечеринку?»
В нашем исследовании мы использовалипараметрический метод, т.е. метод с ограничением числа выборов. Во-первых, онявляется более надежным, так как выше осмысленность выбора. Во- вторыхрезультаты параметрического метода значительно легче подвергнуть математическойобработке. Для точности эксперимента число выборов было ограничено тремя.
Результаты ответов переносили наматрицы выбора. Их число соответствует числу вопросов (в нашем случае – 2).Исходя из данных матрицы, можно определить величину социометрического статусалюбого члена группы. Она равна сумме полученных данным членом группы выборов, деленнойна число членов без одного. Результаты экспериментов оформляли графически ввиде карт групповой дифференциации. Вначале чертили четыре концентрическиеокружности, делили их диаметром пополам. Справа располагали мальчиков, слева –девочек. Мальчиков изображали в виде треугольников, девочек в виде кружков.Размещение детей на социограмме соответствует числу полученных ими выборов. Вцентральной окружности находятся дети, получившие 5 и больше выборов – 1группа, второй круг – 2 группа – 3-4 выборов; третий круг – 1-2 выбора;четвертый круг – ни одного выбора. Соединив фигуры линиями выбора, можнооценить характер связей, особенности половых дифференцировок, взаимныхсимпатий, явления “неразделенной любви”.
5 этап. Опрос. Можно использоватьгрупповые и индивидуальные формы измерения. Это, прежде всего, зависит отвозраста испытуемых. Так, в детских садах и в первых классах лучше всегобеседовать с каждым ребенком отдельно. Начиная примерно с третьего классавполне допустим групповой эксперимент, которым мы и пользовались. Перед началомопроса испытуемые получали инструкцию следующего содержания (в скобках данвариант инструкции для группы В):
”Ваш класс (группа)существует уже давно (несколько месяцев). За время совместной жизни и общениядруг с другом вы, наверное, смогли неплохо узнать друг друга, и между вамисложились определенные личные и деловые отношения, симпатии и антипатии,уважение и неуважение друг к другу и т.п. Не все, очевидно, складывалось гладкои образовавшиеся между вами отношения далеки, по- видимому, от идеала. Нокакие- либо устойчивые связи все же образовались. Теперь представьте что вашкласс (группа) начинает складываться сначала и каждому из вас представляетсявозможность вновь по своему желанию определить состав класса (группы).Заполните, пожалуйста, карточки, по которым произойдет формирование новогокласса”.
После сбора карточек группараспускается, и проводится обработка полученных данных. И прежде всегосоставляется социоматрица, из которой видно, насколько каждый член группыпопулярен среди сверстников. Количество положительных отзывов измеряет егосоциометрический статус. Останавливая свой выбор на том или ином однокласснике(однокурснике), объект как бы заявляет: “С ним я хотел бы поддерживать близкиеотношения, его я предпочитаю всем остальным”. Таким образом, в исследованиивыявляется потребность каждого ученика в общении с теми или иными ровесниками,симпатия к ним. Следовательно, чем больше членов группы симпатизирует человеку,чем большее количество одноклассников испытывает потребность общаться именно сним, тем больше выборов он получит. Ниже мы приводим социоматрицу группы.
Социоматрица группы А.№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Статус (St) № 1 Антонова + + + + + + 0,066667 1 2 Архипов + + + + ++ 1 2 3 Белов + ++ + ++ 0,6 3 4 Горшков ++ + + + 0,533333 4 5 Дронов + + + + + + 0,4 5 6 Денев + + + + + + 0,4 6 7 Елистратов ++ + + + + 0,8 7 8 Иванов + + + + + + 0,133333 8 9 Кожанов ++ + ++ + 0,2 9 10 Лебедева ++ ++ ++ 0,466667 10 11 Мусин + + + + + + 0,266667 11 12 Новиков + ++ + + + 0,2 12 13 Петров ++ + ++ + 0,6 13 14 Сидоров ++ + + + + 0,4 14 15 Фокин + ++ + + + 0,2 15 16 Ханька + ++ + + + 0,066667 16
Положительные
Выборы 1 15 9 8 6 6 12 2 3 7 4 3 9 6 3 1 96 Взаимовыборы 1 3 3 2 1 2 3 1 2 1 2 2 2 2

График положения объектовв группе А.
/>

 
Результаты отношений испытуемых другк другу при ответе по данному критерию могут быть изображены на социограмме,т.е. в виде схемы, которая более наглядно чем матрица выбора показывает сутьструктуры общения данной группы.
В западной психологии разработанаспециальная терминология для обозначения статуса человека:№ n/n Название группы  Число выборов 1.  “Звезды” St = > m + 2” 2. “Предпочитаемые” St > m + 1” 3. “Принятые” St >m + — 1” 4. “Непринятые” St Рис. 2. Классификация положениячеловека в системе личных взаимоотношений.
Примечание. Здесь m- среднее число выборов, а ”–квадратическое отклонение, которое вычисляется по статистической формуле.
При классификацииположения объекта в системе личных взаимоотношений мы пользовались формулой:

St = Ek / N – 1
Результаты показателя (St) приведены в социоматрицахгрупп.Читается она так: статус ученика (St) равен сумме полученных им выборов (Еk), деленной на количество членовгруппы(N), без 1.Число же (m) (среднее число выборов), выше илиниже которого располагаются числовые характеристики, вычисляется по формуле:
m = R / N *0.1
где R- общее число сделанных выборов, а N- число членов группы.
А) m = 96 / 16 * 0.1=0.6
В) m =150 / 25 * 0.1 =0.6
Производим классификациюгруппы.
Таблица №2.
Группа А.Звезды Предпочитаемые Принятые Непринятые Пренебрегаемые 2 3 4 9 1 7 13 5 11 8 6 12 16 10 15 14 12.5% 12.5% 31.25% 25% 18.75%
Таблица №2.
Анализ статусной структуры,полученной по результатам исследования, показывает, что выборы между людьми вгруппах распределяется неравномерно, следовательно, мы можем констатироватьфакт дифференциации изучаемых групп на группы людей занимающих разное место всистеме личных взаимодействий.

Заключение
Анализзарубежной и отечественной литературы позволил нам разработать классификациюуровней уровней социометрического статуса подростков («любимцы»,«предпочитаемые», «терпимые», «неоднозначные»,«незаметные», «нелюбимые», «гонимые»).
Представленныев исследовании группы подростков с разными уровнями социометрического статусаразличаются по таким параметрам оценки личностных особенностей и свойств, какфизическая, косвенная, вербальная агрессия, раздражение, нагативизм, обида,подозрительность, аутоагрессия, интернальность, эмпатия, цели и ценности вжизни, коммуникативные и организаторские способности.
Проведенноеисследование позволило нам выделить ведущие личностные факторы, которые могутбыть подвергнуты коррекции для более успешного включения подростков в учебнуюгруппу. Это — коммуникативные способности, которые необходимы для реализацииведущей деятельности подросткового возраста — общения. Способность кэмпатического взаимодействию также является важным условием включения подросткав учебную группу.
В результатеэмпирического исследования было установлено, что наиболее высокимсоциометрическим статусом в учебной группе обладают экстерна-лы (статистическидостоверные данные получены в отношении девочек). При этом в литературе находитотражение тот факт, что наиболее успешными в жизни являются интерналы.Противоречие между социометрическим статусом и статусом социальным может бытьразрешено лишь при трактовке процесса социализации как «социализации-индивидуализации».Таким образом, качество коррекционной работы с целью позитивных изменений вструктуре социометрического статуса подростка определяется, с одной стороны,равномерным развитием зкстернальных и интернальных характеристик, и, с другойстороны, необходимостью сочетания индивидуальных и групповых методов.
Подтвердиласьгипотеза о том, что личностные особенности подростков взаимосвязаны с уровнемсоциометрического статуса в учебной группе.
Комплексноеописание особенностей личностного развития подростков, находящихся на разныхуровнях социметрического статуса, дает возможность с большей эффективностьюиспользовать индивидуальный подход как в психокоррекционной работе, так и впедагогической деятельности. Переход с одного уровня социометрического статусана другой может быть осуществлен через целенаправленную организациюсоциально-психологического воздействия на определенные характеристики личностиподростков.
Проведениепсихокоррекционной работы на основе социально-психологического тренинга,моделирующего процесс социализации, оказывает влияние на изменение такихличностных особенностей и состояний как агрессивность, интернальность, эмпатия,коммуникативные способности, что послужило получению изменений и всоциометрическом статусе подростков в учебной группе.
По исследованиям связисамооценки школьника с его статусным положением в системе межличностныхотношений можно сделать следующие выводы:
1. Общая самооценкаиспытуемых подростков находилась в пределах нормы (средний уровень), но такжебыли дети с высоким и низким уровнем самооценки.
2. Уровень самооценки подростковтесно конкурировал с их социальным статусом в группе сверстников. Средниезначения показателя статуса у подростков с завышенной или адекватнойсамооценкой были достоверно выше, чем у подростков с низкой самооценкой.
3. В количественном отношениикорреляция между начальной самооценкой и оценкой, выставленной коллективом,была равна 0,91.
4. Подростки способныбыстро (в нашем опыте – в течение двух дней, в первый из которых были проведеныпервичная оценка и социометрия, во второй – оглашение результатов и повторноетестирование самооценки) перестраивать свою самооценку под влиянием мненияколлектива. Особенно это касается случаев с заниженной самооценкой.
5. Сам факт и степеньизменения самооценки зависят от личности испытуемого. Чаще всего подобныеизменения не являются очень значительными по величине.
Взаимозависимость отношений с окружающими (в частности,собственной контактности) и самооценки может реализовываться следующим образом.Подростки с адекватной самооценкой более уверены в себе и в том что без особыхусилий займут благоприятную нишу в системе взаимоотношений со сверстниками. Причрезмерно завышенной или заниженной самооценке подросток менее контактен (впервом случае у него может быть ослаблена потребность в постоянном общении засчет высокого самомнения и, во многих случаях, низкого оценивания имокружающих; во втором – снижены способности к установлению контактов). Этоотражается на отношении к ним окружающих. Если подросток имеет самооценкубольшую либо равную реалистичной, то величина его контактной активности обратносоотносится с самооценкой. Вероятно, влияние самооценки на социальный статусопосредовано худшей адаптацией подростков с низкой самооценкой к ситуациямобщения со сверстниками.
Открытие себя как неповторимо индивидуальной личностинеразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личностипредстоит жить. Чтобы понять психологические механизмы взаимодействия междуформированием личности и ее положением в группе, надо не только иметьобъективные данные об этом положении, но и представлять внутреннюю позициючеловека, т.е. знать как сам человек переживает свое положение, как он к этомуотносится. Таким образом, такое важнейшее свойство личности как самооценка,формируясь в подростковом возрасте, развивается в соответствии с внутреннимисвойствами личности и его сферой социализации, опосредуя отношение людей киндивидууму и одновременно являясь следствием их отношения к данной личности.
Список литературы
1. Агафонов А. Ю.Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средствакачественной оценки образовательных систем.//Автореф. дис. канд. психологич.наук. Казань – 2000.
2. Амонашвили Ш.А.Обучение, оценка, отметка. — М.: Знание, 1994.
3. Анастази А.Психологическое тестирование. Т.1. – М.: Педагогика, 2002.
4. Боцманова М.Л.,Захарова А.В., Чан Чи То Оань. Самооценка как фактор нравственной саморегуляциив младшем школьном возрасте // Новые исследования в психологии. — 1998. — №2. — стр.27-30
5. Бурлачук Л.Ф.,Морозов С.М. Словарь — справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер Ком,1999г.
6. Будасси С.А.Защитные механизмы личности. М., 1998.
7. Выготский Л.С.Собрание сочинений: в 6 т. — М.: Просвещение, 2004.
8. Гайда В.К.,Захаров В.П. Психологическое тестирование: учебное пособие. – Л.: Изд-во ЛГУ, 2002.
9. Грановская Р.М.Элементы практической психологии. — СПб.: Свет, 1997.
10. Давыдов В. В.,Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А. В. Возрастная и педагогическаяпсихология: учебник для студентов пед. институтов. — М.: Просвещение, 1999.
11. Елисеев О.П.Практикум по психологии личности. – СПб, Питер, 2000. – 554 с.
12. Захарова А.В.Психология формировани самооценки. — Минск, 1993.
13. Карпенко Л.А.,Петровский А. В. Краткий психологический словарь. — М.: Просвещение, 2001.
14. Квин В.Прикладная психология. СПб., 2000.
15. Кле М. Психологияподростка. — М., 1999.
16. Кобазева Ю. А.Влияние качеств личности на статус подростка в группе. М., 1999
17. Крылов А.А.Практикум по общей и экспериментальной психологии. — Л.: ИздательствоЛенинградского Университета, 2007.
18. Кондратьева С.В.Практическая психология: учебно-методическое пособие. — Минск: Университетское,1997.
19. Кузьмин Е.С.Методы социальной психологии. — Л.: ЛГУ, 1997. – 168с.
20. Кон И.С.Психология юношеского возраста. — М., Просвещение, 1999.
21. Куницына В.Н.Восприятие подростками других людей и себя. — Л.,2002.
22. Немов Р. С.Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1Общие основы психологии- 2-е изд. — М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994.
23. Петровский А.В.,Абраменкова В.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед.Институтов. — М.: Просвещение, 1997.
24. Петровский А.В.Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Знание, 1992. –
25. Реан А.А.Психология человека от рождения до смерти. Серия «Психологическаяэнциклопедия». Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002, 656 с.
26. Ремшмидт X.Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. — М., Мир,1994.
27. Словарь-справочникпо психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., отв. ред. С.Б.Крымский. – Киев: Наук. думка, 2006.
28. Тарабакина Л.В.Практикум по психологии человека.1996 стр.67
29. Фельдштейн Д.И.Психология современного подростка М.: Педагогика, 2002. – 114с.
30. Шевандрин Н.И.Психодиагностика, коррекция и развитие личности. — М.: ВЛАДОС, 1998. -508с.
31. http://www.psychology.ru/lomonosov/tesises/if.htm
32. Ярцев Д.В.Особенности формирования самооценки подростков с высоким уровнем умственныхспособностей// Прикладная психология №4, 1999.
[1] Боцманова М.Л., Захарова А.В., Чан Чи То Оань. Самооценкакак фактор нравственной саморегуляции в младшем школьном возрасте // Новыеисследования в психологии. — 1988. — №2. — стр.27-30


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.