Влияние современнойигрушки на развитие личности ребёнка
Содержание
Введение
1. Возникновение иисторическое развитие игрушки
1.1 Игрушка– элемент культуры
1.2 Народнаяигрушка
1.3 Современнаяигрушка
2.Психолого-педагогические исследования проблемы влияния игрушки на развитиеличности ребёнка
3. Современные подходы киспользованию игрушки для формирования личности ребёнка
Литература
Введение
Игра каксамостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обученияребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушкав данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов,узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми надлежитребенку.
Игрушка важнадля развития мимики и личности ребенка. Поэтому, изучением проблемы влиянияигрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи.
Так,исследования Коссаковской Е.А. по вопросам игры и игрушки, основанные наизучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественноговоспитания и в семье, показал, что не может быть одинакового для всех возрастовподхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитыватьсявозрастные закономерности развития игровой деятельности. Н.К. Крупская писалао важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, дляих сенсорного развития. Менджерицкая Д.В., известный педагог в областиизучения игрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса ктруду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детямпредставления о людях разных профессий, разных национальностей, она в тожевремя может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним.
Игрушка –неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создаетвзрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению вобщественные отношения. Как говорила известный психолог Урунтаева Г.А.,что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать сигрушками.
Ведущейдеятельностью в дошкольном возрасте является игра и как ее средство – игрушка.С помощью которой дети узнают о цвете, форме, объеме, социальных ролях, быте,природе.
Сейчас,широко рассматривается проблема о неправильном использовании игрушки. Таким образом,она зловредно влияет на психику и здоровье детей.
В моей работепоставлена цель выяснить, как игрушка влияет на психическое развитие ребенка, икак правильно ее нужно выбирать и использовать.
Предметисследования: Роль игрушки в психическом развитии ребенка от рождения до 4-хлет.
Цельисследования: определить влияние игрушки и ее назначение в психическомразвитии.
Задачиисследования:
1. Изучитьпсихолого-педагогическую литературу по данной программе.
2. Раскрытьсущность понятий «игра», «игрушка», «психическое развитие».
3. Изучитькраткую историю возникновения игрушки.
4. Определитьвиды и назначение игрушек.
5. Рассмотретьпсихолого-педагогические исследования проблемы влияния игрушки на развитиеличности ребёнка
6. Определитьсовременные подходы к использованию игрушки для формирования личности ребёнка
Теоретическаяи методологическая основы исследования. Основой исследования послужили труды такихроссийских и зарубежных ученых, как:
Абраменкова В.В.;Артемьева Е.Ю.; Баткина Л.М.; Белобрыкина О.А.; Библера В.С.;Выготского Л.С.; Голан А.; Запорожец А.В.; Зворыгина Е.; Козловского В.П.;Лосева А.Ф.; Лотман Ю.М.; Миллер С.; Мухина В.С.; Рубинштейн С.Л.;Смирнова Е.О.; Фромм Э.; Юнг К.Г.; Эльконинова Л.И. и др.,посвященные проблемам влияния игрушки на развитие личности ребёнка.
Методы исследования:
анализнаучно-теоретической и психолого-педагогической литературы.
Предметисследования. Предметом исследования является влияние современной игрушки наразвитие личности ребёнка.
Объектисследования. Объектом исследования является игрушка как элемент культуры.
Структуракурсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, спискаиспользованной литературы.
1.Возникновение и историческое развитие игрушки
1.1 Игрушка– элемент культуры
Игрушка – это феномен (предмет)культуры, выполненный из определенного материала, обладающий формой исодержанием, значением и смыслом. Образно говоря, игрушка – это «игривоезеркальце» жизни и фантазии, а точнее, бытия и сознания. Почему игривое?Потому, что специфически отражает мир: природу, социум, объекты культуры,научно-технические достижения и фантазии общества и др. Игрушка не слепокопирует, а специфически («игриво») отражает: в игрушке отражаемое, может бытьувеличено или уменьшено, обострено или притуплено, расцвечено или обесцвечено ит.д. и т.д.
Являясь предметом культуры, игрушкавыступает носителем социально-культурной информации. Материалом игрушки можетстать любое доступное для обработки и создания игрушки вещество. Игрушкесвойственно разнообразие и неограниченность формы. Значение игрушки в том,чтобы служить предметом для игр.
Функции игрушки – развивать, развлекатьи воспитывать, или, говоря языком социологии – социализировать личностьчеловека. Игрушка является средством социализации личности. Она содействуетформированию личности ребенка. Игрушки способствуют передаче общественного икультурного опыта. Однако, представления об игрушке как феномене культуры могутстроится на различной основе.
Атеистический подход к игрушке заключается в том, что игрушка рассматривается ипонимается вне богосозданности мира – как «материальная база, на которойстроится игра» (Е.А. Аркин). Теологическое мировоззрение видит в игрушкеодухотворенное отражение мира и человека, сотворенных Богом. Но не всякаяземная игрушка одухотворена.
В современном российском обществераспространились игрушки, представляющие угрозу для детей (некро-скелетоны,маски вампира и мертвеца, устрашающий наряд Фредди Крюгера, игрушечный набор«Расчленитель» и др.). Эти игрушки выполнены по зарубежным технологиям. С ихпомощью дети приобщаются к демоническим образам, отражающим злодеев,насильников, слуг сатаны и т.д. Демонические образы игрушек не вписаны вотечественную культурную традицию. Им не противопоставлены светлые образыигрушек, которые входили бы в игрушечный комплект. Поэтому, такие игрушкиспособствуют передаче отрицательного опыта в развлекательной форме.
То ли дело – дымковская или богородскаярезная игрушка! Взгляните на них: они вызывают в русском человеке «взрыврадости и оптимизма». Это – жизнеутверждающие игрушки. В этих игрушкахпроявляется радование человека своему бытию.
Учение Л.Н. Гумилева об этносепозволяет рассматривать игрушку (народную, прежде всего) не только как предметкультуры, но и как элемент этноса. В своем трактате «Этногенез и биосфераЗемли» Гумилев пишет: «березовые рощи, ополья, тихие реки Волго-Окскогомеждуречья были такими же элементами складывавшегося в ХIII-ХIV вв.великорусского этноса, как и угро-славянская и татаро-славянская метисация,принесенная из Византии архитектура храмов, былинный эпос и сказки о волшебныхволках и лисицах». К этим элементам можно смело отнести еще один элемент –игрушку. Игрушки являются элементами этноса на всем протяжении его развития: отначала до конца. Речь идет о тех игрушках, которые, по выражению питерскогорезчика деревянных игрушек В.Г. Безнина, «вырастают из народа». Этонародные, национальные, а не привозные, иностранные игрушки.
Вырастая из народа, этноигрушкивоспитывают и формируют народ. Они могут рассказать народам друг о друге. Играяили общаясь с этноигрушкой, человек приобщается к культурному опыту народа,сотворившего эту игрушку. Он узнает об облике, костюмах, орнаменте, обычаях итрадициях родного этноса. Русские народные игрушки, являясь элементами русскогоэтноса, поддерживают в нем позитивное мироощущение, помогают бороться с уныниеми пессимизмом.
1.2 Народнаяигрушка
Народнаяигрушка, каки игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательногопроцесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализацияв обществе.
Примеромритуального предмета детской игры являются традиционные русские куклы из дереваи соломы, которые не имеют прорисовки лица. Детскими эти куклы стали приупрощении символического смысла древнейших верований, когда Великую богиню,стоящую за гранью добра и зла, опасались изображать с чертами лица, могущимивызвать вред при использовании ее изображения. Практически все дошедшие до насдревнейшие изображения (Богини Матери – «неолитической Венеры») не имеют лица.
Отдельноследует указать на символику коня в русской игрушке. С изображением конясвязывался целый ряд представлений. В первую очередь, с конем соотносилисолнечных богов, а также представления о реинкарнации души человека после смерти.Связь представлений о возрождении души и солнца базировалась на том, что солнцечасть суток проводит в Земном мире, а ночной период – в Подземном. Поэтому идуша человека проведя какое то время в Загробном мире возрождалась для жизни наземле. Подобное представление связывалось с символикой двух коней или одногодвуглавого коня. К подобной символике следует так же отнести игрушку «день – ночь».Отметим, что двойного конька можно часто видеть на крыше русской традиционнойизбы. Подобное изображение – своеобразное пожелание бессмертия хозяевам.
С символикойсолнца связываются и всевозможные кони-качалки и качели. В песнях южных славянмотив весеннего качания девушки на качелях соотносилось с ее сакральным бракомс солнцем, что должно ей в дальнейшем принести удачу в браке. Совместноекачание на качелях юноши и девушки также рассматривалось как пожелание имсчастья. Кони-качалки и изображение коней вообще, должны были принести удачу иблагословение солнца для ребенка.
В игрушкенекоторой моделью Мирового дерева, в первую очередь его кроны – Небесного мира,являлись различные погремушки и мячи. При этом традиционная народная игрушканосила своеобразный благословляющий ребенка характер. К игрушкам подобного типаотносилась и модель яйца, так как по древнейшим космогоническим представленияммир родился из яйца.
Погремушки,шаркунки, трещетки до начала XX века, кроме развлекательной цели, также служилидля призывания к ребенку добрых духов или ангелов-защитников. Используяосновной принцип магии, связанный повсеместно с принципом подобия, выражающийсяв том, что модель или изображение в определенном смысле заменяют оригинал,погремушка или мяч, изображающие Небесный мир, в руках ребенка должны былизащитить ребенка от темных сил. Они как бы соединяли его с силами добра.Отметим, что в русской традиционной игрушке не встречается изображенийотрицательных персонажей, так как считалось, что такие изображения могутпринести ребенку зло, иными словами связать ребенка с оригиналами изображений.
В пинежскомзаговоре говорится, что игрушка переманивает на себя хворь. Той же цели служилиразличные свистульки. Свистульки часто изображали то или иное животное, крометого, изображение животных являлось традиционной темой русской народнойигрушки. В тульской области зафиксированы поверья, что посвистев в глинянуюсвистульку и сказав «Пусть порча перейдет на того, кто ее послал» человек выздоравливает,а тот, кто ее наслал, заболеет [5]. В зависимости от недуга использовалась таили иная свистулька. В обычное время они стояли напротив окна, «не пропуская» болезньи зло к ребенку.
Древнийобряд, связанный с игрушечной свистулькой и посвященный изгнанию злых сил ипривлечению добрых, зафиксирован в начале XIX века в Вятке. Назывался этотпраздник «Свистунья» или «Свистопляска». Ранней весной дети и взрослые втечение нескольких дней свистели в зооморфные глиняные свистульки, плясали ивеселились.
Использованиеподобных игрушек должно контролироваться родителями и педагогами, которые какправило на воздействие подобных игрушек на психику ребенка не обращаютвнимание. При применении традиционных и любых других игрушек следует учитыватьвоздействие образа того или иного персонажа на психику ребенка, особенно этокасается современных игрушек часто имеющих агрессивное содержание.
Кроме того,следует обращать внимание на уровень и вибрационные характеристики звукаразличных свистулек, который подбирался отнюдь не случайно. Воздействие звукатрадиционной свистульки психику носит скорее терапевтический характер, чемразвлекательный. При неумеренном использовании ребенком подобной игрушкиследствия от воздействия данного звука на психическое состояние и здоровьеребенка могут быть непредсказуемые. Это не значит, что следует боятьсяиспользования свистулек. Большинство из них носило и носит чисторазвлекательный характер. Речь идет только о традиционных магическихинструментах, чаще всего имеющих зооморфный вид, а также некоторых другихигрушках, например, Городецких конях и всадниках, цель которых было воспитаниев мальчиках определенного уровня агрессивности, так как символика всадника соотносиласьс воином, позже с Георгием Победоносцем. Сам уровень и характеристики звукаподбирались для инициирования именно этих качеств. Происходил подбор звука всвистульках не сразу, а постепенно, в течение долгих лет. Через наблюдения иобобщения находили определенные звуковые сочетания, так или иначе действующиена психику человека. При этом считалось, что в иных случаях такие сочетаниязвука могли привести и к смерти. Вспомним известную былину об Илье Муромце иСоловье разбойнике, где от свиста, крика, и шипения, иными словамиопределенного звукового воздействия, умирали путники.
Следуетотметить, что практически каждая народная игрушка, а за ними и фабричная, несетв себе определенную символику. Эта символика вполне конкретным образомвоздействует на психику ребенка. Хорошо известно, что находит подтверждение вряде психологических исследований, что человек различным образом психическиреагирует на различные геометрические фигуры (работы Шабельникова В.К.),цвета (Люшер), формы и их сочетания. Иными словами, давая ребенку ту или инуюигрушку, необходимо знать, соответствует ли заложенный в нейпсихофункциональный код возрасту и эмоциональному состоянию ребенка, а такжедругим его психофизическим характеристикам. Например, использование игрушки,раскрашенной в черные и красные цвета (в определенной пропорции) может нанестинаиболее возбудимым детям психологическую травму. Данный цвет традиционноиспользовался для обозначения мертвого и загробного мира. Еще 20–30 тысяч летназад во всем мире могильники и захоронения принято было покрывать краснойохрой, о чем свидетельствуют археологические раскопки. В некотором смысле куклыи другие предметы, имеющие подобную «кровавую» раскраску, являютсяархетипическими. На подобную символику указывает такой известный ученый какГолан в своей книге «Миф и символ».
О воздействииархетипов на психику человека, прежде всего на неустойчивую детскую психику,указывал в многочисленных работах еще немецкий философ и психолог Юнг.Характерно, что уже в наше время японские психологи провели исследование, чтодля того, что бы человек меньше говорил по телефону, телефонную будку следуетизнутри покрывать красной краской. Использование большевиками красного знаменикак символа тоже далеко не случайно. Красный цвет вызывает порой немотивированнуюагрессию и подспудное стремление к смерти. В этой связи характерно иархетипично, что при проведении корриды в Испании и Латинской Америки дляраздражения быка используется именно красное полотнище.
Другим примером воздействия цвета является голубой цвет. Он традиционносвязывается с небесной символикой, благостью и спокойствием. Отметим, что вряде психологических тренингов для внутреннего успокоения рекомендуется представитьсебе голубое небо.
Кроме того,ряд геометрических символов, на что указывается в работах В.К. Шабельниковаи его школы, по принципу своего воздействия на психику человека имеет ярковыраженный половой характер. Например, волнообразная линия является атрибутомигрушки для девочки: традиционно подобный узор использовался исключительно вженской одежде и являлся своеобразным оберегом. Громовой знак – «шестилепестковыйцветок» – чисто мужская атрибутика, на что также указывают данные этнологии.Использование игрушек с разнополовой символикой может привести к нарушениюпсихического равновесия ребенка, а в результате к нарушению развития еголичности.
Народная игрушка является культурным наследием подобнородной речи, сказке, песне. Народные игрушки тысячелетиями воспитывали ребенка,они проверены детской любовью к ней, детской игрой. Игрушке каждого народасвойственны свои педагогические,художественные и технические традиции.
Исследователями народной игрушки были Е.А. Покровский, И.Д. Бартрам, Л.Г. Оршанский.
Они отмечали,что в народной игрушке нет надуманности, она формировалась в тот период, когдаинтересы взрослых и детей были близки друг к другу, когда творчество тех идругих имело много общих черт, когда в психике и мироощущении тех и других былаестественная близость, когда игрушка была интересна и детям и взрослым. «Величайшая правда и простота мироощущения, большаявыразительность и целесообразность, стремление понять окружающее и овладеть имобеспечивало игрушке все педагогические качества: она радовала, развивалатворчество, учила понимать окружающую жизнь, учила владеть основными видамитруда взрослых».
В народнойигрушке передается любовь и ласка, веселость и смех, знания и умения – в этомсила ее влияния на ребенка. В народной игрушке много теплоты, котораявыражается в заботливом, любовном ее исполнении: брызжущая красками глиняная дымковская игрушка; солнечнаядеревянная семеновскаяигрушка; праздничные, яркие, красные городецкиекони. Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка своейнезамысловатой техникой движения, звучанием, своей сказочной, декоративнойтрактовкой.
Народнаяпедагогика создала все основные типы игрушек для каждого возраста: погремушкидля детей раннего возраста (с шумом, движением, яркой окраской); каталки длямалыша 2–4 лет (городецкие коньки,семеновские петрушки, кировские вертушки и др.).
Лошади идругие животные на колесах, разнообразные животные – богородские деревянные изагорские из папье-маше, разборные игрушки и многое другое. Мяч и обручявляются древнейшими народными игрушками, созданными одновременно у разныхнародов. Бабенские токари создавали «дидактические» разборные игрушки:пирамидки, матрешки, складные яйца, бочонки и т.п. В оформлении народнойигрушки мастером учитываются особенности возраста детей: более упрощенная,условная по цвету и форме игрушка для малышей – свистульки, городецкие кони, иболее
реалистическаядля старших – богородская резьба.
Народнаяигрушка не просто радует, забавляет и эстетически развивает, она дает простортворческой игре, которая ориентирует в окружающей жизни и учит ребенка труду итехнике.
Народнаяигрушка содержит в себе художественную культуру народного творчества, развиваетсамобытные черты эстетики своего народа. Русская народная игрушка полнатрадициями национального русского искусства: упрощенность и четкая ритмичностьформы, декоративность росписи, орнаментальность.
Е.А. Флерина отмечает, что никакой другой виднародного творчества так активно и глубоко не воспитывает в ребенке национальных черт эстетического чувства,как народная игрушка, которую ребенок любит, с которой он активно и творческидействует. Техника народной игрушки всегда простая, доступная детскомувосприятию и часто очень остроумная, построена на простейших законах техники имеханики.
В игрушкенарод дает ребенку простое, но подлинное, первосортное искусство.
Важноразделять группы народных игрушек, среди которых одни могут быть предназначеныдля детей, а другие – быть предметом эстетического быта.
Сейчас какникогда важно изучать и собирать народные игрушки, поддерживать и укреплятьтрадиции народной игрушки, создавая игрушки по типу народных, но с учетомсовременной тематики.
1.3 Современнаяигрушка
Нашисовременные девочки и мальчики, те, для кого игра – жизненная необходимость иусловие для развития, на самом деле разучиваются конструктивно играть. Этобеспокоит специалистов – психологов и педагогов во всем мире. Что бы вы сказали,если бы птицы перестали петь, зайцы перестали прыгать, а бабочки летать?Изменилось и само качество, сама суть детской игры: она стала какой-тоневеселой, агрессивной, индивидуалистичной. Оказалась прервана многовековаянепрерывная цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения – другому,которая не прерывалась даже во время войн, и это привело к кризису игровойкультуры. В начале 70-х годов наши газеты пестрели заголовками: «Куда уходятдетские игры?», «Кто поможет игрушке?» и т.п. Но, по мнению известного педагогаВ.М. Григорьева – собирателя, организатора и «реставратора» народной игры,играть стали не меньше, а хуже: «…качество игр стремительно падает. Все большепримитивных игровых форм – шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последнейграни игры, и все чаще переходящих в озорство и даже хулиганство: забавы согнем, взрывами, мучительством животных, а то и людей, бессмысленноеразрушительство и т.п.… Необходимо спасение и возрождение традиционных народныхигр – генетического фонда игровой культуры каждого народа».
Проведенныенедавно психологические исследования в детских садах показали, что на вопрос«Во что ты любишь играть?» 5% детей 4–6 лет вообще не могли назвать ни одну игру,4% назвали компьютерные игры, четверть детей вместо игры называли игрушки(машинки, трансформеры, куклы Барби), которыми они просто манипулировали, ибольшинство детей называли какие-то подвижные игры типа салок и пряток, ноправила игры (самое главное, ее смысловой стержень) сформулировать смогли лишьнекоторые. Из игры уходит ее правилосообразность и соотносимость с образомидеального взрослого.
К сожалению,совсем исчезли групповые игры – воздух детской жизни старших поколений. Где они– казаки-разбойники, бояре, жмурки, лапта и прочие детские радости? Все онивместе со считалками, закличками, песенками и другими формами детскогофольклора – величайшего богатства нашей культуры – сохранялись в детскойсубкультуре на протяжении веков, передаваясь из уст в уста (по свидетельствуисследователей, некоторым известным детским играм не одна тысяча лет, а игрушкиимели хождение уже в незапамятных времен).
Затопоявились многочисленные научные концепции игры, в том числе и психологические,однако сама суть, «тайна» игры оказалась так и не раскрыта. Многие ученые – психологипытались ответить на главный вопрос – зачем игра ребенку?
Современныйребенок живет в мире, на первый взгляд, гораздо более ярком и разнообразном,чем его сверстник 200, 100 и даже 30–40 лет назад. Давайте оглянемся: яркиеобложки книг, журналов и учебников в школе, цветные рекламные щиты на улице, адома – фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестротаигрушек, порой самых невообразимых цветов, форм, назначений. Я уже не говорю обэкране телевизора, о мониторе компьютера – с их буйством красок,неестественностью ракурсов и графических решений. Мы все и наши дети живем вмире бесконечно вариативном, заполненном до отказа разнообразными и …недолговечными предметами: одноразовая посуда, белье, упаковка и пр. А игрушкипокупаются, как сказал один папа пятерых (!) детей, чемоданами и через месяцтак же чемоданами выбрасываются. Так, конечно, не у всех, но у всех постоянноидет смена красок, форм, мелькание картинок, предметов, лиц. И психика ребенкане справляется, деформируется восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения,деформируются и представления о добре и зле.
Посредствомэтой по сути сенсорной агрессии окружающей ребенка среды нарушена стабильностьи устойчивость оснований мира, дающие психологическую уверенность маленькомучеловеку в том, что мир прочен, надежен, а значит, безопасен. В больших и малыхгородах калейдоскоп назойливых рекламных щитов, мелькание предметов и лиц,какофония звуков автомобилей, мчащихся мотоциклов, работающих отбойныхмолотков, дробящих асфальт, визг тормозов, грохот бульдозеров, электропоездов имусоровозов, гул сирен спецмашин, теснота и скученность в транспорте и пр. ипр. – все эти «блага урбанизации» не дают воссоздать целостную картину мира,невротизируют, вызывают недоверие к миру. Поставлена под вопрос предсказуемостьсамого мира, необходимая ребенку для адекватной социализации среди людей, дляуправления собственным поведением и просто для жизни. Неоправданное обилиеигрушек вокруг малыша лишь не добавляет гармонии, а лишь усугубляет количествораздражителей сенсорной системы ребенка.
Игрушку какявление массовой культуры представляет детская серийная игрушка – зримоевоплощение картины мира как машины, механизма. Здесь окружающий мир предстаётне как живой организм, что более естественно для ребенка, а какмеханизированный роботоподобный объект. Серийная игрушка организуетконкурентные игры за право обладания вещью, успехом, превосходством. Онаотчуждает ребенка от другого человека, снижает творческий потенциал игры.
Серийнаяигрушка, с которой чаще всего, к сожалению, имеет дело современный ребенок, посути своей является антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а нерадостного постижения разнообразия мира; у ребенка она формирует тенденциювытеснения развивающей игры и подлинного творчества. Массовость производствапрофанирует индивидуальные эмоциональные отношения с игрушкой как с «другим Я».Внешняя привлекательность игрушки-товара становится важнее игрового применения,отсюда – новые формы, материалы, не свойственные традиционной игрушке. Детскаяигрушка сегодня как часть современной массовой культуры способствует построениюребенком весьма мрачной и безрадостной картины мира, о чем свидетельствуютдетские рисунки. Она предназначена для организации прежде всего имитационных,конкурентных, а не креативных (творческих) игр.
Серийнаяигрушка по духу своему противостоит креативной (подлинно развивающей) игрушке,той, которая способствует развитию творческого потенциала ребенка и его личностногои нравственно-духовного роста. Такая игрушка соответствует идее глобализации,она начисто лишена индивидуальности и не предполагает таковую у ребенка, оначасто стремится к точному копированию объекта (автомобиля, паровоза иликуклы-младенца), чем начисто лишает ребенка творческого подхода к себе.
Максимальнойкреативности достигает «игрушка изначальная», поскольку она не требуетоднозначного способа обращения с ней, напротив, провоцирует многообразиестратегий поведения. Это все так называемые архетипические игрушки –конструктивные, неопределенные, многофункциональные: мяч, обруч, палка,веревочка и пр. По сути своей креативная игрушка своими корнями уходит вигрушку народную, «отшлифованную» и осмысленную десятками или сотнямипоколений.
2.Психолого-педагогические исследования проблемы влияния игрушки на развитиеличности ребёнка
У большинстваиз нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти какблизкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратимой поры.Нормальное развитие ребенка, становление его внутреннего мира немыслимы безигры, следовательно, без игрушки. Игрушки для ребенка – та «среда», котораяпозволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческиеспособности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя. Это, содной стороны; с другой стороны, игрушка – тот товар, который взрослый выбираети покупает для своих детей. Данный вид товара сохраняет свой рейтинг во всевремена. Подбор игрушек – дело серьезное и ответственное. От успешного решенияэтой проблемы зависят настроение ребенка и прогресс в его развитии. Чтобысориентировать взрослых в необъятной стихии рынка игрушек, мы решили рассказатьо наиболее ценных из них и полезных.
Выбратьигрушку в настоящее время чрезвычайно трудно: наряду с традиционными (куклы,мишки, мячики) появляются новые (динозавры, пауки, покемоны и пр.), невиданныедаже самыми молодыми родителями. Как сориентироваться в этом мире продукции?Как оценить их игровой и развивающий потенциал? Как выбрать то, что нужноребенку? В сложившейся стихии рынка ответ на эти вопросы чрезвычайно труден.Как показывают опросы, в большинстве случаев игрушки выбираются и покупаютсястихийно, в силу сложившихся обстоятельств или внешних, поверхностных признаков(привлекательность, величина, стоимость, желание угодить ребенку и пр.).Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую «полезность» взрослые либововсе не учитывают, либо целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которойпроизводитель пишет все, что хочет. Отсутствие каких-либо ценностных ориентировна рынке игрушек (как у производителей, так и у покупателей) приводит к ихбесконтрольному производству, бессистемной закупке и бессмысленномупотреблению. В результате прилавки магазинов и детские комнаты заваленыоднотипными и, как правило, бесполезными (а иногда и вредными!) игрушками, нонужных и важных для детского развития нигде нет. Такая ситуация весьманегативно отражается на качестве игры, а следовательно, и на эффективностиразвития ребенка.
Поэтомучрезвычайно важно при выборе игрушек учитывать не только их красоту исанитарно-гигиенические свойства, но и возможный психологический эффект. Однакоподобная оценка должна опираться на объективные и научно обоснованные критерии.Очевидно: такими критериями владеет далеко не каждый родитель. Здесь необходимоучастие педагогов, психологов, которые в силу своей профессиональнойквалификации понимают закономерности развития ребенка, особенности его игры вразный возрастной период.
Для началапоговорим о том, какие бывают игрушки, для чего они нужны и что каждая из нихможет дать для развития. Прежде всего подчеркнем: развитие ребенка происходит вразных видах деятельности, в ходе которых малыш преобразует не только предметсвоей деятельности, но и самого себя. Самостоятельная и осмысленная активностьребенка в любой ее форме – важнейший результат развития и проявление еговнутреннего мира. Осознание окружающего мира происходит прежде всего вдействии. Ребенок, осваивающий окружающий мир и «строящий» самого себя, – эторебенок, стремящийся действовать в этом мире.
Исходя изэтого, главная функция игрушки – активизация детской деятельности. Игрушку вкачестве предмета, специально созданного взрослыми для детей, можнорассматривать как своеобразное (и, пожалуй, самое распространенное) средстворазвития. Игрушка должна стимулировать осмысленную активность ребенка испособствовать становлению новых форм его деятельности. Развивающий иобразовательный эффект игрушки определяется прежде всего характером игрового действияи его связью с задачами развития. Этот аспект должен отчетливо осознаваться:выбирая ту или иную игрушку, взрослый должен сразу представить, что ребенокбудет с ней делать.
Среди всехвидов деятельности детей психологи выделяют две группы. В первую входят тевиды, внутри которых происходит преимущественное освоение смыслов, задач и нормотношений между людьми и на этой основе – социальное и личностное развитиеребенка, т.е. его желания, интересы, чувства. Вторую группу составляют видыдеятельности, внутри которых происходит усвоение способов действия с предметамии на этой основе формирование интеллектуальных, познавательных сил детей, ихтехнических возможностей. Исходя из этого общепринятого разделения, имеющийсямассив можно условно разделить на две группы.
1. Игрушки,способствующие социально-эмоциональному развитию (или развитию личностнойсферы), предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами.
2. Игрушки,способствующие развитию интеллектуально-познавательных и моторных способностей.
Данноеразделение крайне удобно, поскольку позволяет определить для каждого возрастаглавную линию развития и соответствующую ей деятельность, т.е. выделитьприоритетные виды игрушек. Так, например, для детей от одного года до 3 летглавная, ведущая деятельность – предметная, в которой ребенок овладеваетразличными действиями с предметами, учится соотносить форму, размер,расположение отдельных деталей. Поэтому нужны прежде всего игрушки второйгруппы. А в дошкольном возрасте – от 3 до б лет – ведущей деятельностьюстановится ролевая игра, для которой необходимы игрушки первой группы. Кромевыделенных двух линий развития, есть и третья. Речь идет о физическом развитиии воспитании ребенка. Задача укрепления здоровья, формирования физических качеств:силы, выносливости, ловкости, меткости и пр. – важнейшая для воспитания детей.
Итак, исходяиз сказанного, следует: первое и необходимое требование к игрушке – потенциальнаявозможность стать предметом соответствующего действия (деятельности) ребенка. Выбираязабаву, нужно, с одной стороны, ориентироваться на возраст (и, следовательно,главный тип деятельности), а с другой – стремиться к тому, чтобы в распоряжениибыли все виды игрушек, способствующие развитию различных сфержизнедеятельности. Возможность (или невозможность) активного действия ребенказависит от многих качеств, например от величины игрушки. Огромные мягкие«животные» (собаки, бегемоты, слоны), которые трудно взять в руки, не предметдетских действий. Те же мягкие игрушки, но меньших размеров вполне могутиспользоваться в детской игре. Большое значение имеют и технические качества.Если кольца пирамиды с большим трудом надеваются на стержень, части матрешки соскрипом соединяются друг с другом, а колеса машинки плохо прокручиваются, ребенокне может осуществлять с этими игрушками соответствующие действия, хотя сами посебе эти виды имеют несомненное развивающее значение. Иногда взрослым кажется,что чем больше разных свойств и качеств содержит игрушка, тем лучше. Так,казалось бы, пластмассовый слоник на колесах, который одновременно и паровозик,и телефон, открывает разнообразные возможности для детской активности. Но такое«разнообразие» дезориентирует ребенка: он не знает, что делать – возить ли,разговаривать ли по телефону или кормить? Причем полноценное выполнение всехэтих действий весьма ограничено – перевозить что-либо на такой игрушкеневозможно (ничего не положишь и никого не посадишь), телефонная трубка всевремя падает, а слон не в полной мере слон, поскольку он телефон на колесах.Гораздо полезнее в этом плане было бы «разъединить» все функции и предложитьребенку три разных и понятных по своему назначению и по способу действияпредмета.
Требования,которые необходимо учитывать при выборе конкретной игрушки
1. Психолого-педагогические:игрушка выступает как предмет деятельности ребенка и рассматривается с позицийвозможного развивающего эффекта.
2. Социокультурные:игрушка рассматривается с точки зрения ее объективных свойств, имеющих наиболееважное значение для воспитания.
3. Технические:прочность, качество изготовления, безопасность для здоровья – первые исовершенно необходимые требования. При их отсутствии, т.е. при выявлениикакой-либо опасности для здоровья ребенка, дальнейшую психолого-педагогическуюоценку проводить нецелесообразно.
Однако«полезность» игрушки с точки зрения развития ребенка далеко не единственныйкритерий оценки. В игрушке как бы пересекаются интересы и задачи взрослого иребенка. Она обязательно должна, с одной стороны, развивать способностиребенка, а с другой – приносить ему радость и удовольствие. Специфика исвоеобразие игрушки как посредника между ребенком и взрослым не только всовмещении, но и во взаимообусловленности этих двух, казалось бы,противоречивых задач. Для того чтобы игрушка стимулировала осмысленнуюактивность (т.е. способствовала развитию), она должна отвечать интересамребенка, соответствовать его потребностям, быть увлекательной ипривлекательной. Соответствие интересам самого ребенка – важнейшее требование кигрушке, которое, собственно, и делает ее игрушкой. Но вот что примечательно:интересы и предпочтения детей и взрослых зачастую не совпадают. Взрослыхпривлекают внешняя красота, сложность, богатство деталей или описанное ваннотации развивающее значение. У детей несколько другие «приоритеты». Онимогут предпочитать ту или иную игрушку потому, что видели подобную у своихдрузей, или потому, что она похожа на знакомый сказочный или телевизионныйперсонаж (чебурашки, черепашки, телепузики пользовались в свое время большойпопулярностью). Однако главное достоинство игрушки, привлекающее ребенка, – возможностьчто-либо с ней делать. Только в том случае, если она вызывает желаниедействовать с ней (разбирать и собирать, передвигать различные части, возить,извлекать новые звуки и пр.), ребенок хочет скорее взять ее в руки и начатьигру.
Чтобы игрушкаподняла свою развивающую роль, она должна быть не просто привлекательной, но иоткрытой для разнообразных форм активности ребенка. Предметы, предполагающиепусть и полезные, но только стереотипные, однообразные действия, могут статьматериалом для упражнений, тренировок, но не игры. Сфера игры – это сфераобразов, условностей, скрытых возможностей. Игра – это, прежде всего пробасвоих возможностей и выяснение свойств предмета игры. Поэтому предмет игрыдолжен не только быть привлекательным, но и содержать элемент новизны дляподдержания любознательности и собственной активности ребенка. Если материалдетской игры привлекателен, но предполагает строго определенный способупотребления (например, заводные, механические или некоторые электронныеигрушки), то игра приобретает скорее характер упражнения иливремяпрепровождения. Чем более завершена игрушка, тем меньше она оставляетпростора для творчества. Сложные и завершенные игрушки предопределяют характердействий и приковывают ребенка к известным стереотипным движениям. Игрушкиболее простые и менее определенные допускают широкий спектр игровых действий.Соответственно, материал игры должен быть достаточно простым и вместе с темгибким, допускающим усложнение, вариативность и упрощение поставленных задач.Игрушка должна быть максимально открыта для преобразований. Такие универсальныеи популярные во все времена мячи, кубики, вкладыши, куклы, благодаря своейпростоте, чрезвычайно пластичны, допускают бесконечные усложнения, тысячи новыхкомбинаций. Они не могут наскучить. Отсюда: открытость для разнообразныхдействий, гибкость и простота – важные требования для хорошей игрушки.
Игровыедействия ребенка должны быть не только осмысленными и разнообразными, но и самостоятельными.Игрушку можно рассматривать как особый предмет, позволяющий ребенку ощутитьсвою компетентность, уверенность в своих силах. Она должна быть опорой длясамостоятельных действий, должна помогать ребенку ощутить свою компетентность иавтономность. Возможность (или невозможность) его самостоятельного действиязависит от некоторых незначительных и незаметных для взрослых деталей. Возьмемдля примера коробочку с сюрпризом: стоит нажать на кнопку, как изнутривыскакивает зайчик или котенок. Но все дело в том, где расположена этакнопочка. Если сверху (а нажимать нужно вниз) – все в порядке, малыш будетсамостоятельно, с удовольствием играть и радоваться внезапному выпрыгиваниюзайчика. Но если эта кнопочка помещена спереди и для ее нажатия необходимоудерживать коробочку другой рукой (иначе она сдвигается назад), самостоятельнаяигра становится невозможной – необходима помощь взрослого, который удерживаеткоробочку или сам вызывает появление зайчика.
Материал игрыдолжен позволять постановку и самостоятельное разрешение все более сложныхзадач. Наличие в игрушке не только «загадки», но и «подсказки» вызывает интереси желание действовать. Предмет игры должен содержать понятные для ребенкаориентиры для его самостоятельной деятельности. В качестве примера приведемтакие известные народные игрушки, как пирамидки, матрешки, вкладыши, которыесами «подсказывают» правильный способ действия. Совершенно новые, незнакомые инепонятные предметы, не имеющие никаких аналогов в личном опыте, не дают «подсказки»для самостоятельных действий, скорее испугают, чем вызовут желание играть.Оптимальное сочетание новизны и узнаваемости, наличие задачи и ориентиров дляее решения – важное качество игрушки, стимулирующее детскую активность.
Особоезначение в игровой деятельности имеет ее общественный характер. Если ребенокиграет один, его действия побуждаются лишь внешними обстоятельствами исобственным желанием, в силу чего эти действия остаются неосознанными иненаправленными. Играя с кем-либо, ребенок неизбежно сталкивается с действиямии желаниями партнеров, учится согласовывать свои и чужие действия, подчинятьсяобщим законам совместной деятельности. В такой игре он строит совместное знаниеотносительно общей деятельности, т.е. происходит ее осознание. В этой связиособое достоинство игрушки – потенциальная направленность на общую, совместнуюигру.
Итак,действия ребенка с игрушкой должны быть осмысленными, вариативными,самостоятельными и включенными в коммуникацию. Все это психолого-педагогическиетребования к игрушке, которые нужно использовать при ее выборе. Однако игрушка –не только объект детской деятельности, но и предмет культуры, вобравший в себяопределенное социокультурное содержание и передающий его детям. Особенностиигрушки как предмета культуры имеют как самостоятельную ценность, так иопределенное воспитательное значение. Эти особенности также необходимоучитывать, осуществляя экспертизу. К социокультурным особенностям игрушки относится,прежде всего, этический аспект, который наиболее тесно связан с еевоспитательной функцией. Игрушка должна по возможности вызывать гуманныечувства и стимулировать просоциальные действия. Она должна поддерживатьбережное отношение к живому, подчеркивать человеческое, антропоморфное начало вживотных, растениях и, конечно же, в человеке во всех его ипостасях.Недопустимо наличие в игрушке качеств, стимулирующих асоциальные действия ичувства: насилие, жестокость, агрессивность ко всему живому. Нарушениеэтических требований к игрушке, даже при ее хорошем развивающем эффекте, должнобыть основанием для ее отрицательной оценки.
Игрушки,способствующие социально-эмоциональному развитию: различные виды животных(мишки, зайчики, собачки и пр.); куклы со всевозможной кукольной утварью;наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин; детали костюма и атрибуты,помогающие принять и удерживать игровую роль (халат и шапочка врача, руль длямашины, милицейская фуражка, красная шапочка); транспортные игрушки (грузовик,поезд, машинка). Игрушки, способствующие интеллектуально-познавательным имоторным способностям: всевозможные кубики, конструкторы, пазлы, мозаика, лото,домино и пр. Игрушки, способствующие развитию физических качеств: мячи, обручи,скакалки, кегли.
Игрушкапрактически всегда имеет художественный, эстетический аспект. Многие народные иавторские игрушки – это произведения искусства. И не удивительно, что онистановились предметом искусствоведческих исследований. Художественные качестваигрушки необходимо учитывать и с психологической точки зрения, поскольку именнос этой стороны должны привлекать ребенка, формировать его эстетический вкус.Материал, с которым играет ребенок, закладывает его взгляд на мир, в том числеэстетический. Поэтому, оценивая игрушку, важно учитывать ее красоту,художественность исполнения, эстетическое воздействие, наконец, ее социальныйаспект, связь с окружающей общественной жизнью. Игрушка всегда заряженаопределенным духом своего времени, того общества, в котором она создана.Игрушки, создаваемые для детей, всегда отражают мировоззрение взрослых, ихидеологию, технологию, вкусы, моду и пр. Игрушка способствует утверждению всознании ребенка определенных социально-бытовых представлений, знакомит собщественным и семейным укладом. Она имеет определенное влияние на социализациюребенка, его вхождение в данное конкретное общество. Показательно: игрушкикаждого поколения детей существенно различаются (в особенности куклы, бытоваяутварь, транспорт). Очевидно, пользуясь этими игрушками, дети осваиваютразличные общественные модели. Через игру они привыкают к орудиям труда,предметам домашнего обихода, мебели, одежде, машинам, принятым в современномобществе. Поэтому «современность» игрушки, ее способность воплотить в себе ипередать детям «дух своего времени», типичные образцы современного стиля иэстетики также должны учитываться при оценке.
Кроме того,несомненно важное достоинство игрушки – ее связь с культурными традициямисвоего народа. Почти каждый народ создает своеобразный стиль изготовления ииспользования игрушек для своих детей. Особенно богата в этом отношенииотечественная традиция – дымковская, гжельская, сергиев-посадская деревяннаяигрушка. Российская культура накопила огромные богатства, связанные сизобретением и изготовлением игрушек, которые сегодня во многом утрачены. Этотдар народа своим детям необходимо восстанавливать, сохранять и передавать егопо прямому назначению, т.е. его маленьким потребителям. Он имеет не толькоэтнографическое или историко-культурное значение – это незаменимое средствовоспитания и развития. Даже красивые сувенирные игрушки (матрешки, деревянныемедведи, лошадки, петрушки и пр.) остаются прежде всего предметами детскойигры. Они отражают упрощенный, юмористически или патетически преломленныйстилизованный образ своего народа. Это их главная функция и прямое назначение.
Наконец,создание игрушек – это всегда творчество, изобретение нового. Создание новойигрушки или игры – по дизайну, по способу действий, по образному строю – событиедовольно редкое; это определенный вклад как в культуру вообще, так и педагогикув частности. Оригинальность игрушки, уникальность и неповторимость – еенесомненное достоинство, отличающееся от типовых, массовых образцов. Этотаспект также необходимо учитывать при оценке.
ГДЕ СПРЯТАЛСЯ ЗАЙЧИК?
Игра,развивающая пространственные представления и их словесное обозначение
Младшийдошкольный возраст
Обучающаязадача. Непросто ответить, где спрятан зайчик, но и отгадать, почему он здесь спрятался.В решении этой задачи нужно применить не только имеющиеся знания, но инаходчивость, догадливость, т.е. элементы творческого мышления.
Характеригры. Игра-задача,требующая от ребенка целенаправленных усилий мысли. Несмотря на коллективныйхарактер, рассчитана на разделение ответственных ролей: кто-то из играющихпрячет, кто-то ищет. Обучающую задачу решают и первые, и вторые, но по-разному.Те, кто прячет, решают вместе с воспитателем, как загадать загадку, т.е. какнайти такое место для зайчика, чтобы его можно было не только назвать, но ивыполнить с ним игровое действие. Тот, кто ищет, должен самостоятельно решитьпознавательную пространственную задачу (обозначить словами, где находитсязайчик по отношению к предметам обстановки) и отгадать игровое действие с ним,которое придумали те, кто спрятал зайчика.
Игра учитсогласованному выполнению разных игровых ролей и ответственности друг переддругом.
Игровойматериал. Образнаяигрушка (желательно зайчик). Дополнительно можно использовать и другие образныеигрушки (предметы кукольной мебели, посуду, машинки и др.).
Описание игрыи приемы ее проведения. Воспитатель (обращаясь к детям и предлагая занять места). Хотите поиграть сегодня взагадки? Только это будут загадки особенные! Нужно отгадать, где спряталсязайка-озорник и что он там делает.
Педагогподзывает кого-нибудь из детей (желательно более смелого и развитого),предлагает ему отойти подальше, к стене, стать спиной к детям, закрыть глаза ируками уши и не оглядываться, пока не позовут. Обращаясь к остальным,воспитатель шепотом договаривается с ними, куда спрятать зайчика: предлагает нетолько место, но и подсказывает, что он там будет делать («Поставим зайчика уаквариума, пусть Вова догадается, что зайчик смотрит, как плавают рыбки»).Педагог просит не разглашать секрет. Водящий должен сам его найти и сказать,где спрятан и что делает.
«Пора», – хоромговорят дети, и водящий отправляется на поиски.
Воспитательпредупреждает, что он должен не только найти, но и сказать, где он нашелзайчика и что зайчик там делал. Если ребенок затрудняется в правильномсловесном обозначении места, воспитатель предлагает детям помочь ему. Кто-либоиз детей подходит к водящему и подсказывает ему на ушко, где спрятался зайчик.Но загадку, что он там делает, ребенок должен отгадать самостоятельно. В этомему может помочь наводящий вопрос воспитателя. Если ответ правильный, детихлопают в ладоши и говорят: «Молодец!». Затем выбирается новый водящий.
Так поочереди дети ищут спрятанного зайчика и отгадывают игровые действия, аостальные вместе с воспитателем придумывают новые загадки, например: зайчикзалез на шкаф за флажком и боится спрыгнуть; зайчик подошел к машине и хочет -»на ней покататься; зайчик сел верхом на лошадку и ждет, когда его покатают;зайчик сел за игрушечный столик и хочет, чтобы его покормили.
Правила игры.
1. Прятатьигрушку каждый раз в новом месте, которое можно легко заметить и обозначитьсловом.
2. Придумать,куда спрятать игрушку; отгадывать могут только те, кого вызовет воспитатель.
3. Неподсказывать, не выдавать секрет, где спрятан зайчик. Кто подсказывает, его невыбирают на роль водящего.
Советывоспитателю. Привыборе места (где спрятать зайчика) исходите из того, какие новые предлоги инаречия должны усвоить дети. Напомним задачи игры: развивать словарный запас,развивать сообразительность. В начале игры вызывайте более уверенных в себедетей. В дальнейшем к роли водящего можно привлекать и пассивных, робких,заторможенных детей. Если ребенок не может отгадать игровую загадку, помогитеему наводящими вопросами.
3.Современные подходы к использованию игрушки для формирования личности ребёнка
Тема «Игра иигрушка» в последние годы вновь становится ключевой в отечественной науке ипрактике исследований современных проблем детства.
Наращивающаяс каждым годом темпы глобальная реформация российского общества не могла неотразиться на психологическом самочувствии человека, актуализировав базальнуюпотребность в идентификации (по Э. Фромму), выраженной в особойобостренности переживаний по поводу осмысления своего места в мире, поиска себя.Причем наибольшую тревогу вызывает тот факт, что в эту воронку социальныхкатаклизмов оказалось закономерно вовлечено и наименее психологическизащищенное население России – дети. Их мировоззренческие тенденции идуховно-нравственная опора разрушены извне еще до того, как они начали активноформироваться.
Одно изопределений культуры, данное В.С. Библером, трактует ее как творениенового самобытного и самобытийного мира. Л.М. Баткиным онтологическикультура рассматривается как «не что иное, как внесение в мир смысла». С точкизрения Н.Н. Рубцова (1991), культура представляет собой системную иерархиюсмыслов, хотя она не исчерпывается этим определением.
Усвоениекультурного смысла, полагает В.П. Козловский, предполагает «вживание внего, врастание в ткань того культурного мира, смыслом которого он является.Смысл требует бытийного, жизненного соучастия в нем, сопричастности, тогда онвыступает во всей полноте своего содержания и функций как носитель уникальныхсекретов культурного процесса, действий, поступков, образа мыслей и чувств тогоили иного самобытного сообщества людей». Именно с культурным пространствомсвязано нравственное развитие личности, представляющее собой сложнейший путьусвоения нравственного знания, образцов, идеалов, принятых в обществе,осмысления с помощью взрослых собственного нравственного опыта и опыта другихлюдей, созревание нравственных чувств. Выход в культуру – это путь к идеалу, образу,и это движение бесконечно. Следовательно, культурное развитие – есть ни чтоиное, как композиция (построение), мера пути, который позволяет человекуобрести идеальный образ себя.
Однакомеханическое заучивание канонов и правил – по сути своей обман, иллюзия нетолько нравственности, но и морали. Л.С. Выготский, вводя параметркультуры в качестве основополагающего вектора развития, вычленяет и наиболеезначимую, далее неделимую единицу целостности внутреннего мира человека – переживание[9]. Очевидно, необходимы такие ситуации, в которых эти каноны и нормы, чтобыстать личным достоянием человека, должны соответствующим образом и всоответствующей (истинной) форме быть прожиты им. Только то, что пережиторебенком, считал Л.С. Выготский, может стать личностно значимым для него,автобиографичным. Иначе говоря, состояться (быть, по Э. Фромму), в полномсмысле этого слова, человек может только в пространстве культуры.
Наиболеезначимым носителем смысла в культуре выступает символ [16; 17]. По Н.Н. Рубцову,символ не соотносится с единичным смыслом. «Символ – это потенциальнонеисчерпаемая смысловая глубина. Символ всегда есть некий предел, раскрывающий себяв целом континууме смысловых единичностей. Символ – это всегда открытый образ,его смысл никогда не сводим к одному определенному значению, он всегда – веервозможностей, смысловых перспектив» [26, с. 43]. Однако без смысла неможет быть символа; смысл символа образуется посредством переноса насимволический предмет смысла другой вещи по механизму ассоциативной связи.
С точкизрения Ю.М. Лотмана (1996), символы представляют собой один из наиболееустойчивых элементов континуума культуры – в них, в явной или неявной форме,отражено культурное лицо эпохи. «Являясь важным механизмом памяти культуры,символы переносят тексты, сюжетные схемы и другие семиотические образования изодного пласта пространства в другой. Пронизывающие диахронию культурыконстантные наборы символов в значительной мере берут на себя функциюмеханизмов единства: осуществляя память культуры о себе, они не дают ейраспасться на изолированные хронологические пласты» [18, с. 148].
Именнопосредством символики осуществляется культурная преемственность поколений, ибосимволы задают основной принцип упорядочения общества, направляют иудовлетворяют высшие потребности человека. Особенность культурногопространства, считает Ю.М. Лотман, проявляется в том, что «всеми своимисредствами, заданностью культурных нормативов во всех сферах жизнедеятельностичеловека, оно регламентирует хаос человеческого «Я»» [17, с. 10].
Культурныйчеловек (взрослый ли, ребенок), по мнению Е.Г. Макаровой, – это всегда«человек, владеющий символикой культуры, переживший и осмысливший ее семантику»[19, с. 167]. Ребенок входит в Культуру, осмысливая ее посредствомосвоения и присвоения ее символики, вступая с ней в диалог. «В символах находятсвое выражение не только реалии и феномены обыденной и бытийной жизни, но и механизмычеловеческой психики» [5, с 145].
К одному изсредств культурного развития по праву можно отнести игрушку. Возникновениеигрушки и ее трансформация несут на себе отпечаток эпохи, дух времени. В ней(игрушке) находит отражение специфика общественного и производственногоразвития народа той или иной страны, государства.
Крупнейшиетеоретики и практики современной психологии – от Л.С. Выготского и Б.Д. Эльконинадо Д. Винникотта, М.В. Осориной, Е.О. Смирновой – определяютигру и игрушку как основной предмет трансляции базовых культурных установок,образов, составляющих основу картины мира. Для ребенка игрушка, по мысли В.В. Абраменковой,– это не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваиваетогромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечныеистины [1]. Игра и игрушка не безотносительны к культуре, а имманентны ей.
Глубинныйсмысл игрушки прорастает в современность из древней традиции и архаическойсимволики. «Игрушка, включенная в игровой элемент культуры, на протяжении всейистории человечества выступала символом, опосредующим вхождение человека вкоммуникативное пространство диалога с Другим, удваивала реальность и наполнялаее жизненным содержанием и смыслом» [33, с. 63].
Практическина всем протяжении человеческой истории детство каждого ребенка было связано сигрой и игрушкой. Не составляет исключение и детство начала ХХI века. Спецификасовременной социальной ситуации развития детей состоит в том, что оносопровождается ростом «игровой индустрии», расширяющейся с каждым годом. Несекрет, что основная цель современной индустрии игрушек состоит в расширениипроизводства и одновременно обеспечении бесперебойного сбыта выпускаемойпродукции за счет «якорения» потенциального (в том числе и в лице собственныхродителей) покупателя – ребенка. Отсутствие каких-либо ценностных ориентиров нарынке игрушек (как у производителей, так и у покупателей) приводит к ихбесконтрольному производству, бессистемной закупке и бессмысленномупотреблению. И, несмотря на то, что игрушек год от года становится все больше идостаточно разнообразных, играют дети – катастрофически мало и однотипно.Сегодня в самостоятельной деятельности ребенка игрушка в большей мере сохраняетстатус объекта специфических манипуляций, обусловленных ее функциональнымисвойствами (для неискушенного наблюдателя эта занятость игровым предметом можетсоздавать иллюзию полноценной игры). Самостоятельное освоение подобныхманипуляций-действий ребенком, вовсе не означает, что он играет и / илинаучится играть. Говоря словами С.Л. Рубинштейна (2003), сегодня в игредействия ребенка выступают в большей мере как оперативные приемы, нежелиявляются выразительными и семантическими актами, которые присущи истинной игрекак свободной, творческой деятельности. В настоящее время, как справедливоотмечает В.В. Абраменкова, «оказалась прервана многовековая непрерывнаяцепь передачи игровой традиции от одного детского поколения – другому, и этопривело к кризису игровой культуры» [1, с. 11]. Накопление игрушек всовременной квартире очень часто напоминает чулан и тем самым атрофирует(обрекает на вымирание) сам процесс «играния», разрушает личностный смысл игры,поскольку не все игровые материалы побуждают ребенка к выражению собственныхпотребностей и позволяют структурировать тип и степень детской экспрессии.Очевидно, бесконтрольный подход к выпуску и приобретению специфически детскойпродукции – игрушки – весьма негативно отражается и на качестве детской игры,и, следовательно, на эффективности развития ребёнка.
Переоценитьроль игрушек в развитии детской психики довольно трудно. Не подлежит сомнениюсвязь игры (а, значит, и игрушки) с творчеством, с ритуалом, с трансцендентнымопытом человека. Так как практически каждая игрушка несет в себе определеннуюсимволику, то, очевидно, она вполне конкретным образом воздействует на психикуребенка. Е.О. Смирнова, В.В. Абраменкова и ряд других исследователейполагают наличие непосредственной связи между особенностями игры детей испецификой их взрослой жизни, потому что игра – это не только развлечение, игра– это прообраз отношений человека с миром. Основное значение игр и игрушек втом и состоит, что они определяют базовую идентификацию подрастающегопоколения. По мнению В.С. Мухиной, «любимая игрушка учит ребенка доброте,способности отождествляться (идентифицироваться) как с куклой, так и с людьми.У каждого нормально развивающегося ребенка устанавливаются особые отношения сосвоей куклой или зверюшкой. За годы детства каждый ребенок по-своемупривязывается к своей игрушке, переживая, благодаря ей, множество разнообразныхчувств» [22, с. 127].
Однако, несмотря на то, что игрушка возникает в жизни ребенка раньше игры, подлинной(истинной) игрушкой, в ее культуросозидающем аспекте (как текст, как архетип,как портал в культуру) она становится лишь в определенный период егопсихического развития – когда у ребенка сформирована знаково-символическаяфункция сознания.
По даннымнаших исследований к пятилетнему возрасту пути игры и игрушки становятся внекотором смысле независимыми друг от друга. Так, в одних случаях, игра можетразворачиваться без игрушки, тогда как в других – с ее помощью. Однако, впоследнем случае, игрушка выступает скорее игровым предметом (вещь), нежелисохраняет статус истинной игрушки (культурный текст). Игрушка становитсяистинной только в том случае, когда ребенок становится способным осуществитьсброс на нее фантазийного образа и эмоционально отреагировать его
На значимостьэмоционального компонента в развитии личности ребенка указывал А.В. Запорожец,отмечая, что важнейшая особенность эмоции и ее существенное отличие оторганических ощущений состоит в предметной отнесенности, адресованности кчему-то внешнему, взволновавшему человека, выведшему его из душевногоравновесия. «В связи с этим в эмоциональных образах отражаются, наряду сизменениями внутреннего состояния субъекта, изменения жизненно важных для негопредметов и явлений, также и сами эти предметы, явления, воспринимаемые ипонимаемые с особой точки зрения» [11, с. 272].
Причем именнодошкольный возраст, как показано в работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца,Е.Е. Кравцовой, Е.М. Листик и других исследователей, выступаетпредельно сензитивным для эмоционального развития. В этот период особойэмоциональной чувствительности ребенка к окружающему миру игрушка начинает житьнеповторимой и самобытной – внеигровой (то есть независимой от игры, а иногда ивопреки ей) – жизнью, занимая специфическое место в личностно-смысловомпространстве ребенка и приобретая особый смысловой статус – для ребенка онаспособна стать «живой». Фантазии ребенка, направленные на игрушку, котораястановится (благодаря эмоциональному включению) содержанием его внутреннегомира, делают его могущественным.
По мнениюряда исследователей (В.В. Абраменкова, Е.О. Смирнова, В.С. Мухинаи др.), у каждого ребенка должна быть любимая игрушка, которой он сможетдоверить свои самые сокровенные тайны и вместе с ней преодолевать некоторыепрепятствия, например, – страх одиночества, когда родители уходят; страхтемноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а сигрушкой-подружкой. Даже если ребенок иногда злится, наказывает или ломаетигрушку, забрасывая ее в дальний угол, он обязательно вспоминает о ней в минутыдетского горя. Иначе говоря, развитие богатого эмоционального мира ребенканемыслимо без существования в нем игрушек. Именно они служат для него тойсредой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир,учит общаться и познавать себя – ребенок переживает с игрушками все событиясобственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях,доступных его пониманию. Все это дает основание полагать, что игрушка какноситель определенного рода информации может выступать в качестве наиболееоптимального стимула при исследовании эмоционального состояния ребенка [1; 24;28].
Следуетотметить, что современный рынок игрушек представляет собой абсолютную стихию,а, соответственно, и выбор их становится чрезвычайно затрудненным и хаотичным.Причем, чаще всего выбор игрушки для ребенка осуществляет взрослый (родители,близкие родственники, педагоги), не всегда учитывая его возраст и потребности,а опираясь преимущественно на собственный вкус. Зачастую, культурный,развивающий потенциал игрушки, её педагогическую «полезность» взрослые либововсе не учитывают, либо целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которойпроизводитель сообщает разную, кроме той, которая действительно важна инеобходима, информацию. Кроме того, значительная часть современной игрушечнойпродукции характеризуется низким качеством и сомнительным предназначением,оказывающих отрицательное влияние на развитие и психическое здоровье детей.
Все это иобусловило направление нашего исследования, цель которого состояла в выявлениивзаимосвязи между выбором игрушки и эмоциональным состоянием у детей старшегодошкольного возраста.
Висследовании приняли участие 120 испытуемых обоего пола 5–6 летнего возраста. Вкачестве стимульного материала для организации эксперимента использовалось двакомплекта игрушек, формируемых и по признаку половой принадлежности, иучитывающие единство предпочтений у детей разного пола. В основу комплектацииигрушек положены данные исследований С.Б. Нестеровой [24]. В комплектигрушек для мальчиков вошли: мяч, машина (Джип), пистолет, обезьянка, Бэтмэн. Вкомплект игрушек для девочек вошли: мяч, обезьянка, классическая кукла, куклаБарби, пупс (классический).
Основным диагностическим инструментом для выявления динамикиэмоционального состояния ребенка в процессе выбора игрушки выступал восьмицветовойтест М. Люшера в обработке Г.А. Аминева и Ю.М. Орлова. Даннаяметодика позволяет выявить актуальное эмоциональное состояние и степень общегоэмоционального благополучия ребенка по показателю «отклонение от аутогеннойнормы», которые и были использованы для анализа данных.
В процессе эксперимента методика использовалась дважды: до началавыбора игрушки и по окончании игры. По завершении стартовой диагностики ребенкупредлагали поиграть в «Магазин», где он имел возможность «купить» понравившуюсяему больше всего игрушку из предложенного экспериментатором набора. Определившисьс выбором игрушки, ребенок мог поиграть с ней в течение часа. В это времяэкспериментатор наблюдал за деятельностью ребенка и фиксировал в протоколеособенности его действий с выбранной игрушкой по следующим показателям: а)характер деятельности (манипулятивный, игровой); б) время, затраченное ребенкомна игру; в) наличие сюжетной линии; г) тип игровой деятельности (образная,сюжетная, ролевая, режиссерская).
Предметоманализа выступало сравнение стартовых и итоговых показателей суммарногоотклонения от аутогенной нормы, свидетельствующее о наличие изменений и иххарактере (позитивная, негативная динамика или отсутствие таковой) вэмоциональном состоянии ребенка.
Анализ детских предпочтений показал, что первое место в выбореигрушки у девочек игрушек занимает кукла «Барби»; второе место – мягкая игрушка«Обезьянка». У мальчиков самые высокие показатели обнаружены по игрушке«Бэтмэн»; второе место по частоте встречаемости выбора – у игрушки «машина»;третье место – игрушка «пистолет». В целом можно отметить, что успехом усовременных детей не пользуются пупсы, классические куклы и игрушки спортивноготипа (мяч) – именно им принадлежит наименьшее количество выборов (таблица 1).
Таблица 1. Ранговый показатель выбора игрушек детьмиИгрушка Ранг выбора игрушек мальчики девочки Пупс – 4 Классическая кукла – 3 Кукла Барби – 1 Бэтмэн 1 – Обезьянка 5 2 Мяч 4 4 Пистолет 3 5 Машина «Джип» 2 5
Эмпирическиеданные по тесту М. Люшера на начало и по окончании эксперимента (таблица2) подвергались математической обработке с использованием критерия тенденцийПейджа. В целом обнаружены достоверные различия (для 1% уровня значимости),свидетельствующие о наличии динамики в эмоциональном состоянии детей до и послевыбора игрушки. Характер изменений эмоционального состояния детей изучалсяметодом качественного анализа результатов. Негативная динамика в эмоциональномсостоянии обнаружена и у мальчиков, и у девочек при выборе таких игрушек каккукла «Барби», «Бэтмэн» и «машина». В обобщенном виде данные представлены втаблице 3.
Негативная динамика в эмоциональном состоянии детей после игры скуклой Барби, вероятно обусловлена заданной в ее символическом кодесамодостаточностью, которая блокирует способность ребенка к самораскрытию итворчеству. Очевидно, типизация, заданная механистичность действий с куклойБарби (когда ребенок не автор игры, а раб, невольник куклы, беспрекословнообслуживающий ее и подчиняющийся заданному алгоритму действий, сводящихся кодеванию-раздеванию и использованию прилагаемой к ней атрибутики) вступаетв противоречие с возрастной спецификой развития ребенка (5 лет – пик творчестваи развития продуктивного воображения), и, тем самым, задает некоторуювнутреннюю напряженность. Причина повышения уровня эмоциональногонеблагополучия может заключаться и в специфически агрессивной реакции девочекна куклу Барби как на символ достатка, недоступный многим современным детям.
Таблица 2. Показатели эмоционального состояния детей (в %выражении) на начало и по окончании экспериментаПараметры Эмоциональное благополучие Эмоциональное неблагополучие
Всего
(n=120) М (n=60) Д (n=60)
Всего
(n=120) М (n=60) Д (n=60) до выбора игрушки 73 57 88 27 43 12 после игры с игрушкой 48 77 65 52 23 35
Таблица 3. Динамика эмоционального состояния детей (в % выражении)за период взаимодействия с игрушкойИгрушка Характер изменений эмоционального состояния Позитивная динамика Негативная динамика Отсутствие динамики М Д М Д М Д Пупс – – – – – 100 Классическая кукла – 50 – 15 – 35 Кукла Барби – 27 – 67 – 6 Бэтмэн 43 – 57 – – – Обезьянка 27 14 43 67 30 19 Мяч 50 – – – 50 100 Пистолет 17 – 66 100 17 – Машина «Джип» 14 17 57 49 29 34
Позитивнаядинамика эмоционального состояния, обнаруженная у незначительной части девочек,может быть вызвана либо возможностью освоения такой важной части женской роли,как роль «красавицы» [37], либо за счет выплеска эмоции зависти [31].
Негативнаядинамика эмоционального состояния, связанная с игрушкой «Бэтмэн», обусловлена,скорее всего, воинственным внешним видом самой игрушки. Возникновениеположительных изменений может объясняться тем, что посредством игры с игрушкой«Бэтмэн» испытуемые удовлетворяют чувство собственной значимости иэмоциональной защищенности, которые, вероятно, родители не могут им обеспечитьв полной мере [25; 38].
Обнаруженнаяу детей после взаимодействия с игрушкой «машина Джип» негативная динамикаэмоционального состояния, очевидно, обусловлена не интегрированной (остаточной,не переработанной) агрессией.
Особая роль вэмоциональном развитии ребенка, как показано В.В. Абраменковой, В.С. Мухиной,М.В. Осориной, Е.О. Смирновой, Д. Винникотта и др., принадлежитмягкой игрушке. По мнению В.С. Мухиной, одно из достоинств мягкой игрушкисостоит в том, что она дарит ребенку нежность. В мягкой игрушке, отмечает В.В. Абраменкова(1999), воплощены очень глубинные потребности ребенка.
Зафиксированноенами преобладание негативной динамики эмоционального состояния детей послевзаимодействия с мягкой игрушкой «обезьянка» может быть объяснено спецификойсимволики этого животного. Как отмечает Дж. Тресиддер, «образ обезьянысвязан со свойственной ей способностью к подражанию и многообразием формповедения. Вероятно, именно этот аспект собственно и делает ее символику вцелом противоречивой и олицетворяет как положительные, так и отрицательныестороны человеческого поведения. В частности, в христианской символике обезьянанаделяется такими качествами как «преступные намерения, похоть и жадность, …мелкие недостатки человеческой натуры, является аллегорией подражательногоискусства» [30, с. 242–244]. Учитывая, что к старшему дошкольному возрастумногие дети начинают проявлять манерничанье (показатель входа в возрастнойкризис), то, вероятно, данная игрушка выступает стимулятором эксгибиционизма.Однако в зависимости от индивидуально-личностных особенностей детей проявлениеподобных поведенческих тенденций сопровождается выплеском эмоций разноймодальности: у одних – негативных эмоций, тогда как у других – актуализациейположительного эмоционального фона.
Преобладаниеизменений негативного характера в эмоциональном состоянии детей послевзаимодействия с игрушкой «пистолет», скорее всего, обусловлено возможностью вотносительно безопасной ситуации отреагировать естественную детскую агрессию.Многие специалисты считают, что игрушки-оружие во все времена позволялимальчикам осваивать мужские стратегии поведения. Однако, хотя агрессивность –это часть нашей жизни, мужественность не должна сводиться исключительно кагрессивности.
Так, И. Мотяшовпишет: «Разумеется, игрушечное ружье физически безопасно. Но и оно может статьсмертельным оружием для образов человеческой фантазии, наполняющих иформирующих детское сознание. Ведь, играя с игрушечным ружьем, ребенок ввоображении репетирует и переживает акты уничтожения, насилия, разрушения. Этипереживания легко могут войти в привычку, вытеснить образы и навыкитворческого, позитивного содержания. Нельзя забывать о том, что междудействиями, какие малыш «проигрывает» в своих чувствах и мыслях, и поступкамивзрослого, который из него вырастет, – прямая связь. Детские копии взрослогооружия – не лучшая игрушка» [21, с. 35–36]. Однако, существует ипротивоположное мнение: оружие, даже если оно игрушечное, может выступать исредством нападения, и средством защиты. Дело не в самой игрушке, а в том, чторебенок с ней делает. И ребенок это «что-то» делает – доброе или злое – взначительной степени опираясь на родителя, на усвоенную в семье системуценностей и отношений, которые взрослый выстраивает с ребенком [28; 31].
Преобладаниепозитивной динамики в эмоциональном состоянии детей при взаимодействии склассической куклой и мячом не противоречит психологическому смыслу истиннойигрушки. Так, мяч считается самой удачной игрушкой для детей всех народови возрастов, а кукла – прообразом человеческой ипостаси [1; 28]. По мнениюВ.С. Мухиной, «кукла имеет особое значение для эмоционального инравственного развития ребенка. Ребенок переживает со своей куклой все событиясобственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях,доступных его пониманию. Кукла – заместитель идеального друга, который всепонимает и не помнит зла. Кукла для ребенка – не только дочка или сынок. Кукла– партнер по общению в игре ребенка» [22, С. 127]. Кукла через диалог вписываетсяв семиотическое поле. Она несет в себе вербальные и невербальные смыслы,социальные и личностные перцепции, за которыми стоит глубокий контекст культуры[1; 23].
В целомисследование показало, что многие современные игрушки актуализируют у детей неблагополучныетенденции в эмоциональной сфере. Следует отметить, что подобная динамика можетбыть обусловлена как спецификой самой игрушки, так и (что вероятнее всего)общими нарушениями эмоционально-чувственного развития дошкольников. Известно,например, что сброс латентной агрессии осуществляется детьми преимущественночерез действие. В случае, когда взрослые табуируют выплеск ребенком негативныхэмоций (запрет на выражение злости, раздражения, агрессивности и пр.)происходит блокирование эмоциональной сферы, что затрудняет естественнуюпроработку чувств. Не имея возможности (и потому что сами не умеют, и потомучто взрослые не учат) сублимировать (перерабатывать в социально приемлемыхформах) негативные эмоции и чувства, дети обращаются к примитивным (деструктивным,не интегрированным) формам их канализации (дерутся со сверстниками, ломаютигрушки и пр.).
Подводякраткий итог, отметим, что глобальные изменения, происходящие в цивилизованномобществе, влияют не только на совершенствование технологического оснащенияигрушки, но и на степень идентификации с ней, на само психологическоепространство, в котором ребенок взаимодействует с игрушкой. В связи с этимвполне актуальной и востребованной выглядит необходимость внимательно иосторожно относиться к тому, какие игрушки попадают в руки современных детей,какой психологический, культурный смысл они несут детской психике.
Литература
1. Абраменкова В.В. Игрыи игрушки наших детей: забава или пагуба?: Современный ребенок в «игровойцивилизации». – М.: Данилов Благовестник, 1999.
2. Артемьева Е.Ю. Основыпсихологии субъективной семантики. – М.: Наука, 1999.
3. Баткин Л.М. Культуравсегда накануне себя // Красная книга культуры /Сост. В. Рабинович. –М.: Искусство, 1989.
4. Белобрыкина О.А. Психологическаядиагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. – Новосибирск:ГЦРО, 2000.
5. Белобрыкина О.А. Значениесимвола в социокультурном самоопределении человека /Человек: траекториипонимания. Сборник статей МНК. – Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 2002.
6. Библер В.С. Школадиалога культур. – Кемерово, 1992.
7. ВинникоттД. Игра и реальность. – М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2002.
8. Выготский Л.С. Играи ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966, №6.
9. Выготский Л.С. Психологияразвития как феномен культуры. – М.-Воронеж.: МОДЭК, 1996.
10. ГоланА. Миф и символ. – Иерусалим: Тарбут, – М.: Русслит, 1994.
11. Запорожец А.В. Избранныепсихологические труды. – М.: Педагогика, 1991.
12. ЗворыгинаЕ. Формирование побуждений к игре // Дошкольное воспитание. – 1988, №2.
13. Козловский В.П. Культурныйсмысл: генезис и функции. – Киев: Наукова думка, 1990.
14. Кравцова Е.Е. Кравцова Е.Е. Психологическиеновообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии. – 1996, №6.
15. Листик Е.М. Развитиеспособности к распознаванию эмоций в старшем дошкольном возрасте: Автореф. дис.канд. психол. наук. – М.: МПГУ, 2003.
16. Лосев А.Ф. Знак.Символ. Миф. – М.: МГУ, 1982.
17. Лотман Ю.М. Статьио семиотике и типологии культуры // Избр. Статьи. В 3 томах. Т. 1. –Таллин: «Александра», 1992.
18. Лотман Ю.М. Внутримыслящих миров. – М.: Прогресс, 1996.
19. Макарова Е.Г. Преодолетьстрах, или Искусствотерапия. – М.: Школа-Пресс, 1996.
20. МиллерС. Психология игры. – СПб.: Университетская книга, 1999.
21. Мотяшов И. Культура игрыи детская литература // Дошкольное воспитание. – 1985, №6.
22. Мухина В.С. Игрушкакак средство психического развития ребенка // Вопросы психологии. – 1988, №2.
23. Наговицын А.Е. Символикаи образ народной игрушки psytoys.ru/p429.html? frontsession
24. Нестерова С.Б. Влияниегендерной игрушки на эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте.Дипломная работа. – Новосибирск НГПУ ФП – 2004.
25. Осорина М.В. Секретныймир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: Питер, 2000.
26. Рубинштейн С.Л. Бытиеи сознание. Человек и мир. – СПб.: Питер, 2003.
27. Рубцов Н.Н. Символв искусстве и жизни. – М.: Наука, 1991.
28. Смирнова Е.О. Коза,которая поет //wsyachina.narod.ru/psychology.
29. ТендряковаМ. Время в зеркале детской игры // Педология /Новый век. – 2000. №6.
30. ТресиддерДж. Словарь символов /Пер. с англ. С. Палько. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.
31. ФилипповскаяО. Игры и игрушки // Школьный психолог. – 1999, №36.
32. ФроммЭ. Человек для себя. – Минск: «Харвест», 2003.
33. Шамшикова О.А.,Белобрыкина О.А. Дихотомия социокультурного развития ребенка вусловиях двойных стандартов повседневности / В сб.: Ребенок в нормативномпространстве культуры. – М.: Институт дошкольного образования и семейноговоспитания РАО – Бирск: БирГПИ, 2004.
34. Шамшикова О.А.,Белобрыкина О.А. К вопросу построения психологического пространства«ребенок – игрушка» // Философия образования. – 2004, №3 (11).
35. Эльконин Б.Д. Кризисдетства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии.– 1992, №3–4.
36. Юнг К.Г. Человеки его символы. – М.: Серебряные нити, 1998.
37. Эльконинова Л.И.,Антонова М.В. Специфика игры с куклой Барби у детей дошкольноговозраста // Психологическая наука и образование. – 2002, №4.
38. Эмоциональноеразвитие дошкольника /Под ред. А.Д. Кошелевой. – М.: Просвещение, 1985.