Реферат по предмету "Мировая экономика"


Бюджетная система 4

--PAGE_BREAK--Из таблицы 1 видно, что теперь поступление налогов существенно улучшилось.
Прежде нередко ситуация складывалась очень тяжелая. Относительно объема ВВП дефицит федерального бюджета в 1994г. достиг максимума (10,0%).
Совершенно обособленным понятием в структуре бюд­жетного устройства России является понятие консолидиро­ванного бюджета, который представляет собой свод бюд­жетов всех уровней бюджетной системы Российской Феде­рации на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ).
Рассмотрим показатели сбалансированности консолидиро­ванного и федерального бюджета представлены в табл. 2-5.[9]
  Таблица 2 Консолидированный бюджет РФ (в млрд. руб.)
Таблица 3
Федеральный бюджет РФ (в млрд. руб.)
Основная часть доходного потенциала федерального бюд­жета формируется за счет налоговых доходов, за период с 2001 по 2003г. их доля достигла максимальной величины 93,4% и оставалась практически неизменной. Однако по отношению к объему ВВП картина несколько иная. Если в 2001г. налого­вые доходы составляли 14,42% к ВВП, то в 2002г. они соста­вили уже 15,45% ВВП. Затем тенденция изменилась, и они стали снижаться. В 2003г. налоговые доходы составили 14,5%, а в 2004 и 2005 гг. соответственно 13,7 и 13,4% к ВВП.
Неналоговые доходы составляют незначительную долю доходного потенциала — около одного процента. Это свидетельствует о крайне неэффективном использовании феде­ральной государственной собственности, поскольку ее доля в общем экономическом потенциале производственной сферы остается достаточно высокой — около 30%, а отдача в виде отчислений от ее использования и сдачи в аренду составляет всего лишь 2,25% от доходов федерального бюджета в 2002г. и 3,5% в 2003г.
Основные статьи доходов федерального бюджета в 2004-2005 гг. приведены в табл.4.
Таблица 4
Основные параметры федерального бюджета на 2003-2005гг.(млрд руб.)
Как видно из приведенной таблицы, значительное сни­жение относительного уровня налоговых доходов федерального бюджета (в % к ВВП) прогнозируется в связи со сниже­нием относительного уровня единого социального налога, а наибольший рост налоговых доходов федерального бюджета предусматривается за счет индексация ставок таможенных пошлин.
Единый социальный налог стал учитываться в структуре налоговых доходов федерального бюджета начиная с 2002г.
Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в госу­дарственные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ — и предназначенный для мобилизации средств на реализацию права граждан на госу­дарственное пенсионное и социальное обеспечение и меди­цинскую помощь, введен действие с 1 января 2001г.
Таблица 5
Основные статьи доходов федерального бюджета в 2004-2005гг.
Таблица 6
Консолидированные бюджеты субъектов РФ[10] (в млрд. руб.)
В доходах российского федерального бюджета основные налоговые поступления — это косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины). Это также свидетельствует о недостаточно рациональной струк­туре доходных источников. Поскольку косвенное налогообложение по существу представляет собой надбавки к цене товара, которые полностью оплачивают конечные потреби­тели, в конечном итоге чрезмерное косвенное налогообло­жение сужает внутренний покупательный спрос и соответ­ственно сокращает потенциальные возможности экономичес­кого развития страны.
Но не только акцент на косвенное налогообложение ис­кажает возможности воздействия налогов как экономического рычага на стимулирование экономической активности обще­ства. Достаточно негативное влияние на налоговую систему оказывает так называемый механизм регулирующих налогов.
По причине необеспеченности расходов бюджетов первичными доходами в 1990-е гг. и федеральный, и консолидированный бюджеты не были подчине­ны росту инвестиционной активности, отодвигалось на будущее решение ост­рейших социальных проблем. К этому периоду относятся инициативы прави­тельства по приостановлению действия множества норм законов, гарантирую­щих социальную защиту, а в 2004г. это вылилось, несмотря на предвыборные заверения заботиться о благе сограждан, в отмену социальных льгот, в их заме­ну обесцениваемой инфляцией «компенсацией», которая таковой не будет. При декларации «социальности» государства в статье 7 Конституции РФ это — симп­томатический признак утраты им последних остатков «социальности». Эти действия к тому же абсолютно недемократичны. Если действующая Конститу­ция принята в результате волеизъявления народа, как принято считать в ситуа­ции действующих схем «волеизъявления», то выхолащивание остатков прежних социальных гарантий в ее содержании недопустимо.[11]
К сожалению, многие расходы бюджетной сферы финансируются по оста­точному принципу, хотя налоги платят в расчете на качественное выполнение государством своих функций. Плательщики налогов практически оплачивают риски и платежи по бездарно используемым внешним и внутренним займам. И хотя благодаря высоким ценам на нефть внешние заимствования несколько были сокращены, но внутренние растут. Общая величина внутреннего госуда­рственного долга на конец 2002г. законом о бюджете предусматривалась в объеме 752,1 млрд. руб., законом о бюджете на 2003г. на начало 2004г. верхний предел государственного внутреннего долга был предусмотрен в сумме 841 млрд. руб., в том числе за счет прироста задолженности по новым облигациям федерального займа с амортизацией долга — на 67 млрд. руб. при установлении верхнего предела государственного внешнего долга 123,7 млрд. долл.
Конъюнктурный рост доходов и наличие довольно значи­тельного Стабилизационного фонда позволяет досрочно сокращать внешний государственный долг, формирующий основную часть государственного долга (наряду с внутренним), а значит, и процентные расходы. Перед Россией, одна, ко, ее заемщики досрочно долги не погашают. Более того, Россия, особенно не возражавшая против агрессии США в Ираке, можно сказать, содействовала созданию ситуации непогашения перед нею иракского долга.
Очевидно, что при планируемом профиците государство использует источни­ки покрытия дефицита. Получается, что дефицит бюджета имеется, но маскирует­ся тем, что в конечном счете вместо увеличения расходов, для которых, в общем-то, и формируются доходы, предусматривается профицит. В бюджете на 2003г. профицит предусматривался в сумме 72 млрд. руб. и маскировал дефицит федерального бюджета в сумме 288,3 млрд. руб. — 2,2% ВВП.[12]
Фактически он, судя по материалам проекта закона об исполнении бюджета за 2003г., достиг 227 млрд. руб. Тот же курс прослеживался в проекте федерального бюджета на 2004г.: был предусмотрен профицит в объеме 83,4 млрд. руб. — при увеличении государственных внутренних заимствований, которые, будучи в соответствии с бюджетным законодательством источником покрытия дефицита бюджета, постепенно становятся обычными дохо­дами бюджета. Снова будет его фактическое превышение, о чем свидетельствует рост в 2004г. Стабилизационного фонда.
На 2005г. планировался профицит федерального бюджета в сумме 278,1 млрд. руб. Предусмотрено сокращение задолженности по внешним обязатель­ствам в сумме 344,43 млрд. руб. (11,48 млрд. долл.), но при этом задолженность по внешним долговым обязательствам возрасла на 1,127 млрд. долл. (33,82 млрд. руб.). Сальдо по источникам внутреннего финансирования дефицита фе­дерального бюджета предусматривалось (с учетом погашения долга в сумме 122 млрд. руб.) на уровне 88,85 млрд. руб., в том числе за счет продажи имущества, находящегося в государственной собственности — 48,74 млрд. руб. Как видно, внутренние и внешние заимствования используются как обычный источник доходов федерального бюджета при столь значительном профиците.[13]
Формирование профицита, не сопровождаемое его использованием для инвестиций, развития науки и образования, модернизации производственной инфраструктуры и роста на этой основе ВВП, противоречит официальному курсу на активизацию экономического роста. Пока это не будут учитывать полемизиру­ющие с главой государства и правительства министры финансов и экономическо­го развития и торговли, реальный экономический рост проблематичен. Он практи­чески невозможен без увеличения производства конкурентоспособной продукции и услуг, что по определению исключается, если рост связывается в основном с ростом добычи и экспорта нефти. Более того, это ограничивает рост в энергоемких отраслях первого подотдела первого подразделения общественного производства.

3. Содержание и этапы бюджетного процесса В Бюджетном кодексе РФ дано следующее определе­ние: «Бюджетныйпроцесс — регламентируемая нормами пра­ва деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процес­са по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, про­ектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государ­ственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением».[14]
Задачами бюджетного процесса являются:
— максимальное выявление всех материальных и финан­совых резервов в целях достижения существенного прогрес­са на пути к развитому рыночному хозяйству;
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Объективная сторона преступлений
Реферат Правовое положение различных категорий населения Древнего Вавилона по законам Хаммурапи
Реферат 3. Акционерное общество
Реферат Нефть и способы ее переработки
Реферат Нефть и технология ее переработки
Реферат обстоятельства,исключающие преступность деяния
Реферат Оценка заключения эксперта
Реферат Особенности режима отбывания наказания
Реферат Понятие, система, критерии систематизации и значение особенной части уголовного права
Реферат Расчет индуктора и выбор индукционной установки для термообработки заготовок цилиндрической формы
Реферат Ошибка и ее уголовно-правовое значение
Реферат Предъявление обвинения и допрос обвиняемого
Реферат Преступления в сфере компьютерной информации
Реферат Особенная часть уголовного права Украины
Реферат Особенности правового положения лиц, заключенных под стражу