Реферат по предмету "Психология"


Влияние самооценки на социометрический статус личности в старшем школьном возрасте

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  КОЛЛЕДЖ  УЧРЕЖДЕНИЯ  ОБРАЗОВАНИЯ
«МИНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Допущена к защите
Председатель ПЦК
педагогики и психологии
_________ Л.В. Адащик

КУРСОВАЯ  РАБОТА
 
Влияние самооценки на
социометрический статус личности
в старшем школьном возрасте

Учащаяся гр.  45 М. В. Брич
Руководитель ________ Л. В. Адащик

Минск, 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….3
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………4
1.1      Понятие социометрического статуса………………………………………..4
1.2      Проблема самооценки в современнойпсихологии…………………………8
1.2.1  Понятие самооценки и ее виды………………………………………………8
1.2.2Самоуважение. Механизмы формирования самооценки………………….10
1.2.3Особенности развития самооценки на разных возрастных этапах…….….13
1.2.3.1    Формирование самооценки в течениепервых семи лет жизни……….13
1.2.3.2Особенности самооценки в младшем школьном возрасте………………14
1.2.3.3 Механизмы формирования самооценки в подростковом возрасте…….14
1.2.3.4    Особенности самооценки в старшемшкольном возрасте…………….16
1.2.4 Причины обращения к самооценке…………………………………….……17
1.3Влияние самооценки на социометрический статус личности……………….18
2 ПРАКТИЧЕСКАЯЧАСТЬ………………………………………………………20
2.1Выбор методики ……………………………………………………………….20
2.1.2Метод социометрических измерений (социометрия)……………………...20
2.1.2.1Социометрическая процедура……………………………………………..21
2.1.2.2Способы обработки материала…………………………………………….22
2.2Выбор испытуемых…………………………………………………………….23
2.3Практические рекомендации по формированию положительной самооценки………………………………………………………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..26
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….28
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….29
 

ВВЕДЕНИЕ
 
Большую часть своей жизни личностьпроводит в группе. И велико значение занимаемого в группе положения. Исходя изэтого возникает вопрос: почему одни люди легко идут на контакт, хорошопринимаются в группе, другие – наоборот. Данная работа призвана рассмотретьвлияние самооценки на жизнь личности и конкретно – на социометрический статусличности в группе. По нашему мнению, эта тема – тема первостепенной важности всоциальной психологии так как ее актуальность для современников велика. Еслиличность сможет адаптироваться в коллективе, если каждый найдет «ключи куспеху», в мире станет на порядок меньше депрессий, стрессов и разочарований.Это оздоровит каждую нацию в отдельности и население Земли в целом.
Объект данного исследования –самооценка, предмет – влияние самооценки на социометрический статус личности.
За основу мы брали следующую рабочуюгипотезу:
Люди с высокой самооценкой болееобщительны, они быстрее сходятся с людьми и ярче проявляют качества своейличности, однако индивиды с завышенной самооценкой впоследствии могут потерятьсвой первоначальный статус ввиду того, что редко считаются с чужим мнением.
Попутно планировалось проверитьпредположение, что люди со схожими уровнями самооценки тянутся друг к другу.
Цель исследования – выявлениевзаимосвязи самооценки и социометрического статуса личности в коллективе.
Задачи исследования: 1) Осуществлениеанализа литературы по исследуемой проблеме. 2) Проведение эксперимента поизучаемой проблеме. 3) Выявление зависимости социометрического статусаличности  в группе от самооценки. 4) Разработка некоторых практическихрекомендаций родителям и педагогам по воспитанию в детях правильного к себеотношения.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 
1.1 Понятие социометрического статуса

Психология и поведение отдельногочеловека зависят от окружающей среды[9]. Появляясь на свет, человек являетсясовершенно незрелым. Находясь в полной зависимости от окружающих, он может житьтолько в симбиозе, став частью окружающей среды[12]. Последняя представляетсобой сложноустроенное общество, в котором люди объединены в многочисленные,разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами[9].Группа – это совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного илинескольких общих для них признаков (Р. С. Немов). Среди таких групп можновыделить большие и малые. Большие представлены государством, нациями,народностью, партиями, классами, другими социальными общностями, которыевыделяю по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным,образовательным, возрастным, половым и другим признакам. Через нихосуществляется воздействие идеологии общества на психологию людей.  Непосредственнымже проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида являетсямалая группа. Она представляет собой небольшие объединения людей (отт 2 до 30человек), занятых общим делом и находящихся в прямой взаимосвязи друг с другом.В ней человек проводит большую часть своей жизни. Примерами малых групп,представляющих для человека наибольшее значение являются семья (первая группа,которая берет на себя заботу о человеке), школьный класс, трудовой коллектив,объединение близких друзей, приятелей и т.п.
Малую группу характеризуетпсихологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет иобособляет группу, делает ее относительно автономным социально-психологическимобразованием[9]. Общность может быть внешней (по территориальному признаку –соседи) и внутренней, глубокой (семья). В малых группах легко идентифицируетсячленство, ясно определена центральная деятельность и члены связаны друг сдругом хорошо установленными взаимоотношениями. Мера психологической общностиопределяет сплоченность группы, то есть уровень ее социально психологическогоразвития. Основными параметрами деления малой группы на виды являются каналыкоммуникаций, психологический климат группы, групповые нормы.
Каналами коммуникаций именуют структурумежличностных отношений в группе, психологическим климатом группы — нравственно-эмоциональный тон межличностных  отношений.
 Межличностные взаимоотношения в группахможно рассматривать в статике (что есть на данный момент) и динамике (изменениии развитии).
 Общие правила поведения в группеназываются групповыми нормами.
Принятые в группе ценности и нормыявляются социально-психологической основой всех отношений, складывающихся вгруппе. Они выполняют регулятивную, оценочную, санкционирующую истабилизирующую функции[9]
В группах происходят два взаимосвязанныхпроцесса: дифференциация и интеграция. Дифференциация – это разделение группыпо определенным признакам (статусу, полу, возрасту, материальному положению,национальности и др.) Интеграция – сплочение и объединение группы.
Одни и те же члены группы в различныххарактерных для нее системах взаимоотношений обычно занимают неодинаковоеположение. Для более точной характеристики места каждого человека в системевнутренних отношений психологи пользуются понятиями «позиция», «статус»,«внутренняя установка» и «роль».
Роль – нормативно заданный и коллективноодобренный образец поведения, ожидаемый от человека, занимающего в группеопределенную позицию.
Позиция – это понятие, обозначающееофициальное положение человека в той или иной подсистеме отношений. Онаопределяется связями данного человека с остальными членами группы. От позиции,занимаемой человеком в группе, зависит степень его потенциального влияния напоступки остальных членов группы.
Понятие «социометрическийстатус» ввел Я. Морено, понимая под ним — положение человека в социальнойгруппе, а саму систему межличностных отношений выделял из эмоциональных,деловых и интеллектуальных связей членов этой группы. Статус – положение человека в системе внутренних отношений,определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы. Вотличие от позиции, статус индивида в группе – это реальная социально –психологическая характеристика его положения в  системе внутригрупповыхотношений, степень действительной авторитетности для остальных участников.
Внутренняя установка человека в системевнутригрупповых отношений – это личное, субъективное восприятие им своегособственного статуса, то, как он оценивает свое реальное положение, свойавторитет, степень влияния на остальных членов группы. Действительный статус иего восприятие человеком может совпадать или расходиться[9]
Каждый конкретный участник группыоценивает других и оценивается ими. Со временем возникают предпочтения иустанавливается шаблон влечений и отвержений. Различные комбинациимежличностных ролей развиваются из реакций отдельных личностей друг на друга.Изучение показывает, что шаблоны доминирования не обязательно принимают порядокрангов, как в «порядке клевания» среди цыплят. А доминирует над Б, которыйдоминирует над В и Г, но В и Г доминируют над А. Чем продолжительнее периодконтакта, тем отчетливее оформляются такие шаблоны. В каждом случае возникаетуникальная сеть взаимоотношений.
Между участниками группы может возникатьвзаимное притяжение или взаимное отталкивание; возможно, что человекпривлекателен для одних и неприятен для других; он может быть привлекателен илинеприятен для одних или безразличен для других; возможно также взаимноебезразличие.
Социометрический статус характеризует индивидуальныесвойства личности в качестве члена группы[16]. Это количество выборов(предпочтений) которое получает каждый член группы по результатамсоциометрического опроса. Положительный социометрический статус характеризуетлидерскую позицию члена группы[7]. Лидеры – это люди или социальные роли,способные оказывать большее чем другие влияние на коллектив. Как правило онизанимают центральное место в коммуникационной структуре группы, и проявляемыеими инициативы более эффективны, чем инициативы других членов группы, то естьони намечают план действий, направляют их и руководят членами своей группы,которые следуют по намеченному ими пути и выполняют их рекомендации. Импринадлежит самая важная роль в выборе направления движения группы, всохранении ее традиций и обычаев, и они вселяют в других членов группыуверенность в достижении стоящих перед ними целей. Функциями лидеров являютсяфункция специалиста в конкретной области (эксперта), длительно инициирующегоструктуру соответственно стоящей перед ней задаче и функция специалиста вобласти межличностных отношений, который регулирует психологический микроклиматв группе. Негативный социометрический статус характеризует дезорганизующиетенденции в поведении члена группы. Самый простой прием определения социометрическогостатуса – процедура тайного голосования за того или иного кандидата при выборахпо конкурсу. Специальной методикой измерения социометрического статуса являетсясоциометрия[7]. В процессе выбора могут обнаруживаться такие внутригрупповыеобразования, как диады (возникают всякий раз, когда существует обоюдный выбор)и триады (могут возникать когда все три человека нравятся друг другу, когдаодин привлекает двух других, которые не особо нравятся друг другу или когда двачеловека зависят от третьего, который эксплуатирует их). Морено говорит такжеоб образованиях, звезд, которые состоят из естественного лидера и егопоследователей[16].
Значение статуса для человека велико,следовательно и важность изучения данного феномена переоценить нельзя. Неофициальныекодексы, существующие во многих закрытых группах эффективны потому, чтодействия большинства людей направлены на сохранение или повышение своеголичного статуса в группе. Люди весьма чувствительны к мнениям тех, кого онизнают как индивидов, и, чтобы сохранить их доверие, они приносят значительныежертвы, иногда рискуя навлечь на себя возмущение официальных лиц или дажесмерть (человек не имеет права сделать ничего такого, что не соответствовало быперсонификации, которую создали о нем другие, ибо любое нарушение вызоветизменение взаимоотношений).
Представление каждого человека о самомсебе поддерживается преимущественно реакциями людей, которых он знает лично.Каждое переживание человека каким-то образом связано с другими людьми, и егоЯ-концепция четко вплетена в эту ткань взаимоотношений.
 Вопрос о статусе, который занимаетребенок в системе межличностных отношений, и факторах, его определяющих,исследовался отечественными и зарубежными психологами. Так в работе Walker(2004) описаны исследования поведения детей 4-5 лет (около 200 детей) взависимости от их социометрического статуса.  В работе Braza былопоказано, что в социальных взаимоотношениях детей наибольшие различияобнаруживают два показателя: лидерство и готовность следовать за лидером, тоесть быть ведомым. Косвенное подтверждение роли взрослого в установлениисоциометрического статуса ребенка было получено в исследованиях Krantz.Оказалось, что социометрический статус ребенка-дошкольника положительнокоррелирует со степенью его участия в просоциальной деятельности. Просоциальнаяактивность детей дошкольного возраста целиком организуется и поддерживаетсявзрослым, поэтому данные Krantz свидетельствуют в пользу влияния оценок взрослого насоциометрический статус ребенка-дошкольника. Также оказалось, что дети,вовлеченные в социальное взаимодействие, могут предсказать свойсоциометрический статус точнее детей, не участвующих в просоциальнойдеятельности. Интересные данные были получены в исследовании Sandstrom и Coie, в котором изучалась связь между социометрическимстатусом и агрессивностью.
 Из отечественных психологов вопросамистатуса занимались Т.А.Репина, Я.Л.Коломинский, В.В.Абраменкова.
1.2    Проблема самооценки всовременной психологии

1.2.1  Понятие самооценки и ее виды

Самооценка – оценка личностью самойсебя, своих возможностей, собственных качеств, достоинств, недостатков[9]иместа среди других людей; также это степень восприятия себя хорошим, компетентным,достойным уважения[1]. Самооценка является важным регулятором поведениячеловека, от нее зависят взаимоотношения с окружающими, критичность итребовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Самооценкавлияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие еголичности, тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть с трудностью целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями ивозможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себяоценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным: возникаютэмоциональные срывы, повышается тревожность[7].
Вид самооценки – это соответствиесамооценки реальному положению дел. Выделяют самооценку адекватную инеадекватную. Неадекватная самооценка подразделяется на завышенную изаниженную. Человек с адекватной самооценкой реально воспринимает своиспособности, особенности и возможности. Он  трезво осознает как своинедостатки, так и достоинства. При завышенной самооценке человек склонен себяпереоценивать, при заниженной же, напротив, недооценивать. Склонность к определенномувиду самооценки является достаточно устойчивым личностным качеством.
Многое из того, что человек делает илиотказывается делать, зависит от его уровня самооценки. Те, кто сам не считаетсебя очень талантливым, не стремится к очень высоким целям и не проявляетогорчения, когда ему не удается что-нибудь хорошо сделать. Человек, которыйдумает о себе как о никчемном, ничего не стоящем объекте,  часто неохотноприланает усилия, чтобы улучшить свою судьбу. С другой стороны, те, кто высокосебя ценит, часто склонны работать с большим напряжением. Они считают нижесвоего достоинства работать недостаточно хорошо[16].
Человек с высоким уровнем самооценкивоспринимает себя как более способную и достойную личность, чем человек снизким уровнем самооценки. Интересно также, что отрицательное самовосприятиеприводит к более предсказуемому поведению, чем положительное[3].
Психиатры часто говорят о том, адекватнаили неадекватна самооценка человека, но всегда возникает вопрос о границах этойадекватности.                                Считается, что самооценкаизмеряется по континууму, по одномерной шкале от высокой к низкой. Вдействительности, вопрос этот гораздо сложнее, так как самооценка человекаскладывается из чувств, которые он испытывает к самому себе. Любая ориентация,возможная в отношении других людей, может быть обращена на самого себя. Точнотак же, как другой человек может быть объектом бескорыстной любви, человекможет подходить к себе как к объекту безусловно ценному. Точно так же, как надругих можно обижаться или ненавидеть, человек может относиться к себе, как копасному объекту. Тщеславие может рассматриваться как форма героепочитания,когда сам субъект выступает в качестве героя. Точно так же как к другим людямможно относиться с презрением, человек может унижать самого себя[16]
Завышенная и заниженная самооценкиявляются в равной мере нежелательными потому, что в первом случае имеетсяопасность формирования и сохранения многих отрицательных качеств, таких какнетерпимость к мнениям других, высокомерие, во втором – безынициативность,трудность общения с другими[7]. Допускалось правда, что нереалистическаяпозитивная самооценка и завышенное чувство оптимизма являются признакамихорошего душевного здоровья (Taylor & Brayn, 1988); более поздние исследования свидетельствуют отом, что в долговременной перспективе точная самооценка является обязательнымусловием нормального душевно состояния (Solvin, Block&Funder,1995).Негативная самооценка приводит к ослаблению иммунной  системы и, следовательно,большей уязвимости для болезней. (Striumen, Lenieux&Coe,1993) С повышенной самооценкой также повышаетсяуровень серотонина в крови, гормона, участвующего в сужении кровяных сосудов,стимуляции и расслабления мускулов и передачи импульсов между клетками. Естьтеория, что биохимические элементы могут использоваться для повышениясамооценки[3].
Самооценка сильно влияет на нашевосприятие окружающих. Человек, в глубине души не уважающий себя, считающий,что он не способен вызвать к себе серьезное отношение других, едва ли сможетсам кого-то уважать. Тот, кто думает, что недостоин любви, никогда не научитсялюбить. Человек, низко себя ставящий, едва ли будет когда-либо счастлив. Сдругой стороны, в традициях воспитания стран постсоветского пространства уже ссамого детства внушать человеку, что хорошего человека отличаетсамокритичность. Но самокритичность подразумевает конкретные недостатки, скоторыми нужно бороться. Низкая самооценка отличает не отдельные недостатки,она отрицает ценность личности в целом. Поэтому является скорее препятствием кборьбе с отдельными недостатками, так как если человек считает себя плохим вцелом, то не видит смысла в искоренении отдельных недостатков. Эта позициявредна и опасна не только для самого человека, но и для окружающих, так кактот, кто не ценит собственной личности, не посчитается и с чужой.
Полноценный человек, деятельный иполезный для общества, реализующий свои творческие возможности, способныйприйти на помощь близким – это человек с несколько завышенной или адекватнойсамооценкой. К такому тянутся, с таким дружат, такому скорее повезет в любви.
1.2.2 Самоуважение. Механизмыформирования самооценки

Основные механизмы формированиясамооценки:
a)        усвоение оценок других людей.
 По мнению социальных психологов, чтобы получить знание о себе, недостаточнопросто погрузиться в размышления о себе. Порой нам невозможно понять, чтоименно мы чувствуем и почему мы поступаем так или иначе. В поисках разгадки мыоглядываемся вокруг и обращаемся к нашему социальному окружению. Мы узнаеммного нового о себе, когда наблюдаем за тем, как люди ведут себя с нами и какмы ведем себя с ними[16]
б) социальное сравнение, то естьсравнение своих качеств с подобными характеристиками других людей (теориясоциального сравнения). Мы не одинокие искатели сведений о себе, а социальныесущества, часто наблюдающие за тем, как люди реагируют на нас и сравнивающиесебя с другими. Мы приходим к пониманию самих себя когда сравниваем себя сдругими.
Как правило, мы предпочитаем сравнениесебя с теми, кто на нас похож, так как таким образом можем наиболее точнопоставить диагноз себе. «Мы находим мало удовлетворения в том, чтобы видетьсебя на небесах, если не можем видеть ужасы и ад, творящиеся с другими».
Выделяют также восходящее и нисходящеесоциальное сравнение. Восходящее сравнение – это сравнение себя с теми, у когосоответствующие черты, способности выражаются ярче, чем у нас. Оно помогаетопределить нам стандарт или идеал. Нисходящее социальное сравнение – сравнениесебя с теми, у кого эта же черта выражена слабее. Оно может создать у наскомфортное ощущение и помогает оценить настоящее положение1. Когда мы сравниваем себя с другими, наша самооценкарастет, если мы обнаруживаем в них какие-либо отклонения – эффект контраста.Когда происходит сравнение с кем-то, кто похож на нас, практически равен нам,наша самооценка растет в том случае, если мы находим в этом человеке что-тоочень хорошее – эффект ассимиляции (Brown  и др., 1992). Подобным образом, если человексравнивает себя с членами своей группы и это сравнение не в его пользу, уровеньего самооценки падает, депрессия усиливается в гораздо большей степени, чем принеблагоприятном для него сравнении с людьми из другой группы. Из этого такжеследует, что успех в своей группе на фоне относительных неудач окружающих(подобно большой лягушке в маленьком пруду) могут стать более серьезной основойдля повышения уровня самооценки, чем равные успехи в более крупной и болеепреуспевающей группе[3].
в) смысловаяинтерпретация жизненных переживаний.6
г) теория самосознания. Состоит в том,что когда люди фокусируют свое внимание на самих себе, то они оценивают исравнивают свое поведение со своими внутренними стандартами и ценностями[1].Чем выше расхождение, тем ниже самооценка.Если отношение к себе положительное, можно с уверенностью сказать, что человекобладает определенными идеальными чертами своего идеального «Я», отрицательнаяже реакция на самого себя указывает на наличие нежелательных характеристик. (Eisenstadt&Leippe, 1994). Также имеет значение, какие положительные иотрицательные качества, с точки зрения конкретного человека широкораспространены, а какие являются относительно редкими. Самая низкая самооценкаобнаруживается у людей, считающих что «идеальные» качества, которых им нехватает, достаточно широко распространены, а их нежелательные характеристикиотносительно редки.
Хотя люди обычно применяют один и тот жекритерий для оценки себя и других, они часто более строги к самим себе. Вформировании самооценки каждый человек принимает в расчет внутренниепереживания, которые недоступны другим. Считает ли он себя хорошим человекомили плохим, мужественным или трусливым, честным или нечестным очень зависит иот того, что оно сам о себе знает, а не только от его престижа в обществе.Человек может испытывать агрессивные влечения, давать себе волю в эротическихфантазиях, осуществлять на практике то, что он расценивает как извращение, илиобладать детскими желаниями, о которых он стыдится поведать даже самым близкимсвоим друзьям. Поскольку другие не обнаруживают своих внутренних склонностей, укаждого создается впечатление, что только он и некотрые другиенеприспособленные индивиды виновны в таких предосудительных мыслях и поступках.Он не понимает того, что такие импульсы на самом деле достаточно широкораспространены[16].
Самооценка – динамическое, постоянноразвивающееся явление. На уровень самооценки значительное влияние оказывают поли возраст человека. В коллективе самооценка становится основой для формированияофициального и неофициального статуса личности, адекватного выполнениясоциальных ролей. Самооценка каждого члена коллектива сказывается на характеремежличностных взаимоотношений: каждый заинтересован в сохранении достигнутогоуровня самооценки и очень болезненно переживает ее понижение. На устойчивостьсамооценки личности влияет социально-психологический климат в коллективе, стильруководства, системы материального и морального стимулирования и т.п.Эффективность этих воздействий зависит от того, насколько они эмоционально затрагиваютсамооценку личности[7].
Подробно другим значениям, чувства ксамому себе формируются и укрепляются благодаря упорядоченным реакциям другихлюдей. Если другие постоянно относятся к человеку с уважением, он начинаетсчитать само собой разумеющимся, что он заслуживает такого отношения. Инаоборот. По мере того, как выкристаллизовываются такие оценки, они становятсявсе более независимыми от реакции других людей. Человека, у которогообразовался комплекс неполноценности, вряд ли  успокоят уговоры его друзей. Кактолько сформируется определенный уровень самооценки, появляется тенденция его ксамоподкреплению. Все, что истолковывается как угроза самооценке, которойпридерживается человек, вызывает сильные реакции. Всякий раз, когда по жестамокружающих он замечает, что их чувства не такие, какими, по его мнению, онидолжны были бы быть, он расстраивается. Чтобы восстановить самооценку, обычноприкладываются большие усилия. Когда такие попытки не достигают цели,автоматически активируются некоторые типичные шаблоны поведения – защитныемеханизмы. Они позволяют человеку сохранить чувство личной ценности в своихсобственных глазах.
Таким образом, каждый человек участвуетв комбинации различных отношений с другими людьми. В каждом кругу он играетнесколько отличные межличностные роли. Для индивида эти круги представляютсобой «значимых других», чьи суждения оказываются решающими для формированияего самооценки. Оценить себя значит рассмотреть себя внутри некой иерархическойсистемы. Люди весьма различны по их самооценке и многие из этих различийобнаруживаются в повседневной жизни. Уровень самооценки человека в большойстепени зависит от реакции людей связанных с ним лично, и человек не можетпозволить себе их разочаровывать.
1.2.2    Особенности развития самооценки на разных возрастныхэтапах

1.2.3.1         Формирование самооценки втечение первых семи лет жизни

У ребенка, стремление к самопознанию исамооценке возникает впервые в общении с близкими взрослыми, которые относятсяк младенцу, как к будущей личности и существу, уже одаренному сознанием.
На протяжение первых семи лет жизниразвитие потребности в общении со взрослыми, а с трех лет – и со сверстникамиобуславливает формирование отношения ребенка к себе. В фундаментекоммуникативной потребности лежит стремление ребенка к доброжелательномувниманию других людей, а над ним надстраивается в последовательном порядкестремление к сотрудничеству, уважению и к общности мнений и оценок сокружающими людьми. Удовлетворив эти стремления, ребенок получает возможностьоценить свои успехи и недостатки с помощью сверстников и взрослых в разныхсферах активности.
В контактах со взрослыми, ребенокоценивает себя путем сравнения с идеалом; в контактах со сверстниками – путемсравнения с равными себе существами. Оба способа одинаково необходимы ему дляразвития самопознания, хотя и обеспечивают последнее по-разному[8].
1.2.3.2    Особенности самооценки вмладшем школьном возрасте

Представление младшего школьника о себеи его самооценка  строятся преимущественно на оценках, которые он получает отвзрослых, прежде всего от родителей и учителя, хотя ему и приходится иногдаделать выводы из некоторых своих поступков. Однако думать о себе ребенкунеинтересно, он не испытывает в этом особой необходимости.

1.2.3.3  Механизмы формирования самооценкив подростковом возрасте

Интерес к себе и другим людям возникаеттолько в подростковом возрасте. Думая об окружающих людях, подросток сравниваетсебя с ними. Установка на сравнение себя с другими людьми выражена у подросткаочень ярко. Особое внимание привлекают поступки – себя и других людей.Подросток оценивает собственные поступки, пытаясь понять, к чему они привелиили приведут в будущем. Он желает осознать свои особенности («Почему я такой»),выяснить свои недостатки – эта потребность возникает из необходимости«правильно вести себя в обществе», верно построить свои отношения сосверстниками и взрослыми, быть в состоянии отвечать требованиям других людей ина свои собственные. Знать себя – непременное условие для того, чтобы достичьцелей, которые ценны и важны. Именно по этому подросток сначала особенноозабочен своими недостатками, хочет избавиться от них. Он нацелен наположительное в другом человеке, готов брать с него пример. Такое внимание ксвоим недостаткам и потребность преодолеть их сохраняются на протяжении всегоподросткового возраста.
Младшие подростки особенно не размышляюто своих достоинствах. Но со временем возникает стремление разобраться вособенностях своей личности в целом – и в своих минусах, и в своих плюсах.Возникновение потребности в знании собственных особенностей, интереса к себе иразмышления о себе – характерная особенность подростка.
Преобладающие образцы для подростков –реальные люди, а не литературные герои. Среди многих качеств, привлекающихребят в тех людях, на которых они хотят быть похожи, на первом месте стоятнравственные качества, затем качества мужественности. Сверстника подростковпривлекают в общем те же качества, что и в образцах-взрослых. Однако оченьважно, что именно со сверстником подросток сравнивает себя, именно его избираетобразцом на который стоит равняться, потому что подростку легче сравнивать себясо сверстником, чем со взрослым. Привлекательные качества взрослый обнаруживаетво взрослых делах и во взрослых отношениях, и поставить себя на его местоподростку еще трудно. И вообще взрослый – это образец, практически труднодосягаемый для подростка, а сверстник, особенно одноклассник, близок ему вомногих отношениях. Сверстник – это своего рода мерка, которая позволяетподростку оценить себя с учетом вполне реальных возможностей: ведь у другого,его сверстника, возможности такие же, только он лучше использует их, значит, нанего можно прямо равняться. Это очень важно, так как равняться прямо навзрослого подросток часто не в состоянии.
Таким образом, самооценка подросткаскладывается под влиянием сравнения себя со сверстниками, собственно сужденийсверстников и оценок взрослых.
С возрастом представление о себерасширяется и углубляется, возрастает самостоятельность в суждениях о себе.Младшие подростки видят разные свои недостатки, но у многих самооценкавозможностей завышена: они считают себя способными сделать то, что вдействительности сделать не могут. Многие пятиклассники еще не умеют правильнооценить уровень своих знаний и умений, а также увидеть, насколько труднастоящая перед ними задача: первое оценивается выше, второе – ниже того, чтоесть на самом деле. Это особенность ярко видна при решении разного родаматематических задач. Сообразительность – важный показатель в глазахподростков, важный показатель способности, поэтому в оценках и самооценках этосущественный критерий. Было обнаружено, что примерно у половины подростковсамооценка не совпадает с действительными результатами, причем в подавляющембольшинстве случаев она является завышенной. Наряду с этим было обнаружено, чтовзрослые – учителя и родители – склонны, напротив, занижать оценку возможностейподростков.

Особенности самооценки в старшем школьномвозрасте

Для самооценки десятиклассников характернытипично юношеские особенности — она относительно устойчива, высока,сравнительно бесконфликтна. Дети именно в это время отличаются оптимистичнымвзглядом на себя, свои воз­можности и не слишком тревожны.
В XI, выпускном классе ситуациястановится более напряженной. Жизненный выбор, который в прошлом году был доста­точноабстрактным, становится реальностью. Часть старшекласс­ников и в этой ситуациисохраняет «оптимистичную» самооценку. Она не слишком высока, в ней гармоничносоотносятся желания, притязания и оценка собственных возможностей. У другихстаршеклассников самооценка высока и глобальна — охватывает все стороны жизни;смешивается желаемое и реально достижимое.
Другая группа отличается,напротив, неуверенностью в себе, переживанием того разрыва между притязаниями ивозможностями, который ими ясно осознается. Их самооценка низка, конфликтна. Вэтой группе много девочек. В связи с изменениями в самооценке в XI классеповышается тревожность.
Несмотря на некоторыеколебания в уровнях самооценки и тре­вожности и разнообразие вариантовличностного развития, можно говорить об общей стабилизации личности в этотпериод, на­чавшейся с формирования образа своего «Я» на границе подростко­вогои старшего школьного возрастов.
Старшеклассники в боль­шейстепени принимают себя, чем подростки, их самоуважение в целом выше. Интенсивноразвивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлениемэмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным. Де­тив 16-17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдер­жанными,уравновешенными, чем в 11-15.

1.2.4 Причины обращения ксамооценке

 Седикидес (Sedikides, 1993, Sedikides&Strube, в печати) полагал, что существуют три мотива дляобращения к самооценке: понимание себя (поиск точных знаний о себе, равно какположительных, так и отрицательных), повышение собственной значимости (поискблагоприятных знаний о себе) и самопроверка (поиск истинных знаний о себе).
Если мы хотим получать толькоположительную информацию о себе следовательно наше самооценка легко повышаетсяс помощью внешних обстоятельств. Например, любое событие, которое создаетхорошее настроение, обычно повышает общий уровень самооценки. Мы чувствуем себяхорошо, и поэтому у нас возникают положительные чувства по отношению с себе (Esses,1989).Даже одежда, которая нам нравиться, может увеличивать уровень самооценки (Kwon,1994),таким образом, самооценку достаточно легко повысить экспериментальным образом,например, когда участникам исследования намеренно сообщается, что они хорошосправились с заданием, их уважение к себе повышается.
Люди с низким уровнем самооценки болеедругих склонны к самозащите (Wood и др.,1994). Они также хотят получать положительнуюинформацию и повышать самооценку, но лишь тогда, когда поиск этой информации несвязан с риском. Т.е. они проводят социальное сравнение только будучиуверенными в успехе. Люди с высоким уровнем самооценки стремятся к социальномусравнению даже с риском для себя.
Другой подход к объяснению причининтереса к самооценке связан с теорией управлением страхом, согласно которойвысокий уровень самооценки успокаивает открытый страх смерти. Теорияпредполагает, что основной мотив нашей жизни – избежать смерти и всего, что сней связано; сохранение высокого уровня самооценки является основным средством,к которому мы обращаемся, чтобы выполнить эту задачу[3]
 

1.3 Влияние самооценки на социометрический статусличности

В многочисленных публикациях на темусамооценки или поведения личности в коллективе, ее адаптации прямых указаний навзаимодействие, определенную обратно- или прямопропорциональную зависимостьсамооценки и социометрического статуса не было. Можно было сделать лишькосвенные выводы в подтверждение нашей гипотезы.
Так, общеизвестно, что хорошеевпечатление, в первую очередь, производят люди, хорошо одевающиеся и следящиеза своим внешним видом, что находит свое отражение в народной мудрости:«Встречают по одежке…». Однако человек, который не ценит себя высоко, несчитает себя достойным усилий, не позволит себе тратить время и деньги на стольничтожные занятия, как уход за собой (нелюбимым).  Немов пишет,  что одним изфактов, определенно влияющих на правильность восприятия людьми друг другаявляется эффект первичности. Суть его состоит в том, что первичное впечатлениео человеке, первая по порядку личностная информация, полученная о нем способныоказать сильное и достаточно устойчивое влияние на формирование образа. Иногдасоответствующее явление, обнаруженное в сфере влияния и оценки людьми другдруга мназывается «эффектом ореола». Если, например, первичное впечатление одругом человеке в силу сложившихся обстоятельств оказывается положительным, тона его основании в дальнейшем формируется положительный образ данного человека,который становится своеобразным фильтром (ореолом), пропускающим в сознаниевоспринимающего только ту информацию о воспринятом, которая согласуется спервым впечатлением (срабатывает закономерность когнитивного диссонанса). Инаоборот. И так происходит, по крайней мере на первых стадиях общения, то естьмы были уверены, что во всяком случае в экспериментальной группе А гипотезаподтвердится полностью, ведь на первичное о человеке впечатление влияют такиемелочи, как жесты, мимика, внешний вид, речь и поэтому при заниженнойсамооценке произвести на самом деле хорошее впечатление трудно, так как низкаясамооценка в первую очередь не дает человеку раскрыться как личности иреализовать свой потенциал. Кроме того, общаясь с человеком с низкойсамооценкой чувствует отношение того к себе на подсознательном уровне(опять-таки подсознательно улавливая мимику, жесты, интонации) и срабатываетэлементарный закон: «Зачем я буду покупать дороже, чем предлагают?», что внашем случае звучит приблизительно как «Зачем я буду прикладывать лишние усилияи относиться к человеку лучше, нежели он того ожидает?» Тем более, что люди снизкой самооценкой в основном и не стремятся к позиции лидера в коллективе.
Тем не менее, несмотря на всю логикутеории, на практике гипотеза о прямопропорциональной зависимости самооценки истатуса подтвердилась лишь частично. Так, у неформального лидера группы Асамооценка оказалось низкой (правда, уровень самооценки среди одногруппников –десятое место, то есть далеко не самая низкая самооценка в группе)  Среди людейсо средней самооценкой четыре из пяти оказались предпочитаемыми, пятый –принимаемым. В целом в группе 2 аутсайдера и оба с низкой самооценкой, но всеже не самой низкой по группе. В экспериментальной группе Б ситуация оказаласьеще более запутанной, то есть там можно говорить скорее не о высоком социометрическомстатусе людей с самой высокой по группе самооценкой, но о высокой степенивнимания группы к этим людям, так как они получили общее число выборов вышесреднего по группе. Самое же интересное, что, как видно из диаграмм«Зависимость», наблюдается определенного рода полярность: самой высокой (самаянизкая розовая точка) и самой низкой (vice versa)самооценкам соответствуют приблизительно одинаковые уровни рассматриваемыхпараметров (см приложение). Это наблюдение может дать почву для проведения следующихисследований.

2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Выбор методики

Для реализации целей исследования нами были выбраны несколько методик.
 Первая изних, методика диагностики межличностных отношений и межгрупповых отношений(социометрия) Дж. Морено выбрана не случайно. Целью применения данной методикибыло выявление «социометрических позиций», то есть соотносительного авторитетачленов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсахоказывается лидер группы и «отвергнутый».
Для измеренияуровня самооценки нами была использована
тестовая методика «Уровень самооценки».
2.1.2 Метод социометрическихизмерений (социометрия)
Термин социометрия означает измерениемежличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии известныйамериканский психиатр и социальный психолог Дж. Морено не случайно так назвалэтот метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж.Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристикикоторой во многом определяются не только целостными характеристиками группы, нои душевными составляющими человека.
Социометрическая техника применяется длядиагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения,улучшения, совершенствования. С помощью социометрии можно изучить типологиюсоциального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить осоциально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Вместе с официальной, или формальной,структурой общения, отражающей рационально, нормативнообязательную сторонучеловеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеетсяпсихологическая структура неофициального, или неформального, порядка,формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий.Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентацийучастников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценки и самооценки.Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, напримерструктуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства идр. Неформальная структура зависит от формирования структуры группы в тойстепени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместнойдеятельности, правилам ролевых взаимодействий. С помощью социометрии можнооценить это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповыеотношения в виде численных величин и графиков и таким образом получить ценнуюинформацию о состоянии группы.
Наиболее общей задачей социометрииявляется изучение неофициального структурного аспекта социальной группы ицарящей в ней психологической атмосферы[
2.1.2.1 Социометрическая процедура

Общая схема действий присоциометрическом исследовании заключается в следующем: после постановки задачисследования и выбора объектов измерений, формируется основная гипотеза иположения, касающиеся возможных критериев опроса членов группы. Здесь не можетбыть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Когдавопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточкуили предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязанотвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большейили меньшей склонности, предпочтению их по сравнению с другими, симпатий илинаоборот, антипатий.
В исследовании мы применялипараметрическую процедуру с ограниченным количеством выборов, чтобы снизитьвероятность случайного выбора. С психологической точки зрения, социометрическоеограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам.
В настоящее время принято считать, чтодля группы в 22-25 участников минимальная величина социометрических ограниченийдолжна выбираться в пределах 4-5  выборов.
Величины ограничения социометрическихвыборов представлены в  таблице 1.
Таблица 1Число членов группы Социометрическое ограничение Вероятность случайного выбора 5-7 1 0,2-0,14 8-11 2 0,25-0,18 12-16 3 0,25-0,19 17-21 4 0,23-0,19 22-26 5 0,22-0,19 27-31 6 0,22-0,19 32-36 7 0,21-0,19
Когда социометрические карточкизаполнены и собраны, начинается этап математической обработки. Простейшимиспособами количественной обработки являются табличный, графический ииндексологический.
2.1.2.2 Способы обработки материала

Вначале следует построить простейшуюсоциоматрицу. Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условныхобозначений.
Анализ социоматрицы по каждому критериюдает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут бытьпостроены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по несколькимкритериям.
Основное достоинство социоматрицы –возможность представить выборы в числовом виде. На основе социоматрицы строитсясоциограмма.
Социограмма – схематическое изображениереакции испытуемых друг на друга. Социограмма позволяет произвестисравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в производстве нанекоторой плоскости («щите») с помощью социальных знаков.
Социограмная техника являетсясущественным дополнением к табличному подходу в анализе социометрическогоматериала, ибо он дает возможности более глубокого качественного описания инаглядного представления групповых явлений.
Анализ социограммы начинается сотыскания центра, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар игруппировок.
Группировки состоят из взаимосвязанныхлиц, стремящихся выбрать друг друга.
Наиболее часто в социометрическихизмерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 иболее членов.
Различают также персональныесоциометрические индексы (ПСИ) и групповые социометрические индексы (ГСИ).Первые характеризуют индивидуальные свойства личности в роли члена группы.Вторые дают численные характеристики целостной социометрической конфигурациивыборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения. ОсновойПСИ является индекс социометрического статуса i-члена,эмоциональная экспансивность j-члена, объем интенсивности и концентрациявзаимодействия ij-члена.
Социометрическая методика проводитсягрупповым методом, ее проведение не требует временных затрат (до 15 минут) [16]
2.2 Выбор испытуемых
Эксперимент был проведен на базе двухгрупп. Первая группа, учащиеся старшего школьного возраста, представляют собойнедавно сформированный коллектив. Вторая группа образовалась сравнительно давно.Выбор групп обусловлен гипотезой, так как нам необходимо было проверить нетолько взаимосвязь самооценки и статуса, но и изменчивость показателей взависимости от длительности знакомства участников эксперимента.
В группах А и Б исследования нескольковарьированы для получения более разностороннего результата: в группе Аиспытуемые делали лишь положительный выбор, поэтому при обработке учитываетсяколичество положительных выборов данного человека и количество одностороннихвыборов, сделанных данным человеком, а в группе Б испытуемые делали какположительный, так и отрицательный выбор, что также получило свое отражение приподсчете результатов исследования.
 Пояснение к социоматрицам:

Список экспериментальной группы А:


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.